Развитие это процесс: Репозиторий БГПУ: Недопустимый идентификатор

Содержание

это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Периодизация — выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития

Кризис состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.

Литература: Немов Р. Психология Кн. 1. Общие основы психологии. , 4-е изд 2003.- 688с.

Движущие силы развития–это внутренние противоречия между постоянно опережающими потребностями человека и, как правило, отстающими возможностями их удовлетворения.

Предпосылки психического развития — это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровни ее психического, актуального и ближайшего развития.

Условия психического развития

— это созданная человечеством в процессе культурного развития культурная реальность.

Источники психического развития — окружающая социальная среда и соответствующую ей культуру; особым образом организованное общение взрослого с ребёнком и деятельность самого ребёнка являются движущими силами психического развития ребёнка.

Механизмы психического развития — это конкретная форма отношений, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни.

Социальная ситуация развития – это особе сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа, обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования («новообразования»), возникающие к его концу.

Сензетивный период – это наибольшая чувствительность к определенному роду воздействия.

Возраст – характеристика развития индивида во времени.

Новообразование — обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

Ведущая деятельность– деятельность, определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства.

Литература: Выготский Л.С. Психология М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008 с.

Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность.

Литература: Психология детства. Учебник. Под ред. А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.

— 368 с.

Общение – это системный социально-психологический феномен. Общение является сложным, многоплановым, комплексным процессом установления и развития контактов между людьми (межличностное общение), и группами (межгрупповое общение).

Обучение — деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками. 

Деятельность —  активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры.

Литература: Сапогова Е.А. Психология развития человека М.: Аспект пресс, 2001

Предметно-манипулятивная деятельность — деятельность ребенка, содержанием которой являются предметные манипуляции.

Игра — деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные.

Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством.

Интимно-личное общение со сверстниками — это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей.

Эмоционально-личностное общение – процесс взаимодействия ребенка и его ближайшего окружения, через обмен взглядами, улыбками, голосовыми знаками.

Литература: Шаповаленко И.В. Возрастная психология М.: Гардарики,2005. — 349 с.

Учебно-профессиональная деятельность – это специфический вид деятельности, направленный на освоение знаний, умений и навыков, являющихся средствами будущей профессиональной деятельности, в процессе которой происходит развитие необходимых профессионально-личностных качеств и компетенций.

Литература: Ларина О.А. Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций М. Владос, 2005 — 32 с.

16

Преформированный и непреформированный тип | Мир Психологии

Преформированный и Непреформированный типы развития

Преформированный и непреформированный типы развития (по Л. С. Выготскому)

Преформированный тип развития — это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример — эмбриональное развитие. Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), но это не меняет типа развития. В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепция Ст. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.

Непреформированный тип развития — наиболее распространен на нашей планете. К нему же относятся и развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества.

Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть.

Детское развитие — это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс — процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе.

Согласно Л.С. Выготского процесс психического развития — это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человека. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще возможно развитие. Поэтому внутри непреформировного типа развития психическое развитие ребенка — особый процесс. Процесс онтогенетического развитии — процесс, ни на что не похожий, чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

  • Возрастная психология и психология развития

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

Результаты процесса разработки — Барри Хокинс

Компендиум / Процесс разработки

Содержание

Какие результаты должен обеспечить процесс разработки?

Эффективный процесс разработки предназначен для обеспечения четырех ключевых результатов помимо простого выполнения работы. Я ожидаю этих результатов независимо от используемой методологии, структуры или инструментов. Я сосредоточусь здесь на процессе разработки на уровне команды, но результаты, безусловно, масштабируются на организационном уровне.

Четыре результата эффективного процесса разработки

Развитие понимания возможностей

Насколько удобно вашей команде отвечать на вопросы, какие рабочие элементы должны быть завершены в течение следующих двух недель? Четыре недели? Шесть недель?

Команды разработчиков существуют для достижения результатов. В большинстве случаев запросы на эти результаты исходят извне команды. В результате команды всегда спрашивают, когда данный элемент будет завершен.

Команда, не понимающая своих возможностей, не может с уверенностью прогнозировать, сколько времени займет тот или иной объем работы. Этот дискомфорт может привести к беспокойству в команде, и по мере того, как внешние требования к срокам увеличиваются, члены команды могут в отчаянии набрасываться друг на друга, часто возлагая вину за свои проблемы на членов команды, чей набор навыков является наиболее скудным, что делает и без того напряжённая ситуация ухудшилась.

Цикл итерации «фиксация-выполнение-оценка» предназначен для того, чтобы команды могли понять средний объем запланированной работы, которую они могут выполнить. Разбивая работу и выполняя ее небольшими партиями, а также оценивая разницу между нашим прогнозом и тем, что мы сделали, мы развиваем общее понимание того, что мы можем сделать как команда. По мере того, как мы продолжаем вместе работать в этом ритме фиксации, выполнения и оценки, мы можем лучше понять свои возможности и повысить комфортность с оценкой и прогнозированием.

Укрепление сплоченности

Насколько легко членам вашей команды ответить на вопрос «Чем занимается ваша команда?»

Члены команды должны чувствовать принадлежность, что они являются частью команды, которая существует по какой-то причине, а не какой-то случайный набор тел, сброшенных вместе. Устав команды должен четко отражать право собственности на значимую часть экосистемы вашего продукта. Люди, которые могут сопоставить усилия своих дней и недель с тем, как они помогают вашей организации двигаться вперед, с большей вероятностью будут вовлечены, почувствуют связь со своей командой и будут гордиться своей работой.

Кроме того, состав команды должен отражать все необходимые функциональные навыки для выполнения их устава. Это позволяет им осмысленно владеть доставкой результатов от концепции до клиента. Наличие всех кросс-функциональных перспектив, присутствующих во время создания идеи, итерации невыполненной работы и оценки, а также во время выполнения, помогает команде иметь менее наивные и более целостные оценки, подходы к реализации и выполнение своей работы.

Preserve Agency

Считают ли члены вашей команды, что они имеют право голоса в том, как они подходят к своей работе и сколько усилий потребуется для ее выполнения?

В этом контексте агентство — это члены команды, имеющие право голоса в отношении обязательств, сроков и подходов к выполнению своей работы. Обязательства, сроки и подходы, продиктованные без участия членов команды, подрывают свободу действий. Когда обязательства принимаются от вашего имени без вашего участия, распространенной реакцией на преодоление трудностей является отстранение себя от качества результата. Опасность здесь заключается в том, что лидеры, берущие на себя обязательства от имени своих команд, могут вызвать цикл апатии и низкого морального духа внутри команды, что приводит к низкому качеству, упущенным результатам и неправильному управлению ожиданиями.

Здоровый процесс разработки фокусируется на участии членов команды в каждом событии цикла разработки. Наличие всех присутствующих и вовлеченных в обсуждение идей, оценок и планирования способствует лучшему исполнению и доставке, а также позволяет команде принимать решения и брать на себя обязательства как единое целое. Наличие каждого — это инвестиции в здоровье и эффективность команды, а не пустая трата времени разработчиков.

Воспитание критического мышления об эффективности

В конце итерации вы просто спрашиваете: «Что мы сделали?» или вы спрашиваете: «Насколько эффективна наша команда?»

Большинство гибких процессов моделируют три столпа эмпирического управления процессами: прозрачность, проверка и адаптация. Основная цель ретроспективы в конце цикла — создать пространство для этой проверки и адаптации. Когда ретроспективы наших циклов хорошо организованы, они становятся для нас благодатной почвой для критического осмысления нашей эффективности и определения экспериментов для улучшения цикла за циклом.

Хорошо организованные ретроспективы — это непросто, и они представляют собой одну из самых сложных фасилитаций, которые происходят в циклах разработки. Тем не менее, инвестиции в развитие этого навыка действительно окупаются, когда мы заставляем команду разговаривать друг с другом и размышлять о том, как они могут поэкспериментировать, чтобы улучшить свою ситуацию.

Похожие материалы

Процесс организационного развития | Графические продукты

Чтобы понять процесс организационного развития, нам сначала нужно узнать, что такое организационное развитие. Как пишет Гэри Маклин в своей книге «Развитие организации: принципы, процессы, эффективность», определение того, что это такое, представляет собой проблему:

«Стандартного определения организационного развития не существует. То, что некоторые могут считать законной практикой организационного развития, может в равной степени восприниматься другими, на законных основаниях, как выходящее за рамки организационного развития. Как эта область продолжает существовать и процветать когда мы не можем согласиться с его определением?»

Изучив несколько определений, предложенных другими, он предложил следующее определение современного организационного развития:

«Развитие организации — это любой процесс или деятельность, основанные на науках о поведении, которые изначально или в долгосрочной перспективе могут развиваться в организации, обеспечивая расширение знаний, опыта, производительности, удовлетворенности, доходов, межличностных отношений, и другие желаемые результаты, будь то для личной или групповой/командной выгоды, или на благо организации, сообщества, нации, региона или, в конечном счете, всего человечества».

Цель процесса организационного развития

Целью процесса организационного развития является:

  • выявление и решение проблем, а не игнорирование их.
  • сосредоточены на человеческих, социальных, реляционных и структурных изменениях.
  • имеют запланированное упреждающее изменение в организации, направленное на решение выявленной проблемы.
  • используют целостный подход к изменениям, а не несогласованный разрозненный подход.
  • установить измеримые цели для организационных изменений.
  • разрешать конфликты и укреплять доверие и сотрудничество между сотрудниками.
  • улучшить способность организации решать проблемы.
  • установить процесс и культуру постоянного совершенствования.

Эти цели достигаются благодаря структурированному подходу к изменениям, который включает в себя измеримые цели и многочисленные циклы обратной связи, обеспечивающие эффективное применение правильного решения.

Процесс организационного развития – модель исследования действий

Принципы модели исследования действий обычно используются для управления процессом организационного развития. Они включают в себя именно то, что следует из названия — исследование проблемы и принятие мер. Но это гораздо больше. Action Research включает в себя несколько циклов обратной связи, которые позволяют быстро реагировать на ситуации, которые постоянно развиваются и меняются.

Использование модели исследования действий приводит к систематическому подходу к улучшению условий посредством запланированных изменений в организации. Обычно он включает шесть основных шагов. Они определяются как:

  1. Диагностика проблемы  – Процесс начинается с определения проблемы. Диагностика обычно включает сбор данных, анализ основных причин и первоначальную оценку для выяснения различных теорий и вариантов.
  2. Оценка и обратная связь  – оценка, включающая тщательное исследование проблемы, используется для получения более глубокого понимания ситуации. Инструменты, которые могут быть использованы, включают фокус-группы, обзор документов, опросы сотрудников или клиентов, интервьюирование отдельных сотрудников или наем внешнего консультанта для сбора данных и проведения дальнейших исследований. Информация, собранная на этом шаге, может быть использована для возврата к первому шагу и повторной оценки определения проблемы.
  3. Планирование  – после определения проблемы и понимания ситуации разрабатывается план действий. План определяет виды вмешательств, которые будут использоваться для решения диагностированных проблем. Сюда могут входить мастер-классы, обучающие семинары, мероприятия по формированию команды, структурные изменения, обучение на рабочем месте или использование команд изменений.
  4. Кроме того, важной частью плана являются измеримые цели, определяющие желаемые результаты. В большинстве случаев цели начинаются с данных, собранных на первых двух этапах, и определяют, как эти показатели должны измениться измеримым образом.
  5. Внедрение / Вмешательство  – при наличии плана начинается внедрение. В дополнение к упомянутым выше инструменты, используемые для реализации изменений, включают:
    • Семинары по повышению квалификации
    • Развитие карьеры
    • Электронное обучение
    • Коучинг
    • Развитие лидерских качеств
  • Управление талантами
    • Важно понимать, что процесс организационного развития динамичен. По мере реализации будет продолжаться сбор и анализ данных. Например, если используются обучающие классы, то для оценки эффективности обучения могут использоваться тестовые баллы. Цель состоит в том, чтобы убедиться, что реализация приводит к желаемым изменениям. Если нет, обратная связь используется для внесения корректировок в определение проблемы, оценку, план и/или реализацию.
  1. Оценка  / Обратная связь — по мере выполнения плана оценивается общее влияние на организацию. Было ли достигнуто желаемое изменение?
  2. Если желаемое изменение не наблюдается, оценка ищет основную причину. Были ли непреднамеренные последствия, вызвавшие нежелательные результаты? Учел ли план все возможные переменные? Использовались ли при реализации правильные инструменты и использовались ли они эффективно? Правильно ли была определена проблема? Ответы на такие вопросы обеспечивают обратную связь на шагах один и два. В результате в некоторых случаях может потребоваться повторение всего процесса.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *