Образность делает речь более: Как усилить эффективность выступления: специальные приемы речи

Содержание

Выразительные средства в объяснительной речи педагога

Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому: “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

Значение культуры речи педагога.

По словам Н. И. Жинкина средством развития речи в широком смысле является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
       М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».  Поэтому,  к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно точность, логичность;  соответствие возрасту детей;  лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность;  образность; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций,  неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам.

Начало формы

Правильность – соответствие речи языковым нормам.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Рассмотрим  подробно  выразительность речи педагога.

Известно, что речь выражает не только мысли, но и чувства, волеизъявления, эстетические переживания – весь комплекс духовного человеческого сознания. «Если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка… воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя и читателя», то такая речь, по определению Б. Н. Головина, называется выразительной.

Б.Н. Головин называет ряд условий, от которых зависит выразительность речи отдельного человека. К ним он относит:

  • самостоятельность мышления,
  • деятельности сознания автора речи;
  • неравнодушие, интерес автора к тому, о чем он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет;
  • хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей;
  • систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;
  • умение контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо;
  • сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность.

Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием. Для устной речи педагога  очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:  силы голоса, темпа , логического ударения , пауз , ритма , тембра , мелодии. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога. Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все интонационные средства:

  • фразовые   и   логические   ударения;
  • паузы;
  • движение голоса по высоте, силе, тембру;
  • темп речи.
  • поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится.

Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает    его    эмоциональный   оттенок. И здесь воспитатель является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста. Но, ни в коем случае нельзя переигрывать: малейшая фальшь может дать обратный результат.

Внешние проявления воспитателя должны соответствовать его душевным побуждениям, быть выразительны и одновременно сдержанны.

Положительно влияет на развитие детей речь воспитателя, изобилующая эпитетами и сравнениями. Сравнение — сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным. Сравнение сильно тем, что оно позволяет сделать  речь ярче, насыщеннее и интереснее. При  помощи сравнения можно даже простые и понятные образы сделать более «выпуклыми» и запоминающимися. Например, работая с пластилином, воспитатель говорит: «Раскатайте пластилин, как толстую колбаску, раскатайте как шарик, сделайте блинчик и так далее».

Эпитеты — художественные определения. Эти художественные определения придают  образность, эмоциональность речи. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем  с использованием этих средств , помогают детям лучше понять содержание , почувствовать силу и красоту родного языка.

При помощи эпитетов можно ярко и образно охарактеризовать вещь или же явление (добрый молодец, ясно солнышко). У педагога, обладающего искусством употребления эпитета и  сравнения,  ребята более чутки к слову, способны сами метко выразить то, что они наблюдают, что на них произвело впечатление. Старшие дошкольники говорят: «Зима — художница. Вон как разрисовала стекла»; «Шапочка у Дашеньки будто одуванчик — белая и пушистая»; «Ветки, как лапы»; «Огромный подсолнух, будто таз для варенья»; «Поле — ситцевое платье: яркое и пестрое»

Сказки, пословицы и поговорки, потешки.

Сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.

В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям; они рождаются в живой разговорной речи, проникают и из сказок, песен, поговорок, отделяются от них, становятся самостоятельными. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий,  как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы, и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.

В народных пословицах и поговорках Л.Н.Толстой видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и выразительности, вызывающих «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений». Точные и лаконичные, пословицы и поговорки заключают в себе красоту и силу родного языка, пробуждают в детях интерес к слову, литературе, истории.

Такие средства выразительности как фразеологизмы, лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица, сложны для понимания детей дошкольного возраста, но это не значит, что педагог не должен использовать их в своей работе. Как отмечают лингвисты (В.В.Виноградов, В.Н.Телия, Н.М.Шанский, Д.Н.Шмелев и другие), они разнообразят нашу речь, делают ее выразительной, эмоциональной, живой, образной, придают ей национальные черты. Таким образом, работа с фразеологическими единицами в дошкольных учреждениях делает связную речь содержательной, точной; приобщает детей к истокам русской национальной культуры.

При рассказывании необходимо умело пользоваться  сравнениями, эпитетами,  которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество ( пословицы, поговорки , потешки) , фразеологические обороты.

 

 

 

 

 

 

 

 


World Business Map

New Objects

Organic Mix

Organic Mix – производитель органических удобрений из Ульяновска. Мы занимаемся разработками удобрений с 2014 года. Вдохновившись европейскими примерами, мы начали изготавливать сбалансированное питание для растений из натурального отечественного сырья. Мы тщательно подбираем компоненты для каждой формулы, исходя из потребностей растений, и тестируем их на собственной агробиостанции. Чтобы российские садоводы могли получить вкусный и здоровый урожай по доступной цене. Нашим удобрениям доверяют самые именитые садоводы страны. С 2020 года Organic Mix является официальным поставщиком Ботанического сада МГУ им. М.В. Ломоносова. Благодаря нашим натуральным удобрениям сотрудники «Аптекарского огорода» могут легко поддерживать и преумножать богатое наследии старейшего ботанического сада страны.

Bell

We’re more than aviation experts, we’re pioneers. We challenge what’s possible. From breaking the sound barrier to developing the tiltrotor, we’ve reimagined the experience of flight for more than 85 years. Today, we’re redefining what flight is capable of. We were the first to break the sound barrier and to certify a commercial helicopter. We were a part of NASA’s first lunar mission and brought advanced tiltrotor systems to market.

Today, we’re defining the future of on-demand mobility.

Eterna

The name Eterna is synonymous with timepieces of the highest quality, with Swiss watchmaking Tradition, and with an outstanding Spirit of innovation. The passionate desire to master horological challenges as well as to constantly improve existing Features has been driving Eterna since 1856. It is therefore no surprise that the Workshops in Grenchen have time and time again enriched and revolutionized the art of watchmaking. Today, Eterna is still characterised by this ingenious creativity. The current collections reflect the brand’s respect for tradition, alongside Eterna’s commitment to pioneering new designs and movement technologies.

Belkins Inc.

We are not your typical Lead Generation Agency. Our team handles every aspect of a client’s top-of-the-sales-funnel needs, from building targeted sales leads lists to B2B appointment setting with qualified prospects. The Belkins team is made up of experienced B2B sales development representatives (SDR’s), marketing gurus, and copywriters.

For us, it’s not just a job — it’s a lifestyle. And this lifestyle has led to some of the best work on the market. Don’t take our word for it! We’re proud of our many customer testimonials on Clutch, and rated 5 out 5 by dozens of clients.

Comextrans

Comextrans was established in 1993. We’re proof that a business can succeed almost from scratch with hard work and a responsible approach to its clients. We started our business in international truck transport with one Czechoslovak vehicle and two partners – and the only employees – brothers Rudolf and Jozef Holba. In 1994, we obtained two more LIAZ vehicles and the company expanded by hiring two new employees. The opening of the truck transport market within the European Union resulted in major development for the company – over the past 12 years, the company has grown significantly and now operates up to 85 truck trains and employs 170 people.

Britten-Norman

Britten-Norman is the UK’s only sovereign aircraft manufacturer, having designed and delivered aircraft for over 60 years. Our primary product, the Islander, is one of the world’s most successful and enduring aircraft designs. The Islander is versatile and durable, able to operate with ease in challenging environments. It can take off and land almost anywhere, including beaches and jungle clearings. This has made the Islander world renowned as a trusted work horse. By providing lifeline and life-saving services, the Islander has long served as the backbone of communities around the world. Innovation is important to Britten-Norman. We hold a wide variety of aviation approvals and specialise in bringing the latest aerospace technologies to market. Some of our current R&D projects include partnering with fellow UK SME’s to develop new capabilities for our aircraft, including electric and autonomous operations. We have facilities around the world, supporting customers and operators in over 120 countries. Britten-Norman is a company with many exciting opportunities.

AIST

AIST – это широкий модельный ряд, где каждый найдет себе именно тот велосипед, который необходим. Будь то велосипед для ежедневных поездок на работу, учебу, либо велосипед для прогулок или активного фитнеса. Велосипеды AIST представлены широким ассортиментом, предлагающим разнообразные модели с привлекательным дизайном и современной комплектацией. В настоящее время AIST ведет активную маркетинговую политику, участвует в различных социальных проектах и спортивных соревнованиях международного уровня, является техническим партнером национальной команды Беларуси по велоспорту. AIST сохраняет в себе лучшие традиции прошлого, использует передовые технологии настоящего и уверенно смотрит в будущее. Доступность, простота в эксплуатации и надежность – те основные свойства марки, которые не только позволяют успешно конкурировать на рынке велосипедов, но и с каждым годом обретать все большую популярность среди велолюбителей и профессионалов.

Сибантрацит

Группа «Сибантрацит» занимает первое место в мире по производству и экспорту высококачественного антрацита UHG. Является крупнейшим в России производителем металлургических углей и одной из наиболее динамично развивающихся угольных компаний страны.

В 2020 г. объем добычи составил 17,6 млн т. В Группу входят ведущие угольные компании Новосибирской области – АО «Сибирский Антрацит» и ООО «Разрез Восточный», а также крупный производитель угля в Кемеровской области ООО «Разрез Кийзасский». Управление всеми предприятиями Группы осуществляет ООО «Управляющая компания «Сибантрацит», состоящая из команды высокопрофессиональных менеджеров.

Sandnes Garn

SANDNES GARN AS produces both ‘woolen’ and ‘worsted’ yarns. Norwegian Wool is used mostly in the woolen spun process. The greasy wool is purchased straight from the sheep and is then washed before being carded and spun into threads which in turn are twisted, dyed and wound into knitting balls. Today our largest quality produced in woolen spun is LEISURE YARN. The raw material for the worsted spun yarn is purchased clean or finished washed and combed. This can be Norwegian wool, as in our PEER quality but most come from Uruguay in South America. The raw material first goes through our drawing equipment (draft) before being spun into thread, then onto hanks before being dyed and then wound into balls.

The biggest worsted-qualities are SMART, SISU, PEER and BABYULL, LANETT. SANDNES GARN AS also supplies alpaca and cotton yarns. These qualities are purchased unprocessed on spools and are then wound to hanks and dyed before being wound to knitting balls at the factory.

Casadei

Casadei was founded in 1958,in a small workshop in San Mauro Pascoli, where Quinto and Flora Casadei created the first collection of sandals designed for tourists holidaying on the Italian Riviera. It was the time of the economic boom and the “Made-in-Italy” miracle. In just ten years, the workshop was transformed into a small, highly specialized footwear business which exported its products to Germany and the USA. We interpret fashion through the uniqueness of our models. Each new collection offers an aesthetic route through lines, colors and exclusively produced special materials. The Casadei shoe is not only an accessory to wear, but a thrilling shape to touch and see. A special shoe that makes a special Woman.

Join our world.

Что значит риторический вопрос и зачем он нужен? Примеры риторических вопросов. Образность, выразительность речи Придают речи

Выразительность речи можно смело приравнивать к ее богатству, красоте внутреннего мира человека. Ведь широта его познания представлена именно словарным запасом и тем, насколько умело орудует в своих речах различными устойчивыми сочетаниями, стилистическими фигурами и пр.

Основные средства выразительности речи

Дабы придать речи красочности, яркости, живости, большей выразительности, применяют следующие способы:

  1. Синонимы . Всем известно, что они представляют собой близкие по значению слова (к примеру, собеседник — беседчик). Для чего их следует использовать? В первую очередь, для того, чтобы рассказ не напоминал нечто наподобие «масла масляного». Синонимы помогают избежать тавтологии в повествовании, придав тем самым чему-либо более точное описание.
  2. Омонимы . Девичья коса и коса, которой скашивают траву. Вот яркие примеры того, что являют собой омонимы (слова, которые отличаются по значению, но в написании совпадают один к одному).
  3. Антонимы . Их используют в случае противопоставлений: холодный – горячий, гнев – радость. Благодаря им лучше изображаются противоречия.
  4. Архаизмы . С целью придать своей речи некой торжественности, особенности, используются фразы или слова, давно вышедшие из обихода (серчать – злиться, черевички – туфли).
  5. Неологизм . Являют собой противоположность предыдущего понятия. Это нововведение не только добавляет выразительности речи, но и дает понять собеседнику, что рассказчик идет в ногу со временем (например, брэнд, девайс).
  6. Фразеологизмы . Являются устойчивыми по своему составу выражениями. В них нельзя менять порядок слов или пытаться изменить грамматическое строение. Их используют в качестве средства изобразительности мысли (например, «пан или пропал»).
  7. Метафора . Это разновидность троп, являющая собой тайное сравнение с чем-либо или кем-либо (железные нервы, ветреный человек).
  8. Олицетворение . Этот способ выразительности речи, придает ей еще и дополнительной образности. Здесь неодушевленные предметы превращаются в живые существа (ветер воет, облака плывут).
  9. Гипербола . Сознательное утрирование значения чего-либо, красоты или даже размера (не видеться сто лет, океан слез).
  10. Ирония . Куда ж в нашей жизни без иронии, одного из основных приемов выразительности речи? Дабы не обидеть собеседника, но при этом показать свое отношение к услышанному, увиденному, применяется эта скрытая насмешка. Ярким тому примером послужит фраза М. Жванецкого «Врачи так боролись за ее жизнь, что, увы, она смогла выжить».

Интонационная выразительность речи

Она проявляется в темпе сказанного, который классифицируют на быстрый, средний и медленный. Также в голосовой силе, речевой окраске, ритме и логическом ударении целого предложения.

Понятие выразительности речи

Выразительность речи придают различные единицы языка всех его уровней.

Звуковая выразительность в речи заключается в ее гармоничном благозвучии, в использовании ритма, рифмы. Также выразительность придают аллитерация и ассонанс.

Определение 2

Аллитерация заключается в повторении одинаковых или сходных между собой согласных звуков.

Определение 3

Ассонанс – это повторение гласных звуков.

Основным источником выразительности речи служат лексика и фразеология, которые придают речи особую экспрессивную окраску.

Экспрессивность в речи означает выразительность .

Для придания экспрессивности к обычному значению слова добавляют особые стилистические оценки, которые усиливают его выразительность. Например, для придания экспрессивности слову хороший, употребляются более выразительные прилагательные, такие как прекрасный, восхитительный и другие. В данном случае лексическое значение слова дополнительно осложняется экспрессией. Одно нейтральное слово может иметь несколько экспрессивных синонимов, которые различаются степенью экспрессивного напряжения.

Экспрессивная окраска наслаивается на эмоционально-оценочное значение слова. При этом у одних слов преобладает экспрессия, а у других наоборот эмоциональная окраска.

Способы придания речи выразительности

Экспрессивная лексика классифицируется на следующие группы:

  • слова, которые выражают положительную оценку понятий;
  • слова, которые выражают отрицательную оценку понятий.

К первой группе относятся возвышенные, шутливые, ласкательные слова, а ко второй слова иронические, бранные, неодобрительные.

Мы используем в своей речи слова, подчиняясь условиям общения, стараясь воздействовать на собеседника, при этом учитываем его общественное положение, характер отношений и содержание беседы. Все это подсказывает нам, какие слова требуется употребить в речи: возвышенные, сниженные, торжественные, шутливые. Соответственно наша речь приобретает определенную стилистическую окраску. Иногда, бывает возможно соединение в речи стилистически неоднородных и контрастных языковых средств по эмоционально-экспрессивной окраске.

Для создания контраста используются антонимы . Они служат базой стилистической фигуры, которая построена на противопоставлении слов с противоположным значением. Например, фраза «…Познай, где свет, — поймешь, где тьма…».

Определение 4

Противопоставление антонимов называется антитезой .

В антитезе могут сопоставляться понятия, которые вне общего контекста антонимами не являются. Например, строки из известного стихотворения: «…Не будем пить из одного стакана, ни воду мы, ни сладкое вино…»

Сочетания антонимов формируют стилистическую фигуру — оксюморон , которая заключается в приписывании понятию несовместимого с данным понятием признака, одновременно в сочетании противоположных по смыслу понятий. Яркими примерами оксюморона являются выражения: «живой труп» или «спеши медленно». Оксюморон дает возможность минимальными языковыми средствами охарактеризовать сложность и внутреннюю противоречивость какого-либо предмета или явления.

Большой выразительностью обладают слова-паронимы . Они придают речи юмор, сатиру, оттенки иронии. Например, выражение: «больше красивости, чем красоты».

Лексические повторы также усиливают выразительность нашей речи. Они помогают выделить в тексте важные понятия, дают возможность глубже вникнуть в содержание, придают речи особую эмоционально-экспрессивную окраску.

Источником выразительности речи служат фразеологические сочетания . Они характеризуются образностью, эмоциональностью и экспрессивностью. Фразеологизмы позволяют не просто назвать предмет или явление, а выразить определенное к нему отношение. Примером может служить фраза: «Бедность — не порок, но большое свинство». Фразеологизмы могут вступать в синонимические отношения между собой.

Еще один катализатор выразительности речи – тропы .

Основные тропы

Определение 5

Троп — это перенос наименования, использование отдельных слов и их сочетаний для названия иного предмета в определенной речевой ситуации.

К тропам относятся:

  • метафора,
  • метонимия,
  • синекдоха,
  • олицетворение,
  • сравнение,
  • аллегория,
  • эпитет,
  • гипербола,
  • литота,
  • антономасия,
  • перифраза.

Метафора — это употребление слова в переносном значении, при сравнении предметов.

Разновидность метафоры — метафорический эпитет , представляющий собой художественное определение для подчеркивания существенного свойства или качества предмета, явления. Например: «…Как жадно мир души ночной внимает повести любимой…»

Очень похоже на метафору – сравнение. Сравнение — это сопоставление явлений, для пояснения одного из них с помощью другого.

Часто, для придания речи выразительности человеческие свойства переносятся на животных, предметы или явления неодушевленной природы. Такой прием называется олицетворением . Например: дождь идет, березы плачут.

Метонимия — это перенос значения слова по смежности или сопредельности. Например, выражения: съел две тарелки, весь город спал.

Синекдоха — разновидность метонимии. Синекдоха — это замена единственным числом множественного, употребление названия части вместо целого, а частного вместо общего.

Выразительная речь невозможна без использования гиперболы. Гипербола — образное преувеличение значения чего-либо. Примеры гиперболы: «…И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел…»

Понятием обратным гиперболе является литота. Литота — это образное преуменьшение значения какого-либо явления.

Перифраз употребляют вместо какого-либо словосочетания или слова. Например: автор «Отцы и дети» или «царь зверей». В первом случае используется логический перифраз, а во втором образный.

К тропам относится ирония. Ирония — это специальное употребление слов, словосочетаний или предложений и кусков текста в противоположном смысле относительно буквального. Понять ироническую окраску текста можно за счет знания ситуации, культурных традиций, а также за счет интонационных или других способов подчеркивания рассказчиком противоположного смысла высказывания.

Аллегория представляет собой выражение отвлеченных понятий в конкретных образах. Например, лиса – это хитрость, а змея – коварство.

Еще один троп, придающий яркость нашей речи – антономазия . Когда имена собственные употребляются в значении нарицательного слова.

В процессе публичного выступления основная задача оратора заключается в том, чтобы его мысли и чувства превратились в мысли и чувства слушателей. О сложности этой задачи говорит Дж. Лондон устами Мартина Идена – героя одноименного романа:

«Это огромная задача суметь воплотить свои мысли и чувства в слова… и сказать эти слова так, чтобы слушатель понял их, чтобы в нем они снова перевоплотились в те же мысли и те же чувства. Эта задача, которая ни с чем не может сравниться» .

На то, что образная речь формирует в сознании слушателей конкретно-чувственные представления о действительности, обращал внимание Р. Гаррис:

«Впечатление, остающееся у слушателей после слов настоящего оратора, есть ряд образов. Люди не столько слышат, сколько видят и чувствуют истинно великую речь. Поэтому слова, не вызывающие образов, скоро утомляют их. Оратор чародей, который взмахом своего волшебного жезла создает перед слушателями сцены, в которых они не только зрители, но и актеры: они испытывают на себе непосредственное отражение разворачивающихся перед ними событий и переживают окружающие их радости и горести. Я не хочу сказать, что следует искусственно заражать присяжных истерикой. Нет, но вы должны достигнуть того, чтобы они не только слышали ваши слова, но и видели картину, рисующуюся перед вами, и были увлечены порывом ваших собственных чувств… Следует не только описывать факты, но изображать их подробности так живо и образно, чтобы слушателям казалось, что они почти видят их» .

Эффект появления в сознании у слушателей под влиянием образной речи оратора конкретно-чувственных представлений о действительности (зрительных, слуховых и кинестетических) возникает в результате использования оратором сравнений, метафор и других тропов, а также чувственно ориентированных слов (предикатов) из разных модальностей (из области зрения, слуха, кинестетических ощущений).

Полезные советы

Существуют такие вопросы порой на которые не нужно стремиться искать ответов, поскольку такие вопросы задаются, как правило, с особыми целями.

Для того, чтобы уметь адекватно реагировать на различные не совсем стандартные обороты в нашей речи, следует прояснить что же это такое — риторический вопрос и для какой цели его обычно принято задавать?

По сути говоря, риторичный вопрос — это не что иное, как оборот в речи человека , который обычно даже и вопросом то не является, поэтому он, как правило, не претендует на какой-либо ответ .

Получается, что риторичный вопрос, это по сути такой вопрос, ответ на который попросту не нужен, потому что он просто очевиден для окружающих . На самом деле, риторический вопрос является обычным утверждением, которое заявлено в вопрошающем виде. К примеру, вот такой речевой оборот:

«Да сколько же еще может продолжаться эта несправедливость?»

Здесь не нужен никакой ответ, а наоборот, подчеркивается, что несправедливость продолжает быть. Происходит как бы намек на то, что пришло время уже перестать ее терпеть.

Примеры риторических вопросов


Риторические вопросы в л итературе:


Для чего требуются обычно такие вопросы?

В большинстве случаев, данный вопрос задается с той целью, чтобы придать речи усиленную выразительность какой-то определенной фразы. Главным фактором в данных оборотах является интонация самого вопроса и его условность, другими словами — употребление грамматического выражения.


Существуют специальные фигуры в разговоре, в которые входят как риторические вопросы , так и риторические обращения с риторическими восклицаниями . Это также такие обороты, которые максимально усиливают ее выразительность.

Эти обороты отличаются своей некоторой условностью, то есть, где допускается употребление какой-то восклицательной / вопросительной интонации тогда, когда они совершенно не требуются. Именно из-за них любая реплика, в которой обычно употребляются данные фигуры, начинает получать совершенно особую выраженную окраску, максимально усиливающуюся в ее выразительности .

И поскольку риторический вопрос, как правило, является обычным высказыванием, поставленном в вопросительном тоне, то и ответ, как правило, к нему заранее уже известен.

Риторическое восклицание обладает таким же условным характером, где вопросительная манера не выливается из предложения или из содержания самого слова, а придается ей обычно в свободном порядке, показывая этим прямое обращение к этому событию.

Пример риторического восклицания:

Какое лето, что это за лето! Да это ж просто колдовство!



Риторическое обращение также является неким условным обращением к тем предметам, к которым по сути нельзя обращаться. Сама структура данного обращения является такой же, как и в риторическом восклицании, а также в риторическом вопросе.

Пример риторического обращения:

» Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад


Из чего следует, что все вышеперечисленные риторические фигуры являются обычными синтаксическими конструкциями , которые способны передавать патетичность повествования и известную ее приподнятость.

Такие фразы, которые маскируются под вопрошающие предложения, пришли к нам из далеких античных времен , по наследству от древних ораторов.

Мастера красноречия тех времен довели свои выступления до полного совершенства. Они в своей речи с успехом применяли разные словесные обороты и конструкции, которые были способны придавать ей какую-то особенную выразительность и эмоциональность. И в их список попадали также риторические вопросы.


Интересен факт того, что сами ораторы тех времен считали данные обороты некоторыми отклонениями , которые существенно отличаются от простой речи. Они считали это неким своеобразным украшением. В настоящее время ситуация полностью изменилась и такие обороты стали вполне употребляемой частью речи.

Данные вопросы могут иметь как положительную, так и отрицательную подоплеку . В положительной — они говорят о поддержке, о неком сопереживании, а в отрицательной — как правило, цинизм, злобу и сарказм.

Зачем нужны такие вопросы?

Без таких вопросов, которые не требуют к себе ответа, обычно сложно представить какие-то политические высказывания или статьи общественной тематики. Они зачастую находят свое применение и в художественной литературе, и в различных дебатах.


Да и в быту, люди, сами того, не осознавая и не замечая, постоянно пользуются наследием ораторов античных времен. Данные древние приемы, как правило, применяют для того, чтобы:

  • Аудитория смогла сделать определенные выводы .
  • Чтобы придать своей речи существенную окраску .
  • Сделать разговор более значительным и ярким.
  • Привлечь заинтересованность к своему высказыванию и непосредственно к своей персоне.
  • Уметь делать плавные переходы от одной теме к другой, где риторический вопрос будет служить соединительным звеном.
  • Заставить своих оппонентов начать действовать.
  • Стараться переключаться на те детали, которые должны восприниматься автоматически.
  • Иметь возможность указать плюс ко всему на опытность каких-то знаменитостей либо известных личностей.
  • Заставить своих собеседников подключаться к диалогу.
  • Данные обороты очень часто используют в рекламе.
  • Также эта фигура, используемая в речи, иногда нужна для того, чтобы поставить своего собеседника в неловкое положение и заставить его среагировать какими-то ответными определенными действиями.
  • Данные речевые обороты способны также выручить, когда в диалоге образовалась пустота , которую срочно необходимо чем-то заполнить.

Грамотное применение риторических вопросов


1. Самое главное — это правильно сформулировать вопрос. Он должен быть простым, без добавления непонятных терминов.

2. Необходимо полностью исключить из речи любую двусмысленность и какое-либо недопонимание. В первую очередь должна всегда быть четкость, структура и полная ясность происходящего.

3. Данные вопросы в категорическом понимании требуют к себе совершенно отчетливого произношения , которое желательно сопровождать определенными жестами и мимикой.

4. Следует всегда заранее обдумывать какой эффект должен произойти от того или иного риторического вопроса.

5. Лучше всего, если данный эффект будет применим в самом начале выступления , тогда можно будет привлечь внимание и разбудить аудиторию.

6. Если вы хотите сделать какой-то хорошо запоминающийся итог, то старайтесь свой риторический вопрос задать непосредственно в конце выступления . В этом случае он будет очень эффектной завершающей точкой.

Заключение:

Необходимо помнить, что такие речевые обороты — это то, чем рекомендуется пользоваться очень грамотно и дозированно . В первую очередь, это относится к общению с маленькими ребятишками , поскольку они могут смириться с тем, что им всегда задают условно-вопросительные предложения и они могут начать принимать другие предложения соответственно, а там, как раз, будет и нужен необходимый ответ.

Хоть такие речевые обороты и превращают речь в более доступную для большего понимания , все-таки не стоит ею пользоваться очень часто , поскольку существует вероятность того, что все они со временем превратятся в довольно избитые фразы и вызывающие раздражение штампы.

Выразительность (красота) речи — это очень многоплановое понятие, это совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей. Выразительность опирается на богатство, достигается употреблением в речи выражений, избегающих обыденности, неожиданных оборотов.

Можно сказать, что выразительная речь — это эмоциональная речь. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют ее лучшему восприятию, пониманию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие. Но это утверждение можно опровергнуть — неэмоциональная речь тоже может быть выразительной, а оратор, который говорит ровным голосом, ничем не выдавая своих эмоций, может произвести большее впечатление, нежели шутник и балагур.

Выразительность речи, так же как и ее богатство это плод большого труда. Гюстав Флобер добивался того, что у него одно и то же слово не повторялось даже на соседних страницах, для этого переписывал каждую страницу по 5-7 раз. Удачным бывает только тот экспромт, который тщательно подготовлен.

Выразительность речи поддерживается специальными языковыми и речевыми средствами выразительности, к которым относятся тропы и риторические фигуры. Цель этих языковых средств — сделать мысль более яркой, точной, запоминающейся. Известно, что броская фраза действует на слушателя сильнее, чем глубокая мысль. Например, широко известны слова поэта Н.А. Некрасова: «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям — просторно». Красиво сказано, однако если тщательно вдуматься, то этот совет покажется странным: тесно бывает тогда, когда чего-то слишком много, а просторно — если чего-то слишком мало, т.е. рекомендуется писать так, чтобы было поменьше мыслей и побольше слов.

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Выразительность речи зависит от многих причин и условий — собственно лингвистических и экстралингвистических.

Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему (пишущему) уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь — выразительной.

В значительной степени выразительность речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску. Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата.

При непосредственном общении существенны также взаимоотношения говорящего и слушающего, психологический контакт между ними, который возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности: адресант и адресат должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы: первый — излагая тему своего сообщения, второй — следя за развитием его мысли. В установлении психологического контакта важно отношение к предмету речи как говорящего, так и слушающего, их заинтересованность, неравнодушие к содержанию высказывания.

Кроме глубокого знания предмета сообщения, выразительность речи предполагает также умение донести знания до адресата, вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения, что в свою очередь требует хорошего знания языка, его выразительных возможностей и особенностей функциональных стилей.

Одной из предпосылок речевой выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения выбирать нужные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематической и осознанной тренировки. Средством тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки зрения ее выразительности).

Речевая выразительность индивидуума зависит также от сознательного намерения добиваться ее, от целевой установки автора на нее.

К выразительным средствам языка обычно относят тропы (переносное употребление языковых единиц) и стилистические фигуры, называя их изобразительно-выразительными средствами. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются; в речи средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика).

Тропы — слова и выражения, употребленные не в обычном, прямом значении, а в переносном смысле. В основе тропа лежит сопоставление явлений, сходных по каким-либо признакам или каким-либо образом связанных, соотносящихся между собой. К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, сравнения, эпитеты.

Метафоры основаны на переносе наименования по сходству. Они образуются по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (поле деятельности) и т. д. Довольно часто метафоры используются и в обиходной речи. Нередко мы слышим и говорим: идет дождь, часы стали, железный характер, теплые отношения, острое зрение. Однако эти метафоры утратили свою образность и носят бытовой характер.

Использование метафор не всегда делает речь художественной. Иногда выступающие увлекаются метафорами. «Чересчур блестящий слог, — писал еще Аристотель, — делает незаметными как характеры, так и мысли».

Многообазие метафор отвлекает слушателей от содержания речи, внимание аудитории концентрируется на форме изложения, а не на содержании.

Метонимия, в отличие от метафоры, основана на смежности. Если при метафоре два одинаково названных предмета, явления должны быть чем-то похожи друг на друга, то при метонимии два предмета, явления, получившие одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует понимать не просто как соседние, а несколько шире — тесно связанные друг с другом. Примерами метонимии являются употребления слов класс, школа, аудитория, квартира, дом, завод для обозначения людей.

Синекдоха — троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое вместо части, множественное число — вместо единственного.

Примером синекдохи служат эмоциональные, образные, глубокие по содержанию слова М.А. Шолохова о характере русского человека. Употребляя слово человек и собственное имя Иван, писатель подразумевает весь народ:

Символический русский Иван — это вот что: человек, одетый в серую шинель, который не задумываясь отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом са­моотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, кото­рый, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины. Хорошее имя Иван!

Аллегория — иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Особенно активно этот прием используется в баснях и сказках. С помощью образов животных высмеиваются различные человеческие пороки (жадность, трусость, хитрость, тупость, невежество), прославляются добро, мужество, справедливость. Так, в народных сказках лиса — аллегория хитрости, заяц — трусости, осел — упрямства и т.д. Аллегория позволяет лучше понять ту или иную идею говорящего, вникнуть в суть высказывания, нагляднее представить предмет разговора.

Довольно часто в метонимическом значении используются географические наименования. Например, названия столиц употребляются в значении «правительство страны», «правящие круги»: Переговоры между Лондоном и Вашингтоном, Париж волнуется, Варшава приняла решение и т. п. Географические названия обозначают и людей, живущих на данной территории. Так, название Беларусь синонимично сочетанию белорусский народ, Украина — украинский народ.

Сравнение — это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение предполагает наличие трех данных: во-первых, предмет 1, который сравнивается с предметом 2, во-вторых, предмет 2, с которым сравнивается предмет 1, и, в-третьих, признак, на основании которого проводится сравнение двух предметов. С помощью сравнения говорящий выделяет, подчеркивает предмет или явление, обращает на него особое внимание. Сравнение только тогда будет действенным, когда око органично связано с содержанием, когда оно не затемняет мысль, а поясняет ее, делает более простой, Сила сравнения в его оригинальности, необычности, а это достигается путем сближения предметов, явлений или действий, которые, казалось бы, ничего общего между собой не имеют.

Яркие, выразительные сравнения придают речи особую поэтичность. Совершенно иное впечатление производят сравнения, которые в результате частого их употребления утратили свою образность, превратились в речевые штампы. Вряд ли у кого-то вызовут положительные эмоции такие распространенные выражения: храбрый как лее, трусливый как заяц, отражались как в зеркале, проходят красной нитью и др.

Недостатком считается использование сравнения ради сравнения. Тогда речь становится витиеватой, искусственной, растянутой.

Эпитеты — художественные определения. Они позволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания. Обратите внимание, какие выразительные эпитеты находит А.Е. Ферсман, чтобы описать красоту и великолепие зеленых камней:

Ярко-красочный изумруд, то густой, почти темный, прорезанный трещинами, то сверкающий яркою ослепительною зеленью, сравнимый лишь с камнями Колумбии; ярко-золотистый «хризолит» Урала, тот прекрасный искристый камень демантоид, который так ценила заграница — следы которого нашли в старинных раскопках Экбатаны и Персии. Целая гамма тонов связывает слабо зеленоватые или синеватые бериллы с густо зелеными темными аквамаринами Ильменских копей, и как ни редки эти камни, но их красота не имеет себе равных.

Для того чтобы привлечь внимание слушателя, читателя к тому или иному члену предложения, применяют самые различные перестановки, вплоть до вынесений в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего — в конец. Например: Чествовали героя дня всем коллективом; Как бы трудно ни было, сделать это должны мы.

Часто для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма прибегают к такой стилистической фигуре, как повтор. Формы повторов бывают самые разнообразные. Иногда начинают несколько предложений одним и тем же словом или группой слов. Такой повтор называется анафорой, что в переводе с греческого языка означает единоначатие.

Иногда повторяют несколько раз целые предложения, чтобы подчеркнуть, выделить, сделать более наглядной стержневую мысль, заключенную в них.

Так же встречаются повторы и в конце фразы. Как и в начале предложения, повторяться могут отдельные слова, словосочетания, речевые конструкции. Такая стилистическая фигура называется эпифорой.

Знать выразительные средства языка, уметь пользоваться его стилевыми и смысловыми богатствами во всем их структурном многообразии — к этому должен стремиться каждый носитель языка.

3. Находить (найти) общий язык — добиваться, достигать полного взаимопонимания, понимать друг друга. Например, мама говорит своему сыну: «Молодец, сынок, ты отлично находишь общий язык со своими сверстниками!».

Дать волю языку — болтать, позволять себе говорить лишнее. В качестве примера, можно представить ситуацию, когда находясь на торжественном мероприятии, женщина говорит своему супругу: «Дорогой, по моему ты слишком дал волю своему языку, веди себя прилично!».

Говорить на разных языках — не понимать друг друга, понимать суть разговора субъективно, по-своему, не так, как другой собеседник. Например, когда люди поссорились, говорят: «Мы с тобой говорим на разных языках!».

Эзопов язык — иносказание, образный язык, аллегорический, иносказательный язык, требующий расшифровки из-за множества намеков и умолчаний. От имени легендарного баснописца Эзопа (ок.VI в. до н. э.), сначала бывшего рабом, а затем вольноотпущенником. Эзоп в своих баснях прибегал к многочисленным иносказаниям, к аллегорическому изображению действительности. Само понятие и приемы эзопова (эзоповского) языка введены в широкий обиход М.Е. Салтыковым-Щедриным, который называл иносказательное изложение также «рабьей» манерой, необходимой в условиях царской цензуры. Вот ситуация, которую можно охарактеризовать приёмами «эзопова языка» — начальник говорит своему подчинённому: « Игорь, в этом году ты работал как муравей, поэтому, думаю, ты достоин повышения!». Здесь в качестве приёма «эзопова языка» выступает сравнение Игоря с муравьём, имеется в виду, что он работал так усердно, трудолюбиво, как муравей, а мы с вами знаем, что муравьи считаются самыми трудолюбивыми насекомыми.

Выразительность речи Основные средства выразительности контрольная по литературе

Министерство образования и науки РФ Российский торгово-экономический университет Казанский институт (филиал) Контрольная работа №1 по дисциплине: «Русский язык и культура речи » на тему: ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Выполнила: студентка 1 курса заочного «Финансы и кредит» группы Мухитова Лилия Ахметовна Проверила: преподаватель русского языка и культуры речи Казань, 2007 ПЛАН Введение 1. Характеристика выразительности речи 2. Что такое тропы? 3. Основные средства выразительности речи 4. Стилистические фигуры 5. Использование чужой речи Заключение Список использованной литературы Введение Передать тончайшие оттенки наших мыслей можем при помощи слов, и позволяет нам это сделать выразительность. Выразительность речи усиливает ее эффективность: яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства человека, на воображение слушателей. Выразительность связана с ее образностью, т.е. позволяет с использованием слов не только их в прямом, но и в переносном значении. С понятием переносного употребления слов, художественные средства как тропы. 2. Образ создаваемый опирается на сравнение, порождающее новое, переносное значение. 3. Тропы разных типов могут быть расположены по возрастающей степени метафоричности, иносказания. Это свойство кладется в основу типологий как главное наряду с другими. 4. Структурно троп как фигура выступает почти всегда в виде двухчастного словосочетания, один из членов которого может использоваться лишь на мысленном уровне. Не говорят человек – это тростник, но мыслящий, троп высокого ранга заставляет слушающего проследить сходство в мыслях и изумиться прелести такого невеяного сравнения. 5. Троп опирается на общее свойство языковых единиц, расширяющего границы их употребления. Вот модель этого процесса: Значение слова → сравнение явлений, обозначаемых словами, → троп, например метафора → закрепление переносного значения слова → появление оттенка значения этого слова → его многозначность, признанная в лексической норме. Через переносные значения образовались, например такие значения: Дом («здание») → дом («жилье») → дом («семейство, люди, живущие вместе») → дом («династия монархов»). Часто в быту человек употребляет и даже сам создает тропы, повышая выразительность своей речи. Эти тропы закрепляются: часы идут, часы остановились, луна молодая, солнце пылает, природа заснула. В России ХХ в. тропы исследовали Г. Г. Шпет, А. Н. Веселовский, В. Н. Топоров и др. Понимание сущности тропов и поныне неустойчиво; в свете семиотики троп определяется как семантическая транспозиция от наличного знака к знаку отсутствующему, подсказываемая миротекстом. 3. Средства речевой выразительности Метафора – это один из главных, самых употребительных тропов. По- видимому, в природе человека заложена метафорическая способность, что подтверждается примерами из речи детей-дошкольников: Солнышко спать пошло; собака загорает на солнышке; метафорами в пословицах, поговорках: Отвяжись худая жизнь; беда не за горами; Худое – охапками, хорошее – щепотью (В.И. Даль). И в обыденной речи на каждом ходу застывшие метафоры: ручей поет; песни звенят; круглый год, закат пылает и др. Метафоры разнообразны и по структурам сочетания слов, и по степени развернутости, новизны, оригинальности, необычности, аллегоричности, символичности. Возможна градация метафоричности от почти прямолинейного сравнения до развернутой аллегории, притчи, гротеска, карнавальности. В метафоре слова, сочетания, отрезки текста сближаются с реалиями по сходству, в ее основе лежит аналогия. Метафорическим слово, оборот речи становятся в иносказании, образе. И хотя в истоках метафоры – сравнение оно не прямолинейно, а завуалировано: сравниваемый предмет существенно отдален, не всегда легко опознается. Вот пример сплетения метафор: Кто тебя создал, о Рим? Гений народной свободы! Если бы смертный, навек выю под игом склонив, В сердце своем потушил вечный огонь Прометея, Если бы в мире везде дух человеческий пал, — Здесь возопили бы древнего Рима священные камни: «Смертный, бессмертный твой дух: равен богам человек!» (Д.С. Мережковский) Здесь метафоры: создатель Рима – гений народной свободы; покорился – выю (шею) под игом склонил; крайняя степень протеста – возопили бы древнего Рима священные камни; человек велик силой своего духа – равен богам; общий смысл: только свободный человек становится равным богам. Использование метафор не всегда делает речь художественной. Иногда выступающие увлекаются метафорами. «Чересчур блестящий слог, — писал еще Аристотель, — делает незаметными как характеры, так и мысли». Метонимия, в отличие от метафоры, основана на смежности. Если при метафоре два одинаково названных предмета, явления должны быть чем-то похожи друг на друга, то при метонимии два предмета, явления, получившие одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует понимать не просто как соединение, а несколько шире – тесно связанные друг с другом. Примерами метонимии являются употребления слов класс, школа, аудитория, квартира, дом, завод для обозначения людей. Словом можно называть материал и изделие из этого материала (золото, серебро, бронза, фарфор, глина). Так, один из спортивных комментаторов, рассказывая о международных соревнованиях, сказал: «Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам». Довольно часто в метонимическом значении используются географические наименования. Например, названия столиц употребляется в значении «правительство страны», «правящие круги»: Переговоры между Лондоном и Вашингтоном, Париж волнуется, Варшава приняла решение и т.п. Географические названия обозначают и людей, живущих на данной территории. Так, название Беларусь синонимично сочетанию белорусский народ, Украина – украинский народ. Синекдоха – троп, сущность которого заключается, в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое вместо части, множественное число – вместо единственного. Примером синекдохи служат эмоциональные, образные, глубокие по содержанию слова М.А. Шолохова о характере русского человека. Употребляя слово человек, и собственное имя Иван, писатель подразумевает весь народ: Символический русский Иван – это вот что: человек, одетый в серую шинель, который не задумываясь отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару, осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины. Хорошее имя Иван! Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Особенно активно этот прием используется в баснях и сказках. С помощью образов животных высмеиваются различные человеческие пороки (жадность, трусость, хитрость, тупость, невежество), прославляются добро, мужество справедливость. Так, в народных сказках лиса – аллегория хитрости, заяц – трусости, осел – упрямства и т.д. Аллегория позволяет лучше понять ту или иную идею говорящего, вникнуть в суть высказывания, нагляднее представить предмет разговора. Сравнение. Любое сравнение нового с ранее познанным призвано вызвать в сознании слушающего, читающего ассоциацию, обычно сопровождаемую эмоциями, вспышкой воображения, что вкупе способствует возникновению образа. Сравнение может быть логическим, оно лишено какого-либо иносказания; по мнению К. Д. Ушинского, такое сравнение есть основа человеческого познания вообще: все познается через сравнение нового с уже познанным; сравнение – путь к пониманию. Примеры логического сравнения: сравнить кошку и собаку, т.е. найти сходства и различия между ними. Выделяются следующие виды сравнений-тропов. 1. Сравнение еще не оторвано от синтаксиса, оно вводится с помощью союзных слов как, как будто, как бы, словно, подобно и пр.: Долги дни короткие, Черные и четкие, Ветви в небе скрещены, Словно в небе трещины. (Н. Матвеева) Потрясающе сильный образ, он вызывает не только зрительные ассоциации, но и чувство всеобъятной тревоги И в самом деле, сходство действительно трагичное. 2. сравнение вводится формой творческого падежа. Стоят кресты после сражения Простыми знаками сложения. (С. Кирсанов) Такое жуткое сравнение символично неисчислимостью смертей. 3. Сравнение вводится формой родительного падежа: языка пламени. Пламя уподобляется языкам: они лижут деревянные стены здания, и те загораются. 4. Сравнение вводится как обособленный оборот, приложение. Руки мои – пара лебедей – В золоте волос моих ныряют. (С. Есенин) 5. Отрицательное сравнение – не совсем обычный тип: эффект достигается по принципу противопоставления: Не стая воронов слеталась На груди тлеющих костей, За Волгой, ночью, вкруг огней Удалых шайка собиралась. (А.С. Пушкин) Этот тип сравнения пришел в литературу из фольклора, отличается поэтичностью, напевностью, несет в себе образ: стая воронов, костры – сложная картина. Эпитеты – художественные определения. Они позволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания. Обратите внимание, какие 4. Стилистические фигуры Для оживления речи, придания эмоциональности, выразительности, образности употребляют также приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры: антитеза, инверсия, повтор и др. Начиная с античных времен, ораторы вводили в свою речь эти фигуры. Например, Марк Туллий Цицерон произнес несколько речей против Луция Сергея Катилины, патриция по происхождению, возглавившего заговор для насильственного захвата власти. Обращаясь к квиритам, Цицерон сказал: На нашей стороне сражается чувство чести, на той – наглость; здесь – стыдливость, там – разврат; здесь – верность, там – обман; здесь- доблесть, там – преступление; здесь – частное имя, там – позор; здесь – сдержанность, там – распущенность; словом все доблести борются с несправедливостью, развращенностью, леностью, безрассудством, всяческими пороками; наконец, изобилие сражается с нищетой, порядочность – с подлостью, разум – с безумием, наконец, добрые надежды – с полной безнадежностью. В речи сопоставляются резко противоположные понятия: честь – наглость, стыдливость – разврат, верность – обман, доблесть, преступление, непоколебимость – неистовство, честное имя – позор, сдержанность – распущенность и т.п. Это с особой силой действует на воображение слушателей, вызывает у них яркие представления о названных предметах и событиях. Такой прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков, называется антитезой. Антитеза широко представлена в пословицах и поговорках: «Мужественный пеняет на себя, малодушный – на товарища»; «Велик телом, да мал делом», «Труд всегда дает, а лень только берет». Для сравнения двух явлений в пословицах используют антонимы – слова с противоположным значением: мужественный – малодушный, велик – мал, труд – лень. На этом принципе построены многие строки из художественных, публицистических, поэтических произведений. Антитеза – действенное средство речевой выразительности и в публичной речи. Ценное средство выразительности в выступлении – инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью. Так если прилагательное поставить не перед существительным, к которому оно относится, а после него, то этим усиливается значение определения, характеристика предмета. Вот пример такого словорасположения: Он был страстно влюблен не просто в действительность, а в действительность, постоянно развивающуюся, в действительность, вечно новую и необычную. Чтобы привлечь внимание слушателей к тому или иному члену предложения, применяют самые различные перестановки, вплоть до вынесения в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего – в конец. Например: Чествовали героя дня всем коллективом. Благодаря всевозможным перестановкам в предложении, даже состоящем из небольшого количества слов, зачастую можно создать несколько вариантов одного предложения, и каждый из них будет иметь различные смысловые оттенки. Естественно, что при перестановках необходимо следить за точностью высказывания. Нередко для усиления высказывания, придания речи, динамичности, определенного ритма прибегают к такой стилистической фигуре, как повторы. Формы повтора бывают самые разные. Начинают несколько предложений одним и тем же, словом или группой слов. Такой повтор называется анафорой, что в переводе с греческого языка означает единоначатие. Повторяющимися словами бывают служебные единицы, например, союзы и частицы. Повторяясь, они выполняют экспрессивную функцию. Вот отрывок их лекции А.Е. Ферсмана «Камень в культуре будущего». Иногда повторяют несколько раз целые предложения, чтобы подчеркнуть, выделить, сделать более наглядной стержневую мысль, заключенную в них. В устной речи повторы встречаются и в конце фразы. Как и в начале предложения, повторяться могут отдельные слова, словосочетания, речевые конструкции. Подобная фигура называется эпифорой. В практике ораторского искусства выработаны приемы, которые не только оживляют повествование, придают ему выразительность, но и диалогизируют монологическую речь. Один из таких приемов – вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что оратор, как бы предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует, и сам на них отвечает. Вопросно- ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей собеседниками оратора, активизирует их внимание, вовлекает в научный поиск истины. Умело и интересно поставленные вопросы привлекают внимание аудитории, заставляют следить за логикой рассуждения. Вопросно-ответный ход – один их наиболее доступных ораторских приемов. Вопросно-ответный ход применяется также как действенное средство в скрытой полемике. Если в речи излагается спорный вопрос, который может вызвать у слушателей сомнение, то выступающий, предвидя это, прибегает к вопросно-ответному приему. Помимо вопросно-ответного приема нередко применяют так называемый эмоциональный или риторический вопрос. Особенность его заключается в том, что он не требует ответа, а служит для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо. Обращение с вопросом к аудитории – эффективный прием. Произнесенный оратором риторический вопрос воспринимается слушателями не как вопрос, на который необходимо дать ответ, а как положительное утверждение. Однако не все вопросы, встречающиеся в выступлениях, относятся к средствам выразительности. Они могут выполнять и композиционную функцию, т.е. отграничивать одну часть выступления от другой. 5. Использование чужой речи К средствам выразительности относят и прямую речь, которую вводят в выступление. Эта речь может быть точной или приблизительной, а иногда даже вымышленной. Дословно переданная чужая речь называется цитатой. Иногда кажется, что цитирование не требует особого умения. Однако и в этом есть свои особенности, свои положительные и отрицательные стороны, которые необходимо учитывать. Например, некоторые вызывают недоумение, т.е. слушатели хотят знать мнение самого оратора, результаты его наблюдений. Кроме, того, обилие цитат, так как на слух трудно бывает уловить, что из сказанного принадлежит автору, а что тем, кого он цитирует. Поэтому, прежде всего, необходимо из выбранных для выступления цитат отобрать наиболее интересные, оригинальные или менее известные. Очень важно не исказить мысль цитируемого автора. Ведь отдельно взятое предложение или несколько предложений могут иметь иное значение, чем в контексте. Нельзя произвольно изменять текст, т.е. переставлять слова, вводить вместо одного слова другое, изменять грамматическую форму слов. Цитата должна быть точной. Необходимо знать, кому принадлежат цитируемые слова, из какого источника они взяты, каковы выходные данные источника. Иногда эти сведения приводятся после цитаты, когда называется использованная литература или когда отвечают на вопросы слушателей, если об этом кто- либо из присутствующих спросит. В беседах на различные темы, в которых приходится обсуждать чужие мысли, поступки, действия, говорить о чувствах людей, преимущественно применяется приблизительная прямая речь. Она оживляет высказывание, делает его эмоциональным, привлекает внимание слушателей. Опытные ораторы не просто вводят в текст прямую речь, но и комментируют чужое высказывание, определяют к нему свое отношение, а иногда и выступают в полемику с конкретным лицом, чья речь цитируется. Как форма передачи чужого высказывания в выступлении употребляется и косвенная речь, передающая чьи-либо слова от третьего лица. Косвенная речь по сравнению с прямой речью менее выразительна и экспрессивна. Хороший эффект дает умелое сочетание в выступлении прямой и косвенной речи.

Олицетворение, как вид образности — презентация онлайн

Презентация
Олицетворение
как вид образности
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар

2. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда… Анна Андреевна Ахматова

6. Олицетворение – это изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ:

Олицетворение –
это изображение неодушевленных
предметов как одушевленных,
при котором они наделяются
свойствами живых существ:
даром речи, способностью
мыслить и чувствовать:
О чем ты воешь, ветер ночной,
О чем так сетуешь безумно?
Ф.И.Тютчев
Олицетворение —
троп ,состоящий в
приписывании неодушевлённым
предметам признаков и свойств живых существ.
— Такое изображение неодушевлённых пре
дметов, при котором они наделяются свойс
твами живых существ — даром речи, способнос
тью мыслить и чувствовать
О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сетуешь безумно?
(Ф.Тютчев.)

8. Примеры: Крест — это олицетворение христианства Голуби — это олицетворение мира и любви Сердечко — это олицетворение любви  

Примеры:
Крест — это олицетворение
христианства
Голуби — это олицетворение
мира и любви
Сердечко — это олицетворение
любви

10. Примеры олицетворений: Олицетворение зимы: Идет седая чародейка, Косматым машет рукавом; И снег, и мразь, и иней сыплет, И воды

претворяет в льды.
От хладного ее дыханья
Природы взор оцепенел…
(Г. Державин)

13. Примеры олицетворений: Ведь уж осень на двор Через прясло глядит. Вслед за нею зима В теплой шубе идет, Путь снежком порошит,

Под санями хрустит…
(А. Кольцов)

15. Олицетворение является речевым приёмом, с помощью которого вещь, идея или животное наделяется человеческими чертами: Первые

лучи утреннего солнца прокрадывались
через луг.
Снег укутал землю, как мать младенца.
Луна подмигнула сквозь высь облаков.
Ровно в 6:30 утра мой будильник ожил.
Океан танцевал в лунном свете.
Я слышал, как остров зовет меня.
Гром ворчал, как старик.

22. Примеры олицетворения: «Луна хохотала, как клоун» С.Есенин Утешится безмолвная печаль,  И резвая задумается радость…

Примеры олицетворения:
«Луна хохотала, как клоун»
С.Есенин
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость…
А.С.Пушкин

24. Роль олицетворения в речи — придаёт языку большую образность — делает речь ярче и интереснее — делает речь более выразительной

— позволяет создать яркий образ
— передаёт настроение героя
— подчеркивает какое-то действие

25. Олицетворение и антропоморфизм (от греч. anthropos –  человек  morpe – форма), наделение явлений неживой

Олицетворение
и
антропоморфизм
(от греч. anthropos –
человек morpe – форма),
наделение явлений неживой
природы, небесных тел,
мифических существ,
животных, растений,
предметов … человеческими
свойствами
(сознанием, речью …).

26. Не стоит путать олицетворение с антропоморфизмом, где человеческие (и только таковые) качества переносятся на неживой или живой

объект!

27. Олицетворение – это перенос качеств и свойств, присущих живым объектам (человеку или животному), на неживой объект или

абстрактное
понятие.
Антропоморфизм –
это наделение человеческими
качествами (присущими
исключительно человеку)
животных, неодушевленных
предметов, мифологических

28. Если речь идет о неживом объекте или абстрактном понятии, то это олицетворение. Если же подразумевается живое или

мифологическое существо
(например, ангел)
с человеческими качествами –
антропоморфизм.

29. В литературе  антропоморфизм используется  как один из приёмов создания  художественного образа: Я – кактус! Я с трудом великим

В литературе
антропоморфизм используется
как один из приёмов создания
художественного образа:
Я – кактус! Я с трудом великим
Даю порою корешок,
Я неуклюж и с видом диким
Колол и жег что только мог.
(К.Случевский)
О временах простых и грубых
Копыта конские твердят
(О.Мандельштам)

30. Удачи в анализе текста!!!

Используйте изображения для более убедительных презентаций и выступлений

Используйте изображения для более убедительных презентаций и выступлений

01 июн, 2020 Убеждение, влияние, мотивация, Выступления и презентации

Метафора: «Если мы не изменим курс сейчас, мы рухнем на скалы!»

Коммуникация состоит из двух основных компонентов: рационального и эмоционального. Менеджеры в основном общаются рационально — о достоверных данных и фактах.К сожалению, как все мы знаем, факты могут быть сухими. А факты, цитируемые в выступлениях, могут заставить слушателя заснуть. Тогда что мы можем сделать, чтобы сообщение стало лучше?

Когда факты являются центральным элементом сообщения, роль говорящего — интерпретировать цифры для своей аудитории. Предоставление аудитории возможности лучше понять информацию, особенно техническую, позволяет членам аудитории придать информацию своей индивидуальной интерпретации. Они всегда будут фильтровать рациональное сообщение через свой собственный опыт и убеждения.Однако, интерпретируя данные для аудитории, вы подводите их к основным выводам.

Хорошим примером является деятельность по связям с инвесторами — потенциальных инвесторов не интересуют простые данные о компании и цене акций на тот момент; их интересует, что означают данные. Они хотят, чтобы кто-то знающий рассказал им о значении рациональных данных — каков будет конечный результат с точки зрения людей, которым они помогают, и т. Д.

Используйте эмоции

Другой ключевой фактор — эмоции.Эмоции побуждают к действию. Предоставление фактов для рассмотрения — это сообщение; это функция на уровне персонала. Мотивировать людей к действию — это лидерство, качество руководителя.

Эмоциональное или мотивационное воздействие часто лучше всего выражается с помощью символов, которые вызывают у слушателя эмоции. Убедительные сообщения должны содержать как факты, так и эмоции, поэтому используйте сильные, но знакомые слова, которые создают картины в умах людей.

Чувства слушателя — ключ к эффективному общению: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние и внутренние органы (движение и эмоции).Люди лучше всего запоминают то, что достигает их сенсорной памяти. Большинство людей ориентированы на зрение. Они предпочитают получать сообщения в картинках. Визуальные символы — это самый мощный инструмент сенсорной коммуникации. А если подходящие картинки невозможно использовать, говорящий может сказать: «Представьте себе это:…», чтобы получить убедительную мысленную картину.

Лучший способ активировать аудиторию — выбрать всего пару сенсорных деталей, чтобы усилить важные моменты в сообщении. Чтобы понять последствия сокращения штатов компании, докладчик может нарисовать одну яркую картинку — небольшой пример, который проясняет суть дела.Этой техникой часто пользуются опытные руководители. Они выделяют социальные / политические программы до их сути и резюмируют с помощью метафор. Они используют очень наглядные примеры — обычно рассказ о том, как пострадает один человек.

Метафоры

И они используют метафоры. Метафора — это символ или изображение, применяемое к объекту или действию, к которому оно применимо в воображении, но не буквально. Метафоры часто встречаются в каждом языке и используются для концептуализации одной ментальной области в терминах другой.Повседневные абстрактные понятия, такие как время, изменение, причинно-следственная связь и цель, могут быть выражены метафорически. Эти изображения добавляют большую силу общению. Например:

  • «Мы как корабль без руля».
  • «Мы идем к скалам».
  • «На следующем заседании комитета на полу будет кровь».
  • «Наш конкурент был для нас занозой».
  • «Проект провалился при первом препятствии».
  • «Это огромная преграда на пути к нашим планам.”
  • «Этот инвестор бросил вызов.
  • «Жестокая политика».
  • «Низовая организация».
  • «Вне мейнстрима».

Еще более действенным является расширение метафоры как зонтичной концепции, обеспечивающей основу для создания вспомогательных изображений. Например, можно использовать несколько метафор, относящихся к кораблю, если изображение не натянуто, чтобы получить дополнительный эффект. Например, управление правильным курсом, плавание по бурному морю, ясная погода, проход по сложному курсу, компас, выход в порт, рулевой, машинное отделение, смотровая площадка, мачта, якорь, руль, экипаж, команда, пассажиры, груз, орудия и т. Д.И вы можете процитировать некоторые из лучших высказываний, например: «Кто угодно может держать штурвал, когда море спокойно». (Публий Сир ~ 100 г. до н. Э.).

Легендарный американский журналист и политический обозреватель Билл Мойерс сообщил в своем информационном бюллетене по электронной почте от 12 июля 2020 года, что:

Джозеф Кэмпбелл однажды сказал мне: «Если вы хотите изменить мир, измените метафоры». То есть помочь людям понять, что нового и странного, описывая это как сопоставимое с тем, что они уже знают. Примеры: «Сильная крепость — наш Бог.«Город — это джунгли». «Хаос — мой друг». «Искусство смывает с души пыль повседневной жизни». «Похороните мое сердце в Вундед-Ни».

Это наблюдение — прекрасное напоминание о силе метафор и о том, насколько легко их использовать в сообщениях.

Но не смешивайте метафоры, особенно в одном предложении: «Нас завалило шокирующим потоком работы, и дополнительное бремя явно повлияло на наш рабочий процесс». Всего семь метафор смешаны в образах болота ( затоплено ), казни или удара током ( шокирующего ), военного нападения ( заградительного огня ), веса ( бремени ), полупрозрачности ( ясно ) , физическое впечатление ( удар ) и река или жидкость ( поток ), все в одном предложении!

Убедитесь, что символы и метафоры не переборщили.Сплетать слишком богатый гобелен из слов, образов и звуков контрпродуктивно — аудитория отключится. И помните: избегайте таких клише, как чума!

Образы сильнее концептов

Исследования подтверждают, что слова, основанные на изображениях, сильнее слов, основанных на концепциях. Изучение сравнительной харизмы и величия всех президентов США пришло к выводу, что используемые ими метафорические образы помогли отличить великих президентов от средних (при условии, что их достижения были прочными).Это направление исследований предоставляет одну из немногих возможностей сравнить характеристики различных лидеров с течением времени.

В таблице ниже, основанной на исследовании, показаны сильные слова, основанные на изображениях, по сравнению со словами, основанными на концепциях. Слова, основанные на изображениях, легче вызывают сенсорный образ в умах людей, тем самым более полно вовлекая читателей или слушателей. Оратор, говорящий об их «тяжелом сердце», имеет большее влияние, чем человек с «грустными новостями». Примеры слов, основанных на изображениях, по сравнению со словами, основанными на концепциях, перечислены ниже, при этом слова на основе изображений показаны первыми, а слова, основанные на концепциях, показаны вторыми.

Пот / работа
Рука / помощь
Корень / источник
Сердце / приверженность
Исследуйте / исследуйте
Скала / надежный
Развивайте / производите
Путешествие / стремление
Граница / предел
Путь / альтернатива
Шум / просьба
Сладкий / приятный
Спокойный / умеренный
Мечта / идея
Вообразить / подумать
Слушать / подумать
Увидеть / понять

Эта статья адаптирована из книги Kindle, Ким Харрисон.

О Ким Харрисон — авторе, редакторе и кураторе контента

Ким Харрисон, основатель и директор Cutting Edge PR, любит делиться практическими идеями и информацией о профессиональном общении и управлении бизнесом.Он имеет большой опыт работы в качестве менеджера по корпоративным вопросам, консультанта, автора, лектора и генерального директора некоммерческой организации. Ким является научным сотрудником и бывшим членом национального совета Австралийского института по связям с общественностью. В течение 7 лет он руководил государственной программой профессионального развития, помогая многим практикам улучшить свои коммуникативные навыки. Люди из 115 стран извлекают выгоду из практических знаний, которыми он поделился в его ежемесячном информационном бюллетене и в его книгах, доступных на cutedgepr.com.

Использование живого языка в публичных выступлениях — видео и стенограмма урока

Использование ясности для привлечения аудитории

Задолго до того, как вы начнете обманывать публику остроумием, подумайте о ясности . Это означает использование ясного языка, чтобы аудитория поняла, что вы имеете в виду. Будьте внимательны к восприятию ваших слов аудиторией.

Допустим, вы решили написать речь о множестве интересных вещей, которые можно сделать в Лоди.По мере того, как посетители собираются узнать больше об этом регионе Калифорнии, известном своими винтажными домами и марочными винами, они будут весьма смущены, узнав, что вы на самом деле собираетесь говорить о Лоди, штат Нью-Джерси! Если, конечно, они не подумали, что это речь о Лоди, штат Нью-Джерси.

Если бы вы в первую очередь прояснили местоположение, вы могли бы привлечь более заинтересованную аудиторию. Итак, используйте конкретных слов , которые помогут вашей аудитории визуализировать человека, место или предмет, о котором вы собираетесь говорить.

В речи Лоди использование названия штата в описании вашей речи было бы хорошим отличием для аудитории. Те, кто интересовался небольшим городком в Нью-Джерси, собирались послушать. Остальные ну не так уж и много!

Еще один способ добиться ясности — использовать слова, знакомые аудитории. Не поддавайтесь искушению использовать пятидолларовые слова, которые сбивают людей с толку. То же самое относится к использованию выражений, понятных только определенной культуре. То же самое и с аудиторией разных возрастных групп.

Выступление, продвигаемое как классическая музыка, может означать Бетховена для одних и Led Zeppelin для других. Все дело в интерпретации. Лучше всего было бы прояснить ситуацию, указав классическую музыку или классический рок. Большая разница, да?

Яркость как способ привлечь внимание

Теперь, когда мы понимаем ясность, мы можем оживить ее, используя яркость , чтобы оживить речь. Это не что иное, как выбор описательных слов, которые вызывают интерес и могут быть выполнены с использованием образов и фигур речи. Imagery создает мысленные образы, обращенные к чувствам, с помощью описательных слов.

Помните нашу речь о Лоди? Для тех, кто не знаком с Лоди, штат Нью-Джерси, докладчик может использовать образы, чтобы описать богатое итальянское кулинарное влияние, описывая ароматы колбас, шипящих на гриле на заднем дворе, или опьянение запахом хлеба из кирпичной печи, который наполняет воздух любой Воскресенье, полдень. Он может даже описать залитые солнцем лица стариков, рассказывающих о войне на площадке для игры в бочче.Это дало бы любому хорошее представление о маленьком городке в Нью-Джерси, богатом культурой, определяемой едой и людьми.

Спичрайтер может использовать фигуру речи или слово, которое означает иное, чем их буквальное определение. simile сравнивает одну вещь с другой, используя слова «как» или «как», чтобы связать их. Для меня запах свежеиспеченного хлеба, который доносится от пекарей в Лоди, был для меня, как голодный медведь, нюхающий корзину для пикника на одеяле для пикника. Я хотел разорвать пекарню и съесть все, что попадется на глаза.

Итак, метафора берет две вещи, которые во всех отношениях противоположны, и использует их для установления общей связи. Приглашение на настоящий итальянский воскресный ужин было для меня музыкой.

Вы также можете использовать аналогию . Это похоже на сравнение и метафору в том, что оно связывает две вещи, но служит скорее логическим аргументом. Это сделано для того, чтобы показать, что две одинаковые вещи могут быть похожими по-разному.

Звучит запутанно, но на самом деле это довольно просто.Посмотрите, как это разворачивается.

Когда я упомянул, что знаю несколько итальянских слов, я понял, что откусил больше, чем могу прожевать. Я вообще не понимал разговора за ужином.

Иногда помогает задать риторический вопрос . Это вопрос, который не требует реального ответа и используется, чтобы заставить аудиторию задуматься. В начале речи вы можете сказать: «Кто хочет отправиться со мной в путешествие в Италию прямо сейчас?»

Спикер не имеет в виду, что аудитория закажет билет, сядет на рейс и приземлится через восемь часов в Риме.Что он пытается сделать, так это привлечь внимание аудитории и помочь им понять путь, по которому их пойдет речь. Паспорт не нужен!

Аллитерация использует повторение одного и того же звука в серии слов для привлечения внимания. «Мое волнение, энтузиазм и участие в итальянской семье, с которой я разделил обед, были заразительны, потому что они попросили меня пообедать завтра». Примеры должны дать вам хорошее начало в использовании яркости, чтобы ваша аудитория слушала.

Если вы хотите, чтобы ваша аудитория полностью погрузилась в вашу речь, она должна быть плавной. Ваша речь должна двигаться свободно, как перышко на ветру. О, это было сравнение?

Ритмическое письмо

Ритм означает письмо, которое протекает с использованием слоговых паттернов. Это означает, что ваши слова перетекают по шаблону из ударных или безударных слогов. Его можно даже расположить по длинным и коротким слогам. Думайте о ритме при написании речи так же, как о ритме при написании песен.Приятно слышать и создает бессознательную картину.

По мере того, как аудитория слушает вашу речь, они будут почти очарованы последовательными схемами слогов, которые сделают ее интересной и увлекательной. Теперь вы видите, что правильное использование яркого языка может поднять обычную речь на необычайную высоту, просто добавив несколько дополнительных языковых элементов.

Краткое содержание урока

Подводя итог, можно сказать, что яркий язык используется для стимулирования мысленного образа в сознании участников. Clarity — один путь. Это означает использование ясного языка, чтобы аудитория поняла, что вы имеете в виду. Обязательно используйте конкретных слов , чтобы ваша аудитория могла визуализировать человека, место или предмет, о котором вы собираетесь говорить.

Вам нужно добавить яркости , чтобы оживить вашу речь. Imagery будет делать это, создавая мысленные образы, которые обращаются к органам чувств, с помощью описательных слов. Начните с речевого образа или слов, которые означают иное, чем их буквальное определение.

simile сравнивает одно с другим, в то время как метафора берет две противоположные во всех отношениях вещи и использует их для установления общей связи. Аналогия похожа на сравнение и метафору тем, что связывает две вещи, но служит скорее логическим аргументом.

Задайте риторический вопрос . Это вопрос, который не требует реального ответа и используется, чтобы заставить аудиторию задуматься. Аллитерация использует повторение одного и того же звука в серии слов для привлечения внимания.Не забывайте ритм ! Используйте письмо, которое течет по слогам. Это означает, что ваши слова перетекают по шаблону из ударных или безударных слогов.

В конце концов, у вас будет запоминающаяся речь, которая удержит аудиторию и будет интересовать то, что вы хотите сказать!

Результаты обучения

Когда вы дойдете до конца урока, вам станет легче:

  • Объяснять, что такое живой язык и почему это важно для речи
  • Поймите, почему при произнесении речи необходима четкость
  • Определить конкретные слова
  • Покажите, как вы можете использовать образы, фигуры речи, сравнения, метафоры и аналогии, чтобы оживить речь
  • Перечислите несколько способов погрузить аудиторию в выступление
  • Опишите, что значит писать ритмично

Выбор ярких слов: публичные выступления / речевое общение

    Щиток приборов

    SPCH PPTs Text LearAct

    Выбор ярких слов

    Перейти к содержанию Щиток приборов
    • Авторизоваться

    • Панель приборов

    • Календарь

    • Входящие

    • История

    • Помощь

    Закрывать