Что такое конфликт в психологии определение: www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Конфликт (психология) | это… Что такое Конфликт (психология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Конфликт (значения).
Конфли́кт (от лат. conflictus) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами[1].
Содержание
|
История понятия
Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Классификация конфликтов
По действию на функционирование группы
- Конструктивные
- Деструктивные
По содержанию
- Реалистические
- Нереалистические
По характеру участников
- Внутриличностные
- Межличностные
- Между личностью и группой
- Межгрупповые
Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений. Выделяют следующие основные функциональныепоследствия конфликтов для организации:
- Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению.
- Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
- Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
- Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.
- Улучшаются отношения между людьми.
- Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.
Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:
- Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
- Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
- Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
- Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
- Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
- Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.
Реалистические конфликтывызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ. Нереалистические конфликтыимеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Конфликт между личностью и группойвозникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.
Межгрупповой конфликт — это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.
Причины конфликтов
Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.
- Распределение ресурсов. В любых организациях, даже самых крупных и богатых, ресурсы всегда ограничены. Необходимость их распределять практически всегда приводит к конфликтам, так как люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.
- Взаимозависимость задач.
- Различия в целях. Вероятность такой причины возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на расширении ассортимента продукции, ориентируясь на потребности рынка, а производственные подразделения заинтересованы в увеличении объёма выпуска существующей номенклатуры изделий, поскольку освоение новых видов связано с объективными трудностями.
- Различия в способах достижения целей. Очень часто руководители и непосредственные исполнители могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта.
- Неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная информация или отсутствие необходимой информации часто является не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта.
- Различие в психологических особенностях являются еще одной причиной возникновения конфликтов. Она отнюдь не главная и основная, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый человек обладает определенными личностными особенностями: темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Однако порой психологические различия участников совместной деятельности бывают столь велики, что мешают ее осуществлению и повышают вероятность возникновения всех типов конфликтов. В таком случае можно говорить о психологической несовместимости людей.
Некоторые специалисты-психологи считают, что существуют конфликтные типы личности.
Конфликтогенез
Конфликтогенез — это процесс возникновения и развития современных конфликтных форм общества, накладывающих отпечаток, а нередко прямо детерминирующих направленность и содержание эволюции в целом. Конфликтогенез представляет собой непрерывный диалектический процесс зарождения, развития и модернизации существующей социальной реальности через свое ядро – конфликт[2].
Управление конфликтами
Наличие многочисленных причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, но совсем не обязательно приводит к конфликтному взаимодействию. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Однако, вступив в конфликт, каждая из сторон, как правило, начинает делать все для того, чтобы была принята ее точка зрения, и мешает другой стороне делать то же самое. Поэтому в таких случаях необходимо управление конфликтами, чтобы сделать их последствия функциональными (конструктивными) и уменьшить количество дисфункциональных (деструктивных) последствий, что, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.
Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтами.
К структурным методам относят:
- Четкую формулировку требований, то есть разъяснение требований к результатам работы как каждого конкретного работника, так и подразделения в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил и выполнения работы.
- Использование координирующих механизмов, то есть строгое соблюдение принципа единоначалия, когда подчиненный знает, чьи требования он должен выполнять, а также создание специальных интеграционных служб, которые должны увязывать между собой цели различных подразделений.
- Установление общих целей и формирование общих ценностей, то есть информирование всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также о состоянии дел в различных подразделениях.
- Использование системы поощрений, которая основана на критериях эффективности работы, исключающая столкновение интересов различных подразделений и работников.
Стратегии управления конфликтами
Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:
Стратегии поведения участников конфликта
- Настойчивость (принуждение), когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.
- Уход (уклонение), когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.
- Приспособление (уступчивость), когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчиненными.
- Компромисс. Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.
Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.
- Сотрудничество, когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах — это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».
См. также
- Конфликтология
- Межнациональный конфликт
- Война
- Спор
- Конструктивное общение
- Психологическая совместимость
- Конфликтоген
- Разрешение конфликта
- Виктимность
- Антагонизм
- Теория игр
- Коллизия
- Единоборство
- Борьба
- Обида
Примечания
- ↑ Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск : БГУИР, 2008.
- ↑ Коростылева Н.Н. Мужчина и женщина. От конфликта к согласию: Исследование гендерного конфликтогенеза. М., 2005.
Ссылки
- Вдовина М. В. Межпоколенческие отношения: причины конфликтов в семье и возможные пути их разрешения // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 3 — Социология.
- Зубок Ю. А. Конфликты // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 179—182.
- Конфликт и его разновидности
- Луков Вал. А., Кириллина В. Н. Гендерный конфликт: система понятий // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 86—101.
- Книга «Искусство интеллектуального боя» – примеры разрешения конфликтов
- Типология конфликтов и эдипов конфликт
- Видеоурок «Алгоритм действий в ситуации конфликта» (лекция «Психология разрешения конфликта»)
- Новиков С. В. Психология конфликта
Конфликт | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
Конфликт – это состояние противостояния, разногласия или несовместимости между двумя или более людьми или группами людей, которое иногда характеризуется физическим насилием. Военный конфликт между государствами может представлять собой войну.
Содержание
- 1 Определения
- 2 Типы и режимы конфликтов
- 3 Процесс конфликта
- 4 примера
- 5 См. также
- 6 Внешние ссылки
Определения
В политическом плане «конфликт» относится к продолжающемуся состоянию враждебности между двумя группами людей.
Конфликт, как его преподают для выпускников и профессиональных специалистов по разрешению конфликтов, обычно имеет определение: «когда две или более стороны, с предполагаемыми несовместимыми целями, стремятся подорвать способность друг друга добиваться целей».
Не следует путать различие между наличием и отсутствием конфликта с различием между конкуренцией и сотрудничеством. В конкурентных ситуациях каждая из двух или более сторон имеет взаимно несовместимые цели, поэтому, когда одна из сторон пытается достичь своей цели, это подрывает попытки другой стороны достичь своей. Таким образом, конкурентные ситуации по своей природе вызывают конфликты. Однако конфликт может также возникать в ситуациях сотрудничества, когда две или более сторон преследуют согласованные цели, потому что способ, которым одна сторона пытается достичь своей цели, все же может подорвать другую.
Типы и способы конфликтов
Концептуальный конфликт может перерасти в словесный обмен и/или привести к драке.
Конфликт может существовать на различных уровнях анализа:
- Внутриличностный конфликт (например, в психодинамической теории)
- Ролевые конфликты
- Межличностный конфликт
- Семейный конфликт
- групповой конфликт
- Организационный конфликт
- Конфликт на рабочем месте
- Конфликт сообщества
- Социальный конфликт см. теорию социальных конфликтов
- Внутригосударственный конфликт (например: гражданские войны, избирательные кампании, геноцид)
- Международный конфликт — война
Конфликты на этих уровнях могут казаться «вложенными» в конфликты, находящиеся на более высоких уровнях анализа. Например, конфликт внутри рабочей группы может воспроизводить динамику более широкого конфликта в организации в целом. (См. статью Мари Дуган о вложенных конфликтах. Об этом также писал Джон Пол Ледерах.)
Теоретики утверждают, что стороны могут концептуализировать реакцию на конфликт в соответствии с двухмерной схемой; забота о собственных результатах и забота о результатах другой стороны. Эта схема приводит к следующим гипотезам:
- Высокая забота как о своих, так и о чужих результатах приводит к попыткам найти взаимовыгодные решения.
- Высокая забота о собственном исходе приводит только к попыткам «выиграть» конфликт.
- Высокая забота о результатах другой стороны приводит лишь к тому, что она позволяет другой стороне «выиграть» конфликт.
- Отсутствие заботы о результатах одной из сторон приводит к попыткам избежать конфликта.
В западном обществе специалисты-практики обычно предполагают, что попытки найти взаимовыгодные решения приводят к наиболее удовлетворительным результатам, но это может быть не так для многих азиатских обществ.
Некоторые теоретики выделяют последовательные фазы в развитии конфликтов.
Сторонники ненасилия разработали множество практик для решения социальных и политических конфликтов, не прибегая к насилию или принуждению.
Процесс разрешения конфликтов
- Предотвращение конфликтов
- Эскалация конфликта
- Деэскалация
- Анализ конфликтов
- Управление конфликтами
- Разрешение конфликта
- Трансформация конфликта
Примеры
Конфликт приближения-избегания является примером внутриличностного конфликта.
Вьетнамский конфликт принято считать войной.
Многие конфликты имеют якобы расовую или этническую природу. Сюда входят такие конфликты, как боснийско-хорватский конфликт (см. Косово), конфликт в Руанде и конфликт в Казахстане.
Классовый конфликт является важной темой многих марксистских взглядов.
Другой тип конфликта существует между правительствами и партизанскими группами или группами, ведущими асимметричную войну.
См. также
- Агрессивное поведение
- Конфликт подходов
- Конфликт приближения-избегания
- Аргументы
- Торг
- Запугивание
- Конкурс
- Континуум конфликтов
- Исследование разрешения конфликтов
- Теория конфликтов
- Контактная гипотеза
- Спор
- Эмоциональный конфликт
- Этическая дилемма
- Семейный конфликт
- Теория игр
- Семейный конфликт
- Беспорядки
- Конфликт ролей
- Социальный конфликт
- Социальное поражение
- Насилие
- Война
- Конфликт между работой и семьей
Внешние ссылки
- Дебаты Конфликты Открытая демократия Конфликты Дебаты. «Даже когда пушки молчат, идеи, стоящие за ними, угрожают. Необходимо срочно объяснить ведение войны и разрешение конфликтов, прояснить их причины и изучить творческие решения».
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Конфликт | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
Конфликт – это состояние противостояния, разногласия или несовместимости между двумя или более людьми или группами людей, которое иногда характеризуется физическим насилием. Военный конфликт между государствами может представлять собой войну.
Содержание
- 1 Определения
- 2 Типы и режимы конфликтов
- 3 Процесс конфликта
- 4 примера
- 5 См. также
- 6 Внешние ссылки
Определения
В политическом плане «конфликт» относится к продолжающемуся состоянию враждебности между двумя группами людей.
Конфликт, как преподается для выпускников и профессиональных работ по разрешению конфликтов, обычно имеет определение: «когда две или более стороны, с предполагаемыми несовместимыми целями, стремятся подорвать способность друг друга добиваться целей».
Не следует путать различие между наличием и отсутствием конфликта с различием между конкуренцией и сотрудничеством. В конкурентных ситуациях каждая из двух или более сторон имеет взаимно несовместимые цели, поэтому, когда одна из сторон пытается достичь своей цели, это подрывает попытки другой стороны достичь своей. Таким образом, конкурентные ситуации по своей природе вызывают конфликты. Однако конфликт может возникать и в ситуациях сотрудничества, когда две или более сторон преследуют согласованные цели, потому что способ, которым одна сторона пытается достичь своей цели, все равно может подорвать другую.
Типы и способы конфликтов
Концептуальный конфликт может перерасти в словесный обмен и/или привести к драке.
Конфликт может существовать на различных уровнях анализа:
- Внутриличностный конфликт (например, в психодинамической теории)
- Ролевые конфликты
- Межличностный конфликт
- Семейный конфликт
- групповой конфликт
- Организационный конфликт
- Конфликт на рабочем месте
- Конфликт сообщества
- Социальный конфликт см. теорию социальных конфликтов
- Внутригосударственный конфликт (например: гражданские войны, избирательные кампании, геноцид)
- Международный конфликт — война
Конфликты на этих уровнях могут казаться «вложенными» в конфликты, находящиеся на более высоких уровнях анализа. Например, конфликт внутри рабочей группы может воспроизводить динамику более широкого конфликта в организации в целом. (См. статью Мари Дуган о вложенных конфликтах. Об этом также писал Джон Пол Ледерах.)
Теоретики утверждают, что стороны могут концептуализировать реакцию на конфликт в соответствии с двухмерной схемой; забота о собственных результатах и забота о результатах другой стороны. Эта схема приводит к следующим гипотезам:
- Высокая забота как о своих, так и о чужих результатах приводит к попыткам найти взаимовыгодные решения.
- Высокая забота о собственном исходе приводит только к попыткам «выиграть» конфликт.
- Высокая забота о результатах другой стороны приводит лишь к тому, что она позволяет другой стороне «выиграть» конфликт.
- Отсутствие заботы о результатах одной из сторон приводит к попыткам избежать конфликта.
В западном обществе специалисты-практики обычно предполагают, что попытки найти взаимовыгодные решения приводят к наиболее удовлетворительным результатам, но это может быть не так для многих азиатских обществ.
Некоторые теоретики выделяют последовательные фазы в развитии конфликтов.
Сторонники ненасилия разработали множество практик для решения социальных и политических конфликтов, не прибегая к насилию или принуждению.
Процесс разрешения конфликтов
- Предотвращение конфликтов
- Эскалация конфликта
- Деэскалация
- Анализ конфликтов
- Управление конфликтами
- Разрешение конфликта
- Трансформация конфликта
Примеры
Конфликт приближения-избегания является примером внутриличностного конфликта.
Вьетнамский конфликт принято считать войной.
Многие конфликты имеют якобы расовую или этническую природу. Сюда входят такие конфликты, как боснийско-хорватский конфликт (см. Косово), конфликт в Руанде и конфликт в Казахстане.
Классовый конфликт является важной темой многих марксистских взглядов.
Другой тип конфликта существует между правительствами и партизанскими группами или группами, ведущими асимметричную войну.
См. также
- Агрессивное поведение
- Конфликт подходов
- Конфликт приближения-избегания
- Аргументы
- Торг
- Запугивание
- Конкурс
- Континуум конфликтов
- Исследование разрешения конфликтов
- Теория конфликтов
- Контактная гипотеза
- Спор
- Эмоциональный конфликт
- Этическая дилемма
- Семейный конфликт
- Теория игр
- Семейный конфликт
- Беспорядки
- Конфликт ролей
- Социальный конфликт
- Социальное поражение
- Насилие
- Война
- Конфликт между работой и семьей
Внешние ссылки
- Дебаты Конфликты Открытая демократия Конфликты Дебаты.