Какова роль семьи в формировании личности: Роль семьи в развитии личности

Роль семьи в развитии личности

Библиографическое описание:

Блохина, С. А. Роль семьи в развитии личности / С. А. Блохина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1025/ (дата обращения: 01.11.2022).

С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании ребенка. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. В семье человек пребывает постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны его жизни.

Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка.

Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений. Семья является могучим воспитательным средством.

Каковы же цели и задачи семьи?

Ян Амос Каменский рассуждал: «Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых – «умение осторожно и разумно управлять самим собой».

Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка….

Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка — это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка.

На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание [2].

В первый год жизни ребенка основная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиеничекие условия. В этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различать потребности и капризы, так как потребности должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, в семье ребенок получает свои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработана система нравственных привычек и понятий.

На втором году жизни ребенок начинает ходить, стремиться все потрогать своими руками, достать недостижимое. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за пределы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой. Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.

Школьное обучение потребует от ребенка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость.

Большая роль отводиться семье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей еще до школы, зависит их успех в учении [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи.

Каковы же условия успешного воспитания ребенка в семье?

Важным условием успеха воспитания детей в семье, можно считать родительскую любовь.

Ведь родительская любовь – это источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте.

Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этими ощущениями любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями.

Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь может научить любви [4].

В современных условиях, когда коренным образом произошла перестройка и политического и социально-экономического уклада жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпела значительные изменения.

Происходит разрушение и ослабление семейных связей.

Выделим основные факторы этой тенденции.

Первый – это почти полное исчезновение труда в семье. Раньше центром всей жизни семьи (воспитательной, внутрихозяйственной и т.д) была как правило, мать, находящаяся всегда дома и оберегающая внутренний духовный мир семьи. Семья трудилась как целое. Трудовое единство семьи создавало благоприятные условия для её социального срастания. Теперь же все члены семьи трудятся вне дома.

В наше время дом все больше начинает превращаться из места труда в место отдыха.

Второй – это стремление к более комфортной жизни в городах. Большая часть населения, жившая на селе и общавшаяся с природой, утратила эти связи, переселившись в города. Естественно, ослабла связь города с деревней. Возникает особая психолого-педагогическая проблема: уход населения из деревень в города, отрыв человека от природы, а значит — и от нравственных истоков нашей жизни, что приводит к утрате традиций, опыта, знаний, накопленных многими поколениями людей.

Вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын или дочь нарушает правила поведения, совершает асоциальные поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно.

Третий – это отсутствие в современной семье ясного живого сознания, что главная её задача по отношению к детям – воспитание, в котором прослеживается три периода.

Первый период: семья дает и поддерживает только физическое существование детей; второй период: заботиться об умственном их развитии; третий период: на первый план выдвигается нравственное воспитание, когда заботиться надо не только о том, чтобы дать детям диплом, обеспечивающий им хорошую жизнь, а, прежде всего, сделать детей людьми в лучшем смысле этого слова.

Четвертый фактор – это изменение положения женщины в современной жизни. Раньше главной заботой женщины была семья. Теперь вследствие облегчения домашнего труда женщина имеет возможность трудиться вне семьи. В связи с расширением самостоятельности женщины, происходит перемена в её психологии, сопряженная, прежде всего с материальной независимостью от мужа, дающей ей право иначе строить внутрисемейные отношения [3, c.29].

Вследствие ряда условий, связанных, прежде всего с развитием современной культуры, семья в некоторых случаях перестает, по существу, быть надлежащей воспитательной средой.

Основные причины этого.

1. Малодетность современной семьи. Для ребенка очень важна детская среда, ему естественно жить среди таких же, как он. Дети взаимно тяготеют друг к другу. Малое же количество детей в семьях (один, два) существенным образом ограничивает и сужает семейное общение, лишает необходимой для него живой детской атмосферы. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи.

2. Современное общество пытается ограничивать рамки семьи родителями и детьми. В такой семье дети становятся той осью, вокруг которой вращается вся жизнь родителей. С младенчества прихоти ребенка удовлетворяются, желания исполняются. При чрезмерной заботливости и нежности родителей к ребенку атмосфера семьи становится для него замкнутой и душной, поэтому дети тянутся на волю. Это очень тяжело переживается родителями, которые не знают, как им дальше строить свои отношения с ребенком. Связь же с другими родственниками ослаблена. Вместе с тем для детей это незаменимая возможность вступать в качественно новые отношения с людьми. Хотя время крепких семейных кланов прошло, все-таки важно поддерживать, укреплять отношения с родственниками.

3. Ребенка должны воспитывать не только мать и отец, но возможно более широкий круг людей. Нельзя воспитывать детей, изолируя их от жизни. Ребенок должен иметь простор для активности. Если же этого нет, то вряд ли воспитание будет эффективным [3, c.30-31].

Не секрет, что успешность воспитательного процесса, в любом учебном заведении, зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда преподаватели и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.

Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество преподавателей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги.

Союз, взаимопонимания педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ним, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Если при общении с родителями чаще звучат фразы: «А как Вы думаете?», « Давайте вместе решим, как быть», «Хочется услышать Ваше мнение?». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Преподавателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу с теми, кто желает участвовать в жизни учебной группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично преподаватель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Существуют различные формы взаимодействия педагогов и родителей, т. е способов организации их совместной деятельности и общения.

Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Кратко охарактеризую наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни коллектива. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям.

Собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания – включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведением детей, а полученными результатами поделиться на собрании. На основе этого педагог и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного.

Родительский лекторий – способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов.

Конференция по обмену опытом воспитания детей. Может быть тематической. Её проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается с большим доверием. Для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания).

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившись на группы, могут сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективное обсуждение.

Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: папа и мама. Поэтому, в идеале, нужно стремиться к тому, чтобы названные тематические мероприятия они посещали вместе, одновременно. Прослушанная совместно лекция обязательно вызовет обмен мнениями, возможно дискуссионное обсуждение с согласием или несогласием [2 c.504].

Кроме этого, с целью улучшения воспитательного процесса в учебном заведении, необходимо осуществлять организацию совместных дел родителей и детей.

Это могут быть различные формы познавательной деятельности:

— общественные форумы знаний,

— творческие отчеты по предметам,

— дни открытых уроков,

— праздники знаний и творчества,

— турниры знатоков,

— совместные олимпиады,

— выпуск предметных газет,

— заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д.

Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья — эрудит», «Семейные увлечения», «Круг семейного чтения».

Формы трудовой деятельности:

— оформление кабинетов,

— бла­гоустройство и озеленение двора,

— посадка аллей,

— создание библиотеки;

— ярмарка-распродажа семейных поделок,

— выставки «Мир наших увлечений» и др.

Формы досуга:

— совместные праздники,

— подготовка концертов, спектаклей,

— просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей,

— сорев­нования,

— конкурсы,

— КВНы,

— туристические походы и слеты,

— экс­курсионные поездки.

Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали:

— День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения;

— Игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др.

— Совместная деятельность в творческих объе­динениях различной направленности, музеях и т.п.

Таким образом, анализируя роль семьи в жизни человека, мы видим, что семья является тем социальным институтом, в котором происходит формирование вступившего в жизнь человека. Она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь. Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет самовоспитание и внесемейное воспитание, которое человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения, и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи.

Литература:

  1. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.., 1991.

  2. Педагогика/ под ред. ПидкасистогоП.И.. М., 2000.

  3. Дубинин С.Н. Семейное воспитание как основной фактор развития личности ребенка. [Текст]/ С.Н. Дубинин //СПО.-2009-№5- с.29-31.

  4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.,1994.

  5. Кулик Л.А. Берестов Н.И. Семейное воспитание. М., 1990.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, семейное воспитание, воспитание, воспитание детей, воспитательный процесс, День, жизнь ребенка, родительская любовь.

Роль семьи в формировании личности человека

Человек с начала жизни находится в семье, где и формируется его личность. Он растет под влиянием родителей – основных воспитателей. Развиваясь, изучает мир и себя в нем. Первые навыки общения готовят его к социуму. Роль семьи в формировании личности весьма значительна. Здесь ребёнок получает первую информацию об окружающей реальности. Родители могут воздействовать на маленького человека, который находится в зависимости от них.

Стили семейного воспитания

Члены семьи связаны отношениями родства, что является залогом стабильности в эмоциональной сфере. По сути это малая группа, служащая отправной точкой для личностного роста. Здесь же закладываются основы личности ребенка, который учится взаимодействовать с окружением, постигает нормы и правила поведения. Влияние семьи на формирование личности – это совокупность данных факторов, предопределяющий дальнейшую жизнь, в каких бы социальных группах ребенок не оказался. Отношениям в семье и обществе посвящён этот раздел сайта.

Различают несколько типов отношений в семье, связанных с воспитанием.

  • При наличии диктата одни родственники подавляются другими. Систематически уничтожаются инициативы. Если подобная авторитарность проявляется по отношению к детям, формирование личности столкнется с неудачами.
  • Опека: родители трудятся, обеспечивая потребности ребенка. Он огражден от забот, в результате чего по жизни во многом оказывается недостаточно приспособленным, не имеет самостоятельности, инициативности. А также ему затруднительно быть частью коллектива.
  • Влияние семьи на формирование личности, проявленное в стиле невмешательства, касается обеих сторон: детей и взрослых. Это пассивный тип воспитания со стороны родителей.
  • Метод сотрудничества проявляется в общих целях, задачах, совместной деятельности. Индивидуальный эгоизм ребенка при этом успешно преодолевается.

Семья – средство воспитания. В дошкольном возрасте ребенка занимают игры, составляющие его основную деятельность. Дальнейшее обучение формирует усидчивость, умение сосредотачиваться. К этому нужно подготовиться заранее. А именно, научить дитя:

  • выполнять поручения;
  • быть прилежным;
  • доводить до конца игры или дела;
  • быть упорным, проявлять настойчивость и силу воли.

Рассматривая, как семья влияет на человека в детстве, важно учесть стремление к самостоятельности, вовлечение в бытовую и деятельность, трудовое воспитание. Все это предопределяет успех в учебе, а затем и жизни.

Взаимоотношение родителей и детей в семье

Роль семьи в развитии личности важна на протяжении первого года жизни малыша и последующих лет. Сначала на родителей возлагаются обязанности по созданию условий для его физического развития. Они обеспечивают питание, условия гигиены. В дальнейшем взаимодействие происходит по следующим этапам.

  • Дети начинают заявлять о потребностях и желаниях. Взрослые должны отличать их от капризов, давая малышу нравственные уроки относительно привычек.
  • На второй год ребенок учится ходить, знакомится с окружающей средой посредством прикосновений, проявляет любопытство. Ему необходимо все объяснять, наглядно показывать, отвечать на вопросы, проводить игры.
  • Наступают моменты, когда ребенка надо приучать к рамкам дозволенного. На примерах героев книг ему объясняют, как следует поступать, а чего делать нельзя. Рассматриваются вопросы нравственных качеств, что именно ценится или подлежит порицанию.

В семье ребенок приобретает первые навыки общения. Задача родителей – воспитывать в нем уважение к старшим, чувство взаимопомощи, стремление помогать сверстникам. На примере взрослых дети получают навык поведения в типичных ситуациях. Какова роль семьи, нужно рассматривать не только в позитивном аспекте, но и в качестве негативного фактора. Хорошее влияние на личность заключается в достаточной заботе. Но также и максимальный вред может быть нанесен именно родственниками.

Опыт отношений в социуме

Межличностные отношения в семье рассматриваются с точки зрения, относительно которой она представляет собой коллектив, дающий ребенку первый опыт отношений. Роль личности в обществе весьма важна. Дети подражают родителям, приобретая их привычки. Поэтому отрицательные влияния должны быть минимизированы.

Современное общество несколько ослабило влияние семьи. В этом процессе изменились и ее общественные функции. Позиции в социализации становятся утраченными, к примеру, по части организации отдыха и некоторых других сфер. Но, согласно научному мнению, формирование личности невозможно вне общественной среды. Воспитатели, педагоги, друзья и весь социум подключаются к процессу развития личности не сразу. Семейственность дает понимание связи поколений при осознании себя частью группы, сопричастности.

Под влиянием общественного окружения маленький человек меняется, при этом родители закладывают основы, а ребенок считает это правильным и авторитетным. Воспитатели программируют чадо к конкретному образу жизни при наличии его доверия. Вырастет он закомплексованным или адаптированным к социуму, во многом зависит от семьи.

Какое же способствующее социализации воздействие на малыша следует оказывать? Необходимо вовлекать его в виды деятельности, что ускорит формирование адаптированной личности. А также весьма универсальна методика развития с помощью хорошего примера, которому можно подражать.

Преодоление трудностей

Для успешного преодоления проблем нужно выявить социально-психологические факторы, относящиеся к воспитанию. Наибольший эффект может быть достигнут при единении. Между детьми и взрослыми должна быть нравственная связь. В старшем возрасте формирование личности в семье, как процесс, не может идти само собой. Ребенка нельзя оставлять наедине со своими трудностями. Родственные взаимоотношения, дающие первичный жизненный опыт, также формируют наблюдения и навыки разрешения ситуаций. То, чему ребенок учится, должно иметь перед собой примеры, не расходящиеся с реальностью.

Социальные навыки

Межличностные отношения в семье при поддержке взрослых могут оказать значительную поддержку в весьма важном приобретении – навыках общения. Реализуя свои взгляды и убеждения, формируется стиль взаимодействий с окружающими. Хорошо, если взрослые помогут преодолевать неудачи. Но по окончании детского и школьного периодов семья не сможет оказывать столь решающего влияния. Школа дает социализацию. Уже на этом этапе воздействие оказывают сверстники и учителя.

Может оказаться значимым появление других социальных групп в жизни. Но к школьному возрасту (7 годам) основы личности будут уже заложены. После этого поведение нужно лишь корректировать. Поэтому делаем вывод о наибольшей силе воздействия со стороны семьи при развитии личности. Такое влияние можно назвать основным по значимости.

Личные убеждения и уверенность в себе

Как та или иная семья влияет на формирование личности, уместно рассмотреть относительно формирующейся самооценки. Ребенок дошкольного возраста ориентируется на то, как его характеризуют воспитатели. Если ожидания родственников расходятся с индивидуальными особенностями, возрастом, он получит неадекватное представление о себе. Самосознание будет реалистичным, когда родители отмечают детей позитивно, но не считают их уровень чрезмерно высоким по сравнению со сверстниками.

Роль семьи в развитии личности связаны с точностью самооценки. Заниженный уровень представлений о себе (комплексы) – следствие контактов с родителями, которые мало занимаются детьми, но предъявляют повышенные требования. Ребенок слышит упреки, подвергается наказаниям, от него не ожидают больших успехов в учебе. Результат – недовольство собой. Завышенная оценка своих способностей и личных качеств образуется, если воспитанника постоянно хвалят, награждают подарками.

Мягкость и редкость наказаний, избегание жесткости, похвалы без восхищения формируют в маленьком человеке адекватное представление о себе. Роль семьи в формировании личности проявляется также при сочетании достаточной требовательности с вниманием к интересам ребенка. Родители интересуются взаимоотношениями с друзьями, вкусами. Результат – довольно высокая самооценка.

Диагностика межличностных отношений в семье показывает, что дети с комплексами сомневаются в себе. При этом может развиться устойчивая тревожность. Такой же результат бывает и при хорошей успеваемости, когда родители ожидают большего.

Моральные ценности

Неуверенность ребенка в себе может привести к бездумному следованию чужим указаниям, действиям по шаблонам, избеганию проявления инициатив. Если еще и успеваемость в школе падает, родители сосредотачивают на этом все больше внимания. Результатом может стать эмоциональный дискомфорт. Разорвать замкнутый круг, складывающийся из пониженной самооценки ребенка и реакции на это окружающих, вполне возможно, изменив оценки родителей.

Современная семья приобретает новые функции:

  • безопасность психологической сферы;
  • эмоциональный комфорт;
  • подготовка ребенка к жизни в обществе.

Для реализации этих задач нужна достаточная зрелость чувств и психологическая культура. Высокая интеграция означает знание всеми членами семьи личных особенностей друг друга.

  • Влияние сочетается с взаимопомощью.
  • Сплоченность сопровождается симпатией и доверием.
  • Потребности удовлетворяются при помощи заботы.

Зрелость семьи также включает довольно высокую самооценку, гуманные принципы поведения. Все эти моральные ценности ориентируют на личностный рост. В том числе это проявляется в интеллектуальной сфере. А социальная направленность может быть вполне открыта в связи с ее позитивностью.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания

Рассматривая, какова роль семьи и родителей в формировании личности, нужно признать, что приобретаемое в семье сохраняется далее на протяжении жизни. Институт воспитания в данном случае имеет несравнимую ни с чем важность. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, а к началу обучения она формируется более, чем наполовину. Какие семейные традиции оказывают влияние на духовное и нравственное развитие?

  • Успех семейного воспитания зависит от степени подготовки к процессу обоих родителей.
  • Участие в жизни ребенка, причастность к его интересам и общению со сверстниками – важная сторона, помощь в адаптации к окружающему миру. А также ориентации в плане приобщения к деятельности.
  • Пример семейных отношений должен содействовать изучению реальности в позитивном свете.
  • Традиционные цели и задачи семьи – это эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в самореализации. А также подготовка к общественной жизни, ответственности.
  • Психологический климат, в результате которого духовные переживания объединяются, весьма благоприятен. Он формирует успешный настрой на нравственные ценности: сплоченность, защищенность, эмоциональная удовлетворенность, ответственность.

Традиционно правильное воспитание приводит к итогам появления личности, адаптированной к социуму. Качества, убеждения и поведенческие факторы соответствуют успешному процессу взаимодействия с окружением, общения и деятельности.

Сотрудничество образовательных учреждений и семьи

Контакт семьи с общественным окружением весьма важен. При взаимном содействии между преподавателями и родителями знакомство с характером ребенка будет успешнее. Тогда школьник рассматривается с различных сторон во всех имеющихся обстоятельствах. Совместное понимание, развитие способностей, преодоление трудностей в поведении поможет правильно ориентировать маленького человека.

Выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы подобного взаимодействия. Рекомендуется сочетать их следующим образом.

  • В основе – родительское собрание, на котором классный руководитель направляет деятельность родителей.
  • Обмен мнениями, совместное решение проблем дополняется совместной деятельностью по исследованию поведения детей.
  • Затем проводится анализ результатов, работа по преодолению недостатков, закреплению положительных итогов.

Педагоги играют определяющую роль в данном контакте. Поэтому столь важны их профессиональные качества. Создание благоприятной атмосферы взаимодействия объединит усилия. Родители откликнутся на стремление учителя осуществлять взаимовыгодное сотрудничество. А также проявят интерес к совместной деятельности по воспитанию.

Влияние семьи на развитие личности ребенка

В первые годы жизни мир ребенка ограничивается семьей. Психический взгляд маленького ребенка, его интересы, желания и потребности не выходят за узкий семейный круг. В этой небольшой группе ребенок получает первые впечатления о людях, об их отношениях, о жизни и ее проблемах. Он также приобретает основные представления о себе, о своей личной ценности, о своем положении в человеческом сообществе. Первый опыт также является самым важным. Они оставляют глубочайший след в молодом человеке, потому что воздействуют на него, пока он еще совсем сырой, очень восприимчивый и очень чувствительный ко всему. Вот почему первые жизненные переживания создают основу, исходный пункт всего психического развития человека. На них индивид строит свое отношение к жизни; они являются основой очень сложного здания, называемого человеческой личностью.

Для ребенка мир — его семья, но меньше, и в то же время это мир при смягчающих обстоятельствах. В этой среде человек всегда находит помощь и защиту. Здесь от ребенка еще не требуется переносить все трудности жизни самостоятельно и заботиться только о собственном выживании. При постоянной поддержке и защите ребенку предоставляется возможность практиковаться в самостоятельной жизни в семье. Семья – это первая и самая главная школа для ребенка. Знания, полученные в государственных школах, всегда можно приобрести позже. Но положительное отношение к жизни, к себе и окружающим людям трудно приобрести в более поздние годы, если не начать формировать его уже в начале жизни в семье. Изогнутую гусеницу трудно исправить, когда она немного углубляется в землю. Таким образом, с возрастом человеку все труднее избавиться от негативного отношения к жизни в обществе.

В процессе непрерывного обучения ребенок формирует свое личное отношение к миру и его проблемам. Сначала она совершенно бессознательна по своей природе, а позже становится, по крайней мере, частично сознательной. Основой обучения, самым основным механизмом этого явления у молодого человека является процесс идентификации. При этом ребенок бессознательно берет взрослых за образец для подражания, подражает им в течение дня, но не останавливается на этом. Идентификация — более глубокий процесс, чем само подражание. Он заключается в том, что ребенок идентифицирует себя со своим образцом для подражания, находит в нем себя, переживает их эмоции как стремления, мысли и решения, которые он считает своими. Таким образом, составляющая взрослой личности, ее особенности, установки и формы поведения пересаживаются в ее собственную личность, превращая их в элементы собственной индивидуальности.

Чем младше ребенок, тем сильнее, полнее и глубже идентификация, т. е. менее критично он относится к своему образцу для подражания. Когда ребенок становится способным осмысливать особенности своих воспитателей и сущность их отдельных поступков, он уже не подвергается влиянию взрослых так непосредственно, как прежде. Теперь ребенок все чаще выбирает объекты своего отождествления, он все более критично относится к ним, поэтому в выборе характеристик, которые он будет приобретать, он может сделать определенный выбор. При этом ребенок все более осознанно подражает чьему-то поведению, следует чужому опыту или получает чью-то инструкцию.

Процесс идентификации никогда полностью не прекращается в жизни, даже когда человек взрослеет. Любое обучение, профессиональная подготовка и профессиональное развитие основаны – по крайней мере частично – на идентификации с более старшим, более способным и опытным человеком. Но идентификация затрудняет это человеку, то есть чем строже выбор ее объекта, тем умнее становится человек, идентифицирующий себя с образцом для подражания. Однако критика духа имеет в человеке противовес в его эмоциональной связи с объектом отождествления. Именно поэтому ребенок тем теснее идентифицирует себя с родителями и другими воспитателями, тем позитивнее его эмоциональное отношение к ним.

Когда ребенок любит своих воспитателей, когда он уважает их, когда они производят на него впечатление и когда он полностью доверяет им, очень вероятно, что он воберет в свою личность многие из их черт такими, какие они есть. Тогда речь идет о положительной идентификации ребенка со средой вне зависимости от того, являются ли в ее содержании положительные или отрицательные характеристики воспитателя. Позитивно идентифицируясь с окружающими взрослыми, ребенок может стать прилежным, добрым, общительным, предприимчивым и т. д. Но точно так же он может развиться в ленивое, сварливое, замкнутое, незаинтересованное существо, если живет среди теплохладных, пассивные и пессимистичные люди.

Непокорный ребенок, находящийся в постоянном противодействии окружающей среде, потому что не доверяет своим воспитателям, потому что боится их или даже ненавидит их, скорее всего, пройдет через негативную идентификацию с ними в процессе обучения жизненным установкам. Это значит, что он, правда, примет их характеристики, но бессознательно превратит их в свою противоположность, независимо от того, положительны они сами по себе или отрицательны. Ребенок очень честолюбивых родителей, несмотря на свой хороший интеллект, может стать довольно плохим ребенком; или ребенок подчеркнуто честных и строго нравственных родителей вырастает в мошенника или сексуально ненормального человека. По линии отрицательной идентификации, конечно, могут развиться и полезные черты; например легкомыслие и поверхностность жизни родителей может побуждать ребенка к особой серьезности в решении жизненных задач, если в процессе своего развития он проявлял постоянное эмоциональное сопротивление по отношению к своим родителям.

Очень вредно для психического развития ребенка, если не с кем себя отождествлять. Чаще всего это случается с детьми, которые очень рано теряют родителей, теряют семью, принимаются в детское учреждение. Там к детям относятся более-менее официально, ими особо никто не интересуется, поэтому процесс отождествления таких детей со взрослой средой слишком медленный и незавершенный. Без какой-либо эмоциональной связи с объектом идентификация не может происходить нормальным образом. В детских домах нет родительской любви, поэтому нет и полноценной идентификации. Следует учитывать, что среди воспитателей и воспитателей иногда встречаются люди, не имеющие особого смысла в работе с детьми или даже не умеющие имитировать родительскую любовь. Такое знание тоже мало помогает; он остается неиспользованным, если эмоциональная холодность или эмоциональная запорность не позволяют воспитателю применить его в полной мере.

В детские дома к одному воспитателю, к одному заместителю родителей приходит слишком много детей: десять, двадцать, а то и больше. Ни в одной семье нет столько детей. Вот почему воспитатели в семье и при всем желании и воспитании не могут адекватно заменить родителей. Они не могут заниматься со всеми своими учениками одинаково интенсивно. Если одному уделять столько внимания, времени и любви, сколько дал бы средний родитель, другие дети будут обделены. Чтобы этого не произошло, воспитатели стремятся одинаково относиться к вверенным им детям. Но тогда ни с кем из детей они не занимаются в достаточной мере, поэтому все они лишены эмоционального тепла.

Есть еще одна причина, по которой ребенок в доме не может в полной мере идентифицировать себя со своими опекунами. Воспитатели меняются, никто из них не находится с ребенком весь день, часто меняют работу. Правило состоит в том, что процесс идентификации не может протекать нормально, если взрослые вокруг ребенка часто меняются. Ребенку приходится много лет жить с одними и теми же людьми, чтобы иметь возможность полностью сблизиться с ними, получать от них удовольствие и принимать в себя частички их личности. Если воспитатели часто меняются, ребенок должен каждый раз начинать заново с эмоциональной адаптацией, а это значительно замедляет и наносит ущерб процессу идентификации.

Все дети в семье не всегда имеют возможность достаточно интенсивной идентификации со взрослой средой. Это бывает, когда родители не любят своих детей, когда они им в тягость, или семья пренебрегает ребенком, не занимается им, не интересуется им эмоционально. В такой ситуации ребенку не хватает эмоционального контакта с воспитателями, чтобы воспринимать их как образец своего поведения, поэтому он умственно развивается не лучше, чем дети в домашних условиях.

Отсутствие возможности идентификации в раннем детстве серьезно тормозит формирование личности подростка. В таких условиях ребенок не может построить сильное, достаточно стойкое и независимое «Я». Он часто остается очень податливым, внушаемым и нерешительным в своем отношении к окружающему, живет настоящим моментом, мало учитывает опыт прошлого и мало заботится о будущем. Когда взрослому человеку трудно контролировать и дисциплинировать свои инстинктивные желания, ему трудно отсрочить их удовлетворение, поэтому он часто ведет себя импульсивно, без достаточного контроля. Эмоциональная жизнь остается обычно бедной, примитивной, без высших, более тонких чувств; социальная осведомленность остается чахлой, этика плохо развита, а способность адаптироваться и сотрудничать в обществе минимальна. Все это черты характера, типичные для психопатических личностей. Воспитание в детских домах и эмоциональная запущенность в семье часто формируют психопатическую личность.

Через идентификацию с воспитателями ребенок приобретает их положительные и отрицательные черты. В то же время в его психике работает процесс обобщения. Это означает, что ребенок обобщает многие переживания, делает общие выводы на основе индивидуального опыта, переносит свое отношение к определенным жизненным ситуациям на все свои жизненные проблемы, распространяет свое отношение с индивидов в своем окружении на всех окружающих его людей. Обобщение основных жизненных переживаний тем интенсивнее, чем чаще и многочисленнее те переживания, на которых оно основано, и чем сильнее сопровождающие их эмоции. Если в более позднем детстве и отрочестве они не меняются под влиянием сильных противоположных переживаний, то обобщенные установки сохраняются и во взрослом возрасте и все более закрепляются в детской психике как существенный компонент личности.

Особенно интенсивно процесс обобщения протекает в раннем детстве, когда ребенок получает переживания преимущественно эмоциональным путем и практически не подвергается рациональному анализу. Это происходит в то время, когда ребенок в основном живет со своей семьей, поэтому его опыт жизни в этом сообществе составляет важнейшее содержание обобщения.

Содержание обобщения семейного опыта детства:

  1. Личность воспитателей. Если это здоровые и уравновешенные личности, ребенок приобретает к ним доверие, а затем распространяет его на других взрослых, с которыми у него еще нет прямого опыта. Если родители и другие воспитатели больны, невротичны или еще более сильно нарушены, ребенок их боится или вызывает неповиновение и даже действует со страхом или агрессией по отношению к другим взрослым, даже если они не заслуживают такой реакции со стороны ребенка, потому что они имеют более здоровые личности, чем его воспитатели.
  2. Процедура воспитателя с ребенком. Когда родители авторитетно относятся к ребенку или ласкают его и уступают ему во всем, ребенок уже ожидает такого отношения к себе от других авторитетов, например учителей, воспитателей в детских учреждениях и других. Затем таким образом он корректирует свое поведение; если новый авторитет ведет себя не так, как привык ребенок, он растеряется и ему еще предстоит приспособиться к новой ситуации.
  3. Положение ребенка в семье. Если ребенок чувствует себя полностью принятым в своей семье, если он испытывает родительскую любовь, он будет чувствовать себя в безопасности. Тогда вполне вероятно, что в других условиях ребенок будет действовать уверенно, открыто, естественно и без страха. Наоборот, ощущение запущенности или избыточности в семье сделает ребенка недоверчивым, запуганным и замкнутым или агрессивным и вызывающим. Также он будет ожидать антипатии, недооценки или несправедливого отношения к другим людям, поэтому везде заранее будет вести себя отталкивающе.
  4. Взаимоотношения воспитателей, особенно родителей. Эмоциональные отношения между взрослыми членами семьи, и особенно между родителями, являются исходным пунктом детских представлений об отношениях между людьми вообще и отношениях между полами в частности. Используя этот опыт только одной небольшой группы людей, молодой человек вырабатывает определенное отношение к сущности жизни в сообществе и к своим перспективам в дальнейшей жизни в зависимости от пола. Гармоничные отношения между родителями, их взаимное уважение, сотрудничество и равноправные отношения являются для молодого человека значительным стимулом для того, чтобы с оптимизмом смотреть на возможность построения здорового общества, создания успешного брака и счастливой семьи. Если человек вступает в собственную супружескую, семейную и общественную жизнь со множеством предрассудков, подозрений или страхов, что отягощает его проживанием с невротическими родителями, он будет вести себя в этих сообществах неестественным, робким, невротическим образом. По отношению к супругу, к своим детям или друзьям на работе они будут применять ряд защитных механизмов, которые не дадут им эмоционально восстановиться, быть любимыми и, таким образом, испытать удовлетворение и достичь счастья в жизни.
  5. В поведении взрослого человека регулярно наблюдается, что он заранее занимает определенное отношение к незнакомым людям, что они сразу же добры или недружелюбны к ним, теплы или отталкивающи, услужливы или сдержанны, доверительны или закрыты. Лишь позже, когда новые знакомые лучше узнают друг друга, поведение по отношению к ним меняется, один раз в плане большего доверия и лучшей адаптации, второй раз в виде разочарования и отстранения. Но настоящая реакция всегда спонтанна, автоматична и более или менее бессознательна.
  6. В определенных ситуациях люди спонтанно реагируют определенным образом, даже не задумываясь о том, что делать. Когда перед ними стоит задача, одни собираются, другие боятся и не могут справиться, им приходится принимать решение, одни решительны, другие колеблются; при столкновении с опасностью одни борются с ней, другие пытаются избежать ее и т. д. Все это во многом является результатом обобщения различных действий и поступков, усвоенных в детстве. Когда человек привыкает к какой-либо форме реакции в данной ситуации, он придерживается ее даже тогда, когда она уже не вполне оправдана. Если, например, ребенок боится ноши, которую он не ощущает как взрослый, и пытается ее снять, то это естественная и оправданная реакция. Но для взрослых уже ненормально убегать от задач, которые они могут выполнить. И все же они часто так поступают, хотя объективных причин для этого уже нет, потому что с годами они привыкли к такому поведению и все более и более обобщают его.
  7. Эффект обобщения раннего жизненного опыта проявляется и в жизненных взглядах человека. Люди часто выражают определенное отношение к профессии, призванию, мировоззрению, браку, детям или противоположному полу, даже когда толком не знают, о чем говорят, или не имеют собственного опыта. Таким образом, многие люди уже находят профессию интересной или скучной, прежде чем узнают о ней что-либо подробно. Либо они убеждены в правильности или ошибочности какой-то научной теории или философской установки, не понимая их сути. Часто встречаются люди, которые, хотя еще очень молоды и неопытны, уверены, что брак не может быть счастливым, или что детей нельзя правильно воспитать и тому подобное.
  8. Все эти отношения к тем или иным жизненным проблемам, конечно, могут меняться в течение жизни. Обобщение и отождествление не являются всемогущими и абсолютными факторами формирования молодой личности, хотя и играют очень важную роль в психическом созревании. Бывает, что молодой человек вступает в контакт с другим человеком, который становится для него более сильным, чем прежде, объектом идентификации. Если у этого человека есть черты, отличные от предыдущих образцов для подражания или даже противоположные, может случиться так, что новая идентификация подавляет старую. Таким образом, учитель или другой воспитатель, либо мужчина или девушка немного старше, могут эмоционально более тесно относиться к ребенку, чем родитель. Тогда ребенок с таким паттерном сможет идентифицировать себя сильнее, чем раньше. Понятно, что потом они изменят свое поведение. На этом основано перевоспитание детей и молодежи. В своем отношении к окружающей среде они пойдут по более позитивному пути, чем раньше, только тогда, когда начнут идентифицировать себя с человеком, более здоровым и конструктивным, чем предыдущие воспитатели.

Что также остается неизменным, так это эффект обобщения. Если человек приобретет эмоционально сильные окрашенные переживания, противоречащие его предыдущим обобщениям, он, вероятно, изменит их, т. е. возьмет их за основу для других, более положительных или более отрицательных обобщений, чем предыдущие. Бывает, что молодой человек вступает в самостоятельную жизнь с убеждением, что общение с женщинами несет в себе ряд опасностей для мужчин, поэтому к ним следует относиться с подозрением, им не следует слишком доверять, их следует держать на эмоциональном расстоянии или ставить под их контролем. Такое общее отношение к женщинам, вероятно, является результатом негативного опыта, связанного с собственной матерью, сестрой или другим членом семьи женского пола. Однако, может быть, однажды молодой человек искренне полюбит полноценную девушку, которая без ограничений ответит на его любовь. Переживание любви и счастья, скорее всего, изменит мнение о женщинах, так как любимая девушка станет более сильным основанием для обобщений, чем когда-то нелюбимая мать.

Результаты обобщения и идентификации могут измениться и в отрицательную сторону. Хотя в семье они идентифицируют себя с весьма положительными личностями, молодой человек иногда попадает под влияние человека с отрицательными чертами, поэтому положительные последствия прежней идентификации стираются, сменяясь отрицательными результатами новой идентификации. Однако такой ход развития личности менее вероятен, или, по крайней мере, превращение юноши в негатив тем мягче и короче, чем тверже и здоровее были объекты его прежних идентификаций. То же самое касается процесса обобщения. Человек, вступивший в жизнь с твердой уверенностью в людях и с сильной волей к конструктивному сотрудничеству с ними, может начать замыкаться в себе и относиться к людям скептически, если изо дня в день испытывает в них разочарование. Но они выдержат его дольше в процессе приспособления своих отрицательных личностей, которые были более эмоционально подчеркнуты, чем их прежние положительные переживания о членах семьи.

Процесс идентификации и обобщения взаимосвязаны, поэтому невозможно определить, насколько черта характера является следствием того или иного события в развивающейся личности. Один пример из повседневной жизни покажет, насколько сильно их действие. Молодая женщина, единственный ребенок, полностью отождествилась со своей матерью и полностью переняла ее агрессивное отношение к мужчинам. Кроме того, она обобщила многолетний опыт работы с отцом, которого всегда недооценивала. В детстве она сильно страдала, потому что не могла уважать своего отца, потому что он не производил на нее впечатление. Переживания его интеллектуальной, моральной и социальной неполноценности всегда сопровождались сильными эмоциями обиды, антипатии и ненависти и вызывали очень стойкое обобщение. Молодая женщина вошла в жизнь взрослого мужчины и даже в брак с непоколебимой верой в то, что все мужчины по своей сути менее ценные, аморальные и асоциальные существа, которых нельзя искренне любить. В соответствии с этим убеждением и буквально подражая агрессии своей матери, она была истинно замужней Ксантиппой, что, конечно, лишало ее всякой возможности построить счастливый брак.

Из всего вышесказанного ясно, что долг семьи — правильное формирование молодого человека. Семья должна быть лучшей школой жизни. Он успешно решит эту задачу, если предоставит ребенку самые положительные примеры поведения в жизни, решения жизненных задач и отношения к сообществу. Семья обязана побуждать ребенка к конструктивному решению жизненных задач, постепенно обременять его возрастающими обязанностями и ответственностью, соответствующими степени его физического и психического развития. Таким образом, у ребенка разовьется способность к самодеятельности, к самостоятельной деятельности, к перенесению трудностей и неудач. Семья должна создавать доверие у детей и других людей, воспитывать их в любви, уважать их индивидуальность и понимать их личные потребности и предпочтения. Только так можно построить в человеке социальность.

Большая ошибка, когда члены семьи привязывают ребенка слишком близко друг к другу, тогда он становится зависимым и недееспособным вне тесного семейного круга. Но так же плохо, когда семья отвергает ребенка от себя, когда не любит его и пренебрегает им. В обоих случаях ребенок позже будет несчастен, потому что он, вероятно, превратится в неуравновешенного человека. Ребенок хорошо приспосабливается к семейной жизни сам по себе, а в дальнейшем успешно справляется и с другими сообществами, если семья принимает его как своего равноправного и полноправного члена. У ребенка есть не только права, но и обязанности в семье. Давать ей только права и не обременять никакими обязанностями — значит баловать ее, толкать на путь больного эгоцентризма, несамостоятельности, тунеядства и социальной безответственности. Возложение на ребенка только обязанностей означает действовать властно, и ребенок станет робким, вызывающим, агрессивным и некомпетентным перед лицом жизненных проблем. Задача семьи — найти баланс в этом.

Основными правами ребенка в семье являются регулярное и правильное питание, жилище и одежда, возможность спокойного сна и беспрепятственной игры и обучения. Ребёнок имеет право на то, чтобы ему постепенно давали возможность повышать свою самостоятельность, на поддержку в его инициативах, на возможность испытать собственную ценность, на обеспечение общества других детей, на направление в школу, на участие в семейной жизни, предоставить ей возможность самостоятельного принятия решений и выбора деятельности и окружить ее душевным теплом, доброжелательностью и любовью. Но и обязанностей у ребенка в семье не меньше. От него требуется принять дисциплину и порядок семейной жизни, уважать других членов семьи и их права, сотрудничать в семье, помогать другим, проявлять понимание к их нуждам, учиться брать на себя ответственность и отказываться от своих. желания, когда речь идет об интересах всей семьи.

Роль родителей в формировании личности ребенка

    1. Ресурсы
    2. Общие темы
    3. Статьи/Обмен знаниями
    4. Общие

Дата публикации: 02 марта 2016 г. | Обновлено: 02 марта 2016 г. | Категория: Общие | Автор: Swati Sarnobat | Уровень участника: Золотой | Очки: 30 |


Чтобы сформировать личность ребенка, родители должны преподать ему уроки уверенности в себе, зрелости и важности физической формы. Каждый родитель должен принять этот священный долг своей жизни и плодотворно воспитывать своих детей.

Ребенок показывает, как он взрослеет и становится эмоционально и интеллектуально зрелым. Родители должны не только помогать в построении успешной карьеры своих детей или вселять в них уверенность, но и учить своих детей ценить этику в жизни. Родители должны учить своих детей взрослеть и смело встречать неблагоприятные жизненные ситуации. Кроме того, они также должны учить своих детей правильно применять концепции своей теории для решения сложных жизненных проблем.

Многие годы жизни дети находятся под сильным влиянием родителей. Они развивают в уме представления о жизни, наблюдая за поведением своих родителей. Например. Если кто-то стучится в дверь с просьбой о помощи, и когда ребенок говорит отцу, что кто-то пришел, отец честно говорит ребенку, чтобы он сказал гостю, что он недоступен. Итак, у ребенка формируется представление о том, что ложь не является неправильным действием. Если они лгут, то думают, что могут добиться максимальной работы от других. Хотя родители играют большую роль в формировании личности ребенка, они также должны помнить, что они не могут делать ребенку все. Родители не должны чувствовать давления в процессе развития детей. Они должны только стараться изо всех сил, чтобы правильно сформировать ребенка. Некоторые родители впадают в уныние, когда слышат комментарии людей о своих детях и когда люди указывают на них, говоря, что ваши дети непослушны, потому что вы их баловали, и так далее. Родители должны учитывать, что они играют очень священную роль в формировании личности ребенка. Каждый родитель хочет дать своим детям хорошее образование и сделать их успешными в карьере. Но если их дети должны быть богатыми, а также счастливыми в течение длительного времени, то они должны привить три основных фактора, а именно уверенность в себе, зрелость, эмоциональный интеллект и физическую энергию.

Что нужно учитывать при формировании личности ребенка

Научите его быть настойчивым

Родители всегда должны стараться воспитывать в своих детях уверенность в себе. Итак, родители должны сначала научить своих детей преодолевать свою неуверенность в себе. Они должны выявить ментальные блоки своих детей и понять первопричину этих ментальных блоков. Родители всегда должны иметь широкий взгляд на жизнь и не должны сравнивать ситуации, преобладавшие в их период, с образом жизни нынешнего поколения. Обычно из-за этих причин возникают проблемы разрыва между поколениями и ослабляются отношения между родителями и детьми. Родители должны открыто выслушивать проблемы детей, чтобы дети чувствовали себя свободно в общении со своими родителями. В противном случае дети подавляются и теряют уверенность. Дети также становятся напористыми, когда их родители не слишком беспокоятся о них. Родители должны быть уверены в своих детях, чтобы дети стали уверенными. Некоторые из игр, в которые родители могут играть с группой детей и их детьми, включают отбивание часов, музыкальные будильники и другие групповые игры.

Развитие в них зрелости и стабильности

Родители также должны учить своих детей взрослеть и впитывать этику жизни. Они должны не только учить своих детей тому, как стать успешными и уверенными в жизни, но и учить важности ценностей в повседневной жизни и долгосрочным преимуществам формирования жизненных ценностей. Повзрослев, человек учится спокойно решать сложные жизненные проблемы. Многие люди добиваются успеха в жизни, но из-за каких-то неожиданных событий в жизни они склонны совершать самоубийства, тяжело болеть или терять душевное равновесие в жизни. Итак, если человек должен сохранить и наслаждаться успехом, которого он добился в жизни, он должен стать зрелым. Родители должны с детства обучать своих детей йоге, аэробике и техникам медитации, чтобы дети с раннего возраста становились спокойными и собранными. Они должны обучать технике подсчета чисел, когда злятся, и, следовательно, сохранять спокойствие ума. Они должны мудро и спокойно справляться с каждой неблагоприятной ситуацией в своей жизни, чтобы дети научились использовать мудрые стратегии для решения любой сложной жизненной проблемы.

Поддержание физической формы

Если человек должен оставаться энергичным в течение длительного времени, то он должен всегда чувствовать себя физически активным. Некоторые люди также зрелые и настойчивые, но им не хватает физической энергии, и поэтому они не испытывают энтузиазма при выполнении многих действий. Таким образом, они не могут стать успешными в соответствии со своими способностями. Родители должны поощрять физическую активность детей с детства. Таким образом, родители всегда должны оставаться физически активными, и, следовательно, дети автоматически поощряются к физической активности. Родители должны вставать рано утром и выходить на прогулку. Если они начинают свою деятельность в ранние часы, то их дети усваивают важность пунктуальности.

Статьи по теме

Как развивать и совершенствовать свою личность?
В этой статье я объясню, как можно улучшить свою личность. Привлекать людей своей личностью и впечатлять их — это искусство, но главное — создать такую ​​личность. Если вы хотите, чтобы люди внимательно слушали то, что вы говорите, вам нужно много работать для такой обаятельной личности. Каждый может сделать свою личность привлекательной, следуя некоторым простым манерам и очаровывая людей, которые упомянуты ниже.

Как сделать свою личность привлекательной
Привлекательная личность необходима для успеха и счастья человека в его жизни.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *