Это выступление перед широкой аудиторией: «Как называется выступление перед широкой аудиторией?» — Яндекс Кью

Содержание

Особенности выступлений перед разными группами людей

Для успешного выступления сначала определите по нескольким критериям тип аудитории, перед которой вы собираетесь выступать: по возрасту, профессиональному признаку и уровню понимания, по отношению к воспринимаемой информации и степени однородности. Исходя из этого, применяйте правила риторического воздействия на эту аудиторию.

Аудитории можно разделить на типы по многим основаниям. Наиболее существенные для практики следующие:

  • по возрасту — молодежная, среднего и старшего возраста;
  • по отношению к оратору — благожелательная, равнодушная и неблагожелательная;
  • по уровню подготовленности — хорошо подготовленная, подготовленная и малоподготовленная;
  • по уровню образованности — высокообразованная, малообразованная;
  • по профессиональному признаку — представители точных наук, гуманитарии, учащиеся, работающие и т.д.;
  • по размеру — большая, небольшая;
  • по степени однородности — однородная, разнородная;
  • по типу психики — ригидная и гибкая;
  • по уровню понимания — слушатели, воспринимающие без понимания; понимающие тему и предмет сообщения; понимающие содержание и овладевающие им;
  • по отношению к воспринимаемой информации — сверхактивные, сопереживающие, потенциальные и негативные.

 

Предлагаем ниже рекомендации по выступлению в различных типах аудитории. Они носят комплексный характер, включая известные на настоящий момент и проверенные ораторской практикой правила эффективного риторического воздействия на конкретную аудиторию.

 

Однородная аудитория справедливо считается удобной и легкой для любого выступления. Разнородная включает разных по уровню и возрасту, профессиональной подготовке людей: родителей и детей, старшее поколение и молодежь, образованных и малообразованных.

Именно поэтому трудно найти подход к такой аудитории: как отмечал академик М. Старикович, очень трудно выступать перед широкой аудиторией в Политехническом музее в Москве, приходится читать лекцию по принципу булки с изюмом: «кто пришел плотно поесть, тот жует хлеб… а другой выковыривает изюминки — интересные детали».

Как выступать в разнородной аудитории? Ориентироваться надо на слабых слушателей, т. е. выступать как перед детьми. Сложные проблемы рекомендуется затрагивать так, чтобы спровоцировать вопрос от слушателей-специалистов — в таком случае конкретный вопрос можно будет осветить для них подробнее. В разнородной аудитории рекомендуется выносить на обсуждение только один вопрос.

 

Большой обычно считается аудитория более 30 человек. В большой аудитории выступать легче всего (как это ни парадоксально на первый взгляд). Почему?

  • Большая аудитория охотнее верит оратору, чем маленькая. Большая аудитория как бы думает: раз мы вместе, мы не ошибемся. В большой аудитории сильно действует механизм заражения.
  • В большой аудитории всегда царит несколько приподнятое настроение: сам факт сбора большого количества людей создает обстановку приподнятости. Это, в свою очередь, облегчает воздействие на такую аудиторию — она обычно не настроена критически.
  • Реакция большой аудитории всегда интенсивнее и эмоциональнее. Кроме того, действует закон снижения интеллектуального уровня: чем больше аудитория, тем ниже в итоге оказывается ее средний интеллектуальный уровень.

 

Какие требования предъявляются к выступлению перед большой аудиторией?

  • Говорить следует с возвышения, вас должно быть хорошо видно.
  • Необходима краткость. Большая аудитория — самая нетерпеливая, она быстро устает. Речь должна быть яркой, фразы — броскими.
  • Ориентироваться следует на низкий уровень слушателей, говорить просто, если не сказать примитивно.
  • Предпочтительнее индуктивная подача материала.
  • Эмоциональность оратора должна быть выше средней.
  • Необходимо предлагать четко и просто сформулированные решения.
  • Излагать и развивать одну точку зрения, аргументировать одну мысль.
  • Говорить короткими фразами, афористично.
  • Не нужно много и тщательно аргументировать. Не следует призывать аудиторию «давайте подумаем», — надо сразу говорить, о чем думать.

Выступая перед небольшой аудиторией, следует иметь в виду, что она всегда настроена более критично, чем любая большая аудитория, поэтому выступать в такой аудитории сложнее. Выступая в небольшой аудитории, необходимо учитывать следующее.

  • Выступать с трибуны только в случае крайней необходимости, лучше сойти вниз к слушателям. Предпочтительнее отказаться от микрофона.
  • Если слушатели рассеяны в зале, подойти к ним поближе. Не следует просить их пересесть в первые ряды.
  • Выступление должно напоминать беседу, следует избрать стиль общения, близкий к разговорному. Аргументировать свои идеи надо тщательно и подробно. Эмоциональность выступления должна быть весьма умеренной.
  • Возможна как индуктивная, так и дедуктивная подача материала.
  • Следует приглашать аудиторию к размышлению, задавать ей вопросы. Необходимо выносить на обсуждение конструктивные предложения.

 

Обычно выделяют три уровня подготовленности аудитории и соответственно три вида аудитории по степени подготовленности: хорошо подготовленная, подготовленная и неподготовленная (малоподготовленная) аудитория.

При выступлении перед хорошо подготовленной аудиторией необходимо акцентировать внимание на том новом, что она узнает из выступления. Главный мотив подготовленной аудитории — «что нового?» Темп речи должен быть достаточно высоким, так как подготовленная аудитория лучше понимает и доверяет быстрой речи.

  • Убеждать следует в основном логически, рационально, обращаясь к разуму слушателей.
  • Эффективно обращение к абстрактным рассуждениям и положениям.
  • Иррациональные и парадоксальные аргументы и доводы малоэффективны.
  • Эмоциональные моменты использовать строго дозированно, в основном для разрядки, а не для убеждения. Эффективна восходящая аргументация — от менее сильного аргумента к более сильным.
  • Диалогичность должна быть максимальной.
  • Наиболее эффективна двусторонняя аргументация, а также контраргументация.
  • Внимание удерживается ораторскими приемами (вопросы, повторы, обращения, риторические фигуры).

 

При выступлении перед подготовленной аудиторией нужна большая эмоциональность, чем при выступлении перед хорошо подготовленной аудиторией.

Абстрактные рассуждения неэффективны, нужны конкретные доводы.

  • Необходимо делать для аудитории практические выводы. Рассуждения надо обязательно сопровождать примерами и иллюстрациями, подтверждающими выводы. Применение риторических приемов оказывается очень эффективным.

 

При выступлении перед малоподготовленной аудиторией рекомендуется говорить медленно: малоподготовленные люди лучше понимают медленную речь.

  • Эффективна вопросно-ответная форма выступления. Эмоциональность выступления должна быть максимальной. Необходимо приводить максимум примеров, случаев из жизни.
  • Эффективна односторонняя аргументация. Надо апеллировать к практическому результату (вы будете иметь…; вы сможете…; у вас не будет… и т.д.)
  • Эффективна нисходящая аргументация — от сильного аргумента к более слабым.
  • Эффективно широкое использование юмора. Убедительны иррациональные аргументы (парадоксы), эмоциональное давление.
  • Особенно эффективно риторическое средство — повтор. Убедительны ссылки на многочисленные авторитеты (академиков, профессоров, иностранных ученых), а также ссылки на известные исторические факты.
  • Эмоциональные аргументы намного эффективнее логических.
  • Главную мысль обязательно формулировать словами и повторять многократно.

 

По настроенности к оратору или защищаемой им позиции выделяют позитивную (благожелательную), равнодушную (индифферентную) и негативную (неблагожелательную) аудиторию.

Благожелательно настроенная аудитория хорошо реагирует на одностороннюю аргументацию: данный прием аргументации оказывается в такой аудитории самым эффективным. Тезис надо сформулировать прямо во вступлении. Наибольший эффект дает восходящая аргументация — от более слабых к более сильным аргументам. Выводы в позитивно настроенной аудитории не следует формулировать эксплицитно, не надо их подсказывать аудитории: ей приятнее сделать выводы самостоятельно.

С равнодушной аудиторией ораторам приходится сталкиваться весьма часто. Внимание такой аудитории необходимо завоевать. Для нее особенно эффективным оказывается увлекательное начало, рекомендуется максимально использовать приемы захвата и поддержания внимания: говорить с повышенной эмоциональностью, чаше обращаться к аудитории и отдельным слушателям, показывать слушателям возможные выгоды от прослушивания вашего выступления (я научу вас, как избавиться от колорадского жука; я покажу вам, как можно значительно сократить время на домашние дела; я расскажу вам о новом простом способе похудеть и т.д.), говорить коротко, рассказывать случаи из жизни.

Выступая перед небольшой аудиторией, следует иметь в виду, что она всегда настроена более критично, чем любая большая аудитория, поэтому выступать в такой аудитории сложнее. Выступая в небольшой аудитории, необходимо учитывать следующее.

  • Выступать с трибуны только в случае крайней необходимости, лучше сойти вниз к слушателям. Предпочтительнее отказаться от микрофона.
  • Если слушатели рассеяны в зале, подойти к ним поближе. Не следует просить их пересесть в первые ряды.
  • Выступление должно напоминать беседу, следует избрать стиль общения, близкий к разговорному. Аргументировать свои идеи надо тщательно и подробно. Эмоциональность выступления должна быть весьма умеренной.
  • Возможна как индуктивная, так и дедуктивная подача материала.
  • Следует приглашать аудиторию к размышлению, задавать ей вопросы. Необходимо выносить на обсуждение конструктивные предложения.

 

Обычно выделяют три уровня подготовленности аудитории и соответственно три вида аудитории по степени подготовленности: хорошо подготовленная, подготовленная и неподготовленная (малоподготовленная) аудитория.

При выступлении перед хорошо подготовленной аудиторией необходимо акцентировать внимание на том новом, что она узнает из выступления. Главный мотив подготовленной аудитории — «что нового?» Темп речи должен быть достаточно высоким, так как подготовленная аудитория лучше понимает и доверяет быстрой речи.

  • Убеждать следует в основном логически, рационально, обращаясь к разуму слушателей.
  • Эффективно обращение к абстрактным рассуждениям и положениям.
  • Иррациональные и парадоксальные аргументы и доводы малоэффективны.
  • Эмоциональные моменты использовать строго дозированно, в основном для разрядки, а не для убеждения. Эффективна восходящая аргументация — от менее сильного аргумента к более сильным.
  • Диалогичность должна быть максимальной.
  • Наиболее эффективна двусторонняя аргументация, а также контраргументация.
  • Внимание удерживается ораторскими приемами (вопросы, повторы, обращения, риторические фигуры).

 

При выступлении перед подготовленной аудиторией нужна большая эмоциональность, чем при выступлении перед хорошо подготовленной аудиторией. Абстрактные рассуждения неэффективны, нужны конкретные доводы.

  • Необходимо делать для аудитории практические выводы. Рассуждения надо обязательно сопровождать примерами и иллюстрациями, подтверждающими выводы. Применение риторических приемов оказывается очень эффективным.

При выступлении перед малоподготовленной аудиторией рекомендуется говорить медленно: малоподготовленные люди лучше понимают медленную речь.

  • Эффективна вопросно-ответная форма выступления. Эмоциональность выступления должна быть максимальной. Необходимо приводить максимум примеров, случаев из жизни.
  • Эффективна односторонняя аргументация. Надо апеллировать к практическому результату (вы будете иметь…; вы сможете…; у вас не будет… и т.д.)
  • Эффективна нисходящая аргументация — от сильного аргумента к более слабым.
  • Эффективно широкое использование юмора. Убедительны иррациональные аргументы (парадоксы), эмоциональное давление.
  • Особенно эффективно риторическое средство — повтор. Убедительны ссылки на многочисленные авторитеты (академиков, профессоров, иностранных ученых), а также ссылки на известные исторические факты.
  • Эмоциональные аргументы намного эффективнее логических.
  • Главную мысль обязательно формулировать словами и повторять многократно.

 

По настроенности к оратору или защищаемой им позиции выделяют позитивную (благожелательную), равнодушную (индифферентную) и негативную (неблагожелательную) аудиторию.

Благожелательно настроенная аудитория хорошо реагирует на одностороннюю аргументацию: данный прием аргументации оказывается в такой аудитории самым эффективным. Тезис надо сформулировать прямо во вступлении. Наибольший эффект дает восходящая аргументация — от более слабых к более сильным аргументам. Выводы в позитивно настроенной аудитории не следует формулировать эксплицитно, не надо их подсказывать аудитории: ей приятнее сделать выводы самостоятельно.

С равнодушной аудиторией ораторам приходится сталкиваться весьма часто. Внимание такой аудитории необходимо завоевать. Для нее особенно эффективным оказывается увлекательное начало, рекомендуется максимально использовать приемы захвата и поддержания внимания: говорить с повышенной эмоциональностью, чаше обращаться к аудитории и отдельным слушателям, показывать слушателям возможные выгоды от прослушивания вашего выступления (я научу вас, как избавиться от колорадского жука; я покажу вам, как можно значительно сократить время на домашние дела; я расскажу вам о новом простом способе похудеть и т. д.), говорить коротко, рассказывать случаи из жизни.

Сопереживающие и сверхактивные видны по активной позе слушания, потенциальные — по пассивной. Некоторые исследователи показали, что в среднестатистической аудитории ее активная часть, чье внимание оратору обеспечено, обычно составляет около 30%, негативные слушатели — 10%, а около 60% аудитории — это потенциальные слушатели.

Если оратору удастся увеличить активную часть аудитории до 50-60%, то этого вполне достаточно, чтобы выступление можно было считать удачным. Никогда не удастся заинтересовать всех, не надо к этому и стремиться.

 

Можно предложить самому оратору оценить после выступления некоторые параметры своего ораторского опыта. Для этого оратор должен ответить на следующие вопросы:

  • Удалось ли завоевать внимание аудитории?
  • Удалось ли удержать внимание на протяжении всего выступления?
  • Уложился ли оратор в регламент?
  • Все ли сказал, что хотел?
  • Подчеркнул ли в заключение главное?
  • Не сбивался ли, не отклонялся ли от темы?
  • Уверенно ли чувствовал себя за трибуной, не дал ли повода усомниться в своей компетентности?
  • Хотелось ли бы еще раз выступить перед этой аудиторией?

 

На каждый вопрос надо ответить по десятибалльной шкале: да — 10, нет — 1, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Если вы набрали менее 50 баллов, то ваше выступление должно быть признано неудачным. Посмотрите, за счет чего вы получили низкий балл, и поработайте над этим.

Можно оценить выступление и «снаружи». Экспертная оценка публичного выступления может быть проведена по следующей схеме:

  • Удачно ли начало выступления?
  • Есть ли драматизм в изложении?
  • Удачны ли примеры, иллюстрации?
  • Адекватна ли громкость?
  • Адекватен ли темп?
  • Адекватен ли язык и стиль выступления?
  • Удачно ли завершено выступление?
  • Уложился ли оратор в регламент?
  • Хорошо ли держался оратор?
  • Интересно ли изложена тема?
  • Оригинален ли стиль изложения?
  • Ясна ли основная мысль выступления?
  • Убедительно ли выступление?

 

Экспертная оценка публичного выступления осуществляется по десятибалльной шкале: да — 10 баллов, нет — 1 балл, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Данная анкета может быть использована для всех типов публичных выступлений, но при оценке развлекательных выступлений вопросы 12 и 13 не учитываются. Удачным считается выступление, набравшее не менее двух третей возможных баллов, т.е. не менее 86 при 13 вопросах. Удобно сочетать самооценку выступления с его экспертной оценкой кем-либо из посторонних.

Как подготовиться к публичному выступлению

Возможно, однажды вы станете разбираться в своей специальности так хорошо, что получите приглашение (или решите сами) поделиться опытом с широкой аудиторией. Специально для такого случая T&P публикуют чек-лист, который поможет уверенно отвечать на вопросы, не усыпить слушателей и не остаться без презентации в самый ответственный момент. Автор инструкции — ментор «Школы лекторов» фонда «Эволюция» Максим Казарновский — написал ее для коллег, читающих просветительские лекции, но эти советы пригодятся всем, кому предстоит публичное выступление.

Выберите тему

Подготовка любого выступления начинается с темы. Это не название лекции, которое вы напечатаете на афишах, а ответ на вопрос «Что я хочу рассказать и почему это важно?». Практически любое выступление начинается с проблемы, которая по-настоящему вас волнует и, вероятно, увлечет слушателей.

Убедитесь в своей квалификации

«Лучше сделать плохо, чем никак», — нередко слышим мы от друзей и особенно коллег. Но это не относится к публичному выступлению, в котором вы стремитесь развеять какие-то заблуждения или донести собственную идею: здесь необходимо быть убедительным. И нет лучшего способа доказать свою правоту, чем продемонстрировать компетентность.

Выступая перед публикой, будьте готовы к каверзным вопросам, а иногда и к открытому конфликту (особенно если тема вызывает споры). Заранее продумайте, на чем вас могут подловить противники, и старайтесь не рассуждать о темах, в которых не разбираетесь.

Соберите доказательства

Одного ощущения профессионализма недостаточно: хороший лектор всегда подкрепляет свои тезисы релевантными ссылками. Продемонстрируйте уважение к слушателям и выведите список источников на последний слайд. Если их слишком много, создайте облачный документ со всей литературой и дайте на него ссылку через QR-код.

Избегайте голословных утверждений. Если вы говорите, что ВИЧ существует (и подозреваете, что в аудитории есть кто-то, не верящий в существование этого вируса), — покажите список статей с доказательствами и статистику по ВИЧ-ассоциированной смертности.

Ваши пруфы должны заранее опровергнуть все возможные доводы оппонентов. Если потенциальных противоречий очень много, приготовьте специальные слайды, которые покажете, как только возникнут возражения.

Ориентируйтесь на аудиторию

Чувство аудитории часто подводит лекторов с большим академическим опытом. Когда мы долго чем-то занимаемся, необходимая база зашивается в подкорку и кажется очевидной. Биолог не понимает, как можно не знать о функциях митохондрий, химик посреди ночи готов рассказать, как скорость реакции зависит от температуры.

Неподготовленная аудитория может плохо представлять себе строение клетки — какие уж там митохондрии. Поэтому, если хотите найти общий язык со слушателями, напомните им азы. При подготовке выступления для широкой аудитории представьте, что ваш собеседник — пенсионер без научного бэкграунда.

Если лекция рассчитана на профессионалов, объяснение базовых понятий можно пропустить.

Хотите, чтобы ваши выступления были незабываемыми, а ваши мысли схватывали на лету? Курс «Эффективные презентации» поможет достигнуть этой цели.

Добавьте драмы

Человек, который пришел на ваше выступление, выбирал между лекцией, прогулкой, кинотеатром и другими развлечениями — его мотивация куда меньше, чем у студентов, которые ходят на пары, чтобы получить зачет. Чтобы увлечь слушателя, стройте выступление по правилам драматического произведения. В лекции должны быть завязка, развитие истории, кульминация и развязка.

Завязка должна интриговать. Например, расскажите о рождении первых в мире генетически улучшенных детей, но утаите подробности. После этого у вас образуется кредит интереса: зритель готов слушать скучные вещи, если вы намекнули, что они нужны для понимания чего-то по-настоящему интересного. Виртуозные лекторы раз за разом возвращаются к завязке, раскрывая все новые детали.

Если создать драму совсем не выходит, попробуйте начать с конца. Сначала перечислите выводы, а потом объясните, как вы к ним пришли.

Напишите план

После того как вы определились с уровнем аудитории, темой и драматургической структурой, пора переходить к плану выступления. В него должны войти все поворотные точки лекции, шутки и сюрпризы (их тоже стоит записать, чтобы не забыть).

Придумайте название

Конечно, маркетингом и пиаром мероприятия должны заниматься профессионалы, но никто, кроме лектора, не сможет придумать название, тизер (описание выступления на один абзац) и выбрать картинку для постов в соцсетях. Задача кажется простой и незамысловатой, но ей стоит уделить максимум внимания.

Во-первых, написание тизера позволяет лишний раз проверить, правильно ли вы выбрали тему. Если для описания лекции с ходу не придумывается что-то увлекательное, возможно, стоит пересмотреть свои планы.

Во-вторых, название и тизер должны быть предельно просты. Плохое название для лекции о системе геномной модификации: «Принципы работы системы CRISPR/Cas». Хорошее: «Люди-ГМО: инструкция по сборке».

В-третьих, люди по своей природе ленивы, и лекторы не исключение. Заставить себя работать проще, когда ты уже что-то пообещал, а люди ждут твоего выступления. Зная, что работа над презентацией — самый долгий и сложный этап подготовки, лучше отрезать все пути к отступлению и опубликовать анонс заранее.

Сделайте презентацию

Это, пожалуй, самый сложный этап подготовки, но зато добротно сделанная презентация будет служить вам верой и правдой долгие годы, если не лениться дополнять ее актуальной информацией.

В современных программах для подготовки презентаций есть масса готовых шаблонов для оформления, но я бы не рекомендовал их использовать. Во-первых, большая часть шаблонов содержит декоративные элементы, которые занимают драгоценное место на слайдах. Во-вторых, если когда-нибудь захочется изменить шаблон (скорее всего, захочется), вас ждет муторный процесс подгонки цветов: каждый шаблон предлагает свою палитру, и при ее смене красный шрифт может стать зеленым. Это критично, если вы использовали цвет шрифта в качестве мнемонического приема (например, выделяли красным название красных кровяных клеток).

Так что ограничьтесь «пустыми» слайдами без декораций и смените фон на темный. На этот счет есть немало дискуссий, но TED и «15×4» полагают, что черный фон презентации выглядит лучше практически всегда: он не так утомляет зрителя и выглядит респектабельнее.

Что касается содержания презентации, следуйте правилу «одна картинка стоит тысячи слов». Забудьте про громадные блоки текста на слайдах — оставляйте только ключевые термины и концепции. Зато смело иллюстрируйте свои тезисы схемами и иллюстрациями (наглядности много не бывает).

Отдельная тема — количество слайдов. Для академической презентации оптимальным считается 1 слайд в минуту. Они, как правило, сильно нагружены информацией, и нужно постоянно останавливаться, чтобы все пояснить. В научно-популярной лекции нормальной скоростью будет 2–4 слайда в минуту — иллюстрируйте каждое слово.

Хотите, чтобы ваши выступления были незабываемыми, а ваши мысли схватывали на лету? Курс «Эффективные презентации» поможет достигнуть этой цели.

Отрепетируйте

TED, «15×4», «Курилка Гутенберга», «Ученые против мифов» — почти любой лекторий потребует провести хотя бы одну репетицию перед вашим выступлением. Конечно, лекторы всегда слишком заняты или слишком знамениты для этого. Я тоже не любил репетиции, пока не провел одну на московском бранче проекта «15×4», — с тех пор не представляю хорошего выступления без предварительного прогона.

Хорошая репетиция проходит перед смешанной аудиторией, в которой есть и специалисты в вашей области, и неспециалисты. Первые могут заметить у вас фактические ошибки, которые вы сможете исправить до выхода на большую сцену. Вторые расскажут обо всех непонятных моментах. Наконец, и те и другие укажут на несоблюдение тайминга. Немало лекторов, которые рассказывают 15-минутную лекцию 40 минут.

Где найти аудиторию и место для репетиций? Проще всего присоединиться к профильным сообществам в вашем регионе. Например, проект «15×4» практически полностью посвящен репетициям, на которые может прийти любой желающий. Далеко не все рассказанное доходит до сцены, но польза от обратной связи велика в любом случае. Если поблизости нет офлайн-событий, договоритесь с организаторами бранча в другом городе и выступайте перед аудиторией по скайпу.

Если выступление на носу, а репетицию устроить не получается, репетируйте про себя. Я, например, включаю презентацию, представляю свою аудиторию и начинаю мысленно проговаривать текст каждого слайда, параллельно прокликивая их на компьютере. За 2–3 раза можно относительно неплохо подготовиться к любому выступлению. Правда, есть проблема со временем: лично у меня мысленный монолог идет намного быстрее, чем устный.

Подумайте о технике

Перед выступлением убедитесь, что презентация запустится там, где вы планируете выступать. Компьютеры везде разные, версии программ тоже, и то, что «летало» у вас дома, может не загрузиться на сцене. Для того чтобы избежать проблем, не используйте несистемные шрифты и не вставляйте в презентацию ссылки на видео (лучше вставить сами видеофайлы). Перед выступлением попросите организаторов прогнать презентацию со сцены, а еще лучше — прогоните ее сами.

Заведите себе ноутбук, кликер, флешку и все необходимые переходники (как минимум для разъемов VGA и HDMI), чтобы иметь возможность в любой момент заменить оборудование лектория на свое, на котором все точно заработает. Хотя даже это не идеальная защита от несовместимости: у меня было два выступления, где это не сработало. В первом случае лекция была в кинотеатре и оказалось, что интерфейс профессионального проектора отличался от того, что у меня был. Во втором через интерфейс HDMI предполагалось не только выводить презентацию на экран, но и отправлять ее в трансляцию через интернет. Мой компьютер, как оказалось, имел встроенную защиту от шпионов и заблокировал трансляцию как шпионскую утечку. Пришлось изобретать костыль на месте. Всем будет удобнее, если вы будете разбираться в технике наравне с организаторами: в конце концов, именно вам достаются и слава, и гонорар.

Наконец, рекомендую заранее заготовить шутки на случай, если в процессе презентации все сломается. В принципе, зрители поймут, если лектор будет стоять и молча хлопать глазами, глядя на синий экран смерти. Но все же лучше не прерывать общение с аудиторией вне зависимости от ситуации.

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

Как улучшить свое выступление перед публикой: используйте эффект социальной фасилитации

В этой статье я расскажу, как вы можете направить свою нервозность перед публикой в ​​инструмент, который поможет вам лучше выступать.

Расчетное время чтения: 6 минут.

В моей работе в качестве психолога из Калгари и Кокрановского психолога клиенты иногда обращаются ко мне за помощью, чтобы научиться эффективно выступать перед аудиторией. Этот вопрос актуален для клиентов, которые занимаются такими видами деятельности, как публичные выступления, актерское мастерство, пение, музыка и спорт, и это лишь некоторые из видов деятельности, которые могут включать публичные выступления.

Эти клиенты часто обращаются за помощью, чтобы справиться с нервозностью, которую они испытывают при выступлении перед публикой, ссылаясь на случаи, когда они плохо выступали и даже «задыхались» в результате давления, которое они чувствовали, когда люди смотрели их выступление. Помогая этим клиентам, я рассказываю им о возможности того, что применение психологических навыков и знаний может не только помочь им хорошо работать, несмотря на то, что за ними наблюдает публика, но и подтолкнуть их к лучшему результату.

Это понятие упоминается в психологических исследованиях как «эффект социальной фасилитации». В следующих разделах я объясню эту концепцию и расскажу, как вы можете использовать ее для улучшения своих выступлений перед публикой.

Как действует эффект социальной фасилитации

Как я уже упоминал, эффект социальной фасилитации относится к влиянию аудитории или наблюдателей на выполнение человеком задания. Этот эффект отвечает на такие вопросы, как «Склонен ли человек лучше выступать перед аудиторией по сравнению с выступлениями в одиночку?» и «Оказывает ли аудитория положительное или отрицательное влияние на выполнение человеком задачи?»

Отвечая на эти вопросы, люди, как правило, могут привести примеры, в которых аудитория способствовала выступлению человека (например, спортсмен установил мировой рекорд перед большой толпой), а также случаи, когда аудитория играла ключевую роль в выступлении человека. выступление на низком уровне — например, фигурист, допускающий ошибки в упражнениях перед публикой, которые он безупречно выполнял на практике, и мало кто смотрел.

Но что говорят исследования? Исследования показывают, что нельзя делать однозначные заявления о том, что выступление перед публикой оказывает либо хорошее, либо плохое влияние на производительность человека. Наоборот, хороший или плохой эффект от аудитории зависит от определенных факторов. Далее я рассмотрю один из этих факторов, который может определить, будет ли публика подталкивать вас к хорошему выступлению или оказывать пагубное влияние. Я также предложу, как вы можете использовать эти знания себе во благо, когда вам придется выступать перед публикой.

Насколько простой или хорошо изученной является задача, которую вы выполняете: определяющий фактор эффекта

Исследования показывают, что насколько простой или хорошо изученной является задача, которую вы выполняете, аудитория подтолкнет вас к хорошему выступлению или заставит вас выступить плохо. В частности, если задача проста или хорошо изучена в результате практики, то вы, скорее всего, будете лучше выполнять ее в присутствии публики, а не в одиночку. И наоборот, если задание сложное и вы плохо его усвоили, то аудитория, скорее всего, негативно повлияет на ваше выступление.

В определяющем исследовании, поддержавшем эту точку зрения, участвовали две группы игроков в бильярд. Одна группа состояла из экспертов, а вторая группа состояла из новичков в игре. Обе группы играли в бильярд в двух условиях – одни в комнате и под наблюдением наблюдателей. Результаты показали, что результаты экспертов были лучше, когда люди смотрели на них, чем в одиночку, в то время как результаты новичков ухудшались, когда зрители смотрели на них, по сравнению с тем, когда они играли в бильярд, когда за ними никто не наблюдал.

Исследование пула прекрасно продемонстрировало влияние простоты задач и обучения на то, будет ли аудитория оказывать положительное или отрицательное влияние на производительность. Для опытных игроков задача была простой или хорошо изученной. Таким образом, зрители заставили их выступить лучше, чем когда они играли в бильярд, когда никто не смотрел на них. Для начинающих игроков задача была сложной и плохо изученной, и поэтому публика заставила их выступить хуже, чем когда они выступали без наблюдателей.

Почему аудитория улучшает выполнение простых и хорошо изученных задач?

Причина, по которой аудитория улучшает выполнение простых и хорошо заученных задач и препятствует выполнению сложных задач, которые плохо заучиваются, связана с тем, какое физическое возбуждение или напряжение вы испытываете во время выполнения. Первое, на что следует обратить внимание в связи с этим, это то, что определенная степень физического возбуждения или напряжения приводит к наилучшему результату, известному как «оптимальный уровень возбуждения». То есть, вы можете работать меньше оптимального из-за недостаточного физического возбуждения, а также из-за слишком сильного физического возбуждения.

Во-вторых, во время выступления физическое возбуждение может исходить из двух потенциальных источников. Одним из источников является сама задача. Простые задачи или те, которые хорошо усваиваются на практике, вызывают небольшое физическое возбуждение во время выполнения, потому что вам не нужно много думать о задаче, пока вы ее выполняете. С другой стороны, сложные задачи, которые плохо изучены, приводят к большему физическому возбуждению при их выполнении, что связано с необходимостью думать о том, как выполнить задачу, пока вы ее выполняете.

Второй источник возбуждения связан с тем, выполняете ли вы задание в присутствии людей, наблюдающих за вами. Учитывая, что присутствие людей вокруг нас, как правило, приводит к более высокому уровню физического возбуждения, у вас, вероятно, будет значительно более высокий уровень физического возбуждения, когда вы выполняете задание перед аудиторией, по сравнению с тем, когда вы выступаете ни с кем. смотреть.

Применяя понятие оптимального уровня возбуждения к производительности, причина, по которой аудитория способствует лучшему выполнению простых и хорошо заученных задач, но приводит к снижению производительности при выполнении сложных задач, которые недостаточно хорошо изучены, заключается в следующем: простые и хорошо изученные задачи, присутствует небольшое возбуждение, поэтому, когда люди выполняют эти задачи в одиночку, их производительность неоптимальна, потому что нет возбуждения, исходящего ни от источника задачи, ни от источника аудитории, то есть они ниже оптимального. уровень возбуждения. Когда люди выполняют простые или хорошо изученные задачи перед аудиторией, их производительность улучшается, потому что добавление возбуждения со стороны аудитории дает им ровно столько возбуждения, сколько нужно для оптимальной работы. Это объясняет, почему опытные игроки в бильярд лучше справились с публикой, наблюдающей за ними, чем когда выступали в одиночку.

С другой стороны, для сложных задач, которые плохо изучены, производительность уже находится на оптимальном уровне, когда вы выполняете задачу, когда никто не смотрит на вас, потому что вы испытываете возбуждение от источника задачи. Когда вы выполняете перед аудиторией сложное задание, которое недостаточно хорошо изучено, ваше исполнение страдает, потому что вы испытываете возбуждение как от источника задания, так и от источника аудитории. То есть возбуждение из обоих источников приводит к тому, что у вас слишком много возбуждения, чтобы вы могли проявить себя наилучшим образом. Это объясняет, почему у начинающих игроков в бильярд дела шли хуже, когда за ними наблюдала публика, чем когда они выступали в одиночку.

Как вы можете использовать социальную фасилитацию, чтобы хорошо выступить перед аудиторией

Главный урок из пунктов, которые я обсудил, состоит в том, чтобы делать это каждый раз, когда вам нужно выполнять задание, когда люди наблюдают за вами, чтобы попрактиковаться. задание, если оно трудное, пока вы не выучили его хорошо. Примеры включают отработку вашего танцевального номера, ваших реплик в пьесе или содержания вашей речи.

Если вы хорошо усвоили задачу на практике, вы сведете к минимуму возбуждение, которое вы испытываете от источника задачи. Когда вы затем испытываете физическое возбуждение от публики, вы должны приветствовать его, а не интерпретировать негативно как нервозность, которая заставит вас плохо выступать. Вместо этого вы должны ожидать прямо противоположного результата, потому что если вы испытываете возбуждение от источника аудитории, но не испытываете его от источника задачи, это, скорее всего, приведет к тому, что вы будете близки к оптимальному уровню возбуждения во время выступления.

Предупреждение: будьте осторожны, если вам предстоит выполнять перед аудиторией сложную задачу, которую вы плохо усвоили на практике. В таком случае физическое возбуждение, которое вы испытываете от необходимости думать о задаче во время выступления, в сочетании с возбуждением, которое вы испытываете от источника аудитории, скорее всего, приведет к тому, что вы будете плохо работать, потому что у вас слишком много возбуждения во время выступления.

Вывод: если вам предстоит выступить перед публикой, три наиболее важные вещи, которые нужно сделать, это 1. Практика; 2. Практика; и 3. Практика.

Можете ли вы использовать принципы социального содействия для повышения вашей производительности,

-Dr. Пэт

Чувствуете вызов? Работайте с психологом, который знает, как преодолевать трудности… Депрессия, тревога, стресс и другие психологические проблемы могут показаться такими же сложными, как пробежать марафон. Мой подход «Планируй, действуй и отслеживай прогресс» помог сотням клиентов, и это тот же подход, который я использовал, чтобы добиться успеха в Бостонском марафоне и Ironman Canada.

театральная постановка | Определение, характеристики, примеры и факты

Globe Theatre, Лондон

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Вильям Шекспир Иоганн Вольфганг фон Гёте Джессика Честейн Линда Хант Даниэль Калуя
Похожие темы:
театр цирк кукольный театр действующий режиссура

Посмотреть весь связанный контент →

театральная постановка , планирование, репетиция и представление произведения. Такое произведение представляется публике в определенное время и в определенном месте живыми исполнителями, которые используют либо самих себя, либо неодушевленные фигуры, такие как куклы, в качестве средства представления. Театральная постановка может быть как драматической, так и недраматической, в зависимости от представляемой деятельности.

В то время как драматические постановки часто соответствуют письменному тексту, это не использование такого текста, а скорее вымышленный миметик (от греческого mimēsis , «подражание», «представление») характер поведения исполнителя, делающий произведение драматичным. Например, человек, идущий по канату, выполняет акробатический номер, тогда как человек, который притворяется акробатом, идущим по канату, выполняет драматический номер. Оба исполнителя занимаются театральной постановкой, но только последний занимается созданием драматической иллюзии. Хотя драматическое представление может включать танцы, пение, жонглирование, акробатику или другие недраматические элементы, оно в основном связано с представлением реальной или воображаемой жизни.

В недраматических театральных постановках нет имитации «иного бытия», а просто развлечение или возбуждение публики исполнителем. Будь то акробатическая или музыкальная, жестовая или вокальная, такая деятельность является театральной, поскольку она представлена ​​публике живым исполнителем, но она остается недраматической, пока имеет чисто презентационное качество, а не репрезентативное.

В любой отдельно взятой театральной постановке тот или иной вид деятельности может настолько преобладать, что определение эстетического характера итогового произведения не представляет особого труда. Пьеса 19Норвежский драматург 19-го века Хенрик Ибсен с его изображением поведения среднего класса сводит к минимуму недраматическую деятельность; декламация песни композитора-романтика XIX века Франца Шуберта, напротив, с ее акцентом на музыкальных ценностях, может игнорировать драматические элементы и, в значительной степени, даже сам акт представления. Однако между этими двумя крайностями находится много видов театральной постановки, в которых эстетическая природа формы менее проста. Опера, например, использует как драму, так и музыку для смещения акцентов.

Викторина «Британника»

Викторина по истории театра

Шекспир утверждал, что весь мир — театр, но в этой викторине нет вопросов о нем. Выясните, как много вы знаете о других частях театральной истории.

В Европе и США в 20 веке возникло несколько форм, сочетающих драматический и недраматический материал. Водевиль, или мюзик-холл, например, использует последовательность различных действий, таких как вымышленные зарисовки, музыкальные и танцевальные номера, а также подвиги ловкости, из которых некоторые являются репрезентативными, а другие нет. В музыкальном театре песня и танец служат как для развития повествования, так и для отвлечения от чисто драматического представления. Это разнообразие характерно и для многих азиатских театров, в которых драматические моменты раскрываются в танцевальных представлениях. В свете этих примеров определение того, что составляет театральную постановку, должно оставаться гибким.

Для общего обсуждения театра как вида искусства, а также для конкретного рассмотрения ремесел актерского мастерства и режиссуры, см. театр, режиссура и актерское мастерство. Эстетическое измерение драматического спектакля обсуждается в рамках сценографии. Драма как литературный жанр относится к драматической литературе. Драматическая или драматическая литература также рассматривается во многих других статьях, в том числе о литературе или театре конкретной страны или региона, примерами которых являются следующие: западный театр; африканская литература; американская литература; Английская литература; французская литература; немецкая литература; греческая литература; японская литература; и океаническая литература. Другие статьи, относящиеся к театральному производству, включают цирк и кукольный театр.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Элементы театральной постановки

По словам британского режиссера Питера Брука, театр возникает всякий раз, когда кто-то пересекает нейтральное пространство и за ним наблюдает другой человек. Это определение театра поднимает некоторые проблемы, такие как трудность определения нейтрального пространства, но оно полезно в своей твердой приверженности демистификации театрального производства. В прежние времена представление об актере, движимом желанием вызвать удивление и удивление, иногда рассматривалось как основа всего театра. Конечно, есть виды театрального представления, включающие в себя ритуалы и магию, но театр гораздо чаще коренится в попытках структурировать эмоции и переживания.

Вообще говоря, все театральные постановки имеют некоторые общие элементы: исполнитель или исполнители, их действия в пространстве (обычно какая-то сцена) и времени (какая-то ограниченная продолжительность представления), а также производственный процесс и организация. Эти элементы рассматриваются в отдельных разделах ниже.

Исполнитель

Навыки и атрибуты

Работа актера делится на пять основных областей: (1) демонстрация определенных физических, включая вокальные, навыков; (2) демонстрация мимических навыков, при которой имитируются физические состояния и действия; (3) творческое исследование вымышленных ситуаций; (4) демонстрация паттернов человеческого поведения, которые не естественны для актера; и (5) взаимодействие во время этих действий с другими актерами-персонажами и с членами аудитории.

В определенные периоды истории западного театра высшая степень физического мастерства была связана с недраматическим представлением. Однако в азиатском театре такие различия не применяются. Китайская опера и японская драма требуют, чтобы актер играл одну и ту же роль на протяжении всей своей профессиональной жизни. Актер должен играть эту роль строго определенной традицией манерой, воспроизводя определенные модели движений и речи, которыми можно овладеть, только предварительно овладев сложными физическими навыками. Позже, особенно одаренный, актер может привнести в роль определенные утонченности традиции, которые могут быть переданы следующему поколению.

Западная драма, однако, обычно не дает актеру столь определенного репертуара движений и высказываний. Правда, актеры итальянской комедии дель арте 16—18 вв. специализировались на одной роли и передавали своим преемникам совокупность ситуаций, речей и лацци (сценических зарисовок, или рутин). Тем не менее, похоже, у них было больше свободы действий, чем у их азиатских коллег, в проявлении изобретательности и самовыражения. От западного актера требовалось большое риторическое мастерство, поскольку замысловатые метрические схемы греческой, латинской, французской, английской и испанской драмы были частью славы соответствующих театров.

Натуралистический театр, расцвет которого пришелся на конец 19 века, сделал риторику устаревшей, требуя от актера скрывать виртуозное исполнительское мастерство, создавая иллюзию повседневного поведения.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *