Кризис возрастной это: Возрастные кризисы — это что такое

Содержание

кризис возрастной — это… Что такое кризис возрастной?


кризис возрастной

— особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера, относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его отношений социальных, деятельности и сознания. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально — типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, от педагогической системы в целом. Для периодов кризисов возрастных в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при коем учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение «социальной ситуации развития», смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка. Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между ранее сложившимися у них формами взаимоотношений с окружающими — и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями. Значительно менее изучены кризисы возрастные зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и обычно протекают более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и реориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • кризис
  • критерий

Смотреть что такое «кризис возрастной» в других словарях:

  • Кризис возрастной — кризис, возникающий при Переходе человека из одного возраста в другой …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • кризис — Состояние, вызванное столкновением личности с препятствиями на пути удовлетворения важных жизненных целей (фрустрацией основных ценностных установок), в случае, когда подобные препятствия не могут быть преодолены обычными способами разрешения… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Кризис трёх лет — (греч. krisis решение, поворотный пункт) возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и… …   Википедия

  • Кризис трех лет — возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному. Это относительно кратковременный этап онтогенеза (второе полугодие 3 го первое полугодие 4го гг. жизни), сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Кризис первого года — возрастной кризис, возникающий на стыке младенческого и раннего возраста, когда начинает складываться образ Я. Его основу составляет опыт, накапливавшийся ребенком в отношениях с окружающими людьми и предметным миром. Складывающийся образ Я, в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Кризис семи лет — возрастной кризис, возникающий при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному. В качестве основной психологической характеристики выделяется «потеря непосредственности», которая, с одной стороны, характеризуется манерничаньем и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Кризис — (Krisis) Содержание Содержание Финансовый кризис История Мировая история 1929 1933 годы время Великой депрессии Черный понедельник 1987 года. В 1994 1995 годах произошел Мексиканский кризис В 1997 году Азиатский кризис В 1998 году Российский… …   Энциклопедия инвестора

  • кризис — 1. (в психологии как науке) (Черты кризиса) Вот верные тезисы Ланге: 1. Отсутствие общепризнанной системы науки. Каждое изложение психологии у виднейших авторов построено по совершенно иной системе. Все основные понятия и категории толкуются по… …   Словарь Л.С. Выготского

  • Возрастной кризис — временное нарушение сложившегося ранее устойчивого функционирования организма и личности, знаменующее собой переход на новый возрастной этап. В В. К. вовлечены все уровни организации личности: 1) переход психофизиологических систем на новый… …   Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

  • возрастной кризис — см. кризис 2 …   Словарь Л.С. Выготского


Кризис возрастного развития. Что это такое в психологии, влияние, основные проявления, периодизация, особенности

Кризисы возрастного развития – это важные этапы жизни каждого человека. Зная симптомы проявления того или иного кризиса, человек может вовремя понять, что с ним происходит и принять соответствующие меры для преодоления данного сложного жизненного периода.

Содержание записи:

Понятие возрастного кризиса

Кризис возрастного развития – это особое непродолжительное состояние, характеризующееся психологическими изменениями, и возникающее в определенные моменты возрастного развития личности. Чаще всего кризисы возникают при изменении привычных ситуаций и явлений.

Человеку необходимо время, чтобы перейти на новый уровень своего психологического развития и привыкнуть к своей новой роли в обществе.

Протекание кризисов индивидуально и зависит от особенностей психики человека. При этом могут измениться взгляды и суждения как по отношению к себе самому, так и ко многим процессам и явлениям в обществе.Кризис возрастного развития. Что это такое в психологии, влияние, основные проявления, периодизация, особенности

Данный переходный этап может сопровождаться малоприятными проявлениями:

  • Депрессивными состояниями.
  • Ярко-выраженным недовольством собой.
  • Различными проблемами внутреннего и внешнего характера.
  • Изменением поведения и привычек человека.

Форма проявления, острота и длительность кризисного состояния индивидуальна для каждого человека. Данные переходные этапы необходимы человеку для формирования более реалистичного взгляда на жизнь и себя самого. Они помогают выстроить устойчивые взаимоотношения с окружающим миром.

Роль и значение в развитии личности

Кризис возрастного развития оказывает большое влияние на развитие человека как личности. Важное значение для формирования личности имеют детские и юношеские кризисы. Начинаются и завершаются такие кризисы незаметно, ребенок становится эмоциональным, капризным и неуправляемым. В этот период малыш начинает осознавать себя как личность и отстаивать свои права и свое мнение.

У подростков очень часто снижается успеваемость и появляется усталость. Подростки преодолевают внутренние конфликты и испытывают тревогу и переживания. В этот период молодые люди начинают осознавать, каково их место в этом мире, учатся отличать истинные ценности от навязанных и ложных убеждений.

Формируют и учатся отстаивать свое мнение по поводу таких понятий как любовь, дружба, преданность, верность и честность. Детские и подростковые кризисы «готовят» молодых людей к взрослению. В это время важно помочь ребенку найти себя в этом мире.

Для взрослого человека кризисы также очень важны. Они помогают избавиться от прошлых убеждений, мешающих в развитии и реализации уже имеющегося потенциала. Во взрослом возрасте человек учится брать на себя ответственность за все происходящее в своей жизни, приобретает новые знания и навыки, а также закалку характера.Кризис возрастного развития. Что это такое в психологии, влияние, основные проявления, периодизация, особенности

Юношеский романтизм постепенно отходит на второй план, человек учится рассуждать здраво и прагматично. Также кризисы помогают взрослому человеку психологически подготовиться к старости.

Кризисы развития в психологии

Кризис развития – это переломный момент в нормальном течении психологического развития личности.

Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Самые тяжелые кризисы, которые нельзя игнорировать следующие:

  • Кризис 3-х лет. Это один из самых первых больших кризисов в жизни человека. В этот период малыш становится настырным, неуправляемым, раздражительным и очень упрямым. У него меняются вкусы и предпочтения. Родителям кажется, что малыш просто делает все назло, однако это не так, всем своим поведением ребенок хочет показать, что он уже не маленький, может делать все сам и иметь собственное мнение. В этот период не стоит давить на ребенка, нужно позволить ему проявлять инициативу и самостоятельно принимать решения. Контролировать поведение необходимо очень деликатно, чтобы не вызывать у ребенка желания упрямиться еще больше.
  • Подростковый кризис может наступить с 13 до 19 лет. Этого периода родители бояться больше всего, ведь именно на этом этапе своего развития человек совершает множество необдуманных поступков. Кроме того в этот период происходит гормональная перестройка организма, что сказывается на характере. В это время подросток определяется с выбором своей профессии и места в социуме. Родителям необходимо проявлять терпение и понимание. В это время нужно стать другом для подростка. Большое давление со стороны родителей вызовет желание бунтовать и делать все наоборот. Многие ошибки, совершенные юности, могут наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Задача родителей – не допустить этого.Кризис возрастного развития. Что это такое в психологии, влияние, основные проявления, периодизация, особенности
  • Кризис четверти жизни. Происходит в 25-30 лет, когда человек начинает больше понимать и принимать себя. В этот период человек отказывается от навязанных родителями и обществом идеалов, исчезает инфантилизм и появляется способность реально оценивать все происходящее. В этом возрасте человек впервые осознает себя взрослым. Многие люди считают себя не готовым к взрослой жизни, из-за этого появляется тревожность, апатия и страх перед будущим.
  • Кризис среднего возраста возникает в 40-60 лет. Именно в это время человек осознает, что большая часть жизни уже прожита. Часто люди переживают о нереализованных планах и целях и морально готовятся к старости.

Причины появления

Причины появления кризисов напрямую зависят от возраста человека:

  • Кризис новорожденности связан с тем, что малыш покидает утробу матери и приходит в новый непонятный для него мир, к которому необходимо адаптироваться и приспосабливаться.
  • В первый год своей жизни малыш сталкивается с еще одним кризисом, причиной которому является осознание своей самостоятельности. В это время ребенок становится капризным, отказывается выполнять просьбы родителей, ведет себя нелогично и противоречиво.
  • После 3-х лет ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, осознавая свое собственное «Я». В этом возрасте малыш старается отделяться от взрослых, максимально проявляя свою самостоятельность. Ребенок становиться неконтролируемым, игнорирует все запреты, старается сделать все наперекор, часто устраивает истерики, не желая никому подчиняться.
  • Кризис 7-ми лет появляется из-за попадания ребенка в новую социальную среду (школу) и появления первых обязанностей. Успехи и неудачи в учебе, отношения с одноклассниками – все это приводит к стрессу. В это время у ребенка могут появиться новые черты характера. Он чувствует себя взрослым и отстаивает право самостоятельно принимать решения. Запреты и советы вызывают негативную реакцию. Во время кризиса возможно нелогичное поведение, кривляния, передразнивания, вертлявость.
  • Причиной пубертатного кризиса является гормональная перестройка организма в связи с половым созреванием. В это время подросток проходит стадию бунтарства и старается доказать всем, что он уже взрослый. Возможно проявления агрессии, нервозность, замкнутость, чувство неполноценности. В этот период подросток остро реагирует на критику касательно своей внешности или личных особенностей.
  • Кризис среднего возраста происходит из-за несбывшихся ожиданий и нереализованных целей. В этот период своей жизни человек понимает, что время уже упущено и многие из его желаний уже не сбудутся никогда.
  • Кризис ухода на пенсию связан с изменением привычного уклада жизни. В этот период жизни человек осознает свою невостребованность, несмотря на сохранившуюся трудоспособность.

Периодизация

Кризис возрастного развития случается при переходе из одного возраста в другой. При этом человек становится замкнутым и раздражительным.

Детские кризисы

Большинство возрастных кризисов приходится на детский или подростковый возраст.

Периодизация детских кризисов:

  • Кризис новорожденности (происходит от рождения до 2-х месяцев). В этот период ребенок приспосабливается к новым условиям жизни.
  • Кризис 1 года. Обычно возникает после первого года жизни ребенка.Кризис возрастного развития. Что это такое в психологии, влияние, основные проявления, периодизация, особенности
  • Кризис 3-х лет. В этом возрасте ребенок проявляет упрямство и своеволие.
  • Кризис 7 лет. В этот период формируется потребность в ведении активной социальной жизни.
  • Подростковый кризис (от 11 до 15 лет). Формируется отношение к себе как к члену общества. Этот кризис протекает на фоне гормональной перестройки организма, связанной с взрослением.
  • Кризис юности (от 15 до 21 года). Это время поиска себя в более широкой социальной среде. Период новых свершений и самореализации.

Кризисы взрослого возраста

Периоды возникновения кризисов во взрослом возрасте:

  • Средняя зрелость (кризис случается в возрасте от 30 до 60 лет). Происходит коррекция жизненных планов, расстановка приоритетов (семья, карьера, хобби).
  • Старение и старость (от 60 лет). Привыкание к новому социальному статусу, поиск новых занятий, моральная подготовка к старости.

Признаки, проявления перелома

Признаки проявления кризиса зависят от возраста человека. В детстве и юности кризис переносится бурно и эмоционально. В зрелом возрасте он может проявляться в виде апатии и депрессии.

У детей

В возрасте до 2-х лет дети проявляют свое недовольство в форме агрессии, истерик, плача и обид. Это случается в моменты, когда ребенок вынужден делать то, что ему не нравится. Часто дети кидаются игрушками, в истерике падают на пол.

В возрасте 3-х лет ребенок кроме негативизма проявляет такие качества как строптивость, упрямство, своеволие и протесты. Ребенок старается отстоять свою точку зрения и сделать все так, как ему хочется. В этом возрасте происходит обесценивание мнения и желания родителей. Малыши проявляют ревность, агрессию и строптивость, нередко устраивают истерики.

В возрасте 7 лет появляются признаки нетипичного поведения – манерность, нелогичность поступков, кривляния, вспышки агрессии.Кризис возрастного развития. Что это такое в психологии, влияние, основные проявления, периодизация, особенности

В подростковом возрасте проявляется эмоциональная неустойчивость, депрессивность, резкая смена настроения. Возникает желание казаться взрослым, отделить себя от родителей из-за чего происходят частые конфликты, нежелание принимать критику, запреты и установленные ранее правила поведения. В этом возрасте старшее поколение теряет свой авторитет, подростки стремятся общаться со сверстниками.

Кризис 17-ти лет проявляется в виде сомнений, неуверенности в себе. Также часто возникают тревожность и нервозность.

У взрослых

Во взрослом возрасте кризисы проявляются в виде депрессии. Чаще всего люди не проявляют каких-либо эмоций, замыкаясь в себе. От этого страдает здоровье и отношения человека с окружающими людьми. Скрытые негативные эмоции часто прорываются наружу, вызывая вспышки агрессии и желание «переложить» вину за свои неудачи на другого человека.

Фазы

Кризис возрастного развития имеет 3 фазы своего протекания:

  • Предкритическая. Человек осознает разницу между объективной действительностью и новой идеальной формой его дальнейшей жизни. Жизнь начинает казаться неполноценной, возникает желание достичь новых результатов, построить новое будущее.
  • Критическая. Данная фаза состоит из 3-х этапов:
  1. Попытка реализации желаемого в реальных жизненных ситуациях.
  2. Этап конфликта. При попытке изменить свою жизнь, человеку приходится идти на конфликт с окружающими его людьми, отстаивая свою новую жизненную позицию.
  3. Рефлексия. Происходит пересмотр собственных способностей и формирование новых внутренних структур психики.
  • Посткритическая. Формируется новая реальная форма развития ситуаций. Идеализированные ранее ситуации становятся реальными.

Таблица основных переломных моментов человека

Основные переломные моменты в жизни человека имеют свои задачи развития, а также свои позитивные и негативные перемены.Кризис возрастного развития. Что это такое в психологии, влияние, основные проявления, периодизация, особенностиКризис возрастного развития. Что это такое в психологии, влияние, основные проявления, периодизация, особенности

ВозрастЗадача развитияПозитивные перемены
Новорожденный ребенок до 1 годаОбрести доверие к родителямДоверие
Раннее детство от 1 до 3 летОбрести автономию, побороть сомнение и стыдАвтономия
«Игровой возраст» (3-6 лет)Научиться проявлять инициативу, побороть чувство виныИнициатива
Младший школьный возраст (6-12 лет)Обрести трудолюбие, поборов чувство неполноценности и неуверенности в себеТрудолюбие
Средний и старший школьный возраст (12-19 лет)Обретение я-идентичности, борьба со смешением ролейЯ-идентичность
Молодость (20-25 лет)Освоение близких отношенийБлизость
Взрослость (25-65 лет)Продуктивность, творчество, развитие, борьба с застоями в развитииТворчество, продуктивность
Старость (от 65 лет)Обретение новой я-идентичности, приспособление к новой жизниНовая я-идентичность, мудрость

Особенности преодоления

Кризисы возрастного развития имеют свои особенности преодоления. Способы зависят от того, в каком именно возрасте находится человек. Дети в возрасте 3-х лет нуждаются в помощи и поддержке родителей. В это время стоит проявить терпение и дать малышу видимую самостоятельность.

Очень важно научиться ненавязчиво контролировать поступки малыша, поощряя его самостоятельность. В возрасте 7-ми лет ребенку необходима поддержка родителей при проблемах с адаптацией в новой среде (школе). Родителям важно проявлять терпение и спокойно реагировать на эмоциональные проявления ребенка.

Важно увлечь малыша  кружками, хобби и другими интересными занятиями. В этот период важно направить энергию ребенка в нужное русло, научить его прикладывать усилия для достижения результатов.Кризис возрастного развития. Что это такое в психологии, влияние, основные проявления, периодизация, особенности

В подростковом возрасте ребенок испытывает огромный стресс. Родители должны проявлять терпение и избегать давления. В этот период важно не подавлять в подростке попытки стать независимым, а контроль над его поведением осуществлять незаметно. Для подростка будет не лишней консультация у психоаналитика.

Во взрослом возрасте человек способен сам справиться со своими кризисами. В 25 лет человеку стоит научиться доверять себе, своим вкусам и своим представлениям о жизни. Не стоит сравнивать себя с другими людьми. Важно отказаться от навязанных стереотипов, а стремиться найти то, что вдохновляет и приносит восторг. Главное, что нужно сделать, это осознать, что ошибки случаются у всех и они неизбежны.

Кризис среднего возраста может привести к потере работы, социальных связей, а также вызвать клиническую депрессию. В это время важно не совершать необдуманных решений, чтобы не потерять важные сферы своей жизни. Желательно проконсультироваться с психологом, который поможет взглянуть на привычные вещи под другим углом.

При кризисе пожилого возраста важно не замыкаться в себе. В этом возрасте важно не терять связи с родными и друзьями. Необходимо больше общаться с людьми, делиться своими переживаниями, мыслями и чувствами. Важно осознать, что с выходом на пенсию жизнь не заканчивается. Нужно научиться находить новые интересные занятия, настраиваться на позитив и ценить прекрасные моменты.

Для преодоления кризиса  стоит воспользоваться универсальными советами, подходящими для людей любого возраста:

  • Необходимо осознать и принять ситуацию.
  • Больше общаться и окружать себя позитивными, вдохновляющими людьми.
  • Следить за режимом дня и придумывать себе небольшие приятные ритуалы (например, чтение перед сном).
  • Отказаться от принятия важных решений во время депрессии.
  • Необходимо заниматься спортом и совершать прогулки на свежем воздухе.
  • Проводить время наедине со своими мыслями.
  • Следует понять свои новые желания и приоритеты. Не стоит цепляться за старое, необходимо развиваться дальше.
  • Не стоит сравнивать себя с другими, важно осознать свою уникальность и ценность.

Возрастные кризисы необходимы человеку для его дальнейшего развития. Они помогают адаптироваться к переменам в жизни и осознавать свои истинные желания. Важно быть готовым к этому важному переломному моменту в жизни, чтобы успеть вовремя принять меры по устранению его негативных последствий.

Видео о возрастных кризисах

Про возрастные кризисы:

Возрастные кризисы в психологии – особенности и характеристика

Каждый человек проходит через определенные возрастные кризисы в своей жизни. В психологии выделяется несколько возрастных кризисов, которые наступают в определенный период и знаменуются переходом человека от одного жизненного этапа к другому. В каждом возрастном кризисе наблюдаются свои особенности и характеристики, о которых пойдет речь в интернет-журнале psytheater.com.

Возрастной кризис естественен для любого человека. Его главной целью становится преображение жизни человека и побуждение его перейти на новый виток своего развития. Возрастных кризисов существует несколько, и все они возникают в течение всей жизни человека. На каждом возрастном этапе у человека возникают новые задачи и цели, которые он должен пройти и преодолеть, прежде чем начнется новый виток в его жизни.

Возрастные кризисы запрограммированы самой природой, поэтому через них проходят все люди. Остается главным другое – как через кризис будет проходить человек? Одни проходят через определенные кризисы легко, другие трудно. Одни кризисы могут показаться легкими для человека, а другие трудными.

Следует понимать, что кризис – это не только изменение психической деятельности человека, но и его жизненные обстоятельства, которые возникают в данный период. Нередко образ жизни человека меняется под влиянием возрастного кризиса.

Под кризисом можно понимать любую ситуацию и обстановку, когда вы переживаете серьезные изменения в своей жизни. Кризисное положение – это не только военное положение в стране, смена власти, террор, но и увольнение с работы, невыплата заработной платы, развод с любимым человеком и т. д. Даже рождение ребенка в некотором смысле является кризисом, поскольку обоим родителям приходится менять свой привычный образ жизни и подстраивать его под потребности третьего человечка. Хотя такие кризисы нельзя назвать возрастными.

Если вы вспомните все свои кризисные моменты в жизни, то поймете, что каждый раз вы переживали их очень тяжело, горько, со страхом и волнением. Вы словно были сбиты с толку, выбиты из колеи, не знали, что делать и куда идти. Кризис – период, когда происходят серьезные изменения в жизни человека. И то, как он будет переживать свой кризис, зависит только от него.

В кризисе люди чаще всего переживают отрицательные эмоции, нежели положительные. Именно в такие периоды разочарования, страха и волнений перед неизвестным будущим человек остро нуждается в счастье. Человек не может найти «ниточку», за которую бы он ухватился и держался, чтобы не упасть еще дальше в пропасть. Эта «ниточка» — кусочек хоть какого-нибудь счастья. Вот почему многие люди в кризисные моменты своей жизни принимают такое решение, которое они никогда бы не приняли, если бы были в стабильном положении. Например, женщины начинают встречаться с мужчинами, которые далеки от их идеалов. А мужчины могут работать за гроши.

Кризис жизни тем опасен, что человек снижает уровень своих притязаний и условий, поскольку готов радоваться малому, лишь бы было хоть какое-то счастье. Но давайте не будем доводить дело до крайностей. Кризис не так страшен. Просто нужно понять, чем себя осчастливить в этот период?

Где найти свое счастье в момент кризиса? Пока вы страдаете, переживаете, вынужденно меняете свой образ жизни, очень полезно быть счастливыми. Это придает вам энергии и уверенности в себе. Где же взять это самое счастье? Просто нужно подумать, чем вы можете полезным заняться в период своего кризиса. К примеру, вы когда-то любили читать – достаньте свои книжки и снова их перечитайте. Вы когда-то хотели заняться спортом – займитесь им. Вам когда-то нравилась идея научиться разбираться в экономике – пойдите на специальные курсы. Другими словами, вспомните то, что вас когда-то увлекало, интересовало, но было заброшено по тем или иным причинам (чаще всего из-за отсутствия времени). Возобновите свои увлечения, пока вы находитесь в кризисе.

Маленький кусочек счастья можно получить от простого сравнения себя с другими людьми. Но здесь есть и опасность, что вы начнете себя сравнивать с теми, кто, по вашему мнению, более успешен, нежели вы. Посмотрите на тех людей, которые живут хуже, чем вы. Конечно, звучит немного эгоистично, но и это может доставить удовольствие – понимание того, что вы живете не так уж и плохо.

Кризис опасен тем, что человек может снизить свои требования в отношении качества своей жизни. Вокруг него начнут появляться плохие люди, он начнет попадать в неприятные истории. Поэтому нужно вспомнить о своих увлечениях и интересах, которые будут давать хоть какую-то радость на тот момент, пока вы выходите из кризиса. Если у вас есть такая возможность, то поставьте перед собой цели на будущее и начните их потихоньку реализовывать. Делайте что-то полезное для самих себя. Только это принесет вам радость на этот период.

Что такое возрастные кризисы?

Возрастным кризисом следует называть особенности психической деятельности, которые наблюдаются абсолютно у всех индивидов в определенный период. Конечно, возрастной кризис не наступает ровно в день рождения, когда он должен начаться. У одних людей возрастной кризис начинается чуть раньше, у других – чуть позже. У детей обычно возрастные кризисы наиболее заметны и возникают в течение плюс-минус 6 месяцев от заданного возраста. У взрослых людей возрастные кризисы могут длиться очень долго (7-10 лет) и начинаться плюс-минус 5 лет от заданного возраста. При этом симптоматика возрастного кризиса у взрослого будет нарастать постепенно и даже иметь размытые характеристики.

Возрастным кризисом следует называть новый виток, исход, начало нового движения. Другими словами, с наступлением возрастного кризиса у человека возникают новые задачи, нередко основанные на чувстве собственной неудовлетворенности, которая возникла в предыдущий период.

Кризис среднего возраста наиболее известен тем, что именно в данный период человек оглядывается назад, понимает упущенные возможности, осознает бессмысленность своего стремления воплотить в реальность чужие желания и готовность со всем расстаться, чтобы только начать жить так, как хочется.

Возрастной кризис – это начало нового движения, когда человек ставит новые задачи и пытается их достичь, пока не наступил очередной кризис.

перейти наверх

Возрастные кризисы в психологии

Психология детально рассматривает возрастные кризисы, поскольку с их наступлением в жизни человека начинает многое меняться. Меняются не только желания и устремления индивида, но и его психическая деятельность. Кризисы, наступающие в детском возрасте, связаны с психическим и физическим развитием, в то время как кризисы в более взрослом возрасте связаны скорее с достигнутыми желаниями, удовлетворенностью жизнью и отношениями с другими людьми.

Возрастные кризисы провоцируют человека двигаться. Вот только в жизни индивида все успокоилось, сложилось, он привык к своему образу, как вновь у него возникают внутренние переживания, перестройка, трансформация. Каждый кризис знаменуется тем, что человек вынужден что-то менять в своей жизни. Это приводит к нестабильности его положения, необходимости преодолевать трудности и решать возникшие задачи.

Вот почему психологи рассматривают возрастные кризисы более подробно, чтобы понять, как человеку их проходить легко. Даются такие советы:

  1. Каждый кризис заставляет человека решать определенные задачи. Если человек не может найти решения, то нередко он застревает в кризисном периоде. Начинается новый виток, который становится преодолеть еще сложнее из-за нерешенных задач на предыдущем периоде.
  2. Каждый кризис знаменуется изменениями в человеке. И не всегда индивид прогрессирует (развивается). Нередкими становятся случаи, когда индивид, наоборот, регрессирует, то есть деградирует из-за своей неспособности адаптироваться к новым условиям своего существования.
  3. Кризисы в детском возрасте должны помогать преодолевать родители. В противном случае, если ребенок не пройдет определенный кризис, он надолго застрянет в нем, продолжая волновать его в последующие годы, даже в течение всей жизни, пока задачка кризиса не будет решена и устранена. Так, если:
  • Ребенок не получит базового доверия, тогда он не сможет устанавливать близкие отношения с людьми.
  • Ребенок не получит самостоятельности, тогда он не сможет принимать свои решения и понимать собственные желания.
  • Ребенок не научится трудолюбию или не обретет определенные навыки, тогда ему трудно будет достигать успехов по жизни.

Многие люди застревают в подростковом возрасте – период, когда человек должен взять ответственность за собственную жизнь на себя. Если ребенок бежит от ответственности, тогда он лишается возможности быть успешным.

Таким образом, возрастной кризис – это определенная задача, которую должен человек решить в отведенное ему время, чтобы благополучно перейти на новый виток своего развития, когда время наступит.

перейти наверх

Возрастные кризисы и их характеристика

Итак, переходим к характеристикам возрастных кризисов:

  1. Первый кризис наступает с рождения до года – период развития базового доверия к миру. Здесь ребенок громким криком требует к себе внимания и заботы со стороны близких. Вот почему родители должны к нему бежать по первому зову, что не является баловством или прихотью, а становится потребностью данного возраста. В противном случае, если ребенок не будет получать всей заботы и любви по первому крику, он разовьет недоверие к миру.
  2. Второй возрастной кризис наступает в возрасте от 1 года до 3 лет – когда ребенок постепенно старается все делать сам. Он пробует свои силы, повторяет за взрослыми, постепенно обретает автономию и независимость от них. Здесь ребенку нужно помогать и поощрять. Именно в этом возрасте он становится капризным, упрямым, истеричным, что связано с его желанием быть самостоятельным. Ребенку также нужно устанавливать границы (что делать можно и нельзя), иначе он вырастет тираном. Не ограждайте его от экспериментов и познания собственного тела, ведь именно на данном этапе ребенок начинает изучать свои половые органы и понимать разницу между полами.
  3. Третий возрастной кризис наступает в возрасте от 3 до 6 лет – когда ребенок обучается трудолюбию, начинает выполнять всю домашнюю работу. Именно в данный период ребенка нужно всему обучать, начиная с элементарного. Нужно позволять ему все делать самостоятельно, под присмотром родителей, совершая ошибки и исправляя их, не будучи при этом наказанным. Также в данном возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, в чем его следует поощрять, поскольку таким образом он обучается социальной жизни во всех ее планах.
  4. Четвертый возрастной кризис наступает от 6 до 12 лет – когда ребенок легко и быстро усваивает знания и навыки, которыми он будет пользоваться всю свою жизнь. Вот почему в данный период его следует обучать, образовывать и позволять посещать все кружки, которыми ему хочется заниматься. В этот период он получит тот опыт и навыки, которые будет использовать всю жизнь.
  5. Пятый этап называется «подростковым» и знаменуется сложностями общения родителей и детей. Это связано с тем, что у детей меняется отношение к себе и взрослым, что должны учитывать родители. Ребенок на данном этапе занимается самоидентификацией: кто он, чем он должен заниматься, какую роль выполняет в данной жизни? Нередко подросток здесь входить в различные неформальные группировки, меняет свой имидж и пробует новые модели поведения. Родители уже перестают быть авторитетами для детей, что является нормальным. Что могут сделать родители?
  • Начать уважать желания ребенка и разговаривать с ним на равных. Если вам что-то не нравится, то намекните или мягко скажите об этом, чтобы ребенок подумал и сам решил, слушаться ли вас.
  • Становиться для него примером. Если он не видит в вас авторитета, тогда предложите ему вариант достойного человека, с которого он будет брать пример (желательно, его пола). В противном случае ребенок сам найдет, на кого ему ровняться.
  • Помогать ребенку в поиске самого себя и своего смысла жизни. Не назидать, а позволять увлекаться не только учебой, но и своими интересами.
  1. Шестой кризис наступает в 20-25 лет – когда человек полностью отдаляется (отщепляется) от родителей. Начинается самостоятельная жизнь, которой родители не должны мешать. На данном этапе человек обучается общению с противоположным полом и построению с ним отношений. Если этого не происходит, значит, не пройден предыдущий этап. Также человек нарабатывает новых друзей, вливается в рабочую жизнь, где сталкивается с новыми людьми и коллективом. Очень важно, чтобы человек умел брать на себя ответственность и преодолевать все трудности. Если под натиском проблем человек бежит к родителям, значит, он еще не прошел какой-то предыдущий этап. Здесь же человек должен преодолеть тот барьер, когда он должен соответствовать чужим ожиданиям и быть самим собой. Нужно прекратить угождать окружающим и начать жить своей жизнью, быть самим собой, идти своим путем. Если человек не может оградиться от общественного мнения, тогда он продолжает быть инфантильным (ребенком).
  2. Седьмой этап начинается с 25 лет и длится до 35-45 лет. Здесь человек начинает устраивать свою семью, развивать карьеру, находить друзей, которые будут его уважать, все это развивать, усиливать и делать стабильным в своей жизни.
  3. Восьмым кризисом называется «кризис среднего возраста», который начинается в 40 лет (плюс-минус 5 лет) – когда у человека все стабильно, наработано, организованно, однако он начинает понимать, что все это бессмысленно, его не радует. Здесь человек начинает оглядываться назад, чтобы понять, почему он несчастлив. Он сделал все так, как говорили ему родственники, друзья и общество в целом, однако он до сих пор несчастлив. Если человек понимает, что раньше он жил не так, как ему хотелось бы, тогда он все это разрушает. Если же человек более-менее доволен своей жизнью, тогда он лишь ставит новые цели, к которым будет стремиться, имея все то, что у него уже есть.
  4. Следующий кризис тоже становится переломным, он начинается в 50-55 лет – когда человек выбирает, будет он дальше жить или стареть. Общество говорит человеку о том, что он уже теряет свою значимость. Человек стареет, поэтому уже больше не нужен, поскольку есть более молодые и перспективные люди. И здесь человек решает, будет он дальше бороться, жить, развиваться или начнет стареть, думать о смерти, готовиться к пенсионному возрасту.
  5. Последним становится кризис от 65 лет – когда человек обладает большим опытом, знаниями, навыками. Чем он будет заниматься дальше? В зависимости от принятого решения, человек либо начинает делиться своими знаниями, обучать молодых, либо начинает болеть, становиться обузой для близких, требовать их внимания, как маленький ребенок.
перейти наверх

Особенности возрастных кризисов

В зависимости от того, как человек реагирует на свои кризисные периоды, он проходит их тяжело или мягко. Можно не подавать виду, что что-то начинает меняться. Однако возрастные кризисы наступают у всех, что неизбежно. Если пытаться убежать от кризисного периода, не замечать его, стараться ничего не менять в своей жизни, то это делу не поможет.

Однако есть люди, которые более открыты к любым переменам в своей жизни. Они проходят кризисные периоды более мягко, поскольку быстро ко всему адаптируются, обучаются.

перейти наверх

Итог

Возрастной кризис – это обязательное явление в жизни любого человека, что связано с психическими изменениями в личности. Как человек будет проходить тот или иной кризисный период, зависит уже от него лично. Однако в кризисном периоде можно застрять, деградировать или прогрессировать (стать совершеннее), что зависит от самого человека и что будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

Кризисы возрастного развития — Студопедия

Кризис новорождённости (биологический кризис) – 0 – 2 мес.

Младенческий возраст ( 2м. – 1 год).

Кризис 1 года.

Раннее детство (1 г. – 3 г.).

Кризис 3 лет.

Дошкольный возраст (3 г. – 7 лет).

Кризис 7 лет.

Младший школьный возраст (7 лет – 11 лет).

Подростковый кризис.

Подростковый возраст (11 лет -16 лет).

Юношеский возраст (16 лет – 18 лет).

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. К этой теме обращались Божович, Поливанова, Гейл Шихи.

Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Значительные сдвиги в развитии, ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.


В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.


Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, котарая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений».

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. По-ведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка, которая настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может поступать вопреки своим желаниям.

Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович – это период рождения соц. «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Кризис 30 лет. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Проблема смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального – смысла жизни – возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».

Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье.

С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей.

что означает, как преодолеть и найти выход

Кризис – нормальная составляющая жизни. Все меняется, порой эти изменения становятся необратимыми. Главное – уметь использовать текущую ситуацию, чтобы стать счастливым в будущем. В любом кризисе таятся возможности, которые нужно отыскать.

Человек в кризисе среднего возраста

Человек в кризисе среднего возраста

Что такое кризис среднего возраста

Кризис среднего возраста – деструктивное состояние, возникающее вследствие потери возможностей достичь целей, которые были поставлены в более молодом возрасте. Основным эмоциональным состоянием в период кризиса является фрустрация – ощущение сильного препятствия на пути к значимой цели.

Важно! Препятствие полностью субъективное, в большинстве случаев его нет, или существует обходной путь достижения цели. Просто человек его не видит. Задача психолога – помочь отыскать решение трудной ситуации.

Усугубляется этот тяжелый период приближением смерти, у которой появляются вполне реальные сроки, а не как в молодости – «когда-нибудь». В это время происходит переоценка прошлого опыта.

 Утрата смысла жизни в кризисе среднего возраста

Утрата смысла жизни в кризисе среднего возраста

Говорят, что к кризису более склонны психологически слабые люди. На деле это не совсем так. Просто у сильных личностей он проходит мягче из-за стрессоустойчивости, наличия реальных достижений, которые помогают быть уверенным в своей способности преодолеть любые трудности.

Во сколько лет может начаться

Обычно кризис начинается ориентировочно в 40 лет у мужчин, у женщин – в 30-35. Конкретные сроки индивидуальны. Кризис может начаться каким-то событием, которое обнажает все существующие проблемы. Например, нередко он стартует после предательства родного человека (который нередко сам пребывает в кризисе в это время).

Важно! Чем более стабильная жизнь, тем более поздно приходит это психическое состояние. Чувство устойчивости также субъективное. Чем выше у человека толерантность к неопределенности, тем устойчивее он к различным кризисам.

Симптомы

  1. Депрессия или уныние.
  2. Жалость к себе.
  3. Ощущение опустошенности. Человеку кажется, что он лишился вкуса жизни.
  4. Стремление к уходу в себя, запой, непродуктивные мечты и фантазии, беспорядочные половые связи. В психологии это явление называется эскапизмом.
  5. Ощущение несправедливости жизни.

Все эти симптомы усугубляются признаками старения (как субъективными, так и объективными): увеличением массы тела, появлением морщин, ухудшением выносливости, снижением полового влечения и привлекательности для противоположного пола.

Если человек в молодые годы следил за своим здоровьем, занимался спортом, тренировал стрессоустойчивость, брал ответственность за свою жизнь на себя и решал возникающие проблемы, а не бегал от них, этих симптомов может и не быть.

Сила воли – важное средство профилактики кризиса

Сила воли – важное средство профилактики кризиса

Также необязательно должны быть все эти признаки. Кризис среднего возраста проходит индивидуально.

Причины

Кризис среднего возраста возникает всегда. Просто у одних людей он ограничивается переоценкой ценностей без психотравмирующих компонентов, у других – проявляется всей гаммой негативных реакций на стресс. Собственно, второй вариант большинство людей считает кризисом. Поэтому логично рассмотреть причины тяжёлой формы протекания:

  1. Внешний локус контроля. Человек перекладывает ответственность за свою жизнь на что-то, от него не зависящее. Такие люди ищут оправдания, виноватых вместо того, чтобы самим решать проблему. Типичный пример: «у нас в стране невозможно зарабатывать, все, кто делают это, – преступники». Такой человек к 40 годам придет в полной бедности, что спровоцирует кризис.
  2. Конфликт между самооценкой и уровнем притязаний. То есть, когда человек имеет супер-амбиции, но считает себя неспособным их реализовать.
  3. Неготовность учиться. Кризис возникает там, где человек не может действовать по-старому, но по-новому он не умеет. Тот, кто любит учиться, значительно легче проживает любые кризисы.
  4. Низкая толерантность к неопределенности. Когда случаются изменения в жизни человека, который их боится, он склонен опускать руки, не адаптируется, и кризис обретает разрушительную силу.
  5. Нежелание бороться с проблемами. Выход есть всегда при условии, что человек хочет делать что-то, чтобы пережить трудности.

Низкая стрессоустойчивость также является причиной.

Как выйти из кризиса

Борьба с кризисом включает два этапа:

  1. Снятие эмоций.
  2. Проработка жизненной перспективы.

Задача первого этапа – успокоить ум. Это можно сделать с помощью медитации.

Медитация во время кризиса

Медитация во время кризиса

Проработка жизненной перспективы – значительно более сложный этап. Кризис нужно разрешать, иначе он будет только усугубляться. Для этого необходимо провести полный аудит своей жизни, поставить цели и двигаться к ним.

Важно! Чтобы проанализировать текущую ситуацию, существует техника «колесо жизненного баланса». Необходимо нарисовать колесо, делящееся на 8 секторов, каждый из которых обозначает какую-то область деятельности. Сектора по размерам нужно зарисовать в той степени, которой субъективно удовлетворен человек конкретной сферой жизни, потом прописать способы улучшения жизненной ситуации.

Как может помочь жена

Прежде всего, искренно верить в мужа, даже если у того опущены руки, и он ничего не хочет делать. Нужно показать ему, что он имеет поддержку. При этом ни в коем случае нельзя навязывать заботу. Основная причина тяжелого переживания кризиса – неумение брать ответственность на себя. Поэтому важно развивать в муже эту способность.

Советы от психологов

Чтобы избежать негативных последствий кризиса средних лет, необходимо следовать таким рекомендациям:

  1. Кризис среднего возраста – нормативный, поэтому его можно предсказать, нужно быть готовым к нему.
  2. Заранее необходимо себя готовить к мысли, что жизнь измеряется не только достижениями.
  3. Важно проанализировать причины кризиса в конкретном случае и сделать все, чтобы не наступать на те же грабли.

Если следовать таким рекомендациям, в кризис среднего возраста можно даже не попасть.

Таким образом, кризис среднего возраста не является чем-то страшным. Это абсолютно нормальный этап человеческой жизни.

Видео

Возрастной кризис развития — что это? этапы и характеристики возрастных кризисов в жизни человека — Психология

Человек рождается, проходя далее определенные стадии созревания. Его психологическое благополучие напрямую зависит от этого объективного физического процесса. В определенные моменты люди склонны переживать возрастные кризисы. Для каждого человека это естественные переходные стадии, несущие в себе определенные опасности и страдания, а также возможность самосовершенствования и развития.

Интересно, что слово «кризис» с китайского языка переводится довольно неоднозначно. Его письмо состоит из двух знаков, первый из которых означает «опасность», а второй — «возможность».

Кризис, не так важно, на каком уровне он будет рассматриваться, на государственном или личном уровне, это своеобразный старт, определяемый как транзитный пункт. Это дает возможность на некоторое время остановиться, подумать и определить новые цели, проанализировав при этом свои навыки и возможности.Иногда это преднамеренный процесс, а иногда нет. Более того, возрастные кризисы личностного развития не всегда имеют точную привязку к определенному возрасту. У одних они появляются раньше через полтора года, у других развиваются позже. Да, и они текут с разной степенью интенсивности. Однако в любом случае каждому из нас важно понимать основные причины возникновения возрастных кризисов развития личности, а также их типичное течение. Все это позволит им выжить с небольшими потерями и с максимальной пользой как для себя, так и для своих близких и близких.

Определение концепции

Возрастной кризис развития — один из переходных этапов для каждого человека. Он приходит в тот момент, когда индивид начинает подводить итоги своих личных достижений и не доволен результатом. При этом человек начинает анализировать свое прошлое, пытаясь понять, что он сделал не так.

За свою жизнь мы переживаем не один кризисный период. И каждый из них не запускается внезапно. В основе этого состояния лежит неудовлетворенность, накопленная в результате несоответствия между

.

кризис обнуления | Резюме и значение

Кризис отмены , в истории США, конфронтация между штатом Южная Каролина и федеральным правительством в 1832–1833 годах из-за попытки первого объявить недействительными в пределах штата федеральные тарифы 1828 и 1832 годов. Разрешение кризиса аннулирования в пользу федерального правительства помогло подорвать доктрину аннулирования, конституционную теорию, которая отстаивала право штатов аннулировать федеральные законы в пределах своих границ.

Популярные вопросы

Что такое кризис обнуления?

Кризис обнуления был конфликтом между американским штатом Южная Каролина и федеральным правительством Соединенных Штатов в 1832–1833 годах. Это было продвинуто политиком Южной Каролины Джоном К. Кэлхун, который выступал против введения федеральных тарифов 1828 и 1832 годов и утверждал, что Конституция США дает штатам право блокировать исполнение федерального закона. В ноябре 1832 года Южная Каролина приняла Постановление о недействительности, объявив тарифы недействительными и необязательными для штата.Президент США Эндрю Джексон ответил в декабре, выпустив прокламацию, в которой утверждалось верховенство федерального правительства.

Как разрешился кризис нуллификации?

Провозгласив тарифы 1828 и 1832 годов недействительными в пределах своих границ, Южная Каролина пригрозила выйти из союза, если федеральное правительство попытается ввести тарифы в исполнение. Президент США Эндрю Джексон заявил, что штаты не имеют права аннулирования, и в 1833 году Конгресс принял закон о силе, разрешающий федеральное применение силы для обеспечения сбора тарифов.Между тем сенатор Генри Клей из Кентукки спроектировал принятие компромиссного тарифа 1833 года, который постепенно снижал тарифы в течение следующих 10 лет.

Каковы корни аргументации Джона К. Кэлхуна о правах штатов?

Джон К. Кэлхун обосновал свой аргумент в пользу права Южной Каролины блокировать введение федеральных тарифов на доктрине аннулирования, поддержанной Джеймсом Мэдисоном и Томасом Джефферсоном, соответственно, в резолюциях Вирджинии и Кентукки, принятых законодательными собраниями этих штатов в 1798 году. .Джефферсон утверждал, что союз представляет собой договор суверенных государств и что федеральное правительство является их агентом с определенными делегированными полномочиями. По словам Джефферсона, штаты сохраняли за собой право определять, когда федеральное правительство превышало свои полномочия, и могли объявить акты недействительными в своей юрисдикции.

Как кризис аннулирования предвещал Гражданскую войну в США?

Хотя кризис аннулирования якобы был связан с отказом Южной Каролины собирать федеральные пошлины, многие историки полагают, что на самом деле он коренится в растущих страхах южан по поводу движения на Севере за отмену рабства.Когда Южная Каролина пригрозила отделиться, если она будет вынуждена заплатить пошлины, U.S. Pres. Эндрю Джексон сказал, что «разъединение с применением силы является государственной изменой». Примерно три десятилетия спустя 11 южных штатов заявили, что их суверенитет дает им право выйти из союза. Этот конституционный вопрос был разрешен только победой Севера (федерального правительства) в Гражданской войне в США.

Доктрина аннулирования защищалась Томасом Джефферсоном и Джеймсом Мэдисоном в резолюциях Вирджинии и Кентукки 1798–1999 годов.Джефферсон утверждал, что союз представляет собой договор суверенных государств, и федеральное правительство является их агентом с определенными делегированными полномочиями. Штаты сохранили право определять, когда федеральное правительство превышало свои полномочия, и они могли объявлять акты «недействительными и не имеющими силы» в своей юрисдикции.

Джон К. Кэлхун продвигал доктрину аннулирования в своей выставке South Carolina Exposition and Protest , опубликованной и распространенной законодательным собранием Южной Каролины (без имени Калхуна) в 1829 году.В ответ на недовольство южан по поводу тарифа 1828 года («Тариф мерзости») Кэлхун занял позицию, согласно которой «вмешательство штата» может заблокировать исполнение федерального закона. Государство было бы обязано подчиняться только в том случае, если бы в закон были внесены поправки в Конституцию тремя четвертями штатов. «Сопутствующее большинство» — то есть люди штата, обладающие правом вето на действия федерального правительства, — защищают права меньшинств от возможной тирании численного большинства.

Когда Тариф 1832 года лишь немного изменил тариф 1828 года, законодательный орган Южной Каролины решил проверить теорию аннулирования Кэлхуна на практике.Законодательный орган призвал к созыву специального собрания штата, и 24 ноября 1832 года съезд принял Постановление об аннулировании. Постановление провозгласило тарифы 1828 и 1832 годов «недействительными и не имеющими закона и не имеющими обязательной силы для этого государства, его должностных лиц или граждан». Он также запрещал обжалование любых мер постановления в федеральных судах, требовал, чтобы все должностные лица штата (за исключением членов законодательного собрания) приносили присягу в поддержку постановления, и пригрозил отделением, если федеральное правительство попытается взыскать тарифные пошлины силой.Однако в своих попытках заставить другие южные штаты присоединиться к аннулированию, Южная Каролина потерпела полный провал.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня. Подпишись сейчас

10 декабря 1832 г., Pres. Эндрю Джексон издал «Обращение к народу Южной Каролины», утверждая верховенство федерального правительства и предупреждая, что «разъединение с применением вооруженной силы является государственной изменой». Затем (1 марта 1833 г.) Конгресс принял закон о силе, разрешающий Джексону использовать вооруженные силы в случае необходимости для сбора тарифных пошлин, и компромиссный тариф, который снизил эти пошлины.Конвенция Южной Каролины ответила 15 марта отменой Постановления об аннулировании, но через три дня сохранила свои принципы, аннулировав закон о силе.

Кризис аннулирования сделал президента Джексона героем для националистов. Но южане стали более осознавать свое положение меньшинства и больше осознавать свою уязвимость перед северным большинством, пока они оставались в союзе.

.

Наш кризис совершеннолетия и как восстановить культуру самостоятельности Бен Сассе

МГНОВЕНИЕ НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС БЕСТСЕЛЛЕР

В эпоху безопасных пространств, предупреждений и беспрецедентных выборов молодежь страны находится в кризисе. Сенатор Бен Сасс предупреждает нацию об угрозе существованию для будущего Америки.

Воспитанная благонамеренными, но чрезмерно опекающими родителями и опекаемая благонамеренными, но ошибочными государственными программами, американская молодежь

МГНОВЕНИЕ НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС БЕСТСЕЛЛЕР

В эпоху безопасных пространств, предупреждений и беспрецедентных выборов молодежь страны находится в кризисе.Сенатор Бен Сасс предупреждает нацию об угрозе существованию для будущего Америки.

Воспитанная благонамеренными, но чрезмерно опекающими родителями и нянчиваемая благими намерениями, но ошибочными государственными программами, американская молодежь плохо подготовлена ​​к выживанию в нашей высококонкурентной глобальной экономике.

Многие из ритуалов совершеннолетия, которые определяли опыт Америки с момента основания: познание ценности работы руками, уход из дома, чтобы создать семью, обретение экономической самостоятельности — откладываются или вообще пропускаются.Статистика устрашающая: 30% студентов бросают учебу после первого курса и только 4 из 10 заканчивают обучение. Каждый третий подросток в возрасте от 18 до 34 лет живет со своими родителями.

Из этих разрозненных явлений: сенатор от Небраски Бен Сасс, который в качестве президента колледжа Среднего Запада внимательно наблюдал за испытаниями этого поколения, видит реальную угрозу американскому образу жизни.

В книге The Vanishing American Adult Сасс диагностирует причины, по которым поколение не может вырасти, и предлагает путь, по которому дети становятся активными и заинтересованными гражданами.Он определяет основной формирующий опыт, которым должны следовать все молодые люди: тяжелая работа, чтобы оценить преимущества труда, путешествия, чтобы понять лишения и нужды, умение читать, важность заботы о своем теле — и объясняет, как родители могут их поощрять.

Наша демократия зависит от ответственных взрослых, способствующих их нормальному функционированию — без них Америка становится жертвой популистских демагогов. Призыв к оружию, The Vanishing American Adult зажжет столь необходимые дебаты о связи между тем, как мы воспитываем наших детей, и будущим нашей страны.

.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *