Суть эгоизма: неразумный и разумный эгоизм, его примеры
неразумный и разумный эгоизм, его примеры
Эгоизм — это поведение, при котором человек полностью нацелен лишь на собственную пользу или выгоду. На пути к цели эгоист нередко задевает интересы других людей и не считается с их мнением.
Слово образовано от латинского ego — я.
Эгоизм человека
Эгоист не умеет ставить себя на место других и анализировать свое поведение. Он не скрывает, что готов удовлетворять свои желания за счет остальных людей.
Иллюстрация. Лондон, 1890. Источник: Getty Images
Некоторые философы считали эгоизм преступным и зазорным, тогда как другие, напротив, находили его естественным и нормальным. Иммануил Кант считал, что человеку не следует отказываться от собственной выгоды, ведь она также может быть полезной для выполнения общественного долга.
Австрийский психолог Зигмунд Фрейд считал эгоизм абсолютно обыденным стремлением. Наибольшими эгоистами Фрейд называл маленьких детей, которые требуют сиюминутного удовлетворения своих желаний, а вся их жизнь подчинена лишь внутреннему «я».
Зигмунд Фрейд. Источник: Википедия
В современной психологии допускается, что альтруизм — бескорыстная забота о других — может быть основан на эгоизме, которого человек не осознает.
Эгоизм может быть иррациональным и рациональным (разумным). При иррациональном эгоист действует импульсивно, не думая о последствиях своего поведения. При рациональном эгоизме человек способен оценить ситуацию и поступить целесообразно.
Примеры эгоизма:
Человек регулярно просит о помощи своего друга, который никогда не отказывает и помогает бескорыстно. Но когда поддержка нужна другу, человек не желает ее оказывать и ссылается на занятость, плохое самочувствие или другие причины.
Девушка притворяется больной, чтобы мужчина уделил ей больше внимания и отложил другие дела и встречи.
Капиталист эксплуатирует рабочих ради выгоды. Источник: Depositphotos
Разумный эгоизм
Позиция, которая устанавливает для каждого человека приоритет личных интересов над интересами другого человека или общества.
Такой термин возник из-за негативного характера термина «эгоизм».
Если в общественном понимании «эгоист» — это человек, думающий только о себе, то «разумный эгоист» — тот, кто способен жить своими интересами без ущерба интересам других.
Идеи разумного эгоизма в XX веке активно продвигала американская писательница, родившаяся в Российской империи, Айн Рэнд.
Советский генетик Владимир Эфроимсон считал разумный эгоизм поведением, сформировавшимся в процессе естественного отбора в борьбе за жизнь и ресурсы.
Примеры разумного эгоизма:
Знакомый просит одолжить денег, обещая, что обязательно их отдаст. Однако вы помните, что он уже брал у вас взаймы, но так и не вернул. К тому же, вы собирались отложить эти деньги на отпуск. Вы спокойно объясняете приятелю, что не можете ему помочь, иначе останетесь без отпуска.
Сотрудника просят взять дополнительную работу, за которую вам не заплатят и которую начинал ваш коллега. Если он согласится, то придется отменить встречу с родственниками, которая была давно запланирована. Сотрудник вежливо объясняет, что на сегодня у него планы, которые никак не перенести.
кто это такой, плюсы и минусы
Приветствую Вас, друзья!
В этой статье мы подробно разберемся с тем, кто такой эгоист и какими чертами характера он обладает. Рассмотрим плюсы и минусы эгоиста. Исследуем причины формирования эгоизма, а также узнаем, как вести себя с эгоистом. Начнем.
Кто такой эгоист?
Эгоист – это человек, руководствующийся в своих действиях исключительно собственными интересами, не беспокоясь о том, какие неудобства он причиняет окружающим. Слово «эгоизм» (как и «эгоцентризм»), образовано от латинского «ego» – «Я». Точного перевода на русский язык у этого термина нет, но условным синонимом можно считать слово «себялюбие». Эгоизмом называют поведение, при котором действия человека продиктованы исключительно собственными интересами. Соответственно, эгоист – это тот, кто заботится только о себе.
Эгоизм – естественная особенность поведения большинства людей, сформированная эволюцией. Но его масштабы у всех разные, и бывает так, что человек потребительски относится ко всем окружающим, включая самых близких людей. Он не способен оценивать последствия собственных поступков, а его отношения с семьёй становятся ненормально потребительскими и напоминают паразитирование.
Справедливости ради следует отметить, что умеренный эгоизм – естественное явление, свойственное каждому. И люди, употребляющие данный термин, не всегда правильно понимают, кто такой эгоист и какие особенности поведения ему свойственны.
Как узнать эгоиста?
В любой ситуации эгоист стремится удовлетворить собственные потребности, не считаясь с интересами окружающих людей. Ему безразлично, что он может причинить кому-то неудобства или вред. При этом он обычно хорошо маскируется. Поэтому, чтобы распознать эгоиста, нужно в первую очередь обращать внимание на такие особенности поведения как:
- склонность обвинять окружающих в собственных неудачах;
- неумение слушать;
- непоколебимая уверенность в собственной правоте;
- игнорирование замечаний;
- склонность к хвастовству;
- попытки манипулировать окружающими;
- выставление напоказ материального достатка;
- стремление пребывать в центре внимания;
- склонность оценивать людей по достатку, успеху, интеллекту и прочим «статусным» признакам.
Если человек систематически демонстрирует несколько из перечисленных признаков, перед вами натуральный эгоист. Но не нужно спешить с выводами, заметив один-два признака. Не забывайте, что умеренный эгоизм является нормой, и практически каждый может периодически демонстрировать эгоистичное поведение, оставаясь отзывчивым и неравнодушным человеком.
Плюсы эгоиста
1. Умеет отличать свои цели и желания от чужих
Многим из нас свойственно поддаваться влиянию окружающих. Мы тратим немало усилий на достижение целей, навязанных общественным мнением, родителями или приятелями. Иногда мы жертвуем собственными интересами и желаниями просто потому, что нас попросили помочь. Конечно, альтруизм – хорошее качество, но не настолько, чтобы позволять манипулировать собой. Не стесняйтесь проявлять эгоизм, делая выбор в пользу собственных интересов.
2. Чаще и быстрее достигает поставленных целей
Кто такой эгоист? Это человек, всегда отчетливо понимающий, чего он хочет! Ему нельзя навязать сомнительную цель, ценности которой он не видит. Зато решая собственные задачи, он готов действовать быстро и жестко, не задумываясь, что может кому-то помешать или навредить. Умение идти напролом делает эгоистов более успешными.
3. Умеет говорить «Нет!»
Практически каждый человек сталкивался в жизни с ситуацией, когда не удавалось вовремя ответить сказать «нет» на нежелательное предложение или просьбу. Эгоисты знают отличный способ избавить себя от чужих забот: если согласие заведомо не принесёт выгоды. Они просто отвечают «Нет!».
Минусы эгоиста
1. Проблемы с социализацией
Эгоистичному человеку сложнее сближаться с людьми. Он редко становится «душой компании», у него плохо получается налаживать отношения с коллегами и заводить друзей. Обычно круг его общения состоит из небольшого количества не особо близких приятелей.
2. Неумение строить личные отношения
Эгоисту сложно строить романтические отношения. Даже если между ним и потенциальной «половинкой» присутствуют искренние чувства, его поведение мешает сближению. Он учитывает только собственные интересы, предъявляет к партнеру завышенные требования, не спрашивает его мнения, старается поразить его своей «исключительностью» и практически никогда не делает комплиментов.
3. Отсутствие людей, готовых помочь
Любому человеку может потребоваться помощь. И эгоисту в подобной ситуации приходится сложнее всего. У него мало близких людей. Кроме того, эгоист считает, что каждый человек должен справляться с трудностями самостоятельно, не обращаясь за помощью.
Причины эгоизма
Эгоизм – это особенность характера, закладывающаяся в детстве. Чаще всего он является следствием ряда типичных ошибок, совершенных родителями:
- Собственническое отношение. Родители ведут себя с ребенком как с собственностью и не рассматривают его как личность. Они не учат его самостоятельности и ответственности, в результате чего он вырастает капризным эгоистом, склонным винить окружающих в своих ошибках.
- Чрезмерная опека и безграничная любовь. Часто родители просто не позволяют ребенку стать самостоятельным, заботясь о нём до подросткового возраста. В результате он вырастает эгоистичным и зависимым человеком, не способным адекватно оценивать действительность и учитывать интересы окружающих.
- Эгоистичное отношение. Подавая дурной пример, можно вырастить отменного эгоиста. Если родители не интересуются жизнью ребенка и постоянно рассказывают, как им тяжело, то и он вырастет зацикленным исключительно на своих проблемах.
Как вести себя с эгоистом?
В личной жизни эгоизм гарантированно становится причиной беспочвенных обвинений и ссор. Строить отношения с эгоистичной личностью крайне сложно, но это не повод отказываться от возможности быть с любимым человеком. Чтобы научиться избегать неприятных ситуаций, нужно отчетливо понимать, кто такой эгоист и как он воспринимает окружающий мир.
Предлагаем вашему вниманию несколько советов от психологов, воспользовавшись которыми, можно поладить даже с крайне эгоистичным человеком:
- Нельзя просто взять и уйти от эгоиста. Если отношения не устраивают, их обычно разрывают. Но не всё так просто — попытавшись уйти от него, вы окажетесь виноваты во всех его проблемах. И не надейтесь, что он что-то переосмыслит или поймёт и позовёт вас обратно. Вместо этого он красочно расскажет общим знакомым и подробно распишет в социальных сетях, как вы его предали и бросили. Поэтому есть только два варианта: найти способ адекватно разорвать отношения (по инициативе эгоиста) или искать компромисс.
- Не пытайтесь перевоспитать эгоиста. На попытки перевоспитания вы потратите массу эмоциональной энергии, но результата не получите. Эгоизм закладывается в детстве, и пытаться исправлять данный недостаток у взрослого человека практически бесполезно. Лучше поменять собственное отношение к партнеру и всегда быть готовым к характерным особенностям его поведения.
- Старайтесь влиять не на характер эгоиста, а на его отношение к вам. Требуйте от него больше внимания и уважения, объясните, какие особенности поведения не желаете терпеть. Постепенно он привыкнет считаться с вашими интересами и научится сдерживать собственную эгоистичную натуру.
- Демонстрируйте зеркальное эгоистичное поведение. Позвольте ему почувствовать, насколько неприятен эгоизм дорогого человека. Ведите себя равнодушно, не взваливайте на свои плечи лишних обязательств. Если же партнер требует от вас большего внимания, но сам отказывается меняться, возможно, единственным разумным вариантом действительно является расставание.
Если приходится жить с эгоистом, важно правильно выстроить отношения и соблюдать разумный баланс. Обсудите взаимные обязательства, договоритесь не обвинять друг друга, а совместно находить решение возникающих недоразумений. В общении с эгоистом важно избегать ссор, обвинений и претензий. Научившись этому, можно построить действительно крепкие отношения без излишнего негатива.
Заключение
Умеренный эгоизм свойственен каждому человеку. Для нас естественно заботиться о себе и самых близких людях, поскольку данный механизм сформировался под влиянием эволюции. Но довольно часто случается так, что эгоизм у человека гипертрофирован, и он вообще не считается с интересами окружающих, а думает исключительно о себе. Это практически неискоренимая особенность психики, главная причина которой – неправильное воспитание. Но даже если ваш спутник жизни оказался эгоистом, вы можете построить крепкую семью, воспользовавшись советами из данной статьи.
Эгоизм: что такое, эгоистичный человек, признаки
В постоянном взаимодействии с самим собой и другими людьми находится любой человек. От характера этих отношений зависит место личности в социуме и мире в целом. И здесь ключевую роль играет проявление эгоистических наклонностей. Чтобы понять, что такое эгоизм, нужно детально рассмотреть связь этого многогранного феномена с другими психологическими аспектами.
История термина в философии
Термин «эгоизм» стал использоваться в XVIII в. Эпоха Просвещения вызвала интерес мыслителей к определению универсальных начал человеческого бытия. Философы активно разрабатывали не только саму концепцию эгоизма, но и активно выделяли отдельные проявления, тесно связанные с ним — гедонизм и разумный эгоизм.
Понятие гедонизма, в центре которого было удовольствие, ввёл в оборот древнегреческий философ рубежа V-IV вв до н. э. Аристипп. Стремление к получению удовольствий подразумевало проявления эгоцентризма, концентрации на «самом себе». Наибольшую популярность гедонизм получил в XVIII веке.
В эпоху Нового времени проблема эгоизма привлекла большое внимание. Экономические, социальные, политические изменения требовали личностной переоценки. В XVII-XVIII вв. французский мыслитель К. А. Гельвеций и нидерландский философ Б. Спиноза ввели в оборот новый термин — разумный эгоизм. Более детально его разработал во второй половине XVIII в. русский философ Н. Г. Чернышевский.
В XX в. разумный эгоизм получил распространение благодаря интересу философа Айна Рэнда. В его трактовке это термин неразрывен с рационализмом и объективизмом, и это обязательные качества прогрессивной личности.
В середине XX в. рассматриваемое явление начинает изучаться с позиций генетики. Советский генетик В. П. Эфроимсон утверждал, что эгоизм имеет генетическую основу и передаётся по наследству, как эффективное средство выживания особи, выработанное в процессе эволюции.
Понятие и классификация эгоизма
Самоидентификация, включающая мышление и поведение, которая концентрируется на получении пользы, выгоды, позиционировании своих интересов выше потребностей окружающих людей носит название эгоизм. Явление сфокусировано на человеческом «Я», на «самом себе».
Длительное время противоположностью этого термина был альтруизм — бескорыстная концентрация на окружающих, «других». В современной психологии сравнение, а тем более противопоставление эгоизма и альтруизма некорректно. Явление эгоизма можно отождествлять с индивидуализмом, который подчёркивает первостепенное значение личности, преобладания индивидуальности над коллективизмом.
В обществе эгоизм оценивается как негативное явление. Под этим термином понимается личность, которая может только брать, но не отдаёт в ответ ничего. Такие люди действуют в своих интересах, игнорируя потребности общества и окружающих.
Встречаются более мягкие, нейтральные, объективные трактовки. Эгоизм — это нормальное самолюбие, предпочтение личных интересов нуждам других людей.
В психологии этот термин означает ценностную ориентацию, систему качественных характеристик личности, в центре которой находится концепция превалирования личных интересов над требованиями социума, групп и других личностей.
Эгоизм может быть:
- иррациональным, когда действия отвечают ежеминутным интересам, они импульсивны и недальновидны,
- рациональным, когда оцениваются последствия своих действий.
Формы эгоизма:
- Этическая. Люди должны делать то, что находится в их интересах.
- Психологическая. Люди мотивированы своими потребностями всегда, это основа всех побудительных действий.
- Рациональная. В личных интересах действовать рационально.
Выделяют следующие виды эгоизма:
- Примитивный — позиция явного, открытого игнорирования интересов других людей, полная сосредоточенность на удовлетворении собственных потребностей и чаяний. Он свойственен личностям со слаборазвитым интеллектом, психикой.
- Разумный — позиция, при которой этически и философски обосновывается и подтверждается приоритет собственных интересов перед запросами общества или других индивидуумов. Понятие введено в оборот из-за общей негативной окраски классического определения. Эгоист думает только о себе и преследует личные интересы везде и во всём, пренебрегая нуждами других. Разумный эгоист действует рационально, в пределах общепринятых норм. Он преследует собственные интересы, избегая противоречий с требованиями общества или других индивидуумов. Такая трактовка оправдывает ценностные приоритеты современного мира капитализма, рыночных отношений и потребления. Человек — в первую очередь индивидуальность, поэтому ему присущ эгоизм, но он не противоречит общепринятым нормам.
- Здоровый — близок по значению с разумным. Такая позиция позволяет преследовать свои интересы с учётом нужд общества и других людей.
- Гедонизм — позиция, при которой в центр всего ставится личное удовольствие. Достижению этого состояния подчинены все действия. Это смысл жизни, центральная, основообразующая жизненная ценность. Все остальное — лишь средства достижения удовольствия.
- Изощрённый — скрытая форма достижения личных целей. Человек добивается своего, прикрываясь заботой о других людях. Активно решая общественные проблемы, такая личность получает дополнительные возможности преследовать свои интересы. Эгоист понимает, чтобы сделать хорошо себе, нужно заботиться и о других. Этот вид легко охарактеризовать формулой: ты мне — я тебе.
По степени влияния на окружающих эгоизм можно подразделить на 2 вида:
- активный,
- пассивный.
Активные эгоисты для достижения своих целей взаимодействуют с окружающими. Для получения желаемого они могут легко выполнять альтруистические или взаимовыгодные действия. Такие люди активно отдают для получения ещё больших преимуществ в будущем.
Пассивные эгоисты ничего не делают для других, они сконцентрированы на себе и не скрывают этого. С такими людьми трудно найти общий язык без уступок.
Эгоистичный человек — это индивид, поведение и мышление которого, в большей или меньшей степени, направлено на получение личной пользы. Но не стоит забывать, что рассматриваемое явление присуще всем людям. Его проявление зависит от воспитания, характера, моральных и идейных представлений о жизни.
Признаки эгоизма:
- Игнорирование просьб и замечаний других людей, даже если они обоснованы.
- Обидчивость.
- Расчётливость.
- В разговорах затрагивание тем, касающихся только эгоистичной личности.
- Любовь к комплиментам, склонность к самовосхвалению.
- Болезненное восприятие критики и собственной вины.
- Повышенная завистливость, болезненное восприятие чужих успехов, особенно если это касается «близкой» сферы деятельности.
- Склонность к оценочным суждениям — критика, осуждение.
- Вторжение в личное пространство, зону свободного выбора других людей.
Назначение эгоизма
Эта черта характера заложена в человеке как естественная часть его существа. Механизм преследования личных интересов обусловлен длительным периодом эволюции, когда первостепенная забота о себе являлась обязательным условием выживания. В этом и заключается его главное назначение.
Все животные эгоистичны в вопросах сохранения жизни, добывания пищи и размножения. Это средство удовлетворения биологическим организмом основных жизненных потребностей.
Степень эгоистичных проявлений снижается с развитием социальных (групповых) ценностей. Родитель жертвует собой ради спасения своего ребёнка — механизм преобладания задачи продолжения рода над другими потребностями. Львицы отдают часть пищи льву, т. к. от него зависит защита от других хищников и продолжение рода.
Особенность взаимодействия личности с миром заключается в том, что окружающее видится с центральной позиции своего «Я». Люди всё воспринимают субъективно, а это неизбежно порождает эгоистичные проявления.
Смысл рассматриваемого явления в сложном и многогранном обществе. Оно дает возможность получить максимально благоприятное положение, т. к. основой социальных ценностей является индивидуальная личность. Её интересы стоят во главе всего и преобладают над групповыми интересами.
Роль эгоизма в жизни человека
Эгоизм необходим индивиду для нормальной и полноценной жизни. Это чувство присуще всем. Разница в том, что некоторые люди понимают наличие этого явления в себе и умеют контролировать, скрывать его. Другие не сдерживаются, и тогда эгоизм проявляется в полной мере, со всеми присущими ему негативными чертами.
Для здоровых людей нормально заботиться о своём благополучии и защищать свои интересы в первую очередь, убирая «на второе место» всё, что его не касается. А это и есть эгоизм.
Важно, чтобы эгоизм эволюционировал с развитием личности. В детстве человеку присущ примитивный эгоизм. Грамотное воспитание позволяет усвоить ценности и перевести его в здоровую форму. С накоплением опыта происходит зарождение разумного эгоизма. Крайняя форма мудрости граничит с альтруизмом, когда укрепляется понимание, что всё в этом мире взаимосвязано, чтобы получить максимум для себя, нужно сначала активно отдавать.
Эгоизм и успех
Большое значение влиянию эгоизма придаётся при рассмотрении проблемы завоевания успеха. Достижение целей неразрывно связывают со степенью проявления чрезмерного себялюбия. Это отчасти верное представление.
Сосредоточенность на своих интересах, фокус на своих целях действительно способствует достижению успеха. Но всё зависит от степени эгоизма. Альтруистичные люди также нередко достигают признания, т. к. в процессе помощи другим им открываются большие возможности.
Успех — это эксклюзивный продукт, он индивидуален и имеет свои особенности в различных сферах деятельности. Для развития в бизнесе нужны одни качества, для успеха в личной жизни другие. Эгоизм оказывает влияние на получение лавров, но не является превалирующим фактором.
Эгоизм и щедрость
При поверхностном восприятии эгоизма может показаться, что он несовместим с понятием «щедрость», т.е. свойством личности, которое позволяет поддерживать других и помогать им бескорыстно.
Казалось бы, эгоист везде ищет выгоду, и щедрость для него недопустима. Всё не так просто. Нужно понимать, что эгоистичные личности часто мастерски скрывают свою природу. Такие люди могут быть щедрыми, но эта добродетель всегда вписана в сложную схему, где результатом будет более позднее получение выгод, достижение целей в результате.
Эгоизм и жадность
Свойственное для эгоистичной личности проявление — жадность. Преобладание собственных интересов в жизненных установках часто неразрывно связано с желанием заполучить всё самое лучшее и как можно в больших количествах. Жадность подразумевает игнорирование интересов социума и других людей, что тесно переплетается с эгоизмом.
Но и это относительное проявление. Многие эгоистичные личности не отличаются жадностью. Жизненные цели таких людей отличаются скромностью, но в их достижении всё равно игнорируются интересы других.
Эгоизм и самооценка
Рассматриваемое явление часто путают с эгоцентризмом. Но эти понятия имеют существенные различия по своей природе. Эгоизм — это комплексная характеристика личности. Эгоцентризм — это способ мышления, при котором люди во всех ситуациях ставят себя в центр мира и живут в соответствии с этими представлениями. Эгоцентризм невозможен без эгоизма, но последнее явление является более широким.
Эгоистичным личностям свойственно наличие искажённого отношения к себе. У таких людей присутствует завышенная или заниженная самооценка. Человек превозносит себя над другими людьми или считает себя хуже.
Эгоизм и себялюбие
Не стоит путать понятия эгоизма и себялюбия. Себялюбие или нарциссизм — это черта характера, которая проявляется в чрезмерной любви к самому себе. Оно сопровождается завышенной самооценкой, которая не соответствует действительному положению вещей.
Эгоизм — более сложное явление. Это не чувственное выражение или черта характера, это сложная система поведения с различной степенью выражения у каждого человека.
Привычки эгоистичной личности
Эгоизм достаточно просто распознать. Эгоистичные личности проявляют себя следующим образом:
- Склонность к паразитическому образу жизни — достижение целей за счёт супруга, родителей, коллег.
- Отсутствие баланса во многих сферах жизни — режим, рацион, развлечения и работа, одежда, предметы роскоши.
- Низкая мотивация при выполнении общественно полезной деятельности и в случае самосовершенствования.
- Постепенная стагнация и деградация мышления.
- Склонность к иллюзиям, депрессии, апатии, зависимостям.
- Преобладание материальной сферы над духовной.
- Проблемы с адекватной оценкой поступков с точки зрения нравственности и морали.
Формирование и ослабление эгоизма
Механизм формирования эгоистичной системы взглядов у личности — процесс сложный и длительный. Забота о себе, боязнь за своё здоровье и жизнь заложена в инстинктах и проявляется с рождения. По мере взросления на степень «концентрации на себе» влияет воспитание. Малыш копирует поведение и отношение к жизни у авторитетов (родители, бабушки и дедушки, позднее — друзья, значимые взрослые люди).
Есть ряд факторов развития в детстве, которые влияют на степень проявлений эгоизма:
- Ребёнок — единственный в семье.
- Ребёнок — любимец семьи.
- Малыш отличается привлекательной внешностью или какими-либо талантами.
- Дети, которых долго ждали в семье, рождённые «для себя».
- Младший из братьев и сестёр в семье, где несколько детей.
- Равнодушное отношение со стороны родственников.
- Болезненный ребёнок.
- Чрезмерная опека или излишняя самостоятельность.
Степень эгоизма зависит от интеллектуального уровня. Грамотный и образованный человек, понимающий жизнь, в меньшей степени склонен к проявлению крайних форм рассматриваемого явления.
Неудачи и психологические травмы также оказывают существенное влияние на формирование эгоизма. Отсутствие успеха, негативное отношение окружающих людей формирует пренебрежительное отношение к интересам других людей, приводит к пониманию того, что помочь себе можно, только если ставить себя выше окружающих.
Перевоспитать взрослого эгоиста практически невозможно. Снижение эгоистичных устремлений часто происходит в результате трагедии, потери. Это могут быть самые разные ситуации — смерть близких, банкротство, утрата чего-то важного.
Особенности общения с эгоистами
Существует несколько линий поведения с эгоистами. Выбор зависит от формы отношений с эгоистом и степени проявления этого явления.
- Полное игнорирование, избегание всяческого общения. Такое поведение характерно по отношению к ярко выраженным и примитивным личностям, зацикленным на себе.
- Сведение общения к доброжелательному, поверхностному общению, но от более тесного взаимодействия с эгоистом человек уходит путем дипломатических приемов.
Серьёзной проблемой является выстраивание близких отношений с эгоистом. В таком случае придётся жертвовать собственными интересами, идеалами, целями. Эгоистичная личность будет стремиться занять в паре лидерское положение. Иначе она не может.
Ярко выраженные эгоисты неспособны искренне любить или заботиться о других. Чувства и отношение в таких случаях показные, направленные на достижение собственных интересов (наличие семьи, готовый обед и чистота дома, дети, обеспеченная жизнь). В таких отношениях сложно добиться доверия, честности и искренности.
Жизнь семьи подчинена интересам эгоиста (лидера, главы семьи). Вторая половинка в таком случае часто будет лишена личной жизни, своего пространства, индивидуальных интересов.
Что такое эгоизм
Значение слова эгоизм
Значение слова эгоизм для человека принято считать который ставит свои интересы выше интересов других.
Хорошо или плохо это об этом немного поговорим в этой статье чуть ниже
Эгои́зм (от лат. ego — «я») — поведение индивидуума, определяющее собственную пользу, выгоду, ставящее свои интересы выше интересов других.
В противовес эгоизма принято считать доброта, милосердие или научно альтруизм, хотя существуют взгляды на эгоизм, такие как:(разумный), гедонизм.
Иными словами отдает больше чем берет для себя.
Все несчастные люди стали такими вследствие того, что они желали счастья только себе.
Все счастливые стали такими вследствие того, что они желали счастья всем другим
/Шантидева/
Краткое содержание статьи почему люди становятся эгоистами
Поведение эгоизма
Эгоизм определяется в быту — это жизнь собственными интересами и взглядами,не противоречащие интересам других.
Природа создает человека таким какой он есть и в этом есть свои определения и тайны создания природы,как мы с развитием начинать верить в существование бога.
И в то,что эгоизм внедряется в человеческую плоть,как движущая развивающая сила.Без этого человек не способен само совершенствоваться как личность.Сильные эгоистические привязанности рождают одну лишь боль и разочарования — когда человек погружается в желание наслаждаться, он погружается в страдания.
Эгоизм примеры из жизни
Нередко бывает в отношениях родителей и детей такое.Например, девочка вылил горячий чай на себя, а в ответ:
— Да откуда у тебя руки растут дура.
Или ребенок споткнулся и упал
– Да что ты под ноги не смотришь» и подзатыльник вдобавок.
И такие ситуации сплошь и рядом, когда близкий допускает ошибку, от которой ему и так становится плохо.
А близкие люди, вместо поддержки и любви, накидываются на человека с критикой, упреками и претензиями.
Это и есть эгоизм в отношениях.
Что скрывается за таким поведением, какие несказанные слова
– «Как ты мог так поступить – мне от этого больно».
Чаще всего люди неправильно реагируют на происходящее, что у окружающих вызывает одну лишь боль.
Что влияет на эгоизм
Неопределенный человек в цели жизни мало вероятно направит свой эгоизм в правильном направлении.
В этом случае эгоизм всецело поглощает человека только на самый низкий уровень эгоизма.
Прежде чем кого-либо за что-то осуждать, порядочному, искреннему человеку пристало вспомнить о себе.
Не поступал ли он и сам когда-нибудь подобным образом по заблуждению или по воле неблагоприятных обстоятельств
Удовлетворение своих личных потребностей,мало отличимых от диких существ основанных на потреблении необходимое ему количество продуктов.
Чтобы искать их и бороться за их приобретение со всеми другими существами, обеспечивать свою безопасность.
Также сексуальное удовлетворение относится к потребностям эгоизма.
Принцип эгоизма в деловом общении
Чем больше удовлетворяет,тем больше растут желания.
Это можно легко проследить, глядя например, на известных артистов и певцов.
Достигнув высот в карьере стремятся в политику.
Или как говорится в народе «съехал с катушек», начинается «звездная болезнь».
Слава, деньги и почести –этого уже недостаточно.
Теперь им нужна власть или нечто большее, определяющее чувство собственной значимости.
Чем больше эгоизм, тем сложнее ему противостоять.
Их эгоизм вырос и не перешел на следующий уровень снижающий эго, обычно что должно происходить с возрастом
Стадия эгоизма
В ученных кругах, исследующие тему эгоизма есть гипотеза, что существуют четыре уровня эгоизма.
В зависимости от многих объективных и субъективных показателей.
Например воспитание, возраст, среда обитания, здоровье, ум, профессионализм и многое другое.
Это делится по возрасту:
1.Младенчество и Детство/детсад, школа/
2.Юность/учеба лицей, институт, университет/
3.Зрелость/учеба, работа, женитьба, дети, академия
4.Мудрость/учеба, работа, женитьба, дети, внуки, академия/
Большая часть эгоизма проявляется по понятным причинам в детском периоде.
Самая низкая ступень равная 100%/
Высшая в период мудрости в пожилом возрасте, переходящая на сторону альтруизма. /Разум и мысли людей работают на обслуживание того,что должно служить людям/
Уровни эгоизма
1.Самый маленький уровень эгоизма-это желания телесные/еда, секс, развлечения/.
Особое влияние на формирование эгоизма оказывает воспитание в раннем школьном и дошкольном возрасте.
2.Самый высокий уровень -это жажда знаний используемый для удовлетворения потребностей окружающего мира.
Это и есть счастливое общество /словами религии рай на земле/.
Основной этап формирования характера, как индивид поймет мораль и как примет для себя бескорыстную заботу о благополучии других.От этого будет зависеть и дальнейшая его судьба.
Ведь не секрет мы выбираем в свой круг людей добрых, отзывчивых, желающих помочь в любую минуту, а не наоборот.
Не маловажный фактор эгоизма влияет на чувство собственного достоинства и чувство своей значимости.
Как не крути вся человеческая жизнь сводится к этому.
Можно ли быть не эгоистом
Человеческое общество не совершенно так же как и вся природа с животным миром.Есть грубость жестокость насилие и убийства, а значит и должно быть и обратное в смысле защиты от этого.Вот в этом и заключается наш эгоизм.Если не было бы эгоизма то вряд ли мы смогли жить в абсолютном спокойном обществе.Нас пока защищает понятие «моё», а это и есть эго.
В процессе жизни человек понимает смысл жизни и переформатирует свои взгляды на окружающий мир.
Начало эгоизма
Природа наделяет свойством разумного эгоизма именно с рождения.
Это и есть самый низкий уровень разумного эгоизма.
Родившийся ребенок прижимая ручки и ножки к себе плачет и кричит.
Тем самым требует к себе внимания, что ему больно, холодно, голодно и не комфортно.
Он инстинктивно проявляет естественный эгоизм в отличие разума.
И на начальном этапе роста и развития человека появляется мораль который культивирует эгоизм.
В силу воспитания и восприятия окружающей среды постепенно снижается уровень эгоизма и постепенно в период пожилого возраста переходит в другую фазу эгоизма
Предыдущая статья:
Онлайн игры зачем нужны
описание, суть и основная концепция
Когда в диалогах философов начинает затрагиваться теория разумного эгоизма, невольно всплывает фамилия Чернышевского Н. Г., многогранного и великого писателя, философа, историка, материалиста, критика. Николай Гаврилович вобрал в себя все лучшее – стойкий характер, непреодолимое рвение к свободе, четкий и рациональный ум. Теория разумного эгоизма Чернышевского – это очередная ступень в развитии философии.
Определение
Под разумным эгоизмом следует понимать философскую позицию, которая устанавливает для каждого индивидуума первенство личных интересов над интересами других людей и общества в целом.
Возникает вопрос: чем разумный эгоизм отличается от эгоизма в прямом его понимании? Сторонники разумного эгоизма утверждают, что эгоист думает только о себе. В то время как разумному эгоизму невыгодно пренебрегать другими личностями, и попросту он представляет собой не эгоистичное отношение ко всему, а всего лишь проявляется как недальновидность, а иногда даже как глупость.
Другими словами, разумным эгоизмом можно назвать способность жить своими интересами или мнением, не противореча мнению других.
Немного истории
Разумный эгоизм начинает зарождаться еще в античный период, когда Аристотель отвел ему роль одной из составляющих проблемы дружбы.
Далее, в период французского Просвещения, Гельвеций рассматривает разумный эгоизм как невозможность сосуществования осмысленного баланса между эгоцентричной страстью человека и общественными благами.
Более подробное исследование данный вопрос получил у Фейербаха Л. По его мнению, добродетель человека опирается на чувство собственного удовлетворения от удовлетворения другого человека.
Глубокое изучение теория разумного эгоизма получила у Чернышевского. Оно опиралось на трактование эгоизма индивидуума как на выражение полезности человека в целом. Исходя из этого, если сталкиваются корпоративные, частные и общечеловеческие интересы, то главенствовать должны последние.
Взгляды Чернышевского
Свой путь философ и писатель начал с Гегеля, говоря всем, что принадлежит только ему. Придерживаясь гегелевской философии и взглядов, Чернышевский тем не менее отвергает его консерватизм. А познакомившись с его сочинениями в подлинниках, начинает отвергать его взгляды и видит в гегелевской философии сплошные недостатки:
- Творцом действительности у Гегеля был абсолютный дух и абсолютная идея.
- Разум и идея являлись движущими силами развития.
- Консерватизм Гегеля и его приверженность феодально-абсолютистскому строю страны.
В итоге Чернышевский стал подчеркивать двоякость теории Гегеля и критиковать его как философа. Наука продолжала развиваться, а гегелевская философия для писателя устарела и потеряла смысл.
От Гегеля — к Фейербаху
Не удовлетворившись гегелевской философией, Чернышевский обратился к трудам Л. Фейербаха, что впоследствии заставило его назвать философа своим учителем.
В своей работе «Сущность христианства» Фейербах утверждает, что природа и человеческое мышление существуют отдельно друг от друга, а высшее существо, созданное религией и фантазией человека, является отражением собственной сущности индивидуума. Данная теория очень вдохновила Чернышевского, и он нашел в ней то, что искал.
И даже находясь в ссылке, он писал своим сыновьям о совершенной философии Фейербаха и о том, что он остался его верным последователем.
Суть теории разумного эгоизма
Теория разумного эгоизма в работах Чернышевского была направлена против религии, богословской морали и идеализма. По мнению писателя, индивид любит только себя. И именно себялюбие побуждает людей к действиям.
Николай Гаврилович в своих работах говорит о том, что в намерениях людей не может существовать нескольких разных натур и все множество человеческих желаний действовать исходит из одной натуры, по одному закону. Имя этому закону – разумный эгоизм.
Все человеческие поступки основываются на мысли индивидуума о его личной пользе и благе. К примеру, разумным эгоизмом можно считать жертвование человека собственной жизнью ради любви или дружбы, ради каких-либо интересов. Даже в таком действии лежит личный расчет и вспышка эгоизма.
В чем заключается теория разумного эгоизма согласно Чернышевскому? В том, чтобы личные интересы людей не расходились с общественными и не противоречили им, принося пользу другим. Только такие принципы принимал и пытался донести до других писатель.
Теория разумного эгоизма кратко проповедуется Чернышевским как теория «новых людей».
Основная концепция теории
Теория разумного эгоизма оценивает выгоду от человеческих взаимоотношений и выбор самых выгодных из них. С точки зрения теории, проявление бескорыстия, милосердия и благотворительности абсолютно бессмысленны. Смысл имеют лишь те проявления этих качеств, которые приводят к пиару, получению прибыли и т. п.
Под разумным эгоизмом понимают умение находить золотую середину между личными возможностями и потребностями остальных. При этом каждый индивидуум исходит исключительно из любви к самому себе. Но имея разум, человек понимает, что если будет думать только о себе, то столкнется с огромным множеством проблем, желая всего лишь удовлетворения личных потребностей. Вследствие этого индивиды приходят к личностному ограничению. Но делается это опять же не из любви к другим, а из-за любви к себе. Поэтому в данном случае целесообразно говорить о разумном эгоизме.
Проявление теории в романе «Что делать?»
Поскольку центральной идеей теории Чернышевского была жизнь во имя другого человека, то именно это и объединило героев его романа «Что делать?».
Теория разумного эгоизма в романе «Что делать?» выражается ни в чем ином, как в этическом выражении необходимости взаимной помощи и объединения людей. Героев романа именно это и соединяет. Источник счастья для них – служение народу и успех того дела, которое является смыслом их жизни.
Принципы теории применительны и к личной жизни героев. Чернышевский показал, как в любви всецело проявляется общественное лицо индивида.
Человеку непросвещенному может показаться, что обывательский эгоизм героини романа Марьи Алексеевны очень близок к эгоизму «новых людей». Но суть его лишь в том, что он направлен на естественное стремление к добру и счастью. Единоличная выгода индивида должна соответствовать общественным интересам, отождествленным с интересами трудового народа.
Одинокое счастье не существует. Счастье одного индивида зависит от счастья всех и общего благосостояния в обществе.
Чернышевский как философ никогда не защищал эгоизма в прямом его значении. Разумный эгоизм героев романа отождествляет свою выгоду с выгодой остальных людей. К примеру, освободив Верочку от домашнего гнета, избавив ее от необходимости выходить замуж не по любви и убедившись, что она любит Кирсанова, Лопухов уходит в тень. Это один из примеров проявления разумного эгоизма в романе Чернышевского.
Теория разумного эгоизма – философская основа романа, где нет места себялюбию, корысти и индивидуализму. Центром романа является человек, его права, его выгоды. Этим писатель призывал отказаться от разрушающего накопительства ради достижения истинного человеческого счастья, какими бы неблагоприятными условиями ни обременила его жизнь.
Несмотря на то что роман был написан в 19-м веке, его основы применимы и в современном мире.
Почему нужно быть эгоистом — Aktualnoe.net
Просмотры: 4 822
С малых лет нас учат делиться игрушками, помогать другим, да и вообще отдавать последнюю рубашку ближнему своему. Даже если это идет вразрез с собственными интересами.
Так принято в социуме, и наше поведение должно быть правильным и соответствовать нормам. Стоит хоть раз сказать кому-то «Нет», и мы сразу услышим: «Ты эгоист!», «Думаешь лишь о себе!». Ничего удивительного! Ведь в нашем обществе уважают такие качества личности, как служение другим, жертвенность, самоотверженность. Боготворят людей, посвятивших свою жизнь сиротам или тяжелобольным. А тех, кто не желает кидаться на амбразуру в ущерб себе, обвиняют в эгоизме. Кто такой эгоист? В представлении большинства — это лентяй, обманщик, грубиян, заставляющий страдать окружающих во имя своих целей. Нам с детства внушают, что думать о собственной выгоде – очень плохо. Поэтому ко всем, кто имеет свои желания и ставит их выше чьих-то интересов, прилипает позорное клеймо «Эгоист». С другой стороны, что плохого в том, что человек умеет отказывать и не хочет идти на поводу у кого-то? Почему он должен стараться для других, если при этом ущемляются его интересы?
Происхождение термина
Если человек не может личные цели ставить выше коллективных, то кто это сделает? Кто будет жить за него? Из ребенка, которому твердят, что быть эгоистом плохо и пресекают все попытки поступить по-своему, вырастет слабовольный человек. Такие люди всю жизнь идут у кого-то на поводу. Они отказываются от перспективной работы в другом городе, потому что «где родился, там и пригодился». Женятся (выходят замуж), потому что уже пора. Рожают ребенка, так как дети знакомых уже пошли в первый класс. А годам к пятидесяти осознают, что жизнь как-то не сложилась. Такие люди не могут сделать счастливыми близких, потому что сами глубоко несчастны. А ведь если бы они когда-то подумали о собственных интересах и проявили настойчивость, то все было бы иначе. Поэтому эгоистичное поведение даже полезно. Что такое эгоизм? Термин происходит от латинского слова ego – «Я». Дословный перевод – «я есть». Означает любовь к себе и поведение, направленное на удовлетворение собственных потребностей. Почему же общество негативно относится к эгоистам, ведь у них есть четкое осознание себя. Они знают, чего хотят и стремятся этого достичь.
Преимущества эгоизма
По мнению ученых, умеренное проявление эгоизма делает людей счастливыми. В 2012 году американские психологи провели социальный эксперимент над студентами. Они собрали 216 учащихся и поделили их на три группы. Каждому участнику выдали по два доллара. Первой группе разрешили забрать деньги себе, второй – пожертвовать в благотворительный фонд, а третьей предложили варианты, на что их потратить. Затем студентов опросили, чтобы узнать, кто чувствовал себя лучше всех. Самыми счастливыми оказались те, кто потратил доллары на себя.
Получается, эгоистичные действия действительно полезны для человека, но лишь в тех случаях, когда они одобрены обществом. При этом мало кто слышал о таком понятии, как здоровый или разумный эгоизм. Это способность человека жить личными интересами и не противоречить интересам окружающих. Быть здоровым эгоистом нужно каждому, потому что такой человек:
- умеет отказывать, никому не позволяет садиться себе на шею, за что его и уважают. Окружающие воспринимают его как человека ценящего свое время и труд.
- адекватно реагирует, услышав «Нет» от других. Он не станет предъявлять претензии или, наоборот, копить обиды.
- всегда знает, что ему нужно. Он реализует собственные желания, а не прихоти коллег, родителей, друзей.
- самодостаточный и на него не влияет зависимость от мнения окружающих. Эгоист не ждет чьей-то похвалы. Его не волнует чужое мнение, и не обижает критика в свой адрес.
- не стоит перед трудным выбором: себе или другим. Он четко осознает, в каких ситуациях готов жертвовать личными интересами, а в каких, нет.
- умеет бескорыстно помогать другим и быстро об этом забывает. Он не станет культивировать в ком-то чувство вины, чтобы в нужный момент сказать: «Я так для тебя старался, а ты не ценишь» или «Я же помогал тебе, теперь твоя очередь».
- любит себя и делает счастливыми других. Семью он воспринимает как часть себя, которая достойна всего самого лучшего. Его близкие люди окружены заботой и вниманием.
Здоровый эгоист живет в гармонии с собой. При этом он хочет больше, чем имеет. Эгоисту не достаточно кусочка пирога, ему нужен весь пирог. Такой человек ищет способы достижения желаемого, постоянно что-то делает, занимается саморазвитием. Именно благодаря здоровому эгоизму были сделаны многие научные достижения и открытия.
Крайняя степень эгоизма и его противоположность
Некоторые люди зациклены на собственной персоне и считают, что мир вращается вокруг них. Они с упоением рассказывают о своих достоинствах, умениях и многократно повторяют: «Я», «Мне», «Для меня». Такое состояние называется эгоцентризм и представляет крайнюю степень эгоизма. Иными словами – это неспособность и нежелание человека принимать чужое мнение. Собственная точка зрения для него всегда единственно верная. Эгоцентрист ощущает превосходство над другими и не замечает их потребностей. В его поведении отсутствует эмпатия и сочувствие. Он не способен услышать и понять другого человека. Если эгоист может что-нибудь сделать для кого-то, то эгоцентрист не способен на такой поступок. Этот человек, наоборот, считает, что окружающие должны и обязаны исполнять его прихоти, поскольку он такая «уникальная» личность. Эгоист обладает гибкостью и может подстроиться под любую ситуацию, в отличие от эгоцентриста, который ни при каких обстоятельствах не изменит свое мнение. С эгоцентричным человеком трудно ужиться. Он игнорирует чужие просьбы, диктует свои условия и становится домашним тираном. Члены его семьи все время пребывают в нервном напряжении и не знают, как избавиться от стресса.
Эгоизм принято считать плохой чертой характера, которую общество активно осуждает. Зато его противоположность – альтруизм, народ воспринимает, как положительное качество личности. Кто такой альтруист? Это человек, для которого потребности других важнее собственных. Если эгоист жертвует чужими интересами ради себя и своей семьи, то альтруист, наоборот, готов помогать другим себе во вред. Он возьмется за работу сослуживца, отложив свою на неопределенное время. Пропустит семейное торжество, чтобы помочь другу клеить обои. Одолжит соседу последние деньги, посадив семью на голодный паёк. Может вынести вещи из квартиры, потому что кому-то они нужны больше. Девиз альтруиста — «Жить для других», но только не для себя и своих близких. Иногда он стремится помочь даже там, где его об этом не просят. Такой человек старается всем угодить, сознательно ущемляя собственные интересы. Поэтому большинство альтруистов безвольные и неуверенные в себе люди.
Получается, что быть эгоистом гораздо лучше, чем эгоцентристом или альтруистом. Забота о собственном благополучии и любовь к себе – естественное стремление человека, имеющего адекватную самооценку. Если знакомый попросил занять крупную сумму на год, а вы ему отказали, то, вас можно назвать эгоистом. С другой стороны, вы зарабатывали деньги для себя. Тогда почему должны с кем-то делиться? Ради чего ущемлять свои интересы? Может, лучше друг возьмет кредит, найдет подработку и самостоятельно решит свои финансовые трудности. Здесь как раз речь идет о здоровом эгоизме, когда свои потребности важнее чужих. Другое дело, если человек в день рождения сына отправляется на дачу к друзьям. Родитель жертвует интересами ребенка ради собственных. А вот это уже нездоровый эгоизм.
Старайтесь достигать своих целей, соблюдая морально-этические нормы, при этом не ущемлять потребности других людей. Живите здесь и сейчас. Реализуйте свои желания, даже если они вам кажутся безумными. Хотите заняться дайвингом, научиться играть на трубе или говорить по-французски? Вперед, это ваша жизнь и она одна. Ставьте цель, и смело идите к ней. И тогда в старости вы будете благодарны себе за насыщенную жизнь полную событий.
Материал подготовила Дарья Лычагина
Эгоизм — это поведение человека, где он стремится добиться своих целей, комфортной жизни, совершенно не считаясь с окружающими людьми. Иногда, он проявляется немного мягче, когда человек ставит себя на первое место, но при этом не задевает потребности других. В пределах нормы, это хорошее качество, более того, оно заложено нам природой, для того, что-бы можно было выжить. С другой стороны, нередко эгоизм переходит дозволенную черту, и в итоге страдают окружающие люди.
Что нужно знать о проявлении эгоизма?
Если человек не ставит мнение окружающих абсолютно ни во что, и живет лишь для комфорта себя любимого, это однозначно, свидетельствует о его эгоистичном характере. Здесь стоит сказать, что в зависимости от того, каким образом он проявляет себя, можно понять, когда эгоизм переходит границы дозволенного.Эгоист склонен вести разговор лишь о себе, ему все равно, что там у других. Какие, возможно, проблемы, или наоборот радости, его не интересует. В то время, он полностью сосредоточен на себе. Таким людям присущи лидерские качества, уверенность в себе, завышенная самооценка. Они считают себя центом Вселенной и думают, что остальные люди созданы для служения им.
Откуда берется эгоизм?
В основном, эгоистичный характер, лежит в ошибках при воспитании в детстве.1. Родители всегда твердили ребенку, что он самый лучший, красивый, успешный, любимый и так далее. Кроме того, обычно, мама с папой будущего эгоиста, склонны к самопожертвованию ради своего чада. Впоследствии человек понимает, что ради его интересов, родители отказывались от своих. Соответственно, он считает, что так должны поступать и все остальные люди.
2. Недостаток внимания со стороны родителей. Здесь все идет от обратного, то есть, маленький человек, недополучивший должного внимания в детстве, впоследствии, начинает доказывать всем, что он чего-то стоит. В конце концов, он становится также эгоистом, не умеющим любить и отдавать.
Как общаться с эгоистом?
В этой жизни, приходиться сталкиваться с разными людьми, нередко попадаются самые настоящие эгоисты. В зависимости от того, какое значение этот человек приносит в жизни можно разобрать, некоторые типы общения с такими людьми.Если эгоист является случайным человеком и с ним не придется общаться постоянно, вполне возможно не обращать внимание на некоторые его неприятные качества. Следует смотреть на ситуацию, и вести разговор вежливо не переходя на личности.
Когда же, человек с эгоистичным характером, родственник, друг, коллега, начальник, то есть, тот, с кем не хотелось бы портить отношения, можно подпитывать его самолюбие, выражая согласие с его точкой зрения. Такие люди очень любят, когда с ними соглашаются и уважают его личность. Здесь нужно отметить, что для себя, по возможности, лучше не вести с ним продолжительные беседы.
Если эгоист — это любимый человек, стоит понять, что от него нельзя дождаться внимания и заботы. Придется полностью раствориться в нем и забыть свои интересы. Кстати, друзей также придется оставить на дальний план. Ведь эгоист не потерпит рядом с собой личность со своим мнением, и возможностью уделять внимание кому-то еще кроме него.
Как бы не было, здоровый эгоизм не помешает никому, но здесь самое главное, чувствовать ту тонкую грань, где он уже начинает мешать окружающим.
Писатель встречает друга, долго и нудно рассказывает ему о себе. Наконец он говорит: «Я так долго говорил о себе. Теперь давай поговорим о тебе. Как тебе нравится моя последняя книга?» – такой анекдот приводит Эрих Фромм в одной из своих книг, в разделе, посвященному нарциссизму.
Наверное, каждый знает мифическую историю про древнегреческого юношу Нарцисса , который, взглянув в воду, был поражен красотой своего лица и влюбился в себя. С того самого дня Нарцисс все время проводил у воды, любуясь своей внешностью. Боги за это превратили его в цветок.
Но мы не будем углубляться в столь психологическое понятие, которое является одной из форм проявления эгоизма, для нас будет проще рассмотреть эту тему в общем контексте.
Так, все-таки, эгоизм – это плохо или хорошо?
В словарях, естественно, ученые разных сфер (психологии, социологии, философии и т.д.) стремятся дать самое объективное объяснение данному понятию, от которого любой специалист или просто заинтересованная личность могут отталкиваться.
Чтобы более четко понять категорию эгоизма, обратимся к словарям.
Например, в философском словаре: «эгоизм – точка зрения, позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успе
Эгоизм — сущность моральной порочности
Луки 6: 32-34Ибо если ты любишь тех, кто любит тебя, что ты благодарен? ибо грешники также любят тех, кто их любит.…
I. Давайте рассмотрим, почему грешники любят себя. В тексте ясно предполагается, что грешники любят самих себя, потому что они, как говорят, любят тех, кто их любит, что нельзя объяснить, если бы они были полностью лишены любви к себе. В других местах Писания говорится, что они сами любят друг друга и ищут своих собственных вещей, а не вещей других.Но это слишком очевидно из опыта и наблюдений, чтобы нуждаться в каких-либо доказательствах. Грешники, конечно, любят себя. Но почему? Каждое существо, возможно, рациональное или иррациональное, получает удовольствие от получения его надлежащей пищи; но эта любовь к еде — это не любовь к себе или эгоизм. Святой и грешник могут одинаково любить мед, потому что он приятен на вкус; но эта любовь к меду не является ни заинтересованной, ни бескорыстной любовью и, конечно, ни добродетельной, ни порочной. Мужчины никогда не любят какую-то особую еду из моральных побуждений, но из конституции их природы, в которой они пассивны и не имеют активной заботы.Случай отличается в любви к себе. В этом они правильно действуют и действуют из морального мотива. Грешники любят себя не потому, что они являются частью интеллектуальной системы, и не потому, что общее благо требует, чтобы они считали свое личное счастье, а потому, что они сами. Они любят свои собственные интересы, потому что они принадлежат им самим, в отличие от интересов всех других сотворенных или несозданных существ. Это свободное, добровольное упражнение, которое противоречит их разуму и совести и которое, как они знают, по своей природе неверно.Их интересы на самом деле не более ценны для того, чтобы быть их, чем если бы они принадлежали другим; и они сами по себе не более ценны, чем другие существа с тем же характером и способностями. Следовательно, любить себя, потому что они сами по себе, значит любить себя по мотивам, свойственным эгоистичным созданиям. II. Мы должны рассмотреть, почему грешники любят других. Наш Спаситель сказал Своим ученикам, что если бы они были от мира, мир бы их любил. И Он сказал в тексте, что грешники любят тех, кто любит их.По той же причине, по которой грешники любят себя, они, естественно, любят тех, кто любит их и склонен делать им добро. Поскольку они любят свой собственный интерес, потому что это их собственный, они любят каждого человека или объект, который служит повышению или сохранению их собственных интересов. Они не ценят и не любят других, потому что они ценны и достойны того, чтобы их любили, а просто потому, что рассматривают их как средство или инструмент обеспечения или продвижения своего личного счастья. Они ценят своих собратьев по той же причине, что и свои дома и земли, стада и стада.III. Осталось спросить, ПОЧЕМУ НЕТ НРАВСТВЕННОЙ БЛАГОПОЛУЧИЯ В ЛЮБВИ, КОТОРЫЙ ГРЕШНИЦЕ УПРАЖАЕТСЯ НА СЕБЯ И ДРУГИХ? Христос предполагает, что все они знают природу своей любви и что в этом нет ничего добродетельного или достойного похвалы. «Если вы любите тех, кто любит вас, то что вы благодарите?» Мы никогда не благодарим людей за любовь к себе или за то, что любили нас просто ради себя. Это единодушное чувство человечества, что в этой любви нет добродетели, которая полностью вытекает из корыстных побуждений.Но почему? Вот тогда я бы заметил: Что в любви, которую грешники чувствуют и выражают, нет моральной добродетели, потому что она не соответствует той любви, которую чувствует и выражает Бог. Он добр ко всем, и Его нежные милости превышают все Его дела. Он ищет не только Своей славы, но и истинного блага других. Оно не соответствует любви к Богу, которая является стандартом морального совершенства. В эгоистичной любви грешников нет моральной добродетели, потому что она не подчиняется Божественному закону.Этот закон требует, чтобы они любили Бога всем сердцем и любили своих собратьев как самих себя. Но когда они любят себя, потому что они сами, и любят других только потому, что они получили или ожидают получить от них пользу, подчиняются ли они Божественному закону? В эгоизме грешников нет нравственной добродетели, потому что это сущность всего морального зла. Все зло сатаны заключается в его эгоизме. Он любит себя, потому что он сам, и любит только тех, кто любит его, потому что их любовь способствует тому, что он считает своим делом и интересом.ПОВЫШЕНИЕ: 1. Если грешники могут любить себя и других по простым эгоистичным мотивам, тогда легко объяснить все их доброе и дружеское поведение по отношению к своим собратьям, в соответствии с их полной развращенностью. Если моральная порочность грешников заключается в эгоизме, то моральная порочность Адама заключалась в эгоизме, а не в простом недостатке святости. Если грешники постоянно находятся под влиянием эгоизма, то они должны испытать существенные изменения в своих чувствах, чтобы спастись.5. Если грешники любят себя, потому что они сами, что эгоистично и греховно, то после того, как они переживают спасительный переход от эгоизма к доброжелательности, они любят себя совершенно не так, как раньше. Они любят себя так же, как Бог любит их. Наконец, из этого рассуждения следует, что крайне необходимо объяснить и привить тотальный эгоизм грешников. Они никогда не поверят, что они полностью развращены, пока не увидят, в чем заключается полная развратность.()
Параллельные стихи
KJV: Ибо если вы любите тех, кто любит вас, что вы благодарите? потому что грешники также любят тех, кто их любит.WEB: Если вы любите тех, кто любит вас, что это значит для вас? Ведь даже грешники любят тех, кто их любит.
Пять Сил — Изучение Буддизма
Во время смерти мы также можем применить эти пять сил. Этот процесс описан в следующем стихе:
Направляющая инструкция для махаянского переноса ума — это сами пять сил, придающие значение моему пути депортации.
Deportment означает, как мы действуем. У нас хорошее поведение, если мы будем действовать правильно в этой критической ситуации нашей смерти. В целом, этот стих относится к лучшему типу махаянского переноса ума во время смерти, который на тибетском языке называется пова (‘ фо-ба ).Лучший тип пова не в том случае, когда мы представляем, что наш разум вырывается из тела и отправляется в какую-то чистую землю, а в том, чтобы применять пять сил сами. Это лучший перенос ума в лучшие обстоятельства во время смерти, поскольку он позволяет нам идти по пути бодхисаттвы в будущих жизнях. Поэтому, когда мы умираем, важно помнить, чтобы применить эти пять сил снова.
Намерение относится к лучшей умирающей молитве на нашем смертном одре: «Пусть я смогу развить бодхичитту и твердо удерживать ее в царстве бардо между жизнями и в моих следующих жизнях.«Это лучший способ перевести наше сознание в состояние перерождения, способствующее дальнейшему развитию бодхичитты.
Собственно, так и умер Геше Чекава. У него было еще более сильное намерение бодхисаттвы, которое гласило: «Могу ли я переродиться в одном из царств ада, чтобы иметь возможность помогать другим там». Эта молитва должна быть искренней. В результате такой молитвы обычно происходит то, что мы рождаемся в одном из этих адских царств только на очень короткое время, а затем сразу после этого мы получаем очень чудесное перерождение благодаря всей положительной силе, которую мы создали вверх.Однако, если конечная цель молитвы состоит в том, чтобы просто ненадолго подпрыгнуть в ад и затем получить действительно хорошее перерождение, это не будет считаться практикой бодхисаттвы, поскольку такого рода намерение только для наших собственных эгоистичных целей. , Мы должны действительно хотеть переродиться в одном из адов и иметь реальное желание помочь существам там.
Несмотря на свои молитвы, когда Геше Чекава умер, он получил признаки того, что его молитва не будет выполнена. У него были признаки того, что он должен был возродиться в какой-то замечательной ситуации, поэтому он был очень расстроен во время своей смерти.Его ученики спросили его, почему он грустит, и вот как эта история вышла. Он сказал: «Я всегда молился, чтобы возродиться в аду, и теперь я вижу, что этого не произойдет».
Возрождение в прекрасном состоянии является результатом таких альтруистических мыслей, как, конечно, у Геше Чекава, но все же мы должны быть готовы отправиться в ужасное место, полное страданий и лишений. И в этой жизни Серконг Ринпоче всегда ходил в самые плохие места для обучения — места, которые никто не хотел посещать, например, тибетские солдаты, которые были частью индийской армии на границе с Гималаями.Несмотря на то, что он был стар, он ходил на яке в высокие горы, чтобы обучить этих тибетских солдат. Именно с этой традицией я также путешествовал, чтобы преподавать Дхарму в коммунистических странах (когда они были коммунистами), а затем вокруг Южной Америки, Африки и исламского Ближнего Востока в конце 80-х и начале 90-х годов. Я бы пошел в самые трудные места, куда никто не хотел идти. Итак, во время смерти у нас могло бы быть желание: «Даже если бы не в адских сферах, мог бы я родиться в месте, где нет Дхармы, чтобы иметь возможность помогать и обучать других там.
Вторая сила в момент смерти — это сила белого семени , которая должна отдать все другим, чтобы мы не умерли с тяжелым багажом, как это было раньше. Мы делаем это потому, что все наши вещи и так далее будут считаться мусором, когда мы умрем и выброшены нашими родственниками, которые не хотят иметь с ними дело. Намного лучше отдать вещи или избавиться от них сейчас, пока мы можем. Мы также не должны привязываться к своим собственным телам. Скорее, мы должны отдать их червям или тому, что съест наши тела, если мы будем похоронены в земле.Если мы очень привязаны к своим телам — если использовать ужасный пример — мы можем переродиться как червь, заползая в наш скелет и выходя из него и съедая нашу плоть. Чтобы избежать такой ситуации, лучше всего давать бесплатно сейчас, а мы можем.
Третья сила — это сила привыкания . Поскольку мы умираем, то, что мы пытаемся сделать, это оставаться пристрастным к бодхичитте. По мере того, как наше сознание становится все более и более тонким, когда мы проходим через процесс умирания, мы должны стараться, насколько это возможно, сосредоточиться на бодхичитте.Это означает сосредоточиться на наших собственных будущих просветлениях, которых мы стремимся достичь. Мы делаем это с намерением, которое мы установили ранее: «Я хочу стремиться к просветлению во всех будущих жизнях, чтобы наилучшим образом помогать всем». Проходя через процесс умирания, мы стараемся близко познакомиться с этим намерением, если мы сможем сделать это с некоторой ясностью ума — но, конечно, только если процесс смерти происходит медленно, а не быстро, как попадание в грузовик ,
Очень важно, чтобы мы привыкли к этой силе привыкания и в течение нашей жизни, потому что часто случается так, что грузовик может подъехать прямо к нам, и первая мысль, которая приходит нам в голову: «О, дерьмо!» Это не такая замечательная мысль, как наша последняя мысль.Если мы действительно привыкли принимать прибежище и бодхичитту, то во времена реальной опасности, когда у нас не так много времени, особенно во время смерти, мы будем лучше подготовлены и не будем думать: «О, дерьмо! » Как мы видим, мы должны быть осторожны с нашей последней мыслью, чтобы мы не переродились, как муха на куче дерьма, если я могу быть немного наглядным.
Вместо того, чтобы использовать это объяснение, «О, дерьмо!» тибетцы говорят « кончог сум, », что является «тремя драгоценностями убежища». Это немного эквивалентно высказыванию «Иисус Христос!» когда мы находимся в сложной ситуации.Хотя это высказывание не часто говорят в самом позитивном состоянии, гораздо лучше думать о том, чтобы умереть, чем «О, дерьмо!» Это потому, что, по крайней мере, с принятием убежища есть надежда, вероятность того, что наша смерть закончится с более позитивным значением.
Четвертая сила на момент смерти — , уничтожая сразу . Это относится к самообслуживанию наших собственных тел. Говорят, что мы должны попытаться умереть, как птица, взлетающая со скалы, — просто улететь, не оглядываясь назад.Перед тем, как умереть, мы должны испытывать сожаление по поводу наших прошлых негативных действий, пытаться возобновить свои обеты бодхисаттвы, или, если мы сделали тантрическое отступление, сделать самоинициирование, чтобы попытаться очистить себя от негативной силы от нарушения наших обязательств , а затем просто уйти.
Пятая сила — это сила молитвы во время смерти. Как мы и предлагали ранее, это может быть молитва о том, что мы возрождаемся в аду, чтобы взять на себя страдания всех остальных там. Но что может быть немного легче, так это молитва о том, чтобы не отделяться от бодхичитты, и возможность работать для просветления во всех наших будущих жизнях.
Придавая большое значение моему пути депортации.
Эта строка относится к тому, что мы на самом деле делаем, когда умираем. Тибетцы считают физическое положение, в котором мы умираем, весьма значительным. Рекомендуется, чтобы наша голова была обращена на север, а лицо обращено на запад. Также рекомендуется умереть в том же положении, что и Будда, на нашей правой стороне, а также попытаться уснуть в этом положении. Обычно в этой позиции наша правая рука находится под головой, левая рука — по бокам, а левая нога — справа, образуя прямую линию с нашим телом.Мы также пытаемся умереть со всеми этими мыслями о пяти силах, одновременно делая тонглен. На самом деле, Серконг Ринпоче умер, занимаясь тонгленом в этом положении, хотя его руки были скрещены в тантрической версии.
Очевидно, что этот способ умирания подходит только для тех, кто очень интенсивно практиковал все эти виды тренировки ума и практики бодхисаттвы в течение своей жизни. Не рекомендуется для тех, кто не знаком с этими передовыми методами. В заключение, это был обзор четвертого пункта, который представляет собой объединение и сгущение практик за одну жизнь.
В течение многих, многих лет поток непрерывных предупреждений об альтруизме бомбардировал мое сознание.
То, что здесь сделал Питер Шварц, — это собрать воедино в одном месте разнообразный ассортимент примеров и случаев альтруизма, выходящего из-под контроля; описание того, как большинство воспринимает альтруизм неправильно; набросок мышления, который должен быть у вас
В защиту собственного интереса — почему код самопожертвования несправедлив и разрушителен © 2015 Питер Шварц (Palgrave Macmillan)Краткий отчет о книге Рона Хаусли
Для многих много лет непрерывный поток предупреждений об альтруизме бомбардировал мое сознание.
То, что здесь сделал Питер Шварц, — это собрать воедино в одном месте разнообразный ассортимент примеров и случаев альтруизма, выходящего из-под контроля; описание того, как большинство воспринимает альтруизм неправильно; набросок мышления, которое очень давно должно было сместить альтруизм с пьедестала.
Где-то по пути я слышал, как кто-то (AR?) Сказал, что сегодняшняя культура — это «оргия альтруизма». И мы видим доказательства этого каждый день, как в «Нью-Йорк Таймс», так и в «Фокс Ньюс».Но ни один репортер не удосужился сказать прямо: «вот еще одна история, которая иллюстрирует разрушительное воздействие альтруизма на всех нас».
Альтруизм постоянно выступает на публике, но никто не останавливается, чтобы указать на это: ни эксперты; не настоящие журналисты; не профессора; не политики; никого нет. Это слон в комнате, изо дня в день.
Без нашего широко распространенного культурного признания альтруизма нам бы никогда не пришлось терпеть Элизабет Уоррен и Барака Обаму, которые заявляли коллективистам, что «вы этого не строили.Их мантра — это чистый альтруизм, который противоречит здравому смыслу; и противоречит всему, что мы знаем о том, как каждый из нас функционирует в обществе. Но я не слышал, чтобы кто-нибудь из New York Times когда-либо пытался установить рекорд.
Мало кто серьезно относится к вопросу о «личном интересе против альтруизма». То, что происходит с этим вопросом, точно такое же, как то, что происходит ежедневно в MainStreet Media: идеи, которые следует выделить, полностью игнорируются и уклоняются — и вместо них мы получаем истории, цель которых состоит в том, чтобы укрепить общественное мнение в пользу государства всеобщего благосостояния. ,Скандалы со стороны государства всеобщего благосостояния игнорируются; подрыв американской внешней политики игнорируется; мошенничество избирателей недооценивается и игнорируется; уничтожение доллара игнорируется; притупление Америки игнорируется. Вместо этого мы слышим о том, как хорошо, что о «нуждающихся» заботятся с раздаточными материалами и расовыми предпочтениями, и как это будет означать, что наш марш будет полностью превращен в полную государственность. Мы так тупы.
Вся эта идея о том, что то, как мы смотрим на «личный интерес против альтруизма», имеет огромное значение для того, как наша жизнь может закончиться — весь этот вопрос никогда не освещается нашими учителями, ни нашими политиками, ни журналистами.Практически никто не посчитает, что это серьезная проблема. Если это когда-либо будет обсуждаться, то это будет рассматриваться как игра-салон, а не так, как если бы наша жизнь зависела от правильного ответа. Мы так тупы.
Итак, Питер Шварц, по крайней мере, пытается изложить это; но большинство американцев остаются застрявшими — лишенными возможности видеть, что здесь есть даже важная проблема. Альтруизм победил для них культурно; и получающееся в результате государство всеобщего благосостояния продолжает расширяться — как если бы все возражения были просто правым шумом, а не серьезными предупреждениями о нашем реальном будущем; как будто наше фундаментальное счастье действительно не подвергалось риску.Мы так тупы.
Если вы ищете понимание того, почему каждая новость отражает глубокий культурный упадок, книга Питера Шварца может помочь вам понять, что происходит. Это первый шаг!