Что такое паттерн – Паттерн (значения) — Википедия

Содержание

что это такое и виды психологических паттернов поведения

Человек не может контролировать себя 24 часа в сутки: часть реакций и действий имеют свои спусковые механизмы и срабатывают автоматически. Одинаковому поведению, речевым оборотам, эмоциональным реакциям и жестам ученые давно дали названия. Это паттерны. В статье пойдет речь об общих характеристиках психологических паттернов, видах и способах коррекции в детском возрасте. Знания о механизме действия паттерного поведения поможет лучше понять себя и окружающих.

Что такое паттерн

Паттерн — это доведенная до автоматизма схема или модель поведения, которую человек использует в обычной жизни. О паттернах можно говорить в любой области, где используются шаблоны поведения: ежедневная чистка зубов, утренняя чашка кофе, рукопожатие при встрече, способ нарезки овощей для супа или знакомства с новым сотрудником.

Этимологически понятие происходит от английского слова pattern – шаблон, образец. Кроме психологии паттерны встречаются в физике, математике, программировании, дизайне, музыке, строительстве, философии. С физиологической точки зрения паттерны образуются в нашем мозге по той же схеме, что и привычки. Но психологическая модель поведения – более объемное и сложное понятие, нежели рефлекс или инстинкт. Это целая программа в нашем мозге, по которой мы живем и взаимодействуем с окружающими людьми

Еще одна интересная особенность паттерна – активизация полного шаблона поведения при активизации любой его части. Например, почувствовав аромат кофе из кофейни, мы покупаем к напитку печенье. Или погружаемся в радостные воспоминания при упоминании слова «елка». Таким образом, часть паттерна – это курок, который запускает его целиком. Специалисты называют это кодом. Но психологические модели – это не бездумные последовательности действий, а наполненные смыслом поведенческие реакции. Например, бесконечное мытье рук – это невроз. Зато мытье рук после прогулки – это паттерн.

Виды паттерного поведения

Паттерное поведение – удобный механизм, который достался нам от предков. Оно объясняется принципом рациональности – если реакция выручила несколько раз, она выручит и в дальнейшем. Ведь намного проще пользоваться готовую модель, чем каждый раз придумывать новую.

В действительности мы используем намного больше паттернов, чем можем себе представить. Поэтому поведенческие модели имеют достаточно разветвленную классификацию:

  • Социальные и индивидуальные. Социальные шаблоны – это рукопожатие, взмах рукой или поклон при встрече, привычка придерживать за собой двери или пропускать другого человека. Можно назвать это культурой. Индивидуальные шаблоны – это личные привычки человека: манера еды или вождения, последовательность действий во время утренних сборов на работу.
  • Врожденные и приобретенные. Врожденные шаблоны – это наша генетика на уровне инстинктов: крик как реакция на боль, отдых после активности, улыбка при виде родного человека. Приобретенные шаблоны появляются в результате воспитания, под влиянием родителей и окружения.
  • Позитивные и негативные. Позитивные шаблоны помогают нам гармонично общаться, развиваться, следить за своим здоровьем, преодолевать препятствия. Это все полезные привычки от чистки зубов до улыбки при встрече. Негативные мешают жить, накапливают болезненный опыт, но решаются после визита к психотерапевту.

Различают паттерны:

  • Коммуникативные или социальные: мимика, жесты, голос и интонации, которые человек использует при знакомстве, встрече или общении.
  • Мышления: мысли, заключения, обобщения, логические выводы в результате действий окружающих людей или после событий.
  • Двигательные: защитные реакции в случае опасности, позы, мимика и жесты во время общения, передвижение в пространстве.
  • Эмоциональные: диапазон реакций на раздражение, обиду, юмор, комплименты, чужую агрессию.
  • Языковые или лингвистические: определенные словосочетания, речевые формы, диалоги, реплики или повторы, которые мы используем в повседневной речи.
  • Культурные: культурные образцы, ценности, идеи, характерные для отдельного сообщества или племени.

Зачем корректировать детские паттерны

При рождении младенец получает базовые модели поведения. По мере взросления на врожденные шаблоны наслаиваются привычки, стереотипы, воспитание. Все вместе они формируют характер человека. Детская психика очень гибкая. Если родители внимательно следят за поведением ребенка, они смогут уловить и убрать потенциально вредные психологические модели. Для начала с ребенком можно провести «зефирный тест».

Впервые «зефирный эксперимент» или маршмеллоу-тест провел профессор социальной психологии Уолтер Мишел. Детей 4-6 лет ставили перед столом, на котором стояла тарелка с одной зефиркой. Ведущий объяснял малышу: если он просидит наедине с лакомством 15 минут и не съест, то потом получит две зефирки. Дети оставались в комнате. Кто-то дожидался до конца эксперимента, но большинство сдавались на первой минуте. Ученые проследили судьбу детей в дальнейшем. Оказалось, что терпеливые дети в дальнейшем достигали в жизни больше остальных.

Если родители захотят воспитать ребенка так, чтобы он выбирал «лакомство потом», начинать стоит с первых лет жизни: с обычной чистки зубов, уборки игрушек, подарков или других поощрений. Настойчивость и терпение родителей помогут создать ребенку паттерн самоконтроля и не соблазняться сегодняшним зефиром. Правда, совсем недавно, чистоту этого эксперимента поставили под сомнение, так как оказалось, что есть большая зависимость между тем, в насколько богатой семье рос ребенок и его способностью противостоять соблазнам. И неудивительно, что дети из богатых семей в дальнейшем имели больше шансов добиться успеха, так как могли получить лучшее образование и иметь более влиятельные связи.

Как использовать паттерны для изучения других людей

Наблюдая за паттерным поведением других людей, можно предугадывать их поступки. Простые примеры из жизни: если знакомый постоянно берет в долг и не отдает, то и вам он денег не вернет. Если подруга критикует всех подряд, то и о вас она плохо отзывается при посторонних. Об этой особенности психики знали наши предки. Не зря жениху советовали посмотреть на будущую тещу, чтобы узнать, какой будет жена.

Другой способ использования чужих шаблонов – провокация или манипуляция поведением другого человека. Многие способы известны нам с детства: взять жертву «на слабО», польстить или восхититься, спровоцировать конфликт или скандал, вызвать чувство вины или стыда. Зная поведенческие модели знакомого человека, можно получить от него нужную информацию или вынудить совершить желаемое действие. Знание собственных паттернов поможет распознать провокатора и выработать против них устойчивый иммунитет.

За шаблонами поведения покупателей внимательно следят маркетологи. Ведь знание поведенческих паттернов – это как разведка перед боем, дает 85% результата. Знание того, «как люди покупают», помогает маркетологам воздействовать на покупателей в дальнейшем. Это выкладка дорогого товара на уровне глаз, прикассовые стенды с игрушками, быстрое оформление заказа, доставка габаритных грузов.

Отслеживание паттернов

Поведенческие паттерны – основа человека. Наш мозг устроен таким образом, что повторенные несколько раз действия, автоматически переходят в разряд неосознаваемых. С одной стороны, доведенные до автоматизма шаблоны поведения, экономят энергию. С другой – мешают действовать осознанно, гибко переключаться в разных ситуациях, реализовать себя как личность. Негативные шаблоны поведения приводят к стрессам, тревожности, неврозам и физическим болезням:

  • Привычка листать соцсети перед сном приводит к недосыпу, а привычка есть на ходу, пропускать завтрак и обед – к скачкам уровня сахара в крови, тремору, головокружению.
  • Привычка обобщать все события «Мне не повезло сегодня, значит я неудачник» провоцирует плохое настроение, депрессию.
  • Привычка грубить оппоненту приводит к проблемам на работе и в личной жизни.

Изменить их сложно, избавиться  еще сложнее. Меняя шаблоны поведения, можно скопировать паттерны успешных людей и добиться успеха. Но изменить модель не так просто. Некоторые шаблоны поведения становятся продолжением нашей личности и нас самих.

Выводы:

  • Психологические паттерны – застывшие схемы действий, имеющиеся в нашем жизненном опыте.
  • Формирование психологических шаблонов запускается в детстве и в раннем возрасте их можно корректировать.
  • Наши шаблоны поведения оберегают и ограничивают одновременно.
  • Убрать негативные паттерны сложно, проще заменить их позитивными.

wikigrowth.ru

Паттерн (психология) — это… Что такое Паттерн (психология)?

Cтереотип (греч. stereos + typos — «твердый» + «отпечаток») . Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы.

Стереотип — это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет — миропонимание.

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману [1], возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте . Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т.к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, из 33 симпозиумов 13 были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге “Общественное мнение” Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык [3]

Экономия усилий

Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. Т.е. формирование стереотипов это экономия собственных усилий, т.к. попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нем. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем – это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

Разметка мира

Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть не полной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его. Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьезных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще. Система стереотипов не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, А следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Стереотипы и предрассудки

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Cправедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков. Качество его мышления и деятельности будет зависеть от того, являются ли эти предрассудки доброжелательными по отношению к другим людям и идеям, возбуждают ли они скорее любовь по отношению к тому, что явно воспринимается как благо, или ненависть по отношению к тому, что не входит в их представление о благе.

Динамика стереотипов

Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как Он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя или должны вести себя мужчины и женщины. В основном, с мужчиной ассоциируются такие слова как сильный, жестокий, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина — хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как скромная, вежливая, следящая за своей внешностью. В семье она — воспитательница и кухарка.

Отечественная традиция

В 20–30е годы ХХ столетия физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым “динамической стереотипией”. В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.

Определение динамического стереотипа (по И.П. Павлову ) —слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответсвует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула [2]

Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».

Содержательно связь между “динамической стереотипией” Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпману акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов на физиологии нервной деятельности.

См. также

Источники

  1. Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004
  2. Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002
  3. Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги “Общественное мнение” // Социальная реальность, 2006, №4, C. 125 — 141.

Wikimedia Foundation.
2010.

dic.academic.ru

Что такое анти-паттерны? / Habr

Анти-паттерны — полная противоположность паттернам. Если паттерны проектирования —
это примеры практик хорошего программирования, то есть шаблоны решения определённых задач. То анти-паттерны — их полная противоположность, это — шаблоны ошибок, которые совершаются при решении различных задач. Частью практик хорошего программирования является именно избежание анти-паттернов. Не надо думать, что это такая непонятная теоретическая фигня — это конкретные проблемы, с которыми сталкивался практически каждый разработчик. Кто осведомлен, тот и вооружён! Рассмотрим же несколько расрпотранённых анти-паттернов в программировании.

Программирование копи-пастом (Copy and Paste Programming)

Данный анти-паттерн является, наверное, самым древним в программировании. Когда от программиста требуется написание двух схожих функций, самым «простым» решением является написание одной функции, её копирование и внесение некоторых изменений в копию. Какие проблемы это сулит? Во-первых, ухудшается переносимость кода — если потребуется подобный функционал в другом проекте, то надо будет искать все места, где программист накопипастил и переносить их по отдельности. Во-вторых, понижается качество кода — часто программист забывает вносить требуемые изменения в скопированный код. В-третьих, усложняется поддержка кода — так, как если в изначальном варианте был баг, который в будущем надо будет исправить, то этот баг попал во все то, что, опять-таки, накопипастил программист. Это приводит так же к возникновению различных множественных исправлений, которые будут возникать по мере нахождения бага в разных частях кода, для одного единственного бага. В-четвертых, code review значительно усложняется, так как кода становится больше, без видимой значительной выгоды и роста производительности труда. Главными причинами возникновения подобных ошибок являются — отсутствие мыслей про будущее разработки (программисты не продумывают свои действия), недостаток опыта (программисты берут готовые примеры и модифицируют, адаптируя под свои нужды). Решение же, является очень простым — создание общих решений и их использование. Об этом следует думать ещё при разработке решений небольших задач — возможно, что нам потребуется решить эту задачу где-нибудь ещё, или решить эту же задачу, но в другой интепретации.

«Брось, можно писать не только одну функцию!» или Спагетти-код (Spaghetti code)

Спагетти-код — слабо структурированная и плохо спроектированная система, запутанная и очень сложная для понимания. Такой код так же очень часто содержит в себе множество примеров анти-паттерна программирования копи-пастом. Подобный код в будущем не сможет разобрать даже его автор. В ООП спагетти-код может быть представлен в виде небольшого количества объектов с огромными, по размеру кода, методами. Причинами являются — разработка по принципу «Да ну, оно же работает! Целых пять тысяч строк!», малоэффективные code review, недостаток опыта в ООП разработке, удалённая работа отдельных программистов. Ипользовать спагетти-код повторно невозможно и нежелательно. Если в вашем проекте начинает возникать спагетти-код, а вам как раз надо расширить функционал, который он реализует — не ленитесь, рефакторьте спагетти полностью или напишите эту часть заново! Проиграв немного времени сейчас — вы получите огромный плюс в будущем. Или наоборот — проиграете, если оставите спагетти-код в проекте.

Золотой молоток (Golden hammer)

Золотой молоток — уверенность в полной универсальности любого решения. На практике, это — применение одного решения (чаще всего какого-либо одного паттерна проектирования) для всех возможных и невозможных задач. Проблема в том, что многие программисты «используют» данный анти-паттерн не подозревая о собственной некомпетентности — они считают, что знают паттерн проектирования и успешно его используют — всё хорошо. Причиной среди новичков является лень к изучению чего-то нового — новичок пытается решить все задачи единственным методом, который он освоил. Но к сожалению, это встречается и среди профессионалов — программист очень любит использовать какой-либо паттерн и начинает делать это везде. С этим надо бороться — для каждой задачи имеется не одно, а несколько, красивых и оптимальных решений — именно к поиску таких решений и сводится эффективная разработка. И только такая разработка позволит создать эффективную систему.

«Что за 42?» или Магические числа (Magic numbers)

Магическое число — константа, использованная в коде для чего либо (чаще всего — идентификации данных), само число не несёт никакого смысла без соответствующего комментария. Числа не несут абсолютно никакой семантики. Когда в коде вашего проекта начинаются появлятся числа, значение которых не является очевидным — это очень плохо. Программист, который не является автором такого кода, с трудностями сможет объяснить как это работает. Со временем и автор кода, с присутствием магических чисел, не сможет объяснить что-либо. Числа затрудняют понимание кода и его рефакторинг. Главными причинами этой ошибки — спешка при разработке, отсутствие практики программирования. Данный анти-паттерн надо пресекать на корню, оговаривая использование числовых констант перед началом разработки.

«Что значит d:\proj\tests.dat?» или Жёсткое кодирование (Hard code)

Жёсткое кодирование — внедрение различных данных об окружении в реализацию. Например — различные пути к файлам, имена процессов, устройств и так далее. Этот анти-паттерн тесно связан с магическими числами, частенько они переплетаются. Захардкодить — жёстко прописать значение каких-либо данных в коде. Главная опасность, исходящая от этого анти-паттерна — непереносимость. В системе разработчика код будет исправно работать до перемещения или переименования файлов, изменения конфигурации устройств. На любой другой системе код может вовсе не заработать сразу же. Как правило, программист практически сразу забывает где и что он захардкодил, даже если делает это в целях отладки кода. Это делает выявление и локализацию данного анти-паттерна очень сложной. С этим надо бороться — оговорив запрет на жёсткое кодирование перед началом разработки и проводя тщательные code review.

Мягкое кодирование (Soft code)

Мягкое кодирование — параноидальная боязнь жёсткого кодирования. Это приводит к тому, что незахардкожено и настраивается абсолютно всё, что делает конфигурацию невероятно сложной и непрозрачной. Этот анти-паттерн является вторым концом палки о жёстком кодировании и поэтому тоже является опасным. Во-первых, при разработке много ресурсов уходит на реализацию возможности настроек абсолютно всего. Во-вторых, развёртывание такой системы повлечет так же дополнительные затраты. Перед началом решения определённой задачи следует определить, что должно быть настариваемым, а что является постоянным для различных систем или может быть настроено автоматически.

Ненужная сложность (Accidental complexity)

Простыми словами — это заумность решения. Ненужная сложность может быть внесена в решение любой задачи. Это могут быть как и ненужные проверки, части кода, продуцированные мягким кодированием, отсутствие какой-либо оптимизации. Это приводит к усложнению понимания кода, понижению скорости работы. Причинами являются — отсутствие или некачественность рефакторинга, некомпетентность программиста. Бороться довольно просто — следует проводить тщательные code review, эффективный рефакторинг.

Лодочный якорь (Boat anchor)

Этот анти-паттерн означает сохранение неиспользуемых частей системы, которые остались после оптимизации или рефакторинга. Часто, после рефакторинга когда, который является результатом анти-паттерна, некоторые части кода остаются в системе, хотя они уже больше не используются. Так же некоторые части кода могут быть оставлены «на будущее», авось придётся ещё их использовать. Такой код только усложняет системы, не неся абсолютно никакой практической ценности. Эффективным методом борьбы с лодочными якорями является рефакторинг кода для их устранения, а так же процесс планирования разработки, с целью предотвращения возникновения якорей.

Изобретение велосипеда (Reinventing the wheel)

Смысл этого анти-паттерна в том, что программист разрабатывает собственное решение для задачи, для которой уже существуют решения, очень часто лучшие чем придуманное программистом. Разработчик считает себя наилучшим, поэтому для каждой задачи пытается придумать собственное решение, не смотря на опыт его предшественников. Чаще всего это приводит лишь к потере времени и понижению эффективности работы программиста — так как решение может быть найдено далеко неоптимальное или вообще ненайденное. Полностью же отбрасывать возможность самостоятельного решения нельзя, так как это прямой дорогой к приведет к программированию копипастом. Разработчик должен ориентироваться в задачах, которые могут предстать перед ним, чтобы грамотно их решить — используя готовые решение или изобретая собственные. Очень часто причиной этого анти-паттерна является банальная нехватка времени. А время — это деньги.

Изобретение одноколёсного велосипеда (Reinventing the square wheel)

Этот анти-паттерн очень тесно связан с простым изобретением велосипеда — это создание своего плохого решения, при существовании лучшего. Этот анти-паттерн вдвойне забирает время — так как, во-первых, время тратится на изобретение и реализацию собственного решения, во-вторых, время тратится при рефакторинге таких решений и замене их оптимальными. Программист должен быть осведомлен о существовании различных решений для определённых кругов задач, ориентироваться в их преимуществах и недостатках.

«От твоего кода дурно пахнет» или Поток лавы (Lava flow)

На каком либо этапе разработки вы можете осознать, что некоторая часть кода очень давно не менялась и вообще недокументирована, или такому коду сопутствует комментарий вида «// Не знаю, как оно работает, но оно работает. Не удалять и не менять!». Если ничего не предпринимать, то такой код и останется в проекте. Но и рефакторить, разбирать его довольно сложно, особенно ели его автор уже не работает над проектом. Проще предусмотреть возникновение такого мёртвого кода, при разработке надо руководствоваться тем, что код в будущем возможно будет немного оптимизирован или дописан, но никак не переписан полностью. Главными причинами возникновения потоков лавы являются — написание больших частей проекта одним программистом, отсутствие code review, ошибки в проектировании архитектуры.

«А если i+1?» или Программирование перебором (Programming by permutation)

Многие начинающие программисты пытаются решать некоторые задачи методом перебора — не брутфорсом решения, а именно подбором параметров, порядка вызова функций и так далее. Все эти игры с +1, -1 к параметрам и подобные штучки устраняют только симптомы, и не дают понимания сути происходящего. А если программист не понимает происходящего, то он не сможет предусмотреть все варианты развития событий и обязательно о чём-то забудет. Он потратит время на подбор работающего для него решения и позднее потратит время для переделки этого решения. Все подобные подобранные решения вылазят боком и хорошо ещё — если в процессе разработки или отладки. К подобному ни в коем случае нельзя привыкать, достигая успеха на небольших задачках. Если программист не может решать задачи другим путём — он некомпетентен и ему не следует доверять разработку — вам же будет хуже.

«Как это вы передали строку вместо числа?!» или Слепая вера (Blind faith)

Этот анти-паттерн — недостаточная проверка корректности входных данных, исправления ошибки или результатов работы кода. Очень часто программист думает, что его код всегда будет в идеальных условиях, никогда не выдаст ошибки и не получит неверных входных данных или, ещё чего, данных неверного типа. Но все лгут ©, поэтому нельзя доверять никакому коду, даже собственному. Но и не следует доводить это недоверие до паранойи, то есть приходить к анти-паттерну ненужной сложности. Просто следует помнить про проверку входных данных и возможные проблемы у чужого кода, который используете вы.

Бездумное комментирование

Результат «работы» данного анти-паттерна — большое количество лишних и неинформативных комментариев. Код не следует комментировать ради комментирования! Ведь комментарии — очень полезный инструмент, который должен помочь задокументировать нужную информацию для облегчения понимания кода, как автору в будущем, так и другим разработчикам. Ни в коем случае нельзя допускать диалога разработчиков в комментариях — лучше перенести данную функцию с комментариев на специализированные инструменты для code review, или на личное обсуждение.

Божественный объект (God Object)

«Мне нужен такой-то функционал. — Используй MegaCoreObject! — И ещё, мне нужен и… — Я же сказал, используй MegaCoreObject!»

Божественный объект — анти-паттерн, который довольно часто встречается у ООП разработчиков. Такой объект берет на себя слишком много функций и/или хранит в себе практически все данные. В итоге мы имеем непереносимый код, в котором, к тому же, сложно разобраться. Так же, подобный код довольно сложно поддерживать, учитывая, что вся система зависит практически только от него. Причинами являются — некомпетентность разработчика, взятие одним разработчиком большой части работы (особенно, когда размер работы «превышает» уровень опыта этого разработчика). Бороться с таким подходом надо — разбивать задачи на подзадачи, с возможностью решения этих подзадач различными разработчиками.
Анти-паттерны — главные враги разработчика, под их влияние программист частенько попадает из-за давление заказчика или проект-менеджера. Банальная нехватка времени и спешка сейчас запросто могут вылиться в огромные проблемы и неработоспособность системы в будущем. Следует помнить пару простых принципов — «Тише едешь — дальше будешь» и «Не подмажешь — не поедешь». Анти-паттерны надо не просто знать, надо знать их причины и методы борьбы, а ещё лучше — заранее предостерегать себя от их «использования». Программист не должен писать код так, чтобы его потом пришлось рефакторить, помните это 😉

habr.com

Паттерны и текстуры в веб-дизайне

Текстуры и паттерны — неотъемлемая часть веб-дизайна, которая используется на протяжении всего развития дизайна сайтов. Еще в 2000-е текстуры активно использовались разработчиками для оформления веб-страниц. С развитием технологий верстки, с появлением различных направлений, текстуры и паттерны тоже изменились. В этой статье мы поговорим о том, как используются паттерны и текстуры в современном веб-дизайне, как с помощью них можно влиять на поведение пользователей и приведем примеры сайтов.

Что такое паттерны и текстуры

Прежде всего нужно разобраться, чем паттерны и текстуры отличаются друг от друга.

Паттерн — небольшой элемент, который при дублировании образует бесконечное изображение или узоры. Например, данное изображение с цветами состоит из повторяющихся элементов:

Данный прием хорошо использовать для различных фоновых изображений. Так как паттерны бесшовные, мы можем растягивать фон бесконечно и при этом не нарушать концепцию в дизайне.

Текстура отличается от паттерна своим назначением. Как правило это однотонные изображения, имитирующие какие-либо материалы, например, дерево, бумагу, камень и прочее. Текстуры тоже могут быть бесшовные и также применяются для фона.

Создание паттернов

Немного поговорим о том, как создаются паттерны. Как правило, дизайнер-иллюстратор рисует отдельный небольшой элемент таким образом, чтобы при его повторении образовывалась целостная картинка без видимых переходов.

Чтобы подробнее рассмотреть, как образуются такие картинки, откроем Photoshop и создадим изображение из паттерна.

Предположим, что у нас есть чистый белый слой. Чтобы на слой наложить паттерн, сначала посмотрим на стандартные узоры, которые предлагает Photoshop.

Эта вкладка находится в разделе «Редактирование -> Управление наборами». В окне можно увидеть узоры и текстуры, которые встроены в программу. Также можно загружать свои паттерны с помощью соответствующей кнопки.

После того как мы посмотрели, какие узоры предлагаются программой, можно приступать к созданию изображения. Для этого нужно создать новый слой и зайти в его свойства («Параметры наложения»).

Здесь мы можем выбрать нужный нам узор, настроить непрозрачность и масштаб. В итоге получается следующее:

Так выглядит изображение, построенное с помощью паттерна. Бесшовная картинка, можно менять ее размеры без изменений. Это удобно для создания фонов, декоративных элементов и прочих деталей в макете. Разберемся, как паттерны можно использовать в дизайне сайтов и как они влияют на юзабилити ресурса.

Как паттерны используются в дизайне

Текстуры и паттерны имеют свои преимущества — их можно растягивать на любые размеры, они не теряют качества и четкости при увеличении. Однако, паттерны в основном однотонные изображения или картинки без особой смысловой нагрузки. Поэтому есть несколько самых распространенных способов использования узоров в дизайне.

Фон

Самый распространенный метод — создание фона макета или фоновых изображений. Это удобно для дизайнера, так как при проектировании страницы не всегда удается точно рассчитать, каким будет ее размер. Паттерны легко могут продолжить страницу, не потеряв при этом качество и не создавая «швов» на фоне. Пример использования текстуры в качестве фона:

На примере мы видим клетчатый узор, который распределен по всему макету. У узора нет границ, поэтому мы воспринимаем фоновое изображение как одно целое. Таким образом, дизайнер добился цельной концепции, не разбивая при этом сайт на отдельный экраны.

Иногда в качестве фона используются крупные изображения, на которых накладывается текстура и другие эффекты. Такой прием тоже имеет место быть, но изображение становится нецельным, поэтому такие картинки используют только как фон отдельного экрана. Например:

Фон элементов

Иногда паттерны используются не как фон всего макета, а как фон его отдельной части. Например, области контента, шапки сайта и прочее. Такой подход обычно используется для создания какой-то особой детали в проекте, чтобы пользователь «зацепился» взглядом и запомнил оформление сайта. Например:

Здесь паттерны и текстуры используются в шапке сайта и в оформлении фильтра. Такой способ выделяет эти элементы среди остальных и придает сайту определенный стиль.

Отдельные элементы

Паттерны и текстуры используют не только в качестве фона, но и как отдельные самостоятельные элементы. Различные узоры, имитация натуральных материалов могут применяться как отдельные изображения. Например:

На примере мы видим, что текстура гранита используется как один из главных элементов на экране. Дизайнеры с помощью текстуры создают композицию, в которой изображение выполняет еще и функцию иллюстрации, а не просто фона. Так мы доносим до пользователя с помощью изображения и надписи, чем занимается компания, и создаем полноценный макет. Фон при этом обычного белого цвета.

Также паттерны могут использоваться как самостоятельные элементы в дизайне различных карточек и прочих небольших деталей. Например:

Такие паттерны используются как отдельные элементы, дополняющие контент и вызывающие определенные эмоции у пользователей.

Декоративные детали

Паттерны и текстуры могут и не нести какую-то смысловую нагрузку. Дизайнеры используют различные рисунки как декоративный элемент, способ создания атмосферы на сайте и вовлечения пользователей в контент. Например:

Здесь мы видим хаотично расположенные фотографии продукции и рисунки, созданные с помощью паттернов. Они несут только декоративную функцию, создают особую атмосферу на сайте. Такой прием выглядит стильно, а цветовые сочетания наводят на мысли о природе и натуральных материалах.

Особенности использования паттернов и текстур в дизайне

Паттерны и текстуры как часть оформления сайта — весьма простая по использованию структура. Как и все придуманное дизайнерами, использование узоров можно применить для улучшения конверсии сайта, увеличения уровня юзабилити, представления компании в интернете. Рассмотрим, как паттерны и текстуры можно использовать в дизайне для основной цели ресурса — представить и продать товар или услугу.

Паттерн как часть фирменного стиля

Один из самых часто используемых способов применения паттернов — позиционирование бренда. Так как размеры рисунка можно изменять, не повредив при этом композицию, паттерны используют не только в вебе, но и графическом дизайне. Например, есть компания Piep по продаже растений. При разработке фирменного стиля дизайнер использует рисунки для создания определенного имиджа, позиционирования компании на рынке.

Дизайнер придумывает оформление бумажного каталога, полиграфии. Затем созданный патерн можно использовать при разработке упаковки продукции:

Как видно из примера, это тот же самый рисунок, только в другой цветовой гамме. И наконец, паттерн можно использовать при создании макета сайта:

Такой подход полезен для создания фирменного стиля компании. Почему? Во-первых, однообразные рисунки на полиграфии, упаковке, фирменной одежде и на сайте положительно влияют на степень узнаваемости бренда. Во-вторых, одинаковое оформление создает единую композицию, поэтому у клиентов повышается уровень доверия, они охотнее покупают продукцию, потому что оформление им уже знакомо. Больше о причинах использования фирменного стиля в дизайне сайтов можно прочитать в этой статье.

Привлечение внимания к элементам

Использовать текстуры можно не только для украшения, но и для управления вниманием пользователя. Если нам нужно обратить внимание клиента на призыв к действию, определенную надпись или фото, можно использовать различные текстуры.

На данном примере текстура используется в качестве фона. За счет своего цвета и рельефа, контентная белая часть выделяется на фоне, также с помощью цвета дизайнеры выделили часть меню и логотип. Такой прием позволяет привлечь внимание клиента к нужной информации без использования лишних элементов на сайте или анимационных эффектов — достаточно фонового изображения.

Также мы можем управлять взглядом пользователя с помощью цветовых переходов. Мы уже писали о градиентах здесь. С помощью градиентных текстур также можно перемещать взгляд посетителя на нужный объект на макете и побуждать к целевому действию.

Эти приемы касаются в основном цветовых различий между фоновой текстурой и элементами на сайте. Однако, с помощью паттернов мы можем не только выделять детали макета цветом, но и менять композицию.

Создание глубины

На примере изображен сайт конференции, на которую можно зарегистрироваться онлайн. Если бы все элементы были только на черном фоне, стиль сайта был бы плоским или минималистичным. Однако, с добавлением текстуры в виде звездного неба, элементы словно висят в воздухе и привлекают гораздо больше внимания. Несмотря на то, что паттерн довольно простой, дизайн выглядит стильным и ярким.

С помощью таких текстур можно не только выделить элементы на макете, но и создать ощущение глубины, объемности макета. Рельефности можно добиться как такими простыми текстурами, как на примере, так и довольно сложными анимированными паттернами. Главное правило при таком использовании паттерна — визуально распределить элементы так, чтобы они гармонично смотрелись на макете и были одинаково «рельефными».

Эмоциональное взаимодействие

Использование паттернов — эффективный способ взаимодействовать с целевой аудиторией. Так как рисунки могут быть разными, соответственно, можно вызывать различные эмоции у пользователей.

Используя текстуры натуральных материалов, можно провести параллель между ассоциациями со здоровьем и природой со своим продуктом. Например. используя дерево в дизайне сайта ресторана, можно обозначить, что все используемые продукты при приготовлении пищи — натуральные, без химии и вредных препаратов.

Другой пример:

Использование наложения текстур на фотографии, эффекта «состаренной» бумаги вызывает у пользователя чувство надежности, создает стиль ретро, который характеризуется как раз созданием такой атмосферы, вызывающей ностальгию у пользователей. Подробнее об этом эффекте и направлении в дизайне можно прочитать в этой статье.

Связь паттернов и юзабилити сайта

Несмотря на перечисленные преимущества паттернов, возникает вопрос: как узоры и текстуры влияют на юзабилити сайта? Хорошо ли они влияют на удобство пользования ресурсом? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Главное — стиль

Паттерны и текстуры используются не во всех направлениях веб-дизайна. Чаще всего прием можно встретить в стилях гранж и ретро, так как именно там текстуры играют значительную роль в оформлении фона и создания атмосферы сайта. В современном веб-дизайне паттерны немного видоизменились и теперь очень редко можно встретить клетчатые узоры или пузырьки на фоне макета. Однако, паттерны трансформировались в другое направление, и теперь это, скорее, небольшие иллюстрации и декоративные элементы, которые могут использоваться в плоском дизайне.
Поэтому нужно осторожно использовать узоры и определять, так ли они нужны на самом деле.

Отвлечение внимания

Текстуры и паттерны могут быть настолько яркими и интересными, что пользователи начинают разглядывать узоры вместо того, чтобы обратить внимание на основной контент. Поэтому дизайнеру нужно учитывать стиль и цветовую гамму паттернов, а также общую композицию сайта, чтобы паттерны не отвлекали внимание пользователя, а наоборот, помогали направлять взгляд клиента на нужные элементы.

Студия дизайна IDBI также использует паттерны и текстуры в их современном воплощении при создании макетов. Мы обращаем внимание на те эмоции, которые возникают у пользователей при взаимодействии с интерфейсом, а также стараемся располагать элементы таким образом, чтобы все внимание клиентов было сосредоточено на целевых действиях — купить товар, оформить заказ, узнать необходимую информацию. Наши работы можно посмотреть в разделе «Портфолио».

idbi.ru

Паттерн – что это такое, примеры, особенности

Паттерном называется образец, шаблон, схема, то есть некая повторяющаяся константа, которая наблюдается в определенных ситуациях или обстоятельствах. Обычно говоря о паттерне, речь идет о поведении человека, которое он совершает в схожих ситуациях или при определенных обстоятельствах. Вот почему важно рассмотреть, что такое паттерн и его примеры.

Паттерн указывает на шаблонность в поведении, взглядах или мышлении человека. Многие люди страдают от однотипных проблем или ситуаций в своей жизни, что говорит о том, что их поведение стереотипное, то есть шаблонное. Когда человек используется паттерное поведение, тогда его жизнь становится цикличной, закономерной и даже предсказуемой. Нередко читатели сайта психологической помощи psymedcare.ru сами говорили или слышали от людей выражение: «Я знал(-а), что так случится». Когда ситуации повторяются, это указывает на шаблонное поведение самого человека.

Мозг человека запрограммирован так, чтобы быстро осваивать информацию, систематизировать ее, а потом делать ассоциации, чтобы в последующие разы, когда он будет сталкиваться с этой информацией, знал конечный результат. Вот почему, видя незнакомого человека, вы уже можете о нем что-то сказать лишь потому, что он выглядит так же, как другой, но уже знакомый вам человек. Вот почему мужчина порой думает, что все блондинки глупые. Вот почему женщины думают, будто успешными могут быть только богатые мужчины. Мозг запрограммирован так, чтобы человек не тратил свое время на постоянный анализ ситуации, если уже когда-то с ней сталкивался. Он уже знает, что происходит в этой ситуации, как можно поступить и какой результат получить. Это приводит к выживанию человеческого организма, если он еще жив.

Но шаблонное мышление (то есть ассоциативные связи знакомого с незнакомым) приводит к тому, что человек лишает себя возможности видеть различия, несоответствия, уникальности и т. п. Мужчина не может рассмотреть за белыми волосами развитый ум женщины. Человек не видит, что незнакомец абсолютно не похож по характеру на того, кого он внешне напоминает. Женщина не замечает задатков у бедных мужчин достичь успеха в будущем. Шаблонное мышление помогает выживать, но лишает возможности видеть варианты, новые ходы и решения.

О чем говорит шаблонное мышление? Если вас судят так же, как судят других людей, лишь потому, что вы в чем-то схожи между собой, это говорит о том, что вас:

  • не любят;
  • не пытаются понять.

Желание судить приводит к шаблонности. Вы о всех людях в красных курточках судите так же, как осудили уже знакомого вам человека, который тоже носил красную курточку. Все они похожи между собой, потому что носят красную курточку, а значит, ведут себя одинаковым образом, обладают одним и тем же характером. Это хорошо для вашего выживания. Но что произойдет, если вам ничто не угрожает, а вы судите шаблонно? Может оказаться, что незнакомый человек в красной курточке мог помочь вам стать успешным человеком и абсолютно быть непохожим на того, кого вы уже знаете.

Желание любить и понимать приводит к признанию уникальности каждой ситуации, даже если они чем-то похожи между собой, и принимать человека, а не его схожесть на кого-то из ваших знакомых. Вы судите не по опыту, а по тому, что познаете ситуацию или человека, который находится сейчас в вашей жизни.

Разорвите шаблонное мышление, если вам ничто не угрожает смертью, тогда заметите, что даже две похожие ситуации на самом деле являются разными, а два одинаковых человека в действительности абсолютно не похожи друг на друга.

Что такое паттерн?

Паттерн используется во многих сферах жизни. Обычно под ним понимается некоторая константа (структура, схема, шаблон, образец), которая подразумевает определенный алгоритм, форму или структуру. Паттерн предполагает предсказуемость, одинаковость, постоянство некоторого явления. Если говорить о человеке, то обычно паттерн проявляется в шаблонности мышления или поведения.

Все люди предсказуемы. Оскорбили – в ответ идет оскорбление. Похвалили – им приятно, радуются. Неосознанные реакции людей на окружающий мир заставляет их быть «одними из» всех. Конечно, люди похожи друг на друга на физиологическом и психическом уровне. Но как человек имеет отличительные черты в своем теле, которые выделяют его среди остальных представителей, так и в прочем человек может быть уникален.

Стереотипность мышления и шаблонность поведения делает человека скучным и незапоминающимся. Стереотипность – это дача оценок любому явлению, предмету или человеку в соответствии с тем, какую оценку дает ему общество вообще. Если принято считать всех бомжей или нищих людей пьяницами, стереотипный человек будет думать то же самое. Если его спросить, почему он так думает, то сможет ответить лишь одно: «Не знаю. Все так думают». «Все так думают», «все так чувствуют», «все так живут», все этого хотят» и т. д. – так мыслят лишь стереотипные люди, которые привыкли руководствоваться чужим мнением, а не своим.

Почему люди становятся стереотипными? Важнее даже задать вопрос: что им дает такая позиция? На самом деле стереотипный взгляд позволяет не нести ответственности за то, что думается и делается. Если человек в чем-то виноват, то он сможет привести целый ряд примеров того, как другие люди так же поступали. Если все делают это, не получая наказаний, значит, и стереотипному человеку можно, так как он знает, что это безопасно. При этом такой индивид никогда не сделает, не скажет или не будет отстаивать то, что еще никем не испробовано или подвергается сомнению всего общества… Таких людей не запоминают, потому что они являются «одними из».

Шаблонность мышления чем-то напоминает стереотипность. Человек копирует определенные модели поведения, фразы или способы общения с другими людьми. Люди навешивают шаблоны абсолютно на все, что видят и с чем сталкиваются. Платье в бутике будет считаться самым выгодным вложением денег, если на нем будет висеть ярлык бренда. При этом человек с шаблонным стилем мышления никогда не будет интересоваться, а действительно ли это платье является творением известного дизайнера. Подобным образом люди поступают со всем, что их окружает. Если бы на лоб можно было весить отличительные ярлыки качества и состоятельности, люди бы делали это с удовольствием, так как это занятие является самым главным делом их жизни.

Самореализованные люди склонны принимать мир таким, каков он есть, и абстрагироваться от собственных реакций на жизнь. Пока человек бьется в основах своих потребностей, он полностью поглощен ими и смотрит на мир через призму этих потребностей. Самореализованные люди не придерживаются стереотипности или шаблонного мышления. Они выше этого, так как не контролируют влияние собственных потребностей, при этом видят окружающий мир в его реальном проявлении.

Сюжет эгоизма (человеческих потребностей) предсказуем. Возвысили или что-то дали, индивид цветет и радуется. Как-то оскорбили, он отвечает агрессией и возникновением конфликтов. Если вы хотите идти на поводу у своих собственных реакций, тогда это ваш выбор. Но если вы хотите быть хозяином собственных желаний, придется стать выше всего, к чему привык обычный человек.

Паттерн возникает в определенной ситуации, что делает человека предсказуемым, поскольку при создании очередной подобной ситуации он поступит точно так же. Паттерн прививается, формируется, развивается в человеке. Это могут быть привычки, автоматические реакции, рефлексы. Другими словами, паттерн можно заменить. Но проблема заключается в том, что человек зачастую его за собой не замечает, не анализирует и не устраняет, поэтому он попадает в однотипные ситуации и проблемы.

перейти наверх

Паттерн в психологии

Абсолютно все люди обладают своими паттернами, которые в них развивались годами. Под паттерном в психологии понимается определенное поведение индивида, которое не регулируется и повторяется при конкретных обстоятельствах.

Паттерн присущ всем людям, только у каждого он свой, чаще всего в больших количествах. Если вы замечаете за другим человеком определенное поведение на то или иное обстоятельство, тогда вы можете предугадать его реакцию в последующем. То же могут делать другие люди, которые замечают, что вы определенным образом реагируете на слова, поступки и прочие раздражители. Паттерн делает человека предсказуемым. Манипуляторы могут этим умело пользоваться.

Каждый человек родом из детства. И практически любое поведение человека психологи могут интерпретировать, как наработанную схему реакции в раннем детстве. То есть человек, взаимодействуя с родителями, друзьями и другими взрослыми людьми, выработал определенное поведение, которое помогало ему контактировать с окружающими. И, как зачастую бывает, вырастая, человек не меняет своих реакций, даже если жизненные ситуации изменились.

Смените свои старые привычки и реакции. Если вы продолжаете вести себя точно так же, как и раньше, то тем самым отнимаете у себя возможность жить так, как вам того хочется. Вам судьба дает новые жизненные ситуации, а вы реагируете на них старыми способами, чем отталкиваете их от себя, поскольку зачастую все механизмы человека направлены на защиту.

Вы уже не являетесь ребенком или даже тем человеком, каким были 10 лет назад. Но если вы ведете себя точно так же, как и тогда, то многие несчастья, которые сейчас вас окружают, являются результатом вашей негибкости. Вы не изменились вместе с жизнью, которая стала другой, тем самым наносите вред себе и близким вам людям. Ярким примером неприятия реальности и отсутствия изменений являются мамочки, которые продолжают опекать своих детей, даже когда им выполнилось уже 20 лет. Женщины продолжают говорить своим повзрослевшим детям, что нужно надеть шапку, так как на улице холодно, и вернуться до 9 часов вечера, поскольку уже будет темно. Дети уже выросли, а мамы как будто упорно не хотят замечать этого. Вот почему от такой ситуации страдают не только дети, которым стыдно за то, что они не могут проявлять самостоятельность, но и самим мамам, которые постоянно наталкиваются на агрессивное отношение детей, говорящих о своей взрослости.

Смените свои старые привычки и реакции. Это касается любой сферы жизни. Вы уже не встречаетесь с тем партнером, с которым ранее гуляли, поэтому попробуйте построить совершенно новые отношения с теперешним партнером. Ваши дела на работе или в бизнесе уже не так развиваются, как это было раньше, найдите новый подход к эффективной деятельности. Ваше тело стало другим, более старым, больным или, наоборот, сильным, поэтому не требуйте от него тех же усилий, которые вы позволяли себе и раньше. Вы уже взрослый человек, а не маленький мальчик или девочка, а значит, это не родители, а вы должны за своими родственниками ухаживать.

Жизнь идет и меняется, даже если вам кажется совсем другое. Смените свои привычки и реакции в соответствии с тем, какая жизнь у вас сейчас. Присмотритесь, чему вам нужно научиться, от чего избавиться, что просто мешает. И начните вести себя по-новому, чтобы более эффективно взаимодействовать с той реальностью, которая вас окружает сейчас, а не когда-то – в детстве, 5 лет или даже полгода назад. Подстройтесь к той жизни, которая у вас есть сейчас, а не страдайте из-за того, что было раньше.

перейти наверх

Паттерны поведения

У каждого человека есть свои паттерны поведения. И следует понимать, что не все они являются полезными и положительными. Так, у многих есть паттерн избегания некомфортной ситуации. Есть люди, которые сначала машут руками, а потом уже выясняют обстоятельства дела.

Паттерн можно сменить, что требует от человека осознанности. Если человек не замечает за собой шаблонного поведения, тогда нужно воспользоваться услугами психолога. Хорошо помогает взгляд со стороны или снимание видео, которое показывает, как человек себя ведет в конкретной ситуации. Люди обычно думают, что ведут себя не так, как есть на самом деле.

перейти наверх

Итог

Человеческому мозгу удобно создавать шаблоны поведения, которыми потом индивид будет пользоваться, не задумываясь. Однако если вам мешает какое-то поведение, следует его осознанно сменить, разработав новую модель поведения, которую вы будете применять в конкретной ситуации.

 

psymedcare.ru

что это такое в психологии? Паттерны поведения :: BusinessMan.ru

Вы когда-нибудь задумывались, почему люди одинаково реагируют на новости и события, определенным образом выполняют какие-то бытовые операции? Либо устанавливают четкие, повторяющиеся ассоциации с определенными явлениями, праздниками. В этот список можно внести стереотипы и привычки, с которыми люди живут, не придавая им какого-либо значения. В науке всему этому давно уже дано название – паттерн. Что это такое?

Знакомимся с понятием

Понятие «паттерн» встречается в физике, информатике, дизайне, музыке и психологии. В переводе с английского оно означает «шаблон, «модель». Применительно к психологии паттерн можно кратко обозначить как парадигму поведения, свойственную человеку в определенных обстоятельствах. Эта модель работает автоматически, непроизвольно, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Паттерны можно встретить повсюду: умывание с утра, рукопожатие при встрече, способ есть яблоко, отвечать на телефонные звонки и т. п.

Даже любимый питомец, который видит, как хозяин надевает куртку и ботинки, уже внутренне настраивается на прогулку. Вы скажете, это условный рефлекс? И ошибетесь. Паттерн в психологии – это глубже, чем инстинкт или рефлекс. Это определенная программа, заложенная в мозг человека, по которой он живет и контактирует с окружающими.

Свойства паттернов

  • Паттерн – категория устойчивая. Его легко распознать, так как он часто повторяется. Как правило, бессознательно созданный алгоритм поведения редко и сложно поддается коррекции.
  • Паттерн может проявиться целиком и частично. В последнем случае специалисты называют это кодом. Например, когда человек слышит имя знакомого человека или название места отдыха, где он был, его охватывают воспоминания и эмоции, связанные с ними. Так, при произнесении кода происходит запуск всего паттерна.
  • Психологические паттерны не существуют в отдельности друг от друга. Есть врожденный паттерн – отправная точка. На него наслаиваются другие. Они объединяются со стереотипами, привычками, формируя характер и образ жизни человека.
  • Человек постоянно находится в развитии, накапливает опыт, самосовершенствуется. Соответственно трансформируется и паттерн. Что это такое? Например, человек привык с детства к замкнутости, но социализация неизбежна. Он понимает, что для гармоничной жизни в обществе нужно заводить знакомства, уметь вести диалог с людьми, быть взаимным. По мере освоения новых «навыков» и происходит сдвиг в паттерне поведения. При этом некоторые привычки «старой модели» могут быть еще активными.

Виды поведенческих паттернов

Поведенческие паттерны имеют довольно широкую классификацию. Основными можно назвать врожденные (наследственные) и приобретенные (творческие), позитивные (комфортные) и негативные (ошибочные), социальные и индивидуальные, коммуникативные. Все они делятся по месту и качеству проявления. Рассмотрим их на общих примерах.

Социальные и индивидуальные паттерны

Социальные паттерны – это шаблоны поведения людей в обществе. Иными словами, это определенные действия, повторяющиеся при определенных обстоятельствах. К ним относятся рукопожатие при встрече или кивок головы, взмах рукой при расставании и т. п. Данные примеры, с одной стороны, демонстрируют типичные паттерны поведения любого человека в обществе, с другой – говорят о культурном опыте. Так, например, в Японии распространенным социальным паттерном является поклон при встрече со знакомым или уважаемым человеком.

К индивидуальным паттернам, как правило, относят личные привычки, пристрастия человека. Примерами могут служить предпочтение начинать завтрак с глотка чая либо надкусывания хлеба, надевание сначала носков, затем брюк или блузы, затем юбки.

Врожденные и приобретенные паттерны

Наследственные паттерны – это те особенности поведения, которые человек получает в первые минуты своей жизни. Это генетическая программа, работающая на уровне инстинктов и рефлексов. Врожденный паттерн дается человеку природой. Эта модель имеет множество форм. Например, пищевая форма проявляется в процессе сосания у младенца. Приобретенные паттерны поведения – это уже последующее развитие человека, его обучение, формирование мировосприятия, привычек, образа мыслей и т. п.

Иногда происходит путаница между врожденными и приобретенными паттернами. Так, когда ребенок так же, как один из родителей, проделывает какую-нибудь операцию определенным образом, говорят о генетической схожести. На самом деле это лишь результат подражания.

Позитивные и негативные паттерны

Когда у человека возникают трудности взаимодействия с окружающим миром, он обращается за помощью к психологу. Излив душу и пройдя ряд тестов, нередко пациент слышит от специалиста: «это ваш негативный паттерн». Что это такое? Дело в том, что не все наши привычки и способы движения в обществе могут быть комфортными. Некоторые поведенческие паттерны открыто мешают человеку в жизни. Есть люди, которые панически боятся трудностей и потому всячески избегают их. Другие, наоборот, до фанатизма охвачены поисками сложностей, в итоге сталкиваются с неприятными последствиями. Все это негативные паттерны, которые мешают жить и накапливают отрицательный опыт. Бороться с такими шаблонами можно и необходимо, но иногда сделать это бывает сложно. Гораздо легче что-то менять, когда четко видна и понятна причина всех проблем и адекватно оценен внутренний потенциал.

Комфортные паттерны – это те модели поведения, которые помогают человеку гармонично развиваться и преодолевать препятствия. Диапазон их простирается от элементарного умывания и встряхивания рук до умения идти на компромиссы, дружелюбия.

Коммуникативные паттерны

Так как человек – создание социальное, то наиболее развиты у него коммуникативные паттерны. Определение их возможно в реакции мимики, системе жестов, элементах вокализации. Вполне очевидно, что при озвучивании новости хорошей человек улыбается, новости плохой – хмурится. Когда человек злится, то топает ногами. Когда просит у другого человека передать какой-то предмет, использует указательный жест. Даже слепые и глухонемые дети реализуют подобные коммуникативные паттерны без возможности подражания образцу.

Можно ли изменить паттерн?

Шаблоны поведения – это основа человека. Они очень устойчивы, поэтому весьма сложно их менять или тем более избавиться вовсе. Однако можно контролировать паттерн. Что это такое? Например, у человека обнаруживается какая-то фобия. Он обращается за помощью к специалисту. Тот, в свою очередь, предлагает ему определенный алгоритм действий, выполняя которые пациент учится контролировать свои страхи. Он не в силах избавиться от них навсегда, но может поменять «позиции власти».

Наибольший интерес вызывают эксперименты подмены паттернов на противоположные. Известен случай, когда к известному психотерапевту Милтону Эриксону пришла женщина-интроверт с просьбой помочь ей стать более открытым и дружелюбным человеком. Исходя из увлечений пациентки – разведения цветов, – Эриксон посоветовал ей приобрести 200 горшочков с фиалками и ухаживать за ними. По мере того, так ростки начнут приживаться, женщина должна была отправлять по горшочку знакомым и незнакомым людям в день их рождения, помолвки, свадьбы или тому, кто болен. Уход за двумя сотнями фиалок отвлек женщину от депрессивных мыслей, и вскоре она стала «королевой фиалок» в своем штате. Из замкнутого, склонного к тяжелым депрессиям человека эта женщина превратилась в желаемого, открытого и дружелюбного.

businessman.ru

Патерн — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Патерн (англ. Pattern — «зразок, шаблон; форма, модель; схема, діаграма») — схема-образ, що діє як посередник уявлення, або чуттєве поняття, завдяки якому в режимі одночасності сприйняття і мислення виявляються закономірності, як вони існують в природі і суспільстві.

Патерн розуміється в цьому плані як повторюваний шаблон або зразок. Елементи патерну повторюються передбачувано. Так, з графічних патернів складаються гарні візерунки.

Кожен з органів сприйняття почуттів сприймає патерни відповідно зі своїми особливостями.

У науці, в тому числі в математиці і мовознавстві, патерни виявляються шляхом дослідження.

Пряме спостереження може виявляти візуальні патерни, як вони формуються в природі і в мистецтві.

Візуальні патерни в природі часто хаотичні. Вони не копіюють один одного і часто є фрактальними.[1]

Патерни в архітектурі[ред. | ред. код]

Патерни (повторювані елементи) широко використовуються для прикраси середовища проживання людини — від ліпнини, тротуарної плитки, шпалер, паркету і кахлю до орнаментів в одязі, розмальовки тканин і використання візерунків в оформленні всілякої друкованої продукції.

Патерни часто вживаються в мусульманський світі. Мистецтвознавці поділяють ісламські візерунки на стилізовані рослинні, які називаються Арабеска[2], і геометричні, звані Мореско

Під патерном в медицині розуміють стійку комбінацію результатів досліджень або інших ознак (наприклад, симптомів) при подібних скаргах пацієнта або у хворих однієї нозології. Поняття «патерн» включає кілька ознак (симптомів). Синдром включає один або кілька патернів. Хвороба включає один або кілька синдромів.

У медицині термін «патерн» вживають при аналізі, наприклад, кардіограм, енцефалограм і результатів інших досліджень, розуміючи під ним однакову послідовність коливань біопотенціалів, повторювану в одному або декількох відведеннях при однакових станах і умовах

Термін патерн використовується для позначення послідовності нервових імпульсів, має певне інформаційне значення, наприклад, «патерни болю при біомеханічних порушеннях суглобів краниовертебрального[3] переходу і шийного відділу хребта» або «патерни рухових і чуттєвих розладів при патології нервових структур в дистальних відділах верхньої кінцівки».

Джерела та література[ред. | ред. код]

uk.wikipedia.org

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о