Что такое жизненная дорога – Значение словосочетания ЖИЗНЕННАЯ ДОРОГА. Что такое ЖИЗНЕННАЯ ДОРОГА?

Жизненный путь. (Вариант 2.)

  • Главная
  • Изложения
  • Форум
  • 460 сочинений для ЕГЭ
    • Выпускное 2018
      • Общие материалы
      • Человек и общество
      • Смелость и трусость
      • Верность и измена
      • Цели и средства
      • Равнодушие и отзывчивость
    • Выпускное 2017
      • Общие материалы
      • Дружба и вражда
      • Победа и поражение
      • Разум и чувства
      • Опыт и ошибки
      • Честь и бесчестье
    • Выпускное 2016
      • Время
      • Путь
      • Дом
      • Любовь
      • Год литературы в России
    • Выпускное 2015
      • «Недаром помнит вся Россия…»
      • Вопросы, заданные человечеству войной
      • Человек и природа в отечественной и мировой литературе
      • Спор поколений: вместе и врозь
      • Чем люди живы?
    • Нравственная проблематика
    • Отцы и дети. Проблемы молодежи
    • Любовь к Родине, женщине. Ревность
    • О культуре, искусстве, науке…
    • О природе, животных
    • О войне
  • Для учеников
    • ЕГЭ по русскому языку
      • ЕГЭ 2020
      • ЕГЭ 2019
      • ЕГЭ 2019. Задание 25
      • Демоверсия
      • Тесты 2017
      • Консультации
      • Устное собеседование 2019
    • ЕГЭ по литературе
      • Демоверсия
      • Тесты
      • Консультации
      • Выполнение заданий части В
      • Выполнение заданий части С (сочинения)
      • Традиционные сочинения
      • ВЫПУСКНОЕ 2020
    • ОГЭ (для 9 классов)
      • Уроки ГИА
      • Демоверсия
      • Консультации
      • Сочинения, ГИА
      • Выполнение заданий части А
      • Выполнение заданий части В
      • Выполнение заданий части С
        • Сочинения на морально-этическую тему
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2011г.)
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2012г.)
        • Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2013г.)
        • Презентация: Советы по написанию сочинения
        • C2 — 2013. Презентации
      • 15.2 — сочинение 2018
      • 15.3 — сочинение 2018
      • 15.2 — сочинение 2017
      • 15.3 — сочинение 2017
      • Сочинения 2016 года
        • Сочинения 2016 года (15.2)
        • Сочинения 2016 года (15.3)
      • УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН (ОГЭ)
    • ОГЭ по литературе
    • ОГЭ 2020 года
  • 700 cочинений ОГЭ
    • Сочинение 2017 года
      • Сочинение 15.2 (2017)
      • Сочинение 15.3 (2017)
    • Сочинения 2016 года
      • сочинение 15.2 (2016)

www.xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Жизненный путь — это… Определение и суть понятия

Что такое жизненный путь человека — это его собственный выбор или судьба? Столкнувшись с новой проблемой, человек не раз задает себе этот вопрос. Единого мнения не существует. Большинство людей все свои неудачи в жизни списывают на судьбу, а все достижения — на свои способности и личные качества.

Жизненный путь - это... Определение и суть понятия

Что такое жизненный путь

В конечном итоге это жизнь, которую человек проживает. Почему путь? Жизнь – это постоянное движение, развитие. Поэтому и говорят, что жизнь – это путь, дорога, которую человеку необходимо пройти. Как и всякая дорога, она имеет две точки: начальную — рождение, и конечную — смерть. Чем дальше человек движется по этому пути, тем больше багаж его знаний. Чем больше он познает, становится мудрее, тем короче путь, который осталось ему пройти.

Его длительность зависит от здоровья, стечения многих обстоятельств и пересечения человеческих судеб. Качество жизненного пути прямо пропорционально усилиям человека, которые он прикладывает в достижении поставленных целей.

Разные взгляды на путь, пройденный человеком

Реалисты утверждают, что выбор жизненного пути всегда остается за человеком. Все, чего он достигает в этой жизни – результат усилий, знаний, движения к выбранной цели. Большинство согласится с этим. Люди, поставившие перед собой в жизни определенную цель и, невзирая на препятствия, движущиеся к ней, всегда ее добиваются. Но каждый из реалистов согласится с тем, что в жизни случаются ситуации и события, совершенно независящие от воли человека. Они вносят в жизнь свои коррективы. Что это — вполне объяснимое или рок судьбы, от которого не убежишь?

У мистиков принято считать, что жизнь человека запрограммирована кем-то заранее, но не защищена от влияния жизненных обстоятельств. Подтверждением этому могут послужить негативные события, преследующие человека на протяжении всей жизни. Но психологи дают этому свое объяснение и название – «застрявшие» эмоции. Если они отрицательные, то, создавая вокруг себя негативную энергию, они же и притягивают к себе подобные события. Но какими «застрявшими» эмоциями можно объяснить войны, катастрофы, аварии, другие происшествия? Значит, есть что-то свыше.

Жизненный путь - это... Определение и суть понятия

Философский взгляд

С точки зрения философии жизненный путь рассматривается как история становления и формирования человека, личности. Нужно заметить, что не каждый человек в процессе формирования становится личностью. Все зависит от значимости, насыщенности событиями его пути. Здесь тоже все начинается с рождения, а заканчивается переходом в мир иной.

Некоторые философы интерпретируют понятие «жизненного пути» немного по-иному. Объясняя все последовательностью прохождения определенных этапов изменения человека, становления как личности. Это младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, преклонный возраст, старость. Каждый имеет свои значимые события и оставляет в жизни человека неизгладимый след.

Существует и множество других определений понятия «жизненный путь», но все они, так или иначе, сводятся к вышеприведенным понятиям. Это прохождение человеком всех этапов пути от рождения до смерти, его эволюция, значение в жизни общества.

Жизненный путь - это... Определение и суть понятия

События в жизни человека, их значение и последовательность

Так как мы живем в обществе, то жизненный путь человека не проходит сам по себе, на него влияют определенные события и их последовательность. События могут иметь положительное и отрицательное значение в судьбе человека, помогают раскрыть таланты, сделать сильнее или, наоборот, сломать. Внести корректировки в его судьбу. Например, встреча человека с яркой личностью, неважно, положительной или отрицательной, может круто повернуть жизнь человека, ускорить или замедлить его движение к определенной цели.

Частное событие может коснуться одного человека или его близких, изменить их судьбы. События в жизни страны влияют на множество судеб. С одними из них можно бороться, попытаться изменить их влияние на свою жизнь, извлечь какую-то выгоду для себя и своих окружающих. Другие воспринимаются как рок, данное, которое нужно постараться пережить. Но практически ни одно событие не проходит бесследно, оно оставляет определенный след в жизни человека.

Жизненный путь - это... Определение и суть понятия

Эмоции, связанные с событиями

Формирование человека зависит от многих факторов. Это физическое и духовное развитие, знания, которые он приобретает в процессе проживания. Огромное значение имеют эмоции, вызванные теми или иными событиями, несущие в себе положительный или отрицательный заряд. Положительные делают жизнь ярче, радостнее, живее, насыщеннее. Они придают человеку веру в жизнь, людей и себя. Они укрепляют здоровье, придают сил.

Отрицательные события, с одной стороны, вызывают тяжелые эмоции: страх, разочарование, удрученное состояние, потерю веры человека в лучшее. Они могут разрушить жизнь, раздавить его как личность. Они являются источником различных заболеваний. С другой стороны, если у человека сильный характер, они могут сделать его еще сильнее, мудрее. Христианская вера называет тяжелые события, сопряженные с отрицательными эмоциями, испытаниями, которые человеку необходимо пройти и победить их.

Жизненный путь - это... Определение и суть понятия

Цель жизни как движущая сила

Каждый путь должен вести человека к определенной цели. Без нее жизнь лишена смысла. Цель, даже самая небольшая, является стимулом, который помогает двигаться вперед, а движение — это жизнь. Достигнув цели, человек получает массу положительных эмоций, веру в свои силы, удовлетворение от достигнутого. Без нее человек не живет, а существует. Это трагедия, когда мы не видим в своей жизни никакого смысла. Достигнув малого, можно двигаться дальше, постараться достичь больших вершин.

Призвание или постоянная трудовая деятельность

Пройти свой путь невозможно без труда. Профессия или призвание — одна из основных фаз жизни человека. Именно она играет в его становлении как личности огромную роль. Жизненный и творческий путь неразделимы. Труд, творчество являются важной частью в судьбе каждого человека. От выбора профессии зависит качество и комфортность жизни. Престижная работа, которая сможет обеспечить определенные блага, требует знаний, навыков и многих других качеств.

Любимая работа приносит не только материальное благополучие, но и массу положительных эмоций, чувство удовлетворения. Труд не по душе угнетает. Если невозможно сменить нелюбимую работу, то появляется чувство обреченности, свойственное подневольному человеку.

Жизненный путь - это... Определение и суть понятия

Дороги, которые мы выбираем

Как выбрать свою дорогу, по которой можно с честью дойти до конца? Проблема жизненного пути состоит в выборе цели, к которой ведет. Каждый человек неповторим, а путь его по жизни сугубо индивидуален. Несмотря на богатый человеческий опыт: сотни книг гениальных авторов, описавших в своих произведениях судьбы героев; опубликованные биографии тысяч выдающихся людей; полный анализ проб и ошибок, дорог, ведущих в никуда — каждый идет своим путем, совершает свои ошибки и падения.

Путь, который выбирает человек, пройти придется ему же. Не нужно бояться ошибок, падений и разочарований – это опыт, который пригодится в жизни. Он делает нас сильнее, увереннее в собственных силах. Есть еще одно условие, которое поможет разобраться во всех тонкостях и перипетиях собственной судьбы, научит анализу и извлечению зерна истины. Это знания. Учиться всю жизнь — это непременное условие успеха.

Герои «Войны и мира» в поисках смысла жизни

Каждому хочется прожить достойную жизнь. В любом возрасте человек мечтает о хорошем. В своих сочинениях о жизненном пути школьники, еще не набравшиеся достаточных знаний, пройдя только незначительный период жизни, пишут о своем выборе, не представляя, что их ждет впереди. Это хорошо. Это повод задуматься, пусть сочинение пишется чужими словами и многое не всегда понятно в поступках литературных героев. Но судьбы их, написанные мастером, дадут возможность понять, что главное — иметь перед собой ясную цель и идти к ней.

Жизненный путь - это... Определение и суть понятия

Пример тому — судьбы героев «Войны и мира». Жизненный путь Пьера – это духовный путь исканий своего места в жизни, полный страданий, ошибок и разочарований, который привел к любви и счастью. Ибо его душевная работа не пропала даром, он научился разбираться в людях, ценить истинное и отвергать фальшивое. Он, внебрачный ребенок, лишенный семьи, любви родителей, был чудаком, над которым смеялись и не принимали его всерьез. Став масоном, он был глубоко разочарован.

Став обладателем огромного состояния, он в одночасье становится человеком, которым восхищались в глаза, а за спиной продолжали считать никчемным. Он познакомился с лестью, подхалимством, заискиванием, прекрасно осознавая это. Любовь к Элен сделала его несчастным, так как он понимал, что эта женщина просто не может любить. Она использует его в своих целях, изменяя ему. Только пройдя через французский плен и полюбив Наташу, он понял смысл жизни, ощутив свою нужность и обретя счастье.

О жизненном пути Болконского писать сочинения предпочитают большинство школьников, так как он более понятен. Этот главный герой, с любовью описанный Л. Толстым, в отличие от своего друга Пьера Безухова, красив собой, уважаем в обществе. Он знает, что необходимо в жизни. Ему не нужно было искать смысла жизни, он видел его в службе Отечеству, заботе о престарелом отце и воспитании малолетнего сына. Наделенный всеми положительными качествами, знающий путь, по которому нужно идти, был ли он счастлив? Ведь именно простое человеческое счастье, по мнению Безухова, есть наивысший смысл жизни.

www.nastroy.net

Предложения со словосочетанием ЖИЗНЕННАЯ ДОРОГА

К тому времени совместный бизнес мужа с сыном стал довольно успешно продвигаться, и я могла позволить себе передохнуть на
жизненной дороге
, но оказалось, что это довольно утомительно — не работать. Но с каждым новым днём, я обретала себя, обретала себя, с каждым шагом, идя по своей жизненной дороге и помня, что есть «его» любовь! Поэтому женщины, разделяющие с ними жизненную дорогу, по-разному несчастливы («каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»). Наше продвижение по жизненной дороге никогда не происходит чётко по расписанию. Наши
жизненные дороги
сошлись, чтобы образовать общий путь.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное чистый в отрывке:

На вид это были чистые бандиты.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

Ширина жизненной дороги у всех одинакова, а длина дороги (жизни) часто зависит только от него, человек часто укорачивает его сам. Он ушёл с третьего курса института и где-то затерялся на
жизненных дорогах
. Я не торопился с выбором своей жизненной дороги, ожидая исполнения предсказания. Сегодня для тебя открывается новая жизненная дорога. Захватывающие по событиям жизненные дороги родословной, пришлось бы рассказывать несколько часов. Эти смелые и скромные люди умеют пролагать свою трудную
жизненную дорогу
среди множества опасностей, оставаясь безукоризненно честными, безупречными во всём. В двойников, встречающихся на жизненных дорогах, она особенно не верила, а расспросить подробнее студентов, не решилась. Да и учёба почти завершилась, оставалось пятнадцать дней, после чего выпускники разъедутся по всей империи искать свои жизненные дороги. Вторая половина моей жизненной дороги сложится иным образом. Это аспект власти, который даёт человеку возможность как-то влиять на этот мир и не обращать внимания на мелкие шероховатости жизненной дороги. Неудачи, после которых трудно поднять глаза на товарищей, мучительные часы, когда теряешь веру в свои силы, когда кажется, что пошёл не по той жизненной дороге. Служба со всеми её тягостями являлась для них работой, а движение по службе — сообразно заслугам и отличию — единственной жизненной дорогой. Неудачи, после которых трудно поднять глаза на товарищей, мучительные часы, когда теряешь веру в свои силы, когда кажется, что пошёл не по той жизненной дороге. Разбросали нас жизненные дороги. Да и мамы-кошки со своими чадами особенно не церемонятся: рожают, некоторое время кормят и отпускают их по извилистой, полной опасностей жизненной дороге. Или она просто старалась рассмотреть и запомнить незнакомую женщину, ставшую спутницей, заменившую её мать на жизненной дороге отца. Если так круто менялись наши жизненные дороги, что это, если не рок, судьба? Судьба сама «развернёт» вас в правильном направлении, многие найдут свою жизненную дорогу, цель в жизни, настоящее призвание. Неужели сама природа подсказывает человеку верный путь, как бы помогает ему идти по правильной жизненной дороге? Все они казались ему существами, без видимой цели скользящими по жизненной дороге. Самое трудное на этой жизненной дороге — найти и собрать то приятное, что нам уготовано. Гиляровский, «На жизненной дороге», Волгоград, 1959). Твой разум очистится от накипи чувственных переживаний, и ты снова сможешь осознанно выбирать свою жизненную дорогу. На жизненных дорогах будущий писатель встречался с разными людьми: бродягами и промысловыми нищими, честными рабочими и мелкими авантюристами. Но людям не подвластно время, и им остаётся только сожалеть о превратностях судьбы, что поджидают их на жизненной дороге. А потом вместе с мамой будем гордиться вашими успехами на трудной, но прекрасной жизненной дороге. И действительно жизненная дорога барона становилась уже другой настолько, что её предыдущие отрезки трудно соотносились с отрезками последующими. Жизненная дорога каждого вымощена всеми. Он светло и твёрдо стоит теперь на жизненной дороге. Захватывающие по событиям жизненные дороги родословной, пришлось бы рассказывать несколько часов. Его собственная жизненная дорога была определена без сомнений и колебаний. Этот лозунг стал путеводной звездой на его жизненной дороге, ведущей к обогащению. Пожелаем же неугомонному человеку ещё не раз испытать себя на трудных жизненных дорогах. Душевных взлётов ему и везения во всём! Ты знаешь, что я не двулик и не сойду со своей жизненной дороги. Я не настолько уверен относительно других жизненных дорог. Доченька, навсегда запомни и прими эти правила, как руководство и безошибочный путеводитель по трудным жизненным дорогам. Кто-то постоянно словно опекает его, наставляет на конкретный путь, убирает препятствия на жизненной дороге, даёт подсказки.

kartaslov.ru

Люди, пути, дороги | Характеры и личности

Фото: Марина Абдулаева

Личности — личины, то как я привычно вижу себя и представляюсь другим. Иногда говорят «по жизни такой», подразумевая прохождение жизненного пути в каком-то устойчивом состоянии. Следуя дорогой жизни, мы становимся этой дорогой. Мой жизненный путь — это и есть Я. Не мои особенности, черты характера, предпочтения и ценности, не внешность, не нажитое, а мой путь это Я — «каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу» (Ю. Левитанский). 

Извечный вопрос кто кого выбирает, человек свой путь или дорога выбирает человека. Ясно лишь, что каковы пути-дороги, таковы и люди.

Некоторые становятся похожи на дороги с ледяными колдобинами — жесткие, напряженные, скользкие. И другим с таким человеком опасно и самому не радостно. Радоваться значит быть беспечным, расслабленным. Но на таком пути не расслабишься, нужно перепрыгивать, балансировать, напрягаться.

Другие как заснеженный глубокий путь с опасностью провалиться, увязнуть и выбиться из сил. Лишь сильные духом «большую дорогу торят», а если удается становятся учителями. Прокладывая дороги, дополняя карту мира они расширяют горизонты и обретают славу первопроходца. За ними тянуться другие.

Кто-то идет следом так как своего пути нет, а чужой перед глазами. Они не то, что непутевые, может по-своему и счастливчики, но без своей дороги, идущие куда пошлют, заманят, покажут, потянут. В конце этой дороги человека ожидает личная бедность, даже при наличии богатств такие люди вторичны. Это судьба подражателей, репликантов и эпигонов.

Другие идут за учителем, чтобы окрепнуть, научиться ступать, превзойти, обогнать предшественника, превратить его следы в проезжую дорогу и продолжить маршрут. Так дети ступают за отцом, становясь сильнее, когда он стареет.

Перекрестки, переправы, перевалы, попутчики в дороге, верные спутники, потеря друзей в пути — это отдельная большая тема, связанная с испытаниями в пути и поддержкой.

«Не ищи легких путей», они обычно под горку, по такой дороге широко шагать, но легко споткнуться и покатиться. Но в каком-то смысле любой путь легкий если задан другими. Такие дороги привлекательны понятной шаблонностью и желанны, но лишь нехоженные и тернистые дороги приводят к себе, а «кто прямо ездит, дома не ночует».

Тяжелые дороги жизни воспеты в песнях — пыль, туман, тревоги, степной бурьян. Похожие друг на друга жизни людей, ввергнутых в пучины войн и социальных катаклизмов. Амбициозные правители сдергивают людей с их дороги жизни, отправляют в походы и марши, перемалывают чужие жизни, судьбы, характеры.

Кто-то не идет, а пашет, привязанный к тяжелому плугу. Иначе не выжить, углубляется в почву, прижимается к земле, пачкается. И некоторым хватает ума лишь на то, чтобы назвать их приземленность «деревней неасфальтированной», но это от малоумия. Жизнь таких людей не выглядит веселой, но в каком-то роде это путь к истинной святости. Как писал Леонид Андреев в «Розе Мира», таких никому не известных святых миллионы.

В общей своей массе мы выбираем асфальтированные скоростные автострады с общими пробками и общими прогонами, соединяющими дом, учебу, работу, магазин. Незначительные отличия в цвете, марке и мощности автомобиля — в особенностях организации психики. Похоже на тюрьму с охранником в виде самого себя же, но все ж лучше, чем путешествие в столыпинском вагоне по маршруту Воркута — Ленинград.

Есть взрытые жизни — дороги, по которым движутся люди — быки, у которых не то, что стоять на пути, но и пересекать их дорогу нельзя. Заметят, увяжутся, втопчут. Такие дороги с пробойнами от копыт и покалеченными на обочине ни с чем не спутаешь

Жизни мажоров, гедонистов, вечно молодых юношей и девушек похожи на кокаиновые дорожки — тонкие, заманивающие вечным кайфом и весельем. Исчезающие, когда кончилась дурь. Эти дорожки не жизнь, а взлетная полоса для отрыва от реальности. И у каждого из нас есть свои такие кокаиновые дорожки фантазий о величии, славе, благополучной и легкой жизни.

У некоторых людей жизненная дорога может свернуть в топь, что не означает погибель как у Лизы Бричкиной в «А зори здесь тихие». Это жизнь созависимого, застревание в болоте на много лет, где дни похожи один на другой. Разве что с каждый днем и каждым движением погружаешься только глубже, под ногами трясина, нет оснований для жизни, ноги не ходят, цепляешься за другого, но и он тоже тонет. Единственное, что спасет это движение как инвалида по пластунски, опора на руки, грудь, живот и только потом коленки.

Так передвигаются маленькие дети, но у них еще нет своей дороги. Они не ходят, сначала просто лежат, копят силы, потом ползают, а потом догоняют или убегают. Взрослеющий ребенок бегает, ищет. То по кромке воды, то по травке, не оставляя следов. Дорога лишь предполагается, намечена пунктиром и в любой период может повернуть куда-то от родительской разметки.

Старики завершают свои дороги неспешно шаркая, врастая в дорогу, чтобы окончательно превратиться в жизненный путь с точной отправления и точкой назначения.

«Дорогой на рынок и обратно» называл жизнь Булат Окуджава. Обратно это домой. Путь домой, в свой мир, путь к себе к окончательному и к завершению жизненного путешествия.

Порой люди с гордостью говорят, что они состоялись и окончательно определились, но это означает лишь досрочное окончание пути. Их жизненная история завершена и они кончились как личности — «есть люди типа жив и люди типа помер» (Б. Гребенщиков).

Чтобы оставаться живым нужна не ностальгическая дорога к себе, домой, к потерянному Раю, а к Другому — «все дороги ведут к людям» (Экзюпери). Если по-человечески, то так. Дорога с рынка, от людей, к себе — это движение к смерти, изоляции и депрессии при жизни.

Усложняя образ Окуджавы путь можно представить свой путь не как дорогу туда и обратно, а как лабиринт. По окончании жизни желательно найти выход из него, преодолеть Лету и продолжить путь.


© Сергей Дрёмов (11.08.2017 г.)


psycholog-samara.ru

ДОРОГА ЖИЗНИ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Единственная военно-стратегическая транспортная магистраль через Ладожское озеро, связывавшая с сентября 1941 г. по март 1943 г. блокированный немецко-фашистскими войсками Ленинград с остальными районами страны.

По «Дороге жизни» проходили эвакуация мирного населения города в тыловые районы СССР, снабжение Ленинграда продовольствием, топливом, вооружением и боеприпасами; через нее в город перебрасывались подкрепления. В навигационные периоды перевозки осуществлялись по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога (большая трасса 125 км) и Кобона (малая трасса 35 км) до порта Осиновец, а в период ледостава — по ледяной трассе из Кобоны до Ваганова и Коккорева. По водной трассе было эвакуировано 738 тыс. человек и перевезено 1040 тыс. тонн грузов, а по ледовой дороге — 638 тыс. человек и 575 тыс. тонн. Помимо этого в Ленинград для обороны города по «Дороге жизни» было доставлено 300 тыс. бойцов. Все грузы с западного берега Ладожского озера в Ленинград доставлялись по Ириновской ветке Октябрьской железной дороги. Кроме того, для подачи нефтепродуктов по решению ГКО от 25 апреля 1942 г. в рекордно короткие сроки по дну озера был проложен трубопровод длиной 35 км. «Дорога жизни» постоянно подвергалась жестоким обстрелам тяжелой вражеской артиллерией и авиацией. Бесперебойное функционирование «Дороги жизни» обеспечивали войска ПВО Ладожской военной флотилии и авиация Ленинградского фронта и Балтийского флота. Благодаря массовому героизму советских воинов и жителей Ленинграда, «Дорога жизни» сыграла исключительно важную роль в обороне города и прорыве блокады.

Исторические источники:

Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. М-СПб., 2005;

Блокадные дневники и документы. Изд. 2. СПб., 2007.

Автор статьи: Шацилло В. К.

©Великая Отечественная война. 1941-1945: Энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп.// Отв. ред. А.О. Чубарьян; редактор, руководитель авторского коллектива М.Ю. Мягков. М.: Олма Медиа Групп, 2015

Литература
  • Битва за Ленинград. 1941 — 1944. М., 1964
  • Зубаков В. Е. Героический Ленинград. М., 1972
  • Ковальчук В. М. Ленинград и Большая земля. История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941—1943 гг. Л., 1975
  • Харитонов А. Д. Легендарная ледовая трасса. М., 1965

w.histrf.ru

Дорога жизни — это… Что такое Дорога жизни?

Баржа с продовольствием на Ладожском озере, сентябрь 1942 Medal Defense of Leningrad.jpg

Доро́га жи́зни[1] — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101). У маяка Осиновец существует также музей «Дорога жизни».

Хронология

Ленинградская блокада была установлена 8 сентября 1941 года, когда немецко-фашистскими войсками был захвачен Шлиссельбург. Это был последний сухопутный маршрут, который вёл из Ленинграда на Большую землю. В качестве последней надежды на снабжение осаждённого города осталась Ладога. Ладожское озеро имеет сложные навигационные условия, и с момента основания Санкт-Петербурга строились обводные водные пути для обхода озера при перевозке. На берегах Ладоги не было ни пристаней, ни пирсов. Но уже в сентябре началась первая навигация по Ладожскому озеру. С Большой земли грузы доставлялись сначала в Волхов, оттуда — в Новую Ладогу, а затем водным путём на западный берег к маяку Осиновец. 12 сентября сюда первыми прибыли две баржи, гружёные 626 т зерна и 116 т муки. Именно эта дата и считается началом Дороги жизни. Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. т различных грузов, в том числе 45 тыс. т продовольствия и эвакуировано около 33 500 человек[2].

17 ноября двумя группами была проведена разведка трассы по льду. 20 ноября по ледовой Дороге жизни с Вагановского спуска у деревни Коккорево отправился первый конный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М. C. Муровым. По прибытии в Кобону на сани было погружено 63 т муки. Утром 21 ноября обоз прибыл на мыс Осиновец. 22 ноября в Кобону за продовольствием отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА (более известные как «полуторки») под командованием капитана В. А. Порчунова. Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля — 152 дня. За это время было перевезено 361 109 т различных грузов, в том числе 262 419 т продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тысяч беженцев и более 35 тысяч раненых. Благодаря этим перевозкам, с 25 декабря были увеличены нормы выдачи хлеба: рабочим и инженерно-техническим работникам на 100 грамм, а служащим, иждивенцам и детям на 75 грамм[2].

Вторая навигация по Ладоге началась 23 мая 1942 года, за время действия которой было перевезено в обоих направлениях 1 099 500 т различных грузов, из них в блокадный Ленинград — более 790 тыс. т, включая 353 тыс. т продовольствия. Из города на Большую землю было вывезено около 540 тыс. человек, в том числе более 448 тыс. эвакуированных жителей. Также для пополнения Ленинградского фронта было переброшено около 290 тыс. солдат и офицеров[2].

Летом 1942 года по дну Ладожского озера были проложены трубопровод для снабжения горючим (Ладожский нефтепровод) и кабель, по которому в Ленинград шла электроэнергия с частично восстановленной Волховской ГЭС[2][3].

С 19 декабря 1942 по 30 марта 1943 года 101 день вновь действовала ледовая Дорога жизни. За этот период было перевезено более 200 тыс. т различных грузов, в том числе свыше 100 тыс. т продовольствия и эвакуировано около 89 тыс. человек.

18 января 1943 года со взятием советскими войсками Шлиссельбурга Ленинградская блокада была прорвана. По южному побережью Ладожского озера была проложена железная дорога до станции Поляны, названая впоследствии Дорогой Победы. Но Ладожская коммуникация также продолжала действовать вплоть до окончательного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.

Маршрут и его описание

Катера подвозят продукты по Ладожскому озеру в блокадный Ленинград. Сентябрь 1942

Дорога жизни включала сухопутный участок по железной дороге от Финляндского вокзала с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы. Далее Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера на расстоянии 20−25 км от занятого противником берега. Поверхность озера покрылась льдом в первой половине ноября 1941 года, после чего была вновь восстановлена связь блокированного города с «большой землёй». Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной: дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерией и авиацией. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в обе стороны примерно 6 000 тонн грузов.

Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по Дороге жизни за весь период её действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек[4].

При наведении ледовой дороги выяснилось, что для такого «ледяного моста» губительным является явление резонанса. Бывали случаи, когда тяжёлый грузовик, идущий по льду, нормально преодолевал маршрут, но идущая по тому же пути лёгкая машина с людьми при определённой скорости могла провалиться под лёд. Это проявление резонанса было названо изгибно-гравитационной волной и для автомобилей была предписана определённая скорость, чтобы избежать происшествий[5].

Объём грузоперевозок

По Дороге жизни в 1942 году было перевезено[6]:

  • январь — 53-54 тыс. тонн различных грузов.
  • февраль — свыше 86 тыс. т.
  • март — более 118 тыс. т.

Всего по Ледовой дороге в Ленинград переправили свыше 360 тыс. тонн грузов, в основном продовольствия и фуража.

В первую блокадную зиму ледовая дорога действовала до 24 апреля 1942 года. Последний рейс машины делали уже по ступицы в воде, местами их приходилось разгружать и переносить груз вручную. За это время из Ленинграда для фронта и флота поступило около 32 тыс. тонн боеприпасов и чуть менее 35 тыс. тонн горюче-смазочных материалов.

19 ноября открылась транспортная магистраль через Ладогу, названная Дорогой жизни. Однако уже через три недели она была закрыта до середины января.

Последующая судьба

Летом, с началом навигации, доставка продолжилась силами Ладожской военной флотилии.

В 1943 году Дорогу жизни сменила Дорога Победы — железная дорога, проложенная в отбитом у немецких войск узком коридоре от Ленинграда к Волхову.

Сейчас Дорогой жизни часто ошибочно именуют Рябовское шоссе в черте Санкт-Петербурга, а во Всеволожском районе это официальное название шоссе А128 Санкт-Петербург — Морье[7].

Памятники

Монумент «Разорванное кольцо».

Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Все эти сооружения входят в Зелёный пояс Славы.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года, расположенные на дороге от станции Ржевка до маяка Осиновец, части мемориала в память обороны Ленинграда в 1941—1944 гг. «Зелёный пояс Славы» — 43 километровых столба на Дороге жизни, признаны памятниками истории[8].

  • Мемориальный комплекс «Цветок жизни» на 3 км Дороги жизни, состоящий из монумента, установленного в 1968 году по проекту архитекторов А. Д. Левенкова, П. И. Мельникова и восьми стел (страницы блокадного дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой), установленных в 1975 году архитекторами А. Д. Левенковым, Г. Г. Фетисовым и инженером М. В. Коман
  • Мемориальный комплекс «Румболовская гора» на 10 км Дороги жизни во Всеволожске (1967, 1975, арх. П. Ф. Козлов, В. Н. Полухин)
  • Монумент «Катюша» на 17 км Дороги жизни у деревни Корнево (1966, арх. А. Д. Левенков, П. И. Мельников, Л. В. Чулкевич, констр. Г. И. Иванов и Л. В. Изъюров)
  • 56 памятных километровых столбов на железнодорожной линии Финляндский вокзал — Ладожское Озеро (1970 г., арх. М. Н. Мейсель, И. Г. Явейн)
  • 46 памятных километровых столбов на шоссе от станции Ржевка до Ладожского Озера, (1967, арх. М. Н. Мейсель)[9]
  • Мемориальная трасса «Ржевский коридор», проходит по Рябовскому шоссе и шоссе Революции — установлено 4 памятных стелы (1985 г., автор мемориала арх. В. С. Лукьянов)
  • Памятник-паровоз, работавший на Дороге жизни, установлен на железнодорожной станции Ладожское Озеро (1974 г., арх. В. И. Кузнецов)
  • Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо» на 40 км шоссе Дороги жизни, на берегу Ладожского озера близ деревни Коккорево (монумент и зенитная пушка, 1966 г.; арх. В. Г. Филиппов, ск. К. М. Симун. инж. И. А. Рыбин)
  • Монумент «Переправа» близ посёлка имени Морозова на правом берегу Невы, посвящённый воинам-понтонерам (1970 г., арх. Л. М. Дрекслер, инж. Е. Н. Луцко)
  • Стела «Стальной путь» на железнодорожной станции Петрокрепость, установленная в честь героев-железнодорожников, работавшим на Дороге жизни (1972 г., арх. М. Н. Мейсель, И. Г. Явейн, ск. Г. Д. Глинман), рядом — памятник-паровоз (1975 г.)
  • Стела «Кобона» в посёлке Кобона, посвящённая Дороге жизни (1964, арх. М. Н. Мейсель, А. А. Яковлев)
  • Памятник-автомашина «Легендарная полуторка» на 103 км Петрозаводского шоссе, в Дусьеве у развилки на Войбокало (1974 г.; арх. А. Д. Левенков, худ. В. В. Фоменко)
  • Стела «Войбокало» на станции Войбокало, посвященная Дороге жизни (1975 г.; арх. С. С. Натонин)
  • На берегу Финского залива у Малой Ижоры, памятник посвящённый Малой Дороге жизни.

Малая дорога жизни

Ладожская Дорога жизни известна.

Но была и другая дорога жизни — малая, по льду Финского залива, выполнявшая ту же функцию, что и Ладожская. В 1941—1944 годах, до снятия блокады Ленинграда по ней в обе стороны шли и ехали люди. Одни в Ораниенбаум, чтобы участвовать в обороне плацдарма. Другие, чтобы разгрузить осаждённый «пятачок» свободной земли от раненых и больных, старых и малых. Они собрались здесь во время отступления из разных районов Ленинградской области, нуждались в лечении, продуктах, тёплом жилье. Часть из них затем осела в Лисьем Носу и Горской, а другая отправлялась на Большую землю по Ладожской трассе.

Начиналась Малая дорога жизни от станции Бронка, что рядом с Ораниенбаумом (Ломоносов), по льду через Кронштадт дорога вела к Лисьему Носу и Горской.

Ораниенбаумский плацдарм защищала созданная специально для этого Приморская оперативная группа из частей морской пехоты, гарнизонов островов Выборгского залива, Гогландского сектора и полуострова Ханко. Части 8-й армии в количестве 6 стрелковых дивизий, до этого оборонявшие «пятачок», были переправлены по Малой дороге жизни в Ленинград для усиления его защиты.

По этой 37-километровой магистрали в дни блокады доставлялись разными видами транспорта в Ораниенбаум продовольствие, боеприпасы и многие другие грузы. Благодаря этому уже в январе 1942 года паёк осаждённых пополнился первой прибавкой хлеба. Тем не менее, в 1941—1942 гг., от голода здесь погибло около 5000 человек. Летом 1942 большинство населения Ораниенбаума было эвакуировано через Ленинград и Ладогу вглубь страны.

С ноября 1943 года через Лисий Нос были переброшены большие армейские и флотские силы на Приморский плацдарм для подготовки прорыва вражеского окружения. Прорыв начался 14 января 1944 года.

В июне 1944 года из Ораниенбаума в Лисий Нос было переброшено 22 тысячи бойцов с боевой техникой. Начался прорыв уже разрушенных артиллерией узлов сопротивления противника «Карельский вал».

В Кронштадте есть памятник, который свидетельствует о роли ледовой Малой дороги жизни в освобождении Ленинграда от блокады.[10][11]

Галерея

См. также

Примечания

  1. Написание Дорога жизни даётся по словарю: Лопатин В. В. Прописная или строчная? Орфографический словарь / В. В. Лопатин, И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — М.: Эксмо, 2009. — 512 с., стр. 164
  2. 1 2 3 4 Б. К. Пукинский 1000 вопросов и ответов о Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1981. — С. 391—395.
  3. Дорога Жизни. Кобона — статья на сайте музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»
  4. «Дорога жизни». К годовщине блокады Ленинграда. РИА Новости (8 сентября 2006). Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 13 августа 2010.
  5. В. М. Козин Проблемы использования ледяного покрова в качестве несущей платформы для обустройства аэродромов и переправ // Резонансный метод разрушения ледяного покрова. — М.: Академия Естествознания, 2007. — 355 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91327-017-7
  6. В. Ф. Павлюченко, П. Л. Редькин. Музей «Дорога жизни». (путеводитель) Л., 1981.- 72с., с ил.
  7. Шоссе Дорога жизни
  8. Объекты культурного наследия народов РФ. Код памятника истории: 4710049000.
  9. Энциклопедия «Культура Ленинградской области»
  10. Из книги: «Непокорённый рубеж. Т. 2. Битва за Победу.» Сестрорецк. 2005, стр. 80-83.
  11. Лисий Нос и Малая дорога жизни. В сборнике: Культурно-исторический альманах «Фонтанка». № 7, 2010 год, с. 13-15

Литература

  • Гусаров А.Ю. Памятники воинской славы Петербурга. — СПб, 2010. — ISBN 978-5-93437-363-5

Ссылки

 Просмотр этого шаблона Связь Ленинграда с большой землёй
Дорога жизниРжевский коридор • Автомобильная • Железнодорожная • Нефтепровод • Ладожская флотилия
Дорога победыМосты через Неву (Низководный · Высоководный) • Дорога победы • Мост через Волхов
Связанные статьи:Малая дорога жизни

dic.academic.ru

Дорога жизни — это… Что такое Дорога жизни?

  • «Дорога жизни» — Дорога жизни. Дорога жизни. «Дорога жизни», единственная военно стратегическая транспортная магистраль, связывавшая в сентябре 1941 — марте 1943 блокадный Ленинград со страной, проходила через Ладожское озеро. В навигационные периоды… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Дорога жизни — В 1941 1942 гг. так называли дорогу по льду Ладожского озера, которая связывала блокированный немецкими войсками Ленинград с «Большой землей», т. е. тылом. По этой дороге в город доставляли продукты и боеприпасы, по ней же вывозили из города… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • Дорога жизни —       единственная военно стратегическая транспортная магистраль, связывавшая в сентябре 1941 марте 1943 блокадный Ленинград со страной, проходила через Ладожское озеро. В навигационные периоды перевозки по «Д. ж.» производились по водной трассе… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • ДОРОГА ЖИЗНИ — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское оз. (в периоды навигации по воде, зимой по льду), связывавшая с сентября 1941 по март 1943 блокированный Ленинград со страной …   Большой Энциклопедический словарь

  • Дорога жизни — ДОРОГА, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ДОРОГА ЖИЗНИ — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро (в периоды навигации по воде, зимой по льду), связывавшая в сентябре 1941 марте 1943 блокированный Ленинград со страной. Источник: Энциклопедия Отече …   Русская история

  • ДОРОГА ЖИЗНИ — ДОРОГА ЖИЗНИ, во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро (в периоды навигации по воде, зимой по льду), связывавшая с сентября 1941 по март 1943 блокированный Ленинград со страной …   Энциклопедический словарь

  • Дорога жизни — У этого термина существуют и другие значения, см. Дорога жизни (марафон). Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 540 036b …   Википедия

  • Дорога Жизни — Памятный километровый знак на железнодорожном перегоне Кушелевка Пискарёвка, у Богословского кладбища «Дорога жизни» во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации по воде,… …   Википедия

  • Дорога жизни — («Дорога жизни»,)         единственная военно стратегическая транспортная магистраль через Ладожское озеро, связывавшая с сентября 1941 по март 1943 блокированный немецко фашистскими войсками Ленинград с тыловыми районами страны во время Великой… …   Большая советская энциклопедия

  • phraseology.academic.ru

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *