Актерское и ораторское мастерство – Ораторское искусство для начинающих: 18 упражнений и правил
Упражнения по ораторскому искусству и актерскому мастерству / Блог им. Mary_DREAM / То, что меняет людей.
Рекламные проспекты всех без исключения курсов ораторского и актерского мастерства стремятся донести до нас очень уж «рекламную», хотя и гениальную в своей простоте мысль: умение красиво говорить, отстаивать свою точку зрения и убеждать людей необходимо не только в эфире и на сцене, но и в жизни. Это действительно так! Красноречивый и уверенный в своей мнении собеседник сразу располагает- ему хочется открыться, с ним хочется общаться.И, что самое приятное, развить навыки оратора и актера в себе под силу каждому человеку даже без каких-либо курсов. Было бы желание!
Еще несколько лет назад я начала заниматься своей речью и за это время достигла определенных успехов, выработала систему упражнений, не раз выходила на сцену, выступала с докладами на конференциях и читала стихотворения… С каждым разом я становлюсь на ступеньку выше и не перестаю совершенствоваться (того требует и жизнь и профессия).
Хочу поделиться с вами своим опытом и самыми любимыми, эффективными упражнениями. Они всем хорошо известны и действительно творят чудеса. Главное, заниматься регулярно!
Упражнение №1: Чтение вслух
Чтобы научиться чувствовать то, о чем говоришь, пропитывать своими эмоциями каждое слово, каждый звук, обязательно нужно читать вслух стихотворения. Возьмите лирический сборник Вашего любимого поэта (так легче начать) и читайте, читайте, читайте! С разными интонациями, паузами, эмоциями, тембром. Одно и то же стихотворение обязательно нужно самому себе или публике в лице, скажем, кошки прочитать хотя бы десять раз- все время по разному. Самое главное, прочувствовать слово и мысль, увидеть картину перед мысленным взором, попытаться понять, что ощущал поэт. Желательно стихотворение выучить наизусть. Во-первых, так образное мышление скорее разовьется, а во- вторых, речевой поток станет более подвижным и образным. Мой преподаватель по технике речевой коммуникации все время, когда проводит лекции, делает так называемые «лирические вставки». Читает отрывки из стихотворений, а то и целые шедевры. Недавно процитировал отрывок из «Евгения Онегина», где Таня Ларина письмо пишет. Роскошно! Столько чувств и эмоций!
И еще вслух нужно читать прозу. Здесь идеально подходят миниатюры Чехова или Михаила Зощенко. Хотя я привыкла читать отрывки и из больших произведений. Так сразу убиваешь двух зайцев: так информация усваивается глубоко в сердце и речь развивается. Единственный недостаток этого упражнения в том, что с течением времени у меня появилось желание все, что я читаю, вслух читать. Перезанималась:)
Упражнение №2: Скороговорки
Учась в школе, я решила, что по мне плачет театральная студия и отправилась на «пробы». Но нет. Не плачет вовсе! Выступала я замечательно, только очень волновалась и торопилась. Преподавательница посоветовала мне «все скороговорки перевыговорить», и за этот совет я ей безумно благодарна. Помогает. Нет ничего проще и эффективнее!
Вот мои самые любимые скороговорки. На самом деле их более трехсот, и при желании можно найти полную подборку на многочисленных сайтах посвященных ораторскому мастерству и актерскому искусству.
1) Интервьюер интервента интервьюировал.
2) Жили были три китайца: Як, Як — цедрак, Як — цедрак — цедрак — цедрони.
Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа — дрыпа, Цыпа — дрипа — дрыпа — дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як — цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як — цедрак — цедрак — цедрони на Цыпе — дрыпе — дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як — цедрака с Цыпой — дрипой: Шай — шарах, у Як — цедрак — цедрак — цедрони с Цыпой — дрыпой — дрымпампони: Шах — Шарах — Шарах — Широни.
3) Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил,
что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
5) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
6) В Каннах львы только ленивым венки не вили.
7) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
8) Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
9) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
10) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
11) Течет речка, печет печка.
12) Щипцы да клещи – вот наши вещи.
13) Тщетно тщится щука ущемить леща.
14) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
15) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь
Однажды мне довелось пообщаться с молодой, но уже известной актрисой, и она мне посоветовала при выговаривании скороговорок брать в рот пробку. Тоже очень полезно!
Упражнение №3: Описание предмета
Упражнение гораздо сложнее и глубже, чем может сперва показаться. Нужно выбрать любой предмет (мобильный телефон, книга, кастрюля… Что угодно!) и начать описывать его в течение трех-пяти минут. Вся соль в том, что некоторые предметы можно описать буквально в двух словах, и приходится свое описание растягивать, а значит необходимо найти то, чего раньше не замечал. Очень сложное, но безумно интересное упражнение!
Упражнение №4: Картинка жизни
Закройте глаза и мысленным взором представьте себе то место, в котором сейчас находитесь. Не упускайте мелочей. Предположим, Вы сидите в комнате на любимом диване. Какого цвета его обивка? Каков рисунок? А где лежат подушки? Какого цвета ковер? Что лежит на столе?
Что изображено на календаре, висящем над кроватью?
Очень сложное упражнение. Я ни как не могу вспомнить, какие цветы изображены на постере.
Занимает время, но помогает развить воображение, а, следовательно, и красноречие.
Иногда я упрощаю это упражнение: беру какой-либо «отрезок» комнаты или предмет и «фотографирую» его глазами, а затем описываю внутреннее изображение.
Упражнение №5: Пересказ
Мне кажется, что для этого упражнения стоит брать притчи и басни, например, Эзоповские. Так можно сразу двух зайцев убить- и образное мышление развить и свою речь усовершенствовать. Хотя я лично иногда беру и отрывки из произведений. Еще можно пересказывать только что прочитанные статьи или посты.
Кстати, в своей статье «Ораторское искусство. Советы» я писала о том, что при подготовке к выступлению ни в коем случае нельзя опираться на распечатки и читать с листов. Нужно пересказывать текст. А сначала, конечно, прочувствовать его.
Упражнение №6: Здесь я объединила несколько важных моментов для развития красноречия и постановки речи
Во-первых, необходимо исключить ВСЕ слова-паразиты и обсценную лексику. Это очень просто. Всего за месяц я избавилась от «блинов» и прочих «неприятностей». Жить и выражать мысли стало гораздо проще. 🙂
Во-вторых, научитесь следить за темпом речи. Я во время беседы начиню говорить очень быстро, сокращаю рассказ и сбиваюсь с мысли. Пока от этой проблемки не избавилась. А это ведь очень мешает! Нужно уметь завладеть вниманием собеседника.
В-третьих, расширяйте круг общения. Я слежу за тем, как разговаривают люди, какова манера их общения, и со временем прихожу к выводу, что «Каков человек, такова и его речь», как говорил Сократ. Если красноречие развивается, то и человек совершенствуется.
Упражнение№ 7: Практика
Если у Вас есть возможность выступать на различных конференциях или творческих вечерах, не упускайте ее! А если нет… То надо найти. Научиться красиво говорить и убеждать слушателей можно только на практике. Предлагают выйти с докладом на близкую Вам тему? Отлично! Хочется сходить на тематический вечер, посвященный любимому поэту, и там прочитать его стихотворение? Вперед!
Самое лучшее упражнение — живое выступление.
«А у меня страх сцены»- скажет многоуважаемый читатель, и я отвечу: «Нет такого страха». Раньше я была уверена, что он существует, но теперь абсолютно убедилась в обратном. Недавно мне довелось участвовать в английском Рождественском вечере, я вышла на сцену, дрожа от страха! Сердце бешено колотилось, коленки тряслись, но я все-таки выступила, хотя немного не так, как хотелось. И такие волнительные приступы случались со мной не один раз! Однако я всегда могу побороть себя и выйти на сцену, чтобы выступить. Пусть смотрят. Пусть обсуждают. Я вышла. И мне есть, что сказать.
Страха сцены нет. Есть так называемая «сценическая неуверенность», но ее легко побороть. Как? Необходимо… Выступить!:)
В данной статье я не предлагаю упражнения для постановки голоса и дыхания, потому, что сама почти этим не занимаюсь. Все очень индивидуально.
В заключение хочу напомнить, что мир принадлежит тем, кто хорошо говорит! И красноречие наше зависит только от нас самих. Мне довелось пообщаться с одним чудесным человеком, оратором и поэтом, литератором и ученым… Так вот он всегда говорит очень интересно, хотя в его речи порой проскальзывают «мелкие паразиты», эканье и быканье, паузы… Но его слушают завороженно, он буквально изменяет сознание людей! Знаете, в чем секрет? Его внутренняя искра, которая с потоком речи разгорается в пламя. Он любит, страстно любит предмет разговора, он разбирается в нем, он хочет говорить. И он может говорить, потому что верит в себя и способен отстоять собственную точку зрения. И это под силу каждому человеку. Было бы не просто желание, но стремление…
levelberi.ru
ОРАТОРСКОЕ И АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО — Школа правильного творчества
Уникальный курс 3 в 1 – это Ваше интенсивное развитие. Вы научитесь владеть своим голосом, получать удовольствие от публичного выступления, красиво и грамотно говорить, убеждать собеседников без манипуляции, формировать имидж успешного человека и многому другому.
Качественным преимуществом данного обучения является то, что курс не имеет аналогов и совмещает одновременно три направления. Обучение ведётся в группе до 10 человек, это гарантирует индивидуальный подход к каждому и детальную проработку всех аспектов хорошего ораторства.
Подойдёт ли мне этот курс? Да, если:
- Имеете страх выступления перед публикой и хотите научиться его преодолевать
- Ищите курс для самопознания и раскрытия талантов
- Хотите попробовать себя в новой профессии и выступать публично
- Желаете стать интересной личностью и развить свою харизму
Что я получу от этого курса?
- Освободитесь от комплексов и зажимов
- Научитесь находить контакт с любым типом людей
- Освоите знания техники публичных выступлений
- Попрактикуете каждый блок обучения под руководством опытного педагога
- Научитесь формулировать свои мысли, выражая их четко и красиво
- Сможете корректно отстаивать свое мнение в дискуссии
Программа курса:
1. Актёрское мастерство для жизни.
Учимся приёмам актёрского мастерства, которые Вы легко можете применять ежедневно.
- Избавляемся от комплексов и психологических зажимов
- Развиваем эмоциональность. Гимнастика чувств
- Учимся артистической смелости и острой характерности
- Рассматриваем предполагаемые обстоятельства
Проходим тренинги :
- На общение, взаимодействие и взаимозависимость
- На развитие памяти, внимания, скорости реакции
- На существование в различных темпоритмах
- На развитие творческого мышления
- На развитие интуиции
2. Публичное выступление.
- Учимся золотым правилам и законам выступления перед любой аудиторией
- Узнаем, как готовиться к публичному выступлению
- Изучаем методы борьбы со страхом публичного выступления
- Осваиваем эмоциональность и информативность публичного выступления
- Работаем с лаконичностью и краткостью . Золотая середина темпоритма и времени публичного выступления
- Изучаем компетентность публичного выступления
- Учимся грамотности и красоте речи. Звучащая речь и её особенности
- Разбираем внешность , позы и жесты оратора
- Проходим законы владения аудиторией
3. Постановка голоса.
- Узнаем всё о голосе и работе с ним
- Обсуждаем, что такое голос и откуда он берётся. Что влияет на голос. Что вредно, а что полезно для голоса
- Разбираем типы голосов
- Учимся гигиене голоса
- Говорим о психологии голоса
- Делаем дыхательную гимнастику для постановки голоса
- Проходим практику по постановке голоса
Курс ораторского и актёрского мастерства для школьников.
На увлекательном интенсивном курсе ораторского искусства старшеклассники всего за полтора месяца научатся уверенным и эффектным публичным выступлениям по авторской методике.
Участников ждет:
— развитие памяти и скорости реакции
— улучшение дикции, артикуляции, жестикуляции и манеры держаться перед аудиторией
— увеличение словарного запаса и кругозора
— развитие уверенности и победа над страхом публичных выступлений
— раскрепощение
— навыки общения с любой аудиторией
— обучение искусству самопрезентации
— актёрское мастерство для жизни
-снятие психологических комплексов и зажимов
Результаты прохождения курса:
— улучшение успеваемости в учёбе
— лёгкая подготовка и сдача выпускных экзаменов
— успешное прохождение вступительных испытаний в ВУЗ
— интересный и перспективный круг общения
— позитивные межличностные отношения с ровесниками и взрослыми.
Интенсив в формате занятий 1 раза в неделю по два часа в игровой и активной форме не даст школьникам заскучать, переутомиться или почувствовать себя неуютно. А работа в малой группе до 10 человек позволит тренеру уделить внимание каждому и помочь в решении поставленных целей.
Возраст: от 11 до 16 лет
8 занятий по 2 часа .
Старт курса 11 сентября.
Цены и скидки :
при предоплате до 1 августа = 13000 руб
при предоплате до 20 августа= 14000 руб
при предоплате до 10 сентября = 15000 руб
при оплате на первом занятии = 16000 руб
topvoices.ru
Ораторское мастерство. Секреты актёрской риторики
Наверное, вы не раз замечали, что когда вы говорите с человеком один на один, то общение складывается достаточно легко. При прочих равных обстоятельствах люди чувствуют себя уверенно, когда перед ними сидит один человек. А теперь представьте себе, когда человек выступает перед аудиторией. Наблюдали ли вы, что один человек может выступать с трибуны, и люди над ним смеются, практически не слушают его. А другой человек встаёт за трибуну – и толпа слушает его словно завороженная… В чём тут дело? Почему такая разница между двумя людьми, и от чего это зависит? Что такое школа ораторского искусства и чем там занимаются? Дело в том, что качество выступления зависит прежде всего от умения говорить, умения преподать себя. И немаловажную роль играет то, насколько человек сам верит в то, что говорит, а следовательно, от перевоплощения в роль, которую он «играет» на трибуне. Курсы сценической речи включают в себя ряд этапов. Это и постановка правильного дыхания, и артикуляция, и тембр, и тренинг уверенности в себе – то есть всё то, без чего практически невозможно отличное выступление на трибуне перед широкой аудиторией. Отдельно в программу входят курсы актерского и ораторского мастерства – сюда, как правило, относится умение грамотно, быстро и чётко излагать свои мысли, без лишних слов, потому что мало кто будет слушать человека, нудно излагающего с трибуны философию. Людям чаще всего нужна конкретика, нужен человек, способный воодушевить, повести за собой. Для подготовки таких людей и существует школа ораторского мастерства. Актерское мастерство и ораторское искусство всегда умеет заворожить публику. Актёр за трибуной чувствует себя как рыба в воде: ведь он так привык к сцене, привык управлять вниманием масс народу. Школа ораторского искусства на раннем этапе приучает вести себя уверенно. Кроме того, курсы ораторского мастерства и риторики обязательно включают в себя развитие памяти, ведь мало кому понравится, когда вы выходите и начинаете с трибуны читать по листочку, а про сцену и говорить нечего: там слова актёрской роли и вовсе должны войти в ваш ум и сердце. Умение подобрать горячие, точные, яркие эпитеты, наличие чувства юмора – вот чему учит школа ораторского мастерства. Будьте уверены – занятия сценической речью выведут вас на новый, качественный риторический уровень. Актёры – это всегда непревзойдённые ораторы, которых можно слушать часами, не замечая времени. И вы можете стать одним из них, записавшись на тренинг сценической речи. Существуют неудачные сценарии презентации, скучная манера повествования, эканье или отсутствие пауз в речи. Помочь это все избежать могут тренинги по ораторскому искусству в Москве. А также как избежать боязни сцены и побороть страх перед выступлением объяснит педагог по актерскому мастерству.www.teatr-benefis.ru
Актёрское мастерство для оратора
Скучающая сонная публика – страшный сон для оратора. К сожалению, этот сон часто становится явью. И тогда у выступающего есть лишь один путь, чтобы прогнать жуткое наваждение. И путь этот – включить зал!
Холодная аудитория
Актёры, музыканты, лекторы, учителя, тренеры, политики – все, кто выступает на аудитории, знает по собственному опыту – редко улыбается удача выступить на идеальной, разогретой кем-то до тебя публике. В основном, выходя на сцену, мы имеем дело с эмоционально не включённой аудиторией. И разогревать её приходится самому.
Не разогретый зал едва ли готов будет принять от Вас информацию, воспользоваться Вашим советом. Уж лучше и не начинать выступать, до тех пор, пока Вы не включили эмоции у своих слушателей. Иначе потратите время впустую и получите массу негативных впечатлений, из-за которых в следующий раз не захочется идти на сцену. Да и в процессе выступления нужно постоянно подогревать эмоциональный интерес зала.
Надо сказать, что актёрам, певцам, юмористам в этом плане гораздо проще. К ним зрители уже приходят в несколько приподнятом настроении, ожидая чуда или уж, по крайней мере, приятного провождения времени. Далее у них всё тоже обстоит проще – спектакль или юмореска написаны авторами так, чтобы эмоциональный интерес аудитории поддерживался автоматически. Музыка же вообще обладает термоядерным подогревом. Поэтому она также активно используется и в театре, и в юмористических шоу.
Итак, в театрально концертной среде слушатели приходят уже с некоторым эмоциональным включением. И даже там аудиторию греют. Посмотрите, как начинает свои выступления Задорнов или Жванецкий, послушайте, какими песнями открывается любой концерт – и Вы точно поймёте: публику настраивают, разогревают, эмоционально тормошат. А кто приходит в приподнятом настроении на лекцию или презентацию? Такое случается крайне редко. Чаще – публика приходит к оратору с нулевыми эмоциями или даже с уходом в небольшой минус: мол, давай, поговори мне тут, послушаю я, что ты болтать будешь… И выступающему приходится прикладывать всё своё ораторское мастерство, лишь бы вывести зал в активное эмоциональное состояние, а уже потом продвигать свои идеи.
Как стать душой компании?
Наверняка, любой человек сталкивался хоть раз в жизни с компанейским заводилой. Это люди, которые умеют создать «эмоциональную пену», буквально, из ничего. Оказавшись за столом, «душа компании» целый вечер балагурит – бравурно, пафосно, активно: болтает о философии, о забавных пустяках, смешных историях, морали и житейских истинах. А люди слушают его. Кто – с удовольствием, кто – с раздражением, а кто – и с завистью. Впрочем, чаще – с удовольствием. Глядя на «душу компании» никогда не подумаешь, что этот весельчак на вечных батарейках может иметь какие-то проблемы с ораторским мастерством… Может!
Неискушённые в риторике и ораторском искусстве слушатели склонны сожалеть, что сами не родились под той же счастливой звездой. Их можно понять. Они интуитивно чувствуют: эмоционально включить зал такому человеку – плёвое дело. И потому сами мечтают в тоске о том, как стать душой компании? Однако в этом оправданном порыве они упускают важную деталь: «душа компании» умеет развлекать, а оратору нужно ещё информировать, устанавливать доверительные отношения, побуждать к действиям. А во всём этом балагуры не слишком искусны. Особенно, если им нужно структурно донести информацию. Такая задача «душе компании» часто не под силу без специальной тренировки. И не имея определённых оттренированных навыков, оратор-эмотивист может оставить у зала чувство информационного вакуума, зря потраченного времени.
И всё же у подобных артистичных ораторов – королей застолья – есть чему поучиться. Они эмоционально открыты, позитивны, интуитивно владеют жанром сторителлинга, говорят на высокой энергетике, с огоньком. Так что развивать свой артистизм в том же направлении будет полезно каждому, кто решил штурмовать крепости ораторского искусства и риторики.
Так чем же можно включить зал?
Проще всего включить зал собственной эмоциональностью, как делает это «душа компании». Но ведь не каждому дано родиться артистичной натурой. В этом случае есть другие подходы.
- Громкий голос. Прекрасно активизирует сознание зала. Поэтому, изучающему ораторское искусство, обязательно требуется заниматься постановкой голоса.
- Энергетика. Общая активность – жестикуляция, зрительный контакт, перемещения по сцене, выделение голосом ключевых слов и т.п. – служит прекрасным инструментом для включения зала. Энергетику же под силу поднять каждому человеку вне зависимости от врождённых данных.
- Истории. Даже небольшие истории, имеющие хотя бы косвенное отношение к теме ораторского выступления, способны существенно поднять настроение слушателей.
- Общая атмосфера. Яркое оформление зала, фоновая музыка замечательно настраивают людей на слушание.
- Юмор. Анекдоты, шутки, афоризмы – всё это волшебным образом повышает эмоциональный фон аудитории. А если учесть тот факт, что в нашей стране любят юмористов, которые умеют шутить с прохладным, а то и с каменным выражением лица – то невысокая эмоциональность выступающего будет здесь только на пользу.
Где можно повысить свой артистизм?
Часто люди, в порыве стремления к наработке высокого артистизма отправляются на курсы актёрского мастерства. Это не совсем правильно. Актёрские подмостки и ораторская трибуна – дети разных муз. На сцене актёру нужно соответствовать заданному образу, чётко следовать логике реакций на различные ситуации, предложенные автором пьесы и… ни в коем случае не контактировать с залом. В последнее время, правда, появляется много театров, в которых «правило четвёртой стены» нарушается. В интерактивном представлении возможен даже физический контакт с представителями зала. Но и там он перемежается участками отстранённого действия. Но в ораторском искусстве – быть отстранённым недопустимо. Если оратор говорит отстранённо, значит ему не хватает ораторского мастерства для включения зала.
Вот почему артистизм лучше развивать именно на тренинге риторики и ораторского искусства. В «Академии РитОрИс» это можно сделать на курсе «Выступай – легко!» Причём с этой целью рекомендуется посетить первый уровень курса. Ну а для желающих ещё глубже вникнуть в различные способы эмоциональной поддержки слушателей рекомендуется тренинг актёрского мастерства для оратора «Школа образа». А также тренинг острословия и юмора «Больше так шути!»
ritoris.ru
Актерское мастерство для начинающих: какие упражнения делать дома
Сколько не клади зубы на полку, но творческие люди нуждаются в самовыражении. И дабы раскрыть актерский талант, усовершенствовать сценическое мастерство, нужно упорство и терпение. Приобрести и отточить все навыки, необходимые профессиональному актеру, помогут упражнения по актерскому мастерству. Ведь актер на сцене непросто механическая кукла, которая бездумно выполняет установки режиссера, а кукла, умеющая мыслить логично, просчитывать действия на несколько шагов вперед. Профессиональный актер пластичен, имеет хорошую координацию, выразительную мимику и внятную речь.
Основные правила актерского мастерства
Прежде чем начинать на полную катушку изучать и прорабатывать этюды и сценки, нужно немного разобраться в себе. Настоящему актеру необходимы определенные черты характера, которые надлежит активно в себе развивать. Другие же качества стоит запрятать в дальний угол и вспоминать о них крайне редко.
Рассмотрим такое качество, как любовь к себе. Казалось бы – нормальное состояние для каждого человека. Но у этого качества есть 2 стороны:
- Самолюбие – заставляет каждый день развиваться и учиться, не опускать руки. Без этого качества стать знаменитым актером не сможет даже очень талантливый человек.
- Себялюбие и самолюбование – тупик для актерской карьеры. Такой человек никогда не сможет работать на зрителя, все внимание будет приковано к собственной персоне.
Хороший актер не может быть рассеянным. Он не должен отвлекаться на посторонние шумы во время игры на сцене. Ибо актерское мастерство по своей сути подразумевает постоянный контроль себя и партнера. В противном случае роль просто станет механическим представлением. А внимание позволяет не упускать важные детали во время обучения, просмотра театральных постановок, мастер-классов и тренингов. Для того чтобы научиться концентрироваться, используйте упражнения для развития внимания из сценического мастерства.
Внимание – основа хорошего старта театральной карьеры
Развитие внимания начинается не со специальных упражнений, а с повседневной жизни. Начинающему актеру следует много времени проводить в людных местах, наблюдать за людьми, их поведением, мимикой, характерными особенностями. Все это в дальнейшем можно использовать для создания образов.
Заведите творческий дневник – это обычный дневник творческого человека. В нём выражайте свои мысли, чувства, записывайте все изменения, которые произошли с окружающими предметами.
После заполнения творческого дневника, можно переходить к отработке сценок и этюдов. Начинающий актер обязан максимально точно передать образ и мимику человека, за которым наблюдал. Нужно помещать прототипы в нестандартные ситуации – именно такие постановки показывают, насколько актер смог понять и вжиться в образ неизвестного человека.
«Слушаем тишину»
Следующее упражнение – умение слушать тишину, нужно научиться направлять внимание на определенную часть внешнего пространства, постепенно расширяя границы:
- прислушаться к себе;
- слушать, что происходит в комнате;
- прислушаться к звукам во всем здании;
- распознать звуки на улице.
Упражнение «Тень»
Оно не только развивает внимание, но и учит осознано двигаться. Один человек медленно делает какие-либо беспредметные действия. Задача второго – максимально точно повторять все движения, стараться их предугадать, определить цель действий.
Пантомимы и инсценировки
Хороший актер умеет выразительно передавать эмоции словами и телом. Эти навыки помогут вовлечь в игру зрителя, донести до него в полной мере всю глубину театральной постановки.
Пантомима – особый вид сценического искусства, основанный на создании художественного образа посредством пластики, без использования слов.
- Лучшее упражнение, чтобы научиться пантомиме – игра «крокодил». Цель игры – без слов показать предмет, фразу, чувство событие. Простая, но веселая игра прекрасно тренирует выразительность, развивает мышление, учит быстро принимать решения.
- Инсценировка пословиц. Цель упражнения – при помощи небольшой сценки показать известную пословицу или афоризм. Зритель должен понять смысл происходящего на сцене.
- Игра в жесты – при помощи невербальных символов актер может очень многое сказать на сцене. Для игры надо не менее 7 человек. Каждый придумывает себе жест, показывает его окружающим, затем показывает какой-нибудь чужой жест. Тот, чей жест показали, должен быстро повторить его сам, и показать следующий чужой жест. Кто сбился – выбывает из игры. Эта игра – комплексная, развивает внимание, учит работать в команде, улучшает пластику и координацию рук.
Упражнения для развития пластики
Если с пластикой дела обстоят не очень хорошо, можно легко исправить этот недостаток. При регулярном выполнении следующих движений дома можно научиться лучше чувствовать собственное тело, умело им управлять.
«Красим забор»
Хорошо развивает пластику кистей и рук упражнение «красим забор». Необходимо красить забор, используя кисти рук вместо кисточки.
Какие упражнения делают руки послушными:
- плавные волны от одного плеча к другому;
- невидимая стена – необходимо руками прикасаться к невидимой поверхности, ощупывать ее;
- гребля невидимыми веслами;
- выкручивание белья;
- перетягивание невидимого каната.
«Собери по частям»
Более сложное задание – «собери по частям». Надо собрать по частям какой-нибудь сложный механизм – велосипед, вертолет, самолет, создать из досок лодку. Взять невидимую деталь, ощупать руками, показать размер, вес и форму. Зритель должен представлять, какая запчасть находится в руках у актера. Установить деталь – чем лучше пластика, тем быстрее зритель поймет, что собирает актер.
«Гладим животное»
Упражнение «гладим животное». Задача актера – погладить животное, взять его на руки, покормить, открыть и закрыть клетку. Зритель должен понимать – это пушистый заяц или скользкая, извивающаяся змея, маленькая мышка или большой слон.
Развитие координации
Актер должен обладать хорошей координацией. Этот навык позволяет выполнять сложные упражнения на сцене, выполнять несколько движений одновременно.
Упражнения на развитие координации:
- Плаванье. Вытянуть прямые руки параллельно полу. Одной рукой совершать круговые движения назад, другой – вперед. Двигать руками одновременно, периодически менять направление движений каждой руки.
- Постучать — погладить. Одну руку положить на голову и начать гладить. Другую руку поместить на живот, легко постукивать. Движения делать одновременно, не забывая менять руки.
- Дирижер. Руки вытянуть. Одна рука совершает движения вверх-вниз на 2 такта. Другая – совершает произвольные движения на 3 такта. Или рисует геометрическую фигуру. Действовать обеими руками одновременно, периодически менять руки.
- Путаница. Вытянуть одну руку, прямой рукой совершать круговые движения по часовой стрелке, при этом одновременно вращать кистью в другом направлении.
Эти упражнения первое время выполнять непросто. Но постоянная практика дает результаты. Каждое упражнение стоит повторять не менее 10 раз каждый день.
Сценки и этюды для начинающих актеров
Начинающему актеру необязательно все придумывать с нуля. Умение качественно копировать и подражать – неотъемлемая часть сценического мастерства. Нужно просто найти фильм с любимым персонажем, постараться максимально точно скопировать его мимику, движения, жесты и речь, передать эмоции и настроение.
Задание кажется простым, но на первых порах могут возникнуть затруднения. Только регулярные занятия помогут отточить мастерство подражания. В этом упражнении не обойтись без внимания и умения сконцентрироваться на мелочах. Хорошим даром подражания обладает Джим Керри – у него есть чему поучиться.
Упражнение «Додумай»
Актерская профессия предполагает хорошо развитую фантазию и воображение. Развивать эти навыки можно при помощи упражнения «додумай». Необходимо пойти в места большого скопления людей, выбрать человека, понаблюдать, обратить внимание на внешний вид и манеру поведения. Потом придумать ему биографию, имя, определить род занятий.
Если рядом есть такой же начинающий актер – можно поделиться выводами с ним, услышать его версию, обосновано и аргументировано объяснить свою точку зрения. Упражнение учит обращать внимание на мелочи, формулировать мысли, развивает фантазию и творческое мышление.
Сценическая речь
Хорошая сценическая речь подразумевает не только четкое произношение и хорошую артикуляцию. Хороший актер должен уметь тихо кричать и громко шептать, одним только голосом передавать эмоции, возраст и душевное состояние героя.
Чтобы научиться предавать эмоции словом, необходимо какую-либо простую фразу произнести с точки зрения разных персонажей – маленькой девочки, зрелой женщины, мужчины в возрасте, знаменитого актера или политического деятеля. Нужно найти особенные интонации для каждого персонажа, использовать типовые речевые обороты.
Упражнения для развития сценической речи:
- Задуваем свечи. Набрать побольше воздуха, поочередно задуть 3 свечи. Количество свечей нужно постоянно увеличивать, задействовать при вдохе мышцы диафрагмы.
- Отрабатываем технику выдоха. Для этого упражнения подходит стихотворение «Дом, который построил Джек». На одном дыхании необходимо произносить каждую часть произведения.
- Улучшаем дикцию. Невнятная речь недопустима для хорошего актера. Нужно честно определить проблемные звуки в своей речи, ежедневно произносить скороговорки, которые направлены на устранение проблемы. Заниматься надо не менее получаса 3–5 раз в день. Скороговорки учат четко говорить в быстром темпе, что крайне важно в актерской деятельности.
- Интонация играет видную роль в создании правильного образа. Для тренировки необходимо ежедневно читать вслух художественные драматические тексты.
Упражнения по актёрскому мастерству можно изучать самостоятельно, на помощь придут различные тренинги. Но лучше заниматься в компании таких же единомышленников – можно пойти на курсы или устраивать дома театральные вечера. Главное, никогда не сдаваться, всегда верить в собственный талант, двигаться к намеченной цели.
yourspeech.ru
Обучение актерскому мастерству в домашних условиях
Шекспир писал, что «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры». Ошибочно полагать, что актерское мастерство нужно только лицедеям. В реальной жизни тоже нужно уметь играть, чтобы уверенно держаться в любых ситуациях. Сегодня рекламные объявления предлагают сотни вариаций курсов актерского мастерства даже под управлением именитых актеров и режиссеров. Неужели сейчас это так актуально?
Применимо ли актерское мастерство в повседневной жизни?
Актерское мастерство помогает в жизни. Оно позволяет произвести впечатление на аудиторию при устном выступлении, сократить волнение. Навык актерства – это еще и хорошо развитая речь, умение владеть своим телом. Перед публичным выступлением люди обычно волнуются, не знают, куда положить свои руки, начинают трогать пуговицы на пиджаке или грызть ногти. Их речь становится прерывистой и монотонной.
Управлять своими эмоциями – главная задача для начинающего актера. Нельзя считать, что актерами могут стать только талантливые люди. Каждый, при общении с маленьким ребенком, подстраивается под его речь, драматизирует: «Ах, какая большая собака!» И никто не переигрывает в таких ситуациях, потому что все происходит бессознательно.
Уроки актерства помогут узнать самого себя, свои способности, раскрыться с совершенно других сторон и избавиться от психологических проблем и комплексов. Даже юных ребят оправляют на курсы актерства. Задачи обучения детей актерскому мастерству – это выработать навыки красноречия, пластики и грациозности, вокала и танцев.
Какие элементы актерского мастерства изучаются?
Изучаются следующие элементы актерского мастерства:
- сценическая речь. Чем она отличается от той речи, которой пользуются люди изо дня в день? Чтобы побудить других сделать какие-либо действие, необходимо правильно использовать свой голос, интонацию, внятно произносить все звуки. Сухо сказанные слова не затронут фибры души другого человека;
- сценическое движение. Станиславский считал умение раскрепоститься основным в актерском мастерстве. При помощи невербальных средств можно передать настроение, эмоции, выразить отношение к происходящему или к другим людям. Главное – выполнять все движения естественно, не переигрывать;
- вокал. Актерам, задействованным в театре, часто приходится исполнять песни. Режиссерам удобнее работать с «универсальным» актером, который может не только сыграть, но и спеть. В повседневной жизни людям, далеким от актерства, тоже пригодится навык пения, ведь он помогает произвести впечатление, выразить настроение и чувства;
- танцы. Танец помогает развивать пластику актера, чувствовать музыку. Нередко пластичные и красивые движения способствуют развитию действия. В обычной жизни умение танцевать – одно из ключевых для высокообразованного человека.
Важно: все элементы актерского мастерства важны, потому что они открывают все грани человека, помогают ему раскрепоститься.
Какие упражнения можно делать в домашних условиях
Для того чтобы овладеть азами актерского мастерства, не обязательно посещать курсы и тренинги. Обучение актерскому мастерству начинается дома в спокойной обстановке. Выполнение различных упражнений поможет развить речь и движения.
Упражнения для развития сценической речи
Перед любым публичным выступлением нужно сделать упражнения на разминку языка:
- Представить, что во рту вкусная сладкая ягода. Языком нужно давить на мягкое небо и почувствовать вкус сока. Зубы разомкнуть. Повторить упражнение следует 10 раз.
- Покусывание языка». Открыть рот и осторожно покусывать язык по всей длине.
- Произносить имена, как подбрасывать теннисный мяч: отрывисто и четко. Во время тренировки не забывать смотреть собеседнику в глаза, а то можно показаться неубедительным.
- Говорить так, чтобы всем было слышно. Если бормотать что-то себе под нос, то невозможно донести никакой посыл.
- Найти свой голос. Ошибочно полагать, что лучший голос – это высокий. Наоборот, такую высоту слушать очень сложно. Вот почему лучшими ораторами во все времена были мужчины.
- Произносить согласные. Согласные звуки – основа речи. Для развития этого навыка нужно взять текст, пробку, зажать ее в зубах и попытаться четко прочитать написанное. Студенты театральных факультетов проделывают это упражнение многие месяцы, чтобы добиться четкости в речи.
Правильное дыхание – основа успешности любого монолога. Дышать следует животом, так не придется добирать воздух в середине слова или предложения. Тренировать артикуляцию можно при помощи скороговорок и трудноговорок.
Упражнения для развития сценического движения
- Стоя на одной ноге, наклонять корпус влево, вправо, вверх и вниз. В прыжке поменять ногу.
- Стоя на пятке, представить в руке воображаемый веер. Слегка махать им и одновременно удерживать равновесие.
- Представить большой камень. Попытаться сдвинуть этот валун руками и ногами, приложить усилия. Задача: показать напряжение.
- Для развития координации можно вращать правой рукой в одном направлении, а левой – в другом.
Важно: в домашних условиях можно произвести обучение актерскому мастерству и развить основные навыки речи и движения без всякого оборудования.
Какая литература поможет в освоении актерского мастерства
Наиболее известным источником по обучению актерского мастерства является книга Станиславского «Работа актера над собой». Этот учебник проходится во всех театральных вузах. Там описаны азы актерства и необходимые упражнения. Кроме практических навыков, можно проникнуться размышлениями автора об актерстве вообще.
Еще один труд Станиславского – «Этика», где описываются ситуации, с которыми может столкнуться актер, отношения с коллегами. Ученик Станиславского, Михаил Чехов, в своей монографии «Тайны актерского мастерства» раскрывает секреты профессии, дает советы.
Из зарубежной литературы следует обратить внимание на книгу Иваны Чаббак «Мастерство актера: техника Чаббак». Она учит, как правильно входить в образ и как из него выходить. Еще расписываются алгоритмы выражения различных эмоций: от переживания смерти до беременности. Есть книги, из которых выжаты только сценки, этюды и упражнения. Такие самоучители для обучения актерскому мастерству подойдут тем, кто хочет на практике оценить свои силы.
Людям каких профессий полезно будет посетить такие курсы
Навыки актерского мастерства будут полезны ведущим корпоративов, аниматорам, учителям и воспитателям. Каждый их рабочий день – это выход на сцену, где на них смотрят несколько десятков глаз. Умение красиво говорить и держаться поднимет их по карьерной лестнице, а также они обретут сотни поклонников, которые станут восхищаться их талантом. Навыки актерства будут полезны всем, кто по своей службе работает с другими людьми.
Вывод
Можно ли обучиться актерскому мастерству? Если есть желание, усердие и систематичность, то этим навыком можно овладеть за несколько месяцев. Границы мира станут шире для новоиспеченного лицедея, он начнет лучше понимать людей, их поступки, потому что примерит на себя их роли.
С точки зрения психологии, такие тренинги помогут открыть человеку самого себя. Главное – верить в свой успех, и тогда все получится.
Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора
blog.oratorskoeiskusstvo.com
10 приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают великую
Виктория Шилкина
Главный редактор электронной библиотеки обзоров книг нон-фикшен KnigiKratko.ru.
Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.
Книга Джеймса Хьюмса — известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов — раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.
1. Пауза
С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика — вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.
2. Первая фраза
Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.
Первая фраза — это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.
3. Яркое начало
Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.
4. Главная мысль
Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».
Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.
Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.
5. Цитаты
Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.
Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.
Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.
6. Остроумие
Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.
Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.
Автор книги советует для проверки анекдота или остроты использовать правило трёх Р: шутка должна быть реалистичной, релевантной и рассказанной (а не прочитанной).
7. Чтение
Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.
Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.
Используйте технику СОС: смотреть — остановиться — сказать.
Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.
8. Приёмы оратора
Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.
Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).
Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.
Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.
А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.
9. Вопросы и паузы
Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.
10. Финал
Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.
Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.
И, наконец, последний совет автора: удивляйте слушателей, заставайте их врасплох! Именно так поступали все великие ораторы. Не будьте предсказуемы и прозаичны, не становитесь рабами любезностей. Будьте не такими, как все.
lifehacker.ru