Боль в душе мужчины: Как себе помочь, если болит душа? Для мужчин
Когда в душе острая боль, или — Мужчины не плачут?
Фильм «Ликвидация»
Фильм «Гладиатор»
Фильм «9 рота»
От женщин часто можно услышать сожаление о том, что сегодняшним мальчикам не хватает мужского воспитания, а в результате недостатка мужского воспитания мужчины не проявляют себя по-мужски. Это огромная правда, только готовы ли мы сами к такому воспитанию, в том числе готовы ли сами женщины принять трудные нормы мужского воспитания, воспитания по-мужски?
Убеждение «Мужчины не плачут» — обязательная часть мужского воспитания. Думается, это хорошее убеждение, только применять его нужно с рассуждением и умом.
Само по себе поплакать — не стыдно и не вредно. Хорошо поплакать от радости, можно всплакнуть на похоронах, где это уместно и принято. Но в других ситуациях, где дети и женщины могут заплакать, мужчины этого не делают. Мужчины не плачут, потому что для них это обычно бессмыленно, и для того, чтобы оставаться мужчинами, то есть сильными и разумными людьми.
Это не все знают, но для мужчины плач — бессмысленен. Для женщин все по-другому: если у женщины горе и она поплакала, ей обычно становится легче, женщине плач помогает справиться с душевной болью. А у мужчин все не так, их горе и их боль плачем не облегчается, нет. Женщины в это верят с трудом, но это так — от слез мужчинам не легче.
Если мужчина против своих слез, они вызывают у него протест и дополнительное внутреннее напряжение. Если мужчина ничего не имеет против мужского плача, он к собственным слезам безразличен, как и к любому выделению жидкости из организма.
В мужской культуре плач не принят так же, как у воспитанных людей — мат. Плач — лишь результат привычки. Конечно, если это привычка вырабатывалась с раннего детства, плач кажется естественным и неизбежным, но в культурах, где привычка плача не культируется, привычки к плачу — нет. Мужчины не плачут не потому, что это стыдно или плохо, а потому, что у них другие задачи по жизни и они должны быть достаточно сильны, чтобы сохранять в любой ситуации разум и спокойствие.
Немного другая ситуация в психотерапевтических группах, где плакать — принято. Мужчины там оказываются не часто, да и атмосфера по крайней мере для деловых людей там, скажем мягко, для них странная, но если в той ситуации на мужчину «накатило» и ему хочется прорыдаться — это совершенно нормально. В разных ситуациях — разные нормы поведения, и в кабинете врача нужно вести себя так, как говорит врач. Сдерживать плач перед психотерапевтом — неуместно.
Аналогичная ситуация, где в обычной жизни плач для мужчины разрешен и полезен, это невыносимая душевная боль, которую могут облегчить только или энергичная физическая активность или рыдания. Рыдания, с точки зрения врача — энергичная дыхательная прокачка, при которой интенсивно выделяются эндорфины: гормоны радости и лекарство от боли. Это полезная процедура, сберегающая мужчине здоровье в аварийной ситуации.
Если паровой котёл слишком перегрелся, обязательно нужно сбросить пар через клапан, иначе котел, особенно непрочный — взорвется.
В жизни может случиться всякое, и быть готовым всегда и ко всему — сложно. Жизнь когда-то может ударить так, что упадет и заплачет навзрыд самый сильный мужчина. Плакать внутри и быть спокойным снаружи, если это не оправдано требованиями жизни — не здóрово. Пытаться сохранить спокойствие — намерение достойное, но в ситуации острой боли скорее ошибочное: это не та ситуация, где цели нужно добиваться любой ценой. Если в душе острая боль, проплакаться можно, это естественно и нормально. Важно после этого быстро взять себя в руки, собраться и вернуться к жизни мужчины — то есть большой и нередко трудной работе, работе без лишних эмоций и плача.
А после — позаботиться о том, чтобы аварийных внутренних ситуаций не возникало.
Если вернуться к аналогии с котлом, то настоящий мужчина — это качественый, прочный и хорошо отлаженный котёл, которому хватает мощности (внутренней силы), чтобы решать любые задачи в штатном режиме, без всякого перегрева и без аварийный ситуаций.
Когда мужчина плачет — это его пусть небольшое, но поражение как мужчины. Мужчины — не плачут. Если ты мужчина и ты плачешь — ты разрешил себе слабость, ты не уследил за собой и довёл внутреннюю ситуацию с эмоциями до аварийной. Это не страшно, но для мужчины это неправильно. В следующий раз — будь сильнее и подготовленнее.
Или спокойнее относиться к своим слезам, если это просто возрастное. Да, это любопытно: где-то после пятидесяти лет в организме мужчины постепенно вымываются мужские гормоны, мужчины начинают приобретать более женские и черты, и очертания, и все чаще — абсолютно неожиданно! — мужчину пробивает на слезу. Мужские слезы или отстутствие слез — не только результат того или иного воспитания, это еще и просто гормональный фактор. И в этом смысле — возрастное.
«Мужчины не плачут» как педагогическое внушение детям
Женщины любят заботиться о маленьких и несчастных, любят жалеть, но результат такого женского воспитания — девочка, а не мальчик. Редко плачут мальчики, которых родители научили в трудной ситуации — действовать.
Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым
Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.
Работа с душевной болью — Психологос
01 января 2012 г., 09:42
Работа с душевной болью — распознавание причины душевной боли, оперативное ее снятие и предупреждение нового возникновения душевной боли.
Внимание — если у кого-то не просто душевная боль, а целая душевная рана, то данная статья ему не по адресу. Ушиб можно подлечить дома, а раны лечат в госпитале. Если у вас что-то серьезное, не занимайтесь самолечением, идите к специалисту.
Также учтем и то, что люди называют душевной болью, нередко оказывается чем-то совсем иным. Например, сдержанным гневом, не прожитой обидой, глубинным страхом. А иногда — просто придумкой и фантазией от нечего делать и для привлечения внимания окружающих. Чтобы с этим разобраться, иногда нужен психолог или психотерапевт.
Также, если за душевной болью стоит чувство обиды, месть и другие переживания, имеющие внутреннюю условную выгоду, то в таком случае снимать душевную боль — то же самое, что вычерпывать воду из дырявой лодки, когда вода заливается туда снова и снова. Если человек сам раз за разом воссоздает свою душевную боль обидными воспоминаниями, бестолку снимать боль, вначале нужно прекратить себе ее создавать.
Душевную боль может создавать себе не только сам человек, имея условные выгоды, иногда ее создают окружающие люди, осознанно или нет ударяя по вашим болевым точкам. В этом случае, возможно, вам стоит пересмотреть отношения с этими людьми либо просто уйти из ситуации, где вам по больным точкам бьют.
Если в душе боль, у вас две задачи: притушить боль и убрать причину боли. Когда-то актуально одно, когда-то другое.
Если у вас болит зуб, надо не нурафен кушать, а сходить к зубному врачу. Если у вас гвоздь в подошве ботинка, то нужно не снимать боль, а убрать гвоздь.
Если душевная боль вызывается актуальными событиями (чьими-то действиями, разногласиями, трудными разговорами или конфликтами), то главное внимание должно быть на устранение реальных причин, а не психологическую или психотерапевтическую работу с болью. Если вы раз за разом устраиваете себе проблемы в отношениях, встречаетесь не с теми людьми и устраиваете сами себе проблемы на ровном месте, то нужно не душевную боль себе снимать, а поправить себе голову. Первое внимание — на устранение причин.
Другое дело, если же ситуация уже произошла, ушла, а душевная боль осталась и сильно мешает.
Обратите внимание — главным носителем душевной боли является именно тело: мышечные напряжения и зажимы.
Боль при потере чего-то дорогого — потере дома, работы, жизненных перспектив, потере любимых людей или серьезных проблем с собственным здоровьем — это другая отдельная и непростая тема. Простые средства тут помогают не всегда. Смотри Что переживать при потерях и Чтобы не мучиться при потере любимого
И вот в нетрудных случаях душевную боль можно часто снять достаточно простыми, «домашними» средствами. Если вы только что получили «удар от жизни» — неожиданное трудное известие, либо вас ударили фразой в трудном разговоре — помогает управление дыханием. Зажим образуется, когда вы застываете, когда напрягается диафрагма. Чтобы этого не происходило, следите за дыханием: дышите спокойно или энергично, но — дышите. Если вы владеете дыхательными практиками, вам легче: спокойно продышаться, с удлиненным выдохом — как раз кстати.
Также, после трудных событий, когда начинается в душе боль — полезно выспаться. Не зря говорят: «Утро вечера мудренее». Ночью тело расслабляется, душевная боль уходит. Вариант — профессиональный массаж. Хороший массажист узнает, что у вас душевная боль, даже если вы ему об этом не скажете. Он почувствует ее своими руками — почувствует ваши мышечные зажимы. И с высокой вероятностью сможет их размять, устранив базу душевной боли. Если после этого вы ее не создадите снова, боли больше не будет. Подниметесь свежим и радостным.
Боль может возвратиться, если вы будете возвращаться воспоминаниями в больную ситуацию. Чтобы этого не происходило, займите себя делом. Иногда помогает сместить фокус внимания с себя на кого угодно рядом: начать активно о ком-то заботиться. Когда вы кому-то очень нужны, о себе забываешь, и это в данном случае — хорошо.
Если полегчало, успех желательно закрепить. Тут бывает полезно занять себя активной физической деятельностью: работа на даче, энергичный спорт (желательно с дыхательной прокачкой), а напоследок, чтобы переключиться уже совсем, можно и танцы в хорошей компании. Если вы в принципе светлый человек, любящий людей и жизнь, то вы знаете, как помогает сделать что-то хорошее для окружающих, хотя бы — сказать комплимент хорошему человеку, о ком-то позаботиться, поздравить друзей с чем-то радостным и приятным.
Однако еще раз предупреждение, будьте осторожны: если за вашей душевной болью стоит что-то иное (снова: сдержанный гнев, непрожитая обида и пр.), то эти средства не только не будут эффективны, но и создадут дополнительное душевное напряжение.
Работа на перспективу: развитие душевной стойкости
Душевная боль чаще возникает у тех, кто не готов к встрече с трудными событиями жизни. Сильные люди готовят себя ко всему заранее. Полезно — развивать свою эмоциональную стабильность, крепить душевную неуязвимость при встрече хотя бы с жизненными мелочами, тренировать свою душевную стойкость. Смотри Развитие душевной стабильности
- Душевная боль
- Автор Н.И. Козлов
- Работа с неприятными переживаниями
- +
- Психотерапия
Комментарии (20):
Гость, 10 марта 2014 г., 15:04
Добрый день! Все хорошо написано, но в жизни намного сложнее
1
ответ
Гость, 10 ноября 2014 г., 18:09
Что правда, то правда…
1
ответ
Гость, 27 апреля 2019 г., 01:31
В жизни очень больно избавиться от боли, когда любимый уходит от тебя.
2
ответа
Гость, 20 июня 2021 г., 06:10
Какой там любимый. .. один ушёл — второй пришёл. Когда мать, которую ты матерью всегда считала и жизнь была готова, кажется, отдать за неё, превращается в ведьму, подонка последнего, когда она плюёт на тебя и глумится над твоей психикой, врёт, свою вину перекладывает на тебя — вот где боль!!! Эта боль поглащает тебя целиком, и ты поверить во всё это не можешь. Это АД!!!
Гость, 26 сентября 2021 г., 17:02
Знаете что я сделала, когда потеряла близкого — сходила на массаж и поняла, что удовольствие от прикосновений можно получить и не от близкого человека.
Гость, 10 мая 2019 г., 13:01
Автор, судить и говорить легко: поймет если, сам окажется на месте этих людей. Все разные. Писать статью легко, а жить с этим ох как тяжело.
2
ответа
Гость, 17 июня 2019 г., 23:34
Автор (Н И. Козлов) четко говорит, как работать с душевной болью, и самое главное, что эту проклятую боль реально победить! Сам автор (которому за 60) тоже много чего пережил (достаточно почитать жуткое предисловие в его книге «Как относиться к себе и к людям. ..», кстати очень интересная книга. И другие его статьи про душевную боль и интересны, и практичны.
Гость, 27 июля 2019 г., 13:49
Я полностью согласна, бывают в жизни ситуации с которыми сложно справиться. Не у каждого хватает силы духа не заморачиватся и переключится от боли с легкостью:(
Гость, 21 июля 2019 г., 20:45
Да все хорошо написано і розписано, але в житті якщо болить душа від того, що знаєш, що людина яка живе з тобою тебе не любить, ти відчуваєш, що не має тих почуттів, що колись були це тяжко. і нема кому розказати цю біль, щоб заспокоїтись це тяжко і боляче до слі.
1
ответ
Гость, 13 сентября 2019 г., 16:46
Полностью согласен. Больно, когда ты любишь, делаешь всё для любимой, а она только отдаляется и отдаляется от тебя. Я уже стараюсь вроде и звонить реже, чтобы меньше слышать её бзики. Но всё равно, раньше думал, что сильно много общаемся, стали надоедать друг другу, поэтому ограничил себя в общение. Но ничего не меняется, я люблю её очень, но у меня опускаются руки, я чувствую себя чужим. Что делать не знаю((((((
2
ответа
Гость, 20 сентября 2019 г., 08:45
Как же это знакомо!
Гость, 25 сентября 2019 г., 08:01
… и у меня сейчас такое. Я тоже не знаю, как бороться.
1
ответ
Гость, 03 октября 2019 г., 19:00
Собой оставаться надо, себя любить, и не раскисать, а иметь интересы и личные границы, а не растворяться в девушке. Чисто моё мнение. Короче, эмоционально стараться не зависить.
Гость, 27 апреля 2020 г., 12:06
Извините, мне очень больно. Мне трудно притворятся что у меня все хорошо, мысли о суициде все сильней сильней посещают мою голову. К психологам идти не вариант. Что мне делать?!
1
ответ
Гость, 09 мая 2020 г. , 22:30
Я в такой же ситуации сейчас. Но то что я точно знаю, что надо жить. Это 100%. Просто проживать дни и в любом случае отпустит. Может полгода, может год. Когда нибудь сможешь вдохнуть воздух и не заплакать от боли. Я сейчас в таком режиме. Просто жду, когда пройдёт, плачу — особенно по вечерам накрывает, невозможно кушать, спать нормально. 4 года отношений и всё — тебе в глаза сказали, что ничего не чувствует человек, пусто. Но я-то чувствую, я-то люблю! Вот и проживаю эту любовь в одиночестве. Вот бы время перемотать и сидеть уже у моря и улыбаться, но пока я тут, на полу в квартире и мне дышать сложно и болит всё.. и глаза уже такие красные, что все соседи косятся..
1
ответ
Гость, 27 мая 2020 г., 08:58
Как же я тебя понимаю… Мне так сложно отпустить прошлое и принять настоящее. Недавно меня просто заменили… Это так больно… Когда ты общаешься с человеком почти 2 года, и вы вместе проходите через все эти трудности, он всегда говорит что любит тебя, а потом резко попадает и через некоторое время появляется, но уже с другим человеком, а про тебя просто забывает. .. Я не знаю, что мне делать…
2
ответа
Гость, 04 июля 2020 г., 23:03
Читаю все комментарии и ваш, все ситуации похожи так, и одновременно разные, большинство от предательства и неразделённой любви, я читаю и глаза на мокром месте, ведь я такая же, мне тоже больно, и я не знаю как дальше жить, зависимость от человека и вечное одиночество, и как решать, денег на психолога нет. Я живу с бывшим парнем, с которым у меня секс и в прочем от отношений нет отличий, только он меня не любит, целуется с другими девушками и всё такое. А мне просто не где жить, да ещё и чувства к нему очень сильные, не могу от них избавиться, даже его измены причиняют боль, я не могу уйти. У меня реально никого нет, даже друзей. Я загнала себя в такую яму ещё и этот парень, он мне так близок, заботится обо мне, кормит, и вообще родственная душа, только он не любит меня. Я совсем не знаю,что мне делать, я такая убитая. Я не хочу терпеть его похождения, ведь мне больно, я его люблю, и мне с ним хорошо. И другая сторона. Я не хочу быть бомжом, или просто существовать плача от одиночества. Я хочу жить и цвести, я такая молодая, я хочу улыбаться и ценить каждый миг, ведь жизнь короткая, а не убиваться от такой ужасной боли. В одиночестве, и никого нет близких по духу.
Гость, 17 октября 2020 г., 09:59
Вы говорите 2 года отношния. С мужем живем 20 лет и 3 месяца назад, он сказал, что мы исчерпали свои чувства, что хочет молодую. У меня земля ушла из под ног. Так же чувствую душевную боль. ОЧЕНЬ! И не знаю, как жить с этим дальше.
Гость, 22 февраля 2021 г., 03:48
Спасибо огромное!
Гость, 23 февраля 2021 г., 14:12
Хорошо, когда проблема осталась в прошлом. Можно как-то заставить себя её забыть. Но если это твой сын, он жив-здоров, и не покидает чувство, что тебя использовал, а теперь повернулся спиной, как к постороннему человеку. Как принять ситуацию, что сын теперь чужой и не лезь к нему? Даже чужие просто знакомые люди рассчитывают на какое-то приличие, доброе отношение при контактах, которые свелись на поздравления 2 раза в год. Я понимаю, откуда источник такого отношения. Пример отца, деда. Позволяли себе самоутверждаться: обидные реплики, насмешки. Я не терпела. В нашем обществе это почти стандартная ситуация, когда весело и шутя можно унизить женщину, даже если это жена или мать. И мужчины в этом солидарны. Вывод один: зря старалась для них. Но боль не отпускает.
Материалы по теме:
01 янв. 2010 г.
Душевная боль
Душевная боль, боль душевного тела – популярная психологическая метафора, ставшая в силу популярности жизненной реальностью.
21Подробнее
01 окт. 2022 г.
Эмоциональная стабильность
Эмоциональная стабильность — выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность, его не задевают досадные мелочи.
5Подробнее
01 окт. 2022 г.
Как успокоить человека. Примеры психологической помощи
Есть люди, которые любят, чтобы их утешали. После нескольких попыток утешить и успокоить их они выпрашивают новые порции утешений . Чтобы не подкреплять их слез своим участием, не способствовать развитию плаксивости, следует с мягкой сдержанностью отстраниться, оставить или замолчать, занявшись своим делом. Если человек стар и у него есть причины для слез, можно и не поскупиться на слова участливого утешения. А если этот человек молод, то, не утрачивая доброжелательного тона, можно внушить спокойно и властно… ;;
15Подробнее
13 сент. 2016 г.
Опыт тысячелетий. Православная культура переживания горя и трудностей
Для переживания горя и трудностей, для преодоления их, проживания их, а не пережёвывания их — именно так православная культура понимает процесс переживания, как правильное проживание — Православие дает верующим КАНОН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ ЕЕ «ВСЕЦАРИЦА». Этот канон настраивает на то, чтобы пред горем и трудностями человек не рассыпался в слезах и отчаяньи, не позволял себе впасть в состояние неутешной скорби, желая страданиями насытить глупое сердце, а собрался и преодолел трудный период при помощи вхождения в наивысшее наиэнергетичное состояние человека — в состояние радости.
1Подробнее
01 янв. 2010 г.
Работа с эмоциями
Работа с эмоциями – один из способов отношения к эмоциям, характерный преимущественно для мягкого и бережного женского подхода в психотерапии. В таком подходе считается, что бороться с нежелательными эмоциями непродуктивно, часто транслируется тезис «Плохих эмоций не бывает» и предлагается любую эмоцию в первую очередь принять, как живое существо, заботящееся о клиенте. Вместо силового подхода к нежелательным эмоциям здесь предлагается продемонстрировать к ним подход дружественный и уважительный, в расчете на ответную взаимность.
2Подробнее
01 окт. 2022 г.
Работа с неприятными переживаниями
К неприятным переживаниям относят как отрицательные, так и негативные эмоции и чувства: то, что неприятно самому человеку и (или) является проблемой как для него, так для окружающих и для дела. Считая вторую сторону более важной, в дальнейшем мы будем вместо «неприятных» переживаний писать «негативные» переживания.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Работа с обидой
Работа с обидой — приемы и процедуры, снимающие обиду (чувство обиды) либо переводящие ее проявления в цивилизованное русло. Важно иметь в виду, что не всякую обиду нужно снимать: если чувство обиды подсказывает вам, что перед вами — не уважающий вас хам, то, возможно, надо не обиду снимать, а перестать с таким человеком иметь дело и начать налаживать другие перспективные контакты.
10Подробнее
01 окт. 2022 г.
Развитие душевной стабильности
Развитие душевной стабильности предполагает работу по нескольким направлениям
0Подробнее
Последствия боли или печали (Prima Secundae Partis, Q. 37)
- Лишает ли боль способности учиться?
- Влияние печали или боли отягощает душу?
- Печаль или боль ослабляют всякую деятельность?
- Разве печаль вреднее для тела, чем все прочие душевные страсти?
Статья 1.
Лишает ли боль способности учиться?Возражение 1. Казалось бы, боль не лишает способности учиться. Ибо написано (Исайя 26:9): «Когда Ты будешь творить суды Твои на земле, жители мира научатся справедливости» и далее (стих 16): «В скорби ропота наставление Твое было с ними». Но суды Божии и скорби вызывают скорбь в сердцах людей. Поэтому боль или печаль не только не разрушают, но и увеличивают силу обучения.
Возражение 2. Далее написано (Исайя 28:9): «Кого научит знанию? И кого научит слуху? груди», т. е. от наслаждений. Но боль и печаль наиболее губительны для удовольствия; поскольку печаль препятствует всякому удовольствию, как сказано в Этике. VII, 4: и (Сирах 11:29) сказано, что «скорбь часа заставляет забыть великие наслаждения». Поэтому боль, вместо того, чтобы отнимать, увеличивает способность к обучению.
Возражение 3. Далее, внутренняя печаль превосходит внешнюю боль, как сказано выше (I-II:35:7). Но человек может учиться в печали. Следовательно, гораздо большему он может научиться, испытывая телесную боль.
Напротив, Августин говорит (Soliloq. I, 12): «Хотя в те дни меня мучила сильная зубная боль, я не мог прокручивать в уме ничего, кроме того, что я уже имел. учился, а что касается изучения чего бы то ни было, то я был совершенно неспособен к этому, потому что это требовало безраздельного внимания».
Я отвечаю, что, Поскольку все силы души коренятся в единой сущности души, должно случиться, что когда намерение души сильно влечется к действию одной силы, она отстраняется от действия другой силы: потому что душа, будучи одной, может иметь только одно намерение. В результате, если одна вещь притягивает к себе все намерение души или большую ее часть, то все другое, требующее значительного внимания, несовместимо с этим.
Теперь очевидно, что чувственная боль прежде всего привлекает к себе внимание души; потому что естественно для каждой вещи стремиться полностью отталкивать все, что ей противоречит, что можно наблюдать даже в естественных вещах. Также очевидно, что для того, чтобы узнать что-либо новое, нам нужны занятия и усилия с сильным намерением, как ясно сказано в Притчах 2:4-5: «Если будешь искать мудрости, как серебра, и будешь копать ее, как сокровище, то уразумеешь ученость» [Вульгата: «страх Господень»]. Следовательно, если боль острая, то человек в это время не может ничему научиться; она может быть настолько острой, что, пока она длится, человек не в состоянии уделить внимание даже тому, что он уже знал. Однако следует наблюдать различие в соответствии с различием любви, которую имеет человек к учению или к размышлению: потому что чем больше его любовь, тем больше он будет удерживать намерение своего ума, чтобы не допустить, чтобы он полностью обратился к страданию. .
Ответ на возражение 1. Умеренная скорбь, которая не заставляет ум блуждать, может способствовать приобретению знания, особенно в отношении тех вещей, которыми человек надеется освободиться от печали. Таким образом, «в скорби ропота» люди более склонны учиться у Бога.
Ответ на возражение 2. И удовольствие, и страдание, поскольку они привлекают к себе намерение души, препятствуют разуму в акте рассмотрения, поэтому это утверждается в Этике. VII, 11, что «в момент сексуального удовольствия мужчина ничего не может понять». Тем не менее страдание привлекает намерение души больше, чем удовольствие: таким образом, мы наблюдаем в естественных вещах, что действие природного тела более интенсивно по отношению к его противоположности; например, горячая вода более доступна действию холода и вследствие этого сильнее замерзает. Следовательно, если страдание или печаль умеренны, они могут случайно способствовать легкости обучения, поскольку устраняют избыток удовольствия. Но само по себе это помеха; а если оно будет интенсивным, то полностью его предотвратит.
Ответ на возражение 3. Внешняя боль возникает из-за причиненного телу вреда, так что она включает в себя более телесную трансмутацию, чем внутренняя печаль; и все же последняя больше в отношении формального элемента боли, который принадлежит душа. Следовательно, телесная боль является большим препятствием для созерцания, требующего полного покоя, чем внутренняя печаль. Тем не менее, если внутренняя печаль очень сильна, она привлекает намерение, так что человек не в состоянии узнать что-либо в первый раз: почему из-за печали Григорий прервал свой комментарий к Иезекиилю (Hom. XXII в Ezechiel).
Статья 2. Отягощают ли душу скорбь или боль?
Возражение 1. Казалось бы, это не следствие печали, отягощающей душу. Ибо Апостол говорит (2 Коринфянам 7:11): «Се самое то, что вы огорчены пред Богом, какое производит в вас усердие: и защита, и негодование» и т. д. негодование подразумевает, что душа приподнята, что противоположно подавленности. Следовательно, депрессия не является следствием печали.
Возражение 2. Далее, печаль противоположна удовольствию. Но следствием удовольствия является расширение: противоположность этому — не депрессия, а сужение. Поэтому депрессию не следует считать следствием печали.
Возражение 3. Далее, скорбь поглощает тех, кто ей подвержен, как можно заключить из слов Апостола (2 Коринфянам 2:7): «Дабы таковой не был поглощен великой скорбью». Но то, что подавлено, не потребляется; более того, оно отягощено чем-то тяжелым, тогда как то, что потребляется, входит внутрь потребителя. Следовательно, депрессия не должна считаться следствием печали.
Напротив, Григорий Нисский [Nemesius, De Nat. Хом. XIX.] и Damascene (De Fide Orth. II, 14) говорят о «угнетающей печали».
Отвечаю, что Действия душевных страстей иногда именуются метафорически, по сходству с чувственными телами: по той причине, что движения животного аппетита подобны наклонностям природного аппетита. Таким образом, пыл приписывается любви, расширение — удовольствиям, а уныние — печали. Ибо о человеке говорят, что он находится в подавленном состоянии из-за того, что какой-то вес препятствует его собственному движению. Итак, из сказанного выше (I-II:23:4; I-II:25:4; I-II:36:1) видно, что печаль вызывается настоящим злом: и это зло, от самое то, что оно противно движению воли, угнетает душу, поскольку мешает ей наслаждаться тем, чем она хочет наслаждаться. И если зло, являющееся причиной печали, не настолько сильно, чтобы лишать надежды избежать его, хотя душа и подавлена настолько, что в настоящее время не может ухватить того, чего жаждет; тем не менее, он сохраняет движение, посредством которого отталкивает это зло. Если же сила зла такова, что исключает надежду на уклонение, то и внутреннее движение страждущей души совершенно затруднено, так что она не может уклониться ни в ту, ни в другую сторону. Иногда даже внешнее движение тела парализовано, так что человек полностью оцепенел.
Ответ на возражение 1. Что вознесение души проистекает из печали, которая по Богу, потому что она приносит с собой надежду на прощение грехов.
Ответ на возражение 2. В том, что касается движения влечения, сужение и угнетение сводятся к одному и тому же: потому что душа из-за подавленности, неспособной свободно обращать внимание на внешние вещи, удаляется к самой себе. , как бы закрываясь.
Ответ на возражение 3. Говорят, что печаль поглощает человека, когда сила поражающего зла такова, что исключает всякую надежду на уклонение: и таким образом она одновременно и угнетает, и поглощает. Ведь некоторые вещи, взятые метафорически, предполагают друг друга, а буквально, по-видимому, исключают друг друга.
Статья 3. Ослабляет ли печаль или боль всякую деятельность?
Возражение 1. Казалось бы, печаль не ослабляет всякой деятельности. Потому что заботливость порождается скорбью, как это видно из приведенного выше места Апостола (ст. 2, возражение 1). Но старательность способствует доброму делу, потому и говорит Апостол (2 Тимофею 2:15): «Усердно учись представлять из себя… делателя неукоризненного». Поэтому печаль не мешает работе, а помогает хорошо работать.
Возражение 2. Далее, печаль во многих случаях вызывает желание, как сказано в Этике. VII, 14. Но желание вызывает интенсивность действия. Следовательно, печаль тоже.
Возражение 3. Далее, как одни действия свойственны радостным, так другие свойственны печальным; например, оплакивать. Теперь вещь улучшается тем, что ей подходит. Поэтому определенные действия не препятствуются, а улучшаются из-за печали.
Напротив, Философ говорит (Ethic. X, 4), что «удовольствие совершенствует действие», тогда как, с другой стороны, «печаль препятствует ему» (Ethic. X, 5).
Я отвечаю, что, Как сказано выше (Статья 2), печаль временами не угнетает и не поглощает душу, чтобы закрыть всякое движение, внутреннее или внешнее; но некоторые движения иногда вызваны самой печалью. Соответственно действие стоит в двояком отношении к печали. Во-первых, как предмет печали: и таким образом скорбь препятствует всякому действию: ибо мы никогда не делаем того, что делаем с печалью, так хорошо, как то, что делаем с удовольствием или без печали. Причина этого в том, что воля есть причина человеческих действий, и, следовательно, когда мы делаем что-то, что причиняет боль, действие должно вследствие этого неизбежно ослабляться. Во-вторых, действие стоит в отношении к печали, как к ее началу и причине, и такое действие должно быть улучшено скорбью: таким образом, чем больше печалится из-за чего-нибудь, тем больше старается стряхнуть печаль, если есть надежда стряхнуть ее: иначе из этой печали не вытекало бы ни движения, ни действия.
Из сказанного очевидны ответы на возражения.
Статья 4. Вреднее ли печаль для тела, чем другие душевные страсти?
Возражение 1. Казалось бы, горе не самое вредное для тела. Ибо печаль имеет духовное существование в душе. Но те вещи, которые имеют только духовное существование, не вызывают превращения в теле: как это видно из образов цветов, которые находятся в воздухе и не окрашивают тела. Поэтому печаль не вредна для тела.
Возражение 2. Далее, если оно вредно для тела, то это может быть только потому, что оно имеет телесную трансмутацию в соединении с ним. Но телесное преображение совершается во всех душевных страстях, как сказано выше (I-II:22:3). Поэтому печаль не более вредна для тела, чем прочие душевные страсти.
Возражение 3. Далее Философ говорит (Ethic. VII, 3), что «гнев и желание доводят некоторых до безумия»: что кажется очень большим вредом, так как разум есть самое превосходное в человеке. Более того, отчаяние кажется более вредным, чем печаль; ибо это причина печали. Поэтому печаль не более вредна для тела, чем прочие душевные страсти.
Наоборот, Написано (Притчи 17:22): «Веселый ум цветет в старости, а печалящийся дух сушит кости» и (Притчи 25:20): «Как моль от одежду, а червь на дрова: так печаль человека съедает сердце» и (Сирах 38:19): «От печали приходит смерть».
Отвечаю, что Из всех душевных страстей печаль наиболее вредна для тела. Причина этого в том, что печаль противна жизни человека по роду ее движения, а не только по мере или по количеству, как это бывает с другими душевными страстями. Ибо жизнь человека состоит в известном движении, которое течет от сердца к другим частям тела: и это движение соответствует человеческой природе в соответствии с известной установленной мерой. Следовательно, если это движение выйдет за пределы правильной меры, оно будет противно жизни человека в отношении меры количества; но не в отношении своего специфического характера: тогда как если этому движению воспрепятствовать в его продвижении, оно будет противно жизни в отношении своего вида.
Теперь следует заметить, что во всех душевных страстях телесное превращение, являющееся их материальной стихией, находится в согласии и соразмерно движению вожделения, которое есть формальная стихия: подобно тому как во всем материя есть пропорциональна форме. Следовательно, те страсти, которые заключают в себе движение вожделения в погоне за чем-либо, не противны жизненному движению по своему виду, но могут быть противны ему по мере его: таковы любовь, радость, желание и тому подобное; поэтому эти страсти способствуют благополучию тела; хотя, если они будут чрезмерными, они могут быть вредными для него. С другой стороны, те страсти, которые обозначают в влечении движение бегства или сокращения, противны жизненному движению не только в отношении его меры, но также и в отношении его вида; а потому они просто вредны: таковы страх и отчаяние, а главное печаль, угнетающая душу по причине настоящего зла, которое производит более сильное впечатление, чем зло будущее.
Ответ на возражение 1. Поскольку душа естественным образом движет телом, духовное движение души естественно является причиной телесной трансмутации. Также нет никакой параллели с духовными образами, потому что они по своей природе не предназначены для того, чтобы приводить в движение такие другие тела, которые не приводятся в движение душой.
Ответ на возражение 2. Другие страсти подразумевают телесную трансмутацию, которая специфически соответствует жизненному движению: тогда как печаль подразумевает трансмутацию, противную ему, как указано выше.
Ответ на возражение 3. Достаточно меньшей причины, чтобы воспрепятствовать использованию разума, чем уничтожить жизнь: поскольку мы наблюдаем, что многие болезни лишают человека использования разума, прежде чем лишают его жизни. Тем не менее страх и гнев причиняют очень большой вред телу из-за печали, которую они заключают в себе и которая возникает из-за отсутствия желаемого. Кроме того, и печаль иногда лишает человека разума: это можно видеть у тех, кто через печаль становится добычей меланхолии или безумия.
Боль в теле — урок для души
Не так давно мое тело преподнесло мне небольшой подарок. Однажды ночью я внезапно проснулся от жгучей боли в теле. Как я ни ёрзал и ни приспосабливался, боль в пояснице только усиливалась.
(Фото Photodune)
Лучший способ, которым я могу описать дискомфорт, сравним с тем, что врач вводит трехдюймовую иглу для подкожных инъекций слева от позвоночника, точно там, где находится почка. Иногда, просто для развлечения, доктор медленно поворачивает иглу по часовой стрелке.
Меня буквально тошнило от боли.
Никогда раньше я не испытывал такой невыносимой боли.
Самое страшное было то, что я понятия не имел, что происходит.
Боль в теле — она не может означать то, что означает, верно?
Когда на следующий день я описал симптомы своему другу-врачу, он сказал, что это похоже на камень в почках.
Вероятно, это просто почечная инфекция, подумал я, а не почечный камень.
В детстве я видел, как мой отец изо всех сил пытался избавиться от камней в почках, и это было некрасиво.
- С моей точки зрения в то время я думал, что его камень в почках был просто частью его старости.
- А так как я не стар. . . Я был в безопасности.
- Вполне логично.
(Фото Роджера Маклассуса. CC-BY-SA-3.0)
Пару дней спустя я сидел в кабинете уролога и смотрел на висевшие у него на стенах образовательные плакаты, которые пугают пациентов и заставляют вести здоровый образ жизни.
Вошел врач, пожал мне руку и невнятно объявил: «У вас камень в почках».
Боль в теле — это всего лишь симптом
Взяв мой рентгеновский снимок, врач указал на маленькую точку в форме дельты между почкой и мочевым пузырем. Мне показалось, что на рентгеновском снимке это было похоже на ворсинки, поэтому я спросил, уверен ли он.
Он мгновение смотрел на меня. — Да, и размером с изюм.
Внезапно я почувствовал себя очень старым.
Когда он начал описывать мои варианты удаления камня, я почувствовал себя царем Давидом, который должен выбрать свой метод наказания от Бога после стремительной переписи Давида (2 Царств 24:13-14).
- НЕТ вариантов звучало хорошо.
- Я решил, как и Давид, что вместо того, чтобы отдавать себя в руки людей, я паду на милость Божию — и посмотрю, пройдет ли камень сам по себе.
Как оказалось, Божья милость требует своего сладкого времени.
(Фото: общественное достояние, через Wikimedia)
Боль в теле — урок для души
Бороться с хронической болью изо дня в день, иногда каждую минуту, может бросить вызов вере в благость Бога. Ожидание того, что эта маленькая прелесть уйдет, заставило меня переосмыслить мою теологию Чистилища.
Через три недели маленький монстр наконец был изгнан из моего тела.