Зачем люди живут: Как и зачем жить?

Содержание

Как и зачем жить?

Малые дети не думают о том, как жить и зачем жить, а до 2-х, 3-х, 4-х лет живут как зверьки: едят, играют, разминают члены, и только изредка проявляется в них свет разума и любви. Есть люди, которые и до 12, 14, 20, иногда и до 40 лет живут, как неразумные существа, отдаваясь своим страстям, отличаясь от животных только рассуждениями ума о видимых предметах, но не понимая смысла своей жизни и не думая о нем.

Если и находят на таких людей минуты и часы просветления, когда люди эти задумываются о смысле жизни, оглядываются на себя, спрашивают себя: что такое жизнь и зачем они живут так, то, не находя ясных ответов на эти вопросы, минуты и часы эти проходят, не оставляя следов, и люди живут дальше и дальше, и когда в старости опять задают себе те же вопросы, уже так привыкли к той жизни, которую провели и ведут, так привыкли к тем оправданиям дурной жизни, которые дает себе большинство людей, что не только продолжают жить дурно, но и отгоняют от себя те разумные, вечные ответы на вопросы о том, как жить и зачем жить, которые дает истинная, единая для всех людей религия.

Мало того, что такие люди, живя дурно, сами лишают себя истинного и неотъемлемого у человека блага духовной, согласной с высшим законом, жизни, эти люди, особенно в возмужалости и старости, естественно по своему возрасту и положению руководят общественным мнением, все больше и больше утверждают следующие поколения в несвойственной разумному существу-человеку неразумной, животной жизни.

Несвойственная же людям жизнь производит среди людей все большие и большие страдания.

Вот поэтому и особенно важно то, чтобы наиразумнейшее, а потому и наипонятнейшее объяснение смысла жизни и вытекающего из него направления жизни человеческой было бы известно людям, распространено между ними и внушаемо и детям, и тому огромному большинству, которое, не решая вопросов, подчиняется наиболее распространенному объяснению смысла и вытекающему из него направлению жизни.

В чем же состоит это наилучшее объяснение смысла и вытекающее из него направление жизни, и откуда мы можем узнать его?
Объяснение это дано в религиозном понимании жизни, выраженном и в древних религиях человечества и в тех разъяснениях (преимущественно очищениях) этих религий, которые совершены и совершаются до самого последнего времени людьми религиозными, т. е. имеющими способность видеть и понимать смысл жизни не человечески, не по отношению только к данному месту и времени, а во всем его вечном и всемирном значении.

Жизнь отдельного человека ведь не в чем ином, как в его приближении к смерти, к освобождению от тела, его духовной сущности, во все большем и большем освобождении его духовной природы. В смерти оно свершилось. В жизни оно совершается. И потому, чем дальше идет жизнь отдельного человека, чем более он стареется, тем более освобождается его духовная природа, тем яснее он понимает сущность жизни.

То же самое совершается и в жизни всего человечества.

Обыкновенно мудрость старчества приписывают древности, т.е. временам, отдаленным от нас в прошедшем, и религиозным выражениям древности. Но это несправедливо. Точно так же, как отдельный человек, подвигаясь в жизни, все более и более освобождаясь от страстей, все более и более умудряется, так точно и человечество. Высшая мудрость человечества не за тысячи лет до нас, а теперь, сейчас.

В смысле религиозном, т.е. в объяснении смысла и указания направления жизни, мудрость эта не во временах апостольских, а теперь, среди нас. Она в учениях Руссо, Канта, Чаннинга, в учениях необуддистов, необраминов, бабистов и сотен и тысяч людей, понимающих и уясняющих религиозные учения древности: Конфуция, Будды, Исайи, Эпиктета, Христа.

Вот эта-то очищенная мудрость древности и должна дать людям те разумные ответы на вопросы о значении жизни и на наилучшее направление ее, которое необходимо человечеству не только для того, чтобы оно могло пользоваться тем наибольшим благом, доступным ему в настоящий период его жизни, но и для того, чтобы идти по тому пути, который ему предназначен.

6 Октября 1905г.

О том, для чего и для кого живет человек

Слово митрополита Марка после Божественной литургии в Покровском храме села Лещенка.

Для чего живет на свете человек? На этот вопрос можем услышать разные ответы, но самый популярный – что человек живет, чтобы быть счастливым.

Но можно задать другой вопрос – а для кого живет на свете человек? И в этом случае мы тоже можем услышать разные ответы. Кто-то скажет – для своих близких, семьи, Отечества. Но если каждый из нас посмотрит на мотивацию своих поступков, то большинству придется признать, что применительно к современному человеку все-таки правильнее и честнее сказать, что он пытается жить для себя и только для себя. Люди стремятся все в жизни выбрать. Они выбирают то место служения, работу или вид занятий, которые наиболее им подходят, являются самыми приятными и выгодными. А от проблем других людей, напрямую их не затрагивающих, люди стараются отстраняться. Словом, живут всецело или почти исключительно для себя. Конечно, есть исключения, мы видим их и среди нас, когда люди живут для ближних. А для кого живет верующий человек?

В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали слова апостола Павла из Послания к римлянам о том, что все мы живем для Господа, умираем для Господа. Но что это значит – жить для Господа? Ведь человек живет в этом мире, и, по слову апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Бога никто не видел никогда.

Бог невидим. И как же мы можем жить для Него? Ходить в храм, ставить свечки и только? Это может показаться анахронизмом в наши дни, и справедливым может показаться вывод современного человека, который, не видя Бога, руководствуясь своими представлениями, решает жить для себя, потому что он, слыша о Боге, не видит Его.

Однако никакого противоречия здесь нет! Мы помним евангельские слова Христа о том, что если вы сделали что-то хорошее и доброе, посетили болящего, накормили голодного, напоили жаждущего, посетили заключенного в узах, то вы сотворили милость самому Христу.

Значит, слова апостола Павла о том, что мы живем для Господа, приобретают новое и вполне конкретное звучание. Когда мы начинаем жить для других, угождаем другим, творим милостыню, показываем любовь, сострадание, милосердие, мы тем самым показываем милосердие и сострадание самому Господу и, получается, живем именно так, как говорит апостол Павел – для Господа! Но точно ли соответствуют современным христианам слова апостола? Можем ли мы утверждать, что все живем для Господа? К сожалению, нет.

Болезнь современного человека – индивидуализм, стремление к земным удовольствиям, земным страстям, прихотям и похотям. И эта болезнь затрагивает и христиан. Мы тоже ею заражаемся и начинаем жить для себя, забывая, что нужно жить для Господа. И напротив, живя для Господа, мы тем самым начинаем жить для своих ближних, имея целью их благо.

Это ключевые слова, имеющие важнейшее значение для определения цели всей нашей жизни. Мы очень часто живем по привычке, в силу традиции или обычаев наших ближних, окружения. По привычке ходим в храм и даже принимаем участие в Таинствах. Но живем ли мы для Господа? Это вопросы мы должны себе задавать постоянно, каждый день и каждый час. Чему служат наши поступки, ради кого мы делаем те или иные дела? Ради нашей бренной плоти, от которой ничего не станется через 30, 50, 100 или 200 лет? Или для Господа, и тогда наши дела останутся в вечности и будут тем благом, добром, которое способно избавить нас от недоброй участи…

Дай нам Бог почаще вспоминать эти слова, думать о том, как жили древние христиане и как живем мы, и стараться постоянно думать о том, для кого мы живем. И не только думать, но и действительно жить не для себя, подобно сынам века сего, но жить для Господа и в лице Его – для каждого нашего ближнего.

17 августа 2019 года

Люди с расстройствами психического здоровья живут на цепи

(Лондон) – Число людей с расстройствами психического здоровья, которых содержат на цепи, исчисляется сотнями тысяч по всему миру, говорится в опубликованном сегодня докладе Human Rights Watch. Почти в 60 странах Азии, Африки, Европы, Ближнего Востока, Северной и Южной Америки мужчин, женщин и детей (иногда даже 10-летних) приковывают цепями и запирают в тесных помещениях на недели, месяцы, а порой и годы.

В 56-страничном докладе «Жизнь на цепи: содержание людей с психосоциальной инвалидностью в цепях и оковах» речь идет о том, что из-за массовой стигматизации и отсутствия надлежащих служб психиатрической помощи людей с расстройствами психического здоровья против их воли зачастую держат на цепи дома или в переполненных специальных учреждениях, где царит антисанитария.

Жизнь многих из них ограничена крохотным пространством, где эти люди едят, спят и справляют нужду. В государственных и частных учреждениях, а также в центрах народной медицины и религиозных лечебных центрах их часто принуждают голодать, принимать медикаменты или травяные зелья, подвергают физическому и сексуальному насилию.

«Содержание людей с психическими расстройствами на цепи или в оковах – широко распространенная во многих общинах жестокая практика, которая ни для кого не является секретом, – говорит автор доклада Крити Шарма, старший исследователь по вопросам прав людей с инвалидностью в Human Rights Watch. – Людей годами могут держать прикованными к дереву, запертыми в клетке или овчарне, потому что их семьи сами не справляются, а государство не может обеспечить надлежащую психиатрическую помощь».

В то время как в ряде стран всё больше внимания уделяется вопросам психического здоровья, проблема приковывания людей с расстройствами психического здоровья остается практически вне поля зрения. Отсутствуют скоординированные усилия по ее решению на международном и местном уровне, нет никаких систематических данных. В связи с этим, в преддверии Всемирного дня психического здоровья, который отмечается 10 октября, Human Rights Watch в сотрудничестве с активистами в области охраны психического здоровья из разных стран, имеющими непосредственный практический опыт, а также с организациями по защите прав человека и по борьбе с пытками разворачивает глобальную кампанию #BreakTheChains (#Разорватьцепи), направленную на искоренение практики содержания на цепи или в оковах людей с расстройствами психического здоровья.

Human Rights Watch опросила более 350 человек с психосоциальной инвалидностью (в том числе детей), 430 человек, в семьях которых есть люди с расстройствами психического здоровья, а также работников соответствующих учреждений, специалистов в области психического здоровья, народных целителей, представителей органов власти и защитников прав людей с инвалидностью. Примерно в 60 из 110 стран, в которых проводились исследования, сотрудниками Human Rights Watch были выявлены факты содержания на цепи и в оковах людей с расстройствами психического здоровья, среди них – городские и сельские жители, люди разных возрастных и этнических групп, конфессий, социально-экономических слоев.

Примерно 792 миллиона человек в мире, или каждый десятый житель планеты, включая каждого пятого ребенка, страдают расстройствами психического здоровья. При этом на охрану психического здоровья государства тратят менее двух процентов бюджетов, выделяемых на здравоохранение. В государственных системах медицинского страхования более чем двух третей стран не предусмотрено возмещение людям расходов на услуги по охране психического здоровья. Но даже когда эти услуги бесплатны или субсидируются государством, серьезным препятствием в получении помощи являются расстояния и транспортные расходы.

В отсутствие надлежащей психиатрической помощи и в условиях плохой информированности населения многие семьи полагают, что у них нет другого выхода, кроме как держать своих родных на цепи. Зачастую они опасаются, что человек может сбежать или причинить вред себе или окружающим.

Цепи и оковы обычно используют в семьях, где считают, что расстройства психического здоровья – это результат одержимости человека злыми духами или наказание за грехи. Часто люди сначала идут к духовным или народным целителям и только в крайнем случае обращаются за профессиональной психиатрической помощью. Муру, 56-летнего мужчину с острова Бали (Индонезия), показывали 103 разным целителям, а когда это не помогло, заперли в комнате на несколько лет.

Во многих странах семьи отвозят родственников (в том числе даже 10-летних детей) в центры народной медицины или религиозные лечебные центры, где с целью усмирения или наказания их держат на цепи или в оковах. Прикованные люди живут в крайне унизительных условиях. Их регулярно принуждают принимать медикаменты, используют альтернативные «методы лечения», такие как зелья из «чудодейственных» трав, голодание, агрессивный массаж, специальные ванны, рецитация Корана человеку на ухо, пение псалмов.

Пребывание человека на цепи или в оковах влияет как на его психическое, так и на физическое здоровье. Посаженные на цепь люди страдают от посттравматического стрессового расстройства, недоедания, инфекций, повреждений нервов, мышечной атрофии и сердечно-сосудистых заболеваний. Цепь ограничивает возможность человека стоять или двигаться. Некоторых людей приковывают друг к другу, и они вынуждены вместе ходить в туалет, вместе спать.

Один кениец, которого держат на цепи, сказал: «Это не то, каким должен быть человек. Человек должен быть свободным».

«Во многих из этих учреждений уровень личной гигиены ужасен: людям не разрешают мыться, менять одежду, их жизненное пространство ограничено радиусом два метра, – говорит Крити Шарма. – Их лишили достоинства».

Без надлежащих средств гигиены и санитарии, без мыла и хотя бы элементарной медицинской помощи прикованные цепями люди подвергаются большему риску заражения Covid-19. А в странах, где из-за пандемии коронавируса услуги по охране  психического здоровья оказались недоступны, люди с расстройствами психического здоровья подвергаются большему риску оказаться на цепи.

Правительствам стран необходимо принять срочные меры для запрещения практики применения цепей и оков и для преодоления стигматизации, а также развернуть качественные, доступные и недорогие общественные службы охраны психического здоровья. Human Rights Watch также считает, что власти должны безотлагательно организовать проверки и наладить регулярный мониторинг государственных и частных учреждений и принять соответствующие меры в отношении тех из них, которые будут уличены в злоупотреблениях.

«Ужасно, что сотни тысяч людей в мире живут в цепях, в изоляции, подвергаются жестокому обращению и одиноки, – говорит Крити Шарма. – Власти должны перестать замалчивать и игнорировать эту проблему и незамедлительно предпринять реальные действия по ее решению».

Личные истории

«Я в цепях уже пять лет. Цепь такая тяжелая. Что-то здесь не так; мне от этого грустно. Я живу в маленькой комнате, там еще семеро мужчин. Мне не разрешают носить одежду, только нижнее белье. Я ем кашу утром, и, если повезет, вечером мне еще перепадет немного хлеба, но не каждый вечер».
—Пол, мужчина с расстройством психического здоровья, Кисуму (Кения), февраль 2020 г.

«Необходимо прекратить заковывать людей с расстройствами психического здоровья в цепи. Это должно прекратиться».
—Тина Менса, заместитель министра здравоохранения Ганы, Аккра (Гана), 8 ноября 2019 г.

«Мне грустно, меня тут закрыли. Я хочу посмотреть, что там на улице, хочу ходить на работу, сажать рис. Пожалуйста, откройте дверь. Пожалуйста, откройте дверь. Не вешайте замок».
—Маде, мужчина с психосоциальной инвалидностью, два года назад запертый в зарешеченном помещении, специально построенном на земле его отца, Бали (Индонезия), ноябрь 2019 г.

«Я боялся, что ночью на меня кто-то нападет, а я не смогу защититься, потому что на мне цепь».
—Фелипе, мужчина с расстройством психического здоровья, содержится в психиатрической больнице обнаженным и на цепи с навесным замком, Пуэбла (Мексика), 2018 г.

«Я хожу в туалет в нейлоновые мешки, а вечером их убирают. Последний раз я мылась несколько дней назад. Меня здесь кормят раз в день. Я не могу свободно гулять. Ночью сплю в доме. Меня держат отдельно от мужчин. Ненавижу цепи».
—Мудинат, женщина с психосоциальной инвалидностью, содержится в церкви скованная цепью, Абеокута (Нигерия), сентябрь 2019 г.

«Всё мое детство тетю держали под замком в деревянном сарае, и мне не разрешали с ней общаться. Мои родственники считали, что ее психическое расстройство – это клеймо на всей семье. Я очень хотела помочь тете, но не смогла. И это было ужасно».
—Ин (имя изменено), молодая женщина, выросшая в провинции Гондун (Китай), ноябрь 2019 г.

«Соседи говорят, что я сумасшедшая [малука или н’лханьи]. Меня отвезли в один центр народной медицины, где мне порезали запястья, чтобы ввести лекарства, и еще в другой, где знахарь заставил меня принять ванну с куриной кровью».
—Фиера, 42 года, женщина с психосоциальной инвалидностью, Мапуту (Мозамбик), ноябрь 2019 г.

«Ужасно, что двух моих двоюродных братьев, у которых расстройства психического здоровья, уже много лет держат взаперти в одной комнате. Моя тетя изо всех сил пытается им помочь, но ей приходится бороться со стигмой и отсутствием нормальных служб охраны психического здоровья в Омане. Пришло время властям принять меры, чтобы семьи не оставались один на один с этой проблемой».
—Рида, родственница людей с расстройствами психического здоровья, содержащихся в цепях, Оман, сентябрь 2020 г.

«Меня приковали цепями, били и давали дьявольский ладан. Считается, что ты одержим, и чтобы изгнать дьявола тебе вливают жидкость в нос».
—Бенджамин, 40 лет, защитник прав людей с расстройствами психического здоровья, содержался в цепях в церкви, Монтсеррадо (Либерия), февраль 2020 г.

«Семьи связывают их [людей с расстройствами психического здоровья]. Мы видим это по следам на их телах. У них шрамы».
—Сотрудник отдела прокуратуры по защите людей с инвалидностью, Мексика.

Почему россиянам нравится жить на Севере? Отвечает антрополог : Люди: 69-я параллель: Lenta.ru

Закрытые поселки и кочевья в снегах, города с сотнями тысяч людей и вахты, на которых всю зиму обитает всего несколько человек, — Русский Север живет очень по-разному. Антропологи из Центра социальных исследований Севера в Европейском университете изучают жизнь северян во множестве аспектов. «Лента.ру» поговорила с антропологом Анастасией Карасевой о том, чем именно занимаются антропологи, как люди уезжают с Севера и почему возвращаются несмотря ни на что.

«Лента.ру»: Что современный антрополог может найти на Севере?

Анастасия Карасева: Мы занимаемся длительными социальными исследованиями: собираем интервью, наблюдаем за тем, что происходит в разных местах Севера — от Мурманской области до Камчатки. В городах, в поселках, на стойбищах — в самых разных контекстах.

Разве не этим же занимаются этнографы?

Анастасия Карасева

Мы стараемся видеть целостную картину и как можно больше смотреть на взаимодействие между людьми. Приведу собственный пример: с 2015 года я работаю в Магаданской области, езжу туда регулярно на срок от трех недель до двух месяцев. Бываю в разных населенных пунктах: в основном в Магадане, но и в окрестных поселках тоже бывала. И обязательная часть контекста — улавливать, в чем состоят отношения между жителями поселков на Колыме и жителями Магадана, их нельзя просто взять, вырезать и рассматривать отдельно.

Даже одно и то же понятие «трасса» (Колымская трасса — главная автодорога Магаданской области) в Магадане и в поселках центральной части Колымы может означать разное. Для магаданцев «трасса» означает, с одной стороны, место, где царит настоящий холод, а с другой — это немного пренебрежительное обозначение самих жителей поселков; для последних же это своего рода «дорога жизни», по которой из областного центра приходит абсолютно все и от состояния которой напрямую зависит их благополучие.

Что на практике значит «видеть целостную картину»?

В основном это достигается за счет времени погружения — многие из нас ездят «в поле» на протяжении довольно долгого времени и видят, как постепенно меняется жизнь людей, с которыми они взаимодействуют. Помимо этого, важно сочетание методов: это и интервью (граница между интервью и беседой не всегда бывает четкой), и наблюдение, и анализ местной прессы и каналов в социальных сетях.

Мы не только говорим с людьми, мы еще наблюдаем за тем, каким образом мы разговариваем, какие повседневные вещи замечаем во время нашего исследования, и фиксируем это для себя. Из каких-то мелких деталей повседневности в общей рефлексии наших собеседников складывается более полный образ.

Колымский пейзаж

Фото: В. Павлов / РИА Новости

Что же в таком случае представляет собой североведение? Просто антропология в определенных географических рамках?

В первую очередь, конечно.

Крайний Север еще с советских времен — такая особая территория, где есть повышенные зарплаты, более длинные отпуска, оплата проезда в любую точку страны. Это позволяет многим северянам быть очень мобильными.

Кроме того, важен характер расселения: в отличие от остальной России, там живут «очагами» — от одного населенного пункта до другого особенно большие расстояния. Это влияет и на экономику (на Севере более высокие цены на все), и на самоощущение людей — создает ощущение удаленности тех мест, где они живут, и в некоторых случаях — запертости в них.

Дело ведь не просто в границах — сформировался некий особый образ жизни людей, специфика самой фактуры, с которой вы работаете. В чем особенность жизни на Русском Севере?

Принцип действительно не чисто географический. Отчасти он политико-географический — потому что если у нас есть государственная политика, которая направлена на то, чтобы людей поддерживать финансово или как-то иначе в стремлении там жить или, наоборот, уезжать, то дело уже не только в географии.

Я упомянула принцип очагового расселения. И людям приходится планировать свою жизнь сильно заранее. Если в том месте, где вы живете, в доступе не все необходимые товары, скажем, для ремонта, вам приходится заказывать их доставку. И идти они будут долго, даже если вы живете рядом с дорогой и вам не нужен для этого вертолет. Если до поселка можно добраться только по воздуху и воде, значит, нужно прикидывать свои потребности на год вперед и переносить все на время, когда грузы можно доставить по воде.

Сухогруз в Беринговом море

Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Очаговость сказывается и на медицине: если что-то случается, то в доступе, как правило, мало хороших специалистов по многим направлениям. Так что для срочной помощи приходится вызывать санавиацию — а она очень зависит от погоды, и выходит, что риск для здоровья значительно выше.

Сложно и с оформлением документов — если кто-то родился или умер, если нужно зарегистрировать брак или развод, то ближайший загс будет явно не в шаговой доступности, и об этом надо думать.

В федеральной прессе несколько лет назад обсуждалась проблема, когда люди из поселков на Таймыре не могли похоронить своих родственников, потому что не удавалось получить свидетельство о смерти без вскрытия, а для вскрытия надо было вертолетом вывозить тело в город и возвращать обратно — это очень дорого. Соответственно, хоронили без необходимых бумаг, а мертвые продолжали числиться живыми.

В крупных городах Севера тоже есть своя специфика. Ситуация с медициной, доступом к госуслугам и разным потребительским вещам там лучше, тем не менее люди из северных городов, будучи очень мобильными, постоянно сравнивают условия своей жизни с другими регионами. Они пользуются своей возможностью свободно перемещаться по России и на основании этого опыта оценивают места, где сами живут.

И это приводит к миграции?

Сложно сказать, что именно приводит к миграции. Если смотреть исторически, существенно население там выросло в 1960-1980-е годы, когда государство активно поддерживало миграцию на Север. Льготные условия по отпускам, зарплатам и пенсиям привлекали людей на заработки: они хотели накопить денег, купить квартиру в более теплом регионе и таким образом улучшить свою жизнь.

Установка на именно такой сценарий как правильный очень устойчива, даже при том, что многие люди фактически так не живут. Многие не рассматривают отъезд, но молчат об этом: когда все говорят, что желание уехать — это правильно и нормально, неловко говорить, что хочешь остаться. Это позиция, требующая обоснования, и объяснять ее готовы не все.

В 90-е, когда изменилась экономическая система и финансовая поддержка сократилась, те, кто могли уехать, не откладывали отъезд на потом. С севера Дальнего Востока, к примеру, уехало больше 60 процентов людей.

Сейчас дискуссии сфокусированы на том, что люди уезжают. Но есть и те, кто возвращается. И они неожиданным образом могут вернуться не через год или два после отъезда, а, например, через 20 лет. Я знаю такие истории. Но поскольку общественные дискуссии сфокусированы на отъездах, а не на возвращениях, они оказываются скрыты. Статистика не позволяет их увидеть. Она регистрирует факты въезда и выезда, и по ней невозможно понять, что те, кто вернулся, скажем, через пять лет, — не новые приезжие, а как-то связанные с территорией.

Материалы по теме

00:01 — 3 октября 2020

09:44 — 1 августа 2020

Как показывают наши материалы, на длительном историческом отрезке между теми, кто уехал, и теми, кто приехал и остался, куда больше связей, чем кажется. Люди, которые приезжают на Север зарабатывать, могут быть родственниками, знакомыми, коллегами местных жителей, а те, кто уезжает, могут уезжать не до конца — то есть жить на несколько регионов. В таких случаях часть года живут в каком-то теплом регионе, а на вахту ездят в северную часть страны. Мне известен такой случай — человек живет в Калининграде, а работать приезжает на Чукотку.

И так ездит весь год?

Да, в течение всего года перемещается. Вахта длится пять недель, потом — отдых. Такой образ жизни существует, а вот улавливает ли его статистика — сказать сложно. В статистике такой человек может быть по-разному отмечен.

В целом разговоров об отъезде в регионах, где мы работаем, действительно много. Но страх по поводу того, что из региона уезжает молодежь, не только северный: например, такие же опасения мы с коллегой наблюдали в селах Татарстана. Об этом говорят — но картина реальной миграции сложнее.

Сейчас вы занимаетесь темой чрезвычайных ситуаций в Магаданской области. Как вы пришли к этому направлению работы?

Да, об этом моя пока еще недописанная диссертация. Я очень хотела исследовать что-то именно в Магаданской области и напала на эту тему, когда стала смотреть, что вообще можно выбрать, кроме ГУЛАГа, потому что это, конечно, первое, что приходит на ум.

А почему не память о ГУЛАГе?

Потому что исследовать это очень сложно. Тема очень насыщенная в плане общего к ней интереса, многое уже описано. Кроме того, я пыталась представить, как я буду разговаривать об этом с людьми, и понимала, что это будет слишком сложно. Ведь когда есть такой интерес к конкретной стороне жизни, людям не слишком приятно про это говорить, они не раскрываются.

Понятно, что, скажем, в центральных районах Колымы эта тема сама приходит к вам, даже если вы ее не исследуете. Но я не хотела брать ее именно в качестве центрального, фокусного сюжета моих разговоров с людьми.

Я стала смотреть какие-то другие вещи, думала, что же мне взять… Тогда, в 2015 году, в Магаданской области был еще довольно плохой интернет — только спутниковый, и поэтому в основном — у государственных органов. На их сайтах было много информации о чрезвычайных ситуациях, предупреждений об отключениях электричества и так далее.

И я думала: удивительно, как люди вообще живут таким образом? Как жить в условиях постоянной тревоги, что что-то пойдет не так? Когда я начала про это более подробно читать, то узнала из местной прессы и других источников о действительно регулярном столкновении с этими сложными условиями — с перебоями в отоплении, в электричестве. Из собственного детского опыта помню телепередачи про замороженные квартиры с наростами льда.

Так я пришла к теме катастроф на Севере. Это очень широкая тема, которой точно могло бы заниматься целое исследовательское подразделение. В мою оптику, скажем, попадает Колыма и ее окрестности, а Норильск с его происшествиями не попадает — я там не работала, с людьми не разговаривала.

До появления интереса к катастрофам я работала в Мурманской области — писала свою магистерскую диссертацию на совсем другую тему. Работа была посвящена стратегиям культурной репрезентации двух живущих бок о бок народов, один из которых считается коренным малочисленным народом Севера, а другой — не считается.

Поясню, что понимается под культурной репрезентацией: это то, как люди, относящиеся к определенной этнической группе, показывают свою к ней причастность, демонстрируют свою культурную особенность.

О каких народах шла речь?

О саами и коми-ижемцах. Они вместе живут в селе Ловозеро — изначально саамском селе, где в XIX веке появились и коми-ижемцы. У последних интересный статус: у коми была в советские годы своя республика, но при этом они считались народностью Севера и имели право на ряд льгот наряду с саами. В 90-х все это поменялось, коми не вошли в число коренных малочисленных народов Севера и включились в активную борьбу за этот статус.

Чукотский пейзаж. Магаданская область, Чукотский автономный округ

Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

При этом российские саами — часть международного сообщества саами: представители этой группы живут на севере Швеции, Норвегии и Финляндии. Они используют современные способы демонстрации своих культурных отличий — например, показ этнической моды или рэп на саамском языке. Коми-ижемцы тоже стремятся показывать свои культурные особенности, но ориентируются скорее на советские образцы того, как и где должна быть представлена этническая культура: например, музей со старинными предметами и выступления фольклорных ансамблей. По крайней мере так было в 2010 году, когда я писала эту работу.

Возвращаясь к вашей нынешней работе: какие различия можно провести между условиями чрезвычайных ситуаций на Севере и в остальной России? Мы затронули потребность в авиации, нехватку кадров, перебои в снабжении… Что еще можно отметить?

Видите ли, чтобы ответить на такой вопрос, потребовались бы исследования по другим регионам России. Я потому и говорю, что этим мог бы заниматься целый отдел, — та литература, которая на эту тему существует, написана экспертами МЧС, и это, конечно, не то же самое, что взгляд социальных антропологов.

Для начала надо понять, каким образом эти катастрофы случаются, переживаются, осмысляются в других местах, и тогда получится сказать что-то о специфике Севера.

Последствия прорыва дамбы в поселке Карамкен Магаданской области

Фото: Ольга Москвина / РИА Новости

Можно предположить какие-то вещи: например, что из-за очагового расселения снижена скорость доступа к чему угодно, куда больше зависимость от погоды и времени года. Есть поселки, которые просто не охвачены региональными пожарно-спасательными органами, и там людям приходится кооперироваться, чтобы решать такие задачи.

Некоторые типы происшествий, случающиеся везде, имеют свою специфику: например, автомобильные аварии на трассе «Колыма» могут грозить людям гибелью не только из-за непосредственного столкновения с другим автомобилем, но и из-за того, что поток машин редкий, ближайший поселок может находиться более чем в ста километрах, мобильная связь за пределами поселков не работает, — соответственно, нет возможности обратиться за помощью, и зимой люди могут погибнуть, даже если они не пострадали в аварии, а просто сломалась машина.

Такие условия делают любую поломку на трассе потенциальной чрезвычайной ситуацией, в отличие от регионов с другим паттерном расселения, и требуют специфической инфраструктуры спасения: несколько лет назад на трассе стали устанавливать так называемые «пикеты спасения» — теплые контейнеры с запасом еды, воды, медикаментов и технической возможностью связаться со спасателями. Но чтобы что-то всерьез утверждать про специфику не только Колымы, но и всего Севера, конечно, нужен корпус социальных исследований на эту тему.

Зачем живут люди: астеничный китайский «Длинный день»

«Длинный день» — упражнение в аскетизме, сделанное в соответствии с триадой Брессона: «Строй свой фильм на белом, молчании и неподвижности». Все избыточное удаляется из кадра, начиная с цвета и движения — фильм снят исключительно статичными планами, да и внутри их действие не всегда динамично (в какой-то момент одна из героинь шесть минут читает книгу под музыку в наушниках). Драматургия упрощена до элементарных действий, что особенно наглядно в линии курьера доставки — в основном он просто перемещается между пунктами A, B и C. Его профессия, эмблематичная для мира цифрового капитализма, представляет собой набор автоматических действий, биологическое расширение приложения в телефоне. Такими же автоматами в конечном счете являются все без исключения персонажи «Длинного дня». Они движутся через мир, как будто повинуясь алгоритму, да и сам этот пластмассовый мир не оставляет им других возможностей.

Неназванный город в «Длинном дне» лишен индивидуальных черт. Это нагромождение домов и дорог, меблированных квартир с белыми стенами, лифтов и стеклянных дверей: постмодернистский извод человеческого общежития. В этом пространстве людей — элементарных частиц — отсылки к жалостливому гуманизму «Похитителей велосипедов» выглядят печальной иронией. Несмотря на внимание к трудовой жизни пролетариата и проявления объективного реализма, интонация и метод Ло Юймо похожи не на Де Сику и других неореалистов. Гораздо большее объединяет его с уже упомянутым Брессоном, а также Жан-Мари Штраубом и Даниэль Юйе, которые тоже работали с актерами как с «моделями» и камеру лишний раз не двигали.

В драматургическом же смысле Ло Юймо описывает свой метод как череду вычитаний. За основу сюжета он взял случай из газеты — заметку о наркозависимой женщине, которая попала в полицию и оставила дочку без присмотра; сочинил драматические события, после чего последовательно исключил из сценария события и драматизм. В результате этой процедуры герои «Длинного дня» оказались лишены воли — события фильма происходят как бы сами собой. И гуманизм Ло Юймо приобретает пессимистический оттенок, обнаруживает в себе черты фатализма и едва ли не нигилизма. «Брат Гань, зачем живут люди?» — неожиданно спрашивает на попойке бойфренд Ли Цань. «Низачем, ждут смерти», — отвечает его коллега, и лапидарная по-балабановски фраза подводит итог этого немногословного и невеселого фильма.

Главные вопросы жизни. Почему люди бывают так жестоки друг к другу?

  • Саймон Маккарти-Джонс
  • доцент клинической психологии и нейропсихологии

Автор фото, Getty Images

Причинение боли тому, кто не способен ответить тем же, может выглядеть недопустимой жестокостью, но такое случается значительно чаще, чем можно предположить.

Отчего некоторые люди жестоко поступают в отношении тех, кто не представляет для них никакой опасности — порой даже в отношении собственных детей? Откуда берется такое поведение и какой цели служит? — Рут, 45 лет, Лондон.

Ей отвечает Саймон Маккарти-Джонс, доцент клинической психологии и нейропсихологии в дублинском Тринити-колледже (Ирландия).

«Какую химеру представляет собою человек, какой центр противоречий, какое чудовище! Судья всех вещей — и в то же время земной червь; свидетель истины — и в то же время клоака неведения и заблуждений; гордость вселенной — и в то же время ее последний отброс», — написал в 1658 году выдающийся французский философ и математик Блез Паскаль.

Со времен Паскаля мало что изменилось. Мы любим, мы ненавидим, мы помогаем, мы вредим. Мы протягиваем руку и мы втыкаем в спину нож. Мы понимаем, когда кто-то в ответ огрызается, пытаясь защитить себя. Но когда кто-то обижает совершенно безобидного, мы задаем вопрос: «Как он мог?!»

Люди обычно делают то, что приносит им удовольствие или помогает избежать страдания. Причинение боли другому человеку заставляет большинство из нас ощущать его боль. И нам не нравится это ощущение.

Из этого можно сделать предположение, что есть две причины, по которым люди заставляют страдать беззащитных: они либо не чувствуют боль других, либо чувствуют, но это приносит им наслаждение.

Есть и еще одна причина: даже в самом безвредном человеке другой может видеть скрытую угрозу для себя. Тот, кто не представляет опасности для вашего тела или кошелька, может угрожать вашему социальному статусу. Это помогает объяснить кажущиеся необъяснимыми действия тех, кто причиняет вред помогающим им — например, финансово.

В нынешнем либеральном обществе принято считать, что заставляя страдать других, мы причиняем им вред. Однако некоторые философы отвергают эту идею. (Например, Фридрих Ницше в книге «Злая мудрость» писал: «Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чувствительного — более высокая потенция сострадания».)

Но можем ли мы в XXI веке понять и принять жестокость «ради сострадания»?

Садисты и психопаты

Тот, кто получает удовольствие от унижения другого и причинения боли другому, — садист. Садисты ощущают боль другого человека больше других и наслаждаются этим — по крайней мере, до тех пор, пока эта боль длится. После чего могут чувствовать себя скверно.

В общественном сознании садизм ассоциируется с убийцами и палачами, теми, кто пытает. Однако есть куда менее экстремальный, но гораздо более распространенный вид садизма — бытовой садизм.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Большинство из нас откажется от сознательного причинения боли другому человеку — прежде всего потому, что раня других, мы частично разделяем их боль

Бытовые садисты испытывают удовольствие от причинения страдания другим или от наблюдения за тем, как те страдают. Обычно им нравятся жестокие фильмы, они в восторге от драк, им интересны пытки. Таких людей мало — но не настолько, чтобы их не замечать. Около 6% опрошенных студентов признались, что получают удовольствие от причинения боли другим.

Бытовой садизм может принимать формы интернет-троллинга или травли одноклассника. Бытовых садистов тянет играть в компьютерные игры, полные насилия. А в ролевых компьютерных онлайн-играх такие люди обычно бывают «гриферами» — вредителями, пакостниками, которые портят другим игровой процесс без всякой пользы для себя.

В отличие от садистов психопаты причиняют страдания другим не потому, что получают от этого удовольствие (хотя могут и получать), а потому, что чего-то хотят. Если причинение боли другому поможет достигнуть цели, то, значит, так тому и быть.

Психопаты так поступают, потому что с меньшей вероятностью чувствуют жалость, угрызения совести или страх. Они могут понимать, что при этом чувствуют другие, но это их не трогает.

И это очень опасный набор качеств. В течение тысячелетий человечество приручало себя. В результате многим из нас трудно причинить боль другому человеку. Тех, кто пытает или убивает, воспоминания об этом преследуют всю жизнь. И тем не менее психопатия — это мощный прогностический параметр для будущих случаев неспровоцированного насилия.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Некоторые ученые считают, что обладание чертами садиста помогает людям добиться влияния, прорваться к власти

Нам следует понимать, когда мы сталкиваемся с психопатом. Вывод об этом можно сделать, наблюдая за выражением лица человека или коротко пообщавшись с ним.

К несчастью, психопаты знают это и очень стараются замаскироваться, произвести на вас первое хорошее впечатление.

Благо, у большинства людей нет психопатических черт характера. Только 0.5% можно признать психопатами. При этом среди заключенных таковых около 8% среди мужчин и 2% среди женщин.

Но не все психопаты опасны. Антисоциальные психопаты могут стремиться к острым ощущениям от наркотиков или опасных видов деятельности. Просоциальные психопаты могут действовать в интересах общества, получая удовольствие от погони за новыми идеями.

Как изобретения, инновации изменяют наше общество, так и просоциальные психопаты могут изменять мир для всех нас. Как в лучшую, так и в худшую сторону.

Откуда берутся такие черты характера?

На самом деле никто не знает, почему некоторые люди — садисты. Некоторые полагают, что садизм выработался как реакция на необходимость убивать животных во время охоты. Другие считают, что он помогает людям добиться влияния, прорваться к власти. Нейрология полагает, что садизм мог быть тактикой выживания в тяжелые времена.

Когда определенной пищи не хватает, уровень нейромедиатора серотонина, «гормона счастья», в нашем организме падает. Это делает нас более склонными желать нанести вред другим, потому что это начинает приносить больше удовольствия.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Существуют более «мягкие» формы садизма, доставляющие людям дешевое удовольствие от наблюдения за кем-то в уязвимом положении

Психопатия тоже может быть приспособленчеством. В ряде исследований более высокий уровень психопатии связывается с большей фертильностью (хотя обнаруживалось и противоположное). Причина этого может быть в том, что психопаты обладают репродуктивным преимуществом именно в агрессивной среде.

И действительно, психопатия расцветает пышным цветом в нестабильном мире жесткой конкуренции. Способности психопатов делают их умелыми манипуляторами. Импульсивность и отсутствие страха помогают им рисковать и достигать краткосрочных целей.

То, что психопатия жива и процветает в современном мире, можно объяснить и ее связью с творчеством.

Эрик Вайнштейн, математик и экономист, применяющий теоретические достижения математической физики к традиционной экономике, утверждает, что вообще люди с тяжелым характером — двигатель прогресса.

Впрочем, когда окружающая обстановка благоприятствует творческому мышлению, преимущества психопатов уже не столь очевидны.

Садизм и психопатия обычно тесно связаны с другими чертами характера — нарциссизмом и макиавеллизмом. Эти аспекты человеческой личности имеют общий знаменатель — так называемый D-фактор, фактор «темной триады».

Наследственный компонент в этих чертах может быть как умеренным, так и сильным. Некоторые люди могут такими родиться. Или родители, у которых высок уровень D-фактора, могут передать своим детям эти черты характера, грубо ведя себя в семье.

Понятно, что наблюдение за тем, как другие ведут себя, может научить нас вести себя так же. Так что у каждого из нас своя роль в борьбе против жестокости.

Страх и обесчеловечивание

Часто говорят, что быть жестокими позволяет обесчеловечивание других людей, лишение их человеческих качеств. Потенциальные жертвы называются собаками, тараканами, вшами, чтобы потом было легче ущемлять их, причинять им боль.

В этом есть определенный смысл. Исследования показывают, что когда кто-то нарушает общественные нормы, наш мозг изображает его лицо как менее человеческое. Из-за этого нам легче наказывать тех, кто нарушает нормы поведения.

Конечно, приятно думать, что если мы видим кого-то как человека, то мы не причиним ему зла. Но это опасное заблуждение.

Психолог Пол Блум считает, что самые жестокие наши поступки имеют основанием не обесчеловечивание других. Люди могут причинять боль другим именно потому, что видят в них человеческие существа, которые не хотят терпеть боль и унижение.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Во время Холокоста нацисты убили в концентрационных лагерях миллионы

Например, нацисты обесчеловечивали евреев, называя их паразитами и причисляя к низшей, неполноценной расе. Однако евреев унижали, пытали и убивали именно потому, что видели в них живых людей, которых можно заставить страдать.

Умаление благодетеля

Иногда люди причиняют зло даже тем, кто им помогает, в том числе финансово, хотя на первый взгляд такие действия не имеют никакого смысла. Зачем вредить тому, кто делает тебе добро?

Этот феномен известен как «умаление благодетеля» и встречается он повсюду в мире.

«Умаление благодетеля» существует потому, что мы склонны противостоять доминированию, в каком бы виде оно ни проявлялось — в виде помощи «с барского плеча» или в виде категоричной всезнайки на трибуне ООН.

Лучшее — враг хорошего, гласит крылатое выражение, приписываемое Вольтеру. Кроме того, у умаления благодетеля есть одна скрытая позитивная сторона. После того, как мы свергаем благодетеля с его пьедестала, мы с большей вероятностью прислушиваемся к тому, что он говорил.

Например, в одном из исследований было обнаружено, что когда людям позволяют говорить, что им не нравятся вегетарианцы, впоследствии они, как ни странно, начинают меньше поддерживать мясоедение.

Расстрел, распятие или просто жестокая критика благовестника могут в итоге помочь его словам найти новых слушателей и сторонников.

Жестокость ради добра

В фильме «Одержимость» (Whiplash, «Из-под палки» — Ред.) руководитель джазового коллектива жестоко обращается со своим учеником-барабанщиком, чтобы подвигнуть того на достижение высокого уровня мастерства игры на ударных. Через психологический стресс он пытается раскрыть талант, дать шанс достичь настоящего величия.

Такая тактика может вызвать у нас отвращение. Однако немецкий философ Фридрих Ницше считал, что мы испытываем к такой жестокости незаслуженно большое отвращение.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

История человечества омрачена насилием и жестокостью в отношении тех, кто несет благую весть

С точки зрения Ницше, учитель жесток с учеником ради его же, ученика, блага. Люди могут быть жестоки и по отношению к себе самим, чтобы стать такими, какими им хочется стать.

Ницше считал, что переживание жестокости может помочь выработать мужество, силу духа, стойкость и способность к творчеству.

Готовы ли мы к тому, чтобы вырабатывать хорошие качества у себя и у других с помощью страдания?

Вероятно, нет. Нам уже известны потенциально ужасные последствия переживания опыта жестокости со стороны других, в том числе — для физического и душевного здоровья, и мы все больше признаем преимущества отношения к себе самому с сочувствием.

И сама идея того, что мы обязаны страдать, чтобы развиваться, вызывает все больше вопросов. Позитивные события в жизни — влюбленность, рождение детей, достижение заветной цели — вполне могут вести к развитию личности.

Обучение через жестокость провоцирует злоупотребление властью и эгоистичный садизм.

Альтернативу предлагает буддизм — в виде гневного проявления сострадания. Настоящее сострадание, считают буддисты, может принимать конфронтационные формы, которые выглядят как гнев, но на самом деле им не являются (например, сострадание гневных божеств). И тогда мы вступаем в конфронтацию с другими, действуя во имя любви, защищая их от их же жадности, ненависти и страха.

Жизнь бывает жестокой, правда бывает жестокой. Но мы можем сделать выбор: не быть жестокими самим.

7 самых странных мест, где живут люди :: Город :: РБК Недвижимость

Люди не всегда строят дома там, где им будет комфортно и безопасно. Глядя на эти семь мест, лишний раз убеждаешься: человек может приспособиться к любым условиям обитания

Фото: Valentin Heimer/Global Look Press

Далеко не все люди живут в городах и деревнях, которые вписываются в общепринятые представления. Например, кто-то предпочитает строить дома на труднодоступных вершинах скал или на краю крутых обрывов. Другим по душе землянки, пещеры и причудливые сооружения, навеянные мультфильмами и построенные в самых, казалось бы, непригодных для жизни местах. Вот несколько странных локаций, которые стали для кого-то домом. Спойлер: теперь это еще и излюбленные туристические объекты.

Сюанькун-сы, Китай

Сюанькун-сы — одно из самых удивительных и пугающих мест Поднебесной. Во-первых, только в этом храме объединены сразу три китайские религии: буддизм, даосизм и конфуцианство. Во-вторых, Сюанькун-сы находится на высоте 75 м и держится лишь за счет тонких дубовых свай, вбитых в скалу. Его пагоды буквально нависают над пропастью, а скала служит их задней стеной. Монахи, возводившие храм в 491 году, неспроста выбрали это место. Оно защищает Сюанькун-сы от наводнений, прямых солнечных лучей, дождей и снега. Чтобы не создавать большого давления на конструкцию, посетителей пускают сюда в ограниченном количестве. Тем более что внутри комплекса хранится более 80 тяжелых статуй из бронзы, железа, камня и глины. Несмотря на все меры предосторожности, в храме небезопасно. Недавно после продолжительных ливней на крышу обрушился осколок скалы.

Фото: Wikimedia.org

Эль-Хаджара, Йемен

В нескольких километрах от столицы Йемена, в суровых песчано-каменистых окрестностях гор Хараз, построен живописный город-крепость Аль-Хаджарах. Со стороны кажется, будто древний архитектурный комплекс — естественное продолжение скалы. На самом деле это рукотворная работа, хотя эксперты до сих пор спорят о дате его создания и первых поселенцах. Город стоит на высоком обрыве, а его здания опасно балансируют на краю крутых скал. Дома чем-то похожи на современные небоскребы. Они выполнены из массивных каменных блоков, имеют по пять — восемь этажей и соединены петляющими узкими улочками. Все это веками защищало местных жителей от незваных гостей. Аль-Хаджарах когда-то был крупным торговым городом и известным поставщиком перца. Теперь здесь находится музей и бывшая резиденция имама Яхьи Мухаммеда. А еще это настоящий магнит для путешественников.

Фото: Wikimedia.org

Каппадокия, Турция

Этот полупустынный регион с сюрреалистическими ландшафтами и горами всевозможных форм и оттенков сегодня выглядит безжизненным. Но так было не всегда — Каппадокию населяли тысячи жителей. Они разводили лошадей, занимались собирательством и охотой, превращали долины в пещерные монастыри и подземные города со сложной разветвленной системой комнат, вентиляционными шахтами и колодцами. Один из самых известных — Деринкую. Город состоит из нескольких ярусов, рассчитан на 20 тыс. человек и уходит вглубь на 60 м. Интересно, что построить жилище здесь можно обычной ложкой — благодаря мягкому вулканическому туфу, из которого состоят скалы. Для туристов в Каппадокии работают атмосферные пещерные отели, кафе и лавки, в которых можно купить красивые глиняные чашки и турки для кофе. А еще здесь проходит большой фестиваль воздушных шаров.

Фото: Wikimedia.org

Монастыри Метеоры, Греция

Метеоры — скалы из песчаника и обломочных горных пород в северной части Греции. Внешне они напоминают огромные каменные башни. На вершине расположен крупный монастырский комплекс — второй по величине в стране. Считается, что монахи-отшельники начали заселять Метеоры в конце X века. Они ночевали в пещерах и скальных углублениях, где могли чувствовать себя в безопасности. Когда желающих поселиться здесь стало слишком много, появились монастыри. Из 22 сегодня работают только шесть — четыре мужских и два женских. Подняться наверх теперь не составляет труда, а когда-то местные монахи были вынуждены добираться до келий единственным путем — по веревочным лестницам. У одних в пути начиналось сильное головокружение, другие гибли из-за обрыва конструкций. Поэтому со временем веревки заменили большими сетями, предназначенными для подъема продуктов.

Фото: Wikimedia. org

Сетениль-де-лас-Бодегас, Испания

Еще одно необычное место для жизни — маленький андалузский городок Сетениль-де-лас-Бодегас. Над его улицами грозно нависают многотонные своды скалы, которые, кажется, вот-вот обрушатся. Но этого не происходит уже больше восьми веков. Чтобы поселиться здесь, люди выдалбливали пещеры в базальтовой породе, а в образовавшихся нишах строили жилища и винные погреба. Зимой скала защищает город от пронизывающих ветров, а летом — от палящего солнца. Поэтому температура на его улицах всегда комфортная. Сейчас Сетениль-де-лас-Бодегас населяют чуть меньше 3 тыс. человек, которые зарабатывают в основном за счет туризма. Они угощают отдыхающих национальными блюдами и вином собственного производства, изготавливают сувениры. А еще делают колбасы чоризо и чердо, иберийский хамон и другую мясную продукцию, известную далеко за пределами города.

Фото: Wikimedia.org

Каса-ду-Пенеду, Португалия

Гуляя в португальских горах Фафе, можно наткнуться на оригинальный дом из камней. Правда, издалека он совсем не похож на человеческое жилище. Каса-до-Пенедо — частный особняк, который долгое время использовался как дача. Он построен из четырех гигантских валунов, служащих его потолком, стенами и фундаментом. В 1972 году у португальского инженера Виктора Родригеса, вдохновленного мультфильмом «Флинтстоуны», появилась идея интегрировать будущее жилище в окружающий ландшафт. Уже через два года проект был воплощен в Каса-до-Пенедо. Внутри дом оформлен в стиле кантри: тут много элементов из дерева, уютный камин и бассейн, высеченный в каменной глыбе. Несмотря на соседство с ветряной электростанцией, в доме нет электричества — его владельцы зажигали свечи. А из-за своей уединенности строение не раз подвергалось грабежу. Теперь в нем находится музей реликвий и фотографий.

Фото: Wikimedia.org

Матмата, Тунис

В южной части Туниса есть удивительный город Матмата. Здесь, в засушливой пустынной местности с минимальным количеством растений и экстремальными температурами, живут коренные тунисцы — берберы. Чтобы спастись от жары и иностранных захватчиков, несколько тысячелетий назад они поселились в полуподземных жилищах. Это глубокие круглые ямы, по бокам которых вырыто несколько глинобитных пещер, используемых в качестве комнат. Строить такие дома относительно просто. Песчаник мягкий, а потому для работы с ним вполне достаточно простых ручных инструментов. Кроме того, внутри этих сооружений всегда поддерживается комфортная температура в 20–25 градусов. Одну из традиционных землянок Матматы можно увидеть в «Звездных войнах». Для съемок родного дома Люка Скайуокера на планете Татуин использовался местный отель Sidi Driss, в котором и сегодня можно забронировать номер.

Фото: Gunter Flegar/Global Look Press

Автор

Ульяна Смирнова

7 веских причин жить, когда невозможно ехать на

Примечание. Если вы серьезно сомневаетесь в том, зачем вам жить, возможно, вы впали в депрессию. У нас есть бесплатный мастер-класс, на котором мы познакомим вас с совершенно другим подходом к личному развитию, чем тот, который вы найдете где-либо еще. Это может быть то, что вам нужно, чтобы произвести серьезный сдвиг в вашей жизни — Нажмите здесь, чтобы начать.

Так или иначе, многие из нас посвящают свою жизнь чему-то, кроме личных интересов.

Это может быть супруг, ребенок, карьера или что-нибудь еще; Как бы то ни было, это то, что заставляет вас вставать по утрам, бороться со сном и начинать новый день.

Это твой смысл жить, огонь в твоей душе, и без него ты не представляешь, что с собой делать.

И однажды это действительно может случиться. Вы теряете то, чему посвятили свою жизнь, то, что заставляет вас двигаться вперед, и тут же все начинает разваливаться.

Волнение на следующий день, рвение сделать следующий шаг: исчезли.

Боль может разорвать вас на части. Это может перевернуть вашу жизнь и заставить вас чувствовать себя бессмысленным. Такое ощущение, что жить дальше невозможно. Многие люди даже задумываются о самоубийстве, когда теряют смысл жить.

Теперь у вас есть выбор. Вы можете сдаться. Или вы можете пересмотреть свои причины для жизни.

Вот семь причин продолжать жить, когда вы чувствуете, что просто не можете жить дальше.

Примечание. В этой статье я поделюсь совершенно другим подходом к поиску причин для жизни.Если вы хотите углубиться в этот подход, лучше всего начать с нашего бесплатного мастер-класса по превращению разочарований в личную силу.

1. Жизнь всегда идет вперед и меняется Изображение предоставлено: Shutterstock — Денис Белицкий

Когда вы испытываете такие безмерные страдания и чувствуете, что не можете продолжать, возникает ощущение, что весь мир рушится на вас.

Ваши друзья, вероятно, начнут с сочувствия, но через некоторое время они начнут подталкивать вас, говоря такие вещи, как:

«Тебе нужно встать на ноги» и «Когда ты собираешься двигаться дальше?»

На это предложение легко отреагировать разочарованием. Как они могли понять вашу боль и потерю? Очевидно, они этого просто не понимают.

Но правда такова:

Они правы. Ваша ситуация может казаться ужасной. Но это изменится. Придет время, когда вам нужно будет двигаться дальше.

Трудно прислушиваться к советам людей, когда ты так расстроен. Согласно исследованию, опубликованному в Журнале прикладной психологии, наше эмоциональное состояние влияет на то, насколько мы восприимчивы к полученным советам.

Из-за вашего умственного и эмоционального напряжения очень трудно четко понять вашу текущую ситуацию.

Если вы потеряли кого-то близкого вам человека, отношения, карьеру или что-то еще, что было для вас невероятно важно, вы основываете свою причину жить на этом.

Вы, вероятно, жили целеустремленно и страстно, и это у вас отняли.

Причина жизни исчезла вместе с ней.

Теперь вы чувствуете себя потерянным, пойманным и сбитым с толку, потому что то, во что вы так много вложили, ушло.

Как будто обе ноги перестали работать и при падении не за что цепляться. Но вот что вам нужно понять:

2. Ваша причина жить полностью зависит от вас

Возможно, сейчас это не так, но цель вашей жизни не зависела от этого человека, карьеры или чего-либо.

То, что было , смысл вашей жизни так долго не означает, что он должен оставаться таким на всю оставшуюся жизнь.

Так же, как вы приписали смысл своей жизни этому человеку или предмету, вы также можете переназначить его на что-то другое.

Это сила, которая у вас есть. Вот насколько вы действительно динамичны.

Смысл вашей жизни и причина, по которой вы хотите продолжать, — это не просто идея. Это похоже на другое живое существо, которое существует внутри вас.

Это часть того, кто вы есть, вашего тела и души, и она согласуется с тем, что вы думаете и чувствуете. Это глубокая часть вас самих, о которой вы даже не подозреваете большую часть времени.

3. Не нужно «искать» свою цель в жизни

Я слишком часто видел, как люди терялись в поисках своей единственной истинной цели. Они пробуют десятки карьер, сотни потенциальных партнеров, но каждый раз разочаровываются и расстраиваются, потому что им не «казалось», что они были рождены для этого или для чего они были рождены. Особенно это случается, когда кто-то чувствует, что у него ничего не получается.

В конце концов, они сдаются и сдаются — они отказываются от идеи, что им предназначено что-то делать или быть с кем-то особенным, и в конечном итоге им становится только хуже.

Собственно, это была моя реакция. На какое-то время я полностью отказался от своих поисков цели.

Затем у меня состоялась поистине глубокая беседа с шаманом Руда Иандэ. Он показал мне другой способ узнать мою цель.

Он объяснил, что мне нужно сдаться ради моей цели. Это не то, что я мог бы найти с помощью поиска внутри.Моя цель скорее проявляется в моих действиях, когда я пытаюсь помочь другим.

Вот как это объясняет Руда:

«Цель в другом. Вам не нужно менять мир. Вам просто нужно сместить свою точку зрения с «того, что вы можете извлечь из жизни сегодня», на «как вы можете внести свой вклад в жизнь сегодня».

«Многие люди этого не понимают и сильно заболевают, так стараясь делать больше. Тогда не имеет значения, сколько вы получаете от жизни, потому что она вас не наполнит.

«Выполнение идет изнутри. Это происходит из-за того, что вы играете, стараетесь изо всех сил, выходите за пределы своего основного эгоизма и вносите свой вклад в цепочку жизни. Необязательно быть гигантским. Не нужно менять мир. Только ваше сердце должно быть теплым и настоящим.

«Когда вы начнете жить своей целью, вы достигнете своего места в существовании. Вы начинаете понимать, что принадлежите жизни и являетесь ее активной частью. Тогда вы находите удовлетворение, и благодарность становится чем-то таким же естественным, как ваше дыхание.”

(Руда Янде преподает бесплатный мастер-класс о том, как заявить о своей собственности на свою личную силу, приняв свое внутреннее чудовище. Он блестящий и подлинный духовный учитель. Посмотрите это здесь.)

4. Вы можете найти свою цель, начав с доброты

Когда вы ищете причину для жизни, легко стать очень интроспективным. Вы начинаете анализировать все, что происходит. Вы сами становитесь худшим критиком. Вы хотите, чтобы все было по-другому.Вы хотите, чтобы ваша жизнь была лучше.

Есть простой способ разорвать эту цепочку мыслей и вернуться на правильный путь.

Вместо того, чтобы пытаться определить свою цель или найти причину для жизни, начните искать себя через свои действия.

Начни с доброты. Доброта к себе и к окружающим. Маленькие и простые действия, которые напоминают вам, что вы уважаете и любите не только себя, но и других.

Начав с доброты, вы станете тем, кто вносит активный вклад в жизнь вокруг вас.Затем вы начинаете воплощать свою цель в действиях. Со временем вы сможете сформулировать свои причины для жизни, размышляя о действиях, которые вы постоянно предпринимали.

Если вы хотите выполнить упражнение, чтобы поразмышлять о своей более глубокой и глубинной цели в жизни, ознакомьтесь с моей статьей о том, как найти свою жизненную цель. Я также рекомендую посетить наш онлайн-семинар «Из коробки», который поможет вам создать новый план вашей жизни, основанный на четко определенной цели.

5. Самые сложные моменты — это те, которые определяют нас.

Я бы не пожелал никому трагедии. Но реальность такова:

Самые трагические моменты нашей жизни — это те, которые больше всего определяют нас.

Наши самые трагические моменты открывают нам величайшие возможности, если у нас хватит смелости ими воспользоваться.

Я убедился в этом на собственном опыте. Но есть кто-то, кто объясняет это намного лучше, чем я когда-либо мог.

Нилу Данихеру 58 лет, он в прошлом профессиональный спортсмен, очень известный в моей родной Австралии.

В 2013 году у Дэниэра было диагностировано заболевание двигательных нейронов, и теперь он активно участвует в медицинских исследованиях.

Данихер недавно обратился к футбольному клубу Мельбурна с важным сообщением о личной трагедии.

Он сказал игрокам, что «жизнь хороша, но она не обещает быть справедливой. Будут хорошие времена. Но будут тяжелые времена ».

Когда жизнь тяжелая, вы можете сделать одну вещь, чтобы вернуть себе контроль над своей жизнью.

«Вы можете вести себя правильно, когда дела идут плохо.”

Данихер столкнулся с этой проблемой. В настоящее время не существует лекарства от болезни двигательных нейронов. Это постепенно снижает его подвижность и качество жизни.

Но он решил взять на себя ответственность за свои обстоятельства. В своем величайшем испытании он нашел причину продолжать жить. В его случае он посвятил свою жизнь борьбе с болезнью двигательных нейронов.

Как он говорит:

«Когда жизнь становится трудной, ты думаешь, что это крушение поезда, нет возможности. Всегда есть возможность.Если ты виноват, если ты в «горе мне, бедняга, ублюдок», ты никогда этого не найдешь. У меня была возможность бороться с БДН. Это позволило мне победить. Это позволило мне найти цель. Чтобы превзойти то, что со мной происходит ».

Он поделился некоторыми дополнительными советами:

«Имейте мужество принять на себя ответственность. Не уклоняйся от этого. Не уклоняйся. Не откладывайте на потом. Не передавайте это кому-то другому. И при этом то, что проявится внутри вас, будет лучшей стороной вашего характера, которая позволит вам победить, позволит вам пройти через это.Это может даже позволить вам превзойти ».

Посмотрите видео ниже, на котором Данихер обращается к футбольному клубу Мельбурна.

6. Вы обязаны перед собой — и своей семьей — найти новую причину для жизни.

Вы чувствуете, что не можете найти никаких причин продолжать жить. Вы потеряли то, что давало вам цель и драйв. Вы потеряли страсть к жизни.

Но вы начинаете чувствовать проблеск света внутри. Вы можете увидеть, что отказываетесь от своей власти, определяя причины своей жизни на основе других людей, других отношений … других вещей вне себя.

Теперь вы начинаете понимать, что причиной вашей жизни могут быть небольшие добрые дела. Вы можете обнаружить цель, которая всегда существовала внутри вас.

Вы также можете видеть, что препятствия, с которыми вы сталкиваетесь, могут быть вашей величайшей возможностью, если вы принимаете ответственность и не уклоняетесь от нее.

Если это хоть немного откликнется, поздравляю. Вы переживаете очень важный поворот в перспективе.

Этот небольшой сдвиг в осознании имеет большой потенциал для посадки семени внутри, которое будет медленно расти и начинать продвигать вас вперед по жизни.

Теперь ваша ответственность — взрастить это семя, постоянно напоминать себе о даре жизни, который есть у вас и многих других людей вокруг вас.

Истина такова:

Вы должны продолжать лелеять это семя внутри себя. Вам просто нужно сохранять смирение и доброту. Вам не нужно делать большие дела в жизни. Вам не нужно искать единственную настоящую любовь, которая придает жизни смысл.

Но вы обязаны этим не только себе. Вы также в долгу перед своей семьей.

Даже если у вас сложные отношения с семьей, на них повлияет ваше отношение к жизни. Они пострадают особенно, если вы решите положить этому конец.

Как говорит Джордан Петерсон:

«Людям с депрессией часто трудно найти смысл в своей жизни. Они не думают, что они кому-то нужны или о них заботятся. Это почти всегда неправда. Не стоит недооценивать свою ценность в этом мире ».

(Хотите узнать больше об идеях Джордана Петерсона? Мы опубликовали 58-страничную электронную книгу, раскрывающую его ключевые идеи в доступной форме: электронная книга «Феномен Джордана Петерсона».)

7. Не стоит недооценивать свою ценность в мире

Это ясно показывает, почему вам нужно воспользоваться возможностью, чтобы найти новые причины жить, когда вы чувствуете, что не можете продолжать.

Peterson расширяет вашу внутреннюю ценность в мире. Делая эти замечания, он отвечал на вопрос одного из слушателей о том, должны ли они покончить жизнь самоубийством или продолжать жить:

«Не будь уверенным, что твоя жизнь принадлежит тебе. Вы не владеете собой так, как владеете объектом.Если вы религиозны, возможно, ваша жизнь принадлежит высшей силе. Или, если вы не религиозны, может быть, это связано с вашими близкими или каким-то более важным делом. У вас есть моральный долг перед собой как средоточием божественной ценности ».

См. Его комментарии полностью ниже.