Самооценка личности – Самооценка личности — уровни, формирование, изучение, исследование
Наказание ни за что | Турбо-Пси
Нет комментариевА за что ты меня наказал? Ты мне так и не сказал. «Ну не молчи! Ну в чем я виновата?». В ответ разрывающая душу тишина. Он молчит, как будто ее нет. Она рыдает, умоляет… но он не реагирует. И так могло продолжаться неделями. — Ты наказана! — сухо заявлял он. И не приводил больше никаких аргументов. Потом он молча собирался, уходил… и видела она его только вечером следующего дня. Но, она так же была наказана. Наказание висело «Дамокловым мечом» до определенного времени. Потом он начинал общаться, как ни в чем не бывало. Мог раскритиковать её во всем, от порядка в квартире до ухода за собой. Вплоть до приобретения нового нижнего белья. — Я смотрю ты нецелесообразно тратишь семейный бюджет, чем ты нас кормить будешь? Неужели своими новыми трусами? – его заявление звучало ехидно. — Ты наказана!… — И снова звенящая тишина. Она резала уши. Хотелось убежать из дома. Она как будто была, но её как будто не существовало… И таких ситуаций очень много…
Обида – эмоция манипулирования.
Вы же в это время возвращаетесь в детство, когда вы были наказаны. Плачете, уткнувшись в стену (проекция угла, когда вас наказывали в детстве). Вы не понимание, за что вас игнорируют, этого вам не объясняют. Ситуация приобретает тупиковый характер. Хотя в обществе принято считать, что человек с чувством вины — это порядочный, хороший человек. Но этот человек глубоко несчастлив. Заявляя миру: «Я плохой! Я не достоин счастья! Мне достаточно того, что у меня есть!» он притягивает людей, которые докажут ему что «Он плохой», «Что такие как она не достойны быть счастливыми, разве что сиюминутно». На работе начальник не будет видеть в таком работнике перспектив. Будет его критиковать, платить минимальную зарплату», а в семье его будут «принижать и наказывать». Так же наказание тесно связано с болью, разлукой, разочарованием. Поэтому как только вы начинаете чувствовать себя без вины виноватым, вы начинаете притягивать неприятности. Пытаясь «себя наказать». И вас наказывают!
turbopsy.com
Самооценка личности
Человеку легче живется, если он способен определять для себя более приемлемые или неприемлемые стороны жизни. Оценивается не только окружающий мир, но и личность самого человека. Причем оценивать человека могут и окружающие люди, и сам индивид. На формирование самооценки влияют многие факторы. Сайт психологической помощи psymedcare.ru занимается изучением данного вопроса, а также рассматривает уровни самооценки.
Человек является самоосознающим существом, который всегда задается вопросом, каким ему быть и как действовать, чтобы достигать наиболее высокого результата. На то, к каким выводам человек придет, влияет его самооценка, которую он также формирует подобным обдумыванием. Сначала человек оценивает ситуацию, затем ищет виноватых, анализирует собственные поступки, что влияет на формирование самооценки и на что влияет уже сформированная самооценка.
Обычно самооценка развивается еще в детстве, когда ребенок себя воспринимает через призму того, что говорят ему родители. То, как оценивают родители своего ребенка, формирует его самооценку, которой он будет пользоваться, менять или сохранять на протяжении всей жизни.
Что такое самооценка личности?
Самооценка личности – это оценивание собственных способностей, навыков, возможностей и потенциала, сторон личности в целом. Оценивание самого себя происходит как лично человеком, так и окружающими людьми (когда индивид прислушивается к чужому мнению).
Человек – существо социальное. Как бы там ни хотелось, а каждый индивид сталкивается в своей жизни с другими людьми по различным поводам. Но каждый раз, когда происходит такое столкновение, человек подвергается оценке и суждениям окружающих людей. В зависимости от того, выберет человек следовать мнению других людей или будет прислушиваться к собственным ощущениям, будет выстраиваться его поведение, формироваться самооценка и успешность в любых делах.
Всех людей можно разделить на два типа:
- Те, кому важно мнение и оценка окружающих людей.
- Те, кому неважно мнение и оценка окружающих людей.
Выбирая то или иное собственное позиционирование в обществе, вы чего-то лишаетесь, но в то же время что-то приобретаете. Что выберете вы, лично ваше мнение. Но легче сделать выбор, когда представляешь некоторые последствия того или иного пути.
Существует прекрасное выражение: Боги никогда не доказывают, что они Боги. Они просто таковыми являются, независимо от вашего мнения. Подумайте над этим…
Одной из причин заполучить одобрение окружающих является стремление стать лучше в глазах других, но при этом дав ложную информацию о себе. На словах все люди могут быть хорошими и самыми доброжелательными. Но слова не важны – важны дела. Поступки куда более честные. И следует помнить, что все люди лгут, даже те, которые говорят, что никогда не лгут. Ведь во избежание потери собственной репутации каждый человек прибегнет ко лжи.
Второй причиной возникновения желания быть одобренными другими является отсутствие внутренней уверенности. Многие люди привыкли с самого детства жить по указке других, правильно ли они живут. Поэтому каждый раз неуверенный в себе человек ищет способы заполучить в свой адрес какие-либо слова поощрения и восхищения. Таковыми являются многие звезды шоу-бизнеса и известные артисты. Без публичного признания и восхищения они не являются звездами и примерами для подражания. Стоит отметить, что внутренняя неуверенность в свою очередь толкает человека на эпатаж.
Большое количество современных стереотипов сковывают и ограничивают человека в действиях. Например, толстая женщина может быть очень красивой и интересной для представителей противоположного пола. Однако она этого не ощущает, так как ее запрограммировали на другую «красоту». Стереотип – «худая женщина является красивой и счастливой» — стопор, который заставляет многих полных дам не надеяться на внимание противоположного пола. Но в действительности толстая женщина так же прекрасна, как и худая. Стереотипы заставляют людей смотреть и оценивать однобоко и бездушно, не обращая внимания на иные достижения личности.
Взрослому человеку не нужны одобрения других людей. Люди, которые действительно чего-то достигли собственным трудом, не говорят об этом с другими, не хвастаются и не показывают этого. Им неважно мнение других, им не нужна посторонняя оценка и суждения, так как им главное – это то, что они сами думают о себе и о своей жизни в целом. Те же, кто на самом деле ничего не достиг или достиг за счет другого человека, демонстрируют и всем хвалятся об этом. Им важно мнение окружающих, нужно их одобрение в «правильности их поступков» и того, как они вообще живут.
Тот, кому важно, чтобы его одобрили и оценили, демонстрирует свои достижения. Тот, кому важно его собственное развитие, дело и жизнь в целом, не демонстрирует своих достижений и не хвалится. Тем более такой человек никогда не позволит себе осудить другого индивида, который не достиг тех же высот, что и он, так как понимает, что все люди должны жить в соответствии со своими желаниями и взглядами, а не так, как того хочет общество.
Почему человеческая жизнь зачастую несчастна и неуспешна? Потому что человек тратит время на мнение и одобрение окружающих людей, которые могут не любить, не уважать и постоянно критиковать. Человек тратит на них свои силы, чтобы добиться их расположения, вместо того чтобы забыть о посторонних мыслях и оценках и искать пути собственной самореализации. Парадокс, но именно тогда, когда человек отвлекается от других людей и занимается своими делами, давая лишь свою оценку всему происходящему, окружающие начинают к нему тянуться, а также находятся люди, которые готовы восхищаться любыми его достижениями.
Являясь существом социальным, человек должен оценивать собственное поведение, качества характера, стороны личности, чтобы определить, насколько они подходят той среде, в которой он находится. Это своего рода способ адаптации и регуляции собственного поведения, деятельности.
Самооценка базируется на том, как именно человек сам к себе относится. Здесь определяется уровень самоуважения. Если человек себя уважает и ценит, тогда его самооценка может быть адекватной. При низком самоуважении формируется низкая самооценка, а при чрезмерном – высокая.
Формирование самооценки личности
Самооценка формируется в течение всей жизни. Начало берется с детства, когда ребенок не анализирует себя, однако формирует первые представления о своей полезности и нужности со слов родителей. Затем начинается этап обучения в школе, когда ребенок понимает, насколько он умный и умелый.
В более сознательном возрасте, когда человек уже может влиять на свою самооценку, она формируется на основе:
- Совместной деятельности с другими людьми.
- Общей деятельности индивида и достигнутых результатов.
- Мнений окружающих о человеке.
- Межличностных отношений с другими людьми.
Самооценка – это оценивание человеком того, каким он является в глазах окружающих, насколько он успешен в обществе, каких результатов достиг, какими навыками и знаниями обладает, на что способен пойти, какой жизни заслуживает и пр.
Самооценку с годами становится трудно изменить. Ее формирование в основе своей происходит в детстве. Во взрослом возрасте можно на нее повлиять, но при этом человек должен трезво взглянуть на самого себя и личные особенности, качества, возможности в отрыве от всего, что о нем говорили когда-либо люди и что он сам о себе привык думать.
Поскольку на формирование самооценки влияют другие люди, рекомендуется для ее изменения оценить отношение окружающих по отношению к вам. Когда человек считает, что его обманывают или используют, как он начинает вести себя в обществе тех людей, на которых падают такие подозрения? Конечно, человек не будет доверять этим людям, будет малообщителен, скрытен и даже вообще избегать какого-либо контакта с ними. А что, если окажется, что эти люди на самом деле никогда не обманывали и не использовали человека в своих эгоистических целях? В таком случае человек поймет, насколько сильно ошибался и, пока он верил в плохое, успел сделать столько неприятных поступков по отношению к этим людям, что те не хотят с ним общаться.
Вывод: трезво оценивайте отношение другого человека к вам. Может оказаться, что вы ошибаетесь и на самом деле к вам хорошо относятся. Но пока вы будете верить в плохое, успеете сделать много неприятных действий, которые заставят человека подумать о том, чтобы больше с вами не общаться.
Чтобы не жалеть о своих решениях и сделанных поступках, сначала всегда обдумывайте, трезво смотря на ситуацию. Это можно сделать лишь в одном случае — когда вы спокойны и умиротворены. Если вас одолевают эмоции (страх, ненависть, злость, обида или даже радость, счастье), вы можете сделать неправильные выводы, которые будут основываться на испытываемых вами чувствах. К примеру, если вы злитесь, то вам может показаться, будто над вами смеются; но если вы радостны, то посмеетесь над шутками своего собеседника. Но лишь в спокойном состоянии духа можно понять, насмехались над вами в данной ситуации или действительно шутили, пытаясь разрядить обстановку.
Главное условие для принятия верного решения — это спокойствие. Вы не должны ничего бояться, никого ненавидеть, не волноваться. Только тогда, когда вы спокойны, умиротворены и уверенны в себе, можете анализировать ситуацию и принимать какое-то решение. В таком случае вы сможете понять истинное отношение другого человека к вам, сделать выводы и вести себя соответствующим образом, чтобы потом не жалеть о содеянном.
Другие люди оценивают отдельного человека исключительно в зависимости от того, как они к нему относятся. На их оценку влияют эмоции ненависти, эмпатии, равнодушия.
Изучение самооценки личности
Самооценка выполняет три функции:
- Регуляторную, когда человек становится способным принимать решения.
- Защитную, когда человек сохраняет относительную стабильность и независимость от обстоятельств.
- Развивающую, когда человек испытывает внутренние побуждающие мотивы для развития себя.
Самооценка включает два компонента:
- Когнитивный – это то, что человек когда-либо о себе узнал из других источников или путем изучения самого себя.
- Эмоциональный – чувственное отношение человека ко всем сторонам своей личности.
Самооценка формируется и влияет на саму себя. В зависимости от уровня самооценки, человек продолжает жить и действовать таким образом, чтобы снова и снова подтверждать ее, укреплять.
Самооценка и уровни притязаний у личности
Была предложена формула формирования самооценки американским психологом У. Джемсом: самооценка = успех / уровень притязаний. Здесь:
- Уровень притязаний – уровень, к которому человек стремится во всех сферах своей жизни.
- Успех – это конкретные результаты, к которым человек пришел посредством совершенных действий.
Исходя из формулы, самооценку можно повысить путем снижения уровня притязаний или повышения уровня достигнутых успехов.
Самооценка бывает:
- Адекватной.
- Завышенной – когда человек считает себя лучше и выше всех. Он видит за всеми своими проявлениями только положительные стороны. Неудачи он игнорирует или обвиняет окружающих людей в их появлении. Он оценивает свои недостатки положительными качествами. Не прислушивается к мнению других людей. Он не воспринимает окружающих за равных себе. Его уровень притязаний всегда высокий, при этом успехи порой являются низкими.
- Низкой – когда человек воспринимает самого себя как неудачника. Он не уверен в себе, самокритичен, всегда и во всем виноват, ничего не способен сделать, застенчив, скован, боязлив. Он опирается на мнение других людей, которых считает умнее и ценнее себя. Его цели всегда заниженные, нежели бы он мог достичь.
Итог
Самооценка – это мнение человека о самом себе. Что именно человек будет о себе думать, зависит от того, на чье мнение он будет опираться – на личное или общественное.
psymedcare.ru
Самооценка личности — уровни, процессы формирования
Осознание человеком самого себя, своих умственных способностей, поступков, мотивов, физических возможностей, отношения к другим людям и себе – и есть самооценка личности. Она является неотъемлемой частью самосознания и включает умение оценить свои силы, возможности, отнестись к себе критически.
Уровни самооценки личности
В ходе своего существования в социуме человек постоянно сравнивает себя с другими людьми. Также он сопоставляет свои собственные успехи с достижениями коллег и знакомых. Этот анализ своих возможностей и достижений проводится по отношению ко всем качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или работе. Таким образом, еще с самого детства у человека происходит формирование самооценки личности. Влияя на поведение, деятельность и развитие индивида, его взаимоотношения с другими людьми, она выполняет регулятивную и защитную функцию.
Существует три уровня самооценки личности:
- Наличие у человека низкого мнения о себе. Нередко заниженная самооценка формируется еще в детстве под влиянием и оценкой родителей. Впоследствии она закрепляется окончательно под воздействием окружающего социума. У таких людей часто наблюдается проблема самооценки личности;
- Нормальный уровень понимания собственного потенциала. Обычно присущ уверенному в себе человеку, который успешно ставит цели и легко достигает их в карьере, бизнесе, творчестве и личной жизни. При этом он знает себе цену, осознает свои положительные и отрицательные стороны, достоинства и недостатки. Также адекватная самооценка личности позволяет развивать инициативность, предприимчивость, способности к адаптации в различных условиях социума;
- Высокий уровень самооценки. Наблюдается у большинства людей, достигших значительных успехов в какой-либо области – политике, бизнесе, искусстве. Однако также распространены случаи наличия завышенной самооценки, когда человек придерживается необоснованно высокого мнения о себе, своих талантах, способностях и возможностях. Хотя, на самом деле его реальные успехи значительно скромнее.
Кроме того, психологи выделяют общую, частную (личностную) или конкретно-ситуативную самооценку личности. Дело в том, что человек может себя оценивать совершенно по-разному, в зависимости от ситуации, например, на работе или в семье. Поэтому и результаты в этом случае бывают совершенно противоположные. Что касается общей самооценки, то она более сложная и формируется позже других.
Также существуют определения стабильной или плавающей самооценки. Она зависит как от эмоционального состояния, так и от других дополнительных условий.
Формирование самооценки личности
Мнение человека о себе является довольно сложной психологической конструкцией. Процесс формирования самооценки личности протекает в ходе становления внутреннего мира и проходит различные этапы. Таким образом, можно сказать, что в течение жизни самооценка человека постоянно изменяется, становится более совершенной. Источником оценочных представлений является социокультурное окружение, реакции общества на какие-то проявления характера, действия, а также результаты самонаблюдения.
Важную роль в формировании понимания своих возможностей играет сопоставление реального образа «Я» с идеальным, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Причем чем меньше разрыв между тем, что есть на самом деле и идеальным образом, тем весомее признание собственных достижений. Также существенное влияние в ходе становления самооценки личности оказывают реальные достижения в самых разнообразных видах деятельности.
Психологи выделяют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудач. В первом случае человек имеет более позитивный настрой, его не очень сильно волнует мнение других людей. Во втором случае он больше склонен к осторожности, старается не рисковать и постоянно ищет в жизни подтверждение своим страхам. Такой тип поведения не позволяет поднять свою самооценку.
Следует подчеркнуть, что самооценка личности всегда носит субъективный характер. Причем это происходит независимо от того, формируется ли она под влиянием собственных суждений индивида о самом себе или мнения других людей.
В основном у человека складывается адекватное мнение о себе, или неадекватное, то есть ошибочное. В этом случае говорят о наличии проблемы самооценки личности. Такого человека постоянно преследуют какие-то проблемы, нарушается гармоничность развития, он часто вступает в конфликты с окружающими. Кроме того, осознание реальных возможностей довольно сильно влияет на формирование тех или иных качеств. Например, адекватная самооценка личности способствует формированию самокритичности, уверенности в себе, настойчивости, требовательности. А неадекватная – излишней самоуверенности или, наоборот, неуверенности.
Если человек хочет достигнуть чего-то в жизни, ему необходимо работать над своей самооценкой, объективно осознавая свои силы и возможности, при этом сообразно реагируя на трудности, ошибки и критику.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Знаете ли вы, что:В нашем кишечнике рождаются, живут и умирают миллионы бактерий. Их можно увидеть только при сильном увеличении, но, если бы они собрались вместе, то поместились бы в обычной кофейной чашке.
В стремлении вытащить больного, доктора часто перегибают палку. Так, например, некий Чарльз Йенсен в период с 1954 по 1994 гг. пережил более 900 операций по удалению новообразований.
Человек, принимающий антидепрессанты, в большинстве случаев снова будет страдать депрессией. Если же человек справился с подавленностью своими силами, он имеет все шансы навсегда забыть про это состояние.
По статистике, по понедельникам риск получения травм спины увеличивается на 25%, а риск сердечного приступа – на 33%. Будьте осторожны.
Упав с осла, вы с большей вероятностью свернете себе шею, чем упав с лошади. Только не пытайтесь опровергнуть это утверждение.
Кроме людей, от простатита страдает всего одно живое существо на планете Земля – собаки. Вот уж действительно наши самые верные друзья.
Вес человеческого мозга составляет около 2% от всей массы тела, однако потребляет он около 20% кислорода, поступающего в кровь. Этот факт делает человеческий мозг чрезвычайно восприимчивым к повреждениям, вызванным нехваткой кислорода.
Когда влюбленные целуются, каждый из них теряет 6,4 ккалорий в минуту, но при этом они обмениваются почти 300 видами различных бактерий.
Согласно мнению многих ученых, витаминные комплексы практически бесполезны для человека.
Наши почки способны очистить за одну минуту три литра крови.
Препарат от кашля «Терпинкод» является одним из лидеров продаж, совсем не из-за своих лечебных свойств.
Образованный человек меньше подвержен заболеваниям мозга. Интеллектуальная активность способствует образованию дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.
В четырех дольках темного шоколада содержится порядка двухсот калорий. Так что если не хотите поправиться, лучше не есть больше двух долек в сутки.
Каждый человек имеет не только уникальные отпечатки пальцев, но и языка.
74-летний житель Австралии Джеймс Харрисон становился донором крови около 1000 раз. У него редкая группа крови, антитела которой помогают выжить новорожденным с тяжелой формой анемии. Таким образом, австралиец спас около двух миллионов детей.
www.neboleem.net
Самооценка личности
Замечание 1
Самооценке отводится центральная роль в рамках современных психологических наук. Данный феномен интерпретируется как личностное образование, сформировавшееся под влиянием социального окружения, системы аксиологических модусов, влияющее на саморегуляцию личности.
Подходы к пониманию самооценки в психологии
Феномен формирования самооценки неоднократно рассматривался в многочисленных концепциях отечественных и зарубежных ученых. На сегодняшний день в психологии накоплено несколько подходов к пониманию сущности личностного образования:
- А. Адлер полагал, что формирование самооценки представляет собой процесс переживания собственной неполноценности, беспомощности в детском возрасте, что становится началом пути за достижение превосходства над окружающей социально-природной средой, стремления к превосходству;
- К. Роджерс рассматривает процесс формирования самооценки как результат социализации личности, понимания собственного восприятия другими;
- А. З. Зак интерпретирует самооценку как инструмент анализа и оценивания субъектом собственных путей решения задач, обобщенной схемы деятельности личности;
- Б. Г. Ананьев понимает под самооценкой сложный развернутый во времени процесс опосредованного познания себя;
- Ю. В. Котенко подходит к определению самооценки как личностного образования, принимающего активное участие в регуляции деятельности и поведения, автономная личностная характеристика, ее центральный компонент, который формируется при активном участии самой личности, отражая своеобразие ее внутреннего мира.
Подходы к изучению самооценки
На современном этапе развития психологических наук выделяют несколько подходов к изучению феномена самооценки:
- личностный подход, который рассматривает феномен самооценки как важнейший компонент самосознания личности;
- структурно-целостный подход, рассматривающий личностное образование в качестве неотъемлемого компонента в целостной структуре индивидуума, как сложное синтезное образование;
- деятельностный подход, рассматривающий самооценку как фактор, оказывающий влияние на качество результатов деятельности личности;
- динамический подход применяется при исследовании развития самооценки в процессе личностного становления, возрастных изменений индивидуума;
- психопатологический подход рассматривает самооценку как индикатор состояния психического здоровья личности;
- функциональный подход исходит из понимания самооценки как неотъемлемой функции жизнедеятельности индивидуума.
Значение самооценки для личностного развития
Самооценка представляет собой целостное, но в то же время многоаспектное образование, имеющее иерархическую структуру и многоуровневое строение, она включена во множество межсистемных связей с другими личностными образованиями, различными видами деятельности. Самооценка пронизывает все аспекты существования человека, выступая инструментом психологической защиты.
Из-за заниженной самооценки люди страдают от постоянного чувства тревоги, отверженности, беспомощности, перманентного ожидания неудач, болезненного переживания собственной неполноценности.
Напротив, для людей с завышенной самооценкой характерно отрицание любых факторов, вызывающих у них тревогу, отсутствие восприятия любых стимулов, импульсов, информации, которые могут привести к конфликту. Как завышенная, так и заниженная самооценка приводят к возникновению психологического дискомфорта, проблем во взаимодействии с окружающими.
Определение 1
Самооценка, таким образом, выступая личностным образованием, реализует регулятивные функции в процессах становления волевой, мотивационной, нравственной, эмоциональной сфер субъекта
spravochnick.ru
Самооценка личности • EstPortal
Каждый знает о себе в чём он профи, а где он совсем некомпетентен. Также у нас есть свои представления об уровне своего интеллекта или внешности. Всё это можно объединить одним словом – самооценка. Многие знают, что она бывает завышенной или заниженной, но что же это значит на самом деле и как это влияет на нашу жизнь?
Формирование самооценки
Наши представления о себе начинают формироваться ещё в раннем детстве. Конечно, первую и самую главную лепту в этот процесс вносят родители, а в особенности мама. “Ты у меня такой хорошенький” или “Ты такой умный малыш”, или “Совсем непутёвый, весь в отца”, – всё это откладывается в копилку представлений о себе. Эту так называемую копилку, которая пополняется всю жизнь, можно назвать “Я-концепцией”.
Как берег формирует свою форму, омываясь водой, так и наши представления о себе приобретают модель в контакте с другим человеком. Конечно же не любая ситуация и не с любым человеком способна повлиять на самооценку. В каждый период развития человека наиболее значимыми в этом вопросе выступают разные люди. До школьного возраста это родители, в младшей школе – первая учительница, в подростковом возрасте – сверстники, а во взрослой жизни это может быть муж, дети или даже свекровь, соседи, профессиональное сообщество, к которому принадлежит человек.
Если попытаться вспомнить свои самые яркие детские обиды, то можно проследить, что они чаще всего связаны именно с самым значимым человеком. Можно на всю жизнь запомнить, как мама говорила, что “ничего путного из тебя не получится” или слова первой учительницы о бездарности ученика. Эти воспоминания запечатлены не только в памяти, но и оставили свой шрам на самооценке.
Представления других людей о нас могут настолько сильно быть нами интегрированы, что воспринимаются как истина, как неоспоримый факт, некая аксиома. И когда мы сталкиваемся с новыми людьми и обстоятельствами, мы действуем исходя из уже сформировавшихся представлений о себе. Например, новый сотрудник у вас на работе не понимает, почему вы не пытаетесь получить повышение, будучи самым компетентным работником в отделе, в то время как вы не видите в этом странностей, ведь “это же я, я безответственный человек, который не справится с руководящей должностью”. Эта мысль воспринимается вами как данность, хотя вы даже не пытались попробовать и понять на самом деле ли это так, потому что в жизни уже есть много опыта, когда другие говорили о вас именно так и вы интегрировали эти знания о себе.
Ежедневно с самого рождения мы получаем много информации о том, как воспринимают нас другие. Но в детстве мы не способны на осознание, что слова других о нас – это их виденье нас, которое часто основано на их проекциях и домыслах, и не может иметь никакой связи с реальностью. Слова важных для нас людей мы впитываем как губки, и чаще всего делаем это, даже не переосмысливая их. Получается, что мы “заглатываем” целые куски информации о себе, не “пережёвывая” её, не делая проверку этой информации на реальность.
Такие неоспоримо интегрированные куски информации, которые в дальнейшей жизни будут для нас аксиомами, называются интроектами. Они влияют на наше восприятие жизни в целом и на поведение. На самом деле часто человеку гораздо безопаснее вести себя в соответствии со своими представлениями о себе, даже если они портят ему жизнь, чем подвергать “Я-концепцию” сомнению. Как в примере с повышением, хотя оно и открыло бы много новых возможностей, человек готов пожертвовать этой возможностью, чтобы не проверять представления о себе на реальность, а значит не разрушать их.
Когда рушатся старые представления о себе, появляется много тревоги, неопределённость, риск потерять то окружение, которое вы устраивали именно со старыми представлениями. Кроме того, от некоторых даже негативных представлений мы извлекаем вторичную выгоду. Например, низкая самооценка своего здоровья и амплуа вечно больного человека помогает получать жалость и снисходительное отношение. Конечно, чаще всего получение этой выгоды происходит неосознанно.
Характеристики самооценки
Самооценка себя в целом или отдельных характеристик может быть положительной или отрицательной. Кроме того, она может соответствовать реальности – тогда говорят о её адекватности, или не соответствовать. Также самооценка может быть устойчивой или нет, что определяется порогом значимости событий, которые могут её изменить. Например, фраза, сказанная в транспорте, о вашей внешности никак не отразится, а вот если вам сделает замечание муж, то это может на неё повлиять.
Самооценка ещё может быть гибкой или ригидной. В норме наш положительный опыт повышает самооценку, а отрицательный – способен понижать. Например, достижения на работе улучшают свою оценку как специалиста, а неудачи понижают. Это помогает нам получать удовлетворение от достижений и стремиться к самосовершенствованию при неудачах. Если самооценка ригидна, это грозит тем, что мы не сможем оценивать себя адекватно. В случае неудач продолжаем считать себя безупречными или игнорируем свои достижения.
Часто говорят о заниженной или завышенной самооценке. На самом деле не так важно ниже она, чем должна быть, или выше, главное, что она не соответствует реальности. Формы проявления при этих вариантах будут разными, но суть останется той же – самооценка неадекватна.
Методика диагностики самооценки
Знания о своей самооценке помогают обратить внимание на её характеристики, а значит увидеть проблемные места. Нужно работать над развитием гибкости, устойчивости и адекватности своей самооценки. Для диагностики собственной самооценки можно использовать методику Дембо-Рубинштейна. Вероятно, самостоятельно вам будет трудно разобраться в интерпретации результатов полностью, но и того, что вы сможете понять самостоятельно, будет достаточно.
Мы будем диагностировать 7 основных характеристик:
- здоровье;
- ум;
- внешность;
- характер;
- авторитетность;
- умение делать что-либо своими руками;
- уверенность в себе.
Начертите график, на котором будет 7 шкал от 1 до 10, где 1 – совершенно плохо, хуже всех, а 10 – лучше всех, очень хорошо, идеально. Либо можете представить эту шкалу как 100 %. Возьмём для примера здоровье, если 10 (100 %) – идеальное здоровье, то 1 (0 %) – отсутствие здоровья совсем.
Далее вам нужно отметить насколько вы оцениваете эту характеристику у себя. Например, я оцениваю своё здоровье на 7 из 10. Обозначьте так каждую характеристику (например, кружочком). Затем отметьте на этих же шкалах (например, треугольником) на каком уровне вы хотели бы обладать данными характеристиками. Теперь объедините кружочки в одну линию и треугольники в другую. У вас получится две линии графика. Для примера добавим готовую картинку, где представлен такой график в готовом виде. После того как вы сделали такой график, перейдите к прочтению интерпретации.
Интерпретация
Сейчас вы наглядно видите, как распределяется ваша самооценка по заданным шкалам. Можно посмотреть, где у вас сильные, а где слабые стороны. Не забывайте, что это ваша оценка себя, которая может быть основана не на реальности, а на представлениях других о вас. Например, высокая оценка внешности при низкой оценке интеллекта – частое явление. Подумайте, так ли вы глупы? Или может просто привыкли чаще пользоваться внешностью для достижения своих целей больше, чем интеллектом? А может вовсе дело в маме, которая всё детство твердила о том, что с такой красивой внешностью нужно удачно выйти замуж, а на самореализацию в других сферах не акцентировала внимание.
Второй аспект, на который следует обратить внимание, это соотношение вашей самооценки с уровнем ваших притязаний. Вторая линия, которую мы отмечали – желаемый уровень характеристик. Если эта линия намного выше, чем самооценка, значит ваша планка требований к себе очень завышена. С такой планкой тяжело жить, ведь её нереально достигнуть. Подумайте, откуда появились такие высокие требования к себе? Возможно, эти требования поставлены вовсе не вами?
Притязания к себе должны быть немного выше или частично совпадать с самооценкой, чтобы было к чему стремиться, но и реально было этого достичь. Интересная ситуация, когда притязания ниже самооценки. Здесь нужно подумать, не завышена ли самооценка?
Самооценка – продукт нашего опыта. Для того чтобы она не мешала жить, нужно работать над её гибкостью, устойчивостью и адекватностью. Для этого начните с осознания, почему самооценка именно такая, как есть, откуда взялись те или иные представления о себе. Переосмысление поможет избавиться от чужих представлений о себе, а значит, откроет возможность сформировать представления, основанные на реальности.
Анна БУНЯК – психолог
estportal.com
Самооценка личности — формирование, изучение, уровени притязаний
Самооценка личности определяет уровень его социальной адаптации и напрямую зависит от его самоуважения и степени развития его индивидуальности. Существует множество факторов, которые позволяют определить насколько высокая у человека самооценка. Для оценки обычно анализируют такие аспекты как нравственность, а также проводят анализ его поступков и способностей.
Формирование самооценки личности
Развитие самооценки личности происходит непосредственно под влиянием окружающего сообщества. Степень воздействия социума на её развитие сложно переоценить. Мнение окружающих людей играет одну из наиболее важных ролей в том, каким образом и насколько высоко человек оценивает себя и своё собственное положение в обществе.
Формирование самооценки личности происходит под воздействием не только социальной оценки человека, но и от его собственного воззрения на самого себя, своё положение и качество своих поступков. Личность сама лучше других знает о своих достоинствах и недостатках. О том, какие действия и с какой мотивацией были произведены.
Личностная самооценка крайне устойчивая характеристика человека. Её формирование приходится на ранние этапы развития. Напрямую на неё влияют и жизненные перипетии, и ряд врожденных особенностей. Будучи во многом социальным чувством, самооценка формируется под воздействием мнения окружающих людей и, посему, непосредственно зависит от постоянного сравнения себя с теми личностями, с которыми мы взаимодействуем с самого рождения. Для того чтобы повысить свою самооценку, прежде всего, необходимо её как следует проанализировать. Трезво и храбро взглянуть на реальное отношение к самому себе. Узнать свои черты характера и оценить свой темперамент. Без этого невозможно провести коррекцию отношения к самому себе.
перейти наверхИзучение самооценки личности
Личностная самооценка существует для трёх целей:
1. Для реализации личного выбора.
2. Для защиты личностной независимости, а так же стабильности.
3. Для саморазвития
Изучение самооценки личности для каждого человека может сыграть очень важную роль. Так подобное времяпровождение очень необходимо для того, чтобы периодически очищать сознание от накопившегося там шлака и мусора. Это может поспособствовать решению очень многих проблем и нахождению ответов на ряд вопросов.
Формирование самооценки напрямую влияет на развитие самосознания личности. Человек способен оценивать себя и свои качества посредством самоанализа, созерцания своих поступков и мыслей, а так же постоянного самоконтроля. Индивидуальности свойственно сравнивать себя и свои поступки с окружающими людьми.
Самосозерцание не является простым и праздным «самокопанием», которое не приводит ни к чему кроме углубления своих комплексов. Самосозерцание и самооценивание претендует на более глубокий и важный аспект человеческого поведения, а именно саморазвития и стремления к непрерывному совершенствованию своих качеств и умений.
Оценивая себя и свои успехи можно не только найти своё подлинное «Я» и анализировать своё прошлое, но и найти ключи к решению внутренних проблем и пути к достижению поставленных целей в будущем. При анализе своей самооценки можно найти сердцевину своих комплексов и познать плюсы и минусы своей личности. Узнав себя, человек преображается, поскольку узнаёт в подноготную всю изнанку самого себя и может верно распределять свои усилия для саморазвития.
перейти наверхСуществует когнитивный и эмоциональный компонент самооценки. Первый определяет ту информацию, которую человек узнал о себе от сторонних и внутренних источников. Второй формирует чувственную оценку самого себя и качеств своей личности.
Самооценка и уровень притязаний личности
Уильямом Джеймсом была разработана формула, вычисляющая условный уровень самооценки. Её можно свести к следующему уравнению:
Самооценка = успех/уровень притязаний.
Исходя из этого, можно отметить, что самооценка и уровень притязаний личности находятся в обратно-пропорциональной зависимости. Иными словам, при равной степени успеха, чем выше притязания личности, тем ниже самооценка. Эта концепция достаточно логична. Ведь чем выше наши требования к реализации в жизни, тем сложнее достичь того уровня, когда степень личного успеха покроет уровень притязаний в достаточной степени, чтобы удовлетворить свою самооценку.
Таким образом, для повышения собственной самооценки, необходимо либо «понижать планку», либо увеличивать результаты в деле достижения тех или иных успехов.
Самооценка существует 3-х видов, а именно завышенная, заниженная и нормальная. Последняя является оптимальной для человека, поскольку слишком сильное отклонение в ту или иную сторону, вызывает внутренние конфликты, которые влекут за собой дискомфорт, порой ошибочно связываемый с воздействием внешних факторов, а не с проблемами с самооценкой.
В случае, когда самооценка чрезмерно завышена, человек теряет «обратную связь». Он перестает адекватно оценивать уровень своих успехов, во всех неудачах обвиняя окружающих людей. Личные неудачи попросту игнорируются, для того чтобы поддерживать свои «высокие стандарты». Такой человек вместо того, чтобы одолеть свои слабые стороны преподносит их как сильные. И он уже не несдержанный и грубоватый человек с неконтролируемой агрессией, а «решительная личность». Такие люди прекращают прислушиваться к мнению окружающих людей, полагая, что любая критика имеет своей целью лишь только подорвать его уверенность в себе или является проявлением излишней придирчивости. А любого рода неудачи соотносятся с «происками недоброжелателей».
Завышенная самооценка способствует развитию нервозной натуры и даже истеричного поведения. Часто такой человек считает, что заслуживает гораздо большего, чем имеет на самом деле. Подобного рода индивидуума можно узнать по прямой осанке и «задранному носу». Обращаясь к другим людям, они используют командный тон голоса и смотрят прямо в глаза.
При заниженной самооценке человек становится нерешительным и слишком застенчивым. Для него очень важно одобрение окружающих его людей. Такие люди очень легко поддаются влиянию «общественного мнения» или же конкретных личностей с властным характером. Часто они страдают от комплекса неполноценности. Для них очень важно найти любые способы для собственного самоутверждения. При заниженной самооценке человек ставит более низкие цели, чем он реально может достичь. Он гипертрофирует свои неудачи, с головой уходя в них и вечно пытаясь «наверстать упущенное». Эти люди крайне требовательны к другим. Часто личность с заниженной самооценкой завистлива и мстительна, что делает её в некоторой степени опасной для своего окружения. Узнать таких людей можно по неуверенной походке и отводу глаз в сторону во время непосредственного общения.
При адекватной самооценке наблюдается баланс между защитным и познавательным процессом личности. Если познавательный процесс ищет вероятные изъяны в своей личности для достижения адекватной оценки самого себя, то защитный механизм существует для того, чтобы находить самооправдания. Данный процесс существует для защиты собственного внутреннего комфорта.
перейти наверхУровни самооценки личности
Существует способ, который помогает определить уровни самооценки личности. Данная методика предложена для определения данного параметра у школьников. Перед ними изображается лестница с десятью пронумерованными ступенями. Они изображают степень «правильности» поведения человека, от единицы (очень плохой) до десятки (очень хороший, добрый и правильный). Ребёнку должен нарисовать человечка на той ступени, на которой он видит себя.
Адекватной оценкой считается размещения себя на ступени под номерами 4, 5, 6 и 7. Если ребёнок оценил себя на ступеньках ниже, значит, что самооценка занижена, если выше, то, соответственно, завышена.
Низкий уровень свидетельствует о сильной зажатости личности. Её неуверенности в себе и неспособности к самореализации.
Средний уровень свидетельствует об адекватной самооценке. Такие дети реально смотрят на свои умения и таланты. Завышенная самооценка влечёт за собой идеализацию себя, которая нарушает «обратную связь» с другими людьми и способствует тому, что человек прекращает оценивать себя адекватно и не признает того, что его личные неудачи связаны с проблемами его личного поведения.
Как заниженная, так и завышенная самооценка являются препятствиями для достижения желаемых целей. Они часто выражаются в виде проблем с общением с другими людьми.
psytheater.com
Самооценка личности | Sherbakova.com
Каждый из нас хочет быть успешным человеком, достойно оцениваемым окружением, независимым от других, уверенным в себе и в своих решениях. Но далеко не у каждого из нас это в жизни получается.
Сколько всевозможных «формул успеха» нам не предлагают, но то, что они реально стопроцентно будут «работать», я, думаю, авторы обещать не смогут (если это не мошенники, конечно). Я не буду вам предлагать новую успешную формулу, а расскажу о качестве личности, без которой добиться успеха попросту невозможно. И это, в первую очередь, наша самооценка, которая напрямую зависит от уверенности в себе.
САМООЦЕНКА – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, и места среди других людей.
Самооценка является своеобразным регулятором, который способствует решению задач личностного выбора; защищает нас, обеспечивая независимость от других и психологическую стабильность; является основой в развитии личности.
Виды самооценки
Завышенная. Человек, с такой самооценкой, очень любит себя, он доволен собой чрезмерно, независим от мнений окружающих, уверен в себе и своих поступках (зачастую, самоуверен). Он безразличен к критике других, хотя сам – любитель покритиковать. Свои действия и решения считает единственно правильными. Необоснованно горделив, заносчив, высокомерен и эгоистичен. В коллективе неуживчив.
Адекватная (нормальная). Человек, с такой самооценкой, объективно оценивает себя и свои возможности, находится в гармонии с собой, уверен в своих силах, адекватно воспринимает критику в свой адрес. Способен правильно анализировать ситуацию и находить соответствующее решение. Лишён самолюбования и излишнего самодовольства. Находит понимание и уважение в коллективе.
Заниженная. Человек, имея такую самооценку, всегда недоволен собой. Он не уверен в своих силах, с трудом принимает решения. Излишне самокритичен, нерешителен, неуверен в самомнении и зависит от мнения других. Ему сложно ужиться в коллективе, так как его отношения зависят от оценки и признания сотрудников.
Факторы, влияющие на самооценку личности
- Окружение – это те люди, которые нас окружают: на работе, дома, в обществе знакомых и друзей.
- Оценка вас, как личности, со стороны окружения.
- Собственное мышление.
- Знания, умения, навыки личности.
- Достижения в деятельности.
- Умение находить в себе положительные качества.
- Желание работать над собой.
Вывод
Итак, какова наша самооценка, так мы и поступаем в жизни, таковы наши поведенческие реакции, а отсюда и наша успешность или неуспешность.
Как вы думаете, какую самооценку нужно иметь, чтобы быть успешным? Правильно, адекватную, дабы не наделать ошибок от самоуверенности или нерешительности. Если добавить чуть-чуть завышенной – не помешает. Вам повезло, если это так. А если она занижена? Что делать? Отвечу: «Работать над собой: повышать свою самооценку и уверенность в себе!» А вот как это сделать, я опишу в следующей статье («Как повысить самооценку и уверенность в себе»).
sherbakova.com