Наставник определение – это… Кто такой наставник: система наставничества, кто может стать наставником, кто требует его
это кто? Определение :: SYL.ru
В различных сферах жизни сегодня все чаще употребляется слово «наставник». Оно востребовано в бизнесе, педагогике, религии и других областях. Даже телевидение и шоу-бизнес используют наставничество. Наставник – это учитель, тренер, назидатель? Попробуем разобраться, кто он такой и каковы его функции в разных сферах жизнедеятельности.
Ни тот, ни другой…
Толковые и этимологические словари предлагают самые разнообразные аналоги термина «наставник» — это учитель, руководитель, преподаватель, воспитатель, инструктор, а также вождь, гуру, мэтр, назидатель, нравоучитель, пастырь и др. Все они схожи друг с другом, но различны по сути.
В слове «наставник» отчетливо видны приставка «на» и глагол «ставить», т.е. наставить (к примеру) на путь, по которому дальше ученик пойдет сам. Универсальным свойством наставника во всех сферах признается его высокая квалификация, опыт, многогранность охвата информации, событий или жизненного пространства.
Способы наставничества
Каждая область, где востребован наставник – это среда, где передача опыта и знаний является ключевыми. В научных работах (в частности, И.И. Фаляхова) приводятся четыре способа наставничества:- Наставник-ментор (от др. греч. Μέντωρ — имени персонажа из «Одиссеи» ) воспринимается как руководитель, учитель, а часто и надзиратель. Его задача состоит в точной передаче опыта и знаний без учета возможностей стажера.
- Наставник-тьютор (от лат. tutorem – наставник, опекун) опекает младшего, помогает соотнести теоретические знания с практикой.
- Наставник-коуч (англ. coach – тренер) нацелен на партнерские отношения и вдохновляющий стажеров на собственные решения поставленных задач.
- Наставник-фасилитатор (англ. facilis – легкий, удобный) управляет группой и помогает в создании новых оригинальных решений и идей.
Все виды наставничества предполагают модель «наставник–наставляемый», но разница между результатами их взаимодействия достаточно сильна. Ментор закладывает должное, тьютор пытается перевести теоретические знания в практическое русло, коуч и фасилитатор предлагают на основании своих знаний и опыта построить личное для наставляемого креативное или познавательное пространство. Во всех случаях наставник и наставляемый осуществляют интеллектуальную работу, нацеленную на создание единой информационной среды (например, общего места работы, культурной общности и пр.) для наиболее полной передачи опыта и достижения максимальных результатов.
Деятельность наставника направлена на одного человека, исключение составляет только ментор (отсюда происходит классный наставник в русских гимназиях XIX века).
Ребенок и наставник
Наставник ребенка долгое время осознавался как учитель или воспитатель. Однако ни тот, ни другой не реализуют полностью функции наставника: учитель, передавая знания, не всегда передает опыт, воспитатель, создавая среду и погружая в социальный опыт, не включает в них опыт личный.
Сегодня под словами «наставник ребенка» передается совершенно новая роль взрослого по отношению к ребенку – возможность передачи личного опыта и знаний через постоянное тесное и целенаправленное взаимодействие. Наставник помогает ребенку в жизненном самоопределении – выборе приоритетов, профессии, жизненного уклада. Такая работа проводится с детьми и подростками, потерявшими родителей и оказавшимися в детских домах. Основная цель работы наставника в этом случае – адаптация в условиях современного мира.
Наставничество развивается и по отношению к несовершеннолетним мамам, которые по разным причинам хотели бы отказаться от своих детей. Роль наставника здесь – помочь молодой маме принять своего ребенка, осознать с ним родственную связь.
Наставники могут осуществлять взаимодействие между родственниками сироты и им самим. Такая помощь необходима тем, кто имеет существенную разницу в возрасте и условиях социального существования (например, бабушка-опекун и внук-подросток).
Наставники в сфере опеки – это подготовленные квалифицированные сотрудники различных фондов и организаций, работающих с детскими домами, приютами и пр.
Учитель или наставник
Учитель или преподаватель еще в советское время воспринимались как наставники. Учитель-наставник как ментор-назидатель был известен и в дореволюционном образовании. Сегодня функции наставника в образовании и педагогике близки с тьюторству и коучингу – возникает стремление сделать взаимодействие между учащимся и учителем более индивидуализированным, создать среду, в которой передавались бы не только знания, но и опыт взаимодействия с социальной средой, профессиональные компетенции.
Аналогичная ситуация возникла в высшем образовании, где все более востребовано тьюторство.
Наставником может быть как опытный квалифицированный педагог, так и начинающий учитель. Это необходимо для совмещения опыта с разработкой новых идей и путей решения образовательных задач. Молодой новый наставник всегда является активным генератором идей и может воплотить их на практике.
Царский и королевский наставник
Наставничество было принято при дворе царских и королевских особ со времен средневековья. Для этой роли ко двору приглашались известные священники, монахи, ученые, деятели культуры и искусства. Королевский наставник не считался придворным, он стоял особняком в системе королевской свиты.
В России царские наставники выполняли роль учителей. В XIX веке для цесаревичей и княжон приглашали несколько наставников, каждый из которых обучал царского отпрыска точным и естественным наукам, языкам, истории, богословию, искусствам. Количество наставников достигало десяти и более человек. Некоторые из них оставляли значительный след в истории и культуре, оказывали существенное влияние на взгляды и деятельность будущего императора. Таковым стал знаменитый наставник Александра II – поэт В.А. Жуковский, который стал не только учителем, но и спутником в путешествиях и советчиком по самым разным вопросам.
К его заслугам относили реформы Александра II, в том числе отмену крепостного права.Духовник или наставник
Религия немыслима без наставничества. В восточных практиках наставник называется гуру или бодхисатва.
В православной традиции духовный наставник — это духовник. Размышления на тему духовного наставничества можно встретить у разных служителей церкви. Большинство из них сходятся в мнении, что такой наставник – это понимающий и принимающий человек, готовый помочь и поддержать в трудную минуту. Многими духовный наставник осознается как дар, данный свыше и позволяющий познать себя и свой путь к Богу.
Роль духовного наставника считается преемственной, поскольку опыт духовной жизни не возникает только из личного опыта, профессиональной деятельности или совокупности личностных качеств. Основная форма взаимодействия между духовным наставником и восприемником – исповедальное слово.
Место наставничества в современном мире
Независимо от области, наставничество определяется как особая миссия по отношению к наставляемому. Она состоит в передаче совокупности качеств – духовных, интеллектуальных, иногда физических и материальных. Профессионализм и опыт наставника должны дополняться личностными качествами: умением говорить, слушать, желанием взаимодействовать, тактом, правильным целеполаганием, убежденностью в истинности и правильности своего дела.www.syl.ru
кто это такой, как найти и зачем нужно наставничество
Довольны ли вы своей жизнью? Мечтаете сменить нелюбимую работу? А, может, уже давно размышляете над тем, как вырваться из замкнутого круга? Люди, часто, просто плывут по течению с одним только желанием – выжить. Но в один момент понимают, что без посторонней помощи уже не способны выбраться из водоворота современной жизни. И даже если все окружение твердит: «мечтать не вредно», нужно найти человека, способного поделиться дельным советом. Учитель, советчик, наставник – имен у него много, но цель одна: помочь ученику почувствовать себя счастливым.
Кто такой наставник
Наставник — это человек со своей жизненной философией построения счастья. Роль наставника для учеников – помочь ухватить, улучшить свою жизнь, прорваться сквозь вязкость быта для того, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны. Текущий момент – праздничный или торжественный, рутинный или повседневный, слишком краток, чтобы ним пренебрегать.
Упущенные возможности или недооцененные моменты в жизни – именно то, о чем жалеют люди в зрелом возрасте. Но есть и хорошая новость – умению чувствовать жизнь здесь-и-сейчас можно научиться. Причем для этого не обязательно радикально меняться. Небольшие перемены в образе мышления помогут приобрести способность жить в настоящем как тогда, когда все были детьми.
История знает множество наставников, способных вдохновлять даже через сотни лет. Они словно проводники – вбирают опыт учителей, пропускают его через призму собственной философии, опыта, а после – делятся с миром своими умозаключениями. Омар Хайям, Антон Макаренко, Далай Лама XIV и Билл Гейтс – они в свое время были учениками, прежде, чем стать духовными лидерами или наставниками.
Учителя были у обычных мастеров и императоров, а сегодня без упоминания имен наставников не обходится ни одна церемония вручения, будь то премия по журналистике либо диплом окончания колледжа. Писатель и мотивационный оратор Ник Вуйчич написал в своей автобиографии: «В те моменты, когда вы задумываетесь над возможностью реализовать свои планы, положитесь на людей, готовых стать вашими наставниками».
Чем занимаются наставники
Наставники зачастую оцениваются с той точки зрения, насколько их взгляды на пути достижения успеха совпадают с собственными представлениями о нем. Совпадают – правильный наставник. Не совпадают – к его мнению можно не прислушиваться. Это первая ошибка. Чтобы избежать последующих, нужно провести четкую грань между понятиями «я хочу» и «я выбираю».
10 шагов к успеху, когда наставник помогает:
- извлечь мечты из воздуха, где они витают, после чего материализовать их в ясные кристально понятные цели;
- создать собственную шкалу приоритетов для осознания того, что «хочу» и «делаю» часто не совпадают;
- найти собственную мотивацию;
- осознать ученику, на что способен, потому что верит в ученика больше, чем он сам;
- разобраться со старыми привычками, а параллельно приобрести новые;
- сделать первый шаг в соответствии с внутренним выбором, потому что только действие поднимает самооценку и приводит к видимым результатам;
- не сдаваться, не принимать позицию жертвы даже в условиях кризиса;
- брать ответственность за свои действия;
- получить обратную связь без эмоций или субъективных оценок;
- поставить жизнь на паузу для того, чтобы взглянуть на себя со стороны.
Все вышеперечисленные действия направлены на то, чтобы помочь ученику выйти из пресловутой зоны комфорта. Многими она представляется в виде мягкого дивана, лежа на котором человек получает все мыслимые и немыслимые блага просто так. На самом деле зона комфорта – это возможность для человека найти тысячу оправданий собственному ничегонеделанию. Наставник помогает честно поговорить с самим собой для того, чтобы определить выгоды, которые ученик получает в собственной ситуации, пусть даже наполненной видимым дискомфортом.
Наставник – не просто болельщик. Это человек, готовый выслушать и поддержать. Методы, с которыми он работает, могут быть не до конца понятны, но они не позволят сбиться с намеченного пути. С другой стороны – личный пример человека поможет сэкономить время и энергию, чтобы пройти проторенным путем и избежать ошибок. Потому что, в конце концов, наставник помогает ученику стать лучшей версией самого себя.
Как найти наставника
Первые наставники – это родители. На сознательном или бессознательном уровне они передают ребенку свой жизненный сценарий. Школа, институт – в период обучения учителя появляются, будто сами собой, об их влиянии на собственную жизнь люди осознают намного позже. Но с возрастом все видится по-другому.
Взрослый человек уже имеет собственное мнение, а жизнь рассматривает сквозь призму пройденного опыта. Но для того, чтобы только обозначить свой путь, нужно научиться классно подражать своим учителям. Музыканты учатся воссоздавать мелодии популярных групп. Поэты имитируют стиль известных лириков. Программисты мечтают создать собственный GOOGLE. Прежде, чем отправиться на поиски наставника, следует задать самому себе 3 вопроса:
- В какой сфере жизни я хочу достичь успеха. Во вселенной все взаимосвязано: личные достижение приводят к переменам на работе и наоборот. Но если человек планирует развиваться как профессионал, то должен искать собственного ментора (наставника в среде бизнеса). Для сознательной работы над собой, которую чаще называют саморазвитием, нужен Духовный Учитель.
- На какой стадии развития я нахожусь. Для того, чтобы попасть в олимпийскую сборную, начинающий спортсмен должен пройти нескольких тренеров. Первый учит бегать трусцой или правильно шнуровать кеды. А к вершинам спортивного олимпа ведет уже другой человек. На разных стадиях развития срабатывает иная философия. Новичку в любой сфере трудно постичь тонкости мастерства человека, находящегося на вершине.
- Какой мой личный тип мотивации из двух возможных вариантов: стремление к успеху или желание уйти от проблем. Кто-то стремится к здоровью, а кто-то пытается избавиться от болезней. Кто-то хочет больше заработать, а кто-то всю жизнь убегает от нищеты. Метод пресловутого кнута и пряника работает по этому принципу.
Наставник не обязательно должен быть один. Иногда для того, чтобы начать путь собственных изменений, нужно полностью поменять окружение. Первое, что должен сделать человек на пути изменения жизни – найти «свою стаю» единомышленников. Когда человек находит друзей, соратников, которые полностью поддерживают его стремления, изменения происходят сами собой.
Что такое наставничество
Наставничество – это форма индивидуальной поддержки для передачи ученику знаний и навыков от наставника. Это способ «починить» мозги с помощью действенных инструментов. Гарантия успеха – наверное, самый вредный «стоп-сигнал» на старте перемен. Наставничество не предоставляет гарантий. Оно предоставляет возможности для осуществления «прыжка с высокой скалы без парашюта» – по сути шага в неизвестность, но с твердым убеждением в собственном успехе. Цель наставничества – помочь ученику правильно расставить приоритеты, найти то самое «свое дело», для выполнения которого уже не нужна дополнительная мотивация.
Наставничество нечто большее, чем менторство, которое предполагает поддержку только в профессиональной сфере. Этот подход совсем не нов, ведь еще в средние века считалось, что будущий мастер обязательно должен побывать подмастерьем. Сегодня он помогает новичкам освоить необходимые навыки, влиться в коллектив, а также помочь вырасти самим наставникам
Для чего нужно наставничество
Наставничество в классическом понимании не предполагает жестких ограничений или директив. Наставник выступает в роли личного примера. Он помогает не просто вырастить из зеленого новичка специалиста, но со временем подготовить его на должность руководителя.
Такая программа на предприятиях носит общее название «Подготовка кадрового резерва». В периоды быстрого роста компании или при смене места работы гораздо проще найти узкого специалиста, чем сотрудника, знакомого со всеми нюансами внутреннего распорядка организации. Перспективы выгодны также самому сотруднику, ведь служат мотивацией для профессионального роста.
Наставничество бывает коммерческое и формальное.
- Коммерческое. Партнеры по бизнесу, тренеры по танцам, в спорте, репетиторы или учителя напрямую заинтересованы в успехе своих подопечных. По достижениям учеников судят о мастерстве наставника. Тренер, который сумел привести к олимпийской награде одного спортсмена, сумеет сделать это во второй и в третий раз. Наставник на предприятии, который воспитал специалиста, может получать денежное вознаграждение за квалификацию своего подопечного. Такой вид наставничества более типичен для Североамериканской системы профессионального роста.
- Формальное. Наставниками могут стать люди, не имеющие материальной выгоды от успехов подопечного. Решающую роль играет не влияние учителя, а его опыт. Обучаемого называют не протеже, а ученик. Модель «развивающего наставничества» популярна в Европейской системе профессионального роста. Без ученика нет учителя. Можно вступить в волонтерскую благотворительную организацию или взять шефство над молодыми сотрудниками. И начать по крупицам собирать «свою команду». Людей, способных не просто дать совет, но и подбодрить. Иногда для этого придется смириться или набраться смелости. К кому обратиться в первую очередь? К близким людям. Это семья, независимо от того, как она относится к профессиональным достижениям. Это старики, накопившие житейскую мудрость и готовые поделиться ею с молодым поколением. Такие отношения наиболее ценны, ведь они строятся годами. Когда человек ощущает себя частью рода – он счастлив.
Жизнь – это серия выборов. Наставник помогает делать выбор осознанно и регулярно. Правильно или нет? Это уже дело личное, ведь у каждого тренера своя технология, собственный набор интерпретаций. Наставничество – это не мифический путь к счастью. Это возможность выбраться из быстрой реки и найти свою собственную дорогу к вершине. Иногда дорога будет вести вниз. Это нормально. Ведь движение вниз – тоже часть путешествия.
wikigrowth.ru
НАСТАВНИЧЕСТВО это что такое НАСТАВНИЧЕСТВО: определение — Педагогика.НЭС
Наставничество
одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.
Оцените определение:
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Наставничество
форма участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодежи по соответствующей профессии. Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки. Наставник – человек, осуществляющий наставничество. Наставники были уже в Древнем Риме, там так называли домашних учителей. В России эта форма начала развиваться с 30-х годов, достигнув расцвета в 70-х годах ХХ столетия. Смысл наставничества – провести своего подопечного (подшефного) «над пропастью», по «бездне» как через самые сложные моменты профессиональной деятельности.
Оцените определение:
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
НАСТАВНИЧЕСТВО
процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Н. существовало уже в первобытном обществе в виде обряда инициации — имянаречения. Для подготовки к этому обряду выделялись специальные наставники, которые обучали молодых людей определенным ритуальным правилам и умениям. С разделением труда Н. длительное время существовало в форме профессионального обучения — подмастерья (мастер — ученик). Н. в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования. В отечественной практике получило развитие массовое движение Н. в системе профессионально-технического образования и производственного обучения (с конца 50-х гг.). Н. осуществлялось как шефство опытных передовых работников над учащимися и молодыми рабочими, пришедшими в трудовой коллектив. В обязанности наставника входило не только обучение молодого человека специальности, но его политическое и нравственное воспитание.
Оцените определение:
Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря
НАСТАВНИЧЕСТВО
профессиональное поведение педагога, основанное на его убеждении в неоспоримой истинности своих мыслей и стратегий общения с детьми. Авторство цели взаимодействия в большинстве случаем принадлежит взрослому. Тактика «наставничество», основанная на лозунге «делай как Я», применяется педагогами в нескольких случаях: 1) если ребенок хочет выполнить какое-либо действие репродуктивного плана, но не знает как, а педагог не хочет (не имеет возможности) «тратить» время на создание проблемно-поисковой ситуации. 2) если ребенок не хочет действовать, но это надо взрослым (или же думают, что им это надо), которые не имеют возможности или же не хотят объяснять ребенку необходимость данного типа деятельности. 3) если ребенок может и хочет сделать сам, но взрослый не разрешает ему проявить самостоятельность, не веря в его силы и творческие способности. Выступая в роли «тренера»,
didacts.ru
Кто такой наставник | Блог Trud.com
В широком понимании наставник – это член коллектива, который содействует карьере других сотрудников (подопечные, как правило, ниже по статусу и владеют меньшим объемом навыков и опыта).
В узком понимании – это член команды, курирующий новичков; как правило, наставничество действует в первые 3 месяцы после приема на работу.
От кураторства выигрывают все:
- Новичок получает возможность мягко и эффективно влиться в рабочий поток (это касается и выполнения функций, и адаптацию в коллективе),
- Наставник получает особый статус в команде, сам повышает профессиональный уровень – известно, что лучший способ учиться – это учить; в некоторых компаниях эта функция материально вознаграждается;
- Компания получает систему обучения и развития сотрудников; если ценность наставничества отражена в корпоративной культуре, система поддерживает себя изнутри: помогать другим почетно и приятно, нужен минимум внешних стимулов, чтобы механизм работал эффективно.
Наставничество в организации как формальный институт
В отношении новичка выполняются следующие задачи:
- Ввести в курс дела, рассказать о рабочих задачах,
- Поставить цели на время испытательного срока,
- Познакомить с коллективом,
- Мониторить эффективность выполнения заданий новичком,
- Корректировать деятельность нового сотрудника, указывать на ошибки,
- Оценить эффективность специалиста по итогам испытательного срока.
При формальном подходе, тьютор принимает непосредственное участие в принятии решения о прохождении испытательного срока. При этом заполняется анкета, и подопечный оценивается по ряду критериев.
Роль наставника
- Совместное определение целей на полгода, год,
- Встречи с заданной регулярностью (как минимум, два раза в год) для ориентировки в плане эффективности достижения целей, для их коррекции, поиска более результативных методов выполнения задач,
- Психологическая поддержка и мотивация подопечных – помощь в решении сложных задач, поиск «окон» для самореализации сотрудника, повышения его вовлеченности в развитие подразделения и компании; поиск возможностей включения специалиста в новые проекты – с пользой для развития сотрудника и проекта,
- Участие в повышении квалификации: тьютор помогает специалисту определиться, в каких знаниях и навыках последний нуждается, как включить обучение в более общий контекст профессионального развития.
В идеале, взаимодействие между наставником и подопечным происходит все время: тьютор держит руку на пульсе, наблюдает, получает и сам дает обратную связь. Конечно, такого рода сотрудничество возможно при высокой степени заинтересованности подопечного.
Чем мотивировать наставника?
Материальное вознаграждение на практике используется нечасто, но в теории существует: тьютор получает бонусы в зависимости от эффективности своей работы; ее индикатором являются успехи подопечного. Результат определяется по формальным признакам – KPI.
Чаще в роли вознаграждения выступают нематериальные мотиваторы. Быть наставником – почетно, поскольку это признание опыта, профессионализма, достижений, доверия. В коллективе лидеры, способные курировать других, пользуются уважением, симпатией.
Наставничество как неформальная роль
Роль лидера, обучающего менее опытных коллег, часто складывается стихийно. Новички тянутся к опытному специалисту, обращаются за поддержкой и советом. Если эксперт располагает временем и имеет желание, он утверждается в статусе неформального наставника.
О материальном вознаграждении в этом случае, конечно, речь не идет, но его отсутствие компенсируется моральным удовлетворением.
Советы для сотрудников, недавно устроившихся на работу:
- Если в компании нет формального наставничества или просто традиции «прикреплять» к новичку более опытного коллегу, найдите наставника сами. Это поможет решить ряд проблем, характерных для периода адаптации.
- Присмотритесь к новым коллегам: кто пользуется авторитетом и в то же время открыт для общения (и имеет на него время)? В первые же дни на новом месте пообщайтесь с этим человеком и попросите о поддержке. Коллега может помочь вам освоиться в коллективе; подскажет, где искать ответы на вопросы; познакомит с традициями, сложившимися в команде.
- В конце испытательного срока поблагодарите тьютора и оказывайте ему содействие в решении его задач в дальнейшем, если останетесь в этой организации.
Кому подходит роль наставника
Не каждый профи, отлично знающий свою предметную область, способен стать хорошим наставником. Для этого нужно чуть больше, чем профессионализм. А именно:
- Желание учить и оказывать поддержку. Шефство – роль трудоемкая и хлопотная. К тому же – обязывающая. Взяв на себя эти функции, от них нельзя отказаться только потому что не стало хватать времени или с подопечным не складываются дружеские отношения. Нужно обладать высокой степенью эмпатии (сопереживания), высоким эмоциональным интеллектом и дисциплиной, чтобы целенаправленно работать на результат вместе с обучаемым.
- Способность объяснять, делиться опытом. Можно уметь, но не быть способным донести опыт, выводы в доступной и систематизированной форме. С другой стороны, при желании этому можно научиться.
- Лояльность в отношении компании. Лидер не просто обучает новичков, но способствует их погружению в корпоративную культуру. Это возможно только при условии, что сам обучающий ценности этой культуры разделяет.
- Умение выражать критику конструктивно. Настоящий наставник мотивирует критическими замечаниями, а не выбивает почву из-под ног.
- Системное понимание работы подразделения и организации в целом. Тьютор потому и ценен для новых и менее опытных коллег – потому что он видит общую картину, любую ситуацию оценивает комплексно.
Новые виды наставничества
«Новые» – поскольку эти системы действительно молоды (в отличие, допустим, от традиции наставничества в СССР, благодаря которой многие из нас знакомы с понятием в принципе, хотя бы по советским фильмам, если не на собственном опыте). Для некоторых из них еще нет устоявшегося перевода на русский язык (системы разработаны и внедряются в англоязычных странах).
Buddying
Buddy – приятель, товарищ. От классического понимания шефства система отличается принципом равенства. Нет статусов выше и ниже. Есть два полноправных участника процесса формирования зрелого специалиста.
Тьютора в данном случае уместно назвать напарником. Он посвящает новичка в тонкости рабочего процесса, знакомит с коллегами и корпоративными традициями, поддерживает в случае неудачи.
Особенность системы в том, что она строит отношения на «неформальной» основе, поэтому требуется высокий уровень заинтересованности и сознательности с обеих сторон. Так, требуется планирование активностей, постановка целей и сверка целей с результатами; необходима дисциплина, объективная оценка со стороны тьютора, готовность работать над собой со стороны подшефного.
Shadowing
Shadow – тень.
Здесь подшефный наблюдает за деятельностью наставника. Стажер сопровождает куратора в течение дня, изучает задачи и методы работы, подмечает зоны риска, обращает внимание на источники информации, знакомится с традициями.
Наблюдение становится методом наставничества, когда появляется обратная связь. Куратор интересуется на регулярной основе: что нового узнал подопечный, какие выводы сделал; стажеру не запрещается оценивать мнение наставника – порой это полезно и тому, кто учит.
Обратное наставничество
Звучит непривычно, но имеет смысл. У новичка – свежий взгляд на задачи и методы их решения, так что он может поделиться рекомендациями со старожилами. Этот вид взаимодействия полезен и с другой точки зрения. Молодежь, в среднем, имеет более экспертное мнение в сфере технологий по сравнению со зрелыми специалистами, так что умудренный опытом профессионал легко находит, чему поучиться у стажера, вчера сошедшего со студенческой скамьи.
Secondment
Secondment – командировка.
Сотрудника «прикомандировывают» к другому подразделению с целью обучения, получения нового опыта. Перемещение может быть внутренним – в пределах одной компании. Внешняя «командировка» – когда специалист отправляется набираться опыта в другую организацию.
Предполагается, что подобное обогащение повышает эффективность сотрудника, расширяет его кругозор; с другой стороны, и между компаниями устанавливаются взаимовыгодные отношения обмена опытом.
Кто такой наставник was last modified: Апрель 20th, 2018 by Елена Набатчикова
Комментарии
comments
blog.trud.com
Наставник — кто он?
Институт наставничества функционирует в разных организациях. Сам процесс обучения новичков изобретен еще в давние времена. В упрощенном варианте он известен как «пять шагов наставника».
Первым шагом наставник рассказывает новичку новую для него информацию, которая будет необходима тому для успешного выполнения своих рабочих обязанностей. Важно рассказать сотруднику то, что нельзя будет продемонстрировать. Наставник знакомит своего подопечного с основными правилами, принятыми в работе, и объясняет, почему важно их придерживаться, почему важно делать именно так и никак иначе. Например, трудно продемонстрировать продавцу, проходящему обучение, что на Клиента нужно произвести позитивное впечатление. Эту информацию наставник передает устно, сразу разъясняя, почему это важно.
Вторым шагом наставник показывает на собственном примере, как правильно выполнять свою работу. Он выступает в качестве позитивного примера, который нужно будет скопировать максимально точно. Для этого новичок прикрепляется к наставнику и становится его тенью. Он ходит и внимательно наблюдает. Часто первый и второй шаги совмещаются, и наставник одновременно показывает и комментирует свои действия. Попутно он задает вопросы на проверку понимания информации стажером.
Третий шаг заключается в том, чтобы сделать все продемонстрированное уже вместе. Это напоминает звонок в техническую поддержку, когда пользователь строго выполняет подсказки оператора. В реальной рабочей практике это не всегда возможно выполнить именно так. К примеру, если вы обучаете новичка технологии продаж, то вы не станете ему говорить в присутствии Клиента: «А теперь улыбнись и поприветствуй посетителя». Клиент вас не поймет. Поэтому в подобных случаях рабочую ситуацию имитируют где-нибудь вдали от посторонних глаз, чтобы никого не смущать своими учебными играми.
Наступает пора для четвертого шага, который называется «Сделай сам, я подскажу». Новичок делает все то, чему его учил наставник. Для закрепления правильного поведения и корректировки ошибочного наставник дает обратную связь.
И вот наступает пора пятого – последнего шага под названием «Сделай сам, я посмотрю». Этим шагом фактически завершается обучение новичка, и наставник может переходить с этапа тренировки к этапу воспитания своего подопечного. Сотрудник сдает наставнику экзамен на профессиональную пригодность, чтобы продемонстрировать, что он научился всем требуемым алгоритмам и технологиям работы.
После того, как мы вспомнили основные шаги наставничества, с которыми, надеюсь, вы согласны, давайте обсудим вопрос: «Кто должен быть наставником?» Я давно определился с тем, что наставничество – это модель управления новыми сотрудниками. Этот подход достаточно подробно описан в книге «Наставничество. Метод Петра Кузнецова». Согласно ему, наставником должен быть руководитель новичка. Хотя я знаю, что есть и другой подход, когда в качестве наставника выступает один из старших специалистов. Давайте разберемся, в чем плюсы и минусы каждого подхода.
По моим субъективным наблюдениям функцию наставничества чаще всего передают старшим специалистам. В чем преимущество данного подхода? За счет такого решения у руководителя высвобождается время на другую работу. Обучая других, специалист прокачивает свой профессиональный уровень, так как самый лучший способ научиться чему-либо – это научить других.
Однако есть у такого подхода и существенные недостатки. На практике мы часто наблюдаем ситуацию, что наставники не занимаются обучением новичков. Дело в том, что в новичках коллеги часто видят своих конкурентов. Сейчас вы вкладываетесь в развитие другого, а потом он же будет отъедать от вашего пирога. Зачастую такому наставнику выгоднее, чтобы новички были безграмотными и не могли составить опасной конкуренции. Хотя порой, новички, закончив стажировку, перемещаются в другие подразделения. Тогда ситуация с обострением конкуренции устраняется. Но, как показывает практика, проблема с заинтересованностью наставников никуда не исчезает. Зачем им тратить свои силы и вкладываться в людей, которые в скором времени уйдут в другое подразделение?
Я предлагаю решать эту проблему тем, что наставником все же должен быть именно руководитель сотрудника. Конечно, это автоматически не лечит описанных болезней. Руководители традиционно люди занятые и выполняют кучу административных дел. Только это, в отличии от наставничества, как раз не управленческая работа. Если ее настолько много, что руководителю некогда заниматься своим персоналом, то не пора ли задуматься о введении должности администратора?
Если вы предусмотрели в рабочей нагрузке руководителя возможность заниматься наставничеством, то нет и не может быть более заинтересованного сотрудника в том, чтобы у него работал квалифицированный персонал, чем непосредственный руководитель новичка. Мой коллега расшифровывает термин «руководитель», как человек, водящий за руку других. Поэтому само название заключает в себе эту обязанность.
А как думаете вы, кто должен провести за руку нового сотрудника от момента первого рабочего дня и до момента выхода на самостоятельный режим работы с требуемой результативностью?
hr-portal.ru
Наставник Википедия
- О наставничестве в Википедии смотрите страницу Википедия:Наставничество.
Наста́вничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Опыт и знания, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личного развития. Сферы применения наставничества: адаптация молодых специалистов, услуги личного развития.
Наставником называют лицо, которое передает знания и опыт.
В западной традиции такая личность называется ментор (mentor), по имени легендарного наставника сына Одиссея Телемаха. Того, кто перенимает опыт, в западной традиции называют протеже́ (protégé), apprentice (ученик в смысле средневековой цеховой системы), в 2000-е появилось слово mentee. В англоязычной литературе широко употребительным является термин mentoring, который не имеет общего устоявшегося толкования[1]: упоминается до 50 различных определений[2]. Из них самым употребляемым является следующая:
Менторство является процессом неформальной передачи знания, социального капитала и психологической поддержки, что воспринимаются как значимые для труда, карьеры или профессионального развития; менторство предполагает длительную неформальную коммуникацию между лицом, которое приобрело больший опыт и знания (ментором), и лицом, которое их требует (протеже).
Историческая справка
Своими корнями практики наставничества достигают доисторических времен. В первобытных обществах юноши, которые готовились к инициации, находились под наблюдением и набирали советы специально предназначенных для этого опытных старших членов племени.
В Европе наставничество известно по крайней мере со времен Древней Греции. В античной литературе описаны практики наставничества древних персов и эллинов[3]. Ментор, персонаж гомеровской Одиссеи, был оставлен смотрителем на Итаке, так как из-за старости не мог воевать против Трои, сама богиня Афина воплощалась в его облике, чтобы наставить Телемаха в трудных ситуациях.
Исторически значимые системы наставничества: традиция гуру из индуизма и буддизма, старейшины или старцы из раввинского иудаизма и христианства, ученичество в средневековой цеховой системе.
В СССР наставничество распространялось в системе профессионально-технического образования и производственного обучения, с 1950-х годов приобрело характер массового движения (например, наставничество в средней школе, как одна из форм методической работы, определяется как помощь опытного учителя молодому специалисту или стажёру «адаптироваться к новым условиям деятельности, закрепить ряд необходимых в этих условиях первичных умений и навыков»).
В 2010-х наметился курс на возрождение данной традиции[4].
В социальной работе с детьми в США применение практик наставничества упоминается с начала ХХ века. С 1900-х годов существует Big Brothers Big Sisters of America, объединяющая добровольцев-наставников для различных категорий детей (в конфликте с законом, сироты, дети неизлечимо больных, военных и из неполных семей)[5].
В контексте американского движения за равные трудовые права второй половины ХХ века, слово «ментор» и концепция карьерного наставничества вошли в обиход с другими терминами, касающимися социального капитала — такими как стеклянный потолок и бамбуковый потолок[6], полезные контакты (нетворкинг), ролевая модель и привратник (гейткипер), — и служат для определения и преодоления проблем представителей меньшинств в достижении социального успеха. С 1970-х эта практика распространяется преимущественно в образовательной среде[7], имеет там прочные связи с движением за свободные трудовые права для женщин и меньшинств[8] и описывается как «инновация в американском менеджменте»[9]
Основное направление в деловой литературе приняло этот термин и концепт, провозглашая менторство путеводной звездой к успеху для всех, кто заботится о карьерном росте. Зародившись в специальной литературе в 1970-е годы, до середины 1990-х это понятие уже стало частью ежедневного словоупотребления в США, позже и в других странах[8].
Техники наставничества
Поскольку наставничество направлено на развитие всей личности, в нем могут быть применены самые разнообразные техники, чтобы дать надлежащий результат[10]. Исследование 1995 года, которое касалось применяемых в бизнесе техник наставничества[11], выявило пять наиболее общих:
- Сопровождение: наставник выполняет учебные задачи вместе с тем, кто учится.
- Посев: техника, которая применяется для подготовки ученика к изменениям. Сказанное наставником может быть непонятным с первого взгляда, однако раскрывает свое значение и ценность, когда ситуация потребует определенного знания или умения.
- Катализация: в моменты, когда изменения достигают критического уровня, обучение может углубиться. Наставник может погрузить ученика просто в водоворот изменений, провоцируя новый способ мышления, изменения в идентичности и/или перестройку жизненных ценностей.
- Демонстрация: способ объяснения непонятного собственным примером, показом своих умений. Наставник показывает то, о чем говорит, показывает собственным поведением.
- Сбор урожая: применяется для замечания, осознание достижений, подведение итогов. В этом случае наставник задает вопрос: «Чему ты научился?», «Насколько это полезно?»
Различные техники могут быть использованы в зависимости от ситуации, типа мышления ученика.
Истоки современных техник можно проследить в античных системах педагогики, от Сократового метода сбора урожая до метода сопровождения в обучении, который применяли странствующие плотники времён Средневековья.[11]
Примечания
- ↑ Phillip Dawson. Beyond a Definition: Toward a Framework for Designing and Specifying Mentoring Models // Educational Researcher (англ.)русск.. — Vol. 43, № 3. — P. 137–145. — DOI:10.3102/0013189X14528751.
- ↑ Gloria Crisp, Irene Cruz. Mentoring College Students: A Critical Review of the Literature Between 1990 and 2007 // Research in Higher Education. — Vol. 50, № 6. — P. 525–545. — DOI:10.1007/s11162-009-9130-2.
- ↑ Гаврилів, Наталія Наставництво як інструмент сучасної освіти (укр.) (неопр.) ?. http://ena.lp.edu.ua/. “HUMANITIES & SOCIAL SCIENCES 2009” (HSS-2009), 14-16 MAY 2009, LVIV, UKRAINE (16 мая 2009). Дата обращения 15 декабря 2016.
- ↑ Кремль воскрешает советских «наставников». Во времена СССР они должны были закреплять молодёжь на производстве // Независимая газета, 14.02.2018
- ↑ Big Brothers Big Sisters — 114 Years of History (неопр.).
- ↑ Asian American and Pacific Islander Work Group Report (неопр.). www.eeoc.gov. Дата обращения 1 января 2016.
- ↑ Parsloe, E. Coaching and mentoring: practical methods to improve learning. — Kogan Page, 2000. — ISBN 978-0-7494-3118-1.
- ↑ 1 2 Laird, Pamela Walker. Pull: Networking and Success since Benjamin Franklin. — Cambridge : Harvard University Press, 2006. — ISBN 9780674025530.
- ↑ Odiorne, G. S. Mentoring — An American Management Innovation (неопр.) // Personnel Administrator. — 1985. — № 30. — С. 63—65.
- ↑ Daloz, L. A. Effective Teaching and Mentoring. — San Francisco : Jossey Bass, 1990. — P. 20.
- ↑ 1 2 Aubrey, Bob. Working Wisdom: Timeless Skills and Vanguard Strategies for Learning Organizations. — Jossey Bass, 1995. — P. 23, 44–47, 96–97.
Литература
- Alliance for Excellent Education. (2005) Tapping the potential: Retaining and developing high-quality new teachers. Washington, DC: Alliance for Excellent Education.
- Boreen, J., Johnson, M. K., Niday, D., & Potts, J. (2000). Mentoring beginning teachers: guiding, reflecting, coaching. York, Maine: Stenhouse Publishers.
- Burda, Arne; H.-Hugo Kremer und Frederik G. Pferdt (2007): Mentoring-Modell Paderborn (MeMoPad) – Konzept und erste Erfahrungen. In: Zeitschrift für Hochschulentwicklung – ZFHE, 2, Nr. 4, 79–95. Online-Zugang.
- Carger, C.L. (1996), «The two Bills: Reflecting on the gift of mentorship», Peabody Journal of Education Т. 71 (1): 22–29, DOI 10.1207/s15327930pje7101_4
- Cheng, M. & Brown, R. (1992). A two-year evaluation of the peer support pilot project. Evaluation/Feasibility Report, Toronto Board of Education. ED 356 204.
- Clinard, L. M. & Ariav, T. (1998), «What mentoring does for mentors: A cross-cultural perspective», European Journal of Teacher Education Т. 21 (1): 91–108, DOI 10.1080/0261976980210109
- Cox, M.D. (1997). Walking the tightrope: The role of mentoring in developing educators as professionals, in Mullen, C.A.. In M.D. Cox, C.K. Boettcher, & D.S. Adoue (Eds.), Breaking the circle of one: Redefining mentorship in the lives and writings of educators. New York: Peter Lang.
- Edelkraut, Frank; Nele Graf: Der Mentor – Rolle, Erwartungen, Realität. Pabst Science Publishers, 2011, ISBN 978-3-89967-723-2, Dictionary of National Biography. — London: Elder Smith & Co..
- Edelkraut, Frank: Wie Mentoring das Vertrauen fördert, 2014, online.
- Daloz, L. A. (1999). Mentor: Guiding the journey of adult learners. San Francisco: Jossey-Bass.
- Franzke, Astrid; Helga Gotzmann (Hrsg.): Mentoring als Wettbewerbsfaktor für Hochschulen – Strukturelle Ansätze der Implementierung, 2006.
- Graf, Nele; Frank Edelkraut: «Mentoring – Das Praxisbuch für Personalverantwortliche und Unternehmer». SpringerGabler 2013, ISBN 978-3-658-02169-6.
- Haasen, Neele: Mentoring. Persönliche Karriereförderung als Erfolgskonzept. Heyne, München 2001, ISBN 3-453-18069-0.
- Head, F. A., Reiman, A. J., & Thies-Sprinthall, L. (1992). The reality of mentoring; Complexity in its process and function. In T.M. Bey & C. T. Holmes (Eds), Mentoring: Contemporary principles and issues. Reston, VA: Association of Teacher Educators, 5-24.
- Huang, Chungliang and Jerry Lynch (1995), Mentoring — The TAO of Giving and Receiving Wisdom, Harper, San Francisco.
- Johnson, W. Brad; Charles R. Ridley: The Elements of Mentoring. Überarbeitete Ausgabe. Palgrave Macmillan, New York 2008, ISBN 978-0-230-61364-5,
- Kram, K. E. (1985). Mentoring at work: Developmental relationships in organizational life. Glenview, IL: Scott, Foresman.
- Murray, M. (1991). Beyond the myths and the magic of mentoring: How to facilitate an effective mentoring program. San Francisco: Jossey-Bass.
- Peters, Sibylle: Flankierende Personalentwicklung durch Mentoring. Hampp, Mering; Auflage: 2 (2006), ISBN 3-86618-045-4, OCLC 170038189, Dictionary of National Biography. — London: Elder Smith & Co..
- Ragins, Belle Rose; Kathy E. Kram (Hrsg.): The Handbook of Mentoring at Work: Theory, Research, and Practice. Sage Publications 2007, ISBN 978-1-4129-1669-1 LCCN 2007—16878
- Richert, Vera: Mentoring und lebenslanges Lernen. Individuelles Wissensmanagement im Informationszeitalter. Müller, Saarbrücken 2006, ISBN 3-86550-975-4.
- Schlee, R. (2000), «Mentoring and the professional development of business students», Journal of Management Education Т. 24 (3): 322–337, DOI 10.1177/105256290002400304
- Scherer, Marge (ed.). (1999) A better beginning: Supporting and mentoring new teachers. Alexandria, Virginia: Association for Supervision and Curriculum Development.
- Stöger, H.; A. Ziegler, D. Schimk (Hrsg.): Mentoring: Theoretische Hintergründe, empirische Befunde und praktische Anwendungen. Pabst, Lengerich/Berlin/Wien 2009, 340 Seiten, ISBN 978-3-89967-543-6.
- Weber, Peter: Business-Mentoring. Manager als interne Berater in turbulenten Zeiten. Ein Praxisleitfaden für Mentoren, Mentees und Personalentwickler. Maori, Herdecke 2004, ISBN 3-931943-06-2.
- Wingels, Rebecca: Diversity Mentoring. Unterschiede erkennen, die einen Unterschied machen. In: Iris Koall (Hrsg.): Diversity outlooks. Managing diversity zwischen Ethik, Profit und Antidiskriminierung. Lit, Münster 2007, ISBN 978-3-8258-9745-1.
- Project Blue Lynx, by Dan Ward. A journal article published by Defense Acquisition University, exploring an innovative approach to mentoring.
wikiredia.ru
Руководство по пониманию роли наставника 2019
Мне повезло, что я был на вершине великого наставника и служил в этом качестве для ряда очень успешных профессионалов. Долгосрочное влияние наставничества может быть изменением жизни и карьеры.
В моей ситуации наставник был старшим менеджером по продажам, которому я благодарен за то, что он руководил мной в своем развитии как лидер, стратег и полный бизнес-профессионал. Он не учил меня или не предлагал коучинг или тренировку на месте.
Вместо этого он бросил мне вызов; он побуждал меня мыслить через вопросы и подходы с его мучительно трудными ответами на вопросы, и он служил источником мудрости, когда мне это было нужно больше всего. В то время как наши отношения как наставника и менталитета (иногда называемого менторским) закончились после того, как я сменил компании, его влияние в моей работе сегодня продолжается.
Наставничество и коучинг: похожие, но не те же
Условия менторства и коучинга часто используются взаимозаменяемо, и это вводит в заблуждение. Хотя они похожи на поддержку чье-то развитие, на практике они очень ра
ru.routestofinance.com