Способы восприятия мира: Недопустимое название — Циклопедия
Способы восприятия внешнего мира
- Информация о материале
- Новости
- Просмотров: 7756
- Предыдущая статья Работа с людьми: Принцип ‘Винни-Пухи и Пятачки’
- Следующая статья Теория поколений
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения
В нейролингвистическом программировании (НЛП) есть понятие «репрезентативная система», означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира. Подробно мы здесь данную тему разбирать не будем, так как она является, строго говоря, слишком психологической для книги по менеджменту, однако в необходимом для понимания объеме пробежимся, чтобы учитывать в дальнейшем.
Человек в один и тот же момент достаточно ограничен в способах восприятия информации. Например, если вы читаете сложный текст в учебнике, одновременно слушаете, что вам рассказывает собеседник, и пытаетесь разглядеть прогноз погоды по телевизору, то, скорее всего, не получится ни первое, ни второе, ни третье. Или, к примеру, каждый из нас с вами попадал в ситуацию, когда за чтением интересной книги в общественном транспорте проезжаешь свою остановку; при этом лучше вспомнить такую ситуацию в метро, так как там все станции обязательно объявляют. И нашу с вами, ту, которую мы пропустили, объявляли, и объявление мы, естественно, слышали. Просто наш мозг отфильтровал ненужную в тот момент информацию, вот мы на нее и не отреагировали.
Тип репрезентативной системы конкретного человека определяется исходя из того, какие органы чувств человек использует для восприятия преимущественно.
Выделяют несколько типов людей в зависимости от их репрезентативных систем.
Визуалы — люди, опирающиеся в основном на информацию, полученную из визуального источника, то есть на ту, которую они видят своими глазами; они часто хорошие рассказчики, могут представить себе картину и описать ее. Зрение и слух у них работают как бы вместе, если они не видят то, о чем идет речь, то как будто они и не слышат.
Аудиалы ориентируются в основном на слух, сами тоже очень любят говорить; используют практически любую возможность вступить в диалог. На вопрос «как дела?» будут действительно рассказывать, как у них дела.
Кинестетики — люди, которые ориентируются на свои чувства (тактильные ощущения), в том числе запах и вкус. Это люди действия, им необходимо ходить, двигать, нажимать, тыкать; вовсе не обязательно они будут очень активными, просто их инструмент восприятия — тело. Читая, например, инструкцию по эксплуатации, они не могут усидеть, пока не попробуют на практике, наверное, поэтому инструкции у них часто недочитанные.
Дигиталы опираются на собственные выводы относительно информации, которую они получили по трем вышеназванным каналам. Про них говорят, что они не сочувствуют другим людям, они понимают.
Определить человека, относящегося к той или иной группе, вполне возможно по словам в его речи, которые соответствуют его репрезентативной системе.
- Визуалы чаще всего используют: «Давайте посмотрим на проблему с другой стороны», «Я вижу, что у вас есть какие-то сомнения», «Выглядит убедительно»;
- Аудиал скажет вам: «Что-то я не слышал об этом раньше», «Звучит убедительно»;
- Кинестетик: «Чувствую подвох!», «Не ощущаю себя в своей тарелке»;
- Дигитал будет выдержан и скажет: «Считаю, что нужно подписывать контракт», «Думаю, это выгодно».
Одним из способов применения знания, какая система восприятия для человека преимущественная, является использование «его терминологии» в разговоре с ним. В таком случае, как говорят психологи, у него будет снижаться критичность при восприятии того, что является предметом вашего диалога. Это очень важно при вашей совместной работе, так что подстраивайтесь.
В разных источниках приводятся различные соотношения представителей разных психотипов, поэтому сложно сказать, сколько процентов среди нас визуалов, кинестетиков или аудиалов. Цифры, к примеру, по визуалам расходятся в разы — от 25 до 85%, в связи с этим приводить их здесь не будем, да и смысла в этом большого нет в связи со следующим.
Люди, как правило, редко бывают «исключительно аудиалами» или «только кинестетиками», часто у них используется при анализе информации более чем один канал восприятия, даже если один доминирующий. В связи с этим возьмите за правило для наиболее эффективной встречи с человеком (сотрудником, клиентом или даже своим руководителем) стараться воздействовать на несколько каналов восприятия информации одновременно.
На практике это выглядит так. Вы что-то рассказываете (для аудиалов), одновременно рисуете визуальные образы, графики, схемы на доске или листе бумаги (для визуалов) и даете собеседнику в руки заранее подготовленный материал на бумаге (кинестетикам).
В таком случае вероятность того, что вам удастся «достучаться» до человека, значительно выше.
Формула менеджмента. Практическое пособие начинающего руководителя / Тимур Дергунов. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
Опубликовано с разрешения издательства
- Предыдущая статья Работа с людьми: Принцип ‘Винни-Пухи и Пятачки’
- Следующая статья Теория поколений
Глава 7 Способы восприятия мира и общение.
НЛП [Современные психотехнологии]Глава 7
Способы восприятия мира и общение
Вы можете быть похожими на других людей как по образу мышления, так и по внешнему облику и по поведению. Например, некоторые люди – оптимисты, а другие – пессимисты. У одних «с мозгами все в порядке», а у других, похоже, такой же беспорядок внутри, как и снаружи. Один человек предпочитает мыслить образами, другой постоянно ведет с собой внутренний диалог, третий же должен все сам «пощупать». В этой главе речь пойдет о разных способах мышления и представления мира (в виде зрительных, звуковых, осязательных образов или через внутренний диалог).
Это и есть начала общения, те основополагающие особенности, благодаря которым одни люди похожи, а другие коренным образом отличаются друг от друга. Это очень важно для установления и поддержания контакта между людьми.
Согласно НЛП, сознание можно рассматривать как внутреннее представление нашего опыта в виде звуковых, осязательных, вкусовых и обонятельных образов. Так, например, мы можем думать о неком событии, имевшем место в прошлом, воспроизводя в памяти зрительные образы, звуки и прочие связанные с ним ощущения. Точно так же этот механизм можно использовать для того, чтобы представить себе будущее. Существуют пять сенсорных каналов, по которым к нам поступает информация извне: зрительный, слуховой, кинестетический, вкусовой и обонятельный. Каждый из этих каналов называется модальностью, а их более детальные характеристики или качества – субмодальностями. Примерами визуальных (зрительных) субмодальностей могут быть яркость и четкость воображаемой картинки. Звуковые субмодальности включают в себя громкость и высоту тона (как при настройке телевизора). В дальнейшем мы встретимся и с другими субмодальностями, что еще раз продемонстрирует, насколько богат и уникален образный мир каждого из нас и насколько многообразны те способы, при помощи которых мы представляем себе реальность. Загляните на стр. 34, рис. 3, там представлен список субмодальностей.
Роль субмодальностей в процессе общения заключается в том, что именно они участвуют в создании тех карт реальности, которыми мы пользуемся. Поэтому, разговаривая с кем-либо, мы можем добиться взаимопонимания с собеседником только в том случае, если задумаемся над тем, как другой человек представляет себе мир, как он мыслит и чувствует, и в том числе каковы субмодальности его чувств. Что этот человек видит, слышит и ощущает внутри себя?
Каждый из нас по-своему воспринимает окружающее. Например, один мыслит в зрительных образах, а другой – в звуковых. Это предпочтение может быть очень слабо выраженным – мы немногим лучше умеем представлять себе осязательные образы, чем звуковые. Или же это может быть значительная степень доминирования, и в этом случае нам трудно понять, как кто-то другой может думать иначе. Так сложилось, что все мы в большей степени пользуемся зрительными образами. Затем идут звуковые образы, а после них – кинестетические. Обонятельные и вкусовые образы, хотя они и могут играть существенную роль в тех или иных конкретных воспоминаниях, все же не так часто используются в повседневности, а поэтому и не столь значимы в процессе общения. Вспомнив принцип уподобления, предположим, что сходные сенсорные предпочтения также могут способствовать усилению контакта между людьми.
Сенсорные предпочтения
В процессе общения вы можете значительно увеличить степень контакта со своим собеседником, если поймете, каким именно образом он создает свою карту реальности, и если сможете подстроиться под него. Это на удивление несложно сделать. Например, подсказку можно найти уже в тех словах, которыми изъясняется этот человек. «Визуальный» человек (то есть человек, предпочитающий при контакте с окружающим миром полагаться в основном на зрительные образы) будет говорить о том, насколько «четко он видит», или бросит реплику: «Теперь я вижу, что вы имеете в виду».
«Аудиальный» же человек скажет, что «был рад вас слышать» или что «это неплохо звучит». Как только вы научитесь осознавать, каким именно сенсорным каналам отдает предпочтение ваш собеседник, вы станете определять это совершенно автоматически при любом разговоре, при чтении газеты, отчета или письма. Вот примеры наиболее типичных фраз и оборотов, которые называются предикаты.
• Визуальный тип. «Вижу, что вы имеете в виду», «темное место», «это выглядит…», «давайте еще раз взглянем на это», «отрадно видеть», «при ближайшем рассмотрении», «туманное представление», «пролить некоторый свет».
• Аудиальный тип. «По правде говоря», «пропускать мимо ушей», «растрезвонить», «слово за слово», «скажите мне», «неслыханный».
• Кинестетический тип. «Погодите секунду», «холодный человек», «сердечный человек», «толстокожий человек», «уловил идею», «убийственный аргумент», «ловко сделано», «и пальцем не пошевелю ради этого», «это меня задевает», «я это печенкой чувствую», «я свяжусь с вами».
• Обонятельный и вкусовой типы. «Это дурно пахнет», «горькая пилюля», «свежий как роза», «ядовитое замечание», «это надо хорошо переварить», «проглоти это», «дело вкуса», «о вкусах не спорят».
Невербальные сенсорные ключи
Так же как и слова, язык тела и особенности речи также отражают наши сенсорные предпочтения или способ мышления. Человек с ярко выраженным визуальным типом представления обычно говорит быстро, высоким голосом и часто дышит.
Человек аудиального типа, скорее всего, будет говорить значительно медленнее, бархатистым голосом с заметным грудным резонансом, а также, возможно, станет сопровождать свою речь ритмичными движениями рук (например, будет постукивать ручкой о стол или качать ногой). Может быть, он примет при этом естественную и удобную позу, немного наклонив голову.
Человек кинестетического типа, вероятно, будет говорить медленно и несколько монотонно, дышать в замедленном темпе, смотреть в землю – прежде чем ответить, скорее как бы осязая нечто, нежели представляя себе это зрительно или прислушиваясь к тому, что происходит внутри него.
Если вы сможете понять, каковы сенсорные предпочтения ваших коллег или каких-либо других людей, это даст вам явные преимущества при общении с ними. Вы гораздо быстрее и легче сможете подстроиться к своему собеседнику, что позволит повысить степень контакта.
Как понять собеседника по движению глаз
Существует еще один способ определения сенсорных предпочтений собеседника – по движениям его глаз. Глазные яблоки движутся в соответствии с тем, какой сенсорный процесс в данный момент протекает в сознании. В большинстве случаев это движение служит достаточно надежным индикатором того, как именно работает сознание конкретного человека.
Движение глазных яблок вверх происходит при преобладании визуальных процессов, а в сторону – при преобладании аудиальных. Взгляд, направленный вниз, обычно связан с кинестетическими ощущениями или с внутренним диалогом.
Характер движений глаз также зависит от того, происходит ли процесс припоминания, или же звуковые или зрительные образы создаются вновь, как, например, при прокручивании возможных сценариев, касающихся чего-то такого, чего прежде с вами никогда не случалось. Вы можете прямо сейчас попробовать применить на практике описанные выше приемы, что, несомненно, обогатит ваш опыт общения. Правда, это потребует от вас некоторой сноровки. Вы должны будете отмечать наиболее часто повторяющиеся у вашего собеседника словосочетания и наиболее характерные для него жесты, движения глаз и т. п. Кроме того, вам надо будет на ходу разбираться в значении отмеченных особенностей речи и поведения собеседника. Движения глаз могут быть слишком быстрыми, иногда трудно бывает решить, какие из этих движений доминируют. Удобнее выполнять разные упражнения по очереди: например, в один день следя только за движениями глаз собеседника, а на другой день – прислушиваясь к характерным для его речи словосочетаниям. Когда вы в достаточной мере освоите эти приемы и сможете без особого труда определять, к какому сенсорному типу относятся ваши ежедневные собеседники, то их привычная манера речи станет для вас гораздо более информативной. Сделанное вашим собеседником замечание «теперь я вижу, что вы имели в виду» может не иметь для вас особого смысла. Но – только пока вы не поймете, что человек, с которым вы разговариваете, представляет себе мир преимущественно в виде визуальных образов. Или вам может быть не очень понятно, почему же проект нового завода для вашего собеседника «звучит классно» или как он мог его «по-настоящему ощутить», до тех пор, пока вы не осознаете все своеобразие восприятия этим человеком окружающего мира и уникальность его сенсорной карты реальности.
Несколько полезных советов
Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам определить характер сенсорных предпочтений тех людей, с которыми вам часто приходится общаться.
• Прислушайтесь, какими именно предикатами пользуются эти люди в своей повседневной речи. Эти предикаты могут относиться к трем основным модальностям – зрению, слуху или осязанию. Обратите внимание, не доминирует ли среди этих модальностей какая-то одна (или две). Соответственно отметьте, предикатами какого типа ваши собеседники предпочитают не пользоваться.
• Внимательно изучите отчет или какое-либо письмо, написанное интересующим вас человеком. Проанализируйте этот документ на предмет характерных предикатов. В письменной речи, как и в устной, мы склонны употреблять некие характерные обороты, отражающие способ нашего контакта с реальностью.
• Начните сами использовать в разговоре некоторые характерные для ваших собеседников словосочетания, подстраиваясь под тех людей, сенсорные предпочтения которых вам уже известны, и понаблюдайте за эффектом своих действий. Вероятно, в самом скором времени вы поймете, почему в разговоре с человеком, обладающим кинестетическим типом восприятия, следует произносить фразы типа «я ухватил вашу идею» или «мне немного не по себе от этого». Вы сами увидите, насколько повысится уровень вашего контакта с подобным собеседником, даже если раньше вам казалось, что с этим человеком невозможно общаться.
• Оцените значение невербальных характеристик поведения (в том числе движений глаз) вашего собеседника.
• Помните о характере сенсорных предпочтений ваших коллег, начальников или клиентов, общаясь с ними, готовя для них отчеты или служебные записки. Используйте соответствующие сенсорные предикаты.
Инициатива движения навстречу собеседнику должна принадлежать инициатору общения. Можно попробовать склонить собеседника в сторону какой-либо другой, не свойственной ему модальности, так, что он увидит (или услышит, или почувствует) все по-иному.
Довольно часто использование этого приема помогает в налаживании общения, разряжает ситуацию. Употребление человеком кинестетического типа таких фраз, как «что вам видится в данном случае?» или «что вы по этому поводу скажете?», хотя они интуитивно и кажутся ему «неправильными», все же допустимо для него в рамках техники частичной «подстройки и ведения».
В действительности мы используем наши чувства в полном объеме – дело лишь в некоторых предпочтениях.
Каковы ваши собственные сенсорные предпочтения?
Давайте разберемся с вашими собственными сенсорными предпочтениями. Возможно, вы склонны к зрительному восприятию реальности и вам легко удается визуализировать сценарии воображаемых будущих событии. А может быть, вы предпочитаете вести внутренний диалог и прислушиваетесь к своему внутреннему голосу, его советам и возражениям?
Однако мы далеко не всегда воспринимаем реальность до конца осознанно, подобно тому, как мы практически не задумываемся, проговаривая таблицу умножения. Как правило, мы не отдаем себе отчета в том, какие именно выражения мы чаще всего используем в своей повседневной речи (хоть это и заметно окружающим), и уж подавно не осознаем, как те или иные позы и движения отражают наше внутреннее состояние.
Попробуйте выяснить свои сенсорные предпочтения прямо сейчас при помощи приведенного ниже несложного теста.
Это простое упражнение взято из моей же книги «НЛП: новое искусство и наука о том, как добиваться того, чего вы хотите». Все, что от вас потребуется, это определить, насколько легко вы можете представить себе ситуацию того или иного рода. Например, если образ какого-либо предмета в вашем воображении ясный и хорошо сфокусированный, почти столь же реальный, как сама реальность, вы должны поставить себе наибольшее количество баллов. Здесь используется девятибалльная шкала, так что в данном случае вам следует поставить себе 9 баллов. Если же вы испытываете какие-либо затруднения с получением четкого образа или его не удается зафиксировать, поставьте себе 1 или 2 балла. То же самое относится к представлению звуковых и осязательных ощущений. Если вы будете искренни и последовательны, то в итоге вам удастся выявить характер своих сенсорных предпочтений.
Визуальные представления
1. У кого из ваших друзей или родственников самые длинные волосы?
2. Вспомните лицо своего школьного учителя.
3. Представьте себе полоски на шкуре тигра.
4. Вспомните цвет входной двери в том доме, где вы живете или работаете.
5. Представьте себе своего любимого телевизионного ведущего в какой-нибудь высокой шляпе.
6. Представьте себе самую большую книгу из своей домашней библиотеки.
Аудиальные представления
1. Вспомните свою любимую мелодию.
2. Попробуйте услышать в своем воображении отдаленный звон церковных колоколов.
3. У кого из ваших друзей самый тихий голос?
4. Вспомните голос своего детского друга.
5. Представьте себе, как звучал бы ваш голос под водой.
6. Постарайтесь в воображении услышать шум морского прибоя.
Кинестетические представления
1. Попробуйте представить, что вы окунаете левую ногу в холодную воду.
2. Представьте себе, что вы держите в руках гладкий бумажный стаканчик.
3. Представьте себе, что вы пихаете ногой кошку или собаку.
4. Представьте себе, что вы надели на ноги мокрые носки.
5. Представьте себе, что вы прыгаете с высокой стены.
6. Представьте себе, что вы катите по дороге колесо от машины.
Визуальные представления
1.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
3.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
4.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
5.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
6.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Аудиальные представления
1.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
3.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
4.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
5.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
6.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Кинестетические представления
1.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
3.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
4.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
5.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
6.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
А теперь разделите общее количество баллов, набранных вами по каждой модальности, на шесть (по числу вопросов), чтобы получить среднее значение. Отметьте, в котором из трех случаев вы получили наибольшее количество баллов. Возможно, какая-то одна модальность будет у вас гораздо менее выражена, чем остальные. Если вы хотите дать более точную характеристику своим сенсорным предпочтениям (хотя любая оценка здесь достаточно субъективна), то можете придумать какие-либо собственные примеры. Например, вы можете попытаться аналогичным образом измерить характеристики процесса припоминания и воображения, для того чтобы дать более точную оценку своим сенсорным предпочтениям.
Если вы не обнаружили у себя никакого особого предпочтения, а количество баллов, набранных вами по всем трем модальностям, в целом невелико, не огорчайтесь, повторите упражнение, потренируйте воображение. Ваши усилия оправдают себя.
Если же, напротив, вами получены довольно высокие показатели по всем модальностям, это значит, что у вас есть хорошая база для того, чтобы в дальнейшем добиться высоких результатов в любой сфере деятельности. Даже если вам не удастся воплотить все свои замыслы, вы теперь знаете, насколько люди разные. Теперь вам известно, что именно вам нужно для того, чтобы найти с ними общий язык.
Использование сенсорного «интеллекта»
Итак, вы уже должны суметь определить и собственные сенсорные предпочтения, и сенсорные предпочтения тех людей, с которыми вам часто приходится общаться, а это чрезвычайно полезный навык для каждого человека. Теперь вы понимаете, как важно для повышения эффективности вашего общения быть гибким и уметь подстраивать свои действия к особенностям поведения вашего собеседника.
А сейчас подумайте, с какими трудностями сталкиваются при общении люди различных сенсорных типов. Если вы общаетесь с человеком визуального типа, то вряд ли стоит особо полагаться на внимательно подобранные слова и тщательно выстроенную аргументацию. Однако совершенно неожиданный эффект в данной ситуации могут вызвать несколько удачных иллюстраций или выразительных штрихов на листке бумаги. То есть для того чтобы быть правильно понятым, оперируйте зрительными образами, нарисуйте некую словесную картинку. Используйте такие визуальные предикаты, как «смотрите», «ясно и отчетливо», «фокус» или «представьте себе» – эти выражения будут понятнее вашему собеседнику.
Напротив, на человека аудиального типа все это не произведет особого впечатления. «Растолкуйте мне, скажите обо всем этом просто и ясно», – может потребовать он от вас, если в своем рассказе вы использовали в основном визуальные представления.
Человек кинестетического типа не будет удовлетворен до тех пор, пока ему не удастся потрогать или пощупать что-то. Ему захочется подержать в руках что-то осязаемое, например тот продукт, о котором идет речь. Никакие картинки и фотографии в рекламных проспектах не произведут на него заметного впечатления, но посадите его за руль, дайте ему ощутить машину, и все его чувства заработают в полную силу. Если вы будете правильно использовать сенсорный язык, ваши собеседники смогут быстрее «ухватить мысль», «рассмотреть вопрос» или «лучше почувствовать суть предложения».
В любом случае, для установки и поддерживания тесного контакта с собеседником вам прежде всего следует выбрать подходящий сенсорный канал общения. А в итоге – приобретенный вами сенсорный «интеллект» поможет вам в любой ситуации, где необходимы навыки общения.
Первое впечатление
Несоответствие сенсорных предпочтений может проявиться в любой ситуации. Неблагоприятное первое впечатление от собеседования при устройстве на работу, от общения с клиентом или новым сотрудником может быть всего-навсего результатом несоответствия между сенсорными предпочтениями собеседников. В таких случаях кажется, что люди как будто разговаривают на разных языках. Неписаные правила общения возлагают ответственность за его эффективность на инициатора общения. Нет смысла обвинять человека, который чего-то не видит, не слышит или не чувствует, так как его способ восприятия реальности имеет такое же право на существование, как и ваш. И, конечно, этот способ так же хорошо ему служит, как и ваш служит вам. Понимание карт реальности других людей расширяет и обогащает вашу собственную карту реальности.
Применение рассмотренных навыков общения требует известной чуткости и остроты восприятия. Кроме того, вы должны быть гибкими и уметь при необходимости изменить свое поведение так, чтобы оно способствовало большему взаимопониманию между вами и вашим собеседником.
Значение восприятия (Смысл восприятия)
Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может
Глава 2. Индикаторы осознаваемого восприятия
Глава 2. Индикаторы осознаваемого восприятия Восприятие — это процесс познания, в ходе которого явления окружающего мира «отражаются» в виде ощущений или образов. Человек ощущает прикосновение к коже, холод или тепло, слышит звуки, чувствует запах цветка, видит предметы,
Глава V НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ
Глава V НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ Нарушения восприятия принимают при психических заболеваниях различные формы. Как известно, еще И. М. Сеченов указывал на то, что акт восприятия включает в себя афферентные и эфферентные механизмы. Останавливаясь на зрительном восприятии, он
Глава V. Упражнения для восприятия зрительных впечатлений
Глава V. Упражнения для восприятия зрительных впечатлений Упражнение 1 Одно из наиболее простых, но лучших упражнений для развития наблюдательности состоит в умении «видеть» обыденные вещи. Может быть, это и покажется легким, но попробуйте, и вы убедитесь в
Глава 4. Исследование мира сновидений: Осознанное сновидение в лаборатории. Картография мира сновидений
Глава 4. Исследование мира сновидений: Осознанное сновидение в лаборатории. Картография мира сновидений Возможная связь между миром физическим и миром сновидений всегда волновала человечество. Об этом свидетельствует история, насчитывающая не одно тысячелетие. Однако
Настройка восприятия для мира состояний
Настройка восприятия для мира состояний Наиболее естественный способ найти состояние – слиться с ним, как с музыкой. Это похоже на то, как обнимаются влюбленные. Надо быть совершенно открытым и способным сопереживать. Такая позиция многим недоступна из-за сильного
Как процесс развития формирует характер нашего восприятия мира
Как процесс развития формирует характер нашего восприятия мира Получается, что люди Востока и Запада видят мир по-разному? Один из возможных ответов состоит в пластичности мозга. Она позволяет развивающемуся мозгу кодировать соответствующие ощущения, формируя
Глава 3. Метафоричность восприятия и дыхательные упражнения
Глава 3. Метафоричность восприятия и дыхательные упражнения Наше подсознательное восприятие, в котором начинается любая магия, весьма противоречиво с точки зрения рассудка. Начнём с того, что для него не существует принятой в любом человеческом языке отрицательной
Глава 5 Отличные способы поддержки
Глава 5 Отличные способы поддержки 64. Предлагайте ребенку ограниченный выбор «Моей четырехлетней дочке определенно нравится принимать решения. Однако я обратила внимание, что когда я предлагаю ей широкий выбор, то она оказывается в полной растерянности… Или же просто
Как мы воспринимаем мир
Изображение предоставлено: www.sott.net
Как мы воспринимаем мир вокруг нас? Способны ли мы, люди, объективно обрабатывать стимулы в окружающей среде, чтобы точно отображать то, что мы видим и переживаем? Затылочная доля расположена в задней части мозга как часть коры головного мозга, и ее основная роль заключается в осмыслении визуальной информации (Freberg, 2016). Височная доля, также расположенная в коре головного мозга, отвечает за обработку слуховой информации (Freberg, 2016). Однако, как только наш мозг обрабатывает информацию, поступающую от визуальных или слуховых стимулов, что происходит дальше с нашими мыслями и восприятием?
В статье Почему мы не можем воспринимать мир объективно, Михалко (2011) пишет, что люди в конечном итоге видят то, что ожидают увидеть. Заметьте, я не использовал термин «желание». Далее он заявляет, что восприятие нашего окружения не основано на «принятии желаемого за действительное». Восприятие — это активный процесс, в котором наши органы чувств получают информацию от окружающих нас раздражителей, которые затем создают нашу собственную реальность (Михалко, 2011). Мы участвуем в этом процессе, чтобы понимать и осознавать окружающую среду. То, как мы воспринимаем вещи, зависит от нашего прошлого опыта, а также от стимулов, полученных нашими рецепторами. Михалко также подчеркивает, что восприятие может быть изменено ожиданиями или предположениями наблюдателей. Было проведено экспериментальное исследование, которое было освещено в статье, в котором группе участников показывали игральные карты, некоторые из которых содержали обычные красные пики и черные червы. Участники смогли идентифицировать нормальные карты быстрее и точнее, чем те, которыми манипулировали. Автор утверждает, что это связано с тем, что паттерны ожиданий глубоко укоренились в нас и продолжают существовать даже тогда, когда нам предъявляются стимулы, противоречащие нашей типичной схеме восприятия. По этой причине объективности в том, как мы воспринимаем окружающую среду, может быть трудно достичь. (Михалко, 2011)
Наша сетчатка, содержащая зрительные рецепторы, расположена в задней части глаза. Однако эти проецируемые изображения не имеют четкого определения. Их должен интерпретировать наш мозг. Восходящая обработка включает в себя этапы передачи изображения от глаза к зрительной области нашего мозга. Однако обработка сверху вниз включает использование того, что мы знаем об окружающей среде, для интерпретации информации, которую мы воспринимаем. В девятнадцатом веке физик Гельмгольц разработал теорию бессознательного вывода. Это говорит о том, что восприятие формируется из бессознательных предположений, в которых мы думаем об окружающей среде. Более поздние гештальт-психологи, которые, как мы узнали ранее, разработали концепцию «целое больше, чем сумма его частей», подошли к теории восприятия иначе, чем Гельмгольц. Гештальт-психологи составили список принципов. Они согласились с тем, что восприятие может быть основано на опыте, но пошли еще дальше, заявив, что встроенные принципы могут преобладать над предыдущими знаниями или пониманием окружающей их среды. (Гольдштейн, 2015)
Тот факт, что восприятие людей совпадает с их ожиданиями, для них важнее, чем просто то, во что они хотят верить. Эти ожидания людей могут исходить из разных источников и развиваться со временем на основе прошлого опыта или социальных норм. Согласно Михалко (2011), мы запрограммированы уделять больше внимания определенным стимулам или полученной информации, а затем интерпретировать их на основе нашей личной истории. Он также подчеркивает, что на это восприятие также иногда влияет контекст ситуационных факторов. Эти модели ожиданий, которые в конечном итоге развиваются, учат нас тому, что видеть и как понимать окружающий мир. (Михалко, 2011)
Теперь посмотрите на картинку вверху этого поста. Ты знаешь, что это такое? Это пример из упражнения на восприятие из статьи Михалко. Вы видели морду коровы на этом черно-белом узоре? Цель здесь — проиллюстрировать, как можно формировать восприятие на основе минимальной информации, то есть коровьей морды (Михалко, 2011). Как я узнал из статьи, после того, как наша схема восприятия сформирована, ее может быть очень трудно изменить без больших усилий и противоречивых доказательств. Я считаю, что мы, люди, пытаемся быть объективными в своем восприятии. Однако наш прошлый опыт и ранее существовавшие схемы могут иногда ограничивать это восприятие, делая достижение объективности в лучшем случае сложным. Так что в следующий раз, когда вам будут представлены незнакомые стимулы, найдите минутку, чтобы осмыслить то, что вы есть 9.0011 действительно глядя.
Ссылки
Фреберг, Л. (2016). Открытие поведенческой неврологии: введение в биологическую психологию, 3-е издание . Файл Cengage Learning.VitalBook.
Гольдштейн, Э. Б. (2015). Когнитивная психология: соединение разума, исследований и повседневного опыта (4-е изд.). Австралия: обучение Wadsworth Cengage.
Михалко М. (13 ноября 2011 г.). Почему мы не можем объективно воспринимать мир — Sott.net. Получено 10 сентября 2016 г. с https://www.sott.net/article/237883-Why-We-Cannot-Perceive-the-World-Objectively 9.0003
Как мы видим мир
Кэтрин А. Сандерсон, Амхерстский колледж
То, как мы воспринимаем мир, часто обусловлено не столько нашей объективной реальностью, сколько психологическими факторами, влияющими на нашу интерпретацию мира. Ведь мы не просто ощущаем различные образы, звуки, вкусы и запахи, мы воспринимаем их определенным образом. Мы не просто принимаем все сенсорные данные как отдельные части. Вместо этого мы организуем эти ощущения в значимые единицы восприятия.
Восприятие начинается всякий раз, когда мы выбираем что-то, на что мы собираемся обратить внимание в данной среде. (Изображение: Pogonici/Shutterstock)Оптические иллюзии
Обычно наше восприятие соответствует нашим ощущениям. Однако в случае иллюзий восприятия ошибки в процессе восприятия приводят к ложным или вводящим в заблуждение впечатлениям.
В иллюзии Понцо две горизонтальные линии одинакового размера расположены одна над другой внутри двух вертикальных линий, которые сходятся в верхней части изображения. Мы воспринимаем верхнюю горизонтальную линию как большую, чем нижняя из-за эффекта сходящихся вертикальных линий.
В иллюзии Мюллера-Лайера две одинаковые горизонтальные линии имеют две более короткие линии на обоих концах — в одном случае они направлены наружу, а в другом — внутрь. Мы воспринимаем тот, у которого линии выходят наружу, как более длинный, чем тот, у которого линии идут внутрь.
Одной из самых известных оптических иллюзий реального мира является мираж пустыни, который кажется лужей воды, появляющейся на горизонте. Мираж — это естественная иллюзия, возникающая, когда земля очень горячая, а воздух очень холодный. Когда световые лучи проходят через холодный воздух и попадают в горячий воздух прямо над землей, волны преломляются или отклоняются назад к небу, прежде чем достигнуть нашего глаза. Итак, на самом деле мы видим искаженное изображение голубого неба, и это то, что кажется водой. Наш мозг предполагает, что свет распространяется по прямой линии, как это обычно и бывает, и поэтому мы видим то, что кажется водой на земле.
Эта статья взята непосредственно из видео серии Введение в психологию . Смотрите прямо сейчас на Wondrium .
Процесс сенсорной редукции
Восприятие начинается всякий раз, когда мы выбираем что-то, на что собираемся обратить внимание в данной среде, потому что во всех ситуациях мы окружены гораздо большим количеством сенсорной информации, чем мы можем превратить в восприятие.
Этот процесс сенсорного сокращения, также известный как избирательное внимание, включает фильтрацию и внимание только к нашим сенсорным сообщениям с наивысшим приоритетом. Итак, если мы на коктейльной вечеринке, мы можем сосредоточиться на разговоре, который мы ведем, и игнорировать другие ощущения вокруг нас.
То, чем именно занимается мозг, зависит от психологических факторов, таких как потребности, желания и ожидания.
Если мы действительно проголодались, мы могли бы уделять меньше внимания разговору, который мы ведем, и вместо этого сосредоточиться на попытке поймать взгляд человека, проходящего мимо подноса с закусками.
Этот процесс избирательного внимания облегчается специализированными нейронами в мозгу, которые реагируют только на определенные характеристики зрительных стимулов: углы, формы, края или движения.
Организация сенсорной информации
После того, как мы выяснили, на что мы хотим обратить внимание в данной ситуации, на сознательном или бессознательном уровне, мы также должны систематизировать эту информацию осмысленным образом. Мы должны воспринимать объекты как отдельные от других раздражителей и как имеющие отчетливую и осмысленную форму.
В начале 20 века так называемые гештальт-психологи одними из первых начали изучать, как разум организует ощущения в перцептивные гештальт — немецкое слово, означающее форма или форма . Они признали, что мы автоматически организуем изолированные объекты, которые видим в мире, чтобы сформировать более связное целое. Самый фундаментальный гештальт-принцип организации — это наша способность отличать объект от его окружения — фигуру от фона.
Перцептивное переключение
Изображения, допускающие более одной возможности, показывают, как наше восприятие организует то, что мы видим. (Изображение: Питер Гермес Фуриан/Shutterstock)Черно-белые изображения часто используются для иллюстрации неожиданных переключений между тем, что воспринимается как передний план, и тем, что воспринимается как фон.
Классическую иллюстрацию проблемы фигуры-фона можно представить как два черных силуэта людей, обращенных друг к другу, с белым фоном между ними. Но это же изображение можно рассматривать как белую вазу с черным цветом по обе стороны, выступающим в качестве фона. Изображения, допускающие более одной возможности, показывают, как наше восприятие организует то, что мы видим.
Более сложная версия этого перцептивного переключения возникает на изображениях, искусно сконструированных таким образом, чтобы вы могли воспринимать две разные фигуры в одной и той же области, в то время как фоновая область остается неизменной. Один известный пример изображает одно изображение молодой женщины с обнаженной шеей, смотрящей в сторону, а другое — пожилой женщины в профиль, с большим лицом, гораздо большим носом и подбородком.
В обоих этих примерах мозг решает, как определить фигуру (то, на чем следует сосредоточиться) и как определить фон (то, что следует игнорировать).
Группировка на основе признаков
Другие гештальт-принципы организации восприятия сосредоточены на том, как мы автоматически группируем стимулы вместе на основе различных признаков. Эти функции могут включать сходство, близость, непрерывность и завершенность.
Один из фундаментальных вопросов заключается в том, является ли наша способность упорядочивать сенсорную информацию врожденной или же эта способность развивается со временем, с опытом в мире.
Люди, слепые от рождения, но позже перенесшие операцию и обретшие способность видеть, предполагают, что некоторые зрительные способности, такие как способность видеть цвет, являются результатом фундаментальных биологических процессов. Но другие способности, такие как распознавание объектов, похоже, требуют опыта в мире.
Общие вопросы о восприятии
В: Как возникает мираж?
Пустынный мираж — оптическая иллюзия реального мира. Это происходит, когда земля очень горячая, а воздух очень холодный. Когда световые лучи проходят через холодный воздух и попадают в горячий воздух прямо над землей, волны преломляются или отклоняются назад к небу, прежде чем достигнуть нашего глаза.