Талант и гениальность это: Талант и гениальность. Общие черты и различия. Эксперт Имена Продакшн

Содержание

Талант и гениальность — сходство и различия

Талантом — называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность — высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.

А. Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Проблема одаренности в настоящее время рассматривается как психологическая, при этом не возникает сомнений в том, что понятия «одаренность», «гениальность», «талант» не принадлежат только психологическому категориальному аппарату. По сути, проблема одаренности есть частное проблемы индивидуальных различий, степени развития способностей индивидов. Именно в таком контексте рассматривают одаренность (гениальность, талант) многие философы. Необходимо отметить, что четкое разделение гениальности, одаренности и талантливости произошло много позже, чем даже выделение психологии в самостоятельную науку, — долгое время эти понятия считались синонимичными, а понятия «одаренность» вообще не существовало до определенного времени. В связи с тем, что исследование проблемы одаренности в философии охватывает значительный временной период, целесообразным представляется его разделить на два периода: досхоластический и постсхоластический.

Досхоластический период. 
1. Античная философия — это совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца VII в.до н.э. вплоть до VI в. н.э. Начиная с античности, мыслители не выделяли существенных различий между такими понятиями, как одаренность, гениальность, талантливость.

Досхоластический период относительно воззрений на гениальность, талантливость и одаренность можно разделить на два течения. Представители первого течения придерживаются идеи предопределенности развития человека, существования судьбы, рока, некой силы, которая детерминирует любые человеческие проявления. К таким философам относятся Платон, Посидоний, Сенека, Плотин. Отчасти подобные взгляды разделяет Демокрит. Одаренный или гениальный человек, по Платону, — человек, обладающий истинным знанием. Платон предполагает, что души различных людей различны не только по своим добродетелям и нравственным доблестям, но и по умственным и прочим способностям.

Основным критерием проявления способностей и в то же время показателем наличия одаренности Платон считает вдохновение. Проявление одаренности Платон рассматривает на примере творчества. Источником и причиной творчества служит одаренность — особый вид вдохновения, сообщаемый художнику высшими и по природе своей недоступными ни вызову, ни какому-либо сознательному воздействию божественными силами. Платон выделяет категорическое отрицание роли обучения в развитии одаренности. Он считает, что обучение способствует превращению деятельности в ремесло, мастерство.

Платон детерминирующей силой считал предыдущее воплощение человека. Если в предыдущем воплощении человек был одарен певческим талантом, то в следующем он может воплотиться или в птицу, или в певца.

Вышеописанные философы считали одаренность, гениальность, талантливость, мудрость таким явлением, которое зависит от божественного произвола.

На пересечении этой и следующей точек зрения находится Демокрит, считавший проявлением одаренности вдохновение, как и Платон.

Второе направление досхоластического периода развития проблемы одаренности представлено работами таких философов, как Гераклит, Эпикур, Аристотель, Ибн Габирол. Они придерживались идеи о свободе воли человека, в том числе и его свободе развивать свои способности до идеала. Идеалом для всех философов является мудрец, идеальный человек, максимально близко стоящий к божествам или даже сам становящийся божеством. Такой человек обладает абсолютным знанием и абсолютной волей.

Постсхоластический период. В середине века слово «гений», появившееся в античности, исчезает из употребления и заменяется выражениями «дар Божий», «люди одаренные Богом». То есть примерно в это время, собственно, и появилось понятие — одаренности. Этим понятием обозначаются врожденные, дарованные Богом способности, развивающиеся до высокого уровня.

 
Гением же с этого времени считается высшая степень творческой одаренности, которая проявляется как оригинальная способность понимания (интуиции), соединения различных элементов (фантазии, творческого формирования изображения).

Конт определяет гения как способность создавать то, к чему нет определённых правил, гений есть полная противоположность подражанию. Так как учиться есть нечто иное, как подражать, то и величайшая способность к изучению не может быть признана гениальностью.

  • Гениальность основывается на исключительном превосходстве высших, одному человеку присущих центров, функциями которых являются мысль и воля. Эти две способности возвышают человека над прочим животным миром, а высшее исключительное их развитие дает нам гения.
  • Вторую категорию занимают гении мышления: исследователи, экспериментаторы и изобретатели.
  • К третьей категории принадлежат гении чистой мысли, обладающие слабо развитой волей.
  • За этими категориями следуют эмоциональные гении, отличающиеся от обыкновенных людей только силою автоматических процессов, а вовсе не личной оригинальностью. Среди эмоциональных гениев первое место принадлежит поэтам, затем следуют художники, скульпторы, музыканты и т.
    д.

Талант же определяется как выдающиеся способности, необычайная одаренность в какой-либо области, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений, развивающаяся до высокой степени, обеспечивающая человеку возможность наиболее успешно выполнять ту или иную деятельность. По сравнению с понятием гениальности, понятие таланты — менее глубокое.

Интерес к феномену гениальности вспыхнул в эпоху Возрождения вместе с интересом к проблеме творчества. Понятие «гений», по мнению В. Ланге, возникло приблизительно в конце XVII века. Гений всегда считался существом, наделенным сверхчеловеческими склонностями и возможностями. Не существует единого мнения по поводу определения одаренности. Понятие «талантливые дети» подразумевает только потенциальные возможности развития.

Талант определяется высокой степенью одаренности, представляет собой совокупность способностей, которые позволяют достичь высокого результата в деятельности, характеризующегося новизной, общественной и личностной значимостью. Определение гениальности можно найти у Ц. Ломброзо: «Особенности гениальности по сравнению с талантом в том, что она является чем-то бессознательным и появляется неожиданно».

Гений преимущественно творит на основе активности бессознательного, а талант — творит рационально, на основе продуманного плана.

Гений может быть отнесен преимущественно к креативам, а талант к интеллектуалам.

Психологическая «формула гения выглядит следующим образом: гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики.

В современной науке сформировались два основных подхода к объяснению феномена гения: эгалитарный и элитарный.

Сторонники первого считают, что в личности гения нет ничего такого, что не было бы присуще другим людям, но в нем все качества представлены как бы в превосходной степени: сверхумный, сверхнастойчивый, сверхнезависимый. Деятельность гения можно рассматривать как наиболее наглядную модель творческого процесса, сущность которого одинакова для всех.

Сторонники второго утверждают, что гений в корне отличается от других людей тем, что он обладает характеристиками, не свойственными другим, и тем, что это совершенно иная человеческая сущность, некое новое качество системы, следовательно, гений представляет собой редкое, исключительное явление.

Критериями гениальности научного открытия принято считать:

  • новизну и оригинальность;
  • значимость, ценность для общества;
  • совершенство исполнения.

Гениальное открытие в науке отличается тем, что с его помощью приращение знания происходит не постоянно, шаг за шагом, а скачком, и в этом смысле оно всегда опережает свое время.

Необходимые предпосылки становления гения Н.В. Гончаренко сводит к четырем факторам:

  • врожденная одаренность;
  • собственные усилия;
  • ближайшее окружение;
  • ситуация в обществе в целом.

Эти факторы практически не отличаются от условий, необходимых для становления любой творческой деятельности. Среди основных способностей и умений, которые необходимо развивать у одаренных детей, можно выделить:

  • интеллектуальные способности, дивергентное мышление, познавательные способности;
  • творческие способности: оригинальность мышления, богатое воображение, фантазия, развитая интуиция, готовность к риску;
  • самостоятельность в принятии решений, развитое самосознание;
  • реалистическая Я-концепция, терпимое отношение к критике;
  • чувство юмора, соревновательность, уверенность в своих силах и способностях, внутренняя мотивация.

Для того, чтобы одаренный ребенок развивался естественно и творчески, необходимо создавать специальные условия развития. Это и благоприятная, доброжелательная атмосфера, отказ от оценок и критики, поощрение высказывания оригинальных идей, обеспечение возможностей для упражнения и практики, предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Проблема одаренности содержит в себе больше вопросов, чем ответов, поскольку известны примеры так называемой разрушительной одаренности, когда деятельность одаренных личностей направлена на разрушение, а не на создание.

Проблема одаренности и таланта тесно связана с проблемой развития креативности личности как общей универсальной способности к творчеству.

В современных исследованиях можно встретить и другие определения способностей. По мнению Ю. П. Гиппенрейтера, «способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению».

Вопрос о роли среды и врожденных задатков в процессе развития способностей в различных исследованиях психологов и педагогов решаются по-разному. До сих пор существуют крайне противоречивые точки зрения: от биологизаторских концепций, рассматривающих способности как биологические обусловленные свойства, до социологизаторских теорий, отрицающих полностью или частично существование биологических предпосылок способностей.

Изучая природу способностей, можно отметить, что в настоящее время имеются экспериментальные доказательства, позволяющие утверждать существование врожденных предпосылок, имеющих огромное значение в процессе развития способностей и формирования индивидуальных особенностей психики людей. Еще нет точных данных о том, в чем именно они состоят. Проявление и формирование задатков зависит от условий индивидуального развития.

Влияние врожденных предпосылок в ходе развития личности становится все более и более косвенным, а результаты его все более вариативными. На каждом новом уровне развития появляются дополнительные социальные и психические факторы, которые, взаимодействуя с теми или иными природными задатками, все более опосредствуют их влияние.

В процессе развития способностей происходит качественное преобразование самой личности ребенка на основе его собственной активной деятельности и его собственного активного отношения к среде.
 
Согласно С. Л. Рубинштейну:

«все специальные способности человека — это, в конце концов, различные проявления, сторон общей его способности… к обучению и труду».

Общими универсальными внутренними условиями осуществления являются, по Н. С. Лейтес, активность и самореализация. Возрастное отношение способностей характеризуется особенностями активности и саморегуляции.

Словом «способности» принято называть степень выраженности и своеобразие тех свойств психики, от которых зависит успешность деятельности. Свойства психики, которые зависят от природных предпосылок развития и могут найти применение в различных видах деятельности, включают в себя психические процессы (восприятие, память, мышление и соответствующие психофизические функции). Способности не могут быть просто заданы извне. Они обязательно предполагают внутренние условия развития, возрастные и собственно индивидуальные, которые имеют свои природные предпосылки. Поэтому способности всегда несут в себе следы индивидуальности. Любой человек неповторим с точки зрения наличия определенных психических свойств, обусловленных природными предпосылками (задатками).

Предпосылкой внутренних условий развития способностей (по Н.С. Лейтес) остаются природные свойства человеческого мозга в сочетании с бесчисленными индивидуальными вариациями способностей. Природными (врожденными) способностями заданы только одни из внутренних условий развития, которые лишь во взаимодействии с другими условиями (социальной среды и самой деятельности) оказываются включенными в процессы формирования определенных способностей. Поэтому наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей человека и наибольшая эффективность учебно-воспитательных воздействий предполагают учет внутренних предпосылок развития, обусловленных природными особенностями — индивидуальными и возрастными. Гуманистическая парадигма современной педагогики определяет тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому ребенку. Роль педагогов заключается в раскрытии этих способностей и создании условий для их успешного развития.

это талант, одаренность или помешательство?

Проблема гениальности по сей день является одной из нерешенных загадок.

Что такое гениальность?

Гениальность — это высшая ступень способностей личности и ее творческих проявлений. Человек, одаренный гениальностью, очень важен для развития общества, ведь он может создать новую эпоху или сделать важнейшие открытия.

Важно отметить, что конкретного набора свойств, которыми должен обладать гений, не существует. Человек может быть гениален в одной области и совершенно глуп в другой.

По определению Кольриджа, гениальность — это способность роста. Спорным остается вопрос о том, является ли гениальность сверхспособностью ума или это особенность физического мозга.

Настоящего гения отличает то, что он никогда никого не копирует, все его мысли уникальны и оригинальны. Однако это возможно лишь в том случае, если перед нами действительно настоящий гений, а не человек с отклонениями.

Гениальность — это достаточно редкое явление. Согласно подсчетам Лафатера, один гений приходится на один миллион человек. Однако психологи считают гениальность лишь разновидностью сумасшествия.

Важно отметить, что те способности, которыми наделены гении, свойственны и помешанным. Это такие способности, как повышенная чувствительность, бессознательность творчества, быстрая смена настроения от эйфории до апатии, сильная рассеянность, огромное тщеславие, злоупотребление алкогольными напитками, склонность к самоубийству.

Гениальность и помешательство — равнозначные ли это понятия?

Не стоит забывать, что в числе гениев всегда были и есть помешанные. Также и у многих помешанных проявлялись гениальные способности. Но не стоит делать поспешных выводов, что все гении — помешанные. Ведь такие гениальные личности, как Колумб, Галилей, Микеланджело, Наполеон, не проявляли признаков умопомешательства.

У сумасшедших наблюдается недостаток таких качеств, как усидчивость, концентрация внимания, твердость характера, прилежность, аккуратность, память. Однако именно эти качества присущи всем одаренным гениям.

К тому же сумасшествие проявляется обычно после 35 лет, а гения в человеке замечают еще с детства. Сумасшествие обычно передается по наследству и с каждым поколением усиливается, а гениальность умирает вместе с ее носителем. Если гениями обычно являются мужчины, то помешательство одинаково распространено как у женщин, так и у мужчин.

Талант и гениальность. Являются ли эти два понятия равнозначными?

Талант и гениальность — это качества человека, которые могут одновременно встречаться в одном человеке. Однако это очень редкое явление.

Талантом обычно называют выдающиеся способности человека, высокую степень его одаренности в какой-то определенной области.

А гениальность — это высшая ступень равития таланта. Она подразумевает создание новых изобретений, творений, открытий. Гениальность — это абсолютная противоположность подражанию, это всегда что-то новое и великое.

Ученые утверждают, что каждый человек обладает огромным количеством возможностей и способностей, однако не все их используют, а если и используют, то это обычно 1% всех возможностей, дарованных свыше.

Гениями всегда признавали тех людей, которые наделены сверхчеловеческими способностями и склонностями. А такое понятие, как «талантливые дети», предполагает лишь потенциальные возможности развития личности. Ломброзо писал, что гениальность отличается от таланта тем, что проявляется всегда бессознательно и достаточно неожиданно. Талант же творит рационально, согласно продуманному плану действий. Гениев относят обычно к креативным людям, а талантливых людей — к интеллектуалам.

Как бы то ни было, согласно Рубинштейну, все специфические способности человека на самом деле являются различными проявлениями его общей способности к труду и обучению. Талант и гениальность — это два неравнозначных понятия, хотя они во многом перекликаются.

Соотношение понятий «одаренность», «талант», «гениальность»

Достаточно долго «одаренность» считалась синонимом к слову «способности». Однако отечественные психологи считают, что одаренность — это некое количество способностей, которые обеспечивают успешность выполнения какой-либо конкретной деятельности.

Какими особенностями наделены одаренные личности?

Это такие:

  • нестандартное восприятие;
  • яркое воображение наряду со вниманием к деталям;
  • бессознательный разум, интуиция, изобретательность;
  • дивергентное мышление;
  • воображение;
  • мужество и смелость.

Некоторые исследователи рассматривают одаренность лишь как природную основу способностей наряду со способностью к творчеству. Они отождествляют это понятие с термином «талант». Другие рассматривают талант как высокую ступень развития специальных способностей.

Теплов полагает, что талант всегда многосторонен, именно поэтому многие поэты и писатели неплохо рисовали, а иногда и писали музыку.

А гениальность — это высокая ступень развития одаренности, которая проявляется в конечном результате, несущем в себе культурную, социальную, научную и историческую ценность. Гении ломают все нормы и порядки и таким образом открывают новую эпоху в сфере своей деятельности.

Подведение итогов, краткие выводы

Для того чтобы одаренность (талант, гениальность) смогли найти проявление и начать развиваться, личности необходимо иметь высокую работоспособность, мотивацию, самоотдачу, знания и умения в конкретной области деятельности. Учитывая эти факторы, ученые и пытаются разграничить эти три понятия. Способности, гениальность, талант есть в каждом человеке, их просто нужно обнаружить и развивать.

Коучинг руководителей для предпринимателей и лидеров

ЧАСТНЫЙ КОУЧИНГ: НАЙДИТЕ СВОЙ БРЕНД DEEP GENIUS® 

Наши услуги частного коучинга предназначены для того, чтобы пробудить и зажечь все то, что делает вас великим как лидера и как профессионала. Мы сотрудничаем с вами, чтобы раскрыть сильные стороны и мощь вашего глубокого гения и наполнить их тем, как вы создаете, внедряете инновации и руководите.

Что нас отличает, так это наша способность выйти за пределы поверхностного уровня и увидеть вас всех. Мы находим то, что делает вас выдающимся в взлетах и ​​падениях вашего жизненного пути, препятствиях и барьерах, с которыми вы, возможно, сталкивались, культурном происхождении, истории происхождения и внутреннем побуждении.

Независимо от того, являетесь ли вы первым в своей семье, поступившим в колледж, первооткрывателем в своей области, «единственным ____» на работе или у вас есть горячее желание привлечь внимание к своей подлинной личности, мы можем помочь.

Наша совместная работа может помочь вам:

  • Обрести уверенность в трудных разговорах, зная, как ответить идеальными словами
  • Приведите свои команды к успеху, создав культуру принадлежности и интеграции
  • Изобретите заново свой личный бренд и выразите свои самые сильные стороны
  • Подготовьтесь к следующему важному шагу: позиции в совете директоров, повышение по службе, новые возможности… пришло время блистать
  • Оценка DiSC: доступна для отдельных лиц и групп

    Все DiSC® — это обучающий опыт личного развития, который измеряет индивидуальные предпочтения и тенденции на основе модели DiSC® . Эта простая, но мощная модель описывает четыре основных стиля: D, i, S и C и служит основой для набора приложений Everything DiSC.

    Вы получите персонализированную информацию, которая углубит ваше понимание себя и других и сделает взаимодействие на рабочем месте более приятным и эффективным.

    • Развитие лидерских качеств
    • Помогите признанным лидерам лучше адаптироваться к меняющемуся рабочему месту
    • Дайте конкретные стратегии, чтобы положить конец недопониманию и конфликтам на работе
    • Улучшение эмоционального интеллекта (EQ)
    • Поймите, почему другие люди реагируют и реагируют не так, как вы… и как НЕ делать из этого проблему!
    • Претворите в жизнь антирасизм и инклюзивность, лучше понимая других

    Существует несколько различных оценок под названием DiSC. Вы можете проходить оценки отдельно без коучинга или сочетать их с коучинговым пакетом (рекомендуется). Свяжитесь со мной, используя форму ниже для получения дополнительной информации.

    Способствует ли ваше рабочее место разнообразию и инклюзивности? У меня есть непосредственный опыт, помогая женщинам и BIPOC вести с ясностью, уверенностью и достоверностью.

    Заполните мою онлайн-форму.

    Я верю, что КАЖДЫЙ обладает Deep Genius и что у вас есть сила изменить свой бизнес и карьеру, подключившись к нему!

    НЭНСИ МАРМОЛЕХО, основатель компании Talent and Genius, – отмеченный наградами латиноамериканский коуч и инструктор, который учит лидеров тому, как задействовать свой уникальный гений и использовать его, чтобы руководить, общаться и творить еще эффективнее. На протяжении более 15 лет бизнес-консалтинг Нэнси помогает клиентам со всего мира общаться более четко, повышать производительность и развивать сострадательные лидерские качества. Постоянный автор статей в Forbes и HuffPo, она получила множество наград за свой бизнес за сервис и инновации. Она также фигурировала в журналах Smart Money, Redbook, Latina Magazine, The Orange County Register, Univision, NPR и многих других. Нэнси живет в районе залива Сан-Франциско, где она наслаждается удивительным миром своего сада на заднем дворе, коллекционирует произведения искусства и исследует близлежащие пешеходные тропы.

    Развитие лидерских качеств, построение команды, вовлечение сотрудников

    Пожалуйста, используйте контактную форму ниже, чтобы запросить дополнительную информацию и подробности

    Глубокий гений на работе: как раскрыть скрытый талант в вашей команде Гениальность рабочего места создает среду, в которой развитие лидерских качеств происходит более эффективно, сплочение коллектива происходит естественным образом, а люди чувствуют, что их работу ценят.

    Когда вы открываете Deep Genius в своих сотрудниках и командах, вы взламываете код к вовлеченному, высокопроизводительному рабочему месту.

    На этом тренинге участники узнают:

    • Ценность своих врожденных сильных сторон, приобретенных навыков и жизненного опыта
    • Как получить уникальную точку зрения, определяющую ценность, которую каждый человек привносит в свою работу
    • Как распознать Deep Genius других и использовать его как способ повысить производительность, продуктивность и вовлеченность в команды и сотрудников.

    Это отличный тренинг для команд лидеров, начинающих лидеров, новых менеджеров и других, кто растет и ведет.

     

    Личный бренд: REINVENTED

    Ваш личный бренд — это способ сообщить о вашей ценности и уникальном вкладе. Речь идет не только о слоганах, названиях должностей или корпоративном жаргоне.

    Личный бренд: reINVENTED использует комплексный подход к выявлению и уточнению уникальной ценности каждого человека и предлагает практичные и простые в реализации стратегии, позволяющие максимально эффективно использовать личный бренд.

    На этом тренинге участники узнают, как:

    • Определите свои уникальные личные бренды
    • Понять разницу между своим внутренним брендом и внешними брендами
    • Узнайте советы для Linked In и других социальных платформ
    • Узнайте, как стать более влиятельными, используя свои личные бренды
    • Определить конкретные цели, в достижении которых может помочь мощный личный бренд

    Преднамеренная коммуникация: как разные команды могут добиться успеха вместе

    Четкая и преднамеренная коммуникация помогает разным командам работать более эффективно, уменьшает недопонимание и повышает производительность. Это также помогает в развитии лидерских качеств и карьерном росте.

    На этом семинаре участники изучат различные подходы к общению в различных условиях, таких как встречи, оценки, интервью и многое другое.

    Участники:
    • Изучат различные коммуникационные структуры для использования на рабочем месте и за его пределами
    • Потренируйтесь рассказывать другим о своих профессиональных достоинствах
    • Создавайте темы для обсуждения, чтобы подчеркнуть их достижения
    • Получите ценную информацию о том, как слушать, говорить и писать об их ценности и вкладе

    Навыки коучинга для начинающих и признанных лидеров

    Используя проверенную структуру для управления процессом, участники узнают о лучших методах предоставления и получения обратной связи, предложения советов, выслушивания, постановки целей и помощи членам команды в поиске собственного источника мотивации и сосредоточенности.

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *