Тест на эгоцентризм – Тест эгоцентрических ассоциаций (ТЭА)
Тест эгоцентрических ассоциаций (ТЭА)
Исследование эгоцентризма с помощью проективного теста эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ) можно проводить как с одним испытуемым, так и с группой, состоящей из 2-7 человек. При работе с группой каждый участник тестирования должен быть обеспечен бланком, ручкой, удобно размещаться за столом на расстоянии 1,5-2 м от соседей и экспериментатора.
Особенностью данного задания является то, что испытуемые не должны знать цели исследования. В качестве «подставной» цели может быть названа проверка скорости письменной речи или определение скорости возникновения ассоциаций на словесный стимульный материал. При этом важно подчеркнуть, что содержание, грамотность и каллиграфия значения не имеют. В процессе заполнения теста экспериментатору запрещается что-либо объяснять испытуемому помимо инструкции или давать оценки и высказывать отношение к его суждениям. Здесь необходимо следить за строгой индивидуальностью работы испытуемого и фиксировать время выполнения задания,
Инструкция испытуемому: «Тест содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждой из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Сразу записывайте первое пришедшее Вам в голову окончание незаконченного предложения. Старайтесь работать быстро. Время выполнения задания фиксируется».
Бланк теста эгоцентрических ассоциаций выглядит следующим образом.
Тестовый бланк
Время, затраченное на заполнение теста __мин.
Дата
Ф.И.О. испытуемого
Возраст
Родной язык
1. В такой ситуации …
2. Легче всего …
3. Несмотря на то, что …
4. Чем дольше …
5. По сравнению с …
6. Каждый …
7. Жаль, что …
8. В результате …
9. Если …
10. Несколько лет тому назад …
11. Самое важное то, что …
12. Только …
13. На самом деле …
14. Настоящая проблема в том, что …
15. Неправда, что …
16. Придет такой день, когда …
17. Самое большое …
18. Никогда …
19. В то, что …
20. Вряд ли возможно, что …
21. Главное в том, что …
22. Иногда …
23. Лет так через двенадцать …
24. В прошлом …
25. Дело в том, что …
26. В настоящее время …
27. Самое лучшее …
28. Принимая во внимание …
29. Если бы не …
30. Всегда …
31. Возможность…
32. В случае …
33. Обычно …
34. Если бы даже …
35. До сих пор …
36. Условие для …
37. Более всего…
38. Насчет …
39. С недавнего времени …
40. Только с тех пор …
После завершения работы испытуемые сдают заполненные бланки теста. Экспериментатор быстро их просматривает, не вчитываясь в содержание, и, если замечает незавершенные предложения, то бланк возвращается с просьбой завершить то или иное предложение. При этом время фиксируется и прибавляется к предыдущему.
Обработка результатов
Цель обработки результатов – получение индекса эгоцентризма. По величине индекса можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности.
Обрабатывать результаты имеет смысл, если испытуемый полностью справился с тестом, поэтому во время тестирования важно следить, чтобы все предложения были закончены. Если в тестовом бланке оказалось более 10 незаконченных предложений, то он обработке и анализу не подлежит. В таком случае испытуемого просят протестироваться еще раз через несколько дней.
Индекс эгоцентризма определяется путем выявления и подсчета предложений, содержащих информацию, указывающую на самого субъекта, то есть тестируемого. Эта информация выражается местоимениями и собственными местоимениями, образованными от него.
Это могут быть местоимения «я», «мне», «мой», «мною», «моих» и т.п. Информацию о самом субъекте несут также предложения, в которых указанных местоимений нет, но они явно подразумеваются при наличии глагола первого лица единственного числа.
Индексом эгоцентризма служит количество вышеобозначенных предложений. Для удобства подсчета предложений, содержащих это указание о самом субъекте и отражающих его центрацию на себе, в заполненном бланке местоимения
Анализ результатов
Для определения уровня эгоцентрической направленности личности и анализа полученных результатов приводится таблица. Она содержит градации уровней эгоцентризма студентов, в том числе студентов-первокурсников. Изменение уровней, характеризующих эгоцентрические тенденции у первокурсников, связано с тем, что поступление в вуз представляет собой изменение социального статуса юношей и девушек. В период адаптации к новому статусу происходит временное увеличение эгоцентричности личности.
Уровни эгоцентрической направленности юношей и девушек
Пол курс |
Уровень эгоцентрической направленности |
||||
очень |
низкий |
средний |
высокий |
очень |
|
Первокурсники, обучающиеся первый семестр: |
|||||
юноши |
0-1 |
2-7 |
8-22 |
23-30 |
31-40 |
девушки |
0-1 |
2-7 |
8-22 |
23-29 |
30-40 |
Студенты других курсов: |
|||||
юноши |
0-1 |
2-7 |
8-20 |
21-26 |
27-40 |
девушки |
0-1 |
2-7 |
8-21 |
22-27 |
28-40 |
Очень низкий (нулевой) показатель эгоцентризма означает, как правило, что испытуемый неверно понял инструкцию и поставил себе какую-то иную задачу вместо предложенной в инструкции.
Очень высокий показатель эгоцентризма может быть признаком акцентуации личности на своей собственной персоне.
В процессе анализа результатов нужно учесть, что эгоцентризм и эгоцентрическая направленность – это свойства личности. Они характеризуют ее позицию и представляют собой центрированную и фиксированную социальную установку, определяющую обращенность на свои качества, мысли, переживания, представления, действия, цели и т.п. Начиная с юношеского возраста сюда включается саморефлексия. Эгоцентрическая направленностью детерминируется позицией и способствует автономизации личности от других людей. Она вызывается потребностями в собственном успехе, в сочувствии, в опеке, в аффилиации, в самоутверждении, в защите своего «Я», в том числе и психосексуальной потребностью.
Эгоцентризм отражается на познавательных возможностях человека, препятствует эффективному общению и взаимодействию с людьми, тормозит развитие морально-нравственной сферы самой личности.
Лица с высоким уровнем эгоцентризма часто бывают конфликтными, так как недоучитывают, а порой и искажают смысловое содержание сообщения собеседника, что ведет к непониманию и межличностным проблемам.
В моральном плане эгоцентрическая направленность может вести к эгоизму, который проявляется в попытках использовать других людей для удовлетворения собственных потребностей и интересов, а также к прагматизму, то есть связыванию всего, с чем индивид встречается в жизни, только со своей пользой.
Поскольку определение величины и уровня эгоцентрической направленности достаточно значимо для испытуемого, то в данном исследовании особенно важно соблюдать этику психодиагностики. В случае доверия студента к экспериментатору желательно обсудить с ним причины, приведшие к эгоцентричности. Факторами, способствующими развитию эгоцентризма в детском и школьном возрасте, могут быть: перехваливание родителями и учителями, активная стимуляция к достижению успеха, недостаток контактов со сверстниками, привычки командовать в силу постоянного с детских лет положения руководителя (староста, ответственный за культмассовую или спортивную работу и т.п.).
Низкий уровень эгоцентризма часто является следствием постоянного подавления личности ребенка авторитетами. Дома ими становятся родители, а в школе – учителя и некоторые ученики.
В отдельных случаях высокий уровень эгоцентрической направленности может быть ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием.
Для коррекции эгоцентризма нужен опыт общения и взаимодействия индивида с другими людьми. Важно развивать умение учитывать точки зрения других, контролировать правильность понимания людей, с которыми общаешься и взаимодействуешь, тренировать способность представить себя на месте другого, быть внимательным к состояниям окружающих. Целесообразно лицам с высоким уровнем эгоцентризма рекомендовать участие Б тренингах сензитивности, общения, децентрации.
Своевременная коррекция эгоцентризма важна еще и потому, что на фоне его высокого уровня развиваются психопатические черты личности, а при неадекватно низком уровне – конформность и социальная пассивность.
3dorovie.ru
Диагностика личностного эгоцентризма | SOWY.RU
Инструкция. Тест содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Сразу записывайте первое пришедшее в голову окончание незаконченного предложения. Старайтесь работать быстро. Время выполнения задания фиксируется.
ТЕСТ
- В такой ситуации…
- Легче всего…
- Несмотря на то, что…
- Чем дольше…
- По сравнению с…
- Каждый…
- Жаль, что…
- В результате…
- Если…
- Несколько лет тому назад…
- Самое важное то, что…
- Только…
- На самом деле…
- Настоящая проблема в том, что…
- Неправда, что…
- Придет такой день, когда…
- Самое большое…
- Никогда…
- В то, что…
- Вряд ли возможно, что…
- Главное в том, что…
- Иногда…
- Лет так через двенадцать…
- В прошлом…
- Дело в том, что…
- В настоящее время…
- Самое лучшее…
- Принимая во внимание…
- Если бы не…
- Всегда…
- Возможность…
- В случае…
- Обычно…
- Если бы даже…
- До сих пор…
- Условие для…
- Более всего…
- Насчет…
- С недавнего времени…
- Только с тех пор…
Обработка результатов и интерпретация
После завершения работы испытуемые сдают заполненные бланки текста. Экспериментатор быстро их просматривает, не вчитываясь в содержание, и если замечает незавершенные предложения, то бланк возвращается с просьбой завершить то или иное предложение. При этом время фиксируется и прибавляется к предыдущему.
Цель обработки результатов — получение индекса эгоцентризма. По величине индекса можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности.
Обрабатывать результаты имеет смысл, если испытуемый полностью справился с тестом, поэтому во время тестирования важно следить, чтобы все предложения были закончены. Если в тестовом бланке оказалось более 10 незаконченных предложений, то он не подлежит обработке и анализу. В таком случае испытуемого просят протестироваться еще раз через несколько дней.
Индекс эгоцентризма определяется путем выявления и подсчета предложений, содержащих информацию, указывающую на самого субъекта, то есть тестируемого. Эта информация выражается личными местоимениями «я», «мне», «мой», «мною», «моих» и т. п. Информацию о самом субъекте несут также предложения, в которых указанные местоимений нет, но они явно подразумеваются, поскольку есть глагол первого лица единственного числа.
Индексом эгоцентризма служит количество выше обозначенных предложений. Для удобства подсчета предложений, содержащих это указание о самом субъекте и отражающих его центрацию на себе, в заполненном бланке местоимения первого лица единственного числа или соответствующие глагольные окончания подчеркиваются, а номер предложения обводится кружком.
Для определения уровня эгоцентрической направленности личности и анализа полученных результатов приводится таблица. Она содержит градации уровней эгоцентризма студентов.
Уровень эгоцентрической направленности | |||||
Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | Очень высокий | |
Первокурсники, обучающиеся первый семестр | |||||
Юноши | 0-1 | 2-7 | 8-22 | 23-30 | 31-40 |
Девушки | 0-1 | 2-7 | 8-22 | 23-29 | 30-40 |
Студенты других курсов | |||||
Юноши | 0-1 | 2-7 | 8-20 | 21-26 | 27-40 |
Девушки | 0-1 | 2-7 | 8-21 | 22-27 | 28-40 |
Лица с высоким уровнем эгоцентризма часто бывают конфликтными, так как недостаточно учитывают, а порой и искажают смысловое содержание сообщения собеседника, что ведет к недопониманию и межличностным проблемам.
В моральном плане эгоцентрическая направленность может вести к эгоизму, которой проявляется в попытках использовать других людей для удовлетворения собственных потребностей и интересов, а также к прагматизму, то есть стремлением связывать все, с чем индивид встречается в жизни, только со своей пользой.
Низкий уровень эгоцентризма часто является следствием постоянного подавления личности ребенка авторитетами. Дома такими людьми становятся родители, а в школе — учителя и некоторые ученики.
В отдельных случаях высокий уровень эгоцентрической направленности может быть ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием.
Источник:
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии. — 2002. — 490 с. (с. 29-31).
- Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. Ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с. (с. 78-80)
sowy.ru
Тест эгоцентрических ассоциаций | Psylist.net
Проективная методика, предназначена для диагностики эгоцентризма у подростков и старших школьников.
Испытуемому на бланке предлагается 40 незаконченных предложений, которые необходимо завершить первой, пришедшей в голову мыслью, так, чтобы получилось осмысленное предложение.
Обработка результатов проводится с целью получения «индекса эгоцентризма», по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты есть смысл, если испытуемый полностью справился с заданием. Поэтому в процессе проведения тестирования важно стремиться к тому, чтобы все предложения были закончены испытуемым. Когда есть более 10 незавершенных заданий, тестовый бланк обработке и анализу не подлежит.
«Индекс эгоцентризма» определяют путем выявления информации о самом субъекте. Эта информация выражается местоимением первого лица единственного числа, всеми притяжательными и собственными местоимениями, образованными от него («я», «мне», «мой», «моих», «мною» и т.п.). Информацию о субъекте несут также предложения, законченные не до конца, но содержащие указанные местоимения, и предложения, в которых самих местоимений нет, но зато они явно подразумеваются, если имеется глагол первого лица единственного числа.
В числовом выражении индекс эгоцентризма равен количеству обозначенных предложений.
Достоинствами методики являются:
- простота процедурного использования;
- небольшое количество времени, необходимое для получения результатов;
- оперативность обработки;
- возможность качественно-количественной интерпретации;
- минимальная возможность осознания испытуемыми истинной цели методики в ходе тестирования;
- возможность проведения как индивидуального, так и группового тестирования.
Все это позволяет предварительно оценивать данный тест как весьма удобный психодиагностический инструмент практического психолога. Данные, связанные с психометрической проверкой теста не обнаружены. Приводятся лишь нормативные оценочные показатели, связанные с оценкой уровня эгоцентрической направленности подростков и старших школьников.
Особенности проведения.
В ходе тестирования следует придерживаться следующих условий:
а) категорически запрещается что-либо объяснять испытуемому помимо инструкции или давать оценки и высказывать свое отношение к его суждениям;
б) экспериментатор не должен разглашать истинной цели исследования.
Инструкция:
«Задание содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Необходимо сразу записать первое пришедшее Вам в голову окончание незаконченного предложения. Не отвлекайтесь, старайтесь работать быстро».
Стимульный материал:
- В такой ситуации…
- Легче всего…
- Несмотря на то, что…
- Чем дольше…
- По сравнению с…
- Каждый…
- Жаль, что…
- В результате…
- Если…
- Несколько лет тому назад…
- Самое важное то, что…
- На самом деле…
- Только…
- Настоящая проблема в том, что…
- Неправда, что…
- Придет такой день, когда…
- Самое большое…
- Никогда…
- В то, что…
- Вряд ли возможно, что…
- Главное в том, что…
- Иногда…
- Лет так через двенадцать…
- В прошлом…
- Дело в том, что…
- В настоящее время…
- Самое лучшее…
- Принимая во внимание…
- Если бы не…
- Всегда…
- Возможность…
- В случае…
- Обычно…
- Если бы даже…
- До сих пор…
- Условие для…
- Более всего…
- Насчет…
- С недавнего времени…
- Только с тех пор…
Анализ
Интерпретация:
Эгоцентризм как черта личности, проявляется в преувеличенном подчеркивании своего «Я», в эгоизме, в неспособность индивида, сосредоточенного преимущественно на собственных интересах, изменить свою позицию по отношению к чужому мнению, представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.
Эгоцентрическая направленность как тенденция личности может проявляться в познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах. Личность с такой направленностью может испытывать затруднения в непонимании переживаний других людей, отсутствии эмоциональной отзывчивости, в неумении учитывать точки зрения других людей и координировать их со своей собственной точки зрения.
Ниже приводятся нормы, связанные с оценкой уровня эгоцентрической направленности подростков и старших школьников.
Низкий | Средний | Высокий | ||
4 класс | мальчики | 0-9 | 10-25 | 26-40 |
девочки | 0-8 | 9-24 | 25-40 | |
5 класс | мальчики | 0-11 | 12-27 | 28-40 |
девочки | 0-10 | 11-26 | 27-40 | |
6 класс | мальчики | 0-13 | 14-28 | 29-40 |
девочки | 0-14 | 15-26 | 27-40 | |
7 класс | мальчики | 0-12 | 13-27 | 28-40 |
девочки | 0-13 | 14-25 | 26-40 | |
8 класс | мальчики | 0-8 | 9-22 | 23-40 |
девочки | 0-9 | 10-23 | 24-40 | |
9 класс | мальчики | 0-7 | 8-20 | 21-40 |
девочки | 0-8 | 9-23 | 24-40 | |
10 класс | мальчики | 0-7 | 8-20 | 21-40 |
девочки | 0-7 | 8-21 | 22-40 |
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Проективная техника – методики тесты рисунки проекции:
psylist.net
Диагностика личностного эгоцентризма
Диагностика личностного эгоцентризмаИнструкция. Тест содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Сразу записывайте первое пришедшее в голову окончание незаконченного предложения. Старайтесь работать быстро. Время выполнения задания фиксируется.
Тест- В такой ситуации…
- Легче всего…
- Несмотря на то, что…
- Чем дольше…
- По сравнению с…
- Каждый…
- Жаль, что…
- В результате…
- Если…
- Несколько лет тому назад…
- Самое важное то, что…
- Только…
- На самом деле…
- Настоящая проблема в том, что…
- Неправда, что…
- Придет такой день, когда…
- Самое большое…
- Никогда…
- В то, что…
- Вряд ли возможно, что…
- Главное в том, что…
- Иногда…
- Лет так через двенадцать…
- В прошлом…
- Дело в том, что…
- В настоящее время…
- Самое лучшее…
- Принимая во внимание…
- Если бы не…
- Всегда…
- Возможность…
- В случае…
- Обычно…
- Если бы даже…
- До сих пор…
- Условие для…
- Более всего…
- Насчет…
- С недавнего времени…
- Только с тех пор…
Уровень эгоцентрической направленности | |||||
Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | Очень высокий | |
Первокурсники, обучающиеся первый семестр | |||||
Юноши | 0-1 | 2-7 | 8-22 | 23-30 | 31-40 |
Девушки | 0-1 | 2-7 | 8-22 | 23-29 | 30-40 |
Студенты других курсов | |||||
Юноши | 0-1 | 2-7 | 8-20 | 21-26 | 27-40 |
Девушки | 0-1 | 2-7 | 8-21 | 22-27 | 28-40 |
Источник:
|
testoteka.narod.ru
ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ ТЕСТ
ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ ТЕСТ
Обзор
Проективная методика, созданная на основе модификации тестов, принадлежащих к так называемой группе «Завершения предложений методик». Предназначена для диагностики эгоцентризма у подростков и старших школьников.
Испытуемому на бланке предлагается 40 незаконченных предложений, которые необходимо завершить первой, пришедшей в голову мыслью, так, чтобы получилось осмысленное предложение.
Обработка результатов проводится с целью получения «индекса эгоцентризма», по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты есть смысл, если испытуемый полностью справился с заданием. Поэтому в процессе проведения тестирования важно стремиться к тому, чтобы все предложения были закончены испытуемым. Когда есть более 10 незавершенных заданий, тестовый бланк обработке и анализу не подлежит.
«Индекс эгоцентризма» определяют путем выявления информации о самом субъекте. Эта информация выражается местоимением первого лица единственного числа, всеми притяжательными и собственными местоимениями, образованными от него («я», «мне», «мой», «моих», «мною» и т.п.). Информацию о субъекте несут также предложения, законченные не до конца, но содержащие указанные местоимения, и предложения, в которых самих местоимений нет, но зато они явно подразумеваются, если имеется глагол первого лица единственного числа.
В числовом выражении индекс эгоцентризма равен количеству обозначенных предложений.
Достоинствами методики являются:
простота процедурного использования;
небольшое количество времени, необходимое для получения результатов;
оперативность обработки;
возможность качественно-количественной интерпретации;
минимальная возможность осознания испытуемыми истинной цели методики в ходе тестирования;
возможность проведения как индивидуального, так и группового тестирования.
Все это позволяет предварительно оценивать данный тест как весьма удобный психодиагностический инструмент практического психолога. Данные, связанные с психометрической проверкой теста не обнаружены. Приводятся лишь нормативные оценочные показатели, связанные с оценкой уровня эгоцентрической направленности подростков и старших школьников.
Инструкция
Особенности проведения.
В ходе тестирования следует придерживаться следующих условий:
а) категорически запрещается что-либо объяснять испытуемому помимо инструкции или давать оценки и высказывать свое отношение к его суждениям;
б) экспериментатор не должен разглашать истинной цели исследования.
Инструкция:
«Задание содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Необходимо сразу записать первое пришедшее Вам в голову окончание незаконченного предложения. Не отвлекайтесь, старайтесь работать быстро».
Содержание
Стимульный материал:
1. В такой ситуации…
2. Легче всего…
3. Несмотря на то, что…
4. Чем дольше…
5. По сравнению с…
6. Каждый…
7. Жаль, что…
8. В результате…
9. Если…
10. Несколько лет тому назад…
11. Самое важное то, что…
12. На самом деле…
13. Только…
14. Настоящая проблема в том, что…
15. Неправда, что…
16. Придет такой день, когда…
17. Самое большое…
18. Никогда…
19. В то, что…
20. Вряд ли возможно, что…
21. Главное в том, что…
22. Иногда…
23. Лет так через двенадцать…
24. В прошлом…
25. Дело в том, что…
26. В настоящее время…
27. Самое лучшее…
28. Принимая во внимание…
29. Если бы не…
30. Всегда…
31. Возможность…
32. В случае…
33. Обычно…
34. Если бы даже…
35. До сих пор…
36. Условие для…
37. Более всего…
38. Насчет…
39. С недавнего времени…
40. Только с тех пор…
Анализ
Интерпретация:
Эгоцентризм как черта личности, проявляется в преувеличенном подчеркивании своего «Я», в эгоизме, в неспособность индивида, сосредоточенного преимущественно на собственных интересах, изменить свою позицию по отношению к чужому мнению, представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.
Эгоцентрическая направленность как тенденция личности может проявляться в познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах. Личность с такой направленностью может испытывать затруднения в непонимании переживаний других людей, отсутствии эмоциональной отзывчивости, в неумении учитывать точки зрения других людей и координировать их со своей собственной точки зрения.
Ниже приводятся нормы, связанные с оценкой уровня эгоцентрической направленности подростков и старших школьников.
Низкий | Средний | Высокий | ||
4 класс | мальчики | 0-9 | 10-25 | 26-40 |
девочки | 0-8 | 9-24 | 25-40 | |
5 класс | мальчики | 0-11 | 12-27 | 28-40 |
девочки | 0-10 | 11-26 | 27-40 | |
6 класс | мальчики | 0-13 | 14-28 | 29-40 |
девочки | 0-14 | 15-26 | 27-40 | |
7 класс | мальчики | 0-12 | 13-27 | 28-40 |
девочки | 0-13 | 14-25 | 26-40 | |
8 класс | мальчики | 0-8 | 9-22 | 23-40 |
девочки | 0-9 | 10-23 | 24-40 | |
10 класс | мальчики | 0-7 | 8-20 | 21-40 |
девочки | 0-8 | 9-23 | 24-40 | |
11 класс | мальчики | 0-7 | 8-20 | 21-40 |
девочки | 0-7 | 8-21 | 22-40 |
studfile.net
Занятие 5. Тест «Эгоцентрические ассоциации»
Цель. Определить эгоцентрическую направленность личности.
Инструкция. Тест содержит 40 незаконченных предложений. Необходимо дописать их. Испытуемый должен сделать это быстро, не раздумывая, записывая первую пришедшую в голову мысль.
Тестовый материал.
В такой ситуации…
Легче всего…
Несмотря на то, что…
Чем дальше…
По сравнению с…
Каждый…
Жаль, что…
В результате…
Если…
Несколько лет тому назад…
Самое важное то, что…
На самом деле…
Только…
Настоящая проблема в том, что…
Неправда, что…
Придет день, когда…
Самое большое…
Никогда…
В то, что…
Вряд ли возможно, что…
Главное в том, что…
Иногда…
Лет эдак через двенадцать…
В прошлом…
Дело в том, что…
В настоящее время…
Самое лучшее…
Принимая во внимание…
Если бы не…
Всегда…
Возможность…
В случае…
Обычно…
Если бы даже…
До сих пор…
Условие для…
Более всего…
Насчет…
С недавнего…
Только с тех пор…
Обработка результатов. Цель обработки — получение индекса эгоцентризма, по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты имеет смысл, если испытуемый полностью справился с заданием. Поэтому в процессе тестирования важно добиваться, чтобы закончены были все предложения. В случае, когда более десяти предложений не закончены, обрабатывать тест нецелесообразно. Индекс эгоцентризма определяют по количеству предложений, в которых имеются личные местоимения первого лица единственного числа: я, мне, мною и т. д., притяжательные местоимения: мой, моих и т. д. Учитываются также начатые, но не законченные испытуемым предложения, содержащие данные местоимения, и предложения, в которых имеется глагол первого лица единственного числа. За каждое такое предложение проставляется 1 балл, затем подсчитывается сумма баллов.
Интерпретация результатов. При сумме 0—13 баллов у испытуемого низкий уровень эгоцентризма, при сумме 27— 40 баллов — высокий.
Занятие 6. Методика определения индекса жизненной удовлетворенности
Теоретическое обоснование. Тест «Индекс жизненной удовлетворенности», разработанный группой американских ученых, занимающихся социально-психологическими проблемами геронтологии, был впервые опубликован в 1961 г. и вскоре получил широкое распространение в геронтологических исследованиях. Популярность этой методики была обусловлена в первую очередь ее компактностью и оперативностью: всего несколько минут уходит как на заполнение, так и на подсчет суммарного индекса. Кроме того, получаемый показатель достаточно чувствителен к различным социально-психологическим факторам и позволяет дифференцировать психологическое состояние людей, определяемое условиями жизни, особенностями повседневного поведения и личностных диспозиций.
Идея построения шкалы жизненной удовлетворенности возникла у авторов теста в процессе исследования психологической адаптации стареющего человека к изменяющимся жизненным обстоятельствам. За категорией «жизненная удовлетворенность» стоит самое общее представление о психологическом комфорте человека. Анализируя данные многолетних предыдущих исследований, авторы в первую очередь попытались выделить основные компоненты, составляющие в комплексе сложные и многозначные категории — «психологическое состояние», «общий психологический комфорт». Были определены рабочие оценочные шкалы: I — интерес к жизни (как категория, противоположная апатии), II — решительность, сила воли, целеустремленность (последовательность в достижении жизненных целей), III — согласованность между поставленными и реально достигнутыми целями, IV — положительная оценка собственных качеств и поступков, V — общий фон («тональность») настроения.
Пытаясь найти наиболее точное определение, отражающее то общее психологическое состояние, которое в совокупности составляют вышеназванные компоненты, авторы рассмотрели ряд категорий и остановили свой выбор на термине «жизненная удовлетворенность».
Каждый из перечисленных выше пяти параметров рассматривался в качестве пятибалльной шкалы; оценочные заключения по шкалам основывались не на прямых высказываниях опрашиваемого, а на выводах, сделанных экспертами на основании всей полученной информации, включая данные опросов лиц, хорошо знающих испытуемого.
В общей сложности с каждым испытуемым проводилось четыре интервью. Если под влиянием различных жизненных обстоятельств менялось психологическое состояние человека, то в заключительный анализ попадали оценки, полученные в результате последнего (четвертого) интервью.
По шкале I (интерес к жизни) высоко оценивались люди, которые с увлечением относились к своим повседневным делам и обязанностям, независимо от конкретного содержания этих занятий. Низкую оценку по этой шкале получали люди, находившиеся в состоянии апатии, испытывавшие скуку или раздражение от тех дел, которыми им приходилось заниматься.
В качестве составляющей II рассматривались такие особенности отношения к жизни, как решительность, стойкость, сила духа, направленные на достижение жизненных целей. Низкая оценка по этой шкале отражает пассивное примирение с жизненными неудачами, безразличное отношение к происходящему, покорное принятие того, что предлагает жизнь.
По шкале III (согласованность между поставленными и достигнутыми целями) высоко оценивается человек, который убежден, что достиг или способен достигнуть тех целей, которые считает для себя важными. Низким баллом оценивался тот, кто был убежден, что не использовал в достаточной мере удобных случаев и возможностей для достижения жизненных успехов.
По четвертому параметру IV оценивалось отношение к самому себе — самооценка человеком своих качеств: физических (внешности), психологических (характера) и социальных (статуса). Низкие оценки по этой шкале получали люди, чувствовавшие себя непривлекательными, слабыми, нетрудоспособными или вообще ни на что не годными.
По пятой составляющей жизненной удовлетворенности V оценивались психоэмоциональный тонус, общий фон настроения испытуемого: положительно — люди, характеризующиеся оптимистическим мировоззрением, хорошим настроением, бодростью духа, доброжелательным отношением к другим людям, спокойным отношением к житейским проблемам. Хорошее настроение, присущее такому человеку, как правило, связано с тем, что от жизни он испытывает удовольствие и открыто его выражает.
Дальнейшая работа над методикой измерения жизненной удовлетворенности определялась задачей сделать обследование максимально компактным, применимым для массовых исследований.
Из всей группы обследованных было отобрано 60 человек с наиболее высокими и наиболее низкими показателями жизненной удовлетворенности. Те зафиксированные высказывания и суждения, которые в наибольшей степени дифференцировали эти группы людей, были положены в основу опросника самооценки жизненной удовлетворенности.
Составленный в результате апробации и статистической обработки тест включает 20 пунктов-суждений. Суммарный балл, величина которого варьирует от 0 до 40 баллов, является индексом жизненной удовлетворенности.
Цель. Определение общего психологического состояния человека.
Инструкция. Испытуемому предъявляется для заполнения бланк теста (см. табл. 23). Бланк дается без ключа. Участнику опроса разъясняют, что люди по-разному оценивают различные периоды своей жизни, что на бланке зафиксированы некоторые наиболее частые высказывания людей о своем настроении в разные периоды жизни, и предлагают отметить каждое суждение.
Тестовый материал.
Таблица 23
№№ | Суждение | Согласен | Не согласен | Не знаю | ||||
1. | С возрастом многое мне кажется лучше, чем я ожидал раньше. | 2 | 0 | 1 | ||||
2. | Жизнь принесла мне больше разочарований, чем большинству людей, которых я знаю. | 0 | 2 | 1 | ||||
3. | Сейчас самый мрачный период в моей жизни. | 0 | 2 | 1 | ||||
4. | Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем есть. | 0 | 2 | 1 | ||||
5. | Сейчас я почти так же счастлив, как и в то время, когда был моложе. | 2 | 0 | 1 | ||||
6. | Большинство дел, которыми мне приходится заниматься, скучные и неинтересные. | 0 | 2 | 1 | ||||
7. | Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни. | 2 | 0 | 1 | ||||
8. | Я считаю, что в будущем меня ожидают интересные и приятные дела. | 2 | 0 | 1 | ||||
9. | К своим делам и занятиям я испытываю такой же интерес, как и раньше. | 2 | 0 | 1 | ||||
10. | С возрастом я все больше ощущаю какую-то усталость. | 0 | 2 | 1 | ||||
11. | Ощущение возраста не беспокоит меня. | 2 | 0 | 1 | ||||
12. | Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я испытываю чувство удовлетворения. | 2 | 0 | 1 | ||||
13. | Я не изменил бы свою прошлую жизнь, даже если бы имел такую возможность. | 2 | 0 | 1 | ||||
14. | По сравнению с другими людьми моего возраста я наделал в своей жизни массу глупостей. | 0 | 2 | 1 | ||||
15. | Я выгляжу лучше, чем большинство других людей моего возраста. | 2 | 0 | 1 | ||||
16. | У меня есть некоторые планы, которые я намереваюсь осуществить в ближайшее время. | 2 | 0 | 1 | ||||
17. | Оглядываясь на прошлое, могу сказать, что многое в своей жизни я упустил. | 0 | 2 | 1 | ||||
18. | Я слишком часто, по сравнению с другими людьми, нахожусь в подавленном настроении. | 0 | 2 | 1 | ||||
19. | Я получил довольно много из того, что ожидал от жизни. | 2 | 0 | 1 | ||||
20. | Что бы ни говорили, а с возрастом большинству людей становится хуже, а не лучше. | 0 | 2 | 1 |
Обработка результатов. Подсчитывается общий суммарный балл, который является индексом жизненной удовлетворенности.
Интерпретация результатов. Показатель индекса жизненной удовлетворенности (ЖУ) отражает общее психологическое состояние человека, степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности. Индекс ЖУ — интегративный показатель системы отношений человека к жизни, его общего умонастроения. Он может быть использован для дифференцированной оценки особенностей стиля жизни, потребностей, мотивов, установок, ценностных ориентации человека с целью определения, какие из них положительно сказываются на его общем психологическом состоянии, а какие — отрицательно. На показателе ЖУ практически не сказываются демографические факторы (пол, возраст). Эти факторы оказывают влияние в той мере, в какой они определяют вовлеченность человека в различные социально-экономические и социально-психологические особенности его жизнедеятельности.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение ситуативной тревожности.
2. Как соотносится личностная тревожность с ситуативной?
3. Укажите особенности переживания тревоги в пожилом возрасте.
4. Что такое аффилиация?
5. Перечислите проявления аффилиативной потребности.
6. Какое место занимает аффилиативная потребность в мотивационной сфере пожилого человека?
7. Укажите поведенческие проявления склонности к одиночеству.
8. Какие эмоциональные коррелянты имеет склонность к одиночеству?
9. Как проявляется склонность к одиночеству в пожилом возрасте?
10. Почему для диагностики в пожилом возрасте предпочтительны экспресс-методики?
11. Дайте сравнительный анализ проявлений экстраверсии в пожилом и среднем возрасте.
12. Укажите особенности нейротизма в пожилом возрасте.
13. Укажите психодиагностические возможности данной методики для людей пожилого возраста.
14. На каких психологических закономерностях основана экспресс методика Г. Айзенка?
15. Укажите особенности эгоцентрических ассоциаций в пожилом возрасте.
16. Что представляет собой индекс жизненной удовлетворенности?
17. Какое влияние оказывает возраст на степень удовлетворенности жизнью?
18. Перечислите основные психологические проблемы пожилого возраста, влияющие на удовлетворенность жизнью.
studfile.net
Диагностика личностного эгоцентризма — 2
метки: Человек, Результат, Просить, Убедить, Сделать, Вопрос, Входной, НеобходимоДиагностика от 22 лет
Инструкция к прохождения диагностики: вам предлагается пройти 5 методик и заполнить 1 небольшую анкету. Заполнять тесты необходимо прямо в документе, который вы сейчас открыли и с которым работаете. На вопросы в анкетах необходимо давать развёрнутые ответы. На вопросы в тестах можно отвечать в удобной для вас форме: да/нет, +/- перед или после вопроса, или ваш вариант ответа, но тогда с пояснением, что какой символ в вашем случае означает и не выходя за рамки требований в тесте. К каждому тесту будет прилагаться инструкция, в которой очень доступно описано то, что вам надо будет сделать, главное — внимательно её прочитать. Также, вам необходимо указать дату заполнения, ваш пол и возраст- это обязательное условие. Если вы решили проходить эти тесты, в свою очередь ваш партнёр (парень/девушка, муж/жена, сожитель/сожительница) тоже должны их пройти, в противном случае данные не будут иметь никакой информативности. Если вы находитесь в возрастной категории от 22 — походите этот банк тестов, если ваш партнёр находиться в возрастной категории от 18 и 22, проходит второй банк методик, если ваш партнёр младше 18, вы не проходите диагностику.
Результаты просьба присылать парами, чтобы не возникало путаницы. Если вы заинтересованы в том, чтобы получить результаты вашей диагностики, вам необходимо будет подписать ваши документы (сам вордовский файл) и через 3 недели написать мне по поводу того, что хотели бы получить данные. В исследовании примут участие 200 человек, поэтому раньше указанного срока, результаты готовы не будут, т.к. проверка будет производиться в ручную. Огромное спасибо, что отозвались на просьбу автора, ваше участие очень сильно поможет в моей научной работе, по вопросам можете обращаться в лс, успешного прохождения диагностики! J
Дата:
Пол:
Возраст:
Анкета № 2: (отвечать можно прямо под вопросами)
1 — зарегестрированый брак или нет
2 — сколько знакомы
3 — сколько живёте вместе2 стр., 957 слов
Слайд № 4. Результаты входной диагностики
… мира. Его необходимо развивать своевременно, начиная с самого раннего возраста. Слайд № 4. Результаты входной диагностики Педагог:В … выполнении творческих заданий. На экране мы видим результаты входной диагностики 2012 года, которые показали что показатели … выявленные при сравнении показателей начальной и заключительной диагностики, свидетельствуют о возможности в процессе целенаправленного обучения …
Диагностика личностной установки «альтруизм — эгоизм» — 1
Инструкция. Внимательно прочитайте, вопросы и ответьте на них «да» или «нет» исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации.
Опросник
1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?
2. Вам легче просить за других, чем за себя?
3. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-нибудь просят?
4. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?
5. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?
6. Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей?
7. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить для других людей?
8. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?
9. Ваша отличительная черта — бескорыстие?
10. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?
11. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?
12. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?
13. Ваша отличительная черта — стремление помочь другим людям?
14. Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других?
15. Вы обычно много времени уделяете своей особе?
16. Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться?
17. Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени?
18. Свободное время вы используете только для своих увлечений?
19. Вы можете назвать себя эгоистом?
20. Вы способны приложить максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?
Диагностика личностного эгоцентризма — 2
Инструкция. Тест содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Сразу записывайте первое пришедшее в голову окончание незаконченного предложения. Старайтесь работать быстро. Время выполнения задания фиксируется.10 стр., 4681 слов
Диагностика мышления
… ) и 2 красных квадрата (большой и маленький). Диагностика мышления — Стр 2 5) Инструкция: Посмотри на эти фигурки. Чем они отличаются друг … куб за 15 мин, экспериментатор ему показывает, как надо это сделать и, рассыпав куб, предлагает сложить повторно, но уже другого … Это дикие животные, а лошадь — животное домашнее, она живет с человеком, и эту картинку надо положить в ту группу, где корова …
Бланк теста эгоцентрических ассоциаций выглядит следующим образом:
1. В такой ситуации…
2. Легче всего…
3. Несмотря на то, что…
4. Чем дольше…
5. По сравнению с…
6. Каждый…
7. Жаль, что…
8. В результате…
9. Если…
10. Несколько лет тому назад…
11. Самое важное то, что…
12. Только…
13. На самом деле…
14. Настоящая проблема в том, что…
15. Неправда, что…
16. Придет такой день, когда…
17. Самое большое…
18. Никогда…
19. В то, что…
20. Вряд ли возможно, что…
21. Главное в том, что…
22. Иногда…
23. Лет так через двенадцать…
24. В прошлом…
25. Дело в том, что…
26. В настоящее время…
27. Самое лучшее…
28. Принимая во внимание…
29. Если бы не…
30. Всегда…
31. Возможность…
32. В случае…
33. Обычно…
34. Если бы даже…
35. До сих пор…
36. Условие для…
37. Более всего…
38. Насчет…
39. С недавнего времени…
40. Только с тех пор…
Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» — 4
Инструкция
Если вы согласны с данными утверждениями, ставьте рядом с их номерами знак «+», если не согласны — знак «-».
Текст опросника
1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.
2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.
3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.
4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.
25 стр., 12060 слов
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
… а созвучие магнитно вознесет в Высшие Сферы. Если бы люди поняли, какие чудесные возможности может дать тонкое существование, отношение … время – и будете знать. В Тонком Мире легче преумножать и расширять Знания. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВНЕТЕЛЕСНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ РОБЕРТА МОНРО … истории, а переживаниям людей совершенно различных культур и времен присуще множество общих особенностей. Легко убедиться в том, …
5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.
6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.
7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.
8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.
9. Моя интуиция — более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.
10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности бестактно.
11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.
12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.
13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.
14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.
16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.
17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.
18. Мне легко удается, подражая людям, копировать их интонацию, мимику.
19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.
20. Чужой смех обычно заражает меня.
21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.
22. Плакать от счастья глупо.
23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.
24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.
25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.
26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разложив по полочкам».
28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.
29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.
4 стр., 1823 слов
1. Человек коммуникативный
… способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в … профессиональной специализации в рекламе. Финансовый директор – человек, под руководством которого работает несколько сотрудников, занимающихся … занимается воплощением задуманного проекта в жизнь. Визуализатор – человек, который представляет идеи копирайтера в визуальном виде. …
30. У меня творческая натура — поэтическая, художественная, артистичная.
31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.
32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.
34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.
35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.
36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.
Методика Карпова А.В. Диагностика рефлексии — 5
Инструкция. Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов, напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа:
1- абсолютно неверно;
2- неверно;
3- скорее неверно;
4- не знаю;
5- скорее верно;
6- верно;
7- совершенно верно.
Стимульный материал:
1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней; хочется ее с кем-нибудь обсудить.
2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло мне в голову.
3. Прежде, чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.
4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могут отвлечься от мыслей о нем.
5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.
6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях.
7. Главное для меня — представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение.
9 стр., 4353 слов
Невербальные знаки заинтересованности разговором
… считаются комплименты, позволяющие побудить собеседника мысленно продолжить их, дать волю фантазиям. Бывает, мужчине говорят, что его … разговором, вовремя задавать иные наводящие вопросы и не терять инициативу; — могут вызывать ненужные оценки. Важно стараться … произнесении или перепутав имя, следует извиниться. При разговоре немаловажное значение играет расстояние между собеседниками. Оптимальная …
8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо не доволен мною.
9. Я часто ставлю себя на место другого человека.
10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы.
11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил план.
12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.
13. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки.
14. Как правило, что-то задумав, я покручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.
15. Я беспокоюсь о своем будущем.
16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.
17. Порой я принимаю необдуманные решения.
18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.
19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто виноват, я в первую очередь, начинаю с себя.
20. Прежде, чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить.
21. У мня бываю конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения от меня ожидают окружающие.
22. Бывает, что обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним диалог.
23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.
24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, какими словами это лучше сделать, чтобы его не обидеть.
25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.
26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.
27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.
СПАСИБО!
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Отправить запрос
forpsy.ru