Навыки в психологии – Освоение деятельности: умения, навыки, привычки.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, которые определяют вашу ЖИЗНЬ

Важно относится к этому списку как к неким зонам вашего роста!! Иначе вам гарантирована головная боль и падение самооценки! А оно вам нужно? 

С одной отдельно взятой точки зрения, такие глобальные вещи как саморазвитие человека или псикоррекцию можно в значительной степени уместить в рамки ровно одной статьи. А именно в набор конкретных навыков, которые необходимы вам для реализации стратегии счастья и успеха в вашей жизни. Логика здесь следующая.

Психологические навыки — зоны вашего роста

Любые достижения человека – это либо результат случайных событий. Либо результат его целенаправленных усилий. А целенаправленные усилия – это результат реализации своих знаний и навыков. А навыки – это конкретные умения, которые позволяют реализовывать ваш потенциал.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Все просто? Отнюдь. Ведь понимание сути того или иного навыка вовсе не дает вам алгоритма внедрения данного навыка в свою жизнь. Но! Это понимание добавляет в вашу жизнь значительное количество определенности.

Ведь насколько проще сформулировать теги для поиска в личном развитии. Насколько проще сформулировать запрос в личной терапии. Насколько проще прикинуть последовательность шагов, когда у вас под рукой есть набор вариантов, среди которых можно выбирать!!!

Важно! Важно (тавтология, ну, и шут с ней) относится к списку ниже не как к чему-то, чего у вас нет! Важно относится к этому списку как к неким зонам вашего роста!! Иначе вам гарантирована головная боль и падение самооценки! А оно вам нужно? 

Итак, вот вам набор психологических навыков, который обеспечивает вашу психологическую эффективность.

Делегирование – умение передавать ответственность за выполнение какого-либо дела на другого человека.  

Умение просить – умение показать свою нужду в чем-либо.

Умение благодарить – умение воздавать должное усилиям другого человека, который он приложил для вас.

Поддержка – умение дать другому человеку эмоциональную помощь в тот момент, когда это необходимо.

1-потоковое мышление – умение доносить свои собственные мысли, переживания, мотивы и побуждения до другого человека (людей) в исходном объеме (то есть в том же виде, что и у себя в голове).

Рефлексия эмоций – умение распознавать у себя эмоции по сути и в режиме реального времени

Считывание эмоций – умение распознавать эмоции у другого человека в режиме реального времени на базе невербальных данных и/или поведения. 

Рефлексия потребностей = умение считывать свои собственные нужды и желания при помощи анализа своего текущего поведения.

Рефлексия телесных ощущений = умение считывать свои качественные телесные ощущения для последующей оценки своих эмоций, ресурсов или проблем.   

Рефлексия ресурсов – умение оценивать степень своей психо-физиологической готовности к деятельности и/или принятию решений.

Рефлексия проблем – умение идентифицировать эмоциональные сбои в функционировании своей психики.

Резюмирование – умение выделить основную суть ситуации, события или явления.

Ориентация на возможности – умение выделять в любой ситуации потенциальные возможности и выгоды.

Презентация себя – умение демонстрировать свои знания, умения, навыки, достижения и устремления другим людям.

Презентация идеи – умение показать все выгоды собственного предложения, сформировать эмоциональный отклик в ответ на идею.

Прямой отказ — умение сказать «нет» просьбам, пожеланиям или требованиям других людей.

Проверка своих проекций – умение во время общения понять степень точности понимания мнения, мотивов и побуждений оппонента.

«Перевод  стрелок» – умение игнорировать внешнюю оценку и/или давление и концентрироваться на поведении/мотивах оппонента.  

Экранирование – трансформация внешней негативной оценки в позитивную.

Формирование своего мнения – умение выделять ключевую оценку ситуации и подкреплять ее достаточным количеством логических и/или эмоциональных аргументов.

Умение доносить свое мнение = умение связно, последовательно и предметно довести исходную суть своего мнения до оппонента.

Предъявление аргументов = умение сжато и соразмерно ситуации апеллировать к своему взгляду на сложившееся положение вещей. 

Умение задавать открытые вопросы  = умение эмоционально раскрывать оппонента, транслируя те вопросы, которые требуют развернутого ответа.    

Умение слушать и дослушивать оппонента = умение следить за мыслью другого человека параллельно со своим собственным внутренним потоком  мыслей.

Умение резюмировать оппонента = умение выделить основную суть в речи вашего оппонента на основании того, что он сказал, и что вы поняли (и/или додумали) .

Умение расширять/суживать объем контакта = умение произвольно изменять степень эмоциональной вовлеченности в продолжение диалога с другим человеком.

Умение оценивать степень совпадения мнений = умение искать и находить точки соприкосновения, расхождения и возможность синтеза мнений во время диалога .

Умение признавать мнение оппонента = умение подтверждать то, что вы воспринимаете мнение оппонента как достаточное и полноценное для существования.

Проживание эмоций – умение выражать эмоции через осознание их сути, через телесные ощущения и образы переживаний.

Умение принять себя = умение распознавать и использовать свои черты характера и свои потребности.

Умение  принимать решения = умение генерировать варианты решения ситуаций и умение делать эмоциональный выбор между ними.  

Умение рисковать = умение подвергать опасности текущие ресурсы и возможности ради получения выгоды

Умение признавать неудачу = умение осознавать и принимать степень текущих страданий от потерянных ожиданий или от реального ущерба.

Умение сотрудничать в команде = умение синтезировать мнения, поведение, мотивы и потребности для реализации принципа win – win .

Умение сотрудничать в паре = умение синтезировать мнения, поведение, мотивы и потребности для того, чтобы взаимодействие принесло больше удовлетворенных потребностей обоим партнерам.

Самоконтроль = умение работать самостоятельно, без внешнего контроля.

Умение убеждать = умение активно давить своим мнением на окружающих людей с целью реализации своих потребностей или реализации стратегии win – win.

Умение выступать перед аудиторией = умение доносить информацию, эмоциональные посылы и активно взаимодействовать с группой людей.

Тайм-менеджмент – умение распределять время рабочего дня.

Постановка целей – умение ставить конкретные позитивно ориентированные цели, привязанные к своим потребностям и времени.

Выделение приоритетов = умение выделять те свои желания, цели и потребности, которые соответствуют принципу Парето и обеспечивают вам максимум эффективности.

Бюджетирование времени – умение оценивать предполагаемые временные затраты (на отдельный вид деятельности).

Умение четко выполнять инструкции = умение следовать логике поручений других людей.

Умение проявлять инициативу = умение использовать свой опыт и навыки для генерации предложений по улучшению текущей деятельности. 

Умение уточнять поручения и идеи других людей = умение своевременно, открыто и последовательно проверять степень понимания идей других людей.  

Вежливость и тактичность = умение вести себя соответственно принятым в обществе стандартам, общаться уважительно, внимательно, предвосхищая и обходя острые грани эмоционального контакта .

Умение состыковывать планы 2-х и более людей = умение учесть желания сторон и предложить взаимовыгодное взаимодействие.

Умение мотивировать окружающих = умение актуализировать желания, эмоции и потребности других людей.

Умение ориентироваться на достижение результата = умение выделять конкретные показатели собственной эффективности и возможность контролировать эти показатели в динамике.  

Ресурсное мышление  = умение ориентироваться на собственные возможности и навыки при столкновении с жизненной преградой. 

Умение выделить суть конфликта = умение сконцентрировать внимание на логической обобщенной сути происходящего, выходя за рамки одностороннего понимания происходящего. 

Умение предлагать способы решения конфликта = умение выделять те решения, которые касаются непосредственно взаимодействия сторон, нежели потребностей участников.

Ресурсирование – умение восстанавливать свои силы для определенных задач.

Релаксация – умение физически расслаблять свое тело на фоне эмоционального напряжения или неопределенности.

Проактивное общение – умение строить отношения, исходя из постулата «я – причина всего того, что со мной происходит».

Я уверен, что это не полный перечень возможных психологических навыков. А потому вопрос — какие навыки в этот перечень добавили бы лично ВЫ?опубликовано econet.ru.

Александр Кузьмичев

Изображения в статье: Johnson Tsang

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

навык — это… Что такое навык?

— действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные, а также:

1) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонент;

2) навыки вторично автоматизированные, формируемые с предварительным осознанием компонент действия; они легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.

Среди автоматизмов неосознаваемых группа навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыков достигается двоякий эффект: действие выполняется быстро и точно, и происходит высвобождение сознания, кое может быть направлено на освоение более сложных действий. Этот процесс имеет фундаментальное значение и лежит в основе развития всех умений, знаний и способностей.

В совокупности со знаниями и умениями навыки обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении: мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности.

Навыки характерны разной степенью обобщенности: чем шире класс объектов, по отношению к коим навык может осуществиться, тем более он обобщен и лабилен. Процесс формирования навыка включает в себя определение его компонент и такое овладение операцией, кое позволяет достичь высших показателей на базе совершенствования и закрепления связей между компонентами, автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению.

Конечно, освобождение действий от сознательного контроля не абсолютно и человек представляет, что он делает, но контроль этот реализуется следующим образом. Неоднородное поле сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия; при этом самые высокие этажи системы — самые поздние и сложные компоненты действия — оказываются в фокусе сознания, следующие этажи попадают на периферию сознания, а самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Движение в одну сторону — это уход заученной компоненты из фокуса сознания на периферию и далее, за границу осознаваемого. Обратное движение означает возвращение каких-то компонент навыка в сознание; обычно оно происходит при появлении трудностей и ошибок, при утомлении, эмоциональном напряжении. Оно может быть и результатом произвольного намерения. Это свойство компонент навыка вновь стать осознанными очень важно: оно обеспечивает гибкость навыка, возможность его совершенствования и переделки. Этим свойством навыки отличаются от действий автоматических.

Исследование навыков началось с навыков двигательных, но по мере изучения разных сторон деятельности психической исследоваться стали навыки сенсорные и умственные. Эта классификация закрепилась, ибо были установлены не только отличительные, но и общие свойства навыков всех классов. Сложные навыки в сфере восприятия — это зрительное чтение рентгенограмм, слуховое восприятие азбуки Морзе и иностранной речи и пр. Примером автоматизмов в умственной сфере могут служить навыки быстрого «свертывания» алгебраических выражений в уме и пр.

Чаще всего навыки формируются путем подражания или выработки рефлексов условных, но также путем проб и ошибок, причем с увеличением числа проб ошибок становится все меньше.

Психология много внимания уделяет проблеме механизмов формирования навыков, имеющей большое практическое значение. Доказано, что механическое заучивание гораздо менее эффективно, чем заучивание при участии сознания. Полезен практически принцип «повторение без повторения», когда при отработке навыка не затверживается одно и то же действие, но постоянно варьируется в поисках оптимальной «формулы» движения. При этом осознанию принадлежит очень важная роль.

Необходимость сосредоточения внимания на отрабатываемых действиях давно известна педагогам и тренерам. В спорте существуют приемы идеомоторной тренировки — тренировки движений в плане представления, при внешней неподвижности обучающегося. Есть такой прием и в фортепианной педагогике: разыгрывание пьесы тоническими нажатиями пальцев, без их перемещения. Усталость при этом больше, но прогресс гораздо заметнее. Видимо, тот же смысл имеет гимнастика йоги, построенная на тонических напряжениях мышц под сознательным контролем.

Итак, выработка навыка — процесс, как бы идущий с двух противоположных сторон: co стороны субъекта и со стороны организма. Из сложных движений произвольно и сознательно вычленяются отдельные элементы и отрабатывается их выполнение. Одновременно, уже без участия воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Организм в ходе автоматизации перенимает на себя значительную часть работы, организуемой сознанием.

На формирование навыка влияют следующие эмпирические факторы:

1) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление, формирование в целом или по частям;

2) для уяснения содержания операции — уровень развития субъекта, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции (прямое сообщение, косвенное наведение и пр.), связь обратная;

3) для овладения операцией — полнота уяснения ее содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр.). Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.

Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не может происходить, являются частным случаем теории научения.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

psychology.academic.ru

что это такое, как определить и развить свои навыки

О навыках мы слышим часто. Но значит ли это, что мы понимаем, о чем идет речь? Что такое навыки? Как определить, есть ли они у нас? Насколько распространено это понятие? В каких видах деятельности появляются навыки? Насколько длительным может быть этот процесс? Можно ли развивать свои навыки? Что для этого необходимо? Начнем вырабатывать навыки вместе.

Что такое навыки

Навыки — это умения, доведенные до автоматизма путем повторений и практики. Это приспособительный механизм, помогающий адаптироваться к выполнению определенной деятельности, значимой для человека. То есть, у каждой профессии есть свои необходимые навыки, которые вырабатываются у человека спустя месяцы тренировок. У строителей – одни, у военных – другие, у спортсменов – третьи.

Они помогают увеличить скорость и качество работы, тем самым повышая ее продуктивность. Например, неопытный сенокосец за один день очистит территорию поля в несколько раз меньше, чем бывалый. Когда же его навыки возрастут, он за то же самое время проделает больше работы, быстрее справиться с поставленной задачей. Зачем это ему? Если у него «счет в рублях, а не сутках», то, чем больше сделает, тем больше заработает.

Классификация навыков

Принято выделять четыре основные группы навыков:

  • Мыслительные;
  • Двигательные;
  • Перцептивные;
  • Поведенческие.

Мыслительные помогают в умственной работе человека. Они связаны с восприятием и воспроизведением информации, ее анализом, распределением и систематизацией. К примеру, более опытные юристы или следователи значительно быстрее находят нужную информацию.

Двигательные пригодятся в любом труде, связанном с взаимодействием с внешним миром. Это не только тяжелая физическая деятельность. Например, медицинские лабораторные исследования часто требуют от исполнителей умения работать с микропипеткой, которое позволяет дозировано разносить капельки жидкости в пробирки. Следует понимать сколько усилий приложить для нажатия пипетки, иначе можно добавить больше раствора, чем это необходимо, нарушив чистоту эксперимента. Еще более утонченная работа присуща ювелирам, стоматологам и т.п.

Перцептивные (сенсорные) навыки заключаются в восприятии человеком окружающего мира, в умении пользоваться своими рецепторами. Например, угадывать знакомые звуки, запахи или прикосновения. Без перцептивных навыков не обойдутся дегустаторы, сомелье, музыканты и др.

Поведенческие навыки – это дань социуму. Поскольку человек живет среди других людей, ему необходимо научиться правильно себя вести. Этот навык помогает уверенней себя чувствовать в компании, быстрее находить пару, а также работать в сфере услуг.

С классификацией навыков разобрались, теперь перейдем к возможности их определения и выявления.

Как определить навыки

Поскольку навыки – это не врожденные таланты, а умения, которые вырабатываются только в процессе практики, то искать их следует там, где больше всего опыта. Если кто-то занимается плаваньем, значит у него развит навык передвижения в воде. Другой танцует, соответственно его навыки заключены в координации движений и чувстве ритма. Третий работает официантом, значит его навыки связаны с общением.

Сложнее определить присутствие навыков у другого человека. Не менее сложно скрыть свои, особенно, если речь идет о двигательных навыках, поскольку они доведены до автоматизма. Например, боксер, в случае конфликтной ситуации, автоматически будет принимать позицию, выгодную для нанесения удара или блокировки встречного.

По древним японским легендам известен пример, когда из-за своих навыков попалась группа диверсантов-ниндзя. Они переоделись крестьянами, легко обманув городскую стражу, но когда двигались по рыночной площади, волей судьбы, разоблачили себя. Отвязалась повозка с лошадьми, помчавшись в их сторону. Хорошо натренированные ниндзя, перепрыгнули через это препятствие, выдав себя.

Формирование навыков

Развитие навыков – процесс длительный. Условно можно выделить четыре этапа на пути их формирования:

  • Предварительный – связан с первыми попытками и соответственно переизбытком информации;
  • Аналитический – во время него человек анализирует и пытается понять, как лучше выполнить то, что от него требуется;
  • Синтетический – характеризуется объединением теории и практики;
  • Автоматический – человек доводит свой навык до совершенства, не акцентируя на его выполнении большого внимания.

Эти этапы подсказывают, каким образом следует выстраивать развитие навыков. В первую очередь, необходимо попробовать, настраивая себя на предстоящую работу. Например, кто-то хочет научиться сильно бить. Сразу начинает молотить грушу как получится. Происходит его ознакомление с этим спортивным инвентарем. Далее, смотрит тематические видео, читает книги, возможно берет пару тренировок у опытного боксера. В процессе этого он анализирует свои действия и сопоставляет их с полученной информацией.

В голове этого человека происходит синтез теории и практических умений. Пробует бить грушу правильно, начиная движение от ноги, вкручивая таз, правильно направляя кулак в цель. Постепенно вырабатывается необходимый навык. Ему уже не составляет труда выполнять технически правильный удар, даже не задумываясь об этом. Это и есть доведенное до автоматизма умение.

Чтобы человек задумался о развитии навыка, необходима мотивация. Очень часто мотивирующим фактором становится внешний раздражитель, например старшеклассник, из-за которого наш герой решил научиться сильно бить.

Навыки – это плоды практики и многочисленных повторений одних и тех же действий. Они появляются в ответ на внешний стимул, либо внутреннее стремление человека. Не правильно думать, что развиваются навыки быстро. От начала практики до появления автоматизма может пройти не один месяц или даже год. Но оно того стоит, ведь любой навык в выбранном виде деятельности позволяет добиться лучших результатов за меньший промежуток времени. А это высокая продуктивность работы, в совокупности с существенной экономией сил и энергии.

wikigrowth.ru

НАВЫК — Большой психологический словарь

(англ. habit, skill).

1. Доведенное до автоматизма путем многократных повторений действие; критерием достижения Н. служат временные показатели выполнения, а также тот факт, что выполнение не требует постоянного и интенсивного внимания (контроля). Син. Операция (в теории деятельности А. Н. Леонтьева). Н. м. б. не только двигательными, но и перцептивными, мнемическими, мыслительными, речевыми и т. п. Огромное количество специальных Н. связано с осуществлением разных видов деятельности (бытовой, учебной, профессиональной). По современной терминологии, Н. относят к содержанию т. н. процедурной памяти. Способность к формированию и воспроизведению Н. — один из важнейших показателей общей интеллектуальной потенции и сохранности. Н. свойственны людям и животным (см. КРИВАЯ УПРАЖНЕНИЯ, Научение, Обучаемость, Плато). (Б. М.)

2. Н. (трудовых движений) — приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда (ручной инструмент, органы управления) с заданной точностью и скоростью. Н. — это хорошо сформированное действие, в динамическую структуру которого входят когнитивные компоненты: сенсомоторный образ рабочего пространства, образ исполнительного акта, программа действия и контроль (текущий и конечный) за его совершением, а также исполнительные (моторные) компоненты, включая коррекционные процессы. Взаимоотношения между перечисленными компонентами подвижны. Между ними возможен «обмен» временем и функциями, что обеспечивает точное и своевременное выполнение действия при достаточно широком диапазоне внешних обстоятельств и внутренних условий его осуществления. При организации процесса обучения трудовым Н. необходимо уделять особое внимание формированию когнитивных компонентов для предотвращения совершения импульсивных и реактивных актов и обеспечения выполнения целесообразных и разумных действий. Это достигается, в частности, вариативностью условий, в которых формируются Н. (См. также ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК, Интерференция навыков, Перенос, Привычка).


Источник: Большой психологический словарь на Gufo.me

gufo.me

Психологические навыки, которые определяют вашу жизнь

Любые достижения человека – это либо результат случайных событий. Либо результат его целенаправленных усилий. А целенаправленные усилия – это результат…

С одной отдельно взятой точки зрения такие глобальные вещи как саморазвитие человека или псикоррекцию можно в значительной степени уместить в рамки ровно одной статьи. А именно в набор конкретных навыков, которые необходимы вам для реализации стратегии счастья и успеха в вашей жизни. 

Логика здесь следующая.

Любые достижения человека – это либо результат случайных событий. Либо результат его целенаправленных усилий. А целенаправленные усилия – это результат реализации своих знаний и навыков. А навыки – это конкретные умения, которые позволяют реализовывать ваш потенциал.

Психологические навыки для саморазвития

Все просто? Отнюдь. Ведь понимание сути того или иного навыка вовсе не дает вам алгоритма внедрения данного навыка в свою жизнь. Но! Это понимание добавляет в вашу жизнь значительное количество определенности.

Ведь насколько проще сформулировать теги для поиска в личном развитии.  Насколько проще сформулировать запрос в личной терапии. Насколько проще прикинуть последовательность шагов, когда у вас под рукой есть набор вариантов, среди которых можно выбирать.

Важно! Важно (тавтология, ну, и шут с ней) относится к списку ниже не как к чему-то, чего у вас нет! Важно относится к этому списку как к неким зонам вашего роста! Иначе вам гарантирована головная боль и падение самооценки! А оно вам нужно? 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Набор психологических навыков, который обеспечивает вашу психологическую эффективность

Делегирование – умение передавать ответственность за выполнение какого-либо дела на другого человека.  

Умение просить – умение показать свою нужду в чем-либо.

Умение благодарить – умение воздавать должное усилиям другого человека, который он приложил для вас.

Поддержка – умение дать другому человеку эмоциональную помощь в тот момент, когда это необходимо.

1-потоковое мышление – умение доносить свои собственные мысли, переживания, мотивы и побуждения до другого человека (людей) в исходном объеме (то есть в том же виде, что и у себя в голове).

Рефлексия эмоций – умение распознавать у себя эмоции по сути и в режиме реального времени

Считывание эмоций – умение распознавать эмоции у другого человека в режиме реального времени на базе невербальных данных и/или поведения. 

Рефлексия потребностей = умение считывать свои собственные нужды и желания при помощи анализа своего текущего поведения.

Рефлексия телесных ощущений = умение считывать свои качественные телесные ощущения для последующей оценки своих эмоций, ресурсов или проблем.   

Рефлексия ресурсов – умение оценивать степень своей психо-физиологической готовности к деятельности и/или принятию решений.

Рефлексия проблем – умение идентифицировать эмоциональные сбои в функционировании своей психики.

Резюмирование – умение выделить основную суть ситуации, события или явления.

Ориентация на возможности – умение выделять в любой ситуации потенциальные возможности и выгоды.

Презентация себя – умение демонстрировать свои знания, умения, навыки, достижения и устремления другим людям.

Презентация идеи – умение показать все выгоды собственного предложения, сформировать эмоциональный отклик в ответ на идею.

Прямой отказ — умение сказать «нет» просьбам, пожеланиям или требованиям других людей.

Проверка своих проекций – умение во время общения понять степень точности понимания мнения, мотивов и побуждений оппонента.

«Перевод  стрелок» – умение игнорировать внешнюю оценку и/или давление и концентрироваться на поведении/мотивах оппонента.  

Экранирование – трансформация внешней негативной оценки в позитивную

Формирование своего мнения – умение выделять ключевую оценку ситуации и подкреплять ее достаточным количеством логических и/или эмоциональных аргументов.

Умение доносить свое мнение = умение связно, последовательно и предметно довести исходную суть своего мнения до оппонента.

Предъявление аргументов = умение сжато и соразмерно ситуации апеллировать к своему взгляду на сложившееся положение вещей. 

Умение задавать открытые вопросы  = умение эмоционально раскрывать оппонента, транслируя те вопросы, которые требуют развернутого ответа.    

Умение слушать и дослушивать оппонента = умение следить за мыслью другого человека параллельно со своим собственным внутренним потоком  мыслей

Умение резюмировать оппонента = умение выделить основную суть в речи вашего оппонента на основании того, что он сказал, и что вы поняли (и/или додумали) 

Умение расширять/суживать объем контакта = умение произвольно изменять степень эмоциональной вовлеченности в продолжение диалога с другим человеком

Умение оценивать степень совпадения мнений = умение искать и находить точки соприкосновения, расхождения и возможность синтеза мнений во время диалога 

Умение признавать мнение оппонента = умение подтверждать то, что вы воспринимаете мнение оппонента как достаточное и полноценное для существования

Проживание эмоций – умение выражать эмоции через осознание их сути, через телесные ощущения и образы переживаний.

Умение принять себя = умение распознавать и использовать свои черты характера и свои потребности

Умение  принимать решения = умение генерировать варианты решения ситуаций и умение делать эмоциональный выбор между ними.  

Умение рисковать = умение подвергать опасности текущие ресурсы и возможности ради получения выгоды

Умение признавать неудачу = умение осознавать и принимать степень текущих страданий от потерянных ожиданий или от реального ущерба.

Умение сотрудничать в команде = умение синтезировать мнения, поведение, мотивы и потребности для реализации принципа win – win 

Умение сотрудничать в паре = умение синтезировать мнения, поведение, мотивы и потребности для того, чтобы взаимодействие принесло больше удовлетворенных потребностей обоим партнерам.

Самоконтроль = умение работать самостоятельно, без внешнего контроля

Умение убеждать = умение активно давить своим мнением на окружающих людей с целью реализации своих потребностей или реализации стратегии win – win

Умение выступать перед аудиторией = умение доносить информацию, эмоциональные посылы и активно взаимодействовать с группой людей

Тайм-менеджмент – умение распределять время рабочего дня

Постановка целей – умение ставить конкретные позитивно ориентированные цели, привязанные к своим потребностям и времени.

Выделение приоритетов = умение выделять те свои желания, цели и потребности, которые соответствуют принципу Парето и обеспечивают вам максимум эффективности.

Бюджетирование времени – умение оценивать предполагаемые временные затраты (на отдельный вид деятельности).

Умение четко выполнять инструкции = умение следовать логике поручений других людей

Умение проявлять инициативу = умение использовать свой опыт и навыки для генерации предложений по улучшению текущей деятельности. 

Умение уточнять поручения и идеи других людей = умение своевременно, открыто и последовательно проверять степень понимания идей других людей.  

Вежливость и тактичность = умение вести себя соответственно принятым в обществе стандартам, общаться уважительно, внимательно, предвосхищая и обходя острые грани эмоционального контакта 

Умение состыковывать планы 2х и более людей = умение учесть желания сторон и предложить взаимовыгодное взаимодействие.

Умение мотивировать окружающих = умение актуализировать желания, эмоции и потребности других людей.

Умение ориентироваться на достижение результата = умение выделять конкретные показатели собственной эффективности и возможность  контролировать эти показатели в динамике.  

Ресурсное мышление  = умение ориентироваться на собственные возможности и навыки при столкновении с жизненной преградой. 

Умение выделить суть конфликта = умение сконцентрировать внимание на логической обобщенной сути происходящего, выходя за рамки одностороннего понимания происходящего. 

Умение предлагать способы решения конфликта = умение выделять те решения, которые касаются непосредственно взаимодействия сторон, нежели потребностей участников.

Ресурсирование – умение восстанавливать свои силы для определенных задач

Релаксация – умение физически расслаблять свое тело на фоне эмоционального напряжения или неопределенности

Проактивное общение – умение строить отношения, исходя из постулата «я – причина всего того, что со мной происходит».

Я уверен, что это не полный перечень возможных психологических навыков.опубликовано econet.ru.

Александр Кузьмичев

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

28. Знания, умения, навыки и привычки. Шпаргалка по общей психологии

28. Знания, умения, навыки и привычки

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.

Знания не существуют ради знаний. Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей производства, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество и в конечном счете всегда включаются в регулирование деятельности.

Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова «умение».

Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий. Умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения – это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок вобращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Чем сложнее вид деятельности, чем совершеннее машины, которыми нужно управлять, тем меньше надежды на успех умений, складывающихся только в результате наблюдения и подражания.

Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык – упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у животных формируется как механизм их приспособления к среде путем проб и ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения деятельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, выступают несвязанными.

Привычка – потребность совершать действия. Если навык формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образовываться и без особых усилий со стороны человека. Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же требуют осуществления действий.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

13.Понятие об умениях и навыках. Формирование умений и навыков

Умение
(навыки) — это действия, которые выполняются
определенным способом и с определенным
качеством Большинство психологов
считают, что умение — более высокая
психологическая категория, чем навыки
Одни авторы под умением понимаю ют
возможность осуществлять на профессиональном
уровне определенную деятельность, при
этом умение формируется на базе нескольких
навыков Педагоги-практики считают, что
навыки более высокой стадией овладения
определенными мы упражнениями и умениями
Умение предшествуют навыкам, которые
рассматриваются как более совершенная
стадия овладения действияміями.

Остановимся
на таком определении: умение— это
готовность человека успешно выполнять
определенную деятельность, которая
основывается на знаниях и навыках Умение
формируется в процессе выполнения
учащимися разнообразных задач Формирование
умений зависит от условий обучения,
организации процесса упражнения, от
индивидуальных особенностей: типа
нервной системы, предыдущего опыта,
теоретических знаний, склонностей и
способностей, осознания цели задачи,
понимание его содержания и способов
исполненииня.

Формирование
умения может происходить так:

1
Учащиеся усваивают знания и перед ними
ставят задачи, требующие использования
знаний (знание — задача-применение
знаний)

2
ученика определяют признаки, которые
отличают один тип задач от других В
процессе выполнения задания, они
определяют тип задачи и выполняют
операции, необходимые для решения этого
типа задач

3
ученика учатся умственной деятельности,
необходимой для использования знаний

Владение— это автоматизированные компоненты
сознательного действия человека, которые
вырабатываются в процессе ее выполнения
Однако признаком сформированности
навыки являются качество действия, а
не его автоматизация Навык рассматривается
как действие доведено на результате
многократных упражнений до совершенства
исполненииня.

Л
Ительсон предлагаются этапы развития
навыков
:

1
Ознакомление с приемами выполнения
действий Осмысление действия и его
представления Четкое понимание цели,
нечеткое способов ее достижения

2
Овладение отдельных элементов действия,
анализ способов их выполнения Четкое
понимание способов выполнения действий
Сознательное, однако неумелое и
неустойчивое ее выполнения

3
Соотношение и объединение элементарных
движений в одно действие Автоматизация
элементов действия Совершенствование
движений, устранение лишних, переход к
мускульного контроля

4
Овладение произвольного регулирования
характера действия Пластическое
приспособления к ситуации Гибкое,
целесообразно выполнение действия

14. Понятие общения в психологии. Единство общения и деятельности. Структура общения.

Единство
общения и деятельности

Однако
при любом подходе принципиальным
является вопрос о связи общения с
деятельностью. В ряде психологических
концепций существует тенденция к
противопоставлению общения и деятельности.
Так, например, к такой постановке проблемы
в конечном счете пришел Э.Дюркгейм,
когда, полемизируя с Г.Тардом, он обращал
особое внимание не на динамику общественных
явлений, а на их статику. Общество
выглядело у него не как динамическая
система действующих групп и индивидов,
но как совокупность находящихся в
статике форм общения. Фактор общения в
детерминации поведения был подчеркнут,
но при этом была недооценена роль
преобразовательной деятельности: сам
общественный процесс сводился к процессу
духовного речевого общения. Это дало
основание А.Н.Леонтьеву заметить, что
при таком подходе индивид предстает
скорее, «как общающееся, чем практически
действующее общественное существо»
(Леонтьев, 1972. С. 271).

В
противовес этому в отечественной
психологии принимается идея единства
общения и деятельности. Такой вывод
логически вытекает из понимания общения
как реальности человеческих отношений,
предполагающего, что любые формы общения
включены в специфические формы совместной
деятельности: люди не просто общаются
в процессе выполнения ими различных
функций, но они всегда общаются в
некоторой деятельности, «по поводу»
нее. Таким образом, общается всегда
деятельный человек: его деятельность
неизбежно пересекается с деятельностью
других людей. Но именно это пересечение
деятельностей и создает определенные
отношения деятельного человека не
только к предмету своей деятельности,
но и к другим людям. Именно общение
формирует общность индивидов, выполняющих
совместную деятельность. Таким образом,
факт связи общения с деятельностью
констатируется так или иначе всеми
исследователями.

Однако
характер этой связи понимается по-разному.
Иногда деятельность и общение
рассматриваются не как параллельно
существующие взаимосвязанные процессы,
а как две стороны социального бытия
человека; его образа жизни (Ломов, 1976.
С. 130). В других случаях общение понимается
как определенная сторона деятельности:
оно включено в любую деятельность, есть
ее элемент, в то время как саму деятельность
можно рассматривать как условие общения
(Леонтьев, 1975. С. 289). Наконец, общение
можно интерпретировать как особый вид
деятельности. Внутри этой точки зрения
выделяются две ее разновидности: в одной
из них общение понимается как
коммуникативная деятельность, или
деятельность общения, выступающая
самостоятельно на определенном этапе
онтогенеза, например, у дошкольников и
особенно в подростковом возрасте
(Эльконин, 1991). В другой – общение в общем
плане понимается как один из видов
деятельности (имеется в виду прежде
всего речевая деятельность), и относительно
нее отыскиваются все элементы, свойственные
деятельности вообще: действия, операции,
мотивы и пр. (А.А.Леонтьев, 1975. С. 122).

Вряд
ли очень существенно выяснять достоинства
и сравнительные недостатки каждой из
этих точек зрения: ни одна из них не
отрицает самого главного – несомненной
связи между деятельностью и общением,
все признают недопустимость их отрыва
друг от друга при анализе. Тем более что
расхождение позиций гораздо более
очевидно на уровне теоретического и
общеметодологического анализа. Что
касается экспериментальной практики,
то в ней у всех исследователей гораздо
больше общего, чем различного. Этим
общим и являются признание факта единства
общения и деятельности и попытки
зафиксировать это единство. На наш
взгляд, целесообразно наиболее широкое
понимание связи деятельности и общения,
когда общение рассматривается и как
сторона совместной деятельности
(поскольку сама деятельность не только
труд, но и общение в процессе труда), и
как ее своеобразный дериват. Такое
широкое понимание связи общения и
деятельности соответствует широкому
же пониманию самого общения: как
важнейшего условия присвоения индивидом
достижений исторического развития
человечества, будь то на микроуровне,
в непосредственном окружении, или на
макроуровне, во всей системе социальных
связей.

Принятие
тезиса об органической связи общения
с деятельностью диктует некоторые
вполне определенные нормативы изучения
общения, в частности на уровне
экспериментального исследования. Один
из таких нормативов состоит в требовании
исследовать общение не только и не
столько с точки зрения его формы, сколько
с точки зрения его содержания. Это
требование расходится с принципом
исследования коммуникативного процесса,
типичным для традиционной социальной
психологии. Как правило, коммуникация
изучается здесь преимущественно при
посредстве лабораторного эксперимента
– именно с точки зрения формы, когда
анализу подвергаются либо средства
коммуникации, либо тип контакта, либо
его частота, либо структура как единого
коммуникативного акта, так и коммуникативных
сетей.

Если
общение понимается как сторона
деятельности, как своеобразный способ
ее организации, то анализа одной лишь
формы этого процесса недостаточно.
Здесь может быть проведена аналогия с
исследованием самой деятельности.
Сущность принципа деятельности в том
и состоит, что она тоже рассматривается
не просто со стороны формы (т.е. не просто
констатируется активность индивида),
но со стороны ее содержания (т.е. выявляется
именно предмет, на который эта активность
направлена). Деятельность, понятая как
предметная деятельность, не может быть
изучена вне характеристики ее предмета.
Подобно этому суть общения раскрывается
лишь в том случае, когда констатируется
не просто сам факт общения и даже не
способ общения, но его содержание
(Общение и деятельность, 1931). В реальной
практической деятельности человека
главным вопросом является вопрос не о
том, каким образом общается субъект, но
по поводу чего он общается. Здесь вновь
уместна аналогия с изучением деятельности:
если там важен анализ предмета
деятельности, то здесь важен в равной
степени анализ предмета общения.

Ни
та, ни другая постановка проблемы не
даются легко для системы психологического
знания: всегда психология шлифовала
свой инструментарий лишь для анализа
механизма – пусть не деятельности, но
активности; пусть не общения, но
коммуникации. Анализ содержательных
моментов того и другого явлений слабо
обеспечен методически. Но это не может
стать основанием для отказа от постановки
этого вопроса. (Немаловажным обстоятельством
является и предписанность предложенной
постановки проблемы практическими
потребностями оптимизации деятельности
и общения в реальных социальных группах.)

Естественно,
что выделение предмета общения не должно
быть понято вульгарно: люди общаются
не только по поводу той деятельности,
с которой они связаны. Ради выделения
двух возможных поводов общения в
литературе разводятся понятия «ролевого»
и «личностного» общения. При
некоторых обстоятельствах это личностное
общение по форме может выглядеть как
ролевое, деловое, «предметно-проблемное»
(Хараш, 1977. С. 30). Тем самым разведение
ролевого и личностного общения не
является абсолютным. В определенных
отношениях и ситуациях и то, и другое
сопряжены с деятельностью.

Идея
«вплетенности» общения в деятельность
позволяет также детально рассмотреть
вопрос о том, что именно в деятельности
может «конституировать» общение.
В самом общем виде ответ может быть
сформулирован так, что посредством
общения деятельность организуется и
обогащается. Построение плана совместной
деятельности требует от каждого ее
участника оптимального понимания ее
целей, задач, уяснения специфики ее
объекта и даже возможностей каждого из
участников. Включение общения в этот
процесс позволяет осуществить
«согласование» или «рассогласование»
деятельностей индивидуальных участников
(А.А.Леонтьев, 1975. С. 116).

Это
согласование деятельностей отдельных
участников возможно осуществить
благодаря такой характеристике общения,
как присущая ему функция воздействия,
в которой и проявляется «обратное
влияние общения на деятельность»
(Андреева, Яноушек, 1987). Специфику этой
функции мы выясним вместе с рассмотрением
различных сторон общения. Сейчас же
важно подчеркнуть, что деятельность
посредством общения не просто организуется,
но именно обогащается, в ней возникают
новые связи и отношения между людьми.

Все
сказанное позволяет сделать вывод, что
принцип связи и органического единства
общения с деятельностью, разработанный
в отечественной социальной психологии,
открывает действительно новые перспективы
в изучении этого явления.

Структура
общения

Учитывая
сложность общения, необходимо каким-то
образом обозначить его структуру, чтобы
затем возможен был анализ каждого
элемента. К структуре общения можно
подойти по-разному, как и к определению
его функций. Мы предлагаем характеризовать
структуру общения путем выделения в
нем трех взаимосвязанных сторон:
коммуникативной, интерактивной и
перцептивной. Структура общения может
быть схематично изображена следующим
образом:

Коммуникативная
сторона общения, или коммуникация в
узком смысле слова, состоит в обмене
информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в
организации взаимодействия между
общающимися индивидами, т.е. в обмене
не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает
процесс восприятия и познания друг
друга партнерами по общению и установления
на этой основе взаимопонимания.
Естественно, что все эти термины весьма
условны. Иногда в более или менее
аналогичном смысле употребляются и
другие. Например, в общении выделяются
три функции: информационно-коммуникативная,
регуляционно-коммуникативная,
аффективно-коммуникативная (Ломов,
1976. С. 85). Задача заключается в том, чтобы
тщательно проанализировать, в том числе
на экспериментальном уровне, содержание
каждой из этих сторон или функций.
Конечно, в реальной действительности
каждая из этих сторон не существует
изолированно от двух других, и выделение
их возможно лишь для анализа, в частности
для построения системы экспериментальных
исследований. Все обозначенные здесь
стороны общения выявляются в малых
группах, т.е. в условиях непосредственного
контакта между людьми. Отдельно следует
рассмотреть вопрос о средствах и
механизмах воздействия людей друг на
друга и в условиях их совместных массовых
действий, что должно быть предметом
специального анализа, в частности при
изучении психологии больших групп и
массовых движений.

studfiles.net

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о