Эгоцентризм мышления это – Эгоцентризм мышления — это… Что такое Эгоцентризм мышления?

Содержание

Эгоцентризм мышления — это… Что такое Эгоцентризм мышления?


Эгоцентризм мышления
— это скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования других, противоположных точек зрения.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.

  • Эго-интеграция
  • Эгоцентрическая эмпатия

Смотреть что такое «Эгоцентризм мышления» в других словарях:

  • эгоцентризм — (от лат. ego я и centrum центр круга) неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную позицию по отношению к нек рому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных неразрешимых противоречий.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЭГОЦЕНТРИЗМ —         (от лат. ego я и centrum средоточие, центр), отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своём индивидуальном «Я»; крайняя форма эгоизма. В философии эгоцентрич. позиция ведёт к солипсизму, в этике к индивидуализму. В… …   Философская энциклопедия

  • ЭГОЦЕНТРИЗМ — (от лат. ego «Я» и centrum центр круга) англ. egocentrism; нем. Egozentrismus. 1. Философский и этический принцип, согласно к рому индивидуум считается центром Вселенной. В философии эгоцентрическая позиция приводит к солипсизму, в этике этот… …   Энциклопедия социологии

  • ЭГОЦЕНТРИЗМ — (от лат. ego – я + centrum – центр). Позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т. п., а также неспособность принимать и учитывать информацию, противоречащую личному опыту, в… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Эгоцентризм — – 1. восприятие мира, при котором его центром индивид считает самого себя, неспособность видеть происходящее и самого себя глазами других людей, с какой то иной позиции. В норме свойственен детям, которые по мере их развития приобретают… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Эгоцентризм подростковый — Качественным развитием концепции эгоцентризма следует считать понятие Э. п. (adolescent egocentrism), введенное в психол. науку Д. Элкиндом, существенно дополненное Т. И. Пашуковой. Необходимость выделения отдельной категории «Э. п.» связывается… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Эгоцентризм — (от лат. ego «я», centrum «центр круга»)  неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей. Термин введён в психологию Жаном Пиаже для описания особенностей… …   Википедия

  • Эгоцентризм — Введенный Жаном Пиаже термин «эгоцентризм» в настоящее время применяется для обозначения далеко не одинаковых психол. явлений. В генетической психологии Ж. Пиаже понятие Э. означает особую стадию развития мышления и речи ребенка. В последние… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • эгоцентризм —  (от лат. ego я + centrum центр)    позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т. п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • ЭГОЦЕНТРИЗМ — (от лат ego я и cent rum центр), позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собств ощущениях, переживаниях, интересах и т и, а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собств опыту, в частности… …   Российская педагогическая энциклопедия

psihologiya_cheloveka.academic.ru

Эгоцентрическое мышление

Эгоцентризм в привычном его понимании есть крайняя степень индивидуализма и эгоизма. Ж.Пиаже (1962) использует это понятие с целью «определить изначальную неспособность децентрировать, менять данную познавательную перспективу». «Познавательный эгоцентризм, — указывает он, — опирается на недостаточное отдифференцирование своей точки зрения от других возможных». В научном плане, считает Ж.Пиаже, «требуются века, чтобы избавить нас от систематических ошибок, от иллюзий, вызванных непосредственной точкой зрения, противоположной «децентрированному» систематическому мышлению. И это освобождение далеко не полно и теперь». «Однако процесс такого же рода, — продолжает он, — может быть обнаружен и у маленьких детей… Моё описание развития понятия «брат» показывает, что ребёнку, который имеет брата, требуется усилие, чтобы понять, что его брат тоже имеет брата, что это понятие предполагает взаимное отношение, а не абсолютную «собственность».

Познавательный эгоцентризм в той или иной степени присущ едва ли не всем взрослым индивидам. Если кто-то, входя в помещение, говорит, например, что тут «жарко» или «холодно», он очевидным образом демонстрирует свой эгоцентризм, как бы забывая пояснить, что холодно или жарко именно ему, а не кому-то ещё. Или, соглашаясь с кем-то, может сказать «правильно», «верно» вместо, например, «я с этим согласен, наши мнения совпадают». Индивид охотно использует категорические и оценочные суждения, говорит, таким образом, как бы от имени всех людей, так, будто ему хорошо известно их мнение по тому или иному поводу. Различные внешние проявления познавательного эгоцентризма внутренне взаимосвязаны, тем не менее представим их отдельно друг от друга.

1. Индивид обычно полагает, что другие люди представляют себе значение какого-либо явления или события точно так же, как он сам. Если индивид уверен, например, что Солнце вращается вокруг Земли или что волк суть вредное животное, то, по его мнению, эти суждения есть всеобщее убеждение или убеждение, которое должны разделять все.

2. Индивиду кажется, что другие люди видят в происходящем тот же смысл, что и он. Другими словами, он приписывает окружающим собственные эмоции и чувства. Если он, к примеру, чем-то недоволен, то другие люди, как он считает, также должны быть этим возмущены.

3. Познавательный эгоцентризм принуждает индивида приписывать другим людям собственные мотивы поведения. Ему часто кажется, что люди маскируют подлинные свои мотивы, если он сам не обнаруживает у них своих побуждений. По этой причине он бывает не в меру подозрительным, недоверчивым и обычно склонен искать у окружающих скрытые мотивы поведения, особенно негативные, какие свойственны ему самому.

4. Индивид лишён способности видеть себя со стороны, то есть с каких-то внешних и тем более объективных позиций. В глазах других людей, думает он, он должен выглядеть таким же, как в своих. Если его мучает, например, чувство неполноценности, он вполне может быть уверен, что его неполноценность точно так же занимает окружающих, как его самого. Он может быть уверен и в том, что другие люди осуждают его за какой-нибудь недостаток, как ненавидит порой он себя сам. Если же он гордится собой, то обычно склонен думать, что и окружающие должны оценить его по заслугам. Более того, и в том и в другом случае в поведении людей он может усматривать подтверждения своего мнения о себе, преувеличивая ту или иную сторону отношения к себе. Иными словами, он склонен к сенситивным идеям отношения. Не будь последних, индивид с комплексом неполноценности не чувствовал бы себя столь несчастным, а индивид с комплексом превосходства, напротив, счёл бы себя сильно обиженным таким невниманием к себе.

5. Индивида характеризует также понимание происходящего с позиций очевидности. Очевидное, то есть непосредственно воспринимаемое им, с одной стороны, и адекватное, подлинное, с другой стороны, есть для него одно и то же. Из этого вытекают два следствия.

Первое: неадекватная убеждённость в своей правоте и повышенная самооценка в том, что касается своих умственных способностей. Отсюда возникают неподатливость к переубеждению, ригидность, нетерпимость, а также уверенность в том, что люди в массе своей не слишком умны. Такая убеждённость может стать психологической основой формирования сверхценных образований.

Второе: зависимость его суждений от того, что представлено ему в текущих внешних впечатлениях, то есть от того, что происходит на его глазах вне его самого, а не в нём самом в силу неразвитой рефлексии и инфантильного самовосприятия. В старой персидской истории рассказывается о том, как десять «дураков» переплыли реку и уже на другом берегу решили выяснить, не утонул ли кто из них. Каждый «дурак», пересчитывая уцелевших, забывал при этом о себе, так что всякий раз выходило, будто кто-то один всё-таки утонул, а кто именно, точно установить никак не удавалось. Помог беде посторонний «дурак», которому, по счастью, не было нужды в это время считать себя. Такие индивиды, критикуя за какой-нибудь грех других людей, редко замечают, что он есть и у них самих. Психоаналитик, возможно, сказал бы, что в данном случае имеет место проекция собственной проблемы на кого-то другого.

На самом деле это не совсем так, ибо индивид в силу своего эгоцентризма органически лишён возможности распознавать её у себя. Способность воспринимать свои внутренние проблемы индивид приобретает лишь после того, как он с чьей-то посторонней помощью научился видеть такие же проблемы у окружающих. Если же, осуждая какого-то человека, он знает и о своей проблеме, то может критиковать его с удвоенной энергией. Он тем самым как бы говорит сам себе: «Я вижу свой порок, я осуждаю его, значит, я могу со спокойной совестью смотреть себе в глаза, и это даёт мне право говорить всё, что я о других думаю».

6. Неспособность индивида с эгоцентрическими суждениями адекватно принимать точку зрения других людей. Совершенно бездоказательно, изначально она может восприниматься им как неприемлемая, не заслуживающая внимания, неправильная. С этим связано отсутствие у него серьёзного интереса к тому, что думают окружающие по тому или иному поводу, исключая, разумеется, себя самого. Он редко спрашивает у кого-то советы и ещё реже принимает их во внимание, действуя по правилу известного анекдота: «Мы посовещались, и я решил…»

7. Тенденция индивида приписывать другим живым существам собственные чувства, мысли, мотивы. Ему кажется, что собака, например, «всё понимает», «сострадает», «хранит верность и предана» своему хозяину. «Чем больше я узнаю людей, тем сильнее мне нравятся собаки», — говорит он. С этим может быть связана особая любовь к животным, являющаяся в сущности продолжением любви к самому себе.

8. Познавательный эгоцентризм обычно имеет следствием эгоцентризм нравственный, то есть тенденциозные представления о долге, чести и справедливости.

9. Познавательный эгоцентризм наиболее заметным образом проявляется в сфере межличностных отношений. От аутистического мышления со свойственным ему игнорированием принципа реальности его, по словам Ж.Пиаже, отличает нарушение принципа социальности. Тем не менее могут нарушаться и суждения о предметном мире, особенно если они так или иначе затрагивают самооценку.

Ж.Пиаже к проявлениям детского познавательного эгоцентризма относит также синкретизм, феномен несогласованности объёма и содержания понятий, отсутствие представлений о сохранении количества и феномен трансдукции. Синкретизм (от греч. synkretismos — соединение, объединение) — это слитность, нерасчленённость впечатлений, представлений. Ребёнок не разделяет, например, такие свойства объекта, как его цвет, размер и массу, он оперирует всеми одновременно. Кроме того, он склонен объединять разные впечатления в одно. Так, если на одно изображение накладывается другое, то они сливаются в единое целое. Синкретизм не есть ещё собственно синтез, вероятно, он является лишь прообразом последнего. Отсутствие представлений о сохранении количества проявляется тем, что ребёнок не разделяет впечатлений о количестве вещества и занимаемом им объёме. Например, если воду из широкого стакана перелить в узкий, то ребёнок думает, что в последнем стакане её стало больше, так как уровень воды в нём повышается. Феномен несогласованности объёма и содержания понятий характеризуется подменой объёма понятия содержанием последнего, так как содержание понятия является для ребёнка чем-то более наглядным и осязаемым.

Так, на вопрос, чего на рисунке больше, физических тел или живых существ — изображены 2 камня, 3 ведра, 7 собак и 2 лошади, — ребёнок обычно отвечает, что живых существ больше. Аналогичными могут быть ответы взрослых людей в условиях дефицита времени. Феномен трансдукции проявляется смешением случайных признаков с существенными, поскольку первые характеризуются большей наглядностью. Дети, к примеру, могут считать солнце живым на том основании, что оно передвигается. М.В.Осорина (2000) описала также феномен непонимания несоответствия размеров, при котором дети не принимают во внимание несоразмерность величины объектов. Так, дети могут бояться, что в туалете их смоет в унитаз.

Считать указанные признаки проявлением познавательного эгоцентризма, может быть, и следует, но стоит заметить, что эти признаки в первую очередь характеризуют наглядно-образный уровень мышления. В свою очередь это означает, что эгоцентрическое мышление существует в рамках наглядно-образного мышления. Интересно, что в этих же рамках формируется и аутистическое мышление.

Эгоцентрическое мышление может проявлять себя на разных уровнях: от ручного до концептуального.

В психоанализе эгоцентрическое мышление иногда отождествляется с солипсизмом (от лат. solus — единственный и ipse — сам) или нарциссизмом (от имени Нарцисс в древнегреческой мифологии, юноши, который влюбился в своё отражение в воде), то есть «со стремлением считать себя точкой отсчёта» (Райкрофт, 1995). «Открытие того, — указывает автор, — что данный индивид — не единственный камушек на берегу и что мир не был создан лишь для него, влечёт за собой утрату нарциссизма». Иными словами, познавательный эгоцентризм преодолевается по мере расширения познавательных возможностей и при переходе от наглядно-образного мышления на образное и далее на понятийное.

psyclinic-center.ru

Мышление эгоцентрическое — это… Что такое Мышление эгоцентрическое?


Мышление эгоцентрическое
— особенности мыслительной деятельности у индивидов с таким качеством личности, как эгоцентризм. Интеллектуальному эгоцентризму свойственна, как известно, познавательная позиция, в которой личная точка зрения рассматривается как наиболее адекватная действительности. Например, ребёнок считает, что это он является главным действующим лицом в той или иной ситуации, всё вокруг него происходит для него, по его желанию, а также то, всё, как он представляет себе происходящее, должно быть свойственно и другим людям. Эгоцентризм у маленьких детей — нормальное явление, но, будучи несоразмерно выраженным с объективными отношениями в сознании взрослых людей, оно становится свидетельством задержки развития мышления и самовосприятия либо снижения этих психологических функций и личности в целом под влиянием психического расстройства. Эгоцентризм, указывает Ж.Пиаже, до сих пор оказывает значительное влияние даже на научное мышление, проявляясь в таких формах, как антропоцентризм и антропоморфизм. Основные признаки эгоцентрического мышления таковы: 1. индивид убеждён в том, что и другие люди представляют себе значение какого-либо явления точно так же, как и он сам; 2. индивид считает, что проиходящее имеет для других людей тот же смысл, как и для него самого; 3. индивид склонен приписывать окружающим те же мотивы поведения, какими руководствуется он сам; 4. индивид ограничен в способности видеть себя со стороны и оценивать своё поведение с объективных позиций. В глазах других людей, полагает он, он выглядит в точности таким же, как и в своих собственных; 5. понимание происходящего основано на приниципе непосредственной очевидности. Отсюда вытекает, во-первых, не имеющая оснований убеждённость в своей правоте и, во вторых, неразвитость рефлексии, отсутствие потребности в самоисследовании; 6. неспособность индивида адекватно принимать точку зрения других людей; 7. тенденция индивида приписывать окружающим и вообще другим живым существам собственные чувства, мысли, желания и опасения; 8. категоричность в суждениях и оценках; 9. тенденциозные представления о чести, долге, справедливости; 10. значительное влияние эгоцентризма на социальное мышление и межличностное поведение.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Мышление шизофреническое
  • Мышление Януса

Смотреть что такое «Мышление эгоцентрическое» в других словарях:

  • Мышление наглядно-образное — умственная деятельность с участием речи и посредством операций с наглядными образами, а не только с предметами. Это самая ранняя форма символического мышления, на которой можно говорить о том, что у детей появляются собственно мысли. Считается… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Мышление альтернирующее — (лат. alter один из двух) расстройство мышления, свойственное пациентам с диссоциативным расстройством идентичности. Это последовательное чередование разных стилей, форм и уровней мышления. Например, в одном состоянии личности преобладающим… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Фантазия (fantasy) — Слово «фантазия» обозначает: а) способность к фантазированию, а также б) продукт этой деятельности. Ф. занимает промежуточное место между мышлением и сенсорно перцептивными процессами. Когда разум продуцирует Ф., фантазирующий чел. испытывает… …   Психологическая энциклопедия

Книги

  • Речь и мышление ребенка, Жан Пиаже. Широко известен научный парадокс, согласно которому авторитет ученого лучше всего определяется тем, насколько он затормозил развитие науки в своей области. Так вот, вся современная мировая… Подробнее  Купить за 120 руб электронная книга

psychology_pedagogy.academic.ru

Вопрос 4.2 . Эгоцентризм мышления ребенка. Эксперименты Пиаже.

1.По конспекту лекций.

Пиаже открыл феномен эгоцентризма детского мышления, который заканчивается в возрасте 5-7 лет (период децентрации). Этот феномен обусловлен принципами перцептивного познания мира (для ребенка главный канал, связывающий его с окружающем миром, — восприятия; зрелое мышление всегда обладает децентрацией, т. е. способностью «видеть» события со стороны, с разных точек зрения). Эгоцентризм связан с привязанностью ребенка с пространством вокруг себя ( он воспринимает мир только в данный момент и в конкретной ситуации). С двух лет ребенок начинает приспосабливаться к пространству , благодаря чему он может соотносить себя с разными точками пространства( начало децентрации) . Самым эффективным способом развития децентрации мышления ребенка — групповая игра с правилами, которая позволяет почувствовать ситуацию с точки зрения разных ролей (например , игра в прятки)

Эгоцентризм мышления ребенка выражается в том, что центром системы координат для него является собственное «Я». Эгоцентризм является ярким признаком допонятийного мышления.

2.По Пиаже.

Эгоцентризм – фактор познания. Это определенная совокупность докритическихи, следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя самого. Эгоцентризм – разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствуют интеллектуальная релятивность и реципрокность. С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствия понимания относительности познания мира и координации точек зрения, С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного «я». Изначальный эгоцентризм познания – это не гипертрофия осознания «я». Это непосредственное отношение к объектам, где субъект, игнорируя «я», не может выйти из «я», чтобы найти свое место в мире отношений, освобожденных от субъективных связей.

Пиаже провел много разнообразных экспериментов, которые показывают, что до определенного возраста ребенок не может встать на другую точку зрения. Например, эксперимент с макетом из трех гор. Горы на макете были разной высоты и каждая из них имела какой — то отличительный признак – домик,реку, спускающаяся по склону, снежную вершину. Экспериментатор давал испытуемому несколько фотографий, на которых все три горы были изображены с различных сторон. Домик, река и снежная вершина были хорошо заметны на снимках. Испытуемого просили выбрать фотографию, где горы были изображены так, как он видит их в данный момент, в этом ракурсе. Обычно ребенок выбирал правильный снимок. После этого экспериментатор показывал ему куклу с головой в виде гладкого шара без лица, чтобы ребенок не мог следить за направлением взгляда куклы. Игрушка ставилась на другую сторону макета. Теперь на просьбу выбрать фотографию, где горы были изображены так, как видит их кукла, ребенок выбирал снимок , где горы были изображены так , как он видит их сам. Если ребенка и куклу меняли местами, то снова и снова он выбирал снимок, где горы были изображены так , как воспринимает их он со своего места. Так поступало большинство испытуемых дошкольного возраста.

В этом эксперименте дети становились жертвой субъективной иллюзии. Они не подозревали о существовании других оценок вещей и не соотносили их со своей собственно й. Эгоцентризм означает , что ребенок , представляя себе природу и других людей , не учитывает свое собственное положение как мыслящего человека. Эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в процессе акта познания. Эгоцентризм показывает , что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта. Эгоцентризм – следствие внешних обстоятельств, среди которых субъект живет . Главное (в эгоцентризме) – это спонтанная позиция субъекта , который непосредственно относится к объекту, не учитывая себя в качестве мыслящего существа, не осознавая своей собственной точки зрения.

Пиаже подчеркивал, что снижение эгоцентризма объясняется не добавлением знаний, а трансформацией исходной позиции, когда субъект соотносит свою точку зрения с другими возможными. Освободиться от эгоцентризма – значит осознать то , что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным «я» систему общих взаимных отношений.

Эгоцентризм уступает место децентрации, более совершенной позиции. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития. Развитие (по Пиаже) – это смена умственных позиций. Для того чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое – осознать собственное «я» в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе — координировать свою собственную точку зрения с другими ,а не рассматривать ее как единственно возможную.

3. Экспериментальные факты.

В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития рассматривает предметы такими , какими их дает непосредственно восприятие – он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок думает ,например, что луна следует за ним во время его прогулок, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним , когда он убегает .Пиаже назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм и мешает ребенку рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Свое мгновенное восприятие ребенок считает истинным. Это происходит от того ,что дети свое «я» не отделяют от вещей. Дети до определенного возраста не умеют различать субъективный и внешний мир. Реализм бывает двух типов : интеллектуальный и моральный . Например, ребенок уверен ,что ветви деревьев делают ветер. Это реализм интеллектуальный. Моральный реализм выражается в том ,что ребенок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту, по материальному результату.

В экспериментальных исследованиях Пиаже показал, что на ранних стадиях интеллектуального развития объекты представляются для ребенка тяжелыми или легкими согласно непосредственному восприятию. Большие вещи ребенок всегда считает тяжелыми , а маленькие – легкими. Для ребенка эти и многие представления абсолютны, пока непосредственное восприятие кажется единственно возможным. Появление других представлений о вещах, как, например , в эксперименте с плаванием тел : камешек – легкий для ребенка, но тяжелый для воды – означает, что детские представления начинают терять свое абсолютное значение и становятся относительными. Ребенок не может обнаружить ,что существуют разные точки зрения, которые надо учитывать. Пиаже спрашивал , например: у Шарля «Есть у тебя братья?» — «Артур». «А у него есть брат?» — «Нет». «А сколько у вас братьев в семье?» — «Двое» . « А у тебя есть брат?». «Один». «А он имеет братьев?» — «Совсем не имеет». « Ты его брат?» — «да». «Тогда у него есть брат?» — «Нет».

Все отлично, дополнений не требуется!

studfile.net

Мышление эгоцентрическое | Мир Психологии

МЫШЛЕНИЕ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЕ

 

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Мышление эгоцентрическое — особенности мыслительной деятельности у индивидов с таким качеством личности, как эгоцентризм. Интеллектуальному эгоцентризму свойственна, как известно, познавательная позиция, в которой личная точка зрения рассматривается как наиболее адекватная действительности. Например, ребёнок считает, что это он является главным действующим лицом в той или иной ситуации, всё вокруг него происходит для него, по его желанию, а также то, всё, как он представляет себе происходящее, должно быть свойственно и другим людям.

Эгоцентризм у маленьких детей — нормальное явление, но, будучи несоразмерно выраженным с объективными отношениями в сознании взрослых людей, оно становится свидетельством задержки развития мышления и самовосприятия либо снижения этих психологических функций и личности в целом под влиянием психического расстройства. Эгоцентризм, указывает Ж.Пиаже, до сих пор оказывает значительное влияние даже на научное мышление, проявляясь в таких формах, как антропоцентризм и антропоморфизм.

Основные признаки эгоцентрического мышления таковы:

  1. индивид убеждён в том, что и другие люди представляют себе значение какого-либо явления точно так же, как и он сам;
  2. индивид считает, что проиходящее имеет для других людей тот же смысл, как и для него самого;
  3. индивид склонен приписывать окружающим те же мотивы поведения, какими руководствуется он сам;
  4. индивид ограничен в способности видеть себя со стороны и оценивать своё поведение с объективных позиций. В глазах других людей, полагает он, он выглядит в точности таким же, как и в своих собственных;
  5. понимание происходящего основано на приниципе непосредственной очевидности. Отсюда вытекает, во-первых, не имеющая оснований убеждённость в своей правоте и, во вторых, неразвитость рефлексии, отсутствие потребности в самоисследовании;
  6. неспособность индивида адекватно принимать точку зрения других людей;
  7. тенденция индивида приписывать окружающим и вообще другим живым существам собственные чувства, мысли, желания и опасения;
  8. категоричность в суждениях и оценках;
  9. тенденциозные представления о чести, долге, справедливости;
  10. значительное влияние эгоцентризма на социальное мышление и межличностное поведение.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

методика преодоления, признаки проявления (Пиаже)

   

 Эгоцентризм  — определение в психологии, означающее неспособность человека воспринимать другую точку зрения. В переводе с древнегреческого «эго» – «Я», а centrum с латинского — «центр круга». Образ мышления мешает смотреть на ситуацию с иной стороны и не даёт выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

Эгоцентризм означает, что человек отказывается воспринимать чужую точку зрения

Эгоист и эгоцентрист — в чём разница?

Не путайте эгоцентризм с эгоизмом – понятия имеют существенные различия. Эгоист думает только о себе, не считаясь с чужим мнением. В тоже время он понимает, что существуют разные взгляды и может поставить себя на место другого человека. Практикует потребительское отношение к окружающим. Эгоизм — негативная черта характера, позволяющая выдвигать свои интересы на первое место, хотя она даёт возможность добиться успеха в жизни.

Эгоцентрик ставит себя в центр круга и считает, что мир должен вращаться вокруг него, потому что не предполагает, что можно жить по-другому. Он искренне уверен, что его переживания и чувства имеют первостепенное значение и не понимает, что у близких могут быть свои мысли, эмоции, потребности.

Эгоцентризм связан с познавательной сферой. Он влияет на мышление и восприятие мира. Такие индивиды уважают только себя, не принимают окружающих как равных и не признают за ними права на личные интересы и желания.

Основное различие между 2 понятиями в том, что, несмотря на себялюбие: эгоист нуждается в общении и подсознательно хочет одобрения, эгоцентрику же всё равно – он твёрдо уверен в правоте, ему комфортно одному. Близкие люди нужны только для удовлетворения потребностей.

Важно!

Склонность к эгоцентризму говорит о незрелости личности и является признаком инфантильности человека.

Виды эгоцентризма

Психологи выделяют 3 формы:

  •  познавательный эгоцентризм  – проявляющийся в нарушении психологических функций, влияющих на познание объективного мира. Воздействует на ощущения, мышление, восприятие;
  •  моральный эгоцентризм  – говорит о неспособности принимать моральные принципы и поступки других людей;
  •  коммуникативный  – характеризующийся трудностями в общении. Человек пренебрегает достоверностью информации и вольно трактует смысловое наполнение событий.

Любое проявление вредит самопознанию: человек зацикливается на себе и ограничивает потенциал личности, несмотря на то, что концентрирует внимание на своих желаниях.

Особенности эгоцентризма

Иногда эгоцентричность развивается под влиянием психологических заболеваний или возрастных патологий.

Концепция мышления меняется под воздействием шизофрении, неврозов

Толчком для изменения концепции мышления выступают:

  • шизофрения;
  • невроз;
  • аутизм.

Проблему наблюдают и у здоровых людей, если кратко охарактеризовать их черты, то можно выделить:

  • склонность не замечать факты, противоречащие личным ценностям;
  • чувство превосходства над обществом;
  • веру в истинность убеждений;
  • стремление убедить всех в своей правоте.

У эгоцентрика нарушена эмоциональная связь с людьми. Он отрицает значимость окружающих и не усваивает общественные ценности, если они противоречат его убеждениям. У таких индивидуумов отсутствует способность отойти от собственной позиции и принять чужую точку зрения.

Причины формирования и признаки проявления у детей

Эгоцентризм естественен для маленького ребёнка, так как детское мышление не сформировано, он не может разделить представление о мире и собственное «Я». Впервые феномен описал Жан Пиаже после изучения особенности психики детей.  Психолог выдвинул теорию, что мышление детей имеет отличную структуру от взрослых.

До 8 лет ребёнок рассматривает окружающий мир исключительно со своей точки зрения. Если ему покажут 2 одинаковые коробки и спросят, какая из них тяжелее, малыш сходу покажет на 1, не подумав подержать в руках, чтобы взвесить. Его суждения абсолютны, он уверен правоте и рассматривает события с позиции «Я знаю».

Эгоцентризм ребёнка ярко проявляется в эксперименте с игрушкой. Малыша сажают на стул и ставят перед ним на стол миниатюрой ландшафт, включающий горку с деревьями, домами, площадкой для игр и просят описать, то, что он видит. Потом за стол напротив сажают игрушку и предлагают рассказать, какой ландшафт она видит. Несмотря на различия с разных ракурсов, ребёнок повторяет предыдущее описание.  Дети в дошкольном возрасте не в состоянии поставить себя на место игрушки, и считают свой взгляд единственным возможным.

Усугубляет проблему неправильное воспитание:

  • чрезмерная забота;
  • удовлетворение прихотей;
  • раздражительность и отсутствие терпимости у родителей.

К 10-11 годам ребёнок сталкивается с противоречиями и его мировоззрение меняется. Он плавно преодолевает эгоцентризм, начиная воспринимать мнение других людей.

В подростковом возрасте отмечают новый всплеск эгоцентричности.

У подростков переходной период провоцирует недовольство собой

Переходный период провоцирует:

  • недовольство собой;
  • изменение сознания;
  • обидчивость;
  • уход от родительского контроля;
  • переосмысливание ценностей.

Подросток считает, что многое понял, во всём прав и даже слегка успел разочароваться в жизни. В норме по окончании переходного возраста проблема исчезает.

Эгоцентричность у взрослых

Когда преодолеть эксцентричность не удаётся, качество сохраняется во взрослой жизни. Причиной выступают социально влияние, образование, особенности воспитания. Человек ощущает собственное превосходство, не видит проблем окружающих и не считает чувства людей достойными внимания.

Эгоцентризм женщины и мужчины проявляется:

  • в потребительском отношении к партнёру;
  • в неумении признавать вину;
  • в неблагодарности;
  • в ощущении исключительности.

Эгоцентризм развивается на фоне комплекса неполноценности

Эгоцентричность развивается на фоне:

  • комплекса неполноценности;
  • внутриличностных конфликтов;
  • неопределённости в жизни.

Люди с эгоцентричным типом мышления зациклены на себе и требуют поклонения. Они испытывают сложности в отношениях, так как не способны на любовь и бывают настоящими тиранами в семье. Мужчины и женщины стремятся влиять на жизнь партнёра, не считаются с его интересами, выискивают недостатки, ревнуют.

С такими людьми тяжело общаться, потому что они не хотят слышать и не понимают других. Если негативное качество присутствует в разумных дозах, то с ним можно как-то мириться. Когда уровень зашкаливает, строить отношения с человеком практически невозможно.

Диагностика

Для определения личностного эгоцентризма используют тест из 40 незаконченных предложений. Человек должен прочитать написанное на бланке, и закончить мысль, дописав предложения.

Для лечения устанавливают уровень эгоцентризма тестами

Экзаменатор анализирует работы и вычисляет индекс эгоцентризма, который бывает низкого, среднего, высокого и крайнего уровня.

Примеры эгоцентризма в жизни

С проявлениями познавательного или морального эгоцентризма люди регулярно сталкиваются в повседневной жизни.

Пример 1

Молодой человек 25-26 лет живёт с родителями, ведёт разгульный образ жизни, не работает, а если работает, то тратит деньги на удовольствия, не заботясь о семейном бюджете. Ему не важно, что родителям сложно его содержать, что у них есть потребности, на которые не хватает средств. Он поставил себя в центр и считает закономерным, что отец и мать обслуживают его и выполняют малейшие прихоти.

Чаще всего такой результат — следствие ошибок в воспитании. Возможно, мальчика слишком баловали в детстве, закрывали глаза на плохое поведение или не давали принимать самостоятельных решений. Ребёнок не смог перерасти детский эгоцентризм и приобрёл другие отрицательные качества.

Пример 2

Негативные черты расцветают буйным цветом в пожилом возрасте. Старики обидчивы, капризны. На закате жизни люди требуют постоянного внимания, заставляют выполнять прихоти, не задумываясь о потребностях и чувствах родственников. Они любят поучать близких, жалуются на плохие нравы, осуждают молодёжь. Так происходит потому, что пожилой человек не может поставить себя на место других людей и не понимает, что мир изменился и больше не соответствует их представлениям о жизни.

Механизм преодоления эгоцентризма личности

Эгоцентрик не чувствует границ между собой и другими людьми. Он не может разделять свои желания и стремления окружающих. Это приводит к кризису идентичности и нарушению формирования личности.

Избавление от эгоцентризма требует усилий и желания самого эгоцентрика

Механизм преодоления эгоцентризма сложен и требует особого подхода. Чтобы избавиться от него, понадобятся воля и самоубеждение.

  1. Признайте, что каждый человек личность с мыслями, чувствами и нарушать свободу категорически нельзя.
  2. Уясните, что есть нормы поведения и общепринятые ценности, которые можно не принимать, но их обязаны признавать.

Осознав простые вещи, постепенно меняйте мышление:

  • старайтесь не злиться на близких;
  • интересуйтесь жизнью других;
  • больше общайтесь, разговаривайте;
  • не давайте советов, если о них не просят;
  • прочитав книгу, пересказывайте содержание от лица разных героев;
  • обсуждайте с родственниками ситуации и сравнивайте их мнение с собственным;
  • займитесь общественной деятельностью.

Заставляйте себя думать о близких людях, представляйте, что они ощущают. Вначале полезно записывать мысли на бумаге и потом обсуждать с родственниками, выясняя, правильны ли ваши рассуждения.

Постепенно произойдёт изменение точки зрения, вернее вы научитесь чувствовать других и ставить себя на чужое место.

Людям, живущим с эгоцентричным человеком, приходится непросто. Избегайте обоюдных обвинений, скандалов, открытой критики. Постарайтесь выяснить, почему у близкого человека зашкаливает эгоцентричность. В этом может помочь доверительная беседа с психологом, который в состоянии найти корень проблемы. Главное, чтобы эгоцентрик сам хотел бороться, в противном случае ничего не получится.

Психические заболевания

lechusdoma.ru

Эгоцентризм мышления это — Психология. Эгоцентризм детского мышления Объясните пожалуйста доступным понятным языком. билет на экзамене будет. — 2 ответа



эгоцентрическое мышление это

Автор Marishka задал вопрос в разделе ВУЗы, Колледжи

Психология. Эгоцентризм детского мышления Объясните пожалуйста доступным понятным языком. билет на экзамене будет. и получил лучший ответ

Ответ от Liudmila Sharukhia[гуру]
Мышление — процесс познания действительности на основе установления связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Познавательная активность и любознательность ребенка постоянно направлены на познавание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Мышление неразрывно связано с речью. Чем активнее ребенок в умственном отношении, тем больше он задает вопросов и тем эти вопросы разнообразнее. Эгоцентризм рассматривается как центральная особенность допонятийного мышления. Вследствие эгоцентризма ребенок не попадает в сферу своего собственного отражения. Он не может посмотреть на себя со стороны, поскольку не способен свободно производить преобразования системы отсчета, начало которой жестко связано с ним самим, с его «Я» . Яркими примерами эгоцентризма детского мышления являются факты, когда дети при перечислении членов своей семьи себя в их число не включают. Они не всегда правильно понимают ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Фразы вроде «А если бы ты был на его месте? » или «Хорошо было бы тебе, если бы с тобой так поступили? » — часто не оказывают должного воздействия на детей дошкольного и младшего школьного возраста, т. к. не вызывают желаемой реакции сопереживания. Эгоцентризм не позволяет детям принять близко к сердцу чужой опыт, выраженный чисто словесно (без эмпатии) . Преодоление детского эгоцентризма предполагает усвоение обратимых операций. Только формирование Децентрации и погружения познавательных процессов позволяет взглянуть на себя со стороны. Большую роль в становлении децентрации играют сказки. Покажем это на примере норвежской сказки. Маленький цыпленок, гуляя, почувствовал себя одиноким, ему стало скучно, и он решил подыскать себе приятеля для игры. Первый, кого он встретил, был земляной червяк. В ответ на приглашение цыпленка поиграть с ним он ответил: «Ну как же я могу с тобой играть, когда ты такой большой!» . Расстроился цыпленок, что он такой большой, и побрел дальше и встретил теленка. В ответ на просьбу поиграть тот сказал: «Как я могу с тобой играть, когда ты такой маленький?» . «Какой же я на самом деле? » — спросил себя озадаченный цыпленок и после размышлений догадался, что относительно червяка он большой, а относительно коровы — маленький

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Психология. Эгоцентризм детского мышления Объясните пожалуйста доступным понятным языком. билет на экзамене будет.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

Юршинский на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Юршинский

Эгоцентризм на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Эгоцентризм

 

Ответить на вопрос:

2oa.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о