Где смысл жизни: В чем смысл жизни и как его найти

Содержание

В чем смысл жизни и как его найти

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовке, великие умы и философы человечества пытались (и пытаются) решить ни раз и ни два. Да что там, о смысле жизни рано или поздно задумывается каждый человек, но единого и однозначного ответа у нас по-прежнему нет.

Возможно потому, что каждый человек воспринимает жизнь, а значит и ее смысл, совершенно уникально, по-своему? Да, все так, однако несмотря на разность, всех людей объединяет общее стремление к самореализации. Вряд ли удастся найти такого человека, у которого не было бы заветной мечты, далекой или близкой цели, внешней или внутренней потребности. Но достаточно ли этого?

Самореализация как потребность

Казалось бы — поешь, поспи и все: доволен и свободен. Но нет, удовлетворения базовых потребностей, несмотря на заветы Маслоу, оказывается недостаточно. Человек, как оказалось, ко всему прочему существо социальное, а некоторые современные психологи еще и добавляют сюда приставку «психо-», порождая человека как «психо-социально-биологическое» существо.

Самореализация как явление располагается как раз где-то на границе психологии и социальной жизни человека.

Вселенная будто бы дает каждому из нас две пары конечностей, чтобы шевелиться, голову, чтобы думать, целую коробку уникальных качеств и предрасположенностей, а потом говорит: «Попробуй-ка теперь что-то с этим сделать, а я посмотрю, как у тебя получится». И мы пробуем, учимся, развиваемся. Пробуем реализовать свой потенциал где угодно — от вязания теплых шарфиков до упорного карабканья по карьерной лестнице.

И, кажется, что смысл жизни должен довольно неплохо вписаться в самореализацию, но не тут-то было! Рано или поздно мы осознаем:

достижение какой-либо цели не может быть смыслом жизни, потому что самореализация — это такой же процесс, как еда или сон, как общение или желание быть в безопасности. Что же это, получается, что смысл жизни расположен где-то глубже? Или его не существует вовсе?

Так есть ли смысл?!

Конечно, законы жанра советуют не раскрывать все карты слишком рано, но все же мы это сделаем: дело в том, что смысла жизни как такового просто… нет. Вселенная, награждая нас теми или иными характеристиками, попросту не думает о том, что из нас получится в итоге. Зато в подарок нам дают свободу и право выбора.

Жизнь предоставляет массу возможностей для того, чтобы мы сами искали и нашли себя. Вся эта длинная цепочка проживаемых лет — огромный экспериментальный центр, в котором мы можем попробовать все на свете. Хотите — постройте дом, заведите семью и большой яблоневый сад, а хотите — станьте великим ученым, художником, юристом, да кем угодно!

Да, можно сказать, что смысл всей жизни заключается в его отсутствии. Но в этом осознании гораздо больше плюсов, чем кажется на первый взгляд! Как минимум, никто из нас не ограничен каким-то предназначением, но волен выбирать свой путь самостоятельно.

Зачем тогда его придумали?!

Понятие «смысл жизни» было придумано людьми и для людей. Можно сказать, что смысл жизни — это вектор развития. Если бы мы ни к чему не стремились, даже на короткой дистанции, в итоге мы бы так ни к чему бы и не пришли.

Смысл жизни у каждого свой. Например, кому-то хочется быть значимым, и человек начинает стремиться к достижению небывалых успехов — как минимум для того, чтобы в итоге не назвать свой тернистый путь бессмысленным. А для кого-то смысл жизни становится способом поддержания интереса к самой жизни. Ведь как можно жить и не знать, зачем ты это делаешь?

Ужасно, но конкретики не существует

Однако несмотря на все сказанное выше, вопрос «Так зачем это все, где мой смысл жизни?» по-прежнему остается. Ответ на него на самом деле лежит на поверхности, и заключается в том, что ответа нет. Никто не может знать наверняка, для чего вы пришли в этот мир и какая у вас должна быть цель. Люди — существа достаточно разумные, поэтому мы вольны выбирать свой смысл сами, видоизменять его, модифицировать, ломать и строить заново. Из чего же его можно сконструировать?

  • Во-первых, развитие. Человек развивается на протяжение всей жизни, а мир вокруг вынуждает нас меняться под него еще больше.
    Важная часть пути развития — это поиск. Когда мы рождаемся, слишком многое об окружающей среде нам не известно, и это подстегивает интерес к познанию. Сначала наши глаза развиваются, чтобы увидеть маму; затем — среду вокруг, объекты, процессы, людей и, что немаловажно, себя любимого. И этот процесс развития вечен, никто не знает всего заранее, но получает информацию постепенно и в том объеме, который он сам для себя определяет.
  • Во-вторых, создание чего-то нового. Кто-то создает шедевральный фильм, музыку или техническое оборудование. Кто-то — семью, небольшую, но полезную компанию, или тот же шарфик в подарок любимой маме. Любой продукт, который мы производим, является отражением того, как мы себя реализуем, и это предельно важно.
  • В-третьих, польза обществу. По-настоящему великим человеком становится не тот, кто обладает уникальным, но никому не интересным талантом, а тот, кто может принести с собой что-то полезное. Реакция других людей на то, что мы делаем, объединяет, приводит к сотрудничеству и продуктивной коммуникации. В результате мы становимся еще более полезными не только для себя, но и для мира вообще.
  • В-четвертых, любовь. И совсем необязательно к другому человеку, к чему угодно: животному, ребенку или хобби. То, что мы создаем, должно нам искренне нравиться, вызывать радость, приятное возбуждение и трепет. Иначе какой смысл в жизни, если она не приносит никакого удовольствия?

Так как найти свой смысл жизни?

Я и смысл жизни

В поисках смысла жизни или личного самоопределения человек находится постоянно, вне зависимости от возраста и социального положения. При этом у каждого, в определенные моменты, наступают так называемые «экзистенциальные кризисы», которые характеризуются состоянием тревоги или психологического дискомфорта.

Подростковый возраст — непростой период, в это время подвергаются сомнению многие понятия, которые казались значимыми или кажутся важными для окружающих людей. Подросток начинает искать себя, задает сам себе и другим новые вопросы, ищет на них ответы.

Процесс может сопровождаться чувством одиночества, непониманием со стороны окружающих. Как справиться с тревожным ощущением того, что смысл жизни пока не найден?

Самый надежный компас на жизненном пути — цель. Б. Крутиер

Универсального смысла жизни не существует

К сожалению, не существует готовых, универсальных рецептов, о которых можно было бы прочитать в учебнике и сразу применить их на практике. Задача каждого человека — разгадать свой индивидуальный смысл, который формируется из внимательного отношения к себе и к тому, что тебя окружает.

Такой период проживают все

Вопросы о смысле жизни задает абсолютно каждый думающий человек. Поиск смысла жизни — неизбежный процесс, который проходит у каждого по-своему. Универсальных временных критериев здесь не существует. При этом важно помнить, что с возрастом и в связи с новыми обстоятельствами смысл жизни может и будет меняться.

Попытайся признать, что пока не нашел(а) смысла

И это нормально.

Позволь себе побыть в состоянии неведения. Помни, что этот период переживают не только подростки, но и взрослые. При необходимости разговора всегда можно обратиться за помощью к близким или специалистам — психологам, психотерапевтам.

Задумайся: что для тебя ценно и важно

Попробуй быть внимательным(ой) к своим мыслям, чувствами, ощущениям. Что тебя вдохновляет? Что дает силы и энергию, вызывает искренний интерес? Кто из твоего окружения ценен и важен для тебя именно сейчас? Возможно, ты уже найдешь подсказку или ответ на свой вопрос.

Обратись к людям, которым ты доверяешь

Можно обсудить тему поиска смысла жизни со своими близкими, родными, друзьями, с теми людьми, которым ты доверяешь. Спроси у них, ради чего они живут? Что для них важно? Слушай внимательно. Ведь тем, кого ты спрашиваешь, тоже непросто, как и тебе, говорить на экзистенциальные темы. Возможно, услышанные истории будут полезны для тебя.

Найти свою дорогу, узнать свое место в жизни — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою. В.Г. Белинский

Почитай биографии авторитетных для тебя людей

Отсутствие смысла на данный момент вовсе не означает, что ты не сможешь реализоваться в жизни. Подумай, есть ли люди, авторитетные для тебя? Почитай биографии тех, кем ты восхищаешься. И ты поймешь, что далеко не каждый человек находил и понимал свое жизненное предназначение в подростковом или юношеском возрасте.

А твоих сверстников интересует данная тема?

Не стесняйся задать вопрос на волнующую тебя тему своим друзьям. Возможно, кто-то также, как и ты, находится в состоянии непонимания своего пути и испытывает из-за этого разные эмоции. Или найдутся ребята, которые пока не задумывались об этом.

Не бойся пробовать новое

Смысл жизни у каждого свой. Как его найти? Живи, общайся, развивайся! Используй каждую минуту жизни для раскрытия своих талантов, а они у тебя точно есть. Получай новые знания, формируй новые навыки, тебе это в жизни точно пригодится.

Ошибок нет. Есть только опыт

Абсолютно любая жизненная ситуация, даже негативная — это только опыт, который позволяет по-другому посмотреть на привычные вещи, открывает в нас что-то новое. Старайся анализировать и извлекать смысл из того, что происходит с тобой, принимай настоящее во всем его многообразии, тренируй осознанность и рефлексию.

Специалисты Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ всегда готовый прийти тебе на помощь. Не стесняйся, звони на «теплую линию» или приходи к нам. Тебя внимательно выслушают, подскажут что делать, дадут профессиональный совет.

А в чем смысл жизни? – Власть – Коммерсантъ

Первый зампред патриаршей комиссии РПЦ протоиерей Димитрий Смирнов предложил ввести в школах новый предмет — «Смысл жизни».

«Достичь поставленных целей, при этом не нагадив ближнему»

Александр Иншаков, каскадер


В служении отечеству. Если у отечества будет все в порядке, то и у каждого будет хорошо. Так воспитывали в деревне, где я родился. Смысл жизни появляется благодаря прежде всего родительскому воспитанию, и я его никогда не терял. Смысл жизни тяжело формализовать, поэтому, нужен ли такой предмет в школе, я смогу сказать только тогда, когда увижу учебник или программу.

Александр Торшин, первый зампред Совета федерации


Я для себя не нашел смысла жизни, и если протоиерей его знает, с удовольствием бы его послушал. А для детей не нужно выдумывать новых предметов. Нужно вспомнить, как нам преподавали русский язык, литературу, математику и прочие науки. А церковь в светском государстве не должна вмешиваться в вопросы образования.

Андрей Макаревич, музыкант


Для верующего мусульманина смысл жизни в вере, поклонении единому Богу и совершении благодеяний. Нужно рассказывать подросткам о взаимоотношении человека с Богом, с обществом, с родителями, о взаимоотношениях между мужем и женой, соседями. В школе уже есть «Основы религиозных культур», поэтому не думаю, что надо вводить новый предмет. О смысле жизни лучше говорить более глубоко, но уже в воскресных школах.

Рушан Аббясов, зампред Совета муфтиев России


Боюсь, что я еще не понял. Но такой разговор в школе нужен. Большинство людей вообще не знают, зачем живут. Возможно, это заставит их сильнее задуматься, чем стоит человеку заниматься, в отрыве от моды, рынка и прочих вещей. Лишь 1% людей делают то, что им нужно делать, и это гении.

Егор Кончаловский, режиссер


В борьбе за социальную справедливость, за интересы трудового народа. Я почерпнул его из книги Николая Островского «Как закалялась сталь», когда мне было 14 лет, и руководствуюсь им всю жизнь. Будет ли польза от такого предмета сегодня, зависит от того, кто и как его будет преподавать. Но я против церковного преподавания этого предмета.

Вадим Соловьев, зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству (КПРФ)


В самой жизни. Какой еще предмет? Что за глупости? Зачем искать смысл, как ищут национальную идею? Чего искать? Мы с этим живем века. Надо уважать и соблюдать традиции. В этом и будет смысл. Смысл жизни не ищут — человек рождается с ним. И как он свою жизнь реализует — это его личное дело.

Надежда Бабкина, народная артистка РСФСР


Я задавался этим вопросом раз пять, и всякий раз ответы были разными. Во время пубертатного периода казалось, смысл в том, чтобы стать знаменитым и успешным. Второй раз — когда окончил университет и думал, куда пойти. После рождения детей казалось, смысл в детях… Думаю, будут еще разные ответы, а пока он в самой жизни, когда ты получаешь удовольствие и даришь его другим. И лучше родителей никто этого не объяснит.

Мирослав Мельник, председатель совета директоров компании «Бетта групп»


Достичь поставленных целей, при этом не нагадив ближнему и оставив о себе приятные воспоминания. Это понимание складывалось всю жизнь. Вообще, объяснить смысл жизни сложно, можно лишь сформулировать принцип «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». И, будь я ребенком, мне бы не хотелось, чтобы пришел дядя и стал учить меня смыслу жизни, когда вокруг такой яркий и красивый мир!

Александр Иншаков, каскадер


Для меня — в моих детях. Если протоирей имел в виду теологический аспект, то это будет лишним. А для идеологического воспитания предмет надо по-другому назвать. Как объяснить это ребенку, если меня вопрос ставит в тупик? Есть разные школы и течения философии, у каждого свое понимание. Смысл моей жизни — привнести что-то новое и улучшить жизнь тех, кто живет со мной в одном социуме, дать пример детям.

Александр Сидякин, депутат Госдумы («Единая Россия»)


В любви к Богу, своей земле, родителям, детям. В любви к другим. Когда ты живешь ради этого, смысл есть. Если для себя — в такой жизни смысла нет. Когда ты стараешься облегчить горе любого человека, смысл есть. И так бы я объясняла детям. А как название для учебного предмета эти слова меня пугают.

Анастасия Мельникова, депутат заксобрания Санкт-Петербурга, заслуженная артистка России


Не знаю, но у меня еще есть время, чтобы найти ответ.

Александр Балуев, актер


Весь путь российской цивилизации — это поиск смысла жизни. И мне сложно себе представить, как и кто будет детям объяснять смысл жизни. Это очередная попытка ввести идеологическую дисциплину под прикрытием духоподъемных задач. Детей даже жалко в такой ситуации.

Ирина Прохорова, член федерального гражданского комитета партии «Гражданская платформа»


В служении Христу и людям — нашим ближним. В России действует больше 2500 церковных социальных проектов — богаделен, детдомов, приютов, реабилитационных центров. Люди, которые их организовали, доказывают, в чем подлинный смысл: в служении не себе, а другим.

Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский

ВОПРОС НЕДЕЛИ/ДЕВЯТЬ ЛЕТ НАЗАД*

А вы когда каяться будете?

Михаил Ходорковский, покаявшийся в грехе олигархического либерализма, оказался «страшно далек от народа».

Ходорковскому неужели, чтобы это написать, надо было идти в тюрьму?

Борис Березовский, член-корреспондент РАН


Покаяние — вещь полезная, особенно тем, кому есть в чем покаяться. Однако я все время уделяю бизнесу, семье и здоровью. И я не хотел бы лезть в политику, комментируя подобные материалы.

Владимир Виноградов, бывший глава Инкомбанка


Что касается письма Ходорковского, то могу сказать одно: народ прозревает.

Александр Смоленский, бывший глава банка «СБС-Агро»


Ни каяться, ни выступать с какими-либо программными заявлениями не собираюсь.

Александр Лившиц, бывший вице-премьер и министр финансов


Пусть каются те, кто называет себя либералами. Они выражают интересы олигархов и монополий.

Сергей Глазьев, бывший министр внешних экономических связей


Однажды придется. Только при чем здесь Ходорковский?

Дмитрий Рогозин, вице-спикер Госдумы


Наша очередь еще не пришла. Сначала пусть коммунисты покаются, потом КГБ. После них, может быть, и я покаюсь. А то получается, кто-то должен каяться, а кому-то и так все сойдет.

Альфред Кох, бывший вице-премьер, бывший глава ГКИ


Были ошибки, но каяться не собираюсь. Мои ошибки не связаны с предательством и ограблением народа. А антиалкогольной кампанией я горжусь.

Егор Лигачев, бывший член Политбюро ЦК КПСС

*Должности указаны на момент опроса.

Смысл жизни там, где царит смерть

Фотогалерея

19 марта 2015 в 17.00 в ауд. 25 Главного учебного корпуса (Малый Кисловский пер., д. 6) состоялась научно-практическая конференция кафедры ИФЛИ «Смысл жизни там, где царит смерть», посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Модератор конференции: зав. каф. истории, философии и литературы ГИТИСа д. филол. н., проф. Ястребов А.Л.
C научными докладами выступили следующие педагоги: зав. каф. истории, философии и литературы ГИТИСа д. филол. н., проф. Ястребов А.Л., к. филол. н, доц. Анищенко М.Г., к. культурологии, доц. Кургузов А.В., к. филол. н., доц. Редина О.Н., д. филос. н., проф. Красиков В.И., к. филол. н., доц. Захаров Э.В., к. псих. н., доц. Выскочил Н.А., к. филос. н., доц. Дергачев Г.Б, к. ист. н., доц. Симонова Т.М., д. филол.н., проф. Алпатова Т.А., к. ист. н., проф. Харитонович Д.Э., к. филол. н., проф. Мурзак И.И, МПГУ.

В увлекательной научной дискуссии участвовали студенты продюсерского, актерского и режиссерского факультетов ГИТИСа.

За всю историю человечества произошло более 15000 войн, унесших около 3.5 млрд. человеческих жизней. Наш век вошел в историю человечества, в историю человеческой культуры как самый жестокий век, в котором на долю людей выпало испытание двух самых кровопролитных, антигуманных, самых разрушительных мировых войн.

Образ войны в философско-культурологическом значении — явление интегративное, включающее в себя как рефлексию войны, так и анализ сопутствующих войне социокультурных процессов духовного и материального характера на рациональном и чувственном уровнях познания. Он представляет возможность фиксации, осмысления и трансформации культурного опыта человечества в войнах для целей уяснения, рассмотрения предназначения роли войн в культурном поле мировой истории.

Образ войны в культуре как философско-культурологическое знание представляет собой отражение деятельности человека и сообщества людей в войне, обусловленную социально-политической, экономической, правовой, моральной, религиозной и художественной составляющей социокультурной действительности.

В образе войны четко прослеживается диалектическая связь реального объективного мира: человек — культура, человек — война, культура — война. Неоспоримо главенствующее положение в этом соотношении принадлежит человеку, являющемуся источником и культуры, и войны.

В образе войны представлена не только историческая, но и социально-генетическая данность войны как особого вида человеческой деятельности с ярко выраженным собственным стилем и традициями. Именно война во многом предопределила направления и характер совершенствования самого человека и создаваемого им мира.

Образ войны в культуре модифицируется вместе с изменением характера социокультурных явлений. В образе войны отражаются качественные структурные преобразования общества и его вооруженных сил, способы и приемы подготовки людей к войне, условия и формы комплектования армий государств, изменяется теория и практика ведения военных действий.

Война — явление многомерное. Так или иначе в ней находят отражение почти все стороны жизни общества, спроецированные, однако, на экстремальную ситуацию конфликта с внешним миром, с другими социумами. Общество в войнах, особенно крупных, вынуждено мобилизовать весь свой экономический, социальный, оборонный ресурсный потенциал. Но в ряду этих ресурсов ключевым практически всегда оказывается собственно человеческий потенциал в различных его проявлениях. Здесь и демографические характеристики населения страны, определяющие ее мобилизационные возможности, и качество населения, включающее его культурный, образовательный уровень. Здесь и целая совокупность явлений, относящаяся к духовно-психологической сфере, от ценностных ориентации членов общества до его психологической устойчивости, определяющейся рядом социокультурных и историко-ситуационных факторов.

Программа конференции и тезисы докладов Алпатовой Т.А.,Выскочил Н.А., Дергачева Г.Б., Захарова Э.В., Красикова В.И.,Кургузова А.В., Мурзак И.И., Рединой О.Н., Симоновой Т.М.,Ястребова А.Л.

{{title}}

{{#if description}}

{{description}}

{{/if}} {{#if size}}

Размер : {{bytesToSize size}}

{{/if}}

Краснодарцы рассказали, в чем смысл жизни

Если вы никогда раньше не задумывались, в чем состоит смысл жизни, то сегодня самое время, ведь именно 20 апреля празднуется День поисков смысла жизни. Из-за бытовых дел и насущных проблем у нас совсем не осталось времени для того, чтобы остановиться и подумать: ради чего все эти стрессы, нервы и старания? Праздник создан как раз для того, чтобы каждый обратил внимание на себя и сам себе ответил на простой вопрос: «А в чем смысл вашей жизни?»

Александр Старостин, завскладом:

– Смысл жизни однозначно в том, чтобы прожить ее счастливо, а вот что  каждый человек вкладывает в это понятие, это уже другой вопрос. Главное, не акцентировать внимание на материальном. Да, вокруг много соблазнов, но через годы это не будет иметь никакого значения. Про себя я еще не знаю, ответ сам должен прийти.  

Дарья Спружевник, помощник директора:

– Для меня смысл жизни в том, чтобы обеспечить себе достойную жизнь и вырастить сына хорошим человеком. Самое трудное – это не отвлекаться сильно на мелкие проблемы, которые порой кажутся концом света. Еще хочется построить хорошую карьеру, чтобы уважали как специалиста, но, думаю, это входит в понятие достойной жизни.       

Мария Кулик, предприниматель:

– Я иногда слушаю своих друзей, их размышления на разные темы, волнующие их, и поражаюсь. Мне кажется, мой смысл жизни –
помогать превращать кислород в углекислый газ. Чем старше становлюсь, тем страшнее, что что-то сделала не так и пошла не в ту сторону. Поэтому для меня смысл жизни – найти себя и болеть за дело, которым увлечена.     

Иванна Иванова, дизайнер:

– По мне, так смысл жизни в том, чтобы прожить ее приятно. Не мучиться на нелюбимой работе или дома от отсутствия реализации. Не страдать в одиночестве или замужем только потому, что в обществе «так принято», и делать все, основываясь на чужом мнении.

Владимир Хоменков, администратор:

– Смотря кто спрашивает. Вообще, смысл жизни любого человека в размножении, в продолжении своего рода. Так изначально задумано. Понятно, что сейчас мы как существа разумные отошли от этой основной цели. Для меня смысл жизни – жить в комфорте и такой же комфорт обеспечить всем своим родным.    

Дина Колодьянова, преподаватель:

– Для меня главное – это давать детям как можно больше. Я всегда работала с детьми и не хочу менять свою специальность. Моя работа – раскрыть ребенка, показать миру его таланты, научить его не бояться сцены и публики. Когда я вижу, как после выступлений счастливы дети и родители, то понимаю, что все делаю правильно. 

Нина Тимофеева, культорганизатор:

– Раньше смысл жизни был в том, чтобы детей на ноги поставить, а теперь они – наша опора и надежда. Пытаемся помогать с внуками, но дети требуют, чтобы занялись собой и отдохнули. Вообще, только на пенсии пришло понимание, что совещания, планы, отчеты – совсем неважно. Главное, чтобы семья была счастлива и окружающие вас люди уважали.

Чтобы понять смысл жизни – Департамент психологии – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Андрей Прокудин, выпускник бакалавриата факультета психологии Высшей школы экономики, в этом году заканчивает обучение на магистерской программе ВШЭ «Персонология и экзистенциальная психотерапия». Работает спортивным психологом в Училище Олимпийского Резерва №2.



Андрей Прокудин

— Андрей, почему вы выбрали именно факультет психологии ВШЭ, рассматривали вы другие варианты?

— Так получается, что у меня в жизни все происходит благодаря появлению в ней каких-то знаковых людей, которые встречаются тогда, когда это необходимо. На момент поступления в Вышку я занимался с репетиторами, и одним из них был выдающийся биолог Анатолий Валентинович Пименов, Заслуженный учитель РФ. Благодаря ему я влюбился в человека как такового, меня заинтересовали механизмы функционирования человеческого организма с точки зрения биологии и психологии, и если бы я не стал психологом, то был бы биологом или ушел бы в медицину. К последней, кстати, сейчас все больше приближаюсь. Что касается выбора вуза, то я рассматривал только вышкинский факультет, я ходил сюда на подготовительные курсы на факультет довузовской подготовки ВШЭ и считал Вышку одним из самых лучших российских вузов. Но ситуация «отсутствия выбора» иногда оказывает более сильное влияние на жизнь, чем множественный выбор. Я счастлив там, где нахожусь, и в какой-то момент поймал себя на мысли, что я фанат Вышки.

— Сейчас вы учитесь на российско-австрийской магистерской программе «Персонология и экзистенциальная психотерапия». Чем вас привлекла эта программа?

— Еще одна знаковая фигура в моей жизни — это Альфрид Лэнгле, руководитель программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия». Обучаясь в бакалавриате, я ходил к нему на лекции. Его экзистенциальный анализ стал развитием логотерапии австрийского психолога Виктора Франкла, центральным элементом которой является духовное измерение бытия человека в мире. Экзистенциально-аналитическая теория рассматривает человека как одаренное духом существо, а не как зашоренное бессознательными комплексами, действующее на основании импульсов или выученных способов поведения. Система ценностей, смыслов, переживаний, которую использует экзистенциальный анализ, дает человеку возможность понять, что именно представляет собой наполненная смыслом, по-настоящему исполненная жизнь. Подобное видение психологической помощи нашло отклик в моей душе, и дело не только в австрийском сертификате, который получают выпускники программы, а в том, что ты будешь иметь на выходе как профессионал и просто как человек. Но при этом экзистенциальная терапия Лэнгле — это не метафизика, а хорошо проработанные методики обхождения с собой и своей жизнью. Мы страдаем от бессмысленности и пустоты жизни даже тогда, когда внешне жизнь выглядит вполне благополучно, а что говорить про тех, у которых ко всему прочему есть сложности на работе, в семье, бытовые неурядицы. На мой взгляд, вопросы уникальности человеческой жизни, понимания своей сущности и смысла жизни остро стоят перед современным человеком.

— Что эта программа дает вам в профессиональном плане? Какие навыки, знания, полученные за это время, вы уже используете в работе?

— Обучение на программе осуществляется в соответствии с европейскими стандартами подготовки психологов, консультантов и психотерапевтов. Это означает, что свою профессиональную работу ты начинаешь с себя в специально организованных процедурах индивидуального и группового самопознания, которые сопровождают весь процесс обучения. Открываешь в себе то, о чем никогда не спрашивал, смотришь туда, куда не смотрел, видишь то, чего не видел. Это тяжелая работа, требующая сил и времени. Но благодаря подобной работе, у тебя появляется возможность «вносить себя» в общение с клиентом, твоя личность становится психологическим инструментом в консультационном процессе.

Сейчас моя работа связана в большей степени с практической психологией, поэтому я против каких-то инструментов, которые будут пылиться в заброшенных хозяйский амбарах. Я принимаю все направления, методы и методики, которые могут быть полезны моим клиентам: коучинг, работа в группе, игры, тренинговые упражнения, суггестивные техники и ментальные тренировки, телесные практики и методики экзистенциальной терапии. Работая в рамках экзистенциально-аналитической парадигмы, я стараюсь установить с клиентом контакт, добиться Встречи с большой буквы, о которой говорят наши преподаватели. Экзистенциальный терапевт всегда еще и феноменолог, который способен непредвзято и без ожиданий открыться тому, что явно и неявно предъявляет другой человек. Контакт между терапевтом и клиентом, возникающий в процессе такого взаимодействия, иногда, на мой взгляд, намного эффективнее других психологических техник.

— Какова сфера ваших научных и профессиональных интересов?

— Все прозаично — это спорт. И знаковая фигура здесь — доцент кафедры общей и экспериментальной психологии ВШЭ Алексей Улановский. Он пришел к нам в аудиторию на втором курсе бакалавриата читать лекцию по психологии мотивации и эмоций, рассказывал, в том числе, и про мотивацию в спорте, а я на тот момент как раз пытался найти свое место в психологии. Инициативу развивать спортивную психологию в рамках факультета в академическом плане поддержал наш и.о. декана Владимир Артурович Штроо, который стал моим научным руководителем. Сейчас я работаю в Училище Олимпийского Резерва №2, занимаюсь психологическим сопровождением сборных команд России по велоспорту (маунтинбайк, велотрек). Кстати, спорт дал мне еще одну профессию — массажиста; для меня это, среди прочего, возможность использовать тело спортсмена в психологической подготовке.

В психологии спорта есть своя специфика. Спортсменам нужно постоянное психологическое и физическое «сопровождение», в том числе и после окончания соревнований. Я стараюсь работать с каждым спортсменом индивидуально, в зависимости от ситуации и потребности опекаемого человека находить адекватный психологический «инструмент». Порой кого-то надо успокоить, кому-то помочь настроиться, на кого-то просто посмотреть. Был случай, когда пришлось стоять в лесу, в конце тяжелой для подъема горы, чтобы спортсмен смог преодолеть этот участок.

Подавать собственный пример один из основных способов воздействия психолога на спортсменов. Во время сборов я живу в том же режиме, что и спортсмены: считаю для себя обязательным выход на зарядку, сопровождение на тренировках, участие в вечерней растяжке. В исключительных ситуа¬циях я вынужден (в интересах дела, конечно же) диктовать свою волю спортсмену — как отдыхать, когда перетерпеть, о чем подумать перед стартом. Все это, в моем понимании, и является психологическим сопровождением спорта высших достижений.

Мои личные занятия спортом практически закончились с началом работы, но я стараюсь играть в футбол по выходным с нашей командой в рамках Чемпионата Вышки.

— Что запомнилось за годы обучения в бакалавриате и магистратуре больше всего?

— Трудно вспомнить что-то или кого-то одного. Я стараюсь брать все, что дает Вышка в плане лекций, семинаров. Правда, в последнее время в связи с частыми командировками не всегда удается присутствовать на том, что действительно важно. Философия университета позволяет делать собственные мастер-классы, workshop. Мне сейчас вспомнился один из таких, с участием Брайена Аллена — президента Австралийской Ассоциации Гипноза. Это была открытая встреча, приглашались все желающие, в том числе студенты Вышки, присутствовали коллеги из МГУ. Наверное, как организатор и заинтересованное лицо не могу объективно оценивать это событие, но это была очень полезная встреча, на которой обсуждались современные модели суггестивных техник, непосредственная практика и случаи современного применения гипноза, в том числе во время хирургических операций.

—  Каким вы видите свое будущее?

— Сейчас главное — окончить магистратуру. Потом хочу дать себе время немного отдохнуть. Пока в планах нет продолжения учебы, в ближайшие три года, по крайней мере. Если говорить о спорте, то этот год будет очень тяжелым. С 7 по 10 июня в Москве пройдет Чемпионат Европы по маунтинбайку (горный велосипед). С 27 июля по 12 августа в Лондоне пройдут XXX Олимпийские Игры. С 6 по 9 сентября Чемпионат Мира в Австрии по байку. Примерно в эти же сроки Чемпионат Европы и Мира по велотреку. Между этими, самыми крупными соревнованиями, будут проходить различные международные гонки, кубки Мира. В такие ответственные старты «горят» все: тренера, механики, медицинский персонал, поэтому подготовка к ним отнимает много времени и сил.

В конце года хотел бы принять участие в краткосрочной образовательной программе в рамках Европейской Федерации Спортивной Психологии (FEPSAC), членом которой я являюсь. Пару недель в конце сентября планирую посвятить себе, хочу посетить Испанию. В общем интересного много! А загадывать дальше не хочу.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

В поисках смысла жизни | «ООН-Женщины» – Европа и Центральная Азия

Меня зовут Наталья Минаева, мне 47 лет. 20 лет назад я узнала, что у меня ВИЧ, я принимала наркотики в то время. Моя первая мысль тогда – я скоро умру.

Дата: 27 октября 2016 г.

История Натальи Минаевой, 47 лет, г. Темиртау

Меня зовут Наталья Минаева, мне 47 лет. 20 лет назад я узнала, что у меня ВИЧ, я принимала наркотики в то время. Моя первая мысль тогда – я скоро умру. Позже были дикие истерики, что не смогу иметь детей. Тогда было мало информации о ВИЧ, было много слухов, додумывания, не было никакого бережного отношения к тем, у кого обнаруживали ВИЧ. До сих пор помню, как ко мне домой приехали медики и начали бесцеремонно брать кровь у всех родственников…

Мне повезло с родителями, у меня очень доверительные отношения с ними. Когда мама узнала о моем статусе, она попросила меня дать шприц, хотела обменяться со мной кровью, чтобы тоже заразиться…. Таким образом она выражала свою поддержку.

В 1996 году у меня выявили ВИЧ, а два года спустя я оказалась в тюрьме. Меня посадили в так называемый «СПИД барак». Я была первым жителем такого барака. Это специальное место в колонии, куда определяли всех, у кого обнаруживали ВИЧ. Нас боялись, нас отделили, все на нас смотрели как на смертников. Сами осужденные нас жалели, а администрация боялась к нам подходить. Тогда было мало информации, люди боялись, но такое встречается очень часто и сейчас.

Будучи в колонии, я познакомилась с Еленой Билоконь (директором Казахстанской Сети женщин, живущих с ВИЧ), которая приехала туда с ознакомительной поездкой, рассказывая о своей программе и работе организации. Она предложила мне работу сразу после освобождения. Я думаю, что Елена сделала мне такое предложение, потому что я, как никто другой, испытала на себе все проблемы и сложности, связанные с дискриминацией лиц, живущих с ВИЧ. Кроме того, я имела опыт отбывания срока в колонии, имея ВИЧ-статус, я прекрасно понимала таких же женщин и могла найти к ним подход. Я стала работать аутрич-сотрудником и помогать женщинам, которые узнали о своем ВИЧ-статусе, сейчас я помогаю тем женщинам, которые либо находятся в местах лишения свободы, либо вышли оттуда. Я консультирую их, помогаю адаптироваться в социуме, отправляю необходимые запросы в государственные органы, оказываю социальное сопровождение – мы направляем таких женщин в СПИД-центр, в центры занятости, помогаем оформить документы, получить необходимые пособия, и т.д. Женщины приходят к нам в офис, но мы также консультируем их по телефону, нам звонят нуждающиеся в помощи из разных регионов страны.

Наталья смотрит в будущее с надеждой.

Моя большая гордость и мой личный прорыв — это то, что я выучилась на уличного юриста, и сейчас являюсь уличным юристом Евразийской сети женщин, живущих с ВИЧ. Таких уличных юристов у нас в стране только двое, и я одна из них. Как уличный юрист я помогаю женщинам по юридическим вопросам, являюсь общественным представителем во время судебных процессов. Мы помогаем людям, употребляющим наркотики, перенаправляем их на заместительную терапию.

Эта работа стала моим смыслом жизни, она дает мне силы, возможность помогать людям, тем, которые оказались в такой сложной ситуации, как и я сама когда-то. Я начала жить по-другому, жизнь приобрела новый смысл. Благодаря тренингам, в рамках проекта «ООН-женщины», я смогла улучшить свои знания, прошла обучение по ораторскому искусству, по лидерским навыкам. Это очень помогает мне в моей работе. Я никогда не могла представить себе, что моя жизнь будет иметь какой-то смысл.

Вы знаете, я очень люблю людей, для меня помощь людям – это стимул. Когда-то мне, женщине, употребляющей наркотики, со статусом ВИЧ, побывавшей в местах лишения свободы, протянули руку помощи. Теперь я возвращаю долг, помогая другим женщинам, и это мой смысл жизни.

В чем смысл жизни? Руководство к жизни со смыслом

«В чем смысл жизни?» — один из самых фундаментальных и окончательных вопросов, который веками занимал величайшие умы человечества. Жить со смыслом кажется конечной целью.

Ответы, какими бы разнообразными они ни были, восходят к самому, самому началу вещей — к нашему существованию, к причинам, по которым люди были «созданы», к нашему стремлению к самосовершенствованию и, конечно же, к религия.

Вряд ли есть недостаток в интерпретациях того, что такое «хорошая жизнь», что делает нас счастливыми и наполненными, и что мы можем сделать, чтобы достичь этого желанного состояния.

Если вы поговорите с ученым — скажем, с физиком и биологом — о цели нашего существа, они, вероятно, расскажут вам увлекательную историю Большого взрыва, истоки существования Вселенной и эволюцию видов к где мы находимся сегодня.

Но эволюция — это не то, что на самом деле движет нами и заставляет нас продолжать жить и выживать, преодолевая жизненные невзгоды, не так ли? Это намного больше, чем это.Это то, что делает нас людьми — наш разум, наше чувство самосознания, наши амбиции, мечты и цели.

Итак, когда вы размышляете о причинах своего существования, вы должны думать в русле своих ценностей, прогресса, сообщества, семьи и, да, воспроизводства.

Исторические перспективы жизни со смыслом

Прежде чем раскрыть эти смысловые элементы, давайте сделаем шаг назад и посмотрим, какими мудрецами на протяжении всей истории была жизнь, основанная на цели.

Греки

Древние греки верили в концепцию « eudaimonia», «», что переводится как «счастье» или «благополучие».Все великие греческие философы — Сократ, Платон, Аристотель — считали, что хорошая жизнь означает жить в состоянии эвдемонии.

Толкования того, что это означает, различаются. Некоторые раньше думали, что цель может быть найдена в обретении добродетелей (таких как самоконтроль, храбрость, мудрость).

Аристотель, например, считал, что эвдемония требует не только хорошего характера, но и действий и достижения совершенства. Эпикур — другой выдающийся грек — понимал хорошую жизнь как жизнь, доставляющую удовольствие и свободу от боли и страданий.

Цинизм

Знаменитая греческая школа мысли считала, что смысл жизни — жить добродетельной жизнью, согласующейся с природой. Они учили, что счастливая жизнь проста — свободна от собственности, отвергая желания богатства, собственности, славы или секса. Скорее, люди должны пройти тщательное обучение и жить так, как им кажется наиболее естественным.

Стоицизм

Школа стоиков, основанная Зеноном из Кития около 300 г. до н. Э., Считала, что хорошая жизнь — это «жить в согласии с природой».«Стоицизм призывает делать добро, сохраняя при этом спокойствие, сосредотачиваясь на том, что важно и находится под нашим контролем, не тратя зря мысли о том, что мы не можем изменить.

Теизм

Теисты верили в существование божества, Бога, создавшего вселенную. Таким образом, цель нашей жизни согласуется с целью Бога в создании вселенной, и именно Бог придает нашей жизни смысл, цель и ценности. Это относится к современным религиоведению и к тому, как и почему мы ищем смысл, выходящий за рамки того, что легко увидеть или понять.

Экзистенциализм

Согласно этой философии 20-го века, поддерживаемой такими известными умами, как Сорен Кьеркегор, Федор Достоевский, Жан-Поль Сартр и Фридрих Ницше, все люди обладают свободой воли. Считается, что каждый человек придает смысл своей жизни, а не обществу или религии. Следовательно, цель каждого уникальна и субъективна в зависимости от обстоятельств и понимания.

Проще говоря, смысл вашей жизни — это то, чем вы решили быть.

Что придает смысл вашей жизни?

Основываясь на приведенном выше кратком обзоре истории, кажется, что интерпретация того, что наполняет наше существование смыслом и целью, несколько варьируется в зависимости от исторического периода и школы мысли.

Но, несомненно, есть некоторые общие черты и повторяющиеся идеи. Причина нашего существования проявляется как нечто большее, чем мы сами — например, служение воле Бога или вклад в жизнь общества. В то же время все это имеет нюансы, потому что оно преломляется через наши индивидуальные призмы.

Тем не менее, вещи, которые могут быть хорошими кандидатами на роль творцов смысла в нашей жизни, можно разделить на несколько основных категорий:

Социальные сети

Поскольку люди являются социальными существами, у нас есть врожденная потребность соединяться с другими, быть частью группы, чувствовать, что мы принадлежим и что у нас есть кто-то, кто заботится о нас.

Согласно самому продолжительному исследованию счастья и удовлетворенности жизнью, которое длилось более 75 лет, хорошая жизнь заключается в качестве наших отношений. «Время с другими, — говорит нам профессор Вальдингер, руководивший исследованием, — защищает нас от ушибов жизненных взлетов и падений».

Но не только наша дружба делает жизнь стоящей. Это наши семьи, дети, братья и сестры. Это все люди, к которым мы испытываем любовь и привязанность и которые, в свою очередь, дарят нам свои.

Достижение

Хотя привязка нашей ценности исключительно к результатам наших усилий может вызвать нестабильное чувство собственного достоинства, мы все же хотим, чтобы наши успехи превосходили по численности наши неудачи.Мы хотим чувствовать, что движемся вперед, прогрессируем и реализуем свои цели.

Исследования показали, что достижения делают нашу повседневную жизнь более значимой.

И это не приманка всеобщего внимания или желание славы, которые сделают наше существование стоящим. Важно признание наших усилий, признательность и признание. Другими словами, мы хотим, чтобы наши действия имели значение и имели значение.

Вы можете узнать больше о том, как выглядит личный успех, из этого видео с The Lifehack Show:

Компетентность, знания и опыт

Эти движущие силы цели тесно связаны с концепцией достижения.

Конрад Лоренц, австрийский лауреат Нобелевской премии, наиболее известный своим принципом привязанности, однажды сказал:

«Сама жизнь — это процесс приобретения знаний».

Стать лучшими в том, что мы делаем, сегодня является важной частью движения за самосовершенствование. Пожалуй, наиболее широко это выражено в японских понятиях кайдзен и сёкунин . Кайдзен — это процесс непрерывного совершенствования посредством обучения и накопления опыта, чтобы улучшить себя как образ жизни.

Шокунин — значит ремесленник. И это о том, чтобы гордиться тем, что мы делаем, и собой. Это стремление стать лучше — в личном и профессиональном плане.

Как достичь своей цели в жизни

На самом деле, однако, существует гораздо больше оттенков и представлений о хорошо проведенной жизни, чем трех перечисленных выше категорий.

Вот еще несколько идей о том, где искать собственное чувство цели и удовлетворения.

1. Знайте, что делает вас счастливыми

Это включает в себя ваши увлечения, желание общаться с другими, читать, писать, путешествовать, оставаться в форме.Эти занятия, которые вам нравятся, хотя они могут и не дать вам Единого смысла вашей жизни, все же несут в себе огромный потенциал, чтобы сделать вас удовлетворенными и счастливыми.

Они — шпоры радости. Вы можете называть их мини-значениями, которые со временем могут способствовать достижению ваших больших целей и задач.

Но сегодня они все равно предложат вам то, чего стоит ждать, повод проснуться утром.

2. Воспроизведение

Эволюционная биология дает нам основную причину нашего человеческого существования — обеспечение продолжения человеческой жизни в обозримом будущем

.То есть смысл сводится к выживанию и продолжению существования нашей семьи.

В этом ключе, когда люди говорят о том, что делает жизнь достойной жизни, часто речь идет о детях и семье. Это также связано с нашей основной потребностью принадлежать и иметь с кем поделиться своими успехами.

3. Желание оставить след в мире

С осознанием быстротечности нашей жизни приходит естественное желание создать что-то ценное, чтобы оставить миру.

У всех нас есть возможность влиять на жизни других.Вы можете начать с одной мелочи — того, что для вас важно, и опираться на это.

Например, если вам нравятся животные, вы можете усыновить щенка — дать ему лучшую жизнь. Вы также можете стать волонтером в местном продовольственном приюте или начать разбирать мусор, чтобы помочь планете.

Это как однажды сказала Мать Тереза:

«Мы не можем делать великих дел, но можем делать маленькие дела с большой любовью».

Осмысленная жизнь — это забота.

Как вести полноценную жизнь

1.Будьте сострадательными и заботьтесь о себе

Согласно исследованию Британской национальной службы здравоохранения в 2014 году, есть пять шагов, которые мы можем предпринять, чтобы вести более значимую жизнь:

  • Связь с общественностью и семьей
  • Физические упражнения
  • Непрерывное обучение
  • Отдавать другим
  • Внимательность к окружающему миру.

Эти рекомендации подразумевают, что солнечный свет в нашу жизнь приносит поиск способов заботиться о себе и делать то, что заставляет нас чувствовать себя хорошо.

Нет нужды убеждать вас в пользе отдачи и медитации — они хорошо известны — как для нашего физического, так и для психического здоровья.

Быть добрым, сострадательным и помогать другим — это действительно выигрышное поведение для увеличения продолжительности жизни и уменьшения стресса и депрессии, так что мы также можем испытать жизнь во всей ее красочности.

2. Будьте полезным

По словам Дариуса Форо, известного предпринимателя, автора и влиятельного лица, смысл жизни не в том, чтобы искать счастья, а в том, чтобы приносить пользу.

«Все сводится к следующему — что вы ДЕЛАЕТЕ, чтобы изменить ситуацию?»

Вместо того, чтобы искать счастья и смысла в материальных вещах, мы должны заниматься полезными делами — помогать и делать других счастливыми, создавать что-то.

«Меньше всего я хочу быть на смертном одре и осознавать, что нет никаких доказательств того, что я когда-либо существовал».

3. Связь с миром

Другой влиятельный человек, Ален де Боттон, основатель известного блога The School of Life, считает, что смысл жизни сводится к трем направлениям:

  • Связь
  • Понимание
  • Сервис

«Некоторые из наших самых значимых моментов связаны с примерами связи», — пишет он, будь то, например, человеку, песне или книге.Это выводит нас из изоляции. Понимание — это наша способность понимать мир, а служение — работать над улучшением жизни других.

4. Используйте модель PURE

Наконец, Питер Вонг, канадский экзистенциальный психолог, предложил модель, известную как PURE, чтобы люди могли открывать смысл своей жизни:

  • P: Цель и стоящие цели.
  • U: Недооценка — того, кто мы есть, и мира вокруг нас.
  • R: Мы несем исключительную ответственность выбирать ту жизнь, которую мы хотим, и владеть нашими действиями и их последствиями.
  • E: Evaluation , чтобы убедиться, что мы идем по пути к нашим целям.

Вы можете исследовать множество путей, которые принесут вам чувство цели. Это правда, что иногда вам может казаться, что ваши действия — всего лишь капля в море, что вы слишком малы, чтобы что-то изменить.

Но это неправда.

Смысл в том, чтобы раскрыть в себе лучшее, сделать добро себе и другим. Если мы все привержены цели улучшения себя и мира, в котором мы живем — как бы банально это ни звучало — единственная капля может вырасти и превратиться в волну.

Подводя итоги

Поиск смысла жизни — это, пожалуй, самая важная движущая сила всего, что мы делаем. Это причина всех причин. И на этот вопрос нет однозначного ответа.

Один из самых известных способов достичь своей цели — это создать собственное племя; стремясь стать лучшей версией себя; помогая и служа другим, ставя цели и стремясь их достичь.

Трудно понять, что именно означает цель, потому что это довольно обширное понятие.Каждый из нас может интерпретировать это как угодно.

Наверное, в конце концов, нет единого смысла в жизни . Возможно, лучший способ увидеть нашу цель и существование — это скорее мозаика. Каждый опыт, каждый аспект нашей жизни — семья, друзья, достижения, признание — составляет часть. Вы должны взглянуть на нее во всей ее полноте, чтобы сказать, довольны ли вы картиной, которую нарисовали сами.

Или, может быть, как сказал Виктор Франкл:

«Смысл жизни в том, чтобы придавать жизни смысл.”

И каждый из нас вправе решать, что, когда и как жизнь имеет смысл.

Больше вдохновения о смысле жизни

Автор фотографии: Дональд Джаннатти через unsplash.com

Смысл жизни согласно различным философиям

Можно ли одним словом передать смысл жизни? Возможно, это наивно, но нет ничего плохого в том, чтобы получить простой ответ на, казалось бы, простой вопрос: зачем жить? Здесь мы визуализировали наиболее известные философии, которые занимались этим вопросом за последние 5000 лет.