Виды выразительности речи – Выразительность речи и ее разновидности
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Наш язык – целостная и логически правильная система. Его наименьшей единицей является звук, наименьшая значимая единица – морфема. Из морфем состоят слова, которые считаются основной языковой единицей. Их можно рассматривать с точки зрения их звучания, произношения, а также с точки зрения строения, как части речиили как члены предложения.
Каждая из названных языковых единиц соответствует определённому языковому пласту, ярусу. Звук является единицей фонетики, морфема – морфемики, слово – единица лексики, части речи – единицы морфологии, а предложения – синтаксиса. Морфология и синтаксис вместе составляют грамматику.
На уровне лексики выделяются тропы – особые обороты речи, придающие её особую выразительность. Подобными средствами на уровне синтаксиса являются фигуры речи. Как видим, всё в языковой системе взаимосвязано и взаимообусловлено.
Лексические средства
Остановимся на наиболее ярких языковых средствах. Начнём с лексического уровня языка, который – напомним – базируется на словах и их лексических значениях.
Синонимы
Синонимами называются слова одной части речи, являющиеся близкими по своим лексическим значениям. Например, красивый – прекрасный.
Некоторые слова или сочетания слов приобретают близкий смысл лишь в условиях определённого контекста, в определённом языковом окружении. Это контекстные синонимы.
Рассмотрим предложение: «День был августовский, знойный, томительно-скучный». Слова августовский, знойный, томительно-скучный не являются синонимами. Однако в данном контексте, при характеристике летнего дня, они приобретают сходный смысл, выступая как контекстные синонимы.
Антонимы
Антонимы – слова одной части речи с противоположным лексическим значением: высокий – низкий, высоко – низко, великан – карлик.
Как и синонимы, антонимы могут быть контекстными, то есть приобретать противоположное значение в определённом контексте. Слова волк и овца, к примеру, вне контекста не являются антонимами. Однако в пьесе А.Н.Островского «Волки и овцы» изображаются два типа людей – люди-«хищники» («волки») и их жертвы («овцы»). Получается, что в названии произведения слова волки и овцы, приобретая противоположный смысл, становятся контекстными антонимами.
Диалектизмы
Диалектизмами называют слова, употребляемые только в определённых местностях. Например, в южных областях России свёкла имеет другое название – бурак. В некоторых местностях волка именуют бирюком. Векша (белка), хата (дом), рушник(полотенце) – всё это диалектизмы. В литературных произведениях диалектизмы используются чаще всего для создания местного колорита.
Неологизмы
Неологизмами называются новые, совсем недавно пришедшие в язык слова: смартфон, браузер, мультимедиа и т.п.
Устаревшие слова
Устаревшими в языкознании считаются слова, вышедшие из активного употребления. Устаревшие слова делятся на две группы – архаизмы и историзмы.
Архаизмы – это устаревшие названия существующих по сей день предметов. Другие названия, к примеру, раньше имели глаза и рот. Они назывались соответственно очи и уста.
Историзмы – слова, вышедшие из употребления по причине выхода из обихода обозначаемых ими понятий и явлений. Опричнина, барщина, боярин, кольчуга – предметов и явлений, называемых такими словами, в современной жизни нет, а значит, это слова-историзмы.
Фразеологизмы
К лексическим языковым средствам примыкают фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, воспроизводимые одинаково всеми носителями языка. Как снег на голову свалился, в бирюльки играть, ни рыба ни мясо, работать спустя рукава, задирать нос, вскружить голову…
Тропы
Тропами называют обороты речи, основанные на игре со значением слова и придающие речи особую выразительность. Рассмотрим наиблее популярные тропы.
Метафора
Метафора – перенос свойств с одного предмета на другой на основе какого-либо сходства, употребление слова в переносном значении. Метафору иногда называют скрытым сравнением – и не случайно. Рассмотрим примеры.
Щёки горят. В переносном значении употреблено слово горят. Щёки как будто горят – вот каким бывает скрытое сравнение.
Костёр заката. В переносном значении употребляется слово костёр. Закат сравнивается с костром, но сравнивается скрыто. Это метафора.
Развёрнутая метафора
С помощью метафоры нередко создаётся развёрнутый образ – в этом случае в переносном значении выступает не одно слово, а несколько. Такая метафора называется развёрнутой.
Вот пример, строчки Владимира Солоухина:
«Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной».
Первая метафора – Земля – космическое тело – рождает вторую – мы, люди – космонавты.
В результате создаётся целый развёрнутый образ – люди-космонавты совершают длительный полёт вокруг солнца на корабле-Земле.
Эпитет
Эпитет – красочное художественное определение. Конечно, эпитеты чаще всего бывают прилагательными. Причём прилагательные красочные, эмоционально-оценочные. К примеру, в словосочетании золотое кольцо слово золотое эпитетом не является, это обычное определение, характеризующее материал, из которого сделано кольцо. А вот в словосочетании золотые волосы, золотая душа – золотые, золотая – эпитеты.
Однако возможны и другие случаи. В роли эпитета иногда выступает существительное. Например, мороз-воевода. Воевода в данном случае приложение – то есть разновидность определения, а значит, вполне может быть эпитетом.
Нередко эпитетами бывают эмоциональные, красочные наречия, например, весело в словосочетании весело шагает.
Постоянные эпитеты
Постоянные эпитеты встречаются фольклоре, устном народном творчестве. Вспомните: в народных песнях, сказках, былинах молодец всегда добрый, девица красная, волк серый, а земля сырая. Всё это постоянные эпитеты.
Сравнение
Уподобление одного предмета или явления другому. Чаще всего оно выражается сравнительными оборотами с союзами как, словно, точно, как будто или придаточными сравнительными. Но бывают и другие формы сравнения. Например, сравнительная степень прилагательного и наречия или так называемый творительный сравнения. Рассмотрим примеры.
Время летит, как птица (сравнительный оборот).
Брат старше, чем я (сравнительный оборот).
Я моложе брата (сравнительная степень прилагательного молодой).
Извивается змейкой. (творительный сравнения).
Олицетворение
Наделение неживых предметов или явлений свойствами и качествами живых: солнце смеётся, весна пришла.
Метонимия
Метонимия – это замена одного понятия другим на основе смежности. Что это значит? Наверняка на уроках геометрии вы изучали смежные углы – углы, которые имеют одну общую сторону. Смежными могут быть и понятия – например,
Рассмотрим примеры:
Школа вышла на субботник.
Целую тарелку съел.
Суть метонимии в первом примере в том, что вместо слова ученики употребляется слово школа. Во втором примере мы употребляем слово тарелка вместо названия того, что на тарелке находится (суп, каша или что-то подобное), то есть используем метонимию.
Синекдоха
Синекдоха подобна метонимии и считается её разновидностью. Этот троп также заключается в замене – но в замене обязательно количественной. Чаще всего множественное число заменяется единственным и наоборот.
Рассмотрим примеры синекдохи.
«Отсель грозить мы будем шведу…» – думает царь Пётр в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Разумеется, имелся в виду не один швед, а шведы – то есть единственное число употребляется вместо множественного.
А вот строчка из пушкинского «Евгения Онегина»: «Мы все глядим в Наполеоны». Известно, что французский император Наполеон Бонапарт был один. Поэт использует синекдоху – употребляет множественное число вместо единственного.
Гипербола
Гипербола – это чрезмерное преувеличение. «В сто сорок солнц закат пылал», — пишет В.Маяковский. А у гоголевского Тараса Бульбы были шаровары «шириною с Чёрное море».
Литота
Литота – троп, противоположный гиперболе, чрезмерное преуменьшение: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.
Ирония
Иронией называется скрытая насмешка. При этом мы вкладываем в свои слова смысл, прямо противоположный истинному. «Отколе, умная, бредёшь ты голова», — такой вопрос в басне Крылова адресован Ослу, который считается воплощением глупости.
Перифраз
Мы уже рассматривали тропы, основанные на замене понятий. При метонимии одно слово заменяется другим по смежности понятий, при синекдохе единственное число заменяется множественным или наоборот.
Перифраз это тоже замена – слово заменяется несколькими словами, целым описательным оборотом. Например, вместо слова «животные» мы говорим или пишем «братья наши меньшие». Вместо слова «лев» — царь зверей.
Синтаксические средства
Синтаксичкские средства – это такие языковые средства, которые связана с предложением или словосочетанием. Синтаксические средства иногда называют грамматическими, так как синтаксис наряду с морфологией является частью грамматики. Остановимся на некоторых синтаксических средствах.
Однородные члены предложения
Это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову, являются одним членом предложения и, кроме того, произносятся с особой интонацией перечисления.
В саду росли розы, ромашки, колокольчики. — Это предложение осложнено однородными подлежащими.
Вводные слова
Это слова, которые чаще выражают отношение к сообщаемому, указывают на источник сообщения или способ оформления мысли. Проанализируем примеры.
К счастью, выпал снег.
К сожалению, выпал снег.
Наверно, выпал снег.
По словам друга, выпал снег.
Итак, выпал снег.
В перечисленных предложениях передана одна и та же информация (выпал снег), но выражена она с разными чувствами (к счастью, к сожалению), с неуверенностью (наверно), с указанием источника сообщения (по словам друга) и способа оформления мысли (итак).
Диалог
Разговор двух и более лиц. Вспомним в качестве примера диалог из стихотворения Корнея Чуковского:
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда…
Вопросно-ответная форма изложения
Так называется построение текста в виде вопросов и ответов на них. «Что плохого в пронзительном взгляде?» — задаёт при этом вопрос автор. И сам себе отвечает: «А всё плохо!»
Обособленные члены предложения
Второстепенные члены предложения, которые на письме выделяются запятыми (или тире), а в речи – паузами.
Лётчик рассказывает о своих приключениях, улыбаясь слушателям(предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).
Дети вышли на поляну, освещённую солнцем (предложение с обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом).
Без брата, его первого слушателя и поклонника, он вряд ли добился бы таких результатов. (предложение с обособленным распространённым приложением).
Никто, кроме её родной сестры, не знал об этом (предложение с обособленным дополнением).
Я приду рано, часов в шесть утра (предложение с обособленным уточняющим обстоятельством времени).
Фигуры речи
На уровне синтаксиса выделяются особые конструкции, которые придают речи выразительность. Называются они фигурами речи, а также стилистическими фигурами. Это антитеза, градация, инверсия, парцелляция, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое обращение и т.п. Рассмотрим некоторые из стилистических фигур.
Антитеза
По-русски антитеза называется противопоставлением. В качестве её примера можно привести пословицу: «Ученье — свет, а неученье — тьма».
Инверсия
Инверсия — обратный порядок слов. Как известно, каждый из членов предложения имеет своё «законное» место, свою позицию. Так, подлежащее должно стоять перед сказуемым, а определение — перед определяемым словом. Определённые позиции закреплены за обстоятельством и дополнением. Когда порядок слов в предложении нарушается, можно говорить об инверсии.
Используя инверсию, писатели и поэты достигают требуемого звучания фразы. Помните стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». Без инверсии его первые строчки звучали бы так: «Одинокой парус белеет в голубом тумане моря». Поэт использовал инверсию и строчки зазвучали потрясающе:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом…
Градация
Градация — расположение слов (как правило, являющихся однородными членами, по нарастанию или убыванию их значений). Рассмотрим примеры: «Это обман зрения, галлюцинация, мираж« (галлюцинация больше, чем обман зрения, а мираж больше, чем обман зрения). Градация бывает как восходящая, так и нисходящая.
Парцелляция
Иногда для усиления выразительности намеренно нарушаются границы предложения, то есть используется парцелляция. Она заключается в дроблении фразы, при котором образуются неполные предложения (то есть такие конструкции, смысл которых неясен вне контекста). Примером парцелляции можно считать газетный заголовок: «Процесс пошёл. Вспять» («Процесс пошёл вспять», — так выглядела фраза до дробления).
ostapenko.astor.me
Выразительность речи и ее виды
С композицией тесно связана категория «выразительность речи». Под выразительностью речи понимают способность речи привлекать к себе внимание, а также способность запоминаться. Во избежание путаницы отметим, что в литературоведении выразительность понимают как выражение авторских чувств. Однако мы понимаем выразительность по-иному. Речь может быть что называется серой, незапоминающейся, ускользающей от внимания. Такую речь мы и называем невыразительной. В то же время яркую речь, привлекающую к себе внимание, быстро схватываемую и запоминаемую, мы называем выразительной.
Выразительность — это очень важное качество речи. А дело в том, что она представляет собой средство управления вниманием, причем такое средство, которое является наиболее эффективным из тех, которые находятся в распоряжении оратора. И одновременно это средство, которое в целом остается незамеченным (в отличие от намеренно вводимых в речь выражений вроде «обратим внимание на то, что…», «самое же главное состоит в том, что…» и т. д.)
Очевидно, есть какие-то качества, за счет которых речь приобретает искомую выразительность, существуют приемы, с помощью которых можно невыразительную, серую речь превратить в выразительную. Следовательно, выразительность связана не только с содержанием речи и не является постоянной величиной. Можно говорить об усилении выразительности за счет использования тех или иных приемов, тех или иных языковых средств. Когда на школьника, изучающего спряжение, сваливаются одиннадцать глаголов-исключений, он испытывает трудность в запоминании их. Поколения школьников выработали против этого защиту, зарифмовав исключения: «гнать, держать, бежать, обидеть, слышать, видеть и вертеть, и дышать, и ненавидеть, и зависеть, и терпеть». В таком виде список слов оказался более выразительным. Кстати, этот список приобретает и какой-то дополнительный (вполне жизненный) смысл: не зря ведь периодически возникающий на страницах книги Саша Соколов взял его в качестве эпиграфа к своему первому роману «Школа для дураков». По-видимому, это является прекрасным доказательством того, что это небольшое стихотворение достаточно выразительно.
Принято выделять два основных вида выразительности: внутреннюю выразительность и контекстно-обусловленную выразительность.
Внутренняя выразительность — это выразительность, создаваемая при помощи любых слов и выражений, которые экспрессивны, то есть выразительны и изобразительны, изначально; это свойство характеризует их как единицы языка. Сюда следует отнести любые слова и выражения, использование которых по каким-то причинам оказывается менее вероятным, а потому и отмеченным с точки зрения качеств текста. Если мы сравним пару высказываний:
- Давай деньги!
- Гони бабки!,
то без труда увидим, что первое высказывание воспринимается как обычное, нейтральное, тогда как воздействующий потенциал второго заметно выше. А создается этот эффект благодаря замене нейтральных по своему значению слов словами экспрессивно окрашенными.
Естественно, речь идет не только о грубых словах и выражениях. Помимо них существуют также высокие выражения. Следовательно, мы имеем дело со своего рода континуумом, на одном конце которого находятся высокие слова и выражения, на другом — грубые; нейтральная лексика находится посредине: лик — лицо — морда, харя, рожа.
Другими словами, средства усиления выразительности этой разновидности добавляют выразительность высказыванию в любом случае, независимо от условий их использования.
Контекстно-обусловленная выразительность возникает в силу того, что слова и выражения, которые могут и не обладать внутренней выразительностью, помещаются в специальный контекст, придающий им дополнительную выразительность. Контекстно-обусловленная выразительность в целом более важна, чем выразительность внутренняя, поскольку для ее создания могут использоваться практически любые языковые средства.
При помощи каких средств создается контекстно-обусловленная выразительность?
- Прежде всего, это разнообразные тропы, в первую очередь развернутые, то есть метафоры, метонимии, сравнения. Здесь же можно упомянуть и перифразисы (разные представления одного и того же объекта, ср. «верблюд» и «корабль пустыни»): если один и тот же объект представлять при помощи разных выражений, текст будет восприниматься как более живой и менее монотонный, однообразный. В следующем разделе учебника, где все эти средства рассматриваются более подробно, больше внимания уделяется их способности увеличивать изобразительность текста — его способность представлять реальные факты и мысли. Здесь же необходимо отметить, что эти же средства играют очень важную роль при повышении выразительности, делают текст выделенным, более заметным, ярким, бросающимся в глаза.
- Кроме того, это фигуры речи, в которых какой-то операции подвергается обычное достаточно распространенное выражение. Это могут быть или фигуры убавления, в которых какая-то часть выражения опускается, или фигуры прибавления, в которых один и тот же элемент повторяется.
Этот обзор, естественно, является поверхностным и вряд ли будет информативным для человека, который в этом вопросе является абсолютным новичком. Для того чтобы овладеть средствами контекстного усиления выразительности, необходимы знания, которые традиционно относятся к третьему разделу риторики — инвенции, особому этапу речи, на котором оратор обращается к языковому воплощению речи. Именно к нему мы и переходим.
psyera.ru
Лекция «Средства речевой выразительности»
Средства речевой выразительности
Средства выразительности — это специальные художественно-риторические приемы, лексические и грамматические средства языка, привлекающие внимание к высказыванию. Они используются для придания речи экспрессии, эмоциональности, наглядности, делают ее более интересной и убедительной. Издавна средства выразительности рассматриваются как важная составляющая риторического канона (см. гл. 4).
Средствами выразительности являются тропы и фигуры.
Тропы — это обороты речи, основанные на употреблении слова или выражения в переносном значении (эпитет, сравнение, метафора и т.д.). Фигуры речи, или риторические фигуры, — это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, степень ее воздействия на адресата (повтор, антитеза, риторический вопрос и т.д.). В основе тропов лежит словесная образность, в основе фигур — образность синтаксическая.
Можно выделить несколько основных разновидностей тропов.
I. Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение предполагает наличие трех компонентов: во-первых, того, что сравнивается, во-вторых, того, с чем сравнивается, в-третьих, того, на основании чего одно сравнивается с другим. В качестве примера можно привести высказывание знаменитого физиолога И. П. Павлова: «Как пи совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты — это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши «теории» — пустые потуги».
II. Эпитет — художественное определение, которое дает возможность более ярко охарактеризовать качества предмета или явления и тем самым обогащает содержание высказывания. Например, ученый-геолог А. Е. Ферсман использует эпитеты для описания драгоценных камней: яркокрасочный изумруд, то густой, почти темный, прорезанный трещинами, то сверкающий яркою ослепительною зеленью; ярко-золотистый «хризолит» Урала, прекрасный искристый камень демантоид; целая гамма тонов связывает слабо зеленоватые или синеватые бериллы с густо-зелеными темными аквамаринами.
III. Метафора — это употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (по форме, цвету, функции и т.п.): «золотая осень», «мертвая тишина», «железная воля», «море цветов». Метафорой также называют образное обозначение в художественной, поэтической речи или в публицистике какого-либо предмета или явления на основе его сходства с другим предметом или явлением: акулы капитализма, политические игры, набирать очки, националистическая карта, паралич власти, долларовая инъекция. Метафору следует отличать от сравнения, которое обычно оформляется с помощью союзов «как», «словно», «будто» или может быть выражено формой творительного падежа имени существительного. Удачная метафора активизирует восприятие, хорошо запоминается:
В двух шагах возвышается купол музея, внизу кипит [Занлавская площадь — я сделал немаленький круг(Л. Кабаков. Все поправимо).
«И вообще, — говорил Перхушков, давясь тоскою, — как страшно и трудно жить на свете, друзья! Какие драмы, коллизии, ураганы, бури, смерчи, циклоны, антициклоны, тайфуны, пунами, мистрали, баргузины, хамсины и бореи, не говоря уж о лонженьфынах, случаются на каждом шагу в духовной нашей жизни!» (Т. Толстая. Лимпопо).
Дело Щербинского стало тем «урановым стержнем», который, будучи опущенным в наш российский политический реактор, запустит процесс деления гражданского ядра («Итоги». 2006. М 13).
В художественных и публицистических текстах может использоваться развернутая метафора, которая строится на нескольких ассоциациях по сходству:
Корабль вашего здоровья сел на мель. Его надо взять на буксир, снять с мели, а потом, когда у него под килем будет свободная вода, он поплывет сам. Лекарства — это буксир, свободная вода — это время, а возможность плыть самому — это восстановившиеся адаптационные возможности (реклама).
Метафоры играют значительную роль в формировании картины мира. Известный исследователь политической риторики А. П. Чудинов исходит из того, что система метафор — это своего рода ключ к пониманию духа времени. Им исследованы следующие базовые метафоры современной российской действительности: криминальная («политические разборки»), милитаристская («лагерь оппозиции», «выступить единым фронтом»), медицинская («паралич власти», «синдром сепаратизма»), игровая («националистическая карта», «набирать очки»), спортивная («прийти к финишу», «набирать скорость»).
В общественном сознании прочно утвердилось представление о том, что тип политика можно определить по характеру его речевого поведения, в частности по тем метафорическим моделям, которые он выбирает. Например, живучесть милитаристской модели «Россия — военный лагерь» объясняется тем, что многочисленные войны оказали влияние на все поколения россиян. Эта модель провоцирует речевое развертывание сценария «Война и се разновидности»: информационная, психологическая война, избирательная кампания, идеологический, предвыборный фронт, перейти в наступление, круговая оборона, дымовая завеса, взять реванш, осадное положение, экономическая блокада, рядовые солдаты партии. Милитаристская метафора опасна тем, что упрощает действительность, навязывая альтернативы: или враг — или друг, или черное — или белое.
IV. Метонимия основана на смежности. Если при создании метафоры два предмета, явления, действия должны быть чем-то похожи друг на друга, то при метонимии два предмета или явления, получившие одно название, должны быть смежными, тесно связанными друг с другом. Примерами метонимии является употребление названий столиц в значении «правительство страны», слов «аудитория», «класс», «школа», «квартира», «дом», «завод», «колхоз» для обозначения людей, называние изделия из материала так же, как и сам материал (золото, серебро, бронза, фарфор, чугун, глина), например: Москва готовит ответный визит; Лондон еще не принял окончательного решения; Переговоры между Москвой и Вашингтоном; Пять домов нашего района сменили управляющие компании; Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам.
V. Перифраза — замена слова описательным выражением, которое позволяет охарактеризовать какие-либо признаки того, о чем говорится. Нередко в основе перифраз лежит метафорический перенос. Перифразы часто встречаются в средствах массовой информации. Удачные, свежие перифразы способствуют оживлению речи, помогают избежать повторов, усиливают эмоциональную оценку: землетрясение — «подземная буря», лес — «зеленое богатство», лес (леса) — «легкие планеты», журналисты — «четвертая власть», СПИД — «чума XX в.», шахматы — «гимнастика ума», Швеция — «земля викингов», Санкт-Петербург — «Северная Венеция», Япония — «страна восходящего солнца».
VI. Гипербола — это образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, явление, предмет или его свойства; она употребляется в целях усиления художественного впечатления, эмоционального воздействия («Он мчался быстрее молнии»; «Ягоды в этом году выросли с кулак»; «Он такой худой, прямо скелет»). Предмет речи за счет гиперболы предстает исключительным, нередко невероятным: «От Урала до Дуная, До большой реки, Колыхаясь и сверкая, Движутся полки» (М. Лермонтов). Гипербола активно используется как в коммерческой рекламе для преувеличения функциональных качеств и эстетических свойств товаров и услуг («Баунти — райское наслаждение»), так и в пропаганде («судьбоносные решения», «единственный гарант Конституции», «империя зла»).
VII. Литота — троп, противоположный гиперболе и заключающийся в намеренном ослаблении, преуменьшении свойства или признака, о котором говорится («мужичок с ноготок», «в двух шагах отсюда», «подождите секундочку»).
VIII. Ирония — употребление наименования или даже целого высказывания в противоположном буквальному смысле, намеренное утверждение противоположного тому, что на самом деле думает говорящий. Высшая степень проявления иронии — сарказм. Ирония выявляется обычно не формально, а на основе фонового знания или контекста («Послушайте этого интеллектуала: сейчас он расставит все точки над і» — о малообразованном, недалеком человеке; «Ну разве мог этот человек чести нарушить закон» — о жулике).
IX. Среди риторических фигур выделяется повтор, предназначенный прежде всего для демонстрации сильного чувства. Часто это просто повтор определенного слова. Приведем пример использования приема повтора в выступлении Д. С. Лихачев:
Русская культура уже по одному тому, что она включает в свой состав культуры десятка других народов и издавна была связана с соседними культурами Скандинавии, Византии, южных и западных славян, Германии, Италии, народов Востока и Кавказа, — культура универсальная и терпимая к культурам других народов. Эту последнюю черту четко охарактеризовал Достоевский в своей знаменитой речи на Пушкинских торжествах. По русская культура еще и потому европейская, что она всегда в своей глубочайшей основе была предана идее свободы личности… («О национальном характере русских»).
Существует несколько видов повтора.
1. Анафора — повтор слов в началах смежных отрезков речи. Например: «подарите себе неповторимое изящество французского макияжа, подарите частицу французского шарма». Знаменитая речь Мартина Лютера Кинга, борца за права чернокожего населения США, построена на анафоре «У меня есть мечта». Еще один пример анафоры — фрагмент статьи известного поэта В. И. Иванова «Мысли о символизме»:
Итак, я не символист, если не бужу неуловимым намеком или влиянием в сердце слушателя ощущений непередаваемых, похожих порой на изначальное воспоминание… порой на далекое, смутное предчувствие, норой на трепет чьего-то знакомого и желанного приближения…
Я не символист …если мои слова не убеждают его непосредственно в существовании скрытой жизни там, где разум его не подозревал жизни; если мои слова не движут в нем энергии любви к тому, чего дотоле он не умел любить, потому что не знала его любовь как много у нее обителей.
Я не символист, если слова мои равны себе…
2. Эпифора — это повтор слов в концах смежных отрезков речи. В качестве примера можно привести фрагмент речи американского президента Ф. Д. Рузвельта «О четырех свободах»:
В будущем… перед нами открывается мир, построенный на основе четырех неотъемлемых свобод человека. Первая из них — свобода слова где бы то ни было на свете. Вторая — свобода религиозных культур везде и всюду на свете. Третья — свобода от нужды, которая… означает взаимопонимание в сфере экономических отношений, обеспечивающее для каждого государства мирную зажиточную жизнь его граждан всюду на свете. Четвертая свобода — это свобода от страха, которая… означает сокращение во всем мире вооружений в такой степени, что ни одно государство не будет в состоянии совершить акт агрессии против любого своего соседа нигде на свете.
3. Стык — это повтор слов па границах смежных отрезков внутри предложения или на границе предложений. Например: «Только у нас, у нас и больше нигде»; «Это нельзя не назвать преступлением. Преступлением следует назвать и другие действия власти».
4. Синтаксический параллелизм — это повтор однотипных синтаксических единиц в однотипных синтаксических позициях. Приведем пример использования этой фигуры академиком Д. С. Лихачевым:
Пусть будут у нас герои духа, подвижники, отдающие себя на служение больным, детям, бедным, другим народам, святые, наконец. Пусть снова страна наша будет родиной востоковедения, страной «малых народов», сохранения их в «красной книге человечества». Пусть безотчетное стремление отдавать всего себя какому-либо святому делу, что так отличало русских во все времена, снова займет свое достойное место («О национальном характере русских»).
Используется синтаксический параллелизм и в рекламе: Дети строят для удовольствия, вы строите для них.
Синтаксический параллелизм может сопровождаться антитезой: «Сильный губернатор — большие права, слабый губернатор — никаких прав; публичный политик — республика известна в стране, непубличный политик — о ней никто не знает».
X. Антитеза — фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий, например в пословицах и поговорках: «Умный научит, дурак наскучит»; «Легко подружиться, тяжело разлучиться». Антитезу использовал Цицерон в знаменитой речи против сенатора Катилины:
На нашей стороне сражается чувство чести, на той — наглость; здесь — стыдливость, там — разврат; здесь — верность, там — обман; здесь — доблесть, там — преступление; здесь — непоколебимость, там — неистовство; здесь — честное имя, там — позор; здесь — сдержанность, там — распущенность; словом, все доблести борются с несправедливостью, развращенностью, леностью, безрассудством, всяческими пороками; наконец, изобилие сражается с нищетой, порядочность — с подлостью, разум — с безумием, наконец, добрые надежды — с полной безнадежностью.
XI. Инверсия — перестановка частей предложения, нарушение обычного порядка слов для выделения определенных слов. Часто это связано со случаями, когда сказуемое оказывается впереди подлежащего, чтобы выделить в предложении новую информацию. Например: «Хороши весенние вечера»; «Историю делают люди, а не какие-то объективные законы истории»; «Чествовали героя дня всем коллективом»; «Как бы трудно ни было, сделать это должны мы». Инверсия может использоваться и для стилизации: «Сидим за столами длинными, дубовыми, непокрытыми. Подают слуги квас сухарный, щи суточные, хлеб ржаной, говядину разварную с луком да кашу гречневую» (В. Сорокин. День опричника) .
XII. Парцелляция — это расчленение исходного высказывания на два или несколько самостоятельных, интонационно обособленных отрезков, например: «Они знают. Помнят. Верят»; «Человек всегда был красив, если его имя звучало гордо. Когда был бойцом. Когда был открывателем. Когда дерзал. Когда не пасовал перед трудностями и не падал па колени перед бедой»; «Он тоже пошел. В магазин. Яблоки купить».
Парцелляция обычно служит для передачи в письменном тексте особенностей живой устной речи и активно используется в художественной литературе и публицистике: «А она не заболела. Она наврала. Но есть вранье, и есть ложь. И лгать стоит только сильному противнику, и тогда ложь — событие. Можно солгать — и умереть. Или убить. А от вранья в тебе ничего не меняется. Ни убывает, пи прибывает…» (А. Гостева. Дочь самурая).
Парцелляция невозможна в официально-деловой и научной речи.
XIII. Риторический вопрос — вопрос-восклицание, не требующий ответа, а передающий сообщение о чем-либо: «Вы думаете, что мне это неизвестно?»; «Есть ли другой такой город, как наш!»; «О чем это говорит?… Известный реформатор, «архитектор реформ», не смог ничего предпринять против принятия закона. Как же теперь верить такой стране?».
Д. С. Лихачев использует в выступлении «О национальном характере русских» целый комплекс риторических восклицаний и риторических вопросов:
Существовало законодательство, «Русская Правда». «Судебники», «Уложение», защищавшие нрава и достоинство личности. Разве этого мало? Разве мало нам народного движения на Восток в поисках свободы от государства и счастливого Беловодского царства? …Разве не свидетельствуют о неискоренимом стремлении к свободе личности постоянные бунты и такие вожди этих бунтов, как Разин, Булавин, Пугачев и многие другие? А северные гари, в которых во имя верности своим убеждениям сами себя сжигали сотни и тысячи людей! Какое еще восстание мы можем противопоставить декабристскому, в котором вожди восстания действовали против своих имущественных, сословных и классовых интересов, но зато во имя социальной и политической справедливости? А деревенские сходы, с которыми постоянно вынуждены были считаться власти! А вся русская литература, тысячу лет стремившаяся к социальной справедливости!
Традиционные, веками отрабатывавшиеся средства выразительности и сегодня являются важнейшим средством создания эффективной, воздействующей речи, однако только умелое, соразмерное и уместное их использование позволит избежать искусственности и ложного пафоса.
http://studme.org/45800/ritorika/sredstva_rechevoy_vyrazitelnosti#73
infourok.ru
Основные языковые средства в русском языке. Языковые средства: определение и употребление
Русский язык — один из самых богатых, красивых и сложных. Не в последнюю очередь таким его делает наличие большого количества средств словесной выразительности.
В этой статье мы разберем, что такое языковое средство и каких видов оно бывает. Рассмотрим примеры употребления из художественной литературы и повседневной речи.
Языковые средства в русском языке — что это такое?
Средства речевой выразительности используются в русском языке для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.
Русскую поэзию и литературу невозможно представить, если исключить употребление языковых средств. Использование слов, делающих текст выразительным, не только украшают его, но и показывают уровень мастерства писателя, его речевую культуру, стиль.
Описание самого обыденного предмета можно сделать прекрасным и необычным, употребив языковые художественные средства.
Слова и выражения, придающие тексту выразительность, условно делят на три группы: фонетические, лексические (они же тропы) и стилистические фигуры.
Чтобы ответить на вопрос, что такое языковое средство, познакомимся с ними ближе.
Лексические средства выразительности
Тропы — языковые средства в русском языке, которые используются автором в переносном, иносказательном значении. Широко применяются в художественных произведениях.
Тропы служат для создания зрительных, слуховых, обонятельных образов. Помогают создать определенную атмосферу, произвести на читателя желаемый эффект.
В основе лексических средств выразительности лежит скрытое или явное сравнение. Оно может базироваться на внешнем сходстве, личных ассоциациях автора или желании описать объект определенным образом.
Основные языковые средства: тропы
С тропами мы сталкиваем еще со школьной скамьи. Вспомним самые распространенные из них:
- Эпитет — самый известный и распространенный троп. Часто встречается в поэтических произведениях. Эпитет — это красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. Подчеркивает особенности описываемого объекта, его самые выразительные черты. Примеры: «румяная заря», «легкий характер», «золотые руки», «серебряный голос».
- Сравнение — слово или выражение, в основе которого лежит сопоставление одного предмета с другим. Чаще всего оформляется оно в виде сравнительного оборота. Узнать можно по использованию характерных для этого приема союзов: будто, как будто, словно, как, точно, что. Рассмотрим примеры: «прозрачная, как роса», «белая, словно снег», «прямая, будто тростинка».
- Метафора — средство выразительности, в основе которого лежит скрытое сравнение. Но, в отличие от сравнительного оборота, оно не оформляется союзами. Метафора строится, полагаясь на сходство двух предметов речи. Например: «луковки церквей», «шепот травы», «слезы неба».
- Синонимы — слова близкие по значению, но отличающиеся в написании. Помимо классических синонимов, существуют контекстуальные. Они принимают определенное значение в рамках конкретного текста. Познакомимся с примерами: «прыгать – скакать», «смотреть – видеть».
- Антонимы – слова, имеющие прямо противоположное друг другу значение. Как и синонимы, бывают контекстуальными. Пример: «белый – черный», «кричать – шептать», «спокойствие – волнение».
- Олицетворение — передача неодушевленному объекту признаков, характерных черт одушевленного. Для примера: «ива качала ветками», «солнышко ярко улыбалось», «дождь стучал по крышам», «на кухне щебетал радиоприемник».
Бывают ли другие тропы?
Средств лексической выразительности в русском языке очень много. Помимо группы знакомых каждому, существуют и те, которые многим неизвестны, но также широко используются:
- Метонимия — замена одного слова на другое, имеющее схожее или такое же значение. Познакомимся с примерами: «эй, синяя куртка (обращение к человеку в синей куртке)», «весь класс выступил против (имеются в виду все ученики класса)».
- Синекдоха — перенос сравнения с части на целое, и наоборот. Пример: «было слышно, как ликовал француз (автор говорит о французской армии)», «насекомое залетело», «в стаде было сто голов».
- Аллегория — выразительное сравнение идей или понятий с использованием художественного образа. Чаще всего встречается в сказках, баснях и притчах. Например, лиса символизирует хитрость, заяц — трусливость, волк — злобу.
- Гипербола — намеренное преувеличение. Служит для придания тексту большей выразительности. Ставит акцент на определенном качестве предмета, человека или явления. Познакомимся с примерами: «слова губят надежду», «его поступок — высшее зло», «он стал красивее в сорок раз».
- Литота — специальное преуменьшение реальных фактов. Например: «он был тоньше тростинки», «он был не выше наперстка».
- Перифраз — замена слова, выражения синонимичным сочетанием. Используется для того, чтобы избежать лексических повторов в одном или соседних предложениях. Пример: «лиса — хитрая плутовка», «текст — детище автора».
Стилистические фигуры
Стилистические фигуры — языковые средства в русском языке, которые придают речи определенную образность, выразительность. Изменяют эмоциональную окраску ее значений.
Фигуры речи широко используются в поэзии и прозе еще со времен античных поэтов. Однако современное и устаревшее толкования термина различаются.
В древней Греции полагали, что стилистические фигуры — языковые средства языка, которые по своей форме значительно отличаются от повседневной речи. Сейчас же считается, что фигуры речи — неотъемлемая часть разговорного языка.
Какими бывают стилистические фигуры?
Стилистика предлагает немало собственных средств:
- Лексические повторы (анафора, эпифора, композиционный стык) — выразительные языковые средства, которые включают в себя повтор какой-либо части предложения в начале, конце или на стыке со следующим. Например: «Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы».
- Антитеза — одно или несколько предложений, построенных на основе противопоставления. Для примера рассмотрим фразу: «В пыли влачусь — и в небесах витаю».
- Градация — использование в предложении синонимов, расположенных по степени нарастания или угасания признака. Пример: «Искорки на новогодней елке светили, горели, сияли».
- Оксюморон — включение во фразу слов, которые противоречат друг другу по смыслу, не могут употребляться в одной композиции. Самый яркий и известный пример этой стилистической фигуры — «Мертвые души».
- Инверсия — изменение классического порядка расположения слов в предложении. Например, не «он бежал», а «бежал он».
- Парцелляция — разделения единого по смыслу предложения на несколько частей. Для примера: «Напротив Николай. Смотрит не моргая».
- Многосоюзие — использование союзов для связи однородных членов предложения. Применяется для большей речевой выразительности. Пример: «Это был странный и удивительный, и прекрасный, и загадочный день».
- Бессоюзие — связи однородных членов в предложении осуществляется без союзов. К примеру: «Он метался, кричал, плакал, стонал».
Фонетические средства выразительности
Фонетические средства выразительности — самая маленькая группа. Они включают в себя повтор определенных звуков с целью создания живописных художественных образов.
Чаще всего этот прием используется в поэзии. Авторы применяют повтор звуков, когда хотят передать звучание раскатов грома, шелест листьев или другие природные явления.
Также фонетические средства помогают придать поэзии определенный характер. За счет использования некоторых сочетаний звуков текст можно сделать более жестким, или наоборот — мягким.
Какие фонетические средства существуют?
- Аллитерация — повтор в тексте одних и тех же согласных, создающих необходимый автору образ. Например: «Я мечтою ловил уходящие тени, уходящие тени угасшего дня».
- Ассонанс — повторение определенных гласных звуков с целью создания яркого художественного образа. Для примера: «Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм».
- Звукоподражание — применение фонетических сочетаний, которые передают определенный звуковой эффект: топот копыт, шум волн, шелест листвы.
Употребление речевых средств выразительности
Языковые средства в русском языке широко применялись и продолжают применяться в литературных произведениях, будь то проза или поэзия.
Прекрасное владение стилистическими фигурами демонстрируют писатели золотого века. За счет мастерского использования средств выразительности их произведения красочны, образны, приятны для слуха. Не зря их считают национальным достоянием России.
С языковыми средствами мы сталкиваемся не только в художественной литературе, но и в повседневной жизни. Практически каждый человек использует в своей речи сравнения, метафоры, эпитеты. Сами того не осознавая, мы делаем свой язык красивым и богатым.
fb.ru
Термины | Значения | Примеры | Роль в тексте |
Эпитет | Образное определение. Отвечает на вопрос какой? Как? | Вялый лист Тучка жестокая Золотая буря Зернистая речь Жадно ловит взгляд Мармеладное настроение | — позволяет ярко, одним словом, охарактеризовать предмет; -помогает увидеть предмет таким,. Каким его увидел автор; -сила эпитета – в его точности, свежести, выразительности; -художественное определение придаёт предмету особую красочность. |
Сравнение | Предполагает наличие того, что сравнивается, с чем, на основании чего? Виды:
СПП с придаточным сравнения | Разлетелись, как дым, облака. Щнок похож на пушистый клубок. Облаком живым фонтан клубится Маше стало хорошо на душе, словно детство к ней вернулось. | -способствует образному описанию предметов или их признаков, действий; -помогает дать более точное, конкретное представление о свойствах описываемых явлений; — с помощью сравнений лучше выделяется предмет или явление; — обращается на него особое внимание читателей; -необычное, оригинальное сравнение помогает наглядно представить предмет разговора. |
Развёрнутое сравнение | Сопоставление многих схожих черт | Стих Пушкина сладостен, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния. | Та же роль, что и у сравнений. |
Метафора | Скрытое сравнение: первый предмет назван, а другой нет (о нём мы догадываемся) | Закат пылает. (Закат сравнивается с огнём) Заря жизни. (Юность сравнивается с зарёй) | -усиливает изобразительность текста; — создаёт образ, экономно используя языковые средства. |
Развернутая метафора | Одна метафора «тянет» за собой другую | Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. | Помогает автору сделать текст ярким, образным, запоминающимся. |
Олицетворение (вид метафоры) | Неодушевлённые предметыи животные показаны как люди | Вьюга вяжет из хлопьев чулок. | Выделяет характерный признак предмета. |
Гипербола | Непомерное преувеличение | На краю земли задушить в объятиях говорил тысячу раз | Подчёркивает высокую предельную степень признака или явления. |
Литота | Непомерное преуменьшение | Я на секундочку Ни капли Глоток воды Рукой падать | Подчёркивает низкую предельную степень. |
Гротеск | Изображение в фантастическом и уродливо-комическом виде | Возьмите «Записки сумасшедшего», этот уродливый гротеск, эту странную прихотливую грёзу художника. | Средство создания комического и сатирического. |
Перифраза (парафраза) | Замена одного слова метафорическим словосочетанием | Унылая пора (осень) Чёрное золото (нефть) Царь зверей (лев) Четвёртая власть (СМИ) | -помогает автору точнее выразить мысль, избежать повторения; -придаёт образу яркую эмоционально-экспрессивную окраску. |
Парадокс | Неожиданный вывод; остроумное суждение; странное, на первый взгляд, мнение | Трудись, как муравей, если хочешь быть уподоблен пчеле. | Подчёркивает невероятность и удивительность явления. |
Метонимия | Переименование; название одного предмета вместо другого, связанного с ним по смежности | Съешь тарелку. (Посуда и её содержимое) Куплю Пушкина. (Автор и его книга) | Используется для ёмкой, выразительной характеристики. |
Синекдоха (вид метонимии) |
| Все флаги в гости будут к нам. Ну что ж, садись, светило. | Та же роль, что и у метонимии. |
Ирония | Употребление слова в смысле, обратном буквальному | «Отличники (=двоечники) придут исправлять оценку за диктант», — сказал учитель. | Используется для скрытой, косвенной, тонкой насмешки. |
Оксюморон | Сочетание взаимоисключающих по значению слов | Сладкая скорбь Дикий ангел | -использется для созданяоригинальных, противоречивых в своей онове образов; -для передачи сложных психологических ощущений; -показывает внутренний конфликт. |
Аллегория | Иносказание (вместо отвлечённого понятия показывается конкретный образ) | Однажды нёс пастух куда-то молоко, нотак ужасно далеко, что уж назад не возвращался. Читатель! Он тебе не попадался? | Позволяет нагляднее представить предмет разговора. |
Термины | Значения | Примеры | Роль в тексте |
Анафора | Одинаковое начало предложений | Так улыбается мама. Так смеётся дочь. | -повторяемое слово получает эмоциональную нагрузку, -усиливается параллелизм строения отрывка. |
Лексический повтор | Намеренное повторение одного и того же слова | Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. | -с помощью этого приёма выделяется ключевое слово; -используется для динамичности повествования. |
Градация | Расположение слов, при котором каждое последующее слово содержит усиление | Это был сон, мираж, галлюцинация. Реки, озёра, океаны слёз. | Нарастает общее впечатление, производимое группой слов. |
Риторический вопрос | Это вопрос, не требующий ответа (утверждение) | Кто не любит свою маму? | Исп. для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. |
Риторическое восклицание | Поэтическое восклицание | Мечты, мечты! Где ваша сладость? | Усиливает в тексте выражение чувств. |
Риторическое обращение | Подчёркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь | Поля! Я помнил о вас на чужбине. | Смысл не в привлечении внимания, а в выражении эмоционального отношения автора к этому предмету. |
Вопросно-ответная форма изложения | Вопросительные предложения чередуются с предложениями, в котором сам автор даёт ответ | Может быть, он хотел славы? Нет, даже и не думал про это. | -усиливает внимание к теме и идее текста; -побуждает читателя к диалога с автором; -вовлекает в поиск истины. |
Синтаксический параллелизм | Одинаковое построение соседних предложений | Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. | -усиливается сравнение, -резко выделяется содержание сопоставляемых частей. |
Антитеза | Сравнение двух противоположных признаков или явлений | Богатый и в будни пирует, а бедный и праздник горюет. | -используется для создания контраста; -это приём оценки предмета. |
Инверсия | Обратный порядок слов: | Отговорила роща золотая. Язык мой – враг мой. | Член предложения, оказавшись на необычном месте, получает добавочную смысловую и выразительную нагрузку. |
Эллипсис (неполное предложение) | Пропуск одного из членов предложения | Завтра в театр! Стакан чаю! | интонация фразы становится более энергичной |
Парцелляция | Расчленение предложения на части | У Елены беда тут стряслась. Большая. | Усиливает смысловые и экспрессивные оттенки слов |
Аллитерация | Повтор одинаковых или близких по звучанию согласных звуков | Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой. | Используется для усилении выразительности текста. |
Бессоюзие (асиндетон) | Намеренный пропуск союзов при однородных членах предложения | Гром пушек, топот, ржанье стон… | -придаёт тексту динамизм, стремительность; -создаёт особый ритмический рисунок. |
Многосоюзие (полисиндетон) | Намеренное повторение союзов | Я или зарыдаю, или в обморок упаду. | Используется для логического и интонационного подчёркивания членов предложений. |
Умолчание | Намеренный обрыв высказывания | Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею. | -передаёт взволнованность, эмоциональность; -умолчание предполагает, что читатель догадается, что именно осталось недосказанным |
Период | Многочленное предложение (интонация распадается на 2 части: повыш. и пониж.) | Я так был весел и горд весь этот день, я так живо сохранял на моём лице ощущение Зинаидиных поцелуев, что мне становилось даже страшно. |
studfile.net
Средства выразительности речи — wiki
Автор Яна Рягузова
Языковые средства выразительности традиционно принято называть риторическими фигурами.
Риторические фигуры — такие стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. Риторические фигуры призваны сделать речь богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задуматься. Над изучением средств выразительности речи работали многие филологи, такие как
Художественная речь не является набором каких-то особых поэтических слов и оборотов. Источником оборотов принято считать язык народа, поэтому для создания «живых картин» и образов писатель прибегает к использованию всевозможных богатств народного языка, к тончайшим оттенкам родного слова.
Всякое слово кроме основного, прямого значения, обозначающего главный признак какого-либо предмета, явления, действия (буря, быстрая езда, горячий снег), обладает и рядом других значений, то есть оно многозначно. Художественная литература, в частности лирические произведения – это образец использования средств выразительности, важнейший источник выразительности речи
На уроках русского языка и литературы школьники учатся находить в произведениях образные средства языка – метафоры, эпитеты, сравнения и другие. Они придают наглядность изображению тех или иных предметов и явлений, но именно такие средства вызывают затруднение и в доскональном понимании произведения, и в обучении в целом. Поэтому углубленное изучение средств является неотъемлемой частью учебного процесса.
Рассмотрим каждый троп подробнее.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА
1. Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению
(добрый – злой, могучая – бессильная).
Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи, служит средством антитезы.: он был слаб телом, но силен духом. Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте:
Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.
2. Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления:
Снег валил с неба пудами.
- 3. Литота – худ-е преуменьшение :
мужичок с ноготок.
Употребляется в целях повышения художественного впечатления. Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) -благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы:
…как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)
Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ:
Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.'Курсивное начертание
4. Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения:
Влюбленность – любовь, приятель – друг.
Употребл. Синонимов позволяет полнее выразить мысль, использ. Для усиления признака. Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте:
Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)
5. Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак. В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора. В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова:
Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул.
Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.
6. Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса: а) с человека на его какие-либо внешние признаки:
Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;'Курсивное начертание
б) с учреждения на его обитателей:
Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;
в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру):
Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или. Читая Белинского…
7. Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению, либо придает ироническую окраску:
Грустное веселье продолжалось…
8. Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку:
Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.
9. Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов:
Пушкин – это чудо.
10. Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора:
Город не Неве приютил Гоголя.
11. Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной.
12. Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами:
как, словно, будто, точно, и т.д.
но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета:
Как ночь, черны его глаза.
Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже:
Тревога змеею вползла в наши сердца.
Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов:
похож, подобен, напоминает:…бабочки похожи на цветы.
13. Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности, использ. Для того, чтобы показать отношение автора к событиям, к человеку и т.д.:
у таких людей, как мой герой, есть искра божия.
Фразеологизмы сильнее воздействуют на читателя.
14. Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной:
А.С. Пушкин «как на первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.
15. Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:
болтушка сорока, роковые часы.жадно всматривается; слушает замерев;
но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении:
взоры полусонные, нежные, влюбленные.
16. Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи:
Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!
Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая ( ослабление признака).
17. Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.
18. Тавтология – повторение (более лучшее, авторские слова – это слова автора) Разговорная лексика придает дополнит. Экспрессивно-эмоц. Окраску(положит, отрицат, уменьшит), может придавать шутливое, ироническое, фамильярное отношение к предмету.
19. Историзмы-слова, которые вышли из употребления вместе с понятиями, которые они обозначали
(кольчуга, ямщик)
20. Архаизмы— слова, которые в соврем. Рус. Языке заменены другими понятиями.
(уста-рот, ланиты-щеки)
В произведениях худож. Лит. Помогают воссоздать колорит эпохи, являются средствами речевой характеристики, либо могут использоваться как средство комического
21. Заимствования — Слова – для создания юмора, номинативная функция, придают национ. Колорит, приближают читателя к языку той страны, жизнь которой описывается.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1. Восклицательные частицы – способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста:
О, как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!
Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение):
Безобразное отношение! Как можно беречь счастье!
Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию:
Сбережем свою душу как святыню!
2. Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом:
Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины.
А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи:
Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!
3. Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий, подчеркивается роль каждого.:
И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!
4. Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения:
Поэт внезапно встал. Побледнел.
5. Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.:
Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.
6. Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!
7. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое. Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.
«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств… в центральном зале экспозиции – тридцать пять картин великого романтика» .
Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста:
Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги… Ни одного мазка, - слышу я слова. – Нет мазков. Как живая.
8. Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления:
Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?
9. Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.:
Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
10. Водные слова используются для того, чтобы выразить
уверенность(конечно), неуверенность(возможно), различные чувства(к счастью), источник высказывания(по словам), порядок явлений(во-первых), оценка(мягко говоря), для привлечения внимания(знаешь, понимаешь, послушай)
11.Обращения— используется для того, чтобы назвать того, к кому обращаются с речью, привлечь внимание собеседника, а также выразить отношение говорящего к собеседнику
(Милая и родная мама!- распространенное обращении е)
12. Однородные члены предложения – их использование помогает охарактеризовать предмет(по цвету, форме, качеству…), акцентировать внимание на каком-то моменте
13. Слова-предложения
- Да! А как же! Конечно! Используются в разговорной речи, выражают сильные чувства побуждения.
14. Обособление – используется для того, чтобы выделить или уточнить часть высказывания:
(У забора, у самой калитки…)
Блог сервисов Александра Баданова
Ментальная карта
Презентация
Опрос
Категория
wiki.mgpu.ru
Таблица «Изобразительно-выразительные средства художественной речи»
Изобразительно-выразительные средства художественной речи
Тропы – употребление слова или выражения в переносном значении, используемое для характеристики какого-либо явления.
Фигуры — особые способы построения предложения или текста, усиливающие изобразительность художественной речи.
Эпитет – образное определение, обычно выраженное прилагательным: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка.
Инверсия – расположение слов в предложении или фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики:
И курганов зеленеет убегающая цепь (А.Фет).
Инверсия помогает автору резко изменить интонацию, разрушить обыденный , традиционный вид фразы, что придает последней большую выразительность.
Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного из них.
Как град посыпалась картечь (А.Пушкин).
И, как ребенок после сна,
Дрожит звезда в огне денницы.
(И.Бунин).
Антитеза – оборот, в котором сочетаются резко противоположные контрастные понятия и представления:
Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог. ( Г.Державин).
Данный оборот позволяет лучше выделить значения слов, усилить образность и яркость художественной речи.
Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству:
Пустых небес прозрачное стекло; багровый костер заката; лунный серп; густеет облаков волнистое руно. (И.Бунин).
Параллелизм – сочетание двух или нескольких строк с одинаковой синтаксической конструкцией:
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетела белая чайка! (А.Ахматова).
Олицетворение – частный вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление.
Здесь даже камни плачут. Цветы говорят:
« Прощай!» (С.Есенин).
Анафора – повторение начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку:
Стонет он по полям , по дорогам,
Стонет он по тюрьмам и острогам…(Н.Некрасов).
Метонимия – замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым (название имени автора вместо его произ-ий:
Читал охотно Апулея
А Цицерона не читал. (А.Пушкин)
Название одного признака, атрибута вместо лица, предмета или явления:
Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин).
Название содержащего вместо содержимого:
Еще бокалов жажда просит…(А.Пушкин).
Эпифора – повторение заключительных слов:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А.Блок).
Синекдоха – разновидность метонимии, в которой значение переносится с одного предмета или явления на другой по принципу их количественного соотношения:
Часть в значении целого или целое в значении части
Скажите: скоро ль нам Варшава
Предпишет гордый свой закон? (А.Пушкин).
Употребление един.числа вместо множ.числа
Там стонет человек от рабства и цепей…(М.Лермонтов).
Замена числа множеством или употребление числа вместо неопределенного множества:
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. (А.Блок).
Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.
Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака. О, весна без конца и без краю — без конца и без краю мечта! ( А.Блок).
Гипербола – преувеличение:
не видел тебя целую вечность; слезы в три ручья; сто раз тебе повторять.
Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию: Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе. Часы ожили: зашипели, заворчали, зазвенели и наконец, загремели на весь дом. Капнула одна слезинка, потом другая, капель усилилась, и вдруг из глаз ливень.
«Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина.
Литота – преуменьшение какого- либо предмета или явления. Иногда называют литоту обратной гиперболой.
В больших сапогах, в полушубке овчинном
В больших рукавицах…. А сам с ноготок! (А. Некрасов).
Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, горячий снег, грустная радость.
Аллегория – это образное иносказание, условное обозначение явлений и понятий в худ-ом образе. Используется в пословицах, баснях, сказках, в которых за конкретными персонажами постоянно закреплены определенные качества: волк- жадность, лиса — хитрость, лев- власть…
Ряды однородных членов:
Были это веселые, сильные и смелые люди. (М.Горький).
Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман (А.Пушкин).
Этот прием бессоюзие – придающий фразе динамику
И божество, и вдохновение, и жизнь, и слезы, и любовь (А.Пушкин).
Это прием многосоюзия, придающий предложению плавность, замедляющую фразу.
Символ – многозначный предметный образ, которым связываются между собой различные аспекты изображаемой художником действительности. Данный образ проясняется в процессе свободно возникающих ассоциаций.
У Лермонтова «Парус» — челов.душа, обуреваемая страстями, находит соответствие с бурлящей морской стихией.
Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения:
У Анны беда стряслась. Большая.
Случилось это давно. Очень давно.
« Там видно будет», — отвечает Корней. И молча лезет на козлы (И.Бунин).
Риторический вопрос может выражать вопросительное содержание, но задается не с целью дать или получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя.
Риторическое восклицание усиливает в тексте выражение чувств.
Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.
Мечты, мечты! Где ваша сладость!(А.Пушкин). Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить? (М.Светлов).
Простят ли чистые герои? Мы их завет не сберегли. (З.Гиппиус).
Фонетические изобразительно-выразительные средства:
аллитерация – повторение согласных звуков в слове фразе: Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А.Пушкин)
Звукопись придает особую выразительность стиху: повтор слогов с в, ва, ве, дает ощущение широты, мощи стихии; сочетаний глухих согласных с сонорным л,тл, кл, -передает клокотание воды в разбушевавшейся реке.
2) ассонанс – повторение гласных звуков в слове, фразе: Дыша духами и туманами, она садится у окна. (А.Блок). сочетание у и а создает ощущение воздуха, парения, простора.
infourok.ru