Причины невроза у детей: причины, симптомы, лечение детского невроза

Содержание

Детские неврозы. Причины и профилактика.

ГБУ РО «ОКБ имени Н.А. Семашко»

Отделение медицинской реабилитации

для детей с нарушением функции ЦНС
медицинский психолог второй квалификационной категории
Симукова Татьяна Сергеевна

Нет таких родителей, которые не любили бы своих детей: это чувство заложено в биологическую природу человека. И все же нередко многие мамы и папы просто не замечают того, что у их детишек возникли первоначальные симптомы нервного расстройства – невроза. Бывает и так, что родители констатируют подобные признаки, но не придают им значения, считая болезненные симптомы безопасными возрастными явлениями, которые по мере взросления ребенка исчезнут сами по себе.

В современном мире мы все подвержены воздействиям внешней среды, а дети особенно. Детская психика очень чувствительна и ранима к таким воздействиям, что может привести к перенапряжению нервной системы, и стать причиной возникновения такого психического расстройства, как детский невроз.

Что же представляет собой данное психическое заболевание и как можно предотвратить его появление?

Неврозы – это заболевания психогенного характера. Они возникают на фоне тех или иных «неполадок» в нервной системе. Что-то в жизни или эмоциональной сфере может быть у человека «не так», в результате нервная система дает сбой, который провоцирует возникновение невроза.

Главной причиной появления неврозов у ребенка любого возраста является психическая травма, спровоцированная ситуацией или действиями, к которым малыш просто не готов в силу незрелости личности и еще не сформировавшегося характера. Ребенок – существо гибкое, пластичное, но и хрупкое одновременно. Нарушить нормальное течение его психической жизни может все, что угодно.

Основными провоцирующими факторами развития детских неврозов являются внутрисемейные конфликтные ситуации, резкое изменение привычного образа жизни (переезд в другое место, развод родителей, рождение брата или сестры), проблемы в детском коллективе, несоразмерная физическая нагрузка, травма, затяжная болезнь или сильный испуг. Благоприятным фактором для развития детского невроза является наличие патологий и осложнений во время беременности матери и во время родов. Гипоксия, внутриутробные инфекции, родовые травмы — все это может спровоцировать развитие невротического состояния у детей.

Невротические расстройства могут наблюдаться у детей и подростков любой возрастной категории, но форму четко очерченного заболевания они принимают обычно к 6–7 годам. В более раннем возрасте проявления неврозов у детей тоже встречаются, но,в основном, в виде отдельных симптомов. Зато в школьном возрасте они «расцветают» буйным цветом. Так как ребенок еще мал, он даже не осознает, что попал в беду. В этом случае на помощь должны прийти мы, взрослые люди.

Даже если невроз впервые проявился во взрослом возрасте, истоки заболевания, как правило, уходят корнями в детство. В большинстве случаев ответственность лежит на тех родителях, которые не воспринимают маленького человечка как личность и стараются «слепить» из него некий идеал, которым, в свое время, не смогли стать сами.

Ребенок подсознательно понимает родительское недовольство и всеми силами старается доказать, что он достоин их любви. Но, не встречая понимания со стороны взрослых, он зачастую замыкается в себе или, наоборот, сопротивляется, что и порождает множество конфликтов в семье.

Существует множество причин, вызывающих неврозы у детей, но родителям жизненно необходимо понять то, что в большинстве случаев виновными оказываются ошибки воспитания: прежде чем винить ребенка, нужно внимательно проанализировать свое поведение и при обнаружении проблем обратиться к специалисту.

Проявления невротических состояний у детей, выражаются по-разному. Внимательные родители, у которых установлен хороший психологический контакт с малышом, способны заметить эти признаки на самом раннем этапе. Особенностью неврозов у детей является то, что они не могут описать свое состояние и обратиться за помощью.

Картина невротических отклонений у детей достаточно разнообразна. Довольно часто у ребенка можно наблюдать невроз ярко выраженной тревоги или страха.

Приступы внешне ничем не мотивированного страха наиболее часто возникают у ребенка в вечернее время, особенно при отходе ко сну.

У детей школьного возраста может необоснованно снижаться самооценка, появляются слезливость, заторможенные, неестественные движения, меняется мимика, ухудшается аппетит и нередко возникает бессонница.

Дошкольники часто демонстрируют собственную беспомощность – падают на пол, кричат, плачут, причем все это может сопровождаться намеренными ударами теми или иными частями тела о твердую поверхность.

Другие симптомы невротических состояний, которые важно вовремя заметить – ребенок постоянно чем-то раздражен, не сдержан в проявлении эмоций, не в меру плаксив. Кроме того, у него нарушен сон, отчего он страдает, ворочаясь в постели с боку на бок. Такие проявления невротических состояний чаще встречаются у детей среднего школьного возраста, перегруженных дополнительными учебными занятиями, классными и домашними заданиями. Бывает и такое, что девочки этом возрасте буквально «сходят с ума» по своему здоровью, пугаются по пустякам, испытывают серьезные страхи перед заболеваниями, чрезмерно заботятся о своем самочувствии.

Основные виды детских неврозов:

  • Невроз навязчивых движений
    — включаетв себя фобии и обсессивные движения, к которым относится нервный тик (мигания, облизывание губ, подергивание головой и плечами).
  • Истерия — сопровождается рыданиями, криками и падением на пол.
  • Ипохондрия — проявляется в виде болезненного страха за свое здоровье, страдать ей могут подростки.
  • Неврастения— характеризуется тем, что больные не переносят даже малейшее психическое напряжение и имеют невротические расстройства сна.
  • Невроз страха — боязнь смерти, темноты, одиночества, пожара и др.
  • Депрессивный невроз
    — подавленное состояние и жажда одиночества, характерен больше для подростков.
  • Заикание (логоневроз)определяется судорогами мышц речевого аппарата.
  • Энурез, энкопрез — проявляется в неосознанном упускании мочи, кала.
  • Невротические расстройства сна — лунатизм, ночные кошмары или просто тревожный сон.
  • Невротические расстройства аппетита (анорексия) — пониженное настроение во время еды, частые срыгивания (вплоть до рвоты).

Лечение детских неврозов не может обойтись без помощи опытного психолога и невролога. Подход должен быть исключительно комплексный: проведение обследования,медикаментозная терапия, а со стороны психолога — выявление причины, породившей этот недуг, и коррекция поведения с помощью различных игровых методов.

При необходимости обследование и лечение детей с подобными нарушениями проводятся в дневном стационаре детского неврологического отделения ГБУ РО «ОКБ имени Н.А. Семашко».

Главное в лечении — устранение ситуаций, являющихся пусковыми механизмами патологических отклонений в психике, поэтому необходимо уделить вниманиеизменению жизни ребенка: радость и смех должны прийти на смену страхам и агрессии.

Следует не забывать о том, что для такого заболевания не существует универсального лекарства. Только с помощью любви, терпения и создания в семье благоприятной психологической обстановки возможно лечение неврозов у детей и полное преодоление невротического состояния.

Ранняя профилактика неврозов у детей имеет неоценимое значение. Уже в ходе первичного обследования неврологи достаточно легко диагностируют симптомы появления невротических расстройств у малыша. Ведь первые проявления невротических симптомов заметны в моменты любой поведенческой активности малышей: когда они начинают произносить слова, общаться с родителями, играть со сверстниками, ходить, бегать. Поэтомуважно вовремя обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.

Профилактика неврозов у детей сводится к тому, чтобы создать для них благоприятную, душевную семейную атмосферу и по возможности уменьшить негативное влияние внешней среды. Да, взрослые не в силах совершенно изолировать свое чадо от социума и всех его проявлений. Однако же им под силу компенсировать негативное воздействие внешней среды и нейтрализовать его, создав благоприятный эмоциональный фон дома, где ребенок всегда будет чувствовать себя в безопасности, под защитой «семейной крепости». Поддержка, хорошая семейная атмосфера помогут ребенку адекватно реагировать на различные события без ущерба для своего психологического здоровья.

Помните о том, что самое важное в жизни детей – это семейный микроклимат, ведь именно он ответственен за их способность преодолевать любые жизненные трудности и в более зрелом возрасте!

Детский невроз — знак, что в семье непорядок

Малыш может начать бегать на носочках, или после скандала в детском саду может «не добегать» до туалета, может стать плаксивым или агрессивным, а может сосать палец. Почему возникают неврозы у детей, мы спросили у Екатерины Вахтанговны Джинчарадзе, к.м.н., врача-психиатра Клинико-диагностического центра МЕДСИ:

Что провоцирует невроз у ребенка?

В возникновении детских неврозов как психогенных заболеваний основная причина в разнообразных психотравмирующих факторах, и как правило, многое зависит от родителей. Вот какими могут быть причины неврозов:

— первоначально проблемы семейных взаимоотношений,

— дефицит положительных эмоциональных воздействий – любви, ласки, поощрения, ободрения,

— проблемы поиска своего «я» и оптимальных путей самовыражения, самоутверждения и признания,

— неврозы в детском возрасте могут быть клинико-психологическим выражением личностных проблем родителей — эгоцентризма, затрудняющего принятие ребенка и его индивидуальности,

— тревожность мам и пап, лежащая в основе гиперопеки,

— внутренняя конфликтность, осложняющая отношения в семье,

— а также излишняя принципиальность, ведущая к негибкости и чрезмерному контролю в отношениях с детьми.

Ребенок начинает болеть, когда ему не хватает внимания и любви родителей

Как понять, что у ребенка невроз? Что должно стать «звоночком» для похода к врачу?

Неврозы наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний они приобретают, как правило, лишь после 6 – 7-летнего возраста. До того расстройство носит клинически стертый характер и поэтому остается нераспознанным родителями и мало осознается детьми.

Проявления неврозов у детей могут быть самыми разными:

— Эмоциональная неустойчивость,

— склонность к слезам и капризам,

— раздражительность,

— повышенная возбудимость,

— непереносимость различных раздражителей, резких звуков, запахов, температурных колебаний,

— двигательная расторможенность, суетливость,

— быстрая потеря интереса к играм,

— неустойчивость внимания, отвлекаемость,

— потеря аппетита,- расстройство сна. Сон при этом становится беспокойным, прерывистым, с частыми пробуждениями, затрудненным засыпанием. Длительность ночного и дневного сна укорачивается.

Какие бывают неврозы

Неврозы страха. Самыми распространенными проявлениями неврозов являются предметные страхи, связанные с содержанием психотравмирующей ситуации. Содержание страхов зависит от возраста.

У детей дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью.

У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплинами, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается такой невроз отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), плохим настроением.

При навязчивых страхах у детей более младшего возраста преобладают фобии загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений.

Среди неврозов, возникающих в раннем детстве, занимают важное место:

— Заикание — судорога мышц речевого аппарата,

— ночной энурез — ночное недержание мочи,

— неврастения у детей — синдром раздражительной слабости, который обусловлен перенапряжением нервной системы в связи с непосильной нагрузкой (непомерные требования к ребенку, перегрузка новыми впечатлениями),

— истерический невроз — жалобы на боли в тех или иных частях тела при отсутствии органической патологии,

— припадки — падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка.

Нервный тик

Невроз навязчивых движений, страхов у детей (тик). Это движения в отдельных группах мышц, напоминающие защитную реакцию, направленную на освобождение от неприятных ощущений:

— мигательные движения, имеющие целью освободиться от яркого света, соринки в глазу,

— движения в шее как реакция на тесный воротник,

— движения головой как отрицательный ответ,

— покашливание, кряхтение, придыхание.

Как правило, тики появляются не ранее 2—3 лет. Невротические тики важно не спутать с гиперкинезами при неврологических расстройствах. Но тут вам поможет только доктор!

Чего боятся подростки

Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе.

Как лечат невроз?

В первую очередь это психотерапевтические мероприятия. Важно наладить отношения в семье, провести психотерапию, которая поможет ребенку разобраться со своими личностными проблемами и может понадобиться групповая психотерапия, чтобы наладить отношения ребенка со сверстниками.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ

Лучшая профилактика неврозов у детей и подростков — это хорошая атмосфера в семье. Если у ребенка появился страх, нужно с ним разобраться. И это значит, что родители должны быть рядом, должны помочь, а не отругать за трусость.

Важно в целях опять же профилактики «закаливать» ребенка психологически. Учить его быть активным, инициативным, учить преодолевать трудности.

А для родителей школьников первым правилом должно быть — следить за нагрузками. Чтобы у ребенка не было информационных перегрузок.

Если у вас есть вопросы к педиатру, неврологу, гинекологу, психологу и другим специалистам, пишите на [email protected]

Лечение неврозов у детей в Воронеже

Детский невроз – это временная психологическая реакция ребенка на трудные ситуации, которые переживаются им очень болезненно и отражаются, прежде всего, на поведении и эмоциональном состоянии. Безопасное и эффективное лечение неврозов у детей – это одно из направлений клиники «Медицина 21 век». Наши специалисты готовы оказать квалифицированную помощь в устранении таких заболеваний, как неврастения, истерики, неврозы навязчивых состояний и страха, нервные тики и панические атаки.

Причины развития нервозов в детском возрасте

  • Нехватка положительных эмоций – материнского тепла, любви, похвалы, одобрения;
  • Врожденные нарушения работы нервной системы;
  • Регулярные конфликты в семье;
  • Трудности поиска детского «Я» и наиболее удобных путей самовыражения;
  • Длительные физические или умственные нагрузки;
  • Внезапные перемены (смена школы, развод родителей), переживания и стрессы.

Стоит отметить, что причин для начала лечения неврозов у детей может быть несколько: чрезмерная раздражительность, неусидчивость, заторможенность, капризность, истерики, проблемы с питанием, потеря интереса к обучению и играм, бессонница и др. Поэтому, если с вашим чадом происходит что-то подобное, не откладывайте и обратитесь к врачу-неврологу. Детские проблемы с психикой способны обострятся и принимать более тяжелые формы, с которыми в дальнейшем будет бороться гораздо сложнее.

В настоящее время весьма проблематично найти грамотного и компетентного специалиста в области детской неврологии. Доверьте здоровье своего ребенка реабилитационному центру «Медицина 21 век», где работают опытные и высококвалифицированные врачи, способные обеспечить эффективное и безвредное лечение детских неврозов на любых стадиях развития болезни.

Что мы готовы предложить своим пациентам?

  • Полную анонимность и конфиденциальность лечения;
  • Комплексное высококачественное обследование с использованием прогрессивного и надежного оборудования;
  • Индивидуальный и доброжелательный подход к каждому ребенку;
  • Подробная консультация психотерапевта, объяснение результатов обследования доступным для родителей языком;
  • Грамотный подбор препаратов для составления персональной программы лечения;
  • Сопровождение лечебного процесса и профилактика болезни.

Желаете навсегда избавить своего ребенка от невротических расстройств? Лечение неврозов у детей в Воронеже с клиникой «Медицина 21 век» – это быстро, качественно и эффективно!

Невроз и навязчивые движения у детей

Невроз и навязчивые движения у детей

Все больше малышей даже дошкольного возраста страдают навязчивыми движениями и неврозами. Это серьезная проблема, с которой обязательно нужно обращаться к специалистам и начинать лечение.

Симптомы неврозов 

Иногда родители или не обращают внимание на симптомы. Ребенок начинает странно подпрыгивать, совершать движения, которые похожи на ритуальные. Кто-то, наоборот, ругает малыша за то, что он постоянно прикусывает губу или «жует воротник», грызет ручку или дергает себя за волосы. Другие жалуются, что ребенок боится заснуть. Однако зачастую в основе всех описанных проявлений лежит заболевание – невроз навязчивых состояний. Причем невроз – не безобидный недуг. Он становится серьезной помехой и в учебе, и в дальнейшей жизни человека. А получается, что когда у малыша поднимается температура или появляется насморк, мы бежим в клинику. Когда же проявляется яркое свидетельство того, что ребенок или испытал серьезный стресс, или же имеет органическое поражение головного мозга, на фоне которого развиваются симптомы невроза, родители не только тянут с обращением к специалисту, но еще и ругают детей, усугубляя их состояние.

Нервные тики, как и навязчивые движения сопровождаются глубокими переживаниями у ребенка. Малыш при этом находится в состоянии эмоционального напряжения. А все это не проходит бесследно для психики.

Как возникают неврозы и навязчивые движения у детей?

Простой пример. Ребенка отучают от груди. Он начинает сосать палец. Это превращается в навязчивое движение, поскольку для взрослого человека процесс «отлучения от груди» двух-двух с половиной летнего ребенка является естественным, а малыш испытывает небывалый стресс. Палец он может заменить подушкой, игрушкой, рукавом пижамы, но суть останется одна – ребенок приобретает навязчивое движение, свидетельствующее о наличии психологической травмы. В итоге, если обращать внимания на тревожные симптомы, рано или поздно придется начинать лечение от невроза.

Зачастую невротические состояния появляются в случае семейных разводов, скандалов, противоречий между родителями, бабушками и дедушками, иногда диктат в семье тоже оборачивается стрессом и нервным тиком. Дети со слабым типом нервной системы, оказываясь в школьном коллективе, также неврозами реагируют на перемены в жизни.

Однако особое внимание необходимо уделять тем малышам, которые получили черепно-мозговые травмы, страдают аллергическими заболеваниями. Или же страдают хроническими заболеваниями, которые приводят к истощению нервной системы.

С чего начать лечение неврозов? 

Идти к специалистам, которые в комплексе исследуют организм ребенка. Кстати, из вышесказанного следует, что дети с хроническими заболеваниями (в том числе, страдающие аллергическими реакциями), склонны к неврозам. Ранняя диагностика симптомов и профилактика, наблюдение у сомнологов, неврологов и психологов помогут адаптироваться в социуме, избежать невротических проявлений, укрепить нервную систему.

Подобные комплексные обследования проводятся в клинике «ЛИНГВАБОНА». Специалисты говорят, что начиная решать проблему на ранней стадии, можно добиться прекрасных результатов. Поняв зерно проблемы, они начинают подбирать методы лечения, реабилитации, подбирают необходимые препараты.

Неврозы у детей: симптомы, причины, методы лечения

Неврозом называют расстройство психики, которое часто воспринимается родителями как особенности взросления ребенка. Однако игнорировать эту проблему нельзя, так как в дальнейшем она может грозить опасными осложнениями. В чем особенности детских неврозов и как предотвратить их последствия?

Какие бывают причины невроза?

Причинами развития детского психоневроза могут стать как внутренние, так и внешние факторы. К внешним можно отнести травмы психологического характера: стрессы, испуг, конфликтные отношения в коллективе. Очень часто проблема кроется в семье: конфликтные отношения между членами семьи, неспособность родителей выполнять свои функции, безучастность к проблемам ребенка – все это негативно сказывается на детской психике.  К внутренним факторам относится наследственная предрасположенность, а также перенесенные заболевания.

Основные проявления

Основные симптомы проявления детского психоневроза можно разделить на психические и физические. Психические проявления могут выражаться в виде проблем в общении, социапатии, повышенном чувстве тревоги, чрезмерной чувствительности к внешним факторам, фобий. Также у ребенка можно наблюдать резкие перепады настроения, ранимость, плаксивость. Еще одним тревожным фактором может быть нарушение сна. Ребенок может с трудом засыпать, часто просыпаться в течение ночи или просыпаться не отдохнувшим. Его могут беспокоить кошмарные сновидения. Все эти факторы являются следствием перевозбужденности, которая приводит к неврозам.

К физическим симптомам можно отнести следующие проявления: сердечные боли, спазматические головные боли, а также боли в животе. У ребенка понижена работоспособность, проявляется общая слабость и повышенная утомляемость. Также может наблюдаться нарушение аппетита. Наиболее явным проявлением может быть нарушения речи, например, заикание.

Профилактика и лечение

Если вовремя заметить проблему и начать адекватное лечение, то заболевание можно полностью обратить. Но если упустить время, проигнорировать, либо принимать неправильные методы решения этой проблемы, то заболевание принять серьезные формы проявления. При длительном течении заболевания у ребенка формируются негативные черты характера, что весьма неблагоприятно сказывается на развитии его личности. Поэтому так важно не игнорировать эту проблему и при первых проявлениях обратиться к врачу.

Как избежать невроза?

В качестве профилактики развития психического расстройства необходимо в первую очередь создать благоприятную атмосферу в семье, исключить ссоры, конфликты.

Важно вовремя обратиться к специалисту, который определит тип невроза и индивидуальные особенности ребенка и в соответствии с этими факторами назначит подходящее лечение. Для лечения могут использоваться методы гипноза, аналитические и когнитивные методы, коррекция поведения.

Если заболевание приобрело более серьезную форму, то применяется медикаментозное лечение. Это могут быть как обычные капли и настойки, так и такие препараты как антидепрессанты и транквилизаторы.

И в тех и других случаях лечение назначается специалистом, самолечение может быть опасным и относиться к нему следует с особой осторожностью.

Как победить детские неврозы? Причины и виды заболевания — Ваш Психолог Онлайн

Автор Olga Nedelkova На чтение 4 мин. Обновлено

Основа психики взрослого человека закладывается в детском возрасте. Но, даже зная об этом, многие родители без должного внимания относятся к проблемам своих детей. По моему личному наблюдению, любимое выражение большинства взрослых: «Перерастет». И особенно часто такое слово употребляют в отношении детских неврозов, которые и без того лечить труднее, чем подобные отклонения у взрослых.

Какие неврозы встречаются у детей чаще всего?

  • Нервоз страха. Признаки такого невроза – приступообразное появление страхов, как привило, при засыпании. Дошкольники боятся оставаться в одиночестве, боятся темноты, придуманных персонажей, которыми их пугают взрослые, появления страшных животных. Многие малыши видят галлюцинации или создают практически осязаемые иллюзии, испытывают вазовегетативные нарушения. Первоклашки испытывают страх школы, который может вылиться не только в пониженное настроение, но и в энурез или энкопрез.
  • Невроз навязчивых состояний. Характеризуется повторением определенных движений и действий или же навязчивых страхов и мыслей. В большинстве случаев присутствуют смешанные симптомы.

Эмоциональное напряжение снимается при помощи движений, и окружающим заметны нервный тик, мигание, постукивание ногой, повороты головы, покашливание, шмыгание носом и так далее.

Фобический невроз у младших школьников проявляется в страхе острых предметов, закрытых помещений, загрязнений.

Дети старшего школьного возраста боятся смерти, болезней, устного ответа у доски, боятся покраснеть при посторонних. Одновременно с описанными фобиями у подростков появляются навязчивые мысли и влечения, нередко противоречащие внутренним убеждениям и воспитанию подростка. Нереализованные мысли приводят к постоянному ощущению тревожности.

  • Депрессивный невроз. Характерен для подростков. Признаки: подавленность, тихий голос, отсутствие активности, стремление к одиночеству, снижение аппетита и веса тела, запоры. Подростка мучают мысли относительно его малоценности и отсутствия способностей.
  • Истерический невроз. Обычно проявляется в младшем дошкольном или подростковом возрасте. Классическая истерика с разбрасыванием вещей может окончиться аффект-респираторными приступами и истерической слепотой, сенсорными расстройствами.
  • Неврастения или астенический невроз – общее истощение организма на фоне нервного истощения, большой утомляемости. Характерны постоянные перепады от апатии до истерики, расстройства сна и аппетита, вегетососудистая дистония.

Ярким признаком проявления невроза является появление заикания

Проявляется в результате пережитого стресса или разлуки детей младшего возраста с родителями. Иногда к заиканию приводит стремление родителей форсировать умственное и речевое развитие ребенка. Дети старшего возраста при неврозах нередко проявляют несвойственную подросткам патологическую привязанность к дому.

Нередко у детей проявляются неврозы смешанного типа.

Что может стать причиной детского невроза?

У детей может быть разная «прочность» нервной системы. Это зависит от генетических факторов, особенностей жизненного опыта, отношений в семье. Большое значение имеет общее состояние организма – ребенок, который постоянно недосыпает или испытывает большие физические нагрузки, более склонен к неврозам. Если нервная система находится на грани напряжения, невроз может спровоцировать самый пустяковый стресс.

Самое большое значение при возникновении и лечении неврозов имеет ситуация в семье и то, насколько ответственно родители подходят к выполнению своих обязанностей.

Лечение детских неврозов требует индивидуального подхода к каждому конкретному случаю, но в любом случае ребенку нужно обеспечить постоянные положительные эмоции.

Эффективны сказкотерапия и игровая терапия.

Врач-психотерапевт может также посоветовать гомеопатические препараты или медикаменты, в некоторых случаях для лечения невроза применяют гипноз.

Опыт моей многолетней практики показывает, что невроз сам по себе не проходит, он может только преобразоваться и видоизмениться. Если вы заметили у ребенка признаки невроза, обращайтесь к хорошему психотерапевту.

При выборе специалиста, который будет лечить невроз у вашего ребенка, обратите внимание на то, как легко он нашел с пациентом контакт. Это – один из самых главных факторов успеха. И если контакт налажен, советую довериться психотерапевту, выполняя с точностью до мелочей все его рекомендации.

Воспитание как возможная причина возникновения неврозов у детей

Важной задачей воспитания является предотвращение неврозов у детей. Неустойчивое настроение, переживания, тревога, плаксивость и детские страхи мешают ребенку сосредоточиться на играх, общении со сверстниками. С таким ребенком тяжело общаться родителям, воспитателям и учителям.

Виды неврозов у детей

Неврастения. У одних детей проявляется в плаксивости, нервности, утомляемости. Другие, наоборот, не могут усидеть на месте, шумят, конфликтуют.

Навязчивые состояния. Проявляется покашливанием, сосанием пальца, наматыванием волос на пальцы. Детей тревожат различные страхи.

Истерический невроз. Имеет начало еще в раннем возрасте, и начинается с элементарных детских капризов.

Депрессия. Характеризуется подавленным состоянием ребенка, его ничего не интересует, он тяготеет к одиночеству.

Заикание. Возникает как результат сильного стресса, испуга, переживания. Также в результате умственной перегрузки.

Причины неврозов

К неврозам может привести множество причин. Одной из них является неправильное воспитание.

На душевное состояние детей влияет стиль воспитания и уровень духовности родителей, взаимоотношения внутри семьи и степень образованности, культура общения. Что следует делать родителям, чтобы у ребенка не появлялись неврозы?

Режим дня

Грамотно выстроенный режим дня поможет предупредить появление повышенной нервной возбудимости. Ребенку нужен полноценный сон, закаливающие процедуры, игры и прогулки на улице.

Взаимоотношения с ребенком

Что может влиять на возникновение неврозов в семье?

Нервными дети часто бывают в семьях, где родители привыкли повышать голос. Помните, что взрослые являются примером для подражания.

Зачастую родители игнорируют просьбы ребенка. Тогда ребенок начинает кричать, плакать. Чтобы он быстрее успокоился, родители тут же выполняют его требования. Ребенок, таким образом, легко добивается желаемого. Никогда не выполняйте требований ребенка, выраженных в плаче, крике. Он должен убедиться, что такой способ решения проблемы, результата не принесет. Постарайтесь, чтобы ребенок понял, что мешает вам удовлетворить его желания. Если же ребенок обращается к вам в спокойной форме, нужно по возможности выполнить его просьбу.

Непоследовательность, противоречивость требований по отношению к ребенку. Сегодня ребенку что-то разрешают, а на следующий день – запрещают. Либо папа требует одно, а мама совершенно противоположное.

Дети авторитарных родителей страдают от неудач, у них низкая самооценка.

К неврозу может привести испуг (страх, тревога). Следует помнить, что дети воспринимают события так, как их преподносят взрослые. Именно оценка события взрослыми является причиной нервного расстройства. Если взрослые своим поведением показывают, что все хорошо, причин для волнения нет, и сохраняют спокойствие, то ребенок реагируют на событие соответствующим образом. Поэтому, даже если вы напуганы, не нужно показывать это детям. Ваше душевное равновесие – залог спокойствия вашего ребенка.

Некоторые родители излишне опекают ребенка, можно сказать, не дают сделать самостоятельно и шага. Как результат – ребенок не может адаптироваться к социуму.

Ситуация, когда родители наоборот не уделяют ребенку внимание, эмоционально не принимают его, также приводит к глубоким переживаниям со стороны ребенка.

Неоднозначные чувства вызывает у детей рождение брата или сестры. Дети боятся, что новоиспеченный член семьи заберет себе все внимание родителей. Родители должны находить время для общения с каждым ребенком.

Для гармоничного эмоционального развития ребенку необходима ласка и понимание. Донесите до ребенка, что вы его любите, и эта любовь не зависит от плохого поведения или поступков. Психические травмы, которые ребенок пережил в детстве, конфликты, потеря значимых близких людей – предпосылки зарождающихся неврозов.

Перегрузка ребенка школьными занятиями, особенно если они ему тяжело даются, непомерно большое количество новой информации, впечатлений, эмоций – все это приводит к перегрузке процесса возбуждения, и как следствие частой причиной нервных срывов ребенка.

Важно с ранних лет приучать к соблюдению режима дня, занятиям физическими упражнениями, учить детей правильному выражению своих желаний и эмоций. Понимание и помощь родителей оказывают неоценимую помощь в сохранении детского здоровья.

тревожных и невротических детей: что случилось? Что делать?

Другой мальчик слишком много кричит и пытается привлечь всеобщее внимание громкой клоунадой. Посмотри на эту девушку за столом. Она всем нравится, улыбается людям и старается спеть все песни. Все нормально, но мама ведет девочку в ванную и держит в руках лишние ручки.

Что общего у всех этих детей? Они умны, о них хорошо заботятся, так почему же они «невротики»?

Что стоит за этими детьми с заиканием, тиками, энурезом (ночным недержанием мочи во сне), истериками и неадекватными отношениями со сверстниками? У них какое-то тревожное расстройство.Но почему и чего они боятся? Если отвести их к педиатру, врачи обычно не находят ничего органического и конкретной медицинской патологии. Психотропные препараты — тоже не выход, поэтому сбитые с толку родители водят своего ребенка к психологу, но длительные дискуссии обычно ничего не меняют и даже не устраняют чувство неполноценности в сознании ребенка.

Многие дети пережили различные травматические события, например, развод родителей. Но почему у одних детей не было эмоционального ущерба, а у других — эмоционального срыва? Сейчас хорошо известно, что общий способ того, как человек реагирует на жизненные события (темперамент), может быть «задан» очень рано, почти в младенчестве.

В то время многие медицинские (например, хронический отит, кислородная недостаточность) и экологические (проблемы матери, громкие ссоры в семье) проблемы могли негативно сказаться на темпераменте. Эта тревога «людей», а затем и жизнь в целом будет восприниматься этими людьми как угроза.

Можно ли изменить эту «тревожную реакцию»? Ответ: «Да», но до определенного момента. Один из лучших способов — приблизить этих детей к животным. Для некоторых детей это маленькие животные, более агрессивные дети «успокаиваются», играя и заботясь о крупных животных.Еще одна техника, и очень успешная — терапевтический кукольный театр, а для третьей группы детей ответ — лекарства.

Не следует забывать, что настоящие пациенты сами являются родителями. В своих попытках помочь ребенку одни родители становятся чересчур покровительственными, другие вообще пытаются отрицать проблемы со своими детьми. Ни один из подходов бесполезен.

Семейная терапия — один из самых эффективных подходов. Очень успешно лечит общее тревожное расстройство и социальную тревогу терапевтический театр, где дети учатся играть смелых личностей.Известно, что игра с животными помогает социализации.

Тревога имеет внутреннюю физиологию, и в некоторых случаях при разных уровнях тревоги лекарства не следует бояться. Чтобы избежать побочных эффектов, родители должны обсудить с врачом, что, когда и для чего предназначено каждое лекарство и как долго может длиться курс.

Чем раньше вы начнете коррекцию или лечение, тем лучше прогноз успешной адаптации ребенка к реальной жизни.

тревожных расстройств (для родителей) — Nemours Kidshealth

Что такое тревожные расстройства?

Тревожные расстройства вызывают сильный страх и беспокойство, а также изменения в поведении, сне, еде или настроении ребенка.

Какие виды тревожных расстройств?

Различные тревожные расстройства могут поражать детей и подростков. В их числе:

  • Генерализованное тревожное расстройство
  • тревожное расстройство разлуки
  • Социальное тревожное расстройство
  • паническое расстройство
  • селективный мутизм
  • специфические фобии

Генерализованное тревожное расстройство (ГТР). GAD заставляет детей беспокоиться почти каждый день — и по многим причинам.Дети с ГТР беспокоятся о вещах, которые волнуют большинство детей, например о домашних заданиях, тестах или ошибках.

Но с ГТР дети больше и чаще беспокоятся об этих вещах. Дети с ГТР также беспокоятся о том, чего родители не ожидают, что вызовет беспокойство. Например, они могут беспокоиться о перерывах, обедах, днях рождения, играх с друзьями или поездке в школьном автобусе. Дети с ГТР также могут беспокоиться о войне, погоде или будущем. Или о близких, безопасности, болезни или травмах.

Из-за ГТР детям сложно сосредоточиться в школе. Потому что с ГТР у ребенка почти всегда есть беспокойство. ГТР мешает детям расслабиться и повеселиться, хорошо поесть или заснуть по ночам. Они могут пропускать много дней в школе, потому что из-за беспокойства они чувствуют себя больными, боятся или устают.

Некоторые дети с ГТР не беспокоятся. Другие говорят о своих переживаниях с родителями или учителями. Они могут снова и снова спрашивать, случится ли что-то, о чем они беспокоятся.Но им тяжело чувствовать себя хорошо, что бы ни говорили родители.

Тревожное расстройство разлуки (САД). Для младенцев и очень маленьких детей это нормально, когда они впервые разлучаются с родителями. Но вскоре они привыкают к бабушке, дедушке, няне или учителю. И они начинают чувствовать себя как дома в детском саду или школе.

Но когда дети не перерастают страх разлуки с родителями, это называется тревожным расстройством разлуки. Даже когда они становятся старше, дети с САР очень тревожатся по поводу того, что они находятся вдали от родителей или дома.Они могут пропускать много дней в школе. Они могут сказать, что слишком плохо себя чувствуют или расстроены, чтобы идти. Они могут цепляться за родителей, плакать или отказываться ходить в школу, ночевки, свидания или другие занятия без родителей. Дома у них могут быть проблемы с засыпанием или сном в одиночку. Они могут избегать пребывания в комнате дома, если их родителей нет рядом.

Социальная фобия (социальное тревожное расстройство). С социальной фобией дети слишком боятся того, что подумают или скажут другие. Они всегда боятся сделать или сказать что-нибудь смущающее.Они беспокоятся, что они могут звучать или выглядеть странно. Им не нравится быть в центре внимания. Они не хотят, чтобы их заметили другие, поэтому они могут не поднимать руку в классе. Если их вызовут в классе, они могут замерзнуть или запаниковать и не смогут ответить. При социальной фобии представление в классе или групповое мероприятие с одноклассниками может вызвать крайний страх.

Социальная фобия может заставить детей и подростков избегать школы или друзей. Они могут чувствовать тошноту или усталость до или во время школы. Они могут жаловаться на другие телесные ощущения, которые также сопровождаются тревогой.Например, они могут чувствовать учащенное сердцебиение или одышку. Они могут нервничать и чувствовать, что не могут сидеть на месте. Они могут почувствовать, как их лицо становится горячим или краснеет. Они могут чувствовать дрожь или головокружение.

Паническое расстройство. Эти внезапные приступы паники могут вызывать серьезные физические симптомы, такие как чувство дрожи или нервозности, дрожь, учащенное сердцебиение и одышка. Панические атаки могут случиться в любой момент. Они чаще встречаются у подростков, чем у детей.

Избирательный мутизм. Эта крайняя форма социальной фобии заставляет детей так бояться, что они не разговаривают. Дети и подростки, у которых есть , могут разговаривать с . И они разговаривают дома или со своими близкими. Но они вообще отказываются разговаривать в школе, с друзьями или в других местах, где у них есть этот страх.

Специфические фобии. Маленькие дети могут бояться темноты, монстров, больших животных или громких звуков, таких как гром или фейерверк, — это нормально. В большинстве случаев, когда дети боятся, взрослые могут помочь им снова почувствовать себя в безопасности и успокоиться.Но фобия — это более сильный, более сильный и продолжительный страх перед определенным предметом. При фобии ребенок боится того, чего боится, и пытается этого избежать. Если они находятся рядом с тем, чего боятся, они напуганы, и их трудно утешить.

При определенной фобии дети могут очень бояться таких вещей, как животные, пауки, иглы или выстрелы, кровь, рвота, грозы, люди в костюмах или темнота. Фобия заставляет детей избегать мест, где, по их мнению, они могут увидеть то, чего они боятся.Например, ребенок, страдающий боязнью собак, может не пойти в дом друга, в парк или на вечеринку, потому что там могут быть собаки.

Каковы признаки и симптомы беспокойства?

Родитель или учитель могут заметить признаки беспокойства ребенка или подростка. Например, ребенок может цепляться, пропускать школу или плакать. Они могут вести себя напуганными или расстроенными, отказываться говорить или что-то делать. Дети и подростки, страдающие тревогой, также ощущают симптомы, которых не видят другие. Это может заставить их бояться, беспокоиться или нервничать.

Это может повлиять и на их тело. Они могут чувствовать дрожь, нервозность или одышку. Они могут чувствовать «бабочек» в животе, горячее лицо, липкие руки, сухость во рту или учащенное сердцебиение.

Эти симптомы тревоги являются результатом реакции «бей или беги». Это нормальная реакция организма на опасность. Это вызывает выброс в организм естественных химикатов. Эти химические вещества подготавливают нас к реальной опасности. Они влияют на частоту сердечных сокращений, дыхание, мышцы, нервы и пищеварение.Этот ответ призван защитить нас от опасности. Но при тревожных расстройствах реакция «бей или беги» чрезмерно активна. Это происходит даже тогда, когда реальной опасности нет.

Что вызывает тревожные расстройства?

Несколько вещей играют роль в возникновении сверхактивной «борьбы или бегства», которая происходит при тревожных расстройствах. В их числе:

Генетика. Ребенок, у которого есть член семьи с тревожным расстройством, с большей вероятностью тоже будет иметь его. Дети могут унаследовать гены, которые делают их склонными к тревоге.

Химия мозга. Гены помогают управлять работой химических веществ мозга (называемых нейротрансмиттерами). Если определенных химических веществ в мозге не хватает или они плохо работают, это может вызвать беспокойство.

Жизненные ситуации. События, происходящие в жизни ребенка, могут вызывать стресс, и с ними трудно справиться. Потеря, серьезная болезнь, смерть любимого человека, насилие или жестокое обращение могут привести к тому, что некоторые дети начнут беспокоиться.

Приученное поведение. Рост в семье, где другие боятся или беспокоятся, тоже может «научить» ребенка бояться.

Как диагностируются тревожные расстройства?

Тревожные расстройства может диагностировать квалифицированный терапевт. Они разговаривают с вами и вашим ребенком, задают вопросы и внимательно слушают. Они спросят, как и когда у ребенка возникают наибольшие тревоги и страхи. Это помогает им диагностировать конкретное тревожное расстройство, которое есть у ребенка.

Ребенок или подросток с симптомами тревожности также должен проходить регулярный медицинский осмотр. Это помогает убедиться, что симптомы не вызывают никаких других проблем со здоровьем.

Как лечат тревожные расстройства?

Чаще всего тревожные расстройства лечат с помощью когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) . Это тип разговорной терапии, который помогает семьям, детям и подросткам научиться справляться с беспокойством, страхом и тревогой.

CBT учит детей тому, что их мысли и действия влияют на их чувства. В КПТ дети узнают, что, когда они избегают того, чего боятся, страх остается сильным. Они узнают, что, когда они сталкиваются со страхом, страх ослабевает и уходит.

В CBT:

  • Родители узнают, как лучше всего реагировать, когда ребенок беспокоится. Они узнают, как помочь детям справиться со страхами.
  • Дети учатся справляться с трудностями, чтобы меньше бояться и волноваться.

Терапевт помогает детям практиковать, а также поддерживает и хвалит их, когда они стараются. Со временем дети учатся противостоять страхам и чувствуют себя лучше. Они учатся привыкать к ситуациям, которых они боятся. Они гордятся тем, что узнали. И без лишних забот они могут сосредоточиться на других вещах — например, школе, занятиях и развлечениях.Иногда лекарства также используются для снятия беспокойства.

Как я могу помочь своему ребенку?

Если у вашего ребенка тревожное расстройство, вы можете помочь:

  • Найдите квалифицированного терапевта и водите ребенка на все терапевтические приемы.
  • Часто разговаривайте с терапевтом и спрашивайте, как вы можете лучше всего помочь своему ребенку.
  • Помогите своему ребенку справиться со страхами. Спросите терапевта, как вы можете помочь своему ребенку заниматься дома. Похвалите ребенка за усилия, направленные на то, чтобы справиться со страхами и беспокойством.
  • Помогите детям рассказать о своих чувствах. Слушайте и дайте им понять, что вы их понимаете, любите и принимаете. Заботливые отношения с вами помогают вашему ребенку укрепить свои внутренние силы.
  • Поощряйте ребенка делать маленькие шаги вперед. Не позволяйте ребенку отказываться от того, чего он боится, или избегать его. Помогите им сделать небольшие позитивные шаги вперед.
  • Будьте терпеливы. Требуется время, чтобы терапия подействовала, а детям стало легче.

У родителей-вертолетчиков есть дети-неврозы, исследование предполагает

БОСТОН. Согласно новому исследованию, чрезмерно защищающие родители могут оказывать долгосрочное воздействие на личность своего ребенка, причем не лучшим образом.

Результаты показывают, что наличие так называемых «родителей-вертолетов» ассоциировалось с зависимостью, невротизмом и менее открытой открытостью, а это множество личностных качеств, которые обычно считаются нежелательными.

Исследование, проведенное среди первокурсников колледжа, является одним из первых, в котором пытались точно определить, что такое «вертолетное воспитание», и измерить его. Термин был первоначально введен приемным персоналом колледжа, когда они начали замечать изменения в родителях будущих студентов — родители звонили в приемную комиссию и пытались вмешаться в процесс, который раньше только что происходил между студентом и колледжем, сказал исследователь. Нил Монтгомери, психолог из Государственного колледжа Кин в Нью-Йорке.H.

Хотя результаты являются лишь предварительными, и необходимы дополнительные исследования для подтверждения результатов, они предполагают, что этот тип чрезмерного воспитания может привести к тому, что дети в конечном итоге не будут готовы покинуть гнездо.

«Думаю, родители-вертолеты решили:« Хорошо, мы знаем, как выглядит хорошее воспитание, мы просто поднимем его на новый уровень, и наши дети станут еще лучше »». — сказал Монтгомери. «Проблема в том, что когда они усилили это, они зашли слишком далеко и фактически вызвали расширение детства или юности.

Парящие родители, невротические дети

Монтгомери и его коллеги опросили около 300 первокурсников с помощью анкеты, специально разработанной исследователями для оценки родительского воспитания на вертолете. Они сосредоточились на студентах колледжа, потому что колледж является «кризисной точкой» в отношениях. между родителем-вертолетом и ребенком, сказал Монтгомери.На данном этапе родители больше не контролируют жизнь своего ребенка и не могут следить за ним, как в прошлом.

Участники должны были оценить уровень своего согласия с такими утверждениями, как: «Мои родители связались от моего имени со школьным чиновником, чтобы решить за меня проблемы», «В день моего переезда в колледж мои родители остались на ночь в городе, чтобы убедитесь, что я приспосабливаюсь »и« Если пройдут два дня без контактов, мои родители свяжутся со мной ».

Около 10 процентов участников имели родителей-вертолетчиков. Этот показатель был выше у девочек, чем у мальчиков: 13 процентов женщин использовали вертолеты по сравнению с 5 процентами мужчин.По словам Монтгомери, в основном это были матери.

Учащиеся с родителями-вертолетами, как правило, были менее открыты для новых идей и действий, а также были более уязвимыми, тревожными и застенчивыми, среди других факторов, по сравнению с их сверстниками с более отдаленными родителями.

«У нас есть зависимый, уязвимый, застенчивый, тревожный, импульсивный, не открытый для новых действий или идей человек; сделает ли это успешным студентом колледжа?» — сказал Монтгомери.«Нет, не совсем, в конце концов, это действительно ужасная история».

С другой стороны, у студентов без вертолетов, на которых возложили ответственность и которые не находились под постоянным наблюдением их родителей, так называемых «свободных рейнджеров», эффект был обратным, сказал Монтгомери.

Перспективы будущего

Монтгомери отмечает, что результаты показывают только ассоциацию, а не прямую причинно-следственную связь, а это означает, что все дети с родителями-вертолетами не обязательно таковы.Однако он считает, что исследование должно побудить родителей задуматься о том, что они делают, воспитывая своих детей, и осознавать, что существует такая вещь, как чрезмерное воспитание.

Он надеется, что эта работа приведет к большему количеству исследований в этой области, включая крупные исследования различных групп детей, таких как учащиеся средней и средней школы. Надеемся, что будущие исследования дадут более четкую картину воспитания детей в вертолете, сказал Монтгомери.

«Люди продолжают говорить об этом, как будто все знают, что это такое», — сказал Монтгомери.«И неясно, действительно ли кто-то знает, что это такое, кроме людей, которых они знают лично, которые делают эти вещи».

Результаты были представлены 29 мая на съезде Ассоциации психологических наук в Бостоне.

Тревожные расстройства у детей — NHS

Время от времени дети испытывают беспокойство или тревогу — это нормально, например, когда они идут в школу или детский сад, или переезжают в новое место.

Но у некоторых детей тревога влияет на их поведение и мысли каждый день, мешая их школе, дому и общественной жизни.

Вот когда вам может понадобиться профессиональная помощь для решения этой проблемы.

Симптомы тревоги у детей

Признаки, на которые следует обратить внимание у вашего ребенка:

  • трудности с концентрацией внимания
  • отсутствие сна или пробуждение ночью с дурными сновидениями
  • неправильное питание
  • быстрое зрение или раздражительность, выход из-под контроля во время вспышек
  • постоянное беспокойство или негативные мысли
  • чувство напряжения и беспокойства или частое пользование туалетом
  • постоянно плач
  • прилипчивый
  • жалобы на боли в животе и плохое самочувствие

Сепарационное беспокойство часто встречается у детей младшего возраста, в то время как дети старшего возраста и подростки, как правило, больше беспокоятся о школе или испытывают социальную тревогу.

Как помочь беспокойному ребенку

Если у вашего ребенка проблемы с беспокойством, вы можете чем-то помочь.

Прежде всего, важно поговорить с ребенком о его тревоге или беспокойстве.

Узнайте больше о том, как помочь тревожному ребенку, включая советы по самопомощи для родителей тревожных детей.

Многие дети в разном возрасте могут испытывать беспокойство, которое уйдет через некоторое время, если вы успокоите их.

Тем не менее, рекомендуется обратиться за профессиональной помощью или подбодрить себя, если ваш ребенок постоянно тревожится и:

  • ему не становится лучше или ухудшается
  • самопомощь не работает
  • это влияет на его школу или семейная жизнь или их дружба

Где получить помощь при тревоге

Запись к терапевту — хорошее место для начала.

Вы можете поговорить с терапевтом самостоятельно или со своим ребенком, или ваш ребенок сможет записаться на прием без вас.

Если терапевт считает, что у вашего ребенка может быть тревожное расстройство, он может направить его на обследование в местные службы охраны психического здоровья детей и молодежи (CYPMHS).

Специалист CYPMHS — это службы NHS по охране психического здоровья, которые сосредоточены на потребностях детей и молодежи. Сотрудники CYPMHS обучены помогать молодым людям с широким кругом проблем, включая тревогу.

Если ваш ребенок не хочет обращаться к врачу, он может получить помощь непосредственно в местной консультационной службе для молодежи.Для получения дополнительной информации посетите Молодежный доступ.

Лечение тревожных расстройств у детей

Тип предлагаемого лечения будет зависеть от возраста вашего ребенка и причины его беспокойства.

Консультации могут помочь вашему ребенку понять, что вызывает у него беспокойство, и позволить ему справиться с ситуацией.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это разговорная терапия, которая может помочь вашему ребенку справиться с тревогой, изменив образ его мышления и поведения.Узнайте больше о КПТ.

Лекарства от беспокойства могут быть предложены вашему ребенку, если его тревожность очень сильна или не проходит с помощью разговорной терапии. Обычно их назначают только врачи, специализирующиеся на психическом здоровье детей и молодых людей.

Причины тревожных расстройств у детей

Некоторые дети просто рождаются более тревожными и менее способными справляться со стрессом, чем другие.

Дети также могут улавливать тревожное поведение, находясь рядом с тревожными людьми.

У некоторых детей развивается тревога после стрессовых событий, таких как:

  • частые переезды из дома или школы
  • ссоры или споры родителей
  • смерть близкого родственника или друга
  • серьезное заболевание или получение травмы в результате несчастного случая
  • проблемы, связанные со школой, такие как экзамены или запугивание
  • злоупотребление или пренебрежение

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и расстройствами аутистического спектра с большей вероятностью будут иметь проблемы с тревогой.

Дополнительная информация и поддержка

Для вас

Для вашего ребенка

Последнее обновление страницы: 1 декабря 2020 г.
Срок следующего рассмотрения: 1 декабря 2023 г.

Конверсионное расстройство у детей и подростков

Обзор

Что такое конверсионное расстройство?

Конверсионное расстройство, также называемое функциональным неврологическим расстройством, представляет собой состояние, при котором аномальные движения или ощущения (приступы, слабость, тремор) возникают не из-за травмы или болезни, а скорее в результате недопонимания нервной системы и тела.Эти симптомы являются биологическими по своей природе и не являются произвольными или «фальшивыми». Ваш ребенок может сильно расстраиваться из-за симптомов своего здоровья, и это может мешать повседневной жизни, например, пропускать школу, нежелание быть со сверстниками или избегать занятий, которые обычно приносят удовольствие.

Другие термины, которые вы можете услышать в связи с конверсионным расстройством, включают психогенные неэпилептические припадки (ПНЭС), псевдоприпадки, приступы, онемение, парестезию и функциональное нарушение походки.

Насколько распространено конверсионное расстройство?

Конверсионное расстройство у детей раннего возраста встречается редко.Обычно он возникает в подростковом и раннем взрослом возрасте. Хотя общие данные о распространенности среди детей отсутствуют, о ней сообщалось примерно у 1-2 процентов детей в стационарных психиатрических учреждениях и примерно у 5-6 процентов детей в неврологических клиниках.

Кто страдает конверсионным расстройством?

Конверсионное расстройство чаще встречается у женщин. Около двух третей пациентов имеют доказательства сопутствующего психического состояния (тревога, депрессия, травма), хотя это не обязательно для постановки диагноза у детей или подростков.

Симптомы и причины

Каковы причины конверсионного расстройства?

Исследователи полагают, что существуют биологические и психосоциальные факторы (усвоенные способы мышления в контексте социальной среды человека), вовлеченные в развитие конверсионного расстройства, которые могут включать:

  • Сохраняющиеся неразрешенные симптомы после болезни или травмы
  • Стресс или борьба, из-за которых ребенок не может устно общаться
  • Признаки / признаки эмоционального расстройства, включая чрезмерное внимание к процессам в организме и возможные признаки болезни; низкий болевой порог; повышенное беспокойство о хорошем здоровье.

Каковы симптомы конверсионного расстройства?

Конверсионное расстройство подобно многим другим расстройствам или заболеваниям, имеющим множество причин, множество факторов риска и широкий спектр симптомов. Кроме того, симптомы варьируются от человека к человеку. Симптомы конверсионного расстройства включают:

  • Потеря зрения, двоение в глазах, светочувствительность
  • Слабость или паралич конечностей
  • Потеря голоса, невнятная или запинающаяся речь
  • Нарушение координации движений
  • Проблемы с памятью, проблемы с мышлением
  • Головные боли, мигрени
  • Потеря обоняния
  • Хроническая боль
  • Потеря осязания
  • Потеря слуха
  • Онемение, покалывание в конечностях, теле или лице
  • Приступы, подобные приступам, затемнение, обморок
  • Тремор, судороги
  • Проблемы со сном
  • Гиперактивный мочевой пузырь
  • Галлюцинации

У некоторых пациентов есть только несколько симптомов; у некоторых есть много симптомов.Симптомы различаются по интенсивности и частоте. У некоторых пациентов симптомы присутствуют всегда; в других они появляются, исчезают и снова появляются.

Диагностика и тесты

Как диагностируется конверсионное расстройство?

Скорее всего, вашего ребенка будет осматривать многопрофильная бригада, состоящая из различных специалистов, в том числе: лечащего врача, педиатра-специалиста (неврология) и психиатра / психолога.

Оценка обычно включает:

  • Медицинский осмотр с медицинскими тестами по мере необходимости (возможны лабораторные работы, визуализация, ЭЭГ и т. Д.)
  • Встреча с психиатром / психологом для оценки эмоционального, физического и поведенческого функционирования.

Ведение и лечение

Какие методы лечения конверсионного расстройства?

Поскольку симптомы у каждого пациента с конверсионным расстройством различны, лечение должно быть адаптировано для каждого отдельного пациента. К лечению могут привлекаться врачи многих специальностей. К ним относятся неврологи, психиатры / психологи, физиотерапевты и терапевты.

Большая часть лечения направлена ​​на «переподготовку мозга». Поскольку нервная система не повреждена (нет признаков болезни или заболевания), а причина симптома заключается в обмене сигналами между мозгом и нервами, цель лечения состоит в том, чтобы заново изучить типичные функции. Некоторые из наиболее часто рекомендуемых процедур включают:

  • Психологическая терапия, например когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Когнитивно-поведенческая терапия — это психотерапия (разговорная терапия), которая включает изучение конверсионного расстройства, распознавание триггеров и симптомов, а также изучение новых способов реагирования на них и их контроля.
  • Физиотерапия слабых конечностей, проблем с ходьбой, других проблем с движением
  • Трудотерапия

Перспективы / Прогноз

Каков прогноз для пациентов с конверсионным расстройством?

При использовании когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) у детей с диагнозом конверсионное расстройство прогноз благоприятный. Конверсионное расстройство не является заболеванием и не обязательно должно длиться всю жизнь. Основная цель лечения состоит в том, чтобы ваш ребенок вернулся к нормальному функционированию, включая посещение школы и участие в занятиях, которые обычно приносят удовольствие.

Ресурсы

Какие еще ресурсы доступны, чтобы узнать больше о конверсионном расстройстве?

конверсионное расстройство | Детская больница Филадельфии

Конверсионное расстройство (также известное как расстройство функциональной неврологической системы) — это состояние, при котором человек испытывает физические и сенсорные проблемы, такие как паралич, онемение, слепота, глухота или судороги, без основной неврологической патологии. Эти проблемы достаточно серьезны, чтобы негативно повлиять на важные жизненные функции, такие как успеваемость, социальные отношения и семейная жизнь.

Дети с конверсионным расстройством не притворяются и не создают намеренно своих физических или сенсорных проблем. Они реальны, но проблемы вызваны не основными медицинскими проблемами; скорее, это нарушения нормального функционирования организма. Конверсионное расстройство часто, но не всегда, вызвано плохо выраженным дистрессом, облегчение которого обеспечивается наличием симптомов.

Конверсионное расстройство до сих пор остается плохо изученным диагнозом у детей.Название «конверсионное расстройство» относится к преобразованию эмоционального стресса в физические симптомы. Но те же самые виды физических и сенсорных проблем могут возникать с известными психосоциальными или травмирующими факторами стресса или без них. Из-за этого более широкий термин «функциональное неврологическое симптоматическое расстройство» получает признание для этого состояния. Диагностика и лечение по существу одинаковы, независимо от того, имеет ли проблема определенную эмоциональную причину.

Конверсионное расстройство более характерно для девочек, чем для мальчиков.Это чаще встречается у детей старшего возраста и подростков, чем у детей предпубертатного возраста. Большинство детей с конверсионным расстройством не имеют в прошлом поведенческих проблем и мало конфликтуют с авторитетными лицами. Семья и друзья часто признают их оптимистичными и уравновешенными. Детям с конверсионным расстройством свойственно отрицать любые текущие жизненные стрессоры. Дети с конверсией чаще всего являются отличниками в школе и часто участвуют в соревнованиях по легкой атлетике (например,g., фигурное катание, гимнастика) или играть в профессиональных спортивных командах.

Конверсионное расстройство включает потерю одной или нескольких функций организма. Примеры включают:

  • Слабость или паралич
  • Потеря равновесия или трудности при ходьбе
  • Тремор или судороги
  • Проблемы со зрением, такие как двоение в глазах или слепота
  • Проблемы со слухом или глухота
  • Затруднения при разговоре или неспособность говорить
  • Затруднение глотания

Чтобы считаться конверсионным расстройством, одна или несколько из этих проблем должны присутствовать и быть достаточно серьезными, чтобы мешать способности ребенка успешно функционировать — в школе, в социальных отношениях или дома.

Все проблемы, являющиеся признаками конверсионного расстройства, конечно, могут иметь медицинские и неврологические причины и могут быть признаками серьезных заболеваний. Хотя конверсионное расстройство диагностируется при медицинском обследовании, часто есть поведенческие подсказки, которые указывают на то, что конверсионное расстройство является подходящим диагнозом. Например, симптомы часто начинаются с максимальной интенсивности, возникают только в определенных условиях или у определенных людей и вызывают более выраженный отказ от типичных занятий, чем у детей с аналогичными неврологическими или медицинскими расстройствами.

Диагностика обычно начинается с медицинского осмотра и тестирования соответствующими специалистами, в зависимости от выявленных проблем. Эти тесты могут включать простую проверку рефлекса, рентгеновские снимки или другую визуализацию или сканирование электроэнцефалограммы (ЭЭГ), если симптомы включают судороги. Этот медицинский диагноз необходимо ставить осторожно, потому что симптомы конверсионного расстройства могут имитировать симптомы других заболеваний. В то же время необходимо соблюдать баланс, чтобы избежать необоснованных инвазивных тестов.Во многих случаях можно использовать простые методы обследования, чтобы отличить неврологические или медицинские проблемы от симптомов конверсии.

Если медицинские и неврологические обследования соответствуют диагнозу конверсионного расстройства, диагностическая группа расширяется и включает в себя поставщика психиатрических услуг, обладающего опытом работы с детьми и подростками. Психиатр может помочь семье определить модели мышления, факторы стресса или события, которые могут быть связаны с симптомами.Однако во многих семьях не существует выявленных основных факторов стресса, или для определения факторов стресса требуется некоторое время. В этих случаях лечение психического здоровья фокусируется на образцах мышления молодого человека в отношении его или ее симптомов, а также на максимальном возвращении ребенка к полноценному функционированию.

Конверсионное расстройство иногда может возникать в сочетании с другими состояниями, такими как расстройства настроения, паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).Психологическая оценка будет включать в себя диагностику любых других проблем с психическим здоровьем, которые, возможно, потребуется решить в плане лечения.

Дети и семьи, которым поставлен диагноз конверсионного расстройства, могут изначально запутаться или сопротивляться идее, что проблемы не имеют медицинской или неврологической причины, и поэтому не получают медицинского лечения. Чрезвычайно важно, чтобы медицинская бригада дала понять, что проблемы настоящие, весьма тревожные, а не «в голове ребенка».«Также важно, чтобы команда подчеркнула, что это состояние хорошо поддается лечению. Объяснение отношений между разумом и телом и того, как они взаимодействуют, часто является полезной отправной точкой. Некоторым детям и их семьям этого объяснения будет достаточно, чтобы начать процесс выздоровления.

Отличительной чертой эффективного лечения конверсионного расстройства является упор на возвращение к соответствующему возрасту функционированию. Это может начаться с восстановления регулярного распорядка дня и вернуться к школе и другим занятиям.

Молодым людям со слабостью, тремором или потерей чувствительности может потребоваться дополнительное реабилитационное лечение. Это может включать:

  • Консультации когнитивно-поведенческая терапия или психотерапия для устранения беспокойства и стереотипов мышления о симптомах, а также для предотвращения любых основных факторов стресса. Консультации также могут потребоваться для решения любых сопутствующих психических заболеваний, таких как депрессия или тревога.
  • Физическая терапия или трудотерапия для укрепления и расслабления мышц, которые могли быть ослаблены или стянуты из-за бездействия.
  • Лекарства в дополнение к консультациям при стрессе и тревоге, а также при любых сопутствующих психических заболеваниях.

У большинства детей симптомы конверсионного расстройства проходят в течение нескольких дней или месяцев. У большинства этих детей симптомы проходят и больше никогда не возвращаются. Раннее вмешательство и возвращение к обычной деятельности связаны с лучшими результатами.

В некоторых случаях симптомы конверсионного расстройства быстро исчезают и последующего лечения не требуется.В других случаях может потребоваться более длительная физическая, профессиональная или психотерапия.

Когда конверсионное расстройство диагностируется как состояние психического здоровья, рекомендуется регулярное наблюдение за психотерапией.

Детская больница Филадельфии (CHOP) имеет квалифицированную команду специалистов по охране психического здоровья детей и подростков, которые работают в сотрудничестве с другими медицинскими специалистами над диагностикой и лечением сложных проблем психики и тела, таких как конверсионное расстройство.

Родители, а не генетика делают своих детей невротиками

Смешать изображения / KidStock Brand X PicturesGetty Images

Этот пост для всех, кто трижды проверяет дверной замок перед выходом.Похоже, что связь между тревогой родителей и детей является экологической, а не генетической, согласно замечательному исследованию, опубликованному в журнале The American Journal of Psychiatry . Так что вы все-таки можете винить своих родителей в неврозах.

Используя информацию шведского исследования близнецов и детей, включающего данные о 387 семьях однояйцевых близнецов и 489 семьях разнояйцевых близнецов, близнецов попросили сообщить о своем беспокойстве, используя 20 пунктов из Каролинской шкалы личности. Родителей также попросили сообщить о поведении близнецов в течение шести месяцев.

Метод статистического анализа под названием «Моделирование структурных уравнений» позволил исследователям количественно оценить влияние негенетических экологических аспектов, которые делали членов семьи похожими, и тех аспектов, которые делали их разными. Отчет не показал никаких доказательств генетической передачи тревоги. Однако было ясно, что родители дают своим детям первоклассный курс подготовки.

Большинству из нас может показаться очевидным, что тревожные родители рождают тревожных детей.Но в мире психиатрии это исследование — знаковое достижение. Роберт Фридман, доктор медицины, редактор журнала AJP , сообщил Psychiatric News, что это первое доказательство «ранней передачи симптомов тревоги от родителей детям», и является доказательством того, что то, как родители воспитывают своих детей, действительно имеет большое значение.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.