Личности в психологии: 404 ошибка, но мы всё исправим

Психология личности — МФТИ

АРХИВ КУРСОВ

Кожарина Л.А., кандидат психологических наук

Курс посвящен изучению основополагающих проблем психологической науки, связанных с личностью человека. Студенты знакомятся с теоретическими основами психологии личности, учатся самостоятельному анализу существующих психологических теорий.

Значительное внимание в курсе уделено методологическим проблемам, а также конкретным подходам теориям и методам исследовательской и практической работы. В курсе рассматриваются как общетеоретические и методологические проблемы, психологии личности, так и конкретные вопросы становления личности в историческом и онтогенетическом аспектах, а также известные концепции в области психологии личности.

В результате изучения данного курса студенты должны:
— знать сущностные особенности проблемы определения понятия личности;
— понимать действительные возможности научного подхода при исследовании проблем психологии личности;

— знать конкретные психологические методики изучения личности человека;
— знать основные теории, концепции и подходы в современной психологии личности;
— ориентироваться в логике и закономерностях становления личности в онто- и филогенезе.

Данный курс читается в двух семестрах в количестве 66 часов, из них 33 часа лекций, 33 часа семинарских занятий. По окончании курса предусмотрен диф. зачет.

РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Тема 1. Проблема определения понятия личности
Философские основы теоретического подхода к личности. Проблема сущностного определения человека. Личность как единство всеобщего и универсального. Возможность и невозможность однозначного определения понятия личности. Редукционизм в психологии личности. Множественность трактовок понятия личности в современной психологии.

Тема 2. Категория развития в психологии личности
Проблема определения понятия развития. Отличие развития от изменения, роста, движения, созревания. Развитие как саморазвитие. Основные признаки развития: появление нового качества, прогрессивность изменений, внутренняя обусловленность. Тотальность личности и способности к саморазвитию. Совпадение и различие процессов развития психики и личности. Соотношение понятий личности и нравственности, внутренней свободы и ответственности, инициативности и осмысленности действия. Отличие понятия личности от понятий — индивид, субъект, индивидуальность. Предпосылки, условия, источники и движущие силы психического развития.

Тема 3. Биологическое и социальное в психике и личности человека
Исходные посылки и логика натуралистического подхода. Принцип естественного отбора и надъестественность человеческой культуры. Противопоставление биологического и социального. Биологизаторские и социологизаторские учения в психологической науке. Теория конвергенции двух факторов. Роль наследственности и социальной среды в становлении личности. Социо-культурные основы организмы человека. Проблемы психосоматики. Отличительные особенности личностного подхода в свете проблем биологического и социального.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ

Тема 1. Принцип историзма в психологии личности
Личностность человеческого бытия как явление западной культуры. Различное понимание сущности и предназначения человека на Востоке и Западе. Проявления общинного и феодального сознания в современном мире. Безличностность и личностность мышления и бытия как результат своеобразного исторического развития психики человека в различных мировых культурах. Утверждение индивидуализированного бытия как существенное условие становления личности человека.

Тема 2. Историческое становление личностного сознания
Безличностность мышления и самосознания древних греков. Внутренние психологические качества (индивидуальная неповторимость, мотивы и побуждения, совесть и стыд) и гражданские доблести в Древней Греции. Субстанциональная и атрибутивная личность в работах А. Ф. Лосева. Роль христианства в становлении личностного бытия человека. Своеобразие средневекового мышления. Религиозное сознание и его влияние на формирование человека как личности.

Перспективы развития исторической психологии.

Тема 3. Параметры личностного бытия в современном мире
Характеристика понятий: индивидуальность, творчество, свобода, инициативность, осмысленность. Юридическая и нравственная ответственность личности. Психологические основания вменения вины. Понятие о девиантном поведении и о личности преступника. Предвидение общественно значимых последствий своих действий и поступков. Осмысленная инициатива как характеристика волевого действия. Воля как психологический инструмент свободного действия. Противоположность и взаимодополнительность общинного и личностного сознания в современном мире.

РАЗДЕЛ 3. ОНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ

Тема 1. Понятие психологического возраста в психологии личности
Физическое, историческое и психологическое время в жизни человека. Проблема единицы измерения психологического времени на оси онтогенеза. Несовпадение биологического созревания, психологического развития и личностного становления в онтогенезе. Теоретическое и эмпирическое обоснование кризисов развития. Стабильные и критические периоды. Ведущая деятельность и ее значение в формировании личности ребенка. Понятие о возрастных психологических новообразованиях и их роли в становлении личности. Основные периодизации психического и личностного развития.

Тема 2. Особенности развития личности в раннем возрасте
Движущие силы психического развития в раннем возрасте. Роль общения в личностном развитии ребенка младенческого и раннего возраста. Последствия депривации общения. Условия возникновения «бескорыстно-исследовательской», предметно-манипулятивной деятельности. Психологические новообразования критических и литических периодов данного возраста. Личностные особенности детей раннего возраста с трудностями в развитии.

Тема 3. Становление личности в дошкольном и младшем школьном возрасте


Основные виды детской игры. Их вклад в развитие личности ребенка. Психологическая и личностная готовность детей к обучению в школе. Особенности самосознания ребенка-дошкольника и младшего школьника. Ведущая учебная деятельность и ее значение в плане формирование личности. Формирование произвольности и этических инстанций. Воображение и рефлексия как новообразования дошкольного и младшего школьного периодов развития. Нарушения в эмоционально-мотивационной и волевой сфере у детей с трудностями развития. Психологическая диагностика и коррекция «трудных детей».

Тема 4. Личность подростка
Психологическое содержание развития личности в младшем и старшем подростковом возрасте. Проблема определения ведущей деятельности подростков. Особенности самосознания подростков. Чувство взрослости как возрастное психологическое новообразование. Соотношение общения и учебной деятельности в подростковом периоде развития. Особенности мотивационно-потребностной сферы личности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте.

РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНОЕ ПОДХОДЫ И ТЕОРИИ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Тема 1.

Психоаналитический подход к изучению личности
Основополагающие понятия классического психоанализа (З. Фрейд). Либидозная энергия влечений. Представление о трех инстанциях в структуре личности: Я, Оно, Сверх-Я. Методы психоаналитического исследования личности. Роль комплексов в развитии личности. Психотерапевтические подходы и техники в психоанализе. Развитие психоаналитического направления (К. Юнг). Личное и коллективное бессознательное. Понятие архетипа. Персона как фрагмент коллективной психики.

Тема 2. Теория личности К. Левина
Топология и основные понятия динамической теории поля. Движущие силы поведения в учении К. Левина. Экспериментальные исследования личности в работах учеников и последователей К. Левина: Хоппе, Т. Дембо, А. Карстен, Р. Биренбаум, Б. В. Зейгарник.

Тема 3. Проблема личности в гуманистической психологии
Теория и практика в подходе Карла Р. Роджерса. Основные принципы гуманистической психологии. Представления о свободе, внутреннем психическом опыте, осознании бытия «здесь-и-теперь», самоактуализация, целостности личности, ответственности. Психологические механизмы защиты «Я — концепции» в теории К. Роджерса. Его психотерапевтические идеи и опыт работы как психотерапевта. Преодоление потребительской психологии «вещизма» в работах Э. Фромма. Понятия отчуждения. Концепция человеческой природы и положение о личности в обществе в трактовке Э. Фромма. Представление о Новом Человеке и Новой науке.

Тема 4. Культурно-историческая концепция развития личности
Идея развития как центральная проблема в исследованиях Л. С. Выготского. Методологическое значение учения о высших психических функциях для построения теории личности. Опосредствование как психологический механизм развития. Понятия социальной ситуации развития, центральной психической функции, возрастных новообразованиях и ведущей деятельности. Критерии личностного характера действий. Понятие о системном и смысловом строении сознания. Экспериментально-генетический метод.

Тема 5. Деятельностный подход в психологии личности
Деятельность как предельный объяснительный принцип и как предмет исследования. Проблема определения понятия личности в деятельностном подходе. Критика А. Н. Леонтьевым ролевых теорий личности. Точки «рождения личности в концепции А. Н. Леонтьева. Мотивационно-потребностная сфера как сущностное ядро личности. Значение установления иерархии мотивов. Основной показатель личностного становления в подростковом возрасте. Проблема смысла и значения в деятельностном подходе и в культурно-исторической концепции. Совпадения и различия в трактовках понятия личности в теории А. Н. Леонтьева и в исследованиях Л. И. Божович. Перспективы развития деятельностной теории личности.

ВОПРОСЫ К ДИФ. ЗАЧЕТУ

1. Проблема определения понятия личности.
2. Научный подход к проблеме личности.
3. Категория развития в психологии личности.
4. Биологическое и социальное в личности человека.
5. Соотношение понятий: психика, личность, индивид, субъект, индивидуальность.
6. Периодизация психического и личностного развития.
7. Основные психологические понятия и характеристики онтогенеза личности.
8. Критические и литические периоды развития.
9. Предпосылки, условия, движущие силы и источники психического развития.
10. Становление личности в младенческом возрасте.
11. Движущие силы психического развития в раннем возрасте.
12. Развитие личности в дошкольном возрасте.
13. Понятие ведущей деятельности.
14. Роль учебной деятельности в становлении личности младшего школьника.
15. Личность подростка.
16. Самосознание и самооценка на разных этапах онтогенеза.
17. Общая характеристика исторического становления личностного сознания.
18. Принцип историзма в психологии.
19. Мироотношение и самосознание в Древней Греции.
20. Роль христианства в становлении личностного сознания.
21. Особенности восточных и западных трактовок в учениях о личности человека.
22. Основные теории личности в современной психологической науке.
23. Психоаналитический подход к проблеме личности.
24. Исследования К. Левина и его учеников в области проблем психологии личности.
25. Трактовка личности в культурно-исторической концепции.
26. Деятельностный подход в психологии личности.
27. Основные методы изучения личности в различных психологических школах.
28. Подход к проблеме личности в гуманистической психологии.


СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Библер В. С. Мышление как творчество. — М.: Политиздат, 1975. — 397с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
3. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности // Под ред. Фельдштейна Д. И. — М.: Международная педагогическая академия. — 209 с.
4. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Методологическое исследование. — Собр. соч. : В 6 т., т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — с. 291-436.
5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. — Собр. соч.: В 6 т., Т.3. — М.: Педагогика, 1983. — С.6-114.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. — Собр. соч.: В 6 т., Т.4 — М.: Педагогика, 1984. — С. 243-385.
7. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. — М.: Политиздат, 1984.- С. 321-358.
8. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., Педагогика, 1991.- 152 с.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
10. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991. — С. 427-438.
11. Психология индивидуальных различий. Тексты // Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — с. 15-21, 199-219.
12. Психология личности. Тексты // Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырея А. А.- М.: изд-во Моск. ун-та, 1982.- 288 с.
13. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. //Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
14. Фромм Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1986. — 238 с.
15. Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса // Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — С. 146-210, 257-300.
16. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 4. — С.6-21.
17. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного // Пер. с нем. — М.: Канон, 1994. — 320 с.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсеньев А. С. Наука и человек (философский аспект) // Наука и нравственность — М., 1971. С. 114-159.
2. Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А., Субботский Е. В., Хараш А. У., Цветкова Л. С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. — 1979. № 4. С. 35-45.
3. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под. ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. — М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
4. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2х т. — Т. 1. — М., 1986. — 316 с.
5. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. — МГУ, 1983. — 164 с.
6. Кравцов Г. Г. Психологические проблемы начального образования. — Изд-во Красноярского ун-та, 1994. — 141 с.
7. Леонтьев А. Н. Об историческом подходе в изучении психики человека / Проблемы развития психики. — М., Изд-во МГУ, 1972. С. 341-399.
8. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. — 277 с.
9. Лисина Н. И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности в детском возрасте / Под. ред. В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной. — М., 1980. С. 36-40.
10. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. — М., Наука, 1990. — 222 с.
11. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., Политиздат, 1982. — 255 с.
12. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989.
13. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. — М., Наука, 1978. — 391 с.

Понятие личности в психологии, многообразие подходов к пониманию сущности личности.

ЛИЧНОСТЬ (в психологии) — системное качество, приобретаемое индивидом, в предметной деятельности и обещании, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Личность формируется в процессе общественной практики и выступает как целое (по Платонову из словаря). Личность — это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой и людьми.

Личность характеризуется:

  1. целостностью
  2. активностью, стремлением расширять сферу своей деятельности,
  3. направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т. д.
  4. глубинными смысловыми образованиями (динамическими смысловыми системами, по Л. С. Выготскому) (см. Личностный смысл), формирующимися в совместной деятельности групп и коллективов;
  5. степенью осознанности своих отношений к действительности: установка (Д. Н. Узнадзе).

Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, для индивида, личность выступает как его «Я» (образ Я, Я-концепция). Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять свое поведение и осуществлять самовоспитание. Личность рассматривается в четырёх аспектах, образующих единство:

1) личность как относительно устойчивая совокупность индивидных качеств:

особенности темперамента, способности (работы Теплова, Небылицына, Мерлина)

2)   личность как индивидуальность;

3)   личность как момент включенности индивида в межиндивидные связи

4)   личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком преобразований интеллектуальной сферы других людей.

    Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность «быть личностью», реализуемую в социально значимой деятельности. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания. Задачей воспитания является всестороннее и гармоническое развитие личности человека, имеющее комплексный характер (умственное, трудовое, нравственное, эстетическое и физическое) при ведущей роли школы, семьи и общественности. Важное значение в этом процессе имеет воспитание в труде, прежде всего путем включения в трудовые коллективы, где создаются необходимые условия для формирования общественно ценных качеств личности. (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский).

В «Основах психологии» (1935) Рубинштейн обращается к проблеме личности. Он выдвигает идею личности как целого. К проблеме личности Рубинштейн подходит через характеристику всей системы связей человека с внешним миром.

Изучение свойств личности — ее установок, способностей, черт характера, проявляется в деятельности. Таким образом, все многообразие психических явлений — функций, процессов, психических свойств — входит в личность в единстве.

Личность проявляется в целостности и единстве.

Человек является личностью, т.к. он выделяет себя из природы и окружающего мира. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим.

Единство организма являются первой материальной предпосылкой единства личности. Подлинный источник развития личности нужно искать в растущей самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.

Всякий человек является личностью, сознательным субъектом, обладающим и известным самосознанием; но не у каждого человека те качества его, в силу которых он признается личностью, представлены в равной мере. Личностью является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо. «В высших своих проявлениях это предполагает самостоятельность мысли, силу воли, собранность и внутреннюю страстность». Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей опустошает личность.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

К человеку, в котором чувствуется личность, редко относятся безразлично; его любят или ненавидят; у него всегда есть враги и бывают настоящие друзья. Как бы мирно внешне ни протекала жизнь такого человека, внутренне в нем всегда есть что-то активное.

Личность – это то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «Я».

«Я» — это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании.

У. Джемс надстраивал духовную личность над личностью физической и социальной. В действительности личность – это единство.

К своей личности человек относит свое тело, поскольку овладевает им, и органы становятся первыми орудиями воздействия на мир. Человек связывает свою личность с определенным внешним обликом, поскольку в нем отражается склад его жизни и стиль деятельности. Следовательно, Джемс делал ошибку, когда говорил о физической личности и личности духовной, т.к. личность – это единое образование.

Из психической сферы человек относит к своему «я» преимущественно свои способности и особенно свой характер и темперамент — те свойства личности, которые определяют его поведение, придавая ему своеобразие. Все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности.

Реальная личность является общественным существом, включенным в общественные отношения и выполняющим те или иные общественные функции. Реальное бытие личности существенно определяется ее общественной ролью.

Эта установка личности нашла себе отражение в психологической литературе. Задавшись вопросом о том, что включает личность человека, У. Джемс отмечал, что личность человека составляет общая сумма всего того, что он может называть своим. Своим человек считает не столько те вещи, которые он себе присвоил, сколько то дело, которому он себя отдал.

Личность определяется отношением к труду. Сознательное, общественное отношение к труду является стержнем, на котором держится психология личности.

Личностью человек не рождается; личностью он становится. Сущность человеческой личности: личность развивается; имеет свою историю.

    Каждый человек имеет свою историю, поскольку развитие личности опосредовано результатом ее деятельности. Поэтому, чтобы понять путь развития личности, человек должен рассматривать в определенном аспекте:

1.      кем я был?

2.      что я сделал?

3.      чем я стал?

Личность реализуется в продуктах своего труда, через них растет и формируется. Психическое развитие личности опосредовано ее практической и теоретической деятельностью.

Личность — социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностями мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Природа, общество, культура — три сферы мира, в которых живет личность. Личность в широком смысле выступает как активный субъект деятельности (субъект природы, общества, культуры). Личность в узком смысле выступает как субъект, способный самостоятельно и ответственно решать проблемы.

Особенная и не похожая на других личность характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама (самооценка, программа самосовершенствования, способность к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции).

Личность характеризует:

1.            познавательным потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания

2.            ценностный потенциал личности определяется приобретенной ею системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.

3.            творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию (созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному), и мерой их реализации той или иной сфере труда

4.             коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

5.            художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.

Личность определяется тем,1) что и как она знает;2) что и как она ценит;3) что и как она созидает;

4) с кем и как она общается;5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.

    Быть личностью — значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти.

«Личность — это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям» (М. Шелер).

«Личность не свободна от социальных влияний, но от неё зависит, сдастся ли она или сможет противодействовать социальным обстоятельствам. В этом плане свобода — это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, уступить ли ему злу» (Ф.М. Достоевский).

«Свобода личности может перейти в произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности» (В. Франкл).

      Охарактеризуем кратко особенности понимания личности Леонтьевым. Личность, по его мнению, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятелыюстсй создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза). К понятию «личность» Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека — физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективпость, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека.

     По мнению Ананьева, личность — это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, т. е. свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному. При этом под социальным существом понимается человек конкретной общественно-исторической эпохи в совокупности его общественных отношений.

 Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).

 Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).

 Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).

 И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.

 Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации.

А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.

 К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Понятие личности в психологии, многообразие подходов к пониманию сущности личности.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Понятие личности в психологии, многообразие подходов к пониманию сущности личности.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Понятие личности в психологии, многообразие подходов к пониманию сущности личности.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Расстройства личности. Смешивание масла и воды

К настоящему времени психолог из Флориды Флоренс Кэслоу, доктор философии, так часто наблюдала эту закономерность среди некоторых пар, что это практически клинический архетип: у обеих сторон есть расстройства личности (РЛ), но на противоположных концах спектра.

Привередливая, стоическая супруга с обсессивно-компульсивным расстройством личности сталкивается с часто неряшливым, ярким супругом с истерической болезнью Паркинсона. Или, аналогичным образом, эгоцентричный, самодовольный человек с нарциссическим РЛ спорит с нуждающимся, цепким партнером с зависимым РЛ.

Это может показаться чрезмерным упрощением, но слишком часто один человек с болезнью Паркинсона привлекает другого человека, как обнаружила Каслоу за 30 с лишним лет своей практики. Что может лежать в основе этой закономерности?

«Кажется, у них фатальное влечение друг к другу в том смысле, что их личностные паттерны дополняют друг друга и взаимны — это одна из причин, почему, если они разведутся, их, вероятно, снова и снова будет привлекать кто-то, похожий на их бывшего партнер», — говорит Каслоу.

И хотя эмпирические исследования этого паттерна, как правило, отсутствуют — клинические испытания по нему очень редки — поддержка утверждения Каслоу появляется в ряде книг и отчетов в литературе, таких как теоретическая статья о нарциссической РЛ в пары Пола Линкса, доктора медицины, который появился в 2002 году в Американском журнале психотерапии (том 56, № 4). В нем Линкс утверждает, что серьезность нарциссического расстройства личности и готовность к изменениям могут помочь или сломать попытки пары решить проблемы.

Однако раскол личности может осложнить такие попытки. Даже если только у одного партнера развилась полномасштабная болезнь Паркинсона, другой партнер часто проявляет личностные тенденции в противоположном направлении, отмечает психолог из Лос-Анджелеса Мэрион Соломон, доктор философии, написавшая главу о лечении пограничных пар для книги о лечении пар, которую редактировала Каслоу. см. дальнейшее чтение). Чаще всего Каслоу и Соломон видят притяжение между людьми с диагнозами кластера B (антисоциальные, пограничные, истерические и нарциссические) и кластера C (избегающие, зависимые и обсессивно-компульсивные) расстройств личности.

Кэслоу предлагает теорию притяжения между кластерами B и C: «Кто-то из кластеров B или C, скорее всего, будет искать полярную противоположность, которая, по их мнению, демонстрирует качества, которых им не хватает, и предполагает, что это заставит их чувствовать себя более полными или целостными», — она объясняет. «Так, например, актера привлекает перфекционист с ОКР из-за того, что актер нуждается в стабилизации, а человек с ОКР очарован наплевательским отношением этого актера. Но через некоторое время они начинают тереться друг о друга Неправильный путь.»

Роковое влечение

Проблемы возникают из-за неожиданной реакции каждого партнера на другого, говорит Каслоу. Она объясняет: «Эти люди часто буквально видят в другом человеке «свою вторую половину». Но эта половина — та, которую они отрезали в себе, поэтому их, по сути, привлекает то, что они отвергли или к чему отрицательно относятся».

Ситуацию усугубляет тот факт, что каждый партнер вызывает у другого бессознательную, нерешенную проблему развития, говорит Джоан Лачкар, доктор философии, практикующий врач из Лос-Анджелеса, которая пишет о партнерах, проявляющих определенные черты и характеристики нарциссических и пограничных РЛ. Например, объясняет Лачкар, преподаватель Южно-Калифорнийского психоаналитического института, потребность пограничного человека разрушает защиту нарцисса от близости, а отказ нарцисса разжигает у пограничного человека тревогу быть покинутым, реакцию на стыд и склонность чувствовать себя отвергнутым или оскорбленным.

Такие партнеры часто задерживаются в развитии, формируя паттерн, который Лачкар называет «танцем» в нарциссических/пограничных отношениях. Лачкар утверждает, что дисфункция в этом танце — эмоциональная замкнутость нарцисса и потребность пограничного человека в отвержении и эмоциональном потрясении — может быть в значительной степени связана с детскими проблемами привязанности, отличительной чертой расстройств личности.

Во взрослых отношениях, добавляет Соломон, люди с РЛ могут отыгрывать раннее жестокое обращение, пренебрежение, насилие и другие формы детской привязанности — хотя, как указано в литературе об основах РЛ (см. стр. 42), это неясно. насколько эти неудачи связаны с жестоким обращением родителей, уже существующей детской патологией, вызывающей негативные родительские реакции, или их взаимодействием.

Помимо причин, Соломон утверждает, что укоренившиеся механизмы БП формируются рано: «Когда ребенок в возрасте от 0 до 18 месяцев испытывает страх, левое полушарие — рациональная языковая часть мозга — еще не развилось, поэтому правое полушарие либо выставляет щит, либо считает себя ущербным», — говорит Соломон.

Лечение приближается к

Борьба с этими реакциями правого полушария путем добавления когнитивных функций левого полушария является ключом к лечению пар, борющихся с болезнью Паркинсона, говорит Соломон. Однако практикующим врачам не хватает исследований о том, как это сделать эффективно, говорит Линкс, автор статьи о перспективах парного лечения людей с нарциссическим расстройством личности. В этой статье Линкс опирался на свой собственный клинический опыт, чтобы доказать, что, когда в партнерстве участвует нарцисс, его выживание зависит от способности этого человека:

  • Сокращение агрессивного поведения, такого как употребление наркотиков или алкоголя, перерасход средств, сексуально навязчивые действия или физическое или словесное насилие над партнером.

  • Снижает уровень защиты и показывает уязвимость.

Кроме того, говорит Линкс, заведующий кафедрой исследований самоубийств имени Артура Соммера Ротенберга в Университете Торонто, пара должна «сбалансировать» себя так, чтобы партнер нарцисса — вероятно, более мазохистский, зависимый тип — все еще удовлетворял потребность нарцисса в восхищении, но также может получить повышенную любовь, одобрение и поддержку от нарцисса. Для сравнения, при пограничном восстановлении баланса другой партнер должен перестать подпитывать импульсивность и эмоциональную нестабильность пограничного человека, отмечает Линкс в других работах.

Достаточно сложно добиться такого восстановления баланса, когда у одного человека расстройство личности, а другой относительно здоров. Но когда у обеих сторон есть PD, лечение может работать только в том случае, если оно точно определяет, где PD пересекаются, а затем разделяет расстройства, чтобы исправить дисфункциональную систему, утверждает психолог Университета Говернорс Джон Карлсон, PsyD, EdD, в Family Journal: Counseling and. Терапия для пар и семей (Том 8, № 2).

Взвешивание шансов

Но каковы шансы починить эту систему и спасти пару?

Вероятность выше, говорят Каслоу и Лачкар, когда существуют три критических ингредиента:

  • Оба партнера готовы изменить сами . В противном случае их проблемное поведение будет продолжать мешать текущим отношениям или любым будущим, которые они попытаются установить.

  • Каждый человек стремится работать над отношениями. «Должна быть позитивная мотивация, правильное разделение ценностей и убеждений, а также достаточно прочная основа, чтобы справиться с личностными различиями», — объясняет Каслоу.

  • Специалист, оказывающий помощь, имеет опыт как в лечении расстройств личности, так и в терапии супружеских пар. «Терапевт должен выражать сочувствие к каждому индивидууму в паре и в то же время должен по-настоящему сблизиться с парой и сформировать команду », — говорит Лачкар.

Что касается лечения пары по отдельности, вместе или обоих, многие опытные врачи предпочитают совместное лечение, по крайней мере, вначале. По словам Каслоу, это не только проливает больше света на взаимодействие пары, но и предотвращает ситуации типа «он сказал, она сказала» или «она сказала, ты сказал».

Однако на данный момент специалисты в области психического здоровья знают значительно больше о лечении БП у отдельных лиц (см. стр. 46), чем у пар, отмечает Линкс.

«Нам необходимо объединить исследования расстройств личности и концепций функционирования личности с исследованиями по терапии пар», — говорит он. «Речь идет не столько об изобретении новых терапевтических вмешательств для пар, сколько о фактической проверке наших гипотез о подходящей парной терапии для людей с расстройствами личности».

Личность | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

От эксцентричного и интровертного до шумного и смелого, человеческая личность представляет собой сложную и красочную вещь. Личность относится к отличительным моделям мышления, чувств и поведения человека. Это происходит из сочетания врожденных предрасположенностей и склонностей, а также факторов окружающей среды и опыта. Хотя личность может меняться в течение жизни, основные черты личности, как правило, остаются относительно постоянными во взрослой жизни.

Хотя существует бесчисленное множество характеристик, которые комбинируются почти бесконечным числом способов, люди пытались найти способ классификации личностей с тех пор, как Гиппократ и древние греки предложили четыре основных темперамента. Сегодня психологи часто описывают личность с точки зрения пяти основных черт. Так называемая Большая пятерка — это открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм. Более новая модель, названная HEXACO, включает честность и скромность в качестве шестой ключевой черты.

Какой у меня тип личности?

Довольно широко распространено представление о «типе» личности. Например, многие люди ассоциируют личность «типа А» с более организованным, жестким, конкурентоспособным и тревожным человеком. Тем не менее, у этой идеи мало эмпирических подтверждений. Ученые также поставили под сомнение типы личности, представленные в популярном индикаторе типов Майерс-Бриггс (MBTI).

Психологи, изучающие личность, считают, что такие типологии, как правило, слишком упрощены, чтобы объяснить различия между людьми. Вместо этого они, как правило, полагаются на такие структуры, как модель измерения характеристик «Большой пятерки». В модели «Большой пятерки» каждый человек попадает в определенный континуум по каждой черте — по сравнению с остальной частью населения человек может оценивать относительно высоко или низко какую-либо черту, такую ​​как экстраверсия или доброжелательность, или более специфические аспекты каждой из них. такие как настойчивость или сострадание). Сочетание этих различных уровней черт описывает личность.

Для оценки этих индивидуальных различий были созданы различные личностные тесты. Эти тесты обычно побуждают людей указать, в какой степени различные описания мышления или поведения отражают их собственные тенденции. Основываясь на ответах человека, тест дает описание «типа личности» (в случае такого теста, как MBTI) или показывает, как человек сравнивается с другими респондентами по ряду характеристик (в случае опросника «Большая пятерка» или аналогичного теста). меры).

Чтобы узнать больше, см. Черты характера и Тесты личности.

Почему важна личность

Психология личности — с ее различными способами организации, измерения и понимания индивидуальных различий — может помочь людям лучше понять и сформулировать, что они из себя представляют и чем они отличаются от других. Но детали личности имеют отношение не только к самооценке человека.

Тенденции в мышлении и поведении, которые представляют такие понятия, как Большая пятерка, связаны со множеством других характеристик и результатов, по которым люди сравнивают друг друга. К ним относятся различия в личном успехе, здоровье и благополучии, а также в том, как люди ладят с другими. Даже риск смерти, по-видимому, в некоторой степени связан с различиями в личностных чертах.

Личность также пересекается с областью психического здоровья: специалисты используют список расстройств личности, включающих длительные дисфункциональные тенденции, для диагностики и лечения пациентов. Среди категорий, используемых психиатрами и клиническими психологами, есть обычно обсуждаемое нарциссическое расстройство личности, пограничное расстройство личности и антисоциальное расстройство личности, но основное диагностическое руководство, DSM, включает в общей сложности 10 расстройств личности.

Подробнее см. Личность и жизненные результаты и Расстройства личности.

Откуда берется личность?

Почему люди развивают свою личность и насколько чья-то личность обычно меняется с течением времени — это одни из самых больших вопросов в психологии личности. Наука дает некоторые ответы, но остается еще много места для дискуссий и исследований.

Генетика частично помогает объяснить различия в личностных чертах, но другие факторы, безусловно, играют роль. Был предложен ряд теорий личности, чтобы объяснить, что такое личность и почему люди становятся теми, кто они есть, причем некоторые из них в большей степени, чем другие, сосредоточены на потенциальных негенетических факторах, таких как принятие человеком новых социальных ролей (например, супруга или родителя). ).

Несмотря на свою повседневную стабильность, личность может изменяться в долгосрочной перспективе, потенциально в значительной степени, в течение жизни человека.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *