Группы черт характера: 8. Характер. Классификация черт характера. Типы характера. Акцентуация характера.

Содержание

📖 Классификация черт характера, § 5. Характер, Глава 7 Психология личности. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Еникеев М. И. Страница 45. Читать онлайн


Классификация черт характера

Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы по следующим основаниям: 1) направленность индивида, система его отношений в социуме; 2) особенности волевой регуляции; 3) эмоциональные особенности; 4) интеллектуальные особенности.

В системе отношений человека выделяются четыре разновидности: отношение человека к обществу, к себе, к труду и продуктам труда.

Отношение человека к обществу, другим людям определяет фундаментальное качество характера человека, его нравственность.

Нравственность — моральное сознание индивида, реализуемое в его поведении, подчиненность поведения индивида социальным нормам, эталонам и ценностям. Уровень нравственности личности определяется мерой совпадения общесоциальных и внутренне мотивационных требований к ее поведению. (И. Кант, как известно, более всего удивлялся двум явлениям бытия — звездному небу над головой и нравственному закону внутри нас.) Нравственность — свободное самопринуждение личности к социально адаптированному, социально ценному поведению.

Понятие нравственности — понятие, пограничное между социологией, этикой и психологией В социологическом аспекте оно связано с понятием общественных нравов, функционированием социальных норм, регулирующих поведение социума. По своей психологической сущности нравственность — система стереотипизированных форм поведения, основанная на интернализации (присвоении) социальных норм и ценностей. Нравственность личности — основной показатель ее социализированности, социальной самоидентификации.

Нравственность в целом — это поведенческая культура общества. Нравственность индивида — мера его приобщения к этой культуре. Общечеловеческие стандарты нравственности отвечают объективным условиям человеческого общежития, базовым потребностям человечества.

Формирование нравственности связано с культурно-историческими традициями данного общества, уровнем социального контроля и социальных ожиданий.

В этическом плане нравственность индивида— сфера его моральных отношений с другими людьми, классифицируемая по содержанию и форме.

По содержанию моральные отношения индивидов подразделяются исходя из их социальных обязанностей (гражданские, трудовые, семейные, профессиональные и др.). Специфические нравственные обязанности возникают по отношению к людям, находящимся в особом положении (к детям, престарелым, больным, остронуждающимся), к людям, с которыми индивид находится в особых отношениях (к родителям, детям, друзьям, любимым).

Ряд нравственных требований индивид обязан предъявлять к себе как к определенной самоценности (гордость, самоуважение и др.).

Нравственное самоусовершенствование индивида — один из основных смыслов его бытия. Система высших моральных требований личности образует его нравственный идеал. Нравственность индивида — это духовное преодоление трудностей бытия.

Одним из высших проявлений человеческой духовности является сострадание к другим людям (альтруизм), готовность к самоограничению и даже самоотречению для блага других людей. Способность к самоподавлению эгоистических побуждений — одно из высших проявлений человеческой сущности. Категорическим императивом (безусловным требованием), «золотым правилом» поведения человека является требование: относись к людям, как к самому себе; блага одних людей не могут быть оплачены страданием других.

Принятая индивидом система отношений к другим людям может сводиться к четырем основным схемам.

1. «Я хороший и все люди хорошие» — ценностно-ориентировочная схема, присущая социально адаптированным личностям, отличающимся доброжелательностью, высокой социальной коммуникативностью, жизнерадостностью, адекватным уровнем притязаний, психической устойчивостью в трудных ситуациях.

Это высокосоциализированный, психически устойчивый тип личности. Системообразующими качествами его характера, а следовательно, и поведения являются социальная идентифицированность, альтруизм, обостренное чувство социальной ответственности. Поведение такой личности характеризуется открытостью, честностью, последовательностью.

2. «Я плохой, а все люди хорошие» — жизненная схема, присущая людям с пониженным уровнем притязаний, нерешительным, постоянно сомневающимся в своих возможностях, проявляющим психическую неустойчивость в трудных ситуациях, затрудняющимся в установлении социальных контактов. Как правило, это люди со слабым типом нервной деятельности.

3. «Я хороший, а все люди плохие» — схема, присущая людям с завышенным уровнем притязаний. Высокомерие, эгоизм, твердость, переходящая в жестокость, присвоение себе права к исключительным поступкам — таковы отличительные черты характера людей данной ориентации.

4. «Я плохой и все люди плохие» — такова позиция неисправимых пессимистов, ожидающих от жизни одних неприятностей. Как и предыдущий тип, этот тип социальной ориентации порождает конфликты личности с социальной средой. Но в отличие от третьего жизненного сценария данный сценарий ведет не к самоутверждению, а к самодемобилизации, уходу от радостей жизни, а иногда и из самой жизни. Не надеясь на лучшее в реальной жизни, человек с такой жизненной концепцией уходит в мир грез, бесплодных мечтаний и нереальных надежд.

У каждого человека существует установка по отношению к самому себе — Я-концепция.

Наряду с реальным Я существует Я идеальное и Я динамическое, саморазвивающееся.

Человек познает себя во взаимодействии с другими людьми, находящимися на различных социально-культурных уровнях. И если референтная (эталонная) для данной личности социальная группа имеет объективно высокий статус, то это стимулирует личность к саморазвитию.

Человек строит свои жизненные стратегии, взвешивая различные альтернативы, составляя композиции возможных действий. Этот внутренний диалог — основной механизм саморегуляции: человек как бы смотрит на себя со стороны, с позиций других людей. Он формулирует приемлемые для себя компромиссы, выдвигает самооправдательные мотивы, примеряет свой внутренний мир к реальной действительности.

Однако чем менее социализирован индивид, тем менее мучителен его диалог с самим собой. Этого диалога может и не быть. Тогда индивид, по существу, перестает быть человеком. Отсутствие внутренней жизни, системы критических самооценок, нищета духа, крайний примитивизм при санкционировании ответственных решений— таков уровень самосознания большинства злостных преступников. Внешние действия, не апробированные внутренней работой духа, приобретают бездуховную энергетику, проявляясь в жестокости, садизме и насилии.

У социализированной личности возникают проблемы примирения, согласования внутреннего и внешнего мира. Как согласовать преданность своим принципам с противоречивыми требованиями жизни? В этих ситуациях и проявляется характер человека — его твердость и пластичность, гражданское мужество и толерантность.

Отношение личности к труду и другим видам деятельности обусловливает трудолюбие, преодоление трудностей в работе, добросовестность и др. Эта группа отношений также включает в себя склонности, призвание и талант как характерологические качества личности. К негативным качествам данной группы относятся тунеядство, праздность, бродяжничество и др.

Отношение к вещам как продуктам человеческого труда выражается в аккуратности, бережливости и др. В этой группе некоторые качества характера носят криминогенный характер: корыстность, жадность, безмерное потребительство, неудержимое влечение к стандартам «роскошной жизни».

Ценностные ориентации индивида в известной мере определяют и волевую регуляцию его поведения.

Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции поведения. Наиболее существенна способность индивида в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованные решения и исполнять их. Решительность выражается также в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным.

Противоположное качество — нерешительность, проявляю — щаяся в излишних колебаниях, затягивании принятия решения или излишней поспешности решения, когда человек стремится избежать напряжения, связанного с борьбой мотивов.

Особенно важны такие качества человека, как выдержка и самообладание — способность индивида контролировать свое поведение в сложных конфликтных условиях, воздерживаться от ненужных действий, контролировать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать настроение, не терять присутствие духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания.

В жизни каждого человека существенны смелость и мужество. Противостоящие им отрицательные качества — трусость, малодушие, пренебрежение принципами и моральными чувствами в опасных ситуациях.

Волевые особенности личности определяют основные качества характера: цельность, силу, твердость и уравновешенность.

Цельность характера — устойчивость личностных позиций в различных ситуациях, согласованность слов и поступков; сила характера — энергичность человека, способность к длительному напряжению, преодолению трудностей в сложных ситуациях; твердость характера — сила характера в сочетании с личностной принципиальностью; уравновешенность характера— ровность, сдержанность поведения, эмоционально-волевая устойчивость личности.

Волевая саморегуляция индивида определяется иерархизированностью и динамичностью его мотивационной сферы.

Существенно, чтобы побуждения низшего уровня подчинялись более высоким побуждениям. Индивид должен обладать хорошо отработанными средствами подавления низменных побуждений. Иерархизированность мотивационной сферы индивида зависит от того, какие мотивы и в каких ситуациях актуализировались особенно часто и сильно.

Эмоциональные особенности характера индивида — наиболее наглядный, непосредственно воспринимаемый индикатор его психических свойств. Человек проявляется в том, что его смешит и радует, заставляет восторгаться и печалит, что вызывает у него гнев и стресс и что заставляет его успокаиваться и приходить в умиление.

Эмоции, как уже отмечалось, — это непосредственная, импульсивная реакция индивида на значимые для него воздействия. Эмоции — непроизвольные реакции индивида на акты удовлетворения или неудовлетворения его потребностей.

Они вступают в свои права в любой внезапно возникающей жизненно значимой ситуации, мобилизуя резервы психической и физической энергии.

По эмоциональным особенностям своего характера индивиды отличаются рядом параметров: эмоциональной реактивностью, глубиной, длительностью и устойчивостью эмоциональных процессов, доминирующими чувствами и их предметной отнесенностью. Эмоциональный настрой индивида — показатель тонуса всей его жизнедеятельности.

Характерологический облик индивида в значительной мере определяется его экстернальностью (внешненаправленной ориентацией) и интернальностью (внутринаправленной ориентацией).

Ориентированные на внешний успех индивиды предпочитают те виды деятельности, которые ведут к быстрому получению престижного результата. Для них характерен повышенный уровень притязаний, а во многих случаях — дефекты самокритичности, нравственной принципиальности.

Индивиды-интерналы отличаются повышенной требовательностью к себе, более тонким самоанализом, а в ряде случаев — излишней робостью и нерешительностью. Они всячески избегают ситуаций, в которых возможны поведенческие неудачи, личностные утраты.

Это высокотревожные индивиды, они особенно чувствительны к опасным ситуациям, склонны к дезорганизации своего поведения в этих ситуациях.

Эмоциональность индивида характеризуется содержанием, качеством и динамикой его эмоциональных процессов.

Содержательная сторона эмоциональной сферы индивида определяется его ценностными ориентациями.

Качественная сторона эмоций свидетельствует о преимущественной положительной или отрицательной модальности присущих данному индивиду эмоциональных состояний.

К динамическим эмоциональным свойствам индивида относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов, их внешнее проявление — экспрессия.

По эмоциональным реакциям личности можно судить о тонких нюансах ее животрепещущих связей с действительностью.

По эмоциональным качествам различаются натуры импрес- сивные (эмоционально впечатлительные), сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность), экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью) и малоэмоциональные.

Психология bookap

Интеллектуальные черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности интеллекта.

По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов.

Характер в структуре личности. Группы черт характера

©2015-2022 megapredmet. ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов. Обратная связь…



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т. д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.


Помощь в ✍️ написании работы

Имя

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выберите тип работыЧасть дипломаДипломная работаКурсовая работаКонтрольная работаРешение задачРефератНаучно — исследовательская работаОтчет по практикеОтветы на билетыТест/экзамен onlineМонографияЭссеДокладКомпьютерный набор текстаКомпьютерный чертежРецензияПереводРепетиторБизнес-планКонспектыПроверка качестваЭкзамен на сайтеАспирантский рефератМагистерская работаНаучная статьяНаучный трудТехническая редакция текстаЧертеж от рукиДиаграммы, таблицыПрезентация к защитеТезисный планРечь к дипломуДоработка заказа клиентаОтзыв на дипломПубликация статьи в ВАКПубликация статьи в ScopusДипломная работа MBAПовышение оригинальностиКопирайтингДругое

Нажимая кнопку «Продолжить», я принимаю политику конфиденциальности

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент. является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельностью, у флегматика – в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик – методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм – чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.

Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой – трудолюбие как черта характера.

Характер человека многогранен и многообразен в своих проявлениях. Вместе с тем он целостен. Целостность достигается стержневыми, наиболее устойчивыми, доминирующими по силе и активности чертами. Черт характера очень много (св. 1,5 тыс. слов в «Словаре Ожегова»), их можно условно разделить на несколько блоков или групп, которые отражают отношение человека к разным сторонам жизни (рис. 3.10).

 

Рис. 3.10. Основные группы черт характера: коммуникативные,

трудовые, самооценка и волевые

 

Первая группа. Прежде всего, это качества, в которых выражаются убеждения, идеалы, направленность, это общественный смысл всех других черт характера. В них проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу в целом. Эти черты можно назвать коммуникативными, к ним относятся патриотизм, коллективизм, доброта, общительность, чуткость, вежливость, тактичность, преданность, честность, правдивость, искренность и др., отрицательные — эгоизм, черствость, лживость, лицемерие…

Следующая группа – это качества, в которых отражается отношения человека к самому себе, (самоуважение, самопринятие, самообвинение, самокритичность, скромность, гордость, эгоизм…), что выражается в самооценке: завышенной, заниженной, адекватной.

 

Третья группа – отношение человека к труду, результатам своего труда (трудолюбие, инициативность, настойчивость, аккуратность, ответственность, безразличие, лень, безответственность и т. п.). Эти качества называются

деловыми.

 

Иногда психологи выделяют группу черт характера, которые показывают отношение человека к вещам, тогда говорят об аккуратности, бережливости, щедрости, скупости, неряшливости, небрежности, педантичности и др.

 

Особое место занимают волевые черты. Волю называют основой характера, ее становым хребтом (стремление добиваться успехов, настойчивость, упорство и др.) Воля – это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей.

Любое волевое действие имеет сложную внутреннюю структуру.

Воля обнаруживается не только в активных действиях и поступках. Воля проявляется и в умении сдерживать себя, затормозить нежелательные действия. Здесь говорят о выдержке, терпении, самообладании.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения. в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует и другие подходы к определению структуры характера, так в рамках одного из них черты личности человека подразделяют на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

 

Акцентуации характера

В акцентуированных личностях потенциально заложены

как возможности социально положительных достижений,

так и социально отрицательный заряд.

К. Леонгард

Характеры людей, как и их темпераменты делятся на типы, крайне выраженные черты характера называются его акцентуациями. Это понятие происходит от слова «акцент» – выделение, подчеркивание. Акцентуированными по характеру называются люди, у которых есть выраженные черты характера, выходящие за пределы нормы. Например, у человека могут быть сильно развиты такие черты характера, как доброта, общительность, оптимизм или противоположные: агрессивность, замкнутость, пессимизм. Строго говоря, почти каждый человек — в известном смысле слова акцентуированная личность, поскольку у него можно обнаружить хотя бы одну из многих акцентуированных черт характера. Однако на практике понятием «акцентуация» пользуются в основном тогда, когда у человека обнаруживают не одну, а несколько различных таких черт (табл. 3.5).

 

Таблица 3.5

Основные акцентуации черт характера

Астеник или Психостенический тип акцентуации— нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, мнительность. Нерешительность, склонность ко всякого рода рассуждениям, тревожная мнительность. Любовь к самоанализу и легкость навязывающих страхов  
Астеноневротический – повышенная утомляемость при общении, раздражительность, склонность к тревожным опасениям за свою судьбу. Люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверенны в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственности.Тревожно мнительны. Боятся трудностей. Усиленно пекутся о своем здоровье, повышенная утомляемость

Продолжение таблицы 3.5
Гипертимный тип – высокая степень общительности, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. В патологии – невроз навязчивых идей
Истероидный или демонстративный тип, его основные особенности – эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Много таких людей среди артистов. Если нет способности, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость – чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду – могут быть определены чисто внешне
Конформный или экстравертный. Характеризуется растворением личности в окружающих. Эти лица мимикрируют под любое окружение, стремятся «думать, как все». Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа. Их восприятие крайне ригидно и сильно ограниченно их ожиданиями. Их увлечения определяются их социальным окружением. Легко поддается влиянию окружения, стимулам из вне, постоянно ищет новых переживаний. Отлично чувствует себя в оживленном обществе. Не критичен к своему поведению
Эмотивный или неустойчивый тип. Постоянная тяга к развлечениям, получению удовольствий, праздность, безделье, безволие в учебе, труде и выполнении своих обязанностей, слабость и трусливость. Люди, у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному поводу. От настроения зависит всё – и работоспособность, и самочувствие и т.д. Тонко организована эмоциональная сфера; cпособны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы как никто

  Окончание таблицы 3.5
Сенситивный – робость, стеснительность, обидчивость, чрезмерная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности. Тяга к интеллектуально-эстетическим увлечениям. Проявляют доброту, сочувствие и взаимопомощь  
Циклотимный тип. Циклоид переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением (фазы гипертимности и субдепрессии). При спаде настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к укорам, плохо переносят публичные унижения, проявляется склонность забрасывать дела. Однако в период подъема они инициативны, жизнерадостны и общительны, как гипертимы
Шизоид или Интровертный. Замкнутость, скрытность, отстраненность от происходящего вокруг, неспособность устанавливать глубокие контакты с окружающими, необщительность. Склонность к размышлению и формированию личных оценок разных событий у людей малообразованных. Уход в себя в свой замкнутый недоступный окружающим людям внутренний мир
Эпилептоидный (возбудимый)склонность к повторяющимся периодам тоскливо-злобного настроения с накапливающимся раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать злость. Обстоятельность, низкая быстрота мышления, эмоциональная инертность, педантичность и скрупулезность в личной жизни, консервативность. Повышенная ревнивость, агрессивен, проявляет стремление к лидерству. Беспрекословно подчиняется приказам Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения

 

Явление характерологической акцентуации может иметь временный (возрастной) и постоянный характер. У большинства людей временные акцентуации характера обнаруживаются в критические периоды жизни, во время болезней, в сложных, напряженных жизненных условиях. К критическим относятся переходные периоды в жизни человека: от младенческого к дошкольному детству (около трех лет), от младшего школьного к подростковому возрасту (от 11–12 до 14–15 лет), от подросткового возраста к юности (18–19 лет), от юности к взрослению (35–40), от взрослости к старческому возрасту (после 70 лет). Постоянно акцентуированный характер, как правило, отмечается у людей с тяжелым детством.

Для изучения черт характера используются или общие личностные тесты, в содержание которых входят вопросы и задания, предназначенные для оценки черт характера человека, или специальные, характерологические тесты. Среди последних выделяются те, по которым можно определить, например, имеющиеся у человека акцентуации характера.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!

Имя

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выберите тип работыЧасть дипломаДипломная работаКурсовая работаКонтрольная работаРешение задачРефератНаучно — исследовательская работаОтчет по практикеОтветы на билетыТест/экзамен onlineМонографияЭссеДокладКомпьютерный набор текстаКомпьютерный чертежРецензияПереводРепетиторБизнес-планКонспектыПроверка качестваЭкзамен на сайтеАспирантский рефератМагистерская работаНаучная статьяНаучный трудТехническая редакция текстаЧертеж от рукиДиаграммы, таблицыПрезентация к защитеТезисный планРечь к дипломуДоработка заказа клиентаОтзыв на дипломПубликация статьи в ВАКПубликация статьи в ScopusДипломная работа MBAПовышение оригинальностиКопирайтингДругое

Нажимая кнопку «Продолжить», я принимаю политику конфиденциальности


Большая пятерка личностных черт

Обзор

Большую пятерку личностных черт можно резюмировать следующим образом:

  • Нейротизм — Склонность легко испытывать неприятные эмоции, такие как тревога, гнев или депрессия.
  • Экстраверсия — Энергичность, стремительность и склонность к поиску стимуляции и компании других.
  • Приятие — Склонность к состраданию и сотрудничеству, а не к подозрительности и враждебности по отношению к другим.
  • Добросовестность — Склонность проявлять самодисциплину, действовать послушно и стремиться к достижению.
  • Открытость опыту — Ценность искусства, эмоций, приключений и необычных идей; образный и любопытный.

Эти черты обычно измеряются процентилями со средним баллом 50%; так, например, рейтинг Сознательности в 80-м процентиле указывает на чувство ответственности и упорядоченности выше среднего, в то время как рейтинг Экстраверсии в 5-м процентиле указывает на исключительную потребность в уединении и тишине.

Происхождение

В 1936 году Гордон Олпорт и Г. С. Одберт выдвинули гипотезу, что индивидуальные различия, наиболее заметные и социально значимые в жизни людей, в конечном итоге будут закодированы в их языке; чем важнее такое различие, тем больше вероятность того, что оно будет выражено одним словом.

Это утверждение стало известно как лексическая гипотеза.

Олпорт и Одберт проработали два самых полных словаря английского языка, доступных в то время, и извлекли 18 000 слов, описывающих личность. Из этого гигантского списка они извлекли 4500 прилагательных, описывающих личность, которые, по их мнению, описывают наблюдаемые и относительно постоянные черты.

В 1946 году Рэймонд Кеттелл использовал новые компьютерные технологии для анализа списка Олпорта-Одберта. Он разбил список на 181 кластер и попросил испытуемых оценить людей, которых они знали, по прилагательным в списке. Используя факторный анализ, Кеттелл сгенерировал двенадцать факторов, а затем включил четыре фактора, которые, по его мнению, должны были появиться. Результатом стала гипотеза о том, что люди описывают себя и друг друга в соответствии с шестнадцатью различными независимыми факторами.

Взяв за основу эти шестнадцать факторов, Кеттелл разработал личностный опросник 16PF, который до сих пор используется университетами и предприятиями для исследований, отбора персонала и тому подобного. Хотя последующие исследования не смогли воспроизвести его результаты, и было показано, что он сохранил слишком много факторов, текущий 16PF учитывает эти результаты и считается очень хорошим тестом. В 1963, У. Т. Норман воспроизвел работу Кеттелла и предположил, что пяти факторов будет достаточно.

Перерыв в исследованиях

В течение следующих семнадцати лет изменяющийся дух времени затруднял публикацию исследований личности. Социальные психологи утверждали, что поведение не стабильно, а меняется в зависимости от контекста, поэтому предсказать поведение с помощью личностного теста невозможно. Они также утверждали, что характер или личность — это то, что люди навязывают людям, чтобы поддерживать иллюзию постоянства в мире. Кроме того, Уолтер Мишель в свои 1968 book Psychological Assessment утверждал, что личностные тесты не могут предсказать поведение с корреляцией более 0,3.

Приблизительно в 1980 году исследования личности вошли в современную эпоху благодаря трем разработкам: персональным компьютерам, статистическому агрегированию и Большой пятерке.

Персональные компьютеры

До появления персональных компьютеров психологам, желающим проводить крупномасштабный статистический анализ, приходилось арендовать доступ к мейнфрейму. Однако, как только персональные компьютеры станут широко доступными, они смогут выполнять эту работу на своих настольных компьютерах. Поэтому любой может легко пересмотреть список Олпорта-Одберта. Оставался вопрос, почему они это делают, учитывая, что, казалось бы, уже установлено, что личность является иллюзией.

Утверждалось, что психологи личности рассматривали поведение с неправильной точки зрения. Вместо того, чтобы пытаться предсказать отдельные случаи поведения, что было ненадежно, считалось, что исследователи должны попытаться предсказать модели поведения. В результате корреляция взлетела с 0,3 до 0,8, и казалось, что «личность» действительно существует. Социальные психологи до сих пор утверждают, что мы навязываем миру постоянство, но с помощью статистического агрегирования можно показать, что на самом деле последовательности больше, чем считалось раньше.

«Большая пятерка»

В 1981 году на симпозиуме в Гонолулу четыре видных исследователя (Льюис Голдберг, Наоми Такамото-Чок, Эндрю Комри и Джон М. Дигман) рассмотрели имеющиеся на тот момент личностные тесты и решили, что большинство из них многообещающие тесты, казалось, измеряли подмножество пяти общих факторов, как это обнаружил Норман в 1963 году.

Появление текущей модели была разработана модель, в которой утверждается, что личность может быть описана с помощью пяти дескрипторов черт совокупного уровня.

Хотя многие исследователи личности построили свои собственные модели, когда они разговаривают друг с другом, они обычно переводят свою модель в модель, предложенную Норманом в 1963 году.

Факторы

сочинения доктора Джона А. Джонсона.)

Нейротизм или (обратно) Эмоциональная устойчивость

Нейротизм — это фактор, определяющий уровень эмоциональной стабильности человека и его эмоциональные реакции на раздражители. Тем, у кого высокий балл по невротизму, не чужды тревога, гнев или депрессия, и они, вероятно, регулярно испытывают некоторые из этих эмоций. Проще говоря, те, у кого высокий балл по невротизму, как правило, более эмоционально реагируют, в то время как те, кто набирает меньше баллов, как правило, менее эмоционально реагируют.

Люди с высоким уровнем невротизма, как правило, эмоционально реактивны, склонны к интенсивным реакциям на раздражители, на которые другие люди с низким уровнем невротизма обычно не реагируют. Эти вспышки могут постепенно подрывать способность человека логически мыслить, легкомысленно принимать сложные решения и эффективно справляться со стрессом. Люди с высоким уровнем невротизма склонны вести себя негативно, усугубляя даже малейшие неудачи и имея постоянное «плохое настроение».

И наоборот, люди с низким уровнем невротизма, как правило, более эмоционально стабильны, менее склонны к вспышкам гнева и обычно считаются более спокойными, чем те, у кого невротизм высок. Хотя нет гарантии, что люди с низким уровнем невротизма будут настроены позитивно (экстраверсия более прямо коррелирует с позитивностью), им может быть легко освободиться от эмоциональных неудач, которые могут вызвать у человека с высоким уровнем невротизма длительное плохое настроение.

Вы, вероятно, знаете о бинарной системе интроверт-экстраверт и о том, где вы находитесь на шкале. Экстраверсия — это фактор, определяющий, как человек взаимодействует с физическим внешним миром.

Экстраверты, или те, кто занимает высокое место по шкале экстраверсий, как правило, обладают позитивным духом «умеет». Часто полные энергии, они процветают благодаря социальным взаимодействиям и физическому опыту с миром.

Интроверты или те, кто занимает низкие позиции по шкале экстраверсии, склонны к более непринужденному образу жизни, им не нужно постоянно участвовать в социальных взаимодействиях. Хотя интроверты менее позитивны, чем экстраверты, следует отметить, что интроверты не всегда застенчивы или подавлены. Скорее, они находят социальную и физическую стимуляцию более подавляющей и предпочитают одиночество, время для обработки эмоций и меньше, но более интимные социальные связи.

Доброжелательность

Доброжелательность измеряет готовность и способность человека участвовать в социальном сотрудничестве. Хотя может показаться, что доброжелательность с самого начала является универсально полезным качеством, это не всегда так. В то время как приятные люди, как правило, положительно воспринимаются своими сверстниками, они также склонны испытывать нерешительность при выполнении сложных или стрессовых задач.

Покладистые люди понимают ценность ладить с другими. Они склонны придавать первостепенное значение целям и эмоциям других, часто даже выше своих собственных интересов. Дружелюбные, отзывчивые и безжалостно оптимистичные, приятные люди кажутся окружающим надежными и непоколебимо честными.

На другом конце спектра неприятные люди — это те, кто ставит свои интересы выше всего остального. Неприятные люди обычно не заботятся о благополучии других, вместо этого сосредотачиваясь на том, как продвигать свои собственные цели и планы. Они воспринимаются как недружелюбные и отказывающиеся сотрудничать, заботящиеся только о себе и ни о ком другом. Однако не все так плохо, поскольку сосредоточенность Неприятных людей на собственных идеях и целях делает их идеальными в определенных областях, таких как наука, критика, бизнес и военная жизнь.

Сознательность

Сознательность измеряет, как и в какой степени мы способны контролировать свои импульсы. По сути, Сознательность человека определяет, какой успех он может достичь и как лучше всего его добиться.

Люди с высоким рейтингом добросовестности, скорее всего, лучше контролируют свои импульсы. Хотя они могут показаться жесткими и, возможно, немного скучными, они преуспевают в преследовании и достижении целей благодаря правильному планированию и внутренней мотивации. Они будут держаться подальше от ошибочных решений и будут избегать неприятностей любой ценой. Проблемы у высокосознательных людей возникают, когда планы идут наперекосяк или когда они не соответствуют чрезвычайно высоким (и обычно добровольно установленным) стандартам.

Люди с низким рейтингом Сознательности меньше способны откладывать удовлетворение и, следовательно, будут более склонны следовать своим импульсам. Хотя это доставляет массу удовольствия на вечеринках и может быть именно тем, что необходимо в ситуациях, когда действие важнее мысли, это также означает, что людьми с низкой Сознательностью будет трудно управлять, и они часто могут попасть в неприятности с авторитетными фигурами.

Открытость к опыту

Открытость к опыту определяет, насколько человек восприимчив к новым идеям и опыту. Тех, кого считают «открытыми опыту», обычно можно охарактеризовать как интеллектуально и художественно любознательных с острым чувством прекрасного. Те, кто открыт для опыта, преуспевают в творческих ролях, и их можно найти в высших эшелонах академических кругов и дизайнерских команд. Однако они, как правило, избегают позиций, требующих соблюдения набора правил и руководящих принципов.

Хотя маловероятно, что кто-то может быть полностью ограниченным, тех, кто не набирает высоких баллов по критериям Открытости к опыту, можно назвать таковыми. «Закрытые» люди склонны иметь несколько общих интересов. Скорее всего, они будут яростными противниками двусмысленности и тонкости, особенно в разговоре, и плохо справляются с переменами. Хотя они, возможно, и не зажигают мир новыми изобретениями, «закрытые» люди демонстрируют лучшие результаты в таких областях, как продажи или работа в полиции, где порядок важнее всего остального.

Одним из наиболее значительных достижений пятифакторной модели стало установление таксономии, демонстрирующей порядок в ранее разбросанном и неорганизованном поле. Например, как чрезвычайно разнородный набор черт, исследование показало, что «личность» (т. Е. Любая из большого числа предполагаемых черт личности) не позволяет предсказать важные критерии.

Однако, используя пятифакторную модель в качестве таксономии для группировки огромного числа непохожих личностных черт, психологи Баррик и Маунт использовали метаанализ предыдущих исследований, чтобы показать, что на самом деле существует много значимых корреляций между личностными чертами человека. пятифакторная модель и производительность труда на многих работах. Их самым убедительным открытием было то, что психометрическая добросовестность предсказывала производительность во всех изученных семействах профессий. В этом есть смысл, поскольку очень трудно представить работу, где при прочих равных условиях высокая Сознательность не является преимуществом.

Научные выводы

С 1990-х годов, когда психологи постепенно пришли к единодушному мнению в пользу Большой пятерки, число исследований, связанных с этими личностными чертами, растет. Существование каждого из них было подтверждено кросс-культурным исследованием людей за пределами западных стран, и все они демонстрируют влияние как наследственности, так и факторов окружающей среды (примерно в равной пропорции).

Было обнаружено, что оценки человека по пяти факторам со временем меняются. С возрастом наблюдается увеличение доброжелательности и добросовестности. И наоборот, Экстраверсия, Нейротизм и Открытость обычно уменьшаются с возрастом человека.

Полы демонстрируют различия в показателях «Большой пятерки» в разных культурах, при этом женщины набирают более высокие баллы как в областях приятности, так и в области невротизма. (Простой факт обнаружения половых различий сам по себе не свидетельствует о том, что полы врожденно различны по характеру, хотя это возможно.)

Индивидуумы также различаются, если рассматривать их по порядку рождения; Фрэнк Дж. Саллоуэй собрал доказательства того, что порядок рождения коррелирует с личностными чертами: первенцы статистически более сознательны, более социально доминируют, менее приятны и менее открыты для новых идей по сравнению с теми, кто родился позже.

Недавняя работа также обнаружила взаимосвязь между культурными факторами Герта Хофстеде, Индивидуализмом, Дистанцией власти, Мужественностью и Избеганием неопределенности со средними показателями Большой пятерки по стране. Например, степень, в которой страна ценит индивидуализм, коррелирует с ее средней экстраверсией, в то время как люди, живущие в культурах, допускающих большое неравенство в своих структурах власти, как правило, имеют несколько более высокие баллы по добросовестности. Причины этих различий неизвестны, но область остается активной с точки зрения исследований.

Слабые стороны

Несмотря на то, что было проведено большое количество исследований Большой Пятерки, относительно небольшое количество исследований было опубликовано в обобщенной форме. Большинство исследований появляются в научных журналах относительно некомпилированными. Для лучшего понимания «Большой пятерки» необходимо быть в курсе литературы, которая может ограничивать полное понимание для случайных читателей.

У Большой пятерки есть и другие слабости. Первый из них заключается в том, что пять факторов не полностью «ортогональны» друг другу; то есть пять факторов не являются независимыми. Отрицательные корреляции часто появляются между невротизмом и экстраверсией, например, указывая на то, что те, кто более склонен испытывать негативные эмоции, как правило, менее разговорчивы и общительны.

Еще одна слабость состоит в том, что Большая пятерка не объясняет всю человеческую личность. Некоторые психологи выдержали из модели точно потому, что они чувствуют, что она пренебрегает другими чертами личности, такими как:

  • Религиозность
  • Манипулятивность
  • Честность
  • СЕКСИНА
  • 7
  • Selainty/Feminity
  • 77777
  • 79
  • 7777777
  • 9000 9000
  • . юмора

Были обнаружены корреляции между этими факторами и Большой пятеркой, такие как хорошо известная обратная связь между политическим консерватизмом и Открытостью, хотя различия в этих чертах не полностью объясняются самими Пятью факторами.

Более того, методология, используемая для исследования этих явлений (факторный анализ), не имеет хорошо обоснованной, общепризнанной научной или статистической основы для выбора среди решений с разным количеством факторов. То есть пятифакторное решение является выбором аналитика, по крайней мере, в некоторой степени. На самом деле в основе этих пяти факторов может лежать большее количество факторов, и набор данных этих переменных может быть включен в более простые модели. Это привело к спорам об «истинном» количестве факторов. Многие исследователи и практики критикуют эти пять факторов как слишком широкие для прикладной работы. В неопубликованном исследовании Голдберг (исследователь, придумавший термин «Большая пятерка») обнаружил, что 16-факторное решение Кеттелла обладает большей прогностической силой, чем пять факторов, даже когда количество предикторов контролируется с помощью выборки перекрестной проверки для оценки прогноза. конкурирующих регрессионных моделей (16 переменных против 5).

Еще одна слабость Большой пятерки заключается в том, что они полагаются на анкеты самоотчетов для измерения; С предвзятостью самоотчетов и фальсификацией ответов невозможно полностью справиться. Это становится особенно важным при рассмотрении вопроса о том, почему оценки могут различаться между отдельными людьми или группами людей — различия в оценках могут представлять собой подлинные лежащие в основе личностные различия или они могут быть просто артефактом того, как испытуемые отвечали на вопросы.

Последняя слабость «Большой пятерки» и критика, которая часто была направлена ​​на нее, заключается в том, что она не основана ни на какой лежащей в ее основе теории; это просто эмпирический вывод о том, что определенные дескрипторы группируются вместе при факторном анализе. Хотя это не означает, что этих пяти факторов не существует, лежащие в их основе причины неизвестны. Например, нет теоретического обоснования того, почему поиск ощущений и общительность предсказывают общую экстраверсию; это область для будущих исследований.

NEO PI-R (тот же, переработанный) представляет собой психологический опросник личности; 240-анкетный показатель пятифакторной модели: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость опыту.

Кроме того, тест измеряет шесть второстепенных параметров каждого из «большой пятерки» личностных факторов.

Тест был разработан Полом Т. Коста-младшим и Робертом Р. МакКрэем для взрослых (18+) мужчин и женщин без явной психопатологии.

Дальнейшие исследования

Текущие исследования концентрируются на трех областях.

  • Верны ли пять факторов? Попытки воспроизвести «Большую пятерку» в других странах с помощью местных словарей в одних странах увенчались успехом, а в других — нет. Например, у венгров явно отсутствует открытость опыту. Конечно, есть, говорят другие, проблема в том, что язык не обеспечивает достаточного разнообразия связанных терминов для надлежащего статистического анализа. Кто-то нашел семь факторов, кто-то только три.
  • Какие факторы предсказывают что? Результаты работы лидеров и продавцов уже были измерены, и в настоящее время проводятся исследования по расширению списка профессий. Есть также множество жизненных результатов, на которые, согласно предварительным исследованиям, влияет личность, например, курение (прогнозируемое высокими баллами по невротизму и низкими баллами по доброжелательности и добросовестности) и интерес к различным видам музыки (в значительной степени опосредованный открытостью).
  • Можно ли сделать модель личности? Черты личности «Большой пятерки» — это эмпирические наблюдения, а не теория; наблюдения исследований личности еще предстоит объяснить. Коста и МакКри построили то, что они называют пятифакторной моделью личности, которая является попыткой предоставить модель личности, которая может объяснить личность от колыбели до могилы. Однако они не следуют лексической гипотезе, а предпочитают подход, основанный на теории, но вдохновленный теми же источниками, что и источники Большой пятерки.

Эта статья находится под лицензией GNU Free Documentation License. В нем использованы материалы из статьи Википедии «Большая пятерка черт личности» и статьи Википедии «Нейротизм Экстраверсия Открытость Личностный перечень»

Черты личности Большой пятерки — Ростки — Обучающие видео — Социальные науки

Когда психологи проводили опросы личности, они заметили повторяющиеся закономерности. в словах, которые люди использовали для описания себя или других. Десятилетия исследований сузили эти паттерны до пяти групп: открытость, добросовестность, экстраверсия (также пишется как экстраверсия), доброжелательность и невротизм (или сокращенно ОКЕАН). Теория «Большой пятерки личностных черт» в настоящее время является наиболее популярным и всеобъемлющим способом классификации личностных черт. Хотя люди в определенной степени проявляют все эти черты, обычно одна черта доминирует над другими. Чтобы увидеть, как различные доминирующие черты могут повлиять на наше поведение, давайте посмотрим, что происходит, когда группа оказывается на необитаемом острове.

Полная история

Теория черт личности Большой пятерки утверждает, что мы можем описать себя пятью основными характеристиками: открытый, добросовестный, экстравертный, приятный, невротический. Каждый из нас отличается тем, насколько каждая черта проявляется в нашей личности. Чтобы понять, что на самом деле означает каждая черта, давайте посмотрим на этих пяти персонажей и на то, как они справляются с тем, что разбили свою лодку и оказались на острове посреди океана.

Открыть

Открыть Оделия взволнована и заинтересована в изучении этого прекрасного острова. Экзотическая природа вдохновляет ее. Она собрала камни, ракушки и цветы, чтобы украсить вход в бамбуковую хижину, которую построила для всех. Она чувствует, что это возможность узнать так много нового!

Добросовестная

Клэр добросовестна. Она не взволнована. Наоборот! Она обеспокоена серьезностью ситуации. Хорошо, что она спасла спасательный набор с их корабля. Как обычно, она готова и сразу приступает к важным задачам. Она считает своим долгом организовать всех и убедиться, что они начнут искать то, что им нужно для выживания: пресную воду и еду.

Экстраверт

Экстраверт Эмиль в восторге, потому что все они выжили! Он чувствует сильную потребность поговорить и поделиться своим счастьем. Он собирает всех, чтобы отпраздновать их выживание и рассказать им о своем плане вместе исследовать остров!

Покладистый

Покладистый Альберт по натуре добрый, и, несмотря на усталость и жажду, его главная забота — Нора. Он предлагает ей выпить из своего кокоса. Окружающие знают, что он обычно на все соглашается и не стесняется просить его о помощи.

Невротик

Нора невротична и легко подвергается стрессу. У нее полный крах. Она садится на берег и плачет: как же они уберутся с этого острова? Ей океан вокруг них кажется бесконечным, природа кажется темной и опасной. Она чувствует себя совершенно потерянной.

Через восемь недель на горизонте появляются два корабля. Все волнуются. Эмилю пришла в голову идея развести костер. Он зовет остальных на помощь. Клэр немедленно приступает к работе, Альберт приносит еще дров, Оделия держит свой красиво оформленный знак SOS, а Нора отчаянно кричит о помощи. Мало ли они знают, кто плывет на этих кораблях…

На первом корабле находится группа психологов, путешествующих по океанам с 1980-х годов. Они исследуют большую пятерку личностных качеств, известную также как пятифакторная модель или модель океана.

Капитан Льюис Голдберг придумал термин «большая пятерка». Он взволнован, когда видит пятерых друзей на пляже, каждый из которых соответствует ровно одной черте: открытый, добросовестный, экстраверт, приятный, невротический. Хотя он решает не останавливать лодку, как ученый предпочитает наблюдать издалека.

На другом корабле пятеро пиратов, обладающих чертами, полностью противоположными нашим друзьям. Давайте посмотрим, сможете ли вы их распознать? Первый пират эмоционально стабилен и очень расслаблен. Когда она видит выживших на пляже, она говорит: «Мы могли бы им помочь!». Пират 2 сразу злится на нее. Он никого не слушает и не желает менять свои планы, чтобы помочь незнакомцам на острове! Третий пират считает, что это сложная ситуация. Он считает, что необходимо учитывать все возможные исходы. Он чувствует потребность побыть в одиночестве и подумать. Пират четыре все равно. Он занят поиском ключей от своего сундука с сокровищами, который снова потерян. Капитан не готов к новым впечатлениям. Он заканчивает все обсуждения, когда говорит, что наша лодка не остановится!

«Это здорово! У меня были проблемы с запоминанием всех понятий теории, и это сделало это намного проще. Спасибо!»


– Лакшми Гонсалес Флорентино

Источники

  • Объяснение модели ОКЕАН – PositivePsychology.com
  • Черты личностного теста Большой пятерки – 123test.com
  • Отличаются ли академически одаренные и неодаренные дети по Большой пятерке и адаптивному статусу? Science Direct 
  • Черты личности «большой пятерки» — Википедия
  • Черты личности «большой пятерки» — VeryWellMind.com
  • Черты личности и значение «большой пятерки» — unique2brilliance.com

Копайте глубже!

Если вам понравилось узнавать о большой пятерке черт личности, почему бы не изучить еще одну популярную теорию типов личности — индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI):

  • Индикатор типов Майерса-Бриггса — Википедия
  • Основы MBTI — The Myers & Briggs Foundation
  • Забавный личностный тест, основанный на принципах MBTI

Или изучите некоторые классические взгляды на личность:

  • Интроверты , экстраверты и амбиверты – Sprouts
  • Четыре темперамента – Википедия

Упражнение в классе

Обсудите с классом:

  • Что вы и ваши ученики думаете о большой пятерке? Действительно ли описания пяти черт составлены таким образом, что подходят всем людям? Или вы думаете, что эта теория ошибочна, поскольку мы не можем описать всю личность всего пятью чертами?
  • Тогда спросите своих учеников, с каким героем нашей истории они больше всего ассоциируют себя? Вы можете превратить это в парное или групповое занятие.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *