Виды креативности: Виды (типы) креативности — Студопедия

Виды (типы) креативности — Студопедия

Е.П. Торренс выделил наивную креативность, присущую детям в силу отсутствия у них опыта, который бы довлел над ними, и культурную креативность, суть которой в определении опыта, в сознательном стремлении уйти от стереотипов обыденного сознания, от шаблонов здравого смысла.

Ряд исследователей, например, Чиксентмихали, Фельдман с соавторами, Р. Стернберг и Т. Любарт, считают, что процесс креативности специфичен для разных сфер деятельности и знаний. В связи с этим различают интеллектуальную и художественную креативность, а также предпринимательскую креативность, которая отражает потребность создавать новый продукт, новые услуги для организации, на которые человек имеет право собственности.

В западной психологии различают так называемую большую и малую креативность. М. Боден перевел это в термины «исторической» и «личностной» креативности. Первая имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество, вторая относится к обыденной жизни и обыденным ситуациям (например, применение монеты для нарезки сыра, когда нет ножа).

Говорят также о коммуникативной креативности, под которой понимают проявление креативности при сотрудничестве с другими людьми в процессе творческой деятельности, способность мотивировать творчество других и способность аккумулировать творческий опыт других (Барышева Т.А., Жигалов Ю.А.).

Х. Гарднер описал семь видов интеллекта (одаренности), в которых «общая» креативность становится «специальной»:


1) лингвистический интеллект, основанный на чувствительности к смыслу слов и эффективной вербальной памяти;

2) логически-математический интеллект – способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами, символами, понятиями;

3) пространственный интеллект – способность воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, манипулировать объектами в уме;

4) телесно-кинестетический интеллект – способность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде;

5) музыкальный интеллект – способность исполнять, сочинять и воспринимать эмоциональную музыку;

6) интраперсональный интеллект – способность понимать и опознавать собственные чувства;

7) интерперсональный интеллект – способность замечать и различать темперамент, мотивы и намерения других людей.


Часто эти виды интеллекта сочетаются. Существование многих видов креативного процесса в зависимости от сферы приложения доказано экспериментально во многих исследованиях.

Кроме того, выделяют когнитивную и личностную креативность. Когнитивная креативность включает в себя вербальную и невербальную (образную) креативность.

А. Маслоу разделяет креативность на два вида: креативность таланта и креативность самоактуализации. Он пишет, что последняя распространена гораздо более широко и имеет более тесную связь с личностью, появляясь в повседневной жизни не только в великих и очевидных продуктах творчества, но и многочисленными другими способами, например, в своеобразном чувстве юмора, склонности что-либо делать творчески. А. Маслоу описывает составляющие креативности самоактуализации: восприятие, самовыражение, «вторая наивность», влечение к неизведанному.

Восприятие у людей с креативной самоактуализацией обладает особой восприимчивостью, незашоренностью. Люди с такой восприимчивостью способны видеть новое, специфическое, имеют свежий взгляд. Вследствие этого они живую гораздо более в реальном мире природы, чем в условном мире концепций, абстракций, убеждений и стереотипов, которые обычные люди склонны смешивать с реальным миром.

Самовыражение. Креативная самоактуализация выражается в спонтанности и экспрессивности людей. Эти люди ведут себя естественно и раскованно, открыто выражают свои мысли и побуждения, не боясь насмешек со стороны.

«Вторая наивность». Креативность самоактуализирующихся людей похожа на креативность всех счастливых и не испытывающих беспокойства детей. «Вторая наивность» появляется спонтанно, без всяких усилий, без привязки к стереотипам и клише. Они, как и дети, открыты переживаниям, только в меньшей степени. Невинность их восприятия и экспрессивности сочетается с изощренностью ума. Это врожденная особенность, которая не была подавлена по мере приобщения человека к культурным нормам.

Влечение к неизведанному. Самоактуализирующиеся люди мало опасаются неизвестности, таинственности, загадочности. Наоборот, неизвестность притягивает их. Они не испытывают пристрастия к знакомым, хорошо известным вещам, а их стремление к истине не имеет ничего общего с гипертрофированной потребностью в порядке, определенности и безопасности. Они хорошо чувствуют себя в хаосе, демонстрирую нерешительность, сомнения, неопределенность. Сомнения в сочетании с откладыванием принятия решения, столь неприятные для большинства людей, для некоторых самоактуализированных креативов могут означать не психологический спад, а, наоборот, подъем.

А. Маслоу выделял в креативности самоактуализирующихся людей два уровня – первичный и вторичный. Первичный уровень – это непроизвольная креативность, связанная с озарением, вдохновением, пиковыми переживаниями. Вторичный уровень – произвольный, связанный с тяжелым трудом, длительным обучением, стремлением к совершенству.

Креативность, при которой задействуются оба типа процессов в правильной последовательности, А. Маслоу называет «интегрированной креативностью». Благодаря интегрированной креативности появляются великие произведения искусства, философии, науки.

И.Б. Дерманова и М.А. Крылова выделили такие виды креативности, как: невербальную, вербально-семантическую, вербально-ассоциативную и креативность как творческое отношение к жизни и установили, что все они не коррелируют друг с другом.

Существуют также работы, посвященные эмоциональной креативности как отдельному виду креативности (Averill, Thomas-Knowls).

Типы креативности. Творческая личность. Как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности

Типы креативности

ISTJ (интроверт, сенсорик, логик, рационал) – Организатор. От человека такого типа следует ожидать проявления строгости, объективности, реалистичности и стремления следовать традициям. Он нацелен на решение проблем сегодняшнего дня с помощью испытанных на практике и доказавших свою успешность методов.

ISFJ (интроверт, сенсорик, этик, рационал) – Помощник. Креативность ISFJ неотделима от его личностных ценностей. Он сосредоточен на решении сегодняшних проблем и делает это прагматично, благодаря своей цепкой памяти, впитывающей как губка успешные методики, сработавшие в прошлом.

INTJ (интроверт, интуит, логик, рационал) – Провидец. Он похож на сказочного волшебника, который всем заведует и управляет из-за кулис. При этом у него всегда имеется готовый план на случай непредвиденных обстоятельств.

INFJ (интроверт, интуит, этик, рационал) – Вдохновитель. Визионер-созерцатель, чей стиль креативности формируется под воздействием его способности видеть возможности, заложенные в людях.

ISTP (интроверт, сенсорик, логик, иррационал) – Мастер. Быстро схватывает ситуацию, мигом оценивает ресурсы и предпринимает неотложные действия.

ISFP (интроверт, сенсорик, этик, иррационал) – Придумщик. Человек этого типа вдумчив и при этом деятелен, во всем стремится к установлению гармонии. Вдохновение черпает из глубокой эмоциональности и внутренней страстности, но выразить эти качества ему сложно, если он не владеет необходимыми навыками.

INTP (интроверт, интуит, логик, иррационал) – Аналитик. Его ум отличается теоретичностью, гибкостью и подвижностью. Быстро адаптируется к ситуации и будущим потребностям. Исключительно независим и предпочитает работать в одиночку.

INFP (интроверт, интуит, этик, иррационал) –

Созерцатель. У него живое воображение, поэтическая натура, и многое, что он делает, несет на себе отпечаток автобиографичности. Неисчерпаемый источник идей. Как руководитель строго придерживается своих принципов и ценностей.

ESTJ (экстраверт, сенсорик, логик, рационал) – Реалист. Исключительно изобретателен в решении проблем, возникающих в реальной жизни, при этом решения его практичны, элегантны и разумны.

ESFJ (экстраверт, сенсорик, этик, рационал) – Учитель. Этот человек – традиционалист. Он организован и любит людей. Свою креативность проявляет в рамках установленных правил и в соответствии со своими ценностями.

ENTJ (экстраверт, интуит, логик, рационал) – Командир. Его креативность направлена прежде всего на реализацию планов и достижение стратегических целей, что в конечном счете позволяет ему стать лидером почти во всех сферах.

ENFJ (экстраверт, интуит, этик, рационал) – Увещеватель. Он предпочитает быть среди людей, так как аудитория заряжает его энергией. Его креативность обычно имеет неосязаемый характер. Часто она основывается на некоей идеологии и выражается через истории, которые люди этого типа любят рассказывать.

ESTP (экстраверт, сенсорик, логик, иррационал) – Непоседа. Осмотрительно подмечает все факты в конкретных обстоятельствах, объективно оценивает ситуацию и реагирует мгновенно, причем все это – буквально на лету.

ESFP (экстраверт, сенсорик, этик, иррационал) – Аниматор. Люди такого типа активы, глубоко эмоциональны, полны энтузиазма и умеют вдохновлять других. Они суперсенсорики, впитывающие в себя информацию об окружающей среде с помощью всех пяти органов чувств.

ENTP (экстраверт, интуит, логик, иррационал) – Изобретатель. Он нацелен на разрешение неразрешимого. Находчив. Любит технику. Неустанно стремится к накоплению новых знаний и повышению своей компетентности.

ENFP (экстраверт, интуит, этик, иррационал) – Медиатор. Его креативность проявляется в умении понимать людей. Он настроен на сотрудничество и способен мотивировать друзей и членов команды на полную самоотдачу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

7.4. Виды (типы) креативности

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

ние и беспокойство, что уменьшает ригидность мышления и повышает способность связывать и объединять разнородный материал (Isen et al., 1987).

Способность к импровизации. Импровизация, о которой речь уже шла выше в главе 1, осуществляется без предварительной подготовки на основе сиюминутно возникающей ассоциации и выражается в парадоксальной мысли, оригинальном ходе, интуитивном возникновении идеи. Способность к импровизации – это интегральная творческая способность, базирующаяся на высокой лабильности нервных процессов, воображении (преобразовании представлений), пластичности, гибкости, беглости мышления, памяти (манипуляции эталонными блоками), интуиции.

Синестезия. Синестезия буквально означает «синтезирование чувств», состояние, при котором ощущение одной модальности (например, слушание музыки) вызывает ощущение другой модальности (например, цветоощущение). Цветным слухом обладали многие выдающиеся музыканты (Моцарт, Бетховен, Вагнер, Римский-Корсаков, Шуман, Скрябин, Асафьев).

Р. Дилтс (2003) относит синестезию к базовым креативным процессам, а создание в творческой деятельности «мультисенсорных карт» проблемного пространства рассматривает как один из способов развития и управления креативностью.

Широкий фокус внимания. В ряде работ было выявлено, что широкий фокус внимания является причиной более высокой склонности индивида оценивать и творчески комби-

нировать разнородные идеи (Kasof, 1997; Friedman et al., 2003; Howard-Jones, Murray, 2003).

При этом внимание трактуется как состояние когнитивной системы, при котором активированы определенные узлы семантической сети. При узком фокусе внимания активируется небольшое количество узлов, при широком – активировано большее число удаленных узлов, но с меньшей силой. Отсюда: большая творческая продуктивность является следствием активации более обширных участков когнитивной сети. На модель распределенного внимания Дж. Мендельсона и ассоциативной модели креативности С. Медника в понимании творчества и креативности опирается и К. Мартиндейл (Martindale, 1995).

П. Торренс (Torrance, 1974b) выделяет наивную креативность, присущую детям в силу отсутствия у них опыта, который бы довлел над ними, и культурную креативность, суть которой в преодолении опыта, «в сознательном стремлении уйти от стереотипов обыденного сознания, от шаблонов здравого смысла» (с. 77).

Ряд исследователей, например Чикчентмихали (Csikszentmichalyi, 1988), Фельдман с соавторами (Feldman et al., 1994), Стернберг и Лубарт (Sternberg, Lubart, 1995), считают, что процесс креативности специфичен для разных сфер деятельности и знаний. В связи с этим различают интеллектуальную и художественную креативность, а также предпринимательскую креативность, которая отражает потребность создавать новый продукт, новые услуги или организации, на которые человек имеет право собственности.

В западной психологии различают так называемую большую и малую креативность (Li, 1997). М. Боден (Boden, 1992) перевел это в термины «исторической» и «личностной» креативности. Первая имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество, вторая относится к обыденной жизни и обыденным ситуациям (например, применение монеты для нарезки сыра, когда нет ножа).

Говорят также о коммуникативной креативности, под которой понимают проявление креативности при сотрудничестве с другими людьми в процессе творческой деятельности, способность мотивировать творчество других и способность аккумулировать творческий опыт других (Барышева Т. А., Жигалов Ю. А., 2006). Некоторым подтверждением специ-

7.4. Виды (типы) креативности

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

ние и беспокойство, что уменьшает ригидность мышления и повышает способность связывать и объединять разнородный материал (Isen et al., 1987).

Способность к импровизации. Импровизация, о которой речь уже шла выше в главе 1, осуществляется без предварительной подготовки на основе сиюминутно возникающей ассоциации и выражается в парадоксальной мысли, оригинальном ходе, интуитивном возникновении идеи. Способность к импровизации – это интегральная творческая способность, базирующаяся на высокой лабильности нервных процессов, воображении (преобразовании представлений), пластичности, гибкости, беглости мышления, памяти (манипуляции эталонными блоками), интуиции.

Синестезия. Синестезия буквально означает «синтезирование чувств», состояние, при котором ощущение одной модальности (например, слушание музыки) вызывает ощущение другой модальности (например, цветоощущение). Цветным слухом обладали многие выдающиеся музыканты (Моцарт, Бетховен, Вагнер, Римский-Корсаков, Шуман, Скрябин, Асафьев).

Р. Дилтс (2003) относит синестезию к базовым креативным процессам, а создание в творческой деятельности «мультисенсорных карт» проблемного пространства рассматривает как один из способов развития и управления креативностью.

Широкий фокус внимания. В ряде работ было выявлено, что широкий фокус внимания является причиной более высокой склонности индивида оценивать и творчески комби-

нировать разнородные идеи (Kasof, 1997; Friedman et al., 2003; Howard-Jones, Murray, 2003).

При этом внимание трактуется как состояние когнитивной системы, при котором активированы определенные узлы семантической сети. При узком фокусе внимания активируется небольшое количество узлов, при широком – активировано большее число удаленных узлов, но с меньшей силой. Отсюда: большая творческая продуктивность является следствием активации более обширных участков когнитивной сети. На модель распределенного внимания Дж. Мендельсона и ассоциативной модели креативности С. Медника в понимании творчества и креативности опирается и К. Мартиндейл (Martindale, 1995).

П. Торренс (Torrance, 1974b) выделяет наивную креативность, присущую детям в силу отсутствия у них опыта, который бы довлел над ними, и культурную креативность, суть которой в преодолении опыта, «в сознательном стремлении уйти от стереотипов обыденного сознания, от шаблонов здравого смысла» (с. 77).

Ряд исследователей, например Чикчентмихали (Csikszentmichalyi, 1988), Фельдман с соавторами (Feldman et al., 1994), Стернберг и Лубарт (Sternberg, Lubart, 1995), считают, что процесс креативности специфичен для разных сфер деятельности и знаний. В связи с этим различают интеллектуальную и художественную креативность, а также предпринимательскую креативность, которая отражает потребность создавать новый продукт, новые услуги или организации, на которые человек имеет право собственности.

В западной психологии различают так называемую большую и малую креативность (Li, 1997). М. Боден (Boden, 1992) перевел это в термины «исторической» и «личностной» креативности. Первая имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество, вторая относится к обыденной жизни и обыденным ситуациям (например, применение монеты для нарезки сыра, когда нет ножа).

Говорят также о коммуникативной креативности, под которой понимают проявление креативности при сотрудничестве с другими людьми в процессе творческой деятельности, способность мотивировать творчество других и способность аккумулировать творческий опыт других (Барышева Т. А., Жигалов Ю. А., 2006). Некоторым подтверждением специ-

что это такое, как измерить и повысить свой потенциал / Хабр

Часть 1. Что такое креативное мышление и как его измерить

Креативное мышление считается одним из ключевых навыков XXI века. О важности его развития говорят все просвещённые люди. Увы, они не говорят о том, как оценить свою креативность и можно ли её повысить. Мой пост — попытка дать ответы на эти вопросы, используя достижения современной науки.

Для начала нужно понять, а что такое креативное мышление. Мне понравилось следующее определение: креативное мышление — это создание необычных и хороших решений исходной проблемы. Это определение разбивает процесс креативного мышления на два этапа:


  1. создание необычных решений
  2. выбор достаточно хороших решений, чтобы справиться с проблемой

По такому принципу выделяют два типа креативного мышления:


  1. дивергентное — способность придумать несколько решений для одной и той же задачи
  2. конвергентное — способность выбрать наиболее оптимальный способ решения из имеющихся

Основной способ измерить работу дивергентного мышления: дать задачу на придумывание способов применения предметов. Например, “придумайте как можно больше способов использования кирпича”. Если вы читали книгу Гарри Поттер и методы рационального мышления, то можете вспомнить следующий эпизод. В главе 16 “Нестандартное мышление” профессор Квиррел просит Гарри придумать десять необычных способов применения предметов в учебной комнате для ведения боя. Это стандартное задание на проверку работы дивергентного мышления, которое предложил известный психолог Джой Пол Гилфорд, создатель модели структуры интеллекта.

Результаты оцениваются по следующим 4-м критериям:


  1. Гибкость — количество уникальных категорий использования. Использование кирпича как орудия убийства или способ отправить человека в бессознательное состояние засчитаются как одна категория использования. А вот использование кирпича как утюга попадёт в новую категорию.
  2. Новизна — оригинальность использования. Этот параметр измеряется двумя способами: субъективным и объективным. Субъективный метод довольно прост: каждый из проверяющих ставит оценку от 1 до 5, исходя из своих собственных представлений и опыта. Как ни странно, такой метод имеет широкое научное валидирование. Объективный метод — проверяющие выписывают, сколько раз участники предложили использовать предмет определённым способом. Например, кирпич как орудие убийства. А дальше считают относительную новизну предложенного варианта.
  3. Полезность — практичность в использовании. Здесь всё довольно просто. Если вы можете использовать предложенные идеи в реальной жизни, то у них высокая оценка полезности. Вы вряд ли будете использовать кирпич в качестве утюга. Как орудие убийства кирпич можно использовать, если для жертвы это станет неожиданностью. А как замену табуретки — очень вероятно, что вы так уже делали хотя бы раз в жизни. Профессор Квиррел упрекал Гарри именно в низкой полезности предлагаемых им идей.
  4. Беглость (fluency) — общее количество неповторяющихся вариантов. Если вы написали “использовать кирпич как подставку для ног” и “использовать кирпич как табуретку”, то два варианта засчитаются как один.

Работу конвергентного мышления проверяют с помощью теста вербальной креативности Медника (RAT test). Вам предлагается тройка слов. Задача: подобрать четвёртое слово, которое будет объединять остальные три. Например, слова “гражданская”, “великая” и “мировая” объединяет слово “война”. В оригинальном тестировании часто используются слова разных частей речи: прилагательное, существительное, наречие и т.д.

Другой способ — решение визуальных инсайт-пазлов. Классическая задача: соединить девять точек, используя 4-е прямых линии, не отрывая карандаш от бумаги. Попробуйте решить эту задачу самостоятельно. Чтобы не обламывать кайфа тем, кто сначала скроллит всю статью перед прочтением, я не буду давать правильный ответ на задачу. Его довольно легко найти в Интернете.


Часть 2. Как повысить свой креативный потенциал

У каждого из нас разная способность придумывать креативные решения. К счастью, эту способность можно улучшить. Существуют два основных пути:


  1. изменение окружающей среды
  2. применение специальных техник

Я поделюсь несколькими принципами по работе со средой, которые использую сам и имеют научное подтверждение. На тему специальных техник написано несколько толковых книжек. Поделюсь списком в конце статьи.

Что может повысить креативный потенциал:

1. Переключения между задачами

Вы наверняка слышали историю про Архимеда, который придумал решение задачи, сидя в ванной. Про Ньютона, который сделал своё открытие, сидя в саду под яблоней. Про Эйнштейна, любившего играть на скрипке в перерывах между размышлениями. Все эти личности занимались процессом, который в науке принято называть mind wandering — блужданием ума.

Блуждание ума считается важным процессом в креативном мышлении. Этот процесс позволяет найти нетривиальные связи между идеями. Противоположным ему считают cognitive fixation — процесс, когда вы буквально зациклились на выбранном решении проблемы, не видите альтернативных подходов.

Само креативное мышление принято разделять на два вида: дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление — способность найти несколько решений для одной и той же задачи. Конвергентное мышление — выбрать из этих решений самое эффективное.

Исследование 2017 года показало, что переключения между задачами способны снизить cognitive fixations и повысить эффективность обоих типов креативного мышления. Причём для конвергентного мышления эффект был сильнее.

Испытуемых разбили на три группы. У каждой из групп было по 12 минут на выполнение задания. Первая группа должна была переключаться между задачами каждые 30 секунд. Вторая работала в комфортном ей режиме. Третья должна была работать 6 минут без переключений над первой задачей, затем 6 минут над второй задачей.

Первая группа справилась с заданием значительно лучше двух других. Что интересно, вторая группа показала такой же результат, как и третья. То есть инстинктивно мы выбираем неэффективную стратегию работы над креативными задачами.

2. Придумывать идеи в одиночестве, обсуждать коллективно

При работе над новым продуктом приходится устраивать коллективные мозговые штурмы. Увы, эти встречи не всегда заканчиваются результативно.

Мне сразу вспоминается мультик про Винни-Пуха, где Винни говорит: «Это какие-то неправильные пчёлы, и они делают неправильный мёд». Так и с мозговым штурмом: он какой-то неправильный. Остаётся осадок после встречи, что ничего нового ты не узнал и потратил время впустую.

Наука и здесь подсказала способ решить проблему. Эффективность мозгового штурма можно повысить, если попросить каждого из участников придумать несколько вариантов решения проблемы в одиночестве. А совместную встречу использовать не для генерации вариантов, а для выбора самых лучших из общего списка. Такое простое решение повысило «новизну» предлагаемых решений.

Почему это сработало: групповая работа склоняет человека к принятию конформных решений и возникновению cognitive fixation. Это тенденция излишне фокусироваться на одном единственном решении. Во время групповой работы участники начинали раскручивать уже имеющиеся идеи, вместо поиска принципиально новых решений.

3. Музыка

Исследователи решили посмотреть, как музыка разных типов будет влиять на креативное мышление. Они подобрали четыре режима музыки: спокойную, счастливую, печальную и тревожную. Контрольная группа работала в тишине.

Работу дивергентного мышления тестировали с помощью задания «придумайте как можно больше способов использования кирпича». А работу конвергентного мышления — через тест вербальной креативности на поиск связующего слова для трёх других.

Оказалось, что счастливая музыка повышала эффективность дивергентного мышления и почти никак не влияла на конвергентное. Увы, по остальным типам музыки не нашёл результаты влияния на креативность. Если найдёте, буду очень рад и добавлю в статью.

Здесь можете найти оригинальные композиции из исследования.

4. Юмор

Дивергентный тип мышления напрямую зависит от текущего эмоционального состояния. Первый способ поднять настроение — послушать счастливую музыку. Второй способ — юмор.

Спонтанные шутки расслабляют человека и включают рассеянное внимание вместо сфокусированного. Это способствует возникновению неочевидных связей между разными идеями. Получившиеся решения отличаются новизной и оригинальностью.

Юмор положительно влияет не только на качество самих решений, но и на их количество. В исследовании MIT импровизационные комики придумали на 20% больше идей и на 25% более креативные решения, чем профессиональные продуктовые дизайнеры.

У профессиональных импровизаторов можно многому научиться. Так и вышло с участниками эксперимента в MIT. Испытуемые, которые прошли специальный воркшоп, на 37% лучше справились с заданием, чем до прохождения тренинга.

Один из самых эффективных приёмов в импровизационной комедии — “Да, и”. Задача: продолжить историю за партнёром так, чтобы она не потеряла интерес. Вы должны одновременно соглашаться с предыдущим партнёром и давать зацепку для следующего, чтобы он тоже мог интересно продолжить историю.

5. Воспроизведение идей (recall)

За воспроизведение информации и создание новых идей отвечает одна и та же зона мозга. Одна из выгод воспроизведения: создание ассоциативных связей с другими идеями. Воспроизведение информации создаёт больший потенциал для рождения новых идей.

По своей сути креативное мышление — это соединение двух обычных объектов необычным способом. Воспроизведение помещает информацию из долговременной в рабочую и позволяет производить активные мыслительные операции. Так вы можете соединить старую информацию с только что изученной и получить новое решение.

Я активно использую эту методику с помощью личного дневника. Выписываю на бумагу любую мысль, которая пришла в голову. За полтора месяца активного использования техники придумал идеи для 15-ти проектов, которые хочу реализовать в будущем. Я положительно оцениваю полезность этих идей.


Часть 3. Какие книги почитать

Тут буду краток. В сети полно отзывов и обзоров на эти книги. Некоторые я уже прочитал и активно внедряю техники оттуда, другие ждут своей очереди.

Василий Лебедев. CRAFT
Майкл Микалко. Рисовый штурм
Майкл Микалко. Взлом креатива
Эдвард де Боно. Гениально
Генрих Альтшуллер. Найти идею
Марк Леви. Гениальность на заказ
Дейв Грей. Лиминальное мышление
Джулия Кэмерон. Путь художника
Гарет Мур. Латеральная логика

Читайте книги, применяйте техники на практике и используйте их для создания креативных решений.

Надеюсь, эта статья приоткрыла завесу тайны над понятием “креативное мышление”. В своём канале в телеграм я пишу про обучение, развитие когнитивных функций и работу с информацией. Буду рад видеть всех заинтересованных людей.

7.4. Виды (типы) креативности

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

ние и беспокойство, что уменьшает ригидность мышления и повышает способность связывать и объединять разнородный материал (Isen et al., 1987).

Способность к импровизации. Импровизация, о которой речь уже шла выше в главе 1, осуществляется без предварительной подготовки на основе сиюминутно возникающей ассоциации и выражается в парадоксальной мысли, оригинальном ходе, интуитивном возникновении идеи. Способность к импровизации – это интегральная творческая способность, базирующаяся на высокой лабильности нервных процессов, воображении (преобразовании представлений), пластичности, гибкости, беглости мышления, памяти (манипуляции эталонными блоками), интуиции.

Синестезия. Синестезия буквально означает «синтезирование чувств», состояние, при котором ощущение одной модальности (например, слушание музыки) вызывает ощущение другой модальности (например, цветоощущение). Цветным слухом обладали многие выдающиеся музыканты (Моцарт, Бетховен, Вагнер, Римский-Корсаков, Шуман, Скрябин, Асафьев).

Р. Дилтс (2003) относит синестезию к базовым креативным процессам, а создание в творческой деятельности «мультисенсорных карт» проблемного пространства рассматривает как один из способов развития и управления креативностью.

Широкий фокус внимания. В ряде работ было выявлено, что широкий фокус внимания является причиной более высокой склонности индивида оценивать и творчески комби-

нировать разнородные идеи (Kasof, 1997; Friedman et al., 2003; Howard-Jones, Murray, 2003).

При этом внимание трактуется как состояние когнитивной системы, при котором активированы определенные узлы семантической сети. При узком фокусе внимания активируется небольшое количество узлов, при широком – активировано большее число удаленных узлов, но с меньшей силой. Отсюда: большая творческая продуктивность является следствием активации более обширных участков когнитивной сети. На модель распределенного внимания Дж. Мендельсона и ассоциативной модели креативности С. Медника в понимании творчества и креативности опирается и К. Мартиндейл (Martindale, 1995).

П. Торренс (Torrance, 1974b) выделяет наивную креативность, присущую детям в силу отсутствия у них опыта, который бы довлел над ними, и культурную креативность, суть которой в преодолении опыта, «в сознательном стремлении уйти от стереотипов обыденного сознания, от шаблонов здравого смысла» (с. 77).

Ряд исследователей, например Чикчентмихали (Csikszentmichalyi, 1988), Фельдман с соавторами (Feldman et al., 1994), Стернберг и Лубарт (Sternberg, Lubart, 1995), считают, что процесс креативности специфичен для разных сфер деятельности и знаний. В связи с этим различают интеллектуальную и художественную креативность, а также предпринимательскую креативность, которая отражает потребность создавать новый продукт, новые услуги или организации, на которые человек имеет право собственности.

В западной психологии различают так называемую большую и малую креативность (Li, 1997). М. Боден (Boden, 1992) перевел это в термины «исторической» и «личностной» креативности. Первая имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество, вторая относится к обыденной жизни и обыденным ситуациям (например, применение монеты для нарезки сыра, когда нет ножа).

Говорят также о коммуникативной креативности, под которой понимают проявление креативности при сотрудничестве с другими людьми в процессе творческой деятельности, способность мотивировать творчество других и способность аккумулировать творческий опыт других (Барышева Т. А., Жигалов Ю. А., 2006). Некоторым подтверждением специ-

что это такое, упражнения, книги и тренинги

Определение креативности

Креативность — это умение осуществлять спонтанные и неожиданные решения, опираясь на существующие знания и опыт. Креативность помогает человеку создавать что-то новое, использую творческий потенциал человека.

Посмотреть 2 других определения креативности можно в конце этой статьи.

Дальше мы рассмотрим примеры креативности из жизни, ответим на вопрос «как стать креативным» и как развить это качество самостоятельно с помощью книг, упражнений и тренингов.

Что такое креативность

Креативность — способность искать уникальные пути решения проблем, нахождение неординарных выходов из ситуаций.

Умение совершать поступки вопреки установленным правилам и шаблонам, выходить за рамки привычного в разных сферах жизни: на работе, дома или у друзей, также это думать не так как остальные, то есть «нетипично».

Быть креативным— значит быть смелым: высказывать точку зрения, не боясь быть отвергнутым, и доказать ее. Быть независимым от мнения окружающих людей и уверенным в себе.

Креативный человек хорошо ладит с окружающими, с ним интересно и он умеет абстрагироваться. Как правило, креативные люди — оптимисты.

Креативность — сочетание трех личностных качеств: волевые, эмоциональные и когнитивные.

Составляющая креативности:

 1. Волевой компонент.

Волевой компонент отвечает за упорство и настойчивость. Ведь креативные идеи — это отлично, но кто их будет выполнять? Нужно воплощать в жизнь задумки, а для этого требуется способность, и желание идти к успеху.

Качества, которые необходимы для реализации идей:

    • Упорство;
    • Настойчивость;
    • Самостоятельность;
    • Уверенность в себе;
    • Решительность;
    • Смелость.

 2. Эмоциональный компонент.

Эмоциональность поддерживает активность креативных людей, делает жизнь яркой и выделяет из толпы.  Креативность — это взгляд на мир под другим углом, хорошо развитое воображение и творческое мышление. Вот некоторые эмоциональные особенности, присущие творческим и креативным людям: 

    • Отстаивание точки зрения;
    • Активная жизненная позиция;
    • Использование творчества как лекарство с унынием, грустью и плохим настроением;
    • Принятие себя и мира;
    • Сильные и яркие эмоции;
    • Позитивный настрой;
    • Высокий эмоциональный тонус.

Но не забывайте, что постоянный накал эмоций создает «выгорание». Из-за этого человек впадает в депрессию или апатию. Поэтому задумайтесь о том, как снимать высокое эмоциональное напряжение, без вреда самому себе. 

 3. Когнитивный компонент. 

Когнитивный компонент в развитии креативности занимает особое место: когнитивная составляющая включает в себя познавательные процессы. К ним относят: творческое мышление, воображение, восприятие, внимание и память. 

1) Творческое мышление.

Творческое мышление заключается в нелинейности. Логическое мышление устроено по-другому: строгое, упорядоченное и однонаправленное.

Принимать неординарные решения и предлагать различные варианты решений творческим людям помогает ряд особенностей:

        • Дивергентность. Заключается в поисках множества различных путей решения для одних и тех же проблем. 
        • Оперативность. Способность быстро реагировать на окружающую действительность и высокая скорость мышления. 
        • Образность. Рождение образов, из которых потом воплощаются новые идеи. 
        • Гибкость. Повышение эффективности мышления путем поисков ответов в разных областях знаний, также способность быстро переключаться от одной задачи к другой. 
        • Ассоциативность. Создавание связи между информацией и знаниями, появление новых образов и идей. 
        • Оригинальность. Нахождение новых, до этого никому неведанных, различных идей.
  •     2) Воображение.

Воображение — способность человека к неожиданному созданию и построению образа. Также основа творчества. С хорошим воображение человек создает образы, представления и идеи, которые наделены оригинальностью. 

3) Восприятие, внимание, память

Эти процессы отвечают за получение и сохранение информации. Благодаря восприятию, креативный человек видет мир иначе других, например, замечает малейшие детали.

У творческих людей высокая чувствительность к внешним раздражителям и воздействиям. Они чувствуют настроение людей, улавливают любой звук и видят тысячи различных оттенков. 

Главная отличительная черта креативов — способность идти дальше, несмотря на трудности. Также огромное желание добиться своего любыми неординарным способами.

Примеры креативности в жизни

  1. Произошла неожиданная ситуация: сломался, например, стол. Многие люди не станут задумываться и отнесут стол на помойку. Однако креативный человек сможет из стола сделать себе новую универсальную и уникальную часть мебели. Таким образом, можно избежать новой покупки, и также порадовать себя новой идеей и реализацией этой идеи. 
  2. Создание рекламы. Для работы PR-менеджера требуется качество — креативность. Для рекламы есть критерии: информирование, убеждение и напоминание. Креативность поможет грамотно подойти к вопросу убеждения и напоминания. 

Как и в чем проявляется креативность

  • Восприятие мира. Креативные люди воспринимают мир иначе других. Они вдохновляются любовью ко всему, что их окружает. 
  • Деятельность. Креативность дарит людям неспокойность в хорошем смысле: они любят постоянно создавать новое, придумывать идеи и искать занятия. 
  • Чувствительность. Креативные люди более чувствительны к любым воздействиям. Они чувствуют изменения в окружающей действительности, например, для них мир красочнее, так как они видят множество различных оттенков, или изменения тональности звуков.
  • Мышление. У креативных людей мышление отличается — оно у них разнонаправленное. Также они готовы к новым знаниям.  
  • Смекалка. Благодаря креативности, люди могут быстрее и эффективнее выкручиваться из неудачливых ситуаций

% PDF-1.4 % 483 0 объект > endobj Xref 483 796 0000000016 00000 н. 0000017846 00000 п. 0000018056 00000 п. 0000018100 00000 п. 0000018136 00000 п. 0000028073 00000 п. 0000028288 00000 п. 0000028435 00000 п. 0000028571 00000 п. 0000028718 00000 п. 0000028851 00000 п. 0000028997 00000 п. 0000029133 00000 п. 0000029282 00000 п. 0000029418 00000 п. 0000029567 00000 п. 0000029703 00000 п. 0000029852 00000 п. 0000029987 00000 н. 0000030133 00000 п. 0000030265 00000 п. 0000030412 00000 п. 0000030547 00000 п. 0000030694 00000 п. 0000030828 00000 п. 0000030975 00000 п. 0000031111 00000 п. 0000031258 00000 п. 0000031394 00000 п. 0000031541 00000 п. 0000031677 00000 п. 0000031824 00000 п. 0000031960 00000 п. 0000032107 00000 п. 0000032243 00000 п. 0000032389 00000 п. 0000032525 00000 п. 0000032672 00000 п. 0000032804 00000 п. 0000032951 00000 п. 0000033085 00000 п. 0000033230 00000 н. 0000033364 00000 п. 0000033511 00000 п. 0000033645 00000 п. 0000033792 00000 п. 0000033959 00000 п. 0000034106 00000 п. 0000034480 00000 п. 0000034517 00000 п. 0000034620 00000 п. 0000046074 00000 п. 0000055170 00000 п. 0000062964 00000 п. 0000069754 00000 п. 0000076802 00000 п. 0000083416 00000 п. 0000083609 00000 п. 0000084005 00000 п. 0000084435 00000 п. 0000084602 00000 п. 0000084792 00000 п. 0000085534 00000 п. 0000085928 00000 п. 0000086342 00000 п. 0000086794 00000 п. 0000086982 00000 п. 0000087389 00000 п. 0000087593 00000 п. 0000087783 00000 п. 0000087990 00000 п. 0000088181 00000 п. 0000088722 00000 п. 0000088851 00000 п. 0000089043 00000 п. 0000095102 00000 п. 0000107310 00000 п. 0000112666 00000 н. 0000123153 00000 н. 0000123414 00000 н. 0000124007 00000 н. 0000126966 00000 н. 0000129659 00000 н. 0000132583 00000 н. 0000140763 00000 н. 0000142817 00000 н. 0000143004 00000 п. 0000143928 00000 н. 0000144107 00000 н. 0000144451 00000 п. 0000144635 00000 н. 0000145159 00000 н. 0000145266 00000 н. 0000148538 00000 п. 0000148577 00000 н. 0000149255 00000 н. 0000149408 00000 п. 0000149695 00000 н. 0000149842 00000 н. 0000150453 00000 п. 0000150604 00000 н. 0000150756 00000 н. 0000151354 00000 н. 0000151507 00000 н. 0000152110 00000 н. 0000152262 00000 н. 0000152415 00000 н. 0000152568 00000 н. 0000152721 00000 н. 0000152873 00000 н. 0000153026 00000 н. 0000153178 00000 н. 0000153331 00000 н. 0000153484 00000 н. 0000153635 00000 н. 0000153788 00000 н. 0000153940 00000 н. 0000154093 00000 н. 0000154246 00000 н. 0000154399 00000 н. 0000154552 00000 н. 0000154705 00000 н. 0000154857 00000 н. 0000155010 00000 н. 0000155163 00000 н. 0000155315 00000 н. 0000155467 00000 н. 0000155620 00000 н. 0000155773 00000 н. 0000155926 00000 н. 0000156079 00000 н. 0000156232 00000 н. 0000156385 00000 н. 0000156537 00000 н. 0000156690 00000 н. 0000156843 00000 н. 0000156994 00000 н. 0000157147 00000 н. 0000157299 00000 н. 0000157452 00000 н. 0000157604 00000 н. 0000157757 00000 н. 0000157910 00000 п. 0000158062 00000 н. 0000158214 00000 н. 0000158367 00000 н. 0000158519 00000 н. 0000158671 00000 н. 0000158824 00000 н. 0000158978 00000 н. 0000159131 00000 п. 0000159285 00000 н. 0000159440 00000 н. 0000159593 00000 н. 0000159747 00000 н. 0000159902 00000 н. 0000160499 00000 н. 0000160653 00000 п. 0000160806 00000 п. 0000161383 00000 н. 0000161536 00000 н. 0000162122 00000 н. 0000162276 00000 н. 0000162842 00000 н. 0000162996 00000 н. 0000163151 00000 н. 0000163305 00000 н. 0000163457 00000 н. 0000163611 00000 н. 0000163765 00000 н. 0000163919 00000 н. 0000164072 00000 н. 0000164225 00000 н. 0000164379 00000 н. 0000164532 00000 н. 0000164684 00000 н. 0000164838 00000 н. 0000164990 00000 н. 0000165142 00000 н. 0000165296 00000 н. 0000165450 00000 н. 0000165603 00000 н. 0000165757 00000 н. 0000165910 00000 н. 0000166064 00000 н. 0000166218 00000 н. 0000166371 00000 н. 0000166524 00000 н. 0000166678 00000 н. 0000166832 00000 н. 0000166985 00000 н. 0000167139 00000 н. 0000167293 00000 н. 0000167447 00000 н. 0000167600 00000 н. 0000167753 00000 н. 0000167906 00000 н. 0000168060 00000 н. 0000168214 00000 н. 0000168367 00000 н. 0000168519 00000 н. 0000168672 00000 н. 0000168825 00000 н. 0000168979 00000 н. 0000169133 00000 н. 0000169286 00000 н. 0000169440 00000 н. 0000169593 00000 н. 0000169746 00000 н. 0000169900 00000 н. 0000170053 00000 н. 0000170207 00000 н. 0000170361 00000 п. 0000170515 00000 н. 0000170669 00000 н. 0000170823 00000 п. 0000171442 00000 н. 0000171596 00000 н. 0000171749 00000 н. 0000171903 00000 н. 0000172057 00000 н. 0000172211 00000 н. 0000172365 00000 н. 0000172517 00000 н. 0000172670 00000 н. 0000172824 00000 н. 0000172978 00000 н. 0000173132 00000 н. 0000173286 00000 н. 0000173439 00000 н. 0000173593 00000 н. 0000173747 00000 н. 0000173899 00000 н. 0000174053 00000 н. 0000174207 00000 н. 0000174361 00000 н. 0000174515 00000 н. 0000174669 00000 н. 0000174823 00000 н. 0000174977 00000 н. 0000175130 00000 н. 0000175283 00000 н. 0000175437 00000 н. 0000175591 00000 н. 0000175745 00000 н. 0000175898 00000 н. 0000176052 00000 н. 0000176206 00000 н. 0000176360 00000 н. 0000176514 00000 н. 0000176668 00000 н. 0000176821 00000 н. 0000176975 00000 н. 0000177559 00000 н. 0000177711 00000 н. 0000178280 00000 н. 0000178432 00000 н. 0000179002 00000 н. 0000179154 00000 н. 0000179306 00000 н. 0000179868 00000 н. 0000180020 00000 н. 0000180171 00000 н. 0000180323 00000 н. 0000180475 00000 н. 0000180627 00000 н. 0000180780 00000 н. 0000180932 00000 н. 0000181082 00000 н. 0000181233 00000 н. 0000181384 00000 н. 0000181535 00000 н. 0000181687 00000 н. 0000181839 00000 н. 0000181991 00000 н. 0000182142 00000 н. 0000182294 00000 н. 0000182447 00000 н. 0000182598 00000 н. 0000182750 00000 н. 0000182901 00000 н. 0000183052 00000 н. 0000183204 00000 н. 0000183355 00000 н. 0000183507 00000 н. 0000183658 00000 н. 0000183809 00000 н. 0000183961 00000 н. 0000184114 00000 н. 0000184266 00000 н. 0000184418 00000 н. 0000184570 00000 н. 0000184722 00000 н. 0000184873 00000 н. 0000185025 00000 н. 0000185177 00000 н. 0000185329 00000 н. 0000185481 00000 н. 0000185633 00000 н. 0000185786 00000 н. 0000185938 00000 н. 0000186089 00000 н. 0000186241 00000 н. 0000186393 00000 н. 0000186545 00000 н. 0000186697 00000 н. 0000186849 00000 н. 0000187001 00000 н. 0000187153 00000 н. 0000187303 00000 н. 0000187456 00000 н. 0000187608 00000 н. 0000187759 00000 н. 0000187910 00000 н. 0000188062 00000 н. 0000188214 00000 н. 0000188366 00000 н. 0000188518 00000 н. 0000188670 00000 н. 0000188822 00000 н. 0000188972 00000 н. 0000189124 00000 н. 0000189276 00000 н. 0000189427 00000 н. 0000189579 00000 п. 0000189731 00000 н. 0000189883 00000 н. 0000190035 00000 н. 0000190187 00000 н. 0000190338 00000 н. 0000190490 00000 н. 0000190641 00000 н. 0000190794 00000 н. 0000190947 00000 н. 0000191099 00000 н. 0000191250 00000 н. 0000191402 00000 н. 0000191554 00000 н. 0000191706 00000 н. 0000191858 00000 н. 0000192010 00000 н. 0000192161 00000 н. 0000192312 00000 н. 0000192464 00000 н. 0000192617 00000 н. 0000192769 00000 н. 0000192921 00000 н. 0000193466 00000 н. 0000193620 00000 н. 0000194154 00000 н. 0000194307 00000 н. 0000194849 00000 н. 0000195003 00000 н. 0000195531 00000 н. 0000195685 00000 н. 0000195840 00000 н. 0000196375 00000 н. 0000196529 00000 н. 0000197046 00000 н. 0000197198 00000 н. 0000197716 00000 н. 0000197869 00000 н. 0000198022 00000 н. 0000198542 00000 н. 0000198696 00000 н. 0000198851 00000 н. 0000199005 00000 н. 0000199158 00000 н. 0000199312 00000 н. 0000199466 00000 н. 0000199620 00000 н. 0000199774 00000 н. 0000199928 00000 н. 0000200082 00000 н. 0000200235 00000 н. 0000200389 00000 н. 0000200543 00000 н. 0000200697 00000 н. 0000200850 00000 н. 0000201004 00000 н. 0000201157 00000 н. 0000201310 00000 н. 0000201464 00000 н. 0000201617 00000 н. 0000201770 00000 н. 0000201923 00000 н. 0000202075 00000 н. 0000202228 00000 н. 0000202382 00000 н. 0000202536 00000 н. 0000202690 00000 н. 0000202844 00000 н. 0000202998 00000 н. 0000203152 00000 н. 0000203305 00000 н. 0000203459 00000 н. 0000203612 00000 н. 0000203766 00000 н. 0000203920 00000 н. 0000204074 00000 н. 0000204228 00000 н. 0000204381 ​​00000 п. 0000204535 00000 н. 0000204687 00000 н. 0000204841 00000 н. 0000204994 00000 н. 0000205148 00000 н. 0000205301 00000 н. 0000205455 00000 н. 0000205607 00000 н. 0000205760 00000 н. 0000205914 00000 н. 0000206066 00000 н. 0000206220 00000 н. 0000206374 00000 н. 0000206528 00000 н. 0000206682 00000 н. 0000206835 00000 н. 0000206987 00000 н. 0000207141 00000 н. 0000207295 00000 н. 0000207447 00000 н. 0000207599 00000 н. 0000207752 00000 н. 0000207905 00000 н. 0000208059 00000 н. 0000208212 00000 н. 0000208364 00000 н. 0000208516 00000 н. 0000208669 00000 н. 0000208822 00000 н. 0000208976 00000 н. 0000209129 00000 н. 0000209281 00000 н. 0000209434 00000 н. 0000209587 00000 н. 0000209741 00000 н. 0000209894 00000 н. 0000210047 00000 н. 0000210200 00000 н. 0000210352 00000 п. 0000210505 00000 н. 0000210659 00000 п. 0000210812 00000 н. 0000210966 00000 н. 0000211120 00000 н. 0000211274 00000 н. 0000211428 00000 н. 0000211582 00000 н. 0000211736 00000 н. 0000211890 00000 н. 0000212043 00000 н. 0000212194 00000 н. 0000212348 00000 н. 0000212502 00000 н. 0000212654 00000 н. 0000212807 00000 н. 0000212961 00000 н. 0000213115 00000 н. 0000213269 00000 н. 0000213422 00000 н. 0000213576 00000 н. 0000213730 00000 н. 0000213883 00000 н. 0000214037 00000 н. 0000214191 00000 н. 0000214344 00000 п. 0000214497 00000 н. 0000214651 00000 п. 0000214803 00000 п. 0000214956 00000 п. 0000215110 00000 н. 0000215264 00000 н. 0000215418 00000 н. 0000215571 00000 н. 0000215724 00000 н. 0000215875 00000 н. 0000216029 00000 н. 0000216183 00000 н. 0000216337 00000 н. 0000216490 00000 н. 0000216644 00000 н. 0000216798 00000 н. 0000216951 00000 н. 0000217105 00000 н. 0000217258 00000 н. 0000217411 00000 н. 0000217565 00000 н. 0000217716 00000 н. 0000217870 00000 н. 0000218024 00000 н. 0000218178 00000 н. 0000218328 00000 н. 0000218480 00000 н. 0000218633 00000 п. 0000218786 00000 н. 0000218939 00000 н. 0000219093 00000 н. 0000219247 00000 н. 0000219400 00000 н. 0000219554 00000 п. 0000219707 00000 н. 0000219861 00000 н. 0000220015 00000 н. 0000220169 00000 н. 0000220323 00000 н. 0000220477 00000 н. 0000220629 00000 н. 0000220783 00000 н. 0000220937 00000 н. 0000221091 00000 н. 0000221245 00000 н. 0000221399 00000 н. 0000221552 00000 н. 0000221705 00000 н. 0000221858 00000 н. 0000222012 00000 н 0000222166 00000 н. 0000222320 00000 н. 0000222474 00000 н. 0000222629 00000 н. 0000222784 00000 н. 0000222937 00000 н. 0000223092 00000 н. 0000223246 00000 н. 0000223400 00000 н. 0000223555 00000 н. 0000223710 00000 н. 0000223865 00000 н. 0000224019 00000 п. 0000224174 00000 н. 0000224326 00000 н. 0000224478 00000 н. 0000224631 00000 н. 0000224784 00000 п. 0000224938 00000 н. 0000225468 00000 н. 0000225622 00000 н. 0000226143 00000 н. 0000226295 00000 н. 0000226821 00000 н. 0000226974 00000 н. 0000227492 00000 н. 0000227645 00000 н. 0000227799 00000 н. 0000227954 00000 н. 0000228107 00000 н. 0000228258 00000 н. 0000228411 00000 н. 0000228564 00000 н. 0000228717 00000 н. 0000228871 00000 н. 0000229025 00000 н. 0000229179 00000 н. 0000229333 00000 н. 0000229487 00000 н. 0000229641 00000 п. 0000229794 00000 н. 0000229947 00000 н. 0000230100 00000 н. 0000230253 00000 н. 0000230405 00000 п. 0000230558 00000 п. 0000230712 00000 н. 0000230866 00000 н. 0000231020 00000 н. 0000231174 00000 н. 0000231328 00000 н. 0000231481 00000 н. 0000231634 00000 н. 0000231787 00000 н. 0000231940 00000 н. 0000232093 00000 н. 0000232245 00000 н. 0000232399 00000 н. 0000232552 00000 н. 0000232706 00000 н. 0000232859 00000 н. 0000233013 00000 н. 0000233165 00000 н. 0000233317 00000 н. 0000233470 00000 н. 0000233622 00000 н. 0000233775 00000 н. 0000233926 00000 н. 0000234080 00000 н. 0000234234 00000 п. 0000234387 00000 н. 0000234541 00000 н. 0000234695 00000 н. 0000234847 00000 н. 0000235000 00000 н. 0000235153 00000 п. 0000235305 00000 н. 0000235458 00000 п. 0000235611 00000 п. 0000235765 00000 н. 0000235919 00000 п. 0000236072 00000 н. 0000236226 00000 п. 0000236380 00000 н. 0000236534 00000 н. 0000236684 00000 н. 0000236836 00000 н. 0000236988 00000 н. 0000237140 00000 н. 0000237293 00000 н. 0000237447 00000 н. 0000237600 00000 н. 0000237753 00000 н. 0000237907 00000 н. 0000238060 00000 н. 0000238214 00000 н. 0000238367 00000 н. 0000238520 00000 н. 0000238673 00000 н. 0000238825 00000 н. 0000238978 00000 н. 0000239131 00000 п. 0000239285 00000 н. 0000239438 00000 п. 0000239591 00000 н. 0000239745 00000 н. 0000239899 00000 н. 0000240051 00000 н. 0000240204 00000 н. 0000240356 00000 п. 0000240509 00000 н. 0000240662 00000 н. 0000240816 00000 н. 0000240970 00000 п. 0000241124 00000 н. 0000241278 00000 н. 0000241432 00000 н. 0000241586 00000 н. 0000241738 00000 н. 0000241891 00000 н. 0000242044 00000 н. 0000242197 00000 н. 0000242350 00000 н. 0000242502 00000 н. 0000242656 00000 н. 0000242808 00000 н. 0000242962 00000 н. 0000243115 00000 н. 0000243269 00000 н. 0000243421 00000 н. 0000243573 00000 н. 0000243726 00000 н. 0000243877 00000 н. 0000244030 00000 н. 0000244183 00000 п. 0000244337 00000 н. 0000244491 00000 н. 0000244643 00000 н. 0000244797 00000 н. 0000244948 00000 н. 0000245101 00000 п. 0000245253 00000 н. 0000245405 00000 н. 0000245558 00000 н. 0000245712 00000 н. 0000245866 00000 н. 0000246020 00000 н. 0000246174 00000 н. 0000246327 00000 н. 0000246481 00000 н. 0000246634 00000 н. 0000246784 00000 н. 0000246937 00000 н. 0000247091 00000 н. 0000247245 00000 н. 0000247398 00000 н. 0000247552 00000 н. 0000247704 00000 н. 0000247857 00000 н. 0000248010 00000 н. 0000248163 00000 н. 0000248317 00000 н.

.

Творчество

ВВЕДЕНИЕ

На данный момент все большее число исследователей сходится во мнении, что творчество — это не удел и привилегия избранных, избранных лиц, а способность к нему является особенной, исключительной безвозмездной. Данная интерпретация творчества позволяет преодолеть искусственно созданную пропасть между обычным человеком и гением. Таким образом простой человек обретает новые горизонты и возможности развития, а гений теряет свой божественный и мистический ореол.
Современная гуманистическая психология утверждает, что творчество является неотъемлемым атрибутом и подлинной сущностью человека, что каждый из нас обладает универсальным стержнем творческих способностей и что гений спит в каждом человеке.
Многие ученые считают, что сегодня человечество находится только в начале своего духовного развития, и каждый человек не осознает своих истинных способностей и возможностей, используя и выполняя в своей реальной жизни лишь их незначительную часть. Таким образом, несоответствие индивидуальной актуальной и идеальной сущности, а также того, кем он является, и кем он должен и может стать, является его самым глубоким и сущностным противоречием.Именно это ключевое противоречие «просвечивает» все внутренние и внешние конфликты человека и служит неявной причиной всех его жизненных проблем.
Важнейшей проблемой современной психологии становится поиск путей и методов раскрытия сокровенных пластов человеческой сущности, активизации его высшего «Я» и приближения человека к его подлинной сущности. Здесь основная проблема — как научить человека — естественно трансформируется в проблему — как наиболее эффективно реализовать его неисчерпаемые возможности, как сделать человека счастливым, как наполнить его жизнь смыслом и высшими ценностями, как помочь ему преодолеть ограниченность своего «я» и обрести способность легко, красиво и эффективно справляться с влиянием усложняющейся окружающей среды.
Проблема пробуждения, активизации и формирования творческого потенциала каждого человека особенно актуальна в наше время, которое характеризуется возрастанием сложности, динамизма и множественности разнородных проблем и конфликтов. Именно их успешное, красивое и продуктивное решение составляет суть экономического, политического и духовного прогресса общества. По мнению современных американских исследователей творчества, выявление и развитие творческих личностей является проблемой общегосударственного значения, и те государства, которые создают для этого условия, будут иметь большие преимущества.
Наверное, можно утверждать, что именно цельная творческая личность, определяемая присваиваемыми высшими ценностями и идеалами, способная создавать новые оригинальные идеи, гипотезы и способы решения сложных жизненных проблем, является реальным, подлинным богатством нации.
Каждый человек просто «обречен» на творчество, на пробуждение и реализацию своей творческой сущности, на исполнение своей творческой миссии и судьбы. Только в творчестве человек может снова найти себя, слиться с настоящим «Я», найти оправдание своему существованию.
Понимание творчества как высшей степени любого вида деятельности ставит перед человеком задачу насыщения каждого момента, каждого акта своей жизни элементами творчества, вводя их в диалог, в саморазвитие, в восприятие себя. природа и продукты культуры, в решении множества жизненных проблем. Таким образом, именно нестандартное и эффективное решение различных проблем и конфликтов, с которыми человек сталкивался в своей жизни, составляет суть творческого, проблемного отношения к действительности.
В то же время творчество имманентно связано с познавательным, эстетическим и игровым отношением к миру, с захватывающим постижением тайной сущности вещей и открытием «мистического» очарования таинственности, с отождествлением с живыми и неодушевленными предметами мира. внешний мир, чтобы ощутить их универсальную красоту и гармонию. Предполагает обретение «фантастической всемогущей силы», способности оживлять, укреплять и концентрировать сущность предметов, свободно манипулировать их свойствами, состоянием и формами, создавать из них новые полезные комбинации и узоры.
Творчество служит источником духовного и психического здоровья, гармонизирует внутренний мир человека, придает ему смысл существования, повышает самооценку и укрепляет веру в себя. Любой творческий акт сопровождается активацией и синтезом интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, выходом за пределы самоограничений, а также интегрированным, спонтанным и искренним самовыражением истинной сущности. В то же время творческая деятельность, ведущая к созданию новых продуктов и ценностей, сопровождается саморазвитием и самосовершенствованием человека, формированием и развитием ее новых качеств.При этом здоровые творческие личности отличаются ярко выраженной индивидуальностью и направленностью на общечеловеческие интересы, непосредственность и, искренность и терпимость, идеализм и ориентацию на реальность, доброжелательность и остроумие.
В то же время в творчестве человек не только находит максимальную степень личной интеграции, но и идентифицируется, переживает и присваивает высшие ценности, которые становятся внутренними детерминантами ее поведения. Именно творчество объединяет личные и социальные цели, сочетает личный интерес с общественной значимостью и пользой.
В связи с необходимостью обостряется проблема «ресакрализации» творчества, возврата его утраченной социальной значимости и безусловной ценности. Проблема пробуждения, активизации и формирования творческих способностей личности должна проникать во всю систему образования, от семьи. , включая дошкольные, школьные и вузовские, а также специальные курсы по окончанию и обучение для любых возрастных групп. По этой причине в современные образовательные программы необходимо включать творческие и дедуктивные игры, тренинги, семинары, специальные курсы по ознакомлению с основные законы творческой деятельности, на развитие интуиции, воображения и базовых навыков медитации.Очень перспективно обучить школьников основным правилам и приемам творческой деятельности, а также таким продуктивным методам активизации творческого потенциала, как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ и другие.
Существующая система школьного обучения в основном направлена ​​на усвоение обширных теоретических знаний, на развитие логики, дискурсивного метода познания мира. При этом по мере репродуктивного накопления учащимися материала тормозятся процессы правого мозга, отвечающие за воображение, интуицию, образность и эмоциональность, и развиваются преимущественно формальная логика и механические приемы запоминания.При этом в учебных заведениях сохраняются традиции «социоцентризма», вкладывая коллективную индивидуальность, втискивая неповторимость и несопоставимость конкретного человека в «прокрустово ложе» актуальных групповых норм и правил.
В настоящий момент проблема, а тем более трагедия скрытых, заблокированных талантов все больше и больше обостряется. Одаренные дети отличаются крайней уязвимостью и сверхчувствительностью к негативным и неадекватным образовательным воздействиям, а также отказом от неэффективных форм обучения.Они интуитивно отказываются и сопротивляются стереотипным и репродуктивным методам обучения, почти не испытывают своего протеста и не понимают его причин. Очень печально, что зачастую родители, педагоги и учителя тоже не понимают этих причин, негативно оценивают данных учеников, прикрепляют к ним ярлыки упрямых, истеричных, ленивых и даже интеллектуально неполноценных детей. Очевидно, что только подготовленный творческий педагог и воспитатель, знакомый с основными законами творческой деятельности, вооруженный методами диагностики и активизации творческих способностей, может почувствовать, открыть и воспитать творческую личность.
Именно к проблеме восстановления и утверждения понимания творчества как высшей ценности и драгоценного дара, как подлинной человеческой сущности и судьбы, как источника наслаждения и действенного средства приближения человека и общества к идеалу, это книга посвящена.
Одновременно предпринята попытка обобщить и упорядочить существующие подходы к сущности, структуре и основным механизмам творческой деятельности. Прежде всего, основное внимание было уделено конкретным методам диагностики и активизации творческих способностей, специальным методикам, стандартам и способам эффективного решения разнообразных жизненных проблем.Именно такой подход к творчеству позволяет приблизить его к реальной, повседневной жизни и придать теоретическим знаниям заметный прагматический характер.

.

Есть 4 типа творчества

Вчера я наткнулся на эту короткую статью в своем блоге о тумблере. Его написал: Арне Дитрих, и это действительно поучительно и помогло изменить мой образ мышления. Надеюсь, это поможет вам и в определении вашего творческого стиля мышления 🙂

Вы слышали, чтобы кто-нибудь сказал: «О, Джон, он такой креативный! Я хотел бы быть таким творческим ». Создается впечатление, что творчество — это естественный навык или талант, как способность петь или рисовать.Иногда люди говорят: «Я собираюсь на семинар, чтобы научиться быть более креативным». Создается впечатление, что творчество — это навык, которому может научиться каждый. Итак, что это такое? Ну, отчасти и то и другое.

Четыре типа творчества — Арне Дитрих (2004) выделяет 4 различных типа творчества с соответствующими различными видами деятельности мозга. Думайте об этом как о матрице:

Креативность может быть эмоциональной или когнитивной, а также спонтанной или преднамеренной.Это дает вам четыре квадранта.

# 1: Томас Эдисон. Осознанное и когнитивное творчество — это вид творчества, который возникает в результате постоянной работы в дисциплине. Например, Томас Эдисон, изобретатель электрической лампочки, был сознательным творцом. Он проводил эксперимент за экспериментом, прежде чем придумал изобретение. . Помимо лампочки, Томас Эдисон также изобрел фонограф и кинокамеру. Одна из его известных цитат:

«Я не проиграл.Я только что нашел 10 000 способов, которые не работают ».

Преднамеренное когнитивное творчество исходит от префронтальной коры (ПФК) вашего мозга. PFC позволяет вам делать 2 вещи: 1) уделять пристальное внимание и 2) устанавливать связи между информацией, которую вы храните в других частях вашего мозга. Для того чтобы возникло осознанное когнитивное творчество, вам необходимо уже обладать знаниями по одной или нескольким конкретным темам. Когда вы сознательно и когнитивно творчески, вы объединяете существующую информацию новыми и новыми способами.

# 2: Моменты личного прорыва — Если у вас когда-либо был личный кризис (разрыв отношений, увольнение, банкротство), а затем вспышка озарения о себе и о том, что Возможно, вы приняли цепочку неверных решений, которые способствовали кризису, тогда вы могли испытать сознательное эмоциональное творчество. Этот вид творчества также включает в себя PFC. Это преднамеренная часть. Но вместо того, чтобы сосредотачивать внимание на определенной области знаний или опыта, люди, которые участвуют в преднамеренном эмоциональном творчестве, имеют моменты а-ха, связанные с чувствами и эмоциями. Сингулярная кора — это часть мозга, которая обрабатывает сложные чувства , связанные с тем, как вы взаимодействуете с другими людьми и вашим местом в мире. А поясная кора связана с ПФК. Эти две области мозга активны с этим типом творчества.

# 3 Исаак Ньютон «Моменты Эврики» — Работали ли вы когда-нибудь над проблемой или идеей, которую, похоже, не можете решить. Возможно, вы пытались понять, как укомплектовать проект сотрудниками на работе, и просто не понимаете, как освободить нужных людей для выполнения проекта.Затем вы идете на обед, а на обратном пути получаете вспышку понимания о том, как укомплектовать проект сотрудниками. Это пример спонтанного и познавательного творчества.

Спонтанное и когнитивное творчество вовлекает базальные ганглии головного мозга. Здесь хранится дофамин, и это часть мозга , которая действует вне вашего сознательного осознания. Во время спонтанного когнитивного творчества сознательный мозг перестает работать над проблемой, и это дает бессознательной части мозга возможность поработать над ней.Если проблема требует нестандартного мышления, вам необходимо временно исключить ее из сознательного понимания. Выполняя различные, не связанные между собой действия, PFC может соединять информацию по-новому через вашу бессознательную мысленную обработку. Рассказ об Исааке Ньютоне, размышляющем о гравитации и смотрящем на падающее яблоко, является примером спонтанного и когнитивного творчества. Обратите внимание, что этот тип творчества требует уже имеющихся знаний. Это когнитивная часть.

# 4: «Крещение» — Спонтанное и эмоциональное творчество исходит из миндалины. Миндалевидное тело — это место, где обрабатываются основные эмоции. Когда сознательный мозг и ПФС отдыхают, могут возникать спонтанные идеи и творения. Это тот вид творчества, о котором вы думаете, когда думаете о великих артистах и ​​музыкантах. Часто такие спонтанные и эмоциональные творческие моменты очень сильны, например, прозрение или религиозный опыт.Для этого типа творчества не требуются специальные знания (они не когнитивные), но часто требуются навыки (письменные, художественные, музыкальные), чтобы создать что-то на основе спонтанной и эмоциональной творческой идеи.

На вынос:

  • Сознательное и когнитивное творчество требует высокого уровня знаний и много времени
  • Осознанное и эмоциональное творчество требует спокойного времени
  • Спонтанное и познавательное творчество требует прекращения работы над проблемой и ухода
  • Спонтанное и эмоциональное творчество, вероятно, не подходит для

Для получения дополнительной информации см. Статью Арне Дитриха: Когнитивная нейробиология творчества.Psychonomic Bulletin & Review, 2004, 11 (6), 1011-1026.

,

У всех нас есть творческий тип

Наборы и результирующие видео отражают внутреннее переживание рассматриваемой личностной черты. Каково это быть правителем (Интеллект) против пружины (Эмоции)? Каково ощущение пребывания внутри кокона (интроверт) по сравнению с ульем (экстраверт)? Изабель и Хелен разделили каждый вопрос до его сути, обсудили, как ответы заставили их чувствовать, и воплотили эти чувства в материале и движении.

Возьмите этот вопрос в качестве примера: Обновления готовы к установке: 1) Перезагрузите сейчас; или 2) Напомнить завтра . Идея состоит в том, что человек, ориентированный на действия, предпочитает сосредоточиться и выполнять дела сразу, в то время как тот, кто более ориентирован на идеи, с большей вероятностью откладывает дела на потом. Чтобы передать ощущение этих двух разных способов существования, Isabel + Helen создала абстрактную красную тему со стеклянным кубом в центре. Если вы выберете «перезапустить сейчас», ряд стеклянных кубиков один за другим идеально войдут в пол, включив свет снизу, который сигнализирует о завершении задачи.Просматривая видео, вы можете ощутить методичный настрой и чувство удовлетворения, которое приходит с отметкой вещей из вашего списка дел — чувство, которое очень хорошо знакомо тем, кто занимается делами!

Но если вы нажмете «напомнить позже», вы увидите серию стеклянных кубиков, падающих за пределы экрана и складывающихся друг на друга, улавливая ощущение скопления задач и занятого ума, который жмет множество разных входных данных — опыт, который хорошо известен самым мечтательным и рассеянным из нас. Следующим шагом было создание персонажей.Мы заручились помощью 3D-художника Антона Хьертштедта, чтобы создать игривые, беззаботные CGI-изображения, которые отражают качество и энергию каждого из восьми типов. Создавая персонажей, Антон (сам Создатель) начал с рассмотрения того, какие формы, текстуры и движения лучше всего символизируют индивидуальные черты каждого Типа. Будет ли у экстраверта квадратная или круглая голова? Будут ли цилиндры восприниматься как мужские или женские? (Мы старались избегать гендерных предписаний.) Будет ли Мечтатель твердым или мягким?

,

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *