Недостаток внимания психология: Все и сразу. Что такое синдром дефицита внимания

Содержание

Все и сразу. Что такое синдром дефицита внимания

В России синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) существует как официальный диагноз только для детей. В США до 1970-х годов считалось, что с возрастом синдром дефицита внимания проходит сам собой, — но, по последним данным, примерно у 50% детей, страдающих от расстройства, симптомы заболевания продолжают проявляться и годы спустя (в итоге «взрослый» СДВГ признали 18 европейских стран).

Каковы признаки СДВГ? В этом расстройстве выделяют три типа.

  • Больше дефицита внимания. Человек с таким типом расстройства напоминает героя Маршака с улицы Бассейной: он рассеян и забывчив, ему сложно долго удерживать внимание на чем-либо, и он не слушает, что ему говорят. Такие люди довольно часто кажутся глупее, чем они есть — даже при высоком IQ им сложно как самоорганизоваться, так и следовать инструкциям. Они быстро устают от умственного труда, прокрастинируют и допускают глупые ошибки, потому что не могут сфокусироваться на деталях.
  • Больше гиперактивности. Это «человек-мотор»: ему физически трудно сохранять неподвижность и вести себя спокойно. Такие люди постоянно раскачиваются на стуле, болтают ногами и каждые минут 20 выбегают покурить, они отвлекают не только себя, но и окружающих. Переизбыток энергии также может вызывать раздражительность или мешать расслабиться.
  • Все сразу — есть симптомы из обеих категорий. В любом из вариантов проявления СДВГ касаются разных сфер деятельности и серьезно мешают жить — человек испытывает проблемы с концентрацией и в быту, и на работе, и, допустим, в очереди за билетами на концерт. Если вы часто расфокусированы, но это не мешает вам справляться с повседневными задачами (тут не имеются в виду задачи типа «прочитать всего «Улисса»», речь, скорее, о том, чтобы не забывать о важных деловых встречах, не терять каждый месяц в метро личные документы или быть способным подготовиться к сессии), стоит вспомнить поговорку психиатров: «Нет жалоб — нет диагноза».
    По разным оценкам, от расстройства страдают 7–10% детей и 4–6% взрослых в мире.

Удобный диагноз

CДВГ остается одним из самых странных и противоречивых психиатрических диагнозов — статья в Википедии об истории дискуссий вокруг расстройства читается как остросюжетный роман. Скорее всего, полемика была бы гораздо менее острой, если бы не специфика лечения: природа распорядилась так, что от синдрома дефицита внимания лучше всего помогают стимуляторы, такие как риталин и аддералл (производное от амфетамина). Помимо основных лечебных эффектов эти вещества дают такие интересные «побочки», как бодрость, повышенное настроение, избыток энергии и бешеная работоспособность. Все это не прошло мимо внимания обычного населения — веществами заинтересовались как матери семейств (серия про прием стимуляторов не по назначению есть даже в «Отчаянных домохозяйках»), так и студенты вузов «Лиги плюща», испытывающие огромные учебные нагрузки. В результате СДВГ оказался очень удобным диагнозом для ряда смелых граждан, решивших повысить личную эффективность с помощью химии, и вокруг диагноза до сих пор сохранился флер «ширмы для драгдилеров».

Тем не менее, по мнению многих уважаемых врачей, синдром дефицита внимания реально существует — его в том числе признает Всемирная организация здравоохранения. Кроме того, у него есть вполне заметные нейробиологические проявления — у людей с СДВГ более тонкая кора головного мозга, точнее тех ее отделов, которые отвечают за внимание и когнитивный контроль. Так что за неимением лучшего варианта диагнозом продолжают пользоваться.

Эволюционное преимущество

Второе направление споров вокруг СДВГ — считать ли его вообще расстройством, а не нормальной вариацией работы мозга? Американский психотерапевт и предприниматель Том Хартман создал теорию «охотника и фермера», по которой пациенты с СДВГ сохранили гены первобытных людей, отвечающие за полезное для охотников поведение — быструю реакцию, импульсивность, восприимчивость, умение быстро переключать внимание с одного объекта на другой и особенно способность к гиперфокусировке (погружение в решение одной задачи в ущерб всем остальным).

В общем, эти люди просто слегка ошиблись эпохой: они вполне могли бы быть чемпионами племени по выслеживанию добычи в лесу, но вместо этого вынуждены перебирать бумажки в офисе. Усидчивость, спокойствие и организованность теперь ценятся гораздо больше, чем спонтанность и умение быстро переключать внимание с одного на другое — хотя это во многом зависит от профессии.

Похожей позиции придерживается психиатр Дейл Арчер: СДВГ не надо лечить — стоит лишь слегка корректировать и использовать свои природные качества по назначению. «Из таких людей получаются отличные исследователи, бизнесмены, спортсмены и специалисты творческих профессий», — писал профессор в одной из своих книг. Подобные теории подкрепляются периодическими камингаутами со стороны успешных предпринимателей — в их числе, например, мультимиллиардер Ричард Брэнсон, создатель компании IKEA Ингвар Кампрад и основатель трех авиакомпаний (Morris Air, JetBlue Airways and Azul Brazilian Airlines) Дэвид Нилман. Ученые считают, что генетический фактор действительно играет большую роль в возникновении заболевания: как пишет Арчер, исследования близнецов показывают, что более чем в 70% случаев синдром, обнаруженный у одного, окажется и у другого. А если ребенку поставили такой диагноз, вероятность того, что синдром дефицита внимания есть у одного из родителей, составляет 15–40%.

Как взрослому жить с СДВГ в России

Как я уже говорила, человеку, вышедшему из пубертата, в нашей стране такого диагноза не ставят. Те, кто подозревает у себя это заболевание, чисто для себя могут пройти маленький тест, разработанный психиатрами при содействии Всемирной организации здравоохранения. В нем всего шесть вопросов:

  1. Как часто после выполнения наиболее сложной части задания у вас возникают проблемы с доработкой деталей?
  2. Как часто вам бывает сложно разложить все по полочкам, когда вам дают задание, требующее организованности?
  3. Как часто вы забываете о назначенных встречах или взятых на себя обязательствах?
  4. Когда вам дают задание, требующее большого умственного напряжения, как часто вы стараетесь отсрочить его выполнение или вовсе уклониться от этого поручения?
  5. Как часто вы ерзаете или двигаете руками или ногами, когда вам приходится сидеть на месте продолжительное время?
  6. Как часто вы чувствуете себя слишком активным и непоседливым, как будто у вас внутри мотор?

На каждый вопрос предлагается выбрать один из пяти вариантов ответов: 1) очень редко; 2) редко; 3)иногда; 4) часто; 5) очень часто. За каждый ответ от «иногда» до «очень часто» в первых трех вопросах и за «часто» или «очень часто» в остальных ставьте себе по одному баллу. Если вы набрали четыре и больше баллов, похоже на то, что у вас и правда синдром дефицита внимания. Впрочем, этот тест не заменяет обследования у психиатра.

Риталин и аддералл в России запрещены, поэтому вариантов медикаментозного лечения в любом случае оставалось бы не так много: в основном используется препарат под названием «Страттера», который психостимулятором не является, и ноотропы (забавная симметрия — любимый многими в России фенотропил в Америке считается таким же незаконным, как у нас риталин). Но, к счастью, во многих случаях можно добиться улучшения и без медикаментов — как и с другими расстройствами, вроде депрессии и БАР, тут эффективна когнитивно-поведенческая терапия. Кому-то помогает самолечение кофеином — что теоретически логично, поскольку он действует примерно похожим образом, что и стимуляторы, только мягче. Правда, клинически его эффект так и не доказан — ученые получают противоречивые результаты.

Зато доказан хороший эффект от регулярной физической нагрузки — она повышает способности к концентрации и планированию.

Наконец, существует множество методик самоорганизации и повышения эффективности. Можно воспользоваться готовым алгоритмом вроде Getting Things Done Дэвида Аллена или настроить свою систему напоминалок, органайзеров и календарей. И попробовать использовать позитивные стороны своей нейробиологической особенности — любопытство, многозадачность и способность быстро обрабатывать информацию.

Почему недостаток внимания от родителей может сломать ребенку жизнь? Объясняет Людмила Петрановская

Как влияет отсутствие привязанности

Пока все хорошо, программа привязанности в тени, ребенок поворачивается к родителю спиной, а лицом – к миру, который он изучает и осваивает. Если же что-то пошло не так, он находится в стрессе, то обращается к взрослому за помощью или утешением. Если у ребенка есть основания сомневаться в том, что он может получить поддержку в любой момент, то у него прекращается познавательная активность, а все психологические силы уходят на попытки восстановить привязанность со своим взрослым. Он начинает ныть, требовать внимания, делать что-то, что в его представлении может помочь.

Ситуация, когда родители в постоянном конфликте или плохом состоянии, тоже заставляет его тревожиться и отвлекает от познания. Любые проявления недовольства и разочарования вызывают панику, которая останавливает всю остальную психическую деятельность до момента, пока не будет восстановлена связь.

Проводились эксперименты, во время которых весь день матери с ребенком снимался на видео: они показали, что для установления нормальной привязанности достаточно откликаться на потребности в 50 % случаев. У детей большой запас прочности на непредвиденные обстоятельства: понятно, что никакая мама не может реагировать на все просьбы, и психика к этому приспособлена.


Для установления нормальной привязанности достаточно откликаться на потребности в 50 % случаев

Если же на его потребности отвечают реже, чем в половине случаев, то у него либо развивается тревожная привязанность и он требует внимание больше и активнее, либо изолируется и закрывается. Адаптивность психики маленького человека имеет теневую сторону: с одной стороны, хорошо, потому что он может выживать в любых условиях, с другой, он начинает воспринимать любые ужасы в порядке нормы: у него нет жизненного опыта, критичности и эталона. Он все равно испытывает чувство любви, независимо от того, удачно или неудачно родитель исполняет свою роль. Дети выбирают стратегии, которые закрепляются, и на них в дальнейшем базируется их представление о близких отношениях. Формируется то, что Боулби назвал «рабочей моделью привязанности» — это совокупность ожиданий и прогнозов от связей с людьми. Если человек запомнил, что просто так ничего не получишь и нужно все время ревниво требовать внимание, то также он будет вести себя и в других отношениях.

Это не значит, что модель нельзя поменять: на нее влияют друзья, знакомые, возлюбленные, психотерапевты. Но все же часто люди приходят со своими моделями в брак, и либо ревнуют, выносят мозг, срываются, либо молчат и прячутся. Если два эти типа соединяются, то ничего хорошего не получается: один все больше требует, а другой – закрывается.

Проходит года два-три, и любящая пара разводится. То же самое может быть в отношениях с друзьями, работой, увлечениями.  

Синдром дефицита внимания: Причины, симптомы, диагностика и лечение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка. Первые симптомы начинают беспокоить с трех лет: малыш не может усидеть на месте и всячески пытается привлечь к себе внимание нарочитым непослушанием.

Многие родители не считают необходимостью бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается серьезными проблемами у школьника: неумением концентрировать внимание, неуспеваемостью, частой критикой со стороны учителей и друзей, социальной изоляцией, нервными срывами.

Гиперактивность является дисфункцией центральной нервной системы. Если ее не лечить в детстве, расстройство может сильно повлиять на качество жизни взрослого человека. Потому стоит обратиться за консультацией к специалисту и провести комплексную корректирующую терапию, если подозреваете у ребенка СДВГ.

Причины развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности 

Развитие СДВГ скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся: генетическая предрасположенность; патологическое влияние.

Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного. Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т. е. заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки). Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка приводят заботливых родителей к лечебному заведению, где выясняется, что предрасположенность к заболеванию у малыша связана именно с генами. После обследования родителей часто становится понятным, откуда возник этот синдром у ребёнка, так как в 50% случаев это именно так. На сегодня известно, что учёные работают над выделением генов, которые и отвечают за эту предрасположенность. Среди этих генов важная роль уделяется участкам ДНК, которые осуществляют контроль регулирования уровня дофамина. Дофамин же является основным веществом, отвечающим за правильность работы ЦНС. Нарушение регулирования дофамина по причине генетической предрасположенности приводит к заболеванию синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Патологическое влияние занимает немалое значение в ответе на вопрос о причинах проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Патологическими факторами могут послужить: отрицательное влияние наркотических веществ; влияние табачных и алкогольных изделий; преждевременные или затяжные роды; угрозы прерывания. Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом. Велика вероятность наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка, родившегося на 7–8 месяце беременности, т. е. недоношенного.

Симптомы

Синдром дефицита внимания выражается прежде всего в гиперактивности и невнимательности ребенка. Это основные симптомы расстройства.

Признаки гиперактивности:

  • Постоянное чувство внутреннего беспокойства заставляет ребенка ерзать на стуле, дергать ногами, размахивать руками или что-то теребить.
  • Чувство тревоги усиливается, когда взрослые принуждают вести себя тихо и спокойно. Это вызывает обратную реакцию: на просьбу не шуметь дети отвечают бурным смехом, топаньем или вскакиванием с места.
  • Гиперактивность выражается в импульсивном поведении. Например, ребенок выкрикивает ответ на уроке, прежде, чем учитель озвучит вопрос до конца. Или может вступить в драку из-за того, что не в состоянии дождаться своей очереди в игровых соревнованиях.
  • Невнимательность, свойственная синдрому гиперактивности, выражается следующим образом:
  • Любое задание утомляет очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Обычно дети способны удерживать внимание на том, что им действительно интересно. Но у ребенка с СДВГ скука и рассеянный взгляд появляется в любом занятии, даже в том, которым он первые минуты «загорелся».
  • Проблемы с сосредоточенностью развивают рассеянность. Садясь за домашнее задание по языку, ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу.
  • Отмечается очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.

Диагностика

Синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется методом опросника, наблюдения за поведением ребенка и обследованием головного мозга с помощью МРТ.

Задавая вопросы родителям, врач-специалист составляет клиническую картину, дифференцируя симптомы нормального поведения от действительных отклонений, чтобы точно определить, идет ли речь о СДВГ или обычном переходном возрасте.

Сканирование лобной части головного мозга служит как для исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей, так и для подтверждения диагноза.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Лучшим вариантом лечения СДВГ является комплексный — психологическая коррекция в сочетании с лекарственными препаратами.

От действия мам и пап зависит очень многое. Не стоит постоянно ругать малыша за неверные действия и неадекватное поведение. Гораздо полезнее предложить свою помощь в уборке вещей или подготовке к школе, похвалить за проявленное усердие и преодоление трудностей. Очень важно подчеркивать каждое достижение, пусть небольшое, и дарить ребенку уверенность в собственных возможностях.

Хвалите ребенка по любому доступному поводу — помыл за собой чашку, убрал игрушки, аккуратно написал в тетрадке или помог маме накрыть на стол. Не скупитесь на слова поддержки даже в случае неудачи, ведь и взрослые довольно часто совершают ошибки и мелкие проступки.

Снять раздражение или недовольство способны спокойная музыка, настольные игры, теплая ванна.

Составленный вместе распорядок дня поможет ребенку обрести спокойствие и уверенность, ему важно понимать свои обязанности и их очередность. Полезно приучать школьника к составлению списка предстоящих дел, учитывая их важность. Для того, чтобы не откладывать на потом начатое занятие, тоже потребуется ненавязчивая помощь родителей.

Общение — важная составляющая нормальных отношений в семье и нормализации поведения ребенка.

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания непросто, однако не стоит забывать, что этот диагноз — не приговор. Это всего лишь болезнь, которая поддается лечению.

10 последствий нехватки родительского внимания

Если взрослые не обращают внимания на чувства и потребности детей, они неосознанно транслируют беззвучные, невидимые установки, которые во многом определяют самооценку и представления человека о себе во взрослом возрасте.

Детские установки не дают сделать выбор, который будет для нас оптимальным. Мы влюбляемся, создаем отношения, но не можем быть счастливыми в этих отношениях. Мы растим детей, но нам это в тягость.

Мы способны уменьшить влияние детских установок на свою жизнь. Надо лишь обнаружить в себе установки, возникшие из-за недостатка внимания родителей, и не позволять им и дальше мешать нашему развитию. Вот эти установки:

1. Плохо быть слишком веселым или слишком грустным. В детстве мы испытывали сильные чувства, как и все дети. И в то время нам нужен был человек, который научил бы понимать эмоции и управлять ими. Но вместо этого нам просто давали понять, что нужно быть сдержаннее. И мы научились сдерживать эмоции.

2. Демонстрировать чувства — значит проявлять слабость. В детстве переживания были искренними. Мы злились, если нас обижали. И любящие родители должны были нас утешать, чтобы со временем мы научились справляться с переживаниями самостоятельно. Но нам внушили, что чувства — это слабость. И мы научились осуждать себя за проявление чувств.

3. Мои потребности и желания не имеют значения. В детстве у нас были потребности, как у всех детей. Мы знали, что важно, что хорошо, что плохо. Нам только было нужно, чтобы кто-то расспросил о наших желаниях и потребностях. Но никто не обращал на них внимания, и мы решили, что это неважно.

4. Рассказывать о проблемах — просто зря напрягать людей. Мы росли, и у нас были трудности в общении в школе, дома с братьями и сестрами, с друзьями. И нам важно было знать, что мы можем рассказать о проблемах родителям. Но им было не до наших проблем, с тех пор мы держим их при себе.

Одна из главных причин разводов –– недостаток внимания – Коммерсантъ FM – Коммерсантъ

Американцы выяснили, почему люди разводятся. В течение 25 лет психологи из Университета при Мичиганском институте социальных исследований наблюдали за супружескими парами. За это время 46% из них развелись. Подробности –– у Светланы Беловой.

Главный совет, который дают разведенные супруги: не ищите виновных в крахе семьи. Важно понять, что виноваты оба человека, и не сваливать ответственность на одного. Это в идеале, а на практике 80% женщин обвинили в разводе своих мужей. И только 4% респонденток винят себя. Мужчины оказались более самокритичными. Всю ответственность за развод готовы взять на себя 16% мужей. Побывавшие в браке американцы дают важный совет: разговаривайте друг с другом. Причем, на темы, отвлеченные от работы и семейных отношений. Следует взять за правило –– ежедневно выделять на диалоги как минимум 10 минут. Конфликтолог Тахир Базаров назвал идеальную тему для беседы.

«Трудно формально к этому подойти и эти десять минут говорить о ситуации на нефтяном рынке или о том, что происходит в Зимбабве. Для наших людей это, скорее, спонтанная реакция. Я бы нашим людям советовал эту спонтанность сохранить. Самая главная перспективная тема –– воспитание детей. Они отрабатывают навыки активного слушания», –– посоветовал он.

Одна из главных причин разводов –– недостаток внимания. Выстраивая новые отношения, предупреждают опытные супруги, не забывайте говорить друг другу о чувствах. Даже пара комплиментов и поцелуев в день резко повышают настроение партнера и снижают риск конфликта. Доказано, семьи, которые забывают говорить о любви, разводятся в два раза чаще, чем пары сентиментальные. Причина номер один, которую называют разведенные американцы –– деньги. Каждый второй опрошенный признался, что супружеская жизнь была омрачена дележом доходов. О деньгах нужно говорить чаще, а не только когда приходят счета. Вопросы личной собственности в паре действительно разбили не одну семью, признает руководитель «Психологического центра на Волхонке» Анна Карташова, приводя пример из собственной практики.

«Когда один человек совершенно спокойно берет деньги у другого, потому что считает, что это общее, а другой на это очень остро реагирует, потому что считает, что это его, люди ссорятся, причем, абсолютно на пустом месте, не понимая, о чем они спорят. О том, что на самом деле это вопрос собственности, то есть про деньги, люди не догадываются, не обсуждают это. И в результате отношения могут разрушиться», –– пояснила она.

Для успешного построения новой семью следует установить жестовое табу на прошлое. Нужно освободиться от гнева и обиды на своего бывшего супруга, его родителей и друзей. По мнению американских исследователей, эти советы гарантируют успех попытки номер два. Главное — пережить самый острый период. По статистике, большая часть разводов второго брака происходит в первые пять лет супружества, а после риск заметно снижается.


Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей

Что такое синдром дефицита внимания у детей?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это заболевание, связанное с нарушением развития нервной системы ребенка. Чаще всего заболевание проявляется в возрасте семи лет или с началом регулярного обучения (в школе или подготовительной группе). СДВГ характеризуется невнимательностью и высокой отвлекаемостью ребенка практически на любых занятиях, избыточной двигательной активностью, импульсивным поведением, проблемами в социальном общении.

СДВГ является одним из наиболее распространенных хронических заболеваний у детей. Различают формы с преобладанием гиперактивности, с преобладанием невнимательности и импульсивности, либо сочетанные.

СДВГ является медицинским диагнозом, который может поставить врач-невролог или психиатр после подробного осмотра ребенка, анкетирования и консультации родителей. Синдром изучается учеными уже более двадцати лет и, по данным исследований, от 4 до 12% детей школьного возраста страдают СДВГ. Заболевание является наиболее частой причиной школьной неуспеваемости и трудностей в общении. И если ко взрослому возрасту человек все-таки научается сдерживать свою избыточную активность, то рассеянность, импульсивность и трудности с концентрацией внимания без своевременной терапии остаются у пациента навсегда и могут существенно влиять на его жизнедеятельность.

Причины возникновения СДВГ у детей

Пациентов с СДВГ часто обвиняют в отсутствии дисциплины, хотя причинами такого поведения являются не особенности характера, а нарушение развития нервной системы. Изучение развития мозга ребенка позволяет связывать появление таких нарушений с относительно негрубыми и трудно локализуемыми отклонениями в развитии центральной нервной системы на самых ранних этапах развития.

По современным данным, причинами нарушений внимания и контроля своего поведения у детей, сталкивающихся с проблемами невнимательности и синдромом гиперактивности, являются отставание или искажение развития управляющих функций мозга. Известно, что большую, но не единственную роль в возникновении СДВГ играет наследственность. К развитию синдрома может также приводить сочетание таких факторов, как повреждение головного мозга, неблагополучная окружающая среда, неадекватный стиль воспитания. Доказано, что изменение социально-бытовых условий меняет поведение ребенка.

Симптомы и диагностика

Симптомы этого заболевания включают сложности с концентрацией внимания, неусидчивость, импульсивность, чрезмерную двигательную активность, трудности организации и контроля за поведением. Это приводит к проблемам в учебе, в общении со сверстниками и родителями. При отсутствии своевременного лечения даже во взрослом возрасте наблюдается выраженная социально-психологическая дезадаптация.

Способы лечения СДВГ у детей в клинике EMC

Лечение СДВГ всегда требует комплексного подхода. В клиниках EMC в Москве опытные врачи проводят диагностику и лечение синдрома дефицита внимания у детей, используя наиболее эффективный комплекс диагностических и терапевтических методик:

  • Нейропсихологическая реабилитация — занятия со специалистом-нейропсихологом, в ходе которых ребенок выполняет специальный комплекс двигательных и умственных упражнений, направленных на коррекцию и тренировку отдельных психических операций и способностей, формирование навыков самоконтроля.
  • Психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, включающая консультации психотерапевта, тренинги эффективной детско-родительской коммуникации, развитие навыков социального взаимодействия.
  • Фармакотерапия – индивидуально подбираемый курс лечения современными препаратами с доказанной эффективностью.
  • Биологическая обратная связь (БОС) – наиболее современный высокотехнологический метод лечения, обеспечивающий тренировку возможностей саморегуляции ребенком своих состояний с помощью компьютерных игровых заданий, выполняя которые он учится контролировать различные показатели работы мозга, регистрируемые специальной аппаратурой.

БОС применяется врачами для тренировки способностей человека к регуляции своего физиологического и психоэмоционального состояния. С помощью специальных сенсоров компьютер регистрирует постоянно изменяющиеся данные – частоту сердечных сокращений и дыхания, температуру тела или ритмическую активность мозга. Эти данные пациент наблюдает в реальном времени в виде понятных зрительных или слуховых стимулов. Процесс БОС-терапии представляет собой постепенное обучение навыкам самостоятельного осознанного управления функциями своего организма. Для этого в клиниках EMC пациенту предлагаются необычные компьютерные игры, в которые он может играть с помощью только ритмов своего организма (и это действительно может каждый!).

Тактика лечения СДВГ в EMC предполагает, что фармакотерапия назначается неврологом только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Медикаментозное лечение сводится к минимуму, а ключевую роль отводят психотерапевтической помощи и обучению ребенка механизмам самоконтроля.

В клиниках EMC в Москве ведут прием опытные врачи с многолетним стажем работы. В Детской клинике EMC ведут прием врачи всех необходимых специальностей для постановки правильного диагноза и проведения эффективного лечения. 

Синдром дефицита внимания как социально-психологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ КАК

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Ефимова Н. Д.

Ефимова Наталия Дмитриевна — студент, факультет педагогики и социальной работы, Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Аннотация: в статье представлен анализ социальной проблемы — синдром дефицита внимания у детей. Рассмотрены 3 группы симптомов синдрома дефицита внимания и его основные признаки.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания, дети, расстройство в детском возрасте, гиперактивность, дефицит внимания.

Одна из острых социальных проблем современного общества — это рост психоневрологических расстройств в детском возрасте, решение которой приобретает особую значимость. Самой распространенной формой этого расстройства является синдром дефицита внимания у детей. Синдром дефицита внимания у детей является актуальной социальной, психологической и педагогической проблемой.

В последние годы число детей с этим заболеванием катастрофически растет. Современные интенсивные формы обучения детей, рост физических и психических перегрузок, ухудшение социально-экономического состояния населения, усиление внутрисемейной напряжённости, распространение асоциальных тенденций в обществе — все это способствует нарастанию нервно-психических отклонений и нарушений поведения у детей.

За последние 15 лет большое количество исследований посвящено изучению этиологии, патогенеза, диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания. Однако, несмотря на значительное количество публикаций по данной тематике, актуальность исследования данного синдрома в настоящее время только возрастает.

Характер данного синдрома и те ограничения, которые он обусловливает, если отсутствует должное понимание, поддержка и компетентная помощь в младшем школьном возрасте, может в дальнейшем содействовать развитию у ребенка негативной самооценки, нарушать социальную адаптацию, вызывать серьезные вторичные проблемы, такие как: плохая успеваемость, быстрая утомляемость, сложности с адаптацией в детском коллективе, склонность к физической и словесной агрессии и другие.

Синдром дефицита внимания (СДВ) — одно из распространенных психоневрологических расстройств в детском возрасте. Его распространенность колеблется от 7 до 15%, чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (в среднем соотношение — 3:1).

Синдром представляет собой сложную многогранную проблему. Поскольку заболевание имеет в своей основе биологические механизмы, оно проявляется в нарушениях когнитивной, эмоциональной и волевой сфер ребенка. СДВ может встречаться как в изолированном виде, так и в сочетании с другими эмоциональными и поведенческими нарушениями, оказывая негативное влияние на обучение и социальную адаптацию [5, с.64].

Впервые это заболевание было описано в 1902 году. Первоначально считалось, что в его основе лежат микроповреждения структуры головного мозга. Поэтому назвали его ММП — минимальные мозговые повреждения. Потом, по мере развития и совершенствования методов обследования, было показано, что повреждений головного мозга даже на микроуровне при этом синдроме нет. И его переименовали в ММД — минимальные мозговые дисфункции.

В 1980 году синдром получил свое современное название -синдром дефицита внимания (СДВ). Оно связано с ключевыми симптомами. СДВ определяется как хроническое расстройство поведения в детском возрасте, для которого характерно три группы симптомов [3, с.95].

Первая группа симптомов связана с гиперактивностью. Такие дети постоянно находятся в движении. Причем это

движение часто выглядит нецеленаправленным, хаотическим: они бегают, крутятся.

Вторая группа симптомов — это дефицит внимания. У таких детей наблюдаются большие трудности с удержанием произвольного внимания: оно у них скачущее. Малейший шум — хлопнула дверь, мяукнула кошка, кто-то что-то сказал в соседней комнате, они мгновенно отвлекаются и не могут удержать внимание.

Третья группа симптомов — это импульсивность. У таких детей нет степенности, последовательности, предсказуемости: они не могут сначала подумать, а потом сделать. Они поступают обычно наоборот.

К основным признакам синдрома дефицита внимания у детей относят:

1. Суетливость, неусидчивость.

2. Нескоординированность и хаотичность движений.

3. Неуклюжесть.

4. Импульсивность, неспособность оценивать последствия своих

поступков.

5. Неумение сосредоточиться на одном виде деятельности.

6. Нежелание подчиняться правилам.

7. Вспыльчивость и агрессия.

8. Заниженная самооценка.

9. Упрямство.

Наиболее ярко данные показатели проявляются у детей младшего школьного возраста. Проблема в том, что именно в этот период происходит важное изменение — переход к учебной деятельности как к ведущей.

У школьников с синдромом дефицита внимания, в ходе социально-педагогического сопровождения формируется внутренняя готовность к учебной деятельности и обучению на базе развития коммуникативных навыков, совершенствовании психомоторных функций в соответствии с их возрастными и индивидуально-психологическими особенностями [4, с.18].

У любой проблемы есть свои причины. Синдром дефицита внимания в этом плане не является исключением. Есть несколько факторов, которые могут привести к излишней возбудимости нервной системы. То есть ребенок себя ведет так совсем не из вредности, не потому, что хочет привлечь к себе внимание или узнать, насколько глубока чаша родительского терпения. Просто он в силу своей природы не может реагировать более спокойно на внешние раздражители. Знание причин дефицита внимания — это первый шаг к пониманию и принятию ребенка, важная ступенька на пути к родительскому спокойствию [8].

Таким образом, синдром дефицита внимания у детей является острой социально-психологической проблемой, которую следует решать при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, родителей, детей, педагогов, психологов.

Список литературы

1. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития / Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М., М.: Академия, 2014. 160 с.

2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.: Книголюб, 2013. 64 с.

3. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 2013. № 3. С. 95.

4. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи / Баранов А.А., Белоусов Ю.Б., Бочков Н.П. и др., М.: Программа «Внимание», 2007. 64 с.

5. Баулина М.Е. Актуальные проблемы диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Практическая психология, 2013. № 1 (66). С. 150-152.

6. Белоусова Е.Д., Никифорова М.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2010. № 3. С. 39-42.

7. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров А.М. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Норинт, 1997. 1456 с.

8. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. 96 с.

Истерическое расстройство личности | Психология сегодня

Личность отражает глубоко укоренившиеся модели поведения и то, как люди воспринимают себя и свой мир, относятся к ним и думают о них. Черты личности являются заметными чертами личности и не обязательно являются патологическими, хотя определенные стили личности могут вызывать межличностные проблемы.

Расстройства личности обозначают жесткие, негибкие и дезадаптивные модели мышления и поведения, ведущие к нарушению функционирования и / или значительному внутреннему стрессу. Большинство расстройств личности возникают в подростковом или раннем взрослом возрасте, остаются стабильными с течением времени и приводят к значительным внутренним потрясениям или нарушениям.

Лица с театральным расстройством личности проявляют чрезмерную эмоциональность — склонность относиться к вещам эмоционально — и ищут внимания. Люди с этим расстройством чувствуют себя некомфортно или чувствуют себя недооцененными, когда они не в центре внимания. Типичное поведение может включать постоянный поиск одобрения или внимания, самодраматизацию и театральность.Люди с театральным расстройством личности могут действовать эгоистично или сексуально соблазнительно в неподходящих ситуациях, включая социальные, профессиональные и профессиональные отношения, выходящие за рамки того, что соответствует социальному контексту. Они могут быть живыми и драматичными и поначалу очаровывать новых знакомых своим энтузиазмом, кажущейся открытостью или кокетливостью. Однако они могут также смущать друзей и знакомых чрезмерным публичным проявлением эмоций, например, страстным принятием случайных знакомых, неконтролируемым рыданием из-за незначительных неудач или приступами гнева.

Людям с театральным расстройством личности отводится роль «партийной жизни». Их интересы и беседа будут сосредоточены на себе. Они используют свой внешний вид, чтобы привлечь к себе внимание. Они склонны полагать, что отношения более близкие, чем они есть на самом деле. Их эмоциональное выражение может быть поверхностным и быстро меняющимся. Их манера речи чрезмерно импрессионистическая и лишена деталей. Они могут хорошо справляться с работой, которая ценится и требует воображения и творчества, но, вероятно, будут испытывать трудности с задачами, требующими логического или аналитического мышления.

По данным Национального эпидемиологического исследования по алкоголю и связанным с ним состояниям 2001–2002 годов, распространенность истерического расстройства личности составляет 1,84 процента.

Привлечение внимания как симптом психологического стресса — мосты к выздоровлению

Иногда, однако, наша естественная склонность к поиску внимания смещается с места здорового общения и заботы о себе на симптом серьезного психологического расстройства. В этих случаях поиск внимания может принимать форму громкого, драматичного или несоответствующего поведения, эксгибиционизма, преувеличения поведения и эмоций, сексуальных провокаций или распущенности, а также участия в вопиющих саморазрушительных действиях, таких как злоупотребление психоактивными веществами или даже самоповреждение. . Слишком часто дезадаптивное поведение, направленное на привлечение внимания, игнорируется как недостатки характера, драматическая личность или манипуляция. Однако такое поведение обычно возникает как реакция на глубоко болезненную травму или психологическое расстройство и отражает отчаянную попытку справиться с подавляющим эмоциональным потрясением.Вместо того, чтобы преуменьшать, преуменьшать или приписывать злонамеренные намерения этим действиям, жизненно важно, чтобы мы искали смысл и понимание, чтобы помочь тому, кто кричит от боли.

Чрезмерное или дезадаптивное стремление к вниманию является центральным компонентом при диагностике некоторых психических расстройств, особенно истерического расстройства личности и пограничного расстройства личности. Однако люди со всеми типами психических заболеваний и травмами в анамнезе могут демонстрировать поведение, которое можно определить как стремление к вниманию, обусловленное множеством сложных причин.Гиперсексуальность, например, может быть признаком того, что кто-то переживает маниакальный эпизод в контексте биполярного расстройства или действует как результат сексуального насилия в прошлом. Преувеличенные рассказы о медицинских недугах могут указывать на искусственное расстройство, которое заставляет человека искать любви, признания и привязанности через выдуманные болезни. Самоповреждение, нанесенное в глубине депрессии, может быть очень реальным и мощным механизмом выживания, но оно также может быть способом создания физических доказательств сокрушительного отчаяния и надежды на то, что кто-то распознает их боль.В других случаях стремление к вниманию — это «реакция мозга на травму раннего развития, вызванную пренебрежением», заставляющую людей с формирующим опытом эмоционального и физического пренебрежения постоянно искать заботу и безопасность, в которой им было отказано в детстве. Поскольку диагноз не может быть поставлен по одному симптому, ясность диагностики может быть достигнута только после тщательной оценки опытным психиатром.

Истерическое расстройство личности; Причины, симптомы и лечение

Обзор

Что такое истерическое расстройство личности?

Истерическое расстройство личности относится к группе состояний, называемых драматическими расстройствами личности.Люди с этими расстройствами имеют сильные, нестабильные эмоции и искаженные представления о себе. У людей с театральным расстройством личности их самооценка зависит от одобрения окружающих и не возникает из истинного чувства собственного достоинства. У них непреодолимое желание, чтобы их заметили, и они часто ведут себя резко или ненадлежащим образом, чтобы привлечь внимание. Слово театральное означает «драматический или театральный».

Это заболевание чаще встречается у женщин, чем у мужчин, и обычно проявляется в раннем взрослом возрасте.

Симптомы и причины

Что вызывает истерическое расстройство личности?

Точная причина истерического расстройства личности неизвестна, но многие специалисты в области психического здоровья считают, что в его развитии играют роль как усвоенные, так и унаследованные факторы. Например, склонность к истерическому расстройству личности передаваться в семье предполагает, что генетическая предрасположенность к этому расстройству может передаваться по наследству. Однако ребенок одного из родителей с этим расстройством может просто повторять выученное поведение.Другие факторы окружающей среды, которые могут быть задействованы, включают отсутствие критики или наказания в детстве, положительное подкрепление, которое дается только тогда, когда ребенок выполняет определенные одобренные действия, и непредсказуемое внимание, уделяемое ребенку его или ее родителем (-ами), все ведущие к путанице в отношении того, какие типы поведения заслуживают одобрения родителей.

Каковы симптомы истерического расстройства личности?

Во многих случаях люди с театральным расстройством личности обладают хорошими социальными навыками; однако они склонны использовать эти навыки, чтобы манипулировать другими, чтобы они могли быть в центре внимания.

Человек с этим заболеванием может также:

  • Будьте неудобны, если он или она не находится в центре внимания
  • Одеваться вызывающе и / или проявлять неуместно соблазнительное или кокетливое поведение
  • Быстро меняйте эмоции
  • Действуйте очень драматично — как будто выступая перед аудиторией — с преувеличенными эмоциями и выражениями лиц, но, кажется, не хватает искренности.
  • Чрезмерно заботиться о внешнем виде
  • Постоянно искать подтверждения или одобрения
  • Быть легковерным и легко поддаваться влиянию окружающих
  • Будьте чрезмерно чувствительны к критике или неодобрению
  • Не терпят разочарования и легко устают от рутины, часто начинают проекты, не завершая их, или переходят с одного мероприятия на другое
  • Не думай, прежде чем действовать
  • Принимать необдуманные решения
  • Быть эгоистичным и редко проявлять заботу о других
  • Имеют трудности с поддержанием отношений, часто кажутся фальшивыми или поверхностными в отношениях с другими людьми
  • Угрожать или пытаться покончить жизнь самоубийством, чтобы привлечь внимание

Диагностика и тесты

Как диагностируется истерическое расстройство личности?

Если симптомы присутствуют, врач начнет обследование с составления полной истории болезни и физического осмотра. Хотя лабораторных тестов для диагностики расстройств личности не существует, врач может использовать различные диагностические тесты, чтобы исключить физическое заболевание как причину симптомов.

Если врач не находит физических причин для появления симптомов, он или она может направить человека к психиатру или психологу, медицинским работникам, специально обученным диагностировать и лечить психические заболевания. Психиатры и психологи используют специально разработанные инструменты интервью и оценки, чтобы оценить человека на предмет расстройства личности.

Ведение и лечение

Как лечится истерическое расстройство личности?

В целом люди с истерическим расстройством личности не верят, что им нужна терапия. Они также склонны преувеличивать свои чувства и не любить рутину, что затрудняет соблюдение плана лечения. Однако они могут обратиться за помощью, если депрессия — возможно, связанная с потерей или неудачными отношениями — или другая проблема, вызванная их мышлением и поведением, вызывает у них страдание.

Психотерапия (тип консультирования) обычно является методом выбора при истерическом расстройстве личности. Цель лечения — помочь человеку раскрыть мотивацию и страхи, связанные с его или ее мыслями и поведением, и помочь человеку научиться относиться к другим более позитивно.

Лекарства можно использовать для лечения тревожных симптомов, таких как депрессия и тревога, которые могут сочетаться с этим расстройством.

Каковы осложнения истерического расстройства личности?

Истерическое расстройство личности может влиять на социальные или романтические отношения человека, а также на то, как человек реагирует на потери или неудачи.Люди с этим расстройством также подвержены более высокому риску депрессии, чем население в целом.

Профилактика

Можно ли предотвратить театральное расстройство личности?

Хотя профилактика расстройства может оказаться невозможной, лечение может позволить человеку, склонному к этому расстройству, научиться более продуктивным способам решения ситуаций.

Перспективы / Прогноз

Каковы перспективы людей с театральным расстройством личности?

Многие люди с этим расстройством могут нормально функционировать в обществе и на работе.Однако люди с тяжелыми случаями могут испытывать серьезные проблемы в повседневной жизни.

Истерическое расстройство личности: симптомы, причины, лечение

Истерическое расстройство личности — это одно из группы состояний, называемых «кластером B» или «драматическими» расстройствами личности. Люди с этими расстройствами имеют сильные, нестабильные эмоции и искаженные представления о себе. У людей с театральным расстройством личности их самооценка зависит от одобрения окружающих и не возникает из истинного чувства собственного достоинства.У них непреодолимое желание, чтобы их заметили, и они часто ведут себя резко или ненадлежащим образом, чтобы привлечь внимание. Слово «театральный» означает «драматический или театральный».

Это заболевание чаще встречается у женщин, чем у мужчин, и обычно проявляется в подростковом или раннем взрослом возрасте.

Каковы симптомы истерического расстройства личности?

Во многих случаях люди с театральным расстройством личности обладают хорошими социальными навыками; однако они склонны использовать эти навыки, чтобы манипулировать другими, чтобы они могли быть в центре внимания.

Человек с этим расстройством также может:

  • Быть неудобным, если только он не находится в центре внимания
  • Одеваться вызывающе и / или проявлять неуместно соблазнительное или кокетливое поведение
  • Быстро менять эмоции
  • Действовать очень драматично, как будто раньше аудитория с преувеличенными эмоциями и выражениями лиц, но кажется лишенной искренности
  • Чрезмерно озабочена внешним видом
  • Постоянно искать поддержки или одобрения
  • Быть легковерным и легко поддаваться влиянию других
  • Быть чрезмерно чувствительным к критике или неодобрению
  • Имейте низкая терпимость к разочарованию и скучная рутина, часто начинающие проекты, не заканчивая их или перескакивая с одного мероприятия на другое
  • Не думать, прежде чем действовать
  • Принимать поспешные решения
  • Быть эгоцентричным и редко проявлять заботу о других
  • Имеют трудности с поддержанием отношений корабли, часто кажущиеся фальшивыми или поверхностными в своих отношениях с другими людьми
  • Угрожают или пытаются покончить жизнь самоубийством, чтобы привлечь внимание

Что вызывает истерическое расстройство личности?

Точная причина истерического расстройства личности неизвестна, но многие специалисты в области психического здоровья считают, что в его развитии играют роль как усвоенные, так и унаследованные факторы.Например, склонность к истерическому расстройству личности передаваться в семье предполагает, что генетическая предрасположенность к этому расстройству может передаваться по наследству. Однако ребенок одного из родителей с этим расстройством может просто повторять выученное поведение. Другие факторы окружающей среды, которые могут быть задействованы, включают в себя отсутствие критики или наказания в детстве, положительное подкрепление, которое дается только тогда, когда ребенок выполняет определенные одобренные действия, и непредсказуемое внимание, уделяемое ребенку его родителем (-ами), все это приводит к замешательству. о том, какие типы поведения заслуживают одобрения родителей.Расстройства личности также обычно развиваются в зависимости от индивидуального темперамента и психологических стилей и способов, которыми люди учатся справляться со стрессом в процессе взросления.

Как диагностируется истерическое расстройство личности?

Если присутствуют признаки этого расстройства личности, врач начнет обследование с составления полного медицинского и психиатрического анамнеза. При наличии физических симптомов также может быть рекомендовано физическое обследование и лабораторные тесты (например, нейровизуализационные исследования или анализы крови), чтобы убедиться, что физическое заболевание не вызывает каких-либо симптомов, которые могут присутствовать.

Если врач не находит физической причины для симптомов, он может направить человека к психиатру, психологу или другому лицензированному специалисту в области психического здоровья, который может использовать специально разработанные инструменты интервью и оценки для оценки человека на предмет расстройства личности.

Как лечится истерическое расстройство личности?

В целом люди с истерическим расстройством личности не верят, что им нужна терапия. Они также склонны преувеличивать свои чувства и не любить рутину, что затрудняет соблюдение плана лечения.Однако они могут обратиться за помощью, если депрессия — возможно, связанная с потерей или неудачными отношениями — или другая проблема, вызванная их действиями, вызывает у них страдания.

Психотерапия (тип консультирования) обычно является методом выбора при истерическом расстройстве личности. Цель лечения — помочь человеку раскрыть мотивацию и страхи, связанные с его мыслями и поведением, и помочь человеку научиться относиться к другим более позитивно.

Лекарства иногда могут использоваться для лечения других состояний, которые также могут присутствовать при этом расстройстве, таких как депрессия и тревога.

Какие осложнения связаны с истерическим расстройством личности?

Истерическое расстройство личности может влиять на социальные, профессиональные или романтические отношения человека, а также на то, как он реагирует на потери или неудачи. Люди с этим расстройством также подвержены более высокому риску депрессии, чем население в целом.

Каковы перспективы для людей с истерическим расстройством личности?

Многие люди с этим расстройством могут нормально функционировать в обществе и на работе.Однако пациенты с тяжелыми случаями могут испытывать серьезные проблемы в повседневной жизни.

Можно ли предотвратить истерическое расстройство личности?

Хотя предотвратить истерическое расстройство личности невозможно, лечение может позволить человеку, предрасположенному к этому расстройству, научиться более продуктивным способам решения ситуаций.

Как психологи определяют внимание

Внимание — это способность активно обрабатывать конкретную информацию в окружающей среде, при этом настраивая другие детали.Внимание ограничено как по мощности, так и по продолжительности, поэтому важно иметь способы эффективного управления доступными нам ресурсами внимания, чтобы разобраться в мире.

В своей книге 1890 года «Принципы психологии» психолог и философ Уильям Джеймс писал, что внимание «есть овладение разумом в ясной и яркой форме одним из того, что может показаться несколькими одновременно возможными объектами или цепочками мыслей … Это подразумевает отказ от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими.»

Понимание внимания

Думайте о внимании как о маркере. Когда вы читаете часть текста в книге, выделенный раздел выделяется, заставляя вас сосредоточить свой интерес на этой области.

Дело не только в том, чтобы сосредоточить ваше внимание на одной конкретной вещи; это также включает игнорирование большого количества конкурирующей информации и стимулов. Внимание позволяет вам «отключиться» от информации, ощущений и восприятий, которые не актуальны в данный момент, и вместо этого сосредоточить свою энергию на важной информации.

Наша система внимания не только позволяет нам сосредоточиться на чем-то конкретном в нашем окружении, исключая несущественные детали, но также влияет на наше восприятие окружающих нас стимулов.

Роль внимания в обучении и мышлении

Внимание — это основной компонент нашей биологии, он присутствует даже при рождении. Наши ориентирующие рефлексы помогают нам определить, какие события в нашем окружении необходимо принять во внимание, и этот процесс помогает нам выжить.

Новорожденные обращают внимание на раздражители окружающей среды, такие как громкие звуки. Прикосновение к щеке запускает рефлекс укоренения, заставляя ребенка поворачивать голову, чтобы кормить грудью и получать пищу. Эти ориентировочные рефлексы продолжают приносить нам пользу на протяжении всей жизни.

Внимание играет решающую роль почти во всех сферах жизни, включая школу, работу и отношения. Это позволяет людям сосредоточиться на информации, чтобы создать воспоминания. Это также позволяет людям избегать отвлекающих факторов, чтобы они могли сосредоточиться на конкретных задачах и выполнить их.

Было проведено огромное количество исследований, посвященных тому, сколько именно вещей мы можем уделить и как долго. Ключевые переменные, которые влияют на нашу способность продолжать выполнять задачу, включают то, насколько мы заинтересованы в стимуле и сколько отвлекающих факторов.

Типы внимания

Люди могут использовать много разных типов внимания. Некоторые из них включают:

Устойчивое внимание

Эта форма внимания, также известная как концентрация, — это способность постоянно концентрироваться на чем-то одном.В течение этого времени люди сосредотачиваются на текущей задаче и продолжают вести себя, пока задача не будет завершена или пока не истечет определенный период времени.

Исследования показывают, что устойчивое внимание достигает пика в начале 40-х годов, а затем постепенно снижается с возрастом.

Переменное внимание

Этот тип внимания включает в себя многозадачность или легкое переключение внимания между двумя или более вещами с разными когнитивными потребностями. Речь идет не о том, чтобы сосредоточиться на нескольких вещах одновременно, а о том, чтобы перестать уделять внимание одному делу и затем переключиться на следующую задачу.

Выборочное внимание

Поскольку внимание — это ограниченный ресурс, мы должны избирательно подходить к тому, на чем мы решаем сосредоточиться. Мы должны не только сосредоточить свое внимание на конкретном элементе в нашей среде, но мы также должны отфильтровать огромное количество других элементов.

Избирательное внимание включает в себя способность выбирать и выборочно реагировать на определенные стимулы в окружающей среде, в то же время отключая другие вещи. Например, вы можете выборочно смотреть книгу, которую читаете, при этом отключая звук автомобильной сигнализации вашего соседа.

Этот тип внимания требует от вас способности отключать посторонние внешние раздражители, а также внутренние отвлекающие факторы, такие как мысли и эмоции, чтобы оставаться избирательно настроенным на задачу.

Сосредоточенное внимание

Этот тип внимания предполагает способность внезапно быть привлеченным к определенным визуальным, слуховым или тактильным раздражителям, таким как громкий шум или вспышка света. Это способ быстрой реакции на внешние раздражители, что может быть особенно важно в ситуациях, когда что-то в окружающей среде требует немедленного внимания и быстрых действий.

Ограниченное внимание

Ограниченное внимание или разделенное внимание — это форма внимания, которая также предполагает многозадачность. Однако в этом случае внимание распределяется между несколькими задачами. Вместо того чтобы смещать фокус, люди обращают внимание на эти стимулы одновременно и могут одновременно реагировать на несколько требований.

Иллюзия безграничности внимания заставила многих людей практиковать многозадачность. Исследование, опубликованное в 2018 году, показало, что многозадачность редко работает хорошо, потому что на самом деле наше внимание ограничено.

Повышение внимания

По большей части наша способность сосредоточить внимание на чем-то одном, блокируя конкурирующие отвлекающие факторы, кажется автоматической. Однако способность людей избирательно фокусировать свое внимание на одном предмете, игнорируя другие, очень сложна.

Но даже люди без проблем с вниманием могут извлечь выгоду из использования стратегий, направленных на улучшение внимания и концентрации. Вот некоторые вещи, которые вы можете попробовать:

  • Избегайте многозадачности : Если вы хотите улучшить свое внимание, старайтесь избегать одновременного выполнения нескольких задач.Попытка совмещать несколько задач вредит продуктивности, поэтому вы можете максимально использовать свое ограниченное исследование внимания, работая только над одним делом за раз.
  • Высыпание : Исследования показали, что достаточный сон необходим для поддержания оптимального уровня внимания. Мало того, эти двое, похоже, имеют двунаправленные отношения; сон помогает регулировать внимание, но требования к вниманию также могут играть роль во сне.
  • Практика осознанности : Осознанность, которая включает в себя внимание к настоящему моменту, иногда понимается как форма внимания.Исследования показали, что тренировка внимательности может быть полезна для улучшения внимания.

На горизонте также могут появиться новые способы улучшения внимания. Это может быть полезно для лечения проблем с вниманием, возникающих в результате некоторых заболеваний.

Например, в исследовании, опубликованном в 2017 году, говорится, что нейронные цепи (проводящие пути в мозге), связанные с вниманием, неразрывно связаны с такими состояниями, как синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ). Достижение большего понимания этого процесса обещает лучшее лечение для тех, кто справляется с этим заболеванием в будущем.

NIMH »Расстройство дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ): основы

Обзор

Тебе сложно обращать внимание? Чувствуете ли вы необходимость постоянно двигаться в то время, когда этого делать не следует? Вы постоянно перебиваете других? Если эти проблемы продолжаются и вы чувствуете, что они негативно влияют на вашу повседневную жизнь, это может быть признаком синдрома дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ).

СДВГ — это расстройство, при котором человеку трудно обращать внимание и контролировать импульсивное поведение.Он или она также может быть беспокойным и почти постоянно активным.

СДВГ — это не только детское расстройство. Хотя симптомы СДВГ начинаются в детстве, СДВГ может продолжаться в подростковом и взрослом возрасте. Несмотря на то, что гиперактивность имеет тенденцию улучшаться по мере того, как ребенок становится подростком, проблемы с невниманием, дезорганизацией и плохим контролем над импульсами часто сохраняются в подростковом возрасте и во взрослой жизни.

Что вызывает СДВГ?

Исследователи из Национального института психического здоровья (NIMH), Национального института здоровья (NIH) и по всей стране изучают причины СДВГ.Текущие исследования показывают, что СДВГ может быть вызван взаимодействием между генами и факторами окружающей среды или негенетическими факторами. Как и многие другие болезни, ряд факторов может способствовать СДВГ, например:

  • Гены
  • Курение сигарет, употребление алкоголя или наркотиков во время беременности
  • Воздействие токсинов окружающей среды, таких как высокий уровень свинца, в молодом возрасте
  • Низкая масса тела при рождении
  • Травмы головного мозга

Предупреждающие знаки

У людей с СДВГ постоянно наблюдаются три различных типа симптомов:

  • Затруднение в обращении (невнимание)
  • Сверхактивность (гиперактивность)
  • Действовать без раздумий (импульсивность)

Эти симптомы мешают функционированию или развитию.У людей с СДВГ есть комбинации этих симптомов:

  • Упускать или пропускать детали, делать ошибки по неосторожности в учебе, на работе или во время других занятий
  • Имеют проблемы с удержанием внимания при выполнении заданий или игр, включая разговоры, лекции или длительное чтение
  • Кажется, не слышит, когда говорят напрямую
  • Невыполнение инструкций, невыполнение школьных заданий, дел или обязанностей на рабочем месте или невыполнение задания, но быстро теряет концентрацию и легко отвлекается
  • Имеют проблемы с организацией задач и действий, таких как выполнение задач в последовательности, поддержание порядка в материалах и имуществе, организация работы, управление временем и соблюдение сроков
  • Избегать или не любить задачи, требующие постоянных умственных усилий, такие как учеба или домашнее задание, подготовка отчетов, заполнение форм или просмотр объемных документов для подростков и пожилых людей
  • Терять вещи, необходимые для работы или деятельности, такие как школьные принадлежности, карандаши, книги, инструменты, кошельки, ключи, документы, очки и мобильные телефоны
  • Легко отвлекаться на посторонние мысли или стимулы
  • Забывчивость в повседневных делах, таких как работа по дому, выполнение поручений, ответ на звонки и встреча

Признаки гиперактивности и импульсивности могут включать:

  • ерзать и корчиться в сидячем положении
  • Вставать и передвигаться в ситуациях, когда предполагается оставаться сидя, например, в классе или в офисе
  • Бег, рывок или лазание в ситуациях, когда это неуместно, или, у подростков и взрослых, частое беспокойство
  • Неспособность спокойно играть или заниматься хобби
  • Постоянно находиться в движении или «в движении», или вести себя так, как будто «приводится в движение двигателем»
  • Говорить без остановки
  • Разбавление ответа до того, как вопрос был завершен, завершение предложений других людей или разговор, не дожидаясь своей очереди в разговоре
  • Не могу дождаться своей очереди
  • Перебивать других или вторгаться в них, например, в разговорах, играх или действиях

Эти признаки и симптомы не обязательно означают, что у человека СДВГ.Многие другие проблемы, такие как тревожность, депрессия и определенные типы неспособности к обучению, могут иметь похожие симптомы. Если вас беспокоит, есть ли у вас или вашего ребенка СДВГ, первым делом следует поговорить с врачом, чтобы выяснить, соответствуют ли симптомы диагнозу. Диагноз может поставить специалист в области психического здоровья, например психиатр или клинический психолог, врач первичной медико-санитарной помощи или педиатр.

Лечение СДВГ

Хотя от СДВГ нет лекарства, доступные в настоящее время методы лечения могут помочь уменьшить симптомы и улучшить функционирование.СДВГ обычно лечат с помощью лекарств, образования или обучения, терапии или комбинации методов лечения.

Лекарство

У многих людей лекарства от СДВГ снижают гиперактивность и импульсивность и улучшают их способность сосредотачиваться, работать и учиться. Первая линия лечения СДВГ — стимуляторы.

Стимуляторы: Может показаться необычным лечить СДВГ лекарствами, которые считаются стимуляторами, но они эффективны. Многие исследователи считают, что стимуляторы эффективны, потому что они увеличивают химический дофамин в мозге, который играет важную роль в мышлении и внимании.

Non-Stimulants: Эти лекарства начинают действовать дольше, чем стимуляторы, но также могут улучшить фокусировку, внимание и импульсивность у человека с ADHD. Врачи могут прописать не стимулятор, если у человека наблюдаются неприятные побочные эффекты от стимуляторов, если стимулятор неэффективен, или в сочетании со стимулятором для повышения эффективности. Два примера нестимулирующих препаратов включают атомоксетин, и гуанфацин.

Антидепрессанты: Хотя антидепрессанты не одобрены U.Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) специально для лечения СДВГ, антидепрессанты иногда используются для лечения взрослых с СДВГ. Иногда используются старые антидепрессанты, называемые трициклическими, потому что они, как и стимуляторы, влияют на химические вещества мозга, норэпинефрин и дофамин.

Есть много разных типов и брендов этих лекарств — все с потенциальными преимуществами и побочными эффектами. Иногда необходимо попробовать несколько разных лекарств или дозировок, прежде чем найти то, что подходит конкретному человеку.Любой, кто принимает лекарства, должен находиться под пристальным наблюдением лечащего врача.

Немедленно позвоните своему врачу, если у вас есть проблемы с лекарством или если вы беспокоитесь, что оно может принести больше вреда, чем пользы. Ваш врач может скорректировать дозу или изменить рецепт на другой, который может подойти вам лучше.

Терапия

Существуют различные виды терапии, которые были опробованы для лечения СДВГ, но исследования показывают, что терапия может быть неэффективной при лечении симптомов СДВГ.Однако добавление терапии к плану лечения СДВГ может помочь пациентам и их семьям лучше справляться с повседневными проблемами.

Для детей и подростков: Родители и учителя могут помочь детям и подросткам с СДВГ оставаться организованными и следовать указаниям с помощью таких инструментов, как соблюдение распорядка и графика, организация повседневных вещей, использование домашних заданий и органайзеров для записных книжек, а также поощрение или поощрение, когда правила соблюдаются.

Для взрослых: Лицензированный поставщик психиатрических услуг или терапевт может помочь взрослому с СДВГ научиться организовывать свою жизнь с помощью таких инструментов, как соблюдение распорядка и разбиение больших задач на более управляемые и мелкие.

Образование и обучение

Дети и взрослые с СДВГ нуждаются в руководстве и понимании со стороны родителей, семей и учителей, чтобы полностью раскрыть свой потенциал и добиться успеха. Специалисты в области психического здоровья могут рассказать родителям ребенка с СДВГ об этом заболевании и о том, как оно влияет на семью. Они также могут помочь ребенку и его или ее родителям развить новые навыки, взгляды и способы взаимоотношений друг с другом. Примеры включают:

  • Обучение родительским навыкам учит родителей навыкам, необходимым им для поощрения и поощрения позитивного поведения у своих детей.
  • Методы управления стрессом могут принести пользу родителям детей с СДВГ, увеличивая их способность справляться с разочарованием, чтобы они могли спокойно реагировать на поведение своего ребенка.
  • Группы поддержки могут помочь родителям и семьям связаться с другими людьми, у которых есть аналогичные проблемы и проблемы.

Добавление поведенческой терапии, консультирования и практической поддержки может помочь людям с СДВГ и их семьям лучше справляться с повседневными проблемами.

Школьные программы

Некоторые школы предлагают услуги специального образования для детей с СДВГ, которые имеют на это право. Специалисты в области образования помогают ребенку, родителям и учителям вносить изменения в классные и домашние задания, чтобы помочь ребенку добиться успеха. Государственные школы обязаны предлагать эти услуги квалифицированным детям, которые могут быть бесплатными для семей, проживающих в школьном округе. Чтобы узнать больше о Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA), посетите http: // idea.ed.gov/.

В поисках справки

Национальный ресурсный центр по СДВГ, программа для детей и взрослых с синдромом дефицита внимания / гиперактивности (CHADD ® ), поддерживаемая Центрами по контролю и профилактике заболеваний (CDC), содержит информацию и множество ресурсов. Вы можете связаться с этим центром онлайн по адресу www.nimh.nih.gov/findhelp.

Примите участие в клиническом исследовании

Именно ваше участие помогает исследователям в конечном итоге находить более эффективные способы лечения, профилактики, диагностики и понимания болезней человека.Вы можете принять участие, приняв участие в клиническом исследовании. Цель клинических испытаний — определить, работает ли новый тест или лечение и является ли он безопасным. Клинические испытания могут также рассматривать другие аспекты лечения, такие как улучшение качества жизни людей с хроническими заболеваниями.

Исследователи из NIMH и других институтов NIH, таких как Национальный исследовательский институт генома человека, проводят исследования во многих областях, включая когнитивные функции, генетику, эпидемиологию, визуализацию мозга и разработку методов лечения.Исследования проходят в Клиническом центре NIH в Бетесде, штат Мэриленд. Если вы думаете, что можете быть заинтересованы в участии в клиническом исследовании, вам следует обсудить со своим врачом, следует ли подавать заявление, и определить, какие из них подходят вам. Чтобы узнать об исследованиях по СДВГ, которые в настоящее время проводятся в NIMH, посетите http://www.nimh.nih.gov/joinastudy .

Чтобы найти ближайшее к вам клиническое исследование, посетите ClinicalTrials.gov. Это доступный для поиска реестр и база данных результатов клинических испытаний, проводимых при государственной и частной поддержке в США и во всем мире.ClinicalTrials.gov предоставляет вам информацию о цели испытания, участниках, местах и ​​телефонных номерах для получения более подробной информации. Эта информация должна использоваться вместе с советом вашего поставщика медицинских услуг.

Подробнее о СДВГ

Чтобы узнать больше о СДВГ, посетите:

Национальный институт психического здоровья www.nimh.nih.gov

Центры по контролю и профилактике заболеваний
https://www.cdc.gov/ncbddd/adhd/

MedlinePlus (Национальная медицинская библиотека)
https: // www.nlm.nih.gov/medlineplus/attentiondeficithyperactivitydisorder.html

Отпечатки

Эта публикация находится в общественном достоянии и может воспроизводиться или копироваться без разрешения NIMH. Цитируется цитирование НИПЗ как источника. Мы призываем вас воспроизвести его и использовать в своих усилиях по улучшению здоровья населения. Однако ненадлежащее использование государственных материалов может вызвать проблемы с юридической или этической точки зрения, поэтому мы просим вас следовать этим рекомендациям:

  • NIMH не поддерживает и не рекомендует какие-либо коммерческие продукты, процессы или услуги, а наши публикации не могут быть использованы в рекламных целях.
  • NIMH не предоставляет конкретных медицинских консультаций или рекомендаций по лечению или направлений; наши материалы не могут быть использованы для предоставления такой информации.
  • NIMH просит нефедеральные организации не изменять наши публикации таким образом, чтобы это могло поставить под угрозу целостность и «бренд» при использовании публикации.
  • Добавление логотипов нефедерального правительства и ссылок на веб-сайты может не означать, что NIMH одобряет какие-либо конкретные коммерческие продукты или услуги, а также медицинские процедуры или услуги.
  • Изображения, используемые в публикациях, являются моделями и используются только в иллюстративных целях. Использование некоторых изображений ограничено.

Если у вас есть вопросы относительно этих рекомендаций и использования публикаций NIMH, пожалуйста, свяжитесь с центром информационных ресурсов NIMH по телефону 1-866-615-6464 или по электронной почте [email protected].

Для получения дополнительной информации

Для получения дополнительной информации об условиях, влияющих на психическое здоровье, ресурсы и исследования, перейдите на страницу «Психическое здоровье».gov: http://www.nimh.nih.gov. Кроме того, служба MedlinePlus Национальной медицинской библиотеки содержит информацию по широкому кругу вопросов, касающихся здоровья, включая состояния, влияющие на психическое здоровье.

Национальный институт психического здоровья
Управление научной политики, планирования и коммуникаций
Отдел научных публикаций, прессы и распространения информации
6001 Executive Boulevard
Room 6200, MSC 9663
Bethesda, MD 20892-9663
Телефон: 301-443 -4513 или 1-866-615-NIMH (6464), бесплатный
TTY: 301-443-8431 или 1-866-415-8051, бесплатный
Факс: 301-443-4279
Электронная почта: http: // www.nimh.nih.gov

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДОРОВЬЯ И ЛЮДСКИХ УСЛУГ США
Национальные институты здравоохранения
Национальный институт психического здоровья
Публикация NIH № QF 16-3572
Пересмотрено в 2016 г.

Проблемы с обращением внимания | Симптомы СДВГ у детей

Проблемы с вниманием часто сначала обнаруживаются учителем, который замечает, что ученика легче отвлекают, чем большинство других детей его возраста.

Может быть, ребенку требуется необычно много времени, чтобы закончить учебу в классе.Может быть, когда учитель зовет его, он, кажется, не следит за уроком. Может быть, ему кажется, что он отключается, когда даются инструкции, или забывает, что он должен делать. Может быть, домашние задания часто пропадают.

Связано: что СДВГ (а что нет) в классе

Хотя все дети, особенно очень маленькие, обычно имеют более короткую продолжительность концентрации внимания и более отвлекаемы, чем взрослые, некоторым гораздо труднее сосредоточиться и удерживаться по задаче, чем другие.

Поскольку трудности с обращением внимания широко связаны с СДВГ, это, как правило, первое, что подозревают учителя, родители и врачи. Но есть ряд других возможностей, которые могут способствовать проблемам с вниманием. Чтобы избежать ошибочного диагноза, важно не упустить из виду и эти другие возможности, которые не всегда очевидны.

Вот список некоторых других проблем, которые могут заставить ребенка изо всех сил обращать внимание в школе:

Беспокойство

Ребенок, который, кажется, не уделяет внимания школе, может иметь хронические беспокойства о том, что учителя (и даже родители) не в курсе.Существует много разных видов тревожности, но, по словам невролога и бывшего учителя психиатрической клиники Кена Шустера, их объединяет то, что тревога «имеет тенденцию блокировать мозг», что затрудняет учебу для тревожных детей.

Ребенок с тревогой разлуки может быть настолько озабочен чем-то плохим, происходящим с его родителями, пока он находится отдельно от них, что он не может сосредоточиться на учебе.

Некоторые дети очень боятся сделать ошибку или поставить себя в неловкое положение. Когда учитель зовет их, они могут попытаться исчезнуть, доктор.Примечания Шустера. «Они могут смотреть вниз, они могут начать что-то писать, даже если на самом деле они ничего не пишут. Они пытаются разорвать связь с учителем, чтобы избежать того, что вызывает у них беспокойство ».

Иногда, когда ребенку требуется необычно много времени, чтобы закончить свою работу в классе, это не потому, что он мечтает, а потому, что она борется с перфекционизмом, что требует от нее делать все правильно. Или, если она не сдает домашнее задание, это может быть не потому, что она ее не выполнила, а потому, что она беспокоится, что это недостаточно хорошо.

Обсессивно-компульсивное расстройство

Дети с ОКР, которое часто начинается в начальной школе, имеют дополнительный источник отвлечения: они не только имеют навязчивые мысли, но и чувствуют, что должны выполнять ритуалы или компульсии, чтобы предотвратить плохие вещи. от происходящего. Ребенок с ОКР может компульсивно раскладывать что-то на столе, постукивать или считать в голове. Или он может быть сосредоточен на том, чтобы пойти в туалет, чтобы вымыть руки.

«Ребенок может сидеть в классе, одержимый необходимостью что-то исправить, чтобы избежать чего-то ужасного.Затем учитель обращается к нему », — говорит доктор Джерри Бубрик, клинический психолог из Института детского разума, специализирующийся на тревоге и ОКР. «Когда он не знает ответа на вопрос, похоже, что он не обращал внимания, но на самом деле это потому, что он был одержим».

Поскольку дети с ОКР часто стыдятся своих симптомов, они могут делать все возможное, чтобы скрыть свои компульсии, пока они учатся в школе. Для учителя, не знающего об ОКР, отвлечение может выглядеть как СДВГ, но это не так.

Стресс или травма

Дети также могут казаться страдающими от невнимательности, если они пострадали от травмы. Дети, ставшие свидетелями насилия или других тревожных переживаний, могут демонстрировать трудности с вниманием и стойкое чувство незащищенности, называемое сверхбдительностью.

Дети, чья домашняя жизнь связана с острым стрессом, могут развить эти симптомы или даже посттравматическое стрессовое расстройство.

Связано: Как травму можно ошибочно диагностировать как СДВГ

«Многие симптомы посттравматического стрессового расстройства выглядят как СДВГ», — объясняет доктор.Джейми Ховард, врач из Института детского разума, специализирующийся на травмах. «Симптомы, типичные для посттравматического стрессового расстройства, такие как трудности с концентрацией внимания, преувеличенная реакция испуга и повышенная бдительность, могут создать впечатление, будто ребенок нервный и непосильный».

Нарушения обучаемости

Когда кажется, что ребенок смотрит повсюду, кроме страниц книги, которую он должен читать, другой возможной причиной является нарушение обучаемости.

Дети с недиагностированной дислексией могут нервничать от разочарования или стыдиться того, что они не могут делать то, что могут делать другие дети, и намереваются скрыть этот факт.

Если у ребенка проблемы с математикой, он может приветствовать отвлекающие факторы, позволяющие ему думать о чем-то другом, или избежать выполнения задания.

Проблемы со слуховой обработкой могут привести к тому, что ребенок пропустит часть того, что говорит учитель, даже если он слушает, и это может выглядеть так, как будто она не обращает внимания.

Некоторые дети могут компенсировать свою неспособность к обучению, работая очень усердно, и они могут добиваться успеха, пока не достигнут класса, в котором работа становится слишком сложной.

«Им удавалось скрывать свою слабость до тех пор, пока они не стали старше, и им приходилось слишком много работать», — отмечает д-р Нэнси Раппапорт, профессор Гарвардской медицинской школы, специализирующаяся на психиатрической помощи в школьных условиях. «Им часто ставят диагноз СДВГ или депрессия, если только кто-то не улавливает проблемы с обучением».

Это действительно СДВГ?

Невнимательность, выходящая за рамки обычного диапазона, является одним из трех ключевых симптомов СДВГ, наряду с импульсивностью и гиперактивностью.У некоторых детей проявляются только невнимательные симптомы. Но диагноз СДВГ не следует ставить только на основании отчетов учителей или одного быстрого визита к педиатру.

Для постановки точного диагноза клиницист должен собрать информацию от нескольких людей, которые наблюдали за вашим ребенком, включая вас, других опекунов и учителей. Родителей и учителей следует попросить заполнить оценочную шкалу, чтобы точно оценить частоту симптомов. Такое поведение должно продолжаться в течение длительного периода и наблюдаться более чем в одной обстановке — например, дома и в школе.И врачи должны тщательно исключить другие возможные причины его поведения.

Также важно, чтобы способность ребенка обращать внимание была сравнена с другими его сверстниками, а не со всеми в его классе.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *