Основные компоненты психологической структуры личности: Структура личности, ее основные компоненты.

Структура личности, ее основные компоненты.

Структура личности, по К.К. Платонову

Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности.

Наиболее известной, является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова.

Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей.

Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности.

Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни.

Биопсихологические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга.

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей среды.

Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы делятся на познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), эмоциональные

и волевые.

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер, способности.

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени. К психическим состояниям относятся: 1) проявления чувств – настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и прочее; 2) проявления внимания – сосредоточенность, рассеянность; 3) проявления воли – решительность, собранность; 4) проявления мышления – сомнения; 5) проявления воображения – грезы и прочее.

Компоненты личности:

Иерархическая структура личности (К.К. Платонов)

Основные компоненты личности.

Первый компонент структуры характеризует направленность личности, или избирательное отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют, и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Так, например, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на задний план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Так, например, у А. С. Пушкина доминировало поэтические дарование, хотя он проявил себя и как историк, и как талантливый рисовальщик. То же самое можно сказать и о М. Ю. Лермонтове. У Ф. И. Шаляпина основная способность — сценическая. Она подчинила себе изобразительные способности и заставила их служить сцене. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.

Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер. или стиль поведения человека в социальной среде. Характер — сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность), во вторую очередь — волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Вот почему можно сказать, что морально-волевые качества составляют действительную основу характера.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают понятием «я».

«Я» — образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

Психологическая структура личности — Онлайн библиотека

 Психология

Личность — сложное целостное образование. Исследованию ее структуры посвящены труды многих психологов. Согласно исследованиям К. К. Платонова в структуре личности выделяют четыре главных однотипные подструктуры (табл. 12).

Главные однотипные подструктуры личности
Таблица 12
Во структуры личностиКомпоненты подструктурСоотношение социального и биологическогоУровень анализа
Виды формирования
Направленность личностиУбеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желанияБиологического почти нетСоциально-психологическийВоспитание
ОпытПривычки, умения, навыки, знанияЗначительно больше социальногоПсихолого-педагогическийОбучение
Особенности психических процессовОщущение, восприятие, воля, чувства, эмоции, мышление, памятьЧаще больше социальногоИндивидуально-психологическийУпражнения
Біопсихологічні свойстваТемперамент, половые признаки, возрастные свойстваСоциального почти нет
Психофизиологическое
Нейропсихологический
Тренировки

 

Первая подструктура характеризует направленность личности или избирательное отношение человека к действительности. Составляющие качества этой подструктуры личности не являются врожденными и отражают индивидуальное общественное мышление. Формируется направленность личности в процессе воспитания. Выделена отдельно в психологической структуре личности направленность, в свою очередь, включает систему взаимосвязанных компонентов: интересы, желания, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждения. Указанные компоненты направленности характеризуют отношение личности, ее материальные и духовные потребности, моральные качества. Поскольку отношение не только качеством личности, а прежде всего элементом сознания, что влияет на проявления ее активности, то активность направленности проявляется обычно через убеждение — сознательные потребности человека, которые побуждают его действовать согласно ценностных ориентаций.

Вторая подструктура включает знания, умения, навыки и привычки, усвоенные в собственном опыте путем обучения. Иногда эту підструктуру рассматривают как подготовленность индивида. На формирование компонентов данной подструктуры заметно влияют биологические и генетические качества человека.

В наше время компоненты, объединенные подструктурой опыта, не все психологи склонны рассматривать как свойства личности. Однако К. К. Платонов считал, что «типичные для данного индивида проявления, так же как и закреплены знания, навык (на только умственная или волевая, но и моторная и сенсорная) и, тем более, умение и привычка, уже, бесспорно, является свойством личности!». Действительно, приобретенные знания и сформированы в процессе обучения умения и навыки органично вплетаются в структуру личности, становятся ее неотъемлемыми свойствами.

Третья подструктура включает индивидуальные особенности психических процессов: ощущение, восприятие, эмоции, волю, мышление, память. Психические процессы, которые являются динамическим отображением действительности в различных формах психических явлений, обеспечивают связь личности с действительностью. На основе психических процессов образуются психические качества личности, которые обеспечивают определенный количественно-качественный уровень ее психической деятельности и поведения, типичный для индивида. Основные компоненты третьей подструктуры формируются и развиваются с помощью упражнений, при этом большое значение приобретают волевые качества индивида, поскольку они лежат в основе сознательного регулирования психических процессов и состояний личности.

Четвертая подструктура личности включает свойства темперамента, половые и возрастные свойства. К ним же относят и патологические (органические) изменения личности. Формирование компонентов этой подструктуры возможно только с помощью тренировки, но чаще имеет место формирование заменителей (компенсаторных механизмов) природных свойств, которых не хватает. Эта подструктура имеет название біопсихологічної, поскольку качества личности, которые в нее входят, главным образом обусловлены физиологическими особенностями мозга. Активность проявлений этой подструктуры зависит от силы нервных процессов.

Рассмотрены четыре подструктуры охватывают почти все известные качества личности. Однако следует учитывать, что наряду с ними можно назвать бесчисленное количество качеств, которые имеют собственную структуру и объединяют несколько компонентов, относящихся к различным однопорядкових подструктур личности. Например, убежденность отнесена к первой подструктуры, а к ней самой входят воля, соответствующие знания и особенности процессов мышления.

Среди перечисленных подструктур и их компонентов не названы такие важные проявления личности, как характер и способности. Дело в том, что эти две подструктуры личности включают те или иные компоненты из всех названных однопорядкових подструктур, и поэтому их особенности и структура будут рассмотрены отдельно.



Назад  

Ид, Эго и Суперэго: что нужно знать о теории Фрейда

(последнее обновление: 4 октября 2022 г.)

Идентификатор | Эго | Суперэго | Как они взаимодействуют | Воздействие | FAQ

В своей теории психоанализа Зигмунд Фрейд предположил, что человеческая личность состоит из трех ключевых элементов. Он назвал их ид, эго и суперэго. Согласно Фрейду, именно взаимодействие этих трех частей личности влияет на то, как люди думают и ведут себя.

Ид управляет нашими потребностями и желаниями, а Суперэго стремится к нравственности и совершенству. Эго является посредником между ними, который пытается удовлетворить потребности Ид и Супер-Эго, принимая во внимание требования реальности.

Чтобы понять теорию Фрейда, важно понять, как он описал каждый из этих компонентов личности. В этой статье описывается теория Фрейда об ид, эго и суперэго и исследуется, как взаимодействуют эти три аспекта личности.

Подробнее: Что такое психология личности

Что такое идентификатор?

Фрейд считал, что Ид является самой основной и первичной частью личности. Это единственная часть личности, присутствующая при рождении.

Идентификатор контролирует все инстинктивное поведение человека. Поскольку Ид примитивен и инстинктивен, он действует на бессознательном уровне.

Кроме того, он руководствуется тем, что Фрейд называл принципом удовольствия . Принцип удовольствия направлен на немедленное удовлетворение любой потребности или желания человека. Например, чувство голода вызывает немедленное желание есть. Когда эти потребности не удовлетворяются, люди могут испытывать чувство беспокойства, напряжения или беспокойства.

Не всякая потребность или желание человека могут быть удовлетворены немедленно. Если бы вы попытались удовлетворить потребность в неподходящее время и в неподходящей обстановке, вы могли бы обнаружить, что ведете себя неуместным или социально неприемлемым образом.

Что такое эго?

Фрейд описывал эго как часть личности, которая позволяет реалистично и приемлемо выражать желания Ид. Эго развивается из Ид, но видоизменяется под влиянием реального мира.

Он действует на основе того, что Фрейд назвал принципом реальности . Там, где требования Ид бессознательны, нереалистичны или неприемлемы, цель эго состоит в том, чтобы исполнить эти желания таким образом, который объясняет реальность. Это означает оценку ситуации и взвешивание всех «за» и «против» действий.

Фрейд сравнил отношения эго и ид с отношениями всадника и лошади. Лошадь — это мощная сила, которая толкает двоих вперед, но всадник контролирует направление и курс, которым они следуют.

Иногда это может просто означать ожидание удовлетворения потребности до тех пор, пока вы не окажетесь в нужное время и в нужном месте, процесс, известный как отсроченное удовлетворение. Например, если вы устали, эго не позволит вам вздремнуть, пока вы не окажетесь дома в постели, вместо того, чтобы задремать посреди рабочего дня.

Что такое Суперэго?

Суперэго — часть личности, стремящаяся к нравственному поведению. Он состоит из всех усвоенных убеждений, ценностей и морали, которым люди учатся у своих родителей и в своем обществе. Это последний компонент личности, который формируется и обычно начинает проявляться в возрасте от трех до пяти лет.

Суперэго играет важную роль в принятии решений и суждений.

Фрейд предположил, что суперэго состоит из двух компонентов:

  • совесть: Это часть суперэго, связанная с вещами, которые считаются плохими, неуместными или аморальными. Поступки, противоречащие совести, могут вызвать негативные последствия, такие как наказание или чувство вины.
  • Идеал эго: Это идеализированное «я», к которому стремится человек. Другими словами, это то, что, по нашему мнению, мы должны делать, как, по нашему мнению, мы должны себя вести и как, по нашему мнению, мы должны относиться к другим.

Цель суперэго — подавить примитивные побуждения Ид. Если бы у Суперэго было свое, вы жили бы в соответствии с высокими идеалистическими стандартами, никогда не поддаваясь побуждениям и требованиям первичного Ид.

Как взаимодействуют Ид, Эго и Суперэго

Ид, Эго и Суперэго не функционируют отдельно и независимо. Вместо этого они пересекаются и взаимодействуют различными способами, чтобы влиять на то, как люди думают, чувствуют и ведут себя.

Эти силы также динамичны и постоянно меняются. Иногда требования идентификатора могут иметь приоритет. В других случаях это может быть суперэго, которое берет на себя инициативу. В любой ситуации эго служит посредником, пытающимся найти баланс между требованиями Ид, Суперэго и реальностью.

Сила эго — это то, что Фрейд называл способностью эго эффективно управлять этими конкурирующими силами. Слабое эго означает, что вы можете чаще поддаваться своим импульсам, а слишком сильное может означать неспособность адаптироваться и идти на компромисс.

Подробнее: Что такое тип личности?

Влияние

Важно признать, что концепция Фрейда об ид, эго и суперэго является теорией, а не реальными физическими областями человеческого мозга.

Теории Фрейда обычно считаются интересными, но ошибочными по сегодняшним меркам. Однако исследователи также отметили, что ид, эго и суперэго, описанные Фрейдом, тесно связаны с концепциями бессознательной, сознательной и метапознавательной структуры разума, которые в настоящее время изучаются в области нейробиологии.

Часто задаваемые вопросы

Фрейд считал, что каждый из этих трех компонентов личности представляет собой отдельный компонент, но они взаимодействуют друг с другом, формируя личность человека и управляя его поведением. Ид обеспечивает побуждения к поведению, Суперэго стремится к нравственному совершенству, а Эго работает, чтобы найти баланс между этими двумя потребностями и требованиями реальности.

Здоровая, хорошо функционирующая личность должна удовлетворять потребность между ид, эго и суперэго.

В чем разница между ид и эго?

Ид представляет все самые основные первобытные потребности человека. Если его не остановить, ид направит человека на выполнение всех его желаний, не принимая во внимание реальность или последствия своих действий.

Эго — это часть личности, которая должна учитывать реальность. Это помогает сдерживать желания Ид и удовлетворять эти побуждения реалистичными и социально приемлемыми способами.

В чем разница между эго и суперэго?

Эго реалистично, тогда как Суперэго идеалистично.

Резюме

Ид, эго и суперэго Фрейда описывают различные аспекты личности, которые взаимодействуют, помогая формировать человеческое поведение. Эта теория предполагает, что Ид состоит из основных инстинктов, а Суперэго состоит из интернализированных моральных идеалов. Эго — это часть личности, которая имеет дело с реальностью и управляет требованиями как Ид, так и Суперэго.

Источники:

Барг Дж.А., Морселла Э. Бессознательное. Перспектива Psychol Sci. 2008;3(1):73-9. doi:10.1111/j.1745-6916.2008.00064.x

Churchill R, Moore TH, Davies P, et al. Психодинамическая терапия по сравнению с другими психологическими методами лечения депрессии. Cochrane Database Syst Rev. 2010;(9):CD008706. doi:10.1002/14651858.CD008706

Фрейд С. За пределами принципа удовольствия . ЮВ. 1920; 18:1-64.

Фрейд С. Эго и Эд . ЮВ. 1923; 19:1-66.

Шалквейк Ф. Новая концепция совести. Передний психол. 2018;9:1863. doi:10.3389/fpsyg.2018.01863

Личность | ProspectiveDoctor

В этом подкасте Сэм раскрывает личность. Он рассказывает о различных теориях личности и о том, как личность влияет на наше поведение. Он также разбирает расстройства личности и вопросы, связанные с личностью, которые могут появиться в MCAT.

  • [02:55] Различные теории личности
  • [04:42] Шесть теорий личности
  • [05:18] Психоаналитическая теория личности
  • [07:50] Гуманистическая теория личности
  • [09:37] Теория черт
  • [11:30] Теория социального познания
  • [13:37] Биологическая перспектива личности
  • [15:25] Бихевиористская теория личности
  • [17:14] Расстройства личности
  • [17:14] Странные или эксцентричные расстройства личности
  • [18:55] Параноидальное расстройство личности
  • [21:55] Драматическое, эмоциональное или неустойчивое поведение
  • [23:45] Тревожное и испуганное поведение

Различные теории личности

Личность описывается как чье-то постоянно повторяющееся поведенческое поведение или характерные модели мышления, чувств и поведения человека. Проще говоря, личность — это то, что делает нас нами. Теперь, чтобы попытаться объяснить различные теории личности, мы возьмем одного из самых талантливых, но противоречивых людей в индустрии развлечений — Канье Уэста. Проведя быстрый поиск в Интернете о Канье, Сэм пришел к выводу, что Канье лучше всего описывают эти четыре черты личности: креативность, нарциссизм, проницательность и чувствительность. Итак, мы будем использовать эти четыре черты личности и попытаемся объяснить, почему Канье Уэст такой, какой он есть.

Шесть различных теорий личности

При описании личности мы рассмотрим шесть различных теорий личности: психоаналитическую теорию, гуманистическую теорию, теорию черт, социально-когнитивную теорию, биологическую теорию и теорию бихевиоризма.

Психоаналитическая теория личности

Психоаналитическая теория была разработана Зигмундом Фрейдом и утверждала, что человеческая личность состоит из трех элементов: Ид, Эго и Супер-Эго. Говорят, что эти три элемента работают вместе, чтобы создать наш характер.

Гуманистическая теория личности

Абрахам Марслоу и Карл Роджерс разработали гуманистическую теорию личности. Они объяснили, что личность проистекает из желания реализовать свой потенциал и сосредоточена на психологическом росте, свободе воли и личном сознании.

Теория черт

Теория черт личности была разработана Рэймондом Кеттеллом, который утверждал, что личность человека представляет собой ряд черт, стабильных во времени. Подход сужает личность человека до пяти основных черт: открытость, покладистость, экстраверсия, невротизм и добросовестность.

Теория социального познания

Теория социального познания была разработана Альбертом Бандурой и описывает, как развивается личность посредством социального обучения и познания. Согласно теории, личность формируется, наблюдая за другими и учась у них, а также выбирая, подражать ли их поведению.

Биологический взгляд на личность

Биологический взгляд на личность фокусируется на роли биологии, особенно генетики, в изучении того, что формирует личность человека. Согласно предыдущим исследованиям, личность каким-то образом передается по наследству, а это означает, что часть личности исходит из генетики.

Теория бихевиоризма

Теория бихевиоризма утверждает, что окружающая среда вокруг указанного человека развивает его личность. Теория в основном пытается объяснить, как личности узнаются, а затем подкрепляются окружающей средой человека.

Расстройства личности

Расстройства личности определяются как долгосрочные модели поведения и внутренние переживания, которые значительно отличаются от ожидаемых. Расстройства личности делятся на три группы: странное или эксцентричное поведение; драматическое, эмоциональное или неустойчивое поведение; и тревожное или боязливое поведение.

Кластер расстройств личности А характеризуется странным, эксцентричным мышлением или поведением.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *