Что такое креативно: КРЕАТИВНЫЙ — это… Что такое КРЕАТИВНЫЙ?

Содержание

Прекрасно, но недостаточно: как тренировать креативность

Вы решили какую-то сложную задачу. Прекрасно, но недостаточно. Ведь у нее может быть несколько других, не самых очевидных решений. Это и отличает креативных людей – они ищут разные варианты, предлагают пусть даже странные на первый взгляд идеи, находят связь между самыми разрозненными вещами. И все эти навыки можно тренировать.

Отвечаем на три вопроса, которые помогут разобраться в том, что такое креативность, как ее использовать и развивать.

Что такое креативность?

Это способность решать разные задачи нестандартными способами. Или способность перенести свои идеи и мечты в реальность. Креативный подход помогает увидеть неочевидные закономерности, связать между собой совершенно разные на первый взгляд вещи и в итоге придумывать новые идеи. Креативность нужна не только музыкантам или художникам. Нестандартный, творческий подход помогает всем. Придумать интересный слоган, запустить новую акцию – для этого тоже нужна креативность.  

Каждый ли человек креативен? Да, конечно. У всех нас с рождения есть творческие способности. Это подтверждает исследование, которое провел ученый Джордж Лэнд с коллегами. О его результатах он рассказал на конференции TEDxTucson. Первый раз ученые протестировали 1600 детей в возрасте 4-5 лет. В итоге 98% ребят показали наивысший результат, они все были очень креативными. Ученые протестировали этих же детей спустя пять лет, когда всем опрашиваемым исполнилось десять. На этот раз «креативными гениями» остались только 30% детей. А через пять лет высший результат показали только 12% опрошенных.

Выступление Джорджа Лэнда.

Прийти к похожим выводам можно и без долгих исследований.

Вспомните, как видит мир ребенок. Он может создать свою собственную вселенную буквально из подручных материалов одной лишь силой воображения. Палки становятся домом, а камень – посудой. С возрастом же первоначальные творческие задатки уступают место более рациональному подходу. Таблица становится инструментом, а не увлекательным конструктором. Презентация PowerPoint – шаблоном с жесткими требованиями, а не чистым холстом. В итоге нам кажется, что никакой креативности у нас нет, мы не способны к инновациям. 

Перестаем ли мы на самом деле быть креативными? Нет, это не так. Наше творческое начало никуда не уходит, мы просто перестаем им пользоваться, развивать его. Можно предположить, что мы не тренируем наше воображение из-за стереотипов. Само слово «креативность» воспринимается иногда чуть ли не ругательным. Большая ошибка думать, что творческий подход нужен только людям определенных профессий – дизайнерам, писателям или музыкантам. Способность отойти от привычных шаблонов и решений помогает любому человеку мыслить нестандартно.

 

Если делать одно и то же, результат будет одинаковым. С таким подходом трудно создать что-то новое. Суть креативности хорошо описал драматург Джордж Бернард Шоу, хотя он, конечно, не использовал именно это определение. Зато он говорил: «Некоторые люди видят вещи такими, какие они есть, и говорят: «Почему?». Я вижу то, чего никогда не было на свете, и думаю, почему бы и нет?». В этом и есть основа креативного подхода – отходить от привычного и постоянно задавать себе вопрос, почему бы и нет. Построить деревянного коня и спрятаться в него, почему бы и нет?

У креативности при этом все-таки есть отличия от чистого полета творческой мысли. Креативный подход используется обычно для решения определенных задач и поэтому находится на пересечении нескольких областей:  

  • экспертности и знаний. Предлагать новые варианты и подходы можно, когда вы понимаете, о чем идет речь, обладаете набором определенных навыков. Решить задачу нестандартным способом можно, зная арифметику; 
  • креативного мышления и воображения. Это тот «компонент», который позволяет не пользоваться шаблонными решениями и опираться только на предыдущий опыт; 
  • внутренней и внешней мотивации. Ваша креативность должна поощряться извне (то есть коллективом) или изнутри (вы не ставите рамки сами себе). 
Креативность находится на пересечении нескольких областей. Изображение: Теплица социальных технологий.

Как креативность помогает активистам? 

Раз уж мы говорим о том, что креативность нужна всем, давайте подробнее обсудим, как именно творческий подход помогает активистам и командам социальных проектов. Привлечь внимание к проблеме, найти новых сторонников, собрать средства, постараться вместе решить проблему – так можно кратко описать основные задачи, которые обычно ставят перед собой социальные проекты. Решить их можно, только наладив коммуникацию с людьми, донеся свои идеи. В условиях повышенного информационного шума, когда людей буквально окружают новости, реклама, призывы, «докричаться» до общества бывает нелегко. У креативного послания куда больше шансов достигнуть цели. 

Еще у активистов часто нет денег на продвижение или дорогие рекламные кампании. И это тоже повод для тренировки креативности. Многие творческие решения появляются как раз из-за нехватки ресурсов. Нет возможности купить – сделай сам, создай сам. Даже с минимальными затратами можно придумать послание, которое услышат тысячи людей. Вот несколько примеров. 

Творческий подход помогает найти метафоры, которые максимально емко будут отражать то, чем занимается социальный проект. Мало кто будет вчитываться в многословные описания или смотреть длинные видеоролики. Значит, есть всего несколько секунд, за которые нужно привлечь внимание и рассказать о своей работе. Сделать это проще с помощью метафор. Найти их можно с помощью творческого подхода – постараться увидеть неочевидные связи, подобрать образы. Как, например, это сделали создатели ролика для фонда «Вера». За 30 секунд видео рассказывает нам о паллиативной помощи больше, чем много формальных слов.

 

Ролик фонда «Вера».

Креативный подход к образам важен и при создании мерча. Если нужно сделать футболки или толстовки для приюта, обязательно ли на них должны быть привычные нам изображения кошек или собак? Команда Barking Store, магазина при нашем частном приюте 50pets, доказывает, что нет. На их одежде – авторские ироничные принты, отсылки к видеоиграм, фильмам и разным событиям. В итоге получился не просто мерч, а полноценный проект, благодаря которому удается привлекать средства для разных приютов и организаций. 

Изображение: Толстовка Barking Store.

Более двух миллиардов человек со всего мира на час выключают свет, чтобы поддержать вашу акцию. Звучит, как фантастика, но (вспоминаем Бернарда Шоу) почему бы и нет? В 2019 году более двух миллиардов человек, среди которых 30 миллионов россиян, стали участниками самой массовой акции в истории человечества «Час Земли». Участники акции выключают свет на один час. Таким образом Всемирный фонд дикой природы (WWF) привлекает внимание к проблеме истощения природных ресурсов. 

Изображение: «Час Земли», Мария Лебедева/ WWF России.

И это лишь три примера. На самом деле их можно привести намного больше – слоганы, баннеры, граффити, социальная реклама, спецпроекты. Любой способ коммуникации может стать возможностью для творческих идей. 

Как развивать креативность?

Британский психолог и эксперт в области творческого мышления Эдвард де Боно придумал аббревиатуру EBNE – Excellent But Not Enough (прекрасно, но недостаточно). Она точно описывает подход креативных людей к решению задач – не останавливаться на одном, пусть даже и правильном решении. Мы часто воспринимаем задачи как вызов. Надо найти ответ, мы его нашли, все сделано. Но всегда ли это вызов? Может быть, суть не в том, чтобы решить «правильно» и «прекрасно», а чтобы найти множество других вариантов решения. 

В книге «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно» Майкл Микалко предлагает за пять минут придумать как можно больше предложений с набором слов: я, не, радоваться, абрикосы, раздраженный, собаки, с готовностью, гнев. Это упражнение на беглость мышления. Но хорошо оно отражает и суть подхода Эдварда де Боно. Составить одно предложение нетрудно. И вполне вероятно, оно будет связным и хорошим, но стоит ли на этом останавливаться? Ведь следующие варианты могут быть еще интереснее, хоть и неожиданней на первый взгляд. 

Творческие люди стараются не мыслить линейно. Они задают вопросы, ищут варианты, учатся новому. И не боятся рассказывать о своих идеях, какими бы невероятными они не казались на первый взгляд. Клейтон Кристенсен, американский ученый, разработавший теорию «подрывных инноваций», выделил сразу несколько качеств инноваторов. Люди, создающие что-то новое, задавали вопросы, наблюдали и подмечали, занимались нетворкингом и экспериментировали. 

Существует несколько разных тестов, которые позволяют оценить креативность человека. Один из самых известных разработал американский психолог и исследователь креативности Элис Пол Торренс. При оценке результатов в тесте Торренса используются следующие критерии.

 

  • Беглость. Способность человека за наименьшее время выдавать большое количество разных идей. 
  • Гибкость. Способность оценить проблему с разных сторон и предложить разные стратегии ее решения. 
  • Оригинальность. Способность предлагать нестандартные идеи, отступать от шаблонов..
  • Разработанность. Способность не только предложить идею, но и детализировать ее, проработать. 
  • Сопротивление замыканию. Способность постоянно воспринимать новую информацию, расширять кругозор.

Эти критерии из теста Торренса тоже можно считать отличительными чертами креативного человека. Но речь идет о тех, кто уже сейчас применяет творческий подход в своей работе. Что же делать всем остальным, кто не считает себя креативным? Давайте вспомним исследование Джорджа Лэнда, которое показало, что у всех нас есть творческие задатки при рождении. Значит, креативность подобна силе, она уже есть внутри нас. Осталось только, как джедаям, научиться ее использовать. Развивать креативность можно с помощью книг, курсов и специальных упражнений.

 

Подборка, которая вам поможет
  • Статья Теплицы с разными приемами для тренировки креативности. Разбираем, как использовать свободное письмо – фрирайтинг, пользоваться таблицей Осборна, составлять гирлянду ассоциаций и метафор и другие упражнения. 
  • И еще одна статья Теплицы, в ней собраны разные способы, которые помогут вам придумывать новые идеи. Подобрали те методы, которые не вошли в первый материал.
  • Курсы Coursera. Можно выбрать именно то, что нужно вам: общий курс с разными инструментами, курс по креативному решению проблем или курс по креативности для предпринимателей. Можно пройти бесплатно. 
  • Книги по латеральному мышлению. Термин «латеральное мышление» был предложен Эдвардом де Боно. Смысл в том, что наш ум предпочитает выбирать логические решения проблем. Латеральное же мышление помогает решать задачи с помощью необычных методов, лежащих за пределами логического мышления.
  • Книга Майкла Микалко «Взлом креатива». Автор рассматривает разные стратегии, которые помогают гениям создавать новые идеи, генерировать разные предположения и варианты решения задач. Стратегии, которые проанализировал автор, помогут развить нестандартное мышление.

Креативные города: повестка дня или карго-культ

Город — это хаб для всевозможных креативных инициатив. Полностью креативных городов не существует: вы едете в Берлин, Амстердам или Лондон, но нельзя сказать, что это те места, где все живут и дышат креативом, едят его с овсянкой по утрам. Креатив распылен в пространстве, его нужно искать. Поэтому все же лучше говорить о креативе для города и о креативе в городе.

Что такое креативный потенциал и как его включить в повестку дня, обсуждали на лекции Impact Hub Odessa. Провел ее Николай Скиба — сооснователь Агентства культурных стратегий и образовательной платформы Next Generation Business School, модератор платформы стратегических инициатив «Культура2025», эксперт Ukrainian Institute for the Future. Предлагаем сокращенную запись лекции.

Классический кейс креативного города — Великобритания 90-х, политика Тэтчер, выведение тяжелой промышленности за пределы страны. Креативность — это способы решения проблем. Можно сколько угодно самовыражаться, быть супертворческим — но в конце концов остаться с отрезанным ухом, потому что «я художник, я так вижу, мне безразлично, что кто-то это видит иначе». Это творчество, а креатив — это нестандартные подходы. Он ведет к появлению инноваций, в результате чего рождаются явления, изменяющие индустрию, иногда — скромно меняющие мир.

Мне импонирует высказывание Чарльза Лэндри «Креативность — новая форма капитала, связанная с человеческим развитием. Это умение использовать большую часть возможностей и потенциала. Креативность позволяет людям ясно видеть будущие сценарии, а значит — творить желаемое будущее, а не просто реагировать на вызовы времени». Этот парень — одна из ключевых фигур в креативном мире. В последнее время зачастил, кстати, во Львов.


«Креативность — новая форма капитала, связанная с человеческим развитием. Это умение использовать большую часть возможностей и потенциала. Креативность позволяет людям ясно видеть будущие сценарии, а значит — творить желаемое будущее, а не просто реагировать на вызовы времени»


С современным темпом жизни мы можем недооценивать креативность. Но вспомним более прогнозируемые времена — раннее Средневековье. Что имеем: тяжелые романские соборы, начало крестовых походов, и все ждут конца света, готовятся к страшному суду. Экономики почти нет, деньги есть, но обмен на них натуральный.

Через лет 200–300 появляется экономика, совершаются великие географические открытия, возникает понимание, что в будущем что-то ждет. Это не менее важное изобретение, чем колесо. Сегодня кредит — банальная вещь, но он означает, что я получаю деньги под обещание что-то сделать лучше, чем до того. Идея вроде бы на поверхности, но эта штука позволила взлететь экономике и новациям.

Креативність – це про розв’язання проблеми, і спочатку її треба побачити. Про те, які виклики стоять перед українськими містами сьогодні, розповіла в своєму дослідженні «Планування міст: формальний та неформальний підходи» в аналітичному звіті «Міста 2030: модернізуйся або вимирай» заслужений архітектор України, в.о. головного архітектора м. Києва у 2015  2016 роках Ганна Бондар:

  • Демографический кризис — девять миллионов украинцев постоянно работают за границей, два миллиона из них уже разорвали свои связи со страной — города ощутят это первыми.
  • Медленное модернизирование экономики.
  • Устаревший жилищный фонд — даже самый молодой город Славутич имеет изношенный жилищный фонд, который дышит на ладан.
  • Изношенная инфраструктура.
  • «Расползание» городов — хаотическая застройка, сложно увидеть черты города.
  • Низкая мобильность населения в границах страны — если люди даже внутри страны не ездят, их представление о стране существенно страдает. Это влияет на что, они покупают, на их потребности, на настроение и атмосферу в городе. Шутят, что кратчайшая дорога из Черновцов в Одессу — через Молдову. Это тоже говорит многое об инфраструктуре.
  • Отсутствие системы аналитики городских процессов.
  • Отсутствие современной транспортной стратегии.
  • Нераспределенная земля.
  • Низкий уровень вовлеченности жителей в движения протеста — взаимосвязанные вещи. Когда мало вовлеченности, тогда — или стихийные протесты, или революции «под ключ».
    Устаревший подход к разработке градостроительной документации.
  • Уплотнение в исторических центрах.
  • Проблема сохранения объектов культурного наследия в городах.

Вот те вызовы, которые следует учитывать, если вы хотите влиять на город. Я говорил с работниками цифровой индустрии и часть времени они проводят в Калифорнии, в Киеве, но родом они из Одессы, здесь их семьи. Я спрашивал, что может задержать человека в городе. Это насыщенность идеями, сосредоточение людей, с которыми интересно общаться, инфраструктура, наличие мест, куда можно пойти с детьми. Город — это ресурс для детей. Часто слышу, что мало с кем можно пообщаться профессионально, а не на уровне кухонных разговоров.

Креатив предполагает отход от функций предмета, которые нам кажутся привычными, увидеть новые возможности, объединить то, что, казалось бы, объединить нельзя. Банальные примеры циркулируют мощнее, быстрее усиливаются.

В 1975 году в портфелях самых дорогих компаний мира самые ценные активы были материальными — это железные дороги, недвижимость, нефть, количество складов и автомобилей. За несколько десятков лет все изменилось кардинально.

Сегодня 84% в портфелях самых дорогих компаний нематериальные активы — стоимость бренда, патенты, стартапы. Это, конечно, Apple, Amazon, Disney — компании, которые работают с нематериальным. Все они изменяют структуру экономики. Их работники зарабатывают головой, а, значит, по-другому отдыхают, проводят время. Они изменяют среду, в которой живут.

В последнее время говорят о четырех индустриальных революциях. Первая — уголь, паровой двигатель, телеграф. Вторая — нефть, авто, электрификация, радио. Третья — компьютеры, авиация, ранняя «цифра». И четвертая — роботы, искусственный интеллект. Это модель, которую продвигает Всемирный экономический форум в Давосе. Но есть и другая, которая говорит, что после информационной эры мы приближаемся к эпохе, где основным активом является отношения. Поэтому соцсети имеют такой успех п. Не потому, что ведь есть вычислительные мощности уже позволяют их создавать, а потому, что это что-то глубоко человеческое и оно выходит на поверхность. Это еще один контекст, в котором возникают креативные города.

Как следствие, говорим об экономике связей, где ценят нематериальные активы. Они стоят больше, чем материальные. Apple оценивается в триллион долларов — у них столько помещений, земельных участков, или заводов? Нет, это стоимость бренда, вокруг которого создаются сопутствующие сервисы и очень много делается на аутсорсе. Им занимаются фрилансеры. Сегодня в США 34% трудоспособных людей заняты во фрилансе. И это в стране, которая является родиной корпораций, которая индустриальна по своей сути экономики. Фрилансер работает из любой точки и сам создает рабочее место. Он действительно выбирает, где ему жить. Поэтому города или привлекают, или теряют людей.

В креативном секторе много самозанятых, этим он и проще и сложнее. Проще, так как не надо ничего регистрировать, достаточно создать аккаунт в Инстаграме или Фейсбуке и предложить то, что вы шьете, или вырезаете из дерева, а затем оценить реакцию и найти нишу. Сложнее, потому что много организационных вопросов и высокая мобильность кадров. Мэтр креативного города Ричард Флорида говорит о импульсе включения: «Когда человек находит место, где чувствует себя счастливым, он получает мощный «импульс включения»… этот процесс зависит от визуальной и культурной стимуляции, оказываемой местом: парки и открытые пространства, культурные возможности, которые Тинальи называет «символическими удобствами». Создается замкнутый цикл: стимуляция освобождает энергию, которая привлекает в город еще больше энергетических людей. Результат — ускорение инноваций, экономический расцвет и высокий уровень жизни».

Креативным людям, которые уже консолидировались, сложно выдвигать на повестку дня эти символические удобства. Они привлекают людей, ресурсы и внимание. Вы можете ходить в оперный театр или музей раз в год — но сама мысль, что вы можете это делать, повышает самооценку горожан.

Существует индивидуальная креативность, креативные индустрии, которые системно работают, а следующий уровень — креативная экономика. Это когда есть влияние на город и другие секторы рынка. Лендли говорит: «Города — не место в пространстве, а драма во времени». Эта драма разыгрывается сейчас. Города конкурируют между собой. Взаимосвязанность человека и места усиливается цифровым следом. Цифровое становится экзистенциальным, а значит — частью культуры, а не просто девайсом. В свое время урбанисты запустили интерактивный проект Map Me Happy, чтобы измерить удовольствие, которое люди испытывают в разных местах. Этот проект делает актуальным вопрос, в чем смысл этого города и моего существования в нем, с кем я могу тут реализовать свои инициативы. Насколько город богат местами для селфи — тоже хороший показатель.


«Города — не место в пространстве, а драма во времени»


Цифровой след города важен — где чекинятся, что постят. Недорого создать больше поводов, чтобы было, что сфотографировать, о чем написать пост, поставить хэштеги.

Основной урок креативности — толерантность к ошибке. Культура риска важна для предпринимателя. Там, где цена ошибки очень высока, не будут пробовать и много креативить. За полтора-два года вопрос креативных индустрий в Одессе выйдет на политический уровень и тогда появится другой риск — не превратить все в карго-культ (формальное применение методологий без понимания процессов — авт.), не строить телескопы из соломы. Сейчас у украинских городов есть время изучить суть креативности и выполнить домашнюю работу — подготовить инфраструктуру. Она начинается с банального краудфандинга и общественных бюджетов.

Кристина Петрик, редакция Журнала «Про|странство»:

Мы просмотрели несколько роликов о креативных городах — Лондоне, Берлине, Барселоне. Их визуальное наполнение очень похоже — ревитализованная инфраструктура, модные чуваки с кофе на гиробордах. Это креативность, но она однотипная, шаблонная. От того слышим: «Киев — это новый Берлин!», а оппоненты говорят: «Зачем нам еще один Берлин, изобретайте что-то свое». Возможно, есть смысл говорить о какой-то посткреативности, потому что термин «креативный город» уже набил оскомину.

Николай Скиба:

Не стоит делать культ из креативности. Лучше больше думать о том, как решить проблемы. Для Европы — это часть социальной политики. Для них важно, чтобы люди были самозаняты и обустроены. Все это они продают электорату. Там у политиков об этом спрашивают.

Кроме того, существует концепт быстрых и медленных городов.

Люди едут в быстрые города, потому что там центр амбиций, ресурсов, коммуникационные хабы, но человеческий ресурс там быстрее истощается. В этом смысле выигрывают города, которые могут предложить медленный режим. Оттуда можно поехать в горы, где нет вай-фая, и собирать ягоды, что будет оптимальной перезагрузкой. Но чаще надо быть на связи, иметь доступ к ресурсам — и вот куда креатив можно направить, город должен показать — у нас есть зона для созерцания, для замедления. Важно идентифицировать себя с креативным движением, потому что это доступ к экспертизе, к ресурсам, возможность влиять на политиков. Во взаимосвязанном мире, где один твит может обвалить фондовый рынок или поднять акции, конечно, шум креативных движений достаточно существенный.

Записала Кристина Петрик

Развивай креативность

Или забудь о повышении

Зачем развивать креативность, если ваше творчество на работе ограничивается придумыванием заголовков для мейлов? Объясним и посоветуем две книги.

Все мы на работе решаем задачи. Человек с неразвитой креативностью, столкнувшись с задачей, решает ее самым очевидным способом. Другие возможные способы решения задачи остаются за бортом — сотрудник их даже не рассматривает.

Самый очевидный способ решения задачи почти всегда не самый эффективный. Креативный человек сначала «накидывает» множество вариантов решений (мыслит вширь), а потом выбирает из них лучшее (сужает выбор).

В дизайн-мышлении это называется «дивергентным и конвергентным мышлением».

Иллюстрация эффективной модели принятия решений из книги «Дизайн-мышление в бизнесе».

Получается, человек с развитой способностью творчески мыслить (то есть креативностью) почти всегда принимает более качественные решения, чем человек, который так мыслить не умеет.

В нашем издательстве вышли две книги, которые помогут развить креативное мышление — «Рисовый штурм» и «Разрыв шаблона».

Первую сравнивают со швейцарским ножом — сборник основных техник креативности, которые всегда под рукой.

Человек с развитой креативностью почти всегда принимает более качественные решения.

Вторая — книга, которую Денис Каплунов назвал «swipe-book» примеров по креативному решению проблем. То есть это книга, которую можно листать, читая отрывки, за которые зацепился взгляд.

Подробнее о каждой из книг.

Подай идею. Как влюбить других в то, что ты придумал

Идея, произнесенная вслух, не стоит ничего, пока она не реализована. Даже если она может спасти чью-то жизнь или сделать мир лучше. Чтобы воплотить идею в жизнь, ее нужно «продать» — шефу, клиенту, порой друзьям или членам семьи. Йерун ван Хейл — специалист в генерации идей и стратег по их продвижению. Он научит вас заинтересовывать, делать классные презентации и убеждать остальных, что ваша идея стоит реализации.

Рисовый штурм

В оригинале — знаменитая Thinkertoys, одна из любимых книг Игоря Манна, с самой полной подборкой техник брейншторминга. Книга действительно известная, вы могли видеть ее в оригинале.

Такой она вышла у нас.

Книга написана Майклом Микалко, офицером американской армии, который занимался распространением техник креативности в НАТО.

Автор собрал 22 приема — по 1-ому на каждую главу — которые научат находить нестандартные решения. Вот первая часть оглавления, которая поможет понять, как построена книга.

Книга претендует на звание «исчерпывающего пособия по развитию креативности». Если читатель находится на нулевом уровне, ему будут интересны все главы и приемы, включая описание работы левого и правого полушария и базовые правила ведения мозгового штурма и постановки задач. Читателю, который со всем этим знаком, лучше сразу перейти к приемам креативности и отработке упражнений.

Одна из любимых книг Игоря Манна, с самой полной подборкой техник брейншторминга.

Все приемы поделены на две группы — «Линейные игры для ума» и «Интуитивные игры для ума». Несколько примеров.

  • Фальшивые лица. Прием: изменение исходных установок. Как выработать идею путем отказа от общепринятых установок.
  • Гремучие змеи и розы.Техника: аналогии. Как использовать личные, прямые, символические и воображаемые аналогии для генерации идей.
  • Цветок лотоса. Техника: диаграммное изображение. Как схематически изобразить препятствия и затем использовать их, чтобы достичь своей цели.
  • Феникс. Техника: постановка вопросов. Как использовать список вопросов (предложенный в свое время ЦРУ), чтобы направить свои мысли в нужное русло.

В каждой главе — схемы и визуальные примеры, иллюстрирующие суть. Там же одно или несколько упражнений, тоже часто с картинкой или схемой. В общем, в отличие от текстовой книги Тины Силиг, это пособие можно назвать «книжкой с картинками». Этим она напоминает школьные учебники с упражнениями и задачками.

Скачать пробную главу можно здесь.

Разрыв шаблона

Преподаватель Стэнфорда и автор бестселлера «Сделай себя сам» Тина Силиг собрала свою подборку инструментов креативности для команды. Они научат вас придумывать и воплощать крутые идеи на работе. Вы не заметите, как повысится уровень креативности в вашей команде (автор действительно чаще говорит о развитии коллективной, чем личной креативности).

Тина Силиг, профессор Стэнфордского университета (преподает предпринимательство), она же доктор наук, невролог и любимица нашего издательства. Ее книги не просто «упаковать», но от них невозможно оторваться. Умеет человек интересно писать.

Так выглядит оглавление этой книги — креативные названия глав.

Тина Силиг мотивирует вас развивать креативность и рассказывает, как этого достичь. Посмотрим, удастся ли ей мотивировать вас. Вот отрывок, чтобы вы могли понять:

«Дразнящий. Всего одно слово — дразнящий.

До недавнего времени абитуриенты колледжа Всех святых в Оксфорде сдавали „однословный экзамен“. Они одновременно и предвкушали, и боялись Того Самого Эссе, как его называли. На экзамене каждый из них одновременно с остальными переворачивал лист бумаги, на котором было написано одно слово — к примеру, „невинность“, „чудеса“, „вода“ или „дразнящий“. За три часа они должны были написать сочинение, вдохновленное одним-единственным словом.

Для этого экзамена не существовало правильных решений. Тем не менее ответ каждого соискателя позволял оценить, сколько он знает и способен ли к творчеству. „Оглашение этого слова вызывало ажиотаж. Говорят, каждый год в ожидании новостей у стен колледжа собирались и те, кто не поступал в него“*, — цитирует The New York Times оксфордского профессора. Этот пример подтверждает, что абсолютно всё — каждое слово — дает вам возможность максимально использовать знания, чтобы подстегнуть полет фантазии. Большинство не используют этот тип творчества: мы не привыкли рассматривать окружающий мир как шанс отточить свое мастерство. На самом деле жизненно важно ко всему подходить творчески.»

Скачать пробную главу и купить книгу в электронном или бумажном виде можно на странице книги.

Для развития креативного мышления читайте книгу — «швейцарский нож» от Майкла Микалко с упражнениями и приемами («Рисовый штурм»). Или сборник историй и примеров творческого мышления в работе от Тины Силиг («Разрыв шаблона»).

Вконтакте

Facebook

Twitter

Другие подборки

Креативный или творческий? | Статьи

Помогает ли непривычное слово более точно обозначить действительность? Рассмотрим это на примере слова креативный.

Новейшее слово креативный с иностранным корнем и его производные креативность, креативщик раздражают многих: «зачем они нужны, когда есть наши прекрасные русские слова творческий, творчество, творец?» На первый взгляд перед нами абсолютные синонимы, то есть слова, ничем друг от друга не отличающиеся. Получается, употребляя иностранное слово креативный, говорящие и пишущие, по словам чеховской героини, «хочут свою образованность показать» или, выражаясь более жестко, выказывают недостаточное уважение к родному языку. Но так ли это?

Выдающийся русский лингвист Лев Владимирович Щерба утверждал, что в языке нет абсолютных синонимов, а есть наше плохое знание языка. Попытаюсь воспользоваться этой мыслью. Словарь Ожегова-Шведовой определяет творчество как «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей». Замечу, что в этом определении объединены как духовные, моральные, высокие, так и материальные, бытовые ценности. Эту же мысль применительно к понятию «творчество» подчеркивают и многие другие авторы, считающие, что нет такой работы, которая не предполагает творчества.

Полностью соглашаясь с этим мнением, хочу подчеркнуть, что в приведенных рассуждениях никак не противопоставлен другой аспект творческой деятельности. Тот самый, который еще в советской прессе назывался «от идеи — до внедрения». Да и сейчас мы постоянно слышим, что у наших ученых пруд пруди разных блестящих идей и разработок, а вот до товарного продукта многие из них по разным причинам не доходят. Очевидно, что любая творческая деятельность — это процесс, в начале которого обязательно происходит выдвижение и разработка новой перспективной идеи. В результате могут быть созданы новые производства, появиться новые материалы, внедриться новые методики и т.д. Но может случиться и так, что ничего этого не произойдет, а останется только интересная идея и ее разработка. Однако творческая деятельность имеет место в обоих этих случаях.

Это очень существенное различие в понимании творческой деятельности как процесса и как результата язык не всегда отражает, хотя и должен. Например, слово создание из приведенного выше толкования слова творчество Ожеговым-Шведовой можно понимать как обозначение и процесса (Ученые заняты созданием нового лекарства), и его результата (Ученых наградили за создание нового лекарства).

Как мне кажется, словом креативный называется такое творчество, которое не только выдвигает идеи, но и доводит их до конкретного практического результата. А слово творческий остается со своим исходным значением, не различающим деятельность результативную и, наоборот, безрезультатную.

Создание нового продукта требует не только творческой, но и однообразной, рутинной, скучной работы. Так вот, как мне кажется, словом креативность обозначается различная, но обязательно и творческая деятельность, работа на результат, ради создания конечного продукта.

Впрочем, далеко не все говорящие по-русски со мной согласятся. Например, предлагая исключить из школьной программы элементы высшей математики, один чиновник заявил, что этот раздел «убивает в учениках креативность». Видимо, имелось в виду, что неосмысленное запоминание формул и механические вычислительные действия мешают развивать творческие способности детей.

Закрепится ли в русском языке именно такое распределение значений слов творческий и креативный, трудно сказать. Однако совершенно ясно, что сама жизнь требует различать творчество-1 — «процесс создания новых идей и продуктов» и творчество-2 — «результат создания на основе новых идей лучших условий жизни людей». Оставляя за словом творческий общее, нерасчлененное обозначение и творчества-1, и творчества-2, слово креативный стремится называть лишь творчество-2. Такое же противопоставление процесса (без всякого указания на результат) и именно результата представлено почти во всех русских глаголах целенаправленного действия: читать — прочитать, писать — написать, решать — решить, мыть — вымыть, звонить — дозвониться и т.д. На этом различении держится вся система представлений о действии не только в русском, но и во всех славянских языках.

Близко по значению к слову креативный прилагательное созидательный, однако в его значении ослаблен элемент творчества, оригинальности, новизны. Кроме того, это прилагательное обычно не сочетается с существительными, обозначающими лиц. Не принято говорить созидательный сотрудник, хотя существительное созидатель применительно к человеку звучит совсем неплохо.

Что такое «креативный маркетинг» | Креативное агентство BÜRO.MT

Что такое креативный маркетинг и чем он лучше креативной рекламы?
Своими размышлениями делится творческий директор Никола Черноголовко.

– Вам меда или сгущенного молока?
– Гм… И того и другого!
Винни-Пух

 

Креативный маркетинг, в отличие от креативной рекламы, подразумевает тщательную проработку рыночной ситуации. Результатом сбора маркетинговых данных может стать даже …отказ от креативной рекламы в пользу точного, максимально таргетированного, рекламно-информационного сообщения.

В силу того, что подобный подход практически исключает провал коммуникационной стратегии, его ценят, но …не любят. В чем причина нелюбви к креативному маркетингу?

Маркетинговые отделы компаний понимают, что если они единожды воспользуются преимуществами креативного маркетинга, то им придется перестраивать всю коммуникацию в логическую цепочку. И на этом пути нет ни эклектики, ни мелочей.   Затем – необходимо будет в течение ряда лет поддерживать выстроенную коммуникацию. Затем… то есть креативный маркетинг обеспечивает видение и ведение ситуации на десяток лет вперед. А вот средняя продолжительность «жизни на одном месте» среднестатистического руководителя маркетингового отдела – 2 года. Но и это еще не все!

Креативный маркетинг – сравнительно недешев, хотя существуют рекламные агентства умудряющиеся продавать всего лишь креативную рекламу по ценам креативного маркетинга. Самые честные и «креативные» рекламисты ненавидят креативный маркетинг в открытую, прямо заявляя, что работает только креативная реклама. Это не так.

 

 

Креативная реклама – да, пользуется всеобщей любовью! «Потребитель полюбит ваш бренд!» ― восклицает креативный директор, мечтающий о фестивальных трофеях.  «Вау-эффект», «прикольно», «суперски», «креативно» ― все эти эпитеты радуют душу и рекламистов, и заказчиков. На этапе обсуждения идей. Затем, как правило, наступает момент отрезвления и …в эфир выходит очередной ролик «ни о чем». В прессе появляется информационный блок, продвигающий не конкретный товар, а категорию в целом и наружная реклама оказывается неэффективной.

«Клиент заставил нас сделать унылое г…», – сетуют рекламисты. «Пришлось отказаться от ярких идей, поскольку мы серьезная компания, которая не может рисковать», – отчитывается перед руководством клиент.

Почему так происходит? Все просто. Клиент интуитивно понимает, что креативная реклама, не являющаяся логичным продолжением креативного маркетинга – зона повышенного риска. Более того – сильная идея, будучи отмечена десятком фестивальных наград, способна отбросить бренд на десятки лет назад.

 

 

Пример:

Представьте, что магазин детских игрушек провел рекламную кампанию на основе черного юмора. О магазине узнали все. Общественность высказала протест. Представители субкультур, например готы, испытывали прилив счастья, слыша каждое рекламное сообщение с ключевыми словами «кладбище», «мертвец», «гроб». Агентство установило статуэтку Каннского льва у себя в переговорке. А целевая аудитория повалила… в магазин конкурентов, которые вообще никакой кампании не проводили! Вы думаете, потребитель не понял основного сообщения «Детство короче жизни. Играй пока жив»? Все он прекрасно понял. Просто покупать у автора этого сообщения ему неприятно.

 

Творческое решение: как развить креативность

Содержание

  1. Что такое креативное мышление
  2. На что влияет креативное мышление
  3. Как проверить уровень креативного мышления
  4. Методики для развития креативного мышления

Креативный склад ума — это один из важнейших soft skills, который помогает нам как в работе, так и в личных делах. Навык развивается на протяжении всей жизни, поэтому никогда не поздно начать его тренировать.

Что такое креативное мышление

Креативное мышление помогает находить нестандартные пути решения задачи.

Этот soft skill применяется во всех сферах: логисты, например, придумывают новые оптимальные маршруты, чтобы доставлять грузы быстрее. Графические дизайнеры создают качественные рекламные материалы. И даже бухгалтеры, которые работают по стандартному алгоритму, пользуются креативным учетом при составлении финансовой отчетности.

Чтобы оставаться востребованным специалистом на рынке и сохранять актуальность профессиональных навыков, следует тренировать умение творчески подходить к задачам.

На что влияет креативное мышление

Подходя к работе креативно, можно повысить эффективность в несколько раз. К примеру, тестировщик может потратить 30 минут на проверку приложения или придумать новый способ, чтобы тест проходил за 30 секунд. Как результат — задача будет выполнена быстрее, а сотрудник успеет уделить больше времени на изучение чего-то нового.

Кроме того, этот навык открывает перед нами новые горизонты — мы быстрее развиваемся и в профессиональной сфере, и вне рабочих будней. Творческое мышление = саморазвитие.

Как проверить уровень креативного мышления

Этот тип мышления делится на два типа: дивергентное и конвергентное. Мыслить дивергентно — уметь придумывать несколько решений для одной и той же задачи. Мыслить конвергентно — выбирать лучший вариант из уже имеющихся. Чтобы проверить уровень креативности, существует несколько специальных тестов.

Тест вербальной креативности Медника

Придумайте три слова и подберите к ним четвертое, которое сочетается с каждым из них. Например: «громкий», «медленно», «шепот». В качестве ответа подойдет слово «говорить» — «громко говорить», «говорить медленно», «говорить шепотом». Старайтесь подбирать оригинальные словосочетания и называть как можно больше слов.

Тест Гилфорда на использование предмета

Посмотрите на какой-нибудь предмет и придумайте новые способы его использования. Например, коробки из под обуви можно превратить в органайзеры для мелочей, стеклянные бутылки — в подсвечники, а старый свитер — в удобный лежак для питомца.

Результаты тестов оцениваются по следующим критериям:

Гибкость. Сколько уникальных способов применения удалось придумать.

Оригинальность. Определить уникальность идеи можно субъективным методом — пройти тест в компании, проанализировать ответы и попросить каждого участника высказать свое мнение. Или объективным — посчитать, как часто тот или иной способ был назван всеми участниками теста.

Применимость. Подумайте, насколько новая идея полезна в реальной жизни, и какова вероятность, что вы бы ее использовали.

Беглость. Посчитайте общее количество уникальных неповторяющихся вариантов. Каждый предложенный ответ должен иметь цель, непохожую на все остальные

Методики для развития креативного мышления

Творческий потенциал есть практически у каждого человека, но тренировать его все равно необходимо. Чтобы генерировать идеи легко и быстро, существует несколько полезных упражнений.

Ассоциации

Назовите слово и подберите к нему метафоры, неожиданные эпитеты и интересные сравнения. Чтобы научиться видеть необычное в обычном, можно читать художественную литературу. Например, Чехов описывал настроение как «мармеладное», а Цветаева создавала поэтический образ ивам, называя их «льстивыми». Смотрите на мир как поэт или писатель — это раскроет ваш творческий потенциал.

Тренироваться можно и на случайных ассоциациях. Откройте книгу и, не глядя, укажите пальцем на слово и запишите его. Затем таким же образом выберите второе. Свяжите оба слова между собой, придумав историю.

Метод шести шляп

Этот метод позволяет рассмотреть любую ситуацию с шести разных сторон. Каждая шляпа символизирует определенный тип мышления. Использовать этот метод можно как в обычной жизни, так и на работе, чтобы представить новый проект коллегам, объяснив идею с шести точек зрения.

Синхронизация полушарий

В зависимости от того, правша вы или левша, начните выполнять привычные бытовые действия другой рукой. Таким образом улучшится работа обоих полушарий мозга.

Перед тем как взяться за важную задачу, сделайте пальчиковую гимнастику, которая настроит вас на продуктивную работу.

Свободное рисование — еще одно упражнение для синхронизации полушарий мозга. Для начала нарисуйте необычный, но простой пейзаж. Затем попробуйте нарисовать такую же картинку другой рукой.

Рисовать можно и обеими руками, создавая зеркальное изображение. Главное, чтобы руки двигались одновременно.

Смена привычной обстановки

Работая на одном месте, внимание человека рассеивается, отчего он становится невнимательным, и начинает допускать много ошибок. Попробуйте убрать все лишнее с рабочего стола, поменять канцелярские принадлежности или обновить лампу.

Если хочется кардинально сменить обстановку, попробуйте провести рабочий день в коворкинге или в любимом кафе. Опубликованное в Journal of Consumer Research исследование показало, что фоновый шум в кафе способствует зарождению новых идей.

Позитивный настрой

Преодолевать трудности помогает положительный психологический настрой. Кроме того, он стимулирует мозговую активность и помогает постичь «дзена». ☺

Чтобы настроить себя на позитив перед важной задачей, берите чистый лист и делите его пополам. На одной стороне перечисляйте все страхи и сомнения, а на другой описывайте подробный план действий, как преодолеть все трудности. Регулярно выполняя это упражнение, вы привыкните заменять негативные мысли позитивными.

Мозг человека нехотя принимает изменения, но они приносят пользу. Вначале может быть сложно постоянно придумывать нестандартные пути решения задач, но систематические тренировки дадут свои плоды — повседневная рутина превратится в интересное занятие.

Что такое креативное мышление?

Что такое креативное мышление?

Уже никого не удивляют такие понятия, как «креативность мышления», «креативный работник», «креативные вещи». Но многие до сих пор думают, что креативность, это умение рисовать необычные картинки, сочинять музыку, писать стихи и т.д. Вообще она обросла мифами, которые нередко довольно далеки от действительности. На самом же деле, разобравшись с тем, что такое креативное мышление, можно с большой пользой применять его в бизнесе, причем как развивая в себе, так и раскрывая потенциал своего коллектива.

Что такое креативное мышление?

Мы часто мыслим стандартно, вернее даже многое делаем стандартно, не задумываясь о том, почему поступаем подобным образом. Помню в детстве, в Киргизии, я спросила у мамы, почему наши новые соседи делают на огороде грядки, похожие на могилки :). Мама сказала, что они приехали из Белоруссии, где болотистые почвы и много дождей, поэтому по привычке делают высокие грядки. Эти люди (кстати, имеющие высшее образование), даже не задумались, что в жаркой и засушливой республике на глинистой почве их работа только навредит растениям.

Они даже не поинтересовались, почему все вокруг делают низкие грядки и роют между ними арыки. Думаю, каждый может привести немало подобных примеров, в том числе и собственных ошибок, совершенных только потому, что основывались на собственно опыте, не думая о других вариантах.

Согласно википедии, креативность — творческие способности, которые характеризуются готовностью индивида к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

В общем, креативное мышление, это умение творчески подходить к решению любой проблемы. Да, любой — от общения с клиентами и ремонта офиса, до способа избавиться от старых вещей и написать резюме. Один из распространенных мифов о креативности – то, что ей можно научиться. На самом деле психологи утверждают, что креативностью обладают все, но пользоваться ею могут только те, кто верит, что на это способен. Это значит, что если вы убедите своих работников в том, что они умеют смотреть на решение проблем нестандартно, так и будет.

Оригинальная раскраска пасхальных яиц

И наоборот, если людей тормозить, обвинять в глупости и фантазерстве, то можно быть уверенным, что самые творческие личности быстро уволятся, а все остальные будут действовать по принципу — «не высовывайся».

В конце концов, такой путь может завести в тупик, тогда как западные психологи советуют сейчас, в пору экономического кризиса, стремиться к максимальному раскрытию креативности мышления работников. Это позволяет найти самые короткие пути решения проблем и новые ниши в бизнесе при минимальном количестве сотрудников.

Для чего нужно креативное мышление в бизнесе?

Понятие креативность включает не только творчество, но и умение решать задачи нестандартными способами. Хотя порой, наоборот, сложнее найти хорошее стандартное решение. В общем получается, что это, кроме всего прочего, умение думать, причем думать быстро и результативно.

Оригинальная упаковка для энергетического напитка

Значит, нужны следующие способности:

  • Запас знаний (Учиться, учиться и учиться. В.И.Ленин :)),
  • Хорошая память
  • Прозрачное мышление
  • Аналитические способности
  • Развитая интуиция
  • Практичность

Кстати, практичность, это обязательное условие креативного человека, потому, что маниловщиной, генерацией нереальных прожектов могут заниматься очень многие, но лично я считаю, что это скорее антикреативность, ведь она не только, не помогает в реальной работе, но и уводит от решения реальных проблем.

Как развивать эти способности? Для этого уже есть немало литературы, практикумов и курсов и что-то из этого неплохо бы пройти или почитать, но самое главное не закрываться от нового, необычного, нестандартного. Ведь большинство из нас отворачиваются от многих решений только потому, что «этого не может быть, потому что не может быть никогда». Но в тоже время, читая об успешных людях и реализованных бизнес идеях, которые принесли своим хозяевам миллионы, часто видишь, что эти идеи лежали практически на поверхности, но считались смешными, глупыми или нереальными.

Оригинальные аквариумы для необычных интерьеров

Качества и способности, которые мы получаем, развивая креативное мышление:

  1. Гибкое, беглое и оригинальное мышление. Умение расширять интеллектуальное поле поиска, не отказываясь от необычных вариантов. Это

    На такое резюме работодатель точно обратит внимание


    становится возможным при включении ассоциативного мышления, воображения, способности рассмотреть проблему с разных сторон.
  2. Повышение ценности интеллекта. Самообразование и саморазвитие, личная и личностная свобода, способность и готовность меняться в зависимости от обстоятельств.
  3. Открытость новому. Креативные люди первыми реагируют на перемены и не подвержены (по крайней мере, в меньшей степени, чем простые обыватели) стереотипам, предубеждениям и предрассудкам.
  4. Креативный человек практически всегда успешен, он легко находит применение своим способностям. Фразы «меня никто не понимает», «этот мир не для таких ярких личностей как я», сразу говорят о том, что перед вами его полная противоположность.

В общем, стандартное мышление в современном мире, это прямой путь к неудачам и ошибкам в бизнесе и лучшее лекарство от него — креативность.

И напоследок, примеры забавной рекламы, ведь в этой сфере бизнеса креативность нужна как воздух :):


P.S. Советую почитать: Как сделать правильную презентацию

Похожие темы

Что такое творчество?

Что такое творчество?
Калифорнийский государственный университет, Нортридж

Что такое творчество?



Из Человеческая мотивация , 3-е изд., Роберт Э. Франкен:
  • Творчество определяется как тенденция к созданию или распознавать идеи, альтернативы или возможности, которые могут быть полезны в решении проблем, общении с другими и развлечениях себя и других. (стр. 396)
  • Три причины, по которым люди мотивированы на творчество:
    1. потребность в новой, разнообразной и комплексной стимуляции
    2. необходимость передавать идеи и ценности
    3. нужно решать проблемы (стр. 396)
  • Чтобы проявить творческий подход, вы должны уметь просматривать вещи по-новому или с другой точки зрения.Среди прочего вещи, вам нужно иметь возможность генерировать новые возможности или новые альтернативы. Тесты на креативность измеряют не только количество альтернативы, которые могут создать люди, но уникальность тех альтернативы. способность создавать альтернативы или видеть вещи однозначно не происходят в результате изменения; это связано с другим, более фундаментальные качества мышления, такие как гибкость, терпимость к двусмысленности или непредсказуемости, а также получение удовольствия от вещи, прежде неизвестные. (стр. 394)

Из «Творчество — за гранью мифа о гениальности» Роберта У.Вайсберг.
  • … «творческий» относится к новым ценным продуктам, как в «Самолет был творческим изобретением». «Креатив» также относится к человек, который производит работу, например,? Пикассо был творцом ». «Творчество» означает способность производить такие работает, например, «Как мы можем способствовать творчеству наших сотрудников?» и чтобы деятельность по созданию таких продуктов, как в «Творчество требует упорного труда »(стр. 4)
  • Все, кто изучает творчество, согласны с тем, что для чего-то нужно креативность, недостаточно быть новинкой: она должна иметь ценность, или соответствовать познавательным требованиям ситуации.» (стр. 4)

Из Creativity — Flow and the Psychology of Discovery and Изобретение Михая Чиксентмихайи.
  • Способы употребления слова «творчество»:
    1. Лица, которые выражают необычные мысли, которые интересны и стимулирующие — короче говоря, люди, которые кажутся необычайно яркими.
    2. Люди, которые воспринимают мир по-новому и оригинально. Это (лично творческие) личности, чье восприятие свежий, чьи суждения проницательны, кто может сделать важные открытия, о которых знают только они.
    3. Люди, которые меняют нашу культуру в некоторой степени. Поскольку их достижения по определению являются общедоступными, их легче напишите о них. (например, Леонардо, Эдисон, Пикассо, Эйнштейн, и т. д.) (страницы 25-26)
  • Системная модель творчества: (страницы 27-28)
    1. творческий домен , который вложен в культуру — символическое знание, порожденное конкретным обществом или человечеством в целом (например, изобразительное искусство)
    2. поле , которое включает в себя всех привратников домен (например,г., искусствоведы, учителя искусствоведения, хранители музеев и др.)
    3. физическое лицо лицо , использующее символы заданная область (например, музыка, инженерия, бизнес, математика) есть новая идея или видит новый образец, и когда эта новинка выбирается соответствующим полем для включения в соответствующий домен
  • Творчество — это любое действие, идея или продукт, которые изменяют существующий домен, или который преобразует существующий домен в новый один…Все дело в том, является ли новинка, которую он производит, принято для включения в домен. »(стр. 28)
  • Характеристика творческой личности: (стр. 58-73)
    1. У творческих личностей много энергии, но они также часто бывают тихими и спокойными.
    2. Творческие люди, как правило, умны, но при этом наивны в в то же время.
    3. Творческие личности сочетают в себе игривость и дисциплина или ответственность и безответственность.
    4. Творческие личности чередуют воображение и фантазию с одной стороны, а с другой — укоренившееся чувство реальности.
    5. Творческие люди, кажется, питают противоположные тенденции на континуум между экстраверсией и интроверсией.
    6. Творческие личности тоже замечательны, скромны и горды в в то же время.
    7. Творческие личности в определенной степени избегают жесткого пола ролевые стереотипы и склонность к андрогинности.
    8. Обычно творческих людей считают бунтовщиками и независимый.
    9. Большинство творческих людей очень увлечены своей работой, но все же они также могут быть предельно объективными.
    10. Открытость и чуткость творческих личностей часто подвергает их мучительной боли, но также наслаждение.



Что такое творческое письмо? — Определение, типы и примеры — Видео и стенограмма урока

Примеры творческого письма

Поэзия и песни

Стихотворение или песня имеют тенденцию быть более неуловимыми или загадочными из-за ограниченного пространства. Однако из-за своих пространственных ограничений он может совершать скачки по предмету и времени, и ему не нужно полагаться на повествовательную структуру.В поэзии и песнях можно использовать литературные приемы, такие как сравнения и метафоры, чтобы увести читателя в удивительные места. Хорошим примером этого является начало стихотворения Сильвии Плат «Жизнь»:

«Прикоснись к нему: он не сжимается, как глазное яблоко»,

Этот яйцевидный бейливик, чистый, как слеза.

Вот вчера, в прошлом году —

Пальма и лилия, отличные от флоры на бескрайних просторах

Безветренная резьба гобелена. ‘

Обратите внимание, как шокирует сравнение, как оно сразу привлекает внимание читателя.Цель изображения этого стихотворения — развить представление о жизни как о глазном яблоке и побудить читателя по-настоящему попытаться ее визуализировать.

Художественная литература и пьесы

С другой стороны, у романа или пьесы есть достаточно времени, чтобы разворачиваться. Поэтому художественная литература обычно содержит развитие сюжета и персонажа. Как творческий писатель, вы хотите, чтобы ваша история увлекала читателей. Вы также хотите создать отношения между читателями и персонажами. Для этого требуются как физические, так и эмоциональные детали, чтобы читатели сочувствовали действию и любой боли или удовольствию, которые испытывают персонажи.В качестве примера прочтите следующий отрывок из романа Чарльза Диккенса « Большие надежды »:

«Либо есть, либо нет, так оно и есть. Цвет дня. Каково было в детстве. Соленая вода на твоих загорелых ногах. Иногда вода желтая, иногда красная. Но какого цвета он может быть в памяти, зависит от дня. Я не собираюсь рассказывать вам историю так, как это произошло. Я расскажу так, как помню ».

Голос персонажа в этой цитате действительно завораживает.Это звучит честно и вдумчиво, а также немного навязчиво. Предсказание того, что на самом деле произошло, заставит читателя продолжить движение вперед, а разрабатываемый персонаж — это тот, о котором читатели захотят узнать больше.

Краткое содержание урока

Творческое письмо — это искусство использования слов для придумывания вещей. Однако хороший писатель сочиняет вещи, которые люди захотят прочитать. Для этого вы должны использовать свое воображение и попытаться уловить эмоцию или человеческую правду, например любовь или потерю.Это не включает академические или технические письма, потому что эти типы письма не могут включать в себя выдуманный материал и не имеют целью выразить чувства автора.

Цель творческого письма — увлечь аудиторию и создать эмоциональный или вдумчивый призыв, хотя тип письма будет определять, как это будет происходить. Некоторые виды творческого письма, такие как стихи и песни, имеют ограниченное пространство и поэтому имеют тенденцию быть более загадочными и менее повествовательными. В таких типах, как романы и пьесы, есть место для изучения характера и развития сюжета.Любой может писать творчески; все, что нужно, — это воображение и возможность что-то сказать!

Результаты обучения

Когда вы закончите, вы сможете:

  • Вспомнить цель творческого письма
  • Перечислите некоторые из распространенных техник, используемых в творческом письме.
  • Опишите некоторые виды творческого письма

Что такое творчество? Он есть у всех и он нам нужен

Нестандартное мышление — это больше, чем просто бизнес-клише.Это означает подход к проблемам по-новому, новаторски; по-разному осмысливать проблемы; и понимание вашей позиции по отношению к какой-либо конкретной ситуации таким образом, о котором вы никогда раньше не думали. По иронии судьбы, это клише, которое означает думать о шаблонных ситуациях таким образом, чтобы не было шаблонов.

Нам все время говорят «мыслить нестандартно», но как именно мы это делаем? Как нам развить способность противостоять проблемам способами, отличными от того, как мы обычно решаем проблемы? Как нам развить способность смотреть на вещи иначе, чем мы обычно смотрим на вещи?

Нестандартное мышление начинается задолго до того, как мы «заперты», то есть задолго до того, как мы столкнемся с уникальной ситуацией и начнем загонять ее в знакомую «коробку», с которой мы уже знаем, как с ней справляться.Или, по крайней мере, думаю, что с мы знаем, как бороться.

Вот 11 способов улучшить свои нестандартные навыки мышления. Время от времени прилагайте усилия, чтобы подтолкнуть свое мышление к пределу и за его пределами — таланты, которые вы развиваете, могут пригодиться в следующий раз, когда вы столкнетесь с ситуацией, которую «все знают», как решить.

1. Изучите другую отрасль.

Я узнал о преподавании, изучая маркетинг, столько же, сколько и педагогику — может быть, даже больше.Сходите в библиотеку и возьмите отраслевой журнал, относящийся к отрасли, отличной от вашей, или возьмите несколько книг из библиотеки и узнайте, как обстоят дела в других отраслях. Вы можете обнаружить, что многие проблемы, с которыми сталкиваются люди в других отраслях, похожи на проблемы в вашей собственной, но они действительно разработали совершенно другие способы их решения. Или вы вполне можете найти новые связи между вашей собственной отраслью и новой, связи, которые вполне могут стать основой инновационного партнерства в будущем.

2. Узнайте о другой религии.

Религии — это способ, которым люди организуют и понимают свои отношения не только со сверхъестественным или божественным, но и друг с другом. Изучение того, как устроены такие отношения, может научить вас многому о том, как люди относятся друг к другу и к окружающему миру. Если вы начнете видеть причину в другой религии, это также может помочь вам развить гибкость ума — когда вы действительно посмотрите на разные способы, которыми люди постигают одни и те же загадки, и на тот факт, что им обычно удается выжить, независимо от того, во что они верят, вы начинаете видеть ограничения любой догмы или веры, которым вы следуете, — откровение, которое немало перенесется на нерелигиозные аспекты вашей жизни.

3. Пройдите курс.

Изучение новой темы не только научит вас новому набору фактов и цифр, но и научит вас новому взгляду и осмыслению аспектов вашей повседневной жизни, общества или природного мира, в котором вы живете. в свою очередь, это поможет расширить как ваш взгляд на проблемы, так и спектр возможных решений, которые вы можете придумать.

4. Прочтите роман в незнакомом жанре.

Чтение — один из величайших стимуляторов умственного развития в нашем обществе, но с ним легко попасть в колею.Попробуйте прочитать что-нибудь, к чему вы иначе никогда бы не прикасались — если вы читаете литературную фантастику, попробуйте детектив или научно-фантастический роман; если вы читаете много крутых детективов, попробуйте романс; и так далее. Обратите внимание не только на рассказ, но и на конкретные проблемы, с которыми приходится сталкиваться автору. Например, как автор фэнтези обходит ваш обычный скептицизм в отношении магии и втягивает вас в свою историю? Попробуйте связать эти проблемы с проблемами, с которыми вы сталкиваетесь в своей области. Например, как ваша маркетинговая команда может преодолеть обычное молчание вашей аудитории о новом «чудо-продукте»?

5.Написать поэму.

В то время как решение большинства проблем в значительной степени зависит от логических центров нашего мозга, поэзия аккуратно соединяет наши более рациональные процессы левого полушария и наши более творческие процессы правого полушария. Хотя это может показаться глупым (а чувствовать себя глупо — еще один способ мыслить нестандартно), попробуйте написать стихотворение о проблеме, над которой вы работаете. Ваше стихотворение не обязательно должно предлагать решение — идея состоит в том, чтобы переместить ваше мышление от логических центров вашего мозга в более творческую часть мозга, где его можно обдумывать нерациональным образом.Помните, никто никогда не должен видеть ваше стихотворение…

6. Нарисуйте картинку.

Рисование картинки — это еще больше для правого полушария и может помочь сломать логическую хватку левого полушария над проблемой так же, как это может сделать стихотворение. Кроме того, визуализация проблемы задействует другие способы мышления, которые мы обычно не используем, что дает вам еще один толчок к творчеству.

7. Переверните его.

Перевернуть что-то вверх ногами, будь то физически, перевернув лист бумаги, или метафорически, переосмыслив это, может помочь вам увидеть закономерности, которые в противном случае не были бы очевидны.У мозга есть набор привычек создания шаблонов, которые часто скрывают другие, более тонкие шаблоны в работе; изменение ориентации вещей может скрыть более очевидные закономерности и вызвать появление других закономерностей. Например, вы можете спросить, как бы выглядела проблема, если бы наименее важный результат был самым важным, и как вы затем попытались бы ее решить.

8. Двигайтесь назад.

Точно так же, как переворачивание вещи вверх ногами, работа в обратном направлении ломает нормальное представление мозга о причинности.Это ключ к обратному планированию, например, когда вы начинаете с цели и продумываете шаги, необходимые для ее достижения, пока не доберетесь до того места, где находитесь сейчас.

9. Спросите совета у ребенка.

Я не верю в то, что дети изначально обладают творческими способностями до того, как общество «разрушает» их, но я знаю, что дети думают и говорят, игнорируя условности, что часто бывает полезным. Спросите ребенка, как он может решить проблему, или, если рядом с вами нет ребенка, подумайте, как вы могли бы переформулировать проблему, чтобы ребенок мог понять ее , если бы она была доступна.Однако не бегайте и не строите лодку из печенья, потому что ребенок сказал вам это — идея не в том, чтобы делать то, что ребенок обязательно говорит, а в том, чтобы направить свое собственное мышление на более нетрадиционный путь.

10. Случайность приглашения.

Если вы когда-нибудь видели видео с рисунком Джексона Поллока, вы видели искусного художника, сознательно привносящего случайность в свою работу. Поллок очень хорошо контролирует свои кисти и лопатки, чтобы улавливать случайные капли и брызги краски, из которых состоит его работа.Принятие ошибок и включение их в свои проекты, разработка стратегий, допускающих случайный ввод, работа среди хаотических сопоставлений звука и формы — все это может помочь выйти за рамки повседневных шаблонов мышления и перейти к возвышенному.

11. Примите душ.

Есть какая-то странная психическая связь между принятием душа и творчеством. Кто знает почему? Может быть, это потому, что ваш разум занят другими вещами, может быть, потому, что вы обнажены, может быть, вас расслабляет теплая вода — это загадка.Но многие этим клянутся. Так что, может быть, когда реакция статус-кво на какое-то обстоятельство просто не работает, попробуйте принять душ и посмотреть, не произойдет ли с вами чего-то выдающегося!

Есть ли у вас стратегии мышления по-другому? Делитесь с нами своими советами в комментариях.

Что такое творческие исследования?

Что такое «творческое» или «художественное» исследование? Как это определяется и оценивается? Чем он отличается от других видов исследований? Кто и каким образом участвует и как понимается его влияние в различных областях исследования?

После более чем двух десятилетий исследований не существует единственного определения «творческого исследования», нет предписанной или преобладающей методологии для получения основанных на практике результатов исследований, а также нет универсально применяемой или принятой методологии для оценки таких результатов.Мы не думаем, что этого должно быть.

Мы все согласны с тем, что любое серьезное, вдумчивое творческое производство жизненно необходимо.

Но учреждениям нужны критерии оценки результатов. Итак, с помощью исследовательской рабочей группы факультета мы разработали рабочее определение творческого исследования, в котором сосредоточено исследование, оставаясь при этом максимально широким:

Креативное исследование — это творческое производство, которое производит новое знание посредством опроса / нарушения формы vs.творческое производство, которое уточняет существующие знания посредством адаптации условностей. Он часто характеризуется инновациями, устойчивым сотрудничеством и междисциплинарной или гибридной практикой, бросающей вызов традиционным критериям оценки и оценивания в традиционной академической среде.

Вот куда может привести Тиш.

Художники являются естественными адаптерами и переводчиками в работе по интерпретации и созданию смысла, поэтому мы обладаем уникальной квалификацией для создания НОВЫХ исследовательских парадигм наряду с соответствующими и строгими методами оценки.В то же время, из-за уникального положения Tisch как профессиональной художественной школы в университете R1, любое рассмотрение «художественного» или «творческого исследования» всегда ссылается на строгие стандарты традиционной стипендии, также разработанной здесь.

Долгосрочная задача двоякая.

В долгосрочной перспективе Tisch продолжит совершенствовать свои оценочные процессы, которые поощряют инновации, сотрудничество, междисциплинарную и гибридную практику. В то же время мы должны продолжать стимулировать работу преподавателей и студентов, которая носит дальновидный характер и выходит за рамки условностей.

Как исследовательский центр Tisch, наша ответственность заключается в поддержке сообщества Tisch, поскольку оно принимает эти вызовы и продолжает обучать следующее поколение глобальных деятелей искусства.

Что такое творческое письмо? | Глоссарий по контент-маркетингу

Творческое письмо: краткое объяснение

Креативное письмо включает в себя художественный процесс, и это письмо обычно рассматривается как ремесло, которому может научиться каждый. Существует множество творческих подходов к письму, каждый из которых включает в себя ряд творческих приемов.

Креативное письмо: подробное объяснение

Традиция творческого письма в США имеет долгую историю, и термин «творческое письмо» использовался на литературных семинарах в университетах еще в 19 веке.

В самом широком смысле творческое письмо включает оригинальные подходы к разработке идей, которые могут помочь в создании контента. Цель всегда состоит в том, чтобы уменьшить барьеры для написания и тем самым облегчить создание творческих текстов.

Помимо развития литературной работы, творческое письмо также используется в психологии как форма терапии, которая способствует самосознанию и предоставляет возможности для самовыражения.

Методы творческого письма

Способы развития творческого письма варьируются от игровых экспериментов до работы с литературными формами. Все может вдохновить творческий контент, и часто можно комбинировать разные методы. Два распространенных метода — это свободное написание и кластеризация.

Свободное письмо

При свободном письме автор записывает все, что приходит в голову, без редактирования — будь то отдельное слово, фраза или предложение. Затем свободные мысли переносятся на бумагу без перерывов, цензуры и удалений.Не прерывайте этот поток мыслей; просто продолжайте повторять последнее слово, пока не появится новая идея. Таким образом можно преодолеть проблему фактического начала написания текста и избежать «писательского тупика». По истечении заданного времени написание может быть проанализировано и оценено — процесс, который генерирует ценные идеи.

Кластеризация

Этот метод был разработан американским лектором и писателем доктором Габриэле Луссер Рико. При кластеризации ключевое слово или словосочетание сначала пишется в середине страницы с обведенным кружком.Все остальные термины, вызванные ключевым словом (ами), затем записываются вокруг и также обводятся кружком. Затем разные круги могут быть связаны различными способами, создавая цепочки ассоциаций. Эти «цепочки мыслей» затем образуют возможную структуру для соответствия контенту.

Другие известные методы творческого письма включают в себя ведение дневника (регулярное закрепление своих мыслей на бумаге) и мозговое написание (мозговой штурм в письменной форме, когда участники группы записывают идеи индивидуально, а затем объединяются позже).

Различные письменные игры также поддерживают творческий процесс написания: например, использование кубиков с буквами или стихотворений хайку.

Обучение творческому письму

В Соединенных Штатах творческому письму преподают в сотнях университетов, и многие известные писатели, такие как Дэйв Эггерс, посещали или преподавали курсы творческого письма.

Заключение

Послание, лежащее в основе концепции творческого письма, таково: любой может стать хорошим писателем, если он приобретет необходимые навыки.

Творческое письмо — это творческое использование языка и преодоление писательского тупика. Для этого можно использовать разные методы, но основной концепцией творческого письма остается беззаботное манипулирование языком. Идеи для рассказов также могут возникать благодаря использованию творческих приемов письма, которые впоследствии могут быть уточнены для содержания.

В чем ценность творчества — в маркетинге и в бизнесе?

Недавно была дискуссия об исходе старших творческих талантов из рекламных агентств и других компаний из-за кажущегося отсутствия «веселья».«

Моя точка зрения? Расти. Бизнес — это не творческая самореализация ради самой себя. И маркетинг, в частности, не о «шрифтах и ​​цветах». Не поймите меня неправильно, творчество, пожалуй, является ключевым атрибутом, наиболее необходимым и желаемым для решения наших бизнес-задач 21 века. Действительно, это то, что движет моей работой и ежедневно мотивирует меня как директора по маркетингу в технологической компании. Моя работа — использовать инновации нашей компании в сфере информационных технологий и превратить их в видимую ценность для бизнеса. Но такое отношение: «это» (реклама и маркетинг) уже не интересно или не стоит мой творческий гений недальновидно.На мой взгляд, именно из-за такого отношения многие маркетологи не получают должного уважения.

Тем не менее, в то время как креативные рекламные и маркетинговые типы стремятся к дверям агентств, генеральные директора ищут еще творческих умов, задавая вопрос: обесценивается ли креативность или ее просто неправильно понимают? В недавнем исследовании IBM руководители со всего мира назвали «быстрое увеличение сложности» самой большой проблемой, стоящей перед ними и их организациями. Те же самые генеральные директора определили творчество как «единственную наиболее важную лидерскую компетенцию для предприятий, ищущих путь через эту сложность.«Маркетологи и творческие люди, которые сетуют на свою роль и свою воспринимаемую ценность, упускают уникальную возможность и приглашение к лидерству. В конце концов, творчество ценится не как самоцель, а как важнейшее средство для достижения этой цели.

Кроме того, творческий подход необходим на всех уровнях организации. Как и у многих других, у Novell есть общекорпоративная программа «Инкубатор», в рамках которой мы поощряем и награждаем сотрудников, которые представляют бизнес-предложения по новым решениям, которые, по их мнению, заслуживают финансирования разработки. В прошлом году на рынок были выведены две совершенно оригинальные идеи.Этот сценарий демонстрирует, как инициативы по разработке продукта могут осуществляться многими людьми в организации и как творческий подход, поддерживаемый всеми сотрудниками компании, может в конечном итоге сыграть значительную роль в обеспечении лидерства на рынке.

Настоящие лидеры бизнеса и маркетинга воспринимают неопределенность и сложность как творческие катализаторы, которые приглашают и фактически требуют инноваций. Креативным лидерам следует рассматривать ограничения на каждом уровне как захватывающие вызовы, которые вызывают, а не ограничивают, творческие ответы.Кроме того, творческое лидерство осознает риск пробовать новое и не боится неудач.

Цель — развивать творческий потенциал, экспериментировать и «быстро терпеть неудачу». Google — хороший пример компании, полностью приверженной этому подходу. Например, они пошли на этот творческий риск с Google Wave, новым инструментом для совместной работы в Интернете. В августе этого года Google объявила, что закрывает этот проект. Хотя некоторые считали это неудачей, я считаю, что это многое говорит о философии творческого лидерства Google.Я особенно восхищаюсь мужеством, которое требуется, чтобы сказать: «Все идет не так, как мы предполагали, и мы собираемся вложить нашу энергию в другое место». Показатель успеха Google намного превосходит показатель неудач — в результате его готовности уделять первоочередное внимание изобретательности при установлении руководящих принципов для достижения успеха. Сами границы, от которых бегут некоторые креативщики, следует использовать как способ направлять и расставлять приоритеты, а не подавлять его. Несомненно, востребованы оригинальность и фантазия.Основные вопросы: какой тип творчества ценится и готовы ли мы, как лидеры маркетинга, принять это описание должности; быть не только креативным директором, но и креативным лидером?

Мне кажется, что в деловом мире важнее всего «прикладное творчество»: другими словами, что делает процесс покупки, использования и получения ценности от наших продуктов максимально простым и продуктивным? Если руководители борются со все возрастающей сложностью, просто представьте, что чувствуют ваши клиенты, когда они сталкиваются с бесконечным количеством проблем и альтернатив для их решения.Переход от бизнес-модели «легко продать» к «легко купить» меняет парадигму маркетинга и, по определению, необходимую творческую реакцию. Это также требует творческого лидерства, которое маркетологи имеют уникальные возможности для обеспечения.

Успех Apple iPad иллюстрирует это. Креативный гений Apple с iPad — это не то техническое чудо, которым является устройство. Инновация Apple в iPad заключается в разработке и предоставлении платформы для творческого вклада сотен тысяч разработчиков и их приложений для миллионов энтузиастов iPad.Это приложение, которое покупают клиенты Apple, и творческие умы Apple получают его. Несомненно, сегодняшние рекламные ролики Apple будут рассматриваться как классические еще долгие годы, но именно корпоративная культура, бизнес-модель и подход к развитию компании создают творческий мультипликатор, который действительно отличает ее.

Но как нам стать творческими лидерами? По-настоящему творческие лидеры поощряют прорывные инновации, побуждают других отказаться от устаревших подходов и идти на сбалансированный риск. Они открыты и изобретательны в расширении своего стиля управления и общения, особенно для взаимодействия с новым поколением сотрудников, партнеров и клиентов.Некоторые имена, которые приходят на ум, включают Марка Цукерберга из Facebook, Эвана Уильямса из Twitter и основателя Teach for America Венди Копп. Мы давно перешли от иерархий к сетям и от отдельных лиц к командам, и эти организационные конструкции требуют развитого творческого лидерства. А именно: больше времени на «что» и меньше на «как». Давайте примем мечтателей в нашей организации и дадим им должную свободу действий и руководство, чтобы они могли применить свои творческие способности таким образом, чтобы наилучшим образом служить нашим клиентам и решать проблемы, с которыми они сталкиваются.

Креативное лидерство — это не нытье или терпение и возвращение домой, когда вам что-то не нравится. Творчество начинается с приглашения, а проблемы, с которыми мы сталкиваемся, побуждают маркетологов вести себя как никогда раньше. Я надеюсь, что мы воспользуемся этой возможностью.

Джон Драгун занимает должность старшего вице-президента, директора по маркетингу и директора по продажам в Novell.

Creative Destruction Определение

Что такое созидательное разрушение?

Созидательное разрушение — это демонтаж устоявшихся практик, чтобы освободить место для инноваций, и рассматривается как движущая сила капитализма.

Ключевые выводы

  • Творческое разрушение описывает преднамеренный демонтаж установленных процессов, чтобы освободить место для улучшенных методов производства.
  • Творческое разрушение чаще всего используется для описания разрушительных технологий, таких как железные дороги или, в наше время, Интернет.
  • Этот термин был придуман в начале 1940-х годов экономистом Джозефом Шумпетером, который наблюдал реальные примеры творческого разрушения, такие как сборочная линия Генри Форда.

Понимание творческого разрушения

Термин «созидательное разрушение» был впервые введен австрийским экономистом Йозефом Шумпетером в 1942 году. Шумпетер охарактеризовал творческое разрушение как нововведения в производственном процессе, которые увеличивают производительность, описывая его как «процесс промышленной мутации, которая непрерывно революционизирует экономическую структуру изнутри, непрерывно разрушая ее. старый, непрерывно создавая новый «.

По сути, теория созидательного разрушения предполагает, что давние договоренности и предположения должны быть разрушены, чтобы высвободить ресурсы и энергию, которые можно использовать для инноваций.Для Шумпетера экономическое развитие является естественным результатом действия внутренних по отношению к рынку сил и создается возможностью искать прибыль.

Теория творческого разрушения рассматривает экономику как органический и динамичный процесс. Это резко контрастирует со статическими математическими моделями традиционной экономики Кембриджа. Равновесие больше не является конечной целью рыночных процессов. Вместо этого многие колеблющиеся динамики постоянно видоизменяются или заменяются инновациями и конкуренцией.

Как подразумевается под словом «разрушение», в результате неизбежно появляются проигравшие и победители. Производители и рабочие, приверженные более старой технологии, останутся в затруднительном положении. Между тем предприниматели и работники новых технологий неизбежно создадут дисбаланс и высветят новые возможности получения прибыли.

Netflix — современный пример творческого разрушения, свергнувшего аренду дисков и традиционные медиаиндустрии.

Описывая созидательное разрушение, Шумпетер не обязательно одобрял его.Фактически, считается, что его работа находится под сильным влиянием The Communist Manifesto , памфлета Карла Маркса и Фридриха Энгельса, осуждающего буржуазию за ее «постоянную революцию в производстве [и] непрерывное нарушение всех социальных условий».

Примеры творческого разрушения

Примеры творческого разрушения в истории включают сборочный конвейер Генри Форда и то, как он произвел революцию в автомобильной промышленности. Однако он также вытеснил старые рынки и вынудил многих рабочих остаться без работы.

Интернет, возможно, является наиболее всеобъемлющим примером созидательного разрушения, когда проигравшими были не только розничные клерки и их работодатели, но также кассиры в банках, секретари и туристические агенты. Мобильный интернет добавил много неудачников, от водителей такси до картографов.

Победителей, помимо очевидного примера программистов, может быть столько же.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *