Ксенофобские: что это простыми словами, примеры, виды
что это простыми словами, примеры, виды
Приветствую Вас, друзья!
Ксенофобия сопровождает человечество на протяжении всей истории, но сегодня эта тема актуальнее, чем когда-либо. Люди стали намного мобильнее, и времена, когда семья на протяжении многих поколений жила в одном доме, давно закончились. Для представителя современной молодёжи нормально родиться и вырасти в одном городе, найти себе пару в другом, а детей воспитывать в третьем. И расстояние между этими городами часто измеряется сотнями километров. Казалось бы, вот оно – время настоящей свободы! Но ситуацию омрачает обострившаяся проблема ксенофобии.
Людям свойственно настороженно относиться к тем, кого они считают чужаками. Но иногда опасения перерастают в выраженную неприязнь и даже агрессию. Сегодня мы разберемся с тем, что такое ксенофобия, почему она возникает и как с ней бороться. Сразу оговоримся, что настороженное отношение ко всему чужому – вполне нормальное явление, заложенное в нашей природе ещё с доисторических времён. Но мы живём в современном цивилизованном обществе, а значит, далеко не все природные инстинкты сегодня уместны.
Что такое ксенофобия?
Ксенофобия – это ярко выраженная неприязнь ко всему, что воспринимается как чужеродное. Обычно ксенофобия возникает в отношении представителей других национальностей, культур и вероисповеданий. Она проявляется в том, что человек отказывается воспринимать другого как равного себе, относясь к нему со страхом, презрением или враждебностью. При этом эмоциональное неприятие бывает настолько сильным, что у человека возникает желание физической расправы над «чужаком». И довольно часто подобные переживания перерастают в открытую агрессию.
Термин «ксенофобия» имеет греческое происхождение. Он образован от слов xenos (чужой) и phobos (страх). Соответственно, переводится он как «боязнь чужого». Достаточно часто ксенофобия направлена на людей, принадлежащих к определенной нации, вероисповеданию или меньшинству, выделенному по какому-то конкретному признаку. В таких случаях используются соответствующие термины: исламофобия, христианофобия, русофобия, кавказофобия, синофобия (антикитайские настроения), гомофобия и прочее.
Причины ксенофобии
Психологи считают, что ксенофобия формируется в процессе воспитания под влиянием культурной среды, но имеет генетическую предрасположенность. Боязнь чужого инстинктивна, поэтому нет ничего удивительного в том, что у разных людей она в разной степени заложена на генетическом уровне. Однако решающую роль всё же играет набор установок, полученных человеком в процессе взросления.
В некоторых ситуациях ксенофобия может возникать у взрослых людей, изначально к ней не предрасположенных. Обычно подобные случаи объясняются сильными эмоциональными потрясениями. При этом подверженность человека ксенофобии сопутствует низкому уровню критического мышления. Если человеку свойственно разделять все предметы и явления на «белое» и «чёрное», то вполне очевидно, что и людей он будет делить на «своих» и «чужих».
Ксенофобия существовала всегда. Древние наскальные рисунки помимо сцен охоты изображают и боевые столкновения между вооруженными группами людей. А ученые, которые изучают кроманьонцев, живших примерно 30-40 тысяч лет назад, утверждают, что каждый третий найденный ими скелет имеет следы насильственной смерти, оставленные другим человеком.
Доисторические времена для первобытных людей были крайне сложными, поэтому им приходилось конкурировать за ресурсы. И если племя замечало приближение чужаков, наивно было предполагать, что те идут с подарками. Превентивная ксенофобия спасала целые племена от уничтожения, поэтому прочно закрепилась в инстинктах наших предков и передалась нам.
Советский и российский биолог Виктор Дольник предложил более глубокое объяснение ксенофобии. Ученый указывал, что животным свойственна агрессия, направленная на биологически близкие виды и подвиды. По его мнению, ксенофобия вполне может объясняться тем, что человек воспринимает непохожих на него людей за представителей другого биологического вида, и у него активизируется примитивный животный инстинкт. В качестве триггера (что такое триггер?) может выступить даже незнакомый язык или необычная форма одежды.
Войны были основным занятием человечества на протяжении всей истории. При этом именно ксенофобия была и остаётся главным движущим механизмом подобных конфликтов. Поэтому войны продолжались во все времена и на всех континентах, заселенных людьми. Кочевые племена на территории Евразии совершали налеты на сородичей, ведущих оседлый образ жизни. Индейские племена на американских континентах воевали друг с другом на протяжении веков, но потом пришли европейцы, и войны перешли на новый уровень. И всё перечисленное было нормой.
Сегодня мы можем сказать, что подобное «варварское» поведение осталось в прошлом. Каждая страна пытается построить цивилизованное общество, в котором все люди имеют равные права и возможности. Увы, ксенофобские настроения в современных реалиях только усиливаются. Люди находят разные причины и оправдания: «мигранты забирают наши рабочие места», «у них низкий уровень культуры», «среди них много преступников». Однако настоящей причиной ксенофобии был и остаётся примитивный инстинкт, всегда присутствовавший у человека.
Виды и формы ксенофобии
Патологическая боязнь чужаков может принимать одну из двух форм:
1. Открытая ксенофобия. Человек не стесняется признавать и демонстрировать собственные идеологические взгляды. Он открыто поддерживает дискриминацию меньшинств и проявляет агрессию по отношению к ним.
2. Скрытая ксенофобия. Человек не признаёт наличия данной боязни, но его пугает и отталкивает всё, что не вписывается в рамки его морали (что такое мораль?).
Также различные проявления ксенофобии делят на 4 типа, в зависимости от того, по какому признаку определяются «чужаки»:
1. Религиозная. Традиционно вероисповедание является одним из важнейших факторов, провоцирующих ксенофобию. В современном мире чаще всего наблюдается нетерпимость по отношению к мусульманам. Это связано с тем, что исламские экстремисты совершают террористические акты, прикрываясь религией, чем дискредитируют всех последователей ислама.
2. Этническая (расовая). Старейшая форма ксенофобии. Заключается во враждебном отношении к представителям других рас и народностей, особенно если их внешность заметно отличается. Многие разновидности этнической ксенофобии имеют собственное название: русофобия, кавказофобия, синофобия (неприязнь к китайцам), антисемитизм.
3. Социальная. Неприязненное отношение к социальным слоям и группам. В эту группу входит гомофобия (неприязнь к представителям сексуальных меньшинств), гандикапизм (предрассудки по отношению к инвалидам) и прочие фобии, направленные на определенные меньшинства, выделяющиеся на фоне «нормального» большинства.
4. Территориальная. Нетерпимость к иностранцам, независимо от их внешности, вероисповедания и взглядов. Любого иностранца такой ксенофоб воспринимает как захватчика, претендующего на его женщин, землю и прочие блага. Территориальная ксенофобия – это явление, существующее в разных масштабах. Она достаточно остро проявляется на уровне небольших населенных пунктов (вряд ли кому-то нужно объяснять смысл фразы «Погнали наши городских»).
Примеры ксенофобии
История знает много случаев, когда ксенофобия приводила к масштабным трагедиям. Все известные геноциды совершались из ксенофобских побуждений. Причиной могли быть этнические или религиозные взгляды, но во всех подобных случаях люди поддавались неудержимой ненависти к тем, кого считали угрозой для себя. Также именно ксенофобия стала причиной большинства войн. Да, люди воевали за ресурсы и земли. Но чтобы народ посчитал приемлемым воевать со своими соседями, были необходимы ксенофобские настроения, и правители всегда умело этим пользовались.
Религиозные войны средних веков можно считать ярчайшими историческими примерами ксенофобии, ведь основной мотивацией в них была именно борьба с чужой религией. Такие войны происходили как в глобальном масштабе (Крестовые походы), так и в локальном (войны 16-17 веков между протестантами и католиками в Европе). В данном контексте стоит также упомянуть противостояние старообрядцев и новообрядцев на Руси. Вторая мировая война, ставшая самой кровавой и жестокой в истории, тоже произошла из-за ксенофобских настроений, которые удачно культивировала в немецком обществе NSDAP (партия Гитлера).
Как избавиться от ксенофобии?
Пытаясь лучше понять, что такое ксенофобия и как она возникает, психологи обнаружили, что она довольно часто становится следствием недовольства собственной жизнью (как сублимация, только со знаком «минус»). Ксенофобия захватывает все мысли человека, позволяя отвлечься от повседневной суеты и переживаний (а заодно и обвинить чужаков в собственных проблемах). Поэтому хорошим способом борьбы с ксенофобией является увлеченность собственной жизнью. Если человек начнёт усиленно заниматься собой и близкими, ему некогда будет думать о чужих и далёких людях, не имеющих к нему никакого отношения.
Если вы чувствуете, что у вас присутствуют ксенофобские настроения, от которых не удаётся избавиться описанным выше способом, воспользуйтесь следующими советами:
1. Сразу же определяйте причину неприязни. Поймав себя на мысли, что вы испытываете негативные чувства по отношению к другому человеку, постарайтесь найти объективную и логичную причину для этого. Вполне вероятно, что негативные переживания исчезнут сразу после осознания, что причина отсутствует.
2. Научитесь управлять эмоциями
3. Примите и полюбите себя. Часто причиной ксенофобии становится неосознанное недовольство собой. Научившись ценить себя, свои способности и возможности, вы избавитесь от данной причины.
4. Воспитывайте в себе толерантность. Людям сложно быть толерантными, поскольку они боятся, что «чужаки» будут конкурировать с ними за ресурсы. Но представьте, что у вас есть всё необходимое: семья, жильё, хороший доход и уверенность в будущем. Разве в таком случае у вас останутся причины недолюбливать чужаков? А ведь ваше благополучие зависит только от вас, но не от них. Поэтому будьте одинаково открыты и благожелательны ко всем людям, независимо от их национальности, религии, сексуальной ориентации и цвета штанов. Более подробно о толерантности, её плюсах и минусах, читайте в этой статье.
5. Избавьтесь от психических травм. У любого человека может присутствовать «завалявшаяся» с детства психическая травма, о которой он не подозревает. Возможно, несколько бесед с психотерапевтом помогут избавиться от навязчивых переживаний о чужаках и сконцентрироваться на собственной жизни.
Заключение
Ксенофобия – это инстинктивная настороженность по отношению к чужакам. Это примитивный инстинкт, доставшийся нам от предков, сыгравший важнейшую роль в человеческой истории и имевший значение ещё в прошлом веке. Но сегодня мы живём совершенно не в том мире, в котором жили наши бабушки с дедушками и даже родители, когда были в нашем возрасте. Границы открыты, а билеты доступны, благодаря чему каждый человек может беспрепятственно слетать в другую страну.
Тысячи уникальных культур ежедневно соприкасаются всеми гранями. И это совершенно новое явление, потому что ничего подобного не могло быть буквально полвека назад. Увы, не всем людям это нравится, и многие по-прежнему стремятся к самоизоляции, продолжая жить стереотипами средних веков. Поэтому сегодня каждый человек, желающий жить в более благополучном, современном и цивилизованном мире, должен бороться с любыми проявлениями ксенофобии, искореняя её в первую очередь в себе.
Ксенофобия — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ксенофо́бия (от греч. ξένος «чужой» + φόβος «страх») — страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого, как опасного и враждебного. Возведённая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей[1].
Предпосылки
Биологическая основа ксенофобии
В. Р. Дольник указывал на то, что у животных существует явление этологической изоляции — агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. По мнению Дольника, для человека настороженная реакция на непохожих людей неизбежна и биологически нормальна. Также у человека различия, связанные с языком, традицией, культурой, одеждой, прической, религией, могут создавать внешнее впечатление другого вида и включать данный механизм. Таким образом, по мнению этологов, расовое и национальное неприятие имеет в своей основе сбой поведенческой программы, рассчитанной на другой случай — видовые и подвидовые различия[2].
По мнению В. Р. Дольника, ксенофобия является сбоем генетического механизма, что объясняет её иррациональность и неподверженность рациональным доводам. Самоошибочное функционирование генетической программы также может быть генетически детерминировано[3].
Ксенофобия могла возникнуть как инструмент адаптации в процессе эволюции, который способствовал выживанию и передаче генов потомкам. Так, страх перед незнакомцами мог быть, среди прочего, основан на наблюдении, что чужаки могут быть разносчиками новых, а значит, очень опасных (из-за отсутствия нужных антител) для коренных жителей болезнетворных микроорганизмов[4].
История
Общемировые массовые фобии, основанные на ксенофобии, возникают в эпоху модерна. «Великие ксенофобии» формировались в Европе, но принимали общемировой характер и распространялись не только на страны «европейского мира». К началу XX века к «великим ксенофобиям» относились концепции «мирового еврейского заговора» и «желтой опасности». При этом две эти фобии могли сливаться в одну теорию мирового заговора. Так ультраправый российский политик Владимир Пуришкевич заявлял, что евреи сознательно саботируют борьбу с надвигающейся «желтой опасностью», дабы подорвать мощь России, а Михаил Меньшиков заявлял, что евреев и китайцев объединяет «экономический паразитизм» и «древнее притязание Азии владеть нами»[5].
В конце XX века и начале XXI века их вытесняют концепции «исламской угрозы» и «нашествия мигрантов». Однако встречаются и другие варианты использования концепций «великих ксенофобий», например, заявления о том, что «западная цивилизация» во главе с евреями преследует цель подавления «исламского мира» перед дальнейшим противостоянием с «желтой цивилизацией»[5].
Ксенофобия в России
По мнению руководителя аналитического отдела ВЦИОМ Леонтия Бызова, ксенофобские настроения всегда провоцировались ослаблением государственной власти[6]. Руководитель центра по изучению ксенофобии Института социологии РАН Эмиль Паин отметил, что социальное неблагополучие играет существенную роль в формировании ксенофобии. По его мнению, это обусловлено лишь существенно меньшим уровнем недоброжелательности к мигрантам другой национальности среди предпринимателей[7].
См. также
Примечания
- ↑ Ксенофобия // БРЭ. Т.16. М.,2010.
- ↑ Этология. Ру: Homo militaris
- ↑ Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. СПб., 2003. С. 72-75
- ↑ Гемават, Панкадж, 2013, с. 273.
- ↑ 1 2 Дятлов, Виктор Иннокентьевич. «Желтая опасность» как орудие «мирового еврейского заговора»: на границе «великих ксенофобий»// Азиатская Россия: сб. науч. ст. — Иркутск, 2010. — С. 313—329
- ↑ «53 процента толерантности», «Российская газета» — Федеральный выпуск № 3849 от 17 августа 2005, Леонтий Бызов: «Ксенофобские настроения всегда провоцируются слабостью государства».
- ↑ «Почему помолодела ксенофобия» «Независимая газета» от 2003-10-14, Эмиль Абрамович Паин — руководитель центра по изучению ксенофобии Института социологии РАН: «Лишь одна группа опрошенных — предприниматели — продемонстрировала существенно меньший уровень недоброжелательства к иноэтническим мигрантам, хотя и в этой группе 50 % респондентов заявили, что их отношение к мигрантам „скорее отрицательное“ и „резко отрицательное“».
Литература
Ссылки
Ксенофобия — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ксенофо́бия (от греч. ξένος «чужой» + φόβος «страх») — страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого, как опасного и враждебного. Возведённая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей[1].
Предпосылки
Биологическая основа ксенофобии
В. Р. Дольник указывал на то, что у животных существует явление этологической изоляции — агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. По мнению Дольника, для человека настороженная реакция на непохожих людей неизбежна и биологически нормальна. Также у человека различия, связанные с языком, традицией, культурой, одеждой, прической, религией, могут создавать внешнее впечатление другого вида и включать данный механизм. Таким образом, по мнению этологов, расовое и национальное неприятие имеет в своей основе сбой поведенческой программы, рассчитанной на другой случай — видовые и подвидовые различия[2].
По мнению В. Р. Дольника, ксенофобия является сбоем генетического механизма, что объясняет её иррациональность и неподверженность рациональным доводам. Самоошибочное функционирование генетической программы также может быть генетически детерминировано[3].
Ксенофобия могла возникнуть как инструмент адаптации в процессе эволюции, который способствовал выживанию и передаче генов потомкам. Так, страх перед незнакомцами мог быть, среди прочего, основан на наблюдении, что чужаки могут быть разносчиками новых, а значит, очень опасных (из-за отсутствия нужных антител) для коренных жителей болезнетворных микроорганизмов[4].
История
Общемировые массовые фобии, основанные на ксенофобии, возникают в эпоху модерна. «Великие ксенофобии» формировались в Европе, но принимали общемировой характер и распространялись не только на страны «европейского мира». К началу XX века к «великим ксенофобиям» относились концепции «мирового еврейского заговора» и «желтой опасности». При этом две эти фобии могли сливаться в одну теорию мирового заговора. Так ультраправый российский политик Владимир Пуришкевич заявлял, что евреи сознательно саботируют борьбу с надвигающейся «желтой опасностью», дабы подорвать мощь России, а Михаил Меньшиков заявлял, что евреев и китайцев объединяет «экономический паразитизм» и «древнее притязание Азии владеть нами»[5].
В конце XX века и начале XXI века их вытесняют концепции «исламской угрозы» и «нашествия мигрантов». Однако встречаются и другие варианты использования концепций «великих ксенофобий», например, заявления о том, что «западная цивилизация» во главе с евреями преследует цель подавления «исламского мира» перед дальнейшим противостоянием с «желтой цивилизацией»[5].
Ксенофобия в России
По мнению руководителя аналитического отдела ВЦИОМ Леонтия Бызова, ксенофобские настроения всегда провоцировались ослаблением государственной власти[6]. Руководитель центра по изучению ксенофобии Института социологии РАН Эмиль Паин отметил, что социальное неблагополучие играет существенную роль в формировании ксенофобии. По его мнению, это обусловлено лишь существенно меньшим уровнем недоброжелательности к мигрантам другой национальности среди предпринимателей[7].
См. также
Примечания
- ↑ Ксенофобия // БРЭ. Т.16. М.,2010.
- ↑ Этология. Ру: Homo militaris
- ↑ Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. СПб., 2003. С. 72-75
- ↑ Гемават, Панкадж, 2013, с. 273.
- ↑ 1 2 Дятлов, Виктор Иннокентьевич. «Желтая опасность» как орудие «мирового еврейского заговора»: на границе «великих ксенофобий»// Азиатская Россия: сб. науч. ст. — Иркутск, 2010. — С. 313—329
- ↑ «53 процента толерантности», «Российская газета» — Федеральный выпуск № 3849 от 17 августа 2005, Леонтий Бызов: «Ксенофобские настроения всегда провоцируются слабостью государства».
- ↑ «Почему помолодела ксенофобия» «Независимая газета» от 2003-10-14, Эмиль Абрамович Паин — руководитель центра по изучению ксенофобии Института социологии РАН: «Лишь одна группа опрошенных — предприниматели — продемонстрировала существенно меньший уровень недоброжелательства к иноэтническим мигрантам, хотя и в этой группе 50 % респондентов заявили, что их отношение к мигрантам „скорее отрицательное“ и „резко отрицательное“».
Литература
Ссылки
Ксенофобия — Википедия. Что такое Ксенофобия
Ксенофо́бия (от греч. ξένος «чужой» + φόβος «страх») — страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого, как опасного и враждебного. Возведённая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей[1].
Предпосылки
Биологическая основа ксенофобии
В. Р. Дольник указывал на то, что у животных существует явление этологической изоляции — агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. По мнению Дольника, для человека настороженная реакция на непохожих людей неизбежна и биологически нормальна. Также у человека различия, связанные с языком, традицией, культурой, одеждой, прической, религией, могут создавать внешнее впечатление другого вида и включать данный механизм. Таким образом, по мнению этологов, расовое и национальное неприятие имеет в своей основе сбой поведенческой программы, рассчитанной на другой случай — видовые и подвидовые различия[2].
По мнению В. Р. Дольника, ксенофобия является сбоем генетического механизма, что объясняет её иррациональность и неподверженность рациональным доводам. Самоошибочное функционирование генетической программы также может быть генетически детерминировано[3].
Ксенофобия могла возникнуть как инструмент адаптации в процессе эволюции, который способствовал выживанию и передаче генов потомкам. Так, страх перед незнакомцами мог быть, среди прочего, основан на наблюдении, что чужаки могут быть разносчиками новых, а значит, очень опасных (из-за отсутствия нужных антител) для коренных жителей болезнетворных микроорганизмов[4].
История
Общемировые массовые фобии, основанные на ксенофобии, возникают в эпоху модерна. «Великие ксенофобии» формировались в Европе, но принимали общемировой характер и распространялись не только на страны «европейского мира». К началу XX века к «великим ксенофобиям» относились концепции «мирового еврейского заговора» и «желтой опасности». При этом две эти фобии могли сливаться в одну теорию мирового заговора. Так ультраправый российский политик Владимир Пуришкевич заявлял, что евреи сознательно саботируют борьбу с надвигающейся «желтой опасностью», дабы подорвать мощь России, а Михаил Меньшиков заявлял, что евреев и китайцев объединяет «экономический паразитизм» и «древнее притязание Азии владеть нами»[5].
В конце XX века и начале XXI века их вытесняют концепции «исламской угрозы» и «нашествия мигрантов». Однако встречаются и другие варианты использования концепций «великих ксенофобий», например, заявления о том, что «западная цивилизация» во главе с евреями преследует цель подавления «исламского мира» перед дальнейшим противостоянием с «желтой цивилизацией»[5].
Ксенофобия в России
По мнению руководителя аналитического отдела ВЦИОМ Леонтия Бызова, ксенофобские настроения всегда провоцировались ослаблением государственной власти[6]. Руководитель центра по изучению ксенофобии Института социологии РАН Эмиль Паин отметил, что социальное неблагополучие играет существенную роль в формировании ксенофобии. По его мнению, это обусловлено лишь существенно меньшим уровнем недоброжелательности к мигрантам другой национальности среди предпринимателей[7].
См. также
Примечания
- ↑ Ксенофобия // БРЭ. Т.16. М.,2010.
- ↑ Этология. Ру: Homo militaris
- ↑ Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. СПб., 2003. С. 72-75
- ↑ Гемават, Панкадж, 2013, с. 273.
- ↑ 1 2 Дятлов, Виктор Иннокентьевич. «Желтая опасность» как орудие «мирового еврейского заговора»: на границе «великих ксенофобий»// Азиатская Россия: сб. науч. ст. — Иркутск, 2010. — С. 313—329
- ↑ «53 процента толерантности», «Российская газета» — Федеральный выпуск № 3849 от 17 августа 2005, Леонтий Бызов: «Ксенофобские настроения всегда провоцируются слабостью государства».
- ↑ «Почему помолодела ксенофобия» «Независимая газета» от 2003-10-14, Эмиль Абрамович Паин — руководитель центра по изучению ксенофобии Института социологии РАН: «Лишь одна группа опрошенных — предприниматели — продемонстрировала существенно меньший уровень недоброжелательства к иноэтническим мигрантам, хотя и в этой группе 50 % респондентов заявили, что их отношение к мигрантам „скорее отрицательное“ и „резко отрицательное“».
Литература
Ссылки
Ксенофобия и ее разновидности — Психолог
Ксенофобия — эмоциональная неприязнь к людям других наций, социального положения или вероисповедания, иногда переходящая в открытую ненависть и желание физически уничтожить «чужих», инакомыслящих индивидов или, по меньшей мере, удалить их со своей территории.
Ксенофобия зарождается глубоко в подсознании человека, потому она не имеет рациональных и логических обоснований.
Формирование в ходе эволюции
Учёные, опираясь на факт наличия у животных этиологической (видовой) изоляции и агрессии к ближайшим подвидам и видам, выводят гипотезу, что настороженность человека в отношении людей, непохожих на него внешне или ментально, вполне нормальна и имеет биологическое обоснование.
Сегодня нет видов, с которыми человек мог бы скреститься, но поскольку они были на ранних этапах эволюции, у людей до сих пор вызывают опасения иные языки, традиции, одежды и кулинарные предпочтения людей из других народов. Именно близкое соприкосновение с ними запускает механизм ксенофобии внутри человеческого сознания.
Развитие в индивидуальном сознании
Хотя суть ярких проявлений ксенофобии абсолютно иррациональна, она может пытаться оправдать себя логически. Например, индивид объясняет неприязнь к группе лиц А тем, что ей свойственны дурные манеры общения группы лиц Б, а неприятие манер группы Б — тем, что они свойственны группе лиц А.
При этом возникновению неприязни совсем не мешает отсутствие личного знакомства с людьми из группы А и манерами общения в группе Б.На примерах преодоления антисемитизма и гомофобии было замечено, что личные знакомства способствуют отступлению страха перед неизвестным и установлению более благожелательных отношений.
В России, по расчётам Льва Гудкова, пересечение разных ксенофобских объектов составляет 75-80%. То есть, россиянин может выбрать себе сразу несколько объектов ненависти: евреи, цыгане, африканцы, геи, американцы, таджики, азербайджанцы.
Ксенофобия не имеет клинических проявлений страха или паники, но при этом она «заразна» и легко распространяется. Люди, страдающие от ксенофобски настроенного большинства, могут сами проявлять ксенофобские настроения к таким же жертвам или к угнетающему их большинству.
Существует тонкая грань между ксенофобией и отстаиванием своих ценностных предпочтений. Когда порядочные люди избирательно отказываются от общения с аморальными и деградирующими индивидами, не делая общих заключений о народности, религии и профессии, к которой они принадлежат, это здоровый сознательный выбор развитой личности.
Виды
В зависимости от объекта, на который направлена ненависть, различают такие виды этой фобии:
Этнофобия — открытая дискриминация или предубеждённость против иных рас и этносов.
Религиозная ксенофобия (одна из самых древних) — нагнетание страхов и предубеждений против людей, принадлежащих к другим религиозным течениям.
Мигрантофобия (одна из недавно возникших) — страх численного превосходства беженцев, поселившихся на чужих территориях, их дискриминация и предубеждённость против них.
Гандикапизм — предвзятость в отношении людей с физическими недостатками и ограничениями.
Эйджизм — тенденциозное отношение к людям, достигшим или не достигшим определённого возраста.
Сексизм — ненависть к мужчинам или женщинам, вызванная тем, что они являются мужчинами или женщинами по своей половой принадлежности.
Гомофобия — страх перед людьми, предпочитающими однополую любовь и брачные союзы.
Число социальных фобий резко возрастает в экстремальных ситуациях и при социальных кризисах, вызванных представителями ненавидимого большинством меньшинства.
Массовые фобии
Кроме индивидуальных реакций возможно нагнетание ксенофобских настроений в массах людей посредством художественной литературы и СМИ.
Зарождение мировых массовых ксенофобий происходит в эпоху модерна (1870—1910 год), их активно формировали в просвещённой Европе и распространяли по всему миру.
В начале 20 века особую популярность приобрели теории «мирового еврейского заговора» и «жёлтой опасности», в сознании радикально настроенных людей они соединялись в общую теорию мирового заговора.
К концу 20 века Европой овладевают концепции надвигающейся «интервенции мигрантов» и «исламской угрозы».
Восток также выдвигает свои концепции, заявляя, что «западный мир», возглавляемый евреями, настроен на подавление «мира исламского» и противостояние «жёлтой цивилизации».
Крайние социальные формы
Расизм
В основе расовой дискриминации лежит деление рас на более и менее одарённые, физически развитые и интеллектуальные. Из этого разделения на «высшие» и «низшие» расы вытекает главенствующая роль первых и угнетаемая роль вторых.
Страны, правители которых являются адептами расизма, меняют свой внутренний политический уклад, внешнюю политику, заново переписывают историю мира и своей страны, пытаясь доказать правильность своих античеловечных воззрений.
На личном уровне приверженцы расизма могут рьяно вслух высказывать свои убеждения или помалкивать, прикидываясь толерантными. Но на практике они могут не трудоустраивать представителей ненавидимой расы, не позволять своим детям общаться и вступать в брак с ними.
Любой человек, страдающий расовой ксенофобией, говорит он о ней или нет, обладает паранойяльным мышлением и внутри себя разделяет людей на «правильных» и «неправильных». Причисляя себя к «правильным», он отказывается видеть негативное в себе и негатив, вытесненный из собственного сознания, переносит на «неправильных персонажей».
Экстремизм
Само слово экстремизм образовано от латинского слова «крайний», им обозначают политические движения и идейную приверженность к крайне жёстким и бескомпромиссным суждениям и действиям.
Как возникает экстремизм? Наиболее благодатное для развития экстремизма время — периоды социальных и экономических кризисов, за которыми следует обнищание населения страны, изменение политики государства в сторону тоталитаризма и подавления оппозиции.
Понимание того, что дипломатическими средствами изменения политики не добиться, толкает руководителей экстремистских движений к воздействию на низменные инстинкты обездоленных и малограмотных людей. Посредством лозунгов зажигательного характера, демагогии и слепого подчинения участников экстремистских организаций руководителям они проводят теракты, провоцируют массовые беспорядки и гражданское неповиновение.
Отличительные черты экстремизма:
неприемлемость компромиссов, переговоров, соглашений с официальным руководством страны;
наличие полного подчинения участников экстремистских движений руководителям;
базирование своей идеологии не на разуме и опыте, а на необразованности толпы, её примитивных инстинктах и предрассудках;
устремление к охлократии (власти толпы).
Экстремизм принимает политическую, религиозную, экологическую и националистическую форму.
Историческими примерами ксенофобии, перешедшей в форму экстремизма, являются: Крестовые походы, Контрреформация, фашизм и антисемитизм, составившие часть идеологии Третьего Рейха и проведения Второй мировой войны.
Источник
Ксенофобия — Википедия. Что такое Ксенофобия
Ксенофо́бия (от греч. ξένος «чужой» + φόβος «страх») — страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого, как опасного и враждебного. Возведённая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей[1].
Предпосылки
Биологическая основа ксенофобии
В. Р. Дольник указывал на то, что у животных существует явление этологической изоляции — агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. По мнению Дольника, для человека настороженная реакция на непохожих людей неизбежна и биологически нормальна. Также у человека различия, связанные с языком, традицией, культурой, одеждой, прической, религией, могут создавать внешнее впечатление другого вида и включать данный механизм. Таким образом, по мнению этологов, расовое и национальное неприятие имеет в своей основе сбой поведенческой программы, рассчитанной на другой случай — видовые и подвидовые различия[2].
По мнению В. Р. Дольника, ксенофобия является сбоем генетического механизма, что объясняет её иррациональность и неподверженность рациональным доводам. Самоошибочное функционирование генетической программы также может быть генетически детерминировано[3].
Ксенофобия могла возникнуть как инструмент адаптации в процессе эволюции, который способствовал выживанию и передаче генов потомкам. Так, страх перед незнакомцами мог быть, среди прочего, основан на наблюдении, что чужаки могут быть разносчиками новых, а значит, очень опасных (из-за отсутствия нужных антител) для коренных жителей болезнетворных микроорганизмов[4].
История
Общемировые массовые фобии, основанные на ксенофобии, возникают в эпоху модерна. «Великие ксенофобии» формировались в Европе, но принимали общемировой характер и распространялись не только на страны «европейского мира». К началу XX века к «великим ксенофобиям» относились концепции «мирового еврейского заговора» и «желтой опасности». При этом две эти фобии могли сливаться в одну теорию мирового заговора. Так ультраправый российский политик Владимир Пуришкевич заявлял, что евреи сознательно саботируют борьбу с надвигающейся «желтой опасностью», дабы подорвать мощь России, а Михаил Меньшиков заявлял, что евреев и китайцев объединяет «экономический паразитизм» и «древнее притязание Азии владеть нами»[5].
В конце XX века и начале XXI века их вытесняют концепции «исламской угрозы» и «нашествия мигрантов». Однако встречаются и другие варианты использования концепций «великих ксенофобий», например, заявления о том, что «западная цивилизация» во главе с евреями преследует цель подавления «исламского мира» перед дальнейшим противостоянием с «желтой цивилизацией»[5].
Ксенофобия в России
По мнению руководителя аналитического отдела ВЦИОМ Леонтия Бызова, ксенофобские настроения всегда провоцировались ослаблением государственной власти[6]. Руководитель центра по изучению ксенофобии Института социологии РАН Эмиль Паин отметил, что социальное неблагополучие играет существенную роль в формировании ксенофобии. По его мнению, это обусловлено лишь существенно меньшим уровнем недоброжелательности к мигрантам другой национальности среди предпринимателей[7].
См. также
Примечания
- ↑ Ксенофобия // БРЭ. Т.16. М.,2010.
- ↑ Этология. Ру: Homo militaris
- ↑ Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. СПб., 2003. С. 72-75
- ↑ Гемават, Панкадж, 2013, с. 273.
- ↑ 1 2 Дятлов, Виктор Иннокентьевич. «Желтая опасность» как орудие «мирового еврейского заговора»: на границе «великих ксенофобий»// Азиатская Россия: сб. науч. ст. — Иркутск, 2010. — С. 313—329
- ↑ «53 процента толерантности», «Российская газета» — Федеральный выпуск № 3849 от 17 августа 2005, Леонтий Бызов: «Ксенофобские настроения всегда провоцируются слабостью государства».
- ↑ «Почему помолодела ксенофобия» «Независимая газета» от 2003-10-14, Эмиль Абрамович Паин — руководитель центра по изучению ксенофобии Института социологии РАН: «Лишь одна группа опрошенных — предприниматели — продемонстрировала существенно меньший уровень недоброжелательства к иноэтническим мигрантам, хотя и в этой группе 50 % респондентов заявили, что их отношение к мигрантам „скорее отрицательное“ и „резко отрицательное“».
Литература
Ссылки
Есть ли ксенофобия и расизм в России
С 2018 года в России отмечается рост ксенофобских настроений, хотя на ее территории проживает более 180 этнических групп. «Афиша Daily» поговорила с представителями коренных народов Сибири, которые живут за пределами национальных республик, о том, с какими стереотипами и проблемами они встречаются и что думают о ксенофобии в родной стране.
Надежда Гаврильева
Красноярск, 26 лет
© Из личного архива
Я родилась и выросла в Якутске, затем шесть лет училась в Москве, стажировалась там в сфере рекламы и пиара, потом переехала с мужем в город Губкинский, в Ямало-Ненецком автономном округе, там ему предложили работу. А когда у нас родился ребенок, то мы уехали в Красноярск, где сейчас и живем.
Опасения, когда я уезжала учиться в Москву, были у родителей. Они говорили, что город большой, там могут быть не самые приятные люди. Знакомые, которые учились на старших курсах, рассказывали, что бывают преподаватели, которые могут игнорировать студентов другой национальности, но я с таким не сталкивалась. Бывало, что подходили ребята из универа и говорили «нихао» или «конишуа» с издевкой. Но со стороны одногруппников такого не было, все окружающие всегда со мной хорошо общались — и русские, и люди других национальностей. Все знакомые знали, где находится Якутск, но у многих о нем были только стереотипные представления: «О, у вас олени и алмазы».
Со съемом квартир в разных городах проблем особо не возникало. Арендодатели, когда я им звонила, слышали русское имя, хорошую речь и уже настраивались на позитив. При встрече они могли быть немного удивлены из‑за внешности, но это уже никак не влияло на дальнейшую сделку. Объявлений с пометкой «только лицам славянской внешности» действительно встречается много, приходилось их пропускать. Но была ситуация, когда попался очень хороший вариант, и мы решили позвонить владельцам. Мы хорошо пообщались и поехали смотреть квартиру — и все прошло нормально, никакого негатива со стороны хозяев я тогда не заметила.
В Красноярске много студентов из Китая. Мы однажды гуляли всей семьей, и кто‑то из проходившей рядом компании молодых людей громко сказал: «Тут опять китайцы». Мы с мужем ответили: «Нет, чувак, мы не китайцы». Ребята смутились и ушли. Мне не обидно, когда меня принимают за китаянку, пока это не перерастет в грубость.
Когда началась история с коронавирусом, но еще можно было гулять, на нас с сыном нехорошо смотрели и демонстративно обходили. Видимо, думали, что мы из Китая, и опасались.
Во время путешествий мы с мужем говорили, что мы из России. Иностранцы часто удивлялись: «Вы точно оттуда, может быть, тогда ваши родители из Китая или из Японии?» Обидно, что люди не знают, что у нас в стране много национальностей и россияне могут выглядеть по-разному.
Когда я слышу фразу «Россия для русских», мне, конечно, неприятно. Я надеюсь, что такого станет меньше. Но думаю, что и сейчас людей, настроенных негативно к другим национальностям, мало. Мне кажется, что расизм и ксенофобия в России существуют из‑за того, что страна у нас большая, и некоторые люди всю жизнь проживают в одном месте, не путешествуют, не знают о других территориях, на которых проживают люди азиатской внешности.
Ольга Доможакова
Новосибирск, 55 лет
© Из личного архива
Я руководитель Хакасского культурного центра в Новосибирске, занимаюсь сохранением и популяризацией культуры хакасского народа. Родилась в Абакане, но в раннем возрасте с семьей переехала в Кузбасс (Кемеровскую область), потому что папа, окончив Ленинградский горный институт, выбрал работу на Беловском цинковом заводе. В Кузбассе я окончила школу и институт, потом по распределению попала в Новосибирск. В мои школьные годы, это были 70-е, лиц нерусской национальности часто обзывали. В моей школе такого не было, отношения в классе были хорошими, нашу семью знали и уважали. Но за ее пределами незнакомые люди могли оскорбить без повода: узкоглазая, нерусь и прочее.
Добиваться карьерных успехов людям с нерусской внешностью непросто — сложилось представление, что они глупые. Хотя население, проживавшее на территории Хакасии, всегда было грамотным, о чем свидетельствуют наскальные рунические надписи, сохранившиеся с давних времен.
В советское время много было анекдотов о необразованных чукчах, в которых народов Сибири и Севера представляли как людей недалеких и безграмотных. Хотя вся их история говорит об обратном — о силе духа и сильной связи с землей и родом.
Я рада, что меня по жизни окружали хорошие люди. В Новосибирске я попала на оборонное предприятие, в замечательный инженерный коллектив, где мы друг другу помогали, вопрос о национальности не стоял. Конфликты на почве национальности возникают, как мне кажется, когда социальные условия становятся тяжелыми, потому что снижается духовность. Сегодня на улице, как раньше, уже не оскорбляют. Но если идет человек в плохом настроении, то он может пробурчать что‑то в мою сторону.
Наша хакасская общественная организация входит в Ассоциацию национально-культурных автономий и национальных организаций «Содружество», у нас их порядка 37, и мы между собой хорошо общаемся, проводим фестивали народов, ходим друг к другу на праздники. Вокруг меня люди, которые сохраняют культуру, говорят на своем языке, носят национальную одежду, не каждый день, но хотя бы по праздникам. И это так красиво! Когда грузин, например, надевает национальный костюм, исполняет свои танцы и песни, то он сразу преображается. А когда одевается в обычную современную одежду, то становится обезличенным.
Подробности по теме
«В школе я мечтала о русской фамилии»: как живут дети из межнациональных семей в России
«В школе я мечтала о русской фамилии»: как живут дети из межнациональных семей в РоссииСегодня есть большие изменения в отношении к коренным народам. Мы добились внимания к нашим проблемам, возросла гражданская активность. Однако к нам все еще не хотят прислушиваться. Так, в Хакасии активно работают угольные разрезы, которые уничтожают реликтовую Койбальскую степь, где целебный воздух и уникальные травы. А вместе с этим и культуру хакасов: археологические памятники и традиционное землепользование. Угольщики, не спрашивая коренное население, фермеров, которые всю жизнь там выращивают ячмень и пасут скот, забирают их земли. Люди протестуют, выходят на митинги, но никто их не слушает.
В последнее время интерес к культуре сибирских народов вырос. Из европейской части страны к нам часто приезжают туристы. В самом Новосибирске мы проводили фестивали и праздники, организовывали гастроли фольклорных групп «Ульгэр», «Айланыс», театра «Читиген». Новосибирцы с удовольствием приходили на концерты и удивлялись, что рядом с ними живет народ с таким культурным наследием. И хотя Хакасия находится через одну область от Новосибирской, не все об этом знают. Бывали случаи, когда люди спрашивали: «А Хакасия где‑то на Кавказе?» Чаще всего представления о коренных сибирских народах связаны только с шаманизмом. Приходится объяснять, что наша культура — это еще красивые национальные костюмы, горловое пение, уникальные музыкальные инструменты, археологические памятники.
Человек, который переселяется в большой город, неизбежно теряет связь со своей культурой, растворяется. Это касается любого народа. Сейчас среди молодежи есть разные мнения: кто‑то считает, что перспективнее учить китайский и английский языки и уехать за границу, но есть и те, кто интересуется своими корнями, учит родной язык, изучает традиции и осознает свою значимость как носитель национальной культуры. Знаю одно: все они рано или поздно приходят к истокам.
Идегел Намдан
Москва, 23 года
© Из личного архива
Я родился и вырос в Туве и уже четыре года учусь в Москве. Родители всегда поддерживали мое желание уехать, хотели, чтобы я получил образование в столице, тем более у мамы там прошли студенческие годы. Но с детства я слышал одну историю от взрослых: в апреле очень часто гуляют скинхеды (если не ошибаюсь, отмечают день рождения Гитлера), и люди попадают под раздачу — кого‑то избили, кого‑то пырнули ножом. Но это было в 2000-х годах.
На первом курсе преподавательница по этике спросила, правда ли, что в Туве происходит геноцид русских. Тогда, в 2016 году, статьи про мою республику писали многие, но это не так, никто никого не убивает. Серьезные межнациональные конфликты действительно были в 90-е, после распада СССР, республика даже хотела отделиться от России. Тогда были и стычки, и убийства. Это темная страница в истории Тувы, но времена изменились.
В университете я со всеми отлично общался, завел кучу друзей, дискриминации не было. Но было много шуток про тувинцев с ножами. На первом курсе одна девочка сказала, что ей посоветовали с тувинцами не гулять, не пить, потому что они могут всех порезать. Но я к этому отнесся с юмором (девочке тогда ответил: «Ой, не шути, а то сейчас нож достану»). Думаю, что эти вопросы вызваны любопытством, а не желанием меня обидеть. Я всегда дружил с русскими ребятами, учился с ними в одном классе и привык к таким черным шуткам, сам могу пошутить на такие темы.
Была только одна ситуация, которая вывела меня из себя. На паре я как‑то болтал с подругой, преподавательница сделала нам замечание: «Там, на последней парте, девочка в водолазке и китайский мальчик». Бывало, что преподаватели удивлялись, что я хорошо говорю по-русски, возможно, думали, что я студент из Китая (у нас их много). Но так, в открытую, никто не говорил, еще и при полной аудитории. В конце пары мы сдавали задание, я подписал работу «От китайского мальчика из Республики Тыва», после этого она перестала со мной здороваться. Эту историю я обдумывал целую неделю — как сотрудник МГУ мог так сказать? Меня задело это, потому что я считаю себя россиянином, частью этой страны, а когда меня отделяют, то хочется сказать: «Ребята, я же свой!»
Подробности по теме
«Нужно смотреть дальше цвета кожи»: как в России травят блогерку с африканскими корнями
«Нужно смотреть дальше цвета кожи»: как в России травят блогерку с африканскими корнямиНе все знают, где находится моя республика. Многие в университете спрашивали: «Тува, а это какая страна?» И я постоянно включал шарманку: «Это в России, республика граничит с Красноярским краем, Монголией». Или же говорили: «А, это откуда Сергей Шойгу?» Интересно получается: ты родился в России, всю жизнь прожил здесь и, когда тебе приходится поступить в университет в другой город, ты попадаешь совсем в другой мир, где о существовании твоего региона почти не знают.
В Москве большую роль играет внешний вид. Если на мне классические брюки, пальто, ботинки, то меня никто не остановит. Стоит надеть что‑то спортивное, меня обязательно попросят остановиться и открыть рюкзак, особенно в метро. Такое отношение я всегда связываю с политикой, с какой‑то пропагандой. Я всю жизнь слышу фразу «Россия для русских». Когда об этом постоянно говорят из телевизора, то у людей может сформироваться впечатление, что страна только из русских состоит.
Я четыре месяца провел в Америке по программе Work and Travel, там были ребята со всего мира. Когда мы знакомились, у всех был маленький шок, потому что для них Россия — исключительно европеоиды, светлокожие ребята с голубыми глазами. Американцы расспрашивали, как я, с азиатской внешностью, оказался там. И я начинал рассказывать, что Россия — вообще-то, многонациональная страна. Но самое интересное, что американцы спрашивали, притесняют ли меня в родной стране, есть ли у нас расовая сегрегация. Потому что у них это все еще существует. Я сказал, что сегрегации нет, я не чувствую притеснения. Сейчас классное время, мое поколение более толерантное, открытое, люди понимают, что если у тебя азиатская внешность, то это не означает, что ты хуже.
Почему в России существует ксенофобия?
Ольга Шевченкодоктор философских наук, профессор Института социологии и регионоведения ЮФУ
Ксенофобия — с одной стороны, способ социально-психологической защиты человека от внешних негативных воздействий, а с другой — эффективная политическая технология. Основа ксенофобии — страх чужого, поскольку все малознакомое способно нести скрытые угрозы. Это порождает у людей стремление провести видимые и невидимые границы между своим и чужим и таким образом справиться со страхом. Но эти границы не всегда естественны, напротив, они социально организованы и нередко сопровождаются намеренным формированием «образа врага». В этом аспекте ксенофобия — элемент политической технологии.
В истории человечества «образ врага» во всех его разновидностях всегда выступал в качестве эффективного пропагандистского инструмента, который использовался властью для тотального подчинения и управления общественным сознанием населения.
В России формирование этнорелигиозной ксенофобии в виде азиатофобии, исламофобии, юдофобии, кавказофобии обусловлено культурными, историческими и политическими факторами. Например, наличием реальной или потенциальной внешней угрозы от этнически и религиозно «чужих», принудительной культурной унификацией населения на присоединенных в результате войн территориях, политико-административным строительством централизованного государства.
Рост ксенофобии обусловлен в первую очередь духовным кризисом, сопровождающимся дезориентацией населения, дискредитацией прошлого и утратой понимания будущего страны. В настоящее время отсутствует система ценностей, способная объединить представителей различных этнических культур, не сформирована гражданская идентичность в стране. В ситуации духовного вакуума возрождаются способы консолидации на этнической или религиозной основе. Этому способствует затяжное кризисное состояние российского общества, а в подобных условиях усиливается деструктивная активность населения.
Подробности по теме
Нигериец, таджик и кореянка — о том, как жить в России с неславянской внешностью
Нигериец, таджик и кореянка — о том, как жить в России с неславянской внешностью Определениев кембриджском словаре английского языка
КСЕНОФОБНЫЙ | Определение в кембриджском словаре английского языка Тезаурус: синонимы и родственные слова .определение ксенофобии от The Free Dictionary
По его словам, мы полностью уверены, что это нападение на иностранных граждан является ксенофобией, потому что южноафриканцы говорят, что хотят, чтобы иностранцы покинули их страну ». В Twitter и Facebook он написал:« Трафарет, который я только что повесил в моем родном городе Бирмингем, Великобритания — мы смотрим из-за океана, но вместе с тем выступаем против ксенофобии в духе Ильхана Омара ».« Азербайджан проголосовал за резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН «Борьба с прославлением нацизма, неонацизма и других практик, способствующих развитию». разжигание современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости «в 2018 году», — говорится в докладе.Заседание этой группы, которое состоялось перед церемонией открытия, подробно обсудило пять важнейших вопросов чрезвычайной ситуации, сосредоточив внимание на важнейших вопросах ксенофобии, исламофобии, защиты мусульманских меньшинств во всем мире, тяжелого положения палестинского народа и гуманитарных кризис после циклона, обрушившегося на африканские страны Мозамбик, Малави и Зимбабве. Встреча группы, которая состоялась перед церемонией открытия, подробно обсудила пять важнейших чрезвычайных вопросов, сосредоточив внимание на критических вопросах ксенофобии, исламофобии, защита мусульманских меньшинств во всем мире, тяжелое положение палестинцев и гуманитарный кризис после циклона, обрушившегося на африканские страны Мозамбик, Малави и Зимбабве.Спикер заявил о полной поддержке Пакистана любых таких усилий. Заседание этой группы, которое состоялось перед церемонией открытия, подробно обсудило пять важнейших вопросов чрезвычайной ситуации, сосредоточив внимание на важнейших проблемах ксенофобии, исламофобии и защиты мусульманских меньшинств во всем мире. мир, тяжелое положение палестинского народа и гуманитарный кризис после циклона, обрушившегося на африканские страны Мозамбик, Малави и Зимбабве. В глобальном контексте, отмеченном миграцией внутри стран и между странами, мы, участники Конференции «Ксенофобия, расизм и Популистский национализм в контексте глобальной миграции »собрался в Риме с 18 по 20 сентября 2 () 1С.В последние годы ксенофобия стала мощным политическим фактором во многих частях нашего мира, особенно в Европе, воодушевляя крайне правые, экстремистские и фашистские силы. Университет Фредерика является одним из партнеров «Команды прерывателей ненависти: молодежь противодействует разжиганию ненависти». к мигрантам и меньшинствам посредством совместной и творческой кампании по борьбе с расизмом и ксенофобией, финансируемой совместно с европейской программой «Права, равенство и гражданство». «Все, что вам нужно знать о противодействии ксенофобии» — это трактат, наполненный фактами и фотографиями / ресурс для учащихся 6-х классов и старше из серии «Необходимая информация».Резюме: ТЕХРАН (FNA) — Президент Хасан Рухани заявил, что Иран поддерживает мир и стабильность во всем мире, и призвал найти средства защиты от расизма, ксенофобии и насилия. .Xenofobia — Википедия, la enciclopedia libre
La xenofobia (/ seno’fobja / o / eno’fobja /) [1] es la fobia al extranjero o inmigranzo, cuyascha manifestaciones el pueden pasando por diversos tipos de agresiones y, en algunos casos, desembocar en un asesinato. La mayoría de las veces la xenofobia se basa en el sentimiento exacerbado de protección de una nación, aunque también puede ir unida al racismo, o discinación ejercida en función de la raza.
Toda distinción, exclusión, Restriction o preferencia basada en motivos de raza, color, linaje u origen nacional o étnico que tenga por objeto o por resultado anular o Menoscabar el reconocimiento, goce o ejercicio, en los derediciones de libertades basicales en las esferas política, económica, social, culture o en cualquier otra esfera de la vida pública.
Artículo 1.º de CERD [2]
Al margen de su consideración ética, la xenofobia puede ser un delito.Numerosos Estados tienen tipificadas como delito las behavioras racistas y xenófobas. La Comunidad Europea aprobó, en septiembre de 2008, una ley contra el racismo y la xenofobia, teniendo los países miembros un plazo de dos años para adaptar sus lawaciones a esta ley. [3]
Probablemente las raíces de la xenofobia se encuentren en nuestra hominización. La organizationación de los primeros grupos humanos conllevaría enfrentamientos y вероятно exterminios entre grupos vecinos.El sentimiento xenófobo, la Prevention frente al extranjero, así, sería un rasgo evolutivo arcaico. Con la formación de sociedades ampias y permeables y el trasvase de información entre estas sociedades, veríamos al extranjero como portador de esa información y conocimiento. En nosotros coexistirían ambos arquetipos: negativo y positivo; [4] estando en nosotros la racionalización y contención del sentimiento xenófobo, el miedo al diferente, que podría ser innato, remiscente de nuestra Historia Evolutiva (lo que justificaría su Difícilón de la disosaciós) .
Ciertamente, aquellos que, por inclinación propia o formación recibida, pudieron beber de la «leche de las humanidades» и aprendieron, de las propias flaquezas, la dura lección de la imperfección y la vulgarosdo deumanas, que llamaríamos natural, […] a toda doctrina racista, cualquiera que sea su origen y foundationación, de raza o de frontera, de color o de sangre, de casta o Religión.
En la Grecia clásica pueden descubrirse ya rasgos xenófobos, unos rasgos que se aprecian en los escritos platónicos: la sobrevaloración de la «polis», de la propia cultura en detrimento de las demás. [5] В истории, в зависимости от цивилизаций и культур, в которых вступают в контакт, проявляются ксенофобии, входящие в состав цивилизаций и культур. Así wave el antijudaísmo, el racismo contra las etnias americanas, el racismo colony y neocolonial europeo en África, la repulsa a los gitanos. [6]
El siglo XX, su primera mitad, fue especialmente trágica con el exterminio de millones de personas, justificado por la xenofobia y el racismo. El juicio de Núremberg puso fin a ese periodo y se suponía endido.La realidad es que los movimientos nazis, neonazis, racistas y xenófobos han persistido, y reaparecen con mayor fuerza en los momentos de кризис, propicios para despertar los sentimientos xenófobos. [7] En la actualidad, la comunidad internacional muestra una creciente preocupación por la proliferación de estos grupos que, Principalmente, infiltrándose en movimientos sociales y encuadrados en partidos de ultraderecha.
Фактическое рассмотрение [редактор]
Todas las protestas, todos los clamores, todas las proclamaciones contra el racismo y la xenofobia son justos, necesarios y bienvenidos.
La xenofobia, el miedo al forastero, es un prejuicio arraigado en el Individual y en la sociedad. Dirigido al Individual, al colectivo o a ambos, se manifestiesta en su forma más leve con la indiferencia, la falta de empatía hacia el extranjero, llegando hasta la agresión física y el asesinato. «Entre los prejuicios xenófobos o racistas más extendidos están la superioridad culture del mundo occidental (eurocentrismo), el temor a la pérdida de la propia identitydad, la vinculación del paro y la delincuencia a emigrantes, y el robo de y trgas лос гитанос ». [8] El extranjero se convierte en el elemento amenazante en la percepción xenófoba.
El discurso xenófobo se centra en la Actualidad en la inmigración, proclama la superioridad de la cultura propia y pone como excusa a su rechazo xenófobo la falta de respuesta a sus pretensiones de que los inmigranyates asimilen esa propandia a cultura, считает низшим. Cuando la afirmación culture puede considerarse como un derecho que debe armonizarse con la законодательная и культурная рецепторы.
El derecho del inmigrante a mantener sus diferencias culturales solo podrá ser posible cuando las sociedades Receptoras renuncien a la ideología de la asimilación pura y simple de las comunidades extranjeras, para consentir la cohabitación Differnéras. Solo de esa manera la inmigración dejará de ser vista como un peligro para la Idea Cultura para pasar a ser Concebida como una posibilidad de enriquecimiento de esa cultura.
Лелио Мармота, Derechos Humanos y políticas migratorias . [9]
A la censura moral de la xenofobia se une que en numerosos países es también un delito. Эль 16 сентября 2008 года, en la cumbre de Bruselas, la Comunidad Europea aprobó la Ley contra la Xenofobia y el Racismo que condenar hasta con tres años de cárcel los comportamientos xenófobos y racistas. Los Estados miembros deberán adaptar sus законодательсйонес на Эль-Плазо-де-дос-аньос для созерцания комо-дельито:
- La incitación pública a la violencia o al odio dirigidos contra un grupo de personas o un miembro de tal grupo, Definido en relación con la raza, el color, la Religion, la ascendencia o el origen nacional o étnico;
- La comisión de uno de los actos a los que se refiere el apartado anterior mediante la diffusión o reparto de escritos, imágenes u otros materiales;
- La apología pública, la negación o la trivialización flagrante de los crímenes de genocidio, crímenes contra la humanidad y crímenes de guerra dirigida contra un grupo de personas Definido en relación con la razaional, el color, la origión, la origión o étnico. [10]
«Нет podemos dejar de resaltar que a contrapeso de actities, дискриминационные, расистские и ксенофобические, existen también Experiencias de apertura, acercamiento, Involucramiento que genera redes de solidaridad y espacios de intercambio, aprendidizajes que construndizajes». [9]
Véase también [редактор]
Ссылки [редактор]
- ↑ Primer caso con / s / según el Diccionario panhispánico de dudas (2005) de la Real Academia Española.Segundo caso es coloquial.
- ↑ En Bouza, 2002, parte del Artículo 1.º de la Convención Internacional sobre la Eliminación de todas las Formas de Discriminación Racial. Adoptada y abierta a la firma y ratificación por la Asamblea General en su resolución 2106 A (XX), de 21 de diciembre de 1965. Entrada en vigor: 4 de enero de 1969, de concidad con el artículo 19.
- ↑ Informe RAXEN 2008.
- ↑
Tendemos mucho más a maldecir a la naturaleza por lo que nos disgusta de nosotros mismos que a ensalzarla por lo que nos gusta.
Frans de Waal, El mono que llevamos dentro , Trad .: Ambrosio García Leal, Tusquets Editores, 2007, ISBN 978-84-8310-384-5 - ↑ [1] Василика Котофлек.
- ↑ Varios autores, Расизм и ксенофобия
- ↑ [2] Эстебан Ибарра, 2003.
- ↑ Эстебан Ибарра, 2033, стр. 27.
- ↑ a b Джудит Сальгадо
- ↑ Informe Raxen 2008.
Библиография [редактор]
- Blanco, Cristina, Las migraciones contemporáneas , Alianza Editor, 2000, ISBN 84-206-5755-7
- Bouza, Fermín, Xenofobia , 2002.
- Cotofleac, Vasilica Autoctonía y xenofobia
- Ибарра, Эстебан, Los crímenes del odis. Violencia skin y neonazi en España . Ediciones Temas de Hoy, 2003, ISBN 84-8460-311-3
- Informe Raxen 2008, Movimiento contra la Intlerancia, директор: Эстебан Ибарра.
- Miroslava A. Meza, Extranjeros, Derechos y Xenofobia , Centro de Documentación de Honduras Unidad de Estudio para la Prevención de la Discriminación. Хулио де 2005
- Español del Racismo y la Xenofobia, Evolución del racismo xenofobia en España. Informe 2008
- Salgado, Judith Discriminación, racismo y xenofobia , Universidad Andina Simón Bolívar, Сальвадор. Сентябрь 2003 г.,
- Varios autores, Racismo y xenofobia.Busqueda de las raíces , Fundación Rich, 1993 г.
- José Saramago, El escritor ante el racismo , Trad .: Eduardo Naval.
- Хоакин Аранго, UNED Illes Balears (Consultado el 31/03/2011)
- Jean Chaline, Del simio al hombre: una familia poco común , Ediciones Akal, S.A. Madrid 1997, ISBN 84-460-0588-3
Enlaces externos [редактировать]
- Wikcionario tiene Definiciones y otra información sobre xenofobia .
- El suicidio de Europa. Europa necesita el ingreso a su sistema labral de unos 20 millones de trabajadores extranjeros para sostener su declinanteconomía
- INADI, Instituto Nacional contra la Discriminación, la Xenofobia y el Racismo (Аргентина)
- Normativa sobre discriminación racial y xenofobia (STOP Discriminación)
- SOS Racisme Catalunya
- Naïr, Sami, La cris y los emigrantes , El País, 18.04.2009
- Naïr, Sami, ¿Xenofobio o Europa social? Эль Паис, 02.07.2009.
- Межамериканский конвент против расизма и формации дискриминации и нетерпимости
- Convención Interamericana Contra el Racismo, la Discriminación Racial y Formas Conexas de Intolerancia (2013)
- Web del Movimiento contra la Intlerancia. En la solapa Libros pueden descargarse publicaciones sobre la xenofobia y su lucha en contra.
- Межкультурное образование для социальных преобразований , Ширли Кэмпбелл Барр. (enlace roto disponible en Internet Archive; véase el Historial y la última versión).
- Rotundamente negra , Ширли Кэмпбелл Барр.