Стимул это в психологии – стимул — это… Что такое стимул?

Стимул | Мир Психологии

СТИМУЛ

Стимул (англ. stimulus)

  1. Физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор).
  2. Проксимальный Стимул (термин Дж. Гибсона) — физическая энергия, на которую реагирует орган чувств в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой. См. Дистальный стимул.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Стимул (от лат. stimulus — остроконечная палка, к-рой погоняли животных, стрекало) — воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию.

В физиологии и психофизиологии понятие «Стимул» тождественно понятию раздражения. В бихевиоризме отношения между С. и реакцией понимались механистически: к С. относились преимущественно изменения среды («внешние воздействия»), а к реакциям — двигательные ответы организма. В действительности стимул в психологии — это побуждение, эффект к-рого опосредствован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями и т.д. Стимул не тождествен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Стимул — воздействие, обусловливающее динамику состояний психических индивида (реакцию) и относящееся к ней как причина к следствию. В физиологии и психофизиологии это понятие тождественно понятию раздражения.

В бихевиоризме отношения между стимулом и реакцией понимались механистически: к стимулам относились преимущественно изменения среды (внешние воздействия), а к реакциям — двигательные ответы организма.

В действительности стимул — это побуждение, эффект коего опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями и пр. Стимул не тождествен мотиву, хотя иногда может превращаться в него.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Стимул (греч. stymulus – стрекало, остроконечная палка, которой погоняли животных)

  1. любое воздействие на организм, возбуждающее или изменяющее его поведение заметным образом. Синоним: Раздражитель;
  2. любое воздействие на рецепторную систему, достаточное для её возбуждения;
  3. сигнал к действию;
  4. некоторое внутреннее событие, играющее роль побуждения к действию. В психопатологии, например, это императивная галлюцинация;
  5. в бихевиоризме — обстоятельства окружающей среды, регулярно представленные во время определённой реакции организма;
  6. в психоанализе — согласно метапсихологии З. Фрейда, различаются внутренние и внешние стимулы. Внутренние стимулы рассматриваются как инстинктивные стимулы, приходящие изнутри организма и воздействующие на психический аппарат. Внешние стимулы представляются как сенсорные впечатления, получаемые из окружающей среды. Стимулы повышают напряжение, вызывают неудовольствие, которое ослабляется с помощью разрядки в соответствии с принципом удовольствия или принципом реальности. Термином стимульный барьер обозначается та часть психического аппарата, которая защищает Эго от чрезмерного возбуждения как со стороны внутренних, так и внешних стимулов. Предполагается, что травматические переживания разрушают стимульный барьер. Термином стимульный голод обозначается страстное желание возбуждения, поскольку считается, что живым организмам требуется оптимальное количество стимуляции, и они ищут его источники;
  7. в этологии — сигнал особи (стимульный знак), который действует как стимул для дополняющего поведения другой особи того же вида. Улыбка и плач рассматриваются как наиболее важные стимульные знаки у человека.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Стимул (S) — попытки многих психологов дать точное определение этого термина оказались неудачными. Так как это основной термин в теоретическом направлении, которое, исторически, рассматривается как одно из наиболее объективных из порожденных психологией (см. теория стимула-реакции), можно было бы ожидать, что появится относительно однозначное определение этого термина или, по крайней мере, хотя бы общепринятый способ его употребления. Увы, ни того ни другого обнаружить не удалось. Однако среди различных значений и моделей употребления, приведенных ниже, можно выделить несколько общих моментов:

  • стимул должен характеризоваться, или в принципе иметь возможность характеризоваться, в физических терминах – призрак не может быть стимулом;
  • стимул должен находиться в диапазоне восприятия рассматриваемого организма – звуковой тон в 40 000 Гц может быть стимулом для летучей мыши, но не для человека;
  • стимул должен вызвать реакцию со стороны рецептора, или должен возбуждать или «стимулировать» некоторое действие или поведение организма
  • стимул должен быть внешним, либо по отношению к самому организму, либо к некоторой внутренней, но ограниченной части организма.

Помня об этих моментах, рассмотрим шесть наиболее распространенных значений этого термина, от наиболее общего до наиболее специфического.

  1. Что-либо (то есть любое событие, любое происшествие, любое изменение в предмете, любой образ восприятия или понятие, внутреннее или внешнее), что воздействует на организм так, что его поведение изменяется некоторым заметным образом. Хотя во всех следующих определениях содержится попытка ограничить область определения этого термина в той или иной степени, в конечном счете, это чрезвычайно всеобъемлющее определение представляет коннотативное значение, которое имеется у этого термина почти неизменно. Обратите, однако, внимание, что, как и термин реакция, он часто употребляется с уточняющими словами, которые вводятся для того, чтобы определить пределы применения этого термина./li>
  2. Любое событие или изменение в событии, которое возбуждает организм или приводит его в состояние готовности. Это значение предпочитается некоторыми потому, что несет в себе первоначальный смысл термина стимуляция (2).
  3. Любое изменение, достаточное для того, чтобы возбудить рецептор или рецепторную систему. Это значение чаще всего встречается в исследованиях сенсорных процессов и иногда в изучении восприятия.
  4. Сигнал к действию. Здесь фокус определения приходится на роль стимула как сигнала или инициатора поведения.
  5. Некоторое психическое или внутреннее событие, которое провоцирует или побуждает организм, побуждение. Это значение редко встречается в научных работах, но оно распространено в популярных текстах.
  6. Обстоятельства окружающей среды, регулярно представленные во время возникновения определенной реакции. Это определение предпочитается скиннеровскими бихевиористами, потому что акцент здесь делается на объективной, физической среде; например, см. различительный стимул, вызывающий стимул, подкрепляющий стимул – термины, которые отражают это значение.

В заключение обратите внимание, что в любом или всех этих определениях имеется теоретически важный вопрос, который замалчивается. А именно какова связь между физическими характеристиками стимула в объективной форме и во внутреннем представлении этого стимула в организме? На этот вопрос нет простого ответа, но есть специализированные термины, значения которых отражают попытки найти этот ответ. Например, см. адекватный стимул, функциональный стимул, неадекватный стимул, закодированный стимул.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

Стимул (stimulus) — это… Что такое Стимул (stimulus)?

Словом С. (раздражитель) обозначается все, что оказывает воздействие и производит эффект. Психология изучает чел. как субъекта (person), пытаясь объяснить, каким образом индивидуум ведет себя как единое целое.

Как ученый, психолог изучает челов. активность на индивидуальном уровне, в том виде как она детерминирована физ., физиолог., фармакологическими и др. энергетическими явлениями внутри индивидуума и явлениями, вызванными внешними событиями. Определение стимула в психологии должно соответствовать этому.

Челов. организм чувствителен к ограниченному количеству видов энергии. Эта чувствительность опосредована десятью чувствами или модальностями ощущений, а именно: хим. ощущениями вкуса и запаха; механическим ощущением проприоцепции в мышцах и сухожилиях; тактильными, болевыми и температурными рецепторами кожи; зрением, активируемым световым излучением, и слухом, активируемым энергией механических колебаний в ограниченном диапазоне частот. Существует также то, что называют общим хим. чувством, функции к-рого редко изучались.

Хотя эти модальности можно изолировать друг от друга в условиях эксперимента, в повседневной жизни они функционируют в группировках, называемых перцептивными системами. Дж. Дж. Гибсон первым описал эти системы как зрительную, слуховую, обонятельно-вкусовую (запах—вкус), гаптическую и вестибулярную. С. X. Бартли привлек внимание к гомеостатической системе, к-рую не удавалось описать как систему, хотя в течение многих лет ее компоненты по отдельности выделялись физиологами.

Концепция перцептивных систем яв-ся составным элементом предположения о том, что причина — следствие (стимул — реакция) — это такое отношение, к-рое подразумевает гораздо большую активность внутри организма вследствие воздействия энергии на органы чувств, чем это проявляется в явной форме. Чтобы перцептивная система действительно была системой, отдельные сенсорные модальности определенного вида должны взаимодействовать друг с другом на нейронном уровне, хотя терминология маркирует только ведущий сенсорный отдел в этой системе. Прослеживая разветвления внутренних причинно-следственных цепей активности, психологи используют термин «стимул» так, как его использовали бы физиологи. Только при достижении конечного результата, персоналистической (личностной) реакции, становится применимым психол. ярлык стимула.

Эймс ввел полезное разграничение. Он назвал энергию, достигающую органов чувств, воздействием (impingement). В некоторых случаях, эффект воздействия не выходит за пределы самого органа чувств. Следовательно, для целей физиологов, воздействие можно назвать стимулом, когда оно приводит к результатам той категории, к-рая составляет часть предмета их науки. Тем не менее для психологов воздействие не эффективно, если оно не переходит в те последствия, которыми интересуются психологи. Оно не создает действий организма как субъекта. Однако, если это произошло, входной сигнал явился стимулом, будучи одновременно простым воздействием.

Некоторые психологи стали разграничивать дистальные и проксимальные стимулы. То, что они называют дистальным стимулом, есть по сути воспринимаемый объект. Хотя наблюдатель действительно видит объекты, они не яв-ся причинами видения, но только его результатами или содержанием.

Проксимальные стимулы — это виды энергии, достигающей органов чувств, и потому — потенциальные стимулы. Они становятся актуальными стимулами, когда энергия производит эффект за пределами рецепторов органа чувств и вызывает в итоге личностную реакцию. Лучше называть их воздействиями (impingements), если результат не распространяется дальше органа чувств.

См. также Зрение, Слух

С. X. Бартли

.

dic.academic.ru

Психология стимулирования и мотивации

С момента создания теории научного менеджмента Ф. Тейлор и его единомышленники и последователи понимали высокую роль работника в любом деле. Успешное исполнение этой роли складывалось из двух составляющих: квалификации работника и его желания хорошо работать. Деятельность руководителя по побуждению такого желания была определена как стимулирование.

Стимулирование является классической функцией управления. Позднее, на ее базе, сформировалась современная функция управления – мотивация.

При изучениипсихологиистимулирования и мотивации будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Сущность и психология стимулирования;

2. Виды стимулирования;

3. Сущность и психология мотивации;

4. Теории мотивации;

5. Современные приемы стимулирования-мотивации.

Stimulus – (лат.) палка с острым наконечником, которой погоняли животных, и подталкивали к бою гладиаторов.

Стимулирование– совокупность действий руководителей с целью побудить персонал к интенсивному и качественному труду.

Психология стимулирования– знание руководителемвнутреннего мира подчиненных, осознание и реализация им тех мер, которые обеспечат побуждение работников к качественному труду.

Потребность личности направить свою энергию и силы на выполнение профессиональных задач является одной из психологических черт любого нормального человека. Чем больше поощряется развитие этой потребности, тем сильнее ее реализация позволит личности почувствовать ответственность за плоды собственного труда. Чем сознательнее работник относится к качеству и эффективности своей работы, тем в большей степени он будет осознавать свою важность как члена коллектива.

Стимулирование позволяет включить работника в дела коллектива. Активная профессиональная позиция индивида положительно воздействует на его психическое и физическое здоровье.

Различают следующие виды стимулирования: материальные и психологические, индивидуальные и коллективные. Виды стимулирования и их взаимосвязи представлены на рисунке 2.4.

 

 

Рисунок 2.4 – Виды стимулирования

 

Денежное стимулирование – это использование всех видов выплат: заработная плата, всевозможные надбавки, а также премии, бонусы.

Неденежное стимулирование – это бесплатные либо льготные путевки на отдых, оплата образования, лечения, бытового обслуживания, ценные подарки, предоставление лучшего (дорогостоящего) оборудования и инструмента и т.д.

Социальное стимулирование – это общественное признание, избрание на общественные должности, наделение полномочиями, привлечение к участию в управлении, предоставление социальных льгот, создание условий для профессионального и карьерного роста.

Персональное стимулирование – это признание, личный психологический комфорт, формирование ощущения защищенности, причастности к делам фирмы и жизни коллектива, конструктивное профессиональное общение.

Творческое стимулирование – это предоставление самостоятельности в работе, возможностей для раскрытия креативных способностей, использования творческого потенциала сотрудников.

Моральное стимулирование – это уважительное отношение со стороны коллег и руководства, помещение на доску почета, присвоение почетных званий, переходящих вымпелов и иных знаков отличия и т.д.

Понятием, близким к стимулированию, является мотивация. И то, и другое направлены на повышение интенсивности и качества труда. Однако эти понятия не тождественны. Различия в следующем. Стимулирование – явление внешнее по отношению к работнику. Это целенаправленные действия руководства. А мотивация – явление внутриличностное, психологическое.

Мотивация– это внутреннее стремление работника к интенсивному и качественному труду.

Психология мотивации– это осознание и реализация работником своего внутреннего стремления к качественному труду.

Мотивация и стимулирование тесно взаимосвязаны. Если стимулирование осуществлено грамотно, с учетом психологии работника, оно формирует его мотивацию. Процесс «стимулирование–мотивация» представлен на рисунке 2.5.

 

 

 

Рисунок 2.5 – Процесс «стимулирование–мотивация»

Работник вовлекается в процесс «стимулирования-мотивации» через свои внутренние потребности. Они определяют побуждения и поведение в рамках поставленной производственной цели. Затем дается вознаграждение, которое приводит к личной удовлетворенности работника.

Руководитель осуществляет стимулирование, ставит производственную цель, и обеспечивает вознаграждение.

Психологи различают три вида трудовых мотивов: материальные блага; профессиональное признание; социальный престиж.

В психологии управления используется ряд теорий мотивации. Основные из них: теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу; двухфакторная теория Фридриха Герцберга; теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда; теория ожиданий Виктора Врума; теория справедливости Стейси Адамса; теория подкрепления.

Теория иерархии потребностей Маслоу.

Он утверждал, что в основе мотивов поведения человека лежат его потребности. Стремление к удовлетворению потребности побуждает человека к определенным действиям. Маслоу выделил пять уровней потребностей: физиологические, в безопасности, в любви, в уважении, в самореализации. Он расположил потребности в виде иерархической пирамиды, от низших к высшим. Пирамида представлена на рисунке 2.6.

 
 

П

о

т

р

е

б

н

о

с

т

и

Рисунок 2.6 – Пирамида иерархии потребностей Маслоу

 

Двухфакторная теория мотивации Герцберга.

Ее содержанием являются две составляющие (две группы факторов):

гигиенические факторы – условия труда, межличностные отношения;

мотиваторы – признание, успех, карьера.

Теория приобретенных потребностей МакКлелланда.

Сущность теории состоит в разделении всех потребностей человека на две группы: врожденные (низшие, или физиологические) и приобретенные (личностно-социальные). В качестве приобретенных выделяются три вида потребностей:

достижения – успех, результат, признание;

причастности – межличностное общение, социальный статус;

власти – возможность влиять на других, отдавать приказы.

Теория ожиданий Врума.

Она представляет трудовой процесс как цепь последовательных действий и психологических явлений. Промежуток между соседними действиями сотрудников заполнен их ожиданиями. Таких ожиданий в цепи трудового процесса имеется, по меньшей мере, три (рисунок 2.7).

 

 
 

 

 

Рисунок 2.7 – Трудовые явления и ожидания

 

Психология управления обращает особое внимание на ожидания. Казалось бы, это внутреннее дело каждого работника. Однако это не так. Руководители должны изучать ожидания подчиненных. И если эти ожидания неадекватны, с сотрудниками надо работать. Следует объяснять им, что результаты их труда не соответствуют притязанием. Надо показать работникам, в чем социальная оценка отличается от их самооценки. Это должно быть сделано аргументировано и убедительно.

Теория справедливости Адамса.

Она базируется на субъективной оценке соответствия вознаграждения и затрат. Фактически здесь сопоставляются самооценка и внешняя оценка. С одной стороны, руководителям следует быть объективными и беспристрастными. С другой стороны, оценки руководителей должны быть «прозрачны» и ясны. Они должны быть максимально формализованы. В противном случае практически невозможно будет доказать их объективность.

В славянском менталитете необычно воспринимается соотношение между справедливостью и законностью – первое считается значительно важнее второго. «Закон что дышло – куда повернул, туда и вышло», – гласит русская народная поговорка. Поэтому руководители особое внимание должны уделять разъяснению, убеждению в справедливости оценок. «И каждому воздано будет по заслугам его».

Теория подкрепления.

Это действия руководителей по поддержанию либо подавлению конкретных образцов поведения.

Эту теорию образно называют методом кнута и пряника.Пряник за хорошую работу, кнут – за плохую.

Практика управления за последние годы выдвинула ряд современных приемов стимулированиямотивации. Их можно разбить на три группы: организация труда, профессиональная этика и оплата труда. Внутри каждой из групп существуют свои приемы.

В группе организация труда имеются приемы: «дизайн рабочих заданий»; гибкие графики работы; наделение полномочиями и властью.

Дизайн рабочих заданий – это приукрашивание руководителем поручений, выдаваемых подчиненным. Способов приукрашивания может быть много. Но основными из них являются три способа: «обогащения», «отсечения» и психологический.

Обогащение заданий может бать осуществлено с привлечением высших факторов: ответственности, признания, перспектив и т.п. Обогащения можно добиться и путем расширения поля предстоящей деятельности. К основной работе можно добавить интересную дополнительную, которая изменит общее впечатление о задании в целом.

Отсечение предполагает сокращение какой-то части работы, которая является скучной, и не очень ненужной.

Психологический способ приукрашивания заключается в том, что руководитель сообщает подчиненному, что задание трудоемкое и не очень интересное. Тем не менее, его надо сделать. Поэтому он поручает его лучшему работнику, так как другие не справятся.

Образно говоря, «дизайн рабочих заданий» как прием мотивации обозначает выдачу поручений в «красивой упаковке».

Гибкие графики работы как прием мотивации связан с организацией рабочего дня. Там, где нет производственной необходимости в жесткой привязке ко времени начала и конца рабочего дня, не надо этого делать. Следует дать сотрудникам определенную степень свободы. Психология заинтересованного человека такова, что, как правило, начав рабочий день на 15 минут позже, без проблем по его завершению задержится на час. И вообще, эффективность труда следует оценивать не количеством времени, проведенного на работе. Индикаторы эффективности труда руководители должны определять в зависимости от его специфики.

Наделение полномочиями и властью – это делегирование определенных прав и ответственности конкретному человеку персонально. Формой такого делегирования могут быть общественные должности и «личное право».

В любом профессиональном коллективе есть должности официальные: начальник, зам. начальника и т.д. Но их число можно значительно расширить за счет общественных должностей: общественный заместитель, ответственный за то-то. Человек даже с общественной должностью приобретает другой социальный статус в глазах коллектива. Это меняет в сторону усиления и его личную мотивацию.

Личное право обозначает предоставление конкретному сотруднику каких-либо полномочий, недоступных другим.

Во вторую группу приемов мотивации – профессиональная этика – входят: «отказ от нравоучений» и «угасание поощрений».

Отказ от нравоученийозначает устное соглашение между руководителем и подчиненными. Руководитель обязуется «не замечать» мелких упущений по работе, не устраивать «разносов» по любому случаю. А подчиненные, со своей стороны, принимают обязательство не давать поводов для этого. Сотрудники сами будут стараться не допускать мелких упущений.

Угасание поощренийсвязано с тем, что по отношению к конкретному сотруднику изменяется позиция руководства. Ему показывают охлаждение отношения, могут несколько уменьшить традиционные вознаграждения. При этом прямых претензий по работе ему не высказывается. Однако сам факт охлаждения к нему со стороны руководства должен явиться своеобразным сигналом. Сотруднику следует провести самоанализ, критически оценить свою работу и поведение, и сделать соответствующие выводы.

Третья группа приемов мотивации – оплата труда – включает: гибкие системы оплаты; участие в прибылях; участие в собственности.

Гибкие системы оплаты предусматривают, что оплата труда персонала не фиксируется, а зависит от показателей квалификации, интенсивности и результатов труда. Обычно имеется базовая ставка зарплаты. К ней устанавливают ряд надбавок: за стаж, за квалификацию, за расширенный объем работы и другие. Дополнительно выделяются надбавки или премии. В итоге реальная оплата может в 5 и более раз превышать базовую ставку зарплаты.

В рамках гибких систем оплаты часто используется такой прием мотивации, как «единовременный бонус». Он обозначает изначальное назначение определенной суммы в качестве премии в случае успешной реализации конкретной программы или проекта, либо по завершению определенного периода (обычно года).

Участие в прибыляхозначает, что установленный заранее процент от прибыли предприятия направляется в фонд дополнительного вознаграждения персонала. Процент этот может быть прогрессивным (нарастающим). То есть, при достижении большей прибыли, растет и процент вознаграждения. Тем самым у персонала создается заинтересованность в высоких производственных результатах, и получении предприятием наибольшей прибыли.

Участие в собственности означает вовлечение персонала в состав акционеров предприятия. Предприятие выпускает акции под свою собственность, и продает их среди своих сотрудников. Для этого используются льготные цены «для своих». Став владельцем хоть маленькой доли акций, сотрудник перестает быть только наемным работником. Он становится совладельцем предприятия. А это и статус совсем другой, и соответствующая ему мотивация.

Рассмотренные современные приемы стимулирования-мотивации позволяют вызвать у сотрудников стремление к активной трудовой деятельности, совершенствованию своей квалификации, повышению результативности выполняемой работы.

Итак,стимулированиекак функция управления является совокупностью действий руководителя с целью побудить персонал к интенсивному и качественному труду. Психология стимулированиярассматривается как знание руководителемвнутреннего мира подчиненных, осознание и реализация им мер, которые обеспечат побуждение работников к ответственному труду.

Мотивациейявляется внутреннее стремление работника к интенсивному и качественному труду. Психология мотивацииесть осознание и реализация работником своего внутреннего стремления к производительному труду.

 

 




infopedia.su

Стимул — это… Что такое Стимул?

Стимул. Элементы историзма более открыто, хотя и в бессистемном, отрывочном виде, выступают в справочном отделе словарной статьи семнадцатитомного словаря. […] В отдельных случаях, по-видимому, не очень частых, историко-лексикографическая справка оказывается неточной и запоздалой. Так, например, при слове стимул дается ссылка на третье, т. е. бодуэновское, издание словаря Даля (начало XX в.). Тем самым это слово в семнадцатитомном Словаре современного русского литературного языка оказалось лишенным всякой истории, хотя есть литературные ссылки на Добролюбова и А. Н. Островского («Один из хороших стимулов труда есть нужда») (см. т. 14, 1963, с. 880).

Между тем слово стимул начало употребляться уже в русском литературном языке 40-х годов XIX в. В это время оно еще воспринималось многими литературно образованными людьми как неологизм. Например, рецензент журнала «Пантеон» в своем разборе статьи Николая М. «Биография Н. В. Гоголя» пишет: «… мы оставляем Николая М. с его биографиею, заметив только на прощание, что слова стимул нет в русском языке и что писать дата вместо число более чем странно…» (Пантеон, 14, 1854, март, 4, с. 13).

Слово стимул, судя по его ударению, было заимствовано либо прямо из латинского языка (лат. stimulus буквально `заостренная палочка’), либо через посредство польского и немецкого языков (ср. польск. stymulować, нем. stimulieren). Во всяком случае уже в 60-х годах слово стимул входит в активный словарь русской журнально-публицистической речи. Оно вносится в лексикон иностранных слов. Например, в «Полном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка, составленном по образцу немецкого словаря Гейзе» (СПб., 1861, с. 483) читаем: «Стимул (от stimulare — `погонять’), лат. Побудительное средство; все, что побуждает делать что-либо».

(Виноградов В. В. Семнадцатитомный академический словарь современного русского литературного языка и его значение для советского языкознания // Вопросы языкознания. 1966. № 6, с. 17—18).

В. В. Виноградов. История слов, 2010

dic.academic.ru

что это такое, как его подобрать и 7 самых эффективных

Стимулы окружают нас повсюду, подобно погонщикам, направляя в определенною сторону. Но почему люди на них реагируют? Что это такое с позиций биологии и психологии? Каким образом они возникают? Насколько индивидуальны? Можно ли говорить об универсальности стимулов, либо для каждого человека существует определенный набор факторов, подталкивающих к действию? Как понять, что сработает в конкретном случае? Можно ли предугадать возможные последствия? Ответ на эти вопросы – хороший стимул к прочтению статьи.

Что такое стимул

Стимул — это определенный фактор, который вызывает ответную реакцию организма. Понятие можно рассматривать в двух плоскостях. В первом случае, речь идет о биологическом аспекте. Во втором – о психологическом.

С физиологической точки зрения стимул становится синонимом раздражителя. Не зря само слово в переводе с латинского означает металлический наконечник, который крепится на шесте и служит, чтобы подгонять крупный рогатый скот. В биологии стимулами считаются любые раздражители, которые заставляют организм реагировать.

Они универсальны и практически одинаково влияют на любое живое существо. Например, раскаленная поверхность сковородки – это мощный стимул одернуть руку / лапу / крыло / хвост / плавник. Влияние такого фактора можно предугадать практически со стопроцентной гарантией. Вряд ли кто-нибудь продемонстрирует другую реакцию, прикоснувшись к сильно нагретому металлу.

Если говорить о стимуле с точки зрения психологии, то под этим явлением подразумевается мотив, который заставляет действовать. Здесь уже имеет место индивидуальная чувствительность. Например, расставание с девушкой, которая ушла к другому – ощутимый стимул для любого человека. Только последствия его будут разными, в зависимости от личных качеств.

Один усиленно займется карьерой и спортом. Второй попытается ее вернуть, либо начнет искать замену. Третий просто сопьется или подсядет на наркотики. Четвертый устроит скандал и, возможно, даже начнет распускать руки. Пятый просто «уйдет в себя», на некоторое время изолировавшись от окружающих. Шестой только обрадуется, сообщив любовнице, что можно больше не прятаться. Седьмой пересмотрит свои жизненные приоритеты и тоже уйдет к другому. Один и тот же стимул может стать мотивом для разных поступков, что необходимо учитывать, пытаясь воздействовать на поведение других людей.

Иногда возникает путаница, когда говорят о стимуляции и стимулировании. Слова практически идентичные, но их смысл отличается. Стимуляция – это воздействие на биологическом уровне. Например, световые раздражители, звук, запах и т.д. Известно много веществ-стимуляторов, которые влияют на память, интеллект, выносливость или другие качества человека.

Что такое стимулирование

Стимулирование — это психологическая мотивация, которую кто-то применяет сознательно, чтобы побудить другого человека к действиям. Чаще всего, это родители и учителя, которые пытаются заинтересовать ребенка учебой, либо работодатели, стремящиеся повысить результативность труда своих подчиненных. Стимулировать можно двумя диаметрально противоположными подходами.

В первом случае – поощрять за успехи. Во втором – наказывать за недочеты. В народе этот дуализм называется методом «кнута и пряника». Психологические стимулы бывают внешние и внутренние. Например, если шеф предлагает потрудиться внеурочно, обещая за это премию, речь идет о внешней мотивации. Когда человек решил выучить китайский язык, потому что ему просто интересно – то можно говорить о внутренних мотивах.

Как подобрать стимул

Этот вопрос не однозначен. Каждому человеку требуется индивидуальный подход. Проще подобрать стимул для себя, но в вопросах воздействия на других людей следует быть очень осмотрительными. Необходимо понимать, готов ли человек взять на себя ответственность. Также, важный момент – ради чего решено кого-то мотивировать.

Допустим, родители воспринимают ответственно свою миссию, связанную с развитием ребенка. Когда они его ведут в секцию или на учебу, то делают это с благими намерениями. Конечно, им стоит проанализировать склонности своего сына или дочки, чтобы подобрать самые правильные стимулы. Родители могут спрогнозировать, насколько эффективным окажется очередной мотивирующий фактор, с тем, чтобы усилить его, либо исключить из арсенала методов.

Если же речь идет о постороннем человеке, к тому же, еще и взрослом, то любой стимул необходимо тщательно проработать, продумав возможные варианты развития событий. Ведь, чем старше кто-то становится, тем больше морального «груза» он в себе накапливает. Хорошая мотивация для одного сотрудника, вызовет затяжную депрессию у другого, вогнав его в состояние стресса или апатии. Поэтому, прежде чем подобрать стимул, желательно проанализировать поведение человека, хоть примерно поняв стереотипы его мышления. Иначе можно перепутать «кнут» с «пряником», стимулируя бездельника или угнетая трудягу.

Чтобы такого не произошло, лучше мотивировать только тех, кого хорошо знаешь и точно уверен, что им это необходимо, когда понимаешь, какой эффект вызовет то или иное действие. Иначе может произойти как в поговорке о «медвежьей услуге», когда вроде хотел добра, только спасибо никто не говорит. Но если цель оправдана и поведение человека предсказуемо, какой стимул выбрать? Известны ли наиболее универсальные и эффективные методы, которые точно не навредят? Как понять, что усилия вложены в верном направлении? Обо всем этом сейчас и поговорим.

Какие стимулы наиболее эффективны

При неумелом использовании любые стимулы окажутся неэффективными, либо даже вредными. Каждое воздействие должно быть уместно. При этом существуют приемы, которые в большинстве случаев производят нужный эффект. К ним относятся такие мотиваторы:

1. Личный пример

Эффективный стимул – демонстрация благодаря личному примеру. Допустим, начинающие бизнесмены пришли на тренинг, чтобы получить вдохновение для финансового успеха. Если бизнес-тренер покажет себя богатым и успешным, это будет дополнительным стимулом для его слушателей. Если же тот, кто выступает перед аудиторией, не вызывает у нее доверия, не может впечатлить своим примером, то мотивация у присутствующих будет значительно снижена.

2. Благодарность

Просто спасибо или его материальный эквивалент (деньги, подарок, магарыч) оказывают достаточно мощное стимулирующее влияние. Если выразить признательность «авансом», это называется подкупом. Если за уже выполненную работу – то благодарностью. Условно к ней относится оплата труда сотрудников, либо их премии. Это тоже, по большому счету, благодарность за хорошо выполненную работу. В быту «спасибо» может прозвучать, как в устной форме, так и «булькнув» на столе. Главное понимать, что благодарность оказывается хорошим аргументом для выполнения работы. Даже если она последует за уже свершившимся действием, то будет мотивировать человека к большему усердию в случае повторения просьбы, либо поручения.

3. Просьба

Удивительно, как многие недооценивают силу обычной просьбы. На это обращают внимание даже писатели, занимающиеся вопросами успеха и личной эффективности. Ведь порой достаточно просто попросить человека об одолжении, чтобы стимулировать его к определенным поступкам. Не стоит придумывать многоуровневые алгоритмы действий, изобретать «колесо» и включать режим стратега. Достаточно просто попросить. Все-таки воспитание играет свою роль, и многие люди стараются ответственно относиться к тем, кто их о чем-то просит.

4. Самоутверждение

По иерархии потребностей, сформулированной Абрахамом Маслоу, признание и самоутверждения находятся на довольно высоких ступенях. Они свойственны развитым личностям, которые смогли перешагнуть свои природные желания. Когда человек сыт, не хочет пить и чувствует себя в безопасности, наступает черед более сложных потребностей, затрагивающих социальную составляющую личности.

Самоутверждение перенимает «львиную долю» жизненной мотивации, поскольку дает ощущение личной значимости. После удовлетворения базовых потребностей, человек начинает задумываться о том, какое место в обществе он занимает. Появляется желание самореализоваться, достичь большего, доказать что-то самому себе или окружающим. Этот стимул иногда превышает все остальные, заставляя человека забыть даже о еде и питье, пока он не испытает удовлетворение от хорошо выполненной работы.

5. Конкуренция

Соревнования – хороший стимул для всех азартных людей. На спор они иногда способны на такое, о чем в другое время и подумать не решаются. Конечно, от глупых или опасных пари лучше отказываться, но в случае полезного задания, можно применить и такой прием. Например, ничего плохого в том, чтобы поддерживать здоровую конкуренцию в спортивных, ученических или трудовых коллективах. Только желательно это делать без фанатизма. Иначе можно «загонять» спортсменов до полуобморочного состояния, либо перессорить между собой учеников или сотрудников. Во всем нужно знать меру, тогда любой прием окажется полезным.

6. Интерес

Лучший способ мотивировать к действиям – заинтересовать. Когда возникает увлеченность, не требуются никакие другие мотиваторы. Допустим, родители пытаются заставить своего сына записаться на секцию бокса. Он упирается, не желая туда ходить. В определенный момент этот паренек получает «по ушам» на дискотеке, и ситуация кардинально меняется. Он понимает, что навыки самообороны полезны, и начинает посещать тренировки без дальнейших уговоров. Возникает интерес, который служит мощным стимулом к занятиям.

7. Визуализация

Еще один эффективный способ увеличить производительность труда – визуализировать будущий результат. Например, кто-то решил насобирать денег на машину. Если он четко представит свою цель, продумает наименьшие детали, то этот образ станет хорошим стимулом для усердной работы. Чем отчетливее будет выглядеть эта «картинка», тем сильнее она сможет мотивировать. Визуализация влияет на эмоции, которые намного быстрее задействуют подсознание. Чем глубже проникнуть в психику, тем больше внутренних резервов организма можно активировать, тем самым приближая достижение результатов.

Человек способен на многое. Все определяет мотивация. Если ее достаточно, то практически не существует нерешаемых задач. Учеба, карьера, наука, спорт, творчество – во всем этом можно добиться больших высот, было бы желание. Люди бросают вредные привычки, выигрывают соревнования, прыгают с парашютом и совершают много других поступков, если для этого есть стимул. Если научиться мотивировать самого себя, можно добиться успеха и вдохновить к этому окружающих.

wikigrowth.ru

СТИМУЛА — это… Что такое СТИМУЛА?

  • СТИМУЛА — (лат. пастушья палка которой погоняют скот), в римской мифологии богиня, побуждающая участников вакханалии к неистовству. Отождествлялась с греческой Семелой …   Большой Энциклопедический словарь

  • СТИМУЛА — (лат. пастушья палка, которой погоняют скот), в римской мифологии богиня, побуждающая участников вакханалии (см. ВАКХАНАЛИИ) к неистовству. Отождествлялась с греческой Семелой, матерью Диониса (см. ДИОНИС) …   Энциклопедический словарь

  • СТИМУЛА, КОНТРОЛЬ — Фраза, которая относится к степени, в которой поведение может считаться контролируемым стимулами из окружающей среды. Те авторы, у которых выражена когнитивная ориентация, имеют тенденцию преуменьшать контроль стимула, утверждая, что базовые… …   Толковый словарь по психологии

  • СТИМУЛА, ЗНАЧЕНИЕ — Свободный термин, используемый для обозначения любого количественного аспекта стимула …   Толковый словарь по психологии

  • СТИМУЛА, КОНТИНУУМ — Вообще – основное измерение, представляющее собой непрерывную переменную, частью которой является любой отдельный стимул. Например, любой данный ахроматический свет представляет собой определенную точку на черно белом континууме стимула …   Толковый словарь по психологии

  • СТИМУЛА, ОШИБКА — См. ошибка, стимула …   Толковый словарь по психологии

  • СТИМУЛА, СЛЕД — Термин Халла для обозначения сенсорного последействия стимула, присутствующего в нервной системе после того, как физический стимул закончил свое действие. См. иконический о несколько другой точке зрения на тот же вопрос …   Толковый словарь по психологии

  • СТИМУЛА-РЕАКЦИИ, ПСИХОЛОГИЯ — Свободное значение – подход в психологии, в котором отношение стимул реакция рассматривается как основание поведения, и цель научной психологии понимается как выявление функциональных связей между стимулами и реакциями. Обратите внимание, что,… …   Толковый словарь по психологии

  • Стимула-реакции психология — – бихевиоризм, подход в психологии, рассматривающий отношение стимул реакция как основание поведения, а цель научной психологии как выявление функциональных связей между стимулами и реакциями. Главное отличие бихевиоризма от других систем… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СТИМУЛА, ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ — См. эквивалентность …   Толковый словарь по психологии

  • dic.academic.ru

    СТИМУЛ БЕЗУСЛОВНЫЙ — это… Что такое СТИМУЛ БЕЗУСЛОВНЫЙ?

    
    СТИМУЛ БЕЗУСЛОВНЫЙ

    англ. stimul, inconditional; нем. Stimulus, unbedingter. Любой стимул, вызывающий рефлекторную реакцию.

    Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

    • СТИМУЛ
    • СТИМУЛ МАТЕРИАЛЬНЫЙ

    Смотреть что такое «СТИМУЛ БЕЗУСЛОВНЫЙ» в других словарях:

    • СТИМУЛ БЕЗУСЛОВНЫЙ — англ. stimul, inconditional; нем. Stimulus, unbedingter. Любой стимул, вызывающий рефлекторную реакцию …   Толковый словарь по социологии

    • Безусловный стимул — Любой стимул, последовательно вызывающий безусловную реакцию организма. В экспериментальных исследованиях Павлова (см. Классическое формирование условных рефлексов) безусловным стимулом было присутствие пищи во рту, а безусловной реакцией… …   Большая психологическая энциклопедия

    • Безусловный основной доход — Безусловный основной доход, БОД  гарантированный минимум человеческого существования; концепция, согласно которой каждый человек должен иметь гарантированный законом минимум денежного довольствия, выплачиваемый государством безо всяких… …   Википедия

    • Безусловный стимул — (unconditioned stimulus) стимул, приводящий к автоматической, естественной реакции …   Общая психология: глоссарий

    • Безусловный рефлекс — (лат. reflexus отражение) термин И.П. Павлова, означает врождённую реакцию организма на какой либо стимул. Синоним: Обусловленная реакция. * * * относительно постоянные и врожденные, эволюционно выработанные и наследственно закрепленные реакции… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • ПОДКРЕПЛЯЮЩИЙ СТИМУЛ, ПЕРВИЧНЫЙ — Вообще – любое событие или поведение, подкрепляющие свойства которого представляют собой естественно возникающий результат действия изначально присущих характеристик рассматриваемого вида. В классическом обусловливании – безусловный стимул (БС)… …   Толковый словарь по психологии

    • Условные рефлексы — Условный рефлекс  это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи).[1] Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству). Возникают при определённых условиях и исчезают при их… …   Википедия

    • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ — Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально психологических и других… …   Психотерапевтическая энциклопедия

    • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера

    • бихевиоризм — (от англ. behaviour поведение) направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней… …   Большая психологическая энциклопедия

    dic.academic.ru

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *