Характер что это такое – Характер — что это такое, какие бываю черты, типы и виды характера человека

ХАРАКТЕР — это… Что такое ХАРАКТЕР?

(от греч. χαρακτήρ – отличительная черта, признак, особенность) (в психологии) – склад личности, образуемый индивидуально своеобразными и типологич. чертами и проявляющийся в особенностях поведения, а также в особенностях отношения (установок) к окружающей социальной действительности. X. обусловливает определенность, устойчивую направленность поведения личности.

Вопрос о психологич. сущности X. принадлежит к числу наименее изученных в психологии. В зарубежной психологии высказываются т. зр., согласно к-рым природа X. коренится в глубинных слоях психики (фрейдизм) или определяется типом соматич. конституции человека (Кречмер). Сов. психология, признавая роль врожденных задатков X., гл. роль отводит социальным условиям и факторам его формирования. До сих пор не построена общепризнанная классификация типов X. Несмотря на то, что понятие X. трактуется со времен Аристотеля, интенсивное науч. исследование X. фактически началось в 20 в., когда учение о X. выделилось в особую отрасль психологии – характерологию. Осн. причиной почти полного невнимания науч. психологии 19 в. к этой проблеме был господствовавший тогда элементаристский подход к психике: попытки разложения каждого более или менее сложного психич. феномена на элементарные акты и сведения к ним всей сферы психического. X. же, будучи сложным целостным образованием, остался, как и вообще психология личности, недоступным для традиц. психологии.
В совр. психологии обычно считают, что X. выявляется в направленности личности (в господствующих устойчивых потребностях, установках, побуждениях, интересах, идеалах, целях человека), в отношении к разным сферам действительности и в образе действия человека. При этом имеют значение не только сами по себе цели, мотивы и потребности, но и то, каким образом они удовлетворяются. Иначе говоря, X. рассматривается как интеграция психич. с в о й с т в личности, по отношению к к-рым психич. процессы и состояния личности производны.
X. тесно связан с волевыми качествами личности, хотя и не идентичен им. Согласно распространенной т. зр., X. является такой же основой волевых процессов, как интеллект основой мыслит. процессов, а темперамент – эмоц. процессов. Взаимосвязь X. и воли определяется, с одной стороны, тем, что воля представляет собой способность к произвольной, определяемой мотивами и сознательно поставленными целями деятельности и, с др. стороны, тем, что одним из осн. параметров X. является сравнит. значимость для данной личности тех или иных мотивов поведения, целей деятельности.
Черты X., его индивидуальные или типологич. особенности проявляются в отношении человека к значимым для него областям действительности, причем наиболее показательна сравнит. значимость для данного субъекта общественных и личных мотивов поведения. Различное отношение человека к себе, к своей деятельности и к др. людям, к коллективу, к обществу обусловливает огромное количество черт X. и возможность их многообразных классификаций. Напр., отношение к др. людям, к коллективу, к обществу более или менее определяет такие свойства X., как общительность или нелюдимость, мягкость или черствость, доброта или деспотичность и т.п. Ряд существ. черт X. проявляется в отношении к старшим по работе, к подчиненным, к сильным и слабым людям. Гл. обр. отношением к себе определяются такие свойства, как эгоизм, самомнение, скромность и т.п. Нек-рые черты X. обусловлены, согласно С. Л. Рубинштейну, взаимосвязью отношений к др. людям и к себе; таковы самообладание, мужество, робость и т.д. Отношение к своей деятельности определяет такие черты X., как самолюбие, самоуверенность или неуверенность в себе, трудолюбие или леность и т.п.
С т. зр. структуры личности центральной в характерологии является проблема соотношения индивидуально своеобразного и типологического, имеющая неск. аспектов. Один из аспектов этой проблемы – соотношение индивидуально- типологич. особенностей и того, что называют «типич. X. эпохи». Изучение этого аспекта тесно связывает характерологию с историч. и социально-психологич. анализом. Как осн. свойство личности, являющейся прежде всего неповторимой индивидуальностью, X. индивидуально своеобразен; это своеобразие в значит. мере обусловлено врожденными задатками. Но поскольку X. формируется под влиянием социальной среды и воспитания, постольку у людей, принадлежащих к одной социальной группе, одной профессии и т.д., имеет место, в известных пределах, общность определ. свойств X. Проблема соотношения этих свойств в X. исследуется как в психологии, так и в философии. При этом многие зарубежные концепции исходят из полного антагонизма индивидуальных и типология, свойств, а ряд особенностей X. считают результатом борьбы между этими свойствами. Др. исследователи, в т.ч. сов. психологи, подчеркивают возможность полной гармоничности развития этих двух групп свойств, достигаемой за счет того, что типич. проявления идут в одном направлении (напр., в отношении к труду, к обществу), а индивидуальные – либо в др. направлении (в отношении к себе, к близким), либо обнаруживаются в различных формах, напр. различные формы проявления дружбы, принципиальности, самомнения и т.п.

Ряд особенностей X. обусловливается его структурой, прежде всего взаимозависимостью X. как целого и его компонентов. В этом смысле различают цельный X., основанный на гармоничной структуре компонентов, и X. внутренне противоречивый, когда одни импульсивные побуждения противоречат другим или сознательно поставленным целям.

Гармоничность или дисгармоничность структуры X. определяется также подбором отд. черт X.: напр., доброта, мягкость может сопровождаться нетвердостью в принципах.

По степени устойчивости различают сильные и слабые, твердые и лабильные X.

Как свойство личности X. тесно связан с темпераментом; в нек-рых проявлениях личности их даже трудно отделить друг от друга. Гл. различие между ними состоит в том, что темперамент обусловливается гл. обр. врожденными биологич. свойствами нервной и эндокринной системы, тогда как в формировании X. большую роль играют влияния социальной среды и воспитания.
Лит.: Ананьев Б. Г., Проблемы формирования X., Л., 1949; Левитов Н. Д., Вопросы психологии X., 2 изд., М., 1956; Ковалев А. Г. И Мясищев В. Н., Психич. особенности человека, т. 1, Л., 1957; Рубинштейн С. Л.. Бытие и сознание, М., 1957; Мерлин В. С, Очерки психологии личности, Пермь, 1959; Крутецкий В. Α., Проблема X. в сов. психологии, в кн.: Психологич. наука в СССР, т. 2, М., 1960; Ηоракидзе В. Г., Типы X. и фиксированная установка, Тб., 1966; Murray Η. Α., Explorations in personality, N. Y., 1938; Boven W., Introduction à la caractérologie, P., 1946; Roback Α. Α., The psychology of character, 3 ed., L., 1952.

P. Натадзе. Тбилиси.


Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.

dic.academic.ru

Характер — это… Что такое Характер?

  • ХАРАКТЕР — встречается реже, чем героизм. Поль Клодель Совершенство характера выражается в том, чтобы каждый день проводить, как последний в жизни. Марк Аврелий Характер человека лучше всего раскрывается, когда он описывает характер другого человека. Жан… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • характер — Ограниченная, скованная, ригидная структура поведения, мешающая творческому приспособлению, достижению необходимой приспособительной гибкости (Смотри также: личный стиль). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ХАРАКТЕР — Для изучения фразеологического творчества Карамзина пре дставляют большой интерес наблюдения над карамзинским употреблением слова характер. А. Н. Греч в своем словарике неправильностей русского литературного языка первой половины XIX в. писал под …   История слов

  • ХАРАКТЕР — характера, м. [греч. charakter, букв. черта]. 1. Совокупность психических особенностей, из к рых складывается личность человека и к рые проявляются в его действиях, поведении. Добродушный характер. Мягкий характер. Крутой характер. Сильный… …   Толковый словарь Ушакова

  • Характер —  Характер  ♦ Caractere    Первое значение этого слова – отпечаток (от греческого kharakter – чеканщик монеты), т. е. неотделимый признак, постоянный и отчетливый знак. Соответственно, под характером мы понимаем совокупность постоянных или… …   Философский словарь Спонвиля

  • ХАРАКТЕР — (греч. charakter, от charasoo рисую). Нравственные качества человека и вообще совокупность отличительных свойств человека, предмета или действия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХАРАКТЕР греч.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • характер — Нрав, норов, натура, темперамент, вид, тип, фасон, форма, покрой, облик, обличье. У него такая натура. Девица, в которую я влюбился, была свойства молчаливого. Нрав буйный, кроткий, крутой, тихий. .. Ср …   Словарь синонимов

  • ХАРАКТЕР —         (от греч. отпечаток, признак, отличит, черта) в психологии, целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, проявляющийся в отд. актах и состояниях его психич. жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и… …   Философская энциклопедия

  • ХАРАКТЕР — муж., франц., нем. нрав человека, нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца. Характер добродушный, кроткий. Он крутого характера. Характер времени, дух, отличительные свойства. | Характер зодчества, живописи, особенность,… …   Толковый словарь Даля

  • ХАРАКТЕР — (от греч. charakter отличительная черта признак),..1) своеобразная особенность человека, вещи, явления (напр., характер местности)2)] В психологии индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Характер — (от греч. character черта, признак, примета, особенность) индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных… …   Психологический словарь

  • dic.academic.ru

    Характер — это… Что такое Характер?

            в математике, функция специального вида, применяемая в чисел теории (См. Чисел теория) и теории групп (См. Группа).
             В теории чисел Х. называют функцию χ(n) ≠ 0, определённую для всех целых чисел n и такую, что: 1) χ(nm) = χ(n)χ(m) для всех n и m, 2) существует такое целое число k (период), что χ(n + k) = χ(n) для всех n. Наименьший из положительных периодов называется основным модулем характера χ, а характер с основным модулем k обозначается χ(n, k). Примерами Х. являются: 1) главный Х. по модулю k; χ(n, k) = 0, если (n, k) > 1, и χ(n, k) = 1, если (n, k) = 1, 2) χ(n, k) = 0, если (n, k) > 1, χ(n, k) = n, k) = 1, Якоби символ, k > 1 — нечётное натуральное число.

    Х. степени q по модулю k называется Х., равный единице для чисел и, для которых разрешимо сравнение xqa (modk) (см. Степенной вычет). Такие Х. играют важную роль в теории алгебраических чисел. Многие вопросы теории чисел (например, вопрос о распределении простых чисел) связаны с изучением функций L (sχ) = L-функций Дирихле). Частным случаем таких функций является Дзета-функция ξ(s), для которой Х (n) ≡ 1.

             Условие периодичности χ(n + k) = χ(n) позволяет трактовать характеры χ(n, k) при фиксированном k > 1 как функции, заданные на приведённой системе вычетов по модулю k, рассматриваемой как группа по умножению, и удовлетворяющие там функциональному уравнению:

             χ(ab) = χ(a) χ(b). (1)

             Такая трактовка понятия Х. позволяет непосредственно перенести его на любую конечную коммутативную группу G. При этом, если n — порядок, e — единица, a — произвольный элемент группы G, то [χ(a)] n = χ(a n) = χ(e) = 1, т. е. χ(a) — корень n-й степени из единицы: в частности

             |χ(a)| ≡ 1. (2)

             Х. произвольной коммутативной группы G (не обязательно конечной) называют всякую функцию χ(а), определённую на G и удовлетворяющую условиям (1) и (2). Если G — топологическая группа, то требуют ещё, чтобы χ(а) была непрерывна.

             Совокупность всех Х. группы G образует группу G1, относительно обыкновенного умножения Х. как функций. Если G конечна, то G1 изоморфна G. Для бесконечных групп это уже, вообще говоря, неверно. Например, если G — группа целых чисел, то её Х. служат χ(n) = einφ, где (φ — любое действительное число, приведённое по модулю 2π, так что группа Х. совпадает с группой вращений окружности. В свою очередь, группа Х. для группы вращений окружности совпадает с группой целых чисел [каждый такой Х. имеет вид: χ(φ) = einφ]. Эта двойственность была обобщена Л. С. Понтрягиным на широкий класс групп и применена к решению важных проблем топологии (т. н. проблем двойственности для компактов).

             Лит.: Понтрягин Л. С., Непрерывные группы, 3 изд., М., 1973; Чудаков Н. Г., Введение в теорию L-функций Дирихле, М. — Л., 1947; Ленг С., Алгебра, пер. с англ., М., 1968; Боревич З. И., Шафаревич И. Р., Теория чисел, 2 изд., М., 1972.

            литературный, образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определённостью, через который раскрываются как обусловленный данной общественно-исторической ситуацией тип поведения (поступки, мысли, переживания, речевая деятельность), так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Художественный Х. являет собой органическое единство общего, повторяющегося и индивидуального, неповторимого; объективного (социально-психологическая реальность человеческой жизни, послужившая прообразом для литературного Х.) и субъективного (осмысление и оценка прообраза автором). В результате Х. в искусстве предстаёт «новой реальностью», художественно «сотворённой» личностью, которая, отображая реальный человеческий тип, идеологически проясняет его. Именно концептуальность литературного образа человека отличает понятие Х. в литературоведении от значений этого термина в психологии, философии, социологии.

             Представление о Х. литературного героя создаётся посредством внешних и внутренних «жестов» (в т. ч. речи) персонажа, его внешности, авторскими и иными характеристиками, местом и ролью персонажа в развитии Сюжета. Соотношение в пределах произведения Х. и обстоятельств, являющихся художественным воспроизведением социально-исторической, духовно-культурной и природной среды, составляет художественную ситуацию. Противоречия между человеком и обществом, между человеком и природой, его «земной участью», а также внутреннего противоречия человеческих Х. воплощаются в Конфликтах художественных.

             Воспроизведение Х. в его многоплановости и динамике — специфическое свойство художественной литературы в целом (и большинства театральных и кинематографических жанров на словесно-сюжетной основе). Обращение к изображению Х. знаменует выделение литературы как искусства из синкретической, «долитературной» религиозно-публицистической словесности «библейского» или средневекового типа. Само понятие Х. формируется в Древней Греции, где впервые вполне осуществилось выделение литературно-художественного творчества в особую область духовной культуры.

             Однако у древних понимание Х. как лит. категории отличалось от современного: поскольку в раскрытии идейного содержания главенствовал сюжет (событие), персонажи различались прежде всего не своими Х., а своей ролью в изображаемых событиях. В новое время утверждается иное соотношение Х. и сюжета: не факты, а «… характеры действующих лиц, благодаря которым факты осуществились, заставляют поэта избрать предпочтительнее то, а не другое событие. Только характеры священны для него» (Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М. — Л., 1936, с. 92). Понимание самостоятельного идейно-художественного значения Х. персонажа возникает уже в античной литературе; например, в «Параллельных жизнеописаниях» Плутарха герои сравниваются и по типу «судьбы», и по типу Х. Подобная характерологическая двумерность доминирует вплоть до 18 в. (по Д. Дидро — соотношение прирождённого «нрава» и «общественного положения»).

             В рамках данного многовекового периода особо выделяются две эпохи: литература Возрождения и классицизма. Ренессансный Х. теряет очертания определенного «нрава», растворяясь в естественной родовой стихии человеческой «природы» (герой мог самовольно, как бы актёрствуя, менять типы поведения). При этом соотнесение общечеловеческого в Х. героя с его ситуативной функцией — судьбой — выявляло неадекватность герою его социально-исторической судьбы (предвосхищение характерологического принципа реализма 19—20 вв.: «Человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности», — М. М. Бахтин, «Вопросы литературы», 1970, № 1, с. 119). У Шекспира многие действующие лица предстали и в «третьем измерении» — носителями индивидуального самосознания. Классицизм, возвратившись к жёсткой статичности Х., одновременно сосредоточил внимание на самосознании личности, совершающей выбор между «долгом» и «чувством». Но воспринимаемая на «фоне» долга и безличной страсти личность в литературе классицизма не самоценна, она лишь средство соотнесения двух параллельных рядов всеобщности.

             На всех этих стадиях духовного и литературного развития Х. понимался как внеисторическая, универсальная и самотождественная данность человеческой природы, как «… абстракт, присущий отдельному индивиду» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3). В романтизме, провозгласившем самоцельность и автономность личности, возвысившем её как над психологической «природой», так и над социальной судьбой, сложилось новое понимание Х. — как тождественного внутреннему миру личности. Наконец, воссоздание индивидуального Х. как исторически неповторимого взаимоотношения личности и среды стало открытием критического реализма 19 в. (романтическую традицию продолжили символисты и экзистенциалисты).

             В теории новое понимание художественного Х. было выдвинуто Гегелем: Х. — «… цельная человеческая индивидуальность…», в которой раскрываются те или иные «… всеобщие субстанциальные силы действия»; Х. является «подлинным средоточием» изображения, поскольку он объединяет в себе всеобщность и индивидуальность «… в качестве моментов своей целостности». Х. должен обнаруживаться во всём богатстве своих индивидуальных особенностей, а не быть «… игралищем лишь одной страсти…», ибо в таком случае он «… выступает как существующий вне себя…»; он должен быть «… целым самостоятельным миром, полным, живым человеком, а не аллегорической абстракцией какой-нибудь одной черты характера» («Эстетика», т. 1, М., 1968, с. 244—46). Эта теория, опиравшаяся на художественные достижения прошлого, во многом предвосхищала практику последующей реалистической литературы, где присутствует саморазвивающийся Х. — незавершённая и незавершимая, «текучая» индивидуальность, определяемая её непрерывным взаимодействием с исторически конкретными обстоятельствами.

             Послегегелевская литературная теория, опиравшаяся на реалистическое искусство, настойчиво подчёркивала значение индивидуально-конкретного в Х., но главное — выдвинула и разработала проблему его «концептуальности», установила необходимость «присутствия» авторского идеологического понимания в изображении Х. В реалистической литературе 19—20 вв. Х. действительно воплощают различные, порой противоположные авторские концепции человеческой личности. У О. Бальзака первоосновой индивидуальности выступает понимаемая в духе антропологизма общечеловеческая природа, а её «текучесть» объясняется незавершимостью внешних воздействий среды на первооснову, мерой которых и «измеряется» индивидуальность личности. У Ф. М. Достоевского индивидуальность воспринимается на фоне детерминизма обстоятельств как мера личностного само определения, когда Х. героя остаётся неисчерпаемым средоточием индивидуальных возможностей. Иной смысл «незавершённости» Х. у Л. Н. Толстого: потребность «ясно высказать текучесть человека, то, что он, один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо» (Полное собрание соч., т. 53, 1953, с. 187), объясняется стремлением открыть в индивидуальности, отчуждаемой от других людей общественными условиями жизни, общечеловеческое, родовое, «полного человека».

             У представителей «нового романа» (См. Новый роман) намечается отказ от художественной индивидуальности в пользу безличной психологии (как следствия отчуждения (См. Отчуждение) и Конформизма), для воспроизведения которой Х. начинает играть служебную роль «подпорки».
             Творчество писателей социалистического реализма (См. Социалистический реализм), наследуя характерологические достижения предшествующих направлений и прежде всего реалистов 19 в., утверждает новое «видение» детерминирующих обстоятельств: социально-историческую и политическую действительность в её революционном развитии, в связи с чем социально-психологическая индивидуальность Х. в их произведениях сгущается в индивидуальность конкретно-историческую. В литературе 60—70-х гг. 20 в. акцентируется нравственная активность личности, её ответственность за свой духовный мир и судьбы других людей.



             Лит.: Гегель, Эстетика, т. 1, М., 1968, с. 244—53; Социалистический реализм и классическое наследие. (Проблема характера). Сб. ст., М., 1960; Проблема характера в современной советской литературе, М. — Л., 1962; Бочаров С. Г., Характеры и обстоятельства, в кн.: Теория литературы [кн. 1], М., 1962; Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 3 изд., М., 1972, с. 78—129; его же, Эпос и роман, в его кн.: Вопросы литературы и эстетики, М., 1975; Лихачев Д. С., Человек в литературе древней Руси, [2 изд.], М., 1970; Гинзбург Л., О психологической прозе [Л.], 1971; Аверинцев С. С., Плутарх и античная биография, М., 1973.

             В. И. Тюпа.

    dic.academic.ru

    Характер человека что это такое (черты)

    Характер личности – стержень внутри нас, который влияет на все аспекты жизни. Кому не хотелось бы иметь сильный характер, встречать проблемы лицом к лицу и никогда не позволять себя использовать?

    Будущее вырастает из прошлого, наш характер сейчас – это наше поведение, а поведение сегодня – успех или проигрыш завтра. Попробуем распознать наши особенности и дать им независимую оценку.

    С греческого «характер» переводится как «отпечаток», что такое характер в этом смысле? Отпечаток, который оставил весь прошлый опыт человека в его психике.

    В психологии под термином «характер» понимают конфигурации поведенческих черт. Более строгое и полное определение характера указывает на то, что он проявляется в отношении к себе, миру и людям, формируется в результате влияния условий среды (воспитания, социализации) и выражен в особенностях поведения, присущего человеку.

    История

    Понятие о характере человека начало складываться, как и многое другое, в Древней Греции. Теофраст использовал слово в названии своего произведения, описывающего разные типы людей по присущей им ведущей черте, которая проявляется во многих ситуациях и организует их жизнь. Он выделил притворщиков, льстецов, пустословов, угодливых и другие типажи людей, обозначив их модели поведения в разных ситуациях. Таким образом, понятие использовалось как метафора определяющего поведение качества.

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    В дальнейшем происходила эволюция термина. Характер в психологии стал обозначать совокупность устойчивых черт. Но не любая черта человека, которая пусть и является индивидуальной, относится к характеру, а проявляется во взаимодействии с людьми, направленности и установках личности (то есть неких целях, ценностях, стремлениях), она контролирует отношение к обозначенным элементам жизни.

    Рекомендуем: Что такое социальная роль?

    Таким образом различают характер и темперамент человека. Второй – особенности его поведения с операциональной точки зрения (скорость реакций, активность), а первый – направленность, причина, из которой проистекает выбор пути.

    Типология характера Фрейда основывается на теории защит. Происходит задержка развития личности в определенных стадиях. В зависимости от стадии, Фрейд выделял следующие типы характера человека:

    1. Оральный

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    • Легкая смена настроения.
    • Щедрость/жадность.
    • Оптимизм/пессимизм.
    • Болтливость.

    2. Анальный

    • Упрямство.
    • Скупость.
    • Чрезмерная аккуратность.
    • Скрупулезность.

    3. Фаллический

    • Дерзость.
    • Гордость.
    • Конкуренция.

    4. Генитальный

    Тип, принадлежащий здоровым, гармоничным людям.

    Данной классификацией психоанализ не ограничился. Клинические виды характера человека, рассмотренные вдобавок, соответствуют тому или другому психопатологическому состоянию (истерии – истерический, депрессии – депрессивный).

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    Продолжил типологию психоанализа Фромм. Он оппонировал Фрейду, считая, что причина отклонений кроется в нарушении адаптации. Проблема возникает тогда, когда у человека не формируются адаптивные механизмы получения желаемого. Характер деструктивных моделей и определяет типы, обозначенные Фрейдом. Люди с деструктивными установками видят возможность удовлетворить свои потребности только посредством изъятия желаемого из внешнего мира, требованием, а не собственной деятельностью. У них купирована отдача, они стремятся только брать.

    Современность

    Ананьев выделил стадии формирования характера людей через развитие их отношения к каждой из сфер жизни. Первой из них выступает контакт с другими людьми, социальная среда. Затем наступает черед предметной, из которой, вследствие ранжирования важности и значимости каждой деятельности с объектами, следует формирование интеллектуальной сферы. Самой последней начинает развиваться сфера отношения к самому себе.

    Рекомендуем: Самосознание — это

    Стадии оказывают взаимовлияние, динамичны и в принципе не завершаются, а развиваются всю жизнь. Ананьев отделил их по принципу более раннего или более позднего начала развития каждой.

    В немного иной модели структура характера представляет собой четыре вида отношений. Каждый включает свои отрицательные или положительные черты характера:

    • Отношение к другим (общительность или замкнутость, отзывчивость или черствость, уважение или презрение).
    • Отношение к труду (трудолюбие или леность, аккуратность или безалаберность, творческий подход, активность или безынициативность, добросовестность или безответственность).
    • Отношение к себе (гордость или заносчивость, самомнение и наглость, здоровый эгоизм или эготизм).
    • Отношение к объектам, вещам (опрятность или неряшливость, бережливость или халатность).

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    Ядро такого феномена, как черты характера человека, в контексте социальной сферы составляет соотношение ценностей личных и общественных. Отрицательные черты характера проявляются тогда, когда личные ценности значительно превалируют над общественными. Впрочем, и обратное не стоит поощрять, так как тогда человек забывает про себя полностью и не может удовлетворять в полной мере свои потребности даже в рамках золотого правила морали.

    Элементы

    Нельзя ограничиваться делением черт на группы. Соединение их в поведении более важно: даже в целом хорошие черты могут стать ужасными, когда мы рассматриваем их не изолированно.

    Прямота, воспринимающаяся положительно, в совокупности с грубостью часто производит негативный эффект и ранит окружающих. В целом максимально общие свойства характера выражаются в трех противоположностях:

    • Сила – слабость.
    • Твердость – мягкость.
    • Цельность – противоречивость.

    Сила, твердость и цельность нам кажутся именно теми чертами, которые стоит взращивать в себе. Сила сметает все трудности на пути, а слабохарактерный человек редко принимает их вызов. Твердость определяет несгибаемость как перед искушениями, так и под угрозами; мягкий характер, наоборот, склоняет человека отказываться от своего убеждения, не идти на конфликт. Цельность отвечает за целеустремленность, а противоречивость отражает неустойчивость ценностей, ведущих целей.

    Так как узнать характер человека можно лишь из знания его привычек мысли и действия, то требуется достаточно много времени, чтобы по-настоящему раскрыть для себя других людей. Впрочем, некоторые ориентируются на национальный характер, который является привычной формой реакции целого народа на определенные условия среды.

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    Он формируется из тех ценностей, что человек как представитель нации несет в себе постольку, поскольку вырос в условиях общества, принимающего и постулирующего эти ценности. В некоторой степени наши представления о нации – это стереотипы, но, с другой стороны, никто не станет отрицать, что иногда стереотипы могут быть хотя бы отчасти верными.

    Рекомендуем: Как развить харизму?

    Характеристика американцев обычно всегда включает открытость, любовь к конкуренции. Немцы воспринимаются педантичными и методичными. Шведы – трудолюбивыми, осторожными. Характеру русского человека по традиции приписывают такие черты, как смирение, выносливость, широта души.

    Некоторые сведения можно получить о человеке исходя из его пола. Ильин подчеркивает, что каждый играет в процессе жизни определенные роли, и исходя из них формируется и его характер. При этом ученый делает акцент на существовании небольших различий и не согласен с попыткой их аннулировать.

    Благодаря исследованиям, мы можем сказать, что характер женщины часто имеет следующие более выраженные черты:

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    • Нравственность.
    • Чуткость.
    • Милосердие.
    • Конформность.

    Характер мужчины, так же как и женщины, определяется социальными ролями, требованиями группы и другими факторами. В целом список черт характера, присущих мужчинам или женщинам, может сильно варьироваться. Выраженные черты мужчин:

    • Прямота, честность.
    • Ответственность.
    • Агрессивность.
    • Леность.
    • Макиавеллизм.

    Родители и дети

    Нужно понимать, что характер и личность неотделимы от влияния окружения. Поэтому нельзя сказать, что выявленные различия являются врожденными, как раз наоборот, характер – полностью приобретенная система черт.

    К примеру, макиавеллизм проявляется не в меньшей степени после 45 лет у женщин. С возрастом у женщин настойчивость и уверенность в себе возрастают, у мужчин же растут показатели по склонности сочувствовать, помогать другим и падает стремление доминировать.

    Формирование характера происходит в столкновении со средой. Социальные условия, воспитание, ценности общества, опыт и поведение окружающих, события жизни вносят свой вклад в личность.

    Рекомендуем: Ригидность — что это такое?

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    Два основных параметра, которые стоит учитывать, воспитывая детей, – контроль и принятие. Показатели этих двух параметров предопределяют особенности характера ребенка, которые повлияют на всю его жизнь. Как воспитать характер, отравляющий жизнь и человеку, и другим?

    • Жесткий контроль. Вызывает либо сопротивление, либо подавление «Я» ребенка. Последнее коррелирует с низкой самооценкой, неуверенностью в своих силах, купированной самостоятельностью.
    • Эмоциональное отвержение ребенка. Формирует жестокость, недоверчивость и неуживчивость.
    • Полное отсутствие контроля. В психологии этот тип воспитания носит название гипоопеки, часто приводит к отклоняющимся формам поведения.
    • Удушающая любовь и излишняя забота (гиперопекающий стиль) – дополняют характер ребенка такими чертами, как пассивность, отказ от ответственности, неуверенность в себе.

    Узнать других и творить себя

    Как определить характер человека, если исследования показывают, что при встрече с незнакомцем наше первое впечатление приписывает ему те черты, которые проявлены у нас всего сильнее? На внешность полагаться не стоит, личностные особенности мало связаны с фенотипом, но можно попросить его пройти тест.

    Определить тип характера, основные черты, ведущие установки с помощью опросников довольно просто. Так, методика Коста (адаптированная Орлом) позволяет измерять параметры личности по:

    • Нейротизму. Оценивает способность противостоять стрессу (тревожность, импульсивность, уровень рефлексии и др.).
    • Экстраверсии. Определяются уровни общительности и активности.
    • Открытости опыту. Учитываются воображение, внимательность к другим, гибкий ум, легкая восприимчивость всего нового, независимость.
    • Добросовестности. Для оценки выясняют уровень надежности, компетентности, организованности и последовательности.
    • Сотрудничеству. Важную роль в оценке этого параметра играют симпатия, честность и помощь другим.

    Что такое характер, если не постоянная практика, которая отпечаталась на нашей душе и сама диктует нам, как поступать? Тогда как изменить свой характер? Для этого нужно изменить окружение, среду, контекст, в котором вы живете, а для начала четко установить, какие черты хочется иметь в своем характере. Может быть, настойчивость? Или вы хотите проявлять больше сочувствия?

    Определив то, что мы хотим развить, нам нужно подумать, какие условия будут этому способствовать. Каждая наша черта – это то, что помогает справляться с вызовами среды, нам выгодно иметь те особенности, которые мы уже имеем. Организм не станет давать силы и энергию на поведение, которое не сообразуется с вызовами внешнего мира.

    Изменившиеся обстоятельства должны требовать той самой новой черты, что нам очень хочется развить. И тогда все пойдет как по маслу. Впрочем, это не всегда возможно. В таких случаях надо комбинировать. Если хочется развить усидчивость, внимательность, смелость, добросовестность, придется предложить что-то взамен своему организму или совмещать неприятные занятия с чем-то очень приятным.

    Качества характера человека позволяют ему справляться с трудностями или делают это невозможным. Так как поменять характер можно в любом возрасте, достаточно работать над развитием черт, не проявленных в нужной степени. Сильные стороны характера можно использовать для поддержки слабых, для развития человека. Автор: Екатерина Волкова

    Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам,
    пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой,
    освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

    www.grc-eka.ru

    ХАРАКТЕР это что такое ХАРАКТЕР: определение — Педагогика.НЭС

    Характер

    индивидуальное свойство личности, совокупность черт, которые выражают отношение человека к тому, что с ним происходит и что он делает, обуславливающий типичный для данного человека способ поведения в определенных жизненных обстоятельствах.  

    Оцените определение:

    Источник: Словарик координатора детского движения

    Характер

    совокупность наиболее устойчивых психических черт, определяющих поведение человека и проявляющихся в его отношении к окружающему, к труду, к другим людям, к самому себе. Черты характера – особенности, которые стали свойственными самой личности и находят проявление в отношениях к окружающему миру, к труду, к другим людям, к самому себе.

    Оцените определение:

    Источник: Военная педагогика

    ХАРАКТЕР

    приобретенная на основании естественной индивидуальности основная печать воли, объемлющая всю область душевной жизни человека и сказывающаяся на его настроении и действиях. Решающим моментом в характере человека являются твердость и постоянство. Так же как вера есть твердость и постоянство в том, на что надеются, так и характер есть твердость и постоянство в том, чего хотят.

    Оцените определение:

    Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

    Характер

    совокупность наиболее ярко выраженных относительно устойчивых черт, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его поведении. Тесно связан с темпераментом. Но темперамент определяется врожденными свойствами высшей нервной деятельности и практически не подвержен изменениям на протяжении всей жизни человека. Х. складывается в процессе воспитания; он отражает условия жизни человека и способен изменяться пари изменении этих условий.

    Оцените определение:

    Источник: Словарь социального педагога

    ХАРАКТЕР

    от греч. charakter — печать, чеканка) — совокупность устойчивых психических черт личности, обусло

    didacts.ru

    ХАРАКТЕР — это… Что такое ХАРАКТЕР?

  • ХАРАКТЕР — встречается реже, чем героизм. Поль Клодель Совершенство характера выражается в том, чтобы каждый день проводить, как последний в жизни. Марк Аврелий Характер человека лучше всего раскрывается, когда он описывает характер другого человека. Жан… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • характер — Ограниченная, скованная, ригидная структура поведения, мешающая творческому приспособлению, достижению необходимой приспособительной гибкости (Смотри также: личный стиль). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ХАРАКТЕР — Для изучения фразеологического творчества Карамзина пре дставляют большой интерес наблюдения над карамзинским употреблением слова характер. А. Н. Греч в своем словарике неправильностей русского литературного языка первой половины XIX в. писал под …   История слов

  • ХАРАКТЕР — характера, м. [греч. charakter, букв. черта]. 1. Совокупность психических особенностей, из к рых складывается личность человека и к рые проявляются в его действиях, поведении. Добродушный характер. Мягкий характер. Крутой характер. Сильный… …   Толковый словарь Ушакова

  • Характер —  Характер  ♦ Caractere    Первое значение этого слова – отпечаток (от греческого kharakter – чеканщик монеты), т. е. неотделимый признак, постоянный и отчетливый знак. Соответственно, под характером мы понимаем совокупность постоянных или… …   Философский словарь Спонвиля

  • характер — Нрав, норов, натура, темперамент, вид, тип, фасон, форма, покрой, облик, обличье. У него такая натура. Девица, в которую я влюбился, была свойства молчаливого. Нрав буйный, кроткий, крутой, тихий. .. Ср …   Словарь синонимов

  • ХАРАКТЕР —         (от греч. отпечаток, признак, отличит, черта) в психологии, целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, проявляющийся в отд. актах и состояниях его психич. жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и… …   Философская энциклопедия

  • ХАРАКТЕР — муж., франц., нем. нрав человека, нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца. Характер добродушный, кроткий. Он крутого характера. Характер времени, дух, отличительные свойства. | Характер зодчества, живописи, особенность,… …   Толковый словарь Даля

  • ХАРАКТЕР — (от греч. charakter отличительная черта признак),..1) своеобразная особенность человека, вещи, явления (напр., характер местности)2)] В психологии индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Характер — (от греч. character черта, признак, примета, особенность) индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных… …   Психологический словарь

  • dic.academic.ru

    характер — это… Что такое характер?

    Морфология: (нет) чего? хара́ктера, чему? хара́ктеру, (вижу) что? хара́ктер, чем? хара́ктером, о чём? о хара́ктере; мн. что? хара́ктеры, (нет) чего? хара́ктеров, чему? хара́ктерам, (вижу) что? хара́ктеры, чем? хара́ктерами, о чём? о хара́ктерах

    1. Характером называется устойчивый индивидуальный склад душевных качеств человека, привычный для человека способ его реагирования на разные ситуации, обстоятельства и т. п.

    Неуживчивый, колючий характер. | Мягкий, добродушный характер. | Ангельский характер. | Сильный, слабый характер. | Крутой, бойцовский характер. | Ну и характер! | Быть отзывчивым, трудолюбивым по характеру.


    2. Национальный характер — это совокупность психологических черт, особенностей какого-либо народа.

    Самобытный русский характер. | Национальный характер тесно связан с темпераментом людей, наследственной организацией, географической средой и т. д.

    3. Если вы говорите, что у какого-либо человека испортился характер, то это означает, что его реакции на ситуации, обстоятельства изменились в худшую сторону (он стал более раздражительным, нетерпимым).

    4. Если вы говорите, что какие-то люди (к примеру, муж и жена) не сошлись характерами, то это означает, что их индивидуальные психологические качества противоречат друг другу, так что они не могут жить или работать вместе.

    5.


    Характером называется твёрдая, сильная воля, упорство в достижении цели.

    Иметь настоящий характер. | Воспитывать в ком-либо характер. | У моего друга есть характер.

    6. Если о каком-либо человеке вы говорите, что он выдерживает характер, то это означает, что он проявляет терпение, настойчивость, сохраняет устойчивость в своём поведении и т. п.

    7. Если о каком-то человеке вы говорите, что он с характером, то это означает, что он избалован, капризен, несговорчив.

    Девочка с характером!


    8. Если о каком-то человеке говорят, что что-либо в его характере (или, наоборот, не в его характере), то это означает, что то, о чём идёт речь, — отличительная черта данного человека.

    Странно, что его всё ещё нет, опаздывать не в его характере.


    9. Если вы говорите, что какие-либо события, действия имеют (принимают) какой-либо характер, то это означает, что вы им даёте общую оценку, отмечаете их наиболее существенное (в момент описания) качество, свойство.

    Случайный характер заработков. | Беседа приняла серьёзный характер.


    10. Если вы говорите, что поступки или мотивы действий какого-либо человека носят личный характер, то это означает, что они обусловлены его взаимоотношениями с родными, близкими людьми.

    Уволиться по мотивам личного характера.


    11. Характером называется художественный образ, который соединяет в себе типичные, обобщённые черты какой-либо группы людей.

    Комедия характеров. | Характеры изображены с поразительной живостью. | Сыграть благородный характер.

    = типаж

    dic.academic.ru

    Читайте также:

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о