Какие особенности характера: Какие особенности характера Швейцера ты можешь отметить?

Особенности характера ребенка – Центр детской нейропсихологии РОСТ

  • Как же все-таки строить отношения с ребенком, заниматься его воспитанием,  разрешать конфликты, да еще получать при этом удовольствие, если наши с ним характеры так схожи, что мы бьемся друг об друга, как скала о скалу
  • Или, наоборот: мы так отличаемся друг от друга, что нам практически невозможно друг друга понять

Да мало ли примеров! Вы наверняка, пока читаете эту статью, вспомните еще несколько своих вариантов трудных ситуаций из своей собственной жизни.

Вспомните сами: легко ли вам было с вашими родителями, когда вы были еще ребенком?

Из раза в раз на групповых встречах и консультациях мы разбираем различные жизненные ситуации, которые показывают: как важно понимать, различать, чувствовать, учитывать врожденные индивидуальные особенности темперамента и характера ребенка!

  • Один ребенок может быть импульсивным, эмоциональным и подвижным. Он бурно радуется и огорчается. Он требователен и настойчив.
  • Другой – напротив, спокойный, медлительный, вдумчивый и основательный. Он может почти не проявлять своих эмоций, переживать и радоваться где-то глубоко внутри. Чтобы увидеть, что он чем-то расстроен, придется еще постараться его разговорить и растормошить.
  • Кто-то открыт на встречу всему миру: общительный и улыбчивый,
  • А кто-то  может быть замкнут на своем внутреннем мире, вариться в своих чувствах и переживаниях. Вариации можно перечислять до бесконечности, правда?

Неизменным остается только одно: каждый из таких разных детей имеет право на существование, понимание, уважение и принятие со всеми его особенностями.

Один спортсмен поделился своими воспоминаниями из детства о том, как однажды, проиграв на соревнованиях, он испытал ужасное чувство вины перед своей семьей. Ему казалось, что он своим поражением опозорил семью и ему нет, и не может быть, прощения. Чтобы реабилитировать себя, он схватил в раздевалке лавочку и побежал догонять своего соперника, чтобы победить его хотя бы сейчас.

Представьте,  какой всплеск чувств и эмоций у этого ребенка! Что это было:

  • Проявление врожденных особенностей темперамента или просто невоспитанность?
  • Что  делать взрослому в такой ситуации?
  • Как реагировать? Как успокаивать?
  • Как научить такого ребенка управлять своими чувствами?
  • На какие особенности маленького человека необходимо обратить внимание в первую очередь?
  • Какие его слабые стороны стоит щадить и относиться к ним особенно бережно?
  • На что стоит опираться взрослому, воспитывающему такого импульсивного ребенка?

Масса вопросов возникает в связи только с одним таким случаем!

А ведь  каждый ребенок очень не похож на другого!  И в первую очередь речь идет о том багаже, который человек получает от рождения.

Каждый случай и каждая ситуация неповторимы. Родители, у которых больше одного ребенка хорошо знают, как отличается  реакция детей даже в одной семье на одну и ту же ситуацию.  Что уж говорить о группе детей, если вам приходится с ними работать!

И что нам, бедным взрослым делать, когда на нас лежит такая неподъемная ответственность за счастье и качественное развитие каждого ребенка? Куда бежать? Где искать ответы на множество возникающих вопросов?  Как и на какой кривой козе подъезжать к таким разным и порой непредсказуемым детям?

 На часть из этих вопросов мы попытаемся с вами вместе найти ответ, разобравшись хорошенько, что же такое темперамент и характер, можно ли на них влиять и изменять?

Какие особенности личности являются постоянными врожденными величинами и являются основой характера, с которыми приходится просто считаться: они есть по умолчанию, а на какие можно влиять, корректировать, постепенно изменять и выравнивать?

О такой «основе» и идет речь в отрывке из записей замечательного педагога Януша Корчака

«Сто младенцев. Я склоняюсь над кроваткой каждого. Вот они, чья жизнь исчисляется неделями или месяцами… Что вначале мне показалось случайностью, повторяется в течение многих дней. Я записываю, выделяя доверчивых и недоверчивых, спокойных и капризных, веселых и мрачных, неуверенных, боязливых и враждебных.

Всегда веселый: улыбается до и после кормления, разбуди его — сонный, разомкнет веки, улыбнется и уснет.

Всегда мрачный: с беспокойством встречает тебя, уже готовый заплакать, за три недели улыбнулся, и то мельком, лишь раз… Осматриваю горло. Живой, бурный, страстный протест. Или лишь досадливо сморщится, нетерпеливо мотнет головой и уже добродушно улыбается. Или подозрительно насторожен при каждом движении чужой руки, впадает в гнев раньше, чем испытал боль…

Массовая прививка оспы: до пятидесяти детей в час. Это уже эксперимент. И опять — у одних немедленная и энергичная реакция, у других — постепенная и слабая, а у третьих — безразличие. Один младенец довольствуется удивлением, другой доходит до беспокойства, третий бьет тревогу; один быстро приходит в равновесие, другой долго помнит, не прощает…»

Целую серию статей мы решили посвятить особенностям темперамента и характера ребенка, поскольку считаем эту тему важнейшей в воспитании маленького человека.

Ведь от характера зависит практически все в жизни человека: как он живет, общается с окружающими его людьми, как реализует свои мечты и планы, как обучается, как живет в семье
  • Программы обучения Центра РОСТ
  • Персональный коучинг
  • Лагеря  РОСТа 

Вопрос 4. Особенности характера как психического феномена

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakterпечать, чеканка)53. В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься.

Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т. е. названные характеристики поступков человека приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни.

Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие

черты характера54.Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость — в ситуации общения и т. д. Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т.

е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют отношение человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Главное условие образования характера — наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека.
И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты. Более того, люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности, которая проявляется в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т. д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.
д.).

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера. Например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов — игрой в Городки, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов.

Другим проявлением характера человека является его отношение к людям. При этом выделяют такие черты характера, как честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др. Не менее показательной является группа черт характера, определяющих отношение человека к самому себе. С этой точки зрения чаще всего говорят об эгоизме или альтруизме человека. Эгоист всегда ставит личные интересы выше интересов других людей. Альтруист же ставит интересы других людей выше своих собственных.

Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные55. Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер может проявляться в выборе цели действия, т. е. как мотивационная черта личности. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения поставленной цели.

Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость- ригидность и др.

Выводы по четвертому лекционному вопросу.

Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере — характерология, которое имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях. Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

В чем разница между этикой, моралью и ценностями?

Вы когда-нибудь считали чье-то поведение неэтичным? Вы когда-нибудь подвергали сомнению их моральный кодекс или ценности, на которых они основывают свои решения? Когда наши мысли блуждают по этим местам, термины этика , мораль и ценности кажутся очень похожими, но это не совсем одно и то же. Продолжайте читать объяснения и примеры ценностей, этики и морали, чтобы узнать, чем они отличаются.

разница между этикой, моралью и ценностями

Реклама

Личные ценности

Ценности являются основой способности отдельного человека различать правильное и неправильное. Ценности включают глубоко укоренившуюся систему убеждений, которые определяют решения человека. Они формируют личную, индивидуальную основу, влияющую на поведение конкретного человека.

Примеры ценностей

Примеры ценностей встречаются повсюду в вашей повседневной жизни. Например, если ваша система ценностей основана на честность , вы, вероятно, предпочтете подготовиться к сложному тесту, а не жульничать для получения проходного балла. Однако, если вы цените достижение и успех больше, чем честность, вы можете вместо этого решить списать на экзамене. Это относится к тому, какая ценность «стоит больше» для человека.

Другие примеры ценностей включают:

  • человек, который ценит честность признается, что украл конфету
  • тот, кто ценит дружбу бросает все, чтобы помочь другу
  • люди, которые ценят здоровый образ жизни убедитесь, что у них есть время для тренировок по утрам
  • человек, который ценит успех работает допоздна, чтобы добиться продвижения по службе
  • тот, кто ценит обязательство может быть более склонным пойти на брачную терапию, чем подать на развод

Эти ценности формируют наши типы личности. Они также помогают нам принимать решения, влияющие на ход нашей жизни. Когда эти ценности разделяют другие в нашем сообществе, они известны как мораль.

Моральный кодекс

Мораль, также известная как моральные ценности , представляет собой систему убеждений, возникающих из основных ценностей. Мораль — это конкретные и зависящие от контекста правила, которые управляют желанием человека быть хорошим. Они могут быть общими для большей части населения, но моральный кодекс человека может отличаться от других в зависимости от его личных ценностей.

Примеры морали

Мы постоянно принимаем моральные решения, основываясь на личных ценностях. Пример морали в приведенном выше примере определяется ценностью человека честности: c плохое отопление . Тот, кто ценит успех больше, чем честность, может руководствоваться другой моралью: обман — это хорошо .

Дополнительные примеры морали включают:

  • плохо красть конфеты (на основе ценности честности).
  • Помощь другу — это хорошее дело (исходя из ценности дружбы).
  • Это плохо пропускать тренировку (исходя из ценности здорового образа жизни).
  • Работать поздно ночью — это хорошее дело (на основе ценности успеха).
  • Спасение вашего брака — это хороший способ двигаться вперед (основанный на ценности приверженности).

Моральные дилеммы возникают, когда мораль противоречит друг другу. Например, что, если дочь не может позволить себе спасительное лекарство, в котором нуждается ее умирающая мать, но у нее есть доступ к аптечной кладовой?

Ее основные ценности могут говорить о том, что воровать нехорошо. Однако ее мораль подсказывала ей, что ей нужно защищать свою мать. Таким образом, дочь может в конечном итоге совершить неправильный поступок (украсть, если судить по ее ценностям) по правильным причинам (спасти свою мать, если судить по ее морали).

Реклама

Мораль против этики

Этика и мораль очень похожи. Фактически, многие специалисты по этике считают эти термины взаимозаменяемыми. Однако есть небольшие различия в том, как они влияют на нашу жизнь.

В то время как мораль связана с тем, что люди чувствуют себя «хорошо» или «плохо», этика определяет, какое поведение является «правильным» или «неправильным». Этика диктует, какое практическое поведение разрешено, а мораль отражает наши намерения. Считайте мораль сводом правил, а этику мотиватором, который ведет к правильным или неправильным действиям.

Примеры этики

Скорее всего, вы встретите кодекс этики в деловой или юридической сфере. Эти области гораздо более черно-белые, чем личные ценности или мораль, поскольку они устанавливают правила для сотрудников и граждан в обществе. Например:

  • Врачи придерживаются строгого этического кодекса, когда они приносят клятву Гиппократа. Они связаны правилом «не навреди» и могут быть привлечены к ответственности, если причинят вред своим пациентам.
  • Такая организация, как PETA, расшифровывающаяся как «Люди за этичное обращение с животными», преследует в судебном порядке тех, кто не обращается с животными этичным образом.
  • Сотрудники часто подписывают этический кодекс, который включает в себя сохранение конфиденциальности важных вопросов и запрет на кражу с рабочего места — и то, и другое может расцениваться как правонарушение.
  • Адвокаты защиты этически обязаны защищать своих клиентов в меру своих возможностей, даже если они морально выступают против преступлений своих клиентов. Нарушение этого этического кодекса может привести к неправильному судебному разбирательству или лишению адвокатского статуса.
  • Ученик, который помогает другому ученику списать на тесте, нарушает этику своей школы. Даже если они делают это из моральных соображений (помощь другу), они совершают нарушение этических норм и могут быть наказаны.

Этика, по сути, является попыткой учреждения регулировать поведение с помощью правил, основанных на общем моральном кодексе. Нарушение этики имеет те же последствия, что и нарушение правила, в то время как нарушение морали приводит к личной вине и стыду, а не к общественным последствиям. Этические дилеммы возникают, когда установленный набор этических норм вступает в противоречие с личным моральным кодексом человека.

Реклама

Здравое моральное суждение

Здравое моральное суждение коренится в сильных ценностях и действует в соответствии с нашей этикой. Кажется, что все три одинаковы, но они достаточно разные, чтобы заслуживать более пристального изучения. Действуете ли вы в соответствии со своими личными ценностями, следуете ли вы моральному кодексу или соблюдаете этические правила, важно знать, что делать дальше. Чтобы узнать больше о морали в нашей жизни, ознакомьтесь с этими примерами морали в обществе и литературе.

Штатный писатель

Слова, описывающие черты личности

Черты личности — это отличительные качества человека. Это то, что мы наблюдаем внешне, когда взаимодействуем с кем-то. Часто термины «черты личности» и «черты характера» используются взаимозаменяемо, и вам может быть интересно, есть ли большая разница между ними. Простой ответ — да, есть.

Можно сказать, что черты личности проявляются снаружи, а черты характера развиваются внутри. Тогда личностная черта будет чем-то, что легко заметить, поэтому слова, описывающие личностные черты, могут быть, например, «общительный» или «общительный».

Черта характера — это нечто более глубоко укоренившееся и культивируемое. Так что, возможно, в чьем-то характере всегда оставаться верным своему слову, ведь так их воспитали родители.

Короче говоря, чей-то характер соответствует их основным ценностям, а чья-то личность — это то, что мы наблюдаем в наших взаимодействиях с ними.

Давайте подробнее рассмотрим типы личности и слова, описывающие черты личности. В следующий раз, когда вы будете наблюдать за кем-то, вы сможете более точно оценить его внешний вид.

Общительная группа друзей, делающих селфи

Реклама

Пять категорий личностных черт

Область психологии дала нам Пятифакторную модель (также известную как Большая пятерка). Он разбивает черты личности на следующие категории:

  • Открытость
  • Добросовестность
  • Экстраверсия
  • Приятность
  • Нейротизм

Эта модель разработала категории на основе данных, которые объясняют самые основные черты личности. Вы заметите, что она довольно широкая, и никто не является достаточно шаблонным, чтобы просто существовать в рамках одной категории. Существует несколько подгрупп, но здесь мы сосредоточимся на Большой пятерке. 9. Эта категория отделяет людей с богатым воображением от более практичных.

Открытые люди, как правило, ценят искусство и удивляются природной красоте, которая их окружает. Они часто путешественники, ищущие новые культуры и идеи, чтобы добавить к их собственному опыту. Высокий балл по шкале открытости указывает на людей, которые более креативны и способны выражать свои эмоции.

Низкий балл по шкале обычно указывает на людей, которые более прямолинейны или традиционны. Люди с низкими баллами, как правило, не интересуются искусством и предпочитают простые решения более сложным или изобретательным.

Другие слова для описания открытости:

  • Принятие
  • Широкий кругозор
  • Дерзкий
  • Проницательный
  • Приемный
  • Толерантный

Добросовестность

Люди, набравшие высокие баллы по шкале добросовестности, показывают отличные результаты самодисциплина и осознание своих обязанностей. Они часто очень высоко ценят достижения и будут использовать это как средство сравнения себя с другими.

Это приводит к тому, что добросовестные люди очень организованы , академически подготовлены и успешны . На самом деле, после учета интеллекта добросовестность оказалась самым полезным предиктором производительности на рабочем месте из любой из «Большой пятерки».

Низкие баллы по шкале добросовестности указывают на людей, которые неорганизованны и кажутся неспособными выполнять задачи. Низкие баллы также тесно связаны с прокрастинацией.

Другие слова для описания добросовестного:

  • Послушный
  • Точный
  • Верный
  • Внимательный
  • Стойкий
  • Правдивый

Экстраверсия

Люди, проявляющие черты экстраверсии, склонны испытывать энтузиазм , уверенность в себе и стимуляция от компании других людей. Они часто полны энергии и активно ищут внимания окружающих. Экстраверты, как правило, склонны к соперничеству и очень вовлечены в социальные круги.

Люди с низким уровнем экстраверсии более склонны к самоанализу, сдержанности и задумчивости.

Другие слова для описания экстраверсии:

  • Приветливый
  • Компаньон
  • Компанейский
  • Общительный
  • Исходящий
  • Общительный

Реклама

Доброжелательность

Люди, которые проявляют приятность, проявляют великое сострадание , сотрудничество и сочувствие к другим. Они ценят то, что близки по духу , и пойдут на многое, чтобы сохранить свои отношения.

Покладистые люди имеют оптимистичный взгляд на человеческую природу и верят, что люди, как правило, честны и склонны к сотрудничеству. это альтруистический взгляд на жизнь может помочь им оставаться вовлеченными в различные социальные дела.

Люди с низким уровнем приятности, как правило, бывают резкими и грубыми.

Другие слова для описания приятности:

  • Конгениальный
  • Дружелюбный
  • Добродушный
  • Милостивый
  • Приятный
  • Доверяя

Нейротизм

Люди с высокими баллами по шкале невротизма склонны к тревоге , подавленный или сердитый . Их часто легко вывести из себя или вызвать стресс из-за обычных ситуаций, которые заставляют их выражать негативные эмоции.

Это может привести к тому, что люди этой категории будут воспринимать обычные взаимодействия как угрозу, а тривиальные проблемы как невозможные.

Люди с низким уровнем невротизма с большей вероятностью будут уверенными в себе, смелыми и предприимчивыми.

Другие слова для описания невротизма:

  • Возбужденный
  • Нетерпеливый
  • нервный
  • Чувствительный
  • Напряженный
  • Беспокойство

Где вы подходите?

Вы обнаружили, что относитесь более чем к одной из этих категорий? Поскольку люди — сложные существа, вполне вероятно, что вы не вписываетесь ни в одну общую область.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *