Гениальных: Опубликован список ныне живущих гениальных людей: Мир: Lenta.ru
Консалтинговая компания Synectics опубликовала список ста гениев современности. Рейтинг сформирован на основе опроса, проведенного летом 2007 года в Великобритании. В исследовании приняли участие 4 тысячи человек. По полученным данным, наибольшее количество гениев живет в США, на втором месте — Великобритания.
1. Альберт Хоффман — химик (Швейцария)
1. Тим Бернерс-Ли — изобретатель Интернета (Великобритания)
3. Джордж Сорос — меценат (США)
4. Мэтт Гренинг — мультипликатор, создатель сериала «Симпсоны» (США)
5. Нельсон Мандела — политический деятель (ЮАР)
5. Фредерик Сэнджер — химик (Великобритания)
7. Дарио Фо — писатель, драматург (Италия)
7. Стивен Хокинг — физик (Великобритания)
9. Оскар Нимейер — архитектор (Бразилия)
9. Филипп Гласс — композитор (США)
9. Григорий Перельман — математик (Россия)
12. Эндрю Уайлс — математик (Великобритания)
12. Ли Хунчжи — духовный лидер (Китай)
12. Али Джаван — инженер (Иран)
15. Брайан Ино — композитор (Великобритания)
15. Демиен Херст — художник (Великобритания)
15. Дэниэл Тэммет — лингвист (Великобритания)
18. Николсон Бейкер — писатель (США)
19. Даниэль Баренбойм — музыкант (Израиль)
20. Роберт Крамб — художник (США)
20. Ричард Докинз
20. Ларри Пэйдж и Сергей Брин — создатели поисковой системы Google (США)
20. Руперт Мердок — издатель (США)
20. Джеффри Хилл — поэт (Великобритания)
25. Гарри Каспаров — шахматист (Россия)
26. Далай-Лама — духовный лидер (Тибет)
26. Стивен Спилберг — режиссер (США)
26. Хироси Исигуро — создатель роботов (Япония)
26. Роберт Эдвардс — один из создателей ЭКО (Великобритания)
26. Шеймус Хини — поэт (Ирландия)
31. Гарольд Пинтер — писатель, драматург (Великобритания)
32. Флосси Вонг-Стаал — биолог (Китай)
32. Бобби Фишер — шахматист (США)
32. Принс — музыкант (США)
32. Генрик Горецки — композитор (Польша)
32. Аврам Ноам Хомский — философ и лингвист (США)
32. Себастьян Трун — создатель роботов (Германия)
32. Нима Архани-Хамед — физик (Канада)
32. Маргарет Тернбулл — астробиолог (США)
40. Элейн Пейджелс — историк (США)
40. Энрике Остреа — врач (Филиппины)
40. Гэри Беккер — экономист (США)
43. Мохаммед Али — боксер (США)
43. Осама бин Ладен — исламист (Саудовская Аравия)
43. Билл Гейтс — создатель корпорации Microsoft (США)
43. Филип Рот — писатель (США)
43. Джеймс Уэст — физик (США)
43. Тан Во-Дин — биолог, медик (Вьетнам)
49. Брайан Уилсон — музыкант (США)
49. Стиви Уандер — певец, композитор (США)
49. Винт Серф — разработчик компьютеров (США)
49. Генри Киссинджер — дипломат и политический деятель (США)
49. Ричард Брэнсон
49. Пардис Сабети — антрополог (Иран)
49. Джон де Моль — телевизионный продюсер (Нидерланды)
49. Мерил Стрип — актриса (США)
49. Маргарет Этвуд — писательница (Канада)
58. Пласидо Доминго — оперный певец (Италия)
58. Джон Лэссетер — мультипликатор (США)
58. Сунпей Ямадзаки — физик, разработчик компьютеров (Япония)
58. Джейн Гудел — антрополог (Великобритания)
58. Кирти Нараян Чоудхури — историк (Индия)
58. Джон Гото — фотограф (Великобритания)
58. Пол Маккартни
58. Стивен Кинг — писатель (США)
58. Леонард Коэн — поэт, музыкант (США)
67. Арета Франклин — певица (США)
67. Дэвид Боуи — музыкант (Великобритания)
67. Эмили Остер — экономист (США)
67. Стивен Возняк — разработчик компьютеров, соучредитель компании Apple (США)
67. Мартин Купер — инженер, изобретатель сотового телефона (США)
72. Джордж Лукас — режиссер (США)
72. Нил Роджерс — музыкант (США)
72. Ганс Циммер — композитор (Германия)
72. Джон Уильямс
72. Аннет Бейер — философ (Новая Зеландия)
72. Дороти Роув — психолог (Великобритания)
72. Иван Марчук — художник, скульптор (Украина)
72. Робин Эсковадо — композитор (США)
72. Марк Дин — разработчик компьютеров (США)
72. Рик Рубин — музыкант и продюсер (США)
72. Стэн Ли — издатель (США)
83. Дэвид Уоррен — инженер (Австралия)
83. Йон Фоссе — писатель, драматург (Норвегия)
83. Гертруда Шнакенберг — поэтесса (США)
83. Грэм Лайнхэн — писатель, драматург (Ирландия)
83. Джоан Роулинг — писательница (Великобритания)
83. Кен Рассел — режиссер (США)
83. Михаил Калашников — конструктор стрелкового оружия (Россия)
83. Эрик Джарвис — нейробиолог (США)
91. Чэд Уорах — основатель благотворительной организации Samaritans (Великобритания)
91. Николас Хайек — бизнесмен, основатель компании Swatch (Швейцария)
91. Аластер Хэнни — философ (Великобритания)
91. Патрисия Бат — врач (США)
94. Томас Джексон — инженер, разработчик аэрокосмических технологий (США)
94. Долли Партон — певица (США)
94. Моррисси — певец (Великобритания)
94. Майкл Ивис — организатор музыкального фестиваля Glastonbury (Великобритания)
94. Реналф Файенс — путешественник (Великобритания)
100. Квентин Тарантино — режиссер (США)
Ударение: гениа́льный прил.
- В высшей степени одаренный.
- Свойственный гению (2*, характерный для него.
- Созданный гением; совершенный.
- разг. Очень хороший, чрезвычайно удачный.
- Выделяющийся среди себе подобных в каком-либо отношении; редкостный, исключительный.
гениа́льный
через польск. genialny или нем. genial (начиная с Шиллера) из лат. geniālis; Клюге-Гётце 198.
ГЕНИА́ЛЬНЫЙ, гениальная, гениальное; гениален, гениальна, гениально.
1. Исключительно даровитый, обладающий гением (в 1 ·знач. ). Гениальный композитор.
2. Исключительный по внутреннему достоинству, свойственный гению. Гениальное стихотворение.
3. Чрезвычайно остроумный, удачный (
мастерский, способный, талантливый, высокоталантливый, филигранный, тонкий, утонченный, великий, феноменальный, одаренный, архигениальный
архигениальный, великий, высокоталантливый, мастерский, одаренный, способный, талантливый, тонкий, утонченный, феноменальный, филигранный
гениа́льный,
гениа́льная,
гениа́льное,
гениа́льные,
гениа́льного,
гениа́льной,
гениа́льных,
гениа́льному,
гениа́льной,
гениа́льному,
гениа́льным,
гениа́льный,
гениа́льную,
гениа́льное,
гениа́льные,
гениа́льного,
гениа́льную,
гениа́льное,
гениа́льных,
гениа́льным,
гениа́льной,
гениа́льною,
гениа́льным,
гениа́льными,
гениа́льном,
гениа́льной,
гениа́льном,
гениа́льных,
гениа́лен,
гениа́льна,
гениа́льно,
гениа́льны,
гениа́льнее,
погениа́льнее,
гениа́льней,
погениа́льней
ая, ое, лен, льна
1. Обладающий гением1. Г. поэт.
2. Характеризующийся гением1. Гениальное произведение. Гениальность — свойство гениального.
Почему Ньютон смог открыть закон всемирного тяготения только после того, как ему на голову упало яблоко? Почему так совпало, что Архимед закричал «Эврика!», когда принимал ванну? Случайно ли таблица химических элементов привиделась Дмитрию Менделееву во сне?
Вовсе нет. Существует четкая закономерность: очень часто гениальные озарения приходят как бы сами по себе, когда человек находится в состоянии расслабления. Этот тезис подтверждает и свежее исследование российской компании «Битрикс24». Работа называется «Как и где российские предприниматели находят идеи для бизнеса?». Специалисты опросили топ-менеджеров и владельцев 892 российских компаний и пришли к удивительным выводам.
Подтвердилось, что практически бесполезно истязать себя на рабочем месте, пытаясь родить плодотворную идею. Глобальные решения, которые иной раз способны перевернуть мир, рождаются в других местах и в нерабочее время.
Чаще всего (в 29% случаев) гениальные озарения случаются дома.
Какое место в вашем доме самое продуктивное для идей?Фото: Рушан КАЮМОВ
Другой источник мудрых мыслей — это дорога (28%). Впрочем, для знатоков Гоголя здесь нет ничего нового. «Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала!» — восклицал создатель «Мертвых душ» и отправлялся в путь, в Италию. Что же касается рабочего места, то здесь вы можете собрать лишь чахлый интеллектуальный урожай (20% оригинальных решений). Можете смело сослаться на эту жалкую цифру, когда босс в очередной раз будет возмущаться, почему вас нет на работе. Ведь и ежу понятно, что вы остались мыслить дома исключительно в его интересах.
Время с 9 до 18, которое мы проводим на работе, — самое бесплодное с точки зрения креативных возможностей. Темнота не только друг молодежи, но и муза гигантов мысли.
Стоит только завершить рабочий день, как идеи — каждая величиной с Нобелевскую премию — начнут стучаться в вашу дверь так же энергично, как сосед снизу, обнаруживший, что вы его заливаете.
40% озарений происходит в темное время
Почему же колоссальные волевые усилия, которые мы прилагаем, чтобы решить сложную задачу, очень часто заканчиваются пшиком? А изящное решение, словно издеваясь над нами, находится само собой, когда мы занимаемся какой-нибудь ерундой. Например, чистим картошку или принимаем душ.
Какой вид домашней деятельности вас вдохновляет?Фото: Рушан КАЮМОВ
Человека, который нашел объяснение этому парадоксу, зовут Маркус Райхл. Это американский профессор неврологии из Университета Сент-Луиса. Он открыл нейронную сеть пассивного режима работы мозга (СПРРМ). Райхл обратил внимание, что при выполнении какой-то конкретной задачи мозг тратит энергии всего на 5 процентов больше по сравнению с фоновой активностью. А львиную долю энергии (около 80%) мозг расходует на какую-то работу, не связанную с внешними раздражителями.
Занявшись изучением механизмов работы нашего серого вещества, Маркус вскоре наткнулся на еще один парадокс. Стоило только участнику эксперимента приступить к какой-то осознанной деятельности (например, читать вслух), как энцефалограмма демонстрировала угасание активности некоторых зон мозга, которые в состоянии «безделья» демонстрировали очень высокую работоспособность. В частности «замолкала» медиальная теменная кора, где хранится «архив» событий нашей собственной жизни. И «отключалась» префронтальная кора, которая играет главную роль в социальном поведении, взаимодействии с другими людьми и помогает нам планировать свои действия.
Проведя ряд экспериментов, профессор Райхл доказал — когда мы релаксируем или витаем в облаках, наш мозг вовсе не бездельничает. Как раз в тот момент, когда мы не отвлекаем ресурсы мозга на обработку внешних раздражителей, внутри серого вещества происходит наиболее активный анализ уже имеющейся информации.
Выяснилось, что префронтальная и медиальная теменная кора являются главными центрами управления сети пассивного режима работы мозга. По образному выражению Райхла, работу мозга можно сравнить с симфоническим оркестром, где роль разных инструментов играют те или иные зоны (сенсорные, двигательные или ассоциативные). А СПРРМ является главным дирижером этого оркестра, он отвечает за то, чтобы все участки мозга работали гармонично и не мешали друг другу.
Условно говоря, перед вами возникла неотложная проблема — вы включаете волевые усилия и в голове заработали «ударные инструменты». Но концентрация внимания, приводит к тому, что замолкает «духовая и струнная секции» — ими приходится жертвовать, чтобы мобилизовать усилия и повысить концентрацию. Зато когда внешние раздражители уходят, за дело берется «дирижер»: различные области мозга начинают активно обмениваться друг с другом сигналами. Вы впадаете в некую прострацию, грезите или думаете о чем-то беспредметном. Оркестр начинает играть в едином ритме, и внезапно образуется новый нейронный контакт, который приводит к рождению гениальной идеи. И вы кричите: «Эврика! Я открыл!».
КСТАТИ
Почему «Мыслитель» Родена не придумает ничего великого
Что думают по поводу исследования «Битрикс24» отечественные ученые?
За комментарием мы обратились к доктору наук, заведующему лабораторией когнитивных исследований факультета психологии Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимиру Спиридонову.
— Владимир Феликсович, получается работа в офисе по жесткому графику с 9 до 18 противопоказана думающему человеку?
— Скажем так, рабочее место совсем не лучшее место для творчества. Это площадка для решения текущих проблем. Ежедневно вам приходится разгребать кучу не самых сложных, но очень многочисленных технических ситуаций, из которых и складывается рабочий день. Для того, чтобы придумывать что-то оригинальное и неожиданное, не обязательно менять «прописку» — скорее, нужен другой способ мышления. Но сидя за своим рабочим столом вы с трудом можете отвлечься от рутины и перейти в иной режим сознания.
— Как происходят озарения?
— Есть куча историй о том, как полководцы, ученые, изобретатели придумывали что-то экстравагантное и эффективное. Из этих историй мы знаем, что для озарения нужен определенный антураж. Необходимо оторваться от инерции привычного. Перед глазами должно появиться нечто, что рождает у вас какие-то неожиданные мысли.
— То есть Архимеду необходимо было принять ванну, чтобы его осенило: тело, погруженное в жидкость, вытесняет объем жидкости равный себе…
— В случае с Архимедом — да. Но чаще говорят о том, что полезно гулять по блошиным рынках и художественным галереям. Бывать в музеях, где собраны всякие редкости, заглядывать в хозяйственные магазины, где на полках стоит черт-те что. В конце-концов можно просто гулять, глазея по сторонам. А с другой стороны мы знаем, что продуктивными бывают не самые бодрые состояния сознания. Это процесс засыпания или наоборот переход от сна к бодрствованию. Эффективно входить в состояние медитации, когда вы долго наблюдаете за тем, как горит огонь или течет вода. Но тут есть один очень важный момент: когда мы начинаем эти состояния изучать экспериментально, выясняется, что идеи приходят только в тех случаях, когда вы их активно ищете.
— Но почему продуктивен именно момент расслабления, а не минуты, когда вы изо всех сил рожаете ответ? Почему волевые усилия, которые написаны на лбу у роденовского мыслителя, не приводят к появлению гениальных мыслей?
— Да, «Мыслитель» Родена вряд ли найдет выход из тупика. Есть такая штука, которую психологи называют «репрезентация задач». Говоря совсем просто, когда мы осознанно и последовательно решаем какую-то проблему, то активизируюем определеные знания, которые с нею связаны и могут нам помочь. Снижение контроля, скажем при отходе ко сну, позволяет и другим, часто неожиданным «кусочкам» знания проникнуть в сознание. И это помогает решить задачу.
— Можете дать практический совет, что нужно делать думающему человеку, чтобы поймать «золотую рыбку»?
— С одной стороны, требуются постоянные усилия: чтобы задачи решались их надо постоянно решать. А с другой — необходимы специальные приемы. Очень часто таким удачным трюком является «мозговой штурм»: обсуждение трудностей в маленькой группе людей (3-4 человека), с которыми вам комфортно взаимодействовать. При этом они сами должны хорошо разбираться в проблемной ситуации и уметь посмотреть на ваши рецепты критическим взором или хотя бы задавать вам правильные вопросы. А второе — это то, о чем мы говорили: прогулки по лестистым холмам, блошиные рынки, галереи… Но надо понимать, что все эти премудрости являются хорошим подспорьем, но ничего вам не гарантируют.
Вам не придётся долго ждать прибытия лифта, ведь на кнопку можно нажать уже по дороге к нему
Гениальное изобретение для шопоголиков! Вешалка для выбранных вещей и тех, над которыми стоит подумать
Судя по местонахождению этих кнопок в лифте, они созданы специально для тех, у кого вечно заняты руки
Этот фонтанчик специально сконструирован так, чтобы из него могли пить и животные
Идеальная лавочка для дождливой погоды!
В этой коробочке жевательные резинки и бумага на случай, если жвачка вам уже надоела
Забор-лавка. Гениально!
Такие стулья можно встретить на горнолыжных курортах. Ящичек предназначен для шлема и перчаток
Это зеркало не запотевает. Подогреватель срабатывает, как только вы включаете воду
Такую рукоятку придумали для двери в общественном туалете. Вы открываете дверцу ногой и не прикасаетесь к ней рукой
К внутренней стороне этой рубашки пришит лоскут из микрофибры, предназначенный для чистки очков
Совершенная лопаточка!
Этот человечек показывает, насколько загружен лифт
Парковочные места специально обозначены на бордюре, чтобы было легче поставить машину, ориентируясь по зеркалам
Изобретение для тех, кто хочет спрятаться от шпионов
Однако презрение Эйнштейна к авторитетам также заставило его подвергнуть сомнению устоявшиеся понятия — да в такой форме, о которой хорошо обученные сотрудники академии даже не помышляли. А медленное речевое развитие позволило ему сохранить свежесть восприятия при наблюдении за теми повседневными явлениями, которые другие люди рассматривали как нечто само собой разумеющееся. «Нормальный взрослый человек вообще не задумывается над проблемой пространства и времени, — однажды объяснил Эйнштейн. — Я же развивался интеллектуально так медленно, что пространство и время занимали мои мысли, когда я стал уже взрослым».
Так было в 1905 году, когда он тянул лямку эксперта третьего класса в швейцарском Бюро патентов, выпустившись из Цюрихского Политехникума, где по финальным результатам оказался четвертым в своей группе из пяти выпускников. Эйнштейн произвел революцию в нашем понимании вселенной, предложив два краеугольных камня современной физики: теорию относительности и квантовую теорию. И он сделал это, отказавшись от одного из основных предположений, сделанных Исааком Ньютоном в начале его «Принципов», о том, что время идет параллельно, секунда за секундой, независимо от того, как мы его наблюдаем. Сегодня имя и образ Эйнштейна — нимб из всклокоченных волос, пронзительный взгляд — неотделимы от наших представлений о типичном гении.
Потом есть еще Стив Джобс. Во многом подобно Эйнштейну, который, в ходе мучительных размышлений над своми теориями брал в руки скрипку и играл Моцарта (он говорил, что это помогает ему восстанавливать связь с космической гармонией), Джобс верил в высокое назначение красоты, полагал, что искусство, точные и гуманитарные науки должны быть связаны. Бросив учебу в колледже, Джобс ходил на занятия по каллиграфии и танцам, а потом отправился искать духовное просветление в Индии — в итоге каждый созданный им продукт, начиная с Macintosh и заканчивая iPhone, в отличие от продуктов его конкурентов обладал едва ли не духовной по своей природе красотой.
Изучение биографий таких людей привело меня к Леонардо да Винчи, который, на мой взгляд, является величайшим творческим гением в истории. Опять же, это не означает, что он отличался исключительным умом. Да Винчи не мог похвастаться ни сверхчеловеческим интеллектом таких теоретиков, как Ньютон или Эйнштейн, ни математическими способностями своего друга Луки Пачоли.
Но он умел мыслить как художник и ученый, а это давало ему нечто более ценное: способность визуализировать теоретические концепции. Возможно, Пачоли и развил теории Евклида, проведя влиятельные исследования в области математической перспективы и геометрических пропорций. Однако оживили их именно иллюстрации да Винчи — изображения ромбокубооктаэдров и десятков других многогранных геометрических форм — что в конечном счете оказалось важнее. На протяжении многих лет он делал подобного рода иллюстрации для таких наук, как география (трехмерные карты, которые он чертил для военачальника Чезаре Борджиа), анатомия (его знаменитые рисунки «витрувианского человека» и плода в утробе матери), и многих других — и все это одновременно с работой над рядом произведений, ставших шедеврами мирового искусства.
Как и Франклин, да Винчи был главным образом самоучкой. Он родился вне брака, а значит, не мог следовать по стопам своего отца нотариуса и не имел права посещать одну из «латинских школ», где холеным молодым людям раннего Ренессанса преподавали классиков и гуманитарные науки. К тому же, подобно Эйнштейну, да Винчи проявлял исключительную независимость.
Казалось, его часто уязвляла собственная неграмотность, недаром он не без иронии называл себя «необразованным», но вместе с тем да Винчи не выносил «глупых людишек», которые смели относиться к нему без должного уважения. «Они расхаживают, напуская на себя важный вид, исполненные самомнения, разряженные и украшенные результатами не своих, а чужих трудов», — писал он в одной из своих записных книжек.
Таким образом, да Винчи научился бросать вызов общепринятым представлениям, игнорируя пыльную схоластику и средневековые догмы, накопленные на протяжении тысячелетий со времен упадка классической науки. Он был, по его собственным словам, учеником опыта и эксперимента. «Leonardo da Vinci, disscepolo della sperientia», — подписался он однажды. Этот подход к решению задач оказался как минимум революционным, предвосхитившим научный метод, разработанный более чем столетие спустя Фрэнсисом Бэконом и Галилео Галилеем. И он вознес да Винчи даже над самыми величайшими умами того времени. «Талант достигает цель, которую никто не может достичь, — писал немецкий философ Артур Шопенгауэр. — Гений — ту, которую никто не может увидеть».
Как и в случае Эйнштейна, самой вдохновляющей чертой да Винчи было любопытство. Тысячи страниц в его сохранившихся записных книжках пестрят заинтересовавшими ученого наблюдениями. Он хотел знать, что вызывает у людей зевоту, каким образом ходят по льду во Фландрии, каковы методы возведения круга в квадрат, что заставляет закрываться аортальный клапан, каким образом глаз воспринимает свет и что это значит для художественной перспективы. Он ставил перед собой задачи разобраться с такими вопросами, как устройство плаценты теленка, челюстей крокодила, мышц лица, понять природу лунного света и краев теней. «Описать, как устроен язык дятла», — отметил он в одной из моих любимых записей. Великое и благородное стремление да Винчи состояло в том, чтобы узнать все неизвестное обо всем, что можно было бы узнать, включая космос и наше место в нем.
Зачастую любопытство у него вызывали такие вещи, о которых большинство из нас в силу возраста даже не задумывается. Взять, к примеру, голубое небо. Мы видим его почти каждый день, однако едва ли многие из нас во взрослом возрасте продолжают задаваться вопросом, почему оно именно такого цвета. А вот интерес да Винчи к этому предмету не ослабевал. Много страниц исписал он в своей записной книжке, исследуя то, как в результате рассеяния света водяным паром появляются разного рода туманные или яркие оттенки голубого. Эйнштейн тоже ломал голову над этим вопросом: опираясь на работу лорда Рэлея, он разработал математическую формулу рассеяния света.
Да Винчи ни на миг не прекращал свои наблюдения окружающего мира. Гуляя по крепостным рвам замка Милана, он обращал внимание на поочередное движение пар крыльев четырехкрылых стрекоз. Проходя по улицам города, он следил за тем, как выражения лиц говоривших друг с другом людей соотносились с их эмоциями. Когда он видел птиц, он отмечал, какие из них совершали более быстрые движения крыльями на подъеме, а какие — на спуске. Наливая воду в миску, он наблюдал за образованием водоворотов.
Как и Франклин — который подростком сбежал на корабле в Англию, а потом измерил температуру океанских течений, став первым человеком, который точно нанес на карту Гольфстрим — да Винчи во время своих поездок неустанно отслеживал и изучал вихревые движения воздуха.
Благодаря этим наблюдениям его картины наполнялись целым рядом ярких художественных деталей, начиная с водной ряби вокруг лодыжек Иисуса, стоящего в реке Иордан, на картине «Крещение Христа» и заканчивая невероятными по силе рисунками Потопа. Он также был первым человеком, объяснившим, каким образом идущие от сердца потоки крови вызывают закрытие аортального клапана. А его рисунок «витрувианского человека» — произведение, в котором анатомическая точность сочетается с потрясающей художественной красотой — стало прославленным символом связи искусства и науки.
Бывают гении в определенной области, такие как Леонард Эйлер в математике или Вольфганг Амадей Моцарт в музыке. Но, по-моему, самые интересные гении — те, которые способны различить в бесконечной красоте природы систему. Гений да Винчи охватывал сразу многие дисциплины. Он счищал плоть с лиц умерших людей, вырисовывал мышцы, отвечающие за движение губ, а потом из-под его кисти на свет явилась самая незабываемая улыбка в мире. Он изучал человеческие черепа, делал многослойные рисунки костей и зубов, а потом с невероятной физиологичностью воплотил в живописи агонию святого Иеронима в пустыне. Он исследовал математические законы оптики, показал, как лучи света ударяют по роговице, а потом в «Тайной вечери» создал магическую иллюзию визуального изменения перспективы.
Разумеется, существовало множество других жадных до знаний энциклопедистов, и в эпоху Возрождения появлялись другие люди Возрождения. Но никто из них не написал портрета Моны Лизы, и уж тем более не сделал этого одновременно с созданием непревзойденных анатомических рисунков на основе множественных вскрытий, а также схем для отвода рек, объяснением того, как свет отражается от Земли на Луну, препарацией все еще бьющегося сердца убитой свиньи, дабы разобраться с работой желудочков, проектированием музыкальных инструментов, постановкой театрализованных представлений, использованием окаменелостей, чтобы оспорить библейский рассказ о потопе, а затем созданием рисунков этого потопа. Да Винчи был гением, но не просто потому, что это был человек большого ума. Он был, что важнее, воплощением универсального разума, человеком, который проявлял больший интерес к большему числу вещей, чем кто-либо в истории.
Уолтер Айзексон — бывший главный редактор Time, является автором книг Benjamin Franklin: An American Life; Einstein: His Life and Universe; Steve Jobs and Leonardo Da Vinci, на основе которых была написана данная статья.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
гениальный — Толковый словарь Кузнецова
гениа́льный
ГЕНИАЛЬНЫЙ -ая, -ое; -лен, -льна, -льно.
1. Обладающий гением (1 зн.). Г. человек. Г. учёный, композитор, художник. Г. полководец.
2. Свойственный гению (2 зн.), созданный им; творчески совершенный. Г. ум. Г-ое научное открытие. Г-ое предвидение. Г-ая музыка. Г-ое произведение.
3. Разг. Чрезвычайно удачный. Г. выход из положения. У меня г-ая мысль!
◊ Просто, как всё гениальное. Шутл. О том, чему нашлось простое и легкое объяснение.
◁ Гениально, нареч. (2-3 зн.). Г. играть на скрипке. Все г. просто! Гениальность, -и; ж. Г. учёного, поэта, художника. Г. открытия, изобретения. До гениальности, в зн. нареч. Разг. Необычайно, в высшей степени. План был до гениальности прост.
Источник: Большой толковый словарь русского языка Кузнецова на Gufo.me
Значения в других словарях
- гениальный — гениальный кр. ф. -лен, -льна, -льно Орфографический словарь. Одно Н или два?
- гениальный — гениа́льный через польск. genialny или нем. genial (начиная с Шиллера) из лат. geniālis; Клюге-Гётце 198. Этимологический словарь Макса Фасмера
- гениальный — гениальный I прил. 1. Соотносящийся по знач. с сущ. гений I, связанный с ним. 2. Обладающий гением гений I как высшей степенью творческой одаренности; одаренный в высшей степен. Толковый словарь Ефремовой
- гениальный — См. гений Толковый словарь Даля
- гениальный — прил., употр. сравн. часто гениален, гениальна, гениально, гениальны; гениальнее; нар. гениально 1. Гениальными называют в высшей степени одарённых людей, обладающих незаурядным умом и талантом. Гениальный человек. Толковый словарь Дмитриева
- гениальный — Гениальный, гениальная, гениальное, гениальные, гениального, гениальной, гениального, гениальных, гениальному, гениальной, гениальному, гениальным, гениальный, гениальную, гениальное, гениальные, гениального, гениальную, гениальное, гениальных… Грамматический словарь Зализняка
- гениальный — ГЕНИ’АЛЬНЫЙ, гениальная, гениальное; гениален, гениальна, гениально. 1. Исключительно даровитый, обладающий гением (в 1 ·знач. ). Гениальный композитор. 2. Исключительный по внутреннему достоинству, свойственный гению. Гениальное стихотворение. Толковый словарь Ушакова
- гениальный — орф. гениальный; кр. ф. -лен, -льна Орфографический словарь Лопатина
- гениальный — ГЕНИАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Обладающий гением (в 1 знач.), свойственный гению. Г. поэт. Гениальное произведение. Просто, как всё гениальное (о том, чему нашлось лёгкое и простое объяснение; шутл.). | сущ. гениальность, и, ж. Толковый словарь Ожегова
- гениальный — ГЕНИАЛЬНЫЙ ая, ое. génial,-e adj. 1. В высшей степени одаренный. БАС-2. Гойя тоже так себе и даже очень так себе — это геньяльный дилетант. 31. 10. 1910. Серов — И. С. Остроухову. // С. 2 422. Словарь галлицизмов русского языка
- гениальный — см. >> способный Словарь синонимов Абрамова
- гениальный — прил., кол-во синонимов: 12 архигениальный 1 великий 23 высокоталантливый 8 мастерский 13 одаренный 23 сверхспособный 5 способный 24 талантливый 21 тонкий 78 утонченный 27 феноменальный 28 филигранный 14 Словарь синонимов русского языка
- гениальный — -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. 1. Обладающий гением (в 1 знач.), исключительно талантливый, творчески одаренный. Гениальный ученый. Гениальный полководец. Малый академический словарь
- гениальный — ТАЛАНТ — БЕЗДАРНОСТЬ А теперь таланты из народа идут наверх, а бездарности из культурного мира идут вниз. Т. Сухотина-Толстая. Дневник, 18 июня 1897. Словарь антонимов русского языка
- гениальный — Гени/а́льн/ый. Морфемно-орфографический словарь
толковый словарь
I прил.
1. соотн. с сущ. гений I, связанный с ним
2. Обладающий гением [гений I] как высшей степенью творческой одаренности; одаренный в высшей степен.
3. Выделяющийся среди себе подобных в каком-либо отношении; редкостный, исключительный.
II прил.
1. соотн. с сущ. гений II, связанный с ним
2. Свойственный гению [гений II], характерный для него.
3. Созданный гением [гений II]; совершенный, чрезвычайно удачный.
ГЕНИА́ЛЬНЫЙ — прил., употр. сравн. часто
Морфология: гениа́лен, гениа́льна, гениа́льно, гениа́льны; гениа́льнее; нар. гениа́льно
1. Гениальными называют в высшей степени одарённых людей, обладающих незаурядным умом и талантом.
Гениальный человек. | Гениальный педагог, художник, шахматист. | Она восхищалась Достоевским и считала его глубочайшим мыслителем и гениальным писателем.
2. Гениальными называют уникальные, неповторимые, непревзойдённые по своему совершенству и значимости для человечества произведения искусства, научные открытия и т. п.
Гениальная музыка, живопись. | Гениальные математические теории. | Гениальные философские труды Платона.
3. Гениальными называют выдающиеся, необычные способности и качества человека.
Гениальная интуиция сыщика помогла ему быстро найти преступника. | Слушатели наслаждались гениальной игрой пианиста.
4. В разговорном языке гениальными называют также чрезвычайно удачные, неожиданно пришедшие кому-либо в голову мысли, решения и т. п.
Он нашёл гениальный выход из положения. | У меня гениальная мысль!
5. Просто, как всё гениальное говорят тогда, когда находят простое и лёгкое решение, объяснение тому, что казалось очень сложным.
гениа́льность сущ., ж.
толковый словарь ушакова
ГЕНИА́ЛЬНЫЙ, гениальная, гениальное; гениален, гениальна, гениально.
1. Исключительно даровитый, обладающий гением (в 1 знач.). Гениальный композитор.
2. Исключительный по внутреннему достоинству, свойственный гению. Гениальное стихотворение.
3. Чрезвычайно остроумный, удачный (разг.). У меня явилась гениальная идея.
толковый словарь ожегова
ГЕНИА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Обладающий гением (в 1 знач.), свойственный гению. Г. поэт. Гениальное произведение. Просто, как всё гениальное (о том, чему нашлось лёгкое и простое объяснение; шутл.).
| сущ. гениальность, -и, жен.
популярный словарь
Гениальный
-ая, -ое; -лен, -льна
1) Обладающий гением, исключительно талантливый.
Гениальный ученый.
Гениальный художник.
…Грейпфрут, фрукт, который возник всего несколько лет тому назад, придуманный гениальным американским ботаником Бербанком, помесь лимона и апельсина (Пильняк).
2) Творчески совершенный, созданный гением.
Гениальное научное открытие.
Гениальное произведение.
Гениальные создания его [Пушкина], продолжая служить образцами и источником искусству, — сами становятся историей. (Гончаров).
3) разг. Чрезвычайно удачный (о мыслях, планах и т. п.).
Выход из положения был довольно прост, но Лубенцов, никогда прежде не бывший бюрократом, нашел его гениальным (Казакевич).
Родственные слова:
гениа́льно, гениа́льность
Этимология:
Заимствовано через польское посредство из западноевропейских языков (польск. genialny ← нем. genial ← лат. genialis). В русском языке — с 30-х гг. XIX в.
энциклопедический словарь
ГЕНИА́ЛЬНЫЙ -ая, -ое; -лен, -льна, -льно.
1. Обладающий гением (1 зн.). Г. человек. Г. учёный, композитор, художник. Г. полководец.
2. Свойственный гению (2 зн.), созданный им; творчески совершенный. Г. ум. Г-ое научное открытие. Г-ое предвидение. Г-ая музыка. Г-ое произведение.
3. Разг. Чрезвычайно удачный. Г. выход из положения. У меня г-ая мысль!
◊ Просто, как всё гениа́льное. Шутл. О том, чему нашлось простое и легкое объяснение.
◁ Гениа́льно, нареч. (2-3 зн.). Г. играть на скрипке. Все г. просто! Гениа́льность, -и; ж. Г. учёного, поэта, художника. Г. открытия, изобретения. До гениа́льности, в зн. нареч. Разг. Необычайно, в высшей степени. План был до гениальности прост.
академический словарь
-ая, -ое; -лен, -льна, -льно.
1. Обладающий гением (в 1 знач.), исключительно талантливый, творчески одаренный.
Гениальный ученый. Гениальный полководец.
◊
Гениальный ваятель извлек из сердцевины камня дивную голову трепетной и ласковой молодой женщины и подарил ее векам, подарил ее нам, своим далеким потомкам, так же как и он, взыскующим нетленной красоты. Паустовский, Ильинский омут.
2. Свойственный гению, созданный им; творчески совершенный.
Гениальный ум. Гениальное научное открытие.
◊
Гениальные создания его [Пушкина], продолжая служить образцами и источником искусству, — сами становятся историей. И. Гончаров, «Мильон терзаний».
|| ирон.
Чрезвычайно удачный (о мыслях, планах и т. п.).
[Альбина] надоумила его: — Установите приемные часы. Выход из положения был довольно прост, но Лубенцов, никогда прежде не бывший бюрократом, нашел его гениальным. Казакевич, Дом на площади.
толковый словарь
Гениальный, ая, ое. гиперб. патет.
Созданный гением; совершенный, исключительный.
== Гениальный план (прогноз) Ленина. патет.
• В «Апрельских тезисах» В.И.Ленин разработал гениальный план борьбы за переход от буржуазно-демократической революции к революции социалистической. МСЭ, т. 3, 309. В соответствии с гениальным прогнозом Ленина, социализм вырос в самую влиятельную общественную силу. ХО, 400. Ленин разработал свой гениальный кооперативный план. М-лы XXII съезда КПСС, 152.
орфографический словарь
гениа́льный; кратк. форма -лен, -льна
формы слов
гениа́льный, гениа́льная, гениа́льное, гениа́льные, гениа́льного, гениа́льной, гениа́льных, гениа́льному, гениа́льным, гениа́льную, гениа́льною, гениа́льными, гениа́льном, гениа́лен, гениа́льна, гениа́льно, гениа́льны, гениа́льнее, погениа́льнее, гениа́льней, погениа́льней
синонимы
прил., кол-во синонимов: 12
морфемно-орфографический словарь
гени/а́льн/ый.
грамматический словарь
гениа́льный п 1*a
этимологический словарь
гениа́льный
через польск. genialny или нем. genial (начиная с Шиллера) из лат. geniālis; Клюге-Гётце 198.
словарь галлицизмов русского языка
ГЕНИАЛЬНЫЙ ая, ое. génial,-e adj.
1. В высшей степени одаренный. БАС-2. Гойя тоже так себе и даже
очень так себе — это геньяльный дилетант. 31. 10. 1910. Серов — И. С. Остроухову. // С. 2 422. Все гениальные люди, все, кто занял почетное место на поприще науки, суть французы, какова бы ни была страна, где они родились. Наполеон. // А.Н. Крылов Восп. 440.
2. Свойственный гению; такой, как у гения. БАС-2. [Войницкий :] Я гордился им и его наукой, я жил, я дышал им! Все, что он писал и изрекал, казалось мне гениальным. Чехов Дядя Ваня.
3. разг. Очень хороший, чрезвычайно удачный. БАС-2. || Выделяющийся среди себе подобных в каком-л. Отношении, редкостный, исключительный. БАС-2. Жизнь с таким гениальным на обжорство человеком. как Иван Мыхайлыч, убивала в ней все дары природы. Соврем. 1859 75 1 174. — Это .. гениальный мерзавец! Все так предусмотреть. Мамин-Сиб. Хлеб. — Лекс. Соколов 1834: гениа/льный; САН 1847: гения/льный, гения/льно; Даль: гениа/льный.
словарь иностранных слов
ГЕНИАЛЬНЫЙ (лат. genialis, от genius — гений). Обладающий гением.
гениальных — это … Что такое гениальных?
Ingenious — Игра в игре Дизайнер (ы) Рейнер Книзиа Издатель (и) Фэнтези Полетные игры Kosmos Сложные игры Игроки… Wikipedia
Ingenious — In * genous, a. [Л. ingeniosus, франц. ингениум врожденного или натурального качества, природные способности, гениальность: ср. F. ing [e] nieux. См. {Engine}.] 1. Обладает гениальностью или способностью изобретать; умелый или побудительный, чтобы изобрести; обладающие способностью изобретать … Международный словарь английского языка для совместной работы
гениальный — гениальный, гениальный Эти два слова отдаленно связаны, и оба претерпели значительный сдвиг в значении.Ingenious пришел на английский через французский язык из латинского источника, полученного из «умного» ингениума; Первоначально оно означало ‘интеллектуальное,…… современное использование английского языка
гениальный — начало 15 в., Интеллектуальный, талантливый, от М.Фр. ingénieux умный, гениальный (O.Fr. engeignos), из L. ingeniosus с хорошими способностями, полон интеллекта; умный, одаренный гением, из врожденных способностей врожденных способностей, умение. то, что является врожденным,…… этимологический словарь
гениальный — [in jēn′yəs] прил.[LME & LT; MFr ingenieux & LT; L ingeniosus, с хорошей способностью, одаренный гением, гениальный & LT; ингениум, врожденное качество, способность & LT; in, in + gignere: см. GENUS] 1. Obs. иметь гений; обладающий большими умственными способностями 2. умный,…… словарь английского мира
гениальный — индекс хитрый, компетентный, ловкий, экспертный, плодородный, оригинальный (креативный), политический, опытный… Юридический словарь
гениальный — хитроумный, * умный, ловкий Аналогичные слова: изобретательский или изобретательный, творческий или творческий, открывающий (см. Соответствующие глаголы в изобретении): * ловкий, ловкий, ловкий: умелый, искусный, опытный, опытный, * опытный, виртуозно… Новый словарь синонимов
гениальный — умный; блестяще способный, ловкий, артистичный, яркий, хитрый, хитрый, творческий, хитрый, изобретательный, ловкий, одаренный, творческий, инновационный, инновационный, инновационный, интеллигентный, изобретательный, оригинальный, готовый, находчивый, проницательный, умелый, хитрый… Новый тезаурус
гениальный — ► ПРИЛОЖЕНИЕ ▪ умный, оригинальный и изобретательный.ПРОИЗВОДНЫЕ гениально наречия гениальность существительное. Происхождение латинского ingeniosus, от ума ума, интеллекта; связанный с ДВИГАТЕЛЕМ (ср. ↑ engineless)… словарь английских терминов
гениально — гениально, н.в. гениальность, н. / в Jeen Yeuhs /, прил. 1. характеризуется умом или оригинальностью изобретения или конструкции: гениальная машина. 2. изобретательно или изобретательно: изобретательный пресс-агент. 3. Об. а. умный;…… Universalium
гениальный — в • роде [[t] ɪnˈdʒin yəs [/ t]] прил.1) характеризуется умом или оригинальностью изобретения: гениальный аргумент [/ ex] 2) умно изобретательный; находчивый: гениальный механик 3) Об. а) умный; показывая гений б) гениальный •…… От официального английского до сленга
гениальный — Викисловарь
Английский [править]
Альтернативные формы [править]
Этимология [править]
Заимствовано из среднего французского языка ingénieux , из старофранцузского гениального , из латинского ingeniōsus («наделенного хорошей природной способностью, одаренным гением»), из ingenium («врожденное или естественное качество, природная способность, гений» »), От до (« в ») + гинер (« для производства »), древнелатинская жанр .Смотрите также двигатель .
Произношение [редактировать]
- IPA (ключ) : / ɪnˈdʒiːnjəs /, / ɪnˈdʒiːniəs /
- стихотворений: -iːniəs
- Перенос слов: английский
Прилагательное [править]
гениальных ( сравнительных более гениальных , превосходных самых гениальных )
- Показ гениальности или блеска; стремясь изобрести.
Этот парень изобретательный ; он исправил проблему, о которой я даже не подозревала.
- Характеризуется гением; умно сделано или изобретено.
Это изобретательная модель атома .
- остроумных; оригинал; проницательный; ловкий; острый; прозорливый.
Он послал мне гениальный ответ для электронной почты.
Примечания по использованию [править]
Не путайте с простодушными.
Синонимы [править]
Связанные термины [править]
Переводы [править]
, показывающий гений или блеск; стремится изобрести
характеризуется гением; умно сделано или придумано
остроумный; оригинал; проницательный; ловкий; острый; проницательный
- Приведенные ниже переводы необходимо проверить и вставить выше в соответствующие таблицы переводов, удалив любые цифры.Числа не обязательно совпадают с числами в определениях. См. Инструкции в Викисловарь: Схема входа. § Переводы.
проверяемых переводов