Целостный человек: Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
Часто я слышу в качестве запросов от клиентов на психологических сессиях : “Я хочу целостности и спонтанности..”
Но что же такое целостность личности? И насколько это возможно?
Целостность – это когда человек находится в контакте со всеми частями своей личности, не отчуждая ни одну из них. Он слышит их всех. И даёт каждой своей части право голоса.
Каждое качество в человеческой личности имеет свою полярность.
Это как волна движения маятника.
Если есть “+”, всегда будет “-”, и наоборот. И чем выше “+”, тем больше “-”.
Например, если вам присуще добродушие, то вы можете впадать и в ярость, и в злость.
Если вы способны на проявления искренней щедрости, то приступы жадности вам также знакомы.
Если вам доступны состояния эйфории и всепоглощающей любви к миру, то и в опустошающую депрессию вы способны улететь с головой.
Одно не может без другого. Это два полюса одной волны.
Мы все состоим из набора полярностей. Но предпочитаем принимать в себе только то, что достойно быть нами.
Остальное мы привыкли подавлять и “побеждать”.
Маленькое упражнение по ходу пьесы :
Напишите 5 качеств или частей собственной личности, попытайтесь охарактеризовать себя пятью качествами.
Есть? А теперь найдите полярность к каждой из них.
Познакомьтесь. Это тоже вы :))
Художник : Alexi Zaitsev
Побеждённая часть уходит в подполье с чувством изничтоженности, а побеждающая остаётся с чувством вины. В войне с собой нет победителей.
Задавленная часть любит проявляться неожиданным способом в самое неподходящее время.
Знаменитые психотерапевты Польстеры описывают случай парня, работающего волонтёром в самых тяжёлых точках земли, он многое прошёл и многое повидал. Всё бы хорошо, парень сильный и невероятно смелый, но… импотент. Он задавил в себе способность чувствовать страх, способность испытывать эмоции, способность оживляться. Он был невероятно спокойным, описывая всё, что видел и пережил. Но достигнутое с таким трудом спокойствие и вытравленная способность быть живым, сыграли с ним злую шутку: со спокойным членом нельзя заниматься сексом. Ему пришлось вернуть себе способность переживать эмоции, вернуть себе “неспокойствие”.
Второй признак подавления и отчуждения в себе каких-то качеств – это наделение ими других.
То, что мы отчуждаем в себе, то мы проецируем на других людей.
Если мы не видим, не различаем собственную накопившуюся злость, агрессию и раздражение, то тогда всё чаще и чаще мы видим эту агрессию в других. Нам кажется, что вокруг полно злобных и агрессивных людей.
Часто люди проецируют на других жадность, зависть, нечестность, некомпетентность.
Если вам кажется, что кто-то проявляет к вам враждебность,
Рискните обнаружить это чувство в себе.
Целостность – это обретение контакта с каждой частью себя.
Отчуждая от себя часть, вместе с ней мы лишаем себя её ресурсов, её силы. И при этом тратим энергию на удержание части взаперти, на необходимость постоянного контроля.
В каждом из нас полно установок о том, что плохо, а что хорошо.
Плохо быть грустным, жадным, проявлять агрессию, нетерпимость.
Но в грусти много глубины, жадность оберегает нас от опустошающего растрачивания себя, в агрессии есть сила, а в нетерпимости способность выставлять границы.
Самое главное – половину себя.
******************************************************************
Познакомиться и прикоснуться к разным частям своей личности можно на МАРАФОНЕ ” Стать равной себе”
Более глубоко их узнать и интегрировать можно в рамках личной терапии.
Начать постепенно, аккуратно себя узнавать можно на КУРСЕ “ЙОГА ДЛЯ ДУШИ”.
**********************************************************************************
Перепечатка материалов разрешена только с указанием авторства и активной ссылкой на сайт. АВТОР: ИРИНА ДЫБОВА http://dybova.ru
Комментарии
Что это — целостная личность и как ее обрести?
Что такое целостная личность? Этот вопрос можно услышать от людей, которые хотят стать лучше, самореализоваться, жить счастливо.
Целостная личность. Описание
И такой особой может назвать себя тот, кто твёрдо уверен в себе, знает, чего хочет, и принимает вокруг себя всё таким, какое оно есть, и не пытается сопротивляться судьбе. Человек уважает выбор каждого, и свой в том числе. О такой личности можно сказать, что она смотрит на вещи реальным взглядом и делает соответствующие выводы, даже если они противоречат внешнему давлению. Это человек, у которого внутренний мир гармоничен с внешним. Уверенность в себе и душевный покой сопровождают его в жизни.
Материальный и духовный потоки находятся в балансе между собой. Когда личность целостна, её ведёт свой внутренний компас-истина. Человек является частью Вселенной, ощущает единство с миром. Происходит наполнение его жизненной энергией. К миру он проявляется интерес, реализовываются таланты и активируются ресурсы внутренние. Личность наполняется жизненной энергией благодаря энергетическим каналам.
Образование
Целостное образование личности происходит благодаря тому, что приходит ясное осознание всего происходящего. Каждый урок вносит в жизнь человека что-то необходимое для развития. Еще эта особа позволяет пережить себе любые эмоции и принимает все, и даже тёмные стороны своего характера, с уверенностью в том, что это всё её чему-то научит. Такие люди умеют наслаждаться каждым моментом в жизни, ощущают внутреннюю свободу, так как смотрят на мир с позиции Бога. И можно сказать с твёрдой уверенностью, что у этих личностей отсутствует волнение и переживание.
Для них открываются возможности для постоянного развития, познания всего нового, и сама жизнь становится большим приключением. Человек излучает во внешний мир такую энергию, как радость, тепло и свет. Ему хочется всем этим делиться с окружающим обществом.
Когда начинается формирование?
Формирование целостной личности происходит только тогда, когда человек задумывается о том, что его что-то в жизни не устраивает. Также это происходит, если внутренний голос ему подсказывает, что он идёт не по тому пути. Возможно, человек даже и не подозревает, что дело в целостности и что следует обратить внимание на свой внутренний мир.
Зачастую такая персона принимает во внимание не все составляющие своей сущности, в основном лишь внешность, характер или физическую форму. При этом она забывает о том, что человек — это совокупность психических, энергетических и физических процессов.
Защитные механизмы
Прежде всего целостная личность рассматривается с позиции такой науки, как психология. Здесь сама особа является главным объектом для изучения в этой области. Личность рассматривается с социальной стороны, её поведение в обществе, наличие индивидуальных свойств и качеств характера. Она формируется при определённых убеждениях и принципах, осознанных самим человеком. Целостная психология личности подразумевает под собой некую защитную реакцию. Таких механизмов несколько в природе, и срабатывают они тогда, когда человеку что-либо угрожает. К защитной реакции можно отнести некоторые свойства личности, такие как:
- замещение, когда поступившая агрессия от кого-то на личность от неё переходит автоматически на другого человека;
- вытеснение — особа запрещает себе воспринимать те мысли и чувства, от которых были страдания, забывая или не зная о том, что всё это остаётся в подсознании, что не есть хорошо для неё самой;
- проекция – когда один навязывает другому или нескольким людям свои нерациональные мысли, таким образом перекладывая на других свои недостатки или изъяны.
Человек лично избирает и придерживается их. Благодаря целостности он обретает психологическую устойчивость на высоком уровне тогда, когда стоит выбор между достижением целей и предлагаемых ценностей. Не каждому дано обладать таким статусом, как целостная личность. Всё зависит от особенностей воспитания, от отношений в семье, где человек вырос, от взаимодействия с окружением и от его влияния. Целостной личностью не рождаются. Формирование ее зависит от взаимодействия и влияния внешнего окружения.
Силовая модель развития
Личность может развиваться по двум моделям: силовой и модели внутренней гармонии. В первом случае убеждения жесткие, и отстаиваются они в открытом конфликте. Причём «сдавать свои позиции» особа не собирается. В итоге личность ломается целиком, чего не скажешь о модели гармонии. Где присутствуют не только убеждения, но и мораль, духовные ценности. Человек готов принести в жертву своим убеждениям себя и свою жизнь.
Модель силовую можно отнести в большей степени к мужчине. Ему непросто принять внешние законы и требования с контролем. Хотя главное для него — согласиться с ними. После того как это произойдёт, мужчина следит за всем этим сам. Он пришёл к этому.
Модель внутренней гармонии
Целостная личность, находящаяся в модели внутренней гармонии, поддерживается и внутренней гибкостью. То есть когда человек благополучно принимает среду такой, какая она есть, а она — его.
Присутствие гармонии внутри можно обозначить как отсутствие конфликта между внутренними частями личности, а также только позитивное мировосприятие. Человек осознаёт и принимает, что понимание окружающих и себя должно быть в первую очередь. Более того, он сам стремится к тому, чтобы замечать только сильные и позитивные стороны. Самообвинением такие люди не занимаются. Внутренняя гибкость помогает на какое-то время приспособиться к жестким требованиям внешней среды, позволяя использовать любую возможность для возврата к изначальному состоянию. Такая модель в основном характерна для представительниц прекрасного пола.
Нецелостная личность. Описание
Если человек не имеет целей, постоянно противоречит и всем, и себе, не умеет принимать решения или же перекладывает их на других, чтобы не нести за них ответственность, то такую личность вряд ли можно назвать целостной. Для этих людей не существует ориентира в жизни, их спутниками являются неуверенность в себе и заниженная самооценка. Последствия всего этого – постоянная смена личных убеждений и разочарование во всём.
Почему так происходит? Возможно, здесь свою роль сыграли воспитание или окружающий социум, которые внесли рамки ограничения. А может, и ситуации, причинившие боль и повлиявшие на непринятие человеком самого себя. Тогда чувствам ставится запрет, чтобы избежать страдания в будущем. Связь с душой теряется, и ответственность берёт на себя ум. Наверняка многие находились в ситуации, когда предательство, разочарование, стресс или сильное горе приводили к потере целостности.
Но не все, находясь в критических условиях, сохраняют свои качества целостной личности и остаются неизменными в отношении своих жизненных позиций. Всё зависит от темперамента и типа человека. Особе, которая не желает признавать свои таланты, хочет быть успешной, но для этого не делает никаких шагов, видит только недостатки в себе и в других, испытывает в большей степени ненависть к себе, чем любовь, не подходит определение «целостная личность». Целостный человек понимает своё предназначение. Он следует внутреннему руководству в той или иной ситуации.
Советы по обретению целостности
Личность, которая не находится в целостности, не может видеть своё истинное состояние, ей тяжело это сделать. Для этого нужно заглянуть в душу, спросить себя о том, что нужно, чтобы целостное развитие личности пришло в его жизнь.
Восстановить связь с внутренним миром, открыться свету и всем позитивным энергиям. Нужно к этому стремиться и искренне этого хотеть. Когда человек налаживает контакт со своей душой, в жизнь его приходят нужные обстоятельства, светлые люди и возможности. Главное — всё это замечать и быть за всё благодарным. Обычно в жизнь приходит учитель, наставник, который подводит его к уровню осознанности.
Когда всё приходящее в жизнь принимается как то, что запланировалось душой, как некий опыт или игра, тогда и восстанавливается единство с миром. Прийти к полному возрождению целостности поможет чистка тонких тел, работа со всеми внутренними блоками. Высший источник энергии приведёт к гармонии все аспекты между собой с помощью мощных вибраций в единое целое. Также к этому состоянию можно прийти иначе.
Человек должен проявить себя в творчестве. Принятие ответственности за свою жизнь, доверие к миру и обращение внимания внутрь себя — это тоже поможет восстановить целостность человека. Готовность и желание ощущать это состояния должно присутствовать обязательно. Ничему и никому не противоречить. Всё должно происходить легко и непринуждённо. Достичь единства помогут медитации и правильное дыхание. После человек сам сможет свободно входить в общий поток с высшими энергиями. Вход в состояние целостности не имеет границ, происходит процесс объединения с Вселенной, природой и правильными энергиями.
Заключение
Только тогда, когда человек твёрдо знает и понимает, что ему для гармонии с собой и миром нужно развиваться, реализовывать себя в нужных аспектах для дальнейшей счастливой и светлой жизни, происходит становление целостной личности. Не спеша раскрывается его внутренний потенциал, о котором, возможно, и не знал он сам. Всё идёт к тому, что особа находит своё «я». По сути, развитие личности – становление и наполнение сил духовных и физических, подводящие ее к осознанию того, чтобы понять свою сущность и роль в природе.
Кто такая целостная личность? | 5 СФЕР
5 СФЕРДанный материал создан редактором Онлайн-Платформы 5 СФЕР.
3 345
Время Чтения: 2 мин.Вы хотите достичь успеха? Хотите быть целостной личностью, которая знает, чего хочет от этой жизни? Тогда вы обязаны разобраться в том, кто такая целостная личность и какой характер она имеет.
Вокруг нас всегда много проблем, и часто большая половина из них связана с тем, что человек не выстроил в себе целостную личность, или утратили ее.
Целостной личностью является человек, который смог собрать воедино свои плюсы и минусы и принял себя таким, как есть. Целостная личность осознает свои таланты и чувствует внутреннюю силу.
Когда человек является целостной личностью, то он:
- Любит и ценит себя
- Осознает полноту внутренней энергии и умеет ею распоряжаться
- Имеет разносторонние таланты и проявляет их себе на пользу
- Признает свои негативные черты, но спокойно преодолевает их
- Строит отношения ради удовольствия
Не целостная личность же имеет низкую самооценку, поэтому он думает о том, что ни на что не способен, не признает своих талантов и отрицает всякую возможность реализации, что и лишает его счастья жизни.
Не целостный человек:
- Чувствует к себе больше ненависти, чем любви
- Желает достичь успеха, но ничего не делает для этого
- Не признает своих талантов, даже тех, которые ярко выражены
- Замечает только негатив, видеть недостатки в себе и в других
- Ищет отношений с людьми, чтобы почувствовать себя нужным
- Восхищается достижениями других, при этом умоляя собственные достижения
Целостная личность всегда знает чего хочет и достигает успеха во всем, потому что она понимает, чего достойна в этой жизни.
В современном мире важно иметь целостность, потому что нецелостная личность не может достичь результата и в первую очередь из-за своих внутренних установок. Целостность очень влияет на развитие вашего бизнеса, дела, карьерного роста. Как именно читайте далее
Станьте целостной личностью! Забудьте о том, кто и что о вас подумает! Будьте уверенны в себе, двигайтесь вперед и достигайте жизненного успеха и счастья.
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
5 СФЕРДанный материал создан редактором Онлайн-Платформы 5 СФЕР.
Целостность человека. Путь внутрь себя
Если вы обрели радость, которая вас не покидает; если обстоятельства меняются, а она остаётся, – значит, вы приближаетесь к состоянию Будды
Ошо
Большинству людей, вставших на путь самосовершенствования, встречалось понятие Целостности человека как основного, чего надо достичь в работе над собой. Это понятие так же, как и понятие осознанности, стало настолько привычным для нашего ума, что он его пролистывает, не задумываясь, как нечто само собой разумеющееся. Но если присмотреться вокруг и быть честным с самим собой, много ли мы найдём целостных людей? Многие ли из нас точно знают, чего хотят от жизни, от себя, а если и знают, то какова вероятность того, что это в самом деле наши желания и цели, а не навязанные нам кем-то? Действительно ли так очевидно, что из себя представляет принцип целостности человека? И почему обретение этого качества так жизненно необходимо и вместе с тем так редко встречается?
На протяжении довольно долгого времени проблема целостности человека являлась предметом моего исследования и пристального интереса, поэтому сейчас хочу поделиться некоторыми соображениями по этому поводу.
Во-первых, как это ни банально звучит, нужно признаться себе в том, что этого качества пока нет. Очень важно пронаблюдать за собой и увидеть, что этому мешает и что целостностью не является.
То есть, первый шаг – это увидеть, как всё обстоит на самом деле. Это сбор стратегической информации. Нельзя при этом осуждать себя и впадать в драматизм по поводу своего несовершенства. Это сильная помеха и попытка Эго увести нас от истинной цели. Поэтому просто наблюдаем и собираем данные для дальнейшей работы. Выглядеть это может примерно так: «Я знаю, что кушать рафинированную пищу вредно, но всё равно это делаю – это не является целостностью. Сегодня я в хорошем настроении, потому что меня похвалили, а завтра в плохом, потому что меня обидели – это не является целостностью. Сегодня я хочу медитировать в горах, а завтра я хочу строить успешную карьеру – это не является целостностью».
Во-вторых, нужно изучить своё устройство. Каков наш состав? Что такое целостность человека? Дух – душа – тело. Каковы потребности тела, каковы – души и духа? При ближайшем рассмотрении нам станет понятно, что это совершенно разные потребности, а зачастую и противоположные друг другу. Это обязательно нужно учитывать при работе над собой и уметь грамотно расставлять приоритеты, не ущемляя при этом ни одну из наших сторон. На этом этапе мы пытаемся понять, что же такое духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека как осознанную личность. В нас также есть некие центры, выполняющие определённые функции. Есть высшие центры, и есть низшие. Каждый должен заниматься своим делом и не вмешиваться в работу другого. Что касается потребностей, то у целостного человека всё находится в гармонии. Нет пренебрежения телом и душой ради духа или наоборот.
Если проследить это на примере йоги, то увидим очень здравый подход и системность в развитии себя. Обязательно уделяется необходимое внимание такой необходимой вещи, как физическая целостность человека, то есть телу. Оно должно быть здоровым, сильным и выносливым. Для этого разработано правильное питание, комплексы асан и очищение.
Духовная целостность человека – это соблюдение нравственных законов, по которым устроена Вселенная.
В данном случае – яма и нияма. Почитая и исполняя эти законы, Душа расцветает и развивается, ощущает радость и полноту, а также становится способной распознавать целостность внешнего мира. Для ума в йоге концентрация и медитация. Это приводит беспокойный и мечущийся ум в равновесие и позволяет ему выполнять его истинную функцию. Что касается центров, или чакр по-другому, – они должны также быть гармонично развиты. Причём акцент нужен на развитии именно нижних центров, так как высшие уже и так развиты. Именно в этом смысле все мы изначально совершенны.
Что же не так у нас с низшими центрами? Эта тема достаточна обширна, поэтому ограничусь некоторыми основными положениями. Все процессы, происходящие в нас, материальны, разница только в тонкости материи. Есть грубая материя, и есть тонкая. Для того чтобы всё функционировало, нужна энергия, которую наш организм вырабатывает каждый день. Задача нижних центров – работать на своей энергии, не расходуя её напрасно, сберегая её для трансформации из грубой в тонкую, что потом свяжет должным образом нижние центры с высшими. На этом этапе тоже нужно сначала выяснить, куда и как тратится так необходимая нам энергия. Потому как, если она истощается, уровень сознания также падает и работа над собой становится невозможна. В этом случае как раз и происходит откат назад: возвращаются вредные привычки, сбивается режим дня, «портится» характер. И это свидетельствует именно о низком уровне энергии. А также о том, что целостность человека обнаруживается через сознание.
Наблюдая за собой, мы сможем выяснить, что нередко энергия утекает из-за привычки к плохому настроению и беспокойству. Тратится она и на всевозможные страхи, сомнения, мнительность, раздражение – любая из этих эмоций, достигнув определённой интенсивности, может уничтожить львиную долю энергии, накопленную до этого. Много энергии тратится на болезненное воображение и болтовню ума, на лишнее мускульное напряжение. Мы не умеем расслабляться и даже спим с напряжёнными мышцами. Некоторым требуется несколько часов ночью только на то, чтобы тело расслабилось. Если подойти к этому осознанно, можно это сделать гораздо быстрее, используя, например, последовательное расслабление всех частей тела перед сном, как в шавасане.
И только после того, как будет собран необходимый материал в процессе наблюдения за собой, можно будет приступить к тому, чтобы что-то менять! Это крайне важный момент. На этапе наблюдения за собой вскроется наша множественность. Мы обнаружим, что в нас нет постоянного «я», которое в состоянии всё контролировать, принимать последовательные решения, иметь постоянные цели и нести ответственность за свои действия. Скорее можно будет увидеть смену разных малых «я», каждое из которых присваивает себе значение целого и разрушает целостность человека. Этот пункт я считаю самым важным. Совершенно необходимо увидеть это внутри себя, иначе никакое развитие и сохранение целостности не будет возможно. Суть в том, что обычно люди не замечают эту множественность. Кажется, что это просто смена настроения или отсутствие воли, а сам я такой же, всё тот же. Это объясняется тем, что мы всегда живём в последнем «я». Смена же различных «я» обуславливается внешними влияниями (например, хорошая погода вызывает на поверхность одну группу «я», а плохая – совершенно другую, поэтому и состояние меняется), воспитанием, давлением социума, чтением, религией. В результате какие-то группы «я» могут быть сильнее других, но пока это не осознано, они будут действовать на автомате.
Как это выглядит в жизни? Самый простой пример: вы дали себе обещание с завтрашнего дня начать правильно питаться. Это будет решение одного «я», на следующий день или через несколько дней другое «я», совершенно не зная о предыдущем, наестся вкусностей, а с последствиями будете иметь дело вы. В худшем случае некое тщеславное «я» в вас может пообещать нечто кому-либо из желания покрасоваться, затем оно исчезает, а человек, то есть сочетание других «я», вынужден за это расплачиваться.
Здесь уместно привести одну восточную притчу, хорошо иллюстрирующую такую нашу природу. В ней отсутствующую целостность человека сравнивают с домом, где нет ни хозяина, ни управляющего, а только толпа слуг, позабывших о своих обязанностях. Никто не желает делать своё дело, но каждый старается хоть на мгновение занять место хозяина и покомандовать. В такой ситуации дому угрожает серьёзная опасность. И возможность спастись для остальной части более понятливых слуг заключается в том, чтобы выбрать из своей среды временного управляющего, который заставит каждого выполнять своё дело. Кучера он отправит в конюшню, повара – на кухню, садовника – в сад и так далее. Таким образом можно подготовить дом к приходу настоящего управляющего, а затем и хозяина. Эта очень глубокая притча встречается во многих восточных учениях и в Евангельских текстах, в разных вариациях. Уже одна только способность увидеть это всё в себе является сильной практикой, чтобы начать формировать целостность личности, а также является половиной дела. Именно это имели в виду древние, когда говорили: «Познай себя!».
Второй половиной будет глубокое осознание своего положения, фактически мы увидим себя в своеобразной тюрьме, и затем – формирование твёрдой решимости освободиться. Эта твёрдая решимость сформирует группу «я», которая станет временным управляющим, а дальнейшая работа в этом направлении даст возможность проявиться настоящему хозяину. Каждый из нас, кто хочет быть целостным человеком, а это значит таким человеком, который точно знает, чего он хочет, и способен достигать этого; цели которого не противоречат законам Вселенной; который способен быть в гармонии с собой и окружающими; который способен осознать целостность мира и от этого счастлив, может осилить этот путь.
Нашими помощниками на этом пути будут гармоничная система развития, в моём случае это йога, развивающая целостность всего организма; наблюдение за собой и осознание своей множественности; группа единомышленников для взаимопомощи и поддержки, особенно в трудные моменты; в идеале – учитель или наставник, разбирающийся в этих вопросах. При отсутствии такового, соответствующая литература по этой теме.
Резюмируя вышесказанное, перечислю необходимые первые шаги на пути обретения целостности:
- Последовательно наблюдая за собой и стараясь быть осознанным в своих наблюдениях, увидеть реальное положение дел внутри себя;
- Пересмотреть свои цели и желания на предмет «свои и чужие». Они могут быть навязаны нам родителями, близкими и значимыми людьми, социумом, особенно в сфере потребления. Свои настоящие потребности мы зачастую не осознаём, зато гоняемся за искусственно созданными и представленными нам совершенно необходимыми с помощью художественной литературы, фильмов и рекламы;
- Затем, увидев, из чего состоит наша тюрьма и на что уходит жизненная энергия, мы сможем эту энергию сберегать для своего развития и одновременно планировать план побега. На этом этапе особенно пригодятся единомышленники и карты побега, то есть необходимые знания о нашем устройстве, уложенные в некую стройную систему, касающуюся всего человека (дух, душа, тело).
Устраняя шаг за шагом множественность внутри себя, мы начинаем понимать, что такое целостность жизни человека, и в результате мы становимся Хозяевами в собственном царстве. А тому, кто смог стать хозяином в малом, можно уже доверить и нечто большее. Но это уже отдельная тема.
Интересно сравнить нынешнюю ситуацию в изучении креативности с той, которая имела место двадцать — двадцать пять лет назад. Прежде всего я хочу сказать, что объём исследовательской работы и накопленных данных намного превзошёл все, на что можно было рассчитывать тогда. Во-вторых, у меня сложилось впечатление, что по сравнению с накопленным массивом методов, остроумных приёмов тестирования и просто с количеством собранной информации теория в этой области особенно не продвинулась. Я хотел бы поднять теоретические вопросы, связанные с тем, что беспокоит меня в представлениях, имеющихся в этой области и в вытекающих из них негативных последствиях. Пожалуй, главное, о чём мне хотелось бы сказать, — это впечатление, что идеи и исследования в области креативности слишком атомарны и ситуативны и отнюдь не такие целостные, организмические, системные, какими они могли бы и должны были бы быть. Конечно, я не хотел бы проводить здесь грубых разделений или противопоставлений. Я не испытываю пиетета в отношении целостности или антагонизма к расчленению либо атомарности. Вопрос для меня заключается в том, как лучше их объединить, вместо того чтобы делать между ними выбор. Один из способов избежать такого выбора — воспользоваться давно известным (идущим от Пирсона) различением общего фактора (G от слова general) и специфических или специальных факторов (S), имея в виду, что оно относится не только к интеллекту, но и к креативности. Когда я читаю литературу по креативности, мне кажется весьма знаменательным, что связь этой проблемы с психиатрическим или психологическим здоровьём есть столь решающей, столь глубокой, столь важной и столь очевидной — и тем не менее, не используется в качестве основы для теоретических построений. Например, исследования в области психотерапии, с одной стороны, и креативности, с другой, слабо связаны между собой. Однако основания для такой связи существуют, что убедительно, как мне кажется, продемонстрировал мой аспирант Ричард Крейг (Craig, 1966). На нас произвела большое впечатление таблица в книге Э. Торранса «Руководство творческим талантом» (Torrance, 1962), где он свел вместе и подытожил данные по всем характеристикам личности, для которых была обнаружена корреляция с креативностью. Он нашёл не менее тридцати из них достаточно валидными. Р. Крейг выписал эти характеристики в столбец, а в соседний столбец — список характеристик, использованных мною (Maslow, 1954) для описания самоактуализирующихся людей. (Этот список во многом совпадает со списками, которые использовались другими авторами для описания моделей психологического здоровья, например, «полноценно функционирующей личности» К. Роджерса, «индивидуализированной личности» К. Юнга, «самостоятельной личности» Э. Фромма и так далее) У Р. Крейга совпадение оказалось почти полным. В списке из тридцати или сорока характеристик оказалось две или три, которые не использовались при описании психологически здоровых людей, были в этом отношении нейтральными. Не было ни единой характеристики, не согласующейся с этим описанием. И было около сорока (может быть, тридцать семь или тридцать восемь), входивших в синдром психологического здоровья или самоактуализации. Я ссылаюсь на эту статью как на хороший исходный пункт для обсуждения, потому что глубоко (и давно) убеждён в том, что проблема креативности — это проблема творческой личности (а не творческих продуктов, творческого поведения и тому подобного). Творческий человек — это особый тип человека, а не обычный человек, приобретший новые дополнительные возможности, некое новое умение вроде умения кататься на коньках, овладевший чем-то, что осталось внешним по отношению к его базовой природе. Если вы согласны с тем, что личность, творческая личность, составляет сущность рассматриваемой проблемы, то сталкиваетесь с общей проблемой преобразования человеческой природы, преобразования характера, полноценного развития личности в целом. Это, в свою очередь, неизбежно вовлекает нас в обсуждение вопросов мировоззрения, жизненной философии, образа жизни, этического кодекса, ценностей общества и так далее. Такой подход резко и недвусмысленно контрастирует с ситуативными, каузальными, замкнутыми, атомистическими подходами в теории, исследованиях и обучении. Подобные подходы часто проявляются в таких, например, вопросах: «В чём причина творчества?», «Что самое важное из того, что мы можем сделать?», «Следует ли включить в учебный план курс творчества на три зачетных единицы?» Я не удивлюсь, если кто-нибудь спросит: «Где локализовано творчество?» или попытается вживить электроды, чтобы с их помощью включать или выключать его. Консультируя лиц, занимающихся исследованиями и разработками в промышленности, я почувствовал, что они тоже ищут какую-то тайную кнопку, на которую можно было бы нажимать, как при включении и выключении света. Между тем, как я полагаю, могут существовать сотни и даже тысячи детерминант креативности. Всё, что помогает личности двигаться в направлении большего психологического здоровья или более полной человечности, ведёт к изменениям личности в целом. Эта более человечная, более здоровая личность будет обнаруживать десятки, сотни и миллионы отличий в поведении, переживании, восприятии, общении, обучении, труде и так далее, причём всё это будет более «творческим». Она станет просто другой личностью, которая будет иначе вести себя во всех отношениях. И тогда вместо единственной тайной кнопки, или секретного приёма, или курса на три зачетных единицы, которые предположительно обеспечат большую креативность ad hoc, в данной ситуации, возникнет целостная, организмическая точка зрения, которая порождает иной вопрос: «Почему бы не сделать так, чтобы каждый курс помогал развитию креативности?» Очевидно, этот подход к воспитанию личности будет способствовать становлению лучшего типа личности, поможет личности стать больше, выше, мудрее, восприимчивее — и, вероятно, креативнее применительно ко всем сторонам жизни. Приведу один пример. Мой коллега, Дик Джоунс, написал докторскую диссертацию, которая представляется мне очень важной с философской точки зрения, хоть она и не привлекла достаточного внимания. Проведя со старшеклассниками своего рода курс групповой психотерапии, Д. Джоунс обнаружил, что к концу года у них резко снизились расовые и этнические предрассудки — несмотря на то, что в течение всего года он специально избегал даже упоминания соответствующих слов. Предрассудок не создаётся нажатием кнопки. Никто не учит людей предрассудкам и не может напрямую научить людей «быть без предрассудков». Мы пытались делать это, но без большого успеха. Однако отсутствие предрассудков достигается как эпифеномен, как побочный продукт просто благодаря тому, что человек становится лучше, будь то под влиянием психотерапии либо других воздействий, улучшающих его личность. Уже около двадцати пяти лет назад мой стиль изучения креативности существенно отличался от классического научного (атомистического) метода. Мне пришлось разработать технику целостного интервью. То есть, я старался узнать каждого человека возможно более глубоко и полно в его уникальности и индивидуальности — до такой степени, чтобы я ощутил, что понимаю его в целом как личность. Я старался получить весьма полные и целостные описания людей и их жизненных путей, не задаваясь наперёд частными проблемами или вопросами, то есть не абстрагируя какою-то одну сторону личности. Иными словами, я действовал идиографически. Но после этого можно уже действовать номотетически, задавать конкретные вопросы, осуществлять простую статистическую обработку, приходить к общим заключениям. Можно рассматривать каждого человека как бесконечность, но и бесконечности можно складывать, вычислять проценты и тому подобное, подобно тому, как возможны манипуляции с трансфинитными числами. При глубоком и индивидуальном изучении некоторой выборки становятся возможными некоторые операции, невозможные в типичных классических экспериментах. У меня была выборка около 120 человек, с каждым из которых я провёл очень много времени, стараясь лучше узнать его. После этого я мог задавать вопрос и, обращаясь к собранным данным, отвечать на него, причём я мог бы это делать, даже если бы все 120 человек к тому времени умерли. Такой подход противостоит эксперименту, осуществляемому ad hoc для решения одной проблемы; в нём подвергается изменению одна переменная, а относительно прочих предполагается, что они «остаются постоянными». (Мы, конечно, хорошо знаем, что есть тысячи переменных, предположительно контролируемых в классической экспериментальной парадигме, но на деле очень далёких от постоянства). Если мне будет позволено высказаться резко, я выражу твёрдое убеждение в том, что причинно-следственный способ мышления, который работает достаточно хорошо применительно к неживому миру, и которым мы научились более или менее успешно пользоваться для решения человеческих проблем, ныне мертв в качестве общей философии науки. Его не следует более использовать, поскольку он приучает нас к ситуативно-конкретному мышлению. Согласно ему одна причина производит одно определённое следствие, а один фактор порождает другой фактор, вместо того чтобы сохранять нашу чувствительность к системным и организмическим изменениям того типа, который я попытался описать. В последнем случае предполагается, что любой одиночный стимул способен изменить весь организм, и затем изменённый организм производит поведение, изменившееся по отношению ко всем сторонам жизни. (Это справедливо также для социальных организаций, больших и малых.) Если, например, задуматься о физическом здоровье и задать вопрос: «Что делать, чтобы зубы были здоровее?», или «Что делать, чтобы ноги были здоровее?», или такие же вопросы в отношении почек, глаз, волос и так далее, то любой врач скажет вам, что важнее всего позаботиться об общем, системном здоровье. Это значит: надо постараться улучшить общий фактор (G). Если вы можете улучшить свою диету, образ жизни и так далее, то эти процедуры разом улучшат ваши зубы, и почки, и волосы, и печень, и кишечник, и всё прочее, то есть улучшится система в целом. Подобным же образом общая креативность, понимаемая в целостном смысле, есть порождением всей усовершенствованной системы. Любые факторы, способствующие большей креативности личности, делают человека также лучшим отцом или лучшим учителем, лучшим гражданином или лучшим танцором — по меньшей мере, в той степени, в какой укрепляется фактор G. К этому, конечно, затем добавляются специфические факторы, отличающие хорошего отца от хорошего танцора или хорошего композитора. Ч. Глок и Р. Старк написали весьма неплохую книгу по социологии религии (Glock, Stark, 1965). Я бы рекомендовал её как умную и компетентную картину атомистического, ситуативного мышления. Приверженцы такого ситуативного, стимул-реактивного, причинно-следственного мышления (точнее, мышления, связывающего одну причину с одним следствием), входя в новую область, действуют так же, как эти авторы. Конечно, прежде всего они считают необходимым дать определение религии и стараются сделать это определение возможно более чистым и четким. Затем они продолжают изолировать свой объект, отсекать его от всего прочего. Они связаны аристотелевой логикой, резко противопоставляющей А и не-А. Здесь А — это все А и ничто, кроме А. Это чистое А, так же как всё прочее — это чистое не-А, и потому А и не-А не перекрываются и не сливаются. Известная издавна возможность (воспринимаемая очень серьёзно всеми глубоко религиозными людьми), состоящая в том, что религиозные установки могут быть составной частью или характеристикой практически любого поведения (по сути, всего поведения), теряется уже на первой странице книги. Благодаря этому авторы попадают в абсолютный и полный хаос — самый прекрасный хаос, какой я когда-либо видел. Они оказываются в тупике, в котором религиозное поведение отделено от всякого другого поведения. На протяжении всей книги они занимаются только внешним поведением. Их интересует, посещают люди церковь или не посещают, хранят или не хранят иконы, отвешивают ли поклоны и в каких именно случаях. И при этом полностью вне рассмотрения остаются религиозные люди, которые могут не иметь ничего общего с религиозными учреждениями, сверхъестественным или идолопоклонством. Это хороший пример атомистического мышления, но я мог бы привести массу других. Можно мыслить атомистически в любой сфере жизни. Можно подойти таким же образом и к креативности. Можно считать, что креативное поведение осуществляется в определённом помещении, например, в классе, и в определённое время, например, по четвергам. Что именно креативность и ничто иное происходит в этом месте в это время и никогда не бывает в другом месте и в другое время. И что только определённые занятия связаны с креативностью, например, живопись, музыкальная композиция, литература, но не работа повара, или таксиста, или водопроводчика. Но я вновь поднимаю вопрос о креативности как одной из сторон практически любого поведения, перцептивного или эмоционального, волевого, когнитивного или экспрессивного. Думаю, что при таком подходе появляется возможность задать много интересных вопросов, которые не пришли бы в голову при дихотомическом подходе. Это несколько напоминает различие способов, которыми можно научиться хорошо танцевать. Большинство людей в нашем ситуативном обществе направятся в танцевальную школу, где вам покажут, как сделать шаг левой ногой, а затем три шага правой, и мало-помалу вы овладеете множеством внешних, произвольных движений. Но, я думаю, мы все согласимся (и я могу даже сказать, что мы это знаем), что среди тысяч эффектов успешной психотерапии вполне может быть способность хорошо танцевать — благодаря более свободному отношению к танцам, большей элегантности, меньшей скованности, заторможенности, застенчивости и так далее. Точно так же я полагаю (и мой опыт это подтверждает), что психотерапия, если она хороша (а мы все знаем, что есть много плохой психотерапии) и успешна, может рассматриваться как развитие креативности, даже если психотерапевт специально не стремится к этому и не произносит этого слова. Можно упомянуть диссертацию на близкую тему, выполненную одной из наших аспиранток (Tanzer, 1967), которая выявила весьма неожиданные вещи. Она начала исследование пиковых переживаний при естественных родах, экстаза материнства и тому подобного. Но тема неожиданно изменилась, потому что автор обнаружила, что, когда роды представляют собой хорошее или даже грандиозное переживание, происходит масса всевозможных других чудесных изменений. Их можно сравнить отчасти с переживанием религиозного обращения, или с эффектом великого просветления, или с переживанием большого успеха, которые радикально меняют образ себя и, соответственно, все поведение женщины. Я отметил бы также плодотворность этого общего подхода применительно к обсуждению проблем «психологического климата». Так, изучение организационной деятельности компании Nonlinear Systems («Нелинейные системы») показало, что хорошие результаты там были обусловлены именно климатом, творческой атмосферой (см. Maslow, 1965). При этом я не мог выделить какую-либо одну главную причину, противопоставив её другим. Присутствовала общая свобода, разлитая в атмосфере, целостная, глобальная, а не что-то частное, отдельное, что делается по вторникам. Наилучший климат для стимулирования креативности достигался бы в Утопии, или Эвпсихии2, как я предпочитаю называть её, — обществе, специально спроектированном для содействия самоосуществлению и психическому здоровью всех людей. Это моё общее утверждение, соответствующее фактору G. На этом фоне мы можем затем работать над частной «фигурой» над частными ситуативными задачами, над специфическими (S) факторами, которые делают одного хорошим плотником, а другого — хорошим математиком. Но без общего благоприятного социального фона, в плохом обществе (в общесистемном смысле этого слова) креативность менее вероятна, менее возможна. Думаю, здесь также поможет параллель с психотерапией. Мы многому можем научиться у людей, чьи исследования и размышления относятся к этой сфере, В частности, мы должны обратиться к занимающей их проблеме самобытности, реального Я, роли психотерапии и воспитания, проблемы помощи людям в их продвижении к самобытности. С другой стороны, мы имеем модель некоего реального Я (по крайней мере некоторых его характеристик — конституциональных, темпераментальных, «инстинктоидных»), обусловленных в определённой степени биологически. Мы образуем биологический вид, отличающийся от других видов. Если это так, если вы принимаете это вместо модели tabula rasa, рассматривающей личность как глину, которой может быть произвольно придана любая заданная форма, — то вы должны также принять модель психотерапии как раскрытия, высвобождения, а не лепки и формирования. Базовые модели образования и воспитания, порождаемые этими двумя различными концепциями природы человека, будут различаться. Но не выступает ли креативность частью общечеловеческого наследия? Очень часто она оказывается потерянной, скрытой, искажённой или подавленной, и возникает задача раскрытия того, с чем, в принципе, рождаются все дети. Я полагаю, мы затрагиваем здесь очень глубокую и очень общую философскую проблему. В заключение хотелось бы коснуться одного вопроса, относящегося к категории S, а не G. Я хотел бы спросить: Когда мы не желаем креативности? Иногда она может быть страшной помехой, опасной вещью. Я убедился в этом, когда «творческая» лаборантка привела однажды в негодность данные, которые я собирал более года. Она поступила «по-творчески» и переделала весь массив данных, даже не сообщив мне об этом. Данные были приведены в негодность, результаты годичной работы — испорчены, утрачены. Как правило, мы хотим, чтобы поезда приходили вовремя, и обычно предпочитаем, чтобы зубные врачи не действовали творчески. Один мой друг пару лет назад перенесший операцию, вспоминает, что испытывал тревогу и страх, пока не встретился со своим хирургом. К счастью, тот оказался исключительно точным и аккуратным человеком с тонкими усиками, где каждый волосок был на своём месте, — человеком правильным, сдержанным и трезвым. У моего друга вырвался вздох облегчения: это был не «творческий» человек. Это был человек, склонный делать нормальные, рутинные, скучные операции, без каких-либо фокусов, новаций или экспериментов, без какой-нибудь новой техники швов или чего-либо в этом роде. Не только в обществе с его разделением труда от нас требуется, чтобы мы были способны исполнять приказы, осуществлять программы, чтобы мы были предсказуемы. Кроме этого, для каждого из нас важно (не только как для лиц, занимающихся творческой деятельностью, но и как для исследователей креативности) расстаться с тенденцией обожествления одной стороны творческого процесса — энтузиазма, инсайта, озарения, момента среди ночи, когда к вам приходит вдохновение, — и недооценки, скажем, двух лет тяжёлого, в поте лица, труда, необходимого, чтобы извлечь что-то полезное из яркой идеи. В действительности на яркие идеи уходит малая доля нашего времени. Его основная часть тратится на тяжёлую работу. Складывается впечатление, что наши студенты не знают этого. Может быть, здесь в чём-то и моя вина, потому что мои студенты часто отождествляют себя со мной, а я писал о пиковых переживаниях, вдохновении и тому подобном. И вот студентам кажется, что это единственный способ жизни. Жизнь без ежедневных или ежечасных пиковых переживаний для них не жизнь, и они не могут заниматься скучной работой. Бывает, студент говорит мне: «Нет, я не хочу этого делать, потому что это не доставляет мне удовольствия». Тогда у меня кровь приливает к лицу, и я гневно приказываю ему сделать то, что требуется, под угрозой отказа от дальнейшей работы с ним. Он тогда считает, что я изменяю своим собственным принципам. Я думаю, что мы, учёные, занимающиеся проблемами творчества, чтобы формировать более взвешенное представление о креативности, должны нести ответственность за впечатление, производимое нами на других людей. А это впечатление, похоже, таково, будто креативность якобы сводится к озарениям. Тот факт, что по-настоящему творческие люди — хорошие труженики, часто упускают из виду. |
Целостный человек
«Человек должен быть полностью человеком, человек должен быть совершенным человеком – тотальным, целостным. И из этой целостности возникает новый вид здоровья».
Восток – интроверт, а Запад – экстраверт. Человек разделен, его ум шизофреничен. Вот почему все великие мастера пришли с Востока, а все великие ученые пришли с Запада. Запад развил науку и совершенно забыл о внутренней душе, он озабочен материей, но стал забывчив в отношении внутренней субъективности. Он сфокусирован на объекте. Поэтому все великие ученые родились на Западе.
Восток слишком много внимания уделяет внутренней душе и забыл об объективности, материи, мире. Великие религиозные мастера выросли из этого, но это не очень хорошая ситуация, так не должно быть.
Человек должен стать единым.
Человеку больше не должно быть позволено быть однобоким. Человеку следует быть текучим, ни экстравертом, ни интровертом. Человек должен стать способным быть и тем, и другим. Внутреннее и наружное, когда они сбалансированы, приводят к величайшему экстатическому опыту.
Человек, который не склоняется слишком сильно ни к внутреннему, ни к наружному – это человек равновесия. Он будет ученым и мистиком одновременно. Это то, что произойдет, это то, что собирается произойти. Мы готовим для него поле. Я хотел бы видеть человека, который не является ни восточным, ни западным, потому что быть восточным в качестве противоположности Западу уродливо. И быть западным в качестве противоположности Востоку также уродливо. Вся Земля принадлежит нам и мы принадлежим всей Земле. Человек должен быть просто человеком, человек должен быть просто человечным – тотальным, цельным. И из этой целостности возникнет новый вид здоровья.
Восток пострадал, Запад пострадал. Восток пострадал, вы можете наблюдать повсюду – бедность, голод. Запад пострадал, вы можете обнаружить это внутри западного ума – напряжение, беспокойство, тоску. Запад очень беден внутренне, Восток очень беден снаружи. Бедность – это плохо. Внутренняя или внешняя – не имеет значения, бедность не должна быть позволена.
Человек должен быть богатым и внутренне, и внешне.
Человек должен обладать все-мерным богатством.
Просто подумайте о человеке, который является и Альбертом Эйнштейном, и Гаутамой Буддой одновременно. Просто помедитируйте над этой возможностью – это действительно возможно. На самом деле, если бы Альберт Эйнштейн прожил немного дольше, он бы стал мистиком. Он начал думать о внутреннем, он стал интересоваться тайной внутреннего. Как долго вы можете интересоваться лишь тайной внешнего? Если вы действительно заинтересовались тайнами, то рано или поздно, вы наткнетесь и на внутреннюю тоже.
Моя концепция мира не является ни Восточной, ни Западной, ни внутренней, ни внешней, ни экстравертной, ни интровертной, она является сбалансированной, является целостной.
Но подобное не имело места в прошлом. Вот почему ваш вопрос уместен. Вы спрашиваете: «Почему все великие мастера приходили с Востока?» Потому что Восток был одержим идеей внутреннего, как противоположностью внешнего. Естественно, когда на протяжении веков вы одержимы внутренним, вы создадите таких людей, как Будда, Нагарджуна, Шанкара, Кабир. Это естественно.
Если вы одержимы идеей внешнего, как противоположностью внутреннего, вы создадите Альберта Эйнштейна, Эддингтона, Эдисона, это естественно. Но это не полезно для совокупности человеческих существ. Чего-то не хватает. Человек, который растет внутренне и не вырос внешне, остается несовершеннолетним снаружи, остается глупым снаружи. И так же обстоит дело с человеком, который действительно вырос, который стал зрелым, очень зрелым, в том, что касается математики, и касается физики, и касается химии, но кто внутри еще даже не родился, кто все еще находится в утробе матери.
Это мое послание вам: отбросьте разделение на полушария Востока и Запада, и отбросьте разделение на полушария внутреннего и внешнего. Станьте текучими. Позвольте движению, потоку, быть самой вашей жизнью. Оставайтесь доступными и для внешнего, и для внутреннего – для обоих.
Вот почему я учу любви и медитации.
Любовь – это выход наружу, медитация – это вход внутрь.
Человек, который находится в любви и медитации находится за пределами шизофрении, за пределами любого вида раскола. Он стал единым, он объединен. И теперь у него действительно есть душа.
Osho, The Diamond Sutra, Talk #8
Семейный психолог Теперик Р.Ф. Записаться на прием
Психотерапия Кандидат психологических наук
ОбразованиеКандидат психологических наук.
Доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (1985-1990).
Семейный психолог, клинический психолог, психотерапевт.
Область профессиональных интересов
Психотерапия и индивидуальное консультирование и по вопросам:
- семейных отношений,
- по вопросам детско-родительских отношений,
- зависимостей и клинических проблем.
Опыт практической работы: 20 лет.
Специализация
Современную медицинскую помощь отличает узкая специализация. Разделение сфер ответственности неизбежно. Однако нередко где-то между областями медицины теряется самое главное — пациент как целостный человек. У нас собраны такие специалисты, которые в силу своего опыта и мировоззрения видят в болезни больше, нежели нарушение работы одного органа.
Методы
Общее описание. Современную медицинскую помощь отличает узкая специализация. Разделение сфер ответственности неизбежно. Однако нередко где-то между областями медицины теряется самое главное — пациент как целостный человек.
Название метода
Краткое описание. Современную медицинскую помощь отличает узкая специализация. Разделение сфер ответственности неизбежно. Однако нередко где-то между областями медицины теряется самое главное — пациент как целостный человек. У нас собраны такие специалисты, которые в силу своего опыта и мировоззрения видят в болезни больше, нежели нарушение работы одного органа.
Название метода
Краткое описание. Современную медицинскую помощь отличает узкая специализация. Разделение сфер ответственности неизбежно. Однако нередко где-то между областями медицины теряется самое главное — пациент как целостный человек. У нас собраны такие специалисты, которые в силу своего опыта и мировоззрения видят в болезни больше, нежели нарушение работы одного органа.
Название метода
Краткое описание. Современную медицинскую помощь отличает узкая специализация. Разделение сфер ответственности неизбежно. Однако нередко где-то между областями медицины теряется самое главное — пациент как целостный человек. У нас собраны такие специалисты, которые в силу своего опыта и мировоззрения видят в болезни больше, нежели нарушение работы одного органа.
АКЦИЯ! Медицинские анализы и Чек-ап программы со скидкой до 35%Комплексные обследования с консультацией и рекомендациями специалиста:
ТОП-3 важных показателя здоровья для мужчин и женщин, «Стресс-комплекс», «Кардиориск», «ПЕРЕД вакцинацией от COVID-19» и «Восстановление после COVID-19».
Домашняя страница, Персональные партнеры, Книжный магазин, Здоровье и благополучие
Философия целостного человека
Наши продукты преднамеренно ориентированы на человека в целом — сложная смесь
физических, умственных, социальных, эмоциональных и духовных компонентов, которые делают нас людьми.
Мы включили все эти компоненты в наш логотип.
О человеке в целом
Пропаганда здоровья и благополучия для всего человека:
Whole Person Associates была основана в 1980 году с основной целью публикации ресурсов, чтобы помочь практикующим специалистам эффективно обучать управлению стрессом и пропаганде хорошего самочувствия.Каждый продукт должен был делать следующее: способствовать самопознанию, обеспечивать интерактивные занятия, включать воспроизводимые рабочие листы и подходить к здоровью и благополучию с «точки зрения всего человека» — разума, тела и духа. С годами программа публикаций расширилась, включив в нее вопросы психического здоровья и самопомощи, но основная цель и критерии продукта остались.
Whole Person предлагает множество различных форматов продуктов, которые помогут вам достичь ваших целей:
Воспроизводимые рабочие тетради — Этот тип продукта соответствует всем критериям, указанным выше.Каждая рабочая тетрадь включает в себя набор воспроизводимых раздаточных материалов, рабочих листов, оценок и ведения дневника, которые гарантированно поощряют саморефлексию и предоставляют платформу для живого обсуждения. Они затрагивают широкий спектр тем, которые охватывают здоровье и хорошее самочувствие от А до Я.
Колода карт — Эти интерактивные игры были созданы в качестве дополнительных учебных пособий почти для всех рабочих тетрадей. Открытые вопросы помогают сломать лед в отношениях с вашим клиентом или группой и побуждают к живому обсуждению.
Книги по управляемым изображениям — Whole Person предлагает широкий спектр управляемых изображений и сценариев визуализации, которые помогут вам обучить основному навыку управления стрессом — релаксации. Сценарии могут быть прочитаны вашим клиентам под успокаивающую фоновую музыку.
Релаксационные компакт-диски — Whole Person разработали более 30 расслабляющих компакт-дисков, предлагающих различные техники, включая прогрессивную мышечную релаксацию, аутогенную медитацию и визуализацию. Компакт-диски для релаксации для всего человека используются и рекомендуются терапевтами, консультантами и практиками для решения проблем управления стрессом и улучшения здоровья.
Icebreaker Books — Независимо от того, проводите ли вы собрание персонала, проводите ли вы семинар по обеду из коричневых пакетов, проводите класс или руководите терапевтической группой, книги Icebreaker Books, которые предлагает Whole Person, будут для вас неоценимы.
DVD — Целый человек предлагает четыре курса DVD. Каждый курс состоит из шести занятий, которые можно использовать как серию, так и отдельно. Два посвящены управлению стрессом, один рассматривает проблемы на рабочем месте, а четвертый побуждает зрителей делать выбор в пользу здорового образа жизни.Все они помогают людям овладеть навыками, ведущими к оптимальному здоровью и хорошему самочувствию.
Самопомощь — Независимо от того, являетесь ли вы практиком, который хочет порекомендовать хороший ресурс самопомощи, или человеком, ищущим какой-либо материал, который поможет справиться со стрессом, способствовать оздоровлению, проблемам с тревогой, старению и т. Д., Whole Person имеет отличные ресурсы для вас.
Комплексный подход — психическое здоровье Уэльс
Следующая диаграмма иллюстрирует современный подход к реагированию на психические заболевания, а наш сайт фокусируется на восьми областях, каждая из которых должна быть рассмотрена для успешного выздоровления человека.
ПОДХОД К ВОССТАНОВЛЕНИЮ «ВСЕГО ЛИЦА»
Современное видение восстановления основано на наборе основных ценностей, которые можно определить как центральные для достойного качества жизни. Применение таких ценностей может улучшить качество жизни людей с психическими заболеваниями.
На этом сайте мы выделили 8 компонентов, которые в совокупности охватывают важные области жизни человека.
Рекомендуется, чтобы люди и те, кто о них заботится, рассмотрели все компоненты, чтобы эффективно удовлетворить свои потребности и помочь в процессе восстановления.
Некоторые люди в Уэльсе с тяжелым психическим заболеванием и лица, осуществляющие уход за ними, не пользуются услугами, в первую очередь потому, что услуги не вовлекают их, не удовлетворяют их потребности так, как они их воспринимают, или относятся к ним с уважением. Новые услуги должны соответствовать их требованиям, отражая ценности и проблемы, которые важны для пользователя и опекуна. Это повысит безопасность, непрерывность и полноту лечения.
Приведенные ниже ценности составляют основу ключевых вопросов, которые люди с тяжелыми психическими заболеваниями и лица, осуществляющие уход за ними, считают центральными при оказании любых услуг.Применительно к услугам эти ценности обеспечат качество, безопасность и общественное доверие. Применительно к отдельным людям они обеспечат лучшее качество жизни, включая безопасность, принятие и способность восстанавливаться в меру своих возможностей.
Ключевые значения:
- Достоинство, уважение и чуткость
- Выбор
- Информация
- Доступ к услугам
- Участие в планировании
- Связь
- Качество
- Безопасность
- Отзывчивость
- Обзор
Искренняя поддержка этих ценностей приведет к всестороннему подходу к охране психического здоровья.Успехи медицинской помощи на сегодняшний день связаны со следующими результатами: —
- Пользователи, которые, насколько это возможно, берут на себя ведущую роль в борьбе со своими заболеваниями.
- Раннее распознавание психических заболеваний и раннее вмешательство.
- Ранняя и целостная оценка потребностей человека.
- Надлежащим образом структурированный уход и поддержка, учитывающие как медицинские, так и социальные потребности человека.
- Регулярные комплексные обзоры прогресса и всех потребностей с согласованными изменениями.
- Немедленное реагирование в чрезвычайной ситуации, 24 часа в сутки, каждый день в году
- Недискриминационные комплексные услуги, основанные на междисциплинарной командной работе.
- Исчерпывающая информация.
- Обмен информацией на валлийском и английском языках по выбору клиента.
- Хорошо информированные и поддерживаемые лица, осуществляющие уход, и другие члены семьи.
- Каналы связи, связывающие все аспекты ухода и поддержки.
- Наличие независимой адвокатуры.
- Непрерывность лечения, включая возможное использование «предварительных указаний»
- , в которых указаны пожелания пользователя в случае ухудшения его состояния.
Уход за всем человеком | Marin Health and Human Services
Справочная информация
В июне 2017 года Департамент здравоохранения и социальных служб округа Марин (Marin HHS) получил одобрение штата на начало реализации отказа от обслуживания Whole Person Care 1115 Waiver. Пилотный проект по оказанию помощи всем лицам (WPC) округа Марин заключается в создании устойчивой, основанной на фактических данных, ориентированной на результаты скоординированной системы оказания помощи в медицинских и социальных секторах для более эффективного и действенного обслуживания наиболее уязвимых лиц, получающих льготы Medi-Cal в округе Марин. .
Пилотный проект WPC основан на существующих программах и услугах путем внедрения единой, скоординированной системы управления входом и уходом; путем стандартизации скрининга, оценок и координации помощи; и путем содействия двустороннему обмену информацией и координации помощи между поставщиками услуг. Целью этого изменения на системном уровне являются новые, скоординированные и устойчивые подходы к удовлетворению потребностей высокорисковых и дорогостоящих участников программы Medi-Cal.
« Программа WPC округа Марин дала мне доступ к настоящей жизни.Не думаю, что без этого шанса у меня хватило бы воли продолжать. В 63 года мне помогла сеть ангелов, и они впервые не отказались от меня. В моем возрасте каждая минута, каждый час, если это подарок, без жилья была просто мрачной. Теперь есть свет. Теперь у меня есть дом. Программа WPC и ваучер на жилье наконец-то дали мне безопасность и шанс на настоящую жизнь … Они снова вернули мне достоинство ». — Клиент Whole Person Care, декабрь 2018 г.
Выведений:
- Департамент здравоохранения и социальных служб округа Марин (HHS) и его партнеры сократили количество случаев хронической бездомности на 28 процентов с 2017 года.
- С октября 2017 года по январь 2020 года было размещено 178 человек, которые испытывали хроническую бездомность .
- Общее количество людей, оказавшихся бездомными в Марине за один день, составляет 1034 человека, что на человек меньше на 7 процентов с 2017 по 2019 год . Это особенно заметно с учетом значительного увеличения числа бездомных в других округах Залива.
- Ключевым компонентом этого успеха была наша способность создать новое жилье для людей, страдающих хронической бездомностью, путем объединения ваучеров на выбор жилья Marin Housing Authority с группами по ведению дел для всего человека (WPC).Мы создали 100 новых единиц постоянного вспомогательного жилья в Марине, используя этот подход за последние два года.
- Marin также внедрила платформу обмена данными и координации обслуживания, которая позволяет 30 партнерским агентствам получить доступ к почти 1900 профилям клиентов для уязвимых жителей округа.
- 17: Процент сокращения посещений отделений неотложной помощи и среди клиентов WPC после регистрации в программе
- 20: Процент снижения количества заключенных и среди клиентов WPC после включения в программу.
- 54 и 86: В Сан-Рафаэле — процентное сокращение перевозок EMS и звонков в полицию, соответственно, для людей, размещенных через WPC.
Целевая группа:
- Лица, участвующие в программе Medi-Cal, которые испытывают сложные медицинские состояния, проблемы с поведенческим здоровьем и / или испытывают недостаток социальной поддержки, которая мешает стандартам ухода и приводит к высокому использованию и затратам, с особым акцентом на лиц, которые испытывают бездомность или находятся в ненадежном жилье.
Участвующие организации (обновлено 2 апреля 2021 г.):
- Усыновить семью Марина
- Яркое здоровье сердца
- Программы Бакелью
- построен для нуля
- Канал Альянс
- Католические благотворительные организации
- Center Point, Inc.
- Центральное управление полиции Марина
- Город Новато
- Город Сан-Рафаэль
- Город Саусалито
- Альянс прибрежного здравоохранения
- Действия сообщества Marin
- Департамент здравоохранения и социальных служб округа Марин
- Окружная прокуратура округа Марин
- Департамент пробации округа Марин
- Офис государственного защитника округа Марин
- Команда улиц центра города
- Защитники справедливого жилищного права Северной Калифорнии
- Gilead House
- Возвращение домой
- Хоспис у залива
- Kaiser Permanente, Медицинский центр Сан-Рафаэль
- Пожизненная медицинская помощь
- Марин Центр независимой жизни / Деревня возможностей
- Марин Сити Здоровье и благополучие
- Общественная клиника Марин
- Бесплатная библиотека округа Марин
- Офис шерифа округа Марин
- Марин Хелс (Маринская больница общего профиля)
- Жилищное управление г. Марин
- Лечебный центр Марин
- Общественные службы Северного Марина
- Opportunity Village (MCIL)
- Партнерский план здравоохранения Калифорнии
- Региональные власти Ричардсон-Бей
- Центр Риттера
- г.Общество Винсента де Поля
- Улица Капелланов
- Мечи на орала
- Центр Спар
- Общественные службы Вест-Марина
Marin WPC: политики и процедуры
Свяжитесь с нами:
[email protected]
[1] Управление служб психического здоровья и злоупотребления психоактивными веществами. Концепция травмы и руководство SAMHSA для подхода, основанного на информации о травмах. Публикация HHS № (SMA) 14-4884. Роквилл, Мэриленд: Управление служб психического здоровья и злоупотребления психоактивными веществами, 2014 г.Доступ в SAMHSA Концепция травмы и руководство для подхода с учетом травм
[2] Фогель Д. П. (1993). Уход, ориентированный на пациента. Американский журнал больничной аптеки, 50, 2321-2329. Доступ к уходу, ориентированному на пациента.
UCLA CTSI | Ускорение открытий на пути к лучшему здоровью
UCLA
Вверху: Ретрит по оценке исследований в области ухода за всем человеком, 2019 г.
Whole Person Care-Los Angeles (WPC – LA) — WPC – LA объединяет медицинские и социальные службы для координации ухода за наиболее уязвимыми получателями Medi-Cal округа Лос-Анджелес.Посредством 16 программ, реализуемых в округе Лос-Анджелес, WPC-LA обслуживает шесть групп населения высокого риска: людей, страдающих от бездомности, участия правосудия, препятствий для здоровой беременности, серьезных психических заболеваний, расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, и сложных состояний здоровья.
Заинтересованные стороны WPC-LA помогают клиентам ориентироваться во многих медицинских и социальных системах и подключать их к медицинскому обслуживанию, жилью, транспорту, питанию и другим услугам.
ПрограммаUCLA по взаимодействию с общественностью и исследованиям возглавляет исследовательскую оценку WPC-LA с использованием смешанных методов для выявления успехов и проблем, реализации и воздействия.Основные исследовательские мероприятия по оценке включают:
- Опрос клиентов WPC-LA для оценки качества полученной помощи
- Проведение собеседований с местными медработниками и навигаторами пациентов для измерения влияния WPC-LA на их профессиональное, личностное развитие, социальные сети и рекомендации по дальнейшему влиянию в рамках их роли
- Проведение собеседований с заинтересованными сторонами в организациях, работающих по контракту с WPC-LA, для сбора данных об организационных целях, типах обслуживаемых клиентов, способах предоставления услуг, сетях обслуживания и эффективности партнерства в рамках WPC-LA для улучшения интеграции услуг
- Анализ данных о влиянии программ на использование медицинских услуг (госпитализации, посещения первичной медико-санитарной помощи и т. Д.) и состояние здоровья клиентов WPC-LA
- Оценка полезности меры восстановления для измерения воздействия WPC-LA на психическое и эмоциональное здоровье бенефициаров
Контактное лицо по оценке исследований:
Франческа Камерон, [email protected]
BODY | To Live Удовлетворены ли мои основные физические потребности? | Физический интеллект Моя настройка на физические возможности и благополучие меня, семьи, общества и мира. | Дисциплина Плата за воплощение мечты в реальность. | Потребность Удовлетворение потребностей, включая то, что миру нужно, чтобы платить вам за это. | Возникла из-за большой нужды в моей семье, сообществе и в мире. | РАЗУМ | Учиться Занимается ли мой ум творческими проблемами? | Психический интеллект Моя способность анализировать, рассуждать, абстрактно мыслить, использовать язык, визуализировать и понимать. | Видение Мысленное видение того, что возможно в людях, проектах, делах и предприятиях. | Талант Дисциплинированная направленность природных даров и сильных сторон. | Используется мой талант. | СЕРДЦЕ | Любить Чувствую ли я себя любимым и связанным? | Эмоциональный интеллект Мое самопознание, самосознание, социальная чувствительность, сочувствие и способность успешно общаться с другими. | Страсть Пламя, желание, сила убеждения и драйв, поддерживающие дисциплину. | Страсть Любите заниматься, в том числе то, что естественным образом заряжает энергией, возбуждает, мотивирует и вдохновляет. | Разжигает мою страсть. | ДУХ | Оставить наследство Чувствую ли я себя частью чего-то большего, чем я сам? | Духовный интеллект Мой внутренний компас, который соединяет и направляет другие разумные существа в следовании принципам «истинного севера». | Совесть Внутреннее моральное ощущение того, что правильно и что неправильно, и стремление к смыслу и убеждению. | Совесть Делайте то, что правильно, с помощью того тихого внутреннего голоса, который уверяет вас в правильности и побуждает вас действительно делать это. | Меня тянет совесть встретить … в этом мой голос, мое призвание, код моей души. |
---|
Уход за всем человеком | О HPSM
Люди, которые борются с хронической бездомностью, психическими заболеваниями и злоупотреблением психоактивными веществами, не могут самостоятельно разорвать цикл безнадежности и зависимости.Им нужны сильные, скоординированные и эффективные системы поддержки на уровне сообществ, чтобы снова встать на ноги и в конечном итоге встать на ноги. собственный. Новая пилотная программа в 18 округах Калифорнии под названием Whole Person Care строит эти жизненно важные системы поддержки на основе существующих местных ресурсные сети.
Округ Сан-Матео запустил пилотную программу Whole Person Care в 2016 году в ответ на Medi-Cal 2020 и нацелен на оказание помощи 5000 человек к 2020 году. Система здравоохранения округа Сан-Матео (SMCHS) возглавляет усилия, координируя работу группы из 15 местных партнеров организации, которые предоставляют услуги, начиная от содержания консультирование по поводу злоупотреблений и психотерапия с медицинским обслуживанием и жилищной помощью.Пилотный проект направлен на оказание помощи некоторым из наиболее активных пользователей округа Департамента неотложной помощи. HPSM является одним из партнеров пилотного проекта, и все участники программы Whole Care Care в округе Сан-Матео являются участниками HPSM.
Пилотный проект позволил создать и расширить несколько программ округа, таких как, но не ограничиваясь этим:
- Мосты к здоровью Партнерство под руководством округа Сан-Матео, которое обеспечивает навигацию по уходу и поддержку мобильной клиники для людей в приютах , другие отделения на местах и переход из тюрем и отделений неотложной помощи, обеспечение медицинского обслуживания на местах и координация ухода
- Программа общинного ухода (CCSP) Партнерство с Институтом по проблемам старения и некоммерческой организацией по оказанию жилищной помощи Brilliant Corners, предназначенное для предотвращение помещения в лечебные учреждения и перевод участников из учреждений в общежитие
- Комплексная программа медицинского вспомогательного лечения (IMAT) Партнерство, возглавляемое Службой восстановления психического здоровья (BHRS), нацеленное на часто используемых получателей Medi-Cal с хроническими расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, и жилье поддерживает, не оплачивается через Medi-Cal
AHCCCS Веб-сайт инициативы по уходу за всем человеком
Растущие масштабы национальных исследований социальных детерминант здоровья показывают, что доступ к качественной медицинской помощи способствует только 20% общего здоровья и благополучия человека, в то время как социальные факторы риска, поведение и физическая среда вносят вклад в 80%.Критические социальные факторы риска, которые влияют на общее состояние здоровья человека, включают отсутствие продовольственной безопасности; небезопасность жилья; отсутствие транспорта; доступ к образовательным, экономическим возможностям и возможностям трудоустройства; участие правовой или судебной системы; и социальная изоляция.
AHCCCS исторически осознавал жизненно важную роль социальных факторов риска в результатах здоровья наших участников и решал эти сложные проблемы, прилагая усилия по улучшению предоставления услуг, покрываемых Medicaid, а также полагаясь на широкий спектр источников финансирования для услуг и поддержки, недоступных в рамках Программа Медикейд штата Аризона.
В 2019 году AHCCCS запустила Инициативу по уходу за всем человеком (WPCI), чтобы активизировать наши усилия по выявлению и устранению социальных факторов риска, которые влияют на состояние здоровья наших участников. Текущие приоритеты WPCI сосредоточены на следующих социальных факторах риска:
- Обеспечение поддержки временного жилья, особенно для участников, выписываемых из стационара психиатрической лечебницы; лица, страдающие хронической бездомностью; и, для уменьшения рецидивов, лиц, покидающих исправительные учреждения с ограниченными ресурсами.
- Изучение способов использования существующих немедицинских транспортных услуг для поддержки доступа члена к общественным услугам, таким как доступ к здоровой пище и услугам по трудоустройству.
- Использование существующего набора услуг для моделирования предоставления услуг, направленного на снижение социальной изоляции для участников, использующих систему долгосрочного ухода в Аризоне (ALTCS), включая рассмотрение коллегиального персонала для предоставления услуг.
- Партнерство с Аризонской организацией по обмену медицинской информацией, Health Current, для создания единой замкнутой справочной системы в масштабе штата, позволяющей поставщикам медицинских услуг более легко проверять и направлять участников в общественные организации социальных услуг для устранения социальных факторов риска для здоровья.
AHCCCS приветствует всех партнеров, чтобы они участвовали в этих усилиях по переходу от «медицинского обслуживания» к комплексному обслуживанию и стремлению улучшить общее состояние здоровья жителей Аризоны, которых мы обслуживаем. Мы надеемся на сотрудничество с организациями управляемой медицинской помощи, общественными организациями, племенными партнерами, поставщиками медицинских услуг и другими внешними заинтересованными сторонами для продвижения Инициативы по уходу за всем человеком.
Для получения последней информации о WPCI, пожалуйста, посетите наши страницы новостей и ресурсов WPCI.Если вы хотите подписаться на получение уведомлений по электронной почте, когда станет доступна новая информация: «Сообщите мне об уходе за всеми людьми». Вы также можете поделиться идеями и отзывами с AHCCCS, отправив нам электронное письмо по адресу [email protected].
.