Развитию воображения способствуют: Способы и приемы развития воображения в дошкольном возрасте

Развитие воображения у детей — статьи о развитии детей

С детским воображением сталкивается каждый родитель, как только чадо подрастает. Особенно активно оно проявляется в дошкольном возрасте, когда ребёнок попадает в творческую среду детского сада. 

Воображение – не врождённая способность, оно развивается, когда ребёнок играет, занимается творчеством, слушает художественные произведения, общается с людьми. 

Воображение тесно связано с фантазией, которая отличается сказочностью образов. В этой статье мы рассмотрим процесс развития воображения у детей, возрастные особенности развития и методы.

Содержание статьи:

  • Что такое воображение и зачем его развивать
  • Функции воображения
  • Виды воображения
  • Этапы развития воображения
  • Способы развития воображения
  • Выводы

Что такое воображение и зачем его развивать

Воображение – психический процесс, способность человека к представлению новых образов на основе имеющегося опыта.

Процесс воображения неразрывно связан с мышлением и памятью. Развивая воображение, мы активизируем работу мозга, поэтому важно стимулировать ребёнка к этому процессу, тем более что дети обожают выдумывать. 

Ребёнок осваивает мир, правила поведения в обществе,  взаимодействие с другими людьми через фантазию и игру. Ни одна вещь в мире не была бы изобретена, если бы отсутствовало воображение.

Функции воображения

Выделяют 2 основные функции воображения, которые проходят через определённые этапы своего развития.

  1. Познавательная. Эта функция нацелена на устранение противоречий, которые часто возникают в голове у ребёнка по причине малого жизненного опыта. Воображение в этой ипостаси исполняет роль строителя для целостной картины мира малыша. Формирование познавательного воображения происходит в процессе игры.
  2. Аффективная. Выполняет функцию защиты при появлении противоречий между образами в голове малыша и реальной картиной. Аффективное воображение помогает ребёнку усваивать нормы поведения. Развивается в процессе проигрывания ребёнком ситуаций и последующих переживаний.

Виды воображения

Воображение бывает следующих видов:

  • воссоздающим – самый частый вид, когда образы в голове воссоздаются на основе какой-либо информации, например, при чтении книги мы представляем себе героев, место, события;
  • творческим – образы в голове возникают в новых форматах без опоры на имеющуюся информацию. Этот вид воображения необходимо целенаправленно развивать, так как он не формируется сам по себе;
  • неуправляемым – вид свойственен «буйным фантазёрам» и выдумщикам, которые не могут управлять своим потоком фантазий, не имеют никакой последовательности и логики образов и часто не отличают реальность и выдумку.  

Этапы развития воображения

Выделяют следующие возрастные этапы развития воображения: 

Воображение в 0-3 года

Воображение зарождается в возрасте полутора-двух лет, когда малыш начинает узнавать знакомые предметы на картинках. Его воображение имеет пассивный процесс, не создаёт каких-либо новых образов. 

Начальные формы воображения в раннем возрасте формируются на основе обобщения игровых действий и предметов. Кроме того, ребёнок 2-3 лет осваивает новый способ игры – использует предметы-заместители. Сама по себе игра с замещением предполагает наличие воображения, ребёнок осознанно выбирает предметы и проговаривает игровые действия. Таким образом, перед поступлением в детский сад ребёнок уже обладает зачатками творческих элементов.

Воображение в 3-4 года

Развитие воображения у детей раннего дошкольного возраста происходит посредством становления словесных форм воображения. 

В 3 года потребность в игре для ребёнка становится самостоятельной, однако поддержка и помощь взрослого ещё необходимы. Дошкольник подражает действиям взрослых и на основе этого развивается самостоятельное творчество с опорой на знакомые предметы и ситуации. 

Показатели развитого воображения на этом этапе: разнообразность игровых сюжетов, самостоятельность в использовании предметов-заместителей, оригинальность замещений действий в игре. В этом возрасте появляется аффективный вид воображения, когда ребёнок начинает осознавать свою отдельность от других людей. Итак, воображение в младшем дошкольном возрасте приобретает самостоятельный характер.

Воображение в 4-5 лет

В среднем дошкольном возрасте всё чаще проявляются творческие проявления в игре, творческой деятельности, рассказах. Дети начинают мечтать, представлять свою будущую профессию, семью, дом. 

Воображение остаётся непроизвольным и возникает в основном как эмоциональный отклик, но уже представляет собой интеллектуальную деятельность. Создание образов базируется не только на знакомых образах и явлениях, но и на словесных представлениях. Хоть ребёнок на этом этапе ещё не способен управлять воображением, он может представлять эмоциональные состояния других людей, развивается эмпатия.

Воображение в 6-7 лет

Развитие воображения старших дошкольников приобретает активный характер. 

Фантазия проявляется при чтении, просмотре фильмов, картинок, в разговоре. Появляется замысел, который может удерживать внимание ребёнка на несколько дней. 

Старшие дошкольники самостоятельно придумывают игры, устанавливают правила, распределяют роли. При этом сюжет и другие составляющие игры часто меняются при влиянии других решений. Предшкольный возраст – период, когда закладываются осознанные мечты, укрепляется база для становления творческого мышления, нестандартности решений. 

Способы развития воображения

Методы развития воображения у детей.

Игры 

Развитию воображения способствуют обучающие дидактические игры, которые подразделяются на виды.

  • Игры с использованием предметов (игрушек, развивающих предметов), которые помогают создавать сюжет, творческие образы, могут быть направлены на социальное взаимодействие или же индивидуальную игру;
  • Настольно-печатные игры подбираются по возрасту ребёнка и направлены на развитие многих способностей: познавательных, творческих, психических. Примеры настольных игр на развитие воображения у дошкольников и младших школьников: 
  1. Игра «Имаджинариум.
  2. Детство» для детей от 5 лет, в которой нужно загадывать и отгадывать иллюстрации, направлена на развитие ассоциативного и творческого мышления, фантазию и память. 
  3. «Экспромт» – игра-импровизация на развитие воображения в младшем школьном возрасте – заключается в рассказывании историй по изображениям на карточках.
  • Словесные игры побуждают детей общаться, строить рассказы, мыслить творчески, рассуждать. Например, в игре «Живые предметы» необходимо представить себя в роли потерянной шапки или мокрой варежки, описать их состояние, историю, мысли. В игре «Это невозможно» участникам предлагается выдумать историю, после которой слушатели скажут, что такое в реальной жизни невозможно.
  • Чтение

    Книги запускают интеллектуальные процессы: память, воображение, мышление, внимание. Слушая сказку, ребёнок представляет образ героя, часто ставит себя на его место и фантазирует, как бы он поступил, будь он героем сказки. Можно предложить ребёнку нарисовать его любимых персонажей, рассказать свой конец сказки или театрализовать сюжет.

    Творчество

    Любые виды творчества – рисование, лепка, аппликация – так или иначе, способствуют развитию воображения в дошкольном возрасте. Рисуя, делая поделку или занимаясь лепкой, ребёнок представляет тот образ, который в итоге должен получиться. 

    Творческие занятия помимо развития воображения хорошо влияют на развитие мелкой моторики и концентрации внимания ребёнка. Больше информации о развитии творческих способностей детей читайте в нашей статье.

    Искусство

    Дети-дошкольники и школьники очень отзывчивы к различным видам искусства. Можно предложить описать действия на картине, рассказать, что могло на ней произойти, что чувствуют персонажи, придумать свою историю создания. Слушая классическую музыку, дети описывают её настроение, могут придумать движения в такт. Театр для детей является реальным воплощением прочитанных сказок, он стимулирует к подражанию, пополняют опыт.

    Наблюдение

    Познание окружающего мира и его явлений даёт массу позывов для творчества. Сначала с помощью взрослых ребёнок познаёт окружающий мир, задаёт вопросы, устанавливает причинно-следственные связи. По мере взросления ребёнок самостоятельно начинает подмечать, например, на что похоже облако или куда плывёт листок.

    Движение

    Дети очень активны и движение для них – приятный и необходимый способ познания мира. 

    Вариантов развития воображения предостаточно. Например, можно предложить через движение изобразить животного: его повадки, размер, звуки, которые он издаёт. Через упражнение «Изобрази явление» можно научить ребёнка показывать, как дует ветер, как качаются деревья, как идёт дождь.

    Любая двигательная активность положительно влияет на психику и моторику ребёнка, позволяет расходовать энергию и безопасно выплёскивать эмоции. 

    Выводы

    • процесс развития воображения напрямую связан с развитием творчества, становлением личности и индивидуальности;
    • взрослый играет немаловажную роль для воображения и творчества ребёнка: помогает, направляет, поощряет, мотивирует и поддерживает своё чадо, подаёт пример;
    • воображение развивается в игровой и творческой деятельности и нуждается в постоянном внимании со стороны взрослого.

    В детских клубах и садах «Бэби-клуб» используются различные методы и приёмы для развития воображения ребенка. Наши занятия отличаются творческой направленностью, индивидуальностью и помогают детям развивать воображение через игру и творчество.

    Развитие воображения дошкольника — залог будущей успешной учёбы в школе

    

    На сегодняшний день в дошкольной педагогике и психологии сложилась тенденция к недооцениванию такого психического процесса, как воображение. В программе обучения и воспитания в детском саду среди многочисленных игр и разнообразных видов НОД недостаточно внимания уделяется развитию процесса воображения, дети часто вынуждены пользоваться предложенным шаблоном и повторять за показанным образцом.

    В результате педагоги и родители жалуются на то, что даже такая детская творческая деятельность, как игра, часто превращается в однообразные манипуляции с игрушками.

    Изучением воображения занималось множество знаменитых учёных в прошлом и сейчас, среди них- Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, С. Л., Рубинштейн И. И. Давыдов, Ж. Пиаже, К. Каффка, Т. Рибо, Н. П. Сакулина, Р. С. Немов, О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова и др.

    Воображение принадлежит к числу важнейших психологических явлений человеческой личности. В психологии существует несколько определений процесса воображения.

    По мнению Л. С. Выготского: «Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности мозга, психология называет воображением или фантазией». [3, с. 5]

    «Воображение, фантазия — это отражение реальной действительности, но в иных, необычных. неожиданных сочетаниях и связях». [10, с. 7.]

    Р. С. Немов даёт такую характеристику процесса воображения «воображение-особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточно положение между восприятием, мышлением и памятью.

    Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. [8, с.260.]

    Физиологической основой воображения является сложная деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новой системы временных связей. При формировании процесса воображения важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны со словом. Обычно оно служит источником появления образов воображения.

    Особенность воображения состоит в переработке прошлого опыта, представленного в виде понятий и представлений. Здесь воображение тесно связано с памятью. Но надо помнить, что воспроизведение является главной чертой памяти, а превращение- черта воображения.

    Также воображение связано с мышлением. Воображение является основой наглядно- образного мышления, позволяющего человеку решать задачи в уме, не производя практических действий.

    Воображение тесно связано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов, но воображение и само зависит от восприятия. Включаясь в восприятие, оно обогащает новые образы. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы вымысла.

    Воображение связано и с развитием речи. Задержка в развитии речи, обычно сопровождается и задержкой в развитии воображения.

    Воображение тесно связано с развитием эмоционально- волевой и мотивационной сферы личности.

    Можно выделить несколько видов воображения: пассивное и активное. Пассивное делится на произвольное и непроизвольное.

    По соотношению образа с действительностью выделяют реалистическое и фантастическое воображение.

    В жизни человека воображение выполняет несколько важных функций

    1. Представлять действительность в образах.
    2. Регулирование эмоциональных состояний
    3. Участие в регуляции познавательных процессов.
    4. Формирование внутреннего плана действий.
    5. Коммуникативная функция.

    Согласно исследованиям Л. С. Выготского, главным психологическим новообразованием дошкольного возраста является воображение. Именно его развитию психологи рекомендуют уделять больше внимания в возрасте от 3 до 12 лет. Этот период учёные называют сензитивным для развития воображения и образного мышления.

    У детей собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир недостаточны. Так много кругом непонятного, непознанного, что решить возникающие проблемы ребёнок может при помощи воображения, фантазии. Они заменяют малышу недостаток знаний и опыта, помогают уверенно чувствовать себя в современном мире. Игр ребёнка без выдумки просто не может существовать.

    Согласно современным исследованиям учёных, воображение ребёнка при своём становлении проходит несколько этапов (по Е. Е. Кравцовой):

    – первый этап связан с опорой на наглядность, с воспринимаемой предметной средой,

    – второй этап-здесь уже проявляется использование прошлого опыта,

    – третий этап- характеризуется появлением особой внутренней позиции, здесь уже происходит развитие воображения от замысла к его реализации.

    О. М. Дьяченко выделяет следующие этапы развития воображения:

    – 2,5–3 года-в этом возрасте происходит отделение ребёнком себя от предмета, от действия с предметом, направленность на овладение предметами, действиями, обращение к предметам –заместителям, выделение своего «я». И уже к 3 годам можно выделить 2 типа воображения: «познавательное» и «эмоциональное».Последнее тесно связано с использованием символов. Изначально эти символы заимствуются из культуры (Баба Яга, Леший, Бармалей и т. д.), а затем создаются самостоятельно (хорошая или плохая девочка). Планирование образов воображения в этом возрасте отсутствует.

    – Это возраст 4–5 лет. На данном этапе ребёнок нацелен на усвоение норм, а также правил и образцов деятельности. Взрослые ведут обучение и воспитание через образцы, которым ребёнок должен следовать. К 4–5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование. Средствами планирования являются слово и модельные представления.

    – Возраст 6–7 лет. В этом возрасте ребёнок уже усваивает основные образцы и получает возможность оперировать ими. Дошкольник уже способен отходить от усвоенных стандартов варьировать ими. В этом возрасте появляется возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ начинает строиться способом «включение». Здесь впервые появляется целостное планирование: ребёнок может до начала действия построить план его выполнения и последовательно реализовать его, нередко внося изменения по ходу. Продукты воображения становятся более оригинальные и детализированными.

    Фантазия. как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребёнка. У младшего дошкольника преобладает пассивная форма воображения. малыш с интересом слушает сказки, а затем представляет их образы как реально существующие явления. Значит, воображение компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления включением сказочных образов в жизнь ребёнка. Именно поэтому дети верят в Деда Мороза, боятся Бабу Ягу, Лешего и пр. Для старшего дошкольного возраста характерна активизация воображения (в начале воссоздающего, а затем творческого).

    У детского воображения очень важная функция- уменьшение страхов, стремление понять события путём зарисовки, сделать реальность более приятной.

    Особенность детского воображения состоит, во- первых, в видение целого раньше частей, во-вторых, в переносе функций с одного предмета на другой.

    Существующая в настоящее время методика обучения детей дошкольного возраста построена, исходя из того, что система эталонов преподносится взрослым в готовом виде для усвоения, что не даёт развиваться детскому воображению, творчеству. Для развития воображения важна не среда, а то как она преподносится ребёнку. Не всегда предметное многообразие способствует психическому развитию, здесь главным должны быть условия и обеспечение пространства, которые дадут возможность воображать, творить.

    Для развития детского воображения необходимо включать неспецифические предметы в игру детей. Для развития фантазии необходимо расширять опыт детей, развивать мышление, речь. Очень эффективны игры «Нарисуй что-нибудь», «Придумай рассказ», «Волшебные картинки», «Волшебная мозаика», «Сочиняем сказку», «Чудесный лес», «Поможем художнику», «Волшебники», «Тропинка», «Неоконченный рассказ» и др.

    Однажды мы с детьми сочинили целую серию рассказов. Одна девочка предложила назвать главного героя Стобедом. Дети активно подключились. В результате у нас получилась серия интересных рассказов про приключения одного весёлого мальчика. Мы записали эти рассказы и оформили рукописную книгу. В работу включались даже очень застенчивые дети. Мы получили массу удовольствия от этой работы, а воображение детей так и било ключом.

    Велика роль игры в развитии воображения. В игре формируются все стороны развития личности ребёнка. Происходят значительные изменения в психике. Для повышения уровня развития воображения необходимо разнообразить игры детей. Очень эффективны для развития фантазии игры и задачи «открытого типа». Активно развивается воображение и в лепке, рисовании, конструировании по замыслу. Для развития фантазии в дошкольном возрасте активно используются чтение сказок, рассказов, просмотр картин, иллюстраций. Немного способствует развитию воображения и участие детей в посильной трудовой деятельности.

    Любое обучение связано с необходимостью что-то вообразить, представить. Всё это невозможно сделать без воображения. Фантазия обеспечивает ребёнку новый, необычный взгляд на мир. Воображение способствует развитию логического мышления, памяти, внимания, речи, обогащает жизненный опыт ребёнка. Фантазия обеспечивает построение конечного результата деятельности, создание образов.

    Воображение как центральное психологическое новообразование дошкольного периода, является тем необходимым фундаментом, на основании которого у детей возникает, развивается и завершается кризис семи лет, ответственный за формирование психологической готовности к обучению в школе. Основная деятельность, внутри которой происходит развитие воображения и психологическая подготовка к кризису семи лет-игра.

    Литература:

    1. Агаеева Е. Л., Брофман В. В., Булычёва, Чего на свете не бывает? М., Просвещение1991г.
    2. Венгер Л. А., Мухина В. С., Психология, М, Просвещение,1988г.
    3. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, С-П, Союз,1997г.
    4. Дьяченко О. М., Развитие воображения дошкольника, М., Международный Образовательный Колледж.1996г.
    5. Казаков В. Г., Кондратьева Л.Л, Психология, М, Высшая школа,1989г.
    6. Компанцева Л. В., Поэтический образ природы в детском рисунке, М., Просвещение,1985г.
    7. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе, М, Педагогика,1991г.
    8. Немов Р. С., Психология, том 1, М, Владос,1999г.
    9. Немов Р. С, Психология, том 2, М, Владос,1999г.
    10. Петровский А. В., Роль фантазии в развитии личности, М, Знание.1961г.
    11. Субботина Л, Ю, Развитие воображения у детей, Ярославль, Академия развития,1996г.

    Основные термины (генерируются автоматически): воображение, развитие воображения, детское воображение, дошкольный возраст, процесс воображения, игра детей, образное мышление, психический процесс, развитие речи, развитие фантазии.

    Важность воображения для развития ребенка – Teetot & Co., Inc.

    Воображение ребенка сильное и волшебное. Используя свое воображение, дети могут посмотреть на упавшую ветку и увидеть меч, который поможет им победить дракона. Они могут притворяться, что найденный ими камень на самом деле является драгоценным камнем с невероятной силой, которую ищут во всем мире. Во время длительных автомобильных поездок они могут представить себе головокружительные автомобильные погони по стране или глубоководные погружения на подводной лодке. Возможности безграничны.

    Нет ничего важнее для развития ребенка, чем здоровое воображение. Они обладают свободой создавать миры внутри своей головы вместе с ее обитателями. Используя силу воображения, они могут стать кем-то другим, научиться быть независимыми, сталкиваться с трудностями и преодолевать их и многое другое.

    Почему важно воображение?

    Воображение ребенка является важным инструментом по мере того, как он растет и развивается его мозг. Вот несколько причин, почему это важная часть развития и может помочь вашему ребенку стать динамичным взрослым.

    • Способствует творческому процессу — Поощрение воображения вашего ребенка дает ему возможность выразить себя и овладеть собственным творчеством. Творчество помогает вашему ребенку мыслить нестандартно, находить решения проблем, с которыми он сталкивается, а также учиться проводить мозговой штурм.
    • Развитие социальных навыков — Творческая игра позволяет вашему ребенку играть и экспериментировать с ролями, которые существуют в реальной жизни. Это помогает им понять важные жизненные навыки, которые могут помочь им взаимодействовать со своими сверстниками. Дети, которые участвуют в творческой игре с друзьями, учатся понимать социальные отношения, общаться, идти на компромисс и сотрудничать.
    • Страхи лица — Детские страхи часто бывают такими, как монстр под кроватью или в шкафу, или призраки, прячущиеся за занавесками. В то время как их чрезмерно активное воображение может взять над ними верх в этих случаях, это также может дать им возможность разыграть ролевую игру и столкнуться со своими самыми большими страхами. Он учит их, как контролировать свое воображение, когда оно начинает разыгрываться, чтобы им не было так страшно.

    Помогите развить их воображение

    Как родитель или опекун, вы хотите для своего ребенка самого лучшего. Вы хотите, чтобы они процветали и становились лучшими, какими они могут быть. Один из самых простых способов сделать это — помочь развить их воображение. Начните с работы с ребенком над занятиями, которые могут создать часы творческой игры.

    Teetot предлагает широкий выбор хорошо сшитых костюмов, которые идеально подходят для игр вашего ребенка. Наши костюмы помогут усилить их воображение и вызвать чувство радости и удивления, когда они играют в одиночку или с друзьями. Ознакомьтесь с нашим широким выбором костюмов для переодеваний и помогите их фантазиям воплотиться в жизнь! Свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать больше.



    ← Предыдущее сообщение Новая запись →

    Советы по развитию воображения ребенка

    Предоставлено: iStock. com/wundervisuals

    Удивитесь ли вы, узнав, что развитие воображения и творческого мышления вашего ребенка, скорее всего, окажет большее влияние на его будущее обучение, чем знание букв и фигур до школы? Это также очень весело.

    Маленькие дети, как правило, любопытны, обладают богатым воображением и огромными творческими способностями. Это ценные качества, которые поддерживают обучение в школе и на протяжении всей жизни, и их следует развивать с раннего возраста.

    За последнее десятилетие, по-видимому, усилилось давление на детей, чтобы они формировали формальную грамотность и математические знания на более раннем этапе, например, чтобы выучить буквы и звуки, цвета и формы, факты и цифры.

    Подруга рассказала мне, что присутствовала на собеседовании с учителем подготовительной школы своего сына и получила в подарок ламинированный лист с алфавитом, чтобы помочь в обучении дома во время рождественских каникул.

    Точно так же некоторые центры используют буквенные и звуковые программы, предназначенные для использования в школах с детьми в возрасте от трех лет. Хотя цель состоит в том, чтобы поддержать обучение и успешный переход в школу, данные свидетельствуют о том, что узкий акцент на обучении таким навыкам слишком рано — не лучший подход.

    Почему воображение играет важную роль в развитии ребенка?

    Воображение способствует обучению и приобретению знаний. Это делается двумя способами. Дети используют свое воображение в игре, чтобы вернуться к прежним знаниям и опыту (например, день на пляже, посещение родственника в больнице). Это, в свою очередь, расширяет их знания и понимание этих переживаний. Однако дело не только в изучении того, что уже известно.

    Важно отметить, что дети используют свое воображение, чтобы исследовать новые знания и идеи, например, повторение дня на пляже может привести к воображению жизни под водой. Когда игра затрагивает воображение других детей и взрослых, возможности для исследования и обучения безграничны.

    Связь между детским воображением, знаниями и обучением известна давно. Знаменитый русский психолог Лев Выготский оказал значительное влияние на дошкольное образование в Австралии и во всем мире.

    Выготский особенно интересовался воображением и творчеством в обучении. Он различал два типа мозговой деятельности: способность хранить и воспроизводить имеющиеся знания; и способность объединять имеющиеся знания и опыт для создания новых идей и возможностей.

    Признавая, что оба они способствуют обучению, он утверждал, что развитие у детей воображения, творческого мышления и способности генерировать новые знания и идеи имеет решающее значение в современном обществе.

    Воображение и творческое мышление в учебной программе

    Опираясь на работы Выготского и других, Австралийская программа обучения детей младшего возраста требует, чтобы педагоги работали с детьми и семьями, чтобы поддерживать развитие таких склонностей к обучению на протяжении всей жизни, как любознательность, творчество и воображение.

    Поддержка творческих игр и другого творческого опыта признается возможностью для детей:

    • изучать новые идеи
    • практика решения проблем
    • планирование и тестирование идей и решений
    • учиться методом проб и ошибок
    • пойти на просчитанный риск; и
    • научиться принимать неудачу и попробовать еще раз.

    Основанная на программе Early Years Learning Framework , австралийская школьная программа уделяет особое внимание обучению детей творческому мышлению. Это определяется следующим образом:

    «Креативное мышление предполагает, что учащиеся учатся генерировать и применять новые идеи в определенных контекстах, по-новому смотреть на существующие ситуации, находить альтернативные объяснения и видеть или создавать новые связи, которые приводят к положительному результату». (Австралийская учебная программа, 2019 г.)

    Выготский был бы доволен. В дошкольном образовании и школе в настоящее время большое внимание уделяется поощрению детского воображения и развитию его способности мыслить гибко и творчески, вводить новшества и решать проблемы.

    С самого раннего возраста у большинства детей развито воображение и творческие способности. Однако, как и все области обучения и развития, они обогащаются практикой и опытом. Некоторым детям может понадобиться немного больше помощи для развития навыков творческого мышления.

    Что важнее в ранние годы: Знания или воображение и творческое мышление?

    Альберта Эйнштейна часто цитируют: «Воображение важнее знаний». Его аргументация заключалась в том, что знание ограничено тем, что мы в настоящее время знаем и понимаем. Напротив, воображение позволяет нам исследовать и создавать новые знания и понимание.

    Как педагог я не верю, что это «или-или». Мы хотим, чтобы дети узнали то, что мы считаем важным знать. Знания, которые мы считаем важными, идентифицируются в Программа обучения дошкольников и Австралийская школьная программа . Однако, признавая, что знания непостоянны, нам также нужно, чтобы дети были гибкими, обладали воображением и творчески мыслили.

    Лучше всего то, что воображение обеспечивает основу для обоих. Поощрение вашего ребенка к использованию своего воображения способствует приобретению им знаний и способности к творческому мышлению и готовит его к успеху в школе и жизни.

    Способы развития воображения вашего ребенка в домашних условиях

    Вот несколько способов, которыми вы можете помочь своему ребенку задействовать свое воображение и поддержать его в творческом мышлении.

    • Помогите ребенку активизировать воображение. Покажите ребенку, что вы цените его воображение. Поощряйте их использовать свое воображение в игре и говорите с ними об их мыслях и идеях. Если ваш ребенок младше, вы можете описать то, что видите, и отреагировать на его игру (например, «О, ты сделал мобильный телефон. Возможно, ты звонишь мне. «Привет»»).
    • Задавайте вдумчивые вопросы. Речь идет о воображении вашего ребенка, поэтому позвольте ему думать и играть. Тем не менее, время от времени задавая вдумчивые вопросы, вы можете поддержать творческое мышление. Австралийский педагог Сэнди Хоуэн пропагандирует использование вопросов «Интересно», которые позволяют детям делиться своими знаниями и идеями. Например, «Интересно, из чего вы собираетесь построить ракету?», «Интересно, что произойдет, если….?». Однако будьте осторожны, чтобы не увлечься вопросами. Творческим мыслителям нужно время, чтобы разобраться в себе.
    • Уделите время творческому мышлению и поиграйте .

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *