Виды внешней речи – —

48. Виды речи: ситуативная, контекстная, внешняя, внутренняя.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внеш-няя речь включает в себя речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Внешняя речь – общение между людьми при помощи разговора или различных тех-нических устройств.

Устная речь – внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь.

Диалогическая — речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Она возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки. Диалогическая речь обычно бывает не полностью развернутой, так как она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим.

Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь значительно более завернута и грам-матически оформлена, чем диалогическая, и требует обычно предварительной подго-товки.

Речь письменная осуществляется посредством письменных знаков. Она более раз-вернута, чем устная монологическая речь.

Исторически сформировалось множество способов графической фиксации различ-ных единиц речи, которые можно свести к четырем основным тинам.

1. Пиктографическое письмо. Передача содержания целого сообщения в знаке-рисунке.

2. Идеографическое письмо. Знаки (идеограммы) обозначают целые слова, понятия. Наиболее известные его системы: древнейшее египетское письмо, месопотамские сис-темы клинописи, современная китайская иероглифика.

3. Слоговое письмо. Знаки его обозначают отдельные слоги (японский язык).

4. Буквенно-звуковое. Знаки алфавита (графемы) обозначают отдельные звуки или фонемы.

Внутренняя речь — особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характе-ризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Являет-ся основным инструментом мышления.

Как известно, в психологии различают только два вида речи: контекстную и ситуативную. Связная речь, понятная без учета частной ситуации, в которой она про­износится, — это «контекстная» речь. Ее содержание оп­ределяется контекстом. «Ситуативная» речь есть речь, содержание которой может быть понятно только при учете ситуации, понимается только то, что порождено ситуацией и что связано с ней непосредственно.

Контекстную и ситуативную речь никоим образом нельзя противопоставлять, поскольку всякая речь, хотя и имеет некоторый контекст, обусловлена все же некото­рой ситуацией. Ситуативность и контекстность, таким образом, являются двумя важнейшими психологически­ми свойствами устной речи.

Монологическая речь преимущественно контекстна. В силу контекстности она должна пониматься без помо­щи экстралингвистических средств, которые часто игра­ют большую роль в диалогической речи. В отличие от диалогической ситуативной речи монологическая речь характеризуется последовательностью и логичностью

49. Внутренняя речь, ее механизмы и связь с внешней речью

Внутренняя речь — скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления. Ее проявления наиболее явны при умственном решении различных задач, мысленном планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании. В плане внутренней речи осуществляется логическое упорядочивание воспринимаемых данных, включение их в определенную систему понятий, проводится самоинструктирование, осуществляется анализ своих действий и переживаний. По своей логико–грамматической структуре, существенно определяющейся содержанием мысли, внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексов, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группируются различные наглядные образы и условные знаки. При столкновении с затруднениями или противоречиями внутренняя речь приобретает более развернутый характер и может переходить во внутренний монолог, в шепотную или громкую речь, в отношении которых проще осуществлять логический и социальный контроль.

Внутренняя Речь

(англ. implicit speech, inner speech, covert speech) — беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая, напр., в процессе мышления. Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме. В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, внимательном слушании речи др. людей, чтении про себя, мысленном планировании, запоминании и припоминании. Посредством В. р. происходит логическая переработка сенсорных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий, даются самоинструкции при выполнении произвольных действий, осуществляется самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний. Все это делает В. р. весьма важным и универсальным механизмом умственной деятельности и сознания человека. В более узком, психолингвистическом смысле В. р. — начальный момент порождения речевого высказывания, его «внутреннее программирование» до реализации в устной или письменной речи.Генезис В. р. недостаточно изучен. По предположению Л. С. Выготского (1932,1934), она возникает из эгоцентрической речи — разговора ребенка с самим собой вслух во время игры и др. занятий, который постепенно обеззвучивается и синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим и предикативным, с преобладанием в нем глагольных форм и, в конце концов, на пороге школьного возраста превращается во В. р. — речь «про себя и для себя», причем ее осознание и совершенствование происходит под влиянием письменной речи, развивающейся уже в школьном возрасте. По предположению П. П. Блонского (1935), В. р. возникает одновременно с внешней речью в результате беззвучного повторения ребенком обращенных к нему слов взрослых, что наблюдается уже в конце 1-го г. жизни.Логико-грамматическая структура развитых форм В. р. м. б. весьма различной в зависимости от содержания мысли и порождающей ее ситуации. Обычно во В. р. мысль выражается очень обобщенно в виде семантических комплексов, состоящих из фрагментов слов и фраз, к которым могут присоединяться различные наглядные образы и условные знаки, превращающие В. р. в индивидуальный код, отличный от устной и письменной речи. Однако в момент мыслительных затруднений В. р. становится более развернутой, приближающейся к внутренним монологам, и может переходить в шепотную и даже в громкую речь, что позволяет более точно анализировать объекты мысли и контролировать свою мыслительную деятельность.Психофизиологические исследования В. р. весьма затруднены из-за скрытого характера всех ее процессов. Наиболее изучен ее речедвигательный компонент — зачаточная артикуляция слов, сопровождающаяся микродвижениями речевых органов (языка, губ, гортани) или повышением тонуса их мускулатуры (см. Речи органы). По данным электромиографических исследований (см. Электромиография), при мыслительной деятельности выявляются 2 вида речедвигательных реакций: тонические (низкоамплитудные) и фазические (высокоамплитудные с кратковременными вспышками речедвигательных потенциалов). Первые, по-видимому, связаны с общей активизацией речедвигательного анализатора, вторые — с микродвижениями речевых органов при скрытой артикуляции слов. Интенсивность и длительность речедвигательных реакций весьма нестабильна и зависит от многих факторов: трудности и новизны решаемых задач, степени автоматизации мыслительных операции, включения в мыслительную деятельность тех или иных образов, индивидуальных особенностей памяти и мышления. При повторении одних и тех же умственных действий речедвигательная импульсация уменьшается или полностью прекращается, возобновляясь лишь в момент перехода от одних умственных действий к др. При скрытой артикуляции слов максимальная ЭЭГ активация мозга наблюдается в левой сенсомоторной области на границе между лобным и височным речевым центрами. Эти исследования позволяют предполагать, что основная физиологическая функция скрытой артикуляции при мыслительной деятельности заключается в речедвигательной (проприоцептивной) активации мозга и образовании в его речевых отделах речедвигательных доминант, интегрирующих импульсы др. анализаторов мозга в единую функциональную систему, которая может произвольно регулироваться посредством кинестезии В. р. (см. Кинестезии речевые) 44и таким путем осуществлять анализ поступающей в мозг информации, ее отбор, фиксирование, обобщение и др. операции мышления.

50. Говорение и понимание речи на родном и иностранном языках.

Речь на иностранном языке отличается довольно сложной психологической структурой, в зависимости от того, как именно (пассивно или активно) используются средства иностранного языка. В функционально-динамическом плане устная речь распадается на процессы слушания и говорения. При слушании человек воспринимает те иноязычные средства, с помощью которых оформляется чужая иноязычная речь. При говорении происходит обратный процесс – от мысли к словам. Сначала у человека возникают мысли, а затем он эти мысли реализует в слова. Для того, чтобы учащиеся непосредственно от своих мыслей переходили к непосредственному их оформлению, надо побуждать их говорить о том, что они могут сказать, имея ввиду уже усвоенные учащимися или только предварительно объясненные, но еще неусвоенные иноязычные слова и грамматические конструкции. Навыки свободного говорения на иностранном языке должны образовываться только в условиях и под влиянием подлинной речевой деятельности. Главным психологическим условием образования навыков говорения является наличие слухового образа или представление того, что должно быть сказано. Учащиеся часто затрудняются говорить на иностранном языке не потому, что у них не сформирован артикуляционно-двигательный навык, а потому, что они не знают, что и как надо сказать, так как они плохо представляют себе то, что у них должно получиться. Значит, прежде всего, надо добиться того, чтобы иноязычное оформление мыслей наличествовало в сознании учащихся в виде определенных слуховых представлений. Так как последние могут возникать лишь в результате слухового восприятия иностранной речи, то, прежде чем тренировать учащихся в говорении на иностранном языке, они должны быть хорошо натренированы в слушании иностранной речи, отсюда возникает необходимость в создании естественной речевой ситуации. При создании естественной речевой ситуации обучаемый должен в возможно меньшей степени чувствовать, что он занимается учебной деятельностью. Благоприятствующим условием создания естественной речевой ситуации является ситуация, когда преподаватель с первого же момента своего появления в данной аудитории начнет максимально широко использовать иностранный язык как действительное средство общения с обучающимися. Преподавателю также необходимо избегать аспектов профессиональной деятельности, которые специфически характеризуют учебный процесс. К этим аспектам можно отнести исправление ошибок, выставление оценок, повелительную интонацию и т.д. Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы в момент создания естественной речевой ситуации ничто не напоминало учебную деятельность. Поза его должна быть несколько непринужденной, голос его должен интонационно оттеняться таким образом, чтобы у обучаемых не возникало никаких сомнений относительно того, что в данный момент он отвлекается от актов обучения, так как его предельно заинтересовало то, что он говорит. В поведении преподавателя ничто не должно указывать на то, что он в этот момент каким-либо образом оценивает речевую деятельность. Единственным допустимым в этой ситуации профессиональным актом можно считать подачу преподавателем, как бы невзначай, слов и форм, незнание которых мешает обучаемому продолжать речевую деятельность в этой обстановке. Все разъяснения и исправления переносятся на время, когда процесс обучения будет переключен в сферу собственно учебной деятельности.

К условиям, способствующим созданию и сохранению естественных речевых ситуаций, нужно отнести и предварительную подготовку речевой деятельности. Очень важно освободить обучаемого от состояния тревожности, связанного с боязнью совершить ошибку. Освобождение обучаемого от ненужных страхов начинается с самого начала учебного процесса. Этого можно достигнуть различным подходом к факту допущения ошибки, подходе, основанного на том, что ошибка является нормальным явлением процесса обучения. Но для того, чтобы состояние тревожности не стояло на пути к развитию речевой деятельности в естественных речевых ситуациях, разумный подход к ошибкам нужно воспитывать и у обучающихся. На первой и второй ступенях таковым является конструктивный подход к ошибке, то есть нахождение с помощью преподавателя максимально эффективных мер ее устранения. На третьей ступени разумность подхода заключается в том, что обучающийся должен выработать в себе легкое отношение к ошибкам, которые он может допустить при общении на иностранном языке. Обучающийся должен понять, что лучше начать говорить с ошибками с тем, чтобы впоследствии их исправить, чем вообще не говорить. Необходимо также обучающегося научить следующему: если он в состоянии исправить замеченную им ошибку в процессе говорения, он должен сделать это, если нет, то он не должен останавливать свою речь. Это можно обосновать тем, что, с одной стороны, предел понимания ошибочной речи весьма велик – значит, его поймут и так. С другой стороны – лучше довести мысль до конца, хотя бы с языковой ошибкой, чем вообще молчать. Однако преподавателю нужно остерегаться того, чтобы легкость отношения к ошибкам в естественной речевой ситуации не распространялась на искусственную. Этого можно избежать, если преподаватель будет фиксировать ошибки, допускаемые учащимися в речевых ситуациях, с целью их исправления в последующем в искусственных ситуацияx.

51. Речь и познавательные процессы (восприятие, память, мышление).

Речь — это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Речь — главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, то есть с которыми достижимо реальное взаимодействие. Кроме того, язык позволяет оперировать и с объектами, которые человек вообще не встречал ранее, то есть не входившими в его индивидуальный опыт, а присвоенными им из общечеловеческого опыта. Поэтому и говорят, что язык знаменует появление особой формы отражения действительности. Возникновение устной и письменной речи определило специфику развития мышления.

Известно, что существуют понятия разной степени обобщенности и каждому понятию соответствует название — слово (символ). Участие речи в этом аспекте мышления несомненно. Значительно труднее представить себе образы, прошедшие несколько этапов обобщения. Развитие письменного языка позволяет нам проследить постепенный переход от конкретных образов к обобщенным символам. У истоков письменной речи в древности находились картинки, реалистично изображавшие предметы, но отношения между предметами в них не изображались. В современном языке слово потеряло всякое зрительное сходство с обозначаемым им объектом, а отношения между объектами представляются грамматической структурой предложения. Письменное слово — результат многих этапов обобщения исходного конкретного зрительного образа.

Воздействие речи на другие высшие психические процессы не менее значимо и проявляется многогранно как фактор, организующий структуру восприятия, формирующий архитектонику памяти и определяющий избирательность внимания.

Обобщенный образ восприятия сопоставляется с названием, и тем самым предопределяется обратное влияние слова на последующее восприятие. Каждая зрительная картина воспринимается человеком в соответствии с тем, к какому понятию он относит конфигурацию [406].

Не менее отчетливо проявляется влияние речи на память. В качестве примера можно вспомнить, что предъявляемые человеку для запоминания цвета смещаются в его памяти к названиям основных цветов спектра. Однако, как только человека ставят в условия, когда он должен использовать иные категории для обозначения цвета, данного смещения не наблюдается. Так, если просить запомнить цвет, назвав его вишневым, апельсиновым или фиалковым, и тем самым соотнести с цветами конкретного, хорошо знакомого предмета, то есть использовать иные понятия, чем в первом случае, то наблюдается смещение иного рода — в направлении к свойствам названного предмета. Одним словом, выдвинутая на основе прежнего опыта (памяти) гипотеза делает восприятие тенденциозным.

Еще один пример: обозначение в разных языках цветка, именуемого в русском языке «подснежником», в немецком –»Schneeglockchen», во французском — «perce-niege», в английском — «snowdrop». Происхождение этого слова в русском языке связано с ранним появлением цветка весной (под снегом), то есть название обращает внимание на фактор времени, в немецком — слово означает «снежный колокольчик», указывая на его форму. Французское название — «perce-niege» (просверливающий снег) ассоциируется с движением. В основе английского названия «snowdrop» (снежная капля) лежит другой признак — форма. Хотя все эти наименования подснежника имеют в виду один и тот же цветок, говорящий на русском языке сообщает дополнительное сведение о времени появления этого цветка, на немецком и английском — о его форме, на французском — о способе его появления. Этот пример еще раз показывает, что слово имеет существенное влияние на содержание информации об объекте, хранящейся в памяти [43].

Как показали специальные исследования, каждое слово в памяти закономерно связано с другими словами более или менее прочными связями (ассоциациями). Структура, где прослеживаются даже слабые связи, называется смысловым полем данного слова. Предполагается, что центр поля характеризуется более тесными связями — более высокими вероятностями сочетания данных слов, а периферия содержит слова, образующие редко встречающиеся сочетания [9]. Такая организация смыслового поля слова проявляется, например, в понимании переносного смысла слова и юмора. Известно, что употребления маловероятных сочетаний слов часто вызывает смех, однако только активное владение всем смысловым полем слова позволяет понять соль шутки, ощутить малую вероятность сочетания слов. Отсюда вытекает значимость изучения обширной лексики (а не только грамматики) при овладении иностранными языками.

studfile.net

4. Основные виды речи и их особенности.

Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако ка­кую бы форму речи мы ни использовали, она будет относиться к одному из двух основных видов речи: устной или письменной (рис. 13.3). При этом оба вида имеют определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках пись­менная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов.

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддержи­ваемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя про­стейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь в психологи­ческом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует разверну­того выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменять собой це­лую фразу.

Другую форму речи представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, или монологом. Монологиче­ской речью является, например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Моноло­гическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им инфор­мация слушателями, т. е. он должен следить не только за своей речью, но и за ауди­торией.

Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пас­сивной. Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говоря­щего или слушающего человека. Активная форма речи — это речь говорящего че­ловека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Дело в том, что когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. При этом внеш­не это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновре­менно. Ребенок прежде всего учится понимать чужую речь, а потом начинает го­ворить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени раз­вития активной и пассивной форм речи. Очень часто бывает так, что человек хо­рошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого.

Другим видом речи является письменная речь. Письменная речь отличается от устной не только тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Между данными видами речи существуют и более сложные, психологи­ческие различия.

Одно из важнейших отличий устной речи от письменной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слу­шающими. В письменной речи дело обстоит иначе — как пишущий, так и читаю­щий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, ко­гда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Это создает определенные преимущества письменной речи перед устной. Письменную речь можно строить более произвольно, так как написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине письменную речь легче пони­мать. С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыс­лей, потому что мы не можем придать письменной речи эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами.

Следует отметить, что существует еще один вид речи — кинетическая речь. Данный вид речи сохранился у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции:

обозначения, выражения и др. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-вырази­тельных элементов речи — жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жес­тами, что придает ей дополнительную выразительность.

Существует еще одно общее деление видов речи на два основных вида: внут­ренняя и внешняя речь. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена ин­формацией. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мыш­ления. Это сложное явление, которое обес­печивает взаимосвязь речи и мышления.

studfile.net

Лекция 2. Речь и ее особенности. Разновидности речи План

1. Понятие о речи. Соотношение понятий «язык» и «речь».

2. Функции речи.

3. Разновидности речи по форме выражения мысли.

4. Разновидности речи по способу передачи информации.

5. Разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения.

6. Разновидности речи по функциональному назначению.

По определению психолога В.А. Артемова, речь является процессом выражения мысли человека, его чувств, желаний посредством языка с целью воздействия на других людей в процессе общения в различных видах деятельности и общественных отношений. Если язык — это система знаков и символов, то речь — это процесс пользования языком, она является реализацией языка, который и обнаруживает себя только через речь.

В лингвистике под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую форму. К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом. Отличия речи от языка состоят в следующем. Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве. Во-вторых, речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке. В отличие от языка она более динамична, подвижна. В-третьих, речь как последовательность вовлеченных в нее слов отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанной и неупорядоченной. Речь выполняет несколько функций. Среди них есть ведущие, или основные коммуникативная и экспрессивная, а также шесть

дополнительных:

1) референтная (номинативная, денотативная) — функция обозначения явлений действительности;

2) эмотивная, ориентированная на говорящего, на выражение отношения автора речи к содержанию сообщения или его эмоциональной реакции на ситуацию общения;

3)апеллятивная состоящая в ориентации на адресата. В чистом виде выражается формами обращения и побуждения;

4)фатическая — обслуживает речевой контакт, необходимый для общения; поэтическая — установка на то, чтобы сообщение своей формой и содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Она проявляется в стремлении говорящего к ритмичности речи, образности выражения; 6) 5)кумулятивная (культуроносная) проявляется в том, что язык не просто передает некоторые сообщения, но и обладает способностью отражать, фиксировать и сохранять информацию о действительности.

Разные функции речи обусловливают разное использование языка, разные высказывания. Поэтому одним из подробно разработанных понятий является понятие о разновидностях речи. Разновидности речи различаются по нескольким основаниям: форме выражения мысли (внутренняя и внешняя), способу передачи информации (устная и письменная), по характеру взаимодействия участников общения (монолог, диалог, полилог\ по функциональному назначению (научная, книжная, разговорная).

Внутренняя речь — это речь, непроизносимая вслух, не звучащая, речь, обращенная к самому себе. Мы пользуемся ею, когда думаем, считаем, мечтаем. Проблема внутренней речи относится к числу наиболее сложных и недостаточно изученных. Исследования Н.И. Жинкина доказали, что внутренняя речь протекает со значительно большей скоростью, чем внешняя. Работы П.Я. Гальперина определили место внутренней речи в организации сложных видов интеллектуальной деятельности. Следовательно, внутреннюю речь нельзя рассматривать как беззвучный аналог внешней. Внутренняя речь выполняет регулирующую функцию, т.к. с ее помощью человек планирует и корректирует свои последовательные действия. Она ситуативна, т.к. всегда связана с определенной ситуацией, условиями, ее вызывающими. Этим объясняется ее фрагментарность, сжатость, устранение ряда элементов. Создание внутренней речи проходит два этапа: 1) обдумывание во внутренней речи, которое начинается с ориентировки в ситуации общения, т.е. умения правильно разобраться в «букете» мотивации; 2) умение ориентироваться в ситуации общения. Последнее означает: умение осознавать общее коммуникативное намерение (спросить, сказать, побудить), задачу речи (зачем говорю или пишу), особенности адресата (к кому обращаюсь), предмет речи (о чем собираюсь говорить или писать), общий замысел (что хочу донести).

Внешняя речь — это речь произносимая вслух. По механизмам и

способам фиксации она подразделяется на виды:

1) говорение — образование речевых, акустических сигналов, несущих информацию; 2) аудирование — восприятие речевых сигналов органами слуха и их понимание; 3) письмо — зашифровка речевых сигналов с помощью специальных графических знаков; 4) чтение — расшифровка графических знаков и понимание их значения. Внешняя речь организуется так; говорение -слушание, письмо — чтение.

По способу передачи информации речь делится на устную и письменную.

УСТНАЯ РЕЧЬ

УСТНАЯ РЕЧЬ

Первична по отношению к письменной. Изначально была единственной, до сих пор преобладает.

Вторична. Появилась ввиду

потребности передавать речь на

расстоянии и сохранять ее на долгие времена.

Менее подготовлена. В ней более непосредственностей, стихийности, случайного: оговорок, поворотов, междометий, лишних слов.

Более строга, сложна по форме, полна и логична по содержанию. Соблюдаются литературные нормы.

Обладает своими средствами: темп речи, тембр, громкость, полетность, может сопровождаться невербальными средствами.

Менее выразительна, используется

знаки препинания, курсив, шрифтовые выделения.

Подчинена орфоэпическим нормам.

Подчинена орфографическим пунктуационным нормам.

Устной речи свойственны следующие особенности: словесная импровизация, прерывистость, избыточность (прямые повторы слов, СС, предложений), лаконизм (краткость, использование в целях передачи информации жестов, мимики, интонации). Письменная речь включает в свой состав ряд уровней: поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование звуков в буквы, подбор слов с противопоставлением их другим лексическим альтернативам, сознательные операции синтаксического уровня, выбор структуры высказывания. Особенности письменной речи: подготовленность, развернутость, логичность. Различия устной и письменной форм речи можно наглядно представить в таблице.

В настоящее время наблюдается взаимодействие устной письменной речи, поскольку устная речь нередко опирается на письменную. Так, доклады, выступления вначале составляются письменно, затем озвучиваются. Такая речь обладает многими чертами письменной: подготовленностью, полнотой, правильностью, но при этом сохраняет такие достоинства устной, как звуковая выразительность, мимика, жесты.

По характеру взаимодействия участников общения различают такие разновидности речи, как монолог, диалог, полилог. Монолог представляет собой речь от 1-го лица, обращенную к самому себе или другим, не рассчитанную на непосредственную речевую реакцию другого лица и обладающую композиционной организованностью и смысловой завершенностью.

Монологическая речь характеризуется наличием в ней обращений, местоимений, глаголов 2 лица, повелительного наклонения. Со стороны содержания — непрерывностью, связностью, развернутостью,

последовательностью, логичностью, смысловой законченностью,

опосредованной связью с ситуацией общения, сдержанной эмоциональностью,

умеренным использованием невербальных средств и др. Речевые типы

монолога: повествование, рассуждение, описание, оценка, исповедь,

самохарактеристика. За пределами художественного произведения форму

монолога принимают отдельные разновидности устных высказываний: речь

оратора, лектора, выступления по радио, телевидению. Диалог — разговор двух

или нескольких лиц. Основные черты диалога: обмен репликами, свернутость

(сокращенностъ), непосредственная контактность, зависимость реплики

партнера от речевого поведения другого, единство порождения и восприятия

речи, тесная связь с ситуацией общения, ярко выраженная эмоциональность,

широкое использование невербальных средств, эллиптичность, изобилие

речевых клише. При диалоге важно учитывать его особенности: сообщение

подается порциями: подготовка к восприятию, выражение своей оценки

событий, просьба; соответствует теме разговора; предполагает соблюдение

ясности речи. Диалог осуществляется по следующей структурной схеме: 1.

Установление контакта с собеседником (вначале зрительного, затем речевого,

можно одновременно). 2. Начало разговора: а) приветствие; б) вопрос о том,

возможен ли разговор (Я вас не отрываю? Извините, можно я у вас спрошу? в)

вопросы о жизни, делах, здоровье; г) сообщение о цели разговора. 3. Развитие

темы; 4.Конец разговора: а) заключительные фразы, обобщающие тему разговора; б) этикетные фразы, сопровождающие конец разговора; в) прощание.

Чтобы между вами и собеседником возникло диалоговое взаимодействие, соблюдайте следующие правила:

1 .Если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на него.

2.Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте собеседника к тому,

чтобы он высказал к ней свое отношение.

З.Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых

самим собеседником.

4.Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все

«коммуникативное пространство».

5.Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь? Мне интересно твое мнение,

«Почему ты молчишь? Докажи, что я не прав» и др.

Полилог — форма речи, характеризующаяся сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Он часто приобретает форму группового общения (беседа, собрание, дискуссия). Участники полилога придерживаются принципа ответственности: в любой момент каждый обязан быть в курсе того, что говорится и обеспечить такую возможность остальным. Для этой формы речи характерны тематические перескоки, сложное взаимодействие реплик, разрыв диалогических единств. Полилог строится по следующей структурной схеме.

1. Начало: этикетные реплики ведущего: «Все готовы к обсуждению. Начинаем».

2. Вступительное слово ведущего: тема обсуждения, чем вызвана ее постановка; основная задача обсуждения; время, на которое оно рассчитано; время для выступающих.

3. Основная часть: речь ведущего, диалогизированные монологи участников обсуждения, резюме.

4. Концовка: речь ведущего, участника собрания, итоговое выступление. Чтобы организовать, а затем управлять полилогом, полезно заранее распределить роли между участниками: два человека находятся в оппозиции, третий промежуточная роль. Таких триад может быть несколько. Существуют и общие правила участия в полилоге: каждый участник говорит коротко и убедительно; внимательно слушает, следит за ходом обсуждения, старается понять других; задает вопросы, уточняет мысль у разных собеседников, возражает; дружелюбен, корректен. Остроты, оригинальность, тонкие намеки или приятный юмор не должны переходить границу деловитости и уводить разговор в сторону.

В зависимости от того, из какого материала строится речь, она приобретает книжный или разговорный характер.

Книжная речь обслуживает политическую, законодательную, научную сферы общения (конгрессы, симпозиумы, конференции, заседания, совещания), а разговорная речь используется на полуофициальных заседаниях, совещаниях, неофициальных или полуофициальных юбилеях, торжествах, дружеских застольях, встречах, при доверительных беседах начальника с подчиненными, в обиходно-бытовой, семейной обстановке. Книжная речь строится по нормам литературного языка, их нарушение недопустимо; предложения должны быть закончены, логически связаны друг с другом. В книжной речи не допускаются резкие переходы от одной мысли, которая не доведена до логического конца, к другой. Среди слов встречаются отвлеченные, книжные слова, в том числе научная терминология, официально-деловая лексика.

Разговорная речь используется в ситуациях непринужденного повседневного общения на бытовые темы. По-преимуществу она носит устный характер. Основными признаками разговорной речи являются: стремление к минимизации используемых средств, использование различных разговорных клише, непосредственный контакт собеседников, находящихся в одно время в одном пространстве, использование невербальных средств общения, которые в некоторых случаях способны замещать слова полностью (жесты головой вместо произнесения ответных реплик да и нет и др.).

ЛЕКЦИЯ 3. Стили русского литературного языка. Научный стиль и его жанры.

План

Понятия «стиль речи» и «функциональный стиль».

2. Сталеобразующие факторы.

3. Понятие жанра.

4. Научный стиль и его общестилевые черты.

5. Языковые особенности научного стиля.

6. Жанровое своеобразие текстов научного стиля.

Носитель языка строит свою речь по-разному в зависимости от ситуации, которая «вынуждает» его использовать в каждом из случаев особый стандартный набор языковых средств. Иначе говоря, человек будет строить свою речь в том или ином стиле. Стиль — «разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка по всем основным параметрам лексикой, грамматикой, фонетикой»

(«Языкознание: Энциклопедия»). Изучением стилей речи занимается особая наука — стилистика.

Среди факторов, лежащих в основе выделения стилей, наиболее общим является ведущая функция каждого стиля: для разговорного — общение, для научного (учебного) и официально-делового сообщение, для

публицистического и художественного — воздействие. Ведущие функции стилей выделяются в соответствии с классификацией В.В. Виноградова, Существует понятие «функциональный стиль». По определению М.Н. Кожиной, «это своеобразный характер речи той или иной социальной разновидности, соответствующий определенной сфере общественной деятельности и соотносительно с ней форме сознания, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией, несущей определенную стилистическую окраску». Изучением таких стилей занимается функциональная стилистика.

В современной лингвистической литературе выделяются пять сфер общения и соответствующие им пять речевых стилей: повседневная разговорный стиль, область науки и техники научный стиль, сфера законодательства, деловых отношений — официально-деловой стиль, сфера искусства слова — художественный стиль, общественно-политическая сфера

— публицистический стиль.

Не менее важным стилеобразующим фактором является ведущая речи (устная или письменная), а также вид речи (диалог или монолог). Для разговорного стиля это устная диалогическая речь, а для научного официально-делового — письменная монологическая речь. К стилеобразующим факторам относят также содержание высказывания, установку говорящего (пишущего) на качество речи, наличие или отсутствие непосредственной обратной связи, количество участников общения, отношения между ними и т.д. Так, языковые особенности разговорного стиля, его эмоциональность во многом обусловлены непосредственным контактом. Стили поддерживаются традицией. Объективно стиль существует потому, что общество, говорящее на данном языке, выработало такие способы общения, которые являются наиболее удобными для передачи информации данного типа: сообщение на бытовую тему не требует сложной формы, научная информация подразумевает иное оформление. Оптимальные и всеми признанные способы передачи информации с помощью языка и есть стили. И они охраняются носителями языка, иначе говоря, традицией.

Внутри стилей существует разделение на жанры — модели построения текстов, выполняющих конкретную коммуникативную задачу. Например, внутри официально-делового стиля: закон, договор, приказ, отчет, должностная инструкция и т.д. Тексты разных жанров, принадлежащие к одному стилю, различаются прежде всего своей композицией, а объединяют их единые требования к коммуникативному функционированию, преимущественно письменная форма, ряд существенных языковых особенностей.

Следует иметь в виду, что функционально-стилевые границы современного литературного языка очень подвижны. Как подчеркивал В.В. Виноградов, «разные функциональные стили не представляют собой замкнутой системы. Основная часть языкового материала — общеязыковые, межстилевые средства. Поэтому очень важно знать и тонко чувствовать специфические особенности каждого функционального стиля, умело пользоваться языковыми средствами разных стилей в зависимости от ситуации общения и целей высказывания. Владение функциональными стилями является необходимым составным элементом культуры профессиональной речи дипломата, политика, дотеля, журналиста, адвоката, руководителя предприятия.

Научный стиль речи

Сферой применения этого стиля выступают научные труды и выступления на научные темы, устные и письменные ответы студентов и учеников. Задачи научной речи: сообщить общие существенные признаки предмета, объяснить причины явлений. Научный стиль характеризуется своими общестилевыми и языковыми особенностями.

Общестилевыми признаками научного стиля, вытекающими из абстрактности и строгой логичности научного мышления, являются: информативная насыщенность и объективность изложения, стандартизированность, регламентированность, обобщенность, строгость и простота, официальный характер изложения, логичность, преимущественно письменная форма бытования.

Требование точности научной речи предопределяет использование терминологической и специальной лексики. В последнее время широко применяется международная терминология (менеджмент, спонсор, секвестр^ риэлтер и др.) Возрастающая роль интернационализмов в терминологичес! лексике свидетельствует, с одной стороны, о тенденции к международной стандартизации языка науки, а с другой — является показателем «отстраненности» средств научного стиля от общеупотребительной лексики

тремление к обобщению, абстракции проявляется в научном стиле в преобладании абстрактной лексики над конкретной. Весьма частотными являются существительные с абстрактным значением: мышление, перспективы, истина, гипотеза, обусловленность.

Логичность научной речи проявляется в композиционной связности изложения. Соединение отдельных частей высказывания в тексте осуществляется при помощи специальных слов или групп слов, отражающих этапы логического изложения и являющихся средствами связи мыслей в ходе рассуждения (таким образом, поэтому, теперь, итак, тем не менее, между тем, несмотря на, в заключение, следовательно, далее, другими словами и др.).

Близки к ним словосочетания типа: следует указать, интересно отметить, наблюдения показывают, в данной работе, в последующем, наибольший интерес представляет… и др. Стремление к логичности изложения материала в научной речи обусловливает активное использование сложных предложений союзного типа, в которых отношения между частями выражаются однозначно (Иногда достаточно провести 2-3 занятия, чтобы восстановить плавную

речь). Наиболее распространенными являются сложноподчиненные предложения с придаточными причины и условия. (Если плохо работает предприятие или какое-то его структурное подразделение, то это значит, что здесь не все в порядке с менеджментом).

Лексический состав текстов научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, что выражается в стандартизации языковых средств (речь идет о проблеме, следует заметить, что…, данные приводят к следующим выводам…, из сказанного ранее

вытекает…и т.д.).

Отличительной особенностью письменной научной речи является то, что тексты могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, графики и т.п. В большей степени это характерно оля текстов естественных и прикладных наук: математики, физики, химии и др. Однако практически любой научный текст может содержать графическую информацию.

Итак, своеобразие научного стиля состоит в сочетании обязательной объективности и информативности изложения и авторской позиции, то есть наличии оценочности. Оценки используются, чтобы выразить точку зрения автора, сделать ее более понятной, доступной, пояснить мысль, и в основном имеют рациональный, а не эмоционально-экспрессивный характер.

Среди языковых особенностей научного стиля необходимо выделить

следующие:

studfile.net

Основные виды речи

Ж. Пиаже, говоря об общих тенденциях в развитии языковых возможностей детей, высказал идею о том, что сначала у ребенка формируется «речь для себя», а затем под давлением взрослых происходит формирование специализированной «речи для других». А отечественный психолог Выготский считает наоборот – развитие речи ребенка происходит от мыслей вслух к мысли для себя. Таким образом, многообразная речь человека имеет различные формы.

В развитии речевой функции различается сенсорная речь или понимание, которое у ребенка проявляется во втором полугодии, и экспрессивная речь, т.е. способность говорить. С точки зрения сигнального значения развитие экспрессивной речи идет параллельно. Во втором полугодии жизни лепет ребенка уже отчетливо приближается к звукам речи, дети всех национальностей до этого гулят совершенно одинаково.

Специалисты выделяют виды речи с точки зрения её генеза и других психических процессов. В этом плане можно говорить о целой цепи тесно взаимосвязанных этапов речеобразования:

  1. Внешняя речь, обращенная к субъекту при установлении коммуникации;
  2. Внешняя речь, не имеющая конкретного субъекта, но, предполагающая его. Она в принципе ни к кому не обращена;
  3. Шепотная речь, переходящая в бормотание;
  4. Внутренняя речь – «произношение про себя» полной фразы с сохранением полного словесного содержания и синтаксической формы;
  5. Сжатая внутренняя речь, она короче по длительности и с сохранением смысла. Такую «спрессованную» речь можно представить как процесс мышления.

Психологи различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь

Этот вид речи включает устную – диалогическую и монологическую речь, а также письменную речь:

  • Устная речь. Данная речь применяется непосредственно для общения и является звучащей речью. С точки зрения истории это самая первая форма речи, которая возникла значительно раньше письма. Произносимые звуки являются её материальной формой. Они возникают в результате сложной деятельности органов произношения человека. Данная речь обладает богатыми интонационными возможностями. Логическое ударение, четкость произношения, наличие или отсутствие пауз играют в устной речи большую роль. Её восприятие может быть усилено мимикой и жестами говорящего человека, выражающего свое эмоциональное состояние.
  • Как правило, устная речь может проявляться в форме диалога и монолога. Диалог представляет собой непосредственное общение двух или нескольких человек и поддерживается собеседниками. Беседа относится к разновидности диалогического общения и имеет тематическую направленность.

    Монологическая речь представляет собой связное изложение системы мыслей одним лицом. Монолог не прерываем. Данная речь связная, контекстная и по сравнению с диалогической речью, может существенно изменить смысловую сторону;

  • Письменная речь. Это разновидность монологической речи, только развернутая.
  • Письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на того, к кому она обращена.

Психологические различия в природе письменной и устной речи

Различия и общность письменной и устной речи реально проявляются в её развитии. Как уже было сказано, сначала доминировала устная речь, именно она определяет письменную речь ребенка, который как говорит, так и пишет. Формы устной речи на первых порах определяют строение его письменной речи. Письменная речь не может отразить выразительные моменты устной речи, поэтому оказывается беднее устной.

Развитие связной речи является основным звеном речи письменной, потому что в речи важно отобразить все существенные связи предметного содержания так, чтобы её смысл образовал контекст, понятный другим людям. Развитие контекстной речи зависит от развития речи письменной.

Построение связного контекста требует особых приемов, средств, специальной работы для овладения этими средствами. Письменная и устная речь при хорошей культуре и в связи с умственным развитием, становится более богатой и многогранной, становится литературной.

Слова, уже имеющиеся в распоряжении ребенка, приобретают обобщенное, отвлеченное значение, в речь включаются новые специальные термины – развивается техническая научная речь. Речь подростка ярче речи младшего школьника, в ней выступают эмоционально-выразительные и лирические моменты. Чаще употребляются метафорические выражения, растет чувствительность к форме, к литературной подаче сказанного и написанного.

Усложняется структура речи, особенно письменной, увеличивается количество сложных конструкций, чужая речь передается в форме косвенной речи. Работа с книгой приводит к навыкам пользования цитатами, в результате речь становится более яркой и цветистой.

Внутренняя речь

Данная речь – это особый вид речевой деятельности, который выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. С одной стороны для неё характерны фрагментарность и отрывочность, а с другой, исключаются какие-либо недоразумения при восприятии ситуации. Она близка к диалогической речи и очень ситуативная.

При переводе внешней речи во внутреннюю речь происходит редуцирование – сокращение структуры внешней речи. Переход внутренней речи к внешней – экстериоризация, наоборот, требует развертывания структуры внутренней речи.

Факты, изложенные в речи и способность автора к сообщению, говорят о её информативности. Понятность речи зависит от ряда факторов:

  • Смысловое содержание речи;
  • Языковые особенности речи;
  • Соотношение между её сложностью и уровнем развития знаний и интересов слушателей.

Выразительность речи обязательно предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию и, конечно, умение использовать слова и выражения переносного и образного значения.

Надо сказать, что существует еще один вид речи, которая получила название кинетическая речь, сохранившаяся у человека с давних времен. Это был основной и единственный вид речи, выполнявшей все речевые функции – обозначения, выражения и др. Постепенно кинетическая речь утратила свои функции и в настоящее время используется в качестве эмоционально-выразительных элементов речи или жестов. Жесты придают речи дополнительную выразительность. Для людей глухонемых от рождения кинетическая речь остается основной формой общения. В отличие от кинетической речи древнего человека она более развита и обладает целой системой знаковых сигналов. Классификация видов речи, формы устной речи и функции речи показаны на схеме.

Основные виды речи

spravochnick.ru

21. Виды и функции речи.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Объективным свойством словесного знака, обуславливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова, личностный смысл – это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл – это субъективное переживание его содержания.

Выготский выделил следующие виды речи:

внешняя;

внутренняя;

диалогическая;

монологическая;

устная;

письменная.

Условно можно все виды речи разделить на два больших класса: внешнюю и внутреннюю. Внешняя включает в себя устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Диалогическая речь – речь, поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать) ее. Разновидностью диалогического общения является БЕСЕДА, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, — грамматически правильное построение предложений.

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковым средствами (умение употребить то слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой, жестикуляцией).

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь – особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими, но и грамматическими правилами.

Функции речи:

сигнификативная – усваивается ребенком в раннем дошкольном возрасте, беспредельное обобщение, появление первого слова. Отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

обобщающая – связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

аналитическая – слово содержит информацию о предмете.

коммуникативная – передача этой информации. Если предыдущие функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то эта функции выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

эмотивная – проявление эмоциональных состояний – стилевые и динамические характеристики.

экспрессивная – речь – средство самовыражения.

логическая – слово может как «возродить», так и «убить» человека.

Речь выполняет две основные функции – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания. Сигнификативная функция позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов даже в их отсутствие. Коммуникативная функция включает в себя средства выражения и средства воздействия. Речь как средство выражения включается в совокупность выразительных движений.

studfile.net

Виды речи

В психологии различают речь внешнюю и внутреннюю, они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Внешняя речь

Внешняя речь бывает письменной и устной, а также официальной, эмоциональной, просторечной и информативной. Речь бывает бодрящей, энергетически заряжающей или расслабляющей, с глубоким смыслом или окрашенной яркими эмоциями, а может быть сдержанной и достойной. Сама речь бывает различного качества: от бормотания до чистого и логичного повествования.

Устная речь выражается голосом, звуками, она предназначается для прямого общения с людьми и для выражения собственных мыслей и чувств.

Устная речь во время беседы обычно не бывает полностью развернутой. Когда собеседники разговаривают, то многое они могут не выражать в разговоре, при этом все учитывают сказанное раньше или то, что происходит вокруг них. Вместо завершенных предложений произносятся обычно отдельные слова, заменяющие целые фразы. Например, когда люди ждут поезд, достаточно сказать: «идет!» и все сразу поймут о чем идет речь.

Устная речь проявлена двумя формами:

  • Монолог, длительное высказывание своих мыслей и чувств одним человеком, без участия собеседников. Монологической речи свойственна последовательность изложения и законченность высказываний.

  • Диалог, подразумевает разговор двух или более собеседников. Диалогическая речь является стихийной и подверженной влиянию настроения собеседников. Обычно она связана с важностью отзываться на реплики или вопросы участников.

Важной характерной чертой устной речи является её неподготовленность, она формируется в процессе общения. Однако неподготовленность бывает разная. Это может быть разговор на незнакомую заранее тему, в виде импровизации. Либо это может быть заранее обдуманная и известная тема, как например в докладе или публичном выступлении. При этом нужно различать читаемую речь от выученной наизусть.

Другой характер имеет письменная речь. Она по структуре бывает развернутой и правильно выстроенной синтаксически. Речь направлена не к собеседникам, а к читателям. Понятной излагаемая мысль становится только при условии соблюдения лексических и грамматических правил. Немалое значение имеет структура построения письменной речи, присутствие четкого плана, продуманных оборотов речи.

Внутренняя речь

Обращена внутрь себя и связана с мышлением человека. Участвует в мыслительных процессах, которые направлены на решение определенной проблемы. Для нее характерно беззвучие, только иногда проявляются зачаточные речевые движения. С ее помощью происходит обработка чувств из внешнего мира, осознание и понимание полученной информации. Она является основным инструментом мыслительной деятельности и осознанности человека.

При отсутствии речевой выраженности и письменного изложения, внутренняя речь соответствует всем лексическим и грамматическим правилам. Здесь сложные мыслеформы заменяются простыми словами. Таким образом, внутренняя речь допустима как преобразование внешней речи. Без предварительного словесного выражения мыслей с использованием внешней речи она не может быть выражена и с помощью внутренней речи.

Внутренняя речь формируется из внешней речи, служит ее психологической модификацией, при которой главное значение имеет не ее «бессловесность», а крайняя ситуативность и исходящая из этого словесная фрагментарность.

Замечание 1

Совершенно понятна также взаимосвязь внешней и внутренней речи. Потому что, перед тем как выразить свою мысль нам нужно предварительно ее зафиксировать внутренней речью, продумывая мысленный план или основные моменты своих высказываний. Еще ярче это проявляется при письменном изложении, ведь перед написанием фраз мы сначала их мысленно произносим, а затем выбираем наиболее созвучные и подходящие.

spravochnick.ru

Понятие речи. Виды речи.

Понятие речи. Виды речи.

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Виды речи.

Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи.

Прежде всего, различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает устная и письменная. В свою очередь устная речь бывает монологической и диалогической.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак—доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее выразительна, чем устная.

Кроме того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т.е. обработанной. Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Письменная речь, как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.

В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.

Диалогическая речь — это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).

Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи — уметь выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи — ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности—достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.

Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей.

Внутренняя речь—это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь—словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других.

infourok.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.