О свободе: О свободе небывалой… — Блюменталь-Тамарина. Полный текст стихотворения — О свободе небывалой…

Цитаты о свободе (1264 цитат)

„Проблема не в народе, а в ваших руководителях. Коммунизм — маска, натянутая на прежнее лицо России. Ваш Сталин — царь, Политбюро — бояре и аристократы, алчные и эгоистичные, ваши партийные кадры — чиновники, те же, что при Петре и Николае. Та же пресловутая российская автократия, вечная нестабильность, ксенофобия, абсолютная неспособность разумно управлять государством, террор вместо консенсуса и настоящей власти, наглая коррупция, только принявшая другие формы, некомпетентность и пьянство. Прочтите переписку Курбского с Иваном Грозным, прочтите Карамзина, Кюстина. Основной признак вашей истории никогда не изменить: унижение, из поколения в поколение, от отца к сыну. Испокон века, и особенно с эпохи монгольского ига, все вас унижают, и политика вашего правительства состоит не в том, чтобы бороться с униженностью и ее причинами, а в том, чтобы спрятать ее от остального мира. Петербург Петра не что иное, как потемкинская деревня, не окно, прорубленное в Европу, а театральная декорация, установленная, чтобы спрятать от Запада нищету и грязь. Но унижать можно лишь тех, кто терпит унижение; и лишь униженные способны унижать других. Униженные тысяча девятьсот семнадцатого, от Сталина до мужика, навязывают свой страх и унижение другим. Потому что в этой стране униженных царь, какой бы властью он ни обладал, беспомощен, его воля тонет в болотах и топях его администрации. Перед царем все кланяются, а за его спиной воруют и плетут заговоры, все льстят начальству и вытирают ноги о подчиненных, у всех рабское мышление, ваше общество сверху донизу пропитано рабским духом, главный раб — это царь, который не может ничего сделать с трусостью и униженностью своего рабского народа и от бессилия убивает, терроризирует и унижает его еще больше. И каждый раз, когда в вашей истории возникает переломный момент, реальный шанс разорвать порочный круг, чтобы создать новую историю, вы его упускаете: и перед свободой, вашей свободой семнадцатого года, о которой вы говорили, все — и народ, и вожди — отступают и возвращаются к уже выработанным рефлексам.

Но такая уж вещь прошлое — если вцепилось однажды зубами в вашу плоть, больше не отпустит.

The truth is great, and shall prevail, When none cares whether it prevail or not.

Опять наступила ночь, третья в этой каменной вечности. Опять я блуждал среди зарослей и осыпающихся скал своих мыслей.

Вот почему я плакал, я больше ничего не понимал и хотел быть один, чтобы ничего не понимать и дальше.“

Манифест о свободе выражения в искусстве и культуре в цифровую эпоху

Совет Европы разработал Манифест о свободе выражения в искусстве и культуре в цифровую эпоху и концепцию цифровой выставки (@exhibition) «Творить свободно, творить, чтобы быть свободным».

В Манифесте подчеркивается значимость искусства и индустрии культуры для демократических обществ Европы и отмечается, что Статья 10 Европейской конвенции о правах человека распространяется также на свободу художественного самовыражения. Свобода слова ‒ это и свобода творчества. Благодаря способности искусства создавать пространство для общения, открывать новые идеи и перспективы творческие люди, творческая мобильность и свобода творчества становятся стратегическими ресурсами для общества, помогая ему преодолевать раздробленность и решать актуальные глобальные проблемы человечества.

Открытие цифровой выставки запланировано на первый семестр 2021 года. На ней государства-члены смогут выставить произведения искусства, отражающие важнейшую роль свободы художественного творчества в демократическом обществе.

«Свобода художественного самовыражения относится к свободе выражения мнений, гарантируемой Статьей 10 Европейской конвенции о правах человека. Манифест о свободе выражения в искусстве и культуре в цифровую эпоху ‒ это политическое обязательство поощрять право людей искусства беспрепятственно выражать свое мнение даже в тяжелых условиях.

Сегодня свобода художественного самовыражения сталкивается с растущим давлением. Всё чаще люди творческих профессий, эксперты и специалисты в области культуры, которые осмеливаются говорить о существующих проблемах, высказывать неудобные истины, делать невидимое видимым, подвергаются давлению, цензуре, запугиванию и преследованиям. Кроме того, кризис, вызванный пандемией COVID-19, серьезно сказался на условиях труда и доходах артистов и художников и на положении сектора культуры и искусства в целом. Манифест привлекает внимание ко всем этим рискам, давая четкий политический сигнал для защиты открытости и свободы творчества, которые являются важнейшими составляющими наших демократических обществ.»

Цитаты про свободу

Свобода есть реальная власть делать определённые вещи. Поэтому требование свободы – это требование власти.
Джон Дьюи

Сила и свобода – вот что делает человека прекрасным. Слабость и рабство никогда не создавали никого, кроме злых.
Жан Жак Руссо

Только тот исполняет свою волю, кто не нуждается для этого в чужих руках: отсюда следует, что первое из всех благ не власть, а свобода. Истинно свободный человек хочет только того, что может, и делает то, что ему угодно.

Жан Жак Руссо

Свобода означает, что мужественные, воинственные и победоносные инстинкты господствуют над другими инстинктами.
Фридрих Ницше

Высший тип свободных людей следует искать там, где приходится преодолевать самые сильные препятствия; в пяти шагах от тирании, у самого источника грозящего рабства.
Фридрих Ницше

Свобода расковывает безудержную волю к равенству и таит в себе семя самоотрицания и самоистребления.
Николай Бердяев

Когда перед свободой преклоняются, когда свободу воспринимают как нечто высшее и мистическое, а не как просто необходимое условие человеческого существования, она превращается в рабство.

Джеймс Фулбрайт

Свободу причисляют к самым возвышенным чувствам, поэтому и ложь о свободе считается возвышенной.
Франц Кафка

Люди нелепы. Они никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требуют той, которой у них нет.
Сёрен Кьеркегор

Человек свободен, как птица в клетке: в известных границах он может свободно двигаться.
Иоган Лафатер

Степень свободы зависит от размеров клетки.
Владимир Колечицкий

Зависимость от людей неизбежна. Разница лишь в длине и прочности уз.
Вильгельм Фишер

Чем длиннее цепь, тем больше хочется свободы.
Александр Галаганов

Определяя свободу, мы её ограничиваем, ограничивая её, мы её убиваем.
Уилл Роджерс

Свобода без независимости, что банковский счёт без вклада.
Артур Васильев

Свобода — единственная вешь, которую вы не можете получить, если не даете ее сами.
У. Уайт

Свобода — ни к чему не привязан,
Никому не обязан,
Ни на что не пригоден,
Потому и свободен.
А. Чудинов

Помните: цена, которую приходится платить за свободу, уменьшается, когда растет спрос.
Е. Лец

Совершенство природной свободы состоит в ее беспредельности, совершенство же гражданской свободы – в ее ограниченности.
Ф. Гентц

В наше время многие политики имеют обыкновение с апломбом рассуждать о том, будто народ не заслуживает свободы до тех пор, пока не научится ею пользоваться. Это умозаключение сделало бы честь дураку из старой сказки, который решил не идти в воду, пока не научится плавать.
Т. Маколей

В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать.
М. Пришвин

Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее.
Цицерон

Вполне доволен самим собою человек может быть только тогда, когда он один. Поэтому не любить уединения, значит, не любить свободы, так как свободным человек бывает, только когда он один.
А. Шопенгауэр

Если предложить людям выбор между свободой и сандвичем, они выберут сандвич.

Д. Бойд-Орр

Замечено, что те, кто кричит громче всех, требуя свободы, не очень охотно терпят ее.
Ф. Честерфилд

Иному только дай свободу слова, так он начнет каждому рот затыкать.
Б. Крутиер

Когда проблему свободы берутся решать практически — льются потоки крови.
В. Эрн

Кто не любит свободы и истины, может стать могущественным человеком, но великим он никогда не будет.
Вольтер

Милостью божьей в нашей стране мы имеем три драгоценных блага: свободу слова, свободу совести и благоразумие никогда не пользоваться ни тем, ни другим.
Марк Твен

Народ, победивший в борьбе за свободу, редко получает что-либо, кроме новых господ.

Д. Галифакс

Не скроешь подлинной природы
Под слоем пудры и сурьмы,
И как тюрьма — отель свободы,
Свобода – копия тюрьмы.
И. Губерман

Нигде деспотизм не находится в такой безопасности, как под внешностью и вывеской свободы.
У. Лендер

Ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы!
Ф. Достоевский

Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу.
Ф. Бэкон

Чем больше свободы, тем больше требуется мест лишения свободы.
А. Давидович

Демократические свободы вообще и свобода слова в частности вредоносны по той причине, что они открывают широкие возможности для невежд и дураков. Когда культурный человек получает право высказываться перед соотечественниками о наболевшем – это одно, и тут нечего возразить. Когда же такое право принадлежит каждому словоохотливому шалопаю с незаконченным начальным образованием, это уже социальное бедствие, пандемия, от которых спасаться затруднительно.

В. Пьеиух

Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.
Демокрит

Не существует способа добиться того, чтобы люди были одновременно свободными и равными.
У. Баджот

Слуги, не имеющие господина, не становятся от этого свободными людьми — лакейство у них в душе.
Г. Гейне

Там, где газеты не свободны печатать всякую чушь, люди у власти свободны делать всякую чушь.

Л. Террнуар

Вольтер учил: «Чем люди просвещеннее, тем они свободней». Его преемники сказали народу: «Чем ты свободнее, тем просвещенней». В этом и таилась погибель.
А. Ривароль

Где все равны, там никто не свободен.
П. Буаст

Для того, кто сам несвободен, несвободны и другие.
Г. Гегель

Никто не может быть совершенно свободен, пока все не свободны.
Г. Спенсер

Для того чтобы свободно мыслить, нужно быть независимым, а для этого нужно быть очень богатым или нищим.
В. Зубков

Иные немеют от восхищения, когда у них вынимают кляп изо рта.
Е. Лец

Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет.

Ф. Достоевский

Страшен кляп, намазанный медом.
Е. Лец

Вольности, которые иногда разрешают народу, служат только испытанием, хорошо ли еще держат цепи. Так случается, что уже закрытую дверь открываешь снова, чтобы убедиться, хорошо ли она заперта.
К. Берне

Свобода — плод ограничения желаний.
Эпикур

Свобода — это всегда свобода тех, у кого другая точка зрения.
Р. Люксембург

Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить.
О. Бисмарк

Свобода есть право на неравенство.
Я. Бердяев

Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна. Она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя… Всё в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободы, через отвержение соблазнов свободы.

Н. Бердяев

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться.
М. Ганди

Свобода одного кончается там, где начинается свобода другого.
В. Гюго

Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится ее.
Б. Шоу

Свобода опасна, но только она обеспечивает нам безопасность.
Г. Фосдик

Свобода печати гарантирована лишь тем, кто владеет печатью.
А. Либлинг

Свобода подобна счастью: для одного вредна, для другого полезна.
Новалис

Свобода прессы означает, что нельзя освободиться от прессы.

Г. Келли

Свобода, в том числе и слова, вешь полезная, но, как и всякая полезная вещь, она продается и покупается.
В. Зубков

Величайший плод ограничения желаний — свобода.
Эпикур

О Свобода, скольких свобод нас лишают во имя твое!
Д. Джордж

О свобода, сколько преступлений творится во имя твое!
Ж. Ролан

Овца и волк по-разному понимают слово «свобода». В этом суть разногласий, господствующих в человеческом обществе.
А. Линкольн

Так с наиболее высокой судьбой сопряжена наименьшая свобода, таким людям нельзя ни выказывать свое расположение, ни ненавидеть, а более всего – предаваться гневу.
Ю. Цезарь

Увидев свет, некоторые наши политики закричали: «Свобода, свобода!» А оказалось, что это просто с клетки сдернули тряпку.
Г. Явлинский

Что ни век, нам ясней и слышней
Сквозь надрыв либерального воя:
Нет опасней и нету вредней,
Чем свобода совсем без конвоя.
И. Губерман

Что такое свобода, знают лишь те, кто готов умереть за нее.
Ж. Сталь

Свободу нельзя симулировать!
Е. Лец

Свободу чаще всего теряют те, кто к ней стремится.
Е. Лец

Чтобы обладать свободой, необходимо ее ограничивать.
Э. Берк

Те, кто громче всего требуют свободы, хуже всего ее переносят.
Ф. Честерфилд

То, что в одних случаях называется свободой, в других называется распущенностью.
Квинтилиан

То, что яснее всего характеризует истинную свободу и ее истинное применение, — это злоупотребление.
Г. Лихтенберг

Одни стремятся к свободе, другие бегут от нее.
Новалис

По мере того как все больше народов получает свободу, на душу населения ее становится все меньше и меньше.
А. Опольский

Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.
В. Ленин

Поклонение героям наиболее развито там, где наименее развито уважение к человеческой свободе.
Г. Спенсер

Рубрика

Близкие темы

Популярные темы

Комментарии

РПЦ поддерживает поправки в закон о свободе совести — Российская газета

Поправки, предложенные в закон о свободе совести, предотвращают любые попытки раскола традиционных конфессий, и Русская православная церковь поддерживает этот законопроект, заявила руководитель правового управления Московской патриархии игумения Ксения (Чернега).

— Мы полностью поддерживаем этот законопроект, — цитирует слова игумении Ксении агентство РИА Новости.

По ее мнению, в нем особенно важны два положения. То, что предусматривает возможность закрепления в уставах централизованных религиозных организаций запрета на выход или исключение местных религиозных организаций, входящих в структуру централизованных. «По существу, это положение предотвращает любые попытки раскола традиционных конфессий, и мы его поддерживаем», — сказала игумения Ксения.

А второе положение законопроекта запрещает включать сведения о вероисповедании в наименования тех юридических лиц, в состав учредителей и участников которых не входят религиозные организации.

— Иными словами, сведения о вероисповедании будут включаться в наименование только тех организаций, которые учреждены религиозными организациями или в состав участников которых входят религиозные организации. Тем самым мы решим проблему, которая сейчас стоит, с использованием, скажем, наименования «Русской православной церкви» теми коммерческими и некоммерческими организациями, которые не имеют к Русской православной церкви никакого отношения», — подчеркнула она.

Законопроект также предусматривает, что те священнослужители и лица из числа «персонала религиозных организаций», которые получили образование в зарубежных духовных образовательных организациях, должны пройти специальную аттестацию, если хотят заниматься преподавательской и религиозной деятельностью на территории России.

— Порядок аттестации будет, видимо, определяться дополнительно подзаконными актами, но, помимо аттестации, законопроект еще и предусматривает получение ими дополнительного профессионального образования в духовных образовательных организациях. То есть в конфессиональных духовных школах такие лица должны пройти дополнительную профессиональную подготовку, — отметила Чернега.

В патриархии считают, что это «вполне разумное и справедливое требование», так как «проповедник, получивший образование за рубежом, должен быть адаптирован к российской ситуации».

Напомним, что в минувшую среду комитет Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рекомендовал законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» к принятию в первом чтении, оно запланировано на 22 сентября.

Новый худший год. Главное из доклада «Агоры» о свободе интернета в России

  • Андрей Сошников, Анастасия Напалкова, Фарида Рустамова
  • Би-би-си

Автор фото, Anadolu Agency / Getty Images

Подпись к фото,

В 2018 году в России прошли массовые протесты против блокировки мессенджера Telegram, но цензуры в интернете меньше не стало, отмечают правозащитники

В 2018 году в российском сегменте интернета 662,8 тысячи раз была нарушена свобода пользователей: власти заблокировали рекордное количество интернет-страниц, десятки людей получали угрозы из-за своих постов. Об этом правозащитная организация «Агора» пишет в очередном докладе «Свобода интернета 2018: делегирование репрессий».

Годом ранее правозащитники выявили 115,7 тысячи нарушений свободы в интернете. Основной прирост связан с блокировками интернет-страниц и запретами информации (110 тысячи случаев в 2017 году против 649 тысяч в 2018-м).

По подсчетам «Агоры», в 2018 году власти ежедневно блокировали 1,3 тысячи страниц в интернете, каждые восемь дней суды приговаривали пользователей интернета к реальным срокам лишения свободы.

Полную версию доклада можно прочитать здесь [pdf].

Здесь [xlsx] доступна таблица ограничений свободы интернета в 2018 году, а здесь [pdf] — карта с разбивкой на регионы.

При этом приговоров из-за «экстремистских призывов» в интернете стало меньше (48 реальных сроков в 2017 году против 45 в 2018-м). «Агора» связывает это с тем, что власти делегируют свои полицейские и цензорские функции «частным игрокам». В пример правозащитники приводят иски миллиардера Олега Дерипаски о блокировке расследования оппозиционера Алексея Навального, а также иски банка ВТБ о блокировке материалов, в которых упоминается председатель правления Андрей Костин.

Региональными лидерами по количеству нарушений в 2018 году стали Москва, Тюменская область и Хабаровский край — именно там чаще всего преследовали интернет-пользователей и блокировали сайты. Петербург занял в этом антирейтинге 17 место, Чеченская республика — 48-е. Ни одного подобного случая не произошло в республиках Алтай и Саха (Якутия).

Би-би-си пересчитала данные «Агоры» относительно количества интернет-пользователей в регионах. Получилось, что хуже всего со свободой интернета обстоят дела у жителей Магаданской области — 203 нарушения на 100 тыс. пользователей. В этом регионе против интернет-пользователей было заведено несколько уголовных дел, а местный блогер Александр Юдин получил семь лет колонии из-за комментариев в соцсетях, в которых суд усмотрел оправдание терроризма.

Фундаментальный поворот

«Агора» отслеживает нарушения свободы в российском сегменте интернета уже более 10 лет: первый обзор, вышедший в 2011-м, охватывал 2008-2010 годы. Затем доклады выходили ежегодно, при этом с каждым разом эксперты выявляли все больше нарушений.

«По отдельным видам нарушений были колебания (чуть меньше исков или политически мотивированных кибератак, например), но в целом тенденция однозначно на ужесточение», — сказал Би-би-си один из авторов доклада, правовой аналитик «Агоры» Дамир Гайнутдинов.

Позитивный тренд 2018 года: журналисты, правозащитники и обычные пользователи интернета, критикующие власть, реже сталкивались с насилием и угрозами — 59 случаев против 66 в 2017-м.

Типичный пример: в сентябре в поселке Зональный Томской области человек, похожий на бывшего главу администрации Евгения Гусева, избил односельчанина после его поста во «ВКонтакте» о празднике «День села». Активисту не понравился сдувшийся батут, нападение запечатлела камера слежения у подъезда.

Аналитики «Агоры» делают вывод о фундаментальном повороте государственной политики в сфере интернета: от блокировки интернет-провайдеров и массового уголовного преследования рядовых пользователей — к попытке установить контроль над глобальными платформами, имеющими доступ к информации о пользователях и реальную возможность ограничивать распространение информации.

«Признав блокировки на уровне интернет-провайдеров неэффективными, государство вынуждает к сотрудничеству крупные сервисы и монополизирует рынок доступа в интернет», — резюмируют эксперты.

Хотите узнавать обо всем самом важном и интересном через мессенджер? Тогда подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Что не так со свободой собраний в России

Юристы Правозащитного центра «Мемориал» и ОВД-Инфо направили в Совет Европы доклад о свободе собраний в России. Правозащитники оценили, насколько власти страны справляются с исполнением решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу самарского активиста Александра Лашманкина и других заявителей. ОВД-Инфо публикует краткое резюме документа, а также pdf-версии полного текста доклада (на русском и английском) и приложений к нему (на русском и английском).

Дело Лашманкина, к которому присоединены некоторые аналогичные жалобы, — знаковое для понимания, как работает свобода собраний в России. Юристы называют решение ЕСПЧ по этому делу энциклопедией нарушений. В 2017 году Европейский суд, основываясь на жалобе Лашманкина, предписал России решить системные проблемы с согласованием митингов. Юристы ОВД-Инфо и «Мемориала» проанализировали, поменялась ли ситуация за последние годы.

Правительство России сообщило ЕСПЧ, что выплатило компенсации Лашманкину и другим заявителям, а также предприняло «общие меры» по исполнению решения. В том числе, Верховный суд выпустил постановление, которое должно было помочь судам на местах рассматривать дела о публичных мероприятиях, учитывая позицию ЕСПЧ.

По мнению правозащитников, действия России оказались недостаточными. Юристы признают пленум Верховного суда позитивным в целом, но отмечают, что его указания местные власти систематически игнорируют. Серьезных разрешающих законов не приняли, зато в КоАП, наоборот, вносят новые запрещающие и ограничивающие нормы (например, статью о вовлечении несовершеннолетних в несогласованную акцию).

Тезисы доклада

  • Ситуация со свободой собраний в России меняется не в лучшую сторону, а в худшую.
  • Несмотря на позицию Верховного суда, власти на местах по-прежнему произвольно не согласовывают акции по формальным причинам. В отказах они ссылаются на «необходимость поддержания общественного порядка», на несуществующие ремонтные работы или на согласованное в том же месте другое мероприятие. При этом часто даже не указывается, какое это мероприятие.
  • Власти или не предлагают организаторам альтернативное место, или предлагают отдаленное от центра города, несоразмерное теме акции и общественному запросу.
  • Закон запрещает акции вблизи определенных зданий и мест, а также во время некоторых событий (например, на Красной площади в Москве или в период Чемпионата мира по футболу в 2018 году).
  • Сама процедура согласования ограничена жесткими и негибкими рамками, чем недобросовестно пользуются власти: спонтанную акцию согласовать невозможно, а чиновники специально отправляют ответы заявителям в последние минуты, стараясь затянуть весь процесс.
  • Региональные законодательства вводят дополнительные ограничения, которые к тому же нечетко сформулированы.
  • Не ведется статистика запретов акций, не публикуется информация о поданных заявках в регионах и итогах рассмотрения.
  • Государство проповедует абсолютную нетерпимость к несогласованным акциям, даже если они немногочисленные, мирные и не препятствуют обычной жизни. Несогласованные акции разгоняются.
  • Во время согласованных митингов власти предпринимают чрезмерные меры безопасности, привлекают множество полицейских и росгвардейцев, устанавливают металлоискатели и ограничивают проход в месте проведения, цензурируют плакаты и баннеры.
  • Суды подходят к рассмотрению апелляций на отказ в согласовании акции формально. Они не оценивают при этом соразмерность отказа уведомлению об акции и то, насколько повод для отказа реален и обоснован.
  • При разгоне несогласованной акции полиция неадекватно применяет силу, задерживает людей произвольно, массово составляет административные протоколы на всех подряд. Люди подолгу сидят в автозаках, а затем в отделах полиции, затем часть из них подвергаются административному аресту без указания на причины такой исключительной меры. Некоторые из задержанных становятся фигурантами уголовных дел по сомнительным обвинениям.

Рекомендации правозащитников

Юристы «Мемориала» и ОВД-Инфо предложили Комитету Министров Совета Европы, куда адресован доклад, дать России конкретные рекомендации по исправлению ситуации. По их мнению, проблемы обусловлены недочетами в федеральном законодательстве и в постановлении Верховного суда, отсутствием реального наказания для местных властей за отхождение от норм ЕСПЧ, неэффективным контролем за действиями полиции и общим пренебрежении позицией ЕСПЧ чиновниками, полицейскими и судьями.

Всего в документе 37 рекомендаций, вот некоторые из них:

  • Проводить тренинги для чиновников, полицейских и судей, чтобы они понимали обязанность выполнять решения ЕСПЧ
  • Обязать власти подробно объяснять, почему они отказались согласовать акцию и что сделали, чтобы все же попытаться ее разрешить. В случае, если это не разъяснено, стоит считать мероприятие согласованным
  • Ввести личную ответственность чиновника за необоснованный отказ в проведении митинга
  • Обязать власти публиковать в открытом доступе уведомления об акциях вместе с причинами отказа, вести и публиковать статистику отказов
  • Сделать возможным подачу уведомления об акции как за несколько месяцев, так и за два дня до проведения
  • Убрать запрет проводить акции на определенных территориях, кроме тех, где действуют особые правила технической безопасности
  • Упразднить статью 212.1 уголовного кодекса об уголовной ответственности за неоднократные нарушения на акциях протеста
  • Создать больше гайд-парков в центральных частях городов, увеличить допустимое количество участников проводимых там мероприятий
  • Смягчить нормы статьи 20.2 КоАП о нарушениях во время публичных акций, упразднить ответственность за участие в мирной несогласованной акции
  • Проводить справедливые расследования в отношении полицейских, которые злоупотребляли полномочиями во время задержаний: применяли силу, отнимали телефоны, не допускали адвокатов в отделы полиции
  • Считать, что спонтанные мероприятия не требуют согласования
  • Отменить норму, по которой акцию могут не согласовать только из-за нарушения сроков подачи уведомления
  • Прописать в КоАП, что моментом задержания считается не время доставления в полицию, а момент фактического задержания
  • Объяснить полицейским, что доставление задержанных в участок возможно только в исключительных случаях, когда протокол невозможно составить на месте.

Заключение

В докладе используются данные, собранные ОВД-Инфо во время помощи задержанным на акциях протеста. Только за 2019 год проект помог более 3000 людям. Кроме того, в создании документа использована практика юристов «Мемориала» и ОВД-Инфо по обжалованию отказов в согласовании акций, опыт работы с 400 жалобами в ЕСПЧ, поданными после летних протестов 2019 года, а также публикации судебных решений и других СМИ. Комитет Министров должен оценить исполнение России указаний ЕСПЧ на следующей сессии 2—4 июня 2020 года.

Полная версия доклада на русском языке: Представление материалов Правозащитного центра «Мемориал» и ОВД-Инфо в соответствии с Правилом 9.2 Регламента Комитета министров по надзору за исполнением судебных решений и условий мировых соглашений по реализации общих мер в результате рассмотрения дела Лашманкина и других против Российской Федерации

Приложения: Приложения к представлению доклада в Комитет министров

Full version of the report: Submission by the NGOs Human Rights Center Memorial and OVD-Info under Rule 9.2 of the Rules of the Committee of Ministers for the Supervision of the Execution of Judgments and of the Terms of Friendly Settlements on implementation of the general measures in the case of Lashmankin et al. v. Russia

Exhibits: Exhibits to Submission for the Committee of Ministers

Диалог о свободе — Flying Critic

07 февр.

В декабре в петербургском театре «Мастерская» прошел третий фестиваль «Школа. Студия. Мастерская». Он предложил уникальную по содержательности программу, поскольку формула его названия позволила куратору Ольге Никифоровой выстраивать афишу в трех взаимодополняющих направлениях. В течение недели участники форума слушали лекции известных театроведов, погружались через эскизы молодых режиссеров из разных стран в творческую лабораторию современного театра и смотрели спектакли режиссеров — уже состоявшихся мастеров профессии.

Фестиваль сконцентрировал в себе все определяющие качества «Мастерской» Григория Козлова. Его театр, студийный по атмосфере, всегда отличают чуткость по отношению к человеку, как внутри художественного мира, так и вне его, тонкая настройка связи между поколениями, приоритет творческого процесса и, в связи с этим, постоянная погруженность в диалог внутри профессии и со зрителем. Наверное, поэтому центральной частью фестиваля для меня стала лаборатория, в которой, прежде всего, проявились пестуемые мастером актерские увлеченность, незавершенность и непричесанность результата и в то же время самобытность взгляда, право на свою индивидуальность. Все это стало важным потому, что лаборатория строилась для актеров «Мастерской» как встреча с принципиально новым. Фестиваль пригласил режиссеров из Румынии, Литвы, Японии, Венгрии, Азербайджана. Они сами выбирали материал для эскиза и представляли через него тот круг проблем, который, на их взгляд, в наибольшей степени презентует содержание театральной повестки их стран.


Сцена из эскиза спектакля «История коммунизма, рассказанная для душевнобольных» . Фото — архив фестиваля.

В первом эскизе «История коммунизма, рассказанная для душевнобольных» румынский драматург Матей Вишнек описывает психиатрическую лечебницу, в которую накануне смерти Сталина попадает писатель Юрий Петровский, чтобы своим талантом обратить в веру коммунизма ее пациентов. История «великих коммунистических побед» в обстоятельствах пересказа наивным, подстроенным под сознание слушателя языком превращается в абсурдистский сюжет. Но сколь бы ни были смешны такие попытки, совершенно ясно, что ни пациентам, ни самому писателю не придется воспользоваться этим знанием, — свобода для них закрыта. Режиссер Дмитрий Акриш снимает временные отсылки пьесы. Лечебница у него превращается в условное закрытое пространство, в центре которого пропагандистская машина нового времени — телевизор. На его экране мы видим лишь мелкую серую рябь, но метафора абсолютно читаема: наступил временной цикл, когда разговор об авторитаризме снова актуален.

Тема ущемленной свободы проявилась и в других эскизах, во многом становясь лейтмотивом лаборатории. В пьесе литовца Гинтараса Граяускаса «Посторонним воспрещается» главным героем назначен молодой поэт, по закону мироздания призванный быть детектором уровня свободы в обществе. Режиссер Тадас Монтримас исследует его путь от юного оптимистичного любимца публики с легким пером к отрезвленному цензурой людского признания писателю, который все-таки, несмотря на подавление со всех сторон, желает остаться в родном городе и выполнять свое предназначение. В этой роли Максим Блинов на короткой дистанции успевает пережить несколько возрастов художника: не меняя лихо посаженной на голову кепки и небрежного шарфа на шее, он взрослеет прямо на наших глазах.

В «Садах Астары» азербайджанского драматурга Исмаила Имана мотив насилия открывается не только в общественной плоскости, но и в семейных отношениях. Молодой человек встречает девушку, но их счастье обрывает теракт (в пьесе отсылка к бакинскому теракту в метро), в котором он считается погибшим. Однако через пятнадцать лет он возвращается к невесте и видит ее женой брата. Неясно, что или кто держали его вдали от дома, но очевидно, что степень отчужденности между людьми оказывается столь высокой, что даже воскрешение не способно ее преодолеть. Режиссер Ирада Гёзалова делает ставку на вневременность сюжета, притчевость и архетипичность поведения. В ее решениях возникают отсылки и к «Одиссее», и к «Орестее», притом что в игре Антона Момота (Расул) и Алексея Винникова (Анар) образ современного человека органично сплетается с античными ассоциациями.

Актуальность и интернациональность темы свободы и ее дефицита поддержала и афиша фестивальных спектаклей.


Сцена из спектакля «Мейерхольд». Фото — архив фестиваля.

В «Мейерхольде» Романа Габриа очевидна попытка объяснить движение свободолюбивого мастера (Анатолий Журавин) в ловушку режима. Спектакль строится вокруг фигуры режиссера как многоголосье сознаний, которое виртуозно воплощает один актер — Сергей Гвоздев. Критики, чиновники, люди без фамилий, но в погонах сплетают единую интригу. Оказывается, что независимо от того, была ли это публикация статьи в «Правде» или физическое насилие, результат складывается в общий знаменатель — две ужасные смерти. Но простой констатации исторического факта, хотя и в обаятельной театральной форме, режиссеру недостаточно, поэтому он осуществляет выход к зрителям с вопросом — на что имеет право художник в своем творчестве. И каждый должен решить, служит ли частью репрессивного механизма или открыт диалогу о свободе другого.

Яна Тумина в спектакле синтетического языка «…и звали его Домино» бурятского театра «Ульгэр» рассказывает историю вражды людей и животных. Детский, на первый взгляд, спектакль устроен так, что тема непримиримого конфликта показана в ее истоках и в постепенном наращивании агрессии, в невозможности освободиться от желания мстить. Подробное исследование зависимости от эмоций ведется очень увлекательным языком своего рода вестерна, в котором сочетаются приемы театра кукол, музыкального и драматического.


Сцена из спектакля «…и звали его Домино». Фото — архив фестиваля.

В «Утиной охоте» Григория Козлова пространство несвободы — условия жизни Зилова. В первой сцене спектакля на спящего героя с разных сторон надвигаются хорошо опознаваемые медиазнаки советской эпохи, но представлены они в карикатурном виде: по-кукольному фальшивый Брежнев соседствует с Хрюшей и Степашкой из детской программы, будто они фигуры одного порядка. Неразличимость реального и иллюзорного, подмена настоящего искусственным тот механизм советского бытия, который подминает сознание Зилова. Ему не видно ни зги — и потому что в окнах всегда идет дождь, и потому что перспектива зрения сбита лицемерной системой отношений. Поэтому Зилов в решении Евгения Шумейко — не привычный вампиловский бунтарь и циник, в нем словно отрезан орган эмпатии, и он почти дошел до социопатической ненависти ко всем. Отдельно от его настоящего существует райская территории детства, где чувства искренни и просты, потому что возникают из-за точно отбитого мяча, криков таких же соратников по игре и запаха зеленой травы — органически и не по принуждению. Поэтому финальная смерть героя решается немой сценой футбольной игры как единственно верный шаг на пути возвращения в пространство свободы, где вечно можно будет отбивать меч и носить футболки с первым номером.

Думается, что столь многообразные диалоги о свободе — неслучайно возникший сюжет фестиваля «Школа. Студия. Мастерская». Без споров о лжеграницах и подлинном понимании правды сложно представить сообщество молодых людей, каковое и представляет собой «Мастерская» Григория Козлова. А худрук абсолютно доверяет этой энергии и ловко обращает ее потоки в биение сердца их общего театрального организма, интенсивности жизни которого позавидует любой театр Петербурга

7 фактов о Первой поправке, которые нужно знать

«Конгресс не должен принимать никаких законов, касающихся установления религии или запрещающих свободное исповедание религии; или ограничение свободы слова или печати; или право народа на мирные собрания и ходатайство перед правительством о возмещении жалоб ». — Первая поправка к Конституции США

  1. Пять свобод, которые он защищает: слова, религии, печати, собраний и право подавать петиции в правительство.Вместе эти пять гарантированных свобод делают людей Соединенных Штатов Америки самыми свободными в мире.
  2. Прежде чем согласиться принять Конституцию, основатели нашей демократической республики потребовали, чтобы эти свободы были защищены поправкой к первоначальному документу — Первой поправкой.
  3. Не существует «возраста совершеннолетия», которого вы должны достичь, чтобы пользоваться своими свободами согласно Первой поправке. Они гарантированы вам в день вашего рождения. Также нет требования о гражданстве для защиты Первой поправки.Если вы находитесь в США, у вас есть свобода слова, религии, печати, собраний и петиций.
  4. Первая поправка не является ни «левой», ни «правой». Его можно использовать, чтобы подтолкнуть к социальным и политическим изменениям или противостоять переменам. Первая поправка для всех.
  5. Первая поправка защищает нас от государственных ограничений на нашу свободу выражения мнения, но не мешает частному работодателю устанавливать свои собственные правила.
  6. Первая поправка запрещает правительству требовать от вас говорить то, чего вы не хотите, или мешать вам слышать или читать слова других (даже если вы никогда не говорите сами, вы имеете право получать информацию).
  7. Учащиеся имеют право молиться в государственных школах Америки при условии, что в их работе нет сбоев и в них не участвуют государственные служащие (учителя, тренеры).

Ищете общий обзор? Вот она, из Энциклопедии Первой поправки.

ССЫЛКИ

Выступление

Что говорится в Первой поправке о свободе слова? Можно ли ограничить речь, и если да, то когда? В этом обзоре исследователь Первой поправки объясняет, какие виды слова защищены, где свобода выражения может быть ограничена и почему «свобода слова является основным американским верованием, почти своего рода светским религиозным принципом, статьей конституционного права. Вера.”

Пресс

Как появилась свобода прессы? Есть ли ограничения свободы прессы? Способы, которыми эта основная свобода закрепилась в законе, объясняются в этом обзоре исследователем Первой поправки. В цитатах из одного судебного постановления «[F] свобода выражения мнений по публичным вопросам обеспечивается Первой поправкой», так что «« дебаты по общественным вопросам должны быть свободными, энергичными и широко открытыми »».

Религия

Первая поправка представила миру смелые новые идеи: это правительство не должно навязывать государственную религию общественности или налагать неоправданные ограничения на религиозную практику, но должно признавать право людей верить и поклоняться или нет, как их совесть диктует.Обзор этого исследователя Первой поправки проясняет многие аспекты нашей религиозной свободы, говоря: «Этот смелый конституционный эксперимент по предоставлению религиозной свободы всем остается в силе и продолжается в Соединенных Штатах».

Сборка

Наше право собираться для мирных общественных протестов — маршей, митингов и других собраний — это еще одна основная свобода, гарантированная Первой поправкой. Как говорит в своем обзоре исследователь Первой поправки: «Свобода Первой поправки звучит бессмысленно, если правительственные чиновники могут подавлять выражения, которые, как они опасаются, вызовут беспокойство или оскорбят.Если нет реальной опасности неминуемого вреда, необходимо уважать права на собрания ».

Петиция

Эта наименее известная свобода Первой поправки, тем не менее, имеет решающее значение для формы правления нашей демократической республики. «Петиция — это право просить правительство на любом уровне исправить ошибку или исправить проблему», — пишет в этом обзоре исследователь Первой поправки, подробно описывая, как право на подачу петиции работает в нашем правительстве и какие формы оно принимает.

Энциклопедия Первой поправки

Комплексное исследование, охватывающее все аспекты Закона о Первой поправке.

Архив Центра Первой поправки

Архивный сайт Центра Первой поправки Института Ньюсеум, содержащий новости и комментарии по вопросам Первой поправки до 2012 года.

График Первой поправки

Важные исторические события, судебные дела и идеи, которые сформировали нашу нынешнюю систему юриспруденции по Первой поправке к Конституции, составлено Центром Первой поправки Института Ньюсеум.

Определение свободы от Merriam-Webster

бесплатно · дом | \ ˈFrē-dəm \

1 : качество или состояние свободы: например,

а : Отсутствие необходимости, принуждения или ограничения в выборе или действии.

c : качество или состояние освобождения или освобождения от чего-то обременительного свобода от заботы

d : неограниченное использование дал ему свободу своего дома

ж : Качество откровенности, открытости или откровенности ответил со свободой

грамм : неправильное знакомство

час : Смелость замысла или исполнения

Толкование: свобода слова и печати

Мне нравится список важных вопросов профессора Стоуна.Я думаю, что речь о выборах, в том числе речь, которая стоит денег, должна оставаться защищенной, независимо от того, публикуется ли она отдельными лицами, некоммерческими корпорациями, профсоюзами, медиа-корпорациями или немедиа-бизнес-корпорациями. (Прямые пожертвования кандидатам, в отличие от независимых высказываний о них, могут быть ограничены, как постановил Суд.) И я думаю, что ограничения на «язык вражды» должны оставаться неконституционными. Но я согласен, что в ближайшие годы эти вопросы, вероятно, станут предметом жарких споров. Я также хочу добавить еще три проблемы.

Профессиональная речь клиента

Многие профессионалы обслуживают своих клиентов, говоря. Психотерапевты пытаются помочь своим пациентам, разговаривая с ними. Врачи ставят диагноз, делают прогнозы и рекомендуют лечение. Юристы дают юридические консультации; специалисты по финансовому планированию, финансовые консультации. Некоторые из этих специалистов также занимаются определенным делом (например, выписывают лекарства, проводят операции или подают судебные документы, имеющие юридическую силу). Но многое из того, что они делают, они говорят.

Тем не менее, закон строго регулирует такие громкоговорители.Он запрещает людям давать какие-либо юридические, медицинские, психиатрические или аналогичные советы, если они сначала не получат лицензию (для получения чего могут потребоваться годы и сотни тысяч долларов на образование), хотя правительство не может требовать лицензию для людей стать журналистами или авторами. Закон позволяет клиентам подавать в суд на профессионалов за злоупотребления служебным положением, утверждая, что мнения или прогнозы профессионалов оказались «необоснованными» и вредными, хотя подобные судебные иски против газет или вещательных компаний были бы неконституционными.

И закон иногда запрещает или принуждает этих профессионалов к определенным выступлениям. Некоторые штаты запрещают психиатрам предлагать консультации, направленные на изменение сексуальной ориентации молодых пациентов. Флорида запретила врачам допрашивать своих пациентов о том, есть ли у них оружие. Многие штаты, надеясь убедить женщин не делать аборты, требуют, чтобы врачи говорили определенные вещи или показывали определенные вещи женщинам, которые хотят сделать аборт. Федеральное правительство пыталось наказать врачей, которые рекомендуют своим пациентам употреблять медицинскую марихуану (что является незаконным в соответствии с федеральным законом, но может быть получено во многих штатах по рекомендации врача).

Когда эти законы являются конституционными? Более того, если есть исключение из Первой поправки, которое разрешает такие правила общения профессионала с клиентом, то какие профессии оно охватывает? Как насчет, например, гидов, гадателей, ветеринаров или советников по диете? Суды только начинают сталкиваться с последствиями такого рода ограничений к Первой поправке, и степень, в которой заинтересованность правительства в защите клиентов — и в предотвращении поведения, которое правительство считает вредным, — может оправдать ограничение общения профессионала с клиентом.

Другая перспектива

Это эссе является частью дискуссии о свободе слова и печати с Джеффри Р. Стоуном, , временным деканом, и Эдвардом Х. Леви, заслуженным профессором права юридического факультета Чикагского университета. Прочтите полное обсуждение здесь.

Выступление с целью содействия преступлению

В некоторых выступлениях содержится информация, которая помогает людям совершать преступления или избегать наказания за преступления. Иногда это общая информация, например, о том, как создаются бомбы, как можно взламывать замки, как можно создавать смертельные вирусы, как можно легко обойти технологическую защиту произведений, защищенных авторским правом, или как наемный убийца может избежать наказания за свое преступление.

Иногда это конкретная информация, такая как имена свидетелей преступления, которых преступники могут захотеть замолчать, местонахождение полицейских, которых преступники могут захотеть избежать, или имена тайных офицеров или агентов ЦРУ. Действительно, иногда это может быть так же знакомо, как люди, мигающие светом, чтобы предупредить водителей о том, что за ними наблюдает полицейский; люди иногда подвергаются судебному преследованию за это, потому что они помогают другим избежать наказания за превышение скорости.

Иногда эта речь произносится специально с целью пропаганды преступности, но иногда ее произносят для других целей: рассмотрите книги по химии, в которых говорится о взрывчатых веществах; газетные статьи, в которых упоминаются имена людей, чтобы читатели не почувствовали, что что-то скрывают; или романы, которые точно описывают преступления только для развлечения.И иногда это говорят в политических целях, например, когда кто-то описывает, как легко уклониться от закона об авторском праве или предлагает законы, запрещающие трехмерную печать оружия, пытаясь объяснить, почему эти законы должны быть отклонены.

Удивительно, но Верховный суд так и не объяснил, когда такие выступления могут быть ограничены. Узкое исключение о подстрекательстве, которое касается высказываний, направленных на то, чтобы убедить людей совершить неминуемые преступления, не подходит для высказываний, которые намеренно или нет, информируют людей о том, как совершать преступления в какой-то момент в будущем.Это тоже область, которой Верховному суду, вероятно, придется заняться в ближайшие десятилетия.

Правила о притеснении во враждебной среде

Наконец, некоторые правительственные учреждения, суды и университеты аргументировали это тем, что правительство может ограничивать высказывания, которые в достаточной степени оскорбляют сотрудников, студентов или покровителей бизнеса, на основании расы, религии, пола, сексуальной ориентации и т. П. Вот как гласит теория: законы запрещают дискриминацию на основе таких черт личности при приеме на работу, образовании и общественных местах.И когда речь «суровая или распространенная» достаточно, чтобы создать «враждебную или оскорбительную среду» на основе этих черт, такая речь становится формой дискриминации. Таким образом, аргумент гласит, что широкий диапазон речи — например, демонстрация флагов Конфедерации, нежелательная религиозная прозелитизм, выступления с резкой критикой ветеранов, высказывания, предполагающие, что мусульмане нелояльны, демонстрация материалов сексуального характера, юмор на сексуальную тематику, работа на сексуальной почве. титулы (например, «прораб» или «рисовальщик») и т. д. могут привести к судебным искам.

Частные работодатели обращают внимание и ограничивают такие выступления своих сотрудников. Университеты вводят речевые коды, ограничивающие такую ​​речь. Даже выступления в ресторанах и других общественных местах, будь то выступление владельца бизнеса или высказывание постоянных посетителей, могут привести к ответственности владельца. И это не ограничивается оскорбительной речью в адрес конкретного человека, который не хочет ее слышать. Даже речь, повешенная на стене или подслушанная в столовой, может повлечь за собой ответственность и, таким образом, будет подавлена ​​законом о «враждебной среде».

Безусловно, частные работодатели и владельцы бизнеса не связаны Первой поправкой и, таким образом, обычно вправе ограничивать такие высказывания в отношении своей собственности. И даже государственные работодатели и предприятия, как правило, имеют широкую свободу действий по контролю за тем, что говорится о своей собственности (за исключением государственных университетов, которые, как правило, имеют гораздо меньшую свободу действий). Но здесь правительство оказывает давление на всех работодателей, университеты и бизнес с целью введения речевых кодексов, угрожая ответственности тем, кто их не вводит.И это давление правительства подлежит тщательной проверке в соответствии с Первой поправкой.

Некоторые суды отклонили некоторые применения теории «враждебной среды» на основании Первой поправки; другие поддержали другие заявки. Это тоже должен будет рассмотреть Верховный суд.

Постоянный вызов определению свободы слова

Свобода слова, как заявил более 80 лет назад судья Верховного суда Бенджамин Кардозо, «является матрицей, непременным условием почти любой другой формы свободы.Бесчисленное количество других судей, комментаторов, философов и многих других на протяжении десятилетий красноречиво говорили о критически важной роли, которую свобода слова играет в продвижении и поддержании демократии.

Тем не менее, спустя 227 лет после того, как первые 10 поправок к Конституции США были ратифицированы в 1791 году как Билль о правах, продолжаются дебаты о значении свободы слова и ее спутника Первой поправки — свободы прессы.

В этом выпуске журнала Human Rights исследуются современные проблемы, разногласия и судебные решения о свободе слова и печати.Это не исчерпывающий обзор событий, связанных с Первой поправкой, а скорее набор интересных вопросов.

Регулярно обсуждается вопрос о том, существует ли предел свободы слова, граница, при которой ненавистный, вредный или противоречивый характер высказываний должен привести к потере конституционной защиты в соответствии с Первой поправкой. Как отмечает в своей статье давний профессор права, защитник свободы слова, автор и бывший национальный президент Американского союза гражданских свобод Надин Строссен, в общественном мнении давно существует дихотомия по поводу свободы слова.Опросы традиционно показывают, что американский народ решительно поддерживает свободу слова в целом, но это число уменьшается, когда опросы фокусируются на конкретных формах спорных высказываний.

Споры по поводу того, что многие называют «языком ненависти», не новы, но они возобновляются по мере того, как наша страна сталкивается с движением Black Lives Matter и движением Me Too. Эти движения подняли сознание и способствовали национальному диалогу о расизме, сексуальных домогательствах и многом другом. С повышением осведомленности растет количество призывов к законам, предусматривающим наказание за высказывания, наносящие расовый вред или оскорбительные по гендерному признаку.

В настоящее время, вопреки широко распространенному заблуждению, не существует категории высказываний, известных как «язык вражды», которые можно было бы однозначно запретить или наказывать. Разжигающие ненависть высказывания, которые угрожают или подстрекают к беззаконию или способствуют возникновению мотива для преступного деяния, в некоторых случаях могут быть наказаны как часть преступления на почве ненависти, но не просто как оскорбительные высказывания. Оскорбительные высказывания, создающие враждебную рабочую среду или нарушающие работу школьных классов, могут быть запрещены.

Но помимо этих исключений, Верховный суд твердо придерживался мнения, что наша страна верит в публичный обмен идеями и открытые дебаты, что ответ на оскорбительные высказывания — это ответная речь.Дихотомия — общество в целом выступает за свободу слова, но люди возражают против защиты определенных сообщений — и дебаты по этому поводу, похоже, будут продолжаться не утихая.

Связанная с этим современная проблема свободы слова поднимается в ходе дебатов в кампусах колледжей о том, должны ли школы запрещать выступления ораторов, чьи сообщения являются оскорбительными для студенческих групп по схожим причинам расовой и гендерной враждебности. В целом, сегодня в университетских городках, безусловно, происходит гораздо больше свободного обмена идеями, чем относительно небольшое количество споров или выступающих, которые были запрещены или закрыты в результате протестов.Но эти противоречия привлекли к себе внимание всей страны, и некоторые примеры отражены в этом выпуске журнала Human Rights .

Споры в университетском городке могут быть примером постоянно меняющейся свободы слова. Не имеет значения, являются ли они новым явлением или более многочисленным, чем в прошлом. Некоторая часть нынешнего поколения студентов, численность населения неизвестна, считает, что им не следует слушать оскорбительные речи, направленные против угнетенных элементов общества из-за презрения и насмешек.Этот сегмент студенческого населения не верит в парадигму открытого диалога о свободе слова, когда выступающие нацелены на группы меньшинств. Считают ли они, что закрытые помещения университетских городков требуют особого отношения, или они верят в более широком смысле, что ненавистническим высказываниям нет места в обществе, остается вопросом для дальнейшего рассмотрения.

Немногие противоречия сегодня громче и заметнее, чем внимание к роли и авторитету средств массовой информации. Постоянный поток твитов президента Дональда Трампа о «фейковых новостях» и «фейковых новостях» привлек внимание общественности к роли и авторитету СМИ.Критики СМИ, поддерживаемые Трампом или иным образом, хотели бы разрушить социальные нормы, согласно которым традиционные средства массовой информации стремятся быть справедливыми и объективными. Норма основана на убеждении, что средства массовой информации выполняют две важные роли: во-первых, средства массовой информации предоставляют важные факты, которые информируют общественные дебаты; и, во-вторых, СМИ служат сторожевым псом для обеспечения подотчетности правительства.

Настоящая угроза заключается не столько в том, что правительственные чиновники в Соединенных Штатах будут контролировать или даже подавлять средства массовой информации.Верховный суд, вероятно, создал достаточно гарантий в соответствии с Первой поправкой, чтобы в целом защитить способность средств массовой информации функционировать без вмешательства государства. Беспокойство вызывает то, что постоянные нападки на достоверность информации в прессе могут подорвать доверие и вызвать враждебность по отношению к репортерам, пытающимся выполнять свою работу. Беспокойство также вызывает то, что если насмешки над СМИ станут приемлемыми в этой стране, это поможет узаконить ограничения свободы прессы и в других частях мира.Джейн Э. Кертли, профессор и директор Центра изучения этики и права СМИ в Университете Миннесоты, а также бывший директор в течение 14 лет Комитета репортеров за свободу прессы, делится своим опытом по этим вопросам в своей статье. .

Другие текущие проблемы в нашем обществе также вызывают интересные вопросы о свободе слова. Это общепризнанный закон, согласно которому гарантия свободы слова Первой поправкой распространяется только на действия правительства. Именно правительство — будь то федеральное, штатное или местное — не может ограничивать свободу слова, не соблюдая множество стандартов и тестов, установленных Верховным судом за последнее столетие.Но разница между действиями правительства и частным регулированием иногда является тонкой гранью. Это тонкое различие поднимает новые вопросы о свободе слова.

Рассмотрим протесты «Возьми колени» среди игроков Национальной футбольной лиги (НФЛ), которые выразили поддержку движению Black Lives Matter, преклонив колени во время исполнения Государственного гимна. На первый взгляд, эти протесты связаны исключительно с частным поведением; игроки являются контрактниками частных владельцев команд НФЛ, и Первая поправка не играет никакой роли.Но что может быть более публичным, чем эти протесты, которые наблюдают миллионы людей, проходящие на стадионах, которые часто строились при поддержке налогоплательщиков, обсуждаемые избранными политиками и другими государственными должностными лицами, обсуждаемые телевизионными комментаторами из-за общественной важности вопроса. Этого недостаточно, чтобы начать применение Первой поправки, но должно ли это быть? Исследователь Первой поправки Дэвид Л. Хадсон-младший, профессор права из Нэшвилла, рассматривает этот и связанные с ним вопросы о различии между государственным и частным секторами в своей статье.

Еще одним новым аспектом государственно-частной линии является использование социальных сетей государственными чиновниками. Facebook и Twitter — частные корпорации, а не государственные деятели, как и владельцы команд НФЛ. Но, как показывает одна статья в этом выпуске, федеральный суд недавно столкнулся с новым вопросом о том, распространяется ли первая поправка на выступление государственного должностного лица при общении с официальным бизнесом в частной социальной сети. В ответ на вызов лиц, которым был запрещен доступ к аккаунту президента Трампа в Твиттере, федеральный судья постановил, что блокирование доступа отдельным лицам на основании их точки зрения нарушает Первую поправку.Если решение будет оставлено в силе после апелляции, это может открыть новые возможности для расследования Первой поправки.

Один из аспектов действующего Закона о Первой поправке не столько изменен, сколько сбит с толку. Суды долго пытались решить, как поступать с материалами откровенно сексуального характера в соответствии с Первой поправкой, какие изображения, действия и слова являются защищенной речью, а какие — незаконной непристойностью. Но сегодня эта борьба, которая длилась десятилетия, кажется, в значительной степени отнесена к истории из-за технологий.Появление относительно нерегулируемого Интернета сделало доступ к материалам откровенно сексуального характера практически мгновенным в домашних условиях, не прибегая к отправленным по почте книгам и журналам или поездкам в книжные магазины для взрослых или в театры.

В своей статье профессор права и исследователь Первой поправки Джеффри Р. Стоун подробно останавливается на значительной части правовой и социальной истории и текущих проблемах в работе с материалами откровенно сексуального характера, опираясь на свою собственную книгу 2017 года Секс и Конституция: Секс, Религия, и Закон от истоков Америки до XXI века .

Если в статьях этого выпуска журнала «Права человека» есть объединяющая тема, то, возможно, мы, как нация, любим свои свободы, включая свободу слова и свободу прессы, мы никогда не уходим далеко — даже после того, как более двух столетий — от дебатов и споров по поводу объема и значения этих прав.


Стивен Дж. Вермиэль — профессор практики конституционного права Вашингтонского юридического колледжа Американского университета. В прошлом он был председателем Секции гражданских прав и социальной справедливости Американской ассоциации юристов (ABA), а в настоящее время является членом Совета управляющих ABA.

Мнения, выраженные здесь, принадлежат автору и не отражают точку зрения Совета управляющих ABA.

Обучение детей свободе слова

Поскольку разделенная нация терпит насилие, протесты и репрессии в отношении свободы слова, не может быть более важного времени для обучения маленьких детей важности свободы слова.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ — 6 июня: Демонстранты на проспекте Конституции во время марша к площади Свободы с Капитолийского холма в честь Джорджа Флойда и жертв расовой несправедливости в субботу, 6 июня 2020 г.(Фото Тома Уильямса / CQ-Roll Call, Inc через Getty Images)

CQ-Roll Call, Inc через Getty Images

L На этой неделе Соединенные Штаты будут отмечать День Конституции и День гражданства, предлагая детям и взрослым (включая родителей, учителей и других лидеров сообщества) возможность взглянуть на принципы, на которых была построена демократия в США — и что они значат сегодня. Первая поправка к Конституции предусматривает свободу слова, свободу печати, свободу религии и свободу протеста.

Если дети не усвоят эти основные ценности свободы слова и самовыражения и вырастут во взрослых, которые воздерживаются от высказываний или становятся нетерпимыми к другим точкам зрения, что произойдет с Республикой?

Если дети не усвоят эти основные ценности свободы слова и самовыражения и вырастут во взрослых, которые воздерживаются от высказываний или становятся нетерпимыми к другим точкам зрения, что произойдет с Республикой?

Первую поправку и концепцию свободы слова иногда бывает сложно понять и оценить, но свобода слова сегодня так же актуальна, как и тогда, когда 15 декабря 1791 года был принят Билль о правах.Люди могут осуществлять свои права по Первой поправке различными способами — от написания письма правительству или лидеру общины до марша протеста, установки плаката на лужайке или вставания на колени для исполнения государственного гимна.

Дебаты о свободе слова развиваются в социальных сетях, в кампусах колледжей и в действиях правительства. Нет более важного времени для обучения маленьких детей свободе слова. В опросе студентов колледжей и их отношения к свободе слова, проведенном в 2020 году Фондом Гэллапа и Найта, 41% опрошенных студентов ответили, что, по их мнению, свободе слова «угрожают / очень угрожают», что является значительным увеличением по сравнению с 27% в опросе 2016 года. .

Сегодня молодые и старые граждане осуществляют свои права в соответствии с Первой поправкой, используя свой голос, чтобы бросить вызов системному расизму и ненависти, отстаивать права ЛГБТК, бороться с цензурой в кампусах колледжей, подавать петиции об открытии (и закрытии) школ и повышать осведомленность о климате менять. Между тем, лидеры правительств как по всему миру, так и прямо здесь, в США, угрожают ограничить свободу слова, начиная с законодательства и заканчивая судебными тяжбами и применением силы.

Герой за гражданские права Джон Льюис, самый молодой оратор на марше по Вашингтону в 1963 году, всю жизнь побуждал других, особенно молодежь, высказывать свое мнение о несправедливости.В 2017 году Льюис сказал Harvard Gazette : «Я говорю молодым людям все время, будь то в средней школе или колледже, или молодым людям, работающим или работающим на Капитолийском холме, я говорю, когда вы видите что-то неправильное. , несправедливо, не просто, вы не можете позволить себе молчать. Вы должны что-то делать. Где бы вы ни оказались, говорите, говорите и найдите способ встать на пути, чтобы попасть в то, что я называю «хорошей проблемой» , необходимые неприятности ».

В последние годы немногие молодые голоса были столь же сильными и узнаваемыми, как голоса Малалы Юсафзай, Греты Тунберг и Эммы Гонсалес.Малала, лауреат Нобелевской премии мира 2014 года (в 17 лет она была самым молодым лауреатом этой премии), начала говорить своим голосом в возрасте 10 лет, выступая против талибов в Пакистане и отстаивая права девочек на получение награды. безопасное, бесплатное качественное образование. Она и ее отец создали Фонд Малалы, организацию, которая выступает за обеспечение подотчетности правительств и за усиление голоса девочек по всему миру.

Пакистанская активистка и лауреат Нобелевской премии мира Малала Юсуфзай говорит во время мероприятия о важности образования и расширения прав и возможностей женщин в Сан-Паулу, Бразилия, 9 июля 2018 года.- Мероприятие проводится при поддержке частного банка и Фонда Малалы, целью которого является создание глобального движения за обеспечение девочек школьным образованием не менее 12 лет. (Фото Miguel SCHINCARIOL / AFP) (Фотография должна быть написана MIGUEL SCHINCARIOL / AFP через Getty Images)

AFP через Getty Images

Грета Тунберг запустила глобальное движение по повышению осведомленности об изменении климата, начав с забастовки школьников в возрасте 15 лет, вдохновив молодых людей по всему миру встать и высказаться. Time Magazine назвал ее Человеком года в 2019 году, заявив, что «она стала знаменосцем в битве поколений, олицетворением молодежных активистов по всему миру, борющихся за все, от контроля над огнестрельным оружием до демократического представительства.«

БЕРЛИН, ГЕРМАНИЯ — 20 августа: шведская активистка по климату Грета Тунберг выступает на пресс-конференции после встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель 20 августа 2020 года в Берлине, Германия. Спустя два года после своей первой школьной забастовки 17-летняя климатическая активистка Грета Тунберг встречается с канцлером Германии Ангелой Меркель, чтобы доставить петицию, призывающую лидеров ЕС прекратить инвестиции в разведку и добычу ископаемого топлива. (Фото Майи Хитидж / Getty Images)

Getty Images

Здесь, в U.S., Эмма Гонсалес, студентка из Паркленда, вызвала общенациональный разговор о контроле над огнестрельным оружием и массовых расстрелах после того, как она пережила стрельбу в школе в 2018 году, и вместе с другими выжившими запустила March For Our Lives, организацию, миссия которой состоит в том, чтобы «использовать силу молодых людей по всей стране, чтобы бороться за разумную политику предотвращения насилия с применением огнестрельного оружия, которая спасает жизни «. В настоящее время у организации есть сотни отделений в США, возглавляемых учениками, которые работают над внедрением изменений на местном уровне, используя такие меры, как организация забастовок в старших классах школ, лоббирование более эффективных мер безопасности в кампусе, написание законодательства штата и присутствие в школьном совете и собрания городского совета.

И есть бесчисленное множество других молодых людей, которые используют свои голоса, чтобы выступить за лучший мир и дела, в которые они верят, — от искоренения детского голода до повышения грамотности и вовлечения большего числа девочек в программирование.

Очень важно, чтобы они начали понимать ценность свободы слова и силу голоса с раннего возраста. Помня об этом, мы с известным адвокатом по Первой поправке Сэнди Борер (мой отец) решили написать детскую книгу «Ваш голос — ваша суперсила: руководство по свободе слова (и Первая поправка) для новичков» для детей от четырех до семи лет. чтобы помочь родителям и учителям начать серию бесед о свободном и открытом обмене идеями, мыслями и убеждениями.

В интервью Forbes прошлой весной я спросил Хильде Лисиак, тогдашнего 12-летнего редактора и издателя Orange Street News , которая открыла свою собственную газету в возрасте семи лет, о чем она думает. важность обучения молодежи свободе слова. «Это действительно так важно, потому что без информации и если бы людям, обладающим властью, было позволено диктовать, что вы можете или не можете сказать, даже не только с репортажами, но и в целом, тогда мы не были бы действительно свободны», — сказала она.Лисиак защитила свои права на свободу слова во время встречи с маршалом штата в Аризоне недалеко от границы с Мексикой, когда он попытался помешать ей отчитаться в феврале прошлого года.

В июне этого года восьмилетний мальчик организовал акцию протеста Black Lives Matter в пригороде Сент-Луиса, собрав сотни людей на марш против расовой несправедливости. В том же месяце в Нью-Йорке дети прошли маршем у Бруклинской публичной библиотеки в знак протеста против системного расизма, произнеся речи, в которых обещали остановить насилие в отношении чернокожих детей и умоляли всех помочь в борьбе с Covid-19, надев маски.В июле двое старшеклассников в Седарсбурге, штат Висконсин, обнаружили, что в их школе не требуются маски, но по-прежнему запрещены бретельки для спагетти. Они подали петицию, организовали акцию протеста и победили. Свои подписи подали около 1500 человек, и в течение двух недель их школьный округ проголосовал за отмену политики, решив, что ученики и учителя должны будут носить маски, когда школы снова откроются.

Хорошо известно, что голоса и действия детей и молодых людей могут изменить мир.Во времена значительного риска и страха молодые люди все чаще находят подходящий момент. Семя надежды посеяно в каждом ребенке, вдохновленном на то, чтобы стать активным, образованным и заинтересованным гражданином, участвующим в свободном демократическом обществе для достижения позитивных изменений.

Джессика и Сэнди Борер

Ваш голос — ваша суперсила: руководство по свободе слова для новичков (и первая поправка) Джессики и Сэнди Борер, опубликовано City Point Press.(c) 2020 Авторы.

Три вещи, которые, как вы думали, вы знали о свободе религии или убеждений

На следующей неделе Польша созовет третью министерскую встречу по продвижению свободы религии или убеждений, чтобы обсудить эти вопросы. Виртуальная встреча соберет вместе лидеров правительств и гражданского общества со всего мира с целью расширения усилий международного сообщества по защите и продвижению права на свободу религии или убеждений (FoRB). Информацией в этой дискуссии станет значительное количество новых данных, указывающих на неуклонное снижение религиозной свободы во всем мире, что еще больше усугубляется пандемией COVID-19.

В USIP мы также участвуем в разговоре. В рамках нашего проекта «Устранение разрыва» мы недавно составили и проанализировали составной набор данных, состоящий из различных показателей религиозной свободы и соответствующих макросоциальных факторов для 176 штатов с 1990 по 2014 год. Первый включал три наиболее известных источника данных по религиозным вопросам. правила и военные действия: данные Глобальных ограничений религии (Pew) исследовательского центра Pew, проект «Религия и государство» (RAS) и проект «Разновидности демократии» (V-Dem).Мы были особенно заинтересованы в лучшем понимании взаимосвязи между религиозной свободой, политической стабильностью и экономическим развитием.

Наши результаты подтверждают и бросают вызов традиционным представлениям, особенно о преимуществах свободы вероисповедания. Что наиболее важно, они подчеркивают необходимость рассмотрения конкретных условий, при которых свобода действий в защиту прав человека влияет на мир и развитие. Причины и последствия религиозных ограничений сложны и могут не действовать одинаково во всех средах.

Вот три вещи, которые, по вашему мнению, вы знаете о FoRB, но, возможно, стоит пересмотреть их.

1. FoRB ассоциируется с демократией, но Западные демократии не обязательно имеют самые высокие уровни FoRB.

Сегодня идея о том, что FoRB и демократия идут рука об руку, почти рассматривается как здравый смысл. Наш анализ в целом подтверждает эту взаимосвязь. Мы обнаружили положительную и значительную корреляцию между свободой вероисповедания и различными мерами демократии.В самом деле, демократия является наиболее последовательным предсказателем более высоких уровней свободы воли почти во всех наших моделях. Особенно высокие позиции заняли Австралия, Канада, Ирландия, Маврикий и Новая Зеландия. Однако на этом история не заканчивается.

В то время как FoRB и демократия часто могут идти рука об руку, это не всегда так — это подчеркивается в последней книге доктора Джонатана Фокса о том, почему правительства дискриминируют религиозные меньшинства. Опираясь на свой набор данных RAS, Фокс убедительно показывает, что демократии и даже некоторые недемократические государства в Латинской Америке, Азии и странах Африки к югу от Сахары имеют более низкий уровень религиозного регулирования, чем многие либеральные западные демократии.Наш анализ подтверждает эти выводы.

Более того, право свободы и демократия не всегда подкрепляют друг друга. Наборы данных Pew и RAS показывают, что одни из самых значительных увеличений религиозных ограничений за последние полвека были в западных демократиях, особенно в Европе. Репрессивные меры во Франции в прошлом месяце, в том числе десятки набегов на группы мусульманской помощи после обезглавливания учителя в северном пригороде Парижа и нападения с ножом на церковь в Ницце, предполагают, что эта тенденция вряд ли ослабеет, по крайней мере, в ближайшем будущем. срок.Еще одна причина для оговорок заключается в том, что растущие религиозные ограничения в Европе согласуются с другими исследованиями, которые отмечают ухудшение положения с правами человека во многих демократиях, особенно во время пандемии COVID-19. В конце концов, демократия может способствовать, но не обязательно гарантировать свободу прав человека.

2. Религиозные ограничения могут разжигать конфликт, а конфликт может привести к религиозным репрессиям.

Еще одним часто упоминаемым преимуществом свободы вероисповедания является политическая стабильность и мир.Общая идея состоит в том, что религиозная дискриминация, как и другие формы государственных репрессий, может привести к тому, что общины взяться за оружие, чтобы преодолеть свою маргинализацию. В последнее время это вызывает озабоченность в связи с репрессиями Китая против уйгурских мусульман, и многие аналитики предупреждают, что религиозные репрессии в конечном итоге приведут к негативной реакции в Синьцзяне.

Наш анализ подтверждает эту идею двумя предупреждениями. Во-первых, особенно высокие уровни государственных репрессий часто предотвращают вооруженное восстание.Возьмем, к примеру, Вьетнам, Северную Корею, Саудовскую Аравию и Иран. Каждый выделяется тем, что имеет один из самых низких уровней религиозной свободы в мире, но каждый также имеет сильный государственный аппарат, который сдерживает коллективные действия и поддерживает стабильность, если не мир.

Второй, не менее важный момент заключается в том, что часто существует цикл репрессий и насилия. Репрессии могут привести к конфликту, но также конфликт может привести к усилению религиозного регулирования. Например, за межобщинным насилием в Мьянме, особенно между буддистами и общинами рохинджа, в прошлом году последовал всплеск религиозной дискриминации рохинджа и других мусульман, буддистов, христиан и индуистов.Аналогичным образом Россия усилила регулирование религиозных общин после того, как передовые командиры повстанцев на Северном Кавказе начали изображать конфликт как священную войну и привлекать приток иностранных боевиков. Эти примеры также предполагают, что тип конфликта может иметь значение. Я показал в другой работе с доктором Питером Хенне, как религиозные восстания, в частности, приводят к усилению государственного регулирования религиозных общин.

3. FoRB не гарантирует экономического роста.

Третьим предполагаемым преимуществом свободы вероисповедания является экономический рост, хотя часто признается, что связь между ними не обязательно прямая.Скорее, утверждается, что религиозные ограничения и враждебные действия — и связанные с ними конфликты — могут способствовать созданию условий, сдерживающих рост, таких как сдерживание инвестиций или подрыв важнейших секторов экономики. Большая часть анализа, подтверждающего эти утверждения, основана на данных Pew и фокусируется на условиях за один год.

Наше расследование не дает аналогичных подтверждений. Ни наши временные ряды, ни наша перекрестная оценка конкретных лет с другими источниками данных, включая широкий спектр показателей экономического развития, не дают убедительных доказательств положительной взаимосвязи между религиозной свободой и экономическим ростом.Во всяком случае, мы на самом деле находим отрицательную связь между ними. Это, возможно, менее удивительно, если учесть, что некоторые из самых резких сокращений религиозной свободы за последнее десятилетие произошли в странах с уровнем доходов выше среднего и с высоким, включая западные демократии, о которых говорилось выше. Это, безусловно, требует дополнительных исследований.

В заключение, наши выводы поднимают важные вопросы о том, как активизировать усилия международного сообщества по более эффективной защите и продвижению свободы религии и прав человека.Наиболее важно то, что они подчеркивают необходимость большего понимания того, когда и где РПИ с наибольшей вероятностью повлияет на мир и развитие. Нельзя отрицать, что миллионы людей во всем мире по-прежнему сталкиваются с серьезными ограничениями в отношении своей способности придерживаться и практиковать свою веру в частном или публичном порядке или вообще не придерживаться веры. Мы надеемся, что наша работа побудит как политиков, так и практиков использовать весь набор инструментов, доступных для продвижения FoRB.

Скотт Бледсо — научный сотрудник программы «Религия и инклюзивные общества» в Университете им.С. Институт мира.

Как говорить о свободе во время пандемии

Одним из самых важных реформаторов был Джордж Бьюкенен, главный врач Англии с 1879 по 1892 год. Он утверждал, что города и поселки имеют право принимать необходимые меры для обеспечения общины « санитарное благополучие ». Он и другие реформаторы основывали свои аргументы на идее, развитой английским философом 19 века Джоном Стюартом Миллем, которого, по иронии судьбы, помнят в основном как стойкого защитника свободы личности.Милль сформулировал то, что он назвал «принципом вреда», который утверждает, что, хотя индивидуальная свобода неприкосновенна, ее следует ограничивать, когда она причиняет вред другим: «Единственная цель, ради которой человечество должно, индивидуально или коллективно, вмешиваться в свободу и свободу. действие любого из их числа — это самозащита », — писал Милль в книге On Liberty в 1859 году. Реформаторы общественного здравоохранения утверждали, что принцип вреда дает им власть преследовать свои цели.

Эссе, опубликованное в журнале The Lancet в 1883 году, хорошо резюмирует эту точку зрения: «Мы не можем видеть, что есть какое-либо неправомерное нарушение личной свободы со стороны санитарных органов, действующих для всего сообщества, требующих информирования о существовании болезней. опасен для окружающих.«Свобода человека — не подвергать опасности других», — пишет автор. «Человек, больной оспой, имеет естественную свободу путешествовать в такси или омнибусе; но общество имеет право, которое преобладает над его естественной свободой, и говорит, что он этого не сделает ».

Опираясь на эти аргументы, а также на новую науку о микробах, реформаторы одержали победу. С 1860-х по 1890-е годы правительство Англии, а также многие английские города и округа использовали это толкование свободы, чтобы принять ряд законов, позволяющих властям отслеживать и сообщать об инфекционных заболеваниях, изолировать и госпитализировать людей, больных этими заболеваниями. , а также осматривать и дезинфицировать дома людей и другие здания, чтобы убедиться, что они находятся в санитарном состоянии.Частично из-за этих вмешательств уровень многих инфекционных заболеваний в Англии снизился.

Однако сегодня руководители и политики в области общественного здравоохранения США по большей части игнорируют этот подход; вместо этого они основывают свои аргументы на цифрах, особенно на продолжающемся росте случаев COVID-19 и смертей. Это, безусловно, правдоподобный и рациональный ответ. Но для некоторых призыв защитить личную свободу и при этом дать толчок экономике более убедителен, чем данные и статистика.

От штата к штату людей просят сделать ложный выбор между быстрым экономическим восстановлением и защитой жизней уязвимых американцев. В стране, где так глубоко лелеется идея свободы, можно и нужно привести убедительные аргументы в пользу того, что ограничение личных свобод иногда необходимо для обеспечения свободы для всех.

В течение нескольких месяцев COVID-19 присоединился к таким болезням, как скарлатина, дифтерия и холера, как квинтэссенция угрозы, которая требует отказа от одного вида свободы, чтобы люди повсюду могли пользоваться своим правом на существование. здоровый.Заразная и смертельная, она пока не поддается лечению или вакцинации.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *