Иерархическая пирамида потребностей маслоу – ее сущность и актуальность |

Пирамида потребностей по Маслоу — Википедия

Пирами́да потре́бностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (англ. need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)[1]. Изначально идея была изложена в работе «Теория человеческой мотивации»[2] (1943), более подробно — в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality)[3].

Теория иерархии потребностей широко применяется в теории менеджмента[4].

Теория иерархии потребностей

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убеждён, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация[5]
    .

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Критика

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972)

[6].

Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется годам к 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру[6]

.

Главная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет надежного количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательностью. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены[7].

Поскольку Маслоу исследовал биографии только тех творческих личностей, которые, по его мнению, были успешными («счастливчиками»), то из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишенный практически всех личностных черт, ценимых Маслоу. Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований не ясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований

[8].

Любопытные факты

  • Маслоу утверждал, что «стадии самоактуализации» достигает не более 2 % людей[4].
  • В основополагающей статье Маслоу нет изображения пирамиды[4].

См. также

Примечания

  1. ↑ Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 111.
  2. ↑ «A Theory of Human Motivation», Originally Published in Psychological Review, 50, 370—396.
  3. ↑ Maslow A. H., 1954.
  4. 1 2 3 William Kremer, Claudia Hammond. Abraham Maslow and the pyramid that beguiled business (англ.). BBC News (31 August 2013). Проверено 4 марта 2015.
  5. Carol Taylor PhD MSN RN, Carol Lillis MSN RN, Pamela Lynn MSN RN. Fundamentals of Nursing. — Eighth, North American edition. — LWW, 2014-10-30. — 1816 с. — ISBN 9781451185614.
  6. 1 2 Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 119.
  7. ↑ Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 120.
  8. ↑ Макклелланд Д., 2007, с. 66-67.

Литература

  • Maslow A. H. Motivation and Personality. — New York: Harpaer & Row, 1954.
  • Холлифорд С., Уиддет С. Мотивация : Практическое руководство для менеджеров / Пер с англ. ООО «Пароль». — М.: ГИППО, 2008. — ISBN 978-5-98293-087-3.
  • Макклелланд Д. Мотивация человека / Пер с англ. ООО «Питер Пресс»; научн. ред. проф. Е. П. Ильина. — СПб.: Питер, 2007. — ISBN 978-5-469-00449-3.
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Пер с англ. ООО Изд. «Питер». — СПб.: Питер, 2011. — ISBN 978-5-88782-412-3. (c. 479—527)

Ссылки

wikipedia.green

Пирамида потребностей Маслоу — плюсы и минусы

Размышление и мысли касательно потребностей человека излагал еще Демокрит Абдерский (древнегреческий философ, 400 г. до н.э.). Он считал потребности лежат в основе всего, что у нас есть: ум, сила, развитие. Лишь много столетий спустя Маслоу решил более детально разобраться что за чем стоит. Почему мы делаем то, что делаем. Что нами движет и к чему мы стремимся.

1. Что такое пирамида потребностей Маслоу

Пирамида потребностей Маслоу — это теория, которая описывает потребности человека в виде уровней иерархии (от примитивных до духовных). Главная идея в том, что человек не может испытывать потребности более высокого уровня, пока не удовлетворит основные (физические). Изначально эта иерархия называлась «теория мотивации» или «теория иерархии» (англ. hierarchy theory)

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал свою теорию в 1950 году (последняя версия была написана в книге «Мотивация и личность», 1954 год). Но в широких массах о ней заговорили лишь в 1970-ых годах. При этом сам автор не излагал свою теорию в виде «пирамиды».

В дальнейшем многие публикации по маркетингу ссылались на исследования Маслоу.

Маслоу разработал иерархию потребностей, чтобы разобраться с разными мотивам человеческих поступков. При чем эти объяснения носят скорее философский характер, чем практический. На основе теории Маслоу мало, что удалось реализовать практического в бизнесе (хотя он разрабатывал свое объяснение не для этого направления).

Сама пирамида Маслоу имеет ступенчатую структуру тем самым отражая иерархию. После удовлетворения очередной ступени у человека появляются новые потребности и задачи. При это невозможно перепрыгнуть с одного уровня на другой. Однако в обратную сторону можно резко спустится с высоких на низкие.

Примечание

Есть исключение, когда люди готовые заниматься творчеством, когда у них отсутствуют другие потребности. Таких крайне мало.

Практическое применение эта теория так и не приобрела. Лишь некоторые выводы можно сделать, но не более того.



2. Уровни потребностей пирамиды Маслоу

1 Физиологические потребности. Сюда относят: еду, сон, секс, кислород, воду, туалет, здоровье. Все, что необходимо для существования человека. Считается, что пока не будут обеспечены эти базовые потребности человек не в состоянии думать о чем-то еще.

2 Безопасность. Человек много чего боится: холод, диких зверей, огня. Поэтому мы должны чувствовать себя защищенными, чтобы нормально жить. Примеры могут быть: грудной ребенок, который после кормления хочет прижаться к матери, поскольку ему страшно в этом новом мире.

3 Любовь, общество. Каждый стремится быть любимым для кого-то. Также мы должны находится в обществе, иначе наше психическое состояние будет на грани срыва. Все люди социальны. Поэтому мы должны примкнуть к какому-то сообществу, группе людей.

4 Признание. Следующей сту

vsdelke.ru

Пирамида потребностей Маслоу — Энциклопедия по экономике

Пирамида потребностей А. Маслоу  [c.202]

Из иерархических теорий потребностей наибольшую известность получила 5-ти уровневая пирамида потребностей А. Маслоу. Заслуживает внимания классификация потребностей, предложенная Б.Ф. Ломовым, который считал базовыми потребностями условия и средства жизнеобеспечения, а также необходимость в деятельности, общении, познании и отдыхе. Все остальные потребности, по его мнению, являются производными от базовых потребностей.  [c.28]


Первый, кто осознал конституцию и законы построения человеческих потребностей. Он понял, что не сама по себе потребность стимулирует человека, а степень ее удовлетворения (т. е. актуальность ее для индивида). Абрахам Маслоу правильно указал критерий, благодаря которому потребности выстраиваются в иерархию. Это доминирование неудовлетворенных потребностей над удовлетворенными. Благодаря своим уникальным возможностям пирамида потребностей А. Маслоу послужила основой практически для всех позднейших теорий мотивации, нашла воплощение в ряде организационных нововведений (например в проектах обогащения труда ). А. Маслоу считал порядок потребностей иерархическим на основании того, что их расположение определяется по восходящей линии — от низших (материальных) до высших (духовных)  [c.356]

Теория пирамиды потребностей А. Маслоу, несмотря на всю ее противоречивость, до сих пор с успехом применяется в практике менеджмента.  [c.356]

Рис. 3.1. Пирамида потребностей А. Маслоу
Потребности, пирамида потребностей А. Маслоу, экономические блага, взаимозаменяемые блага, взаимодополняющие блага, производство, сфера материального производства и непроизводственная сфера, потребление, экономические ресурсы, земля, капитал, предпринимательская деятельность, проблема выбора, кривая производственных возможностей, закон замещения, эффективность производства, альтернативные издержки, закон возрастающих альтернативных издержек, основные вопросы экономики, экономические системы, традиционная, плановая, рыночная, смешанная экономики.  [c.31]
Рисунок 2. Пирамида потребностей А.Маслоу
Теория иерархии потребностей Маслоу получила широкое распространение не только в Америке и Европе, но и в Японии, где она легла в основу мотивации экономической политики, реализующейся в масштабах всей страны. В последнее десятилетие в связи с бурным экономическим ростом, быстрым повышением благосостояния, в частности насыщением семей работников предметами длительного пользования, в Японии были в основном удовлетворены физиологические потребности среднего работника. Принцип пожизненного найма в сочетании с вниманием к социальным нуждам сотрудников хорошо обеспечивает удовлетворение потребностей в безопасности. Традиционная для Японии система коллективной организации труда и управления прямо ориентирована на удовлетворение социальных потребностей, т.е. потребностей в групповой принадлежности, дружбе, товарищеском общении и т.п. Вследствие этого мотивационная стратегия японских предприятий в растущей мере ориентируется на следующие, высшие уровни пирамиды потребностей, а именно потребности уважения и самореализации 139.  [c.191]

Существуют различные варианты классификации потребностей человека. Согласно одной из наиболее признанных классификаций (по А. Маслоу) человек мотивируется удовлетворением потребностей, выстроенных в пирамиду из пяти уровней  [c.436]

В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения) [Маслоу. 1999. С. 77]. Эти группы составляют иерархическую структуру, т. е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.  [c.55]

Все эти потребности Маслоу расположил в виде строгой иерархической структуры (пирамиды). При этом потребности первого и второго уровней отнесены к первичным потребностям, а последующие (третий — пятый уровень) — ко вторичным потребностям. Иерархия потребностей по Маслоу приведена на рис. 4.9.  [c.115]

В пирамиде А. Маслоу мы находим пять уровней потребностей. По этому принципу потребности (утверждения) распределяются в соответствии с номерами вопросника по следующим направлениям  [c.229]

Потребности существования как бы включают две группы потребностей пирамиды А. Маслоу потребности безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности. Группа потребностей связи явно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребность связи, по К. Альдерферу, отражает социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды А. Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды А. Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды А. Маслоу и включают также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п.  [c.208]

Существует и другая точка зрения, опровергающая, что пирамида потребностей принадлежит А. Маслоу. Немецкие экономисты провели исследования и доказали, что ничего подобного в своей практике он не утверждал, при этом особенно категорично они отрицают последовательность реализации потребностей по уровням пирамиды. На самом деле эта широко распространившаяся условность упрощает понимание реального поведения потребителя, который в любой момент времени испытывает потребности разного рода физиологические, социальные, потребности в безопасности и самореализации. — Здесь и далее постраничные комментарии переводчика и русского редактора.  [c.14]

Графическое представление теории А. Маслоу — пирамида Маслоу — достаточно широко известно. Современные психологи дополнительно к пяти авторским уровням потребностей добавляют в качестве самостоятельных потребностей когнитивные (познавательные) и эстетические (в порядке, справедливости, красоте) и помещают их на уровень выше потребностей в уважении, но ниже потребности в самореализации личности (рис. 2.1).  [c.71]

Рис. 2.1. Иерархическая пирамида потребностей (уровень когнитивных и эстетических потребностей добавлен современной психологией к оригинальной структуре, представленной-А. Маслоу в 1943 г.42).
Удовлетворение основных потребностей пирамиды А. Маслоу, т. е. удовлетворение первейших жизненных потребностей, думается, имеет одинаковое значение как для мужчины,, так и для женщины.  [c.263]

Если мы поднимемся по иерархической пирамиде А. Маслоу на ступеньку выше, то столкнемся со стремлением к престижу и признанию. Тут разница в поведении женщин в зависимости от конкретных условий жизни еще больше более того, в сопоставимых ситуациях они зачастую ведут себя противоречиво. Женщина, удачно вышедшая замуж, может вообще не ощущать потребности выделяться в работе среди коллег. Она же может страстно стремиться к повышению своей квалификации, чтобы на работе признавали ее социальный статус. Может случиться, что такая женщина будет просто пытаться доказать своему мужу, что и она,— а не только он, и независимо от него — может сделать хорошую карьеру, приобрести собственный статус.  [c.264]

А. Маслоу считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее значимых. На рис. 2 представлена разработанная А. Маслоу пирамида потребностей .  [c.178]

Человеческие потребности весьма разнообразны. Это и желание избавиться от жизненных неудач, приобрести уверенность в завтрашнем дне, и стремление к достижению успеха, пониманию, одобрению и признанию, многочисленные познавательные и эстетические потребности. Все они делятся на три группы биологические, социальные и духовные. Наверху пирамиды потребностей, предложенной американским психологом А. Маслоу, — духовные потребности в самореализации, раскрытии своих возможностей. Самая низшая ступень пирамиды — биологические потребности (пища, одежда, сохранение здоровья, безопасность).  [c.54]

Схема 1. Пирамида потребностей человека по А. Маслоу  [c.9]

А. Маслоу рассматривает мотив как нужду, которая достигла высокой степени интенсивности, и предлагает иерархию потребностей индивида, оформленных в виде пирамиды. По его мнению, удовлетворив базовые потребности — физиологические, человек решает следующую задачу — удовлетворение потребности в самосохранении Только после решения этих жизненно важных вопросов человек занимается удовлетворением социальных потребностей, потребностей в признании и, наконец, в самоутверждении. Удовлетворив важную потребность, индивид теряет мотив, который им двигал ранее на смену ему приходит побуждение к удовлетворению следующей по степени важности потребности.  [c.231]

Как свидетельствует практика, большинство потребителей стремится удовлетворить свои животные потребности, т.е. закрепиться на третьем этаже пирамиды А. Маслоу, быть как все . Соответственно вектор рекламного обращения для этого сегмента будет направлен снизу вверх. Мотивация может быть усилена рекламным призывом Сохрани свою индивидуальность , Будь самим собой . Обещания независимости и процветания способны поднять потребителя на вершину пирамиды.  [c.231]

Согласно теории А. Маслоу (см. рис. 15.5), голодный или испытывающий жажду человек не будет интересоваться последними достижениями науки и техники, культуры и искусства. Точно так же его не смогут заинтересовать более сложные потребности. Более того, ему будет даже безразлично, дышит ли он чистым воздухом. Только насытившись, человек может подняться на следующий уровень пирамиды .  [c.464]

Проанализировав связь потребностей, их проявление и способы удовлетворения (пирамида А. Маслоу), пропишите средства удовлетворения потребностей для каждого вашего сотрудника.  [c.515]

Потребности двух нижних уровней А. Маслоу называл дефицитными, а трех верхних — роста (рис. 2). Через Пирамиду Маслоу кризисную организацию можно представить в двух основных состояниях 1) выживание 2) развитие.  [c.34]

Рис. 2. Пирамида потребностей (по А. Маслоу)
Установлено, что, как правило, потребность высшего уровня удовлетворяется после удовлетворения потребности более низкого уровня. Поэтому А. Маслоу и положил в основу пирамиды иерархии потребностей физиологические потребности, т. е. потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и любить, которые заложены в человеке генетически. Вторичные потребности по природе являются психологическими и осознаются с опытом. К ним относят потребности в причастности к какому-либо делу или кому-либо, потребности личных достижений и самоуважения, признания, а также — в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.  [c.497]

В своих поздних работах А. Маслоу произвел значительную модификацию своей концепции мотивации и личности, тем самым фактически отказавшись от предложенной ранее пирамиды потребностей.  [c.356]

В соответствии с теорией иерархии потребностей американского социолога А. Маслоу люди постоянно испытывают различные потребности, которые можно объединить в группы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу. Маслоу выделил пять таких групп и расположил их в виде пирамиды (рис. 9). Модель Маслоу имеет такую форму, поскольку чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения.  [c.362]

Американский психолог А. Маслоу еще в 1949 г. предложил основы теории человеческих потребностей с выделением главных мотива-ционных факторов [26]. Ученый подчеркивал, что человек после удовлетворения очередной потребности перестает учитывать ее при выработке той или иной линии поведения. Для того чтобы последующий, более высокий уровень иерархии (пирамиды) потребностей (рис. 16) начал влиять на поведение человека, совсем не обязательно удовлетворять полностью потребность более низкого уровня. Человек начинает искать свое место в сообществе задолго до того, как будут удовлетворены его физиологические потребности или потребности в безопасности и защищенности. Какая-то из этих потребностей может доминировать, но деятельность в целом определяется не только ею.  [c.79]

Рис. 16. Иерархия (пирамида) потребностей по А. Маслоу
Пирамида потребностей А. Маслоу-146-147 Повторение рекламы — 96-97, 102-103 Позиционирование- 11-12, 14, 65-67 Потоки — 77-79 Претензия-134 Принцип Л а Шателье -130 Противоречие-130-134 Психологическая позиция — 54-55,76-77 Психологическое заражение -110 PUBLI RELATIONS (PR) -9-11 PR-профи-74 PR-объект-19,75 PR-средство-75, 81-86  [c.223]

На Западе в рамках институциональной школы наибольшую известность получила иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908—1970). Изучая проблему потребностей, А. Маслоу за 35 лет лично провел и записал около 20 тыс. ( ) подробных интервью, а также руководил несколькими десятками исследований. Маслоу разделил потребности на базисные (пища, безопасность, позитивная самооценка) и производные, или метапотребности (справедливость, благополучие и т.п.). Он считал, что базисные потребности постоянны и иерархичны, а метапотребности изменяются и равны друг другу. Иерархию базисных потребностей Маслоу представил в виде пирамиды, получившей его.имя  [c.32]

Школа человеческих отношений ориентирована на менеджмент как систему социально-психологических факторов. Основоположники этой школы Ф. Тэйлор и Элтон Мейо (1880-1949), Абрахам Маслоу (1908-1970), Фредерик Херцберг, Дуглас Макгрегор (1906-1964), П. М. Керженцев (1881-1940), Д. Карнеги (1888-1945). В 1880 г. Ф. Тейлор начал свои систематические исследования менеджмента. Он сформулировал следующие первоначальные допущения человек — это рациональное животное , озабоченное максимизацией своих экономических доходов люди реагируют на экономические ситуации индивидуально люди, как и машины, могут подвергаться стандартизированной моде. Э. Мейо отказался от принципов Тейлора, он считал, что организация обладает единой социальной структурой. И задача менеджмента — развивать неформальную структуру управления с целью воздействия на результаты деятельности. А. Маслоу сформулировал иерархию потребностей человека и расположил их в виде пирамиды из пяти уровней. В простейшем случае потребности удовлетворяются последовательно, и это выступает мотивацией человека. Развивая идеи Маслоу, Ф. Херцберг ввел двухмерную модель мотивирующих факторов (гигиенические и мотивирующие), каждая из координат которой подразделяется на ступени.  [c.13]

Подход А. Маслоу к отображению потребностей человека представляется продуктивным для демонстрации структуры и взаимосвязи элементов культуры предприятия. Только в этом случае пирамида получается двуглавой , поскольку в культуре фирмы различается ее внешне направленная и внутренняя составляющие (рис. 4.3). Такое отображение элементов культуры фирмы не может претендовать на универсальность, применимость к каждому конкретному предприятию. Уникальность организаций проявляется, в частности, в неповторимости всех элементов культуры и путей их развития. Однако, в общем случае, при рассмотрении элементов и их целесообразного соотношения, выработке отношения к материальным элементам как базисным, в значительной степени определяющим элементы духовные, эта схема представляется полезной.  [c.152]

Эксперименты, проведенные под руководством Э. Мэйо и Ф.Д. Рот-лисбергера, подчеркнули значение лидерства и рабочих групп и их влияние на производительность рабочих и степень их удовлетворенности своей работой. Указанные эксперименты проводились на заводе Хо-торн компании Вестерн Электрик в штате Иллинойс. Исходно в период с 1924 по 1927 год их проводили инженеры компании, пытаясь найти пути решения чисто производственных вопросов. В частности, они хотели вьыснить влияние освещения на производительность труда. Однако результаты эксперимента противоречили логике производительность труда увеличивалась и при повышении степени освещенности, и при ее значительном понижении. Исследователи пришли к выводу, что рабочие реагировали не на изменение освещения, а на сам эксперимент, и тот факт, что они в нем участвовали, являлся для них определяющим. С тех пор такое явление получило название хоторнский эффект . В дальнейшем эти исследования были продолжены Э. Мэйо. Движущей силой улучшения производительности являлась не только система материального поощрения, но и межгрупповая конкуренция, а также отношение к рабочим руководства и их коллег. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти усилия руководителя. Более поздние исследования, проведенные А. Маслоу и другими психологами, показали, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические силы, как считали сторонники школы научного менеджмента, а различные потребности, которые лишь частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег. Разработанная А. Маслоу теория потребностей ( пирамида потребностей ) нашла широкое применение в менеджменте.  [c.35]

economy-ru.info

11.2. Теория мотивации и управления А. Маслоу

Абрахам Гарольд Маслоу (1908–1970) – американский психолог, основоположник гуманистической психологии, лидер бихевиористского направления управленческой мысли.

А. Маслоу родился в Бруклине. Получив психологическое образование, первоначально занимался изучением социального поведения приматов. Докторская степень по психологии была присуждена А. Маслоу в университете штата Висконсин. Преподавательскую карьеру начал в Бруклинском колледже, впоследствии стал профессором социальной психологии и деканом факультета психологии в Университете Брандейса. В 1967–1968 гг. занимал пост президента Американской психологической ассоциации.

Основные работы: «Теория человеческой мотивации» (1943), «Мотивация и личность» (1954), «К психологии бытия» (1962), «Эупсихическое управление» (1965), «Психология науки» (1967).

Теории А. Маслоу сформировались под влиянием достижений различных научных дисциплин: антропологии, биологии, клинической психологии и психоанализа. По мнению многих ученых, главный вклад исследователя в управленческую науку связан с разработкой теории иерархии потребностей, известной как пирамида потребностей.

Теория мотивации. А. Маслоу сформулировал новую теорию мотивации, в которой изложил свой взгляд на понимание механизмов поведения человека. В отличие от сторонников школы научного управления, он утверждал, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые только частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег.

В своей теории А. Маслоу исходил из того, что мотивация непрерывна, бесконечна и изменчива, она является универсальной характеристикой практически любого организмического состояния. Единственным надежным основанием для построения теории мотивации является классификация неосязаемых целей и потребностей человека. По мнению А. Маслоу, человек имеет множество различных потребностей. Условно их можно разделить на базовые и метапотребности.

Базовые потребности постоянны и располагаются согласно принципу иерархии. Их можно разделить на пять основных категорий (уровней)[408]:

1. Физиологические потребности. Они необходимы для ежедневного существования человека (потребности в еде, питье, сне, одежде, жилище и т. п.). Их интенсивность превосходит стремление к насыщению любых других потребностей более высокого уровня, но только при условии их неудовлетворенности[409].

2. Потребность в безопасности (экзистенциальные потребности). Она включает в себя потребности в защите от агрессии со стороны окружающей среды, стабильности, порядке, законе и уверенности в завтрашнем дне. Эта потребность более отчетливо проявляется у детей, а у взрослых носит, как правило, скрытый характер. Потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в критической ситуации.

3. Потребность в принадлежности и любви (социальные потребности). Для человека характерно стремление к принадлежности к определенной социальной группе и взаимодействию с другими людьми, входящими в нее. Этого уровня А. Маслоу первоначально определял только как потребность в любви, а позднее добавил и потребность в социализации.

4. Потребность в признании (престижные потребности). Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижения»: самоуважение, уверенность, компетентность. Во второй класс – потребность в уважении со стороны окружающих, признании личных достижений человека и их высокой оценке, завоевании высокого статуса, славы, служебном росте и лидерстве в коллективе.

5. Потребности в самоактулизации (духовные потребности). Духовные потребности предполагают самореализацию личности, наиболее полное использование знаний и способностей, стремление к самовыражению через творчество.

Если предшествовавшие перечни потребностей подразумевали, что человек, испытывающий одну из потребностей, не может в то же самое время испытывать другую, то А. Маслоу подчеркивал, что отношения между потребностями не подчинены принципу взаимоисключаемости. Напротив, они так тесно переплетены друг с другом, что отделить одну от другой практически невозможно. Схематично иерархия базовых потребностей представлена на рис. 11.1.

 

Рис. 11.1. Пирамида потребностей по А. Маслоу

Для удовлетворения базовых потребностей, по мнению А. Маслоу, необходимо несколько социальных условий: свобода слова, выбора деятельности, свобода самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком.

В отличие от базовых потребностей, ценность метапотребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии. К метапотребностям относятся: потребность в справедливости, благополучии, единстве социальной жизни и т. д.

А. Маслоу указывал, что метапотребности составляют единство с фундаментальными, базисными потребностями. Отсутствие единства этих потребностей приводит к «метапатологии», проявляющейся в недостатке ценностей, бессмысленности и бесцельности жизни.

Попытки классификации потребностей предпринимали многие ученые, однако только А. Маслоу рассматривал группы мотивов, которые упорядочены в ценностной иерархии согласно их роли в развитии личности, кроме того, он выявил законы построения потребностей и движущие силы мотивации. Не потребности сами по себе являются мотиваторами поведения, а степень их удовлетворения. Движущей силой мотивации является тот факт, что люди никогда не могут достичь поставленных целей в полной мере. Как только достигнута одна цель и удовлетворена какая-либо потребность, возникает новая цель, связанная с необходимостью удовлетворения вновь появившейся потребности, и т. д.

А. Маслоу сформулировал основные принципы, характеризующие природу человека:

1) потребности людей никогда не могут быть удовлетворены абсолютно;

2) состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждают человека к действию;

3) существует иерархия потребностей.

Согласно разработанному А. Маслоу принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида только после того, как удовлетворены предыдущие запросы. В отличие от предшествующих теорий мотивации, в которых физиологические потребности являлись отправной точкой мотивации, у А. Маслоу они представляются относительно изолированными и используются в качестве «каналов» для других, более высоких или сложных потребностей. Хотя неудовлетворенная потребность и играет первостепенную роль, но после ее удовлетворения она уже не может доминировать, а существует только потенциально, с акцентом на движение вперед – к более высоким потребностям[410]. При этом все потребности функционируют циклически: повторяются через определенный промежуток времени.

Потребности низших уровней присущи всем людям примерно в равной мере, а высших уровней – в неодинаковой степени. Высшие потребности помогают дифференцировать индивидов и имеют большое значение для формирования ценностных ориентаций личности человека.

Высшая потребность человека – самореализация. Потребности самоактуализации не имеют достаточно четкого определения и отражают широкий спектр культурных и индивидуальных различий. По подсчетам А. Маслоу, самоактуализирующиеся и самореализующиеся личности составляют около 1 % населения. Они представляют собой пример психологически здоровых личностей и служат эталоном для большинства людей. Именно самореализующимся личностям присущи метапотребности.

Изучая мотивацию развития личности, А. Маслоу сформулировал 15 основных черт, присущих так называемым самореализующимся личностям[411]:

1. Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью. Для самоактуализированных людей характерно адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, отсутствие страха перед неизвестностью и неопределенностью.

2. Приятие (себя, других, природы). Самоактуализированные люди принимают человеческую природу такой, какая она есть, не приукрашивают реальность, для них свойственно отсутствие искусственных, защитных форм поведения (лицемерие, ханжество, фальшь и притворство), а также неприятие такого поведения со стороны других.

3. Спонтанность, простота и естественность. Самоактуализированные люди достаточно спонтанны в своем поведении и предельно спонтанны в своей внутренней жизни, мыслях, при этом соблюдают установившиеся ритуалы, традиции, церемонии, однако относятся к ним с добродушной усмешкой.

4. Служение. Это предполагает акцентирование внимания на проблемах внешнего порядка, решение фундаментальных вопросов (жизнь в глобальной системе координат). Такие люди заняты не самоанализом, а своей жизненной миссией или призванием. Они часто соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента.

5. Отстраненность, потребность в уединении. Для таких людей характерна склонность к одиночеству, они занимают позицию отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям внешней среды.

6. Автономия, независимость от культуры и среды, воля и активность. Это означает высокую устойчивость под воздействием деструктивных сил, способность к самовосстановлению, независимость от мнения других. При этом автономность предполагает самоопределение, способность к принятию ответственности, активный поиск решений.

7. Свежий взгляд на вещи. Самоактуализированные люди просто радуются жизни, находят каждый раз новое в уже известном.

8. Мистические переживания и высшие переживания. Ощущение исчезновения собственного «я», предельная концентрация и погруженность в проблему.

9. Чувство идентификации с человечеством в целом.

10. Межличностные отношения. Самоактуализированный человек способен полностью сливаться с близким, становиться его частью. Характерно отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.

11. Демократичность. Это проявляется в уважении к любому человеку, готовности учиться у других.

12. Умение отличать средство от цели, добро от зла. Самоактуализирующиеся личности ведут себя высоконравственно, остро чувствуют добро и зло. Они ориентированы на цели и умеют получать удовольствие от процесса.

13. Философское чувство юмора. Такие люди относятся с юмором к жизни в целом, к своей профессиональной деятельности, к самим себе.

14. Креативность. Эта черта понимается как способ мировосприятия и взаимодействия с реальностью, она не зависит от того, чем занимается человек, и появляется во всех действиях самоактуализирующейся личности.

15. Сопротивление культурным влияниям, трансценденция культуры. Самоактуализированные люди не принимают безоговорочно ту культуру, к которой принадлежат, относятся к ней достаточно критично, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое.

Таким образом, по мнению А. Маслоу, самоактуализирующуюся личность отличает индивидуальная установка по отношению к окружающей действительности. А. Маслоу не идеализирует подобную личность, подчеркивая, что она также подвержена недостаткам, неправильным поступкам, упрямству, раздражительности, невниманию к окружающим.

Концепция иерархии потребностей А. Маслоу послужила основой многих моделей мотивации труда. В соответствии с его учением, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень их удовлетворенности будет возрастать, что, в свою очередь, будет способствовать росту производительности труда. Управление должно выявлять потребности работника и использовать соответствующие именно этим потребностям методы мотивирования.

Концепция просвещенного менеджмента. На основе дневниковых записей А. Маслоу начала 1960-х гг. была выпущена книга, получившая в первом издании название «Эупсихическое управление». В России она была переиздана под названием «Маслоу о менеджменте». В этой работе представлены взгляды ученого на такие проблемы менеджмента, как: формирование новой просвещенной экономики и менеджмента, лидерство, различие стилей руководства на разных уровнях управленческой иерархии, психологические характеристики менеджеров и предпринимателей, социальное совершенствование и самоактуализация личности.

Автор отмечал, что по мере развития экономики и общества, роста уровня образования и психического здоровья людей происходит отказ от прежних авторитарных форм управления и увеличивается потребность в использовании методов просвещенного управления, которые становятся главным условием победы в конкурентной борьбе. Эупсихичный, или просвещенный менеджмент представлялся ему характерной приметой будущего.

А. Маслоу выделил 37 характерных черт и принципов просвещенной управленческой политики[412]. Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.

• Доверие к людям, учет индивидуальных различий работников.

• Предоставление работникам наиболее полной и релевантной информации о ситуации в организации.

• Постоянное стремление работников к совершенствованию и самоактуализации. Учет того, что люди в организациях не ограничиваются удовлетворением только потребности в безопасности. Работники должны получать осмысленные задания, в результате чего даже самая рутинная работа будет рассматриваться как путь к достижению некой значимой цели.

• Отказ от доминантно-субординационной иерархии или авторитаризма.

• Замена поляризации и дихотомий любого рода на принцип иерархической интеграции. Учет того, что все сотрудники преследуют одни и те же управленческие цели и ассоциируют себя с ними, вне зависимости от места, занимаемого ими в организации или в иерархии.

• Формирование отношений между членами организации на основе доброжелательности, а не соперничества или зависти. Акцент на хорошей командной работе, дружбе, коллективном духе, общности интересов и любви.

• Наличие синергизма. Синергизм А. Маслоу определяет как культуру, в рамках которой то, что полезно для индивида, выгодно и обществу. Культура с высоким уровнем синергизма характеризуются безопасностью, благожелательностью и высокой моралью, а основными чертами культур с низким уровнем синергизма являются конфликтность и низкая мораль, при которых успех одного оборачивается неудачей для всех остальных.

• Беспристрастность и объективность оценки способностей и умений не только работников, но и управленцев.

• Свобода в выражении несогласия, недовольства и раздражения.

• Отношение работников к своему начальнику с любовью (а не с ненавистью), с уважением (а не с презрением). Хотя большинство людей хотели бы не бояться других, они, однако, предпочитают боязнь презрительному отношению к своему начальнику.

• Рассмотрение работников как квалифицированных, сильных, способных справляться со сложными заданиями и предпочитающих ответственность зависимости и пассивности. Работники должны чувствовать себя уважаемыми и востребованными со стороны организации. В организациях, применяющих просвещенную систему управления, работник стремится быть не просто пассивным помощником, дополнением или «орудием», а движущей силой развития организации.

Однако, как замечает А. Маслоу, подобный тип людей не является универсальным, поэтому на предприятии необходимо совершенствовать систему подбора персонала.

По мнению А. Маслоу, его теория эупсихического управления соответствовало концепции «продвинутых человеческих существ Теории Y» Д. Макгрегора и современному уровню развития США. Использование принципов просвещенного управления должно было способствовать успеху в самых разных сферах, в том числе и в финансовой, и приведет к построению лучшего общества. При этом ценность методов просвещенного менеджмента определяется не только производственным поведением, количеством и качеством производимого продукта, но и «побочными» проявлениями. К последним А. Маслоу относил формирование более совершенных личностей, готовых к альтруизму, помощи другим и нетерпимых к несправедливости[413]. По сути, он стремился к трансформации своего подхода в религиозную концепцию в духе современной религии New Age («Новая эра»)[414].

В 1968 г. А. Маслоу предложил ввести в теорию менеджмента концепцию «Теории Z». Он исходил из того, что люди, достигшие определенного уровня экономической безопасности, стремятся к новым ценностям, они хотят, чтобы работа позволяла человеку раскрывать свои творческие потенции. А. Маслоу писал, что «по мере развития личности деньги постепенно теряют свое относительное значение, в то время как всё большую значимость начинают приобретать другие, развитые формы вознаграждения (метавознаграждение). Даже в тех случаях, когда денежное вознаграждение продолжает сохранять внешнюю значимость, она может быть связана не с собственным его значением, но с его символическим смыслом, который может являться отражением статуса, успеха, самооценки»[415].

А. Маслоу обратил внимание на то, что при найме на работу квалифицированных и административных работников важными для них являются не только деньги, но возможность удовлетворения потребностей более высокого порядка. Для таких работников особую значимость приобретают высокий статус компании, хорошие условия труда, дружественная атмосфера, независимость, автономность и возможность реализации собственных идей. По его мнению, США превращаются в управленческое сообщество, а в сфере производства происходит увеличение влияния гуманистических позиций.

А. Маслоу настаивал на создании таких организаций, в которых человек получает возможность для наиболее полной реализации своего истинного потенциала. Большую роль в этом должен сыграть руководитель. По мнению исследователя, власть нельзя доверять человеку, который ищет власть ради власти. В большинстве ситуаций лучшим руководителем и лидером будет тот, кто ближе к самоактуализации, кто сумел удовлетворить все

свои базовые потребности, добиться признания и уважения.

Теория лидерства. А. Маслоу предложил новый подход к оценке лидерства и его организующей роли[416]. Он выделял D-лидерство – стремление к власти над другими людьми – и В-лидерство (руководство второго уровня, или функциональное лидерство) – стремление к власти, которая может позволить решить задачу. В D-лидерстве индивид сам стремится к занятию командных постов. Как правило, D-руководитель недооценивает или игнорирует объективные потребности группы, ситуации или работы.

В В-лидерстве подчиненные предоставляют руководителю власть добровольно и осознано, поэтому между группой и лидером устанавливаются доверительные отношения. То, что человек не стремится к лидерству, говорит в его пользу. В производственной ситуации В-лидером является тот, кто лучше других может справиться с работой или организовать выполнение задания лучшим образом. В-лидер должен уметь отдавать приказы, быть сильным и властным.

С понятием В-лидерства связано понятие В-власти, т. е. власти, необходимой для реализации ценностей второго уровня (В-ценностей): истины, блага, красоты, справедливости, совершенства, порядка и т. д. В-власть позволяет построить лучший мир или сделать его совершеннее. По аналогии А. Маслоу вводит понятие В-последователя – работника, настолько отождествляющего себя с поставленной задачей, что ему хочется выполнить соответствующую работу наилучшим образом. В некоторых ситуациях В-последователь может превратиться в В-лидера.

Требования, предъявляемые к В-последователю и В-лидеру, примерно одинаковые. К ним относится: способность выполнять работу лучше других, возможность лучше отслеживать ситуацию и контролировать ход работы, наличие особой психологической предрасположенности, означающей умение радоваться успехам и самоактуализации других людей. Этим требованиям должен отвечать и хороший менеджер. Кроме того, А. Маслоу подчеркивает наличие связи между психологическим здоровьем и характеристиками лучших менеджеров, контролеров и т. д.

По мнению А. Маслоу, хороший менеджер должен уметь соответствовать «объективным требованиям объективной ситуации»[417]. Это предполагает выстраивание управленческой политики с учетом особенностей поведения различных социальных групп и типов личности. Такой подход распространяется на сферу экономики, политики, образования, семейные, дружеские отношения и т. д. Например, недопустимо в полной мере использовать американские политические ценности и принципы управления в странах с иной историей, культурой, с иными индивидами. Также по отношению к авторитарным личностям А. Маслоу считал, что целесообразнее использовать силовые методы воздействия, а когда характер работника будет действительно меняться и он сможет работать в условиях, предполагающих надежность и самостоятельность, тогда можно будет попытаться использовать более демократический стиль управления.

Идеи А. Маслоу уже более пятидесяти лет остаются популярными среди теоретиков и практиков управления. Однако его концепции мотивации, иерархии потребностей, принципов управленческой политики содержат ряд спорных и дискуссионных моментов.

Основные положения теории иерархии потребностей не получили подтверждения в научных исследованиях. Критики его теории мотивации указывают на следующие моменты:

• отсутствие эмпирических подтверждений;

• отсутствие четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей;

• недостаточный учет индивидуальных различий людей, того, что потребности по-разному проявляются в зависимости от пола, возраста работника, его положения в организации, содержания работы и т. д.;

• невозможность для рядового сотрудника точного определения своего собственного уровня потребностей;

• сложность разработки для менеджеров эффективных методов мотивации, основанной исключительно на теории иерархии

потребностей;

• недостаточный учет влияния организационных, социальных, экономических и политических факторов на поведение индивида;

• распространение на всё общество результатов клинических исследований невротиков.

Несмотря на это, с момента опубликования концепции мотивации в 1943 г. и примерно до 1970-х гг. А. Маслоу считался ведущим теоретиком в области мотивации, а большинство более поздних теорий мотивации в той или иной степени также основывались на его идеях.

_____________________________________________________________________________________________________________________

[408] Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург : Евразия, 1999. С. 77–101.

[409] Классики менеджмента : пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 510.

[410] Классики менеджмента : пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 509.

[411] Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург : Евразия, 1999. С. 224–252.

[412] Маслоу А. Маслоу о менеджменте : пер. с англ. Санкт-Петербург : Питер,2003. С. 53–82.

[413] Там же. С. 164.

[414] Голубев К. И. История менеджмента: тенденция гуманизации. Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2003. С. 66. 

[415] Маслоу А. Маслоу о менеджменте : пер. с англ. Санкт-Петербург : Питер,2003. С. 121.

[416] Там же. С. 219–228.

[417] Там же. С. 145.

Выходные данные учебного пособия: 

История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. — 606 с.

Вернуться к оглавлению «История менеджмента: учебное пособие» 

port-u.ru

Пирамида потребностей Маслоу

Пирамида потребностей Маслоу – является одной из самых известных и часто применяемых теорий о потребностях человека. Теория потребностей была впервые сформулирована американским психологом Абрахамом Маслоу и наиболее подробно изложена в книге «мотивация и личность».

Суть теории потребностей Маслоу

Основной сутью теории потребностей Маслоу является иерархия потребностей человека в зависимости от важности и необходимости в жизни. Как правило, эта иерархия визуализируется в виде пирамиды. В основании пирамиды находятся базовые потребности человека, в верхушке высшие потребности. Не удовлетворив базовые потребности, не будут удовлетворены и высшие. Базовые потребности:

  • Физиологические потребности – голод, жажда и т.п.
  • Потребность в безопасности  — жильё, чувство уверенности, избавление от страха.
  • Потребность в общении – находиться в обществе, общаться с людьми, любить.

Высшие потребности:

  • Потребность в уважении
  • Познавательные потребности
  • Эстетические потребности
  • Потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения базовых потребностей, становиться актуальным удовлетворение более высоких потребностей. Однако стоит заметить, что удовлетворение высших потребностей не обязательно идёт друг за другом, и не обязательно предыдущая потребность должна быть удовлетворена на 100%

Применение пирамиды потребностей Маслоу

Пирамида потребностей Маслоу получила широкое применение в управлении персоналом и мотивации и стимулировании сотрудников, иногда её упоминают при изучении выявления потребностей клиента. Её прежде всего изучают для понимания того что материальная мотивация не так важна как многие считают, поскольку для удовлетворения базовых потребностей не требуется значительных денежных средств. Пирамида потребностей Маслоу показывает, насколько большое значение имеет, нематериальная мотивация сотрудников. Исходя из теории потребностей Маслоу, нематериальные потребности почти никогда не бывают удовлетворены на 100%. И их удовлетворение занимает намного больше времени, чем удовлетворение материальных потребностей. Материальные потребности можно отнести к гигиеническим факторам исходя из двухфакторной теории мотивации Герцберга.

Критика теории Маслоу

Не смотря на столь большую популярность теории потребностей Маслоу, на неё обрушивается достаточно большое количество критики. Нужно отметить, что очень трудно оценивать степень удовлетворенности человека и понять, насколько удовлетворена потребность. Кроме того сам Маслоу замечал что потребность в самоактуализации удовлетворяется не раньше чем к 50 годам, то есть необходимо делать скидку на возраст. То есть почти нет возможности количественно измерить и доказать состоятельность теории потребностей Маслоу.

Ещё одна проблема связана с тем, что сам Маслоу отмечал, что часто порядок иерархии может меняться, и есть люди, которых совсем не интересует удовлетворение некоторых потребностей. При этом теория Маслоу не объясняет почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами после того как были удовлетворены.

Стоит отметить, что Маслоу при проведении своих исследований брал для примера весьма успешных и активных людей. Что, безусловно, повлияло на общую картину и для составления пирамиды потребностей для большинства людей требуются другие более масштабные исследования.

worldsellers.ru

Пирамида Маслоу

         Физиологические: потребность в пище, воде, сексуальном удовлетворении и т. д. Если по каким-либо причинам невозможно удовлетворить их, человек не может больше ни о чем думать, не может переходить к удовлетворению других, более высших в иерархии потребностей. Наверное, все сталкивались с ощущением сильного голода, которое мешает делать или даже думать о чем-либо другом. Очень красноречиво это описывал В. Франкл в книге «Сказать жизни «Да»». Психолог в концлагере». О том, как люди, живущие в постоянном страхе, тревоге за себя и своих близких, ни о чем другом, кроме еды, не могли говорить. Они говорили о пище в любой момент отдыха, а работа была очень тяжелой, описывали блюда, которые когда-то готовили, рассказывали про рестораны, которые посещали. Потребность в пище, одна из самых главных потребностей, гарантирующих жизнь, у них не была удовлетворена, и поэтому заявляла о себе постоянно.

Когда же физиологические потребности удовлетворены, утверждает Маслоу, человек перестает о них думать, забывает на какое-то время, пока организм не подаст очередной знак. Тогда можно переключить свое внимание на удовлетворение других потребностей. Конечно, мы научились воздерживаться, терпеть какое-то время. Но лишь какое-то время, пока дискомфорт не станет очень сильным.

        Следующая ступень потребностей в пиромиде Маслоу — потребность в безопасности. Очень трудно реализовывать любые свои планы, мечты, работать, развиваться, не чувствуя себя в безопасности. Если эта потребность не удовлетворена, человек организовывает всю свою деятельность (иногда на какое-то время пренебрегая даже физиологическими потребностями) на то, чтобы сделать свою жизнь более безопасной. Угрозой для безопасности могут служить глобальные катаклизмы, война, болезни, потеря имущества, жилья, а также угроза увольнения с работы. Можно отследить, как в период социальной нестабильности в стране повышается уровень общей тревожности.

Для сохранения чувства безопасности мы ищем какие-либо гарантии: страховку, работу с гарантированным социальным пакетом, автомобиль с современными технологиями, обеспечивающими защиту пассажира, изучаем законодательство, надеясь получить защиту от государства и т. д.

        Третья  ступень пирамиды потребностей Маслоу относится к зоне психологических потребностей. Если нас не беспокоят неудовлетворенные базовые потребности, а проще говоря, если мы не голодны, не изнываем от жажды, нас не одолевают болезни, не находимся в зоне военных действий и у нас есть крыша над головой, мы стремимся к удовлетворению психологических потребностей. К ним относятся: чувство  принадлежности к той или иной социальной системе (семья, сообщество, коллектив и др.), потребность в уважении, в любви. Мы создаем для этого системы, сообщества, без которых не можем выжить. Мы добиваемся любви, уважения, дружбы, стремимся быть членами группы, коллектива.

Когда эти потребности не удовлетворены, мы остро переживаем отсутствие друзей, семьи, партнера, детей. Нам больше всего на хочется быть принятыми, услышанными, понятыми. Мы ищем, как реализовать такую потребность, пренебрегая даже базовыми потребностями, настолько велика мука переживания одиночества.

На этой потребности пирамиды часто спекулируют секты, преступные группировки. Особенно велико стремление быть в группе у подростков. И поэтому подросток, не задумываясь, подчиняется правилам и законам группы, в которую стремится только для того, чтобы не быть ею отвергнутым.

       Следующая ступень — это потребность в признании, уважении окружающих, признании собственной ценности, стабильной высокой самооценке. Нам важно занимать какое-то значимое социальное положение. Нам хочется, чтобы признавали наши достоинства, наша компетентность была оценена по-достоинству, замечено наше мастерство. Сюда можно отнести желание иметь хорошую репутацию, статус, известность и славу, превосходство и т. д. Эта ступень пирамиды Маслоу уже не базовая и указывает на то, что не хлебом единым жив человек.

Когда удовлетворены все нижестоящие потребности, человек задумывается о своей роли, о своей полезности в этом мире. Мы стремимся к совершенствованию знаний и умений для того, чтобы быть действительно полезными, достойными уважения в профессии, в разных сферах своей деятельности, в семье. Если эти потребности не удовлетворяются, это для нас является крахом наших стремлений, появляется чувство неполноценности и невозможности реализации.

        Последняя, самая высшая ступень пирамиды, — потребность в самоактуализации (термин К. Гольдштейна). А. Маслоу писал: «Даже если все перечисленные ниже потребности удовлетворены, мы можем ожидать, что вскоре возникнет беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан». Наверное, встречались на вашем жизненном пути люди, которые не реализовали себя в том виде деятельности, к которой стремилась душа. По разным причинам: родители не позволили заниматься музыкой, стать артистом, а заставили стать химиком или пришлось перейти на более высокооплачиваемую, но малоинтересную работу. Чувство неудовлетворения так и идет вместе с этим человеком, перерастая иногда в алкоголизм или сердечно-сосудистые заболевания.

        Мы стремимся к удовлетворению этой потребности в саморазвитии, в духовном развитии, в совершенствовании своих индивидуальных особенностей. Мы чувствуем, что потребность удовлетворена, если воплощено наше желание быть хорошим родителем, реализованы желания достичь успехов в спорте, в бизнесе, когда мы пишем стихи или картины. Во всем том, что дает нам чувство полноты жизни.

       Наши потребности мы ощущаем только тогда, когда они не удовлетворены. Они дают нам о себе знать разными путями, начиная от болезней физических и заканчивая болезнями душевными. Для разрешения некоторых психологических проблем иногда достаточно понять, какая из потребностей пирамиды Маслоу не удовлетворена и каким образом ее можно удовлетворить. 

Можно предположить, что здоровый человек — это человек, у которого все потребности удовлетворены. Конечно, как утверждает А. Маслоу, не обязательно на 100%. Чем выше потребность, тем менее она может быть удовлетворена.

       Ошибка многих родителей в том, что они обращают внимание на удовлетворение только базовых потребности, игнорируя важность остальных. Например, в признании, в принадлежности. Говоря ребенку о том, что если он не будет слушаться, его отдадут другому дяде или сами уйдут, родители рискуют нарушить его потребности в безопасности, в принадлежности. Не обращая внимания на способности и наклонности ребенка, заставляя его получать эфемерно значимое, лишь бы какое, но высшее образование, мамы и папы ставят крест на удовлетворении потребностей в признании, самоуважении, самоактуализации своего чада.

        Да и нам самим иногда стоит задуматься, насколько в нашей жизни удовлетворены эти потребности, например в процентном отношении. И если эти цифры меньше среднестатистических, которые приводит А. Маслоу (85% — физиологические, 70% — в безопасности, 50% — в любви, 40% – в уважении и 10% — в самоактуализации), тогда стоит, наверное, задуматься о том, что мы можем в своей жизни изменить.

Марианна Лапина

Источник: http://psyforum.net/piramida-potrebnostey-maslou.html

praktiks.com

Пирамида потребностей по Маслоу — это… Что такое Пирамида потребностей по Маслоу?

Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)[1]. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года «Мотивация и Личность» (Motivation and Personality)[2].

Анализ человеческих потребностей и расположение их в виде иерархической лестницы — весьма известная работа Абрахама Маслоу, знаменита больше под названием «Пирамида потребностей Маслоу». Хотя сам автор никаких пирамид никогда не рисовал. Тем не менее, иерархия потребностей, изображенная в виде пирамиды, стала весьма популярной моделью мотивации личности в США, Европе и России. В большей степени её используют менеджеры и маркетологи.

Теория иерархии потребностей

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет,— разъяснял Маслоу.— Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них». Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса. Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.


Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Критика теории иерархии потребностей

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972)[3].

Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется к годам 50-ти у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру[3].

Литература

  • Maslow A.H Motivation and Personality. — New York: Harpaer & Row, 1954.
  • Холлифорд С., Уиддет С. Мотивация : Практическое руководство для менеджеров / Пер с англ.- ООО «Пароль». — М.: ГИППО, 2008. — ISBN 978-5-98293-087-3
  • Макклелланд Д. Мотивация человека / Пер с англ.- ООО «Питер Пресс»; научн.ред. проф. Е.П. Ильина. — СПб.: Питер, 2007. — ISBN 978-5-469-00449-3

Примечания

См. также

Ссылки

dik.academic.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *