Теория мотивации леонтьева: § 1.1.5. Определение мотива и мотивации. Концепция А. Н. Леонтьева

§ 1.1.5. Определение мотива и мотивации. Концепция А. Н. Леонтьева

Содержание

Перечень всех учебных материалов

Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 1.1.5. Определение мотива и мотивации. Концепция А. Н. Леонтьева

  Итак, мы видим, что круг вопросов, связанных с явлением мотивации, достаточно широк. Разные авторы затрагивают различные аспекты мотивации. Некоторые (Якобсон, Обуховский) в качестве существенного момента мотивации выделяют существование отдаленных целей, другие (Вилюнас) относят к явлениям мотивации любые примеры неравнодушного отношения живых существ к отдельным воздействиям.
  Разумеется, определение явления не может не зависеть от позиции исследователя. Рассмотрим несколько определений. Как весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека определял мотивацию Якобсон (1966). В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского (1990) под мотивацией понимаются побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Как детерминацию, реализующуюся через психику, трактовал мотивацию С. Л. Рубинштейн. В. К. Вилюнас в работе «Психологические механизмы биологической мотивации» отмечает, что термин «мотивация» в современной литературе используется как родовое понятие для обозначения всей совокупности психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение на жизненно важные условия и предметы, и определяющих пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности.

  Как можно увидеть из приведенных определений, в понимании мотивации сложилось определенное единство взглядов. Однако уже в определении сущности мотивов имеются различия. В словаре «Психология» под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского под мотивом понимается: 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Общее заключается в том, что мотив понимается как побуждение, как явление психическое.
  Своеобразное толкование мотивов представлено в работах А. Н. Леонтьева, которому принадлежит одна из наиболее оформленных теорий мотивации. В соответствии с его концепцией, мотивы рассматриваются как «опредмеченные» потребности. Леонтьев Алексей Николаевич (1903 — 1978) — советский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, лауреат Ленинской премии. В ЗО-е годы А. Н. Леонтьев, объединив вокруг себя группу молодых исследователей (Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко и др.), приступает к разработке проблемы деятельности в психологии. В разработанной А. Н. Леонтьевым концепции деятельности получили освещение прежде всего наиболее принципиальные и фундаментальные теоретические и методологические проблемы психологии.
  В своей работе «Потребности, мотивы и эмоции» А. Н. Леонтьев излагает свои взгляды на потребности и мотивы. Он пишет, что первой предпосылкой всякой деятельности является субъект, обладающий потребностями. Наличие у субъекта потребностей — такое же фундаментальное условие его существования, как и обмен веществ. Собственно, это разные выражения одного и того же.
  В своих первичных биологических формах потребность есть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Ведь жизнь представляет собой существование разъятое: никакая живая система как отдельность не может поддержать своей внутренней динамической равновесности и не способна развиваться, если она выключена из взаимодействия, образующего более широкую систему, короче, включает в себя также элементы, внешние по отношению к данной живой системе, отделенные от нее.
  Из сказанного вытекает главная характеристика потребностей — их предметность. Собственно, потребность — это потребность в чем-то, что лежит вне организма; последнее и является ее предметом. Что же касается так называемых функциональных потребностей (например, потребности в движении), то они составляют особый класс состояний, которые либо отвечают условиям, складывающимся в, так сказать, «внутреннем хозяйстве» организмов (потребность в покое после усиленной активности и т. д.), либо являются производными, возникающими в процессе реализации предметных потребностей (например, потребность в завершении акта).
  Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, которые им отвечают и в которых они «опредмечиваются» и конкретизируются. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. Наличие у человека потребности в музыке создает у него соответствующую избирательность, но еще ничего не говорит о том, что предпримет человек для удовлетворения этой потребности. Может быть, он вспомнит об объявленном концерте и это направит его действия, а может быть, до него донесутся звуки транслируемой музыки и он просто останется у радиоприемника или телевизора. Но может случиться и так, что предмет потребности никак не представлен субъекту: ни в поле его восприятия, ни в мысленном плане, в представлении; тогда никакой направленной деятельности, отвечающей данной потребности, у него возникнуть не может. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности.
  Предмет потребности — материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане — мы называем мотивом деятельности.
  Итак, психологический анализ потребностей необходимо преобразуется в анализ мотивов. Это преобразование наталкивается, однако, на серьезную трудность: оно требует решительно отказаться от субъективистских концепций мотивации и от того смешения понятий, относящихся к разным уровням и разным «механизмам» регуляции деятельности, которое столь часто допускается в учении о мотивах.
  С точки зрения учения о предметности мотивов человеческой деятельности из категории мотивов прежде всего следует исключить субъективные переживания, представляющие собой отражение тех «надорганических» потребностей, которые соотносительны мотивам. Эти переживания (желания, хотения, стремления) не являются мотивами в силу тех же оснований, по каким ими не являются ощущения голода или жажды: сами по себе они не способны вызвать направленной деятельности. Можно, впрочем, говорить о предметных желаниях, стремлениях и т. д., но этим мы лишь отодвигаем анализ; ведь дальнейшее раскрытие того, в чем состоит предмет данного желания или стремления, и есть не что иное, как указание соответствующего мотива.
  Отказ считать субъективные переживания этого рода мотивами деятельности, разумеется, вовсе не означает отрицания их реальной функции в регуляции деятельности. Они выполняют ту же функцию субъективных потребностей и их динамики, какую на элементарных психологических уровнях выполняют интероцептивные ощущения, — функцию избирательной активизации систем, реализующих деятельность субъекта.
  Особое место занимают гедонистические концепции, согласно которым деятельность человека подчиняется принципу «максимизации положительных и минимизации отрицательных эмоций», т. е. направлена на достижение переживаний удовольствия, наслаждения, и на избегание переживаний страдания. Для этих концепций эмоции и являются мотивами деятельности. Иногда эмоциям придают решающее значение, чаще же они включаются наряду с другими факторами в число так называемых «мотивационных переменных».
  В отличие от целей, которые всегда, конечно, являются сознательными, мотивы, как правило, актуально не сознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия — внешние, практические или речевые, мыслительные, — то мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают.
  Переживание человеком острого желания достигнуть открывающуюся перед ним цель, которое субъективно отличает ее как сильный положительный «вектор поля», само по себе еще ничего не говорит о том, в чем заключается движущий им смыслообразующий мотив. Может быть, мотивом является именно данная цель, но это особый случай; обычно же мотив не совпадает с целью, лежит за ней. Поэтому его обнаружение составляет специальную задачу: задача осознания мотива.
  Так как речь идет об осознании смыслообразующих мотивов, то эта задача может быть описана и иначе, а именно как задача осознания личностного смысла (именно личностного смысла, а не объективного значения!), который имеют для человека те или иные его действия, их цели. Задачи осознания мотивов порождаются необходимостью найти себя в системе жизненных отношений и поэтому возникают лишь на известной ступени развития личности, когда формируется подлинное самосознание. Поэтому для детей такой задачи просто не существует.
  Когда у ребенка возникает стремление пойти в школу, стать школьником, то он, конечно, знает, что делают в школе и для чего нужно учиться. Но ведущий мотив, лежащий за этим стремлением, скрыт от него, хотя он и не затруднится в объяснениях -мотивировках, нередко просто повторяющих слышанное им. Выяснить этот мотив можно только путем специального исследования.
  Позже, на этапе формировани

А.Н. Леонтьев. Мотивы: Psychology OnLine.Net

Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, которые им отвечают и в которых они «опредмечиваются» и конкретизируются. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. Наличие у человека потребности в музыке создает у него соответствующую избирательность, но еще ничего не говорит о том, что предпримет человек Для удовлетворения этой потребности. Может быть, он вспомнит об объявленном концерте и это направит его действия, а может быть, до него донесутся звуки транслируемой музыки — и он просто останется у радиоприемника или телевизора. Но может случиться и так, что предмет потребности никак не представлен субъекту: ни в поле его восприятия, ни в мысленном плане, в представлении; тогда никакой направленной деятельности, отвечающей данной потребности, у него возникнуть не может. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет потребности — материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане, — мы называем мотивом деятельности.

Мотивы деятельности несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. О потребностях ничего нельзя сказать иначе как на языке мотивов. Даже об их динамике (степени их напряженности, мере насыщения, угасания) мы можем судить лишь по силам («векторам» или «валентностям») мотивов. Курт Левин был первым, кто в изучении потребностей человека пошел по этому пути и открыл в психологии побудительную силу объектов.

Итак, психологический анализ потребностей необходимо преобразуется в анализ мотивов. Это преобразование наталкивается, однако, на серьезную трудность: оно требует решительно отказаться от субъективистских концепций мотивации и от того смешения понятий, относящихся к разным уровням и разным «механизмам» регуляции деятельности, которое столь часто допускается в учении о мотивах.

Хотя изучение мотивов началось в психологии сравнительно недавно (первая специальная монография «Мотивы и поведение» П. Янга вышла в 1936 г., а первый обзор Моурера лишь в 1952 г.), в настоящее время по проблеме мотивов имеется огромное количество работ. Они, однако, почти не поддаются систематизации — до такой степени различны те значения, в которых употребляется в них термин «мотив». Создается впечатление, что сейчас понятие мотива превратилось в большой мешок, в котором сложены самые разнообразные вещи. Среди мотивов или мотивирующих факторов называются, например, аппетит, влечения, импульсы, привычки и навыки, желания, эмоции, интересы, цели или такие более конкретные мотивы, как раздражение электрическим током, ощущение удовольствия, честолюбие, зарплата, идеалы.

С точки зрения учения о предметности мотивов человеческой деятельности, из категории мотивов прежде всего следует исключить субъективные переживания, представляющие собой отражение тех «надорганиче-ских» потребностей, которые соотносительны мотивам. Эти переживания (желания, хотения, стремления) не являются мотивами в силу тех же осно- ваний, по каким ими не являются ощущения голода или жажды: сами по себе они не способны вызвать направленной деятельности. Можно, впрочем, говорить о предметных желаниях, стремлениях и т. д., но этим мы лишь отодвигаем анализ; ведь дальнейшее раскрытие того, в чем состоит предмет данного желания или стремления, и есть не что иное, как указание соответствующего мотива.

Отказ считать субъективные переживания этого рода мотивами деятельности, разумеется, вовсе не означает отрицания их реальной функции в регуляции деятельности. Они выполняют ту же функцию субъективных потребностей и их динамики, какую на элементарных психологических уровнях выполняют интероцептивные ощущения, — функцию избирательной активизации систем, реализующих деятельность субъекта.

В еще меньшей степени можно считать мотивами такие факторы, как тенденция к воспроизведению прочно сформировавшихся стереотипов поведения, тенденция к завершению начатого действия и т. д. В механике, так сказать, деятельности существует, конечно, множество «динамических сил», частью имеющих приспособительное значение, а частью возникающих в силу устройства самих органов, посредством которых реализуется деятельность. Однако эти силы могут быть названы мотивами не с большим основанием, чем, например, инерция движения тела, действие которой ведет к тому, что бегущий человек сталкивается с неожиданно появившимся на его пути препятствием.

Особое место занимают гедонистические концепции, согласно которым деятельность человека подчиняется принципу «максимизации положительных и минимизации отрицательных эмоций», т. е. направлена на достижение переживаний удовольствия, наслаждения и на избегание переживаний страдания [1]. Для этих концепций эмоции и являются мотивами деятельности. Иногда эмоциям придают решающее значение, чаще же они включаются н

Дмитрий Леонтьев о мотивации: «Внешнее принуждение неэффективно» Дмитрий Леонтьев: «Эффективность кнута и пряника сильно преувеличена» Psychologies:  

В одном из интервью вы сказали нам, что наука сегодня позволяет узнать, почему я что-то делаю в данный момент. Какие тут могут быть ответы?

Дмитрий Леонтьев:  

Психология не дает прямых ответов, но все больше и больше может сказать о причинах нашего поведения, потому что мотивация – это причина того, что мы делаем: почему мы встаем с кровати по утрам, почему в данный момент делаем одно, а не другое.

Один из крупнейших психологов конца прошлого века Xайнц Xекхаузен, создатель активно работающей сейчас научной школы, показал, что в истории было несколько сменявших друг друга взглядов на мотивацию. Первый, самый традиционный, кажется многим наиболее очевидным, потому что соответствует нашему обыденному сознанию. Человек что-то делает, потому что у него есть на то внутренняя причина. Ее можно назвать мотивом, влечением, потребностью.

Раньше это могли назвать инстинктом, но сейчас про инстинкты по отношению к человеку и даже по отношению к животному уже почти никто не говорит, это понятие устарело и используется только метафорически. Так вот, есть внутренняя причина.

Наши поступки объясняются взаимодействием внутренних факторов и сил, которые находятся вне нас

Какие еще варианты? Второй взгляд, говорил Хекхаузен, заключается в том, что нас побуждают действовать внешние силы, лежащие в ситуации, в обстоятельствах. Но в чистом виде второй взгляд, даже с точки зрения здравого смысла, не очень работает.

Вскоре возник третий взгляд, который доминирует до сих пор. Наши поступки объясняются взаимодействием внутренних факторов и сил, которые находятся вне нас: в ситуации, в социальных, культурных требованиях, и так далее. Вот эти две группы факторов между собой взаимодействуют, и наше поведение – продукт этого взаимодействия.

Можно ли описать, как выглядят внешние и внутренние причины и как они взаимодействуют? Что для нас служит более сильным стимулом к действию?

Д. Л.:  

Для кого как. Маленьких детей, как и животных, трудно заставить что-то делать вопреки их желаниям. Животное можно выдрессировать, опираясь на биологические потребности: еды не дадут, если будешь рваться с цепи, а если какое-то время будешь сидеть по стойке смирно, получишь пищу.

Можно только усложнять путь к удовлетворению исходных потребностей. У маленького ребенка развитие начинается с того, что он делает только то, что хочет, и нет никакого способа пойти наперекор его желаниям. Дальше постепенно исходные системы побуждений дополняются более сложными.

По мере того как человек встраивается в систему связей, он усваивает правила, благодаря которым может взаимодействовать с людьми и приспосабливаться к социальному окружению. Он не может быть абсолютно самостоятельным субъектом, который непосредственно удовлетворяет свои желания, он должен встроиться в довольно сложную систему.

В конечном итоге возникает другой уровень мотивации: мотивация, связанная с необходимостью гармоничного взаимодействия с социальным целым.

А эта мотивация скорее внутренняя или внешняя?

Д. Л.:  

Она скорее внешняя, потому что изначально ее нет. Она формируется в процессе жизни. Это то, что связывают с социальной природой человека. У Маугли не могло быть ничего подобного. Но на этом все не заканчивается.

Человек – не просто отпечаток социальных матриц плюс реализация биологических нужд. Мы можем идти дальше по мере развития сознания, рефлексии, отношения к самим себе. Как замечательно писал в свое время Виктор Франкл, главное в человеке – это возможность занимать позицию, развивать ее по отношению к чему угодно, в том числе и по отношению к своей наследственности, социальной среде, потребностям.

И там, где человек и его сознание развиваются в достаточной степени, он в состоянии занять позицию: иногда критическую, иногда управляющую по отношению к самому себе. Тут возникает третий уровень потребностей, который иногда описывают как экзистенциальные. Потребность в смысле, в картине мира, в формировании собственной идентичности, в ответе на вопрос «кто я?», в творчестве, в выходе за рамки…

Изначально в человеке заложено множество разных возможностей, а уже их реализация зависит от его жизни. Психогенетические исследования показывают, что гены влияют на психические проявления не прямо, а опосредованно. Гены вступают во взаимодействие с факторами среды, жизни человека, с конкретным опытом. Их влияние опосредованно нашей реальной жизнью.

Дмитрий Леонтьев: «Эффективность кнута и пряника сильно преувеличена»

Если вернуться к детству, к ребенку: когда мы его воспитываем, обучаем гармоничной жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, каким образом мы можем сохранить в нем желание действовать в соответствии с тем, что у него внутри? Как не подавить его социальными рамками?

Д. Л.:  

Дело не в том, чтобы действовать в соответствии со своими внутренними потребностями. Важно, чтобы те потребности, ценности, побуждения, которые он усваивает извне, выучивает в процессе взаимодействия с другими людьми, становились его собственными, внутренними потребностями.

Психолог Эдвард Деси экспериментально доказал: внутренняя мотивация идет от самого процесса, а внешняя связана с тем, что мы делаем ради получения благ или чтобы избежать неприятностей. Процесс может быть нам неприятен, тягостен, но мы знаем, что когда мы доведем дело до конца, то благодаря этому удовлетворятся какие-то наши потребности.

Вот эта внешняя мотивация на сто процентов выучивается, усваивается и зависит от тех условий, в которые ставят нас окружающие взрослые. При этом к ребенку могут относиться по типу дрессуры: «если сделаешь это – получишь конфетку, не сделаешь – встанешь в угол».

Мотивация, основанная на принципе кнута и пряника, работает только в коротких отрезках времени

Это путь к формированию мотивации, основанной на принципе кнута и пряника. А такая мотивация работает только в коротких отрезках времени. Она работает в тактических ситуациях и никогда не решает стратегические задачи.

Когда человек делает что-то через «не хочу», это приводит к неблагоприятным психологическим последствиям: к формированию внутреннего отчуждения, нечувствительности к своим эмоциям, потребностям, к самому себе. Мы вынуждены вытеснять свои внутренние желания, потребности и эмоции, потому что они противоречат той задаче, которую мы выполняем под влиянием внешней мотивации.

Но, как показали Эдвард Деси и его соавтор Ричард Райан в последующих циклах исследования, внешняя мотивация неоднородна. Побуждения, которые мы усваиваем извне, могут остаться поверхностными, воспринимаемыми нами как что-то внешнее, как то, что мы делаем «для дяди». А могут постепенно становиться все более и более глубокими. Мы начинаем их ощущать как нечто свое, осмысленное, важное.

По своим психологическим последствиям такая внешняя мотивация становится очень близкой к настоящей, подлинной, внутренней. Она оказывается качественной мотивацией, пусть и внешней. Качество мотивации – это то, насколько я ощущаю, что причины, которые заставляют меня действовать, – мои.

Мотивация высокого качества побуждает нас к действию, повышает нашу удовлетворенность жизнью и самооценку

Если мои мотивы связаны с чувством себя, с собственной идентичностью, то это мотивация высокого качества. Кроме того, что она побуждает нас к действию и дает нам смысл, она еще и порождает положительные психологические последствия, повышает нашу удовлетворенность жизнью, самооценку.

А если мы делаем что-то под влиянием внешней, поверхностной мотивации, то платим за это контактом с собой. Вот вам классический вариант внешней мотивации: слава, успех. Виктор Франкл очень красиво показывал, что измерение успеха и измерение смысла перпендикулярны друг другу.

Если я стремлюсь к успеху, есть риск в какой-то момент утратить смысл. Потому что успех – это то, что определяют другие люди, а не я сам. Я нахожу ощущение смысла в самом себе, а ради успеха могу делать то, что мне самому кажется абсолютно бессмысленным, даже аморальным.

Эксперименты показали, что если человек достигает внутренне мотивированных целей, это делает его счастливым. Если человек добивается такого же успеха, но из внешне мотивированных целей, то счастливее он не становится. Уверенность нам приносит только тот успех, который связан с нашей внутренней мотивацией.

Качественная мотивация – это то, что умеют вырастить или пробудить хорошие учителя и хорошие начальники?

Д. Л.:  

Да. Но это трудно. Парадокс в том, что если человеку давать возможность самому выбирать ценности, в том числе отказываться от чего-то, то он лучше и прочнее усваивает их, чем если ему говорят: «Я тебя научу» и вбивают это как обязаловку, принудиловку.

Это один из парадоксов, который был подробно изучен в теории самодетерминации и который звучит в наших широтах как что-то абсолютно неожиданное и даже неправдоподобное: с помощью давления и воздействия никакие ценности внедрить нельзя. И наоборот, если человеку давать возможность свободно к ним относиться и самому определяться, то эти ценности усваиваются лучше.

Дмитрий Леонтьев: «Эффективность кнута и пряника сильно преувеличена»

Раз вы упомянули о самодетерминации: в 2008 году меня порадовал доклад об этом на конференции по позитивной психологии. Названные в нем три основные потребности показались мне очень точными.

Д. Л.:  

Теория самодетерминации – самая продвинутая на сегодняшний день теория личности и мотивации в современной научной психологии. Она охватывает разные аспекты, в том числе в ней есть идея о трех базовых потребностях. Авторы теории, Эдвард Деси и Ричард Райан, отказались от идеи чисто теоретически выводить эти потребности и впервые определили их эмпирически, на основе экспериментальных данных.

Базовыми они предлагают считать те потребности, удовлетворение которых приводит к повышению субъективного благополучия. А неудовлетворение этих потребностей приводит к его снижению. Оказалось, что этому критерию соответствуют три потребности. Этот список не закрыт, но убедительные подтверждения были получены по отношению именно к трем потребностям: в автономии, в компетентности и в отношениях.

Потребность в автономии – это потребность самому выбирать. Иногда мы манипулируем маленьким ребенком, когда хотим, чтобы он съел манную кашу. Мы не спрашиваем его: «Будешь есть манную кашу?», мы ставим вопрос иначе: «Ты кашу будешь с медом или с вареньем?» Тем самым мы даем ему выбор.

Часто такой выбор бывает ложным: мы предлагаем людям выбирать что-то второстепенное, а главное выносим за скобки

Часто такой выбор бывает ложным: мы предлагаем людям выбирать что-то сравнительно второстепенное, а главное выносим за скобки. Я помню, была замечательная пометка в записной книжке Ильи Ильфа: «Можно собирать марки с зубчиками, можно и без зубчиков. Можно собирать штемпелеванные, можно и чистые. Можно варить их в кипятке, можно и не в кипятке, просто в холодной воде. Все можно».

Вторая потребность – в компетентности. То есть подтверждение своих возможностей, способностей что-то делать, оказывать влияние на события. И третья – потребность в близких отношениях с другими людьми, в человеческих связях. Удовлетворение ее тоже делает людей счастливее.

Можем ли сказать, возвращаясь к тому, с чего мы начали, что эти три потребности в основном и заставляют нас с утра вставать с кровати и что-то предпринимать?

Д. Л.:  

Мы, к сожалению, не всегда делаем то, что нас самих радует, не всегда удовлетворяем наши базовые потребности. Мы не всегда мотивированы внутренне. Надо сказать, что внешняя мотивация – это не обязательно плохо.

Если я выращиваю овощи и фрукты у себя на огороде и сам их ем, я могу делать это на основе внутренней мотивации. Если в рамках разделения труда я специализируюсь на чем-то, излишек продаю на рынке и покупаю то, что мне нужно, вступает в дело внешняя мотивация.

Если я делаю что-то для другого человека, это внешняя мотивация. Я могу быть волонтером, работать санитаром в больнице. Сами по себе бывают и более приятные занятия, но то, ради чего я этим занимаюсь, компенсирует недостатки. Любая координация действий, помощь другому человеку, отсрочка удовлетворения и долгосрочное планирование всегда предполагают внешнюю мотивацию.

Но позитивна все-таки внутренняя мотивация. Она, как правило, оказывается в этих случаях доминирующей. А мотивировать кнутом и пряником проще. Не надо ломать голову, не надо думать, каким образом заинтересовать людей. Просто показываешь им кнут и пряник.

К сожалению, часто начальники делают не то, что лучше и эффективнее, а то, что проще. Нельзя сказать, что это совсем неэффективно. Но эффективность кнута и пряника сильно преувеличена.

Об эксперте

Дмитрий Леонтьев

Дмитрий Леонтьев – доктор психологических наук, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ «Высшая школа экономики», профессор МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор нескольких книг, среди которых – «Психология смысла» (Смысл, 2007).

Интервью записано для проекта Psychologies «Статус: в отношениях» на радио «Культура» в ноябре 2016 года.

Читайте также

Управление мотивацией

Казалось бы, главное – сильно захотеть. Чем сильнее побуждение к действию, тем выше активность и лучше результат. Но это не так: наилучшие результаты достигаются при определенном уровне мотивации, отнюдь не самом высоком.

Как справляться с плохим настроением: 12 приемов

Оно как будто лишает нас воли. Весь мир начинает казаться враждебным, нас охватывают злость, гнев, ярость, а следом – стыд, вина, тревога… Можно ли этому сопротивляться? Психотерапевт Джойс Мартер рассказывает, как научилась справляться с плохим настроением.

Психология мотивации (Д.Леонтьев) | Управление изменениями (change management), управленческий консалтинг

Психология мотивации отвечает на вопрос почему люди делают то, что они делают. Получить ответ сложно, потому что мы сами плохо понимаем причины того, что мы делаем, а если даже понимаем, то часто не готовы раскрыть их другим. Так, психоанализ абсолютизировал идею того, что человек никогда не сможет знать мотивацию, объяснив это бессознательными неконтролируемыми нами силами. В чем есть только доля истины.

В шестидесятые годы произошел прорыв, когда мотивацию начали изучать в рамках познавательной деятельности.  От абстрактного вопроса почему люди вообще что-то делают (движущих человеком сил вроде смысла, сексуальности и т.д. ) психологи перешли к более конкретным: почему в данный момент человек делает именно это; почему начав что-то делать, доводит до конца.

Длительное время мотивацию изучали количественно, что наглядно демонстрирует закон оптимума Йеркса-Додсона. Позже занялись качественным изучением мотивации и на сегодняшний день хорошо проработана теория самодетерминации.

Количественное изучение мотивации – закон оптимума мотивации

R. Yerkes и J. Dodson в  1908 провели исследования о связи силы мотивации со сложностью задачи и эффективностью ее выполнения, которые подтвердились, как на животных, так и на людях. Невозможно благодаря мотивации бесконечно наращивать эффективность деятельности.

“Для достижения оптимальной скорости обучения с увеличением трудности задачи интенсивность поощрения или наказания должна уменьшаться. Другими словами, если деятельность является относительно простой, то лучше всего она будет выполняться при высоком уровне мотивации, а если деятельность является сложной – при умеренном уровне. Если человек не мотивирован – деятельность не будет осуществляться. При сильной мотивации сложная деятельность распадается, ее качество снижается.”

Качественное изучение мотивации – теория самодетерминации

Изучение направлено на познавательные способности человека, восприятие действительности, регуляции наших действий. Прорывной на тот момент оказалась теория самодетерминации. На ней строятся многие современные подходы к управлению организациями, например, фастфуд-мотивация.

Эдвард Л. Деси предложил разделить мотивацию на внешнюю и внутреннюю, которые имеют разные последствия для людей.

“В огромном количестве экспериментальных исследований показано, что внутренняя мотивация — это то, что всегда приводит к самым позитивным следствиям для развития личности, для эффективности деятельности, для устойчивости деятельности. Внешняя мотивация всегда проще. Ее всегда легко организовать, над ней не надо думать. И тем не менее она приводит ко многим неоднозначным последствиям. С помощью внешней мотивации можно решить только сиюминутные, оперативные задачи. Задачи долгосрочные, задачи стратегические с помощью внешней мотивации решить нельзя.” (Д.Леонтьев)

В том случае, когда есть внутренняя мотивация, но к ней примешивается внешняя, со временем интерес падает – происходит подрыв внутренней мотивации.

“…школа берет насилием то, что мы бы отдали ей по любви.” (Александр Генис)

Исследования показывают, что мотивирование людей с помощью кнута и пряника является наименее эффективным и даже оказывается вредным. Популярностью такая стратегия мотивации пользуется из-за простоты, а не потому что она лучшая.

Внешняя мотивация помогает при решению текущих задач. Для стратегических потребуются внутренние мотивы.

Дальнейшее изучении мотивации показало, что иногда мы совершаем действия без особых на то причин, во всяком случае неявных.

Для успеха человека в реальной жизни нужно не только опираться на внутреннюю мотивацию, но и уметь делать то, что не хочется, а надо. Это важно, как при обучении так и на работе.

Большую часть того, что люди делают вызвано внешними стимулами. Но мы наблюдаем тенденцию, когда люди в современном мире все больше занимаются тем, что им нравится, переходят во фриланс и т.д. В связи с этим растет интерес к управлению силой воли (в контексте управления изменениями полезно рассмотреть положительную и отрицательную силу воли).

 

 

Сохранить

Сохранить

Что такое мотивационный механизм в учении леонтьева. Понимание мотива в трудах А

Общее понятие Мотива

Мотив (по словарю) -1) Побуждение к деятельности, связанная с удовлетворением потребности, совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (мотивация)

    Предмет, материальный или идеальный, побуждающий или определяющий выбор направленности деятельности, ради которого она и осуществляется.

    Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора деятельности.

В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотивов в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функция мотива, детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивами, иерархия мотивов, стремление к равновесию и напряжению как механизмы динамики мотивов (психоанализ, бихевиоризм) Недостаток этих исследований отрыв от деятельности человека и его сознания.

В отечественной психологии как общий механизм возникновения мотивов рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы – предметы потребностей. Отсюда центральная закономерность – развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующих предметную деятельность. У человека источник развития мотивов -это безграничный процесс духовного производства материальных и духовных ценностей. Ценности, интересы и идеалы человека могут приобретать побудительную силу и становится реальными мотивами. Эти мотивы приобретают функцию смыслообразования – придают отражаемой действительности в сознание личностный смысл. Функция смыслообразования связана с контролированием направленности деятельности личности. . Функция контролирования осуществляется не прямо, а через механизм эмоций, эмоции оценивают смысл происходящих событий, при несоответствии данного смысла мотивы изменяют общую направленность деятельности личности. Изучение сферы мотивационно – смысловой –центральная проблема психологии личности.

Мотив рождается в акте опредмечивания потребности и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Вслед за опредмечиванием деятельности меняется и и тип поведения, оно становится целеноправленым. Типичный признак мотива -это совокупность действий вокруг одного мотива(предмета) . Очень часто бывает и наоборот, одно действие побуждается многими мотивами. .По Своей роли мотивы могут быть:

Главными, ведущими .– основной мотив в случае полемотивированности.

Второстепенными (мотивы -стимулы ) – дополнительно стимулируют деятельность в случае полемотивированности.

Осознаваемые мотивы – у них есть большие цели направляющие деятельность в течение длительных периодов жизни. Это мотивы –цели, они есть у зрелой личности. К ним относят интересы, желания, убеждения.

Неосознаваемые мотивы. –их больше, чем осознаваемых.Проявляются в сознание в виде эмоций и личностных смыслов.К ним относят: влечение, гипнотическое внушение, установки, фрустрационные состояния. Внушение – неосознанная потребность, это этап формирования мотивов поведения. Установка – готовногсть воспринимать окружающих под определенным углом зрения без объективного анализа.

Мотивы образуют иерархическую структуру: она может быть в виде пирамидя с одной или несколькими вершинами и с узким или широким фундаментом. Этой структурой определяется и характеризуется личность

Основные критерии понятия мотив в деятельности человека.

1. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как отно­сительно устойчивые оценочные дис­позиции.

2 Люди различаются по индивиду­альным проявлениям (характеру и си­ле) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов.

3. Поведение человека в опреде­ленный момент времени мотивирует­ся не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высо­ких мотивов в иерархии (т. е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с пер­спективой достижения соответству­ющего целевого состояния или, на­оборот, достижение которого постав­лено под сомнение. Такой мотив ак­тивируется, становится действенным. (Одновременно могут активироваться и другие мотивы, соподчиненные ему или находящиеся с ним в конфликте.

4. Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведе­ния, до тех пор, пока либо не достигнется целевое состояние соответству­ющего отношения «индивид-среда», либо индивид к нему не приблизится, насколько позволят условия ситу­ации, либо целевое состояние не пе­рестанет угрожающе отдаляться, ли­бо изменившиеся условия ситуации не сделают другой мотив более насущ­ным, в результате чего последний активируется и становится доминиру­ющим. Действие, как и мотив, неред­ко прерывается до достижения жела­емого состояния или распадается на разбросанные во времени части; в последнем случае оно обычно спустя определенное время возобновляется.

5.: мотивация объясняет целе­направленность действия..

6 Мотивация безусловно не явля­ется единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных про­цессов, осуществляющих функцию са­морегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия.

7. Деятельность мотивирована, т. е. направлена на достижение цели мо­тива, однако ее не следует смеши­вать с мотивацией. Деятельность складывается из отдельных функци­ональных компонентов-восприятия, мышления, н

Леонтьев мотив. Теория мотивации а н леонтьева выполнил бекин д

Мотивы и потребности (по А. Н. Леонтьеву). Один из главных вопросов — это «вопрос о соотношении мотивов и потребностей», — писал

Само развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания , т.е. с развития мотивов. Ведь даже витальные потребности удовлетворяются для того, чтобы с их помощью действовать. «Но субъективные переживания, хотения, желания и т.п. не являются мотивами потому, что сами по себе они не способны породить направленную деятельность, и, следовательно, главный психологический вопрос состоит в том, чтобы понять, в чем состоит предмет данного хотения, желания или страсти» (выделено нами. — Авт.) А.

Потребность — это объективная нужда в чем-то. Мотив — это поиск конкретного предмета удовлетворения потребности. Например: голод — потребность, конкретный съедобный объект — мотив.

Правда, есть и определенные сомнения относительно соотношения мотивов и потребностей, обозначенного в работах Леонтьева, где мотив связан с предметом удовлетворения потребности. Например, И. Г. Кокурина, считает, что такое понимание мотива несколько ограниченно, поскольку «в одном предмете могут воплощаться самые разные потребности» .

Но если учесть, что потребности осознаются, а осознание — эго сложный процесс, предполагающий изменение отношения и к своим потребностям, и к предметам их удовлетворения, то получается, что человек постоянно уточняет для себя, для чего ему нужно то-то и то-то. В том-то и проблема, что для удовлетворения какой-то потребности могут использоваться разные предметы. И человек постоянно решает для себя, какой предмет ему нужен в большей степени. При этом могут включаться не только чисто прагматичные соображения (например, какой-то предмет более «доступен», значит, ему и отдается предпочтение), но и различные этические ограничения, что наиболее интересно в условиях переходного или деградирующего общества, когда вопросы мотивации тех или иных действий приобретают все больше этическую окраску.

Связь мотива и цели деятельности (по А. Н. Леонтьеву). «Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей… мотивы актуально не осознаются субъектом… правда, нам нетрудно привести их мотивировку , но мотивировка вовсе не всегда содержит в себе указание на действительный мотив» (выделено нами. — Авт.) .

Близкие мысли можно обнаружить и у С. Л. Рубинштейна, который писал о том, что в общественном производстве «прямой целью общественноорганизованной человеческой деятельности является выполнение определенной общественной функции; мотивом же ее для индивида может оказаться удовлетворение личных потребностей». Но при этом само «единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направлена, и мотивов, из которых она исходит» (выделено нами. — Авт.) .

Но мотивы могут и осознаваться (например, когда мы просто понимаем, что какое-то действие доставляет нам удовольствие). Здесь часто возникает противоречие таких эмоционально окрашенных мотивов и личностного смысла (чего-то более важного, глобального по отношению к простому действию). Это раздвоение является следствием полимотивироваииости деятельности. Например, трудовая деятельность общественно мотивированная, но она управляется и такими мотивами, как, скажем, материальное вознаграждение .

«Таким образом, — пишет Леонтьев, — одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; мы будем называть их смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) порой остро эмоциональных, аффективных, — лишены смыслообразующей функции; мы будем называть такие мотивы мотивами-стимулами» (выделено нами. — Авт.). Отсюда возникает проблема иерархии мотивов.

Интересно, что в структуре одной деятельности определенный мотив может выполнять функцию смыслообразовапия , а в другой — функцию дополнительной стимуляции. Например, мотив общения в разговоре со скучным собеседником явно не является смыслообразующим — для соблюдения норм приличия. Но если это общение с любимым человеком, то оно становится существенным.

«Парадокс состоит в том, что мотивы открываются сознанию только объективно , путем анализа деятельности, ее динамики. Субъективно же они выступают только в своем косвенном выражении в форме переживания желания, хотения, стремления к цели… Эти непосредственные переживания и выполняют роль внутренних сигналов, с помощью которых регулируются осуществляющиеся процессы… Осознание мотивов есть явление вторичное , возникающее только на уровне личности и постоянно воспроизводящееся по ходу ее развития» (выделено нами. — Лет.) .

Механизм «сдвига мотива на цель деятельности» (по А. Н. Леонтьеву). В ходе развития человеческой деятельности (прежде всего, трудовой) происходит ее усложнение, дифференциация и специализация, когда люди чаще занимаются более-менее фиксированными производственными функциями.

«Естественное следствие этого состоит в том, что происходит как бы сдвиг мотива на цель этих действий. Действие теперь тоже преобразуется, но уже превращаясь не в операцию… а в де

Деятельностная теория Леонтьева: суть и основные элементы

Деятельность — это неотъемлемая часть жизни человека. С самого рождения он учиться взаимодействовать с окружающим его миром. Все люди проходят сложный путь обучения и развития, который является активной деятельностью. Вряд ли каждый задумывается об этом, ведь деятельность для человека настолько естественна и автоматизирована, что на ней просто не фиксируется внимание. А ведь на самом деле деятельность — это довольно сложный и интересный процесс, обладающий своей структурой и логикой.

активная деятельность

Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения

Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века. В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека. Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание.

В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики. В результате он пришел к следующим выводам:

  • изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;
  • управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей. мозговая дестельность

Основные положения теории Леонтьева:

  • Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.
  • Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).
  • В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта. развитие психики
  • Психика животных развивается в процессе деятельности. К характерным особенностям жизнедеятельности животных относятся: привязанность активности животных к биологическим моделями; ограниченность действий рамками наглядных ситуаций; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; обучаемость — лишь результат приспособления особи к конкретным условиям существования; для животного мира не характерно закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т. е. отсутствует материальная культура.
  • Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
  • Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.
  • Жизнедеятельность человека предметна и имеет социальную обусловленность. Действия человека неразрывно связаны с системой общественных отношений и социальных условий. Основные их характеристики: предметность, активность, целенаправленность.
деятельность человека
  • Сознание включено в деятельность субъекта, само по себе оно не может рассматриваться. Суть теории Леонтьева заключается в значительном влиянии деятельности на формирование и развитие психики на разных этапах человеческого развития. Поэтому действия и поведение рассматриваются включенными в сознание человека.

Структура деятельностной теории

Деятельностная теория А. Н. Леонтьева рассматривает мотивы и потребности человека в контексте деятельности. Леонтьев разделил ее на несколько уровней:

  • Первый уровень — деятельность. Она характеризуется определенными потребностями и мотивами, исходя из которых формируется определенная цель или задача.
  • Второй уровень — действия, которые подчиняются достижению цели.
  • Третий уровень — операции. Это способы осуществления действий, зависят от условий достижения конкретной цели.
  • Четвертый уровень — психофизиологические функции. Является самым низким уровнем в структуре деятельности, характеризуется физиологическим обеспечением психических процессов, то есть способность человека мыслить, чувствовать, двигаться и запоминать.

Теория Леонтьева дает подробное описание структуры деятельности и определяет ее связь с потребностями и мотивами, побуждающими человека к разного рода активности.

Таким образом Леонтьев показал связь внешних практических действий и поведения человека — с внутренними процессами психических действий и сознанием человека. В теории деятельности Леонтьева, основными ее видами являются: трудовая, познавательная, игровая.

Концепция теории деятельности

Леонтьев выявил, способность человека объективно отражать окружающий мир, не подчиняясь факторам непосредственно влияющими на жизнедеятельность организма. Теория психической деятельности А. Н. Леонтьева освещает проблему возникновения сознания. Он назвал это свойство чувствительностью, в отличие от раздражимости, присущей животному миру. Именно чувствительность, по его мнению, является критерием психического уровня отражения реальности, который способствует наиболее эффективной адаптации к окружающему миру.

сознание конструирует реальность

К факторам возникновения сознания ученый относит коллективный труд и речевое общение человека. Участвуя в коллективном труде, люди выполняют разные операции, которые не имеют отношения к непосредственному удовлетворению их потребностей, но соотносятся с результатом, необходимым в контексте коллективной деятельности. Речевое общение позволяет человеку быть включенным и пользоваться общественным опытом, через овладение человеком системой языковых значений.

Принципы психологической теории А. Н. Леонтьева

Ключевые принципы теории Леонтьева:

  • принцип предметности — предмет подчиняет и преобразует деятельность субъекта;
  • принцип активности — жизнедеятельность субъекта зависит от активности психического отражения реальности, включающей потребности, мотивы, установки человека;
  • принцип интериоризации и экстериоризации — внутренние действия формируются в процессе перехода внешних, практических действий во внутренний план сознания;
внешняя деятельность и внутренний план сознания
  • принцип неадаптивной природы предметной деятельности — психическое отражение реальности порождается не внешними воздействиями, а процессами с помощью которых субъект вступает в контакт с предметным миром.

Внутренние и внешние действия

Теория деятельности Леонтьева — психологический феномен, освещающий два аспекта жизнедеятельности: объяснительный принцип и предмет исследований. Объяснительный принцип изучает связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной жизнью общества. В результате были выделены такие категории как: совместная и индивидуальная деятельность. А также были выделены целенаправленная, преобразующая, чувственно-предметная и духовная характеристики деятельности.

Теория Леонтьева характеризует внешнюю деятельность как материальную, а внутреннюю как оперирование образами и представлениями о предметах. Внутренняя деятельность имеет то же строение что и внешняя, отличие только в форме протекания. Внутренние действия производятся с образами предметов, в итоге получая мысленный результат.

В результате интериоризации внешней деятельности ее строение не меняется, но сильно трансформируется и сокращается для более быстрого ее осуществления во внутреннем плане. Это позволяет человеку значительно экономить свои усилия и быстрее выбирать нужные действия. Однако для успешного воспроизведения действия в уме, сначала его нужно освоить в материальном плане, получив реальный результат. Что очень хорошо наблюдается в процессе развития детей: сначала они учатся оперировать и производить необходимые действия с реальными предметами, постепенно обучаясь мысленно просчитывать свои действия и добиваться нужного результата значительно быстрее.

Теория речевой деятельности А. А. Леонтьева

В своей теории А. Н. Леонтьев частично касается вопроса речевой деятельности человека и ее важности для развития психических функций. Более подробно эту тему изучал его сын А. А. Леонтьев. В своих трудах он сформулировал основы речевой деятельности.

А. А. Леонтьев говорит о большом влиянии, которое оказывает речь на жизнь человека. В своих исследованиях он доказывает, что развитие речевой деятельности связано с развитием личности человека. Развитие интеллекта невозможно без речевой деятельности, так как она непосредственно влияет на познавательные способности человека, его мышление и творческое самовыражение.

речевая деятельность

Речевая деятельность имеет два варианта реализации: речевое общение и внутреннее речемыслительное функционирование. В теории речевой деятельности А. А. Леонтьева разделяются понятия: общение и речевое общение. Общение — это процесс передачи сообщения, при котором реализуются речевые акты. Речевое общение подразумевает целенаправленное взаимодействие, в котором можно выделить цели и задачи говорящих. По Леонтьеву речевые действия обслуживают трудовую, познавательную и игровую деятельность, входя в их состав.

Структура речевой деятельности

Речевая деятельность представляет собой комплекс актов говорения и понимания. Выражается в форме отдельных речевых действий, каждое из которых целенаправленно, структурно и мотивированно.

Этапы речевой деятельности:

  • ориентировка;
  • планирование;
  • реализация;
  • контроль.

Речевое действие осуществляется соответственно этим этапам. Стимулирует его — речевая ситуация, побуждающая к высказыванию. У речевого действия выделяют следующие фазы:

  • подготовка высказывания;
  • структурирование высказывания;
  • переход к внешней речи. воспроизведение и понимание речи

Деятельностная теория в трудах Рубинштейна

Помимо Леонтьева, деятельностную теорию разрабатывал советский ученый С. Л. Рубинштейн. Они разрабатывали теорию независимо друг от друга, но в их работах много общего, так как они опирались на труды Л. С. Выготского и философию К. Маркса. Поэтому теория деятельности Леонтьева и Рубинштейна является одним из важнейших методологических положений в российской психологии.

С. Л. Рубинштейн сформулировал основной принцип деятельностной теории — «единство сознания и деятельности». Деятельность регулируется сознанием субъекта, в свою очередь сознание познается через систему субъективных отношений и через действия субъекта, способствующих его развитию.

Также ученый выявил общие характеристики деятельности: выделил субъект действия (человек), субъекты в совместных действиях (действия людей осуществляющих совместную деятельность), взаимодействие субъекта с объектом в деятельности (отражает предметный и содержательный характер жизнедеятельности), выявил влияние творческих действий на формирование и развитие психики людей.

сознание человека

Рубинштейн обращает внимание на такое понятие как навыки, которое он характеризует как автоматизированный способ выполнения действия. Благодаря навыкам, сознание человека освобождается от регулирования элементарных актов и может сосредоточится на выполнении более сложных задач. Навыки он приравнивает к операциям, с помощью которых осуществляется действие.

Теория Рубинштейна и Леонтьева объясняет структуру и содержание психологической деятельности, указывает на взаимосвязь жизнедеятельности с потребностями человека. А также приводит к важному пониманию: через исследование внешних действий и поведение можно исследовать внутреннее состояние психики.

Деятельностный подход в трудах Л. С. Выготского

Выдающийся советский ученый и психолог Л. С. Выготский в своих трудах заложил основы деятельностного подхода, который впоследствии был исследован и разработан в трудах его ученика А. Н. Леонтьева. Теория деятельности Леонтьева и Выготского глубоко затрагивает взаимовлияние деятельности и сознания человека.

Основные идеи Выготского касающиеся деятельностного похода:

  • указал на важность анализа действий людей для изучения психики и сознания;
  • рассматривал сознание в связи с трудовой деятельностью;
  • разрабатывал теоретическое положение о влиянии трудовой деятельности на психические процессы;
  • рассматривал знаковые и коммуникационные системы как психологические орудия для развития психики. знаковая система

Влияние теории А. Н. Леонтьева на развитие отечественной психологии

Отечественная теория Леонтьева затрагивает широкий круг теоретических и практических проблем в психологии. Предложенная Леонтьевым структура деятельности стала основой для изучения практически всех психических явлений, благодаря чему возникли и получили развитие новые психологические отрасли. В его трудах освещены такие теоретические вопросы психологии, как: личность человека, развитие его психики, возникновение сознания людей, формирование высших психических функций человека. Совместно с другими учеными, он разработал культурно-историческую теорию деятельности, а также повлиял на развитие инженерной психологии.

В контексте деятельностной теории, совместно с П. Я. Гальпериным, была разработана теория поэтапного формирования умственных действий. Предложенное Леонтьевым понятие «ведущая деятельность» позволило Д. Б. Эльконину, соединив его с рядом представлений Л. С. Выготского, построить одну из основных периодизаций психического развития. Без сомнений, А. Н. Леонтьев является выдающимся ученым своего времени, теоретиком и практиком внесшим огромный вклад в развитие отечественной психологии.

общественный опыт и знания

Жизнь человека немыслима без деятельности (человек действует — значит существует). Она неразрывно связана с физическим, психическим и духовным развитием человека. Действия человека распространяются как на самого человека и окружающих его людей, так и на весь мир в целом.

Совершая действия человек влияет на окружающий мир и изменяет действительность. Человек влияет на реальность в которой живет, он может повышать свой материальный достаток, приобрести статус и влияние в обществе, развивать свои способности и возможности. Все это возможно осуществить через деятельность.

Более того, человеческая цивилизация — это результат действий всех людей, в общемировом масштабе. Она постоянно развивается и видоизменяется вместе с людьми, создающими ее.

Мотивационная Теория — Окончательный Гид

Хотите понять различные теории мотивации?

Мы создали полное руководство, в том числе:

  • Типы мотивационных теорий
  • Внутренняя мотивация
  • Внешняя мотивация
  • теория Павлова
  • Теории мотивации в психологии
  • Двухфакторная теория Герцберга
  • Трехмерная теория атрибуции
  • Теория ожиданий
  • Теории мотивации в управлении
  • Мотивационные теории в организационном поведении
  • Гуманистический подход к мотивации
  • ранних теорий мотивации
  • Тони Роббинс 6 Требуется

motivation theory motivation theory
Теория — набор предположений, предположений или принятых фактов, которые пытаются обеспечить правдоподобное или рациональное объяснение причинно-следственной (причинной) связи между группой наблюдаемого явления.Происхождение слова (от греческого гориста, зрителя) подчеркивает тот факт, что все теории являются ментальными моделями воспринимаемой реальности.

Используйте оглавление ниже, чтобы найти то, что вы ищете:

Обзор теории мотивации

Мотивационных теорий предостаточно…

Термин «мотивация» является одним из наиболее широко используемых психологических терминов, и он охватывает множество видов поведения. Он используется психологами для выявления основных причин, по которым человек делает, думает или действует определенным образом.

Он используется корпорациями и организациями для повышения производительности, удержания сотрудников и снижения затрат. Есть несколько теорий для изучения, и каждая из них фокусируется на различном наборе биологических, социальных, эмоциональных и когнитивных аспектов, которые влияют на поведение.

Типы мотивационных теорий

От психологии до организаций, проблемы взаимоотношений с карьерными задачами, мотивационные теории имеются в большом количестве. Некоторые из наиболее распространенных включают в себя внутренние ивнешняя мотивация, классическая и оперантная обусловленность, побудительная мотивация и мотивирующие операции.

Внутренняя мотивация основана на внутреннем желании искать новые вызовы, получать знания и определять, насколько человек способен достичь своих целей.

Внешняя мотивация включает в себя прикладывание усилий к определенному набору задач для достижения конкретной и измеримой цели. Силы внешней мотивации приходят извне человека.

Классическая и оперантная обусловленность включают поведенческие теории. По этой теории, внешние или физические стимулы оказывают наибольшее влияние на мотивационные факторы. Это было бы не обусловлено, а скорее «инстинктивно», хотя инстинкт — это свободный термин, на который не следует полагаться при научном объяснении.

Стимулирующая мотивация фокусируется на подкреплении. Павлов обнаружил, что собаки будут реагировать на звонок, когда считают, что это ужин, и в конечном итоге будут вести себя одинаково, независимо от того, присутствует ли еда или нет.Наличие стимула может привести к усилению набора поведений.

Мотивационные операции, иногда называемые МО, не предсказывают будущее поведение, как в случае с оперантной обусловленностью, а скорее смотрят в прошлое, чтобы определить настоящее поведение и мотивы.

теории мотивации в психологии

Хотя это не всеобъемлющий список, пять из наиболее часто используемых мотивационных теорий в психологии:

  1. Двухфакторная теория Герцберга
  2. Иерархия потребностей Маслоу
  3. Трехмерная теория атрибуции
  4. Теория ожиданий
  5. Хоторн Эффект

Более глубокое изучение этих различных теорий (которые мы рассмотрим ниже) часто проливает больше света на то, как и почему мотивация влияет на людей в разной степени.

Двухфакторная теория Герцберга

Это также иногда называют двухфакторной теорией и было разработано Фредериком Герцбергом в 1950-х годах. Он изучил удовлетворенность сотрудников и на основе 200 предметов в своем тестовом исследовании он обнаружил, что на мотивацию влияют два ключевых фактора:

— Факторы мотивации, которые определяют, будет ли сотрудник работать больше. Некоторые из этих факторов включают удовольствие, чувство признательности и возможности для продвижения по службе.

— Гигиенические факторы, которые могут привести к тому, что кто-то будет несчастлив в своей рабочей среде. Некоторые из этих факторов могут быть низкой заработной платой, плохой или отсутствующей льготы, а также плохие отношения с руководителями.

Иерархия потребностей Маслоу

Основываясь на этой теории Авраама Маслоу, только тогда, когда будут удовлетворены пять самых основных потребностей, человек будет мотивирован для выполнения или выполнения любой задачи. Пять уровней этой иерархии:

-Физиологический. Если у человека нет основных потребностей, чтобы выжить, у него мало мотивации.

-Безопасность. Это может включать физическую, эмоциональную и финансовую безопасность.

— Чувства любви. Быть желанным и чувствовать, что кто-то принадлежит, дает сильную мотивацию.

-Почитай. Желание заслужить уважение окружающих.

-Самореализация. В этом человек руководствуется желанием достичь всего, что он / она может.

Трехмерная теория атрибуции

В этой теории Бернард Вайнер подсчитал, что причина, по которой люди делают то, что они делают, основана на трех компонентах: стабильности, локусе контроля и управляемости.Стабильность, в основном, фокусируется на восприятии собственной работы или способностей.

Локус контроля основан на том, смягчают ли определенные обстоятельства внутренние или внешние факторы. Управляемость определяется тем, насколько субъект считает, что он мог повлиять. Более низкая управляемость обычно приводит к меньшей мотивации.

Теория ожидания

Основанная на трех элементах — продолжительности, инструментальности и валентности — эта теория утверждает, что люди будут определять, как они будут вести себя, исходя из ожидаемых результатов.

Эффект Хоторна

Для этой теории исследователи обнаружили, что испытуемые имели тенденцию работать больше и лучше, когда они знали или верили, что кто-то наблюдает за ними. Когда наблюдаются действия, это теоретизируется, некоторые субъекты активизируются так, как они не могут, если они считают, что их действия изолированы.

Проще говоря … у людей больше мотивации к действиям, когда они думают, что кто-то наблюдает за ними, потому что они заботятся о любом из них:

А.Утверждается

B. Будучи изученным

Теории мотивации в управлении

Многие из теорий мотивации, которые встречаются в управленческом и организационном поведении, пересекаются с психологией. В конце концов, психология — это изучение человеческого поведения и обусловленности.

Иерархия потребностей и эффект Хоторна обычно сосредоточены в кругах менеджмента. Некоторые лидеры также полагаются на теорию X и теорию Y, а также на теорию справедливости.

Теория X в основном фокусируется на сотрудниках, которые избегают ответственности, когда это возможно, и не получают удовольствия от работы, в то время как сотрудники Теории Y прилагают больше усилий, особенно когда они чувствуют, что имеют больший контроль на рабочем месте.

В рамках теории справедливости Джон Стейси Адамс утверждал, что, когда сотрудники чувствуют, что с ними обращаются справедливо, они более мотивированы, но когда они считают свое обращение несправедливым, они с меньшей вероятностью будут прилагать значительные усилия.

Мотивационные теории в организационном поведении

Организации, в том числе крупные корпорации, политические организации, малые предприятия, некоммерческие организации и многие другие, сосредоточены на мотивации для широкого круга целей.

Некоторые из них включают в себя:

-Преобразование негативного отношения в позитивное

-Снижение текучести кадров

-Сокращение «больничных» дней

-Приветствуем новые изменения на рабочем месте

-Повышение эффективности и производительности

-Создание более здоровой и позитивной атмосферы на рабочем месте.

Как можно видеть, существует множество теорий мотивации, каждая из которых имеет свои фокусы.Пытаясь понять мотивацию на личном или групповом уровне, необходимо учитывать множество факторов, и одна теория может лучше подходить в конкретных обстоятельствах, чем другие.

Что такое гуманистический подход к мотивации?

Каждое существо на Земле чем-то мотивировано, но Авраам Маслоу хотел понять, что мотивирует людей, и именно это пытается сделать большинство психологов. Большинство людей стремятся удовлетворить определенные потребности, и иерархия, которую он разработал (см. Выше), нацелена на отображение различных уровней потребностей.

Когда человек не чувствует себя полностью удовлетворенным, у него или нее могут возникнуть неудовлетворенные потребности. Независимо от того, являются ли эти «потребности» абсолютными потребностями (например, одежда, еда, жилье и т. Д.), Не имеет значения. Важно восприятие человеком этих потребностей.

Для гуманистического подхода к мотивации наиболее важными являются внутренние факторы, которые воспринимают то, чего не хватает.

Что такое ранние теории мотивации?

Ключевые ранние теории мотивации включают теорию подкрепления и постановку целей.При постановке целей человек будет устанавливать цели и, следовательно, ставить перед собой цель их достижения, но на этом пути потребуется соответствующая обратная связь, чтобы помочь в достижении этих целей.

Цели помогают определить направление, и, по словам Эдвина Локка, они необходимы для правильной мотивации. Если у вас нет цели, как вы можете быть мотивированы на что-либо?

Теория армирования, с другой стороны, фокусируется на результатах проделанной работы. Без надлежащего подкрепления (положительного или отрицательного) не было бы никакой причины продвигаться вперед и, следовательно, практически отсутствовала мотивация для выполнения конкретной задачи.

Тони Роббинс 6 Теория потребностей

Хотя многие теории были разработаны в течение прошлого столетия, в XXI веке один из главных учителей мотивации, Тони Роббинс, разработал то, что он называет «6 потребностями», которые включают в себя:

1. Уверенность и комфорт

Нам всем нужно знать, что мы в безопасности и о нас позаботятся. Большинство людей, которые попадают в бедность или борются в течение жизни, верят, что их потребности не будут удовлетворены, и поэтому это становится самоисполняющимся пророчеством.

2. Неопределенность и разнообразие

Нам всем нужно бросить вызов и чтобы в жизни было достаточно разнообразия, чтобы мы были вовлечены и заинтересованы, иначе жизнь стала бы обыденной и скучной.

3. Значение

Нам всем нужно чувствовать себя важными и уникальными. Это в некотором роде, форма или форма, мы разные и особенные.

4. Любовь и связь

Нам всем нужно чувствовать себя любимыми и ценимыми семьей и друзьями.

5. Рост

Нам всем нужно расти и совершенствоваться каждый день.

6. Вклад

У всех нас есть необходимость отдать свое сообщество и общество и сыграть значительную роль в оказании помощи.

Тони заявляет, что когда эти шесть потребностей будут удовлетворены, это заставит нас побудить нас продолжать жить со страстью, потому что это отвечает нашим потребностям в достижении нашей цели в жизни.

РЕСУРСЫ

,

теорий мотивации [5 знаменитых теорий мотивации]

Мотивация — это состояние души, наполненное энергией и энтузиазмом, которое заставляет человека работать определенным образом для достижения желаемых целей. Мотивация — это сила, которая подталкивает человека к работе с высоким уровнем приверженности и сосредоточенности, даже если что-то против него. Мотивация переводится в определенный тип человеческого поведения.

Важно обеспечить мотивацию каждого члена команды в организации.Различные психологи изучали поведение человека и формализовали свои выводы в виде различных теорий мотивации. Эти теории мотивации дают глубокое понимание того, как люди ведут себя и что их мотивирует.

Мотивация — огромная область изучения. Есть много теорий мотивации. Вот некоторые из известных теорий мотивации:

1. Иерархия потребностей Маслоу

Авраам Маслоу постулировал, что человек будет мотивирован, когда его потребности будут удовлетворены.Потребность начинается с базовых потребностей самого низкого уровня и продолжает расти, когда удовлетворяется потребность более низкого уровня. Ниже приведена иерархия потребностей:

  • Физиологические: Физические потребности для выживания, такие как пища, вода и жилье.
  • Безопасность: защита от угроз, лишений и других опасностей.
  • Социальные (принадлежность и любовь): необходимость объединения, принадлежности, дружбы и т. Д.
  • Самоуважение: необходимость уважения и признания.
  • Самореализация: возможность для личного развития, обучения и веселой / творческой / сложной работы.Самореализация — это высшая потребность, к которой может стремиться человек.

Лидер должен понимать конкретные потребности каждого человека в команде и, соответственно, работать, чтобы помочь удовлетворить его потребности.

2. Двухфакторная теория Герцберга

Герцберг разделил потребности на две широкие категории: гигиенические факторы и факторы мотивации.

Гигиенические факторы необходимы, чтобы убедиться, что работник не недоволен.Мотивирующие факторы необходимы для обеспечения удовлетворенности работника и мотивации работника на более высокую производительность. Само наличие гигиенических факторов не гарантирует мотивацию, а наличие факторов мотивации при отсутствии гигиенических факторов также не работает.

3. Теория потребностей McClelland

McClelland подтверждает, что у всех нас есть три мотивирующих водителя, и это не зависит от нашего пола или возраста. Один из этих стимулов будет доминировать в нашем поведении.Доминирующий двигатель зависит от нашего жизненного опыта.

Три фактора мотивации:

  • Достижение : необходимость достижения и демонстрации собственной компетентности Люди с высокой потребностью в достижениях предпочитают задачи, которые предусматривают личную ответственность и результаты, основанные на их собственных усилиях. Они также предпочитают быстрое признание своего прогресса.
  • Принадлежность : потребность в любви, принадлежности и социальном принятии Люди с высокой потребностью в принадлежности мотивируются тем, что их любят и принимают другие.Они, как правило, участвуют в общественных мероприятиях и могут испытывать неудобства из-за конфликта.
  • Мощность : необходимость контролировать собственную работу или работу других Людей с высокой потребностью в силе желают ситуации, в которых они осуществляют власть и оказывают влияние на других. Они стремятся занять должности со статусом и полномочиями и, как правило, больше заботятся об уровне своего влияния, чем об эффективном выполнении работы.

4. Теория ожидания Врума

Виктор Врум заявил, что люди будут очень продуктивными и мотивированными, если будут выполнены два условия: 1) люди считают, что их усилия приведут к успешным результатам и 2) эти люди также считаю, что они будут вознаграждены за их успех.

Люди будут мотивированы на то, чтобы приложить максимум усилий, когда они верят, что есть взаимосвязь между предпринимаемыми ими усилиями, результатами, которых они достигают, и результатами / наградами, которые они получают.

5. Теория МакГрегора X и теория Y

Дуглас МакГрегор сформулировал два различных взгляда на человека, основанных на участии работников. Первый в основном отрицательный, обозначенный как Теория X, а другой в основном положительный, обозначенный как Теория Y.Существуют оба типа людей. Исходя из их характера, они должны управляться соответственно.

  • Теория X : Традиционный взгляд на рабочую силу гласит, что рабочие по своей природе ленивы, эгоцентричны и лишены амбиций. Следовательно, подходящим стилем управления является строгий контроль сверху вниз.
  • Теория Y: эта точка зрения постулирует, что работники по своей природе мотивированы и стремятся принять ответственность. Подходящий стиль управления заключается в том, чтобы сосредоточиться на создании продуктивной рабочей среды в сочетании с положительными вознаграждениями и подкреплением.

Заключение

Мотивация — это состояние ума, побуждающее всех людей совершать поступки с наивысшим духом и позитивом. Лидер должен убедиться, что каждый человек в команде и организации мотивирован. Различные теории мотивации помогают понять, что мотивирует людей.

,

теорий мотивации

Самые ранние исследования мотивации включали изучение индивидуальных потребностей. В частности, ранние исследователи считали, что сотрудники стараются изо всех сил и демонстрируют целенаправленное поведение для удовлетворения потребностей. Например, сотрудник, который всегда ходит по офису и разговаривает с людьми, может нуждаться в общении, и его поведение может быть способом удовлетворения этой потребности. В то время исследователи разработали теории, чтобы понять, что нужно людям. К этой категории можно отнести четыре теории: иерархия потребностей Маслоу, теория ЭРГ, двухфакторная теория Герцберга и теория приобретенных потребностей МакКлелланда.

Иерархия потребностей Маслоу

Авраам Маслоу является одним из самых выдающихся психологов двадцатого века. Его иерархия потребностей — это образ, знакомый большинству студентов и менеджеров. Теория основана на простой предпосылке: у людей есть потребности, которые иерархически ранжируются. Есть некоторые потребности, которые являются основными для всех людей, и в их отсутствие ничто другое не имеет значения. Поскольку мы удовлетворяем эти основные потребности, мы начинаем искать удовлетворение потребностей более высокого порядка.Другими словами, когда потребность более низкого уровня удовлетворена, она больше не служит мотиватором.

Рисунок 5.3 Иерархия потребностей Маслоу

Основными потребностями Маслоу являются физиологические потребности. Потребность в воздухе, пище и воде. Физиологические потребности связаны с потребностями в пище, воде и других биологических потребностях. Эти потребности являются основными, потому что, когда они отсутствуют, их поиск может подавить все другие побуждения. Представь, что ты очень голоден.В этот момент все ваше поведение может быть направлено на поиск пищи. Однако, как только вы едите, поиск пищи прекращается, и обещание пищи перестает служить мотиватором. Как только физиологические потребности удовлетворены, люди, как правило, начинают беспокоиться о потребностях безопасности. Необходимость быть свободными от опасности и боли. Они свободны от угрозы опасности, боли или неопределенного будущего? На следующем уровне социальные потребности. Потребности в связях с другими людьми, в любви и в формировании с ними длительных привязанностей.обращайтесь к необходимости связываться с другими людьми, быть любимыми и формировать длительные привязанности с другими. На самом деле привязанности или их отсутствие связаны с нашим здоровьем и благополучием. Удовлетворение социальных потребностей вызывает уважение к нуждам. Желание, чтобы его уважали сверстники, чувствовали себя важными и ценились. более заметным. Потребность в уважении относится к желанию быть уважаемыми своими сверстниками, чувствовать себя важными и быть оцененными. Наконец, на самом высоком уровне иерархии, потребность в самореализации, необходимость стать всем, на что ты способен.относится к «становлению всем, на что ты способен». Эта потребность проявляется в желании приобрести новые навыки, принять новые вызовы и вести себя так, чтобы привести к достижению жизненных целей.

Маслоу был клиническим психологом, и его теория изначально не была разработана для рабочих условий. Фактически, его теория была основана на его наблюдениях за людьми в клинических условиях; некоторые из отдельных компонентов теории нашли мало эмпирической поддержки.Одна критика относится к порядку, в котором ранжируются потребности. Можно представить, что люди, которые голодают и опасаются за свою жизнь, могут сохранять прочные связи с другими, предлагая другой порядок потребностей. Более того, исследователи не смогли поддержать аргументы о том, что как только потребность удовлетворяется, она больше не служит мотиватором и что в данный момент доминирует только одна потребность.

Несмотря на отсутствие сильной исследовательской поддержки, теория Маслоу нашла очевидные применения в бизнес-среде.Понимание того, что нужно людям, дает нам ключи к их пониманию. Иерархия — это систематический способ размышления о различных потребностях, которые сотрудники могут иметь в любой данный момент, и объясняет различные реакции, которые они могут испытывать на подобное обращение. Работник, который пытается удовлетворить потребности в уважении, может чувствовать удовлетворение, когда его начальник хвалит достижение. Тем не менее, другой сотрудник, который пытается удовлетворить социальные потребности, может возмущаться похвалой высшего руководства перед сверстниками, если похвала отличает человека от остальной части группы.

Как организация может удовлетворить различные потребности своих сотрудников? В долгосрочной перспективе физиологическая потребность может быть удовлетворена за счет зарплаты человека, но важно помнить, что оплата может удовлетворить и другие потребности, такие как безопасность и уважение. Предоставление щедрых льгот, включая медицинское страхование и пенсионные планы, спонсируемые компанией, а также меры по обеспечению безопасности работы, поможет удовлетворить потребности в безопасности. Социальные потребности могут быть удовлетворены благодаря дружественной обстановке и созданию рабочих мест, способствующих сотрудничеству и общению с другими людьми.

ранних и современных (современных) теорий мотивации

теории мотивации используются для понимания, объяснения и влияния на поведение человека. Ранние и современные теории мотивации позволяют менеджеру находить причины действий, желаний и потребностей людей. Теории мотивации также объясняют, как влиять на направление поведения, позволяющее контролировать и направлять действия сотрудников.

Многие теории мотивации разработаны физиологами и специалистами по кадрам.

11 Типы теорий мотивации

4 Ранние теории мотивации

Ранние теории важны, поскольку они представляют собой основу, на которой выросли современные теории.

Практикующие менеджеры по-прежнему регулярно используют эти теории и их терминологию для объяснения мотивации сотрудников.

Ранние теории мотивации;

  1. Теория иерархии потребностей по Маслоу,
  2. Теория ЭРГ, разработанная Клейтоном Алдерфером.
  3. Теория X и Теория Y Макгрегора, и
  4. Двухфакторная теория мотивации — гигиена и мотивационный фактор Герцберга.

В 1950-х годах были сформулированы три конкретные теории, которые являются наиболее известными. Они есть; Иерархия Теории Потребностей по Маслоу, Теория X и Теория Y по Макгрегору и Двухфакторная теория Герцберга.

7 Современные или современные теории мотивации

Следующие теории считаются современными или современными не только потому, что они обязательно были разработаны недавно, но и потому, что они представляют современное состояние в объяснении мотивации сотрудников.

Современные или современные теории мотивации;

  1. Теория приобретенных потребностей Макклелланда.
  2. Теория постановки целей Эдвином Локком.
  3. Теория самоэффективности Альберт Бандура.
  4. Теория подкрепления Б. Ф. Скиннера и его сотрудников,
  5. Теория когнитивной оценки,
  6. Теория ожиданий Виктора Х. Врума,
  7. Теория справедливости Дж. Стейси Адамс.

Короче говоря, мы можем сказать, что мотивация — это способ вдохновить людей усилить их желание и готовность эффективно выполнять свои обязанности и сотрудничать для достижения общих целей.

Понимание этих теорий мотивации показывает процесс мотивации в управлении и организационном поведении.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *