Формы речи в русском языке – формы речи — это… Что такое формы речи?

формы речи — это… Что такое формы речи?

  • ФОРМЫ РЕЧИ — ФОРМЫ РЕЧИ. Формы (способы) осуществления речевой деятельности. Речевая деятельность может проходить в монологической и диалогической, устной и письменной форме …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Формы речи — – формы (способы) осуществления речевой деятельности. Речевая деятельность может проходить в монологической и диалогической, устной и письменной форме. См. Устная речь; Письменная речь; Монолог; Диалог; Авторская речь; Прямая речь; …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • формы речи — Формы, способы осуществления речевой деятельности, которая может проходить в монологической и диалогической, устной и письменной форме …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • формы речи —   Формы, способы осуществления речевой деятельности, которая может проходить в монологической и диалогической, устной и письменной форме …   Синтаксис: Словарь-справочник

  • речи — (19) 1. Говорить, сказать: И рече Игорь къ дружинѣ своеи: Братіе и дружино! луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти. 5. Хощу бо, рече (Игорь), копіе приломити конець поля Половецкаго. 6. И рече ему Буи Туръ Всеволодъ: Одинъ братъ, одинъ свѣтъ… …   Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

  • РЕЧИ ОРГАНЫ (речевой аппарат) — (англ. speech organs) органы, участвующие в образовании звуков речи. Периферические Р. о. можно разделить на 3 взаимосвязанные системы по их роли в звукообразовании: 1) энергетическая система: дыхательные органы, являющиеся источником энергии для …   Большая психологическая энциклопедия

  • Формы степеней сравнения имен прилагательных —      1. П р о с т а я форма сравнительной степени употребляется во всех речевых стилях, в частности в разговорной речи, а с л о ж н а я в основном свойственна книжной (научной и деловой) речи. Ср. бытовые: брат выше сестры, этот дом выше… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Формы степеней сравнения имен прилагательных —      1. П р о с т а я форма сравнительной степени употребляется во всех речевых стилях, в частности в разговорной речи, а с л о ж н а я в основном свойственна книжной (научной и деловой) речи. Ср. бытовые: брат выше сестры, этот дом выше… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Формы сказуемого —      1. Многие формы сказуемого характерны для разговорной речи. Сюда относятся:           1) сказуемые, выраженные инфинитивом глагола несовершенного вида со значением интенсивности начала действия, например: Он бежать, а я догонять; иногда в… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Формы сказуемого —      1. Многие формы сказуемого характерны для разговорной речи. Сюда относятся:           1) сказуемые, выраженные инфинитивом глагола несовершенного вида со значением интенсивности начала действия, например: Он бежать, а я догонять; иногда в… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • dic.academic.ru

    Виды и формы речи.

    Речь человека многообразна и имеет разнообразные формы.

    В психологии различают два вида речи:

    — внешняя;

    — внутренняя.

    1. Внешняя речь включает устную и письменную речь.

    Одной из первых у человека появилась восклицательная речь. Её основная задача сообщить всем ос воём состоянии или об отношении к окружающим. Восклицание будет принято только в том случае, если окружающие находятся рядом и наблюдают происходящее.

    Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической – это речь поддерживаемая собеседником, в ходе которой собеседник может помочь закончить мысль (беседа), в процессе разговора участвуют двое. Эта речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развёрнутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чём идёт речь, и может мысленно достроить фразу, произнесённую другим собеседником. Выделяют три основных типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.

    Любой диалог имеет свою структуру: зачин — основная часть — концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою

    концовку.

    В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

    Для диалога характерны:

    персональность адресации, т. е. индивидуальное обращение друг к другу;

    спонтанность и непринуждённость – собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, возвращаясь к уже сказанному;

    ситуативность речевого поведения — непосредственный контакт говорящих;

    эмоциональность — ситуативность, спонтанность и непринуждённость речи в непосредственном общении усиливают её эмоциональную окраску.

    Другая форма устной речи называется монологической, или монологом – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли и он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией. Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.

    По цели высказывания монологическую речь делят на три типа:

    информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи — лекции, отчёты, сообщения, доклады.

    убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.

    побуждающая речь

    направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

    Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога:

    1. монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

    2. монолог — это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не разщитан на ответную реакцию собеседника.

    Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определённой степени монолог — это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу.

    Характеризуя эти два вида устной речи надо иметь в виду не их внешнее, а психологическое различие. Они могут быть похожи друг на друга, например, монолог может быть построен по своей внешней форме как диалог, т.е. говорящий может обращаться или ко всем слушателям, или к воображаемому аппоненту.

    Диалогическая и монологическая речь могут быть активной или пассивной. Активная форма речи – это речь говорящего человека, а пассивная – это речь слушающего человека. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребёнок, прежде всего, учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени развития активной или пассивной форм речи. Очень часто бывает, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передаёт свои собственные мысли. И, наоборот, хорошо говорит, но не умеет слушать другого.

    Другим видом речи является письменная речь. Она появилась намного позднее устной. Благодаря письменной речи, люди получили возможность хранить накопленные человечеством знания и передавать их новым поколениям.

    Письменная речь отличается от устной речи тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Она представляет собой разновидность монологической речи, более развёрнута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Она не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

    Письменную речь можно строить произвольно, так как написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине её легче понимать. С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей. Кроме того, процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и письменной речи неодинаково (не редко одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим – устно).

    2. Внутренняя речьэто особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому, для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Она формируется на основе внешней.

    Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развёртывания структуры внутренней речи, построения её в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

    Внутренняя речь, прежде всего, связана с обеспечением процесса мышления.

    Информативность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности её автора к сообщению.

    Понятность речи зависит:

    — от её смыслового содержания;

    — от её языковых особенностей;

    — от соотношения между её сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой стороны.

    Выразительность речи предполагает учёт обстановки выступления, ясность и отчётливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

    studfile.net

    формы речи — это… Что такое формы речи?

  • ФОРМЫ РЕЧИ — ФОРМЫ РЕЧИ. Формы (способы) осуществления речевой деятельности. Речевая деятельность может проходить в монологической и диалогической, устной и письменной форме …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Формы речи — – формы (способы) осуществления речевой деятельности. Речевая деятельность может проходить в монологической и диалогической, устной и письменной форме. См. Устная речь; Письменная речь; Монолог; Диалог; Авторская речь; Прямая речь; …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • формы речи — Формы, способы осуществления речевой деятельности, которая может проходить в монологической и диалогической, устной и письменной форме …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • формы речи — 1) Разновидности речи, различающиеся ,, внешними средствами выражения высказывания. Письменная форма речи (речь, зафиксированная на письме). Устная форма речи (речь звучащая). 2) Стилистические разновидности речи, различающиеся степенью… …   Словарь лингвистических терминов

  • речи — (19) 1. Говорить, сказать: И рече Игорь къ дружинѣ своеи: Братіе и дружино! луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти. 5. Хощу бо, рече (Игорь), копіе приломити конець поля Половецкаго. 6. И рече ему Буи Туръ Всеволодъ: Одинъ братъ, одинъ свѣтъ… …   Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

  • РЕЧИ ОРГАНЫ (речевой аппарат) — (англ. speech organs) органы, участвующие в образовании звуков речи. Периферические Р. о. можно разделить на 3 взаимосвязанные системы по их роли в звукообразовании: 1) энергетическая система: дыхательные органы, являющиеся источником энергии для …   Большая психологическая энциклопедия

  • Формы степеней сравнения имен прилагательных —      1. П р о с т а я форма сравнительной степени употребляется во всех речевых стилях, в частности в разговорной речи, а с л о ж н а я в основном свойственна книжной (научной и деловой) речи. Ср. бытовые: брат выше сестры, этот дом выше… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Формы степеней сравнения имен прилагательных —      1. П р о с т а я форма сравнительной степени употребляется во всех речевых стилях, в частности в разговорной речи, а с л о ж н а я в основном свойственна книжной (научной и деловой) речи. Ср. бытовые: брат выше сестры, этот дом выше… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Формы сказуемого —      1. Многие формы сказуемого характерны для разговорной речи. Сюда относятся:           1) сказуемые, выраженные инфинитивом глагола несовершенного вида со значением интенсивности начала действия, например: Он бежать, а я догонять; иногда в… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Формы сказуемого —      1. Многие формы сказуемого характерны для разговорной речи. Сюда относятся:           1) сказуемые, выраженные инфинитивом глагола несовершенного вида со значением интенсивности начала действия, например: Он бежать, а я догонять; иногда в… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • syntax.academic.ru

    ФОРМЫ РЕЧИ — это… Что такое ФОРМЫ РЕЧИ?

  • Формы речи — – формы (способы) осуществления речевой деятельности. Речевая деятельность может проходить в монологической и диалогической, устной и письменной форме. См. Устная речь; Письменная речь; Монолог; Диалог; Авторская речь; Прямая речь; …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • формы речи — Формы, способы осуществления речевой деятельности, которая может проходить в монологической и диалогической, устной и письменной форме …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • формы речи —   Формы, способы осуществления речевой деятельности, которая может проходить в монологической и диалогической, устной и письменной форме …   Синтаксис: Словарь-справочник

  • формы речи — 1) Разновидности речи, различающиеся ,, внешними средствами выражения высказывания. Письменная форма речи (речь, зафиксированная на письме). Устная форма речи (речь звучащая). 2) Стилистические разновидности речи, различающиеся степенью… …   Словарь лингвистических терминов

  • речи — (19) 1. Говорить, сказать: И рече Игорь къ дружинѣ своеи: Братіе и дружино! луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти. 5. Хощу бо, рече (Игорь), копіе приломити конець поля Половецкаго. 6. И рече ему Буи Туръ Всеволодъ: Одинъ братъ, одинъ свѣтъ… …   Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

  • РЕЧИ ОРГАНЫ (речевой аппарат) — (англ. speech organs) органы, участвующие в образовании звуков речи. Периферические Р. о. можно разделить на 3 взаимосвязанные системы по их роли в звукообразовании: 1) энергетическая система: дыхательные органы, являющиеся источником энергии для …   Большая психологическая энциклопедия

  • Формы степеней сравнения имен прилагательных —      1. П р о с т а я форма сравнительной степени употребляется во всех речевых стилях, в частности в разговорной речи, а с л о ж н а я в основном свойственна книжной (научной и деловой) речи. Ср. бытовые: брат выше сестры, этот дом выше… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Формы степеней сравнения имен прилагательных —      1. П р о с т а я форма сравнительной степени употребляется во всех речевых стилях, в частности в разговорной речи, а с л о ж н а я в основном свойственна книжной (научной и деловой) речи. Ср. бытовые: брат выше сестры, этот дом выше… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Формы сказуемого —      1. Многие формы сказуемого характерны для разговорной речи. Сюда относятся:           1) сказуемые, выраженные инфинитивом глагола несовершенного вида со значением интенсивности начала действия, например: Он бежать, а я догонять; иногда в… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Формы сказуемого —      1. Многие формы сказуемого характерны для разговорной речи. Сюда относятся:           1) сказуемые, выраженные инфинитивом глагола несовершенного вида со значением интенсивности начала действия, например: Он бежать, а я догонять; иногда в… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • methodological_terms.academic.ru

    Формы речи — это… Что такое Формы речи?

  • ФОРМЫ РЕЧИ — ФОРМЫ РЕЧИ. Формы (способы) осуществления речевой деятельности. Речевая деятельность может проходить в монологической и диалогической, устной и письменной форме …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • формы речи — Формы, способы осуществления речевой деятельности, которая может проходить в монологической и диалогической, устной и письменной форме …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • формы речи —   Формы, способы осуществления речевой деятельности, которая может проходить в монологической и диалогической, устной и письменной форме …   Синтаксис: Словарь-справочник

  • формы речи — 1) Разновидности речи, различающиеся ,, внешними средствами выражения высказывания. Письменная форма речи (речь, зафиксированная на письме). Устная форма речи (речь звучащая). 2) Стилистические разновидности речи, различающиеся степенью… …   Словарь лингвистических терминов

  • речи — (19) 1. Говорить, сказать: И рече Игорь къ дружинѣ своеи: Братіе и дружино! луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти. 5. Хощу бо, рече (Игорь), копіе приломити конець поля Половецкаго. 6. И рече ему Буи Туръ Всеволодъ: Одинъ братъ, одинъ свѣтъ… …   Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

  • РЕЧИ ОРГАНЫ (речевой аппарат) — (англ. speech organs) органы, участвующие в образовании звуков речи. Периферические Р. о. можно разделить на 3 взаимосвязанные системы по их роли в звукообразовании: 1) энергетическая система: дыхательные органы, являющиеся источником энергии для …   Большая психологическая энциклопедия

  • Формы степеней сравнения имен прилагательных —      1. П р о с т а я форма сравнительной степени употребляется во всех речевых стилях, в частности в разговорной речи, а с л о ж н а я в основном свойственна книжной (научной и деловой) речи. Ср. бытовые: брат выше сестры, этот дом выше… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Формы степеней сравнения имен прилагательных —      1. П р о с т а я форма сравнительной степени употребляется во всех речевых стилях, в частности в разговорной речи, а с л о ж н а я в основном свойственна книжной (научной и деловой) речи. Ср. бытовые: брат выше сестры, этот дом выше… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Формы сказуемого —      1. Многие формы сказуемого характерны для разговорной речи. Сюда относятся:           1) сказуемые, выраженные инфинитивом глагола несовершенного вида со значением интенсивности начала действия, например: Он бежать, а я догонять; иногда в… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Формы сказуемого —      1. Многие формы сказуемого характерны для разговорной речи. Сюда относятся:           1) сказуемые, выраженные инфинитивом глагола несовершенного вида со значением интенсивности начала действия, например: Он бежать, а я догонять; иногда в… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • stylistics.academic.ru

    Урок русского языка Речь. Формы речи.

    Тема:Речь. Формы речи.

     Цель: дать учащимся общее представление об общении, языке и речи, об адресате речи, формах речи; познакомить с правилами хорошей речи; развивать умение пользоваться языком как средством общения; воспитывать культуру речи.

    Ожидаемые результаты: учащиеся знают, что общение возможно при наличии адресата; осознают значение вежливости в общении, знают этикетные формулы и используют их, умеют проявлять доброжелательность с помощью вербальных и невербальных средств.

    Оборудование: учебник, дидактический материал.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Ход урока

    I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

    —  Вопрос и задание учащимся.

    Раскройте смысл пословиц и поговорок.

    Слово — серебро, молчание — золото.

    Язык мой — враг мой.

    Мели, Емеля, твоя неделя.

    Ласковым словом и камень растопишь.

    — Как данные изречения связаны с темой сегодняшнего урока?

     

    II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

    —  Слово учителя.

    Речь — великое чудо. Она даёт людям возможность общаться и познавать окружающий мир. Общение же даёт возможность вместе работать, обмениваться мыслями и опытом. Речь невозможна без языка, а язык — без речи.

    Речь — это общение с помощью языковых средств.

    Язык — система средств (слов, словосочетаний, предложений, текста), которые существуют для общения.

    А знаете ли вы, как относились к языку в давние времена? Перенесёмся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей: рабовладельца Ксанфа и его раба — первого баснописца Эзопа.

    — Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?

    — Вот, мой господин. Это — язык!

    — Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?

    — Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык — это первое слово ребёнка: «мама», «солнце», «цветок». Язык даёт нам возможность понимать друг друга. Язык — это целый мир.

    — Ну хорошо! Я велел тебе купить и самую дешёвую вещь в мире.

    — Вот она, мой господин!

    — Снова язык?!

    — Да. Язык — это самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.

    Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам возможность говорить обязывает ко многому.

    Чтобы общение приносило радость, нужно вырабатывать навыки общения. Важно проявлять внимание и уважение к тому, с кем вы говорите, кому пишете, то есть к адресату речи.

    —  Работа с учебником.

    1. Прочитайте материал рубрики: [1] «Советуем запомнить!», с. 18.

    2. Прочитайте теоретический материал: [1] с. 19.

    3. Прочитайте текст: [1] «Трудная задача», с. 16-17.

    4. Ответьте на вопросы: [1] рубрика «Отвечайте», с. 19.

    —  Работа с памяткой.

    ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

    1. Помните о цели общения. Оно должно быть полезным и приятным.

    2. Будьте всегда вежливы, употребляйте контактные этикетные выражения, не забывайте называть собеседника по имени или имени и отчеству.

    3. Не перебивайте собеседника.

    4. Не говорите слишком много о себе.

    5. Учитывайте возраст, характер, интересы адресата речи.

    6. Помните: улыбка — важнейшее средство общения.

    —  Слово учителя с элементами беседы.

    Мы можем проверить последнее правило из памятки прямо сейчас. Улыбнитесь. Сохраняйте это положение 30 сек.

    — Что вы почувствовали? Опишите ваши впечатления.

    —  Работа с учебником.

    Выполните упражнение: [1] 24. Учитывая знание правил общения, расширьте диалог, введя в него слова приветствия и прощания, реплики, которые подведут к ситуации общения; [2] 60.

    (Учитель может провести эту работу в парах.)

     

    IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

    —  Вопросы учащимся.

    — Кто такой адресат речи?

    — Почему улыбка — важнейшее средство общения?

    — Как вы будете общаться в стране, языка которой вы не знаете?

    — Каково преимущество языка перед другими средствами общения?

     

    V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Выполнить упражнение:    

    VI. ИТОГ УРОКА

    —  Проблемный вопрос.

    — К чему обязывает нас подаренная нам возможность говорить?

    multiurok.ru

    Формы речи или как мы общаемся

    Во все времена люди отличались друг от друга внешностью, стремлениями, поступками, мыслями и желаниями. Однако при необходимости люди всегда могут «договориться». Так как же это происходит? Что за мистическое действие позволяет двум совершенно разным людям понять друг друга? Речь — это процесс говорения, способ донесения информации индивидуумом до кого-либо.

    Речь в психологии

    В теории русского языка речь принято делить на устную и письменную. Психология же рассматривает три вида речи:

    • мысленную;
    • устную;
    • письменную.

    Связь мышления человека и его речи очевидна, но, тем не менее, длительное время не могла быть изучена. Речь является инструментом мышления, это один из способов самовыражения человека. Но речь и мышление не одно и то же. Мышление может быть и без речи, как и речь может быть не интеллектуальной (широко известны случаи, когда «говорят» животные и птицы).

    В прикладной области психолингвистика позволяет составить психологический портрет, определить пол, возраст, уровень образования и социальный класс человека только лишь по письменному отрывку его речи.

    Речь как способ самовыражения

    Люди пытаются выразить себя через изобразительное искусство, танцы и пение, все их действия направлены на общение с внешним миром. Слово и речь не так зрелищны, как выступления танцоров, но при умелом использовании по силе эмоционального воздействия и красочности речь не уступит ни одному другому способу самовыражения.

    Очень показательна в этом плане фраза, написанная на баке для мусора (фото внизу): «Думай прежде, чем говорить. Читай прежде, чем думать».

    Речь — инструмент не только самовыражения, но и саморазвития человека. Каждый человек должен осторожно пользоваться речью, ведь прежде всего это очевидный показатель его грамотности и индивидуальности.

    История развития речи

    Доподлинно неизвестно, когда и на каком этапе развития человек заговорил. Ученые считают, что первобытные люди могли общаться при помощи жестов и подражательных звуков, но назвать такое общение речью невозможно.

    Ясно одно: в некий переломный момент в определенных группах людей стали появляться первые, общие для всех членов группы «слова». Затем люди стали сочетать их определенным образом, понятным для всех соплеменников, и формировать осмысленные предложения. Этот момент и можно назвать временем появления устной речи.

    Длительное время устная форма речи была единственной. Люди, населявшие землю, были либо кочевниками, либо землепашцами. У них не было свободного времени, чтобы думать о чем-либо, кроме ежедневной рутины.

    Лишь с развитием классовости общества, с появлением зачатков государственности и возникновении необходимости передать накопленные знания появилась письменная форма речи. Считается, что произошло это около 4 тысяч лет назад, именно такой возраст имеют первые найденные пиктограммы. Пиктограмма — это изображение узнаваемых черт объекта в графическом знаке.

    Русская речь или русский язык?

    Очень часто «речь» и «язык» воспринимают как синонимы. Хотя оба понятия составляют общую знаковую систему, они не одно и то же.

    Речь — это выражение мысли посредством языкового кода. Язык — это исторически сложившаяся и социально значимая знаковая система, используемая с целью общения. Другими словами, языков в мире очень много, а речь — это процесс общения: устный или письменный.

    Язык может реализовываться только в речи и имеет ярко выраженное социальное значение, речь индивидуальна для каждого. Выражение «русская речь», скорее всего, отображает принадлежность говорящего к русскому этносу. Словосочетание «русский язык» обозначает один из множества существующих языков на планете.

    Разновидности устной и письменной форм речи

    Помимо деления на устную и письменную, речь подразделяют на продуктивную и рецептивную.

    Устная и письменная формы речи имеют не только различные нормы употребления языка, но и различные сферы применения. Устная речь чаще используется в повседневном, бытовом общении. Письменная речь применяется в системе образования, для деловой переписки, научной деятельности и разного рода формального общения.

    Продуктивные формы речи направлены на творчество, создание устных или письменных текстов, несущих в себе либо отличительный смысл, либо яркую и запоминающуюся форму подачи. Но чаще всего мастера слова сочетают уникальность формы и смысловой нагрузки текста.

    Все большую популярность набирает профессия «speech writer». Спичрайтер — это специалист с глубокими познаниями в области языка и психолингвистики. Работа спичрайтера — яркий пример продуктивной формы речи.

    В его обязанности входит написание не просто красивых и интересных текстов выступлений для общественных деятелей и знаменитостей, но и создание их речевого имиджа. Хороший спичрайтер напишет речь, которая будет гармонировать с внешним обликом, образованием и характером клиента. При необходимости речь может быть составлена таким образом, что говорящий будет казаться лучше, чем он есть на самом деле.

    Рецептивные формы речи связаны с восприятием уже готового текста — устного или письменного, его глубокой аналитической обработкой и анализом. Примером такого восприятия может послужить работа историков над древними манускриптами, деятельность редакторов различных издательств и переводчиков.

    fb.ru

    Читайте также:

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о