Круг потребностей человека – Круг жизни человека. Программа расчёта круга баланса жизни
Круг жизни человека. Программа расчёта круга баланса жизни
Многие думают о себе, что бегут как белка в колесе. Но «глупая» белка, желая двигаться – разминается в колесе, делает то, что хочет. Это не бессмысленный бег, а подход к снаряду в спортзале.
А люди умудряются бежать бессмысленно. Даже не пытаются увидеть смысл своего бега, за пределами замкнутого круга привычек и стереотипов. Обладая 1.5 килограммами мозга, поступают глупее белки.
Обрести баланс
Если жизнь кувырком, проблем всё больше, и они настойчиво требуют решения – остановитесь. Посмотрите на них «с высоты птичьего полета». Необходимо отыскать причину проблем и исправить её. В этом поможет упражнение «Круг жизни».
Метод «Круг жизни человека» позволит:
- прояснить, что для вас главное в жизни, а что нет;
- выявить «Что со мной не так?»;
- осознать насколько вы счастливы, и как это улучшить;
- направить ваше внимание и усилия на решение проблемных мест.
Мы счастливы, когда жизнь приносит удовлетворение во всех её сферах. Если вы удовлетворены жизнью – значит сбалансированы.
Как построить круг баланса жизни
Шаг 1. Нарисуйте круг или откройте приложение
Распечатайте готовый шаблон «круга жизни» или нарисуйте круг жизни на листе бумаги. Разбейте его на 8 секторов равного размера, как «пиццу». Или нажмите на кнопку:
Построить круг жизни
8 секторов круга сфер жизни – условное разделение, выбранное для наглядности. Увеличивайте или уменьшайте количество сфер по желанию.
Шаг 2. Выберите сферы, определяющие качество и удовлетворенность жизнью
Каждый сектор круга представляет сферу жизни, имеющую для вас значение.
Вы можете балансировать свою жизнь двумя способами:
- Выбрать для сфер-секторов значимые для вас ценности: семья, бизнес, карьера, деньги, хобби, отдых, творчество, развлечение, духовность или самореализация.
- Выбрать для сфер-секторов те роли, которые вы исполняете в жизни – например: руководитель компании, сын/дочь, муж/жена, друг, коллега, партнёр, дедушка/бабушка. Альтернативный вариант, рекомендуемый Стивеном Кови.
Рядом или внутри каждой сферы обозначьте критерии вашего личного «золотого стандарта» –
идеального состояния вашей сферы спустя 3, или 6 месяцев. Берите по максимуму, но без отрыва от реальности.
Например:
- Здоровье: бросить курить и освоить комплекс упражнений цигун.
- Творчество: закончить начатую книгу и научиться рисовать.
- Хобби: сыграть 3-х аккордовую песню на гитаре и изучить основы игры Го.
- Деньги: повысить доход на 50%.
Шаг 3. Шкала оценки
Прогресс по каждой сфере оценивайте в баллах: от 1 – «мрак», до 10 – «лучше бы, да некуда». Для этого в каждом сегменте, от центра – к периферии, нарисуйте мерную шкалу с равными делениями. Чем выше оценка – тем успешнее работа над собой.
Оценки за жизненные успехи в достижении целей круга жизни будете выставлять себе сами. Будьте честны, но не строги с собой. Обычно, на первый раз, получается некрасивая картинка – но будущее проясняется.
Оценивая результат, оставайтесь спокойны – не забывайте о чувстве меры. Если сразу примерить на себя роль строгого учителя не получится, не опускайте рук. Нужные навыки для прогресса в работе над собой обретёте быстро.
Сферы жизни
- Здоровье, оздоровительные практики, спорт
Какие бы цели не ставил перед собой человек, лишенный энергии и здоровья – он далеко не продвинется. Занятия спортом, здоровое питание и полноценный сон в сочетании с позитивным психологическим настроем – те ключи, которые помогут отпереть массивную дверь к сбалансированной и счастливой жизни.
-
Вы можете быть отличным семьянином, успешным на работе или в спорте, располагать уважением коллег. Но жизнь останется пустой, лишенной гармонии и счастья без главной составляющей – любви к близким и дорогим людям. Заметив перекос в этой сфере, ещё раз пересмотрите старый добрый фильм «Игрушка», где главные акценты размещены очень точно.
Балансируя, учитесь правильно расставлять приоритеты, устранять стереотипные преграды. -
Личностный ростТо, как тратятся минуты жизни, определяет наши возможности быть счастливым человеком. Ищите свой смысл. Направьте энергию на развитие в этом направлении. Осваивайте новые знания, не бойтесь экспериментировать и начинать то, что никогда не делали. Развивайте в себе всё, что считаете ценным, растите как личность. Возможно, то, что вы считали малозначимым и второстепенным – при ближайшем знакомстве окажется делом всей жизни.
- Карьера, финансы, бизнес
Вы можете быть духовным человеком, но, пока вы не достигли нирваны – ежедневное «общение с мышью в пустом холодильнике» не будет способствовать достижению жизненного баланса. Если же финансовая независимость уже давно часть вашей жизни, то в круге баланса можно предусмотреть такой рабочий сектор, как самореализация/предназначение/большая цель.
- Окружение и друзья
Для нас социум – наше ближайшее окружение и друзья. Мы сбалансируем свою жизнь, если впишем себя в идеальную формулу: человек исчисляется как среднее арифметическое друзей, среди которых ⅓ составят друзья его уровня; ⅓ – друзья, у которых он многому учится; и ⅓ – друзья, которые учатся на его примере. Предложенная формула, как и сам круг целей жизни, – идеал. Будем к нему стремиться.
- Отдых/новые впечатления/вкус жизни
Вы продуктивно поработали – позвольте себе качественный отдых. Это две стороны одной медали. Без первого нет второго, а второе – обязательное условие для первого.
Замечательно, когда работа создает для нас все возможности для незабываемого и полезного отдыха. Путешествия, наполненные новыми впечатлениями; получение волнующего опыта, времяпровождение в приятной компании за любимым занятием или развлечением — моменты жизни, которые память бережно складывает в свою копилку.
- Творчество/хобби
Иногда мы начинаем верить во что-то только после того, как сумели этого достичь. Возможно, за неимением времени, или хроническим отсутствием настроения вы сознательно зарыли свои таланты. Или просто не подозреваете о них.
Стоит ли отказывать себе в счастье творить, создавать нечто новое, выражать себя в рисунке, рассказе, стихотворении или танце? Поверьте в себя, и творчество станет лучшим способом познать себя и реализовать свое Я. Если же с творчеством пока решили повременить, замените его на хобби, которое пришлось бы по душе.
- Духовность
Какой духовный путь избрать и какой «плод» сорвать с дерева жизни – каждый решает сам. Духовность и поиск неразделимы, и связаны с поиском вечного, выходящего за пределы повседневных проблем. Духовный человек – всегда человек ищущий, постигающий свой смысл и предназначение.
Подбирая близкие вам сферы, акцентируя чрезмерное внимание на одном аспекте, не упустите из виду другие. Например, сектор «карьера» выделен для работы с волнующим вас вопросом карьерного роста. Соответственно, есть искушение все остальные сектора эмоционально или логически связать с работой и карьерой, забыв про отдых, творчество, времяпровождение с близкими.
«Круг жизни человека» онлайн
В нашем приложении вы можете создать свой круг жизненного баланса.
На что обратить внимание
Техника «Круг жизни человека» проста и наглядна. Тем не менее, практикуя ее, учитывайте несколько ответственных моментов. Они могут отодвинуть ожидаемый результат, или увести в сторону от намеченных целей.
Пояснения:
Глядя на то, что изобразили, не отчаивайтесь. Не сравнивайте рисованный многосекторный кривой прототип с идеально круглым колесом-оригиналом. В своём истинном значении технику корректнее было бы назвать «круг ожиданий», ведь главная цель при работе с ним – не фатальная оценка степени кривизны, отражающей наши несовершенства, а конечный результат – сбалансированная и счастливая жизнь.
Убеждаясь в эффективности метода, вы на каком-то этапе, незаметно для себя, можете впасть в крайность и зациклиться на попытках «подрихтовать» неровности внешнего контура круга жизни до формы идеального автомобильного колеса. Даже 8 баллов, из 10 возможных, могут стать серьезным поводом для расстройств, огорчений и раздражения. Гонясь за идеальной формой колеса, вы забываете о содержании и конечной цели самой техники – не идеализируйте жизнь.
Одинаковые по размеру сектора, словно спицы старого автомобиля, создают для вас иллюзию одинаковой ценности. Ловушка заключается в том, что этот эффект срабатывает на уровне подсознания. Это стоит учитывать с первых дней практики.
Не путайте баллы с процентами. Например, оценка 3 из 10 баллов означает, что в текущий момент вы удовлетворены жизнью в каком-то аспекте на троечку, и не означает, что этот аспект в вашем биологическом возрасте вы реализовали на 30%. Вы оценили себя на 4 из 10 по шкале личного роста из-за недописанной когда-то книги или песни. Это не означает, что на момент оценки вы реализовали свой потенциал на 40%.
Допустив такое заблуждение и выставив себе субъективную оценку ниже среднего, человек может не найти в себе сил для нужных изменений.Вы поставили себе в начале практики твердую тройку и почувствовали позитив через неделю-две. Тут вы решаете, а не поощрить ли себя десяткой. В такой момент вы уверены, что отточили желаемый жизненный навык/опыт до блеска, и меняться в этом направлении больше некуда. Стоп! Если бы за 10 дней можно было достичь совершенства, даже в одном аспекте жизни, то Буддой был бы каждый второй. Столь привычное явление на улице, как продавец пиццы.
Идеального круга быть не может
Отвечая на острые вопросы и оценивая самого себя, вы рискуете утратить объективность. Это случается на этапе знакомства с техникой. Отнеситесь к кругу баланса серьезно, и уже первые занятия позволят поймать нужную волну и наладить с собой откровенный диалог. Придется поработать, но разве цель – сбалансированная, осмысленная и гармоничная жизнь – не стоит того? Главное условие успеха и мотиватор – искреннее желание изменить качество своей жизни.
Вы убедитесь, что чудеса случаются с теми, кто в них верит. Поверьте в них и вы. Может скоро и в вашей жизни появится новая, много более интересная работа или волнующее знакомство. Случайность это, или закономерность – решать только вам. Откроем секрет: когда чудеса становятся повседневностью, то убеждаешься, что они – всего лишь следствие «законо – Мерностей!»
Главное: двигайтесь к своим целям, сохраняя выбранное направление и положительную динамику, а тактику и стратегию успеха можете использовать по своему усмотрению.
Устраните дискомфорт
Те сектора, которые набрали меньше всего – зона особого внимания, главный источник ваших жизненных проблем и внутреннего дискомфорта. С ними, в первую очередь, и работаем. Наметьте 3 первых шага, которые сможете сделать за 72 часа, чтобы сдвинуть с места маховик жизни в нужном направлении. Сделайте этих 3 шага и оцените изменения.
У вас есть все необходимое, чтобы приступить к созданию индивидуального плана изменений, наметить первоочередные задачи и подумать о путях их решениях. Надеемся, вы определились с первыми шагами, которые запустят весь сложный механизм необратимых положительных изменений.
Вы справились с очень важной частью работы – составили свою «дорожную карту жизни». Возможно, впервые увидели свою жизнь и смогли проанализировать её. Отыскали персональные ключики к выходу из замкнутого круга и поняли, что нужно делать, чтобы изменить каждую из сфер круга жизни и жизнь целиком.
Балансируйте и будьте счастливы.
goal-life.com
Техника «Круг жизни» | Вдохновение перемен
Это всем известная техника, которая, однако, не теряет от этого своей актуальности. И у нее очень много вариантов применения.
Например, вы можете сделать ее сейчас, чтобы уже завтра немножечко улучшить свою жизнь.
Шаг 1. Поставьте дату выполнения упражнения. Нарисуйте круг.
Шаг 2. Разделите его на 8 секторов.
Шаг 3. Создайте на лучах круга десятибалльную шкалу.
Шаг 4. Назовите каждый сектор круга одной из сфер своей жизни. Примерные сферы: 1) здоровье и красота, 2) финансовое благополучие, 3) семья, любовь, 4) любимое дело, 5) общение, друзья, единомышленники, 6) развитие, обучение, 7) отдых, впечатления, 8) духовное развитие. Вы можете немного поменять сферы, если вам необходимо.
Шаг 5. Оцените каждую сферу своей жизни по десятибалльной системе, насколько она хорошо у вас реализована, насколько вы ею удовлетворены. Поставьте отметки на круге. Заштрихуйте каждую сферу до отметки ее наполненности.
Должно получиться примерно следующее:
Есть много вариантов того, как дальше работать с Кругом Жизни.
Сегодня мы разберем один из них.
Выберите самую провальную сферу вашей жизни, то, чем вы больше всего не удовлетворены. Обратите внимание, что это должна быть важная для вас сфера. Если вы, например, не задумываетесь о важности Духовного развития, но решили оставить эту область в круге, однако оценили ее на 1 балл, это не означает, что вам срочно нужно им заняться. Вам нужно пока убрать эту сферу из круга Жизни, заменив ее чем-то более актуальным для вас.
Итак, вы выбрали важную сферу. Спросите себя: что я могу сделать/делать регулярно для того, чтобы повысить результаты в этой сфере на 1 балл. Это должно быть конкретное действие. Например: перестать есть продукты, содержащие рафинированный сахар (вообще). Или посвящать физической активности 15 минут в день.
Пусть это будет одно простое конкретное действие-привычка. Или даже разовое действие, если оно продвинет вас (например, записаться к зубному врачу, а дальше само пойдет, или разобрать кладовую).
Дальше выполняйте нужное действие до тех пор, пока выбранная сфера не улучшится на 1 балл. Потом вы сможете аналогично поработать и с другими сферами.
Еще поработать по всем сферам могут слушатели бесплатного курса «Как стать стратегом своей жизни». Я даю простые пошаговые рекомендации, как взять свою жизнь, планы и цели под контроль, и запустить реализацию желаемого. Буду рада видеть вас в числе слушателей курса.
eharitonova.ru
Методика Колесо Жизни — посмотрите на свою жизнь со стороны!
Экология жизни. Психология: В данной статье речь пойдет о методике «Колесо жизни», которая позволяет оценить текущее состояние основных сфер жизни человека, увидеть проблемные области и стать действенным инструментом для изменения жизни в лучшую сторону.
В центре методики – рисунок круга, который разделен на восемь секторов – сфер жизни.
Человеку предлагается оценить состояние каждой из сфер на данный момент времени по 10-бальной системе, где 1 соответствует полному неудовлетворению в определенном секторе, 10 – полное удовлетворение. Разумеется, оценка будет субъективной – основанной на собственных ощущениях. И, тем не менее, при выставлении баллов важно не лукавить, отображать реальное положение дел, а не то, которое хотелось бы видеть. Иначе дальнейшая работа с «колесом» не имеет смысла. Описание основных сфер представлено ниже.
Здоровье и спорт. Здоровье является важным ресурсом для счастливой жизни, и зачастую человек вспоминает о своем здоровье, когда имеет с ним проблемы. По мнению врачей, полностью здоровых людей в наше время нет. Однако каждый индивид в состоянии проанализировать, когда он был более здоров: в этом году или в прошлом. При оценке этого сектора, помимо сравнения с прошлым, важно обратить внимание на такие вещи как образ жизни и степень физических нагрузок.
Друзья и окружение. Здесь человек должен задать самому себя ряд вопросов. Хватает ли вам общения? Насколько оно позитивно? Хотели бы вы изменить что-то в вашем окружении?
Отношения и семья. В этом секторе человек должен оценить насколько он счастлив в браке (если женат/замужем), удовлетворенность в отношении с членами семьи, любимым человеком.
Карьера и бизнес. Удовлетворенность своей карьерой — еще один определяющий фактор гармоничной жизни. Наемному работнику следует оценить степень удовлетворенности своей профессией, рабочим местом, коллективом и т.д. Предпринимателям — насколько интересен бизнес, которому отдается время и энергия. Важно обратить внимание на то, сколько энергии тратит личность на свою работу. Так, если после рабочего дня не остается никаких сил и настроения, вероятно, человек занимается не своим делом.
Финансы. В данном секторе необходимо оценить удовлетворенность своим финансовым положением, исходя из собственных потребностей. Разумеется, уровень притязаний у каждого разный, и, та сумма, которая для одного будет соответствовать отметке 10, для другого, к примеру, лишь трем. Так, если вы зарабатываете 30 тысяч, а желаете получать 100 тысяч, вы ставите отметку в 3 балла.
Духовность и творчество. Достаточно индивидуальный и многогранный сектор. Есть люди, которые постоянно находятся в творческом поиске, есть люди, которые увлекаются астрологией, эзотерикой, нумерологией, мифологией и т.д., задаются вопросами о смысле жизни и тайнах мироздания. Если вы задаете себе такие вопросы, значит, вы находитесь на пути духовного роста. Если же нет – стоит об этом подумать.
К творческой деятельности относятся рисование, пение, игра на музыкальных инструментах, танцы, поэзия – все то, что является развитием внутреннего «Я».
Личностный рост. Личностный рост — это приобретение новых навыков, постановка новых целей и их достижение. Личностный рост — это повышение квалификации, прохождение тренингов, чтение специальной литературы, связанной с профессиональной деятельностью, литературы по саморазвитию.
Яркость жизни. В первую очередь, этот сектор отвечает за то, чем человек занимается в свободное от работы время, насколько интересно он проводит свой досуг и какие эмоции получает от этого. Если у вас есть какое-то хобби или увлечение, от которого вы получаете положительные эмоции, оценка в этом секторе будет высокой. Примером могут служить всевозможные путешествия, катание на велосипеде, сноуборде, лыжах, отдых на природе и т.д.
Каждый сектор «Колеса жизни» должен быть заштрихован в соответствии с выставленными оценками. Дальнейший анализ базируется на двух критериях:
1. Степень ровности краев заштрихованной области, насколько она в действительности похожа на колесо. Другими словами, учитывается равномерность выставленных баллов. В приведенном примере (рис. 1), колесо вышло неровным, т.к. имеет большую амплитуду значений секторов (максимальное значение – 9, минимальное – 1).
2. Диаметр полученного колеса. Чем он больше, тем больше степень удовлетворенности жизнью.
Рис.1. Пример заполненного «Колеса жизни»
Из приведенного примера видно, что анализанту не хватает яркости жизни, духовного и творческого развития. Наибольшие усилия нужно приложить именно к этим сферам жизнедеятельности, чтобы выровнять колесо. Однако не следует забывать и об остальных областях.
Дальнейшая работа сводится к тому, что необходимо к каждому из секторов придумать и записать цели и задачи, реализация которых возможна уже в ближайшее время (рис. 2). Рекомендуется ограничиться двумя месяцами, а по истечению этого периода снова нарисовать «Колесо жизни», посмотреть на изменения, поставить новые цели и т.д.
Рис. 2. Пример «Колеса жизни» с задачами
Отдельно стоит отметить, что в жизни существует некий закон компенсации: преуспевая в одной области, в другой больших успехов достичь не удается.
Так, тратя значительное количество энергии на продвижение по карьерной лестнице, мужчина или женщина может пренебречь созданием семьи, либо попросту на это уже не будет хватать времени. Это сказано к тому, что достичь максимально ровного колеса практически невозможно. Так или иначе, одни сферы жизни будут являться приоритетными, причем не всегда осознанно. опубликовано econet.ru
econet.ru
Предложения со словосочетанием КРУГ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Неточные совпадения
Формирование широкого круга экономических, социальных и духовных потребностей. Однажды мы сидели в кругу своих коллег-учителей, преподавателей и литераторов, беседуя о духовных и умственных потребностях учеников. Люди, обладающие меньшими средствами, зачастую живут в более тесном семейном кругу, чем располагающие целой массой слуг для удовлетворения разнообразнейших своих потребностей. Порочный круг не даёт разорвать ещё кое-что — потребность в отдыхе и восстановлении. Наиболее существенным с технической стороны в процессе унификации следующие процедуры: выявление круга вопросов, подлежащих унификации; градация этих вопросов по срочности постановки и решения; выявление потребности в унификации или хотя бы её желательности для всех участвующих в унификационном процессе сторон; сравнительное изучение правовых систем, социально-экономических условий государств, стремящихся её осуществить. Известно, что именно в круге общения с близкими происходит полноценное психологическое становление человека, удовлетворение его сущностных социально-психологических потребностей. Расхождение между основами суждений может стать причиной избирательного восприятия информации — в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения людей. Анализ всех запросов и требований, неоспоримых и должных быть в ценностном пространстве ребёнка с точки зрения окружающих педагогов, тренеров и родителей, позволяет отметить сходство с ситуацией в пулевой стрельбе, когда многие наши «условные выстрелы» попадают «в молоко» — далеко за пределы мишени, за пределы круга его личных интересов, потребностей и ценностных ориентаций. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. На самом же деле, они загоняют себя в замкнутый круг — если они не управляют развитием компании, значит компания и потребности (лень, безынициативность, нежелание работать, личные амбиции…) отдельных групп сотрудников начинают управлять ими. Человек, определяемый извне, не способен вырваться из круга своих материальных потребностей, а в качестве субъекта познания он обречён довольствоваться иллюзиями относительно могущества и широты своего разума. Если он со своей историей торговли или собраниями законов хотел идти навстречу желаниям властей, то эти шаги вполне соответствовали и подлинным потребностям тех читательских кругов, для которых он уже писал свои ранние романы или сказки, создавал сатирические журналы или научно-популярные произведения. Наши выражения ограничиваются кругом наших идей и потребностей. Лишение человека физической свободы — это его изоляция от общества, семьи, прекращение выполнения служебных обязанностей, невозможность передвигаться по своему усмотрению и общаться с неограниченным кругом лиц, удовлетворять иные, характерные для свободного человека, духовные и физические потребности. Суть закона: потребности постоянно меняются, растут, усложняются и в каждый конкретный момент времени превышают возможность их удовлетворения, являясь побудительной двигательной силой перехода к новому циклу общественного воспроизводства: производство, распределение, обмен, потребление, производство и далее по кругу. Человеческая «природа» предполагает наличие определённого круга «телесных» потребностей, стремление к их удовлетворению. И чем ниже потребности, удовлетворяемые книгой, тем обширнее круг читателей, тем быстрее почти волшебное обогащение людей, продавших толпе даже самый крошечный талант. Потребность в лёгкой гармонике определялась сложившейся кавказской традицией танцевального круга, в котором гармоника не просто создаёт музыкальное сопровождение танцу, а активно включается в процесс310. Правда, сложно — кругом соблазны: «Стоит нам добиться того, что мы всегда желали, как возникает новая потребность, новое ощущение, что чего-то всё-таки не хватает». Ум возрождался в мире, человеческая память обновлялась, мнения сглаживались, страсть была подавлена, гнев не находил себе пищи, тщеславие находило себе удовлетворение в прекрасных трудах; все людские потребности ограничивались мало-помалу кругом умственной деятельности, и все интересы людей сводились мало-помалу к единственному интересу прогресса вселенского разума. Таким образом, не только одни экспансивно настроенные женщины, побуждаемые непреодолимою духовной потребностью, выступают за пределы круга семьи. Ещё более подробное определение представляет педагогическое проектирование как самостоятельную педагогическую деятельность, «посредством которой в интеллектуальном, семиотическом плане в ответ на потребности, возникающие в процессах развития человека, общества, культуры или самих образовательных систем, возможно предопределить создание новых или преобразование имеющихся объектов сферы образования и тем самым направить изменения в обликах широкого круга образовательных систем различного специального назначения» (Радионов, 1996, с. Данный вид цен не следует путать со сниженными ценами распродажи, эти цены устанавливаются на снятые с производства изделия при реализации их ограниченному кругу покупателей, имеющих потребность именно в этих товарах. Вновь возникла потребность в изучении греческого языка. Стал расширяться круг предметов, поэтому понадобились так называемые учителя–предметники. Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учёбы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. По мере того как ребёнок взрослеет и растут его познания, получаемые в процессе обучения, его ум также становится всё более зрелым, приобретая все большие способности к формулированию общих идей и понятий, но одновременно с этим у ребёнка почти всегда пробуждается важная потребность — быть уверенным в бесспорности своих представлений, потребность в надёжных знаниях, которые послужили бы прочной основой для ментального построения, которое, обнимая весь круг его идей, столь несходных, разрозненных, а часто и вообще противоречащих друг другу, позволило бы свести их в некое стройное, упорядоченное целое. Другие процедуры, согласно принятым правилам, могут применяться в следующих случаях: в силу технического характера закупаемых товаров, работ и услуг; если привлечение широкого круга участников является экономически нецелесообразным; если существует срочная и (или) чрезвычайная потребность.kartaslov.ru
Потребности личности — социальные, психологические, духовные
Потребности личности (нужда) – это так называемый источник личностной активности, потому что именно потребности человека являются его побудительной причиной для деяний определенным образом, заставляя двигаться в нужном направлении. Таким образом, нужда или потребность – это такое личностное состояние, при котором обнаруживается зависимость субъектов от определенных ситуаций или условий существования.Личностная активность проявляется только в процессе удовлетворения ее потребностей, которые формируются во время воспитания индивида, приобщения его к общественной культуре. В своем первичном биологическом проявлении надобностью является не что иное, как определенное состояние организма, выражающее свою объективную нужду (желание) в чем-либо. Таким образом, система потребностей личности напрямую зависит от образа жизни индивида, взаимодействия между окружающей средой и сферой ее использования. С позиции нейрофизиологии нужда означает образование какой-либо доминанты, т.е. появление возбуждения особых клеток головного мозга, характеризующееся устойчивостью и регулирующее потребные поведенческие действия.
Виды потребностей личности
Потребности человека довольно многообразны и сегодня существует огромное множество их классификаций. Однако в нынешней психологии выделяют две основные классификации видов надобностей. В первой классификации потребности (нужды) подразделяются на материальные (биологические), духовные (идеальные) и социальные.
Реализация материальных или биологических нужд связана с индивидуально-видовым существованием индивида. К ним относятся – надобность в еде, во сне, одежде, безопасности, доме, интимные желания. Т.е. потребность (надобность), которая обусловлена биологической нуждой.
Духовные или идеальные нужды выражаются в познании мира, который окружает, смысле существования, самореализации и самоуважении.
Желание личности принадлежать к какой-либо социальной группе, а также надобность в человеческом признании, лидерстве, доминировании, самоутверждении, привязанности окружающих в любви и уважении отражается в социальных потребностях. Все эти надобности разделяют по важным видам активности:
- труд, работа – нужда в познании, творении и созидании;
- развитие – нужда в обучении, самореализации;
- социальное общение – духовные и нравственные потребности.
Описанные выше надобности или нужды имеют социальную направленность, поэтому носят название социогенные или социальные.
В другом виде классификации все потребности разбивают на два типа: нужда или потребность роста (развития) и сохранения.
Нужда сохранения объединяет в себе такие потребности (надобности) – физиологические: сон, интимные желания, голод и др. Это базовые потребности личности. Без их удовлетворения индивид просто не способен выжить. Далее нужда в безопасности и сохранении; изобилие – всесторонность удовлетворения естественных потребностей; материальные потребности и биологические.
Потребность роста объединяет в себе следующее: желание любви и уважения; самоактуализация; самоуважение; познание, в том числе и жизненного смысла; потребности в чувственном (эмоциональном) контакте; социальные и духовные (идеальные) потребности. Вышеперечисленные классификации позволяют выделить более значимые потребности практического поведения субъекта.
А.Х. Маслоу выдвинул концепцию системного подхода к исследованиям психологии личности субъектов, основываясь на модели потребностей личности в виде пирамиды. Иерархия потребностей личности по А.Х. Маслоу представляет собой поведение индивида, напрямую зависящее от удовлетворения его любых потребностей. Это означает, что потребности, находящиеся вверху иерархии (реализация целей, саморазвитие), направляют поведения индивида в той степени, в которой удовлетворены его потребности, находящиеся в самом низу пирамиды (жажда, голод, интимные желания и др.).
Также различают потенциальные (неактуализированные) потребности и актуализированные. Основным двигателем личностной активности является внутренний конфликт (противоречие) между внутренними условиями существования и внешними.
Все виды потребностей личности, находящиеся на верхних ступенях иерархии имеют разный уровень выраженности у различных людей, но без социума ни один человек не сможет существовать. Полноценной личностью субъект может стать только тогда, когда он удовлетворит свою нужду в самоактуализации.
Социальные потребности личности
Это особый вид нужды человека. Заключается она в потребности иметь все необходимое для существования и жизнедеятельности индивида, какой-либо социальной группы, социума в целом. Это внутренний побуждающий фактор активности.
Общественные потребности – это нужда людей в работе, социальной активности, культуре, духовной жизни. Потребности, созданные обществом – это такие потребности, которые являются основой общественной жизни. Без мотивирующих факторов удовлетворения потребностей невозможно производство и прогресс в целом.
Также к социальным нуждам относят потребности, связанные с желанием образовывать семью, вступлением в различные социальные группы, коллективы, с разнообразными сферами производственной (внепроизводственной) деятельности, существованием социума в целом. Условия, факторы внешней среды, которые окружают индивида в процессе его жизнедеятельности, не только способствуют появлению потребностей, но и формируют возможности для удовлетворения их. В жизни человека и иерархии потребностей социальные нужды играют одну из определяющих ролей. Существование индивида в социуме и посредством него – центральная область проявления сущности человека, основное условие для реализации всех остальных нужд – биологических и духовных.
Классифицируют социальные потребности по трем критериям: нужды других, свои нужды, совместные нужды.
Нужда других (потребности для других) – это нужды, которые выражают родовую основу индивида. Заключается в потребности общения, защиты слабого. Альтруизм – одна из выраженных потребностей для других, нужда в жертвовании своими интересами для других. Альтруизм реализуется только посредством победы над эгоизмом. То есть потребность «для себя» должна преобразовываться в потребность «для других».
Своя нужда (потребность для себя) выражается в самоутверждении в социуме, самореализации, самоидентификации, в потребности занять свое место в социуме и коллективе, желание власти и др. Такие потребности, поэтому и относятся к социальным, что не могут существовать без потребностей «для других». Только через выполнения чего-то для других, возможно, реализовать свои желания. Занять какое-либо положение в социуме, т.е. достичь признания для себя, намного проще сделать, не задевая при этом интересы и притязания других членов общества. Наиболее эффективным путем реализации своих эгоистических желаний будет такой путь, в движении по которому содержится доля компенсации для удовлетворения притязаний других людей, тех, кто может претендовать на ту же роль или тоже место, но могут удовлетвориться и меньшим.
Совместные нужды (потребности «вместе с другими») – выражают мотивирующую силу множества людей одновременно или социума в целом. Например, необходимость безопасности, в свободе, в мире, смены существующего политического строя и др.
Потребности и мотивы личности
Основное условие жизнедеятельности организмов – это наличие их активности. У животных активность проявляется в инстинктах. А вот поведение человека намного сложнее и определяется наличием двух факторов: регулятивных и побудительных, т.е. мотивами и потребностями.
Мотивы и система потребностей личности имеют свои основные особенности. Если потребность – это нужда (дефицит), необходимость чего-то и необходимость ликвидировать что-нибудь находящееся в избытке, то мотив — это толкатель. Т.е. нужда создает состояние активности, а мотив придает ей направление, толкает активность в потребном направлении. Необходимость или надобность, в первую очередь, ощущается человеком как состояние напряжения внутри, или проявляется в качестве раздумий, мечтаний. Это побуждает индивида к поиску предмета нужды, но не придает направление деятельности для ее удовлетворения.
Мотив же, в свою очередь, является побудительной причиной для достижения желаемого или, наоборот, избегания его, осуществить деятельность или нет. Мотивы могут сопровождаться положительными или негативными эмоциями. Удовлетворение потребностей всегда ведет к снятию напряженности, нужда исчезает, но через некоторое время может возникнуть вновь. С мотивами же все наоборот. Поставленная цель и непосредственно мотив не совпадают. Потому что цель – это то, куда или к чему испытывает стремление человек, а мотив – это причина, по которой он стремится.
Цель можно поставить перед собой следуя разным мотивам. Но возможен и такой вариант, при котором мотив сдвигается на цель. Это означает преобразование мотива деятельности непосредственно в мотив. Например, ученик вначале учит уроки, потому что заставляют родители, но потом просыпается интерес и он начинает учиться ради самой учебы. Т.е. получается, что мотив – это внутренний психологический побудитель поведения или поступков, обладающий устойчивостью и побуждающий индивида к осуществлению деятельности, придавая ей осмысленность. А потребность – это внутреннее состояние ощущения нужды, которое выражает зависимость человека или животных от определенных условий существования.
Потребности и интересы личности
С категорией потребность неразрывно связана и категория интересов. В основе зарождения интересов всегда лежат потребности. Интерес – это выражение целенаправленного отношения индивида к какому-либо виду его потребностей.
Интерес человека не столько направлен именно на предмет потребности, сколько направлен на такие общественные факторы, которые делают более доступными этот предмет, в основном это различные блага цивилизации (материальные или духовные), которые и обеспечивают удовлетворение таких потребностей. Интересы также определяются конкретным положением людей в обществе, положением социальных групп и являются мощнейшими побуждающими стимулами к любой деятельности.
Интересы также можно классифицировать в зависимости от направленности или по носителю этих интересов. К первой группе относят социальные, духовные и политические интересы. Ко второй – интересы социума в целом, групповые и индивидуальные интересы.
Интересы личности выражают ее направленность, которая определяет во многом его путь и характер любой деятельности.
В общем своем проявлении интересом можно назвать истинную причину общественных и персональных действий, событий, которая стоит непосредственно за побуждениями – мотивами индивидов, принимающих участие в этих самых действиях. Интерес бывает объективным и объективным социальным, осознанным, реализуемым.
Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей называется объективным интересом. Такой интерес объективного характера, не зависит от сознания индивида.
Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей в общественном пространстве называется объективным социальным интересом. Например, на рынке очень много ларьков, магазинчиков и определенно существует оптимальный путь к лучшему и самому дешевому товару. Это и будет проявлением объективным социальным интересом. Существует множество способов совершения различных покупок, но обязательно среди них будет один объективно оптимальный для конкретной ситуации.
Представления субъекта деятельности о том, как все-таки лучше удовлетворить свои потребности называется осознанным интересом. Такой интерес может совпадать с объективным или немного отличаться, а может иметь абсолютно противоположную направленность. Непосредственной причиной практически всех действий субъектов является именно интерес осознанного характера. Такой интерес основан на персональном опыте человека. Путь, которым идет человек для удовлетворения потребностей личности называется реализуемым интересом. Он может полностью совпадать с интересом осознанного характера, так и абсолютно противоречить ему.
Существует еще одна разновидность интересов – это товар. Такая разновидность представляет собой и путь к удовлетворению потребностей, и способ их удовлетворения. Товар может быть оптимальным способом удовлетворения потребностей и может казаться таковым.
Духовные потребности личности
Духовные потребности личности – это направленное устремление к самореализации, выражается через творчество или посредством другой деятельности.
Выделяют 3 аспекта термина духовные потребности личности:
- К первому аспекту относится стремление к овладению результатами духовной производительности. К нему относятся приобщение к искусству, культуре, науке.
- Второй аспект заключается в формах выражения потребностей в материальном порядке и социальных отношениях в нынешнем обществе.
- Третий аспект – это гармоническое развитие индивида.
Любые духовные нужды представлены внутренними побуждениями человека к его духовному проявлению, творчеству, созиданию, творению духовных ценностей и к их потреблению, к духовным коммуникациям (общению). Они обусловлены внутренним миром индивида, стремлением уйти в себя, сосредоточиться на том, что не связано с социальными и физиологическими потребностями. Эти потребности побуждают людей к занятием искусством, религией, культурой не для того, чтобы удовлетворить свои физиологические и социальные нужды, а для того, чтобы понять смысл существования. Их отличительной чертой является ненасыщаемость. Так как чем больше удовлетворяются внутренние нужды, тем более напряженными и устойчивыми они становятся.
Пределов прогрессивного роста духовных нужд не существует. Ограничением такого роста и развития могут выступать только количество накопленных ранее человечеством богатств духовного характера, силы желаний индивида участвовать в их произведении и его возможностей. Основные признаки, отличающие духовные потребности от материальных:
- потребности духовного характера возникают в сознании индивида;
- потребностям духовного характера присуща необходимость, а уровень свободы в выборе способов и средств удовлетворения таких потребностей значительно выше, чем у материальных;
- удовлетворение большинства нужд духовного характера связано в основном с количеством свободного времени;
- в таких потребностях связь между объектом нужды и субъектом характеризуется определенной степенью бескорыстия;
- процесс удовлетворения нужд духовного характера не имеет границ.
По своему содержанию духовные нужды объективны. Они определены совокупностью условий жизнедеятельности индивидов и выказывают объективную надобность духовного изучения ими социального и природного мира, который их окружает.
Ю. Шаров выделил развернутую классификацию духовных нужд: необходимость трудовой деятельности; надобность общения; эстетические и нравственные нужды; научно-познавательные нужды; надобность в оздоровлении; нужда воинского долга. Одной важнейшей духовной надобностью личности является познание. Будущее любого общества зависит от духовного фундамента, который будет выработан у современной молодежи.
Психологические потребности личности
Психологические потребности индивида – это такие потребности, которые не сводятся к телесным нуждам, но и до уровня духовных не дотягивают. К таким нуждам обычно относится надобность в аффилиации, общении и др.
Нужда в общении у детей – это не врожденная потребность. Она формируется посредством активности окружающих взрослых лиц. Обычно активно начинает проявляться к двум месяцам жизни. Подростки же имеют убежденность, что их нужда в общении приносит им возможность активно использовать взрослых. На взрослых людей недостаточное удовлетворение потребности в общении влияет пагубно. Они погружаются в негативные эмоции. Нужда в принятии заключается в желании индивида быть принятым другим лицом группой лиц или обществом в целом. Такая надобность нередко подталкивает человека к нарушению общепринятых норм и может приводить к асоциальному поведению.
Среди психологических нужд различают базовые потребности личности. Это такие потребности, при неудовлетворении которых маленькие дети не смогут получить полноценное развитие. Они как бы останавливаются в своем развитии и становятся более подверженными некоторым заболеваниям, чем их сверстники, у которых такие потребности удовлетворены. Так, например, если малыш регулярно получает кормление, но растет без должного общения с родителями, его развитие может задерживаться.
Базовые потребности личности взрослых людей психологического характера подразделяются на 4 группы: автономия – нужда в самостоятельности, независимости; нужда в компетентности; надобность в значимых для индивида межличностных взаимоотношениях; потребность являться членом социальной группы, чувствовать себя любимым. Сюда также относится и чувство собственной значимости, и нужда в признании другими. В случаях неудовлетворения базовых физиологических нужд страдает физическое здоровье индивида, а в случаях неудовлетворения базовых психологических нужд страдает дух (психологическое здоровье).
Мотивация и потребности личности
Мотивационные процессы индивида имеют в себе направленность достижения или, наоборот, избегания поставленных целей, реализовать определенную деятельность или нет. Сопровождаются такие процессы различными эмоциями как положительного, так и отрицательного характера, например, радость, страх. Также во время таких процессов появляется некоторое психофизиологическое напряжение. Это означает, что мотивационные процессы сопровождаются состоянием возбуждения или взволнованности, также может появляться ощущение упадка или прилива сил.
С одной стороны регуляция психических процессов, которые влияют на направленность деятельности и численность энергии, нужной для выполнения этой самой деятельности называется мотивацией. А с другой стороны мотивация – это все-таки определенная совокупность мотивов, которая придает направленность деятельности и самому внутреннему процессу побуждения. Мотивационными процессами объясняется непосредственно выбор между разными вариантами действий, но которые имеют равно притягательные цели. Именно мотивация влияет на упорство и настойчивость, с помощью которых индивид добивается поставленных целей, преодолевает препятствия.
Логическим объяснением причин действий или поведения называют мотивировкой. Мотивировка может иметь отличия от реальных мотивов или осознанно применяться для того, чтобы их замаскировать.
Мотивация достаточно тесно связана с нуждами и потребностями индивида, потому что появляется при возникновении желаний (нужд) или недостатка чего-либо. Мотивация является начальным этапом физической и психической активности индивида. Т.е. она представляет собой некое побуждение к произведению действий определенным мотивом или процессом выбора причин для конкретного направления деятельности.
Следует всегда учитывать, что за совершенно аналогичными, с первого взгляда, поступками или действиями субъекта могут стоять абсолютно разные причины, т.е. мотивация у них может быть совсем разной.
Мотивация бывает внешней (экстринсивной) или внутренняя (интринсивной). Первая не связана с содержанием конкретной деятельности, но обусловлена внешними условиями относительно субъекта. Вторая связана непосредственно с содержанием процесса деятельности. Также различают отрицательную и положительную мотивацию. Мотивация, основой которой являются на позитивные посылы, называется положительной. А мотивация, основой которой являются отрицательные посылы, называется соответственно отрицательной. Например, положительной мотивацией будет – «если я хорошо себя буду вести, то мне купят мороженое», отрицательной – «если я хорошо себя буду вести, то меня не будут наказывать».
Мотивация может быть индивидуальной, т.е. устремленной на поддержание постоянства внутренней среды своего организма. Например, избегание болевых ощущений, жажда, стремление к поддержанию оптимальной температуры, голод и др. Также может быть групповой. К ней относится забота о детях, поиск и выбор своего места в социальной иерархии и др. К познавательным мотивационным процессам относят различную игровую деятельность и исследовательскую.
Основные потребности личности
Основные (ведущие) потребности нужды личности могут различаться не только по содержанию, но и по уровню обусловленности социумом. Независимо от пола или возраста, а также от социальной принадлежности любой человек имеет основные потребности. Более подробно в своем труде их описал А. Маслоу. Он предложил теорию основанную на принципе иерархической структуры («Иерархия потребностей личности» по Маслоу). Т.е. одни потребности личности являются первичными в соотношении с другими. Например, если человек испытывает жажду или голод, его не особо будет волновать, уважает его сосед или нет. Отсутствие предмета нужды Маслоу называл дефицитными или дефицитарными потребностями. Т.е. при отсутствии еды (предмета нужды), человек будет стремиться любыми путями восполнить такой дефицит любым возможным для него способом.
Основные потребности подразделяются на 6 групп:
1. К ним относят в первую очередь физическую нужду, включающую в себя необходимость в еде, питье, воздухе, сне. Сюда же относится и нужда индивида в близком общении с субъектами противоположного пола (интимные отношения).
2. Нужда в похвале, доверии, любви и др. называется эмоциональными потребностями.
3. Нужда в дружеских отношениях, в уважении в коллективе или другой социальной группе называется общественной потребностью.
4. Нужда в получении ответов на поставленные вопросы, удовлетворении любопытства называются интеллектуальными потребностями.
5. Вера в божественную власть или просто потребность верить называется духовной потребностью. Такие потребности помогают людям обрести спокойствие, переживать неприятности и др.
6. Необходимость самовыражения посредством творчества называется творческой нуждой (потребностями).
Все перечисленные потребности личности – это часть каждого человека. Удовлетворение всех основных нужд, желаний, потребностей человека способствуют его здоровью и позитивному настрою во всех деяниях. Все основные потребности обязательно обладают цикличностью процессов, направленностью и напряженностью. Все потребности в процессах их удовлетворения закрепляются. Вначале удовлетворенная основная потребность временно притихает (угасает) для того, чтобы со временем возникнуть с еще большей интенсивностью.
Потребности, выраженные более слабо, но многократно удовлетворенные, постепенно становятся более устойчивыми. Существует определенная закономерность в закреплениях потребностей – чем многообразнее средства, используемые для закрепления нужд, тем более прочно они закрепляются. В этом случае потребности делаются основами поведенческих действий.
Нужда определяет весь адаптирующий механизм психики. Предметы реальности при этом отражаются как вероятные препятствия или условия для удовлетворения нужд. Поэтому любая основная потребность оснащена своеобразными эффекторами и детекторами. Возникновение основных потребностей и их актуализация направляет психику на определение соответственных целей.
psihomed.com
разбираемся с кругом баланса и потребностей
Оксана Шевченко
Иногда наша неудовлетворенность фоновая, неоправданная — кажется, что причин для такого состояние нет. Но от этого не легче. Для того, чтобы разобраться в себе, можно использовать простой инструмент.
Вы наверняка слышали о круге баланса, который часто предлагается специалистами как инструмент самоанализа. Но скажу сразу: как и любой другой универсальный инструмент, круг потребностей должен адаптироваться под каждого человека в соответствии с его индивидуальными особенностями. Хотя есть вещи, одинаковые для всех — провал в одной из значимых сфер и есть причина базовой неудовлетворенности. А круг помогает обнаружить этот провал.
Узнай о всех своих потребностях
Многие из нас не всегда знают о всех группах потребностей и сферах, которые нужно поддерживать и наполнять постоянно. И причин этому много. Иногда мы отключаем потребности (и знания о них) в раннем детстве, когда, скажем, на наш призыв мы регулярно получаем отказ (неудовлетворение). Иногда мы сами нивелируем что-то важное, ориентируясь на примеры из окружающей среды, а бывает, что темные пятна на круге баланса — результат болезненного опыта в, скажем, подростковом или юношеском возрасте.
Поэтому давайте сначала ознакомимся со стандартным кругом, который позволит нам узнать о всех потребностях.
Подготовительный этап для работы со своими потребностями
Все эти сферы жизни имеют довольно условные названия. Их можно и нужно расширять, называя их для себя наиболее значимыми словами.
- Свободное время — 15 минут утренней тишины или еженедельно 2-3 часа на реализацию всего, что нужно в этот момент? Или что для вас — свободное время, это когда что (с)?
- Карьера — непременный рост в должности, просто делать любимое дело, реализовать свой потенциал, усталость после трудового дня, реализованные проекты, признаниев своей сфере?..
- Деньги — много денег в банке, материальные доказательства их наличия, комфорт от их наличия, отложенные на черный день, быть богаче, чем те, кто рядом, быть спокойной за благополучие сейчас и в будущем имея финансовую подушку…
- Отдых — это не только и не столько с детьми на море, а самостоятельный трип по дороге Святого Якова… или просто спать, есть, читать, дышать в тихом месте, или шумно провести время с подругами. Какого отдыха вам сейчас не хватает?
- Ту часть, где семья и друзья можно разделить на две отдельные и подумать, не вытесняет ли одно другое. И заодно спросите у себя, что для вас семья и друзья? По идее, тут можно говорить о близости, привязанности, про «быть в кругу единомышленников» и о признании значимыми людьми. Возможно, именно тут и прячется потребность в безусловной любви, которую мы не получили в раннем детстве и ищем сейчас…
Проходя по кругу, вписывая туда значимые для вас значения, старайтесь сканировать внутренним эмоциональным лучом, что резонирует больше, а что меньше, где много злости, где радость, а где — пустота и нежелание даже смотреть в эту сторону (часто за этим прячется болезненный опыт).
Определить, чем наполнены все сферы круга баланса
Настроив свой внутренний инструмент, начинайте вписывать все, что соответствует вашим запросам в каждый сегмент и давайте всему этому количественную оценку. К примеру, сколько раз в месяц вы отдыхаете так, как вам нужно (не так, как нужно отдыхать по мнению внутреннего родителя или еще кого-то, а так, как вам необходимо)?
Сколько у вас свободного времени именно в том формате, как вам нужно? Что с друзьями — вы чувствуете принадлежность, плечо рядом, принятие — или нет? Сколько времени, ресурса вы тратите на семью и сколько получаете?
Вряд ли у вас получится все и сразу вместить в один круг, поэтому берите в работу несколько шаблонов. Перепроверяйте вписанные потребности и достижения своим внутренним измерителем истинных потребностей, корректируйте, добавляйте.
Заложите на такую работу три дня.
А потом перенесите на чистовик графическое изображение вашего самоанализа — сколько делений каждого сегмента у вас заполнено? Где у вас всего под завязку, а где отмечена только два деления? Разрисуйте для наглядности свою диаграмму. Вам сразу станет понятно, где у вас перебор, а где недобор. Плюс такого понимания — в осознанности, ведь за ним стоит самоанализ и заполнения круга потребностей по индивидуальным настройкам.
Что делать дальше?
Дальше круг баланса нужно отбалансировать — добавить ресурса в пустоты, уменьшить там, где перебор.
В этом сложном деле мы опять же ориентируемся на себя и свои нынешние ощущения. Скажем, если раньше вам хорошо отдыхалось с книгой на даче, то это не значит, что сейчас все будет так же. Возможно, вам не хватает активного отдыха в одиночестве или курса массажа… Если всем хорошо среди друзей, то это не значит, что и вам это подходит. Возможно, вам нужно поехать к бабушке в деревню и поработать на огороде (ну мало ли…) Будьте честны с собой.
А еще возможно, что те, кто должен поддерживать и дарить близость, отбирают силы, потому что стали токсичными в отношениях. Так тоже бывает. И тогда можно просто уменьшить контакт, по возможности, и найти другие способы наполняться уважительным к себе отношением и признанием.
Хорошо держать все ваши круги баланса и потребностей в близком доступе, корректировать, добавлять, усиливать… Через месяц такой работы у вас должна с одной стороны получиться более честная и ясная картина, с другой — немного отбалансированная… жизнь. Коррекцию своей жизни нужно продолжать и дальше. Так как вы в самом начале вашего осознанного пути к себе.
Фото:depositphotos.com
Читайте также
4mama.ua
развитие, цель, формирование, формы, потребности, определение
Что помогает существам прогрессировать в эволюции — заинтересованность.
Интерес — это эмоция, чувство, внимание, любопытство к объектам, в решимости узнавать, расширять свой кругозор.
Ребенок начинает познавать этот мир. Видит сначала вокруг цвета, образы, но не понимает их смысла. Потом появляется интерес все потрогать, попробовать на вкус. Именно любопытство, как и эмоциональное ощущение, помогает ему развиваться, узнавать все новые предметы.
По мере взросления у ребенка это чувство развивается, его кругозор расширяется. Любопытство приводит разум к развитию, пытливости, что делает личность уникальной. Также эта эмоция может привести к дурным наклонностям, от которых многие не могут отказаться.
Потребности
Так как человек не может обходиться без сна, воды, пищи, тепла, возникают потребности. Они побуждают к действию. Это внутреннее состояние психики, нехватки чего-либо. От этой необходимости формируется личность, индивидуальность. Существует два типа: осознаваемые – они становятся интересами; неосознанные – выявляются эмоционально.
Потребности влияют на состояние индивидуума, на его мышление. Насколько они удовлетворены, настолько личность чувствует себя счастливой. Надобность может быть настолько сильной, что пока человек не удовлетворит ее, он ни о чем другом думать не сможет. Например: чувство холода или жары. Пока не согреется или не спасется от зноя, он будет искать средство для достижения этих целей.
Уровень развития, условия жизни зависят от количества потребностей.
Чем обширнее кругозор, тем интересней и увлекательней становится жизнь. Именно осознанная потребность выявляет интерес.
Общие интересы
Закономерные связи, между заинтересованностями в области жизнедеятельности и определение их в месте общей системы по характеру людей, классифицируют интересы.
- Личные – состоят в развитии, в удовлетворении своих пожеланий, своих нужд.
- Общественные – объединение людей с общими целями, для поддержания общества, традиций, культуры и их развития.
- Государственные – политическая система. Защита территории страны, народа, экономическая и социальная стабильность, защита законов, правопорядка, развитие государства, международные отношения с другими странами.
Преобразование увлечений отдельных субъектов с интересами общества и государства – это основа жизнедеятельности.
Этот фактор движет в развитии страны и ее жителей.
Интерес человека
Эти эмоции бывают устойчивые и неустойчивые. Устойчивые – сохраняются надолго. Они говорят о преодолении препятствий, трудностей целедостижения, для свершения своего интереса. Неустойчивые, когда заинтересованность пропадает или пугают сложности.
Также эти чувства делятся на пассивные и активные. Когда мимо человека промелькнет интересное событие, которое на него никак не повлияет или, он созерцает картины, читает книги и смотрит фильмы, при этом действий принимать никаких не надо – это пассивный интерес. При активном – наоборот, действие играет значимую роль. Может также послужить толчком к развитию способностей и навыков.
Виды
- Материальный – достижение и удовлетворение желаний. А также потребностей для личных целей, лучшей жизни, с помощью материальных ценностей: найти хорошо оплачиваемую работу, купить одежду, квартиру, дом, путешествия, развлечения…
- Духовный – личностный рост, за счет самообразования, самопознания. Выявление и развитие своего потенциала и талантов: в музыке, в авторстве, в духовном развитии, в науке, живописи…
- Личный – индивидуальные желания, потребности, в которых заинтересован сам человек. Это вкус, одежда, стиль, хобби…
- Социально общественный – обобщенность и внимание к деятельности группы людей, страны, нации… Проявляется в политике, образовательных учреждениях, экологии, экономики…
- Непосредственный – целенаправленное стремление к достижению результата. Человека увлекает процесс деятельности, он полностью им поглощен. Например: научиться танцевать или рисовать для себя, а не для выступлений и выставки. Получить образование в целях развития, а не для диплома…
- Опосредованный – инертное достижение ради самого результата. Получение образования ради диплома. Купить вещь ненужную ради престижа. Выбрать профессию неинтересную, но приносящую доход…
Склонности и наклонности
Между этими понятиями много схожего и различного.
Склонный к чему-либо индивид, может не проявлять заинтересованность к действию. Например: склонность проявляется к математике, а человек любит читать. Ему увлекательнее познавать мир литературы, чем решать задачи.
Склонность также может выявить способности, определить дальнейшую деятельность и судьбу субъекта. Раскрыть его таланты, потенциал. Направление кругозора, также определяется влечением к предмету увлечения.
Если склонность – это способность, то наклонности – это тяга к чему-то с пристрастием. Выявляются в виде дурных наклонностей: тяга к убийству, алкоголизм, наркомания. Есть теория, что наклонности проявляются из-за психических травм. С рождением на генетическом уровне.
Как развить интерес
Важно, чтобы интерес не ослабевал, иначе это приведет к неудовлетворенности жизнью и депрессиям. Надо держать его в тонусе, развивать. Чувство увлеченности главное в развитии этой эмоции.
- Вспомните чувство радости, удовлетворения, когда вы увлеченно занимались каким-то делом. Не замечали, как проходит время за любимым занятием. Вас не интересовали люди, отвлекающие факторы, вы создавали и творили.
- Даже незначительное пристрастие имеет значение. Любое неудовлетворенное желание приведет к психологическим последствиям. Лучше пропустить через себя разные увлечения, чтобы найти свой интерес.
- Скуку, уныние, безделье надо избегать. Если вы ничем не интересуетесь, погуляйте по свежему воздуху, прислушайтесь к себе – ваше подсознание и тело подскажут ответ на вопрос. Доверяйте себе, а также своей интуиции.
- Научитесь все доводить до конца. Это должно стать правилом, которое передадите своим детям. Так как первое увлечение идеей, если не довести ее до конца, не даст результата, а процесс, сам по себе, превратится в приключение.
- Способности надо развивать, так как все строится не только на эмоциях, но также на умении. Работа над собой выявит у вас способности, а уже в ваших руках их развить. Если есть желание достигнуть результата, не надо терять увлеченность.
- Встречайтесь, общайтесь с людьми, смотрите по сторонам. Удивляйтесь и увлекайтесь. Вокруг много различных идей, эмоций, впитывайте их.
Эпилог
Экспериментируйте, не бойтесь познавать, узнавать новое. Получайте опыт. Удовлетворяйте все, даже маленькие, желания и потребности. Кто знает, может именно они приведут на тот интерес, который откроет ваш потенциал. Выведет на, приносящую удовлетворение, деятельность. Изменит жизнь. Поможет преодолеть препятствия, найти новых интересных людей.
Жизнь станет ярче, насыщенней, а результат принесет положительные эмоции, повысит самооценку, что даст стимул идти дальше.
onona.online