Когнитивный резонанс что это – Что такое когнитивный резонанс?
Что такое когнитивный резонанс?
Что такое когнитивный резонанс?
Термин звучит устрашающе, а если попытаться отыскать его значения в психологических словарях, то запутаться еще легче. Пожалуй, приведенное там определение может понять только специалист (неспециалист бросит на втором слове, поскольку звучит оно чистейшим шаманством).
Так что пойдем другим путем.
Попытаемся сначала «разложить» его на составляющие.
Пожалуй, что такое «резонанс» — особо объяснить не надо. Этот термин — производное от латинского слова resono «откликаюсь»; в физике он описывает явление, при котором частота внешнего воздействия приближается к собственной частоте колебаний некой системы, в результате чего их амплитуда резко возрастает. Благодаря этому явлению ярче и выразительнее звучат струны скрипки или гитары.
Бывает резонанс и в области совершенно не физической, а в социальной. Например, маленькая заметка в новостных СМИ вдруг вызывает кучу откликов, обсуждений и может, например, привести к изменению общественного мнения или принятию нового закона. Почему так? Потому что мнение журналиста совпало с подспудно выработанным, но пока никак не выраженым мнением большинства. Попало «в болевую точку». Взорвалось. Тогда принято говорить об общественном резонансе.
А еще такое случается и между отдельными людьми. Может быть так, что совершенно незнакомый человек сделал или сказал что-то, вроде бы незначительное, но стал лично вам резко симпатичен. С чего бы? А это вы с ним совпали в мнениях — попали в резонанс.
Так что резонанс — это совпадение, явление, при котором незначительная и мелкая причина вызывает значительный и ощутимый отклик.
Теперь возьмемся за словечко «когнитивный». Этот термин также произошел от латинского слова cognitio. Оно означает «познание». Следовательно, «когнитивный» — это относящийся к познанию, к мыслительным процессам, существующим в сознании представлениям (идеям, ценностям, верованиям, эмоциям). В конечном итоге, — к психике.
Так что вместе у нас получится «психический отклик», «совпадение с сознанием». И это — очень близко к истине.
Явление, которое мы пытаемся понять, «проявляет» себя в общении и в мышлении.
Бывает так: человек долго и упорно размышляет над какой-то задачей. Или просто думает о смысле жизни. Множество идей, мыслей, мешанина эмоций… но ответа нет. И вдруг: мельком услышанный обрывок разговора, прочитанная книга, просмотренный случайный фильм, оброненная кем-то фраза — и картинка складывается! Мгновенно, резко, «само собой». Она красиво и точно «ложится» в общую картину мира, выстроенную из представлений, ценностей, веры, наконец. Пазл сошелся — вот он: точный, изящный и правильный ответ. Ответ, который ваше сознание готово принять.
Кто-то называет это озарением, кто-то просветлением, кто-то откровением. А это он — когнитивный резонанс — явление психологического отклика, в котором информация, органично вписываясь в общую систему взглядов и представлений человека, порождает новое решение и формирует понимание.
Что Такое Когнитивный Резонанс?
Что такое когнитивный резонанс?
Термин звучит устрашающе, а если попытаться отыскать его значения в психологических словарях, то запутаться еще легче. Пожалуй, приведенное там определение может понять только специалист (неспециалист бросит на втором слове, поскольку звучит оно чистейшим шаманством). Так что пойдем другим путем. Попытаемся сначала «разложить» его на составляющие. Пожалуй, что такое «резонанс» — особо объяснить не надо. Этот термин — производное от латинского слова resono «откликаюсь»; в физике он описывает явление, при котором частота внешнего воздействия приближается к собственной частоте колебаний некой системы, в результате чего их амплитуда резко возрастает. Благодаря этому явлению ярче и выразительнее звучат струны скрипки или гитары. Бывает резонанс и в области совершенно не физической, а в социальной. Например, маленькая заметка в новостных СМИ вдруг вызывает кучу откликов, обсуждений и может, например, привести к изменению общественного мнения или принятию нового закона. Почему так? Потому что мнение журналиста совпало с подспудно выработанным, но пока никак не выраженым мнением большинства. Попало «в болевую точку». Взорвалось. Тогда принято говорить об общественном резонансе. А еще такое случается и между отдельными людьми. Может быть так, что совершенно незнакомый человек сделал или сказал что-то, вроде бы незначительное, но стал лично вам резко симпатичен. С чего бы? А это вы с ним совпали в мнениях — попали в резонанс. Так что резонанс — это совпадение, явление, при котором незначительная и мелкая причина вызывает значительный и ощутимый отклик. Теперь возьмемся за словечко «когнитивный». Этот термин также произошел от латинского слова cognitio. Оно означает «познание». Следовательно, «когнитивный» — это относящийся к познанию, к мыслительным процессам, существующим в сознании представлениям (идеям, ценностям, верованиям, эмоциям). В конечном итоге, — к психике. Так что вместе у нас получится «психический отклик», «совпадение с сознанием». И это — очень близко к истине. Явление, которое мы пытаемся понять, «проявляет» себя в общении и в мышлении. Бывает так: человек долго и упорно размышляет над какой-то задачей. Или просто думает о смысле жизни. Множество идей, мыслей, мешанина эмоций… но ответа нет. И вдруг: мельком услышанный обрывок разговора, прочитанная книга, просмотренный случайный фильм, оброненная кем-то фраза — и картинка складывается! Мгновенно, резко, «само собой». Она красиво и точно «ложится» в общую картину мира, выстроенную из представлений, ценностей, веры, наконец. Пазл сошелся — вот он: точный, изящный и правильный ответ. Ответ, который ваше сознание готово принять. Кто-то называет это озарением, кто-то просветлением, кто-то откровением. А это он —otvet.expert
Что такое когнитивный диссонанс? – ответы на главные вопросы
Понятие когнитивного диссонанса появилось в психологии в конце 1950-х годов. Его автор — американский психолог Леон Фестингер. Он обнаружил и экспериментально подтвердил, что если в наших представлениях возникают какие-либо противоречия, расхождения (собственно, это и называлось когнитивным диссонансом), то у нас возникает стремление устранить это противоречие или добавить новые элементы в эту картину, чтобы убрать расхождения.Особенно важна роль когнитивного диссонанса, когда один из элементов этой картины — наши собственные действия или привычки. Например, информация о вреде курения входит в когнитивный диссонанс с фактом, что «я курю». Один из способов устранить когнитивный диссонанс — бросить курить, другой способ — дискредитировать информацию о вреде курения, то есть найти и включить в свою картину мира противоречащую информацию, например: сведения о вреде курения преувеличены и есть масса других, более опасных привычек.
Одно время теория когнитивного диссонанса рассматривалась как теория мотивации, которая объясняет некоторые причины наших действий. Почему мы делаем то, что делаем? Чтобы устранить когнитивный диссонанс. Но достаточно скоро выяснилось, что это работает далеко не однозначно, во многих случаях наличие противоречий никак не мешает сохранять человеку противоречивую картину мира. Более того, в качестве теории мотивации когнитивный диссонанс мало что может объяснять, потому что в теории Фестингера говорилось о том, что также важна значимость этих элементов. Если эти элементы значимы, то тогда они порождают соответствующие последствия, но если противоречащие элементы незначимы, то никаких следствий из этого не будет. Таким образом, объяснением действий все равно выступает фактор значимости, который оказался на периферии внимания, но тем не менее исключить его не удалось. Именно противоречие между чем-то значимым порождает действие.
Сегодня объяснения на базе когнитивного диссонанса работают лишь в ограниченном числе случаев. Во многих ситуациях противоречия или расхождения не приводят людей к стремлению достичь естественной однозначной картины. Люди живут спокойно, укладывая в своей голове абсолютно противоречивые и логически несовместимые идеи. Это является одной из важных проблем для понимания психологии людей. В свое время Зигмунд Фрейд говорил, что одной из особенностей бессознательного является то, что оно не видит противоречий, что в бессознательном, в отличие от сознания, спокойно уживаются абсолютно несовместимые образы и идеи. Приходится задуматься о том, в какой степени сознание современного человека является сознательным или же это принявшее видимость сознания и мировоззрения бессознательное.
postnauka.ru
Когнитивный… резонанс. — Дневник Проходимца между Мирами — ЖЖ
(памятка начинающему системному макропсихологу)Что такое «когнитивный диссонанс» ты возможно слышал. Если нет — найди и прочитай самостоятельно. Не важно что, хоть статью ВикипедиЯ. Не знаю, куда там смотрел Леон Фестингер, мы с тобой, мой юный падаван, посмотрим ширше и глубжее. Природа познания (что собственно науковцы и называют «когнитивностью») как раз и пробуждается в диссонансе между реальными проявлениями мира и нашими представлениями о них. А значит понятие «когнитивный диссонанс» звучит для нас как «масляное масло». Звучит тавтологией в общем. Если же углубиться в теорию когнитивного диссонанса, мы с тобой обнаружим, что согласно оной не всякий диссонанс когнитивен. Речь идёт о том «масле», которое «маслянее масляного». О тех нередких моментах, когда процесс познания ставит познающего в ступор. Для меня лично первым таким диссонансом была попытка понять, как в карамель попадает повидло.
Процесс познания каким-то мистическим образом связан с двумя понятиями: сомнения и вопросы. Уверен, но есть сомнения. Понял, но возникли вопросы. Диссонанс, причём когнитивный. И никакого ступора при умеренности сомнений и ограниченности вопросов, заметь. Познание находит и определяет новое, отсутствие сомнений и вопросов оставляет всё таким, каким я его себе представляю. Инструментальное восприятие, ага. Спит ли моё познание при этом? В дрёме так уж точно: минимальное функционирование. Распознаёт, выделяет отличия, отметает то, что не укладывается в инструментальное представление о предмете/действии/явлении.
Абстрагируем условного испытуемого до формальной системы. Что наблюдаем? В норме 12-15% энтропии (в которой задействованы в рациональных долях когнитивные и инструментальные состояния), ~30% плановой энтропии (форма сохранена, предикаты отличаются в рамках 12-15%). Остальное — незыблемое ядро системы. На короткое время уровень энтропии может зашкалить до порога стабильности системы, но потом всё придёт в норму. Постоял как дурак, да и пошёл себе дальше. Если длительность пика превысит условный период (как правило хватает трёх суток) система начинает развиваться революционно. А значит бурно, кроваво и больно. С затратами и потерями.
Реанимируем систему до индивида. Если хочешь развить кого-то прогрессивно или революционно… лучше конечно прогрессивно, революционно можешь развить до полного разрушения… то при отсутствии должного уровня энтропии сие невозможно. При [искусственном] повышении энтропии плановая энтропия растёт прямопропорционально, соотношение когнитивного к инструментальному — обратнопропорционально. Оно и понятно: инструментальные состояния — мера порядка, когнитивные — реакция на меру беспорядка. С точки зрения ядра системы. Порог стабильности системы — 30% внешней энтропии. До этого момента у нас прогрессивное развитие, пересечёшь порог — революция. Т.к. энтропия увеличилась вдвое, плановая энтропия у нас составит ~60%, остальное ядро. Смотри: добрались до основы системы, меняется сама основа! Сохраняя при этом достаточную массу, заметь. В умелых руках индивид развивается стремительно, а в неумелых? Стремительно разрушается. Основы же колеблем, понял?
Вот здания. Они разрушаются со временем, так? Что такое разрушение здания? Развитие. Необратимые изменения кого-либо/чего-либо. В данном случае какого-нибудь дома. Что с домами делаем? Ремонтируем. А если скорость разрушения увеличивается? Сносим к чертям собачьим, так? Но индивид — он же живой человек, понял? Снести — значит убить. «Ремонтировать» значит нужно со скоростью, превышающей «разрушение». Это хорошо бы, но индивид он сцука занятой, ему на роботу ходить надо, кормиться, на толчке посидеть, кино посмотреть и прочее. А тут ты со своим ремонтом! Снова же: то, что ты считаешь разрушением — индивид напротив, находит очень даже конструктивным. И падла сопротивляется… Оно же к тебе пришло вавку в голове зелёнкой помазать, оно же не понимает, что эта вавка в потенциале эту же голову снесёт нахрен. И оно мимо ушей пропустило, что чинишь ты всё и сразу. Зато до скончания века.
И вот тут нам с тобой снова пригодится аналогия с ремонтом. Положим, пошла небольшая трещинка по стене. Хорошо, если хозяин рукастый: замазал алебастром, прикрасил сверху и доволен. А то, что стенка вскоре рухнет — так он об этом не знает, поэтому и не парится. Но вот позвали мастера. А тот ну стенку колупать! Хозяину не нравится, усматривает в этом наёбку и желание в его хозяйский карман залезть поглубже, ага. Мастера посылает нахуй, приглашает второго, пятого, десятого — все твердят колупать надо, иначе рухнет. К принятию хозяин уже сам становится немного мастером по ремонту: изъясняется на «ремонтном арго», знает, что, где, как и почём. Вот мы и подошли к когнитивному, понимаешь, резонансу.
0. Выясняем, насколько индивид в мире со своими состояниями. Простого вопроса «Ты хочешь так жить?» вполне достаточно. Если ответ «ДА» — смело разворачивайся и уходи. Если «НЕТ» — начинай работать. Если «НЕ УВЕРЕН» — уточни причину неуверенности, но помни: «НЕ УВЕРЕН — в принципе отрицание».
1. Перво-наперво усиливаем диссонанс. Делаем его зримым, существенным. Вот видишь, так-то и так-то, а в норме вот так и вот так. В рамках удвоения энтропии, не более. Если «хозяин» готов — проблем как правило не возникает.
2. Не торопись, диссонанс должен продлится достаточно долго, чтобы стать существенным. Подогревай и раскачивай, не давай вернуться к опостылевшей и замусоленной норме. Текущая ремиссия должна побуждать идти вперёд, не оборачиваясь.
3. Связывай процессы с понятиями. Побуждай вырабатывать временный язык. Язык позволит индивиду выработать свой собственный инструмент и навык им владеть. Твой инструмент с тобой: нет тебя — нет инструмента. Если не хочешь быть пожизненной нянькой — учи человека работать над собой.
4. На время работы уровень когнитивных состояний обязан быть повышенным. Побуждай к вопросам и сомнениям, учи находить ответы и аксиоматические предположения. Мера сомнений и мера вопросов рано или поздно приведёт к тому самому когнитивному резонансу. Сумей донести простое и надёжное: в каждом вопросе содержится часть ответа.
5. Больше самостоятельности! Как только человек сам начнёт задавать себе вопросы, отвечать на них, искать в ответах новые вопросы — уходи, пора…
А, да. Так что же такое когнитивный резонанс? Мера плановой и внешней энтропии, побуждающая непрерывный каскад вопросов, ответов на них и вопросов к ответам на них… автономно, без «доктора».
homo-vulgaris.livejournal.com
По каким же законам люди принимают решение о покупке и можно ли управлять их поведением, основываясь на знаниях из области нейромаркетинга. Автор: Александр Бакка для журнала Pharma Magazine Общество, развиваясь, исторически переходит из одной стадии в другую. И мы с вами совершенно недавно перешли из эры сбыта, которой предшествовали эра обмена и эра производства, в эру маркетинга. А маркетинг, как известно — это построение прибыльных отношений с потребителем. На этом основании логично заключить, что его величество потребитель сейчас является центром вселенной для любой компании, желающей продвинуться и закрепиться на рынке. Отсюда и такое повышенное внимание современных компаний к различного рода исследованиям о том, по каким же законам люди принимают решение о покупке, и о том, можно ли управлять их поведением. Семь вопросов для одного ответаЕсли очень коротко, то алгоритм принятия решений человеком сводится к довольно простому выбору: отвергать вредное, извлекать полезное. Но вся проблема как раз в том, как именно происходит это качественное разделение в нашем «друге» серого цвета весом примерно 1 300 граммов. На эту тему написаны сотни книг, и для нас важно понять самую суть. Поэтому проследим за наиболее значимыми операциями, которые обнаружили ученые и которые происходят в нашем мозге за доли миллисекунд. Сделаем это с помощью формулирования вопросов, которые задаются человеком самому себе: 1. Как реагировать и оценивать происходящее в данный момент? 2. Знаю ли я, что это такое? 3. Какие ощущения у меня вызывает это действие, информация, раздражитель? Мне это нравится? 4. Какую эмоцию вызывает у меня происходящее сейчас? 5. А какую эмоцию это вызывало тогда, когда я уже взаимодействовал с тем, что происходит? 6. К чему привел мой прошлый выбор (принимать/отвергать)? 7. Какие ощущения будут получены мной, если я это приму? Что полезного могу я извлечь для себя в таком случае?
И только после прохождения всего этого алгоритма человеческий мозг принимает решение. Интенсивность работы невероятная! На современном этапе, просто анкетируя целевые группы потребителей, трудно предположить, по каким именно алгоритмам и, главное, почему покупатели принимают те или иные решения. Становится понятным, что нейробиологи и жаждущие более точной информации маркетологи и управленцы прямо-таки обречены на плодотворное сотрудничество, формируя таким образом практически новую прикладную науку. Никакой логикиИ вот неожиданный вопрос. А где же в этой последовательности мыслительных операций наша любимая логика? Ведь мы же всегда, рассуждая о чем-то, выстраиваем логические цепочки. Смотрим на то, как одни факты (условия) будут порождать другие факты (условия). Увы и ах! Логика в процессе принятия решения мозгом… отсутствует. Существует только целесообразность удовлетворения какой-то из потребностей. И основана эта целесообразность на ощущениях в прошлом и желании их испытать в будущем. Единственное, что еще хоть как-то может повлиять на данный процесс, так это внутренние культурные и ценностные установки человека. Но не логика…
Отражение в зеркалеБезусловно, можно до бесконечности исследовать общий механизм принятия решений человеком, но наша задача более конкретна: как это использовать в процессе продаж?
Обладая такими уникальными знаниями, теперь нам стоит приложить усилия к тому, чтобы сформировать у потенциального покупателя всеми доступными средствами именно положительные эмоции от покупки и обслуживания. И здесь вступает в действие другой, не менее важный механизм — лояльность. А это означает повторные продажи. Ведь известно, что привлечение новых клиентов в разы дороже удержания существующих.
Другим ориентиром должно стать все то, что может создать положительную эмоцию и позитивный опыт взаимодействия. (Помним, что позитивный опыт записывается в подсознание и в будущем автоматически приводит к нам в аптеку еще и еще!) И если задаться вопросом о том, что же может сформировать позитивную эмоцию, то на ум приходят очевидные вещи:
Дополнительные материалы к статье: здесь | 5 английских букв: |
www.trn.ua
Резонанс — это… Что такое Резонанс?
Эффект резонанса для разных частот внешнего воздействия и коэффициентов затуханияРезона́нс (фр. resonance, от лат. resono — откликаюсь) — явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний, которое наступает при приближении частоты внешнего воздействия к некоторым значениям (резонансным частотам), определяемым свойствами системы. Увеличение амплитуды — это лишь следствие резонанса, а причина — совпадение внешней (возбуждающей) частоты с внутренней (собственной) частотой колебательной системы. При помощи явления резонанса можно выделить и/или усилить даже весьма слабые периодические колебания. Резонанс — явление, заключающееся в том, что при некоторой частоте вынуждающей силы колебательная система оказывается особенно отзывчивой на действие этой силы. Степень отзывчивости в теории колебаний описывается величиной, называемой добротность. Явление резонанса впервые было описано Галилео Галилеем в 1602 г в работах, посвященных исследованию маятников и музыкальных струн.[1][2]
Механика
Наиболее известная большинству людей механическая резонансная система — это обычные качели. Если вы будете подталкивать качели в соответствии с их резонансной частотой, размах движения будет увеличиваться, в противном случае движения будут затухать. Резонансную частоту такого маятника с достаточной точностью в диапазоне малых смещений от равновесного состояния, можно найти по формуле:
- ,
где g это ускорение свободного падения (9,8 м/с² для поверхности Земли), а L — длина от точки подвешивания маятника до центра его масс. (Более точная формула довольно сложна, и включает эллиптический интеграл). Важно, что резонансная частота не зависит от массы маятника. Также важно, что раскачивать маятник нельзя на кратных частотах (высших гармониках), зато это можно делать на частотах, равных долям от основной (низших гармониках).
Резонансные явления могут вызвать необратимые разрушения в различных механических системах.
В основе работы механических резонаторов лежит преобразование потенциальной энергии в кинетическую. В случае простого маятника, вся его энергия содержится в потенциальной форме, когда он неподвижен и находится в верхних точках траектории, а при прохождении нижней точки на максимальной скорости, она преобразуется в кинетическую. Потенциальная энергия пропорциональна массе маятника и высоте подъёма относительно нижней точки, кинетическая — массе и квадрату скорости в точке измерения.
Другие механические системы могут использовать запас потенциальной энергии в различных формах. Например, пружина запасает энергию сжатия, которая, фактически, является энергией связи её атомов.
Струна
Струны таких инструментов, как лютня, гитара, скрипка или пианино, имеют основную резонансную частоту, напрямую зависящую от длины, массы и силы натяжения струны. Длина волны первого резонанса струны равна её удвоенной длине. При этом, его частота зависит от скорости v, с которой волна распространяется по струне:
где L — длина струны (в случае, если она закреплена с обоих концов). Скорость распространения волны по струне зависит от её натяжения T и массы на единицу длины ρ:
Таким образом, частота главного резонанса зависит от свойств струны и выражается следующим отношением:
- ,
где T — сила натяжения, ρ — масса единицы длины струны, а m — полная масса струны.
Увеличение натяжения струны и уменьшение её массы (толщины) и длины увеличивает её резонансную частоту. Помимо основного резонанса, струны также имеют резонансы на высших гармониках основной частоты f, например, 2f, 3f, 4f, и т. д. Если струне придать колебание коротким воздействием (щипком пальцев или ударом молоточка), струна начнёт колебания на всех частотах, присутствующих в воздействующем импульсе (теоретически, короткий импульс содержит все частоты). Однако частоты, не совпадающие с резонансными, быстро затухнут, и мы услышим только гармонические колебания, которые и воспринимаются как музыкальные ноты.
Электроника
В электронных устройствах резонанс возникает на определённой частоте, когда индуктивная и ёмкостная составляющие реакции системы уравновешены, что позволяет энергии циркулировать между магнитным полем индуктивного элемента и электрическим полем конденсатора.
Механизм резонанса заключается в том, что магнитное поле индуктивности генерирует электрический ток, заряжающий конденсатор, а разрядка конденсатора создаёт магнитное поле в индуктивности — процесс, который повторяется многократно, по аналогии с механическим маятником.
Электрическое устройство, состоящее из ёмкости и индуктивности, называется колебательным контуром. Элементы колебательного контура могут быть включены как последовательно, так и параллельно. При достижении резонанса, импеданс последовательно соединённых индуктивности и ёмкости минимален, а при параллельном включении — максимален. Резонансные процессы в колебательных контурах используются в элементах настройки, электрических фильтрах. Частота, на которой происходит резонанс, определяется величинами (номиналами) используемых элементов. В то же время, резонанс может быть и вреден, если он возникает в неожиданном месте по причине повреждения, недостаточно качественного проектирования или производства электронного устройства. Такой резонанс может вызывать паразитный шум, искажения сигнала, и даже повреждение компонентов.
Приняв, что в момент резонанса индуктивная и ёмкостная составляющие импеданса равны, резонансную частоту можно найти из выражения
- ,
где ; f — резонансная частота в герцах; L — индуктивность в генри; C — ёмкость в фарадах. Важно, что в реальных системах понятие резонансной частоты неразрывно связано с полосой пропускания, то есть диапазоном частот, в котором реакция системы мало отличается от реакции на резонансной частоте. Ширина полосы пропускания определяется добротностью системы.
СВЧ
В СВЧ электронике широко используются объёмные резонаторы, чаще всего цилиндрической или тороидальной геометрии с размерами порядка длины волны, в которых возможны добротные колебания электромагнитного поля на отдельных частотах, определяемых граничными условиями. Наивысшей добротностью обладают сверхпроводящие резонаторы, стенки которых изготовлены из сверхпроводника и диэлектрические резонаторы с модами шепчущей галереи.
Оптика
В оптическом диапазоне самым распространенным типом резонатора является резонатор Фабри-Перо, образованный парой зеркал, между которыми в резонансе устанавливается стоячая волна. Применяются также кольцевые резонаторы с бегущей волной и оптические микрорезонаторы с модами шепчущей галереи.
Акустика
Резонанс — один из важнейших физических процессов, используемых при проектировании звуковых устройств, большинство из которых содержат резонаторы, например, струны и корпус скрипки, трубка у флейты, корпус у барабанов.
Астрофизика
Орбитальный резонанс в небесной механике — это ситуация, при которой два (или более) небесных тела имеют периоды обращения, которые относятся как небольшие натуральные числа. В результате эти небесные тела оказывают регулярное гравитационное влияние друг на друга, которое может стабилизировать их орбиты.
Резонансный метод разрушения льда
Известно, что при движении нагрузки по ледяному покрову развивается система изгибных гравитационных волн (ИГВ). Это сочетание изгибных колебаний пластины льда и связанных с ними гравитационных волн в воде. Когда скорость нагрузки близка к минимальной фазовой скорости от ИГВ, вода прекращает поддержку ледяного покрова и поддержка осуществляется только упругими свойствами льда. Амплитуда ИГВ резко возрастает, и с достаточной нагрузкой, начинается разрушения. Потребляемая мощность в несколько раз ниже (в зависимости от толщины льда) по сравнению с ледоколами и ледокольными навесными оборудованиями. Этот метод разрушения льда известен как резонансный метод разрушения льда[3][4] Ученый Козин, Виктор Михайлович получил экспериментальные теоретические кривые, которые показывают возможности своего метода[5].
Примечания
См. также
Литература
- Richardson LF (1922), Weather prediction by numerical process, Cambridge.
- Bretherton FP (1964), Resonant interactions between waves. J. Fluid Mech., 20, 457—472.
- Бломберген Н. Нелинейная оптика, М.: Мир, 1965. — 424 с.
- Захаров В. Е. (1974), Гамильтонов формализм для волн в нелинейных средах с дисперсией, Изв. вузов СССР. Радиофизика, 17(4), 431—453.
- Арнольд В. И. Потеря устойчивости автоколебаний вблизи резонансов, Нелинейные волны / Ред. А. В. Гапонов-Грехов. — М.: Наука, 1979. С. 116—131.
- Kaup PJ, Reiman A and Bers A (1979), Space-time evolution of nonlinear three-wave interactions. Interactions in a homogeneous medium, Rev. of Modern Phys, 51(2), 275—309.
- Haken H (1983), Advanced Synergetics. Instability Hierarchies of Self-Organizing Systems and devices, Berlin, Springer-Verlag.
- Филлипс O.М. Взаимодействие волн. Эволюция идей, Современная гидродинамика. Успехи и проблемы. — М.: Мир, 1984. — С. 297—314.
- Журавлёв В. Ф., Климов Д. М. Прикладные методы в теории колебаний. — М.: Наука, 1988.
- Сухоруков А.П Нелинейные волновые взаимодействия в оптике и радиофизике. — М.: Наука, 1988. — 232 с.
- Брюно А. Д. Ограниченная задача трёх тел. — М.: Наука, 1990.
Ссылки
dic.academic.ru
Когнитивный диссонанс — это что за понятие в психологии? Теория когнитивного диссонанса Фестингера :: SYL.ru
Когнитивный диссонанс – это психическое напряжение или неприятные ощущения, которые испытывает человек, вынужденный удерживать в поле своего зрения две или более противоречивые идеи. Когнитивный диссонанс возникает также, когда человек сталкивается с новой информацией, противоречащей его знаниям, убеждениям или ценностям.
Кем была предложена теория когнитивного диссонанса
Термин «когнитивный диссонанс» и соответствующая теория были предложены американским социальным психологом Леоном Фестингером, учеником Курта Левина, еще в 1957 году. Именно эта теория принесла ученому всеобщее признание, и через два года после ее публикации Фестингер был удостоен премии «За выдающийся вклад в науку», учрежденной Американской психологической ассоциацией.
Теория когнитивного диссонанса была предложена психологом после того, как в нескольких американских штатах распространились невероятные слухи о последствиях землетрясений. Анализируя причины повсеместной веры в эти слухи, Фестингер предположил, что человек в силу некоторых своих внутренних особенностей стремится к достижению баланса между своими знаниями и мотивами – с одной стороны, и поступающей извне информацией – с другой. Так зарождалась теория когнитивного диссонанса Фестингера.
Введение в теорию диссонанса
Человек пытается достичь внутренней гармонии и согласованности. Об этом было известно задолго до появления теории Фестингера – об этом говорили многие ученые и философы. Леон Фестингер же указывал именно на стремление любого человека привести в порядок свои убеждения и взгляды, ведь несогласованные представления несут с собой дисгармонию, внутренний хаос.
В своих научных трудах американский психолог отмечал, что когнитивный диссонанс – это особое состояние, некая предтеча той деятельности, которую человек попытается развить, чтобы поскорее избавиться от неприятных ощущений. Это примерно то же самое, что и поиск еды, когда человек голоден.
Степень проявления когнитивного диссонанса может быть разной. Большое значение при этом имеет то, насколько сильны существующие убеждения человека, а также мера их несоответствия новым знаниям. Важна также авторитетность источника, из которого поступает информация, признаваемая человеком противоречивой.
Что же происходит, если в системе знаний и убеждений человека возникает противоречие?
Как ведет себя человек в состоянии когнитивного диссонанса
Иногда человек, ощущающий диссонанс, осознает, что между его знаниями и поведением существует несоответствие, но при этом отказывается что-то менять. Однако гораздо чаще человек старается рационализировать противоречие. К примеру, он может пить кофе литрами и при этом осознавать, что для его здоровья это вредно. И он будет находить себе оправдания: и кофе вкусный, и спать от него меньше хочется, и работоспособность после нескольких чашечек повышается. В результате он сам себя убеждает, что все хорошо. Противоречия нет.
Однако если сердце у кофемана начнет пошаливать, его убеждения перестанут быть согласованными. Вместе с проблемами со здоровьем придет и психологический дискомфорт. Возникает противоречие в убеждениях, которое вскоре перерастает в когнитивный диссонанс. Это состояние и побуждает человека к каким-либо переменам, в нашем случае – к тому, чтобы сократить количество потребляемого кофе.
В каких еще ситуациях возникает диссонанс?
Когнитивный диссонанс – это состояние, которое может проявляться в абсолютно разных ситуациях. К примеру, когда необходимо:
- объяснить странные, смешанные чувства;
- минимизировать сожаления о сделанном неверном выборе;
- оправдать поведение, которое не согласуется с существующими взглядами;
- изменить свое мнение о другом человеке;
- подтвердить уже существующее убеждение, когда в ситуации противоречия человек старается найти ссылки и источники, свидетельствующие в пользу правильности его мнения.
Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Основные положения
Вместе с понятием когнитивного диссонанса Фестингер ввел категорию консонанса. Под консонансом он понимал состояние, в котором убеждения, представления и новые знания человека согласуются между собой.
Итак, теория диссонанса выглядела следующим образом.
Положение 1. Состояние когнитивного диссонанса являет собой сильную мотивацию. Так, если человек испытывает противоречие, он будет пытаться уменьшить его степень и по возможности перейти к консонансу.
Положение 2. Находящийся в состоянии когнитивного диссонанса человек будет стараться избегать новых знаний или убеждений, принятие которых может означать увеличение степени диссонанса.
Как уменьшить когнитивный диссонанс
Для того чтобы уменьшить или свести к минимуму состояние когнитивного диссонанса, существует три основных стратегии.
- Сосредоточиться на более благоприятных убеждениях. К примеру, студент не готовится к важному зачету, до которого остается всего два дня. При этом он отлично понимает, что его знаний для отметки «зачтено» недостаточно, но он говорит себе, что до пересдачи еще достаточно времени, и он точно успеет еще все выучить.
- Снизить важность конфликтующих убеждений. Например, человек узнает, что сидячий образ жизни сокращает продолжительность жизни. Однако он работает в офисе и не может себе позволить больше двигаться в течение дня. И тогда человек говорит себе, что здоровое питание может компенсировать вынужденный сидячий образ жизни.
- Изменить конфликтующие убеждения так, чтобы они согласовывались между собой. Эта стратегия считается одной из самых эффективных, однако успешно воплотить ее в жизнь достаточно трудно. Тяжелее всего приходится тогда, когда убеждения уже прочно укоренились в сознание.
Нашла ли теория когнитивного диссонанса какое-либо практическое применение? Несомненно.
Практическое применение теории когнитивного диссонанса
Когнитивный диссонанс Фестингера не только объясняет некоторое неадекватное поведение человека. Ему нашлось и практическое приложение во многих областях человеческой жизни.
К примеру, преподаватель может стимулировать желание студентов узнавать что-то новое, если вызовет у них когнитивный диссонанс. Для этого он может оспорить точку зрения одного или нескольких своих учеников и предложить им провести практические опыты. Так у студентов появляется мотивация учения.
Теорию когнитивного диссонанса часто используют маркетологи: на ее положениях строятся целые стратегии продаж. К примеру, рекламный слоган одной известной западной компании «Вы заботитесь о себе и своей семье. Почему бы не выбрать лучшее?» вызывает у покупателя когнитивный диссонанс вкупе с чувством вины за то, что тот имеет достаточно денег и при этом не покупает лучшие продукты для своих близких.
Пропаганда здорового образа жизни иногда также строится с помощью теории когнитивного диссонанса. К примеру, шокирующие данные о количестве смертей от СПИДа в свое время заставили многих выбрать безопасный секс и начать покупать презервативы.
Кроме того, когнитивный диссонанс часто вызывают практикующие психологи у своих клиентов. Зачем они это делают? Чтобы показать, что некоторые убеждения клиента не соответствуют действительности и очень сильно мешают ему жить.
Заключение
Спутником жизни человека очень часто становится когнитивный диссонанс. Значение его велико, хоть очень часто он и остается неосознаваемым. Однако диссонанс может быть полезным: он сопутствует ситуации выбора и может стать для человека толчком к действию или серьезным переменам.
www.syl.ru