Средний уровень эмпатии говорит о том что: Эмпатия простыми словами: что это такое и для чего это вообще нужно
Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза
Термин «эмпатия» произошел от греческого слова (empatheia) — «физическая привязанность, страсть, пристрастие», происходящее из (en), «в» (pathos), «чувствующий». В английском языке термин был впервые использован как перевод немецкого слова «Einfühlung» (проникновение, вчувствование), использованное в 1885 году Теодором Липпсом, в контексте теории воздействия искусства [5, с.24].
На сегодняшний день существует несколько подходов к изучению проблемы эмпатических способностей. Проблемы с понятием «эмпатия» имеет огромное место в таких областях как психология, педагогика, обучение, психотерапия, взаимодействие в социальных сферах и т. д. На данную проблему, несмотря на множества и широкие исследования, еще не существует ни общепринятой теории, ни единого понимания. Изучение эмпатии имеет свои сложности, которые заключаются в том, что теоретически и экспериментально мало разработаны в науке, такие вопросы как, проблема эмоциональных состояний, взаимосвязь переживания и поведения и т.
Один из основных представителей гуманистической психологии К. Роджерс определяет эмпатию «как способ существования с другим человеком, возможность войти во внутренний мир другого и быть в нем как дома». [3, с. 114–150].
Очевидно, что эмпатии исследователями раскрываются по различным понятиям, как процесс или как свойство. Первая группа исследователей Т. И. Пашукова и Л. П. Стрелкова рассматривают и исследуют процессуальную сторону эмпатии. Они видят в эмпатии процессе и конструируют модель, в которой последовательно представлены сочувствие, сопереживание, реальное содействие. Исследователь Л. П. Стрелкова утверждают, что «наблюдающий часто сталкивается в жизни не с законченными и полными эмпатическими процессами, а с их укороченными модификациями, выступающими в виде оборванных на каком–то звене эмпатийных цепочек. Чем изначально короче эта цепочка, тем дальше отстоит эмпатийный процесс от своего конечного звена — реального содействия другому…» [2, с.99].
Когда у эмпатии обнаружили коммуникативного аспекта это и стало аргументом сообщать об эмпатии как о процессе.
В российской науке феномен эмпатии как профессионально значимое качество личности психолога и педагога углубленно начинает изучаться также с 70-х годов (Т. А. Ахрямкина, С. Б. Борисенко, Л. В. Веденеева, Т. П. Гаврилова, Е. А. Ичаловская, Г. Ф. Михальченко, Н.А Мозговая, Н. Н. Обозов, А. Б. Орлов, С. В. Салыкова, О. И. Цветкова, А. Э. Штейнмец, И. М. Юсупов). Эмпатия интерпретируется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого; как феномен, который характеризуется эмоциональным проникновением, вчувствованием в собеседника, установлением эмоциональной идентификации, выражением сопереживания, сочувствия и соучастия собеседнику; как процесс безоценочного сопереживания одного человека реальным и актуальным переживаниям другого.
Большинство исследователей выделяют две формы выражения эмпатии. Так, например, Т. П. Гаврилова выделяя сопереживание и сочувствие как видов эмпатии и считает, что «в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции, а в случае сочувствия — альтруистические.
И. М. Юсупов выделял следующие компоненты эмпатийного понимание, называет их «комплементарными». Он пишет: «эмоциональные и когнитивные компоненты эмпатийного понимания находятся между собой в отношениях комплементарности. Включение одного в другое происходит при дефиците информации об эмпатируемом объекте с целью «проникновения» в скрытый мир другого человека или антропоморфизированного объекта» [4, c. 103].
Эмпатическую способность можно связывать с успешности общения, потому что отношение людей к друг другу во многом определяет способность к эмпатии. В связи с этим, эмпатию можно назвать ядерным компонентом в человеческом общении. Сопереживание чужим эмоциям и воспринимать внутренний мир другого человека является истоки морального развития личности и признаки человечности.
Необходимо отметить, что особое внимание следует уделять личности психологов и педагогов, потому что человек — это сложная формула, имеющая сложную структуру. Эмпатические способности является профессионально важным качеством педагогов и психологов, и всех специалистов, работа которых непосредственно связана с общением и отношением с людьми. Эмпатические способности в личности психологов и педагогов играют очень большую роль, определяя эффективность его профессиональной деятельности.
Для характеристики эмпатии как свойства личности к профессиональной деятельности нами использовались опросник уровня эмпатийных тенденций И. М. Юсупова.
Мы предположили, что эмпатия по степени выраженности и видам отличается у студентов разных специальностей. И для проверки данной гипотезы провели экспериментальное исследование на базе ХГУ имени академика Б. Гафурова. В качестве испытуемых были обследованы студенты разных профилей педагогического университета. В нем приняли участие 240 студентов 4 различных факультетов: таджикской филологии, математики, русской филологии и кафедры психологии педагогического факультета (по 60 студентов с каждого факультета), в возрасте 17–23 лет.
Уровень развития эмпатийности студентов разных специальностей выявлен с помощью методики «Способность педагога к эмпатии» И. М. Юсупова.
Анализ результатов позволяет говорить о существенных различиях уровней сформированности эмпатических способностей у студентов в зависимости от специальности. Так, высокий уровень эмпатии выявлен у незначительной части студентов всех специальностей (в среднем 12,9 %), причем среди математиков студенты с высоким уровнем эмпатии составляют 10 %, студентов–филологов (русский язык и литература) –13,4 %; студентов–психологов –15 % и студентов–филологов (таджикский язык и литература) — 13,4 %. Средний уровень эмпатии выявлен у 35,4 % студентов, причем среди студентов–математиков лиц со средним уровнем эмпатии — 30 %; студентов–филологов (русский язык и литература) –36,7 %; студентов–психологов –33,4 % и среди студентов–филологов (таджикский язык и литература) — 41,7 %.
Результаты диагностики приведены на диаграмме сравнительных показателей уровней сформированности эмпатических способностей у студентов разных факультетов (Рис. 1).
Рис. 1. Степень сформированности эмпатических способностей у студентов разных факультетов
Результаты диагностики развития эмпатии показывают, что у студентов разных специальностей уровень актуальной сформированности отличается различной степенью выраженности. Наиболее высокий средний показатель уровня эмпатии наблюдается у студентов-филологов: факультета таджикского языка и литературы и русского языка и литературы. Высокий и средний уровень эмпатии демонстрируют 55 % студентов, изучающих таджикский язык и литературу, 40 % математиков, 50 % филологов, изучающих русский язык и литературу, и 48,3 % психологов. В целом, можно констатировать, что у большинства студентов отмечается средний и низкий уровень развития эмпатии.
Студенты с высокими уровнями эмпатии чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое прощать другим людям, с неподдельным интересом относятся к людям, разбираются в индивидуальных особенностях детей.
Для студентов, имеющих средний уровень эмпатии, характерны такие особенности, как знание индивидуально–психологических особенностей детей, понимание их индивидуальности. Вместе с тем, эмпатические способности актуализируются не всегда.
Студенты с низким уровнем эмпатии слабо знают индивидуально–психологические особенности детей, поэтому испытывают затруднения в установлении контактов с ними, чувствуют себя неуверенно в окружении большого количества людей.
Далее для выявленные тенденции различий актуального развития эмпатии в зависимости от специальности подтверждаются данными диагностики субъективной направленности эмпатии. Методически эмпатия квалифицируется на: эмпатию к родителям; эмпатию к животным; эмпатию к старикам; эмпатию к детям; эмпатию к героям художественных произведений; эмпатию к знакомым и малознакомым людям.
Результаты диагностики субъективной направленности эмпатии приведены в таблице 1
Таблица 1
Субъективная направленность эмпатии у студентов разных факультетов.
Факультеты |
Общее количество студентов |
Шкалы эмпатии |
|||||
Эмпатия к родителям |
Эмпатия к животным |
Эмпатия к пожилым людям |
Эмпатия к детям |
Эмпатия героям художественных произведений; |
Эмпатия со знакомыми и малознакомыми людьми. |
||
Математики |
100 % |
21,6 % |
21,6 % |
13,3 % |
16,7 % |
10 % |
16,8 % |
Русского языка и литературы |
100 % |
16,6 % |
15 % |
16,7 % |
20 % |
15 % |
16,7 % |
Психологии |
100 % |
18,3 % |
16,7 % |
18,4 % |
18,3 % |
13,3 % |
15 % |
Таджикского языка и литературы |
100 % |
20 % |
18,4 % |
21,6 % |
13,3 % |
15 % |
11,7 % |
ИТОГИ |
100 % |
19,2 % |
17,9 % |
17,5 % |
17 % |
13,4 % |
15 % |
Анализ результатов показал, что у студентов факультета математики наиболее выражена эмпатия к родителям и животным –21,6 % и наименее выражена к пожилым людям –13,3 % и к героям художественных произведений ––10 %. У студентов — филологов (русский язык и литература) наиболее выражена эмпатия к детям –20 % и родителям –16,7 % и наименее выражена к животным и героям художественных произведений –15 %.
Среди студентов психологов наиболее выражена эмпатия к родителям –18,3 %, детям — 18,3 % и старикам –18,3 % и наименее — к героям художественных произведений –13,3 %.
У студентов филологического факультета (таджикский язык и литература) наиболее выражена эмпатия к пожилым людям — 21,6 % и родителям — 20 % и и наименее выражена к детям –13,3 % и к знакомым и малознакомым людям –11,7 %.
Итак, наиболее развитой у студентов является эмпатия к родителям, наименее развитой — эмпатия к героям художественных произведений. Эмпатия к пожилым людям оказывается наиболее выраженным видом эмпатии у студентов-филологов, изучающих таджикский язык и литературу, но при этом у них наименее выражена эмпатия к детям по сравнению со студентами других специальностей. Менее всего эмпатия к пожилым людям выражена у будущих математиков. Следует отметить, что эмпатия к детям не является ведущим видом эмпатии у студентов педагогического вуза всех специальностей. Эмпатию к героям художественных произведений выражают 13,4 % испытуемых. Выражение эмпатии по этой шкале отмечается лишь у половины испытуемых, по степени выраженности это чувство находится на последнем месте.
Таким образом, эмпатические способности являются важным профессиональным качеством психологов и педагогов, обусловленным особенностями профессиональной педагогической деятельности и интегрирующим целый комплекс личностных качеств, связанных с общением, эмоциональными отношениями и пониманием внутреннего мира других людей.
Полученные результаты можно интерпретировать в связи с профессиональным выбором студентов и их специализацией в гуманитарной или естественной области знаний. Математики менее ориентированы на общение и на познание внутреннего мира других людей. Будущие психологи педагоги-филологи более открыты, но часто характеризуются формирующимся у них оценочным отношением к окружающим людям.
Выявленные различия в степени выраженности видов эмпатии у студентов разных факультетов можно объяснить направленностью на традиционные культурные ценности студентов гуманитарных специальностей, особенно студентов, изучающих таджикский язык и литературу.
Литература:
1. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии/ Т. П. Гаврилов//Вопросы психологии.–1975. –№ 2. С.147–158.
2. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дисс…. докт. психол. наук. Л. — 1982. С.350.
3. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. /К.Роджерс.–М.: Изд–во МГУ, 1984.–С.114–150.
4. Юсупов И. М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): Автореф. дисс.докт.психол.наук / Юсупов И. М.–СПб.,1995. — С.34. (219 (33))
5. Titchener E. B. Lectures on the experimental psychology of the thought process/–N/Y/^ McMilan, 1909.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, эмпатия, таджикский язык, русский язык, уровень эмпатии, литература, внутренний мир, высокий уровень эмпатии, математик, Субъективная направленность эмпатии.
Личность и эмоциональная сфера студентов в контексте подготовки специалистов для работы с детьми в юридически значимых ситуациях (Часть 1) — Психология и право
Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора способностей и личностных качеств, которые под влиянием особенностей данной деятельности выступают как профессионально значимые. Профессиональная деятельность является стимулом для развития личности и выступает как условие формирования ее качеств и черт, которые наиболее адекватны конкретным ее формам. Для каждой профессии характерны своя система ценностей и смысл, которые определяются направленностью деятельности на объект (субъект). В связи с этим, профессиональная деятельность психолога, детерминируемая морально-этическими принципами в отношении к объекту (субъекту), является весьма специфичной за счет круга своих задач, включающих взаимодействие специалиста с достаточно широким кругом явлений социальной действительности.
Многие исследователи отмечают наличие специальных качеств и способностей, необходимых для успешной профессиональной психологической деятельности, специфический характер которых определяется не только природными особенностями, но и характером труда человека, спецификой объекта (субъекта), на который направлена эта деятельность [2; 3]. По Н.А. Стафуриной и Н.В. Бачмановой, талант общения представляет собой основную специальную способность психолога. Структурируя данную способность, авторы выделили следующие ее компоненты: восприятие другого человека (быстрая ориентированность в ситуации, наблюдательность), понимание внутренних свойств и особенностей личности (интуиция), способность сопереживать (альтруизм, эмпатия, уважение и доброта к людям), а также способность к самоконтролю и рефлексии [3].
В работах Н.А. Аминова и М.В. Молоканова отмечается, что успешность деятельности психолога зависит от таких факторов, как коммуникативные и проектные (воздействующие на поведение людей) навыки, а также антропоцентрическая направленность. С помощью многофакторного личностного опросника Кеттелла было установлено, что психологи-исследователи характеризуются эмоциональной холодностью, выраженной готовностью к общению, рационализмом в коммуникациях, а также сдержанностью при ярко выраженном интересе к другой личности. Психологам-практикам, в свою очередь, свойственна общительность и готовность к контактам, умение их поддерживать, способность сохранять самообладание в общении, эмоционально располагать к себе окружающих, высокий интеллект, эмпатия (чувствительность), которая облегчает ориентацию в сфере эмоций клиента, нонконформизм, а также повышенная ответственность за свои действия [2].
Б.В. Кайгородов и И.А. Еремицкая считают, что эффективность профессиональной деятельности психолога напрямую зависит от развитой способности к пониманию [13].
Таким образом, большинство авторов среди профессионально значимых показателей компетентности психолога особую роль отводят развитости эмоциональной сферы, и в частности, эмпатии, как одному из основных ее компонентов [6; 7; 11; 21].
Изучение эмпатии как основной межличностной способности понимать эмоциональное состояние человека, сочувствовать и сопереживать ему, быть готовым к помощи, всегда было актуальной проблемой для психологии. Особый интерес представляет проблема исследования и развития эмпатии как профессионально важного качества будущего психолога, поскольку профессиональная психологическая деятельность предъявляет к личности особые требования: умение понимать эмоциональное состояние другого человека, проявлять искренность в отношениях с людьми, правильно передавать и отражать переживаемые в настоящий момент чувства. Успешная и эффективная профессиональная деятельность психолога невозможна без практического овладения эмпатией, можно даже сказать, что она является основным инструментом в его работе. Кроме того, при подготовке будущих профессионалов высшие учебные заведения в основном направляют особое внимание на умение студентов применять теоретические знания на практике, однако остается недостаточной личностная подготовка к профессии, которая особенно необходима в профессиональном становлении студента-психолога. Известно, что в пору студенчества у молодого человека активно развиваются все уровни психики, формируется готовность к профессии, развивается нравственность, система ценностных ориентаций и мировоззрение. Таким образом, можно определить студенческий возраст как сенситивный период для формирования эмпатии.
Переходный возраст от юности к зрелости характеризуется началом взрослой, самостоятельной жизни. Выделяют следующие возрастные периоды, входящие в рамки юношеского возраста: 16–17 лет – период ранней юности, 17–20 лет – юность в узком смысле, 20–25 лет – период поздней юности – ранней взрослости [15; 16]. Поскольку перечисленные возрастные периоды, а в особенности период поздней юности, часто совпадают с жизненным этапом получения профессионального образования, юношеский возраст определяют как студенческий возраст или студенчество.
Этот возраст связан с вступлением в самостоятельную жизнь, с решением задач самоопределения в личностном и профессиональном плане, активным развитием самосознания. Формируются профессиональные и познавательные интересы, появляется самостоятельность и способность планировать свой жизненный путь, появляется общественная активность и потребность в труде. В студенческие годы молодые люди утверждают себя в выбранной профессии, обретают профессиональные навыки. Таким образом, ведущей деятельностью в студенческом возрасте является учебно-профессиональная, а основными новообразованиями данного возраста являются осознание собственной индивидуальности, развитие рефлексии, формирование жизненных планов, самоопределение как профессиональное, так и личностное, формирование мировоззрения, развитие самосознания [9; 16].
В работе И.А. Мещеряковой отмечены такие специфические особенности, свойственные личности студенческого возраста, как социально-психологическая неустойчивость, причиной которой предположительно считают недостаток жизненного опыта, который часто может приводить к разочарованиям, импульсивности, скептицизму и пессимизму. Кроме того, в период юности отмечены внутренняя противоречивость сознания, склонность к немотивированному риску, наличие ролевых и мотивационных конфликтов, а также когнитивных противоречий, которые возникают из-за резкого изменения образа жизни, роли и статуса при поступлении в высшее учебное заведение и учебе в нем [18].
Для молодых людей особую значимость приобретают коммуникации со сверстниками, поскольку психологическая зависимость от взрослых начинает отходить на второй план, уступая место самостоятельности. Кроме того, в отношениях со сверстниками особенно важными становятся индивидуальные контакты и привязанности [20]. В этот период начинается поиск единомышленников и спутников жизни, растет потребность в сотрудничестве с окружающими людьми, появляется чувство интимности в общении с близким кругом людей. [1] На этапе студенчества возрастает потребность в общении, которая проявляется в расширении общих интересов и сферы коммуникаций, важную роль здесь играет также потребность во взаимодействии (совместной деятельности), поскольку молодому человеку необходимы новый опыт и признание общества. [16] С другой стороны, проявляется обособление от общества, стремление к индивидуализации, укреплению своего чувства личности. Обособление выступает как способ удержания дистанции при общении с окружающими, оно позволяет молодому человеку сохранить «свое лицо» на рациональном и эмоциональном уровне взаимодействия. Несмотря на некоторую противоположность этих двух тенденций в сфере общения, они тесно связаны [16; 19].
Таким образом, эмоциональная сфера в юности претерпевает существенную перестройку, проявляется решительность, самокритичность, самостоятельность [9]. Период юности характеризуется повышенной тревожностью, резкой сменой настроения, неуравновешенностью. Важно отметить, что эмоциональность в этом возрасте находится в тесной связи с самосознанием и самооценкой [19].
Эмоциональная сфера личности является сложным конструктом, включающим в себя различные аспекты. Как было сказано выше, многие исследования выделяют эмпатию как наиболее важную характеристику эмоциональной сферы в контексте становления психолога как специалиста.
Определение эмпатии как особого психологического явления, было длительным и вызывало затруднения у ученых разных психологических школ, до сих пор не имеется единого понимания данного феномена и единой точки зрения на структуру, природу, механизм действия и формы выражения эмпатии.
Некоторые зарубежные исследователи выделяют в структуре эмпатии два компонента – сочувствие и сопереживание, при этом разделяя их по способам эмоционального реагирования: соучастие в переживаниях партнера при сохранении собственных независимых чувств или полное слияние с другим человеком, отождествление с его переживаниями собственных эмоций и чувств [12].
В современной отечественной психологии эмпатия выступает как:
-
деятельность, позволяющая особым образом выстраивать общение;
-
психологический процесс, который способствует одному индивиду понять переживания другого;
-
особый вид внимания к другой личности;
-
свойство личности, способность (эмпатийность, т. е. эмпатия как характеристика человека) [7].
В концепции Т.П. Гавриловой эмпатия представлена как форма сочувствия, приводящая к актуализации доверия, теплоты, заботы, поддержки и открытости. Кроме того, среди эмпатийных переживаний автор выделяет сочувствие как более сложную форму эмпатии и сопереживание – как более простую, при этом отмечая, что в случае сочувствия проявляются альтруистические тенденции, а в случае сопереживания – эгоистические [8].
Б.М. Теплов определял способность к эмпатии как функцию и признак «живого воображения», подразумевающую истинно чуткое отношение к другим людям. Для полного сопереживания с отрицательными или положительными эмоциями, полагает автор, необходимо «перенестись» в положение другого человека, мысленно встать на его место [24].
Т.В. Дорошенко в структуру понятия «эмпатия» включает следующие составляющие: симпатию, сочувствие, сопереживание, эмоциональную отзывчивость, эмоциональный отклик на переживания другого, эстетическое наслаждение, помощь другому [11].
В своем исследовании Д.М. Даудова изучала эмпатию в качестве механизма профессионального саморазвития студентов-педагогов [10]. Автору удалось выявить следующее:
1. уровень проявления эмпатии как значимого качества будущего педагога или психолога тем выше, чем выше этап профессионального становления, что проявляется в развитии эмпатии как личностного свойства;
2. эмпатия проявляется в тесной взаимосвязи с такими психологическими особенностями, как душевная мягкость, общительность, доброжелательность, чуткость, толерантность, интеллигентность, альтруизм и чувство юмора;
3. уровень эмпатии можно эффективно формировать с помощью методического комплекса психотехнологического воспитания, обучения и анализа, а также тренинговых процедур, направленных на развитие эмпатии в процессе профессионального становления будущих педагогов и психологов.
Таким образом видно, что существуют различные подходы к пониманию феномена эмпатии, однако так или иначе его рассматривают как эмоциональный отклик одного человека на переживания и чувства другого. Кроме того, в большинстве исследований эмпатия рассматривается как положительное отношение к людям, умение проявлять альтруистическое поведение и внимание к внутреннему миру другого человека. Следовательно, очередной раз можно утверждать, что эмпатия – это одно из основных структурных элементов эмоциональной сферы личности, и вместе с тем данное свойство является основным профессиональным качеством, необходимым психологу для эффективного осуществления профессиональной деятельности [3; 6; 7; 11; 13; 21].
Для изучения эмпатических особенностей и личностных характеристик студентов-психологов было проведено исследование 60 студентов факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университете: 30 студентов первого курса в возрасте от 17 до 20 лет (28 девушек и 2 юноши), 30 студентов пятого курса в возрасте от 21 до 24 лет (22 девушки и 8 юношей). Основными задачами исследования являлись:
-
проанализировать особенности эмпатических способностей у студентов-психологов на разных стадиях профессиональной подготовки;
-
выявить значимые связи между эмпатическими способностями и особенностями личности студентов.
Главной гипотезой исследования стало утверждение о том, что у студентов старших курсов показатели эмпатии должны быть значимо выше, чем у студентов младших курсов.
Для исследования выраженности эмпатии и выявления уровней ее различных проявлений в работе использовались три методики:
1. «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» (И.М. Юсупов). Методика позволяет изучить уровень развития эмпатии, который рассматривается как эмоциональный компонент общего уровня морально-нравственного развития личности. С помощью данного теста, можно выявить выраженность эмпатии в различных областях жизни человека, а также ее общий уровень [25].
2. «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, Н. Эпштейн) [22]. Опросник предназначен для выявления уровня эмпатии как личностной черты. Разработан в 1972 г. А. Мехрабианом и М. Эпштейном (Эпстайном), на русском языке адаптирован в 1986 г. Ю.М. Орловым и Ю.Н. Емельяновым [22].
3. «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко). Методика позволяет определить общий уровень способности к эмпатии, а также выраженность рационального, эмоционального и интуитивного каналов эмпатии, установок, способствующих эмпатии, проникающей способности в эмпатии и идентификации [4].
4. Личностные особенности студентов-психологов определялись с помощью многофакторной личностной методики Р. Кеттелла (форма С) [14].
Методика «Диагностика уровня эмпатии» (И.М. Юсупов) позволила получить результаты, представленные на рис. 1, 2.
Рис. 1. Гистограмма процентного соотношения уровней эмпатии среди студентов первого курса по методике Юсупова
Рис. 2. Гистограмма процентного соотношения уровней эмпатии среди студентов пятого курса по методике Юсупова
Нужно отметить, что среди студентов как первого, так и пятого курса, отсутствуют люди с очень низким уровнем эмпатии.
Студенты обоих курсов, имеющие низкие показатели эмпатии испытывают трудности в установлении контакта с другими людьми, а эмоциональные проявления в поступках окружающих людей часто кажутся им бессмысленными и непонятными. Такие люди предпочитают уединенные занятия конкретным делом, а не работу с людьми, они сторонники рациональных решений. Вероятно, у них мало друзей, они часто чувствуют свою отчужденность.
Большинство студентов и первого и пятого курса имеют нормальный, средний, уровень эмпатии, который присущ большинству людей. Таким людям не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они склонны их контролировать. В общении человек со средним уровнем эмпатии отличается внимательностью, старанием понять больше, чем сказано словами, однако при излишнем проявлении чувств он может потерять терпение, более склонен судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям.
Студентов обоих курсов с высоким уровнем эмпатии можно охарактеризовать как людей великодушных, чувствительных к проблемам и нуждам окружающих. Они с искренним интересом относятся к людям, общительны, эмоционально отзывчивы, быстро находят общий язык с окружающими и устанавливают контакты, предпочитают работу с людьми. Также они отличаются душевностью, неконфликтностью, умением находить компромиссы, хорошо переносят критику. При оценке событий больше руководствуются своими чувствами и интуицией, чем аналитическими выводами.
Среди студентов первого курса 5% испытуемых имеют очень высокий уровень эмпатии по шкале «эмпатия с детьми» и 3% – по шкале «эмпатия с незнакомыми людьми». Они склонны тонко реагировать на настроение детей и незнакомых людей, ранимы, высокочувствительны. Часто такие люди склонны испытывать вину из-за опасения причинить окружающим хлопоты, имеют склонность к постоянному беспокойству, болезненному сопереживанию.
Статистическая обработка данных по U-критерию Манна–Уитни, позволила выявить значимые различия на уровне p<0,05 между студентами первого и пятого курса по шкале «эмпатия с незнакомыми людьми» (р=0,004). Поскольку по этой шкале средний балл у первокурсников выше среднего балла пятикурсников, можно сделать вывод, что первые более эмпатийны с незнакомыми и малознакомыми людьми, чем вторые. По остальным шкалам данной методики значимых различий между выборками выявлено не было.
Результаты сравнительного анализа данных отражены на рис.3.
Рис. 3. Гистограмма сравнения средних баллов у студентов первого и пятого курсов, полученных по методике Юсупова
Уровни эмоционального отклика студентов первого и пятого курсов, выявленные по методике «Шкала эмоционального отклика» (А.Меграбян, Н.Эпштейн) представлены на рис. 4.
Рис. 4. Гистограмма процентного соотношения уровней эмпатии среди студентов первого и пятого курсов, по методике А. Меграбяна, Н. Эпштейна
Как видно на рисунке, у 27% студентов первого курса и у 20% студентов пятого курса выявлен низкий уровень эмоционального отклика, который может свидетельствовать о затруднениях в установлении межличностных контактов, дискомфорте в больших компаниях людей, непонимании эмоциональных проявлений окружающих.
Средний уровень эмпатии по методике имеют 63% студентов первого курса и 57% студентов пятого курса. Такие люди склонны к самоконтролю своих эмоциональных проявлений, однако по отношению к другим людям, как правило, они проявляют чуткость и внимательность.
Высокий индекс эмпатии выявлен у 10% респондентов первого курса и у 23% респондентов пятого курса. Высокий показатель эмпатии говорит о высокой эмоциональности человека, проявлении альтруизма, склонности оказывать окружающим помощь, а также о потребности в социальном одобрении своих поступков.
С помощью математической обработки данных не удалось выявить значимых различий в уровне эмпатии между двумя курсами по данной методике. Сравнение средних баллов выборок представлено на рис. 5.
Рис.5. Гистограмма сравнения средних баллов у студентов первого и пятого курсов, полученных по методике А. Меграбяна, Н. Эпштейна по шкале эмоционального отклика
Результаты методики «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко) показаны на рис. 6, 7.
Рис. 6. Гистограмма процентного соотношения уровней эмпатии среди студентов первого курса по методике В.В. Бойко
Рис. 7. Гистограмма процентного соотношения уровней эмпатии среди студентов пятого курса по методике В.В. Бойко
Автор данной методики выделяет в структуре эмпатии несколько каналов.
Рациональный канал эмпатии. Характеризуется направленностью восприятия, мышления и внимания эмпатирующего на состояние, поведение и проблемы другого человека. По результатам методики можно увидеть, что у студентов как первого, так и пятого курса этот канал развит достаточно хорошо.
Эмоциональный канал эмпатии. Отражает способность эмпатирующего сопереживать и сочувствовать партнеру. Эмоциональная отзывчивость выступает как средство «вхождения» в эмоциональное поле другого человека, такая подстройка к эмпатируемому способствует пониманию его внутреннего мира. Данный канал хорошо развит у большинства студентов первого и пятого курса.
На достаточно высоком уровне у студентов обоих курсов развит так же интуитивный канал эмпатии, это свидетельствует об их способности видеть поведение окружающих, действовать, опираясь на опыт, в условиях дефицита исходной информации о них. На уровне интуиции обобщается и замыкается различная информация о партнерах.
Необходимо отметить, что ведущим у студентов обеих выборок является канал установок, способствующих эмпатии. Установки, препятствующие или способствующие эмпатии, соответственно затрудняют или облегчают действие всех эмпатических каналов. У меньшего числа студентов (3% испытуемых первого курса и 7% опрошенных пятого курса) эффективность эмпатии может снижаться, так как они склонны к избеганию личных контактов, считают неуместным проявлять интерес к другому человеку, а также, вероятно, убедили себя спокойно относиться к проблемам и переживаниям окружающих. Подобные установки могут резко ограничивать диапазон эмпатического восприятия и эмоциональной отзывчивости.
Большинство респондентов (80%) первого курса и 80% респондентов пятого курса имеют положительные оценки по шкале «Проникающая способность в эмпатии», которая характеризуется как важное коммуникативное свойство личности, способствующее доверительности и открытости. Атмосфера неестественности, напряженности и подозрительности препятствует эмпатическому постижению, а расслабление собеседника, напротив, содействует эмпатии.
Идентификация у большинства студентов обоих курсов также развита на высоком уровне. Этот компонент эмпатии представляет собой умение поставить себя на место другого человека, понять его на основе сопереживания, это обязательное условие успешной эмпатии. Основу идентификации составляют гибкость и подвижность эмоций, легкость, способность к подражанию.
В результате сравнительного анализа выборок по критерию Манна–Уитни, не обнаружено значимых различий ни по одной шкале данной методики (рис. 8).
Рис.8. Гистограмма сравнения средних баллов первого и пятого курсов, полученных по методике В.В. Бойко
Таким образом, ни у одного студента, как первого, так и пятого курса не был выявлен высокий уровень эмпатии. Однако большинство опрошенных обладают нормальным уровнем эмоционального отклика.
Первая страница Essential Difference | Коэффициент систематизации (SQ) тест Коэффициент эмпатии (EQ) Как пройти тест
Как рассчитать свой показатель EQ Получите по два балла за каждый из следующих пунктов, если вы ответили «категорически не согласен», или один балл, если вы ответили «немного не согласен»: 4, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 18, 21, 27, 28, 29, 32, 34, 39, 46, 48, 49, 50 Все остальные вопросы не оцениваются. Что означает ваша оценка 0–32 = ваши способности ниже среднего для понимания того, что чувствуют другие люди, и адекватной реакции. 33-52 = У вас средняя способность понимать чувства других людей и реагировать на них соответствующим образом. Вы умеете относиться к людям с заботой и чуткостью. 53-63 = У вас выше среднего способность понимать, что чувствуют другие люди, и реагировать соответствующим образом. Вы умеете относиться к людям с заботой и чуткостью. 64-80 = У вас очень высокая способность понимать чувства других людей и реагировать на них соответствующим образом. Вы умеете относиться к людям с заботой и чуткостью. После того, как у вас есть EQ и SQ, перейдите сюда, чтобы выяснить, какой у вас тип мозга. Какой у вас мозг? |
Наука о зле и разновидности эмпатии
Новая книга Саймона Барона-Коэна описывает эмпатию и зло. Зло происходит от эрозии эмпатии и «превращения людей в объекты». Он приводит наглядные примеры такого рода зла на протяжении всей книги, от садистской жестокости солдат в Демократической Республике Конго до преступника в очереди в супермаркете, который крадет кольцо у женщины, забирая с собой ее палец.
Что мне понравилось в книге, так это описания разных уровней эмпатии.
Уровень 0 представляет человека вообще без сочувствия. Эти люди находят отношения трудными и не понимают раскаяния в действии, потому что они не могут понять, что чувствует другой. Они могут быть или не быть жестокими по отношению к другим. Нулево-отрицательные личности не испытывают сочувствия к другим и включают расстройства пограничной личности, психопатов и нарциссов. Люди с синдромом Аспергера (высокофункциональный аутизм) имеют нулевой положительный результат, потому что у них есть чувство справедливости и они усваивают моральные кодексы с помощью жесткой логики, что делает их более систематичными, чем средний человек.
Уровень 1 означает отсутствие самоконтроля. Люди уровня 1 причиняют другим боль, потому что, когда они расстроены, они не могут контролировать свое поведение.
Уровень 2 люди испытывают трудности с эмпатией, но имеют достаточно эмпатии, чтобы понять, что впоследствии они причинили кому-то боль. Но они постоянно совершают оплошности, не понимая почему.
Уровень 3 людям все еще трудно проявлять и проявлять сочувствие. Они знают, что не понимают того, что понимают все остальные. Социальное взаимодействие затруднено отчасти потому, что они пытаются быть нормальными, но никогда не могут быть нормальными.
Уровень 4 человек обладают низким средним уровнем эмпатии. Этот уровень более характерен для нормальных мужчин. Они предпочитают не говорить об эмоциях и основывают дружбу больше на общих занятиях.
Уровень 5 люди немного выше среднего по эмпатии и чаще женщины. Они осторожны в том, как они взаимодействуют с другими, стараясь быть чувствительными к чувствам других.
Уровень 6 представляет людей с необычно высоким уровнем эмпатии. Их эмпатия находится в гиперрежиме. Они могут улавливать чувства других и глубоко интересуются ими.
На обратной стороне книги есть показатель коэффициента эмпатии, который вы можете взять и оценить.
Мои единственные претензии к его описаниям заключаются в следующем: (1) я не стал бы помещать эти разные типы в шкалу, как это сделал он, потому что у них есть качественные, а не только количественные различия способами, которые мы еще не понимаем; (2) Я бы немного разбил нормальный диапазон — я не уверен, что подхожу под какую-либо категорию.
Другим разочарованием в книге является то, что, хотя он мимоходом упоминает родительские эффекты, он отводит целую главу «гену эмпатии», полностью игнорируя большую роль эпигенетики (влияния окружающей среды) на развитие личности.
Например, в нашей работе мы обнаружили, что родительское поведение, такое как прикосновение, связано с развитием эмпатии у трехлетних детей (ознакомьтесь с документом «Оптимизация развития» на моем сайте блоггера). Гражина Кочанска провела обширную лонгитюдную работу, показывающую, что, когда у родителей взаимовыгодные отношения с ребенком, ребенок более чуткий и приятный. Такие клиницисты, как Аллан Шор, зафиксировали, как эмоции и саморегуляция развиваются в интимном танце, в котором опекун и ребенок участвуют с самого начала совместной жизни.
В книге также отсутствуют рекомендации по развитию эмпатии. Итак, позвольте мне сказать немного об этом.
Я вырос с подавленным сочувствием. Это не было эмоционально безопасным домом и было одиноким местом. К тому же я был сорванцом. Но я плакала о страдающих детях, когда видела их или думала о них. Когда я учился в колледже, я осознал, что уровень моего сострадания низок, и сделал его развитие целью своей жизни (надеясь, что к концу у меня будет достаточно сострадания — продолжая над этим работать!).
Как развить сочувствие и сострадание? Возможно, у вас есть предложения. Вот что я считаю полезным:
- Узнайте точки зрения, отличные от вашей собственной, читая и/или просматривая фильмы о реальном жизненном опыте и борьбе (например, «Руки на плуге свободы», женщины-участницы Студенческого ненасильственного координационного совета). Комитет, работающий в защиту гражданских прав; Всадники свободы, о тех, кто рисковал своей жизнью ради движения за гражданские права в США в 1961 году, чтобы бросить вызов существующей сегрегации в свете решения Верховного суда против нее).
- Посвятите себя отношениям, в которых вы живете с борьбой и проблемами этого человека. Это могут сделать брачные отношения и/или воспитание детей. Поскольку существует эмоциональная связь, вы с большей вероятностью научитесь терпению и привычке слушать, чем с незнакомцем (хотя некоторым одиночкам лучше слушать незнакомцев). Я была замужем за мужчиной с дегенеративным заболеванием — я влюбилась в него до того, как узнала, что у него болезнь (а он только что узнал). Мы были вместе последние 10 лет его жизни. Я научился терпеливо относиться к людям с ограниченными возможностями и научился доброте и уважению к людям, передвигающимся в инвалидных колясках.
- Возьмите на себя (уважительную) ответственность помогать другим. На этой неделе была годовщина убийства Роберта Ф. Кеннеди (5 июня 1968 года). В специальном выпуске C-SPAN о нем помощник описал шокированную встречу Кеннеди с голодающими детьми с вздутыми животами в Миссисипи. Долгое время Кеннеди пытался заниматься с истощенным ребенком, который не мог стоять от слабости. Позже, дома со своей семьей, Кеннеди сказал своим детям, как сказали ему в детстве его родители, что они должны взять на себя ответственность и сделать что-то, чтобы помочь этим детям и другим, кто страдает. Этот опыт привел к созданию программы бесплатных продовольственных талонов правительства США.
Такие истории меня вдохновляют. Но осторожность заключается в том, чтобы проявлять уважение в своих действиях, исходя из ответственности за благополучие других. Слишком много вреда причинили благонамеренные люди из более богатых мест, которые прибыли в бедное место (например, в африканскую страну к югу от Сахары) и думают, что знают, что лучше для местных жителей. У них обычно нет понимания культуры, образа жизни, социальных структур — практических знаний, необходимых для внесения позитивных и устойчивых изменений. Вмешательства также должны быть прозрачными, избегать коррумпированных правительств, быть фрагментированными для местных инициатив. См. работу Уильяма Истерли по этим вопросам (ссылки ниже).
На личном уровне у человека может быть эмпатическая реакция на печальную ситуацию. Но реакция не помогает жертве. Только с тщательным обдумыванием и усилием мы можем превратить нашу эмпатию в привычную эмпатическую заботу, действие, которое помогает бездомным и страдающим. Дж. Д. Траут, The Empathy Gap, предполагает, что создание структур, таких как автоматические вычеты из нашей зарплаты для организации по оказанию помощи, — это способ превратить сочувствие в определенные действия.