Зрительный контакт: Зрительный контакт: о чем расскажут глаза

Содержание

Контакт глазами как элемент тактики?

Рубрика «Комментарии эксперта» ставит под собой задачу прокомментировать мнения различных авторов по вопросам считывания невербальной информации и неинструментальной детекции лжи.

Сегодня в рубрике «Комментарии эксперта» мы рассмотрим фрагмент книги Веры Ф. Биркенбил «Язык интонации, мимики, жестов», касающийся касающийся нюансов зрительного контакта. Комментирует Андрей Яценко, руководитель проекта, эксперт в области неинструментальной детекции лжи.


«Во время обмена взглядами мы, таким образом, можем убедиться, что собеседник нас внимательно слушает. Но как быть, если ваш собеседник все время прячет глаза?

Контакт глаз называется контактом глаз, если он создает контакт. Речь идет о том, что контакт может не установиться, даже если ваш собеседник смотрит вам прямо в глаза и горит желанием наладить отношения. Это случается, когда взгляд собеседника неподвижно упирается в какую-либо точку на вашем лице.

Некоторые преподаватели риторики и коммуникации учат, что нужно твердо и решительно смотреть собеседнику, например, в переносицу. На самом деле это не может дать настоящего, теплого, чуткого контакта и, скорее, произведет отталкивающее впечатление. А так как уставившийся в одну точку взгляд имеет резко ограниченное поле обозрения, то едва ли можно рассчитывать, что он многое заметит и поймет. Живой взгляд постоянно блуждает от зрачка к зрачку, поэтому именно его мы и подразумеваем под контактом глаз.»

Комментарий эксперта:
Практически на каждом своем мастер-классе и тренинге я говорю о том, насколько важен правильный зрительный контакт. Забудьте о взгляде «в центр лба», «переносицу» или прочие места. Зрительный контакт только тогда правильный, когда Вы четко смотрите в один из глаз собеседника. Не имеет значения в какой. В оба сразу смотреть не получиться из-за анатомо-физиологических особенностей зрения. Почему зрительный контакт настолько важен:

Во-первых: это создает коммуникативный контакт. И в европейском обществе (в отличие от некоторых примеров азиатского, например, Японии) зрительный контакт при общении принят и желателен.

Во-вторых: зрительный контакт обеспечивает Вам возможность постоянно считывать невербальную информацию собеседника. Ведь глаза находятся в средней зоне лица и, поддерживая зрительный контакт, Вы хорошо можете следить за мимикой, глазодвигательными реакциями, а периферическим зрением даже отслеживать мимику и жесты! Как только Вы потеряли зрительный контакт с собеседником — эти каналы информации для Вас становятся на время закрыты. Именно поэтому необходимо стремиться поддерживать правильный зрительный контакт с Вашим собеседником почти 100% времени.

«В отличие от общепринятого мнения, «хороший» контакт — это ни в коем случае не неподвижный взгляд. Под «хорошим» контактом мы понимаем такой, при котором

слушатель почти постоянно смотрит на говорящего, а говорящий только изредка поглядывает на слушающего. Это объясняется тем, что мы не можем одновременно и интенсивно думать и отслеживать информацию, которая не важна для нашей мысли (если, конечно, для этого не важна реакция слушателя).

Чем больше кто-то должен или хочет подумать о том, что ему предстоит произнести, тем вероятнее, что в это время он отведет глаза в сторону. Несмотря на то что во время размышлений мы часто отворачиваемся, тем не менее, краем глаза мы ощущаем (или принимаем) сигналы, если, конечно, мы восприимчивы. Но бывают также люди, которые их совсем не замечают, а «упрямо» продолжают говорить, даже если окружающие потеряли надежду подать встречный сигнал.»

Комментарий эксперта:
Абсолютно согласен с тем, что говорящие скорее всего не сможет поддерживать постоянный зрительные контакт. Не то чтоб это было неприемлемо, а то что для некоторых мыслительных процессов действительно нередко бывает нужным отвести взгляд при обдумывании и структурировании речи.

Однако, старайтесь почти постоянно смотреть в глаза собеседнику (т. е. один из глаз) с следующих случаях:

— когда слушаете,
— когда задаете вопрос,
— когда хотите четко оценить реакцию собеседника на фразу, которую говорите в данный момент,
— когда осуществляете провокацию.

В остальное время, когда Вы просто говорите, я также рекомендую соблюдать максимум зрительного контакта, чтобы постоянно считывать внутренние реакции Вашего собеседника. Если это не получается — старайтесь делать это хотя бы 60-70% времени, потому как по статистике обычные люди поддерживают зрительный контакт только 30-50% времени от всего разговора.

«Если же вы выступаете в роли слушателя, то, по возможности, вам следует непрерывно смотреть на говорящего, в то время как тот лишь изредка поглядывает на вас, убеждаясь с помощью

контрольных взглядов, что его слушают. Контакт глаз в качестве контрольного взгляда представляет собой один из важнейших аспектов успешного ведения беседы.»

Комментарий эксперта:
Кроме считывания невербальной информации зрительный контакт входит в состав элементов так называемого «активного слушания», которое является одним из базовых навыков переговорного процесса вместе с социальной улыбкой, открытой позой и отсутствием барьерных жестов.

Поддерживая зрительный контакт Вы как бы говорите собеседнику, что Вам интересно и тем самым стимулируете его выдавать Вам все больше информации. А ведь чем больше информации он выдаст вербально тем больше невербальных признаков о его реальном внутреннем состоянии ее будут сопровождать! Как ни крути, а от постоянного зрительного контакта одна сплошная польза.

«Особо следует оговорить манеру собственного поведения при контакте глазами с людьми, которые гипертрофированно боязливы и нерешительны — это заметно по тому, как они прячут свои глаза. С такими людьми мы зачастую ведем себя неверно, а именно, чувствуя себя неловко, сами отводим глаза. Но давайте задумаемся — если кто-то по какой-то причине не хочет на нас смотреть, то это еще не значит, что он хочет, чтобы и мы на него не смотрели. Обычно как раз наоборот. Если вы

обратите внимание на такого стеснительного человека (конечно, не «тяжелым», неподвижным взглядом), а он это тут же заметит с помощью своих робких, бегающих контрольных поглядываний, то скованность его заметно уменьшится, он почувствует, что к нему не относятся свысока, не презирают, а принимают всерьез, искренне им заинтересовались и т. п.»

Комментарий эксперта:
Отведение взгляда или как его правильнее называть  — утрата зрительного контакта не просто признак скованности и стеснительности, а один из самых распространенных симптомов

дискомфорта. Дискомфорт вкупе же с другими проявлениями (отстранение тела и головы, барьерные жесты, напряжение тела и т.д.) является очень важным показателем отношения человека в данный момент коммуникации к Вам, информации которую Вы выдаете и к ситуации в целом.

Кроме того, дискомфорт всегда появляется тогда, когда человек лжет. Поэтому отведение взгляда вместе с другими признаками имеет очень важное значение в комплексном процессе верификации лжи.

Встречается еще один важный признак, имеющий отношение как ко лжи, так и к зрительному контакту. Некоторые опытные лжецы, используют так называемый избыточный зрительный контакт. То есть они начинают гораздо чаще поддерживать прямой зрительный контакт при лжи, чем при правде.

Почему это происходит? Все очень просто: лжецу, когда он излагает свою версию, особенно если она сложна и структурна, важно Ваше одобрение и подтверждение, что Вы поняли и поверили. Поэтому он внимательно отслеживает Ваши реакции и как только Вы кивнете или скажете «угу», то есть подтвердите, что информация «съедена» — тотчас же выдаст Вам новую порцию.

(с) Андрей Яценко для проекта «Психология лжи»

Зрительный контакт — это… Что такое Зрительный контакт?

«Столкновение взглядов» в горячем политическом споре.

Зрительный контакт, взгляд «глаза-в-глаза», является важной частью невербального общения у людей и различных видов животных. Характер зрительных контактов играет большую роль в социальном поведении. Негласные правила, по которым оценивается зрительный контакт и определяется его оптимальная длительность и частота, сильно различаются в разных обществах и культурах и меняются по мере смены традиций. В психологии, психиатрии и нейробиологии исследуется роль зрительного контакта при развитии ребёнка, его социальные аспекты, влияние на выполнение когнитивных задач, а также проблема избегания контакта при аутизме.

Многие виды животных негативно воспринимают прямой взгляд в глаза, вероятно, из-за того, что он может быть признаком потенциальной угрозы.

[1] У людей роль взгляда более сложна. Так, некоторые исследователи полагают, что белая склера человека, в отличие от пигментированной склеры других приматов, развилась вследствие необходимости точно отслеживать движения глаз и направление взгляда.[2] Есть данные о том, что при взгляде на лицо, прямой зрительный контакт способствует идентификации пола человека[3] и ускоряет узнавание знакомых лиц.[4]

Встречая прямой взгляд, будь то на изображении или в жизни, человек уделяет ему особое внимание. В одном исследовании отмечено, что реакция на окружающие объекты замедляется при непосредственном контакте сильнее, чем при взирании на лицо с отведённым взглядом.[5] Зрительный контакт с незнакомцем усиливает активность автономной нервной системы у взрослых людей, по данным другого исследования. [6] Подобное воздействие взаимного взгляда на когнитивные процессы и поведенческие реакции называют «эффектом зрительного контакта» (англ. eye contact effect).

Традиционное приветствие Маори

Множество МРТ-исследований посвящены изучению того, какие области мозга активируются при восприятии взгляда.[7] Повышенная активация в ответ на прямой взгляд в противовес отведённому взгляду отмечена в пяти областях, по данным одного обзора.[8] Это веретенообразная извилина, антериорная и постериорная части верхней височной борозды, медиальный префронтальный и орбитофронтальный кортекс, и миндалевидная железа.

Примечания

  1. Emery NJ (August 2000). «The eyes have it: the neuroethology, function and evolution of social gaze». Neurosci Biobehav Rev 24 (6): 581–604. PMID 10940436.
  2. Kobayashi H, Kohshima S (June 1997). «Unique morphology of the human eye». Nature 387 (6635): 767–8. DOI:10.1038/42842. PMID 9194557.
  3. Macrae CN, Hood BM, Milne AB, Rowe AC, Mason MF (September 2002). «Are you looking at me? Eye gaze and person perception». Psychol Sci 13 (5): 460–4. PMID 12219814.
  4. Hood, B.M. et al. (2003) Eye remember you: the effects of gaze direction on face recognition in children and adults. Dev. Sci. 6, 67-71
  5. Senju, A. and Hasegawa, T. (2005) Direct gaze captures visuospatial attention. Vis. Cogn. 12, 127—144
  6. Nichols, K.A. and Champness, B.G. (1971) Eye gaze and GSR. J. Exp. Soc. Psychol. 7, 623—626
  7. Nummenmaa L, Calder AJ (March 2009). «Neural mechanisms of social attention». Trends Cogn. Sci. (Regul. Ed.) 13 (3): 135–43. DOI:10.1016/j.tics.2008.12.006. PMID 19223221.
  8. Senju A, Johnson MH (March 2009). «The eye contact effect: mechanisms and development». Trends Cogn. Sci. (Regul. Ed.) 13 (3): 127–34. DOI:10.1016/j.tics.2008.11.009. PMID 19217822.

Ссылки

Сбой в работе функции Разблокировка распознаванием лица

Если функция Разблокировка распознаванием лица часто работает со сбоем при включенном экране, это может быть связано со следующими причинами.

Факторы, влияющие на работу функции разблокировки при помощи распознавания лица

В работе функции Разблокировка распознаванием лица могут происходить сбои, если фронтальная камера закрыта или неисправна, ваше лицо закрыто, расстояние от лица до устройства или угол расположения лица относительно устройства слишком большой, вы лежите, из-за чего ваше лицо выглядит немного иначе, вы закрыли глаза или не смотрите в телефон. Мы рекомендуем использовать функцию Разблокировка распознаванием лица следующим образом.

  • Убедитесь, что фронтальная камера чистая и не закрыта посторонними предметами.
  • Не закрывайте лицо шляпой, маской или шарфом.
  • Рекомендуется разблокировать телефон с помощью отпечатка пальцев или пароля, если освещение слишком яркое или тусклое.
  • Расстояние между телефоном и вашим лицом должно составлять от 20 до 50 см, лицо должно быть прямо напротив камеры.
  • Если вы лежите, ваше лицо может выглядеть немного иначе, и в связи с мерами безопасности это может повлиять на качество распознавания. В этом случае рекомендуется разблокировать телефон с помощью отпечатка пальца или пароля.
  • Если функция Необходим зрительный контакт поддерживается и была включена, вы не сможете разблокировать экран с закрытыми глазами или не глядя на телефон. Вы можете при необходимости выключить функцию Необходим зрительный контакт.
 
  • Функция Необходим зрительный контакт доступна не на всех моделях устройств. Если функция Необходим зрительный контакт не отображается в Настройках, она не поддерживается вашим телефоном.
  • Выключение функции Необходим зрительный контакт поможет телефону распознавать ваше лицо быстрее, даже когда у вас закрыты глаза, но может повысить риск возникновения угрозы безопасности.

Зарегистрированные данные лица слишком низкого качества

Если при работе функции Разблокировка распознаванием лица слишком часто происходят сбои, найдите опцию Удалить данные лица в разделе Настройки, удалите данные лица и зарегистрируйте их повторно в хорошо освещенном месте (не слишком темном и без прямого солнечного света), при этом камера должна быть чистой, а лицо не закрыто.

Проверьте, не установлена ли на телефоне тема стороннего разработчика

Функция Разблокировка распознаванием лица может работать неисправно, если с ней не совместима тема стороннего разработчика. Рекомендуется использовать тему по умолчанию.

Проверьте, не превышено ли количество попыток разблокировки

В целях безопасности если вы не можете разблокировать экран более пяти раз подряд, функция Разблокировка распознаванием лица становится недоступна. Введите пароль разблокировки, чтобы разблокировать экран.

Убедитесь, что фронтальная камера работает корректно

Откройте приложение Камера и убедитесь, что фронтальная камера работает корректно. В противном случае данные лица не могут быть распознаны, и функция Разблокировка распознаванием лица не сработает.

Функция Разблокировка распознаванием лица может работать со сбоями после серийной съемки

Функция Распознавание лица недоступна, когда она используется сразу после серийной съемки, поскольку камера по-прежнему обрабатывает серию сделанных снимков. Разблокируйте телефон с помощью отпечатка пальца или пароля, либо подождите некоторое время и повторите попытку.

Проверьте, не вызвана ли проблема внешними условиями

Функция Разблокировка распознаванием лица может работать со сбоями, если телефон долго находится в месте с низкой температурой и уровень заряда батареи низкий. В этом случае разблокируйте экран с помощью пароля. Вы можете попробовать использовать функцию Разблокировка распознаванием лица повторно в месте с более высокой температурой.

(PDF) ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ КАК ФОРМА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

— 25 —

© Russian Journal of Education and Psychology

2020, Volume 11, Number 4 • http://rjep. ru

С возрастом происходит падение динамики и продолжитель-

ности зрительного контакта, характеристики взгляда меняются в

отдельных социальных ситуациях и видах речи, в зависимости от

содержания и темы высказывания [2].

Средняя продолжительность взгляда составляет 2,95 секунды,

а средняя продолжительность обмена взглядами 1,18 секунд [8].

Г.Е. Крейдлин считает направление, объект и тип взгляда, т.е.

способ визуального взаимодействия, главным признаком зритель-

ного контакта [2].

На установление и поддержание визуального контакта влияет

дистанция, направление взгляда, физические и личностные харак-

теристики человека. Увеличение временных характеристик, таких

как продолжительность и интенсивность приводят к увеличению

дистанции. Направление взгляда играет важную роль для создания

непринужденного общения. Физические характеристики собесед-

ника не так сильно влияют на зрительный контакт, но если человек

заранее знает, что будет общаться с неполноценным человек, то он

будет смотреть на него реже. На взгляд влияют определенные лич-

ностные характеристики, такие как потребность в аффилиации,

участие в отношениях или присоединении, мотивация, уровень воз-

буждения, чувство стыда или низкая самооценка [5].

При учете гендерной специфики зрительного контакта необходи-

мо учитывать два выражения во взглядах: выражение доминирова-

ния и власти; выражение привязанности и сердечности. Визуальное

доминирование обусловлено различиями в статусе, власти [5]. Жен-

щинам в большей степени важна обратная связь, нежели мужчинам

[8], причем им свойственно смотреть на тех, кто им привлекателен.

Тогда как у мужчин, напротив, прослеживается обратная зависимость.

О важности зрительного контакта в общении свидетельствует

такое его значение, как проявление заинтересованности и внима-

ния собеседников, свидетельство их открытости и искренности [7].

Teresa Farroni, Gergely Csibra, Francesca Simion, Mark H. Johnson,

исследуя способность младенцев различать прямой и отведенный

взгляд и оценивая нейронную обработку лица при прямом взгляде,

ШКАЛА ВОЗБУЖДЕНИЯ-СЕДАЦИИ РИЧМОНДА / КонсультантПлюс

Приложение Г4

 

 

Название на русском языке: шкала возбуждения-седации Ричмонда.

Оригинальное название: Richmond Аgitation-Sedation Scale.

Источник: Sessler C.N., Gosnell M.S., Grap M.J., Brophy G.M., O»Neal P.V., Keane K.A., Tesoro E.P., Elswick R.K. The Richmond Agitation-Sedation Scale: validity and reliability in adult intensive care unit patients. Am J Respir Crit Care Med. 2002; 166(10): 1338 — 1344.

Не валидизирована в РФ.

Тип: шкала оценки.

Назначение: оценка психомоторного возбуждения больного или уровня глубины седации.

Содержание (шаблон):

 

Больной агрессивен, воинственен, представляет непосредственную опасность для медицинского персонала

+3 Крайне возбужден

Тянет или удаляет трубки и катетеры или имеет агрессивное поведение по отношению к медицинскому персоналу

Частые нецеленаправленные движения и/или десинхронизация с аппаратом ИВЛ

Взволнован, но движения не энергичные и не агрессивные

Бодрствует, спокоен, внимателен

Потеря внимательности, но при вербальном контакте не закрывает глаза дольше 10 секунд

-2 Легкая седация

При вербальном контакте закрывает глаза меньше, чем через 10 секунд

-3 Умеренная седация

Любое движение (но не зрительный контакт), в ответ на голос

-4 Глубокая седация

Никакой реакции на голос, но есть какие-либо движения на физическую стимуляцию

-5 Отсутствие пробуждения

Никакой реакции на голос и физическую стимуляцию

 

Ключ (интерпретация):

Процедура оценки по Шкале RASS

1. Наблюдение за пациентом

— Если он бодрствует, спокоен и внимателен? — 0 баллов.

— Есть ли у пациента, признаки поведения, характеризующееся беспокойством или волнением — оценка от +1 до +4 баллов с использованием критериев, перечисленных выше, в описании.

2. Если пациент сонлив, попросите его громким голосом, назвав по имени, открыть глаза и посмотреть на Вас. Повторите это несколько раз, если это необходимо. Попросите пациента задержать взгляд.

— Если с пациентом возможен зрительный контакт, который сохраняется в течение более 10 секунд — оценка — 1 балл.

— Если с пациентом возможен зрительный контакт, но это не поддерживается в течение 10 секунд — оценка — 2 балла.

— Если пациент производит какое-либо движение в ответ на голос, за исключением зрительного контакта — оценка — 3 балла.

3. Пациент не реагирует на голос. Проведите физическую стимуляцию, путем встряхивания за плечо, и растирания грудины.

— Если пациент отвечает какими-либо движениями на физическую стимуляцию — оценка — 4 балла.

— Если пациент не реагирует на голос или физическую стимуляцию — оценка — 5 баллов.

Пояснения: оценка по шкале зависит от остроты слуха и зрения пациента и не подходит для пациентов с тяжелыми нарушениями. Шкала чаще используется при искусственной вентиляции легких во избежание избыточного или недостаточного седативного эффекта от препаратов.

 

 

 

 

Открыть полный текст документа

Развитие зрения у ребенка с рождения до 1 года.

Один из наиважнейших моментов в жизни матери — первый зрительный контакт с ее ребенком. Однако, существует огромная разница в восприятии мира взрослым человеком и малышом. Зрительная система новорожденного еще очень несовершенна. В течение первых нескольких недель все, что различает младенец — это нечеткие движущиеся объекты. Мы постарались собрать здесь основные этапы развития органа зрения у детей, чтобы вы были уверены, что ваш малыш видит как положено и наслаждается миром во всех его проявлениях.



Беременность.

Зрение ребенка начинает развиваться еще до рождения. То, как женщина заботится о себе и о своем здоровье во время беременности, исключительно важно для формирования всех структур мозга будущего ребенка, в т.ч. его глаз и зрительных центров. Следует придерживаться всех рекомендаций акушера-гинеколога в том, что, касается правильного питания, отдыха, употребления специальных витаминных комплексов. Наши гинекологи разработали специальные программы ведения беременности на каждом триместре. Ознакомиться с программами можно здесь. Нужно воздержаться от курения и употребления алкоголя, так как это может привести к развитию многочисленных проблем со здоровьем ребенка и даже порокам развития, в том числе и органа зрения. Курение особенно опасно во время беременности, так как дым сигарет содержит около 3000 различных химических веществ, которые потенциально могут навредить человеку — в том числе, монооксид углерода (или угарный газ), известный своей фетотоксичностью. Даже прием таких безобидных препаратов, как аспирин, может в некоторых случаях навредить будущему ребенку, так как увеличивает вероятность развития маловесности плода и проблем в родах. А у детей, родившихся с небольшим весом, увеличивается вероятность появления проблем со зрением. Поэтому желательно заранее обсудить с акушером-гинекологом все препараты, которые понадобится принимать во время беременности, в т.ч. БАДы  и лекарства на основе растительных компонентов.

Новорожденный.

Сразу после рождения, ребенок способен различать лишь оттенки черного и белого цветов. Нервные клетки сетчатки и зрительных центров мозга еще не окончательно сформированы. Также в это время еще не развита способность к фокусировке глаз на близко расположенном предмете (конвергенция и аккомодация). Поэтому может казаться, что малыш смотрит как бы «сквозь» предметы. 

Однако, уже через несколько дней после рождения, дети способны отличить лицо матери от лица постороннего человека. Возможно, это происходит благодаря тому, что они ориентируются на контрастную границу роста волос (некоторые исследователи прятали этот участок лица под шапочкой и младенцы «теряли» свою маму). Чтобы малышу было легче, старайтесь не сильно менять прическу в первый месяц после родов. Другие исследования предполагают, что детям в этом возрасте легче различить двигающийся объект, чем статичный. Поэтому, уже через 2-3 дня после рождения, они способны реагировать на выражение лица матери, если оно расположено на расстоянии около 30 см от глаз младенца. 

Большие глаза новорожденных не могут не обратить на себя внимание. Дело в том, что закладка глаз во время беременности происходит очень рано, уже на 3 недели, поэтому при рождении их размер составляет около 65% размера глаза взрослого человека. В то же время, глубина глазницы новорожденного, по сравнению со взрослым, невелика, тонус век повышен, а чувствительность роговицы, наоборот, снижена. Поэтому в первые дни жизни можно заметить, что ребенок моргает реже, чем взрослый. Основное положение младенца в этот период — горизонтальное, на спине, ресницы в таком положении хуже способны защитить глаза от попадания инородных тел. В это время нужно быть внимательным и следить, чтобы в глаза малыша не попадали соринки, которые могут вызвать повреждение или воспаление поверхности глаза.

Цвет глаз.

Цветная часть глаза называется радужной оболочкой, ее цвет определяет цвет глаз. Заранее узнать, какого цвета будут глаза у ребенка невозможно, поскольку он определяется не только цветом глаз родителей, но и всех их родственников. Это зависит от вида и количества пигментов, которые заложены в радужной оболочке и передаются по наследству довольно сложным способом. В одно время карий цвет глаз считался доминирующим, а голубой — наследуемым по рецессивному пути. На сегодняшний день известно, что существует 6 разных генов, взаимодействие которых определяет большое разнообразие оттенков глаз. В раннем возрасте цвет глаз может меняться. Многие дети рождаются с голубыми глазами, которые постепенно становятся карими в течение первых 1-3 лет жизни. Это происходит из-за накопления пигмента меланина, которого мало при рождении, но становится больше под воздействием солнечного света. Дети могут иметь совершенно отличающийся от их родителей цвет глаз, но если у обоих родителей глаза карие, скорее всего, глаза ребенка тоже будут карими. Более темный цвет глаз все же часто оказывается более доминирующим, так карий цвет победит зеленый, а зеленый цвет — голубой. Тем не менее, если у одного из родителей цвет глаз карий, а у другого — голубой, совсем не означает, что у ребенка глаза будут карими.

Некоторые дети рождаются с разными по цвету глазами. Это состояние называется гетерохромия, оно может передаваться по наследству, либо вызываться мутацией генов, которые отвечают за распределение меланина. Иногда оно может быть признаком воспаления, пигментного невуса радужки или синдрома Горнера. Если вы заметили разный цвет глаз у вашего ребенка, не откладывайте визит к офтальмологу.

1 месяц жизни

Глаза ребенка на первом месяце жизни не слишком чувствительны к свету. На самом деле, количество света, которое требуется младенцу, чтобы вообще заметить, что свет есть (порог светочувствительности) в 50 раз больше, чем требуется взрослому человеку. Поэтому можно спокойно оставить свет в детской, это никак не помешает вашему малышу отдыхать, но вам станет легче наблюдать за ним во время сна. Способность различать цвета появляется у младенцев довольно быстро. Уже через неделю после рождения, они могут различать красный, оранжевый, желтый и зеленый. Чуть больше времени требуется на то, чтобы начать различать синий и фиолетовый. У синего цвета более короткая длина волны, для его восприятия в человеческом глазу отведено меньше рецепторов. Также в это время можно заметить периодическое отклонение глаз ребенка от оси. Они могут отклоняться как кнутри, так и кнаружи, вместе или по-отдельности. Это нормально, но если вы замечаете постоянное отклонение какого-либо глаза, нужно не откладывая обратиться к врачу.

Сразу после рождения малыш может часто плакать, но слезы при этом не выделяются. Это не значит, что они не вырабатываются. Дело в том, что для постоянного увлажнения глаз достаточно работы добавочных мелких слезных железок, расположенных в конъюнктиве глазного яблока и век. Основная слезная железа, которая вырабатывает слезу при раздражении поверхности роговицы или когда человек испытывает сильные эмоции, начинает функционировать только спустя 2 месяца после рождения. Поэтому, если вы замечаете у младенца слезостояние в одном или обоих глазах в первый месяц жизни, это может быть признаком частичной или полной непроходимости слезо-носового канала. В этом случае, слеза не проходит по каналу в нос, а накапливается в слезном мешке и постепенно возвращается в полость глаза. Одной из самых частых причин является сохранение особой мембраны в нижнем отделе слезно-носового канала. В момент рождения, во время крика мембрана прорывается, но в 6-20% случаев этого не происходит. Очень часто, в случае застоя слезы присоединяется бактериальная инфекция, что может привести к развитию воспаления, т.н. дакриоцистита новорожденных. Поэтому, постоянное слезотечение из глаз малыша — повод обратиться к врачу для осмотра. 

В районе 1 месяца после рождения требуется пройти первичный осмотр офтальмолога, на котором врач сможет, в том числе, исключить серьезную врожденную патологию, например, врожденную катаракту, пороки развития глаз. Несмотря на то, что эти состояния очень редко встречаются, они должны быть диагностированы как можно раньше для минимизации их воздействия на развитие остроты зрения младенца.

2-3 месяц жизни

На втором и третьем месяце жизни зрение ребенка продолжает активно развиваться. Острота зрения повышается, глаза перестают периодически косить и появляется способность фокусировки на близких предметах. В это время малыш уже хорошо следит за движущимся объектом и начинает тянуться к предметам, которые видит. Также расширяется их поле зрения, ребенок может переводить взгляд с одного предмета на другой не поворачивая головы.  Их глаза становятся более чувствительными к свету, в возрасте 3 месяцев, порог световосприятия лишь в 10 раз превышает порог взрослого человека. Поэтому, на время сна и отдыха малыша лучше приглушать свет в его комнате. В это время следует почаще менять расположение кроватки ребенка в комнате, или игрушек, которые его окружают, чтобы он мог получить представление о различных формах предметов. В то время, пока он бодрствует, выкладывайте его на животик почаще, поощряйте его ползать, вкладывайте ему в ручку игрушки. Это стимулирует развитие бинокулярного зрения, даст ребенку возможность точнее определять взаимоудаленность объектов и развивает аккомодацию (настройку изображения на резкость).

4-6 месяц жизни

К 6 месяцу жизни, у ребенка уже достаточно развиты зрительные центры головного мозга, что позволяет ему видеть более четко, следить дольше и удерживать внимание лучше. Острота зрения улучшается с, примерно, 0.05 до 0.4, при норме для взрослого 1.0. Восприятие цвета в этом возрасте уже такое же как у взрослых, что позволяет ребенку видеть все цвета радуги. Дети также развивают лучшую моторику и бинокулярное зрение, что позволяет им быстро брать и тянуть в рот все, что они видят. 6 месяцев жизни ребенка — декретированный возраст для осмотра офтальмолога. В это время врач может исследовать рефракцию глаз, обнаружить наличие близорукости, дальнозоркости или астигматизма, оценить подвижность глаз и наличие косоглазия. Нормальный глаз у большинства детей в возрасте от рождения до 6 лет имеет гиперметропическую (или дальнозоркую) рефракцию. Это означает, что после преломления в средах глаза, изображение проецируется не на сетчатке, а за ней и для того, чтобы видеть четко, ребенок должен приложить усилие — использовать аккомодацию. Такая особенность возникает в результате нескольких причин. Глаз ребенка в это время имеет более короткую передне-заднюю ось, чем у взрослого, меньший диаметр роговицы и более мелкую переднюю камеру. Нормальной (физиологической) считается дальнозоркость степенью 1.0-4.0D. Со временем глазное яблоко увеличивается в размерах и изображение смещается на сетчатку. Однако, в некоторых случаях, даже небольшое смещение изображения от сетчатки может вызывать избыточное напряжение аккомодации и, как следствие, косоглазие или амблиопию («ленивый глаз»). Особенно часто это происходит, если строение глаз отличается между собой. В этом случае мозг отказывается «работать» с менее четким изображением и острота зрения такого глаза перестает улучшаться.

7-12 месяцев жизни

Это возраст, когда ваш ребенок  уже довольно подвижен. Он активно ползает и в день проползает расстояния, которое вы даже не можете себе представить. Ему лучше удается оценить удаленность предметов, лучше получается захватывать и кидать вещи.  Это очень важный этап в развитии ребенка. В это время очень трудно уберечь его от возможного вреда. Шишки, синяки, повреждения глаз и другие возможные травмы появляются в результате освоения ребенком окружающего пространства. Поэтому очень важно убрать подальше все чистящие средства и острые предметы. Для развития зрения ребенка в этот период предложите ему игрушки, которые можно разобрать на детали и собрать обратно, сортируйте игрушки по форме и цвету, катайте друг другу небольшой мяч. В возрасте 1 года ребенку предстоит очередной осмотр офтальмолога. В это время врач сможет более точно определить возможные особенности рефракции малыша, сравнить полученные результаты с данными предыдущих осмотров и составить план дальнейших посещений. Ведь именно на первом году жизни ребенок растет быстрее, чем во все последующие года, а вместе с ним растет и меняется строение его глаз. К тому же, чем старше становится ребенок, тем легче удержать его внимание во время осмотра, тем точнее результаты осмотра. Большинство методов диагностики зрения требуют определенного положения глаз и взора маленького пациента. Поэтому, старайтесь запланировать посещение врача в такое время, которое не нарушало бы привычный режим ребенка. Малыш должен быть готов к игре, а не сонным или голодным. Если есть возможность, не совмещайте осмотр офтальмолога с осмотрами других врачей, взятием анализов или прививками или начните именно с проверки зрения.

Грамматика глаз | Элитариум

Взгляд является одним из самых мощных средств взаимодействия и взаимопонимания при очном общении людей. Исследователи языка мимики и жестов выдвигают несколько объяснений силы и власти, которой обладает человеческий глаз.

Автор:

Илья Исакович Aминoв, кандидат психологических наук, психолог-консультант.

Взгляд является одним из самых мощных средств взаимодействия и взаимопонимания при очном общении людей. Свою силу глаза обнаруживают в наибольшей степени, когда люди смотрят друг на друга. Такой контакт называется взглядом глаза в глаза, или зрительным контактом. Психологи считают, что в личных контактах люди в состоянии смотреть друг на друга не постоянно, а в амплитуде от 30 до 60% времени беседы. (Вспомните детскую игру «кто кого пересмотрит, не моргнув». ) Границы этого времени могут быть отодвинуты в двух крайних ситуациях: у влюбленных (эффект Ромео и Джульетты) и агрессивно настроенных субъектов (эффект дерущихся петухов).

Упорный взгляд партнера чаще всего говорит о скрытой агрессии, неприязненном отношении, злобе. Исключение может составлять швейковское стремление «есть глазами начальство», что может свидетельствовать о подчеркнутой готовности выполнять любое распоряжение, элементах солдафонства или ограниченности.

Исследователи языка мимики и жестов выдвигают несколько объяснений силы и власти, которой обладает человеческий глаз

Некоторые специалисты считают, что уже с раннего детства мы воспринимаем глаза как объект непреодолимого интереса; они становятся первым, доступным даже младенцу, средством общения, и имеют столь завораживающее действие, что мы особым образом реагируем даже на круги, так или иначе их напоминающие.

Этот вывод подтвердили опыты отечественных и зарубежных психологов, которые показали, что наш взгляд притягивают любые два кружка, особенно если внутри них выделены еще и другие, меньшие кружки, напоминающие зрачки. Можно предположить, что эта автоматическая реакция унаследована нами от наших предков. В животном мире прямой, направленный взгляд служит сигналом опасности.

Значение зрительного контакта осознается ребенком с приобретением им определенного жизненного опыта: он старается не шалить, если на него смотрят старшие, без труда читает в глазах других симпатию или антипатию к себе. Большую часть нашего внимания мы уделим далее формам этого контакта и приемам использования этого инструмента общения.

Итак, зрительный контакт может быть долгим (взаимные взгляды двух влюбленных) или мимолетным (когда мы бросаем взгляд на человека, которому внимание с нашей стороны несомненно придется не по вкусу). Он может быть прямым (откровенное, бесцеремонное разглядывание) или поверхностным, неглубоким. Зрительный контакт может также быть периодическим (вроде взгляда, который мы обращаем на собеседника, чтобы убедиться, что он следит за нашей мыслью) или пристальным (неотрывный взгляд).

У большинства людей частые или продолжительные взгляды вызывают неприятные ощущения. Пристальное разглядывание обычно воспринимается по меньшей мере как проявление фамильярности. Единственные люди, которым дозволено во все глаза разглядывать других, — дети: их неприкрытый интерес к людям вполне может расцениваться как проявление любознательности и интереса к окружающему миру. На взрослых подобная снисходительность, как правило, не распространяется. И тех, кто дает волю своим взглядам, часто воспринимают как умственно неполноценных или же социально опасных типов, от которых можно ожидать всяких неприятностей. Непрерывный взгляд — верный способ спровоцировать человека или выбить его из состояния душевного равновесия. Не случайно, что люди, профессионально занимающиеся слежением (сыщики, детективы, разведчики), надевают темные очки, чтобы скрыть направление и силу своего взгляда.

Большинство выразительных проявлений глаз определяется непосредственным контекстом, в котором возникает зрительный контакт. Впрочем, есть среди этих проявлений и бесспорно универсальные, то есть такие, которые одинаково воспринимаются почти повсюду в мире:

1. Слишком широко открытые глаза, «вытаращенные» — верный признак того, что их владелец стремится, подчас бессознательно, получить максимум информации, чтобы не ускользнули даже мелочи (при удивленном восхищении; при возникшей вдруг наивной радости; при испуге, ужасе).

2. Прищуренный взгляд — пристальное внимание; наблюдение; сильная готовность осуществить какое-то действие. Кроме того, при общении его правильнее расценивать как недоброжелательный: вас рассматривают, как сквозь прорезь прицела; вы настолько неприятны, что видеть вас не хочется, но и упускать из виду также нельзя.

3. Закрытые глаза: сосредоточенность на самом себе; тщательное обдумывание; наслаждение; кратковременное прикрывание глаз может означать неосознаваемое выражение согласия, понимания.

4. Прищуривание только одного глаза, подмигивание: сигнал тайного согласия с кем-то другим; кокетство.

5. Резкое усиленное и неравномерное моргание («хлопанье глазами»): затруднение, нервозность.

6. Сужение или расширение зрачка свидетельствует об усилении или ослаблении интереса. При возбуждении, страхе — зрачок увеличивается, при расслаблении — уменьшается.

7. Прямой взгляд, лицо полностью обращено к партнеру — признание собеседника, интерес к нему.

8. Взгляд направлен в бесконечность, «сквозь» глаза партнера — отсутствие интереса к собеседнику, подчеркнутое неуважение к нему. Такой взгляд наиболее сильно выводит других из равновесия, может вызвать ответную агрессивную реакцию.

9. Взгляд искоса через плечо — пренебрежение, презрение или осторожность, наблюдение.

10. Взгляд сверху вниз — превосходство, гордость, презрение.

11. Характерное вращение глаз — посылаемое украдкой кому-то сообщение, что ситуация невыносимо скучна.

12. Фиксированный, твердый, прямой взгляд, одновременно суженный, «пронизывающий» — расценивается как критическое испытание, основанное на недоверии, бесцеремонность, вплоть до агрессивности.

13. Недостаточный зрительный контакт расценивается как свидетельство невнимания, нежелания проявлять уважение, как неискренность собеседника, наличие у него нечистых помыслов или проявление застенчивости.

14. Человек станет уделять другому большее зрительное внимание при следующих обстоятельствах: беседа носит отвлеченный характер и не затрагивает проблемных вопросов; человеку интересен собеседник и его мнение и реакции; человек относится к своему визави с симпатией или питает более глубокое чувство; он старается доминировать над другим или стремится оказывать давление; или же, наконец, человек зависим от другого, а тот никак не желает проявлять отзывчивость и участие.

Следует также учитывать этнические особенности глаз, играющие роль в процессе общения. Суеверия и религия наложили свой отпечаток на поведение людей, предопределив положение глаз во время разговора. Существуют запреты на откровенное рассматривание человека. Отмечено различие в выражении глаз у мужчин и женщин, способность смотреть в глаза собеседнику у мужчин выражена меньше, чем у женщин, которые в одинаковых обстоятельствах дольше не отводят глаз от того, с кем разговаривают.

Мотивы установления зрительного контакта, согласно Гордону Уэнрайту и другим исследователям, можно условно разбить на шесть категорий. Итак, мы смотрим в глаза других людей, ради того чтобы:

  • во-первых, получить определенную информацию;
  • во-вторых, продемонстрировать свое внимание и интерес;
  • в-третьих, побудить к взаимодействию и контролировать его ход;
  • в-четвертых, выразить свое превосходство, угрозу или психологически повлиять на оппонента;
  • в-пятых, выразить свою реакцию в процессе общения;
  • в-шестых, определить состояние и установки собеседника.

В целом, общение между людьми будет более активным и продуктивным, если характер зрительного контакта, установившегося между ними, соответствует потребностям каждого из собеседников в данной конкретной ситуации.

Подробному изучению этой темы посвящен первый модуль курса «Развитие наблюдательности». Вы можете включить его в свой учебный план при обучении по индивидуальной программе и учиться в удобном для себя месте и темпе, продолжая свою профессиональную деятельность.

Copyright 2005 © Элитариум — Центр дистанционного образования

Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.

Зрительный контакт — новый поворот в разговоре

Что можно найти в хорошем разговоре? Конечно, правильно говорить слова — чем увлекательнее выразиться, тем лучше. Но в разговоре также есть «глаза, улыбки, паузы между словами», как писала шведская писательница Анника Тор. Когда эти элементы гудят вместе, мы чувствуем себя наиболее глубоко вовлеченными и наиболее связанными с нашим собеседником, как если бы мы синхронизировались с ним.

Подобно хорошим собеседникам, нейробиологи Дартмутского колледжа переняли эту идею и понесли ее в новые области.В рамках серии исследований того, как два разума встречаются в реальной жизни, они сообщили об удивительных открытиях о взаимодействии зрительного контакта и синхронизации нейронной активности между двумя людьми во время разговора. В статье, опубликованной 14 сентября в издании Proceedings of the Natural Academy of Sciences USA, исследователи предполагают, что быть в гармонии с собеседником — это хорошо, но входить и выходить из согласованности с ним может быть лучше.

Долгое время считалось, что зрительный контакт действует как связующий клей, соединяющий человека с человеком, с которым он разговаривает.Его отсутствие может сигнализировать о социальной дисфункции. Точно так же растущее исследование нейронной синхронности сосредоточено на положительных аспектах согласованности мозговой активности между людьми.

В новом исследовании, используя расширение зрачков как меру синхронности во время неструктурированного разговора, психолог Талия Уитли и аспирантка Софи Вольтьен обнаружили, что момент установления зрительного контакта знаменует пик общего внимания, а не начало длительного периода. пристальных взглядов.Фактически, синхронность резко падает после того, как вы смотрите в глаза своему собеседнику, и начинает восстанавливаться только тогда, когда вы и этот человек отводите взгляд друг от друга. «Зрительный контакт не вызывает синхронности; это подрывает его », — говорит Уитли, старший автор статьи.

Почему это должно быть? Разговор требует определенного уровня синхронности, но Уитли и ведущий автор исследования Вольтьен предполагают, что разрыв зрительного контакта в конечном итоге продвигает разговор вперед. «Возможно, то, что это делает, позволяет нам нарушить синхронность и вернуться в наши собственные головы, чтобы мы могли внести новый и индивидуальный вклад в поддержание разговора», — говорит Вольтьен.

«Это фантастическое исследование», — говорит психиатр и социальный нейробиолог Леонард Шильбах из Института психиатрии Макса Планка в Мюнхене, который изучает социальное взаимодействие, но не участвовал в исследовании. Он приветствует план эксперимента, который воспроизводит естественные встречи и фокус на разговоре в свободной форме. По его словам, результаты показывают, что «межличностная синхронность является важным аспектом социальных взаимодействий, но не всегда может быть желательной».

Других специалистов привлекает творческий подход исследователей к разговору, который в статье описывается как «платформа, на которой встречаются умы».«Такая концептуализация может вдохновить других исследователей по-другому взглянуть на разговор и изучить его более глубоко», — говорит Джулиана Шредер, социальный психолог из Школы бизнеса Хааса Калифорнийского университета в Беркли, которая также не принимала участия в исследовании.

Новая работа основана на более раннем исследовании Уитли и психолога Оливии Канг, ныне работающего в Гарвардском университете, которые показали, что ученическая синхронность служит мерой общего внимания. Наши зрачки становятся больше и меньше в результате рефлексивной реакции на изменения света, но также, в меньшей степени, когда мы физиологически возбуждены.Канг и Уитли отслеживали движения глаз говорящих, когда они рассказывали о положительных или отрицательных воспоминаниях о своей жизни. Затем исследователи отслеживали движения глаз людей, слушавших те же истории в более поздний момент времени. Они обнаружили, что расширение зрачков слушателей синхронизировалось с расширением зрачков говорящих, когда в рассказах наблюдались эмоциональные пики. «Мы знали, что это показатель того, что люди находятся на одной странице друг с другом», — говорит Уитли.

В данной статье Вольтьен хотел расширить ранее полученные результаты, изучив личное общение, чтобы увидеть, как зрительный контакт может повлиять на общее внимание в реальном времени.Она объединила 186 студентов-психологов в Дартмуте, относительно незнакомых людей, в разговорные пары и попросила их в течение 10 минут поговорить обо всем, что они хотят, в то время как она отслеживала движения их глаз. Участники также смотрели видео своих разговоров и поминутно оценивали запоминающийся уровень вовлеченности.

«Мы ожидали, что зрительный контакт сработает, как призыв к животному, чтобы вернуть двух людей на одну волну», — говорит Вольтьен. Если бы это было так, то начало зрительного контакта должно было привести к последующему усилению зрачковой синхронности.Вместо этого исследователи обнаружили обратное: пик синхронности в начале, за которым следует снижение. Но они также обнаружили, что участники сообщали о более активном взаимодействии, когда смотрели в глаза. «Мы подумали:« Возможно, установление и разрыв зрительного контакта должны помочь в разговоре », — говорит Вольтьен.

Предыдущие исследования зрительного контакта в основном были пассивными, как в более ранней работе Уитли и Канга. Реальный план эксперимента Вольтьена служил напоминанием о том, что большинство людей естественно смотрят друг на друга много раз во время разговора.Удерживать чей-то взгляд слишком долго — или вообще не смотреть — может показаться неловким. По мере того, как исследователи размышляли о том, что может сделать для нас зрительный контакт, они обратились к литературе по творчеству. Там они осознали ограничения излишней синхронности. «Если люди каким-то образом пытаются вводить новшества, вы не хотите, чтобы люди шли в ногу друг с другом», — говорит Уитли. «Вы хотите, чтобы люди [говорили]:« Что, если бы мы сделали это? Что, если бы мы это сделали? »Вам нужны люди, которые будут делиться своим независимым мнением и строить таким образом.”

Идея о том, что взгляд может использоваться для модуляции синхронности, заинтриговала других исследователей. «Элегантный экспериментальный подход [в этой статье] может быть полезен для количественного исследования психических состояний, которые можно описать как« расстройства социального взаимодействия », — говорит Шильбах, изучавший взгляд и другие элементы социального взаимодействия при аутизме.

Результаты также помогают объяснить разочарование Zoom и других платформ видеоконференцсвязи, на которых практически невозможно установить или прервать настоящий зрительный контакт из-за расположения камер и окон на экранах.(Публикация газеты вызвала живую дискуссию именно об этом явлении в Твиттере.)

Уитли может представить себе дальнейшие исследования, в которых исследуются различные разговорные контексты. Как динамический танец между установлением и нарушением синхронности разыгрывается, когда, например, родитель инструктирует ребенка? Предположительно, в этой ситуации родитель будет надеяться на полное внимание ребенка и, следовательно, на полную синхронность. С другой стороны, возможно, исследование помогает объяснить, почему длительные поездки на автомобиле, когда люди не смотрят друг на друга все время, часто способствуют глубокому разговору.

«В этом соединении, разъединении может быть оптимальная золотая середина, когда люди действительно слушают друг друга, но они также подпитывают разговор новыми идеями», — говорит Уитли. «Эти разговоры могут быть самыми веселыми».

Зрительный контакт: введение в его роль в общении

Изучите жизненно важную роль зрительного контакта во время разговора и предложения по развитию этого навыка. Это первая из серии статей об эффективном зрительном контакте во время взаимодействия.

Некоторые из них синие, некоторые зеленые. Некоторые коричневые, а другие ореховые. Правильно: речь идет о глазах, но что важнее, чем цвет чьих-то глаз, это то, о чем они говорят. Мы не только видим для нас, но и способ общения. Человек может общаться глазами и никогда не сказать ни слова. В наших глазах проявляются эмоции или интерес, и если о них слишком много думать, зрительный контакт может стать неловким и неудобным.

Вы думали о зрительном контакте как о навыке? У взрослых может быть затруднительно использовать соответствующий зрительный контакт.А как насчет молодежи? Зрительный контакт может быть связан со многими жизненными навыками, поэтому нашей молодежи важно практиковать и изучать зрительный контакт как навык общения. Рассмотрите возможность использования зрительного контакта, чтобы показать сочувствие, заботу о других, управлять чувствами или помочь в общении. Это все жизненные навыки, которые молодежь будет расти и развивать по мере того, как вырастет в успешных взрослых.

А теперь давайте копнем глубже. Зрительный контакт во время разговора жизненно важен. Показывает внимательность и интерес к сказанному.Зрительный контакт похож на разговор; он идет туда и обратно между теми людьми, которые участвуют в обсуждении, диалоге или чате. Но помните, так же как важно поддерживать зрительный контакт, ни в коем случае не смотрите! Можно легко увлечься рассказываемой историей, дождаться следующей шутки или так внимательно прислушаться к следующему сказанному слову, что вы забываете, что говорите при зрительном контакте. Взгляд может вызвать чувство беспокойства как у говорящего, так и у слушающего.Трудно найти баланс между достаточным зрительным контактом, но не слишком.

Не волнуйтесь, если вам сложно смотреть в глаза. Вполне вероятно, что когда-нибудь каждый будет разговаривать, где сможет определить некоторые характеристики необычного зрительного контакта, а также характеристики действительно хорошего зрительного контакта. Не забывайте извлекать уроки из этого. Какую бы крайность вы ни испытали, отметьте в уме, что вам понравилось, а что нет.

Согласно Conversation Aid, есть несколько моментов, которые могут резюмировать важность зрительного контакта:

  • Зрительный контакт открывает и закрывает общение
  • Увеличение зрительного контакта ассоциируется с доверием и доминированием
  • Отсутствие контакта и мигание интерпретируются как покорное
  • На людей с высоким статусом смотрят, и во время разговора они больше смотрят, чем слушают
  • Смотрит враждебно.

Эта статья — первая из серии статей, в которых исследуется зрительный контакт при общении.Ищите будущую статью об эффективном зрительном контакте во время презентаций.

Вы нашли эту статью полезной?