Способы самопознания и саморазвития: Способы и средства самопознания

Способы и средства самопознания

Обратимся теперь к самому процессу самопознания как последовательной смене действий, позволяющей достичь целей самопознания. Постараемся ответить на вопрос: какие средства можно использовать в ходе организации самопознания?

К наиболее распространенным способам самопознания относятся следующие: самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некоторой «меркой», моделирование собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике.

Самонаблюдение. Это способ самопознания путем наблюдения за собой, своим поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Человечество давно знакомо с самонаблюдением, которое одно время выступало как основной метод психологии и называлось «интроспекцией» (заглядывание внутрь), а сама психология получила название «интроспективной». В последующем от этого метода отказались как от основного, поскольку он очень субъективен и не дает точной картины психики человека, но как способ самопознания он имеет огромное значение.

Самонаблюдение бывает попутным малоосознанным и целенаправленным. Как попутное малоосознанное самонаблюдение осуществляется постоянно и тождественно функционированию нашего сознания. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы одновременно наблюдаем за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение выходит за рамки норматива, установленного другими или нами самими, мы вносим в него коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются анализу.

Целенаправленное самонаблюдение имеет место тогда, когда мы ставим цель обнаружить и зафиксировать в себе проявление того или иного качества, свойства личности, поведенческой характеристики. Для этого нередко человек намеренно ставит себя в соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя над собой своеобразный эксперимент. Хорошие возможности для такого экспериментирования создают специально организованные психологические тренинги, позволяющие обнаружить и зафиксировать в себе определенные свойства и качества.

Из сказанного понятно, что и попутное, и целенаправленное самонаблюдение дают возможность обнаружить и зафиксировать свойства личности, черты характера, особенности общения и многое другое.

Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу (расчленению, расщеплению), в ходе которого черта личности или поведенческая характеристика расчленяется на составляющие части, устанавливаются причинно-следственные связи, идет процесс размышления о себе, о данном конкретном качестве.

Пример. Вы установили или обнаружили путем самонаблюдения и фиксации неприятных эмоций, что застенчивы. Путем самоанализа уточняем, действительно ли это так, т.е. каковы признаки застенчивости. Вы можете себе сказать: «Я стесняюсь, я краснею (или бледнею), не могу внятно ответить на поставленные вопросы». Но если остановиться только на этом, то вас могут захлестнуть неприятные чувства и переживания, может возникнуть комплекс неполноценности.

Однако это только первичный самоанализ. Далее, размышляя об этом, можно поставить вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими и родными людьми? — Нет. Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? — Нет. А в общении с незнакомыми людьми? — Да. Со всеми ли? — Нет, только с представителями противоположного пола. Таким образом, выясняется, что вы застенчивы, но не вообще, а с представителями противоположного пола. Чем это вызвано? Можно додумать, что это или стремление понравиться, или незнание, как себя вести в разных ситуациях, или неуверенность, проявляющаяся в общении с чужими людьми противоположного пола, которая возникла еще в детстве в результате насмешек и иронии по поводу вас. Вот мы и подходим к гипотетической истине в нашем гипотетическом примере. Оказывается, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаенная обида, пережитая в детстве, как результат насмешек над ним.

Как видим, приведенный здесь алгоритм самоанализа довольно прост, он лишь требует внимания к себе, некоторого времени и умения правильно задать себе вопросы и, привлекая жизненные факты, правильно на них ответить.

Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» — это условные понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент самопознания. Такое сравнение осуществляется шкалой, полярными полюсами которой являются противоположности, например: умный —глупый, добрый —злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый—ленивый. И мы обязательно в этой шкале находим себе место.

Пример. Вы говорите: «Я достаточно умный, но не очень обязательный, очень добрый человек, но иногда неуверенный в себе». Такие мерки формируются в вас на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на основе постоянного сравнения себя с другими людьми или с общепризнанными нормативами. Мерки бывают разные: в виде шкалы, как в данном случае, или в виде рангов, когда вы ранжируете людей по степени выраженности того или иного качества, находя в этом ряду место и себе, например: вы можете выделить в себе сильные качества, которые дают вам силы жить, трудиться, взаимодействовать с другими людьми, и слабые качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные эмоции.

Однако в любом случае, сравнивая себя с некоторым «эталоном», мы даем себе самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это в конечном итоге приближает нас к познанию и построению Я-концепции.

Моделирование собственной личности относится уже к довольно специальным методам самопознания, и лучше всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но, к сожалению, общение с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы самомоделирования можно использовать и самостоятельно. Моделирование — это отображение отдельных свойств и характеристик в символах, знаках, объектах реальных процессов (в данном случае своей личности, своих отношений с другими).

Простейшим приемом моделирования является, например, рисование себя: «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как учащийся» и многое другое. Рисунок облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что я могу и т. д. Эффектным является и такой прием, когда символами (например, кружочками) обозначаются Я и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.

д. Так можно обозначить и качества собственной личности: какие-то из них расположить в центре, какие-то — на периферии, сгруппировав их по степени близости друг к другу (одни — помогают жить, строить отношения с окружением, другие — мешают, делают личность слабой). После этого аналогичным образом проводится анализ, идет процесс размышления над собой, своим поведением и поступками. Практика показывает, что такие приемы значительно облегчают процесс самопознания, так как дают возможность вынести свой внутренний мир вовне, смотреть на него как бы со стороны.

Возможны и более сложные способы моделирования как структуры своей личности, так и своих отношений, например, с помощью ролевых игр и психодрамы, но эти способы требуют включения других людей и могут быть реализованы только под руководством опытного психолога.

Осознание противоположностей относится к способам, которые применяются на более поздних этапах процесса самопознания, когда та или иная личностная характеристика уже выделена, проанализирована, оценена и дает возможность безболезненно осуществить акты самопринятия. Суть заключается в том, что наша личность в целом, ее отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Поэтому самопознание будет неполным, если мы фиксируемся только на одной стороне, воспринимая ее или как безусловно позитивную, или как безусловно негативную.

Пример. Ответственность — это сильное качество. Нередко мы говорим о необходимости воспитания ответственности, желаем, чтобы люди проявляли это качество. Но высокий уровень ответственности или сверхответственности мешает человеку, вызывает отрицательные переживания, так как быть ответственным везде и во всех ситуациях невозможно. Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным характеристикам, — агрессивность. Во многих культурах и обществах агрессивность не поощряется в силу своей разрушительности и рассматривается как показатель слабости личности, ее незрелости, как неумение держать себя в руках, как отсутствие выдержки и самообладания. Но агрессивность — это одновременно и способность «выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса, очищения.

Поэтому речь в плане воспитания и самовоспитания пойдет не о том, чтобы человек вообще не проявлял агрессивности, а об овладении приемлемыми способами ее выражения, например, важно научиться переводить деструктивную агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями, не приносящими вреда другим людям, животным, вещам, а также способами сдерживания, самообладания, терпения, терпимости и т.д.

Обычно человек, обнаружив и даже проанализировав то или иное качество, испытывает чувство удовлетворенности, если оно положительное и отвечает его потребности быть на уровне своих притязаний, или неудовлетворенности, если это качество относится к категории отрицательных, слабых. Такой подход является однобоким. Важно в позитивном (положительном) сильном качестве найти слабые стороны, а в отрицательном — положительные и сильные стороны. Именно такая внутренняя работа нередко позволяет провести переформулирование, замену качеств, в результате чего свойство принимается как собственное достояние, а его отрицательные последствия сводятся к минимуму. Разберем это положение на примере застенчивости.

Пример. Некоторые воспринимают застенчивость у себя как отрицательное качество, которое мешает в общении с другими людьми, и могут этот факт переживать очень сильно. Переживания, в свою очередь, усиливают подозрительность по отношению к окружающим. Подозрительность усиливает застенчивость. Круг замыкается. Застенчивость не принимается, с ней начинают бороться. Борьба на деле сводится только к усилению переживаний. Однако достаточно в застенчивости выделить сильную позитивную сторону, как она может быть безболезненно принята. Такой сильной стороной может быть, например, чувствительность к отношению людей, что выступает показателем тонкой душевной организации и внутреннего мира. Принять в себе чувствительность, тонкую душевную организацию легче, чем застенчивость, хотя по большому счету (за исключением нюансов) это одно и то же.

В целом необходимо заметить, что самопринятие — важный момент заключительной части самопознания, оно же является и отправной точкой для самосовершенствования, саморазвития, выступая одновременно и как этап самопознания, и как способ достижения единства и гармоничности личности, и как механизм саморазвития.

Самым широким и доступным способом самопознания является познание других людей. Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, мы переносим эти характеристики, нередко бессознательно, на самих себя, сравнивая себя с другими. Такое сравнение дает возможность выделить общее и особенное, понять свое отличие от других и то, в чем конкретно оно заключается.

Обратимся к средствам самопознания.
Одним из распространенных средств самопознания является самоотчет, который может осуществляться в разных формах. Устный самоотчет может проводиться в конце недели, месяца и т.д. Здесь важно воспроизвести события дня или недели: проанализировать свое поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и негативы; причины, которые побудили поступать так или иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе качества и черты личности, проявившиеся в «отчетном» периоде.

Другой формой самоотчета является ведение дневника. Преимущества этой формы несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда человек записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда надо выразить в словесной форме различные переживания, в результате чего происходит процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет зафиксировать в письменной форме самое уникальное, что у нас есть, — свой жизненный опыт, который выступает в качестве важного результата нашей жизни и учения. В-третьих, в дневнике можно описывать свое прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник позволяет давать себе самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.

Следующими средствами самопознания являются просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, — непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают такие вопросы, к решению которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, постарайтесь задать себе ряд вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания.

И, пожалуй, самые широкие возможности для самопознания предоставляет изучение психологии, в частности таких ее разделов, как психология личности, групп; социальная психология; психология познавательной деятельности. В настоящее время во многих средних и высших учебных заведениях психология стала обязательным предметом, что, несомненно, является положительным фактором. В связи с этим значительно увеличился объем популярной психологической литературы, где можно почерпнуть массу полезных сведений, повысить свою психологическую грамотность, расширить сферу самопознания.

Полезно использовать психологические тестирования, но надо иметь в виду, что лучше пользоваться серьезными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если есть возможность, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом. К развлекательным тестам надо и относиться соответственно, не принимая их всерьез.

К специальным средствам самопознания следует отнести различные современные формы работы психолога. В ходе индивидуального консультирования психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел внутренние ресурсы для их разрешения, осуществил акты самопознания. Хорошие результаты дает и работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится таким образом, что группа, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается каждый ее участник, интенсифицирует процессы познания других и себя. Непременным условием взаимодействия группы и психолога является создаваемая руководителем атмосфера доверия и взаимопринятия. В психологии существует большое количество разного рода психотерапевтических методов и приемов, которые позволяют личности не только более глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения различных жизненных проблем и трудностей.

2 упражнения, 4 инструмента и 6 методов самопознания [полезные ссылки внутри] — Офтоп на vc.ru

Почему самопознание важно?

23 395 просмотров

Самопознание и самооценка своей личности – важнейшая часть саморазвития. Прежде всего это не самокопание и не чрезмерная поглощенность собой, а реалистичная оценка составляющих вашего «я» :

  • способностей;
  • недостатков;
  • достижений;
  • ошибок;
  • мотивации;
  • предпочтений;
  • жизненной позиции;
  • влияния на окружающих;
  • пробелов в знаниях.

В свою очередь, трезво осознавая, кто вы есть и какое влияние оказываете на других, вы станете более открытым, эмпатичным, начнете взаимодействовать с людьми, не поступаясь жизненными принципами. Самопознание предполагает не что иное, как раскрытие вашего потенциала.Успех достигается не исправлением своих недостатков, а фокусировкой на сильных сторонах. Но как это можно сделать не зная, какие твои сильные стороны? Для этого существует ряд инструментов самоанализа.

Упражнения самоанализа

Упражнение 1.1: самопознание

  • Заведите дневник и отмечайте в нем мотивы принятия тех или иных ключевых решений. Периодически возвращайтесь к записям, чтобы проанализировать эти решения / действия и их последствия. Правильными ли были ваши предположения? Не требует ли подход дополнительной корректировки?
  • Фиксируйте мысли и чувства относительно тех или иных ситуаций и людей. Вам будет легче понять свои эмоции. Почему конкретный человек вызывает у вас раздражение? Почему вы всегда взрываетесь в какой-то ситуации? Есть ли в вашем поведении повторяющиеся сценарии? С этой информацией вы«перепрограммируете» мозг на более продуктивную реакцию в следующий раз.

Упражнение 1.2: эмоциональный интеллект

Чтобы определить свой эмоциональный интеллект, попробуйте ответить наследующие вопросы:

  • Насколько хорошо вы контролируете себя?
  • Понимаете ли вы свои эмоции?
  • Можете ли вы концентрировать внимание и не отвлекаться?
  • Умеете ли вы адаптироваться?
  • Насколько хорошо вы знаете свои сильные и слабые стороны?
  • Осознаете ли вы, когда эмоции мешают или, наоборот, помогают вам мыслить?
  • Способны ли вы контролировать свою реакцию на события?
  • Сохраняете ли вы оптимизм, когда другие теряют надежду?
  • Насколько эффективно вы выстраиваете отношения?
  • Знаете ли вы, как ладить с людьми?
  • Даете ли обратную связь, наставляете, консультируете?
  • Понимаете ли вы эмоции и настроение окружающих?
  • Вызываете ли вы доверие у людей?
  • Понятно ли ваше видение другим людям?
  • Выстраиваете ли вы близкие взаимоотношения?
  • Вы командный игрок?

Перечисленные вопросы не являются полноценным анализом EQ – скорее они призваны побудить вас к самоанализу. Тем, кто хотел бы провести полную оценку своего EQ, рекомендую следующие научно обоснованные, надежные инструменты:

  • Тест эмоционального интеллекта Мейера – Сэловея – Карузо.
  • Опросник на эмоциональную и социальную компетентность (ESCI)36.
  • Карта эмоционального интеллекта Essi System37.

Инструменты самопознания личности

Инструмент 1: StrengthsFinder 2.0 (платный)

StrengthsFinder 2.0, разработанный Институтом Гэллапа, помогает выделить пятьосновных талантов. По определению, таланты – это повторяющиеся паттерны мышления,чувств и поведения, которым можно найти продуктивное применение 38. Наши талантыпомогают нам понять, кто мы такие. Они:

  • характеризуют нас;
  • влияют на наш выбор;
  • направляют наши действия;
  • объясняют, почему одно удается нам лучше, чем другое;
  • помогают отфильтровывать работу;
  • несут в себе колоссальный потенциал.

Подробнее см. www.strengthsfinder.com

Инструмент 2: «Ценности в действии» (VIA) (бесплатно)

Еще один интересный бесплатный онлайн-инструмент называется «Ценности вдействии» (www.viacharacter.org). Он акцентирует внимание на уникальных преимуществах(в отличие от навыков и интересов), ключевых характеристиках личности, которыестимулируют вовлеченность и формируют ваше мышление, чувства и поведение.

Вот мои топ 5 характеристик (всего их 24):

  • Любопытство (любознательность)Интерес и стремление к новизне, открытость к новому опыту. Интерес как самоценность, которая проходит через весь опыт; способность увлекаться явлениями, темами и предметами, интерес к наблюдению и исследованию.
  • Честность (искренность, целостность)Привычка говорить правду в широком смысле – как способность выражать себя и действовать искренне и естественно; не строить из себя кого-то, кем ты не являешься; брать ответственность за свои чувства и поступки.
  • Любовь к учению. Постижениие новых умений, тем и сфер знаний как самостоятельно, так и в учебном заведении. Эта черта связана с любознательностью, но выходит за ее рамки.Стремление к систематическому приумножению знаний.
  • БеспристрастностьСпособность одинаково относиться к людям в соответствии с общечеловеческими представлениями о честности и справедливости; не позволять личным чувствам формировать предвзятое отношение к другим; предоставлять каждому равные,справедливые шансы.
  • Оптимизм (надежда, ориентация на будущее)Ожидание лучшего от будущего и готовность работать для достижения высокой цели; вера в то, что достичь успеха можно благодаря собственным усилиям.

Инструмент 3: индикатор типов личности по методике Майерс – Бриггс

Он применяется в компаниях по всему миру и оценивает поведенческие склонности по четырем областям:

  • Экстраверсия или интроверсия (E или I): как вы даете / получаете энергию или фокусируете свое внимание. Вам комфортнее находиться среди людей или в одиночестве?
  • Здравый смысл или интуиция (S или N): как вы предпочитаете собирать /использовать информацию. Полагаетесь ли вы на свои пять органов чувств или в основном прислушиваетесь к интуиции?
  • Мышление или чувства (T или F): как вы принимаете решения (головой или сердцем). Вы больше полагаетесь на логику или на чувства (ваши или других людей) в процессе принятия решений?
  • Суждение или восприятие (J или P): как вы руководите своей жизнью и общаетесь с окружающим миром. Вы хорошо организованный человек и любите все планировать? Или вам нравится быть гибким и открытым самым разным вариантам?

После тестирования ваши основные предпочтения будут суммированы, и вы получите персональный тип личности в виде причудливого акронима из четырех букв, например ENTPили ISFJ39. Каждый тип имеет свои сильные и слабые стороны. Их внимательное изучение позволит вам понять, что помешает продуктивности, а что усилит ее. Нашел неплохой тест здесь и здесь. И еще можете пройти один ниже. Советую пройти все три, потому что результаты получились разные, но отличая лишь в одной букве, соединив можно увидеть свой результат.

Инструмент 4: модель DISC

Модель DISC – еще одна система личностного профиля, которая стремительно набирает популярность. Она оценивает людей по четырем поведенческим стилям:доминирование (Dominance), влияние (Influence), стабильность (Steadiness) и осознанность(Conscientiousness).

Прошел тест здесь. Расшифровал результат с помощью этого файла.Есть много платных и очень полезных материалов на английском здесь.

Методы самопознания

Поговорите с собой

Посмотрите на себя со стороны. Как вы считаете, какие у вас есть таланты? В чем вы хороши? Что вам дается не очень?

Обратная связь “360-градусов”

Обратная связь «360 градусов» — формальный процесс оценки навыков и поведения с помощью различных источников — ваших коллег, начальства, подчиненных, поставщиков и клиентов. Для получения детальной картины целесообразно привлечь респондентов вне работы, например друзей и родственников. За счет огромного количества разносторонней информации этот метод может стать самым конструктивным инструментом лидерского развития.С его помощью легко определить области, в которых, по мнению окружающих, у вас больше всего преимуществ, а также слабые стороны.

Вот вопросы которые стоит задавать людям:

  • Какими преимуществами я обладаю, на ваш взгляд?
  • Какими из них, на ваш взгляд, я пользуюсь максимально эффективно? (По возможностиприведите в пример конкретные ситуации.)
  • Какие свои ключевые таланты я мог бы использовать активнее?
  • Есть ли у меня какие-либо серьезные слабости, которые угрожают производительности?(По возможности назовите их.) Как, по-вашему, я могу это исправить?
  • Как я мог бы, на ваш взгляд, с максимальной пользой применить свои таланты?
  • Не слишком ли я активно или неподходящим образом проявляю некоторые способности,так, что оказываю негативное воздействие? Что бы вы могли мне посоветовать в связи с этим?

Загляните в прошлое

Детские воспоминания

Что у вас получалось лучше всего, когда вы были ребенком и подростком (а может, и сейчас получается)? Какие навыки передали вам родители, тренеры, педагоги? Перечислите, какими хобби вы увлекались. Возможно, в старших классах вы получали удовольствие от проведения научных экспериментов или зачитывались классической литературой, с нетерпением ждали занятий в спортивной секции или пели в хоре.

Работа и успехи

  • Приходят ли вам на ум конкретные ситуации на работе, когда вы добивались того, чем можно гордиться?
  • В каком роде деятельности и при выполнении каких обязанностей вы демонстрировали высокие результаты?
  • За какие конкретные задачи вы получили признание или вознаграждение?
  • Какой связанный с работой опыт или какие внешние факторы повлияли на развитие ваших способностей?
  • Какие навыки вы освоили легко и быстро?
  • К каким задачам вас привлекали или вы сами вызывались выполнить их?

Отметьте, какие навыки вы использовали и что сделали, чтобы добиться блестящих результатов. Сфокусируйтесь на своих талантах.

Ошибки и неудачи

Вспомните, когда вы потерпели крах, — например, проект, в котором вы участвовали,провалился. Подумайте, что вы могли сделать лучше. Возможно, вы переусердствовали и зашли слишком далеко? Или это ваша слабая сторона? Какие уроки вы усвоили? Важно вытащить из глубин памяти проблематичные задачи, чтобы понять, как лучше реагировать на схожие ситуации в будущем.

Ваши увлечения и удовольствия

  • Какая работа заряжает вас энергией?
  • Чему вы любите учиться?
  • Какие дела даются вам легко и доставляют удовольствие?
  • Когда вам кажется, что время пролетает незаметно?
  • Как выглядит ваш идеальный рабочий день?
  • Какими делами вам не терпится заняться?
  • Какие у вас хобби или любимые проекты?
  • Решение каких задач вызывает чувство удовлетворения?
  • За какими делами вы чувствуете себя самим собой?
  • Когда вы чувствуете себя особенно счастливым на работе?

Ваши антипатии и тревоги

  • Какие задания вызывают у вас ужас?
  • Какую работу вы выполняете плохо?
  • Какие задания истощают силы?
  • Какие задания всегда давались вам тяжело и не становятся легче с годами?
  • Что вы откладываете на потом?
  • Какие дела вызывают у вас тревогу?
  • Что заставляет чувствовать себя ущербным, неадекватным?

После того, как соберете данные – отобразите их в такой диаграмме для удобного анализа:

Каждый из приведенных здесь методов, инструментов и техник раскрывает вас с разных сторон. Рекомендуется использовать все, чтобы “прочно стоять на ногах”.

Не забудьте отправить друзьями коллегам 😉

Текст написан по книге “Вдохновляющий лидер” Ян Мульфейт и Мелина Кости.

Личное развитие начинается с самосознания

Отправной точкой личного развития является самосознание. В этом блоге будут указаны его преимущества и некоторые практические способы, которые вы могли бы использовать для развития своего.

Если вы хотите внести изменения и улучшения в свою жизнь, лучше всего начать с самосознания.

Вам нужно знать, где вы сейчас находитесь, чтобы знать, какую работу нужно выполнить.

Но что такое самосознание, почему оно так важно и что вы можете сделать для его развития?

Что такое самосознание?

В двух словах, самосознание — это знание того, кто вы на самом деле как личность.

Но подождите, очевидно, вы знаете, кто вы, никто не знает вас лучше, чем вы сами! Верно?

Реальность такова, что мы часто не можем ясно увидеть и понять мотивы наших действий или настоящие причины определенных эмоций.

Большинство людей проводят большую часть своей жизни, реагируя, позволяя своим эмоциям и инстинктам руководить ими без особых критических размышлений.

Но психологическая теория самосознания предполагает, что мы не являемся суммой наших эмоций, реакций и гормонов, хотя эти элементы имеют на нас большое влияние. Скорее, мы являемся уровнем сознания, которое наблюдает за этими вещами.

Теория также предполагает, что, когда у нас есть уровень самосознания, который позволяет нам ясно наблюдать и определять наши эмоциональные и инстинктивные реакции, у нас есть способность контролировать их. И таким образом мы переходим от постоянного реагирования на жизнь к активному планированию и формированию своей жизни.

Самосознание — это способность по-настоящему понять себя посредством самоанализа и самоанализа \ Источник изображения

По мере того, как мы становимся более самосознательными, мы лучше понимаем: 

  • Наши сильные и слабые стороны — то, что дается нам легко, и то, что другим может показаться простым, но нам кажется трудным;
  • Наши ценности — что мы считаем правильным и неправильным;
  • Наши водители — то, что нас мотивирует;
  • Наши привычки — то, что мы делаем инстинктивно, не задумываясь;
  • O наши эмоциональные триггеры — то, что вызывает у нас сильные эмоции.

Подробнее : 3 привычки, необходимые для достижения успеха на работе

Почему самосознание имеет значение для развития личности?

Представьте, что ваша работа заключается в улучшении существующего продукта. Может быть, вы создаете Netflix 2.0 или идеальный гамбургер.

Первое, что вы хотели бы сделать, это понять существующий продукт. Что в нем, что заставляет его тикать, что делает его тем, чем оно является? Что хорошего в продукте и что можно улучшить? Что людям нравится в нем, а что не так популярно?

Только помня об этом, вы начнете разрабатывать новую улучшенную версию продукта.

То же самое касается и вас. Если вы хотите внести изменения и развить себя лично, вам нужно начать с четкого видения того, кто вы есть.

  • Какие слабости вас сдерживают?
  • Каковы сильные стороны , которые вы могли бы использовать больше?
  • Какие привычки загоняют вас в циклы неверных решений?
  • Что на самом деле мотивирует и движет вами?

Только когда у вас есть четкое представление о себе, вы можете определить истинные причины проблем и начать их решать.

Самосознание помогает вам иметь ясное представление о себе \ Иллюстрация Марк Конлан  

Подробнее : 7 значимых целей в жизни

Другие преимущества самосознания Способность расти и развиваться, самосознание дает много общих преимуществ для вашего мышления, вашей самооценки и вашего взгляда на жизнь.


  • Поощряет позитивный взгляд на мир;
  • Способствует развитию мышления, которое помогает вам поверить в свою способность расти и меняться;
  • Это повышает нашу уверенность в себе и нашу веру в нашу самооценку;
  • Помогает нам смотреть на вещи с точки зрения других людей и, следовательно, лучше понимать мир;
  • Это помогает нам лучше справляться со стрессом и эмоциями, что также позволяет нам принимать более обоснованные решения.

Как повысить уровень самосознания

Лучший способ повысить уровень самосознания — проводить время с самим собой. Опять же, вы можете сказать: «Но разве я не делаю этого 24 часа в сутки», но обычно ответ — нет. Мы так отвлекаемся на то, что делаем, и на наши поверхностные мысли, что часто не добираемся до настоящего вас. Развитие самосознания требует самоанализа и самоанализа.

Итак, что вы можете сделать?

Создайте свободное от отвлекающих факторов время

Самоанализ требует времени и пространства. У вас действительно не будет времени подумать о себе, если вас будут отвлекать члены семьи, которые нуждаются в вещах, рабочие сроки, которые все еще не соблюдены, или сколько лайков получил ваш последний пост в Instagram.

Вам нужно найти время и место, где вас не отвлекают люди и ваш мобильный телефон, и когда вы позволяете себе забыть о важных электронных письмах или семейных кризисах. Они все еще будут там позже, но вы можете быть лучше подготовлены, чтобы справиться с ними.

Выделите время и пространство для размышлений \  Источник изображения

Если вам трудно подавить рабочий стресс в конце дня, прочитайте: Три способа постановки целей помогут вам достичь баланса между работой и личной жизнью .

Практика медитации

Может быть достаточно находиться в зоне, свободной от отвлекающих факторов, чтобы начать заниматься самосознанием, но вы можете усилить этот опыт, медитируя.

Хотя есть много разных способов медитировать, по своей сути медитация — это поиск состояния самосознания.

Новички в медитации часто думают, что их цель — очистить голову от всех мыслей. Но это не так, потому что это невозможно. Что вы на самом деле хотите сделать во время медитации, так это позволить этим мыслям бурлить, но признать их относительно незначительными, реакционными биологическими функциями, которыми они являются, и отложить их в сторону.

Таким образом, во время медитации вы перестаете быть своим реакционным я и обитаете в своем самоосознающем я. Чем больше вы делаете это во время медитации, тем легче вам будет делать это в другое время.

Практика медитации осознанности \ Источник изображения

Если вам сложно медитировать сидя и вы постоянно отвлекаетесь, попробуйте заняться йогой. Идея йоги также состоит в том, чтобы достичь этого самосознания, но посредством движения.

Если вам нужна помощь в начале, прочтите: Как медитировать для получения благодарности.

Ведение дневника

Альтернативой медитации может быть ведение дневника, который в основном представляет собой способ поговорить с самим собой. Это позволяет вам записывать, что с вами произошло и как вы отреагировали, а затем проанализировать, почему это произошло, более спокойно «постфактум».

Процесс записи также помогает нам быть более критичными в своем мышлении, поскольку нас учат думать, прежде чем писать, гораздо больше, чем нас учат думать, прежде чем говорить. Таким образом, сам акт письма может помочь нам перейти к более осознанному мышлению.

Записывайте свои мысли и чувства \ Источник изображения

Чтобы узнать, с чего начать, читайте: Как начать вести дневник в 2020 году .

Запросить отзыв

Если вы действительно изо всех сил пытаетесь определить свои мотивы, движущие силы и болевые точки или чувствуете, что ваше представление о себе сильно отличается от того, как вас видят другие люди, вы можете попросить других дать обратную связь. Спросите людей, которых вы знаете и которым доверяете, каковы, по их мнению, ваши сильные и слабые стороны, и почему они думают, что вы ведете себя так, а не иначе.

Хотя вам всегда следует спрашивать кого-то, кто находится рядом с вами и хорошо вас знает, конечно, у них никогда не будет столько информации о вас, сколько у вас, чтобы составить полное суждение. Но они находятся на большем расстоянии от ваших проблем и мотивов, поэтому иногда могут видеть их более ясно.

Вы не должны всегда считать мнение других людей правильным. Но они могут предоставить вам альтернативную точку зрения, которая позволит вам увидеть себя по-другому. Это позволит вам заниматься более точным самоанализом.

Спросите отзывы у других, это поможет вам взглянуть на себя по-новому 

Начать работу

Найдется немного людей, которые не хотят вносить какие-либо изменения или улучшения в свою жизнь. Но многие люди не в состоянии сделать эти изменения. Одна из основных причин этого заключается в том, что они на самом деле не понимают, почему они ведут себя так, как делают, или почему они хотят того, что делают. Без этих знаний может быть очень сложно разработать цель, стратегию и мотивацию, которые работают.

Лучший способ преодолеть это препятствие — познать себя через самосознание. Если вы знаете, кто вы, понимаете, почему и видите, что заставляет вас работать, вы можете принимать более эффективные решения о том, как меняться и расти.

Личностный рост: самопознание и самоанализ

Личностный рост Тема интересна многим. Иногда мы чувствуем себя потерянными, и нам трудно развиваться или принимать решения. Обычно, когда это происходит, мы оглядываемся вокруг в поисках виноватых или мотивов в окружающей среде. Однако первое, что нам нужно прояснить, это то, что только у вас есть ответы на все ваши вопросы. Вот почему мы говорим о самопознание , термин, который уже является частью жаргона психологии .

Как следует из названия, самопознание — это способность познавать и узнавать себя как личность. Хотя на самом деле его значение намного глубже и обширнее, так как только благодаря этому самоанализу вы сможете достичь своих целей и сбалансировать в соответствии со своими ценностями, убеждениями, способностями и слабостями, что позволит вашей эволюции без фильтров; то есть вы сможете достичь своего личного развития. Это звучит очень хорошо, потому что, в конце концов, личный рост заключается в удовлетворении себя, и хотя это кажется легким, это не то, что большинство из нас, смертных, обычно применяют на практике. . На самом деле мы постоянно ищем одобрения других и основываем наш мир на поверхности, не останавливаясь, чтобы подумать о себе. Без предварительного рефлексивного разговора с нашим «внутренним я», без работы над самопониманием, самонаблюдением, самопринятием или самооценкой.

Ты знаешь, кто ты?

Начнем с того, что зададим себе этот вопрос. Вы знаете, кто вы на самом деле? Возможно, ваш ответ положительный, потому что, очевидно, мы все думаем, что знаем друг друга. Однако сотни сомнений ежедневно сотрясают нас, и иногда мы чувствуем себя опустошенными и с трудом находим смысл некоторых вещей, которые мы делаем, или при принятии решения. этого самоанализа и этой встречи с самим собой. Это отправная точка для повышения самооценки. Если вы хотите узнать, где сейчас ваша самооценка, этот тест самооценки может быть очень полезным.

Личностный рост: узнайте себя немного лучше

Остановитесь на мгновение и погрузитесь в свои воспоминания, ощущения, ценности и чувства, чтобы найти самые искренние ответы на эти вопросы:

  • Знаю ли я причины мое поведение и реакция?
  • Удовлетворен ли я своими социальными, семейными и эмоциональными отношениями? Почему?
  • Чего я боюсь? Сталкиваюсь ли я с ними или избегаю их?
  • Гибко ли я подхожу к поиску решений и альтернатив?
  • Каковы мои таланты и способности? Как насчет моих ограничений?
  • Что меня мотивирует в жизни?
  • Удовлетворяю ли я свои потребности? Как? Кто они такие?
  • Какие из моих убеждений помогают мне, а какие ограничивают?
  • Какие ситуации ранят меня? Какие вредны?

Ответ на каждый из вопросов должен быть откровенным, но самое главное, чтобы вы научились делать соответствующие шаги, сохраняя верность этой эмоциональной наготе и не пренебрегая каждым из них. Только так вы добьетесь личностного развития, а все остальное пойдет гладко. Однако, как только процесс начнется, возникнет еще много вопросов, поэтому помощь онлайн-терапевт является важной поддержкой в ​​самоанализе. По мере личного развития и самопознания также работает страх неудачи, потому что создается хорошее представление о себе.

Ключ к личному развитию

Этот объективный и критический поиск своего истинного «я» поднимет вас до состояния сознания, которое позволит вам полностью развиваться как личности. Таким образом, течет в полной гармонии, которая, несомненно, будет отражаться во всем, что вы можете себе представить. Не будем забывать, что, в конце концов, нужно смотреть внутрь, чтобы искать решения снаружи. Встреча с собой также является частью встречи с другими. Самопонимание помогает вам также сопереживать другим, потому что любовь к себе — это единственный способ любить своего ближнего. Кроме того, вы обретете индивидуальность и автономию, которые станут ключевыми инструментами для отказа от конформизма и реализации своих мечтаний, пока не достигнете своих целей.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *