Понятие лидер и лидерство – —
Лидерство: теории и типология
Лидерство: общие понятия
Определение 1Под лидерством принято подразумевать способность личности влиять как на отдельного человека, так и на группу лиц, при этом направлять усилиях всех на осуществление определенной цели.
Лидерство является естественным социально-психологическим процессом в группе людей, который строится на влиянии личного авторитета личности на поведение членов группы. Влияние в данном случае рассматривается как поведение человека, вносящее изменения в отношения, поведение и чувства других людей. Влияние осуществляется через идеи, слова устные или письменные, внушения, убеждения, эмоциональное заражение, принуждения, примеры или личный авторитет.
Группа людей, которой необходимо решить важную проблему, всегда определит лидера, который должен будет решить вопрос. Лидер определяет существование группы.
Определение 2Лидер – личность, которая способна объединить людей для достижения определенной цели.
Понятия «лидер» и «цель» неразрывно связаны между собой. Потому как лидер всегда имеет определенную цель. Но если человек достигает цель самостоятельно, без помощи других людей, он не может называться лидером. Лидер должен иметь хотя бы одного последователя. Основная задача лидера – суметь повести за собой людей, создать между людьми в группе связи, способствующие решению определенных задач. Исходя из этого, лидера можно назвать элементом упорядочивания системы людей в группе. Лидер может рассматриваться как зеркало группы людей.
Замечание 1Важно отметить: лидером может стать только тот человек, который обладает приветствуемыми и ожидаемыми чертами для представителей определенной группы. Поэтому часто переход лидера в другую группу бывает малоэффективен.
Лидерство в группе состоит из нескольких компонентов: эмоциональный компонент, деловой и информационный. «Сердцем группы» всегда является эмоциональный лидер. К такому лидеру каждый член группы может обратиться за помощью, попросить поддержки. «Руками группы» является деловой лидер. Такой лидер профессионально организует дело, наладит необходимые деловые связи, обеспечит успех компании. «Мозгами группы» является информационный лидер. Это эрудит, к которому любой может обратиться с вопросом. Оптимальным вариантом является универсальный лидер, который сочетает в себе все три компонента.
Теории лидерства
Существует масса теорий лидерства. Рассмотрим некоторые из них:
- Теория физических качеств, когда лидер до
zaochnik.com
Лидерство, сущность и понятие, теории лидерства и управления персоналом.
В устойчивых объединенных группах лидерство — обычное явление. В психологической науке и теории управления понятие лидерства неоднозначно, поскольку оно возникает стихийно. В социальном, рабочем и студенческом коллективе всегда существует формальный руководитель и неформальный лидер, который выступает как образец. Для эффективного управления организацией человека, принимаемого последователями, стоит выдвигать на руководящие должности.
Понятия власти, руководства и лидерства
Психологическая литература называет желание власти основным мотиватором лидерства, способностью и возможностью использовать авторитет для оказания влияния на человека и общество. Идеальная концепция власти состоит в том, что человек доминирует над группой так, чтобы ему хотели подчиняться, выступает в роли неформального лидера. Реализация необходимой тактики управления эффективна, если властному руководителю интересна полезность и приемлемость его действий.
Лидерство как форма власти
Лидерство — управленческие отношения внутри группы, когда одни ее члены имеют моральные преимущества перед другими. Понятие лидера основывается на доминировании конкретного человека в коллективе. Неформальный руководитель выдвигается спонтанно и соответствует признакам:
- активность, инициативность для поиска решений задач;
- способность оказания влияния на конкретного человека или группу людей;
- информированность о социальной, трудовой ситуации;
- соответствие поведения социально-психологической атмосфере в группе, ее моральным ценностям и нормам;
- наличие эталонных для коллектива личностных качеств;
- способность выходить за рамки эталонных ценностей без потери авторитета.
Сущность лидерства отражена в умениях организации социального поведения группы и представительских задачах при взаимоотношении с другими коллективами. Способности лидера также заключаются в ответственности за результат команды и поддержке комфортного микроклимата.
Бесплатный каталог политик и процедур по вопросам лидерства и управления персоналом
Руководство как аспект лидерства
Лидерство и руководство — групповые процессы, при которых власть приобретает социальный управленец. В данном случае понятию лидерства отведена формальная роль — руководитель осуществляет полное управление рабочим процессом. Неформальный лидер отстаивает социальные и психологические интересы группы.
Формальное лидерство отличается от стихийного следующими признаками:
- официальное назначение управленца;
- стабильность формального руководства;
- руководитель наделяется законодательными полномочиями и правами для принятия решений;
- использование формальных и неформальных санкций для регулирования управленческих процессов;
- расширенная сфера деятельности руководителя — макросреда;
- регулирование формальных отношений в организации, использование внешней и внутренней информации;
- персональная ответственность за деятельность членов группы — студенческой, социальной, трудовой;
- руководитель может не быть лидером для коллектива.
Основное отличие формального руководителя от неформального лидера — жесткая и урегулированная законодательно система отношений «господство-подчинение».
Природа лидерства
Понятие и природа лидерства определяется чертами характера, качествами личности и ситуациями, в которых выполняется деятельность. Человек с неформальным авторитетом оказывает влияние на сотрудников, определяет цели и способы реализации задач. Сущность природы лидерских влияний отражает ряд теорий по исследованию доминирования в управлении и менеджменте.
Особенности ситуационной теории
Концепция, предложенная Фредом Фидлером, была создана на основе традиционных теорий. Она опирается на обнаружение личностью способностей к руководству при наличии обстоятельств:
- группу возглавляет только человек, который может принять решение в данный момент;
- руководство социальным объединением переходит от делового к информационному, эмоциональному лидеру;
- человек, достигший неформального авторитета, может занимать руководящие позиции.
Согласно Жан Хартли, стремление к лидерству должно быть врожденным, но само понятие о сущности лидерства — множественное.
Бихевиористская теория
Концепция лидерских черт основывается на наборе психологических качеств руководителя. Социолог Эмори Богардус отмечал энергичность, интеллект, способность прогнозирования ситуации и тактичность. Ральфом Стогдиллом выдвинута структура личностных качеств — уверенность, сильная воля, организаторские таланты, компетентность, знание человеческой природы. В условиях реальных групп теория была опровергнута: неформальное лидерство свойственно человеку, не отличающемуся рабочими и социальными достижениями.
Личностно-психологическая теория Фрейда
Психоаналитиком Зигмундом Фрейдом выдвинута концепция, по которой лидерские качества возникают у неполноценных в моральном плане людей. Теория рассматривает человека:
- выросшего в нездоровой социально-психологической среде;
- с желанием господства и подчинения как психологической потребности устранения личных комплексов;
- дуалистичного в плане управленческой позиции — при удовольствии от безграничной власти возникает потребность в демонстрации превосходства.
Данный тип личности, занимая должность руководителя, нарушает законодательные и социальные права подчиненных. Человек заботится только о собственной власти и не достигает эффективных результатов управления.
Концепция Преобразующего лидерства
Концепция преобразующего лидерства рассматривает особенности лидера-реформатора и его принятие группой. Данный тип неформального руководителя способствует:
- улучшению образовательного уровня коллектива;
- повышению доверительности в группе;
- помощи в совмещении личных, социальных и трудовых интересов.
Концепция руководства предполагает совместное управление группой, при котором уважение и доверие последователей являются постепенными процессами.
Концепция Харизматичное лидерство
Концепция Харизматичное лидерство или теории «великого человека», известная со времен Древней Греции, заключается в наличии у человека определенных талантов для возвышения над другими членами сообщества. Люди доверяют ему управление, но качество деятельности команды зависит только от личностных качеств. Такая команда без харизматичного лидера недееспособна и распадается после ухода “великого человека”.
Концепция атрибутивного лидерства
Атрибутивная теория, предложнная Т. Парсонс в 1953 г., определяет лидера как анализатора поведения группы, способного прогнозировать ее деятельность. Подобный тип руководителя ищет пути принятия решений, своевременно реагирует на перемены и принимает эффективные меры для улучшения развития своей команды.
Все теории природы лидерства рассматривают феномен с различных точек зрения, но не дают ему полную оценку. Определить особенности неформального авторитета можно, рассматривая мотивацию, личные качества, последовательность воздействия и задачи руководителя.
Роль лидерства
Роль и место лидера определяются по умению человека направлять свою группу для реализации корпоративных целей. Лидерские полномочия заключаются в проявлении сильных черт характера, умений ликвидировать конфликтные ситуации. Роль лидерства — эталонная и предусматривает:
- постоянное влияние на группу;
- глобальное воздействие на всех лиц, включенных в организацию;
- наличие приоритетов во влиянии, асимметричность, неравенство воздействия на различных людей;
- признание правомерности руководства (для организационного типа).
Стратегическое планирование развития организации должно рассматривать возможности лидера, его способности к управлению малыми группами, особенности налаживания партнерских связей, принятия и реализации новых идей.
Лидерство в психологии
Психологические концепции рассматривают понятие о лидере и лидерстве с неформальной стороны. Исследования природы феномена говорят о лидерстве и руководстве как о полярных категориях управления.
Психологами в зависимости от масштаба задач выделяются различные виды лидерства.
- Бытовой тип. Реализуется в досуговых кружках, школьных, студенческих, семейных коллективах.
- Социальный тип. Актуален при производственных процессах, в профсоюзах и профильных группах.
- Политический тип. Лидеры — личности, занимающиеся государственной или общественной деятельностью.
Уровень влияния руководителя подчинен особенностям коллектива. Для группы его образ — модель, средство выражения интересов и соответствия нормам поведения. При выполнении данных условий лидер приобретает последователей, доверяющих ему.
Понятие лидерства в менеджменте
Зарубежные исследователи различают понятия лидера и менеджера по степени формального и неформального авторитета. Основное отличие в деятельности менеджера согласно устоявшейся схеме управления, а лидера — на интуитивном уровне.
Имидж менеджера-лидера в конкретной сфере деятельности зависит от его уникального стиля руководства:
- наличие у человека четкой позиции управления, определенных качеств, творческих способностей, гибкости реакции на требования клиента;
- воздействие на группу методом сотрудничества, следования ее интересам, увлеченностью персонала в работу;
- генерация идей и оптимистичный настрой на решение нестандартных ситуаций;
- терпимость к недостаткам коллектива — эффективный лидер корректирует их;
- креативность при выполнении задач;
- проявление интереса ко всем аспектам деятельности компании;
- честность по отношению к формальному руководителю.
Агрессивность, самоконтроль, рациональность менеджера-лидера также рассматриваются как положительные качества. Авторитетная личность умеет реализовать проект, делегировать полномочия членов коллектива, правильно и последовательно организовывать его работу.
Лидерство в управлении организацией
Единоличное управление крупной компанией один человек реализовать не сможет. Современный руководитель взаимодействует с партнерами, профсоюзными и государственными учреждениями, поэтому наделяет организационными полномочиями менеджеров-подчиненных.
Рассматривая понятие и сущность лидерства, можно выделить несколько типов лидеров в практике управления.
- Организатор. Потребности группы воспринимаются, как личные. Человек выбирает стратегию разрешимости проблем, тактику поощрения, выражения неодобрения без унижения.
- Творец. Способен рассмотреть новые тенденции, находить решения в сложных ситуациях. Данный тип лидера умеет заинтересовать группу, выдвинуть сложную работу на обсуждение.
- Борец. Отстаивает собственные и групповые интересы, обладает способностями принятия рисковых решений, их успешной реализации.
- Дипломат. Человек знает все рычаги влияния, скрытые детали задачи. Он не афиширует собственные планы даже единомышленникам, акцентируя внимание на известных фактах.
- Утешитель. Лидера отличает способность к сопереживанию, вежливость и предупредительность.
Основной тип делового лидерства в управлении — инструментальное. Сущность стратегии основывается на обеспечении правильного руководства группой для достижения эффективных результатов. При этом руководитель организации умеет влиять на подчиненных так, чтобы они своевременно и эффективно выполняли работу, повышали корпоративные стандарты.
Только лидер способен реально повлиять на деятельность персонала, организовать его. Используя объективные и субъективные механизмы воздействия, руководитель удовлетворяет организационные требования к управлению.
Формальное лидерство выстраивается на отношениях подчиненного и начальника, а неформальное на взаимодействии лидера и последователя. Успешное управление не всегда означает наличие хорошего лидера.
Елена | Ноя 26, 2019 | HR Статьи, Лидерство, Статьи Новое | 0 Comments
Анна Сафронова В юности Катерина Погодина хотела поступить в вуз на отделение английского, но не прошла по конкурсу. Сегодня она говорит на трех иностранных языках и является топ-менеджером в одной из крупнейших международных компаний После неудачи с лингвистическим…Елена | Ноя 16, 2019 | HR Статьи, Лидерство, Статьи Новое | 0 Comments
Джек Зенгер и Джозеф Фолкман Ни для кого не секрет, что эмоции заразительны. Например, исследование, проведенное Джеймсом Фаулером из Университета Сан-Диего и Николасом Кристакисом из Гарварда показало, что радость передается от человека к человеку. Если ваш друг…Елена | Ноя 10, 2019 | HR Статьи, Лидерство, Статьи Новое | 0 Comments
Анастасия Миткевич Упорство, любознательность, умение заводить новые знакомства ― качества, которые помогли построить Мэри Гукасян завидную карьеру. Forbes Woman она рассказала о первых шагах в профессии и принципах своей работы Мэри Гукасян родилась в Ереване, в…Елена | Сен 10, 2019 | HR Статьи, Лидерство, Статьи Новое | 0 Comments
Дуглас Уилсон Чем выше ваша должность, тем труднее понять, что же на самом деле происходит на низших ступенях корпоративной пирамиды. Плохие новости — если вам вообще о них сообщат — вам подают только в выгодном свете. Как услышать правду о том, что происходит во всех…Елена | Авг 18, 2019 | HR Статьи, Лидерство, Статьи Новое | 0 Comments
Джейкоб Морган Когда мы говорим об умении любить свою работу или о самоорганизации, мы чаще всего имеем в виду специалистов начального или среднего уровня. Но эти навыки не перестают быть актуальными и для руководителей высшего звена. Какие аспекты своей работы они…hrhelpline.ru
25. Содержание понятия лидерства в управлении организацией. Традиционные теории лидерства.
Лидepcтвo— этo cпocoбнocть фopмиpoвaть кoллeктив и вecти eгo к нaмeчeнным цeлям нa ocнoвe личнoгo aвтopитeтa. В самом широком смыслелидерствоможно определить, как способность влиять на других в направлении достижения определённой цели.
Лидер– член группы, за которым все остальные признают право принимать решения в важных для группы ситуациях.
Основными функциямилидераявл.: организация совместной деятельности и регулирование межличностных отношений.
Осн. причины появления лидеров совпадают с причинами возникновения неформ.орг-ций, т.е. вся проблема коренится в недостатках формального рук-ля. Но лидер вовсе не обязательно является неформальным.
Понятие руководитель и лидер отражают различные стороны управления группой: *формальную, т.е. связанную с офиц. должностями и властью и *неформальную, связанную с соц.-псих. механизмами и авторитетом, основанных на неформальных отношениях.
3 осн. теории лидерства (рук-ва) :
Подход с позиции личных качеств.Лучшие из руководителей обладают определённым набором общих для всех личных качеств. Если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт — это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе. Однако изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества.
Поведенческий подход. Согласно этому подходу эф-ть опр-ся не личными качествами рук-ля, а скорее его манерой поведения по отн-нию к подчиненным. ПП создал основу для классификации стилей рук-ва или стилей поведения. Эффективность определяется не личными качествами рук-ля, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Автократичное управление – лидер в управлении авторитарен, он обладает достаточной властью, чтобы навязать свою волю исполнителям.Дуглас Макгрегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного рук-ля по отношению к работникамтеорией «Х».
Согласно теории «Х»: люди изначально не любят трудиться, у людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, больше всего люди хотят защищенности, чтобы заставить людей трудится, необходимо использовать принуждение. На основе этих суждений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, почти не дает свободы в принятии решений. Когда же автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа.
Демократичный руководитель – теория «Y»:труд – процесс естественный, если условия благоприятные, то люди будут не только брать на себя ответственность, но и стремиться к ней; если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль; приобщение является функцией вознаграждения. Благодаря этим предположениям, демократичный рук-ль предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребность в принадлежности, высокой цели, самовыражении. Организации, где доминирует демократичный стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Рук-ль старается сделать обязанности подчиненных более привлекательными.
Рук-во, сосредоточенное на работе и человеке. Адаптивное рук-во. Сегодня становится ясно, что наиболее адекватным стилем рук-ва является адаптивное рук-во – стиль, ориентированный на реальность.
Ситуационный подход. Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы рук-ва – в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что рук-ль – лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения, однако более поздние исследования показали, что в эффективности рук-ва решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у рук-ля информацию. Выделяет несколько способов повышения эффективности рук-ва: например, переформирование групп, чтобы добиться психологической совместимости с личностью рук-ля, перепроектирование задачи или модификация должностных полномочий.Теория Херсея и Бланшарда.: стиль лидерства может зависеть от степени зрелости исполнителей. Всех исполнителей по степени зрелости они делили на:
М1 – люди не могут и не хотят работать. У них нет желания работать, навыков, они не компетентны или не уверены в себе. В этом случае авторы предлагают использовать стиль С1 – указывающий. Стиль характеризуется жёсткой директивностью, то есть человеку показывают что и как надо делать, а потом жёстко контролируют (например армия).
М2 – люди не могут, но хотят работать. У них нет навыков, квалификации, но они хотят научиться. (например дети приходят в школу) Используется стиль С2 – убеждающий. Человеку показывают что и как, а потом помогают.
М3 – люди могут но не хотят работать. Их не привлекает сама работа, хотя они грамотные, квалифицированные. Стиль С3 – участвующий. Людей привлекают к управлению, к принятию решений.
М4 – люди и могут и хотят работать. Используется стиль С4 – делегирующий. Работникам предоставляется максимальная самостоятельность, а руководитель выполняет роль координатора.
Проблема теории:в коллективе могут подобрать люди разной степени зрелости.
Адаптивное руководство. Очень многие руководители, переходя с уровня на уровень, используют один стиль руководства, потому что он когда-то себя хорошо зарекомендовал, и у него начинаются проблемы (чаще всего с людьми). Не может на самом деле использоваться один стиль руководства. Оно должно быть адаптивным или гибким, а это значит, что могут быть использованы все стили лидерства.
studfile.net
Тема 9. Руководство и лидерство в управлении
Основные понятия
Руководство и лидерство, общее и различия. Основные подходы к пониманию лидерства. Основные теории лидерства: теория черт, концепция интеллигентности, концепция харизматического лидерства, ситуативная теория, теория конституентов. Причины появления лидера в организации. Личностные качества лидера. Лидерские роли. Типология лидерства.
План лекции:
1. Понятие лидерства
2. Теории лидерства
3. Роли лидера в управленческой деятельности
1. Понятие и природа лидерства
В любой организации существуют формальные и неформальные отношения между ее членами. И те, и другие отношения нуждаются в руководстве и регулировании. Для обозначения регулирования формальных и неформальных отношений используются понятия руководство и лидерство. Роли руководителя и лидера обязательны для каждой организации.
Понятие руководства относится к общей организации деятельности всей группы, к процессу управления ею – это социальная характеристика отношений в организации, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Роль руководителя заранее определена инструкциями и обязанностями, функциями и властными полномочиями. Руководитель назначается на свою должность независимо от того, считают его подчиненные достойным этой роли или нет. Руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.
В системе неформальных отношений рано или поздно также стихийно выделяется неформальный руководитель, обычно называемый лидером. Он выделяется из числа окружающих его людей, в сущности равных или близких по статусу. Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение группы.
В основе этого процесса лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Лидер – это личность, способная объединять людей ради достижения какой-либо цели. Иными словами, человек становится лидером именно благодаря готовности людей следовать за ним. Но люди склонны следовать за теми, кто яснее и четче может сформулировать стоящие перед ними цели и задачи, определить пути и способы их решения, за теми, кого считают способным предоставить им средства для удовлетворения их собственных желаний, стремлений, потребностей. Понятие лидерства относится к характеристике психологических отношений, возникающих в группе.
Вместе с тем между руководством и лидерством много общего:
1) оба процесса являются средством координации, упорядочения отношений внутри организации, средством управления ими;
2) оба процесса реализуют процессы социального влияния в коллективе;
3) обоим процессам присуща известная субординация отношений.
Это сходство функций часто приводит к тому, что лидерство способно переходить в руководство, а руководитель – становиться лидером, что значительно повышает эффективность руководства в целом. Изучение опыта различных организаций – производственных, коммерческих, учебных, показывает, что способность быть лидером является одним из ключевых условий для того, чтобы стать хорошим руководителем.
В современном менеджменте лидерство понимается неоднозначно:
1) лидерство есть разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, и носителем такой власти выступает не большинство, но один человек или небольшая группа лиц;
2) лидерство есть управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность;
3) лидерство — это влияние на других людей, но не любое, а отвечающее следующим условиям: а) постоянство влияния — это не разовое кратковременное воздействие (террорист, захвативший самолет, не может считаться лидером), б) широта влияния — воздействие осуществляется на всех членов труппы; в) явный приоритет во влиянии, отношения лидера и ведомых асимметричны, односторонняя направленность от лидера к членам группы, г) организационный лидер опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или на признание правомерности руководства.
4) лидерство — естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.
5) лидерство есть неформальное явление, это символ эмоционально-психологической общности группы и образец поведения для ее членов.
Лидерство — это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа. Правильное понимание сущности лидерства и, следовательно, определение содержания и способов осуществления социальной технологии лидерства должно быть основано на деятельностном подходе. При этом главным становится выделение целей и задач деятельности группы, определение того, кто в наибольшей степени подходит к роли лидера данной группы и какой стиль лидерства, т.е. деятельности лидера, окажется наиболее эффективным.
studfile.net
37. Понятие лидерства в менеджменте
37. Понятие лидерства в менеджменте.
Лидерство — это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. Люди, обладающие такой способностью, злоупотребляют ею во имя личных интересов. В настоящее время существует несколько направлений в изучении теорий лидерства. В соответствии с «традиционной концепцией лидерства» лидерские качества основываются на личных характеристиках. Они в соответствии с данной теорией могут быть либо врожденными, либо воспитанными. Позднее Френк Фидлер предложил «ситуационную теорию лидерства… Данная теория предполагает, что, для того чтобы человек проявил себя как лидер, ему прежде всего необходима ситуация, в которой он сможет реализоваться соответствующим образом. Третья концепция, «Новая концепция лидерства», включила в себя первых два направления, но в ней уделяется больше внимания внутреннему миру лидера и его способностям за счет своих личностных качеств оказывать влияние на других людей. Власть лидера обеспечивается хорошим знанием людей, т.е. настоящий лидер — это хороший психолог. Он прекрасно чувствует моральный настрой собеседника, будь то единомышленник или оппонент, и умело ведет беседу в официальных и неофициальных условиях. Лидерство — это талант, без развития он угасает, как и все другие способности. Настоящим лидером человек становится к 30-35 годам, когда он набирается жизненного опыта. Специалисты по менеджменту выделяют две группы лидеров: 1)«игроки»; 2)«открытые» «Игроки» используют свою способность разбираться и управлять окружающими людьми исключительно в собственных целях. За их внешним благородством кроется холодный расчет в личных интересах. Это актеры, которые постоянно меняют свои маски и роли «Игроки» — это карьеристы, которые ни перед чем не остановятся, чтобы добиться более высокого. положения. «Открытые» лидеры живут интересами коллектива, некой всеобщей идеей. В своей работе такие лидеры руководствуются обстоятельствами, в остальном они являются полной противоположностью «игрокам». Эти люди и есть настоящие лидеры, взаимоотношения которых с людьми, в том числе и их последователями, складываются на основе искренних отношений.
Лидерство нельзя делегировать только сверху, оно делегируется и снизу от групп, коллективов и подчиненных.Теории лидерства. 1)Теория личностных качеств Лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. уровень интеллекта и знания; впечатляющая внешность; честность; здравый смысл; инициативность; социальное и экономическое образование высокая степень уверенности в себе. Наличие указанных качеств не гарантирует пост руководителя 2) Поведенческие теории Эффективность руководителя определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. Стиль руководства — привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Стили руководства Стиль в крайних случаях может быть автократичным и либеральным.
а) Автократичный стиль Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы. у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили. больше всего люди хотят защищенности. чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания. б)Демократичный стиль Труд процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично. 3)Теория руководства, сосредоточенного на работе и на человеке. Руководитель, сосредоточенный на работе — заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда. Руководитель, сосредоточенный на человеке — позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности труда. Стиль руководства неизменно будет ориентированным либо на работу, либо на человека.
studfile.net
27.Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства.
Различие понятий «лидер» и «руководитель»:
Лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель — официальные. Лидерство в условиях микросреды, руководитель — макросреды. Лидерство возникает стихийно, руководитель избирается. Явление лидерства менее стабильно. Руководство подчиненными более прочно, чем руководство лидера. Процесс принятие решения руководителем более сложен. Сфера деят-ти лидера — малая группа, а сфера деят-ти руководителя шире. Но и тот и другой имеют дело с однопорядковыми проблемами.
Лидерство — психологическая характеристика поведения, руководство — социальная.
Лидер — тот человек, кот.выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные ф-ции. Остальные участники принимают такой тип взаимоотношения, что их будут вести, а они будут ведомы.
Феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Могут быть проблемы при несовпадении уровня притязания лидера и мере готовности других членов группы. Лидер=авторитет, но не всякий авторитет лидер. Лидер должен организовывать решение какой-то задачи, авторитет этого не делает.
Теории происхождения лидерства:
1. Теория черт (харизматическая)
Лидер — человек, обладающий определенными чертами.
Все начали пытаться выделить эти черты. Разброс их у разных авторов был большой, они выбирали или свои черты или черты некого идеального лидера. Первин и Джон выделили 5 блоков базовых личностных качеств лидера: экстраверсия, невротизм, сознательность, доброжелательность, открытость. Первые четыре черты часто встречаются у лидеров. Теория оказалась малозначимой.
2. «Ситуационная теория»
Лидер тот, кто обладает теми чертами, кот.нужны для решения данной проблемы. Главным моментом появления лидера считалось его выдвижение группой, т.к. от него ожидали проявления в данной ситуации черты.
Хартли, не согласившись с этим, предложил четыре «модели», почему люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет выдвижение
1)если кто-то в одной ситуации стал лидером, то велика вероятность, что он станет им и в другой ситуации
2)Лидеры в одной ситуации рассматриваются как «лидеры» вообще
3)Человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и его выбирают в другой раз
4)некот.люди ищут «посты» и ведут себя так, что им «дают посты»
3. «Системная теория лидерства» (более полная, чем предыдущие)
Лидерство — процесс организации межличностных отношений. лидер-субъект управления этим процессом. Лидерство — ф-ция группы. Одновременно могут существовать лидеры двух типов:
1.Инструментальный (деловой) — обеспечивающий успех задачи
2.Эмоциональный — обеспечивающий атмосферу в группе
В разных ситуациях один из лидеров может быть востребован больше.
«Вероятностная модель эффективности руководства» Фидлера. У него есть руководитель, ориентированный на задачу и руководитель, ориентированный на межличностные отношения.
К какому типу принадлежит руководитель? Выяснить можно при помощи методики НПС (отношение к наименее предпочитаемому сотруднику). Ориентированный на задачу видит в нем только отрицательные черты, ориентированный на межличностные отношения видит не только их. Далее группы различаются по уровню Социального контроля СК (степень владения руководителем ситуацией).Строится вероятностная модель по выявлению наиболее эффективного руководителя в группах различного типа. При высоком и низком уровне СК более эффективен руководитель, ориентированный на задачу, а при среднем СК — на межличностные отношения.
Эта модель находит практическое применение и на ее основании строится тренинг лидерского соответствия.
Отличие лидера от другого участника группы не в наличии черт, а в наличии влияния.
Пример: концепция Кричевского «концепция ценностного обмена» как механизма выдвижения лидеров. Лидер это тот, в котором в наиболее полном виде представлены качества, особо значимые для групповой деят-ти, т.е. являются ценностью группы. Группа с лидером идентифицируется.
Стили лидерства:
Эксперимент по стилю лидерства. Проводился на группе детей 11-12 лет при лепки макси из папье-маше под руководством взрослых ( они руководители).Руководители демонстрировали разные стили, а экспериментаторы сравнивали эффективность 3х групп. Стили руководства: авторитарный, демократический, попустительный.
Все стили содержать 2 стороны: формальную и содержательную. (ФС и СС)
Авторитарный. ФС — деловые, краткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон, похвала и порицания субъективны, показ примеров вне системы. СС — дела в группе планируются заранее, определяются лишь непосредственные цели. Голос решающий.
Демократический. ФС — инструкций в форме предложений, товарищеский тон, похвала и порицания с советами, распоряжения и запреты с дискуссиями, позиция лидера — внутри группы. СС — мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы обсуждаются.
Попустительный. ФС – тон — конценциональный. Отсутствие и похвалы и порицаний. Нет сотрудничества. Позиция лидера незаметна. СС — дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работ складываются из отдельных интересов.
Не всеми методики лидера подходят для методик руководителя.
studfile.net