Кризисы взросления: Возрастные кризисы. Кризисы как часть нормального взросления

Содержание

Возрастные кризисы. Кризисы как часть нормального взросления

Без кризисов не было бы личностного роста. В этой части узнаем, какими они бывают, можно ли их обойти стороной и что будет, если все же обойти.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Мария Кунах

Психолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.

Какими бывают кризисы

💔 Событийные кризисы. Люди привыкли называть кризисом любую сложную ситуацию, в которую попал человек — потерял он из-за инфляции все свои сбережения или от него ушла жена.

Говорят еще, что семья проходит через кризис в первый год жизни ребенка. Кризис в таком случае привязан к событию или переменам в жизни, когда человек пытается приспособиться к новым условиям.

🧡 Нормативные возрастные кризисы. В психологии под ними понимают ситуацию выбора или этап роста. Кризис случается по достижении определенного возраста. Причем четких возрастных границ нет, они условные. Кризис трех лет может случиться и в 2,5 года, и ближе к четырем. Кризис привязывают к возрасту для простоты и удобства.

Наступление нормативного кризиса зависит от 👇

▪️ внешних условий,
▪️ новых задач,
▪️ развития мозга и нервной системы,
▪️ приобретений новых навыков,

▪️ телесного развития.

➡️ Возрастные кризисы — это не отдельные разрозненные явления. Это целая система, описывающая этапы развития человека.

Бытует мнение, что кризисов, как проблем можно избежать, если приложить усилия. В случае с возрастными кризисами это не так.

📌 Человек на протяжении всей жизни проходит через ряд кризисов. Это кризисы нормативные, то есть в норме они должны быть.

Если по какой-то причине у человека кризис не наступает, то это означает 👇

▫️ задержку в развитии,
▫️ родители или обстоятельства подавили его и затормозили прохождение через кризис,

▫️ человек не извлек урок и застрял на «непройденной теме».

👥 Застревание на каком-то из этапов развития и вытекающие отсюда проблемы — одна из самых частых причин обращения к психологу.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

курс Level One

Общаться, дружить, любить: как строить отношения

Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей. Команда психологов ответит на вопросы в чате, а тесты и небольшие задания помогут применить знания на практике.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5900₽ 2950₽

подробнее о курсе

Кризисы возрастного развития: как проявляются и как преодолеть?

Мы все слышали про переходный подростковый возраст и кризис среднего возраста. И все примерно представляем себе, в чем эти явления выражаются. Кому-то это известно на собственном опыте, а кому-то – на примере детей, друзей, коллег и детей друзей и коллег.

Однако мало, кто четко понимает, что на самом деле кризисных периодов в жизни человека намного больше, чем два. И если какие-то кризисы возрастного развития человека проявляются ярко и доставляют массу хлопот самому человеку и окружающим его людям, другие проходят не так болезненно и заметно.

У вас есть шанс легко пережить все кризисы возрастного развития личности, а то и не заметить их вовсе, если вы заблаговременно пройдете наши программы «Самопознание» и «Когнитивистика». Но, даже если вы просто разберетесь, что такое возрастные кризисы психического развития человека, и узнаете, когда они могут нагрянуть, вы уже будете к ним готовы.

Как говорится, «предупрежден, следовательно, вооружен». Поэтому сегодня мы разберем понятие кризиса возрастного развития, узнаем, как его пережить самому и как помочь его пережить близким людям. А также разберемся, какие периоды кризисов возрастного развития выделяют ученые, в разное время занимавшиеся этим вопросом.

Взгляды разных ученых на проблему кризисов возрастного развития несколько отличаются, что вполне логично: люди тоже различаются между собой, поэтому возрастные кризисы могут переживать по-разному и в разные периоды жизни. Мы познакомим вас с основными взглядами и концепциями в этой области и, скорее всего, вы найдете то, что в наибольшей степени отражает ваше состояние. И начнем мы с общего определения.

Что такое кризис возрастного развития?

Кризис возрастного развития – это ситуация, когда ранее сложившееся устойчивое функционирование личности в силу разных причин нарушается, а личность постепенно переходит на новый этап своего развития. Как и любое другое кризисное явление, кризисы возрастного развития личности наступают, когда накапливается определенный массив изменений, при котором функционирование системы в прежнем режиме невозможно, и появляется объективная необходимость в переменах.

Для любых изменений нужно время, и возрастной кризис – не исключение. В идеале все возрастные кризисы психического развития человека длятся от нескольких месяцев до одного года и заканчиваются адаптацией ко всем произошедшим изменениям. В случае если человек не справляется с этим сам и/или с помощью близких людей, может потребоваться помощь психолога.

В наиболее тяжелых случаях, когда кризис переживает человек с изначально неустойчивой психикой, возрастной кризис может спровоцировать психологические и даже психические расстройства, с которыми могут справиться только психотерапевты и психиатры. Это бывает нечасто, и, в принципе, здоровый человек вполне в состоянии справиться с этой напастью.

Но справиться будет проще, если вы будете знать, когда ждать ближайшего кризиса у себя, своего близкого человека или ребенка. Ввиду того, что дети в силу объективных причин являются наиболее уязвимой категорией, начнем с рассмотрения детских кризисов в развитии.

Лев Выготский: кризисы возрастного развития детей

Первым, кто в психологии поднял тему кризисов возрастного развития как самостоятельную, самодостаточную и нуждающуюся в предметном исследовании, был российский психолог и педагог Лев Семенович Выготский (1896-1934). Многие научные концепции Выготского актуальны по сей день, и на их основе построены действующие педагогические методики. В контексте сегодняшней темы нас более всего интересуют кризисы возрастного развития детей, которые выделил и описал Лев Выготский [Л. Выготский, 1984].

Кризисы возрастного развития детей (по Выготскому):

  • Кризис новорожденности, отделяющий внутриутробный этап развития от младенчества.
  • Кризис первого года жизни, отделяющий младенчество от раннего детства.
  • Кризис 3-летнего возраста, символизирующий переход к дошкольному возрасту.
  • Кризис 7-летнего возраста, символизирующий переход между дошкольным и школьным возрастом.
  • Кризис подросткового возраста в 13 лет.

Напомним, что пик научной активности Выготского, все его научные разработки пришлись на 20-30-е годы прошлого века и являлись отражением ситуации в обществе, сложившейся на тот момент. Сегодня дети могут идти в школу с 6 лет и, соответственно, кризис, символизирующий переход между дошкольным и школьным возрастом, происходит раньше и во многом зависит от степени психологической готовности к школе.

Общество стало более разнородным в социальном плане, поэтому кризис переходного возраста необязательно случится именно в 13 лет. Кто-то «слетает с катушек» уже в 12-летнем возрасте, а кто-то может спокойно «дотянуть» до 15 лет и без происшествий пережить все подростковые гормональные бури.

Так или иначе, возрастные кризисы и социальная ситуация развития тесно взаимосвязаны. И тут есть один очень тонкий момент. Если в ранних кризисах возрастного развития детей меняется внешняя ситуация, у подростков речь идет о внутренних изменениях. Так, можно достаточно четко проследить момент, когда ребенок сделал первый шаг, сказал первое слово. Еще более четкую хронологию имеют последующие события, когда ребенок пошел в детский садик, а затем в школу.

В случае с подростком он по-прежнему продолжает ходить в школу, общаться с друзьями, возможно, заниматься в спортивной секции или творческой студии. Однако в подростковом возрасте начинается глобальная перестройка организма, прежде всего гормональная, которая «накладывается» на объективный процесс эмоционального взросления.

В этот момент происходит переоценка ценностей, появляется большее, чем раньше, стремление к независимости, которое может перерасти в бунт, если взрослые начинают избыточно вмешиваться в те сегменты жизни ребенка, за которые он может и должен отвечать сам. Например, выбор друзей, занятий по интересам, будущей профессии и т.д. В любом случае, для каждого периода детского возраста существует своя ведущая деятельность.

Алексей Леонтьев: ведущая деятельность и возрастные кризисы развития

Российский психолог Алексей Леонтьев (1903-1979) напрямую связывал понятия ведущей деятельности и возрастных кризисов развития ребенка. Собственно, именно он и ввел в научный оборот такое понятие, как «ведущий тип деятельности». Под ним подразумевается та деятельность ребенка, развитие которой предопределяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.

Соответственно, со сменой ведущей деятельности происходит и переход к следующей стадии развития, а если переход почему-либо затруднен или не состоялся, тогда можно говорить про кризис.

Опять же, для раннего детского возраста такие переходы ярко выражены. Так, если основная деятельность младенца – кушать и спать, малыш постарше уже занимается исследованием окружающего мира, дошкольник играет со сверстниками и общается с воспитателями в детском садике, а список обязанностей современного школьника зачастую напрягает даже успешных менеджеров среднего звена.

Заметим, что пик научной активности Алексея Леонтьева пришелся на послевоенные годы, а в 40-60-е само понятие «кризис» было наделено сугубо негативным смыслом. Применительно к детскому возрасту, Леонтьев выделял кризисы 3 и 7 лет, подростковый и юношеский кризисы. Все они связаны со сменой ведущей деятельности, причем не обязательно в формальной плоскости.

Так, если с походом в садик и школу в 3 и 7 лет все понятно, у подростка при формально неизменных обстоятельствах приоритетом становится дружба и общение со сверстниками, а в юношеском возрасте – отношения с противоположным полом и необходимость определиться в профессиональном плане.

Алексей Леонтьев трактует кризис как следствие не совершившегося своевременно перехода. Другими словами, кризиса как такового в переходные моменты может и не быть, если воспитание и психологическое развитие ребенка и подростка являются управляемым процессом, а взрослые могут тактично направить энергию ребенка в нужное русло. Более подробно об этом можно прочитать в книге «Проблемы развития психики» [А. Леонтьев, 2020].

Даниил Эльконин: «большие» и «малые» кризисы возрастного развития

Весьма интересна периодизация возрастных кризисов развития у детей, которую предложил российский психолог и педагог Даниил Эльконин (1904-1984). Притом, что его периодизация во многом опирается на изыскания Выготского, Эльконин детализировал многие принципиальные моменты.

Предложенная Элькониным «структура кризисов» предполагает деление на эпохи развития, которые в свою очередь делятся на периоды. Переходы от эпохи к эпохе сопровождаются «большими» кризисами, а переходы между периодами – «малыми» кризисами. Приход человека в этот мир знаменуется кризисом новорожденности, а далее жизнь ребенка делится на 3 эпохи и 6 периодов.

Эпоха раннего детства (до 3 лет):

  • Младенчество (2-12 мес.) и «малый» кризис первого года жизни, когда ребенок начинает ходить и исследовать окружающий мир.
  • Ранний возраст (1-3 года) и «большой» кризис 3 лет, когда идет усиление автономии ребенка, что кратко можно описать словами «я сам».

Эпоха детства (с 3 до 11 лет):

  • Дошкольный период (3-7 лет) и «малый» кризис (6-7 лет), предопределенный началом школьного периода жизни.
  • Период младшего школьного возраста (7-11 лет) и «большой» кризис по его окончании, когда идет перестройка отношений со старшими и появляется первое ощущение «взрослости».

Эпоха подросткового возраста (с 12 до 17 лет):

  • Период среднего школьного возраста (12-15 лет) и «малый» кризис (15 лет), когда формируются собственная идентичность, собственное «эго» и самосознание.
  • Старший подростковый возраст (15-17 лет) и «большой» кризис (17 лет), знаменующий конец эпохи подросткового возраста и начало взрослой жизни.

Возможно, такая разбивка по периодам у кого-то вызовет сомнения, но это взгляд ученого. Напомним, мы обещали вас познакомить с разными взглядами на проблему. Более подробно поможет изучить кризисы возрастного развития таблица, составленная

по работам Эльконина:

Обратите внимание, что у Эльконина есть такое понятие, как «новообразования периода». Это те самые изменения, которые, накопившись до критической массы, делают невозможным функционирование личности в прежнем формате и объективно требуют изменений и выхода на новый уровень.

Также обратите внимание, что Даниил Эльконин постулирует понятие ведущего типа деятельности, и наступающие кризисы возрастного развития во многом связаны именно с изменением ведущего типа деятельности. Желающим глубже вникнуть в концепцию Даниила Эльконина рекомендуем изучить его «Избранные психологические труды» [Д.

Эльконин, 1989].

Как мы уже заметили ранее, возрастные кризисы подстерегают не только детей и подростков, но и взрослых уже сформировавшихся людей. Давайте обсудим и этот аспект темы.

Дэниел Левинсон: кризисы возрастного развития личности

Американский психолог Дэниел Левинсон (1920-1994) сосредоточил свое внимание на изучении кризисных периодов жизни взрослого человека. В целом, Левинсон выделяет 4 этапа жизни человека:

  • До 17-22 лет – «предвзрослость».
  • До 40-45 лет – этап «ранней» взрослости.
  • До 60-65 лет – этап «средней» взрослости.
  • После 60-65 лет – этап «поздней» взрослости.

Как видите, границы несколько расплывчаты и условны, потому что все люди разные и по-разному проходят этапы своего жизненного пути. Тем не менее, общие закономерности наблюдаются практически у всех, и кризисными являются как раз моменты перехода от одного этапа жизни к другому.

Кризисы возрастного развития (по Левинсону):

  • При переходе к «ранней» взрослости.
  • При переходе 30-летнего рубежа (примерно в 28-33 года).
  • При переходе к «средней» взрослости (примерно в 40-45 лет).
  • При переходе 50-летнего рубежа (примерно в 50-55 лет).
  • При переходе к «поздней» взрослости (примерно в 60-65 лет).

В понимании Левинсона, кризисы случаются лишь в случае возникновения концептуальных трудностей у человека в какой-то из переходных моментов. Например, если случается переоценка ценностей, жизненных ориентиров либо крушение юношеских надежд.

Интересно, что Дэниел Левинсон изучал отдельно кризисы возрастного развития мужчин и женщин. Так вот, он пришел к выводу, что у женщин кризисы в меньшей степени связаны с возрастом, нежели у мужчин. Зато у женщин кризисы в большей степени связаны с такими событиями, как выход замуж, рождение детей, сепарация от родителей, особенно от мамы.

Увидеть разницу более четко можно, прочитав книгу Seasons of a Man’s Life [D. Levinson, C. Darrow, 1979]. А также книгу Seasons of a Woman’s Life [D. Levinson et al., 1996]. К слову, исследования Левинсона вдохновили множество последователей, взявшихся за изучение данной темы.

Гейл Шихи: кризисы возрастного развития и немного автобиографии

Наиболее яркой последовательницей идей Левинсона можно считать американскую писательницу, исследовательницу и журналистку Гейл Шихи. Она решила проверить обнародованные Левинсоном идеи в рамках собственной автобиографии и пришла к выводу, что они во многом подтверждаются.

Результатом предпринятого всестороннего исследования своей биографии, а также биографий многих других людей, с которыми ее свела журналистская деятельность, стали полтора десятка книг, самой известной из которых в русскоязычном сегменте является книга «Возрастные кризисы» [Г. Шихи, 1999]. А ее уточненный вариант «критической периодизации» выглядит следующим образом:

  • Кризис «отделения» от родителей (20-22 года) и перехода к «ранней» взрослости, когда происходит осознание своих жизненных и профессиональных планов и создание семьи.
  • Кризис 30-летия и перехода к «средней» взрослости, связанный с анализом разрыва между желаемым и действительным, переживаниями по этому поводу, коррекцией планов на жизнь, переоценкой ценностей.
  • Период после 30 лет, наполненный заботой о материальном благосостоянии, реализацией карьерных устремлений, формированием социальных связей.
  • Кризис середины жизни, он же кризис 40-летия, он же «кризис среднего возраста», сопровождаемый разладом внутреннего мира и изменением отношения к окружающей действительности.

В этой классификации, как видите, несколько смешаны моменты кризисов и периоды относительной стабильности, но в целом исследование можно считать весьма интересным.

Эрик Эриксон: «кризис идентичности»

И, наконец, огромный вклад в дело изучения кризисов возрастного развития человека внес психолог и психоаналитик Эрик Хомбургер Эриксон (1902-1994). Он ввел в научный оборот такое понятие, как «кризис идентичности».

Под этим понятием подразумевается состояние человека, когда он ищет свое место в жизни, пытается осознать свою роль, миссию и предназначение в обществе. Это состояние сопровождается утратой прежнего понимания собственной идентичности и, по сути, и есть кризис. Однако сам Эриксон предпочитает рассматривать тему немного шире.

Стадии идентичности (по Эриксону):

  • До 1 года – кризис первого года жизни и «поиск» ответа на вопрос «Можно ли доверять миру?»
  • От 1 года до 3 лет – попытки отстоять свою автономию, что заканчивается формированием либо самостоятельности, либо нерешительности в зависимости от действий взрослых.
  • От 3 до 6 лет – социализация, формирование навыков взаимодействия в детском коллективе, результатом чего становится формирование либо инициативности, либо чувства вины, если ребенка постоянно одергивают.
  • От 6 до 12 лет – обретение навыков получения знаний и дальнейшая социализация, когда в зависимости от успехов и результатов формируется либо самодостаточность и уверенность в себе, либо сомнение в собственных силах и возможностях.
  • От 12 до 19 лет – смешение идентичности и поиск ответа на вопрос «Чего я хочу?» в комплексе с поиском будущего профессионального и жизненного пути, определением своей роли во взаимоотношениях с противоположным полом.
  • От 20 до 25 лет – формирование навыков построения близких отношений, достижения эмоциональной близости, где результаты в этой сфере предопределяют дальнейшую либо изоляцию, либо успех в построении личных отношений.
  • От 26 до 64 лет – зрелость, которая и есть жизнь со всеми ее атрибутами взрослости. В зависимости от того, как самореализуется человек в личной и профессиональной жизни, зависит, ждет его достижение целей или застой.
  • После 65 лет – анализ пройденного жизненного пути и либо ощущение целостности, либо отчаяние.

Более подробно о стадиях идентичности Эриксона вы можете прочитать в его книге «Идентичность: юность и кризис» [Э. Эриксон, 1996]. Также весьма интересна в этом плане его работа «Детство и общество» [Э. Эриксон, 1950]. Однако еще более интересно узнать, как преодолеть кризисы возрастного развития.

Как преодолеть кризисы возрастного развития?

Сейчас, когда вы уже знаете, как проявляются кризисы различных периодов и когда они могут нагрянуть, вы уже на полпути к преодолению их последствий. Как минимум, вы можете не нервничать, не понимая, что с вами не так и откуда печальные мысли на фоне относительного благополучия, когда еще вчера все казалось нормальным, приемлемым и даже крутым, а сегодня уже не удовлетворяет от слова «совсем».

Теперь, когда вы имеете представление, как могут проявляться кризисы у детей в том или ином возрасте, и знаете, что это полностью естественный процесс, вы можете не беспокоиться, что с ребенком что-то не в порядке. А это значит, что вы можете не распылять свою энергию на ненужное беспокойство и стресс и сосредоточиться на решении вопроса по существу.

Поскольку дети более уязвимы для жизненных невзгод, успешное преодоление кризисов – это, прежде всего, забота родителей. Давайте посмотрим, как психологи советуют помочь ребенку преодолеть возрастной кризис [Н. Визер, 2019].

Топ-7 правил преодоления кризиса у детей:

  • Давать детям выбор в повседневной жизни: с какими игрушками играть, какую одежду по сезону надеть, с кем дружить.
  • Хвалить детей, в том числе за мелкие достижения: нарисовал рисунок, научился завязывать шнурки, выступил на утреннике в детском садике.
  • Давать детям мелкие поручения: полить цветы, подмести пол, детям постарше выгулять собаку и сходить за хлебом.
  • Всегда сохранять самообладание и чувство юмора, уметь переводить неудобные ситуации в шутку, но при этом не высмеивать детей.
  • Минимизировать запреты: лучше создать для совсем маленьких безопасную домашнюю обстановку, когда нельзя дотянуться до розетки, режущих, колющих и бьющихся предметов.
  • Провинность и наказание должны быть тесно связаны, наказание должно быть четким, внятным и справедливым: дернул кошку за хвост – остался без сладостей и т. п.
  • Давать оценку исключительно делам и поступкам детей, а не самими детям: недопустимы выражения наподобие «Ты что, тупой?!», «Да у тебя ничего не получится!», «Не с твоим счастьем» и прочие.

Тем, кто нуждается в более подробных пояснениях по каждому пункту либо хотел бы детальнее изучить рекомендации для какого-либо конкретного детского возраста, можем порекомендовать статью «Детские возрастные кризисы: к чему готовиться?» [Источник, 2018].

Например, там можно найти советы, как справляться с детскими истериками: ни в коем случае не потакать, не поддерживать эмоционально, не ругать ребенка, а попытаться отвлечь его внимание на что-то другое. Когда ребенок уже успокоится, спокойным голосом объяснить, почему вы не можете купить ему очередную игрушку, разрешить бросить камнем в собаку, прыгнуть с разбега в грязную лужу.

Теперь давайте посмотрим, как проходить сложный кризисный этап своего жизненного пути взрослым [Е. Лебедева, 2020].

Как справиться с кризисом возрастного развития взрослому:

  • Обратиться к врачу – терапевту, эндокринологу, неврологу. Часто депрессии, перепады настроения, недовольство жизнью детерминированы проблемами со здоровьем, в том числе нарушением гормонального фона, функций щитовидной железы, надпочечников. Это все напрямую влияет на психологическое состояние.
  • Подвергнуть тщательному анализу окружающую действительность: что у вас хорошо и за что можно быть благодарным судьбе, что пока не очень и как это потенциально возможно подправить, что для вас реально важно и ценно в жизни, а что можно смело отнести в категорию «навязанные ценности».
  • Ни в коем случае не винить себя в сложившейся ситуации: просто принять кризис, если он случился, понять, что любой человек имеет право на ошибки, если вы их вдруг обнаружите в своих прежних действиях в ходе анализа и размышлений, научиться самосостраданию.
  • Потакать свои желаниям и мелким слабостям: не отказываться от прогулки в угоду генеральной уборке, не отказываться от встречи с друзьями, если вас зовут, сходить в бассейн, если давно хотелось поплавать в свое удовольствие. Минимальные навыки тайм-менеджмента позволят легко «вписать» свои удовольствия в повседневный график без ущерба делам.
  • Не стесняться обратиться за помощью и моральной поддержкой к близким людям: друзьям, супругу, супруге, родителям. Иногда простое общение и возможность «выговориться» уже облегчают душу. А проговаривая и озвучивая свои проблемы, мы их вынуждены структурировать, что помогает быстрее прийти к решению.
  • Ответить самому себе на вопрос: что вы посоветовали бы своему лучшему другу, если бы он обратился к вам с такой проблемой, как у вас сейчас? Вполне возможно, что совет может пригодиться и вам.
  • Обратиться к психологу, если собственных сил справиться с ситуацией не хватает. И даже если хватает, одна голова хорошо, а две лучше, и хороший психолог всегда может подсказать что-то дельное и сэкономить вам время на выход из кризиса.

Отдельно стоит сказать о том, что делать, если возрастной кризис случился у вашей второй половинки. Тут главное внимание, тактичность и элемент сострадания, тогда общими усилиями вы точно преодолеете кризис [Е. Лебедева, 2020].

Как помочь справиться с кризисом супругу или супруге:

  • Воздержаться от обвинений в адрес партнера.
  • Помнить, что все люди имеют право на свои чувства.
  • Соблюдать личные границы, давать возможность партнеру побыть одному, если ему это нужно.
  • Не навязываться с советами в случае, если вас об этом не просят.
  • Морально поддерживать партнера, хотя бы словами «Я вижу, что тебе трудно, я могу тебе как-то помочь?»
  • Оказать помощь, если о ней просят.
  • Проявить заботу, если твердо уверены, что именно этот формат заботы сейчас нужен вашему партнеру.
  • Продолжать заботиться о себе, потому что вам потребуются душевные силы, чтобы оказать эффективную поддержку партнеру.
  • Помнить, что от выбранной вами стратегии поведения во многом зависят отношения в будущем.

Неосторожное слово, непродуманное действие в момент, когда человеку и так плохо, может серьезно усугубить ситуацию. А вот ненавязчивая и тактичная поддержка может помочь преодолеть любые невзгоды. Помните об этом и всегда любите друг друга!

Итак, это основные и наиболее интересные разработки по проблеме кризисов возрастного развития, с которыми мы хотели вас познакомить. Напоминаем, что все эти кризисы можно пройти вполне безболезненно, а то и вовсе не заметить, если подходить к жизни осознанно и вовремя корректировать свой жизненный путь. Научиться этому можно на наших программах «Самопознание» и «Когнитивистика», куда мы вас приглашаем, потому что там всегда интересно.

Мы желаем, чтобы в вашей жизни было как можно меньше кризисов, а те, что иногда происходят, заканчивались изменениями к лучшему. Если тема вас заинтересовала, предлагаем ответить на один вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Самопознание

«Жизнь в Йемене для детей, выросших в условиях конфликтов»

«Спасите детей» помогает Али*, у которого серьезное заболевание. Он и его семья были вынуждены покинуть свой дом в Йемене из-за конфликта.

Война в Йемене запутанна и сложна, но мы не можем забыть невинных детей, оказавшихся втянутыми в пятилетний конфликт. Мальчики и девочки Йемена переживают худший гуманитарный кризис в мире — некоторые из них растут, не зная ничего, кроме войны.

Вот некоторые из шокирующих реалий жизни детей в Йемене:

  • Почти пятая часть детей в Йемене потеряла свой дом.
  • Два миллиона детей в Йемене не посещают школу.
  • Каждая пятая школа в Йемене не может использоваться из-за конфликта.
  • 12,3 миллиона детей в Йемене нуждаются в гуманитарной помощи.

Каждый день войны уносят жизни людей. Семьи разрываются. Дети ложатся спать голодными. Слишком многие пропускают школу, засыпая под звуки обстрелов и бомбежек за дверью. Теперь новая угроза — пандемия коронавируса — подвергла детей в Йемене еще большему риску.

В связи с всплеском смертей от COVID-19 в йеменском городе Аден больницам приходится отказывать пациентам. Те, кто остро нуждается в медицинской помощи, в том числе 2,1 ребенка с острым недоеданием, более уязвимы, чем когда-либо прежде.

Дети, растущие в условиях конфликта, имеют неудовлетворенные критические потребности

Никто не может понять, на что похожа жизнь детей, растущих в условиях конфликта. Чтобы дети чувствовали себя хорошо, они должны чувствовать себя в безопасности и быть любимыми, а также чтобы их основные потребности удовлетворялись. Им нужна забота со стороны их семьи и поддержка со стороны их сообщества, например, через школу. Но для миллионов детей, живущих в зонах конфликтов, эти насущные потребности остаются неудовлетворенными. Воздействие конфликта на здоровье детей — как физическое, так и психическое — разрушительно.

Каждый авиаудар, осада и серьезное нарушение могут иметь серьезные негативные последствия для психического здоровья и благополучия детей сейчас и в будущем.

Жизнь 12-летнего ребенка, который растет в Йемене

Али,* которому сейчас 12 лет, был совсем маленьким, когда его и его семью выгнали из дома в Сане из-за интенсивных бомбардировок в этом районе . Однажды утром семья проснулась и увидела, что восемь домов в этом районе разрушены. Именно тогда они решили уйти. Они отправились на день в дом двоюродных братьев Али в другой части Саны, чтобы договориться. Затем они отправились в Таиз на юго-западе Йемена.

Но когда семья обосновалась в новом доме, у Али начались проблемы со здоровьем. У него был тромб, и ему поставили диагноз «почечные осложнения». Поскольку его отец потерял работу, когда они бежали в Таиз, семья не могла позволить себе оплатить его лечение.

Save the Children, несмотря на поддержку наших доноров, предоставили Али и его семье приют, одежду, помогая Али получить медицинскую помощь и лекарства.

Взросление в условиях конфликта: влияние на психическое здоровье детей

Хотя конфликт в Йемене угрожает физическому здоровью детей, он также создает серьезную угрозу их психическому благополучию.

В ходе опроса, проведенного организацией «Спасите детей», более половины детей заявили, что борются с чувством грусти и депрессии, причем более чем каждый десятый постоянно испытывает такие чувства. Примерно каждый пятый опрошенный ребенок сказал, что всегда боится.

Дети потеряли близких из-за бомб и болезней, каждый день видят насилие вокруг себя, боятся, что их братья и сестры не вернутся из школы. Постоянное психологическое напряжение проявляется по-разному: например, 56 % детей не чувствуют себя в безопасности, когда гуляют в одиночестве, 16 % детей говорят, что никогда или редко могут расслабиться, а 38 % воспитателей сообщили об увеличении детские кошмары.

По оценкам, около 24 миллионов детей, живущих сегодня в зонах конфликтов по всему миру, могут испытывать высокий уровень стресса и иметь психическое здоровье от легкой до умеренной степени. Еще 7 миллионов детей подвержены риску развития тяжелых психических расстройств.

Надежда для детей, выросших в условиях конфликта

С начала продолжающегося кризиса в Йемене организация «Спасите детей» оказала критически важную поддержку более чем трем миллионам детей, таких как Али. Поскольку коронавирус продолжает поражать детей, семьи и сообщества, наши команды круглосуточно работают над предоставлением жизненно важных медицинских услуг.

Задача еще никогда не была такой серьезной: только половина медицинских учреждений Йемена все еще полностью функционирует. В отделениях интенсивной терапии для детей всего 60 коек и всего 500 аппаратов ИВЛ на 27,5 млн населения.

Являясь мировым лидером в области гуманитарного реагирования, ориентированного на детей, организация Save the Children имеет большой опыт реагирования на угрозы пандемии, включая недавние вспышки холеры и лихорадки денге. В настоящее время мы обращаемся к насущным потребностям семей и сообществ, чтобы предотвратить и смягчить распространение и воздействие COVID-19.. Но мы не можем сделать это без вашей поддержки. Пожалуйста, пожертвуйте сегодня.

Добро пожаловать!

Будем на связи! Подписавшись на получение электронных писем от Save the Children, вы получите подписку на наши ежемесячные электронные новости, доступ к экстренным оповещениям и возможности принять участие. Чтобы гарантировать доставку электронных писем «Спасите детей» в свой почтовый ящик, добавьте [email protected] org в свой список контактов.

Предоставляя свой номер мобильного телефона, я соглашаюсь получать повторяющиеся текстовые сообщения от Save the Children (48188) и телефонные звонки с возможностью пожертвования и способами участия в нашей миссии по поддержке детей во всем мире. Отправьте текст STOP, чтобы отказаться, HELP для получения информации. Могут применяться тарифы на передачу сообщений и данных. Ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности на  savethechildren.org/privacy.

Консультативный совет хирурга США по общим вопросам о кризисе психического здоровья молодежи, еще больше разоблаченном пандемией COVID-19

ДЛЯ НЕМЕДЛЕННОГО ВЫПУСКА

Сегодня главный хирург США д-р Вивек Мерти выпустил новый бюллетень главного хирурга, в котором подчеркивается настоятельная необходимость решения проблемы психического здоровья молодежи в стране. Поскольку страна продолжает работу по защите здоровья и безопасности молодежи Америки во время этой пандемии с помощью педиатрической вакцины на фоне опасений по поводу появляющегося варианта омикрон, в Консультативном совете главного хирурга США по защите психического здоровья молодежи излагаются беспрецедентные последствия пандемии для психического здоровья. американской молодежи и семей, а также проблемы психического здоровья, существовавшие задолго до пандемии.

Совет главного хирурга призывает к быстрому и скоординированному реагированию на этот кризис, поскольку нация продолжает бороться с пандемией COVID-19. В нем содержатся рекомендации, которые отдельные лица, семьи, общественные организации, технологические компании, правительства и другие лица могут использовать для улучшения психического здоровья детей, подростков и молодых людей.

«Проблемы психического здоровья у детей, подростков и молодых людей реальны и широко распространены. Еще до пандемии вызывающее тревогу количество молодых людей боролось с чувством беспомощности, депрессией и мыслями о самоубийстве, и за последнее десятилетие их число увеличилось». сказал Главный хирург Вивек Мурти . «Пандемия COVID-19 еще больше изменила их жизнь дома, в школе и в обществе, и влияние на их психическое здоровье было разрушительным. Будущее благополучие нашей страны зависит от того, как мы поддерживаем и инвестируем в следующее поколение. Особенно в этот момент, когда мы работаем над защитой здоровья американцев перед лицом нового варианта, нам также необходимо сосредоточиться на том, как мы можем стать сильнее с другой стороны. Этот совет показывает нам, как мы все можем работать вместе, чтобы помочь нашим детям во время этого двойного кризиса».

До пандемии COVID-19 проблемы с психическим здоровьем были основной причиной инвалидности и плохих исходов жизни у молодых людей: до 1 из 5 детей в возрасте от 3 до 17 лет в США имели психические, эмоциональные, связанные с развитием или поведением проблемы. расстройство. Кроме того, с 2009 по 2019 год доля старшеклассников, которые сообщали о постоянном чувстве грусти или безнадежности, увеличилась на 40%, до более чем 1 из 3 учеников. Суицидальное поведение среди старшеклассников также увеличилось в течение десятилетия, предшествовавшего COVID, с 19% серьезно рассматривают попытку самоубийства, что на 36% больше с 2009 по 2019 год, и около 16% составили план самоубийства в предыдущем году, что на 44% больше, чем с 2009 по 2019 год. В период с 2007 по 2018 год уровень самоубийств среди молодежи в возрасте 10- 24 в США увеличилось на 57%, и, по предварительным оценкам, в 2020 году среди этой возрастной группы было зарегистрировано более 6600 смертей от самоубийств. Это нарушило жизнь детей и подростков, такие как очное обучение, личные социальные возможности со сверстниками и наставниками, доступ к медицинскому обслуживанию и социальным услугам, еде, жилью и здоровью тех, кто за ними ухаживает. Негативные последствия пандемии сильнее всего затронули тех, кто изначально был уязвим, таких как молодежь с инвалидностью, расовые и этнические меньшинства, молодежь ЛГБТК+, молодежь с низким доходом, молодежь в сельской местности, молодежь в семьях иммигрантов, молодежь, занимающаяся защитой детей. или системы ювенальной юстиции и бездомная молодежь. Этой осенью коалиция ведущих специалистов страны в области педиатрии объявила чрезвычайное положение в стране в области психического здоровья детей и подростков.

Совет главного хирурга по охране психического здоровья молодежи содержит ряд рекомендаций по улучшению психического здоровья молодежи в одиннадцати секторах, включая молодых людей и их семьи, педагогов и школы, а также средства массовой информации и технологические компании. Основные рекомендации включают:

  • Признайте, что психическое здоровье является неотъемлемой частью общего состояния здоровья.
  • Предоставьте молодежи и членам их семей возможность распознавать, справляться с трудными эмоциями и учиться на них.
  • Обеспечить каждому ребенку доступ к высококачественной, доступной и культурно компетентной психиатрической помощи.
  • Поддерживайте психическое здоровье детей и молодежи в образовательных, общественных и детских учреждениях. А также расширять и поддерживать кадры в сфере раннего детства и образования.
  • Устраните экономические и социальные барьеры, которые способствуют ухудшению психического здоровья молодых людей, семей и лиц, осуществляющих уход.
  • Увеличить своевременный сбор данных и исследований для более быстрого выявления потребностей молодежи в области психического здоровья и реагирования на них. Это включает в себя дополнительные исследования взаимосвязи между технологиями и психическим здоровьем молодежи, и технологические компании должны быть более прозрачными с данными и алгоритмическими процессами, чтобы сделать возможными эти исследования.

Surgeon General’s Advisories — это публичные заявления, привлекающие внимание американского народа к проблеме общественного здравоохранения и дающие рекомендации по ее решению. Рекомендации предназначены для серьезных проблем общественного здравоохранения, которые требуют немедленного внимания американского народа.

Прочтите полную версию Рекомендаций главного хирурга по охране психического здоровья молодежи.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *