Мотивы это – МОТИВЫ — это… Что такое МОТИВЫ?

МОТИВЫ — это… Что такое МОТИВЫ?

(франц., ед. ч. motif, от лат. moveo – двигаю) – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определ. потребностей; совокупность внутр. психологич. условий, вызывающих, направляющих и управляющих человеч. действиями и поступками. Объект потребности, отражаясь в голове человека и побуждая к деятельности, выступает в качестве М., предполагающих более или менее осознанную цель действия. Отношение М. к цели действия выражает смысл деятельности. Т.о., М. не тождественны целям действия, образуя с ними единство. Одни и те же M. порождают различные по целям действия, сходные действия могут вызываться разными М.Поскольку потребности человека детерминированы его обществ.-историч. деятельностью, то и М., как форма проявления его потребностей, всегда означают «…то объективное, в чем эта потребность конкретизуется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» (Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 1959, с. 225–26). В качестве побуждений сознат. деятельности М. являются «идеальными силами» и «идеальными стремлениями». Материалистич. взгляд на М. человеч. деятельности состоит в том, чтобы, признавая существование идеальных побудит. сил, не останавливаться на них, а идти к их движущим обществ.-историч, причинам, к-рые в головах действующих людей принимают форму данных M. или побуждений. М. могут выступать в форме образов, мыслей и волевых стремлений, отличаясь значит. многообразием. В зависимости от того, насколько осознаны М., различают влечения и желания. Влечения – это М. деятельности, представляющие собой еще не дифференцированную, недостаточно отчетливо осознанную потребность. Желание как М. деятельности характеризуется осознанностью потребности, при этом опознаваться могут не только объекты потребности, но и возможные пути ее удовлетворения. Среди разнообразных М. в каждый момент жизни человека одни получают большее, другие меньшее значение и в связи с этим может возникать борьба М. Одно желание субъективно противопоставляется другому, сталкивается с ним. Исход борьбы М. зависит от уровня развития личности. М, отличаются друг от друга видом потребности, к-рой они отвечают, формой, к-рую они принимают (понятие, образ, мысль, мечта и т.п.), степенью актуализации или действенности, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в к-рой они реализуются (М. трудовой деятельности, М. учебной деятельности и т.д.). Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим М., образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека. Психологич. изучение М. открывает широкие возможности науч. предвидения характера, хода и результата деятельности, а также ее формирования. См. также Воля, Интерес, Личность, Потребности.

А. Петровский. Москва.

dic.academic.ru

Мотивы — это… Что такое Мотивы?

  • МОТИВЫ —         (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo двигаю) в психологии, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В совр. психологии термин «М.» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих… …   Философская энциклопедия

  • МОТИВЫ — (психологическое), то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы …   Современная энциклопедия

  • МОТИВЫ — в психологии то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы. См. также Мотивации …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мотивы —         в психологии, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В современной психологии термин «М.» применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. К М. относятся… …   Большая советская энциклопедия

  • МОТИВЫ — (франц., ед. ч. motif, от лат. moveo двигаю), побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В совр. психологии термин «М.» применяется для обозначения разл. явлений и… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • мотивы — (психол.), то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы. См. также Мотивации. * * * МОТИВЫ МОТИВЫ, в психологии… …   Энциклопедический словарь

  • мотивы — понять мотивы • знание, понимание …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • МОТИВЫ — (психол.), то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к М. в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы. См. также Мотивации …   Естествознание. Энциклопедический словарь

  • Мотивы поэзии Лермонтова — МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Мотивы, побуждающие менеджеров действовать в интересах акционеро — Мотивы, побуждающие менеджеров действовать в интересах акционеров : 1) угроза увольнения; 2) угроза поглощения; 3) разумная структура вознаграждения менеджеров …   Словарь терминов антикризисного управления

  • pedagogical_dictionary.academic.ru

    Мотивы — это… Что такое Мотивы?

            в психологии, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В современной психологии термин «М.» применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. К М. относятся Потребности и Инстинкты, влечения (См. Влечение) и Эмоции, установки (См. Установка) и Идеалы.          Наиболее многочисленные работы, посвященные М., выполнены представителями Бихевиоризма и так называемой глубинной психологии (См. Глубинная психология). Бихевиористы обычно понимают под М. любые стимулы как внешние, так и внутренние («мотивационные переменные»), способные вызывать или активизировать поведение. В глубинной психологии роль главных М. приписывается заложенным в человеке биологическим инстинктам и влечениям, которые под влиянием социальных условий отчасти подавляются и выступают в своих непрямых, символических формах (Психоанализ З. Фрейда и др.). Важным вкладом в развитие учения о М. была разработка идей о субъективно-объективной природе М. (понятие о «побудительной силе» вещей немецко-американского психолога К. Левина (См. Левине)), о независимости М. человека от элементарных биологических потребностей (Г. Олпорт, США) и об «идеаторном», осознанном характере М., выражающих систему жизненных ценностей человека (Ж. Нюттен, Франция).

             В советской психологии проблема М. разрабатывается в связи с исследованием строения человеческой деятельности и сознания, общественно-исторических по своей природе. Соответственно М. определяются как то, что в отражаемой человеком реальности побуждает и направляет его деятельность. В М. конкретизируются, «опредмечиваются» потребности, которые не только определяют собой М., но, в свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению, и способов их удовлетворения. Ещё более ярко роль М. в трансформации человеческих потребностей проявляется при возникновении М., не имеющих аналогов у животных и впервые рождающихся лишь в обществе. Представление о предметной и социальной природе М. противостоит как теориям, ставящим человеческие М. в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим побудительную силу субъективным эмоциональным переживаниям, поскольку не эмоции определяют сферу М. человека, а, наоборот, развитие М. человеческой деятельности обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства.

             Первичная форма М. — вещественные предметы, отвечающие простейшим материальным потребностям. Впоследствии ими становятся также предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудительных представлений или сознательных целей («мотивы-цели»). Деятельность человека побуждается обычно одновременно несколькими М., один из которых является основным, ведущим, а другие — подчинёнными, иногда выполняющими лишь функцию дополнительной стимуляции (например, собственно М. труда и его материальное стимулирование). Особенность ведущих М. состоит в том, что, кроме функции побуждения и направления деятельности, они придают деятельности, её объектам и условиям тот или иной субъективный, личностный смысл. Например, труд в коммунистическом обществе имеет для рабочего иной смысл, чем в условиях капиталистического производства, когда он вынужден трудиться лишь ради заработка.

             М. могут находиться в различных отношениях между собой и наличными внешними обстоятельствами: усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с объективными возможностями реализации действия. Поэтому мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действии и поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Этот процесс психологически осложняется также тем, что далеко не всегда реальные М. осознаются субъектом актуально, т. е. при подготовке и выполнении действия; нередко они обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено. От М. следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие путём указания на побудившие его объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могут не совпадать с действительными М. поступка или даже сознательно маскировать их.

             Развитие М. находит своё выражение не только в их обогащении, но и в установлении определённой иерархии М. — в выделении главных жизненных М. личности. При этом М., отвечающие элементарным потребностям, подчиняются высшим социальным и духовным М., так что при определённых условиях человек способен жертвовать материальными благами и даже самой жизнью во имя идеальных побуждений.

             Изучение мотивационной сферы составляет центральную проблему психологии личности (См. Личность), её исторического и онтогенетического развития.

             Лит.: Якобсон П. М., Психологические проблемы мотивации поведения человека, М., 1969; Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М., 1971; Фрейд З., По ту сторону принципа удовольствия, пер. с нем., М., 1925; Lewin K., A dynamic theory of personality, N. Y. — L., 1935; HaII J., Psychology of motivation, Chi., 1961; Allport G., Pattern and growth in personality, N. Y., 1961; NuttinJ., Motivation et fonctions cognitives dans le comportement humain, в кн.: Симпозиум XVIII Международного психологического конгресса, в. 13, М., 1966.

             А. Н. Леонтьев.

    dic.academic.ru

    мотив — это… Что такое мотив?

    1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (см. мотивация).

    2. Предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, — побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется.

    3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

    Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

    В отечественной психологии как общий механизм появления мотивов рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы — «предметы потребностей». Отсюда — центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.

    У человека источник развития мотивов — это безграничный процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу ценности, интересы и идеалы, кои в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реальными мотивами.

    Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования — придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности смысл личностный. Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности. Функция контролирования обеспечивается мотивами не прямо, а через механизм коррекции эмоциональной поведения: эмоции оценивают смысл личностный происходящих событий; при несоответствии этого смысла мотивы изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена активностью надситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и к появлению новых мотивов деятельности. Изучение сферы мотивационно-смысловой — центральная проблема психологии личности.

    Мотив рождается в акте опредмечения потребности (см. потребность: опредмечение). Определяется как предмет потребности. Это определение не нужно понимать слишком буквально: предмет потребности — не обязательно вещь, он может быть идеальным. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Согласно другому определению, мотив — то, ради чего совершается действие, деятельность.

    Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения: если до этого оно было ненаправленным, поисковым, то теперь оно обретает направленность. Оно направлено на предмет или от него — если мотив отрицательно валентен.

    Типичный признак мотива — множество, «гнездо» действий, кои собираются вокруг одного предмета. Эта совокупность действий, вызываемых одним мотивом, и называется деятельностью, точнее — деятельностью особенной.

    Мотив может удовлетворяться набором разных действий; с другой стороны, действие может побуждаться разными мотивами. Если взять конкретного индивида, то обычно его действия побуждаются сразу несколькими мотивами. Эта полимотивированность — типичное явление.

    По своей роли не все мотивы, побуждающие к некоей деятельности, равнозначны: один из них, главный, называется мотивом ведущим, второстепенные — мотивами-стимулами.

    Мотивы осознаются далеко не всегда, и потому их нужно разбить на два больших класса: мотивы осознаваемые и мотивы неосознаваемые.

    Если при теоретическом анализе деятельности естествен путь потребность — мотив — цель — действие, то в реальной деятельности постоянно идет обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. То, как новые мотивы образуются в ходе деятельности — вопрос очень сложный. В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, названный механизмом сдвига мотива на цель.

    Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

    psychology.academic.ru

    что такое в психологии. Система и виды мотивов

    Почему люди поступают тем или иным образом, иногда совершая благородные поступки, а иногда – эгоистичные или, того хуже, жестокие? Что руководит их выбором? Вы скажете – цель? Но ведь к цели можно идти разными путями, да и выбирает свои цели сам человек. Психологи говорят, что поведением людей управляют мотивы. Узнав мотивацию индивида, мы поймем, почему он поступает так или иначе.

    Мотивы и мотивация с точки зрения психологии

    Активность любого живого существа связана с потребностями. Это можно сказать и о человеке, только его потребности значительно богаче и разнообразнее, чем у животных. Осознав свое желание, человек стремится его удовлетворить, то есть ставит перед собой цель и организует деятельность по ее достижению.

    Но удовлетворить потребность можно разными способами, и двигаться к цели тоже можно не одним путем. Допустим, вы хотите стать успешным и знаменитым. Этого можно достигнуть по-разному: заняться спортом и стать чемпионом, написать выдающуюся книгу и стать известным писателем, организовать свой бизнес, обойти всех конкурентов и прославиться, отправиться в путешествие автостопом и размещать свои заметки в собственном блоге.

    Какой путь вы выберете, зависит от мотива, точнее, даже от целого комплекса мотивов. Мотив в психологии рассматривается как обстоятельство, побуждающее нас к выбору того или иного действия. Это энергетический импульс, придающий нашему движению определенную направленность.

    Например, школьник ставит перед собой цель хорошо выучить урок и получить отличную оценку. В качестве мотива здесь может выступать желание получить одобрение взрослых (родителей и учителя) или избежать наказания за двойку, потребность узнать новое, получить знания, необходимые для поступления в вуз, заслужить уважение сверстников, хорошо закончить четверть и получить от родителей обещанный смартфон и т. д. Скорее всего, в этой ситуации работает не один, а много стимулов.

    Так как поведением человека обычно управляет несколько мотивов, то принято говорить о мотивации. Проблема мотивации – одна из сложнейших в психологии, потому что человек часто сам не отдает отчет, какими мотивами он руководствуется, совершая какой-то поступок. Скрытые мотивы могут быть связаны с воспоминаниями, страхами, желаниями, находящимися глубоко в подсознании. К информации, хранящейся на этом глубинном уровне психики, нет сознательного доступа, эти мотивы мы не осознаем, лишь испытываем переживание напряженности и дискомфорта, которое стремимся преодолеть, предпринимая те или иные действия.

    Итак, цель – это то, к чему мы стремимся, а мотив – это причина, по которой достижение данной цели для нас важно. Мотивация же в психологии имеет два значения: совокупность мотивов, которые управляют поведением человека, и сам процесс этого управления.

    Виды мотивов

    Классификация мотивов – сложная задача, потому что побуждающих к действию обстоятельств множество. В различных направлениях и школах психологии имеются свои классификации, да и в отечественной науке нет единого мнения по этому вопросу. Наиболее распространенным и наиболее важным является выделение 4 групп мотивов.

    Внешние и внутренние мотивы

    Эти два вида мотивов много значат не только в выборе средств и путей достижения цели, но и в проявлении индивидуальности личности.

    Внутренние мотивы – это обстоятельства, связанные с самим человеком и с его отношением к деятельности. К внутренним мотивам относятся интересы, увлечения, потребность в положительных эмоциях и стремление избегать негативных, желание повысить самооценку, выполнить свой долг, проявить любовь и заботу к близким и т. д.

    Внутренняя мотивация довольно устойчивая, так как изменения в нашем мировоззрении, в сфере интересов и убеждений, в отношениях к окружающим происходят постепенно. В приведенном выше примере, когда школьник ставит своей целью хорошо выучить урок, к внутренним мотивам относятся следующие: интерес к предмету, желание получить новые знания, повысить самооценку, испытать удовлетворение от хорошо сделанного дела.

    Внешние мотивы связаны с обстоятельствами, не зависящими от человека и находящимися вне его и сферы деятельности, на которую влияют. Это может быть общественное мнение и капризы погоды, профессиональные обязанности и желание получить более высокую оплату труда или избежать наказания. Если стремясь лучше выполнить задание, ученик ориентируется только на оценку или на поощрение взрослых, если надеется, что успех позволит ему выпросить у родителей нужную ему вещь, то это работает внешняя мотивация.

    Психологи считают, что в жизни человека внешние мотивы играют важную роль, так как для нас очень значимо поощрение или порицание общества. Эти мотивы нередко более действенны, чем внутренние, и их легко использовать для управления человеком. Однако, с точки зрения развития и совершенствования личности и продуктивности деятельности, внутренняя мотивация предпочтительнее. Например, творчество связано почти исключительно с внутренней мотивацией.

    Положительные и отрицательные мотивы

    Эмоции и чувства

    Мотивы, так же как и потребности, связаны с эмоциями. Во многом именно стремление переживать положительные, приятные чувства и избегать неприятные руководит нами при выборе того или иного варианта действий. Мотивы избегания страха, тревоги, боли, наказаний и т. д. относятся к отрицательным, а те, что связаны с желанием получить удовольствие, наслаждение, радость – к положительным.

    Психологи до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу того, какой вид мотивации более эффективен. Действительно, страх может быть очень сильным стимулом, так же как и стремление избежать переживаний физической и душевной боли. Отрицательные мотивы могут побуждать человека к преодолению препятствий на пути к намеченной цели, заставлять трудиться до изнеможения или терпеть общение с неприятными людьми. Но они разрушают человеческую личность, уничтожают достоинство и чувство самоуважения. В то время как положительная мотивация способствует повышению самооценки, дает позитивный стимул к развитию личности.

    Мотивация достижения успеха

    Среди разнообразных мотивов, которые управляют нами, в последнее время особенно популярной стала мотивация успеха. Связано это с пониманием успеха как значимой жизненной ценности. Успех престижен, он привлекает не только сопутствующими ему материальными благами и чувством личного удовлетворения. Главное в успехе – общественное признание, повышающее социальный статус человека.

    Казалось бы, потребность стать успешным человеком есть у всех, но на деле на пути к успеху возникает много препятствий, которые кажутся непреодолимыми. Основное из них – отсутствие мотивации, того энергетического импульса, который сдвинул бы человека с привычного уютного места, заставил бы выйти из зоны комфорта и поддерживал в нем желание двигаться к цели, преодолевая препятствия.

    Если у вас есть такая проблема и вы не идете к цели, а нерешительно топчетесь на месте, то спросите себя: «Зачем?» Зачем вам эта цель? Что вы хотите получить, достигнув вершины? Если вы не услышали от себя внятного ответа, то, может быть, вам и не очень нужна эта цель, и лучше поставить другую? Или все же более серьезно поразмышлять и найти те скрытые мотивы, что могут стать источником вашего движения?

    Причиной проблем с мотивацией успеха может стать отдаленность цели. Она вроде бы и привлекательная, но теряется в такой необозримой дали, что кажется недостижимой. В этом случае нужно разбить путь на сравнительно небольшие отрезки и поставить промежуточные цели. Двигаясь от одной к другой, вы обязательно достигнете успеха.

    Проблема борьбы мотивов

    Как уже было сказано, одновременно человеком управляют несколько мотивов, причем часто побуждающих его к разным действиям. Например, классическая ситуация. Раннее утро, звонит будильник, который вы специально завели, чтобы встать пораньше и сделать утреннюю пробежку. Но это было вчера, а сейчас очень не хочется вылезать из-под теплого одеяла, когда можно поспать еще полчасика. Что вы выберете, какой мотив победит? Это зависит от множества факторов, в том числе от значимости мотивов, силы воли, здравого смысла и дополнительных стимулов. Например, если вы договорились бегать с другом, и он будет вас ждать.

    В приведенном примере ситуация не такая уж и критичная, но случается, что человек оказывается перед очень сложным выбором: спастись самому или спасти других людей, совершить преступление и достигнуть цели или не совершать и отказаться от желаемого. Борьба мотивов может стать источником очень сложного и тяжелого внутреннего конфликта, привести к развитию невроза или депрессии.

    Психологи в ситуации борьбы мотивов советуют опираться на рациональную сферу, то есть не поддаваться эмоциям, обдумать аргументы за и против, оценить плюсы и минусы того или иного варианта действий. И главное, ориентироваться на наиболее социально значимые мотивы. Ведь добившись своего, но утратив доверие и уважение общества, вы потеряете больше, чем получите.

    Несмотря на то, что не все мотивы мы осознаем, управлять мотивационной сферой можно. Для этого стоит научиться выстраивать иерархию мотивов, ориентируясь на наиболее важные и значимые. Иерархия мотивов связана с социальными ценностями и теми приоритетами, которые есть в нашей жизни.

    psychologist.tips

    МОТИВЫ — это… Что такое МОТИВЫ?

  • МОТИВЫ —         (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo двигаю) в психологии, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В совр. психологии термин «М.» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих… …   Философская энциклопедия

  • МОТИВЫ — (психологическое), то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы …   Современная энциклопедия

  • Мотивы —         в психологии, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В современной психологии термин «М.» применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. К М. относятся… …   Большая советская энциклопедия

  • МОТИВЫ — (франц., ед. ч. motif, от лат. moveo двигаю), побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В совр. психологии термин «М.» применяется для обозначения разл. явлений и… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • мотивы — (психол.), то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы. См. также Мотивации. * * * МОТИВЫ МОТИВЫ, в психологии… …   Энциклопедический словарь

  • мотивы — понять мотивы • знание, понимание …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • МОТИВЫ — (психол.), то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к М. в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы. См. также Мотивации …   Естествознание. Энциклопедический словарь

  • Мотивы —     побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В современной психологии термин М. применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность… …   Педагогический терминологический словарь

  • Мотивы поэзии Лермонтова — МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Мотивы, побуждающие менеджеров действовать в интересах акционеро — Мотивы, побуждающие менеджеров действовать в интересах акционеров : 1) угроза увольнения; 2) угроза поглощения; 3) разумная структура вознаграждения менеджеров …   Словарь терминов антикризисного управления

  • dic.academic.ru

    мотив — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    мо-ти́в

    Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -мотив- [Тихонов, 1996].

    Произношение[править]

    • МФА: ед. ч. [mɐˈtʲif]  мн. ч. [mɐˈtʲivɨ]

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. разг. напев, мелодия ◆ Плясовой мотив. ◆ Веселый мотив. ◆ И он начал увязывать и складывать небольшие пожитки наши, насвистывая мотив из «Калифа Багдадского». А. И. Герцен, «Сорока-воровка», 1846 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    2. муз. ритмическая единица мелодии ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    3. филол. простейшая единица сюжета; тема, сюжет произведения искусства ◆ Мотив борьбы с чудовищем в мифах и сказках. ◆ Осенние мотивы в картинах Левитана.
    4. книжн. повод, побуждение к какому-либо действию ◆ По мотивам личного характера. ◆ Какими мотивами вы руководствовались? ◆ В обоих случаях очень существенно, что владение собственностью в добавление к оплате создаёт дополнительный мотив для работников, чтобы способствовать достижению успеха. Леонид Малков, «Собственность как товар», 2003.10.23 // «Бизнес-журнал» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    5. книжн. довод в пользу чего-нибудь ◆ Привести мотивы в пользу своего предложения.
    Синонимы[править]
    1. напев, мелодия
    2. муз.: идея, лейтмотив
    3. тема, сюжет
    4. повод, причина; частичн.: побуждение
    5. довод
    Антонимы[править]
    Гиперонимы[править]
    1.  
    2. муз.: мелодия, тема
    Гипонимы[править]
    1. муз.: звук, доля
    2. лейтмотив
    Холонимы[править]
    1. песня
    2. муз.: мелодия
    Меронимы[править]
    1. муз.: звук, доля

    Родственные слова[править]

    Этимология[править]

    Происходит от ср.-лат. motivus «подвижный», из лат. mōtus «движение», далее из movēre «двигать», из праиндоевр. *meue- Русск. мотив заимств. через нем. Моtiv «мотив» или непосредственно из франц. motif. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    Библиография[править]

    Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
    • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    ru.wiktionary.org

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *