Способности это в психологии кратко: Способность — психология

Содержание

понятие, виды способностей, их характеристика. — Студопедия

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления какой-либо деятельности.

Классификация видов способностей по деятельности или по их направленности:

·Общие — отвечают требованиям широкого спектра характерные для всех: умственные способности к обучению (овладение школьной программой), общие двигательные способности (мелкая моторика и точность ручных движений – ходьба, растягивание пуговиц, молнии, письмо), способности к общению, эстетические способности.

Специальные — отвечают требованиям специальных видов деятельности, т.е. художественные, музыкальные, вокальные, лингвистические, математические, спортивные, танцевальные.

 

Задатки и способности. Склонности. Способности и профессиональная деятельность.

Способности и задатки.

Существуют некоторые природные предпосылки способностей — задатки. Задатки— это врожденные анатомо-физиологические предпосылки, которые лежат в основе развития способностей. От природы человеку даны лишь возможности (задатки), а способности формируются средствами воспитания и обучения в процессе деятельности.

для профессии называются профессионально важными качествами (ПВК).

·Практические –способности к конкретным практическим действиям.

·Теоретические –способности к абстрактно-теоретическому размышлению.


-Творческие (способность к созданию чего-либо нового, нестандартного, оригинального; объективно или субъективного продукта) Творческие способности характеризуются гибкостью, беглостью, выходом за рамки заданного, т. е где учувствует интуиция.

-Репродуктивные(обеспечивает высокое умение усваивать Знания, овладевать деятельностью, т.е. научившись чему-то, просто воспроизводит эти действия).

Уровни развития способностей. Интересы и склонности в развитии способностей.

Уровни развития способностей:

Первый уровень — сами Способности.

Второй уровень — Одаренность: это понятие применяют к детям; обуславливает особенно успешную деятельность, в определенной сфере.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей у взрослых людей обозначают терминомталант.

Талант — это высокая степень способности, в какой либо одной области, доведенная до совершенства (композитор, художник).


Третий уровень —Гениальность — когда человек максимально успешен в нескольких областях одновременно.

Воля — это сознательная активная регуляция человеком своего поведения и своих поступков, а также деятельности, которая обеспечивает преодоление трудностей при достижении поставленных целей.

Этапы волевого действия:

·Мотивация — мотив, который побуждает к совершению каких-либо действий.

·Конфликт — борьба мотивов (мотивационный конфликт).

·Намерение. Происходит принятие решения, выбор цели и формирование личностного смысла.

·Поступок — совершение или исполнение принятого намерения, подчинение всех своих действий поставленной цели, контроль за полученным результатом.

Факторы, способствующие развитию воли:

·Игры с четкими правилами и инструкциями.

·Ролевые игры.

·Четкая и продуманная инструкция взрослого и контроль за исполнением выполнения ребенком.

·Определенная последовательность, график выполнения распорядка и режим дня.

·Занятия спортом.

·Спортивные состязания, эстафеты, состязания в командах, КВН.

·Преодоление препятствий, а не избегание их.

·Самоинструкция, самовоспитание и самоконтроль в старшем школьном возрасте.

Воля, также как и характер, тренируется и формируется с детства, и родители, педагоги должны поощрять и стимулировать.

 

20. Понятие о способностях. Виды способностей. Психология

20. Понятие о способностях. Виды способностей

Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.

Б. М. Теплов в качестве основных признаков способностей выделяет следующие:

1) это индивидуально-психические особенности человека, отличающие одного от другого;

2) это не любые особенности, а только те, которые влияют на успешность выполнения деятельности;

3) не сводятся к уже имеющимся знаниям, умениям, навыкам

Как правило, эффективность выполнения деятельности зависит не от одной, а от совокупности способностей.

Классификация способностей.

1. Природные (естественные) и специфические человеческие (социальные).

Многие способности являются общими как для человека, так и для животных.

К таким общим, биологически обусловленным способностям, следует отнести восприятие, память, элементарное мышление и общение, в основном на уровне экспрессии.

В основном формирование этих способностей происходит на основе элементарных задатков через обучение.

Специфические человеческие способности (социальные) формируются как следствие следующих ситуаций:

1) существование социально-культурной среды, в которой отражается весь опыт, накопленный поколениями людей;

2) невозможность овладения некоторыми предметами лишь на основе природных задатков;

3) необходимость выполнения сложных видов деятельности с участием других людей;

4) существование рядом с ребенком людей, обладающих сформированными способностями и умеющими их передать в результате обучения и воспитания;

5) минимальное количество жестких врожденных форм поведения, незрелость мозговых структур, что позволяет психике развиваться под влиянием обучения и воспитания.

2. Общие и специальные способности.

Общие способности влияют на успешность выполнения различных видов деятельности.

3. Теоретические и практические способности.

Теоретические свидетельствуют о склонности к абстрактным рассуждениям, логическим умозаключениям, а практические – к успешности выполнения конкретных, практических действий.

4. Учебные и творческие способности.

Учебные способности проявляются при успешном овладении знаниями, умениями и навыками, формировании личностных качеств; творческие – при создании каких-то новых, до этого никем не созданных предметов материальной и духовной культуры.

5. Способности к общению, взаимодействию с людьми (коммуникативные) – предметно-деятельные или предметно-познавательные способности.

Первая группа способностей позволяет успешно контактировать с окружающими людьми.

Предметно-познавательные – это способности к различным видам теоретической и практической деятельности.

Для человека очень благоприятно, если оба этих вида взаимно дополняют друг друга.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Способности человека — Студопедия

В психологии способностей выделяют множество дефиниций. Представим два понятия, отражающих суть концептуальных положений проблемы способностей в российской науке.

Способности – это совокупное психологическое качество личности, составляющее систему предрасположенностей к определенным видам деятельности и являющееся необходимой предпосылкой успешной ее реализации.

Способности – это индивидуальное свойство личности, которое проявляется в конкретной деятельности и характеризует ее со стороны быстроты, качества и легкости выполнения.

Способности представляют собой:

— систему свойств психики, а не только сознания. Предпосылками ее становления является природные, физиологические и наследственные особенности организма, условиями – социальная среда и уровень ее развития, а доминирующим фактором – потребности, интересы, ценности общества и запросы эпохи;

— прижизненные психические образования, которые продолжают развиваться до преклонного возраста. Нельзя противопоставлять (как и отождествлять) способности знаниям. Последние оказываются источником непрерывного развития способностей. Способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям, но и не могут существовать без них;

— реализацию задатков и наклонностей как врожденных предпосылок способностей. Они являются морфологическими, структурными и функциональными особенностями организации центральной нервной системы;

— такой комплекс свойств, который обнаруживается не только и даже не столько в знаниях, умениях и навыках, сколько в динамике их приобретения и развития, т.е. – насколько быстро, глубоко, легко и прочно усваиваются знания, умения и навыки.


Способности имеют качественную и количественную характеристики. Качественность способностей определяется ответом на вопрос: какими способностями обладает личность, количественность – на сколько они велики? Каждая способность выступает в комплексе с другими. Поэтому успех деятельности может осуществляться различными путями. Это связано с компенсаторными возможностями способностей личности.

Компенсация одних способностей при помощи развития других является замечательным свойством, которое может быть успешно использовано в педагогическом процессе. Исследования Б.М. Теплова показали, что даже отсутствие абсолютного музыкального слуха не может служить основанием отказа от развития музыкальных способностей. Удавалось у испытуемых выработать комплекс способностей, который компенсировал личности отсутствующий абсолютный слух.


Качественная определенность способностей позволяет личности выбрать профессию, выяснив, какие присущие ей способности соответствуют предпочитаемому виду деятельности. Для этого необходимо определить количественные параметры личностных способностей. Измерение способностей, представление их в количественной форме – давняя мечта психологов, работающих в сфере профориентации и педагогики. К сожалению, методики этих измерений далеки от совершенства.

Структура способностей.

Как уже отмечалось, способности проявляются в комплексе психических свойств. Отдельное психическое свойство не может обеспечить продуктивности даже одного вида деятельности, не говоря уже о многих. Успехи в рисовании не могут реализовываться в художественном творчестве, если нет соответствующей чувственно-эмоциональной восприимчивости мира и своеобразия его интеллектуальной представленности. Наличие феноменальной памяти не делает автоматически другие способности личности более выдающимися, чем обычно. Каждая способность – это целостность, структурное единство включенных в нее способностей.

К примеру, структура управленческой способности предполагает единство следующих личностных способностей: способность управлять собой, ясная и устойчивая система ценностей, ясная личная цель, способность к саморазвитию, способность быстрого решения проблем, способность творчества, способность влияния на людей, способность ясного понимания специфики управленческого труда, способность обучать, способность сплачивать коллектив. Представленные 10 способностей (психических свойств) менеджера не только не исчерпывают всех элементов структуры управленческой способности, но каждая из них по отдельности имеет не менее сложную структуру.

Управленческая способность в данном случае выступает как общая, отвечающая требованиям сразу многих видов деятельности. Составляющие ее способности называются специальными, соответствующими особым видам деятельности.

В психологии принято выделять общие и специальные способности. Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т.д.). Общие способности – это способность к развитию специальных способностей.

Наиболее общими способностями можно назвать предметно-деятельные, познавательные, способности общения. В рамках первых двух типов способностей И.П.Павлов выделил три типа характеров личности, определяемых общими способностями: художник, средний тип, мыслитель.

Предметно-деятельные, познавательные и способности общения имеют бесконечные возможности классификации. Особый интерес вызывает количественная типология способностей: одаренность, мастерство, талант, гениальность.

Одаренность более всего связана с задатками и наклонностями. Наибольшая степень предрасположенности личности к определенному виду деятельности, обнаруженная в ее успешной реализации, и называется одаренностью. Одаренность является истоком и предпосылкой формирования мастерства, таланта и гениальности.

Второй степенью выраженности способности является мастерство (хотя есть и другие точки зрения). Оно характерно для большинства людей, успешно усвоивших все премудрости своей профессии. Мастерство – выражение профессиональной зрелости личности.

Талант – высшая степень проявления способностей. Это способность в квадрате: во-первых, источником таланта является одаренность, основанная по преимуществу на системе задатков, а во-вторых, талант – продукт мастерства и трудолюбия. Талант – это вершина мастерства, его творческое обрамление. Мастерство основано на знаниях, умениях и навыках, талант – на творчестве.

Гениальность – высшая степень творческой одаренности. Гениальная личность является олицетворением духа эпохи, поэтому ей приписывают такие природные и душевные основания, которых лишены обычные люди. Недаром в древнегреческой мифологии гений – это дух-покровитель, сопровождающий человека в жизни и направляющий его деятельность.

Гении – это творцы. Они создают новые направления в умах эпохи, совершают революции в науке и искусстве, творят новую идеологию. Как правило, человека признают гением после его смерти (фраза: «нет пророка в своем отечестве» – тому подтверждение), так как общество еще не готово признать и понять выдающуюся идею. Позже творения гения использует весь мир, все человечество, признавая этим самым особую ценность сделанного открытия.

Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Рассмотрим факторы влияющие на развитие способностей.

Предпосылками развития способностей являются задатки (наклонности) как биологически обусловленные предрасположенности личности к соответствующим видам деятельности.

Социальная обусловленность развития способностей выражается в зависимости от детерминации последних социальными запросами общества, содержанием и уровнем развития культуры, потребностями и интересами личности (например, сегодня актуально, востребовано развитие коммуникативных способностей человека).

Стадиальность развития способностей связана с формированием телесной организации (нервной системы, физического облика, секреторного аппарата), с периодами становления когнитивности и социализации. Развитие способностей, таким образом, сопровождается формированием всех сторон телесной, психической и социальной организации личности.

Формирование специальных способностей происходит в сензитивные (благоприятные) периоды жизни человека (способности закладываются в дошкольный период, интенсивно развиваются в школьный период и активно формируются в юношестве).

Итак, подводя итог, можно утверждать, что каждый человек уникален и своеобразен. Его неповторимость проявляется и относится к индивидуальным особенностям личности: темпераменту, характеру и способностям.

74. ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ. Шпаргалка по общей психологии

Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. От уровня развития способностей зависят скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям. Если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет лучшие способности. Возможно, ему потребовалось очень много времени, чтобы овладеть этими знаниями и умениями. Способности практически всегда оцениваются в сравнительном плане: если двое людей выполняют достаточно сложную деятельность, имея одинаковые подготовку, условия работы, но один при этом продвигается быстрее, значит, он обладает более высокими способностями. Способности следует расценивать лишь как возможность приобретения навыков, умений и знаний. А будут или не будут они приобретены, зависит от множества условий. В их число входит, например, заинтересованность окружающих в том, чтобы человек овладел этими знаниями, умениями и навыками; как его будут обучать; как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т. д.

Всякая способность развивается в соответствующей деятельности.

Деятельность, в которой выявляются и развиваются способности, должна быть посильной, но в то же время она требует от человека преодоления трудностей, интенсивных упражнений. Таким образом, для самореализации личности необходима деятельность по способностям (развивающая), а это означает высокую требовательность к профориентации и выбору конкретной профессии.

Структура совокупности психических качеств, выступающих как способность, в конечном счете определяется требованиями конкретней деятельности.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, одни играют ведущую роль, другие – вспомогательную, образуя единство, обеспечивающее успешность данной деятельности.

По содержанию и степени сложности принято выделять:

– элементарные (основные)способности – совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, свойственных всем людям примерно в равной степени;

– сложные общие способности – к труду, общению, речи, обучению, воспитанию и т. д. Они свойственны всем людям, но в различной степени;

– сложные частные (специальные) способности – совокупность отдельных свойств личности, обеспечивающих достижение человеком выдающихся результатов в какой-либо специальной области деятельности.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности; творческий – обеспечивает создание нового, оригинального.

Одна способность, сколь бы развита она ни была (например, феноменальная память), еще не обеспечивает успешности более или менее сложной деятельности. Для этого необходимо оптимальное сочетание ряда качеств личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности (прежде всего творческой), называется одаренностью.

Высокую степень одаренности называют талантом. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

Как и все индивидуальные психологические особенности личности, способности не есть нечто данное от природы, врожденное, получаемое в готовом виде, – они формируются в процессе жизни и деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Понятие способностей в психологии — Студопедия

Управленческая деятельность характеризуется различным уровнем качественных параметров, выполняется с большей или меньшей эффективностью. В первую очередь это зависит от профессиональных и личностных качеств руководителя.

Главными факторами эффективности управленческой деятель­ности выступают специфические управленческие способности. При изучении управленческой деятельности особую роль игра­ет понятие «способности».

В настоящее время из-за сложности управленческой дея­тельности эта проблема недостаточно изучена и вопрос о соста­ве и структуре управленческих способностей не решен в долж­ной мере. Существует лишь ряд подходов к ее разработке.

В психологии категория способностей является одной из са­мых сложных, растворяясь в таких психологических понятиях, как знания, умения, интеллект, личностные качества, психиче­ские процессы и др. Основные положения общепсихологиче­ской характеристики способностей заключаются в следующем.

Способности отличают от других психических явлений по трем основным признакам.

1. Способности — это индивидуально-психологические осо­
бенности, отличающие одного человека от другого.

2. Это только те особенности, от которых зависит эффектив­
ность деятельности.

3. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам,
уже выработанным у человека, хотя и обусловливают легкость
и быстроту их приобретения.

Характеризуются способности качественным и количест­венным аспектами. В качественном аспекте они рассматрива­ются как симптомокомплекс психологических свойств челове­ка, обеспечивающий успешность его деятельности. Количест­венная характеристика предполагает определение уровня способностей.


В структуре способностей выделяют две их основные кате­гории — общие и специальные способности. Формируются и развиваются они на основе задатков. Это — морфологические и функциональные особенности нервной системы и всего орга­низма, выступающие в качестве врожденных предпосылок для развития способностей.

Еще одно общее положение психологии способностей — выделение трех качественно различных уровней их представ-ленности: собственно способности, одаренность (талант) и гениальность. Вопрос о степени наследуемости способностей в теории способностей очень важен, но еще не решен. Развитие способностей неотделимо от развития личности в целом. Влияя на характер формирования личностных качеств, они сами ис­пытывают на себе воздействия со стороны формирующейся личности; это — двуединый процесс. Понятие «способности» в общей структуре психологических понятий занимает «проме­жуточное место» между категориями деятельности и личности.

способности в психологии — это… Что такое способности в психологии?


способности в психологии
индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями для успешного осуществления определенного рода деятельности.

Большой медицинский словарь. 2000.

  • способ флотации
  • справка о ранении

Смотреть что такое «способности в психологии» в других словарях:

  • Способности — Способности  это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в… …   Википедия

  • СПОСОБНОСТИ —         индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определ. рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте,… …   Философская энциклопедия

  • способности — индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения С. стали в XIX в., когда работами Ф. Гальтона было положено… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СПОСОБНОСТИ — – 1. Психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Потенциально С. представлены организацией морфологических структур, приспособленных для выполнения какой л. деятельности. Наиболее общая С.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Способности —         индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и… …   Большая советская энциклопедия

  • Способности к иностранным языкам (foreign language aptitude) — Складывается впечатление, что нек рые люди с завидной легкостью усваивают и. я., тогда как другим, даже при высоком уровне мотивации, он дается с большим трудом. Это говорит о том, что люди различаются по С. к и. я. На протяжении всего XX в. шли… …   Психологическая энциклопедия

  • СПОСОБНОСТИ — индивидуально пси хол особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности Различают общие и специальные С Общие С это свойства ума, к рые лежат в основе разнообразных спец. С, выделяемых в соответствии с теми …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Способности —     индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности …   Педагогический терминологический словарь

  • Когнитивные (познавательные) способности (cognitive abilities) — К. с. могут рассматриваться и как свойства, присущие всем людям как биолог. виду, напр. способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к др., напр. вербальная или… …   Психологическая энциклопедия

  • Международный Институт Глубинной Психологии — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/15 апреля 2012. Дата постановки к улучшению 15 апреля 2012 …   Википедия

Книги

  • Способности. Личность. Индивидуальность, Э. А. Голубева. В книге обобщены теоретические и экспериментальные работы автора с сотрудниками, объединяющие методы и концепции дифференциальной психологии и психофизиологии. Предложено новое понимание… Подробнее  Купить за 594 руб
  • Элементы психологии, Ж. Фонсегрив. Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная французским философом и психологом Ж. Фонсегривом, представляет собой учебник по психологии, предназначенный для первоначального знакомства с… Подробнее  Купить за 541 руб
  • Элементы психологии, Ж. Фонсегрив. Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная французским философом и психологом Ж. Фонсегривом, представляет собой учебник по психологии, предназначенный для первоначального знакомства с… Подробнее  Купить за 441 руб
Другие книги по запросу «способности в психологии» >>

Человеческий интеллект | психология | Британника

Человеческий интеллект , умственное качество, которое состоит из способности учиться на собственном опыте, адаптироваться к новым ситуациям, понимать абстрактные концепции и обращаться с ними, а также использовать знания для управления окружающей средой.

Большая часть интереса исследователей в области разведки происходит из их попыток точно определить, что такое интеллект. В своих определениях разные исследователи подчеркивали разные аспекты интеллекта.Например, на симпозиуме 1921 года американские психологи Льюис М. Терман и Эдвард Л. Торндайк разошлись по определению интеллекта: Терман подчеркивал способность абстрактно мыслить, а Торндайк делал упор на обучение и способность давать хорошие ответы на вопросы. Однако в последнее время психологи в целом согласились с тем, что адаптация к окружающей среде является ключом к пониманию того, что такое интеллект и что он делает. Такая адаптация может происходить в различных условиях: учащийся в школе изучает материал, который ему необходимо знать, чтобы преуспеть в курсе; врач, лечащий пациента с незнакомыми симптомами, узнает об основном заболевании; или художник переделывает картину, чтобы произвести более связное впечатление.По большей части адаптация включает в себя изменение самого себя, чтобы более эффективно справляться с окружающей средой, но это также может означать изменение среды или поиск совершенно новой.

Терман, Льюис Льюис Терман. С любезного разрешения Архивов истории американской психологии, Университет Акрона, Огайо.

Эффективная адаптация основана на ряде когнитивных процессов, таких как восприятие, обучение, память, рассуждение и решение проблем. Таким образом, основной акцент в определении интеллекта заключается в том, что это не когнитивный или умственный процесс как таковой, а скорее выборочная комбинация этих процессов, целенаправленно направленная на эффективную адаптацию.Таким образом, врач, который узнает о новом заболевании, адаптируется, воспринимая материал о заболевании в медицинской литературе, изучая, что этот материал содержит, запоминая важнейшие аспекты, необходимые для лечения пациента, а затем используя причину для решения проблемы применения информация к потребностям пациента. В целом интеллект стал рассматриваться не как отдельная способность, а как эффективное сочетание многих способностей. Однако это не всегда было очевидно для исследователей предмета; действительно, большая часть истории этой области вращается вокруг аргументов относительно природы и способностей, составляющих интеллект.

Теории интеллекта

Теории интеллекта, как и большинство научных теорий, эволюционировали через ряд моделей. Четыре из наиболее влиятельных парадигм — это психологическое измерение, также известное как психометрия; когнитивная психология, которая занимается процессами, посредством которых функционирует разум; когнитивизм и контекстуализм — комбинированный подход, изучающий взаимодействие между окружающей средой и психическими процессами; и биологическая наука, которая рассматривает нейронные основы интеллекта.Далее следует обсуждение событий в этих четырех областях.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня ,

психология | Определение, история, поля, методы и факты

Психология , научная дисциплина, изучающая психические состояния, процессы и поведение людей и других животных.

Уильям Джеймс Предоставлено Службой новостей Гарвардского университета

Британская викторина

Викторина «Введение в психологию»

Кто был основателем детского психоанализа?

Дисциплина психология в общих чертах делится на две части: большую профессию практикующих и меньшую, но развивающуюся науку о разуме, мозге и социальном поведении.У них разные цели, тренировки и практики, но некоторые психологи объединяют и то, и другое.

Ранняя история

В западной культуре вклад в развитие психологии внесли представители многих областей, начиная с таких философов, как Платон и Аристотель. Гиппократ философствовал об основных человеческих темпераментах (например, холерик, сангвиник, меланхолик) и связанных с ними чертах. Зная биологию своего времени, он предположил, что физические качества, такие как желтая желчь или слишком много крови, могут лежать в основе различий в темпераменте ( см. Также юмор ).Аристотель постулировал, что мозг является вместилищем рационального человеческого разума, а в 17 веке Рене Декарт утверждал, что разум дает людям способность мыслить и осознание: разум «решает», а тело принимает решение — дуалистический разум. — раскол тела, над преодолением которого все еще работает современная психологическая наука. Двумя фигурами, которые помогли основать психологию как формальную дисциплину и науку в XIX веке, были Вильгельм Вундт в Германии и Уильям Джеймс в Соединенных Штатах.В книге Джеймса «Принципы психологии» (1890) психология определяется как наука о психической жизни и содержится содержательное обсуждение тем и проблем, которые предвосхитили большую часть исследовательской программы в этой области столетием позже.

Однако в первой половине 20 века бихевиоризм доминировал в американской академической психологии. В 1913 году Джон Б. Уотсон, один из влиятельных основателей бихевиоризма, призывал полагаться только на объективно измеримые действия и условия, фактически исключив изучение сознания из психологии.Он утверждал, что психология как наука должна иметь дело исключительно с непосредственно наблюдаемым поведением низших животных, а также людей, подчеркивал важность поощрения только желаемого поведения при воспитании детей и опирался на принципы обучения через классическую обусловленность (на основе исследований с собаками русский физиолог Иван Павлов и, следовательно, известный как Павловский рефлексотерапевт). В Соединенных Штатах большинство факультетов психологии университетов посвятили себя превращению психологии из философии в строгую эмпирическую науку.

Иван Петрович Павлов Иван Петрович Павлов. Коллекция Мэнселла Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня

Бихевиоризм

Начиная с 1930-х годов, бихевиоризм процветал в Соединенных Штатах, и Б.Ф. Скиннер лидировал в демонстрации силы оперантного обусловливания через подкрепление. Бихевиористы в университетах проводили эксперименты с условиями, контролирующими обучение и «формирование» поведения посредством подкрепления, обычно работая с лабораторными животными, такими как крысы и голуби.Скиннер и его последователи явно исключили умственную жизнь, рассматривая человеческий разум как непроницаемый «черный ящик», открытый только для предположений и спекулятивных вымыслов. Их работа показала, что на социальное поведение легко повлиять манипулирование конкретными случайностями и изменение последствий или подкрепления (вознаграждения), к которому поведение приводит в различных ситуациях. Изменения в этих последствиях могут изменить поведение в рамках предсказуемой модели стимула-реакции (S-R). Точно так же широкий спектр эмоций, как положительных, так и отрицательных, может быть приобретен посредством процессов обусловливания и может быть изменен, применяя те же принципы.

Фрейд и его последователи

Одновременно, в любопытном сопоставлении, психоаналитические теории и терапевтические практики, разработанные обученным в Вене врачом Зигмундом Фрейдом и его многочисленными учениками — начиная с начала 20 века и сохранявшиеся на протяжении многих десятилетий — подрывали традиционный взгляд на человеческую природу как на сущность рациональным. Теория Фрейда сделала разум вторичным: для Фрейда бессознательное и его часто социально неприемлемые иррациональные мотивы и желания, особенно сексуальные и агрессивные, были движущей силой, лежащей в основе большей части человеческого поведения и психических заболеваний.Сделать бессознательное сознательным стало терапевтической целью клиницистов, работающих в этих рамках.

Зигмунд Фрейд. SuperStock

Фрейд предположил, что многое из того, что люди чувствуют, думают и делают, находится вне осознания, самообороны по своим мотивам и бессознательно детерминировано. Во многом это также отражает конфликты, возникшие в раннем детстве, которые проявляются в сложных паттернах кажущегося парадоксальным поведения и симптомов. Его последователи, эго-психологи, подчеркивали важность функций высшего порядка и когнитивных процессов (например,g., мотивация компетентности, способности к саморегуляции), а также механизмы психологической защиты человека. Они также переключили свое внимание на роли межличностных отношений и надежной привязанности в психическом здоровье и адаптивном функционировании, и они первыми стали анализировать эти процессы в клинических условиях.

После Второй мировой войны и Спутник

После Второй мировой войны американская психология, особенно клиническая психология, превратилась в самостоятельную значительную область, отчасти в ответ на потребности вернувшихся ветеранов.Росту психологии как науки способствовал запуск спутника в 1957 году и начало российско-американской космической гонки на Луну. В рамках этой гонки правительство США способствовало развитию науки. Впервые стало доступно массовое федеральное финансирование, как для поддержки поведенческих исследований, так и для обучения выпускников. Психология стала одновременно процветающей профессией практиков и научной дисциплиной, которая исследовала все аспекты человеческого социального поведения, развития ребенка и индивидуальных различий, а также области психологии животных, ощущений, восприятия, памяти и обучения.

Обучение клинической психологии находилось под сильным влиянием психологии Фрейда и ее ответвлений. Но некоторые клинические исследователи, работая как с нормальным, так и с нарушенным населением, начали разрабатывать и применять методы, ориентированные на условия обучения, которые влияют на социальное поведение и контролируют его. Это направление поведенческой терапии анализировало проблемное поведение (например, агрессивность, причудливую речь, курение, реакцию страха) с точки зрения наблюдаемых событий и условий, которые, казалось, влияли на проблемное поведение человека.Поведенческие подходы привели к инновациям в терапии, работая над изменением проблемного поведения не через инсайт, осознание или раскрытие бессознательных мотиваций, а через обращение к самому поведению. Бихевиористы пытались изменить неадаптивное поведение напрямую, исследуя условия, контролирующие текущие проблемы человека, а не их возможные исторические корни. Они также намеревались показать, что такие усилия могут быть успешными без замены симптомов, предсказываемой теорией Фрейда.Фрейдисты полагали, что непосредственное устранение вызывающего беспокойство поведения приведет к появлению новых и более серьезных проблем. Психотерапевты показали, что это не всегда так.

Чтобы начать изучение роли генетики в личностном и социальном развитии, психологи сравнили сходство личности, проявляемое людьми, имеющими одни и те же гены или одну и ту же среду. В исследованиях близнецов сравнивали монозиготных (идентичных) и дизиготных (разнояйцевых) близнецов, воспитанных либо в одной, либо в разных средах.В целом, эти исследования продемонстрировали важную роль наследственности в широком спектре человеческих характеристик и черт, таких как интроверт и экстраверт, и показали, что биологически-генетическое влияние было намного больше, чем предполагалось в раннем бихевиоризм. В то же время стало ясно, что то, как такие предрасположенности выражаются в поведении, во многом зависит от взаимодействия с окружающей средой в ходе развития, начиная с внутриутробного развития.

,

границ | Измерение творческих способностей к образу

Введение

Воображение пронизывает человеческий опыт. Деятельность визуального воображения включает создание, интерпретацию и преобразование ярких мысленных представлений (Thompson et al., 2011). Его творческая функция, проистекающая из участия в творческом процессе, чаще всего обсуждается в связи с воображаемыми играми детства (Singer and Singer, 1992; Hoff, 2005), а также с художественной и научной работой (Rothenberg, 1995; Root- Бернштейн, 2014).Однако вера в то, что творческое воображение является одной из основных способностей человека, способствующих эффективному использованию творческого потенциала (Runco et al., 1998), возникла не только в последние годы. Первое задокументированное исследование воображения было проведено среди ученых почти полтора столетия назад (Гальтон, 1880 г.), и с развитием исследований креативности были созданы инструменты для тестирования визуального творческого воображения. Однако существующие тесты не принимают во внимание сложность творческого воображения, которая стала импульсом для разработки Теста способностей к творческому воображению (TCIA), теоретические предположения которого, а также отдельные аспекты достоверности и надежности мы представляем в этой статье.Предлагаемый нами инструмент позволяет анализировать профиль визуального творческого воображения, таким образом рассматривая воображение как сложную и многомерную диспозицию, включающую в себя определенные характеристики (яркость, оригинальность, способность к преобразованию), которые выделяются в конъюнктивной модели творческой способности воображения. В этой модели творческое воображение определяется как способность создавать и преобразовывать представления, основанные на материале прошлых наблюдений, но значительно превосходящие их — путем создания так называемых творческих представлений (см. Dziedziewicz and Karwowski, 2015; Рисунок 1).Хотя творческое воображение, понимаемое таким образом, является частью широкой конструкции творческого познания (Finke et al., 1992), мы воспринимаем творческое воображение более узко, чем творческое познание.

www.frontiersin.org

Рис. 1. Совместная модель творческой способности воображения .

Проблемы с мерами творческого воображения

Основанное на тестах исследование креативности берет свое начало с теории дивергентного мышления Гилфорда (1950). Со временем задачи Гилфорда по измерению характеристик дивергентного мышления привели к появлению множества тестов, таких как Тесты творческого мышления Торранса (TTCT; Torrance, 1974) или Творческое мышление в действии и движении (TCAM; Torrance, 1981).В течение многих лет эта традиция исследования креативности оставалась доминирующим подходом. И хотя измерение воображения в психологии и смежных науках имеет более давнюю традицию, чем исследования дивергентного мышления (Galton, 1880), именно постгилфордовская ориентация оказала значительное влияние на проверку творческого воображения, а не наоборот. Влияние было настолько сильным, что вклад творческого воображения был включен в первые тесты для оценки дивергентного мышления, примером чего является «Задание на воображаемые рассказы» в Миннесотском тесте творческого мышления (MCTC; Torrance, 1962; Goldman, 1965). ; Millar, 2002), исходная версия TCAM.Сочетание этих способностей в дивергентном мышлении привело к размытию концепции воображения, ранее хорошо определенной в литературе. Интересно, что многие анкеты для исследования визуального воображения разрабатывались параллельно (например, Sheehan, 1967; Marks, 1973; Heckler et al., 1993), измеряя, главным образом, следующее: (1) яркость изображений — ясность, сложность и проработанность изображения. генерируемые образы; (2) управление образами — способность манипулировать созданными образами; и (3) образный стиль — предпочтение основанных на образах или словесных стратегий кодирования и обработки информации (MacInnis, 1987).Критерии оценки в недавно разработанных тестовых мерах были почти идентичны критериям в типичных тестах на дивергентное мышление, например: гибкость, проработанность, оригинальность, асимметрия и абстракция в тесте завершения рисования Франка (FDCT; Schaefer, 1970; Anastasi and Schaefer, 1971), гибкость, проработанность и оригинальность в тесте визуального воображения (VIT; McHenry and Shouksmith, 1970) или гибкость и оригинальность в тесте творческого воображения (CIT; Schubert, 1973). С другой стороны, влияние тестов Гилфорда на практику тестирования и оценки творческого воображения может быть не столь очевидным, как это описывается.Задолго до знаменитого выступления Гилфорда (1950), которое дало импульс развитию психологии творчества, Симпсон (1922) представил Тест на творческое воображение (визуальное), в котором аналогом трансформируемости был индикатор творческих изменений , который был прообразом гибкости мышления. Этот показатель был рассчитан на основе произведения количества всех рисунков, созданных в ходе теста, на количество изменений между рисунками (то есть количество моментов перехода между разными категориями).Таким образом, можно предположить, что первые определения способности трансформации образов располагались в области значений и их интерпретаций, как и гибкость мышления.

Со временем появилось много эмпирических исследований, которые продемонстрировали слабую связь между воображением и дивергентным мышлением (Parrott and Strongman, 1985; Campos and Perez, 1989; Campos and González, 1993), что подтверждается метаанализом, подводящим итоги этих исследований. (ЛеБутилье и Маркс, 2003).Поэтому стало оправданным рассматривать эти конструкции как отдельные и относительно независимые компоненты творчества, каждый из которых имеет свою специфичность измерения. Тем не менее влияние постгилфордской традиции было все еще настолько сильным, что даже после публикации Джеллена и Урбана «Теста творческого мышления» (TCT-DP; Jellen and Urban, 1986), который в некотором смысле преодолел доминирование В соответствии с гилфордским подходом к размышлениям о творчестве критериями оценки в новых тестах на творческое воображение по-прежнему оставалось воспроизведение беглости, гибкости, оригинальности и проработанности.Например, в Prueba de Imaginación Creativa (PIC; Artola et al., 2004) было выделено пять шкал, из которых четыре являются повторением компонентов дивергентного мышления: беглость идей, гибкость мышления, оригинальность ответов, проработка ответы и использование творческих деталей (цвет, тени, широта, поворот, новые перспективы). И хотя ссылки на беглость речи, которая может быть связана с производительностью (плодородием) воображения, в некоторой степени оправданы, определение оригинальности создаваемых образов с точки зрения их редкости является чрезмерным упрощением, которое является результатом копирования критериев оценки. для дивергентного мышления.Творческий аспект образов проявляется в генерации новых идей и гипотез, которые редки по своей природе, но, прежде всего, новаторские (Ward, 1994; Magid et al., 2015). Такой способ размышления об оригинальности образов виден в Тесте творческого воображения (TCI; Karwowski, 2008a, b), где задача участника — представить и нарисовать схематические рисунки, представляющие то, чего не существует, но, по мнению участника, , должен существовать.

Воспроизведение критериев оценки расхождения в тестах на творческое воображение привело к схожести тестовых заданий.Например, матрица FDCT является почти точной копией матрицы в фигуральной части TTCT — Picture Completion. Похожая ситуация и в случае PIC и Теста творческого воображения (TCI, Ren et al., 2012). Все они состоят из неполных цифр, которые необходимо заполнить и подписать, с той разницей, что FDCT состоит из 12 цифр, PIC — 4, а в TTCT и TCI их 10. Это, несомненно, отсылка к тесту набросков, в котором участнику дается простая базовая фигура, такая как круг, которую он или она должен дополнить таким образом, чтобы получить узнаваемый знак (Guilford and Hoepfner, 1966). ).Сходство наблюдается и в вербальных задачах. В версии ПОС, предназначенной для детей, задачи в вербальной части требуют описания: (1) возможных последствий превращения всех белок в динозавров, (2) новых применений пластиковых трубок, и (3) различных концовок ситуация, представленная на картинке. В вербальной части TCI участники придумывают альтернативные концовки для кратко изложенного рассказа. Нетрудно заметить, что это типичные задания из Тестов на отдаленные последствия тестов необычного использования (Guilford, 1967).Однако они не всегда являются копией задач Гилфорда. В тестовой таблице TCI есть 16 элементов — в группах по четыре: точки, полукруги, прямые и изогнутые линии — из которых легко сделать схематические рисунки. Как и в тесте «Сделай фигуру», здесь предусмотрены простые линейные элементы; однако суть задачи состоит не в том, чтобы изобразить как можно больше сложных фигур из этих элементов (Guilford, 1967), а в том, чтобы использовать их для схематического представления сформированного мысленного образа.Это показывает, что проблема тестов творческого воображения заключается не в том, что они вдохновлены заданиями, изобретенными Гилфордом, а в зачастую довольно механическом имитации их специфики и оценки.

Еще одна проблема, связанная как со спецификой заданий, так и с их оценкой, — это конструктная валидность тестов творческого воображения. Некоторые из этих инструментов имеют неясные теоретические корни. Первоначально FDCT служил для проведения проективных исследований характеристик мужественности и женственности (Franck and Rosen, 1949; Harkey, 1982).Баррон (1958) предложил новую версию теста; опираясь на гилфордское определение оригинальности, он разработал шкалу оригинальности FDCT, в которой особое внимание уделялось оригинальности, сложности и асимметрии сделанных рисунков. Использование теории Гилфорда еще раз подтверждает сильное доминирование этой ориентации в психологии творчества, поскольку в то время уже существовали как минимум две всеобъемлющие теории творческого воображения — Рибо (1906) и Выготского (1930/2004, 1931 / 1991).

Еще одна проблема тестов творческого воображения — это временные ограничения на их проведение — от 10 минут в PIC, смоделированном на TTCT, до 30 минут в TCI. Таким образом, это в основном тесты скорости (MCTC; FDCT; PIC; TCI). В результате решение этих тестов требует, прежде всего, быстрой реакции на поставленные задачи. Таким образом, результат, полученный в тесте, может зависеть не от реального уровня способностей к воображению, а от интеллектуальной мобильности. Люди с более высокой скоростью интеллектуальной работы будут выполнять больше тестовых заданий за определенную единицу времени, что опять же косвенно связано с беглостью мышления, что приближает эти тесты к классическим тестам Гилфорда с точки зрения оценки.

Следующее обвинение — серьезное, но упускаемое из виду многими исследователями — связано со способностями преобразования образов; он касается процессуального характера творческого воображения: то есть умения делать выводы о преобразованиях, совершаемых исключительно на основе их конечного результата, являющегося отражением созданных образов. Простейшая схема вывода о преобразованиях — это анализ перехода от исходного изображения к его окончательной форме. В образных тестах, основанных на тесте Sketches Test (FDCT, PIC, TCI), вывод о трансформациях основан на анализе изменений стимулов, вызывающих образы; например, в FDCT участник получает один балл по трехбалльной шкале за создание рисунка, который имеет сложную форму и не основывается на начальном символе.Это рискованный вид вывода о преобразовании изображений, поскольку он касается детализации и сложности изображения, которые определяют индекс яркости изображения, в большей степени, чем способности преобразования, ответственные за результат процесса реконфигурации или рекомбинации концепций ( Уорд, 1994). Поэтому правомерно заявить, что большинство тестов творческого воображения делают акцент на измерении способности создавать яркие и сложные образы, а также их оригинальности.

Описанные проблемы, связанные с измерением способностей к творческому воображению, послужили для нас импульсом к разработке нового инструмента. Опираясь на давнюю традицию исследования визуального и творческого воображения и в то же время пытаясь избежать недостатков существующих инструментов, описанных выше, мы разработали TCIA, предположения и избранные аспекты достоверности и надежности которого мы представим в следующих разделах книги. Эта бумага.

Оценка визуального творческого воображения — новый инструмент измерения

TCIA измеряет интенсивность трех характеристик творческого воображения, выделенных в конъюнкциональной модели творческой способности воображения: (1) яркость — способность генерировать четкие и отличительные образы, характеризующиеся высокой сложностью, специфичностью и проработкой; (2) оригинальность — способность создавать творческие образы, характеризующиеся новизной; и (3) способность к преобразованию — способность модифицировать и преобразовывать созданные образы (Dziedziewicz and Karwowski, 2015, см. также рисунок 1).Тест может использоваться в индивидуальных и групповых исследованиях на разных возрастных уровнях — примерно от 4 лет до позднего взросления.

Буклет теста TCIA в формате А3 состоит из семи заданий. Первый этап решения каждой задачи носит исследовательский характер. Участник (в групповом исследовании) должен представить в устной или письменной форме столько изображений, сколько сгенерировано на основе простого графического знака, называемого исходным рисунком. Далее он выбирает наиболее оригинальное из представленных изображений и на его основе делает рисунок с кратким описанием.В инструкции подчеркивается возможность доработки и изменения выбранного изображения и добавления к нему каких-либо элементов таким образом, чтобы создать что-то еще более оригинальное: «Вы найдете незаконченный рисунок на каждой странице теста. Напишите, пожалуйста, о чем он вам напоминает. Чем больше необычных идей, тем лучше. Затем подчеркните идею, которая вам больше всего нравится. Подумайте, что вы можете в нем изменить, изменить и развить, чтобы создать что-то еще более уникальное. Нарисуйте рамку и дайте своему рисунку название.Удачи!» (см. рисунок 3). В индивидуальном интервью исследователь записывает ответы участника на специально подготовленном листе для ответов. Независимо от способа тестирования время, отводимое на выполнение теста, не ограничено. Обычно для решения TCIA требуется не более 20 мин.

У теста есть две параллельные версии (A и B), которые отличаются только положением знаков — в версии B каждый исходный знак, вызывающий воображение, повернут на 180 градусов (см. Рисунок 2).

www.frontiersin.org

Рисунок 2.Буклет TCIA .

www.frontiersin.org

Рисунок 3. Начальные признаки TCIA .

У большинства тестов, измеряющих творческое воображение, нет альтернативных версий (например, FDCT, TCI), что послужило основным импульсом для начала работы по разработке параллельных версий TCIA. Возможность использования параллельных версий теста имеет большое значение в образовательной оценке, особенно при проверке эффективности различных вмешательств. Их использование в экспериментах, включающих начальные и конечные измерения зависимой переменной, устраняет необходимость применения одного и того же прибора и, таким образом, повышает надежность конструкции.

Рисунки и описания изображений, сделанные в TCIA, оцениваются по трем шкалам, основанным на конъюнкциональной модели творческих способностей к визуализации (шкала яркости; шкала оригинальности; шкала трансформируемости). Каждая шкала оценивается в соответствии с критериями, подробно обсуждаемыми и иллюстрированными примерами в руководстве по тестированию (Jankowska and Karwowski, 2015). В соответствии с этими критериями можно получить 0, 1 или 2 балла по каждой шкале за один рисунок. Баллы по шкалам рассчитываются путем сложения баллов, полученных за все рисунки.Общий балл — это сумма баллов, полученных по шкалам: яркости, оригинальности и способности к трансформации. Кроме того, анализ может также охватывать показатель генерируемости воображения — беглость воображения (см. Таблицу 1).

www.frontiersin.org

Таблица 1. Пример критериев оценки TCIA .

Шкала яркости измеряет степень визуализации и детализации создаваемых изображений. Высокий уровень яркости определяется, например, следующим: (A) обилие деталей в завершении начального рисунка; (Б) четкое изображение движения и динамики на рисунке; и (C) сложное представление метафорического и символического содержания.Шкала оригинальности измеряет новизну создаваемых изображений. О высоком уровне оригинальности свидетельствует, например: (D) изображение на чертеже новых объектов, действий, процессов и событий, которые значительно отличаются от реально существующих; (E) удивительное и новое представление культурных артефактов, таких как произведения искусства; (F) забавное представление содержания, предполагающее хорошее чувство юмора. Шкала трансформативности измеряет возможность модификации созданных изображений.Критерии оценки относятся к основным операциям преобразования визуальных образов, таким как: (G) умножение — умножение элемента изображения; (H) гиперболизация — чрезмерное искажение пропорций, например, за счет выделения какого-либо элемента изображения; (I) усиление — добавление деталей к изображению (см. Рисунок 4).

www.frontiersin.org

Рисунок 4. Примеры чертежей из TCIA . См. Текст описания A-I.

Чтобы установить структуру способностей к образу, характерных для конкретного человека, баллы TCIA могут быть подвергнуты профильному анализу.Затем каждая способность к образу оценивается на фоне других связанных с воображением навыков человека или по нормам, установленным для определенной группы населения. Полученный таким образом профиль полезен для прогнозирования дальнейшего развития воображения и принятия решения о направлении поддерживающих и стимулирующих вмешательств.

В профильном анализе высокие баллы по всем трем шкалам подтверждают способности к творческому воображению. В случае способности к яркому изображению генерируемые образы являются выразительными, но подражательными — это почти точное отражение ранее воспринятых и запомненных образов.В случаях такого рода людей следует вдохновлять на творческое объединение, нестандартное связывание и изменение сгенерированных изображений, чтобы придать им черты новизны. Людей с про-творческими способностями к визуализации следует поощрять создавать выразительные образы, добавлять в них детали и делать их динамичными. Напротив, в случае профиля способности к пассивной визуализации стимулирующие вмешательства должны быть сосредоточены на развитии способности неограниченного и разнообразного преобразования образов.

Настоящие исследования

Программа исследования, представленная ниже, была направлена ​​на проверку психометрических свойств нового теста.В девяти исследованиях с общей выборкой из 1700 участников мы проверили валидность критерия, сопоставив результаты TCIA с другими показателями воображения и творческих способностей (исследования 1–5) и дискриминантной валидностью TCIA (исследование 6), проверяя, действительно ли и к чему Измерения степени TCIA связаны с интеллектом и успеваемостью, измеряемой с помощью стандартизированных тестов, а также GPA. На следующем этапе, используя агрегированные данные, мы проверили конструктную валидность нового теста, выполнив подтверждающий факторный анализ.Мы также показываем инвариантность измерения TCIA у женщин и мужчин, а также отношения между возрастом и творческим воображением.

Другой целью нашего анализа было проверить надежность TCIA. В исследовании 7 мы демонстрируем последовательность оценок прошедших обучение судей по TCIA на основе руководства (Jankowska and Karwowski, 2015). Исследование 8 посвящено анализу надежности повторных тестов, а в исследовании 9 мы представляем отношения между тестами и повторными тестами, при этом версия B TCIA используется отдельно от версии A.Мы завершаем анализ надежности путем получения агрегированных данных из всех исследований, представленных в этой статье, и представляем внутреннюю согласованность шкал TCIA, оцененных с использованием более традиционного метода (α Кронбаха), а также более современной составной надежности ( H ; Hancock and Mueller, 2001), что является результатом подтверждающего факторного анализа. В таблице 2 представлен обзор всех исследований с описательной статистикой.

www.frontiersin.org

Таблица 2. Резюме исследований, представленных в этой статье, вместе с размерами выборки, инструментами и описательной статистикой .

Достоверность критерия (Исследования 1–5)

Метод
Участников

Исследование 1 . Участниками исследования 1 были 100 студентов (все женщины) в возрасте от 19 до 40 лет ( M = 22,73, SD = 4,71). Они изучали общественные науки в нескольких университетах большого города в центральной Польше.

Исследование 2 . Участниками исследования 2 были 57 студенток образовательных и педагогических учреждений в возрасте 20–24 лет ( M = 20.85, SD = 0,59). Они учились в педагогическом университете в Варшаве, столице Польши.

Исследование 3 . Участниками третьего исследования были 261 ребенок (110 девочек) в возрасте 5–7 лет ( M = 6,02, SD = 1,1). Дети посещали детские сады и начальные школы Варшавы.

Исследование 4 . Участниками исследования 4 были 226 человек (171 женщина) в возрасте от 11 до 30 лет ( M = 13,10, SD = 6,04).Это были ученики начальной, средней и старшей школы, а также студенты университетов со всей Польши.

Исследование 5 . Участниками исследования 5 были 741 человек (425 женщин) в возрасте от 15 до 25 лет ( M = 18,30, SD = 3,04). Это были ученики средних и старших классов, а также студенты университетов со всей Польши.

Меры и порядок действий

Во всех пяти исследованиях использовалась версия A. TCIA. Кроме того, в каждом из этих пяти исследований мы использовали разные анкеты и тесты, измеряющие характеристики, напрямую связанные с творческим воображением или творческими способностями.В каждом исследовании инструменты были представлены в случайном порядке. Инструменты, использованные в конкретных исследованиях, перечислены ниже.

Исследование 1 . Воспринимаемая эффективность использования визуального воображения была измерена с помощью опросника яркости визуальных образов (VIVIQ) (Marks, 1973, 1995). Анкета состоит из 32 пунктов, которые призваны измерить степень, в которой участник считает себя способным эффективно использовать воображение. Вот пример вопроса: «Отвечая на вопросы с 1 по 4, подумайте о каком-нибудь родственнике или друге, которого вы часто видите (но которого сейчас нет с вами), и подумайте о картине, которая предстает перед вашим мысленным взором.(1) Точный контур лица, головы, плеч и тела ». Надежность VIVIQ была высокой (α = 0,90).

Исследование 2 . Творческое воображение измерялось с помощью теста Franck Drawing Completion Test (FDCT), успешно применявшегося в более ранних исследованиях творчества (Dziedziewicz et al., 2013, 2014). FDCT состоит из 12 фигур, помещенных в отдельные «окна». Задача участников — завершить начальные фигуры таким образом, чтобы конечный результат получился в виде интересных рисунков.Нет ограничений по времени, необходимому для выполнения задачи. Тест оценивается по трехбалльной шкале (0-1-2): за условную форму не выставляются баллы, за достаточно сложную форму, частично выделяющуюся оригинальностью и нестандартным подходом, выставляется один балл, и два балла. даются для рисунков с богатой, свободной и нетрадиционной формой, которые не основаны строго на исходном символе. Максимальный балл по тесту — 24 балла. Надежность FDCT была высокой (α = 0,83).

Во втором исследовании мы также использовали классическую задачу экспериментов с творческим воображением, заключающуюся в рисовании животных «с другой планеты» (Generating Imaginary Animals; Ward, 1994). Участников попросили перечислить 20 животных, которые пришли им в голову (Список настоящих земных животных). Затем они должны были представить себе планету, совершенно отличную от Земли, на которой обитало множество видов растений и животных. На основе созданных изображений они сделали подробный рисунок воображаемого существа, видимого спереди и сбоку, дали ему имя и назвали все части его тела.Изображения оценивались с использованием индекса, применявшегося в более ранних исследованиях (Ward, 1994; Ward, Sifonis, 1997; Ward et al., 2002) — наличие нетипичных органов чувств (атрибутов существ).

Исследование 3 . В третьем исследовании мы использовали Тест творческого мышления-рисования (TCT-DP) (Jellen and Urban, 1986). Этот тест измеряет творческое мышление, определенное в широком смысле на основе модели творчества Urban Components (1996). Испытуемых просят завершить незаконченный рисунок.Подробные процедуры TCT-DP приведены в Urban (2004). Вкратце, участников этого задания просят завершить незаконченный рисунок, состоящий из нескольких фигур, включая полукруг и точку. Каждому участнику дается оценка творческих способностей на основе 14 критериев: (1) продолжение, (2) завершение, (3) новые элементы, (4) связи, выполненные линией, (5) связи, созданные для создания темы, ( 6) нарушение границ (зависит от фрагментов), (7) нарушение границ (независимо от фрагментов), (8) перспектива, (9) юмор и эмоциональность, (10) манипуляции с материалом, (11) сюрреалистические или абстрактные рисунки, ( 12) нетипичные сочетания фигур и символов, (13) нестереотипное использование определенного элемента и (14) скорость.Окончательная оценка за TCT-DP представляет собой сумму баллов по всем этим критериям. Предыдущие исследования (Gralewski and Karwowski, 2012; Karwowski and Gralewski, 2013) подтвердили его ценность как действительного и надежного показателя. В этом исследовании надежность TCT-DP была приемлемой (α = 0,75).

Исследование 4 . В исследовании 4 мы использовали задание на вербальное альтернативное использование, вдохновленное Миннесотскими тестами творческого мышления (Torrance, 1962). Задача заключалась в том, чтобы придумать необычные варианты использования банки за определенное время (3 мин).Это задание оценивалось с точки зрения беглости, гибкости и оригинальности мышления.

Исследование 5 . Круговой тест из Тестов творческого мышления Торранса (TTCT; Torrance, 1974) использовался для измерения дивергентного мышления (DT). Тест состоит из 20 пустых кружков, расположенных в 5 рядов по 4 на листе. Задача — создать по ним интересные рисунки, стараясь использовать все круги за 10 мин. Общее количество используемых кружков минус количество используемых для повторяющихся тем дает показатель беглости речи (диапазон: от 0 до 20 баллов).Этот индекс обычно считается абсолютно надежным, потому что он основан на механическом подсчете. Гибкость индексируется количеством рассматриваемых категорий тем; оригинальность индексируется обратной величиной частоты встречаемости каждой концепции во всей выборке (наивысшая оценка уникальных идей), а общая оценка оригинальности — это сумма оценок оригинальности для каждого ответа в кружке, созданного участником (см. Silvia et al. , 2008; Plucker et al., 2011 о преимуществах и ограничениях различных методов оценки оригинальности).

Исследовательская программа, представленная в этой статье, была одобрена институциональным наблюдательным советом университета авторов. Письменное разрешение родителей участвовавших детей было получено до сбора данных. Участники были проинформированы об исследовании и могли отказаться в любой момент. Все тесты оценивали 3 научных сотрудника (аспиранты психологии и педагогики), прошедшие подготовку по оценке творческих способностей.

Результаты и обсуждение

Корреляции между тремя шкалами TCIA и измерениями творческого воображения и творческого мышления представлены в таблице 3.Кроме того, в таблице 4 мы представляем полихорические корреляции между яркостью, оригинальностью и трансформируемостью TCIA и каждым из 14 критериев TCT-DP.

www.frontiersin.org

Таблица 3. Анализ достоверности критериев — корреляция TCIA с тестами VVIQ, FDCT и креативностью .

www.frontiersin.org

Таблица 4. Полихорические корреляции между критериями TCIA и критериями TCT-DP .

В случае отката измерений, рассматриваемых как относящиеся непосредственно к творческому воображению (VIVIQ, FDCT и Создание воображаемых животных), семь из девяти коэффициентов корреляции оказались статистически значимыми, с в целом значительным эффектом (медиана r = 0 ,32). Способности к изображению, измеренные с помощью VIVIQ, оказались довольно стабильно и с одинаковой силой коррелировали со всеми тремя критериями — наиболее сильно с яркостью ( r = 0,42) и немного менее сильно с оригинальностью ( r = 0,36) и трансформацией (). r = 0,31). Мы получили довольно похожую картину взаимосвязи в случае FDCT — оценки в этом тесте в основном были связаны с яркостью ( r = 0,48), менее сильно с оригинальностью ( r = 0.30), и наиболее слабо (как и незначительно) трансформируемостью ( r = 0,18). Напротив, количество нетипичных органов чувств в задаче «Создание воображаемых животных» не зависело от яркости ( r = 0,02), но сильно зависело от TCIA ( r = 0,45) и трансформируемости ( r = 0,32).

В случае корреляций между шкалами TCIA и мерами творческого мышления ситуация была менее ясной. Только 11 из 21 коэффициента корреляции были статистически значимыми со средним значением r = 0.12. Оценка TCIA была связана довольно последовательно — хотя и менее сильно, чем с показателями воображения — с оценками TCT-DP. Яркость ( r = 0,26) и оригинальность ( r = 0,32), а также трансформируемость ( r = 0,20) были связаны с общим баллом по этому тесту. Более подробный анализ с учетом конкретных критериев TCT-DP (таблица 4) выявил более интересные закономерности отношений. Яркость TCIA была наиболее сильно связана с нетрадиционной манипуляцией TCT-DP ( r = 0.44), перспективного ( r = 0,38) и фрагментно-независимого нарушения границы ( r = 0,30). Корреляции между оригинальностью и критериями TCT-DP были слабее: они были наиболее сильными в случае использования абстрактных элементов ( r = 0,30), введения новых элементов в чертеж ( r = 0,28), продолжения существующих элементов ( r = 0,27) и соединения, которые вносят вклад в тему ( r = 0,27). В случае трансформируемости мы обнаружили наиболее сильные связи с новыми элементами ( r = 0.22) и граничные (независимые от фрагментов) ( r = 0,20).

Корреляция между шкалами TCIA и баллами за задания из тестов Торранса была более слабой и менее систематической. Что интересно, показатели творческого воображения практически не имели отношения к классическим оценочным критериям тестов творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность) в случае с образным тестом (только беглость слабо связана с яркостью, r = 0,13). ). Что касается вербального теста, то наиболее стабильно оценки были связаны с оригинальностью, которая была связана идентичным образом ( r = 0.26) к беглости речи, гибкости и оригинальности. Связь между яркостью и трансформируемостью и показателями творческих способностей была более слабой, но значимой (0,13 = r = 0,18).

Результаты первых пяти исследований подтверждают достоверность TCIA. Более тесная связь между результатами, полученными в новом тесте, и установленными показателями творческого воображения (VIVIQ, FDCT, Generating Imaginary Animals) по сравнению с классическими показателями творческих способностей (также фигуральными) подтверждают утверждение о том, что при измерении характеристик, важных для творчества, TCIA больше фокусируется на воображении, чем на характеристиках мышления.По общему признанию, значения корреляции между яркостью, оригинальностью и трансформируемостью и измерениями с использованием других инструментов, разработанных для измерения воображения, не слишком высоки (максимальное значение составляет r = 0,48 между FDCT и яркостью воображения), но они сильны и достаточно последовательны, чтобы их можно было рассматривать как подтверждающие критерий достоверности новой меры. Что важно, полученный профиль различных отношений между шкалами TCIA и другими показателями также является аргументом в пользу обоснованности нового инструмента.Нетрудно заметить, что предпринятые до сих пор попытки изучения творческого воображения сосредоточивались только на отдельных его элементах. Например, FDCT (Dziedziewicz et al., 2013) на самом деле измеряет яркость и, в определенной (меньшей) степени, оригинальность творческого воображения, но не измеряет трансформируемость. Задача создания воображаемых животных (Уорд, 1994; Уорд и Сифонис, 1997; Уорд и др., 2002) многое раскрывает об оригинальности и почти ничего не говорит о яркости. Новый тест позволяет систематически анализировать все три компонента, важные для функционирования творческого воображения, без дублирования измерений, выполненных с помощью любого из предыдущих инструментов, и оставаясь относительно независимыми от творческого мышления.

Если предположить, что результаты, представленные в исследованиях 1–5, подтверждают достоверность критерия новой меры, следующим важным шагом было определение ее дискриминантной достоверности. Для этого мы использовали показатели общих интеллектуальных способностей (интеллекта) и успеваемости в различных областях. Предыдущие исследования и метаанализ (Kim, 2005; Karwowski and Gralewski, 2013) показывают, что отношения между творчеством и интеллектом не особенно сильны (однако см. Сильвию, 2015, где представлена ​​альтернативная позиция), а также отношения между творческими способностями. способностей и школьной успеваемости (Gralewski and Karwowski, 2012; Gajda, в печати; Gajda and Karwowski, отправлено).Вот почему мы посвятили исследование 6 проверке дискриминантной валидности нового теста, сопоставив полученные в нем результаты с интеллектом и успеваемостью в школе.

Дискриминантная валидность (Исследование 6)

Метод
Участников

Участниками исследования 6 были ученики начальной школы. Выборка состояла из 110 мальчиков и 120 девочек (всего N = 230), средний возраст которых составил 13,88 года ( SD, = 0,36). Участниками были ученики пятых классов начальных школ со всей Польши.Многоуровневая и многоуровневая выборка сделала ее репрезентативной для всех польских пятиклассников, за исключением учащихся специальных школ и учащихся очень маленьких школ (до 10 учащихся в классе). Выборка была взята из реестров Польской информационной системы образования (PEIS) (http://www.cie.men.gov.pl/index.php/sio.html). Четыре группы были выделены в зависимости от расположения школы (деревня, город с населением менее 20 000 человек, город 20 000–100 000, город с населением более 100 000 человек) и размера школы.В каждой случайно выбранной школе для участия в исследовании случайным образом были приглашены два класса.

Меры и порядок действий

Помимо TCIA, все участники прошли тест на интеллект и тест на успеваемость.

Интеллект. Для измерения интеллекта мы использовали прогрессивные матрицы Равена (RPM) (Raven et al., 2003). Надежность RPM в этом исследовании была высокой (α = 0,85).

Средний балл . Средний балл по всем школьным предметам за семестр, предшествующий исследованию, использовался в качестве меры школьных оценок.Средний балл предоставили студенты.

Школьная успеваемость . В качестве меры школьной успеваемости мы использовали результаты теста на успеваемость, разработанного Educa

.

Психология BA

FIXME: token.header.main_content FIXME: token.header.calendar_content FIXME: token.header.about_this_site_content

Выйти

  • мадьяр
  • английский
  • Deutsch
  • Будущие студенты
  • Летние университеты
  • Нынешние студенты
  • Alumni
  • Для родителей
  • Применить сейчас
  • Erasmus + стажировки в ELTE