Взрослый ведет себя как подросток: «Как маленький»: что заставляет взрослых вести себя по-детски
«Как маленький»: что заставляет взрослых вести себя по-детски
13 154
«Недавно на совещании был разбор полетов по стартовавшему проекту. Коллега аргументированно, без лишних эмоций отметила успехи и недочеты, которые стоит учесть в дальнейшем. И тут другая коллега покрылась красными пятнами и чуть ли не со слезами на глазах стала доказывать, что все хорошо, она не виновата. Однажды эта же женщина на встрече с заказчиком повела себя похожим образом. И руководитель запретил брать ее на внешние встречи, чтобы не позорить отдел», — вспоминает 34-летняя Ирина.
Иногда ребенок внутри нас показывает себя вполне уместно, реакции безобидны, но иногда они вредят не только нам самим, как в случае, описанном выше.
«Неадекватное проявление эмоций в обычной ситуации говорит о том, что человек, скорее всего, попадает в болезненный для себя контекст. Вдруг эмоция оказывается больше, чем ситуация. Например, вам наступили на ногу, а вы кричите так, словно вам ее сломали. Скорее всего, эта реакция идет из уязвленного детского состояния, это так «болит» воспоминание из прошлого», — объясняет транзактный аналитик Екатерина Мариньейро Фаньа.
Срабатывает какой-то триггер — в виде слова, интонации, словосочетания или фразы. Или говорящий может напоминать кого-то. И тогда мы запускаем нашу машину времени.
Один и тот же человек способен держаться в роли взрослого, а в травмирующих ситуациях «выпадать» в ребенка
В каждом из нас есть детская часть, но есть еще две — взрослая и родительская. В зависимости от обстоятельств, времени и места мы переключаемся из одной роли в другую. Та или иная ситуация будет активировать в нас родителя, взрослого или дитя.
«Это зависит от того, насколько больное место в нашей психике поднимает та или иная история, и от того, в каком внутреннем состоянии сейчас больше энергии. Например, вы воодушевлены чем-то перед совещанием, у вас энергии больше в ребенке, и какое-то замечание, как триггер, может вас унести в прошлую боль.
Один и тот же человек способен в определенных обстоятельствах держаться в роли взрослого, а в каких-то травмирующих ситуациях может «выпадать» в ребенка — испуганного, раненого, беззащитного, брошенного и одинокого.
Хотя за минуту до этого внутренний ребенок был расслабленный и довольный. Он как будто на машине времени возвращается в прошлое в ту самую активировавшуюся болезненную ситуацию. Каждый раз, когда что-то напоминает ему о ней, он воспроизводит те чувства, которые испытывал тогда. Все травмирующие и непрожитые, «запечатанные сургучом» ситуации будут образовывать короткие замыкания в прошлом. И если они в будущем будут срабатывать, то мы, как на резиновой ленте, будем в них возвращаться вновь и вновь. И сценарий повторяется из раза в раз», — поясняет Екатерина Мариньейро Фаньа.
Это значит, что когда-то рядом не оказалось значимого взрослого, родителя, который бы его защитил от напора чувств и помог их прожить, уберечь детскую психику от травматизации. Детям боль причиняет не столько сама травма, сколько отсутствие контакта и удовлетворения нужной потребности. В тех ситуациях, когда ты еще не можешь это сделать сам и тебе нужен для этого взрослый. Или, наоборот, близкий взрослый сам оказался угрозой.
Три важные части
Теорию Эго-состояний: Ребенок, Родитель, Взрослый — разработал Эрик Берн. Он утверждал, что эти состояния есть в каждом из нас, но какая-то часть проявляется сильнее, а какая-то показывается реже.
«Все три состояния нам нужны для жизни, — утверждает Екатерина Мариньейро Фаньа. — Всем нужна забота, границы и безопасность, которые дает Родитель. Нужно социально адаптироваться, а без компромисса это невозможно, нужно подстраиваться под ситуацию и людей. И всем требуется креативность, иначе мы засыхаем. Поэтому нам нужен Адаптивный Ребенок, чтобы социально взаимодействовать. И всем необходим Свободный Ребенок, потому что нам нужно удовлетворять потребности и творчески реализовать свое предназначение. И нам нужен Взрослый, чтобы анализировать, принимать решения, развиваться и добиваться наилучших результатов».
Некоторые дети добиваются внимания любой ценой, пусть даже в итоге им отвесят оплеуху или накричат на них
Важно осознавать все эти части внутри себя. Когда нам угрожает опасность — например, мы перерабатываем, устали, то внутренний заботливый Родитель говорит: «Возьми паузу, отдохни, переведи дух».
Допустим, внутренний Ребенок хочет осуществить мечту и пойти на курсы рисования. Но один «ребенок» ничего не добьется, если не подключится внутренний Родитель и не позаботится о том, чтобы отвести «ребенка» на курсы, иначе нам суждено вечно хотеть и фрустрировать по этому поводу. Но на какие именно? Тут подключается Взрослый, который собирает информацию, проверяет, все ли курсы подходят, удовлетворяют ли они потребностям Ребенка. Адаптивному Ребенку понадобится налаживать контакт с учителем, группой учеников. Контролирующий Родитель убедится, не афера ли этот курс, безопасно ли там.
Хорошо, если весь набор трех Эго достаточно развит. Но иногда родители и взрослые в нас недокормлены, не взращены. Такие люди не умеют заботиться о себе, несмотря на усталость и изнеможение, продолжают работать. Заботливый внутренний Родитель не предложит им отдохнуть и выпить чаю, а Взрослый не предложит другой оптимальный вариант решения задачи.
«Они научились получать внимание от родителей в детстве через сильную стимуляцию, иногда — очень жесткие коммуникации, — комментирует эксперт. — Есть закон: пусть лучше будет хоть какая-то стимуляция, какое-то поглаживание и прикосновение, чем их отсутствие. Поэтому некоторые дети добиваются внимания любой ценой, пусть даже в итоге им отвесят оплеуху или накричат на них. Часто жесткие силовые игры, удары — всего лишь тоска и плач по «недоглаженности», «недообнятости», «недолюбленности» ребенка. Детская психика пластична, она все равно приспособится. Но ребенок не разовьет в себе заботливую родительскую часть, он ее как-то заместит, исходя из детских представлений. Возможно, он вырастет и не сможет о себе заботиться сам, будет ставить себе повышенные обязательства, которые ему не по силам. Он будет все время задирать планку, которой никогда не достигнет».
Когда детскость уместна
Когда мы говорим: «Он ведет себя как маленький», мы приправляем фразу разными интонациями и эмоциями. Это и ирония, и сарказм, и возмущение, и недоумение, и радость. И даже зависть.
«Наверное, некоторым из нас случалось видеть, как взрослый дядя или тетя бежит по улице, подкидывая, как школьник, портфель. Или прыгает, как ребенок, через лужи. А бывает, мы видим взрослую женщину, которая вдруг впадает в истерику, как капризный ребенок, потому что муж отказывается покупать ей дорогую вещь. Ее могло просто заклинить в ситуации, похожей на детство, и ее «по резиновой ленте» отпружинило в прошлое, когда отец не купил желанную игрушку. И теперь она топает ногами перед мужем, обращаясь на самом деле к отцу».
Возможно, она этого даже не осознает и сама удивляется, что это на нее нашло. А в первом случае во взрослом человеке просыпается искренне радующийся ребенок, когда, например, он получил премию или долгожданный подарок или успешно закончил проект. И вот портфель летит в воздух.
Если у ребенка когда-то не было адекватного взрослого, то аналитическая часть может остаться на уровне «маленького профессора». «Это возраст 6-7 лет, когда ребенок уверенно рассказывает, как устроен мир, у него есть своя философия и он свято в нее верит. Мы удивляемся, как это взрослые люди попадают в финансовые пирамиды, принимают необдуманные решения. Это происходит потому, что взрослый застрял в детском состоянии, ведь та стратегия сохраняла и согревала тогда, так почему бы не прихватить ее дальше по жизни?» — поясняет психолог.
На работе все предпочтут контактировать со взрослыми адекватными людьми. Вот почему капризы в рабочих вопросах не одобряются и не поощряются. «Начальники предпочитают деловые отношения: сказал — сделал, спросил — ответил. Но существуют законы иерархии. Начальник стоит выше, и подчиненным нормально хотеть отеческой заботы от него. От современного руководителя требуется контактность, эмпатия, понимание, потому что этого требует закон иерархии. Он сверху должен понимать подчиненного больше, чем тот начальника снизу. Как говорится, начальники подчиненных любить должны, а вот они их не обязаны», — констатирует эксперт.
Тем не менее в определенной системе координат быть детьми и проявлять искреннюю детскую часть нужно обязательно.
Простите себе любое проявление Эго-состояния, ведь все они естественны и зачастую бессознательны
«Недавно в России проходил чемпионат мира по футболу, — напоминает Екатерина Мариньейро Фаньа. — Мы все стали в один миг детьми. Братались, радовались, обнимались, не зная границ, как дети в детском саду. Надували цветные шарики, наряжались в яркие и смешные костюмы. И этот опыт был чрезвычайно важен.
А детское любопытство — вы можете представить себе ученого, который бы не хотел, как ребенок, залезть везде и все узнать? Любая исследовательская деятельность невозможна без естественного Ребенка, без его самовыражения. Но также невозможно написать научную статью без структуры, которую задает внутренний Родитель. Нет Родителя — нет структуры. Взрослый проведет логические связки разных частей научной работы, проанализирует данные».
Осознавать в себе все три части, понимать их ценность, развивать их, — эта способность даст большой ресурс для личностного роста и благополучия.
«Если я фиксирую в себе неуместное проявление трех Эго-состояний, то сам решаю, играть мне в эти игры или нет. Хочу терять очки на этом или хочу иного качества жизни? И тогда стоит задуматься, а не прочитать ли мне какие-то книги об этом или пойти на тренинги, или к коучу, или на психотерапию. Любой самоанализ очень полезен, — заключает эксперт. — Все, что будем лить на мельницу состояния и саморазвития, даст эффект. Вы будете осознавать, если что-то не так, и это первый шаг к другой жизни.
Но не надо себя осуждать и корить за разных себя. Простите себе любое проявление Эго-состояния, ведь все они естественны и зачастую бессознательны. Мы не можем их запретить себе. Пусть это было что-то неадекватное, но рано или поздно мы, при желании, научимся использовать любое проявление во благо. Вы всегда можете разобраться и извиниться. В конечном итоге у всех людей есть достоинства и недостатки, и они способны нести ответственность, при этом принимая себя во всех проявлениях. Чтобы изменить неподходящее проявление, прежде всего необходимо понять и принять это».
Об эксперте
Екатерина Мариньейро Фаньа — психолог, бизнес-консультант, интегративный психотерапевт, транзактный аналитик, ведущая тренингов, руководитель в International School of Transactional Analysis. Ее сайт.
Текст:Ольга Кочеткова-КореловаИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Бояться нечего»: 6 смелых уроков жизни от Илона Маска — узнайте секрет его успеха
«Муж обижается, потому что я хочу секса реже, чем он. Думаю о разводе»
«Друг без причин заблокировал меня в переписке»
Доминация милфы: почему мужчин тянет к женщинам постарше
«Хватит это терпеть!»: как побороть агрессию партнера
Спите спокойно: найден новый способ борьбы с ночными кошмарами
Что мужчины ценят в женщинах: согласитесь ли вы с мнениями героев?
«Муж рвется общаться с моей подругой: как мне достойно выйти из этой ситуации?»
Инфантилизм — Психологос
01 октября 2022 г. , 21:30
Фильм «ГлобоСфера»
Инфантилизм — отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. Внешне — взрослый, а ведет себя, как ребенок. Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических и психологических явлений.
Психологический инфантилизм
Психологический инфантилизм — детские черты в мышлении, поведении и эмоциональных реакциях при том, что с психикой у этого якобы взрослого человека в порядке. У детей — поведение и реакции, не соответствующие возрастным требованиям к нему — снова при том, что психическая база для того, чтобы возрастным требованиям соответствовать — есть. Подробнее смотри Психологический инфантилизм
Психический инфантилизм
Психический инфантилизм — отставание, задержка в развитии психики ребенка, из-за чего поведение ребенка и позже как бы взрослого человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности.
Социальный инфантилизм
Социальный инфантилизм — неприятие молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления. Смотри Социальный инфантилизм
Физиологический инфантилизм
Физиологический инфантилизм — отставание в физическом развитии в силу медицинских, физиологических, а не психологических и социальных причин. Смотри Физиологический инфантилизм
- Инфантилизм
Комментарии (0):
Материалы по теме:
01 янв. 2010 г.
Человек-ребенок
Человек-ребенок — человек, взрослый по паспорту, и одновременно ребенок по личностному развитию — человек с детской позицией в мышлении, поведении и эмоциональных реакциях, позволяющий себе роскошь детских реакций. Это низкая ответственность и паразитизм, несамостоятельность, неумение и нежелание контролировать свои чувства и желания, когда «хочу — не хочу» и «это я люблю — это я не люблю» всегда имеет приоритет перед «надо».
40Подробнее
01 окт. 2022 г.
Физиологический инфантилизм
Физиологический инфантилизм — отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых людей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ, нарушений в деятельности некоторых желёз внутренней секреции (половых желёз, щитовидной железы, гипофиза) и других факторов. У таких людей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма. Существует генетически — сцепленные варианты инфантилизма.
0Подробнее
15 нояб. 2016 г.
Любите детей долго и нудно!
А я их ненавижу. Всю свою псевдо-, квази- и просто педагогическую деятельность посвятил истреблению их как вида. Они меня «достали» — своими криками, капризами, своей концептуальной истеричностью… Я из-за них плохо живу. Они ничего не знают, не умеют, не могут, ни за что не отвечают, но хорошо плодятся и быстро растут. Самое страшное, что они везде. Я все время утыкаюсь в них и от них завишу. Один (в униформе крысиного цвета) меня шмонает как лицо зулусской национальности и знать не желает, что этого делать нельзя. Другой (в кабинете крысиного цвета) не хочет мне что-то разрешить, потому что какой-то папа не сказал ему, что это можно. Третий повырубал всю защиту и разогнал реактор до кипения — покататься хотел, что ли? Теперь все наши куры о двух головах и тощие, как геральдические орлы.
3Подробнее
01 окт. 2022 г.
Психический инфантилизм
Психический инфантилизм (не путать с психологическим инфантилизмом) — отставание, задержка в развитии психики ребенка, из-за чего поведение ребенка и позже как бы взрослого человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Психологический инфантилизм
Психологический инфантилизм — детские черты в поведении, мышлении и эмоциональных реакциях, что не соответствует возрастным требованиям к ребенку (подростку, молодому человеку, якобы взрослому человеку). Психический и психологический инфантилизм отличаются не внешними проявлениями, а причинами возникновения. Внешне они похожи — и там, и там это настолько детские черты в поведении, мышлении и эмоциональных реакциях, что это не соответствует возрастным требованиям к ребенку (подростку, молодому человеку, якобы взрослому человеку).
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Развитие
Два основных смысла понятия «развитие» — развитие как процесс (как динамика) и развитие как результат процесса (как статика, как характеристика объекта).
2Подробнее
01 окт. 2022 г.
Уровни развития личности
Разный уровень развития личности — реальность. Человека высокой культуры никто не спутает с человеком, у кого культуры нет или явно недостаточно. Любой руководитель знает, что такое человек ответственный, и печалится, когда видит, что сотрудник до нужной планки не дотягивает. Человек, живущий только как организм, всегда отличается от человека, живущего на уровне личности.
0Подробнее
01 янв. 2010 г.
Зрелость
Зрелость — полное, состоявшееся развитие той или иной системы. Зрелость у человека может быть физическая, душевная (психологическая), интеллектуальная, духовная. Человек, зрелый во всех этих отношениях, считается зрелым человеком. Не достигший зрелости — человек-ребенок. Обычно зрелый человек — это взрослый человек. Зрелость характеризуется замедлением темпов роста.
6Подробнее
Почему взрослые ведут себя как дети
Медицинская проверка Научного консультативного совета — Кристин Хаммонд, MS, LMHC, 21 июня 2020 г. потому что она не добилась своего. Для него она была похожа на 2-летнюю девочку, которая не получила конфетку и даже имеет тот же уровень иррациональных рассуждений, который можно ожидать от малыша. Ее руки были разбросаны повсюду, ее голос был выше обычного, и она дошла до того, что бросила в его сторону несколько мелких предметов. Все это было из-за корректировки места обмена их дочерью.
Это был не первый раз, когда Джеймс видел этот дисплей. На самом деле, ее неустойчивое поведение во многом способствовало тому, что он стал причиной их предстоящего развода. Частые приступы ярости были непредсказуемыми, изменчивыми, сильными, абсурдными и даже угрожающими. Вначале он призывал ее обратиться за помощью, но она неоднократно отказывалась, настаивая на том, что если он просто сделает то, что она просит, ей никогда не придется злиться.
Отчаявшись сохранить мир, Джеймс даже пытался уступить ее требованиям относительно большей части их брака. Но ей никогда не казалось, что этого достаточно. Чем больше он уступал, тем большего она от него ожидала. Он стал оболочкой самого себя и стеснялся собственной терпимости к ее поведению. Ночь, когда она уничтожила его новый телефон, стала последней каплей, он устал от оскорблений и решил разорвать отношения.
Но ради своей дочери он все еще хотел понять, почему она продолжает злиться. Поэтому он решил обратиться за консультацией и обнаружил несколько возможностей. Ему были представлены следующие возможности:
- Личность: Частью определения расстройства личности является неточное восприятие реальности. Когда это искаженное восприятие раскрывается, результатом часто становится гнев. Существует девять различных расстройств личности, но наиболее вероятными кандидатами на этот тип поведения являются люди с нарциссической, параноидальной, зависимой, пограничной, обсессивно-компульсивной и антисоциальной личностью (социопат и психопат).
- Зависимость: Наркоманам нужно оправдание, чтобы продолжать злоупотреблять выбранным ими веществом. Их цикл взрыва, а затем злоупотребления веществом для самоуспокоения означает, что им нужен постоянный поток расстраивающих событий, чтобы рационализировать свою зависимость. Иногда их иррациональная ярость является первым свидетельством скрытой зависимости.
- Диверсия: Чтобы избежать заражения в другой области, человек может подсознательно использовать тактику диверсии. Проблема в том, что отвлечение должно быть настолько преувеличено, чтобы другие потеряли внимание. Таким образом, крайняя ярость рождается из необходимости.
- Регрессия: Популярным, но часто забываемым защитным механизмом является регрессия. Когда все становится слишком сложно и человек чувствует себя уязвимым, срабатывают защитные механизмы как способ самосохранения. Регрессия — это возврат к детскому поведению как способ избежать взрослой реальности и ответственности.
- Внимание: Как и малыш, взрослый, который чувствует себя обделенным вниманием, может вести себя неадекватно. Некоторым взрослым все равно, будет ли внимание, которое они получили, положительным или отрицательным, они просто хотят быть в центре внимания, управляя аудиторией через истерику.
- Стыд: Скрытый стыд или смущение являются основной причиной некоторых взрывов. Прошлое сексуальное насилие является обычным постыдным событием. Когда человек чувствует себя спровоцированным своей прошлой травмой, естественной реакцией будет раскачивание. Эта реакция борьбы настолько инстинктивна, что в тяжелых случаях посттравматического стрессового расстройства человек может даже не осознавать или помнить, что он взорвался.
- Чувство вины: Иногда корень ярости кроется в чувстве вины. Когда человек чувствует себя виноватым за свое поведение или действия, незрелая реакция состоит в том, чтобы отреагировать гневом. Хотя гнев, который они испытывают, на самом деле больше касается их самих, чем другого человека, гораздо легче спроецировать этот гнев на других, чем брать на себя ответственность за неправильное поведение или действие.
- Страх: Еще раз, незрелая реакция на чувство страха состоит в том, чтобы ответить гневом. Вместо того, чтобы признаться в страхе, который в некоторых глазах может показаться слабым, человек может сделать обратное, агрессивно взорвавшись от гнева. Это только временно подавляет страх, но отвлекает других от видения скрытого страха.
- Манипуляция: Что они получают от этого, это вопрос, который следует задать для проверки манипулятивного поведения. Если человек каким-то образом получает выгоду, отыгрывая, он будет продолжать отыгрывать. Это просто причинно-следственное поведение. Чтобы изменить это, перестаньте давать человеку то, что он хочет, и он, естественно, найдет другой способ получить это.
Джеймс понял, что взрывам его бывших жен может быть не одно объяснение, а несколько. Несмотря на то, что его брак распался, развивая некоторое сострадание на расстоянии, он смог лучше помочь своей дочери справляться с разглагольствованиями и поддерживать здоровые отношения между ней и ее матерью.
Что происходит, когда вы все еще чувствуете себя подростком, когда вы стали взрослым?
Этот вопрос возник во время недавнего сеанса терапии, когда в моем кабинете сидел клиент лет тридцати. Мы обсуждали регрессивные чувства, которые у нее иногда возникали, несмотря на то, что она научилась «взрослеть». У нее была ответственная работа, у нее был стабильный и счастливый брак, и она воспитывала двоих замечательных детей. Она могла анализировать свою жизнь и удовлетворенно вздыхать, и, по стандартам большинства людей, у нее не было явных причин для беспокойства и депрессии. Я объяснил, что они не исключают друг друга. Вполне возможно, что на поверхности все это есть, а под волнами все еще бурлит недовольство.
Иногда ей казалось, что она топчется на месте и чувствует себя нехорошо. Это восходит к подростковой тревоге, которая появлялась, когда она чувствовала себя менее чем уверенной и компетентной. В хорошие дни она с абсолютной уверенностью знала, что она не такой неуклюжий подросток.
Я сказал ей, как и любой клиент, который выражает подобные чувства, что нет никого, независимо от того, насколько уверенными они кажутся, кто не питает неуверенности в себе.
Я попросил ее представить, что она идет по коридору в своей школе и что она может видеть мыслепузыри над головами других, которые спешат на урок до того, как прозвенит звонок. Что, по ее мнению, будет содержаться в них? Мы рассмеялись, согласившись с тем, что вполне вероятно, что у них в голове крутилась одна и та же болтовня о достоинстве, внешности, успеваемости, родителях, карьерных возможностях, романтических отношениях, социальном взаимодействии или его отсутствии. Это доказывает, что никто не застрахован от активного внутреннего критика, который жаждет внимания и сделает все возможное, чтобы его получить.
Я также напоминаю своим клиентам, что даже кажущиеся социально адептами иногда возникают трудности. Их дилемма полярно противоположна, поскольку, достигнув высокого статуса, они могут чувствовать давление, чтобы сохранить это высокое положение. Я напоминаю им, что пьедесталы предназначены для статуй, а не для людей, потому что их так легко сбить.
Шоу на Бродвее Дорогой Эван Хансен является идеальным отражением того, что испытывают подростки, когда они пытаются пересечь часто опасную территорию. Песня «Waving Through A Window» выражает иногда ощущаемую дистанцию и изоляцию, а композиция «You Will Be Found» дает уверенность в том, что, хотя мы можем быть убеждены, что нас недостаточно, мы никогда не бываем по-настоящему одиноки.
Когда я был подростком, я сомневался в своей опоре. Были времена, когда я был уверен, что вписываюсь в головоломку школьной жизни, а иногда казался квадратным гвоздем в круглой дыре. Трудно представить, когда у меня были друзья, занятия — команда по плаванию, школа иврита и волонтерство среди них — и телефон часто звонил с приглашениями пообщаться.
История, которая говорит об этом, исходит от остроумия и мудрости Вейви Соус, который был ведущим в Вудстоке. Его персонаж — клоун. Он придумал фразу: «Мы все бозо в автобусе». Я часто делюсь ею с клиентами и студентами всех возрастов, которые боятся, что им никогда не будет достаточно, будет достаточно или они будут делать достаточно. Они верят, что есть классный детский столик (или автобус), за которым могут сидеть все, кроме них. Эти люди имеют больше денег, получают более высокие оценки, носят более стильную одежду, более популярны, умнее, талантливее, стройнее, привлекательнее, лучше разбираются в том, к чему стремятся. Правда в том, что, по словам Вэйви, эти люди — бозо в одежде, чьи маски время от времени сползают, обнажая уязвимое существо под ними.
Еще одна тема, которая неизбежно возникает, когда кто-то чувствует себя неадекватным: «Я недостаточно хорош и никогда не достигну желаемого уровня мастерства, так зачем даже пытаться?» Именно тогда я напоминаю им о том, как многого они достигли за свою жизнь. Каждый из нас рождается с определенными талантами и дарами, которые нам нужно отполировать. У некоторых из нас есть увлечения, но им может не хватать умения следовать им естественным путем. Именно тогда необходимо развивать наши способности практикой. В первый раз, когда мы что-то делаем, мы можем чувствовать себя неуклюжими и неумелыми. Чем больше мы этим занимаемся, тем лучше мы что-то делаем. Именно поэтому я призываю своих клиентов активно применять на практике то, о чем мы говорим в моем офисе, поскольку они здесь не живут.